Прикрепленная тема гунны кто они по национальности. От Ругила к Атилле

Гунны - народ, внезапно явившийся из глубин Азии, прокатившийся волной по Европе и оставивший о себе множество легенд. Самым известным гуннским вождём стал Аттила, великий конунг Атли скандинавских саг.
Из Азии в разные времена мигрировало много различных народов, но именно гунны оставили столь яркий след в истории, словно растворившись после загадочной гибели своего самого великого вождя.

Вопросом культуры и происхождения гуннов занимались такие видные учёные, как И.П.Засецкая, Б.В.Лунин, В.А.Кореняко, С.С.Миняев, П.Н.Савицкий, О. Менхен-Хелфен, Т. Хайяши, Т.Барфилд, Н.Н. Крадин, П.Б.Коновалов, Л.Н.Гумилёв.
Что говорят их исследования?

Происхождение из глубин Сибири

В монгольских степях обитал пра-тюркский народ хуннов, теснимый со всех сторон врагами. Власть у хуннов наследовалась по такому же принципу, как впоследствии у русских князей: от брата к брату, и лишь потом к сыновьям. В третьем столетии до нашей эры шаньюем (правителем) стал Тумань. Он мечтал избавиться от своего старшего сына Модэ, чтобы передать престол младшему сыну от любимой наложницы. Для реализации этого плана Тумань отправил Модэ заложником к согдам и напал на них в расчёте, что те убьют его сына и избавят от дальнейших хлопот. Но Модэ оперативно оценил ситуацию, убил свою охрану, украл коня и бежал к своим. Под давлением общественного мнения Тумань выделил старшему сыну 10000 воинов, которых Модэ принялся обучать по новой схеме. Для начала он ввёл в обиход необычные стрелы с прорезью, которые свистели при полёте. Если воины слышали свист стрелы своего принца, они обязаны были немедленно стрелять в ту же цель. И вот Модэ устроил проверку: выстрелил в своего великолепного аргамака. Тем, кто опустил луки, он отрубил головы. Затем он выстрелил в свою молодую жену. Уклонившиеся также были казнены. Следующей целью стал аргамак его отца Туманя, и выстрелили все до единого. После чего Модэ убил самого Туманя, его наложницу, сводного брата, и сам стал шаньюем.
Модэ правил державой хуннов 40 лет и возвысил её над всеми окружающими народами.

Несколько поколений спустя ситуация в степи переменилась. Хунны были разбиты и раздроблены. Часть их бежала на запад и примкнула к зауральским уграм. Двести лет два народа жили бок о бок, а затем последовала волна их совместной экспансии. Именно этот смешанный народ стал впоследствии известен под названием «гунны».

Гунны – возможные родственники германских народов

Гунны и норманны - два этноса, которые пользовались почти аналогичной рунической письменностью. Речь идёт о тех самых рунах, которые, как говорит Старшая Эдда, бог Один принёс из Азии. Азиатские руны на несколько столетий древнее: они найдены на могилах тюркских богатырей, например, Кюль-Тегина. Возможно, эти древние родственные связи послужили причиной того, что на территории Европы союзниками гуннов стал ряд германских народов. Конунг Атли – один из излюбленных романтических персонажей скандинавских саг, например, «Песни о Хлёде», где конунг показан в некотором роде подкаблучником. Действительно, Аттила был в кругу семьи весьма мягким человеком, любящим своих детей и многочисленных жён.

Религия из глубины веков

Религией этого кочевого народа было тенгрианство – поклонение Вечному Голубому Небу. Местом обитания верховного божества считалась гора Хан-Тенгри в Тянь-Шане, также существовало много капищ с идолами, литыми из серебра. В качестве защитного символа гунны носили амулеты из драгоценных металлов с изображением драконов. Среди правящей верхушки гуннов имелся верховный шаман, который испрашивал у божества советы для принятия важных решений. Священными считались стихии: огонь, вода, земля.
Имелся также культ священных деревьев, им в жертву приносились лошади, шкуры которых снимались и распяливались между ветвями, а кровь разливалась вокруг.
Призывая помощь бога войны, хунны применяли очень древний обычай «туом»: расстрел знатного пленника «тысячью стрел». Логично предположить, что и гунны совершали такой же обряд.

Армия, не умеющая штурмовать крепости

Гунны подчинили такие мощные державы той эпохи, как империя остготов и аланский каганат. Решить загадку успехов «варварского народа» пытались ещё современники: римский центурион Аммиан Марцеллин, византийский философ Евнапий, готские хронисты Иордан и Приск Панийский. Все они относились к гуннам враждебно и постарались очернить их перед потомками, красочно описывая их некрасивую внешность и варварские обычаи. Однако как могли варвары справиться с сильнейшими государствами той эпохи?

Авторы объясняли успехи гуннов их специфической воинской тактикой: «Аланов, хоть и равных им в бою… подчинили себе, обессилив частыми стычками». Такую тактику использовали массагеты в войне против Александра Македонского: партизанская война лёгкой конницы против тяжёлой пехоты действительно была успешной. Однако основную воинскую силу аланов составляла не пехота, а мощная, прекрасно обученная тяжёлая конница. Они применяли проверенную сарматскую тактику ближнего боя. У аланов были крепости, которые гунны брать не умели, и оставили непобеждёнными у себя в тылу, хотя инфраструктура каганата была ими разрушена. Многие аланы бежали на запад и поселились на Луаре.

Как гунны победили крымских готов: вброд через море

После подчинения Аланского каганата гунны под предводительством Баламбера вышли на прямое столкновение с остготами короля Германариха. Готы занимали Крым и Северное Причерноморье. Взять полуостров со стороны поймы Дона гунны не могли: они не были способны сражаться в болотистой местности, которую к тому же оборонял воинственный народ герулов. Никаких средств для переправки армии по морю у гуннов не было. Таким образом, готы на территории Крымского полуострова ощущали себя в безопасности. Это их и погубило.

Древние славяне – анты, были насильственно подчинены готам и относились к этой ситуации безо всякого энтузиазма. Как только на политическом горизонте возникли гунны, анты примкнули к ним. Готский летописец Иордан называет антов «вероломными» и считает основной причиной падения готской державы. Возможно, именно анты снабдили гуннов информацией, которая позволила последним захватить Крымский полуостров вброд со стороны Керченского пролива.

Согласно сообщению Иордана, в 371 году гуннские всадники во время охоты на Таманском полуострове преследовали олениху и загнали её на самый мыс. Олениха вошла в море и, осторожно ступая и нащупывая дно, перешла на землю Крыма, указав тем самым брод: по этому пути гуннская армия прошла в тыл своим противникам и захватила Крымский полуостров. Король Германарих, которому на тот момент было более 110 лет, в отчаянии пронзил себя мечом.

Гунны не уничтожили и не изгнали готов, а лишь подчинили своей власти. Преемником Германариха стал Винитарий. У него осталась достаточно мощная армия и структура власти. Он попытался лишить гуннов их важнейшего союзника и атаковал антов, взял в плен и распял короля Божа с сыновьями и 70 старейшинами. Гунны, в свою очередь, напали на Винитария и убили его в бою на реке Эрак (Днепр). Часть уцелевших остготов переместилась во владения римлян, остальные подчинились гуннскому вождю.

Гунны – народ с высоким уровнем дипломатической культуры

Если рассматривать гуннов как полудиких варваров, как это делали Иордан и Аммиан Марцеллин, понять секрет их успехов невозможно. Главная причина – талант их вождей, а также уровень дипломатии, который не уступал ведущим европейским государствам.

Гунны отлично знали всю «кухню» отношений окрестных народов, умели получать необходимую информацию и мастерски действовали не только в бою, но и путём переговоров. Империя короля Германариха держалась исключительно на подчинении грубой силе. Вождь гуннов Баламбер привлёк на свою сторону все народы, обиженные и угнетённые готами, а их было немало.
Другие гуннские вожди придерживались аналогичной схемы и не стремились воевать там, где имелся шанс договориться по-хорошему. Ругила в 430 году налаживал дипломатические контакты с Римской империей и даже помогал войсками для подавления восстания багаудов в Галлии. Рим к этому моменту уже находился в состоянии распада, но многие его граждане примкнули к гуннам, предпочитая их упорядоченную власть произволу собственных чиновников.
В 447 году Аттила со своей армией дошёл до стен Константинополя. Взять мощные укрепления у него шансов не было, но он сумел заключить с императором Феодосием унизительный для того мир с выплатой дани и передачей гуннам части территории.

Причина нового похода на запад: ищите женщину!

Спустя 3 года византийский император Маркиан расторг мирный договор с гуннами, но Аттила счёл более заманчивым поход в Галлию: туда ушла часть аланов, которых Аттила желал победить, кроме того, имелась ещё одна причина.

Принцесса Юста Грата Гонория была сестрой императора Западной Римской империи Валентиниана III, её муж мог бы претендовать на императорскую власть. Чтобы избежать возможной конкуренции, Валентиниан собирался выдать сестру замуж за престарелого и благонадёжного сенатора Геркулана, чего ей совершенно не хотелось. Гонория отправила Аттиле своё кольцо и призыв о вступлении в брак. И в результате гуннская орда прошла весь север Италии, разграбила долину реки По, попутно разгромила королевство бургундов, и добралась до Орлеана, но взять его гунны не смогли. Валентиниан не допустил брака Аттилы с Гонорией, сама принцесса избежала пыток, а может быть и казни, только благодаря заступничеству матери.
Причиной ухода гуннов из Италии востоковед Отто Менхен-Хелфен считает начавшуюся эпидемию чумы.

Смерть вождя и распад державы

Покинув Италию, Аттила решил взять в жёны красавицу Ильдико (Хильду), дочь короля Бургундии, но умер в брачную ночь от носового кровотечения. Иордан повествует, что вождь гуннов умер от невоздержанности и пьянства. Но в произведениях германской мифологии «Старшая Эдда» и других конунг Атли убит своей женой Гудрун, которая отомстила за смерть своих братьев.

В следующем, 454 году держава гуннов прекратила своё существование. Наиболее выдающиеся сыновья Аттилы – Эллак и Денгизих, вскоре погибли в боях. Но гунны и их знаменитый вождь стали частью истории и мифологии многих народов.

Что европейские народы позаимствовали у гуннов

В римской армии военачальник Фабий Аэций ввёл гуннские составные короткие луки с обратным изгибом, хорошо приспособленные для стрельбы с коня.
Предки гуннов – хунны, являются изобретателями стремян: именно от них эта часть сбруи распространилась у остальных народов.
Имена гуннских вождей вошли в моду в Европе и стали привычными: Балтазар, Донат, и конечно Аттила: имя это особо популярно в Венгрии.

Атилла в бою

Об этом этносе есть множество противоречивых мнений, которые редко пересекаются в одну точку зрения. Древние западноевропейские историки говорят одно, китайские другое, персидские сообщают третье. Гунны, племенной союз древних тюрок, являются потомками великих хуннов, и это факт, который, к сожалению, не все хотят принимать.

Хунны создали свою державу в 3 в. до н. э., когда к власти пришёл сын шаньюя Туманя — Модэ. Отец не любил своего старшего сына и старался любыми способами от него избавиться. Тумань отдал его в заложники юэчжам, а затем напал на них, чтобы те убили сына. Но Модэ смог бежать. Тумань уже не посмел убить сына после его возвращения. Отец поставил его во главе 10 000 семей. А Модэ, в свою очередь, создал жёсткую дисциплину в своём войске, после чего произвёл переворот, за которым последовала гибель Туманя, его жены и младшего брата, и он сам стал шаньюем. Грозный Модэ не церемонился со своими подчинёнными, рубил головы даже за мелкие провинности. Он создал настолько жёсткую систему ведения войны, хунны стали побеждать китайцев, у которых был двадцатикратный перевес вооруженного состава!

Такое государство, как империя Хань, было отнюдь не слабым. Об этом писал китайский историк 1 в. Сыма Цянь. Мы не будем останавливаться на подробном описании истории державы Хунну, а просто проведём короткий экскурс, а затем перейдём к основной теме, где нас интересуют уже гунны, которым, собственно говоря, я и посвятил эту тему. Хунны вели войны с восточными племенами дунху, затем с юэчжами, но самыми частыми были войны с Китаем. В периоде с 202 г. до н. э. до середины 1 в. они сдерживали агрессию сначала империи Цинь, а потом империи Хань. Но китайцы, терпевшие поражения от «свистящих стрел» храбрых хуннов (хунны делали стрелы с отверстиями на кончике, вследствие чего стрела летела со свистом и действовала на психику противника), стали использовать своих искусных дипломатов, которые подняли против хуннов окрестные племена и смогли ввязать государство в междоусобную войну. Ситуация была очень тяжёлой. Междоусобица расколола державу Хунну. Затем, как говорят историки, в степи началась вековая засуха, пустыня Гоби расширилась. То есть здесь сильно повлияла не только политическая обстановка, но и природный фактор. Теперь восточные соседи и предки монголов – сяньбийцы- стали постепенно завоевывать влияние в Великой Степи, а с хуннами они решили покончить (2 в.)

Выше описанные события разделили хуннов на четыре ветви. Южные хунны стали жить в самой северной части Китая — Ордосе и считались ядром китайской военной мощи; хунны-юебань ушли в Среднюю Азию, разделившись на племена: чуюе, чуми, чумугунь, чубань; Северные хунны продолжали сопротивляться воинственным сяньбийцам, но затягивать войну больше не могли. Обессиленные засухой, они бежали на Запад к новым землям. Последние, четвёртые, самые слабые и субпассионарные подчинились добровольно Сяньби.

Северные хунны

Путь на Запад был чрезвычайно сложным, так как за спинами уцелевших хуннов были сяньбийцы, которые преследовали беглецов. Великий историк Л.Н. Гумилёв пишет, что женщины не могли выдержать этого перехода. Уцелели только физически и духовно крепкие люди, т.е., в основном, мужчины. Но сколько их было? Ответ на этот вопрос содержится в книге Гумилёва «Тысячелетие вокруг Каспия»: «Вернёмся к демографической проблеме, которая, несмотря на всю приблизительность цифровых данных, даёт нам необходимое решение. Выше было указано, что хуннов в 1 в. до н. э. было 300 тысяч человек. За 1-2 вв. н. э. был прирост, но очень небольшой, так как хунны всё время воевали, к ним присоединились лишь китайские эмигранты — кулы». Подчёркиваю, что кулы — это эмигранты, бежавшие от произвола китайских чиновников и императора, которые считали, что найдут покой у хуннов. «Кулами», т. е. рабами, их прозвали хунны. Слившись в систему державы Хунну, кулы стали хуннским субэтносом. В 3 в. в Китае насчитывалось 30 тысяч семей, т. е. около 150 тысяч хуннов, а «малосильных» в Средней Азии около 200 тысяч (хунны-юебань). Так сколько же могло уйти на Запад? В лучшем случае — 20-30 тысяч воинов, без жён, детей и стариков, неспособных вынести отступление по чужой стране без передышек, ибо сяньбийцы преследовали хуннов и убивали оставшихся.

Эти энергичные, пассионарные люди прошли 2600 км за 1000 дней. Остановились они только на территории Урало-Волжского междуречья, где, найдя убежище и спокойную жизнь, хунны в буквальном смысле подружились с угро-финскими племенами. Известно, что многие угро-финны покинули степную зону и уплыли на север по Оби, где уже в северной части Урала встретились с малоизвестным племенем — сииртя, относившийся к некой Усть-полуйской культуре. Считалось, что сииртя — очень опасный и беспощадный народ, который нападает внезапно на пришельцев.

Очень интересно, как хунны могли взаимодействоать с уграми и финнами через такое огромное расстояние, а точнее через всю таёжную зону с юга на север? «Заметим, что все перечисленные этносы (вначале перечислются народы Поволжья. Угорские: мокша, луговые черемисы, Чудь заволоцкая; Финны: эрзя, горные черемисы, Чудь белоглазая. Чуваши-потомки гуннов, т. к.чувашский язык принадлежит к наиболее архаичным тюркским языкам) живут около Волги и её притоков или поблизости от них. Значит, именно Волга, замерзающая зимой, была дорогой угров и гуннов на север,» — пишет Л. Н. Гумилёв.

Пришедшие в новые земли хунны ни с кем не воевали 200 лет, жили мирно, составляя хунно-угро-финнский симбиоз. Как уже было сказано выше, у хуннов не хватало женщин, недостаток они и восполнили благодаря уграм. О полной ассимиляции говорить не приходится, был только симбиоз и не более. Образовался этнос гуннов, т. е. тех самых ужасных для европейцев «дикарей». Хотя, судя по тому, что за такой промежуток времени от 160 г. до 360 г. н.э. гунны не вели войн, можно судить, что римско-германские историки преувеличивали. Один из них — историк Аммиан Марцеллин , который по словам своего лазутчика, испугавшегося «страшных кочевых варваров», докладывал своему хозяину о неизвестных пришельцах.

Взгляд на Европу

Период большой резни народов. Идёт постепенный развал Западной Римской империи, возвышается Восточная Римская империя и т. д. Начнём, пожалуй, с Восточной части Европы. Здесь, в Причерноморских степях, последние скифы отстаивают свою независимость и жизнь от аланов (сарматов). Сарматы жестоко расправляются со скифами, истребив одних и вытеснив других в Крым. Бедные скифы посчитали, что Крым станет неприступной природной крепостью для врагов, но, к сожалению, события покатились не в пользу скифов. В устье Вислы высадились три отряда воинственного племени готов. Готы разделились на вестготов, гепидов и остготов.

Остготы стали завоевателями Восточно-Европейской равнины. Здесь они покорили племена антов (предков полян), венедов (тоже славян, как и антов, но являющихся самыми воинственными из славянских племён и равно пассионарными со многими германскими племенами). В будущем венеды разделятся на лютичей и бодричей, которых в Средневовье уничтожат швабские императоры), ругов (племя германское, жившее до разгрома от готов на берегах Вислы.), герулов (германское племя), а затем поголовно уничтожили последних скифов в Крыму и здесь же создали свой флот, заимствуя его у греков. Остготы создали своё сильное королевство, во главе которого стали править короли из рода Амалов (благородных), среди них особо отличился король Германарих . Они стали союзниками аланов. Позднее гунны придут, как мстители за скифов (гунны знали о скифах и их родственных саках, так как их культура произвела на гуннов большое впечатление) и освободители славянских племён от жестоких аланов и германцев, если смотреть на историю этих народов «с высоты птичего полета», как называл это Лев Николаевич.

Вестготы во главе рода Балтов (храбрых) побеждают римлян, проходят Балканы, а позже захватывают Рим. Римляне отличали готов, как агрессивных воинов с длинными копьями. Как раз эти длинные копья серьёзно помогали готам в сражениях с римскими пехотинцами-легионерами. Готы захватывают половину Европы; Франки захватывают Галлию; Вандалы проходят Западную Европу, обосновываются в Испании, где сталкиваются со свевами (затем, как мы знаем, вандалы переселяются в Африку, откуда совершают нападение на Рим, после которого город и сама империя больше не оправились, но это происходит практически в самом конце описываемого нами периода); саксы, англы, юты захватывают Британию. Теперь на арену истории Великого переселения народов (здесь описан поздний период, когда гунны уже были в Европе, но описанное выше исключать нельзя) выходят гунны…

Воинственность гуннов

Гунны не забыли своих великих предков. Сидя у костра, старейшины вели повествования своим сородичам о славе, мужестве и героизме воинов государства Хунну, где каждый помогал друг другу в сложные времена, вследствие чего они — потомки хуннов, всё-таки живы. И пришло время, когда гунны должны были сами показать, на что они способны …
Начиная с 360 г. аланы решают захватить Урало-Волжское междуречье, территорию, с которой они когда-то ушли (после ухода с этой территории, они покорили Северный Кавказ и Доно-Волжское междуречье). Здесь они и встретились с гуннами. Тяжёлая аланская кавалерия считалась непобедимой, однако мобильные гунны использовали лёгкую конницу блестящих лучников.

Война длилась 10 лет, до 370 г., но в итоге победу одержали малочисленные гунны в союзе с уграми. Но легкая ли это победа? Аланы были отлично снаряжены и вооружены. Кроме того, они имели свои крепости, что говорит об их полуоседлости. И что важнее, аланы имели сильных пассионарных союзников — готов. Тем более, под готами жили анты, гепиды, герулы, венеды, росомоны и другие племена. И всё-таки, гунны победили. Они продвинулись через Северный Кавказ к берегам Азовского моря, однако, как пишет Гумилёв, «предгорные крепости взяты не были», т. к. гунны крепостей брать еще не умели. Форсировать Дон гунны не решались, видимо из-за того, что правый берег реки был серьёзно укреплён и готы готовились к столкновению. Однако всё пошло не по их планам.

По легенде, в 371 г., на Таманском полуострове, охотившиеся гуннские всадники, увидели самку оленя и погнались за ней. Олениха вошла в воду и … перешла в Крым! Затем гунны сами перешли пролив и напали на своих врагов с тыла. Если следовать легенде, то керченский пролив тогда был настолько мелководным, что по нему можно было свободно пройти! Постепенно прорвавшись через Перекоп в степи Северного Причерноморья, гунны начали внезапную войну с остготами, которые так же, как и их союзники аланы, потерпели полное поражение. Государство Германариха пало, а освобождённые гуннами племена, ненавидевшие готов, стали охотно служить новым хозяевам. Теперь гуннское войско пополнилось иноземцами и открылся выход в Европу.

Начиная с 376 г., непримиримая часть остготов и их родичи вестготы перешли Дунай и оказались в области, подвластной римлянам. В это время в плен гуннам попал сын римского генерала Гауденция (он был германцем) и какой-то римлянки — Аэций . Он подружился тогда со своим сверстником Аттилой , и наверняка с дядей Аттилы — Ругилой и отцом — Мундзуком . Аэций позже станет для Аттилы не другом, а самым непримиримым, но достойным врагом, когда один будет возглавлять западными варварами, а другой восточными. То что касается,Ругилы, он считался очень мудрым правителем, настоящим дипломатом. Грозился напасть на Византию, которая тогда платила ему ежегодную дань, потому как император принимал к себе готов, бежавших от гуннов. Однако переговоры были нарушены из-за смерти Ругилы, тогда как границы государства гуннов уже располагаются на Рейне.

В 434 г. власть переходит к сыновьям Мундзука — Аттиле и Бледе . Уже в это время их государство превратилось в химеру, когда все подчинённые им племена жили не по отдельности, где в симбиозе этносы взаимодействуют между собой, а слились в анти-этнос, который, как считает Гумилёв, в отличие от этноса, не имеет возраста и может быть быстро разрушена, если сталкивается с молодым и энергичным этносом.

Хотелось бы немного подробнее остановиться на этом заявлении, потому, что именно оно объясняет нам столь быстрый распад гуннской империи. Химера в этногенезе является образованием, породившем смесь народов в одной массе, при этом представители своих этносов, которые вошли в химеру, теряют традиции и стереотип поведения, который раньше им был свойственен. Химера в отличие от этноса, возраста не имеет! То есть, если мы говорим «химера», то ни о какой фазе этногенеза и речи не может идти. Химеры побеждают политически и экономически, но никогда — идеологически.

Долго продержавшаяся она становится оплотом лжи, т. е. её члены используют ложь, как «modus vivendi», как принцип существования. Образуются антисистемы, т. е. религиозно-философские организации с отрицательным мироощущением. Примеры из истории: Государство Птолемеев (греки+евреи+копты), Газневидский султанат (тюрки+персы+арабы), государство Караханидов (тюрки+таджики), Фатимидский султанат (славяне+тюрки+венгры+арабы+берберы); самый достойный пример современной химеры — США. Но вернемся к гуннам 5-го столетия.

В 445 г. Аттила убивает Бледу и станет полноправным правителем своей империи. Он разрушает 70 городов на Балканском полуострове (города-крепости сами гунны брать не умели, что отмечено выше, поэтому эта роль была отведена на подвластных им славян и германцев). Сначала, в 447 г. византийский император Феодосий II заключает с Аттилой мир, а затем второй, сменивший его император Маркиан, не желавший «стоять на коленях» перед гуннами, решается порвать мир в 450 г. Интересно, что Аттила снова не идет на Византию войной, а начинает наступление на Запад, в западноримскую Галлию, современную Францию.

Здесь Аттила встречается с Аэцием, талантливейшим дипломатом и политиком, с «последним из Римлян»(титул который, впервые, присвоен ему византийским ученным Прокопием. Аэцием ), ставшим римским полководцем, возглавившим римские легионы и племена, враждебные державе Аттилы. Короче говоря, случился момент в истории, когда две племенные массы, две коалиции, бились в одном сражении — на Каталаунских полях. Сражение произошло в 451 г.

Финальное шествие

Здесь были анты, остготы, руги, герулы, алеманны, биттогуры, венеды, язиги, гепиды, мелкая часть франков (которые не доверяли Аэцию), и, конечно, сами гуннские войны. Аэций же управлял другой частью франков, вестготами, непримиримыми остготами, аланами, саксами, бургундами, рипариями, и, римскими легионами. По словам германского историка Иордана , сражение было одним из самых кровавых и зверских. Многие современные историки полагают, что сражение выиграл Аэций, однако Гумилёв считает иначе -победа не досталась никому: «Аттила отступил, Аэций его не преследовал». Полагаю, что точка зрения Гумилёва верна, ибо гунны, если бы и потерпели серьёзное поражение, то уже не стали бы наступать войной на Италию в 452 г., год спустя сечи.

И всё же, Аттила продолжил войну и взял сильнейшую крепость Аквилею, которая, кстати, была построена во 2 в. до н. э. для защиты от иллирийцев, кельтов и македонцев. Аттила разграбил Северную Италию, пока римляне не предложили завоевателю огромный выкуп, ради спасения своих жизней и ухода вождя гуннов из Италии.

В 453 г. Аттила умирает во время брачной ночи с бургундкой Ильдико (есть версия, что она его отравила). После этого гуннская империя быстро раскололась, а сами гунны были окружены в Паннонии, причём бились они уже без остготов и гепидов, т. к. последние стали изменниками и объединились против кочевников, для которых бойня в Паннонии стала могилой. Погибло около 30 тысяч гуннов и их верных союзников. Уцелевшие ушли в Причерноморье. Но и здесь их история не закончена! Вожди Денгизих и Ирник (братья погибшего в Паннонии в битве при р. Недао Эллака — сына Аттилы) сопротивлялись ещё готам, савирам, сарагурам. Алан Аспар разбил Денгизиха, а его голову отправил в Константинополь (гунны тогда были вассалами Византии). Вот именно на этом моменте история гуннского пути в несколько сотен лет и несколько тысячи километров и заканчивается.

В истории очень часто мы видим, как народы появляются, достигают пика славы и … погибают. Гунны — непредсказуемый сильный этнос, который взял элементы угорской и тюркской храбрости. Хотелось бы отметить, что гуннская империя сошла на нет лишь тогда, когда образовала химеру. Не знаю, могли бы этногенные процессые в периоде Великого Переселения идти по другому… Сегодня же в современной России есть потомки гуннов — это чуваши. И пусть они гордятся своими великими предками.

Александр Беляев, Клуб Евразийской интеграции МГИМО (У)

Список литературы:
1. Л. Н. Гумилёв. «Хунны в Азии и Европе».
2. Иностранцев К. А. «Хунну и гунны».
3. Э. Томпсон. «Гунны. Грозные воины степей».
4. Николаев В. В. «История предков чувашей».
5. Отто Дж. Маенхен-Гельфен.»Мир гуннов. Исследования их истории и культуры».

Гунны. Возможно, никакое другое племя варваров не внушало такого страха народам запада, как они. Гунны появились буквально из ниоткуда и, проделав путь через венгерские равнины, они вошли в Галлию, подобравшись вплотную к северным границам Рима. Другая их ветвь примерно в то же время пересекла Кавказ и разорила Армению. И, в конце концов, именно гуннские вожди во главе с вождем Аттилой стали той самой каплей, которая подтолкнула Римскую империю к гибели, тем самым навсегда вписав свое племя в историю.

Гунны были кочевниками из степей Центральной Азии, но точное их происхождение до сих пор остаётся загадкой. Часто говорят, что они были теми самыми знаменитыми хунну, которые обитали к западу от Китая и сильно досаждали последнему своими постоянными набегами, вынуждая строить многочисленные защитные сооружения, которые в будущем слились в единую стену. Но эта версия сегодня вызывает массу споров. Её приверженцы уверены, что разделение на гуннов и хунну - это результат исторической путаницы, которая возникла из-за значительных различий между китайской ветвью и той, которая ушла на запад. Но ни одна из гипотез происхождения гуннов сегодня не является полностью доказанной, а их сторонники не имеют убедительных материальных доказательств своей правоты. Впрочем, даже если это правда, то, скорее всего, хунну были лишь одним из народов, который позже вольётся в так называемую гуннскую конфедерацию.

В римских источниках о них впервые упоминает историк Тацит в 91 году нашей эры, рассказывая о диком воинственном народе, живущем в регионе вокруг Каспийского моря. Другими историками того времени гунны изображались как дикое племя грязных и необразованных дикарей, которые ничем не отличаются от скота, который они пасут. Впрочем, это мнение очень быстро изменилось. К примеру, уже Аммиан Марцеллин и Приск (позднеантичные историки) изображали их в гораздо лучшем свете. Приск вообще одно время был частым гостем у Аттилы и долгое время проживал в гуннских посёлках, описывая образ жизни этих людей.

Становление гуннской государственности

Если тайна происхождения гуннов до сих пор остаётся нераскрытой, то об основании первого гуннского государства известно гораздо больше. Своё государство этот народ создал на землях внутренней Монголии, юга Сибири, Алтая и Забайкалья примерно в III веке до н. э. Его основателем, а заодно и первым «официальным» правителем гуннов был царь Туман. Впрочем, по-настоящему объединить дикие племена в некое подобие конфедерации с верховным вождём во главе удалось его сыну Модэ, во время правления которого они полностью ассимилировались и превратились в один этнос. Примечательно, что последний не унаследовал власть от отца, а зарезал теряющего силы старца и занял его место.

Из всех видов деятельности гунны предпочитали войну и скотоводство. Причём война была в приоритете | Depositphotos — © denistopal

Из всех видов деятельности гунны предпочитали войну и скотоводство. Причём война была в приоритете. Гуннам не была известна письменность, поэтому не осталось ни одного их художественного или литературного произведения той поры. Зато в военном деле гунны были очень сведущи. Несмотря на низкий уровень культуры, они были способны не только успешно перенимать различные военные технологии, захваченные у врагов, но совершенствовать их.

В изначальном месте образования гуннского государства свободных земель для потомков царя оставалось все меньше, поэтому вскоре конфедерация распалась, а составляющие её народы разделились. Одна часть практически осталась на месте, перебравшись лишь немного ближе к границам Китая, а вторая держала путь в неизвестные западные земли. И, в конечном итоге, именно им удалось добиться небывалого могущества и увековечить себя в летописях.

Исход гуннов на запад

Путь с востока на запад длился два столетия. Ряды гуннов постоянно пополнялись за счёт ассимиляции других кочевых племён, которые встречались у них на пути. Позднее гунны и вовсе осели в Восточной Европе, соблазнившись её обширными плодородными землями и отсутствием конкурентов, которые могли бы представлять какую-либо серьёзную опасность. Но в IV веке этому относительному затишью пришёл конец, когда Европу охватило Великое переселение народов.

Вторжение гуннов в Западную Европу началось после того, как воинственные соседи римлян готы, оставив попытки продвинуться на запад, отправились покорять причерноморские регионы. Ведь Римская империя, хоть уже и не была такой могущественной, как раньше, но всё ещё успешно теснила европейских варваров от своих границ и не давала им продвигаться дальше на запад. Готы быстро добрались до Северного Причерноморья и Кавказа. Тут-то на их пути и встретились гунны и два народа столкнулись лбами.

Нужно отметить, что культура гуннов и готов была очень родственной. Сходство оказалось столь выраженным, что готы поначалу приняли гуннов почти за родственников, только более диких, воинственных и примитивных. Их хронисты даже выдвинули предположение, что гунны произошли от трёх готских колдуний, которые были изгнаны из племени в восточные пустыни и сошлись там со злыми духами.

По словам готского историка Иордана, это племя было «малорослым, отвратительным и сухопарым», а причислить его к роду людскому можно было лишь благодаря тому, что его представители обладали подобием человеческой речи. Но как бы там ни было, а новый соперник оказался готам не по зубам. И уже в 375 готское воинство готского вождя Германариха было полностью разгромлено предводителем гуннов Баламбером. Поэтому, не встречая больше серьёзного сопротивления, уже к концу IV века н.э. гунны уже прочно обосновались на околицах Римской империи.


Границы государства гуннов в период пика могущества

Вторжение гуннов в Римскую империю

На то время Римская империя была уже фактически поделена на Западную и Восточную части, каждой из которых управлял свой император. И отношения между ними, мягко говоря, были не очень дружественными. Предводители гуннов быстро сориентировались в ситуации и проявив завидную дальновидность, обернули её в свою пользу.

Началось всё с того, что с V века отношения между Константинополем и Римом накалились до предела, и первый даже начал угрожать Вечному городу войной. Полководец Западного Рима Аэций, который тогда уже был едва ли не лучшим другом вождя гуннов Руа, не нашёл лучшего решения, как привлечь это племя для защиты своей страны. Увидев такую грозную силу, император Восточной Римской империи свернул свою кампанию и спешно ретировался. С гуннами же было решено заключить договор о дружбе и ненападении. Подкрепили этот союз, обменявшись заложниками. Сам предводитель гуннов отправил в Рим своих племянников, одним из которых был юный Аттила.

Рекомендуем

И хотя римская знать считала это своей победой, на самом деле она недооценила хитрость владыки гуннов, за что в скором времени сильно поплатилась. Правители Рима были уверены, что смогут воспитать отпрысков вождя варваров так, чтобы они всей душой полюбили Рим и стали для него верным союзником в борьбе с восточным соседом. К юным варварам приставили лучших учителей для того чтобы цивилизовать их и обеспечить самую роскошную жизнь в надежде навсегда привязать к Риму.

Лучшим из учеников стал Аттила. Римские обычаи были ему противны, но к наукам он проявил самый живой интерес. Будучи умным и внимательным учеником, Атилла быстро подметил все особенности ведения войны имперским войском и усвоил слабости римлян. Когда настало время возвращаться домой, он уже понимал, как можно сломить непобедимый Рим.

Восхождение императора гуннов

После смерти вождя Руа (434 год) во главе гуннов стали братья Аттила и Блед. Аттила в то время был уже зрелым опытным полководцем и государственным мужем, поэтому, получив власть, он активно приступил к расширению государства, обратив своё внимание на восток.

Аттила. Фрагмент фрески Делакруа, ок. 1840 г.

Границы Восточной империи тогда представляли собой лёгкую добычу, и гунны начали полномасштабное наступление. Летом 441 года Аттила и Блед пересекли пограничные регионы и разграбили провинции Иллирии, которые на то время являлись очень богатыми римскими торговыми центрами. В 445 году после смерти брата Аттила становится полновластным правителем уже почти сформировавшейся гуннской империи (поговаривают, что Блед отправился на тот свет не без помощи своего родственника, хотя официальных обвинений последнему выдвинуть, конечно, никто не посмел). Он продолжает вторжение на восток, грабя и уничтожая римские города, и останавливается буквально в 20 милях от Константинополя.

Закончился поход Аттилы тем, что в 447 году римлянам пришлось заключить унизительный мир с гуннами, согласно которому им пришлось платить вождю огромную дань золотом. Нужно отметить, что Аттила здесь проявил удивительное миролюбие, поскольку ему ничто не мешало двинуться дальше и полностью стереть Константинополь с лица земли. И даже неудавшееся покушение, заказанное Феодосием, не изменило настроения Аттилы. Ему было достаточно денежной компенсации и унижения императора.

К 451 н. э., империя Аттилы простиралась от регионов современной России вниз через Венгрию и через Германию во Францию. Он получил регулярную дань от Рима и при этом не забывал совершать набеги на римские территории, продолжая грабить и уничтожать провинциальные города.

Падение империи Атиллы

Если в период борьбы с Восточной Римской империей Аттила сохранял хотя бы видимость хороших отношений с Западом, то после фактической капитуляции Константинополя вождь гуннов решил подчинить Запад так же, как и Восток и для этого планировал сперва уничтожить раздираемую войной с германскими племенами Галлию, а затем уже и покорить оставшиеся территории Западной Римской империи. Но осуществить эти плану ему так и не удалось.

Почувствовав себя достаточно могущественным (и, скорее всего, получив сведения о поражении сил римлян в Африке в войне с вандалами) Аттила начал наступление. Сперва он пробовал вести переговоры с Римом и в обмен на свою лояльность потребовал руку принцессы Гонории и половину империи в качестве приданого. Неудивительно, что сторонам так и не удалось договориться, и в 451 году в Галлии произошло знаменитое сражение на Каталаунских полях, прозванное позже «битвой народов». Гунны наступали вместе со своими союзниками гепидами и другими германскими племенами, а на стороне римлян сражались вестготы, которые уже сами немало пострадали от гуннов. В этом сражении Аттиле противостоял его бывший друг и наставник Флавий Аэций. Жесточайшая битва так и не закончилась победой ни одной из сторон. Два полководца потеряли в бою почти всех воинов и остались при своих - Аэцию удалось отразить нашествие гуннского царя, но набеги на западные провинции продолжались вплоть до смерти последнего в 453 году.

Конец же величайшего из гуннских вождей был совершенно бесславным. Согласно сведениям позднеантичного историка Приска (а его сведения можно считать достоверными, поскольку умный и образованный хронист и дипломат быстро нашёл общий язык с Аттилой и долгое время жил у него при дворе), взяв себе новую молодую жену, Атилла «отпраздновал первую брачную ночь со слишком большим количеством вина». Отдыхая после любовных утех и чрезмерных возлияний, он заснул, лёжа на спине, и в это время у него случился «прилив лишней крови к голове». Будь Атилла в сознании, он отделался бы одним носовым кровотечением, но в этом случае кровь излилась в горло и убила его.

После смерти Аттилы править империей стали его сыновья. Но не обладая грозным нравом своего отца и даже толикой его ума, они быстро потеряли контроль над государством, которое постепенно начало распадаться. Впрочем, ослабленная кровопролитной войной Западная Римская империя тоже не смогла оправиться от удара и уже спустя несколько лет великий Рим пал и был разграблен вандалами.

Иллюстрация: depositphotos — © denistopal

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Обстоятельства в той же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

Марк Твен

История гуннов, как народа, очень интересна, и для нас, славян, представляет интерес тем, что гунны, с большой долей вероятности, являются предками славян. В данной статье мы рассмотрим ряд исторических документов и древних писаний, которые достоверно подтверждают тот факт, что гунны и славяне это один народ.

Исследование происхождения славян крайне важно, поскольку веками нам преподносится история, в которой русские (славяне) до прихода Рюрика были слабыми, не образованными, без культуры и традиций. Некоторые ученые идут еще дальше и говорят о том, что славяне были настолько разобщены, что даже не могли самостоятельно управлять своими землями. Именно поэтому они призвали варяга Рюрика, который и заложил новую династию правителей Руси. В статье «Рюрик – славянский варяг» мы привели ряд неопровержимых фактов, говорящих о том, что варяги это есть русские. В данной же статье будет рассмотрена культура гуннов и их история, чтобы продемонстрировать широкой публике, что гунны были предками славян. Начнем разбираться в этой весьма запутанной ситуации…

Азиатская культура гуннов

История гуннов берет свое начало в 6 веке до нашей эры. Именно с этого времени мы и начнем наш рассказ. Для того, чтобы разобраться кем же на самом деле были гунны мы будем опираться на исторические труды Аммиана Мацеллинна (крупный древнеримский историк, который начал подробно описывать исторические процессы, начиная с 96 года до нашей эры, но есть в его трудах и отдельные главы, связанные с империей гуннов), древнекитайские летописи.

Впервые крупное исследование культуры гуннов было проведено французским историком Дегиньем, который высказал идею об азиатском происхождении гуннов. Вкратце эта теория заключается в том, что Дегинь увидел удивительно сходство слов «гунны» и «сюнны». Сюннами же назывался один из крупных народов, населявших территорию современного Китая. Такая теория, мягко говоря, является не состоятельной и говорит лишь о том, что рассматриваемые народы когда-то очень давно были единым целом или имели общих предков, но никак не о том, что гунны являются потомками сюннов.

Существует и другая теория происхождения славян, которая в корне опровергает мысли, которые высказал Дегинье. Речь идет о европейском происхождении. Именно эта история гуннов нас и интересует. Ее мы и будем рассматривать. Досконально изучить данную проблему в рамках одной статьи крайне тяжело, поэтому данный материал просто продемонстрирует неопровержимые доказательства того, что гунны были предками славян, а более детально народ гунны, и в частности история великого князя и война Атиллы, будет рассмотренная в других статьях.

Народ гунны в европейских источниках

Первое подробное и конкретное упоминание о гуннах в летописях датируется 376 годом до нашей эры. Этот год ознаменовался войной, которая вошла в историю под названием гото-гуннской войны. Если о племенах готов мы знаем достаточно и их происхождение не вызывает никаких вопросов, то племя гунны впервые было описано именно при этой войне. Следовательно, остановимся более подробно на противниках готов, чтобы понять, кем же они были. И тут есть очень любопытный факт. В войне 376 года до н.э. с готами воевали … русичи и болгары! Данная война подробно описана Аммианом Марцеллином, римским историком, и именно у него впервые мы обнаруживаем это понятие – гунны. А кого Марцеллин понимал под гуннами, мы уже поняли.

Уникальными и важными являются записи, которые сделал Приск Понтийский (византийский ученый-историк), во время своего пребывания у Атиллы, вождя гуннов, в 448 году. Вот как Понтийский описывает быт Атиллы и его окружения: «Город, в котором жил Атилла, представляет собой огромное селение, в котором располагались хоромы самого вождя Атиллы и его приближенных. Эти хоромы были сделаны из бревен, а украшались они башнями. Постройки внутри двора были сделаны из гладких досок, покрытых изумительной резьбой. Окружены хоромы были деревянной изгородью… Званых гостей, подданные Атиллы встречали с хлебом и солью». Мы четко видим, что древний историк Понтийский описывает быт, который в дальнейшем был присущ именно славянам. А упоминание о встречи гостей с хлебом и солью только усиливают это сходство.

Еще более убедительное и однозначное значение термина «гунн» мы видим у другого историка из византийского 10 века Константина Богрянородского, который описывал следующие: «Этот народ мы всегда называли хуннами, в то время как они себя называют руссами». Уличить во лжи Богрянородского тяжело, как минимум по тому, что гуннов он видел своими собственными глазами, когда в 941 году н.э. киевский князь Игорь со своим войском осаждал Царьград.

Такой перед нами предстает история гуннов согласно европейской версии.

Племена гуннов в Скандинавии

Ученые древнего мира из Скандинавии в своих трудах дают однозначную характеристику того, кто такие гунны. Этим термином скандинавы называли восточнославянские племена. При этом они никогда не разделяли понятия славяне и гунны, для них это был один народ. Но обо всем по порядку. Перед нами скандинавская версия, где однозначно определяются племена гуннов.

Шведские летописцы пишут о том, что территория, на которой проживали восточные славяне, с древних времен именовалась немецкими племенами, как «Хуланд», в то время, как скандинавы эту же территорию именовали землей хунов или Хунаханд. Восточных славян, которые населяли данную территорию, и скандинавы и немцы называли «Хуны». Этимологию слова «гунны» скандинавские ученые объясняют древними преданиями об амазонках, которые жили в землях между Дунаем и Доном. Этих амазонок скандинавы издревле называли «Хуна» (Гунна), что в переводе означает «женщина». Отсюда и пошло данное понятие, а также название земель, где эти народы проживали «Хуналанд» и название самой страны «Хунагард».

Олаф Далин, известный шведский ученый, писал в своих трудах: «Кунагард или Хунагард происходит от слова «хуна». Раньше эта страна нам была известна, как Ванланд, т.е. страна населенная ваннами (по-нашему венедами)». Другой скандинавский историк Олаф Верелий в своем рассказе писал: «Под гуннами наши предки (предки скандинавов) понимали восточных славян, которых в дальнейшем называли венедами».

Скандинавы довольно долго называли племена восточных славян гуннами. В частности скандинавский воевода Ярослава Мудрого Ярл Эймунд, называл страну русского князя страной гуннов. А немецкий ученый того времени, времени Ярослава Мудрого, именем Адам Бременский писал еще более точные сведения: «Датчане называют землю русских Остроградом или Восточной страной. Иначе они называют эту страну Хунагардом, по населявшему эти земли племени гуннов». Другой скандинавский историк Саксон Грамматик, живший в Дании с 1140 по 1208 год, в своих трудах неизменно называет русские земли Хунохардией, а самих славян - русичами или хуннами.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что народа гунны, как такового, в Европе не было, поскольку на этой территории проживали восточные славяне, которых другие племена так и называли. Напомним, что впервые данный термин был введен Марцеллином, который во многом в своих трудах опирался на рассказы готов, бежавших с востока на запада под давлением неизвестных им племен, которые сами готы стали называть гуннами.

Гунны – древнее кочевое племя, которое в поздней античности (370-е годы) вторглось в пределы Восточной Европы.

По происхождению гунны были азиатами, а их язык, по мнению большинства учёных, относился к тюркской группе.

Также большинство исследователей признали, что гунны были потомками центральноазиатских хунну, известных по их войнам с Китайской империей.

Гунны в Европе

Вторжение гуннов коренным образом изменило историю европейской цивилизации. Оно явилось началом так называемого Великого переселения народов – процесса, при котором «варварские» европейские племена, в первую очередь германцы, расселялись по разным местам континента и вторгались в пределы Римской империи.

В результате некогда целостная империя была поделена на несколько географических частей, разделённых между собой поселениями варваров, которые в некоторых случаях образовывали собственные государства.

С другой стороны, многие германские племена желали войти в число римских граждан, поэтому правительство разрешало им селиться в окраинных областях империи, в обмен на что они обязывались охранять границы от других варварских племён.

Тем не менее гуннам удалось подчинить себе ряд европейских народов, которые с большим трудом смогли освободиться от их владычества. Точнее – государство гуннов ослабело и распалось после смерти Аттилы – самого могущественного и знаменитого гуннского правителя, и это позволило германцам обрести свободу.

Первыми пострадали от натиска гуннов аланы и германские племена:

  • Остготы;
  • Бургунды;
  • Герулы.

Азиатские кочевники организовали настоящие «гонки народов на выживание». Конечным итогом этого процесса, в частности, стало падение Западной Римской империи и закрепление славян и германцев на всей территории Европы.

Происхождение гуннов

В то время как большинство учёных признаёт гуннов древнетюркским племенем, некоторые исследователи склонны сближать их с монгольскими и маньчжурскими народами. О тюркском происхождении гуннов свидетельствуют языковые данные, однако материальная культура слишком отличается от традиционной тюркской.

Например, для всех древних тюрков характерно круглое жильё «иб», которое впоследствии стало прообразом юрты; гунны же проживали в землянках, имеющих Г-образную лежанку.

Правители

Первым известным гуннским правителем является Баламбер. Именно он в IV веке подчинил остготов, а вестготов заставил отступить во Фракию. Тот же царь опустошил Сирию и Каппадокию (в то время – римские провинции), а затем обосновался в Паннонии (территория нынешней Венгрии) и Австрии. Сведения о Баламбере носят легендарный характер.

Следующий известный правитель – Ругила. При нём гунны заключили с Восточной Римской империей перемирие, однако Ругила грозился нарушить его, если император Феодосий II не выдаст ему беглецов, преследуемых гуннами. Привести в действие свою угрозу Ругила не успел, поскольку вовремя скончался.

После него править кочевниками стали его племянники – Бледа и Аттила. Первый в 445 году погиб по невыясненной причине во время охоты, и с того момента Аттила сделался единоличным правителем гуннов. Этот правитель, по выражению одного римского автора, был «рождён, чтобы потрясти мир».

Для имперских властей Аттила был настоящим «бичом божьим», его образ использовали для запугивания народных масс, населявших отдалённые провинции обеих Римских империй (Восточной и Западной) и думавших о завоевании независимости.

В VI – VIII веках на территории Дагестана существовало некое «царство гуннов (савир)». Столицей его был город Варачан, однако большая часть жителей государства продолжала сохранять кочевой быт. Правитель государства носил тюркский титул Эльтебер. В VII веке очередной правитель Алп-Илитвер, приняв посольство из христианской Кавказской Албании, сам соизволил перейти в христианство.

После VIII века достоверных сведений о судьбе дагестанского «царства гуннов» не имеется.

Образ жизни

Гунны были абсолютными кочевниками. Римский историк Аммиан Марцеллин сообщает, что они никогда не строили себе каких-либо строений и даже в завоёванных городах старались не заходить в дома; по их поверьям, спать в помещении было небезопасно. Большую часть суток они проводили на лошадях, часто даже ночуя на них.

Впрочем, римский посол к гуннам Приск писал, что у Аттилы и некоторых его военачальников имеются огромные и богато украшенные дворцы. Гунны практиковали многожёнство. Основой социального строя у них была большая патриархальная семья.

Сообщается, что гунны были хорошо знакомы с кулинарией, однако кочевая жизнь научила их быть неприхотливыми в еде. По-видимому, гунны умели варить пищу, однако отказывались это делать по причине нехватки времени.

Религия

Гунны были язычниками. Верховным богом они признавали общетюркского Тенгри. У гуннов были амулеты с изображением фантастических животных (прежде всего драконов), имелись капища и серебряные идолы. По сообщению Мовсеса Каланкатваци (армянского историка VII века), гунны обожествляли солнце, луну, огонь и воду, поклонялись «богам дорог», а также священным деревьям.

Деревьям и богам они приносили в жертву лошадей; однако человеческих жертвоприношений гунны не практиковали, в отличие от их предполагаемых предков хунну. Восприятие гуннов Европейскому населению, даже «варварскому», гунны внушали настоящий ужас. Из-за своих монголоидных признаков они казались благородным римлянам не людьми, а некими чудовищами, намертво приросшими к своим уродливым лошадям.

Германские племена возмущались натиском кочевников-гуннов, которые не были знакомы даже с земледелием и щеголяли своей дикостью и необразованностью.