Прошла неделя, другая. Дни были еще жаркие, а ночи


любое слово все слова вместе

Любое слово - ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется) .

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ("строгий" поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*

Литература

реферат

Образная система пейзажной живописи в творчестве И.А.Бунина

1. ПЛАН

1. ЖИЗНЬ И СУДЬБА И.А.БУНИНА. ИСТОКИ
ЕГО ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЫ. 3
2. ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
В ПРОЗЕ БУНИНА 5
3. ЖИВОПИСНЫЕ ОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ И.А.БУНИНА 19
4. ЖИВОПИСНЫЕ ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ ЭКЗОТИЧЕСКИХ
СТРАН В ТВОРЧЕСТВЕ БУНИНА 20
5. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПЕЙЗАЖА
В ТВОРЧЕСТВЕ БУНИНА И ИХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.

Русский язык является одним из самых сложных для изучения языков. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте высказывания о русском языке.

  • “Дивишься драгоценности нашего языка: что низвук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг”.
  • Н.В.Гоголь
  • “Богатый, звучный, живой отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии”.
  • П.Мермие

Действительно, русский язык уникален, в нем все важно: и произношение слова, и его написание, и лексическое значение, и порядок в предложении, и его морфемный состав.

Он, наш язык, подобен легкой паутинке, нити ее незримы, но попробуй, потяни за одну из них – сразу изменишь весь узор. Но! Если вы научились не только знать , понимать его, но и чувствовать , то перед вами открывается такой уникальный мир, что уходить из него уже не хочется.

До сегодняшнего дня вы смотрели в замочную скважину, а сегодня получите в руки ключ, который называется лингвистический анализ текста . Тема нашего урока : “Лингвистический анализ текста”.

А какова практическая цель нашего занятия?

Подготовка к ЕГЭ.

У каждого на столе текст. Прочитайте его и подумайте, как можно озаглавить.

Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь а потом горячее солнце как-то сразу стремительно ворвалось вошло в силу весна пот…ряла свою кротость и бледность и все вокруг на глазах стало пре…бражаться не по дням а по часам. Стали распахивать пр…вращать в ч…рный бархат жнивья зазеленели полевые межи сочнее стала мурава на дворе гуще и веселее засинело небо быстро стал одеваться сад свежей мягкой даже на вид зеленью запахли серые кисти с…рени и уже по…вилось множество ч…рных мета…ически блестящих синевой крупных мух на (темно_ зеленой глянц…витой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях грушах еще видны были ветви их едва тронула мелкая сероватая и особе(н; нн)о мягкая листва но эти яблони и груши всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями уже закудрявились млечным снегом и с каждым днем этот цвет становился все белее все гуще и все благовоннее.

М.А.Алексеев.

- Приход весны.

Какова идея текста?

- Стремительная радость весеннего обновления.

На этот вопрос мы ответим после лингвистического анализа текста.

Работать будем в парах и группе.

Прежде, чем вы приступите к работе, обратите внимание на текст.

Есть ли в нем абзацы?

Тогда скажите, к какому стилю относится данный текст?

К художественному.

Определите тип речи?

Соединение повествования и описания.

Работа в группах.

1 группа.

Что значит выражение “обломный дождь”? Какова его роль? Почему автор его употребляет?

Толкование слов “кротость” и “благовоние”. Подберите к ним синонимы и антонимы.

Найдите в тексте фразеологизм. Какова его роль?

Художественно-изобразительные средства, используемые в тексте. Какова их роль?

Обломный дождь – внезапный, сильный, мощный, обламывающий ветви деревьев. Он хлынул с такой силой, как и весна разом потеряла кротость и бледность.

Кротость – незлобливость, покорность, смирение.

Синонимы: послушание, отсутствие кичливости, ровный нрав.

Антонимы: злоба, непокорность, непослушание, кичливость, буйство, отсутствие спокойствия.

Благовоние – аромат, приятный запах.

Антонимы: неприятный запах, зловоние.

Не по делам, а по часам – быстро, молниеносно, стремительно, мгновенно.

Эпитеты

Олицетворение

  • солнце вошло в силу
  • весна потеряла кротость и бледность
  • веселее засияло небо
  • сад стал одеваться
  • листва тронула ветви
  • закудрявились яблони и груши

Природа становится живой и говорящей, создание поэтической картины живой природы.

Аллитерация

Выделение [р], , [л], [л’] создает образ бурлящего потока жизни.

Как вы думаете, какой весенний месяц описывает автор?

Начало мая (последнее предложение).

Вывод: Лексические особенности текста подчинены идее: автор показывает стремительную неизбежность весеннего обновления .

  1. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их, сгруппируйте.
  2. Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?
  3. Обозначьте вид глаголов. Какие из них преобладают? Объясните такое видовое соотношение.
  4. Найдите имена прилагательные в сравнительной степени. Какова их роль?
  5. Найдите наречия в сравнительной степени. Какова их роль?

1. Безударные гласные, проверяемые ударением: потеряла (потеря)

  • появилось (появится)
  • 2. Непроверяемые гласные и согласные:

    • преображаться
    • сирени
    • металлически

    3. о,ё после шипящих в корне и суффиксе:

    • черный
    • глянцевитый

    4. н и нн в суффиксе:

    • особенно

    5. пре- и при-:

    • превращать

    6. Написание сложных прилагательных:

    • темно-зеленой

    Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?

    Существительные (39), обозначающие предмет. Автор показывает, что изменяется весной (солнце, весна, межи, мурава, сад, зелень, листва, деревья, яблони, груши и т.д.).

    Прилагательные и причастия (24) помогают ярче передать те обновления в природе, которые бывают весной.

    Глаголы (19) – действие предмета.

    Глаголы совершенного вида чередуются с глаголами несовершенного вида. Преобладают глаголы совершенного вида которые передают стремительность действий, законченность процесса. При помощи глаголов несовершенного вида автору важно показать, что действие происходит здесь и сейчас.

    Прилагательные и наречия в сравнительной степени.

    Вывод: Морфологические особенности текста тоже помогают раскрыть идею.

    1. Расставьте знаки препинания, объясните их.
    2. Выделите основы предложений.
    3. Найдите все виды осложнения предложений.
    4. Проанализируйте первое предложение по структуре. Чем оно отличается от остальных?
    5. Какова роль однородных членов предложения и обособленных определений, выраженных причастными оборотами?
    6. Для чего в тексте используются повторы?

    2 человека у доски.

    Первое предложение по структуре простое, так как оно является аккордом, вступлением. Все остальные предложения сложные, но связаны они только сочинительной и бессоюзной связью. Здесь нет подчинительной связи, потому что автору важно показать стремительность, последовательность действий.

    Однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства “расширяют” рамки прихода весны.

    • потом прошла
    • потом вошло
    • мягкая зелень
    • мягкая листва
    • горячие пятна
    • горячее солнце

    усиливают процесс наступления весны.

    Вывод: Через синтаксические и пунктуационные особенности автор доносит до читателя стремительные весенние потоки. Он даже не хочет делать пауз (не повествует простыми предложениями, кроме первого). Все на одном дыхании, неразрывно едино.

    Итак, у нас в руках ключ, с помощью которого мы сможем написать сочинение-миниатюру. Это ваше домашнее задание.

    Он с радостью убедился в этом в первую же неделю своего пребывания дома. Тогда был как бы еще канун весны. Он сидел с книгой возле открытого окна гостиной, глядел меж стволов пихт и сосен в палисаднике на грязную речку в лугах, на деревню на косогорах за речкой: еще с утра до вечера, неустанно, изнемогая от блаженной хлопотливости, так, как орут они только ранней весной, орали грачи в голых вековых березах в соседнем помещичьем саду, и еще дик, сер был вид деревни на косогорах, и только еще одни лозины покрывались там желтоватой зеленью... Он шел в сад: и сад был еще низок и гол, прозрачен, — только зеленели поляны, все испещренные мелкими бирюзовыми цветочками, да опушился акатник вдоль аллей и бледно белел, мелко цвел один вишенник в лощине, в южной, нижней части сада... Он выходил в поле: еще пусто, серо было в поле, еще щеткой торчало жнивье, еще колчеваты и фиолетовы были высохшие полевые дороги... И все это была нагота молодости, поры ожидания — и все это была Катя. И это только так казалось, что отвлекают девки-поденщицы, делающие то то, то другое в усадьбе, работники в людской, чтение, прогулки, хождение на деревню к знакомым мужикам, разговоры с мамой, поездки со старостой (рослым, грубым отставным солдатом) в поле на беговых дрожках... Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь, а потом горячее солнце как-то сразу вошло в силу, весна потеряла свою кротость и бледность, и все вокруг на глазах стало меняться не по дням, а по часам. Стали распахивать, превращать в черный бархат жнивья, зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава на дворе, гуще и ярче засинело небо, быстро стал одеваться сад свежей, мягкой даже на вид зеленью, залиловели и запахли серые кисти сирени, и уже появилось множество черных, металлически блестящих синевой крупных мух на ее темно-зеленой глянцевитой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях, грушах еще были видны ветви, их едва тронула мелкая, сероватая и особенно мягкая листва, но эти яблони и груши, всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями, все уже закудрявились млечным снегом, и с каждым днем этот цвет становился все белее, все гуще и все благовоннее. В это дивное время радостно и пристально наблюдал Митя за всеми весенними изменениями, происходящими вокруг него. Но Катя не только не отступала, не терялась среди них, а напротив, — участвовала в них во всех и всему придавала себя, свою красоту, расцветающую вместе с расцветом весны, с этим все роскошнее белеющим садом и все темнее синеющим небом.

    прохладные. В городе наступила такая тишина, что было слышно,

    как рвется под легким ветерком первая сентябрьская паутина.

    И вот в такую-то (местоимение с то пишем через дефис) бесшумную (перед глухой корня приставка БЕС) ночь Таня, проснувшись,

    услышала... Трудно объяснить, что она услышала, потому что

    это были не звуки (противопоставление) , а как бы полузабытые (ПОЛУ всегда пишем слитно) воспоминания, незаметно переходившие одно в другое. И хотя Таня условилась разбудить Петьку, она полежала еще немного (наречие можно заменить синонимом без НЕ) , думая о том, как трепещут листья осины, как зеленый поблескивающий 2 лиственный дым окружает березу. Потом эти звуки стали влажными, точно по дороге к ней они окунулись в речку. И Таня помнила, как она с одной девочкой проплыла поздним (проверочное слово опозДать) вечером по серебряной (суффикс прилагательного ЯН) дорожке, которую по Немухинке проложила луна.

    3.Как вы понимаете выражения звуки стали влажными, лиственный

    Влажные звуки - приглушенные; лиственный дым - трепещущие листья дерева.

    4.В каком значении употреблено слово трепещут? Какое еще значение имеет это слово?

    Листья трепещут - колеблются, дрожат. Второе значение - сильно волноваться от переживаний.

    Такие слова называются многозначными.

    5.Какое значение играет в этом тексте многоточие? Когда оно еще ставится?

    Здесь многоточие обозначает недосказанность .

    Еще многоточие ставится в следующих случаях:

    1) в начале текста для указания, что повествование продолжается после длительной паузы;

    2) при неожиданном переходе от одной мысли к другой.

    6.Найдите в тексте обособленные члены предложения. Какие это члены предложения?

    И вот в такую-то бесшумную ночь Таня, проснувшись , услышала... (обособленное обстоятельство).

    Трудно объяснить, что она услышала, потому что это были не звуки, а как бы полузабытые) воспоминания, незаметно переходившие одно в другое. (обособленное определение)

    И хотя Таня условилась разбудить Петьку, она полежала еще немного, думая о том , как трепещут листья осины, как зеленый поблескивающий 2 лиственный дым окружает березу. (обособленное обстоятельство)

    7.Начертите схему последнего предложения.

    И Таня (подлежащее, выражено существительным) помнила , как она (подлежащее, выражено местоимением) с одной девочкой (дополнение, выражено сочетанием существительного с числительным) проплыла (сказуемое, выражено глаголом) поздним вечером по серебряной (определение, выражено прилагательным) дорожке (обстоятельство, выражено существительным) , которую (дополнение, выражено местоимением) по Немухинке (обстоятельство, выражено существительным) проложила (сказуемое, выражено глаголом) луна (подлежащее, выражено существительным) .

    Предложение повествовательное, сложноподчиненное, состоит из 3-х частей:

    1) главное, двусоставное, нераспространенное, полное, не осложнено;

    2) придаточное изъяснительное, двусоставное, распространенное. полное, не осложнено;

    3)придаточное определительное, двусоставное, распространенное. полное, не осложнено;

    , (как), (которую) СПП с последовательным подчинением.

    8.Найдите в тексте слово, в котором все согласные звуки звонкие.

    Неделя, другая.

    9.Выполните указанные виды разборов.

    Поблескивающий2 - основа - поблескива , окончание - ий ; приставка - по , корень - блеск , суффиксы - ива, ющ .

    IX

    Первый раз жил он теперь дома взрослым, с которым даже мама держалась как-то иначе, чем прежде, а главное, жил с первой настоящей любовью в душе, уже осуществляя то самое, чего втайне ждало все его существо с детства, с отрочества.

    Еще в младенчестве дивно и таинственно шевельнулось в чем нечто невыразимое на человеческом языке. Когда-то и где-то, должно быть, тоже весной, в саду, возле кустов сирени, - запомнился острый запах шпанских мух, - он, совсем маленький, стоял с какой-то молодой женщиной, - вероятно, с своей нянькой, - и вдруг что-то точно озарилось перед ним небесным светом, - не то лицо ее, не то сарафан на полной груди, - и что-то горячей волной прошло, взыграло в нем, истинно как дитя во чреве матери… Но то было как во сне. Как во сне было и все, что было потом, - в детстве, отрочестве, в гимназические годы. Были какие-то особые, ни на что не похожие восхищения то одной, то другой из тех девочек, которые приезжали со своими матерями на его детские праздники, тайное жадное любопытство к каждому движению этого чарующего, тоже ни на что не похожего маленького существа в платьице, в башмачках, с бантом шелковой ленты на головке. Было (это уже позднее, в губернском городе) длившееся почти всю осень и уже гораздо более сознательное восхищение гимназисточкой, часто появлявшейся по вечерам на дереве за забором соседнего сада: ее резвость, насмешливость, коричневое платьице, круглый гребешок в волосах, грязные ручки, смех, звонкий крик - все было таково, что Митя думал о ней с утра до вечера, грустил, порою даже плакал, неутолимо что-то желая от нее. Потом и это как-то само собой кончилось, забылось, и были новые, более или менее долгие, - и опять-таки сокровенные, - восхищения, были острые радости и горести внезапной влюбленности на гимназических балах… были какие-то томления в теле, в сердце же смутные предчувствия, ожидания чего-то…

    Он родился и вырос в деревне, но гимназистом поневоле проводил весну в городе, за исключением одного года, позапрошлого, когда он, приехав в деревню на масленицу, захворал и, поправляясь, пробыл дома март и половину апреля. Это было незабвенное время. Недели две он лежал и только в окно видел каждый день меняющиеся вместе с увеличением в мире тепла и света небеса, снег, сад, его стволы и ветви. Он видел: вот утро, и в комнате так ярко и тепло от солнца, что уже ползают по стеклам оживающие мухи… вот послеобеденный час на другой день: солнце за домом, с другой его стороны, а в окне уже до голубизны бледный весенний снег и крупные белые облака в синеве, в вершинах деревьев… а вот, еще через день, в облачном небе такие яркие прогалины, и на коре деревьев такой мокрый блеск, и так каплет с крыши над окном, что не нарадуешься, не наглядишься… После пошли теплые туманы, дожди, снег распустило и съело в несколько суток, тронулась река, стала радостно и ново чернеть, обнажаться и в саду и на дворе земля… И надолго запомнился Мите один день в конце марта, когда он в первый раз поехал верхом в поле. Небо не ярко, но так живо, так молодо светилось в бледных, в бесцветных деревьях сада. В поле еще свежо дуло, жнивья были дики и рыжи, а там, где пахали, - уже пахали под овес, - маслянисто, с первобытной мощью чернели взметы. И он целиком ехал по этим жнивьям и взметам к лесу и издалека видел его в чистом воздухе, - голый, маленький, видный из конца в конец, - потом спустился в его лощины и зашумел копытами лошади по глубокой прошлогодней листве, местами совсем сухой, палевой, местами мокрой, коричневой, переехал засыпанные ею овраги, где еще шла полая вода, а из-под кустов с треском вырывались прямо из-под ног лошади смугло-золотые вальдшнепы… Чем была для него вся эта весна и особенно этот день, когда так свежо дуло навстречу ему в поле, а лошадь, одолевавшая насыщенные влагой жнивья и черные пашни, так шумно дышала широкими ноздрями, храпя и ревя нутром с великолепной дикой силой? Казалось тогда, что именно эта весна и была его первой настоящей любовью, днями сплошной влюбленности в кого-то и во что-то, когда он любил всех гимназисток и всех девок в мире. Но каким далеким казалось ему это время теперь! Насколько был он тогда еще совсем мальчик, невинный, простосердечный, бедный своими скромными печалями, радостями и мечтаниями! Сном или, скорее, воспоминанием о каком-то чудесном сне была тогда его беспредметная, бесплотная любовь. Теперь же в мире была Катя, была душа, этот мир в себе воплотившая и надо всем над ним торжествующая.

    X

    Только раз в это первое время напомнила о себе Катя зловеще.

    Однажды, поздно вечером, Митя вышел на заднее крыльцо. Было очень темно, тихо, пахло сырым полем. Из-за ночных облаков, над смутными очертаниями сада, слезились мелкие звезды. И вдруг где-то вдали что-то дико, дьявольски гукнуло и закатилось лаем, визгом. Митя вздрогнул, оцепенел, потом осторожно сошел с крыльца, вошел в темную, как бы со всех сторон враждебно сторожащую его аллею, снова остановился и стал ждать, слушать: что это такое, где оно, - то, что так неожиданно и страшно огласило сад? Сыч, лесной пугач, совершающий свою любовь, и больше ничего, думал он, а весь замирал как бы от незримого присутствия в этой тьме самого дьявола. И вдруг опять раздался гулкий, всю Митину душу потрясший вой, где-то близко, в верхушках аллеи, затрещало, зашумело - и дьявол бесшумно перенесся куда-то в другое место сада. Там он сначала залаял, потом стал жалобно, моляще, как ребенок, ныть, плакать, хлопать крыльями и клекотать с мучительным наслаждением, стал взвизгивать, закатываться таким ерническим смехом, точно его щекотали и пытали. Митя, весь дрожа, впился в темноту и глазами и слухом. Но дьявол вдруг сорвался, захлебнулся и, прорезав темный сад предсмертно-истомным воплем, точно сквозь землю провалился. Напрасно прождав возобновления этого любовного ужаса еще несколько минут, Митя тихо вернулся домой - и всю ночь мучился сквозь сон всеми теми болезненными и отвратительными мыслями и чувствами, в которые превратилась в марте в Москве его любовь.

    Однако утром, при солнце, его ночные терзания быстро рассеялись. Он вспомнил, как заплакала Катя, когда они твердо решили, что он должен на время уехать из Москвы, вспомнил, с каким восторгом она ухватилась за мысль, что он тоже приедет в Крым в начале июня, и как трогательно помогала она ему в его приготовлениях к отъезду, как провожала она его на вокзале… Он вынул ее фотографическую карточку, долго, долго вглядывался в ее маленькую нарядную головку, поражаясь чистотой, ясностью ее прямого, открытого (чуть круглого) взгляда… Потом написал еж особенно длинное и особенно сердечное письмо, полное веры в их любовь, и опять возвратился к непрестанному ощущению ее любовного и светлого пребывания во всем, чем он жил и радовался.

    Он помнил, что он испытал, когда умер отец, девять лет тому назад. Это было тоже весной. На другой день после этой смерти, робко, с недоумением и ужасом пройдя по залу, где с высоко поднятой грудью и сложенными на ней большими бледными руками лежал на столе, чернел своей сквозной бородой и белел носом наряженный в дворянский мундир отец, Митя вышел на крыльцо, глянул на стоявшую возле двери огромную крышку гроба, обитую золотой парчой, - и вдруг почувствовал: в мире смерть! Она была во всем: в солнечном свете, в весенней траве на дворе, в небе, в саду… Он пошел в сад, в пеструю от света липовую аллею, потом в боковые аллеи, еще более солнечные, глядел на деревья и на первых белых бабочек, слушал первых, сладко заливающихся птиц - и ничего не узнавал: во всем была смерть, страшный стол в зале и длинная парчовая крышка на крыльце! Не по-прежнему, как-то не так светило солнце, не так зеленела трава, не так замирали на весенней, только еще сверху горячей траве бабочки, - все было не так, как сутки тому назад, все преобразилось как бы от близости конца мира, и жалка, горестна стала прелесть весны, ее вечной юности! И это длилось долго и потом, длилось всю весну, как еще долго чувствовался - или мнился - в вымытом и много раз проветренном доме страшный, мерзкий, сладковатый запах…

    Такое же наваждение, - только совсем другого порядка, - испытывал Митя и теперь: эта весна, весна его первой любви, тоже была совершенно иная, чем все прежние весны. Мир опять был преображен, опять полон как будто чем-то посторонним, но только не враждебным, не ужасным, а напротив, - дивно сливающимся с радостью и молодостью весны. И это постороннее была Катя или, вернее, то прелестнейшее в мире, чего от нее хотел, требовал Митя. Теперь, по мере того как шли весенние дни, он требовал от нее все больше и больше. И теперь, когда ее не было, был только ее образ, образ не существующий, а только желанный, она, казалось, ничем не нарушала того беспорочного и прекрасного, чего от нее требовали, и с каждым днем все живее и живее чувствовалась во всем, на что бы ни взглянул Митя.

    XI

    Он с радостью убедился в этом в первую же неделю своего пребывания дома. Тогда был как бы еще канун весны. Он сидел с книгой возле открытого окна гостиной, глядел меж стволов пихт и сосен в палисаднике на грязную речку в лугах, на деревню на косогорах за речкой: еще с утра до вечера, неустанно, изнемогая от блаженной хлопотливости, так, как орут они только ранней весной, орали грачи в голых вековых березах в соседнем помещичьем саду, и еще дик, сер был вид деревни на косогорах, и только еще одни лозины покрывались там желтоватой зеленью… Он шел в сад: и сад был еще низок и гол, прозрачен, - только зеленели поляны, все испещренные мелкими бирюзовыми цветочками, да опушился акатник вдоль аллей и бледно белел, мелко цвел один вишенник в лощине, в южной, нижней части сада… Он выходил в поле: еще пусто, серо было в поле, еще щеткой торчало жнивье, еще колчеваты и фиолетовы были высохшие полевые дороги… И все это была нагота молодости, поры ожидания - и все это была Катя. И это только так казалось, что отвлекают девки-поденщицы, делающие то то, то другое в усадьбе, работники в людской, чтение, прогулки, хождение на деревню к знакомым мужикам, разговоры с мамой, поездки со старостой (рослым, грубым отставным солдатом) в поле на беговых дрожках…

    Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь, а потом горячее солнце как-то сразу вошло в силу, весна потеряла свою кротость и бледность, и все вокруг на глазах стало меняться не по дням, а по часам. Стали распахивать, превращать в черный бархат жнивья, зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава на дворе, гуще и ярче засинело небо, быстро стал одеваться сад свежей, мягкой даже на вид зеленью, залиловели и запахли серые кисти сирени, и уже появилось множество черных, металлически блестящих синевой крупных мух на ее темно-зеленой глянцевитой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях, грушах еще были видны ветви, их едва тронула мелкая, сероватая и особенно мягкая листва, но эти яблони и груши, всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями, все уже закудрявились млечным снегом, и с каждым днем этот цвет становился все белее, все гуще и все благовоннее. В это дивное время радостно и пристально наблюдал Митя за всеми весенними изменениями, происходящими вокруг него. Но Катя не только не отступала, не терялась среди них, а напротив, - участвовала в них во всех и всему придавала себя, свою красоту, расцветающую вместе с расцветом весны, с этим все роскошнее белеющим садом и все темнее синеющим небом.