Психотерапия гештальт терапия. Практика гештальттерапии Перевод м.П.Папуша

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга начиналась как рукопись Фредерика С. Перлза. Материал был развит и разработан Паулем Гудменом и получил практическую разработку у Ральфа Хефферлина. В том виде, в каком эта книга существует сейчас, - это результат совместных усилий трех авторов.

Общей была у нас одна цель: развить теорию и создать методики, которые расширили бы границы и область применения психотерапии. У нас было много разногласии; обсуждая их, вместо того, чтобы вежливо скрывать, мы не раз приходили к решениям, которых ни один из нас не мог предвидеть. Многие идеи первоначальной рукописи сохранились, но столь же многое добавилось в результате совместных усилий трех авторов и, что еще важнее, многое получило новое значение в контексте книги в ее окончательном виде.

* * *

Первая половина этой книги приглашает вас погрузиться в себя и предлагает технику для того, чтобы это осуществить. Что может получиться из этой затеи - вот вопрос, который вы сразу зададите; но ответ на него нельзя поднести вам на словесном блюдечке с каемочкой. В действительности наиболее существенная часть ответа невербальна, и такой она и должна оставаться. Если вы получите этот ответ, то лишь проделав такую работу, как здесь описано. Но поскольку мы не можем ожидать от вас, что вы приметесь за работу, которая требует времени и усилий, поверив, что в конце концов овчинка стоит выделки, то попытаемся в этой книге описать общую человеческую ситуацию, а также показать, почему мы уверены в том, что можем дать что-то важное каждому, кто действительно хочет улучшить себя и свое положение.

То, что мы предлагаем вам сделать для самих себя, на первый взгляд может напоминать избитые истины, так как мы хотим помочь вам открыть себя, свою самость и мобилизовать её, сделать более эффективной в удовлетворении своих потребностей в качестве биологического организма и общественного человеческого существа.

Открытие себя может напомнить кому-нибудь старую историю о «вытаскивании самого себя за волосы». Но, как мы понимаем данный термин, - это трудный процесс. Далекий от внезапной вспышки озарения, этот процесс более или менее постоянен и кумулятивен - и не прекращается, пока человек жив. Он предполагает принятие особого отношения к себе и рассмотрения себя в действии. Для того чтобы рассматривать себя в действии - то есть рассматривать себя как действие, требуется техника, совершенно отличная от той, которую вы, может быть, уже испробовали и признали недостаточной - техника интроспекции.

Если открытие себя кажется небесполезным, но пугающим, мы не будем спорить с такой реакцией. Предположение, что у вас есть некое тайное или скрытое «я», что оно значительно хуже вас и лучше оставить его в покое, - не всегда у вас было, и вряд ли стоит навсегда его сохранять. Оно происходит от того, что в прошлом, в момент стресса, вы отвергли некоторую часть себя, доставлявшую вам слишком много беспокойства. В тогдашних обстоятельствах эти части вас были худшими, и чтобы жить в той ситуации, вам надо было от них избавиться. Это похоже на то, как ведет себя дикий зверь, попавший лапой в капкан. В таких условиях лапа становится угрозой и иногда зверь отгрызает ее, чтобы спастись, хотя и остается калекой.

Ваша жизнь сейчас может быть совершенно иной, чем тогда, когда вы отвергли часть себя, но в отличие от лапы зверя, эта часть может быть возвращена. Все ли еще существуют первоначальные причины, по которым вы ее отвергли, или они давно исчезли? Это, по меньшей мере, заслуживает рассмотрения. Мы предлагаем вам метод систематического рассмотрения и реконструкции вашей нынешней ситуации. Вы можете двигаться в своем собственном темпе. Процедуры организованы так, что каждая предыдущая составляет необходимую основу для последующей. Какую работу вы можете проделать за определенный интервал времени, зависит от того, какую часть себя вы отбросили и какова ваша нынешняя жизненная ситуация. В любом случае вы не сделаете ни одного шага быстрее или больше того, что сами хотите.

Мы не предлагаем вам ни «легкого пути к мастерству», ни программы морального усовершенствования, ни правил, обеспечивающих разрушение дурных привычек, которые вы на самом деле хотите сохранить. Мы вообще не собираемся ничего за вас делать. Мы предлагаем вам инструкции, с помощью которых вы - если захотите - можете отправиться в личное приключение и в процессе этого вы, своими собственными активными усилиями, можете сделать что-то для себя, для своей самости - открыть ее, организовать и направить на конструктивное использование в проживании своей жизни.

Парадоксы в этих утверждениях мы разъясним позже. Пока достаточно сказать, что, говоря «Ваше я», вместо того, чтобы просто сказать «Вы», мы бы хотели подчеркнуть особый смысл обладания, кроющийся в притяжательном местоимении «вам»: это ваше «я». Заметьте также, что «Вы», о котором идет речь, - то самое «Вы», которому предстоит делать открытия в течение Вашего «путешествия», и, одновременно, это составная часть «Вашего я». Эта та часть, которая читает эти строки, скорее все-го, проговаривая их про себя.

Не предполагается, что это предприятие будет легким. Может показаться, что выполнить указания легко - так легко, что вполне возможно, к концу вы решите: в этом ничего нет; вы проскочите все это, не получите никаких результатов, которых бы не предвидели заранее, и на этом остановитесь. Если же, с другой стороны, вы более тесно соприкоснетесь с экспериментальными ситуациями, которые создадите, то можете обнаружить, что в некотором смысле это самая трудная и раздражающая работа из всех, с какими вы сталкивались, - но и наиболее удивительная.

На этих страницах мы стараемся разговаривать с вами, как будто мы находимся лицом к лицу. Разумеется, у вас нет возможности, как в обычном разговоре, взять слово - ответить, задать вопрос, добавить подробности относительно своей личной ситуации; и мы, к сожалению, не знаем вас лично. Если бы мы знали касающиеся вас подробности - возраст, пол, образование, работу, ваши успехи и неудачи, ваши планы и ваши страхи, мы кое-что сократили бы или, наоборот, развили подробнее, где-то, может быть, переставили бы акценты, поменяли порядок; но это не изменило бы фундаментальным образом то, что мы хотим передать. Мы полагаем, что практически все, с чем мы будем иметь дело, применимо в той или иной степени, в том или ином отношении, к каждому человеческому существу, живущему в наше время в условиях западной цивилизации. Применить то, что соответствует вашей ситуации, и так, как это вам подходит, - это ваша работа в нашем совместном предприятии.

М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001 Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2004

ПРАКТИКУМ ПО ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ

От переводчика Введение

Ориентирование

    ИСХОДНАЯ СИТУАЦИЯ

    КОНТАКТ С ОКРУЖАЮЩИМ

Эксперимент 1: Ощущение наличной действительности Эксперимент 2: Ощущение противоположных сил Эксперимент 3: Внимание и сосредоточение Эксперимент 4: Дифференцирование и объединение

    МЕТОДИКА СОЗНАВАНИЯ

Эксперимент 5: Вспоминание Эксперимент 6: Обострение ощущения тела Эксперимент 7: Переживание непрерывности эмоций Эксперимент 8: Вербализация Эксперимент 9: Интегрирующее сознавание

    НАПРАВЛЕННОЕ СОЗНАВАНИЕ

Эксперимент 10: Превращение слияния в контакт Эксперимент 11: Превращение тревоги в возбуждение

МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОБОЙ

    ИЗМЕНЕННАЯ СИТУАЦИЯ

    РЕТРОФЛЕКСИЯ

Эксперимент 12: Исследование ложнонаправленного поведения Эксперимент 13: Мобилизация мышц Эксперимент 14: Выполнение обращенного действия

    ИНТРОЕКЦИЯ

Эксперимент 15: Интроецирование и еда Эксперимент 16: Избавление от интроектов и их переваривание

    ПРОЕКЦИИ

Эксперимент 17: Выявление проекций Эксперимент 18: Присвоение проекций

ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД И СВИДЕТЕЛЬ ТЕРАПИИ

Предисловие Введение

Гештальт-подход

    ОСНОВАНИЯ

ГештальтпсихологияГомеостазХолистическая доктринаКонтактная граница

    НЕВРОТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Рождение неврозаИнтроекцииПроекцияСлияниеРетрофлексия

    НЕВРОТИК И ТЕРАПЕВТ

    ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

    ОЧИСТКА ЛУКОВИЦЫ

    ЧЕЛНОЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ, ПСИХОДРАМА И ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО

    КТО СЛУШАЕТ?

Свидетель терапии

От редактора

    ГЕШТАЛЬТ В ДЕЙСТВИИ

Что такое гештальт Сознавание Брак Гештальт-молитва Пары № 1 Пары № 2 Философия очевидного Сон Мейдлайн Все есть процесс сознавания Мир дураков Фриц и Фрейд

Perls, R.Hefferline & P.Goodman. Gestalt therapy: Excitement and growth in the human personality. NY: Julian Press, 1951

От переводчика

Фриц С.Перлз – основатель гештальттерапии, одного из ведущих направлений современной гуманистической психологии. Он родился в Берлине в 1893 г. Получив медицинское образование, он в 1926 г. стал ассистентом известного гештальтпсихолога Курта Гольдштейна. Одновременно Перлз присоединяется к психоаналитическому движению; его учителем и аналитиком был Вильгельм Райх, с ним работали также Карен Хорни, Отто Фенихель и др. В середине 30-х годов Перлз эмигрировал в Южную Африку (где основал психоаналитический институт), потом в Соединенные Штаты. В начале 40-х годов Перлз порывает с психоаналитическим движением. Его первая книга – "Эго, голод и агрессия" – в первом издании носила подзаголовок "Пересмотр теории и метода Фрейда", во втором – "Введение в гештальттерапию". Первому формулированию основ нового психотерапевтического подхода, переплавившего в себе задачи психоанализа, прозрения гештальтпсихологии, откровения философии экзистенциализма и феноменологии, посвящена книга "Гештальттерапия: возбуждение и рост в человеческой личности", первую часть которой мы предлагаем читателю.

Своеобразие изложения определяется здесь дополнительной задачей. Методы гештальттерапии излагаются в расчете на самостоятельную работу читателя. Впоследствии установка на аутотерапию не получила развития в гештальттерапевтическом движении, оформившемся скорее как психотерапевтическая школа в более традиционном смысле слова. Однако основное содержание понятий и методов, развитых в этой книге, продолжает оставаться фундаментом гештальттерапии и в ее современных вариантах.

Гештальт - что это? Таким вопросом задаются многие современные люди, однако не всем удается найти на него правильный ответ. Само слово «гештальт» имеет немецкое происхождение. В переводе на русский язык оно означает «структура», «образ», «форма».

В психиатрию это понятие было введено психоаналитиком Фредериком Перлзом. Именно он является основателем гештальт-терапии.

Фредерик Перлз был практикующим психиатром, поэтому все разработанные им методы в первую очередь применялись для излечения расстройств психики, среди которых психозы, неврозы и пр. Однако очень широкое распространение получил метод терапии «гештальт». Что это такое, вскоре заинтересовались психологи и психиатры, работающие в разных сферах. Столь широкая популярность гештальт-терапии обусловлена наличием разумной и понятной теории, широким выбором методов или пациентом, а также высоким уровнем эффективности.

Основное достоинство

Главное и самое большое преимущество - это целостный подход к человеку, который учитывает его психические, телесные, духовные и социальные аспекты. Гештальт-терапия вместо того, чтобы акцентировать внимание на вопросе «Почему это происходит с человеком?» заменяет его следующим: «Что человек сейчас чувствует и как это можно изменить?». Терапевты, работающие в данном направлении, пытаются сфокусировать внимание людей на осознавании процессов, которые происходят с ними «здесь и сейчас». Таким образом, клиент учится нести ответственность за свою жизнь и за все происходящее в ней, а, следовательно, и за внесение желаемых изменений.

Сам Перлз гештальт рассматривал как целое, разрушение которого приводит к получению осколков. Форма стремится быть единой, и если этого не происходит, человек оказывается в незавершенной ситуации, оказывающей на него давление. В людях часто кроется множество незавершенных гештальтов, от которых не так уж и сложно избавиться, достаточно их увидеть. Огромным преимуществом является то, что для их обнаружения нет необходимости копаться в недрах бессознательного, а нужно всего лишь научиться замечать очевидное.

Гештальт-подход основан на таких принципах и понятиях, как целостность, ответственность, возникновение и разрушение структур, незавершенные формы, контакт, осознанность, «здесь и сейчас».

Важнейший принцип

Человек - это существо целостное, и его нельзя расчленять на какие-либо составляющие, например, на тело и психику или на душу и тело, поскольку такие искусственные приемы не могут положительно повлиять на его понимание собственного внутреннего мира.

Целостный гештальт состоит из личности и окружающего ее пространства, при влияющих друг на друга. Для лучшего понимания данного принципа можно обратиться к психологии межличностных отношений. Она дает возможность четко проследить за тем, насколько большое влияние общество оказывает на отдельного человека. Однако, изменяясь сам, он влияет и на других людей, которые, в свою очередь, также становятся другими.

К ключевым понятиям Московский гештальт-институт, как и многие другие, относит понятие «контакт». Человек постоянно с чем-то или с кем-то контактирует - с растениями, окружающей средой, другими людьми, информационным, биоэнергетическим и психологическим полями.

Место, в котором индивид соприкасается с окружением, принято называть границей контакта. Чем лучше человек ощущает и чем более гибко может регулировать контактную разницу, тем более он успешен в удовлетворении собственных потребностей и достижении поставленных целей. Однако данному процессу свойственны характерные признаки, которые приводят к нарушению продуктивной деятельности индивида в разных сферах взаимодействий. Гештальт-терапия Перлза направлена на преодоление подобных нарушений.

Принцип возникновения и разрушения гештальт-структур

С помощью принципа возникновения и разрушения гештальт-структур можно легко объяснить поведение личности. Каждый человек устраивает свою жизнь в зависимости от собственных потребностей, которым он и предоставляет приоритет. Его действия направлены на удовлетворение нужд и достижение существующих целей.

Для лучшего понимания можно рассмотреть несколько примеров. Так, человек, желающий приобрести дом, копит деньги на его покупку, находит подходящий вариант и становится обладателем собственного жилища. А тот, кто желает иметь ребенка, направляет все свои силы на достижение этой цели. После того как желаемое достигнуто (потребность удовлетворена), гештальт завершается и разрушается.

Понятие о незавершенном гештальте

Однако достигает своего завершения (а далее - разрушения) далеко не каждый гештальт. Что это происходит с некоторыми людьми и почему они постоянно формируют однотипные незавершенные ситуации? Это вопрос долгие годы интересовал специалистов в области психологии и психиатрии. Данный феномен получил название незавершенного гештальта.

Специалистам, местом работы которых является тот или иной гештальт-институт, удалось распознать, что жизнь многих людей часто наполнена постоянно повторяющимися типичными негативными ситуациями. Например, человек, несмотря на то что ему не нравится быть эксплуатируемым, постоянно попадает именно в такие ситуации, а тот, у кого не складывается личная жизнь, снова и снова вступает в контакт с ненужными ему людьми. Подобные «отклонения» связаны именно с незавершенными «образами», и психике человека не удастся обрести покой до тех пор, пока они не достигнут своего логического конца.

То есть личность, имеющая незавершенную «структуру», на подсознательном уровне постоянно стремится к созданию негативной незавершенной ситуации только для того, чтобы разрешить ее, и наконец-то закрыть этот вопрос. Гештальт-терапевт искусственно создает для своего клиента подобную ситуацию и помогает найти из нее выход.

Осознавание

Еще одним базовым понятием гештальт-терапии является осознавание. Стоит отметить, что интеллектуальные знания человека о своем внешнем и внутреннем мире не имеют к нему никакого отношения. Осознавание гештальт-психология связывает с пребыванием в так называемом состоянии «здесь и сейчас». Оно характеризируется тем, что человек совершает все действия, руководствуясь сознанием и будучи бдительным, а не живет механической жизнью, опираясь исключительно на стимульно-реактивный механизм, как это свойственно животному.

Большинство проблем (если не все) появляются в жизни человека по той причине, что он руководствуется умом, а не сознанием. Но, к сожалению, ум является достаточно ограниченной функцией, и люди, которые живут только им, даже не подозревают, что на самом деле являются чем-то большим. Это и приводит к замене подлинного состояния реальности интеллектуальным и ложным, а также к тому, что жизнь каждой личности протекает в отдельном иллюзорном мире.

Гештальт-терапевты всего мира, включая Московский гештальт-институт, уверены в том, что для решения большинства проблем, недоразумений, непониманий и трудностей человеку нужно лишь достичь осознавания своей внутренней и внешней реальности. Состояние осознанности не позволяет людям поступать плохо, поддаваясь порывам случайных эмоций, поскольку они всегда способны видеть окружающий их мир таким, какой он есть на самом деле.

Ответственность

Из осознанности человека рождается еще одно полезное для него качество - ответственность. Уровень ответственности за свою жизнь напрямую зависит от уровня ясности осознания личностью окружающей действительности. Человеку свойственно всегда перекладывать ответственность за свои неудачи и ошибки на окружающих или даже высшие силы, однако каждый, кому удается принять ответственность на себя, делает большой прыжок на пути индивидуального развития.

Большинство людей вообще не знакомы с таким понятием, как гештальт. Что это, они узнают уже на приеме у психолога или психотерапевта. Специалист выявляет проблему и разрабатывает пути ее устранения. Именно для этого гештальт-терапия техники имеет самые разнообразные, среди которых есть как собственные, так и заимствованные из таких как транзактный анализ, арт-терапия, психодрама и пр. По мнению гештальтистов, в рамках их подхода можно использовать любые методы, которые служат естественным продолжением диалога «терапевт-клиент» и усиливают процессы осознавания.

Принцип «здесь и сейчас»

Согласно ему, все действительно важное происходит в данный момент. Ум уводит человека в прошлое (воспоминания, анализ произошедших ситуаций) или в будущее (мечты, фантазии, планирование), но не дает возможности жить настоящим, что приводит к тому, что жизнь проходит мимо. Гештальт-терапевты призывают каждого своего клиента жить «здесь и сейчас», не заглядывая в иллюзорный мир. Вся работа данного подхода связана с осознаванием настоящего момента.

Виды гештальт-техник и заключение контракта

Все техники гештальт-терапии условно подразделяются на «проективные» и «диалоговые». Первые используются для работы со сновидениями, образами, воображаемыми диалогами и пр.

Вторые представляют собой кропотливую работу, которая осуществляется терапевтом на границе контакта с клиентом. Специалист, отследив механизмы прерывания человека, с которым работает, превращает свои эмоции и переживания в часть окружающей его среды, после чего выносит их на границу контакта. Стоит отметить, что гештальт-техники обоих видов переплетаются в работе, и четкое их разграничение возможно лишь в теории.

Процедура гештальт-терапии, как правило, начинается с такого приема, как заключение контракта. Данное направление характеризируется тем, что специалист и клиент - равноправные партнеры, и последний несет не меньшую ответственность за результаты проведенной работы, чем первый. Данный аспект как раз и оговаривается на этапе заключения контракта. В этот же момент клиент формирует свои цели. Человеку, постоянно избегающему ответственности, очень сложно согласиться на такие условия, и уже на этом этапе ему требуется проработка. На стадии заключения контракта человек начинает учиться отвечать за себя и за то, что с ним происходит.

«Горячий стул» и «пустой стул»

Техника «горячий стул» является одной из наиболее известных среди терапевтов, местом работы которых является Московский гештальт-институт и многие другие структуры. Данный метод применяется при групповой работе. «Горячим стулом» называется место, куда садится человек, который намеревается рассказать присутствующим о своих трудностях. В ходе работы между собой взаимодействуют только клиент и терапевт, остальные участники группы безмолвно слушают, и только по окончании сессии рассказывают о том, что они чувствовали.

К основным гештальт-техникам также относится «пустой стул». Он используется для размещения значимого для клиента человека, с которым он может провести диалог, причем не столь важно, жив ли он на данный момент или уже умер. Еще одним назначением «пустого стула» является диалог между различными частями личности. Это необходимо тогда, когда у клиента есть противоположные установки, порождающие

Концентрация и экспериментальное усиление

Своей оригинальной техникой гештальт-институт называет концентрацию (фокусированное осознавание). Существует три уровня осознавания - внутренних миров (эмоции, телесные ощущения), внешних миров (что я вижу, слышу), а также мыслей. Помня об одном из главных принципов гештальт-терапии «здесь и сейчас», клиент рассказывает специалисту о своем осознавании в данный момент. Например: «Сейчас я лежу на кушетке и смотрю в потолок. Я никак не могу расслабиться. Мое сердце очень сильно стучит. Я знаю, что рядом со мной находится терапевт». Данная техника усиливает ощущение настоящего, помогает осознать способы отстранения человека от реальности, а также является ценной информацией для дальнейшей работы с ним.

Еще одной эффективной техникой является экспериментальное усиление. Она заключается в максимизации каких-либо малоосознаваемых им вербальных и невербальных проявлений. Например, в случае, когда клиент, сам не осознавая этого, часто начинает свой разговор словами «да, но…», терапевт может предложить ему так начинать каждую фразу, и тогда человек осознает свое соперничество с окружающими и стремление всегда оставлять за собой последнее слово.

Работа с полярностями

Это еще один метод, к которому нередко прибегает гештальт-терапия. Техники данной отрасли часто направлены на выявление противоположностей в личности. Среди них особое место занимает работа с полярностями.

Например, человеку, который постоянно жалуется на то, что сомневается в себе, специалист предлагает уверенным, и с этой позиции попытаться пообщаться с окружающими его людьми. Не менее полезно провести диалог между своей неуверенностью и уверенностью.

Клиенту, не умеющему просить о помощи, гештальт-терапевт предлагает обращаться к участникам группы иногда даже с очень нелепыми просьбами. Данная техника дает возможность расширить зону осознавания индивида за счет включения в нее ранее недоступного личностного потенциала.

Работа со сновидениями

Указанная техника используется психотерапевтами различных направлений, но оригинальная гештальт-методика имеет характерные только ей черты. Здесь все элементы сна специалист рассматривает как части человеческой личности, с каждой из которых клиент должен идентифицироваться. Делается это для присвоения собственных проекций или избавления от ретрофлексий. Кроме того, в данной технике никто не отменял использования принципа «здесь и сейчас».

Так, клиент должен рассказывать терапевту о своем сне, как о чем-то происходящем в настоящем времени. Например: «Я бегу по лесной тропинке. У меня отличное настроение и я радуюсь каждому мгновению, проведенному в этом лесу, и т.д.». Необходимо, чтобы клиент описывал свой сон «здесь и сейчас» не только от собственного имени, но и от имени других людей и предметов, присутствующих в видении. Например «Я извилистая лесная тропинка. По мне сейчас бежит человек и т.д.».

Благодаря своим и заимствованным техникам гештальт-терапия помогает людям избавиться от и всевозможных масок, установить доверительный контакт с окружающими. Гештальт-подход принимает во внимание наследственность, приобретенный в первые годы жизни опыт, влияние социума, но вместе с тем призывает каждого человека принять на себя ответственность за собственную жизнь и за все то, что в ней происходит.

Основоположник гештальт-терапии, Фредерик Соломон Перлз был немецким врачом-психиатром и психотерапевтом. Получив профессиональное образование у многих знаменитых представителей психоанализа и психиатрии того времени, после работы психиатром в Германии, в конце тридцатых годов двадцатого века, разочаровавшись в психоанализе, он начал разрабатывать гештальттерапию. Уже в своей первой работе "Эго, голод и агрессия", опубликованной в 1942 году, в главе "Пересмотр теории Фрейда и его метода" – Перлз дистанцируется от традиционного психоанализа, и со временем эта дистанция будет всё больше возрастать.

Начиная с 1933 года, после пришествия к власти нацистов в Германии, Перлз, его жена и старшая дочь, были вынуждены эмигрировать, сначала в Голландию, затем южную Африку. В южной Африке Перлз работает штатным армейским психиатром, и в 1946 году, в звании капитана, он переезжает в США, Нью-Йорк.

В Нью-Йорке он активно разрабатывает своё направление психотерапии, назвав его гештальт-терапией, вероятно из-за большого вклада его жены Лоры в разработку. Лора Перлз занималась гештальт-психологией, изучающей вопросы восприятия. Так же, благодаря Лоре в гештальттерапию открылись пути экзистенциальным направлениям, например, философии Мартина Бубера или экзистенциализму Пауля Тиллиха.

Эта работа приводит к тому, что в 1951 году, при активной поддержке нью-йоркской группы, в которую входила Лора Перлз, американский психотерапевт и драматург Пол Гудмен, ученик Перлза, Ральф Хефферлин были разработаны и заложены теоретические основы метода на базе гештальтпсихологии, психоаналитических концепций, феноменологии и экзистенциальной психологии. Венцом их совместных трудов стал фундаментальный труд Перлза, Хефферлина и Гудмена – "Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности", ставший основополагающим в гештальт-терапии. В этом же году к ним присоединяется Изидор Фром, а Перлз создаёт Институт гештальт-терапии.

В начале пути гештальт-подхода, на становление его теоретического и практического метода сильное влияние оказали ближайшие соратники Перлза: врач Курт Гольдштейн, написавший труд "Строение организма", известный своей настойчивостью и вниманию к целостности организма. Перлз некоторое время был его ассистентом. Макс Рейнгар, основатель театральной школы, в которой обучается Перлз. Карен Хорни, Клара Гаппель, Елена Дейч, Пауль Шильдер, психоаналитики, которые были его аналитиками или супервизорами. Вильгельм Райх, который своими работами, в частности о "мышечном щите" и характерологических структурах, вводил работу с телом и телесностью в гештальттерапию. Философ Ж. Смуте, так же способствовавший становлению целостного взгляда на человека, создатель термина "холизм". Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль, немецкий философ, основатель феноменологии. Который хоть и не был непосредственным соратником Перлза, но его идеи о феноменологии глубоко и мощно укоренились в гештальт-терапии.

Дальнейший расцвет гештальт-терапии сопровождался взлётами и падениями, и должен быть описан в отдельном материале. Стоит сказать, что благодаря невероятному творческому энтузиазму Перлза, гештальт-терапия смогла пройти, временами непростой путь, вроде "периода 68 года", и стать тем, чем она является сейчас.

После смерти Перлза в 1970 году, многие последователи перешли в другие направления психотерапии, либо стали искать научных и теоретических обоснований, считая те, что уже имели недостаточными. И лишь некоторые вернулись к истокам, и к тем, кто продолжал развивать гештальттерапию. Благодаря чему большую известность получили Лора Перлз, Изидор Фром и другие члены группы, основавшей гештальттерапию, что дало дали возможность сообществу гештальтистов вновь найти смысл гештальт-подхода вокруг теории "self", разрабатываемой Перлзом и Гудменом в 1951 году.

Гештальт-терапия сегодня

Сейчас гештальт-терапия это одно из трёх основных психотерапевтических направлений, признаваемых и используемых во всём мире. Сегодня в мире существует множество институтов и сообществ гештальтистов, занимающихся практикой и преподаванием гештальт-терапии. Большинство объединены в большие сообщества и организации мирового масштаба. Вот некоторые из них:

FORGE (Международная Федерация организаций, преподающих Гештальт (International Federation of Gestalt Training Organizations): проводит Конгрессы, на которые приглашается ведущий штат тренинговых гештальт-институтов (ректоры и проректоры, директора и их заместители). На Конгрессах обсуждаются темы, касающиеся теории, практики и исследований в поле обучения гештальт-терапии, а также приглашения обучающих гештальт-терапевтов для проведения воркшопов в Институтах, входящих в состав FORGE.

GATLA (Лос-Анжелесская ассоциация Гештальт-Терапевтов): это одна из старейших в мире учебных программ по Гештальт-терапии, сформированный ещё в начале 60х годов двадцатого века, когда Фриц Перлз вместе с Джимом Симкиным, в Лос-Анджелесе разрабатывают учебную программу. И сегодня GATLA объединяет терапевтов из более, чем 30 стран. Уже почти 50 лет проходят обучающие программы в Европе и Америке.

EAGT (Европейская Ассоциация Гештальт Терапии (The European Association for Gestalt Therapy): объединение европейских гештальт-терапевтов, тренинговых гештальт-институтов и национальных гештальтистских Ассоциаций для содействия распространению гештальт-терапии в Европе, обмена знаниями и ресурсами, установления высоких профессиональных стандартов в гештальт-терапии и поощрения исследований в этой области.

АРГИ (Ассоциация "Федерация Русскоязычных Гештальт Институтов"): основателями АРГИ выступили Нифонт Долгополов (МИГиП), Даниил Хломов (МГИ), Олег Немиринский (МИГТиК) и Наталья Лебедева (СПИГ). Основной целью АРГИ является поддержание в России эффективных сфер деятельности гештальт институтов и содействие повышению социального статуса гештальт-подхода.

В России существует много институтов, где проходят обучение гештальт-студенты, среди них четыре ведущих: Московский Институт Гештальта и Психодрамы (МИГИП), Московский Институт Гештальта (МГИ), Санкт-Петербургский Институт Гештальта (СПИГ), Восточно-Европейский Гештальт Институт (ВЕГИ).

От года в год растёт число практиков, их компетентность углубляется и расширяется, а с появлением новейших технологий изучения человеческого мозга и психики, достижениями медицины и нейронаук, проводятся новые исследования, подтверждающие эффективность гештальт-терапии.

При этом 21 век отличающийся своим направлением к интеграции, вносит свой дух и в гештальттерапию: сейчас можно заметить постепенную ассимиляцию с другими методами и подходами, психоанализом, от которого когда-то дистанцировался Перлз, психодрамой, арт-терапией и даже, в некоторых аспектах, когнитивно-поведенческой психотерапией.

Метод гештальт-терапии

В Гештальт-терапии одним из важнейших принципов работы с клиентом является осознание того, что происходит в текущий момент на различных между собой и неразрывно связанных уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. Этот важный опыт того, что происходит "здесь и теперь", затрагивает весь организм во всех его проявлениях, за счет того, что содержит в себе воспоминания, предшествующий опыт, мечты, незавершенные ситуации, предвидения и намерения.

В этом и заключается суть гештальт-терапии: не объяснять клиенту, но дать ему самому возможность быть целостным, неразрывным, присутствующим здесь и сейчас, понять и уважать себя. Первая часть названия, слово гештальт происходит от немецкого Gestalt, что означает "целостный образ".

То, что происходит в процессе гештальт терапии – это исследование опыта клиента контактирования с собой, другими людьми и со средой, окружающей его. Основной психотерапевтический процесс концентрируется на осознавании того, как человек контактирует, как он может прервать этот опыт, замечать или игнорировать свои потребности и желания, регулярно повторять прошлый опыт и ситуации, останавливать творческое приспособление к окружающей среде. Осознание даёт возможность для человека заметить то, что с ним происходит, то, что раньше не было явным, осознать свои потребности, и вернуть себе возможность и способность совершать выбор.

Основные понятия гештальт-терапии

Поле "организм – окружающая среда"

Гештальт-терапия подразумевает, что организм не может существовать вне среды и без среды, (не существует организма без окружающей среды). Поэтому организм и окружающая его среда понимаются и рассматриваются как единое целое, неотделимое друг от друга. Такая неделимость поля лежит в основе теории метода гештальт-терапии. В свете такого взгляда среда предстаёт не как плохо очерченное пространство вокруг организма, но как конкретный мир, причем мир конкретного человека.

Контакт и граница контакта – это основные понятия гештальт-терапии. Контакт – это одновременно и осознавание поля, и физическое действие "контактирования" с ним. И в то же время это и принятие или отвержение того с чем случается контакт, того чем наполнена среда. И именно с помощью контакта организм чувствует своё отличие, а благодаря сохранению контакта – сохраняет и своё отличие.

Граница контакта – это место, точка, где организм соприкасается со средой его окружающей. Она всегда происходит изнутри, и продолжается уже в окружающем мире. "...Контактная граница, например, чувствительная кожа, – это не столько часть "организма", сколько орган особой связи организма и окружающей среды" (Перлз).

Осознание

Одним из важнейших терминов, постоянно использующимся в терапевтическом процессе, является "осознание". Это осознание происходит немедленно, здесь и сейчас, и отличается отрефлексии, растянутой во времени. В английском языке используется слово "awareness", означающее немедленное осознание всего, что происходит именно в моменте – чувств, мыслей, действий, проявлений телесности, других людей, среды. Такое осознание обладает, в том числе, интегрирующей функцией, как бы собирая в одно целое всё то, что происходит на разных уровнях восприятия.

Гештальт-терапевт помогает клиенту научиться осознавать, делать это сознательно и в любой момент времени, выйти из фиксации, неподвижного состояния, чтобы достичь настоящего контакта с окружающей средой.

Здесь и сейчас

Принцип, говорящий о том, что наиболее актуальное для клиента происходи в настоящем, будь то чувства, мысли, действия, отношения и так далее. Благодаря принципу здесь и сейчас, или здесь и теперь, процесс осознания проходит более интенсивно и выраженно.

Ответственность – способность человека осознавать, принимать последствия собственных действий и выборов, как позитивные, так и негативные, продолжать жить с этими последствиями. Ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь – за свои желания, действия, опираться на себя.

Саморегуляция

Перлз (1973) говорит об этом так: "Организм старается поддержать баланс, который из-за его нужд постоянно нарушается и который затем восстанавливается, когда потребности удовлетворены или устранены". Саморегуляция не гарантирует хорошее здоровье, но обеспечивает уверенность в том, что организм делает то, что он может с тем, что он имеет в своем распоряжении. Если человеку чего-то не хватает, то он старается заполнить брешь; если чего-то много, то организм избавляется от излишка.

Творческое приспособление

Это синтез приспособления и творчества. Под приспособлением в гештальте понимается взаимодействие потребностей организма с окружающей средой. Творчество – это способность искать и находить новые решения, самое подходящее, лучшее из возможного, исходя из того, что имеется "под рукой" или с помощью добывания нового. Творческое приспособление – это способность соединять одно с другим, и устанавливать баланс между потребностями организма и тем, что даёт среда. Развитие творческого приспособления у клиента является важной частью работы гештальт-терапевта.

Техники гештальт-терапии

Немного забавно, что довольно большая часть психологов, и не только, определяет гештальт-терапию по различным методам. Так, например, наверняка известная большинству читателей техника диалога с пустым стулом, метафорически представляющим кого-то значимого в жизни клиента, была заимствована Перлзом, в конце его жизни, из психодрамы Морено.

Важно понимать, что любые техники – это лишь способы реализации самой сути гештальт-терапии, её фундаментального подхода, и в общем, при достаточном навыке, гештальт-терапевт может использовать любую технику и из других подходов, лишь бы они были совместимы с методом и актуальны к происходящему здесь и сейчас. Техники в гештальт-подходе не самоцель. Гештальт-подход, в основном, ориентирован на работу по осознанию ("awareness") происходящего на границе контакта, и возможности осуществления или восстановления способности к творческому приспособлению в контакте со средой.

Благодаря такой высокой пластичности, формы, которые терапия может принимать, меняются с каждым новым клиентом, обеспечивая индивидуальный подход, подчёркивая уникальность каждого человека, его жизненного опыта. Также процесс и форма терапии могут меняться в зависимости от личности, индивидуального опыта, чувственности каждого отдельного терапевта.

И всё же, существуют базовые техники, постоянно, так или иначе применяющиеся в работе гештальт-терапевтами.

И первая из них это экспериментирование, сердцевина метода. Помимо высокой эффективности обеспечивает уникальное своеобразие гештальт-терапии. В ходе терапии клиенту предлагается не просто рассказывать, о чем либо, но развернуть свой рассказ исходя из принципа "здесь и теперь".

Так, например, терапевт может:

  • Сфокусировать клиента на осознавании, предложив, например, заметить, почувствовать и осознать какой-либо феномен, происходящий в текущем процессе терапии, например, дыхание, эмоции или телесные проявления.
  • Предложить осуществить метафору, которую клиент может употребить ("Я чувствую себя под прессом!", "Я как будто в клетке", "Хочу, чтобы со мной общались как с ребенком").
Терапевт может попросить усилить или сделать акцент на выявленном феномене, благодаря чему можно получить информацию, "о том, что произойдет" в ситуациях, которые трудно или невозможно смоделировать в действии.

Для того чтобы исследовать фантазии, катастрофические ожидания, незавершенные ситуации или "застывшие" ситуации, разрешение которых кажется невозможным могут использоваться некоторые формы проекции. Экспериментирование даёт широкие возможности для глубокого исследования границ собственного "Я" и контакта: ограничений проявления себя, границ самовыражения, способов прерывания контакта, ощущений, движений, ценностей и т.д.

Здесь и теперь

Этот принцип стал символом, лозунгом гештальт-терапии, по которому она однозначно опознаётся в среде психологов. Однако, наблюдается некоторое недопонимание этого принципа: бытует мнение, что для гештальт-терапии с её принципом "здесь и сейчас", совершенно не интересны прошлое и будущее клиента. Конечно же, это не так: прошлое, несомненно, важно также как и настоящее и будущее. Более того, "здесь и сейчас" это не "мантра", которую надо вдалбливать клиенту.

Принцип "здесь и сейчас", или "здесь и теперь", это рабочий инструмент терапевта необходимый, чтобы обратить внимание, клиента на то, что "именно теперь ты вспоминаешь" или что "именно теперь ты предвосхищаешь события". И если благодаря экспериментированию клиент может открыть доступ к каким-то решениям и к осуществлению творческого приспособления, то только в настоящем это может произойти.

Перлз много раз повторял, что "ничего не существует кроме настоящего"; имея в виду, что настоящее содержит в себе прошлое и будущее. Именно поэтому нет постоянной необходимости возвращаться в прошлое, потому что оно уже здесь, обличено в жизненный опыт, разворачивающийся прямо здесь и сейчас.

Работа со сновидениями

Когда-то, благодаря подходу к снам, для Перлза пробил час славы в его последние годы жизни. Он рассматривал сон, как совокупность проекций отдельных частей личности сновидца, позволяющих обнаружить некое "экзистенциальное послание", с которым спящий обращается к самому себе. Эта работа немного театрализована, частично взята из психодрамы, что, однако только добавляет не только эффектности, но и эффективности.

Телесная работа

Гештальт-терапевт использует целостный подход к опыту клиента. И это значит, что терапевт принимает в расчет как телесные, так и эмоциональные проявления, наравне с когнитивными процессами и другими феноменами клиента, с которыми терапевт работает, и может пользоваться этим, чтобы быть в контакте с клиентом.

Это также значит, что терапевт не разделяет то, мы обычно привыкли разделять: что "тело" – это одно, а "ум" – это другое. "Телесность" или "эмоции" представляют собой частные проявления опыта человека. При патологических процессах эти проявления могут быть нарушены или закрыты и, конечно, их нельзя рассматривать по отдельности, если цель нашей работы в восстановлении их целостности.

Практическая подготовка и обучение гештальт-терапевтов

Всё обучение гештальт-терапии проходит в атмосфере бережности и безопасности, создаваемой тренерами. Благодаря атмосфере безопасности, неспешности, студенты имеют возможность не только получить качественную подготовку в психотерапии, но и глубоко познать себя, собственные границы, возможности, проработать трудности, мешающие комфортно и счастливо жить. Подготовка гештальт терапевта проходит в течение двух основных и одного дополнительного цикла.

Первый цикл представляет собой закрытую терапевтическую группу, где один раз в месяц, в течение полугода, происходит базовое обучение основам метода сочетанное с групповой психотерапией, занимающей большой объём времени. Такой способ обучения через погружение в метод эффективен, в силу того, что за время обучения в группе каждый участник проходит интенсивную терапию, прорабатывая собственные внутренние трудности, получая ценнейший опыт контакта с собой и другими, одновременно с этим изучая базовые основы гештальт-терапии и тут же применяя их на практике.

Второй цикл занимает от двух до четырех лет, в зависимости от того, как составлена учебная программа, и включает в себя 20 блоков по три дня. В этом цикле происходит основное обучение гештальт-терапии, методу, техникам, основам психологического консультирования. Этот этап одновременно позволяет углубить уже полученные знания и навыки, и кроме того частично, но в гораздо меньшей степени продолжить работу над самим собой при помощи гештальт-терапии в группе, и заложить практические и теоретические основы гештальт-терапии. Каждая фаза обучения представляет собой сочетание преподавания научных основ, прожитого опыта и обучения на практике.

В конце второго цикла студенты, решившие стать гештальт-терапевтами, проходят сертификацию, представляющую собой теоретический и практический экзамен. Для допуска к экзаменам, студенту необходимо регулярно сдавать одному из тренеров протоколы выполненных упражнений в специальных минигруппах, традиционно называемых тройками. Такие группы формируются в конце первого блока второго цикла, и в них студенты работают до завершения обучения.

Кроме того, за время обучения так же необходимо пройти около 80 часов личной терапии и супервизии, посетить некоторое количество (разное, в зависимости от выпускающей организации) интенсивов и конференций. Эти требования также необходимо выполнить для того, чтобы быть допущенным к сертификации.

Третий, дополнительный цикл, открыт после завершения двух предыдущих циклов и экзаменов для тех, кто хочет углубить своё профессиональное образование, получив практические знания работы с терапевтической группой и различными сложными темами, специфическими запросами, требующими дополнительных знаний и навыков.

В России на сегодняшний день существует множество институтов и сообществ, занимающихся профессиональной подготовкой или переподготовкой гештальт-терапевтов, отличающихся и по подходу к обучению, и по качеству образования. Среди них всех особо выделяются четыре больших института:

1. – одно из ведущих российских учебных заведений, отвечающих за образовательные программы по гештальт-подходу и психодраме. Созданный в 1996 году Нифонтом Борисовичем Долгополовым, МИГиП является соучредителем Ассоциации Русскоязычных Гештальт Институтов (АРГИ), Федерации Психодраматических Тренинговых Институтов России (ФПТИР) и входит в четверку базовых российских институтов как в области обучения гештальт-методу, так и психодраме.

Институт состоит в основных международных профессиональных ассоциациях гештальт-терапии и психодрамы: FEPTO (Federation of Europian Psychodrama Training Organisation) – Федерации Европейских Психодраматических Тренинговых Организаций, FORGE (International Federation of Gestalt Training Organization) – Федерации Организаций, Преподающих Гештальт-терапию, AAGT (The Association for the Advancement of Gestalt Therapy) – Ассоциации Развития Гештальт-терапии, IAGP (International Association for Group Psychotherapy and Group Processes) – Международной Ассоциации Групповой Психотерапии, EAGT (European Association for Gestalt Therapy) – Европейской Ассоциации Гештальт-терапии. МИГИП создал свои центры и представительства института во многих городах России и за ее пределами.

2. Общество практикующих психологов "Гештальт-подход" , основанное в начале 90х годов Даниилом Хломовым, ставящее своими целями поддержку и развитие Гештальт-терапии на основании программы "Московский Гештальт Институт" в соответствие со стандартами МГИ и EAGT; МГИ так же имеет развитую сеть представительств по России.

3. вырос из СПб Центра гештальт-терапии, основанного в 1994 году. Занимается подготовкой специалистов в области психотерапии, организационного и психологического консультирования, так же состоит в основных профессиональных ассоциациях гештальт-терапии имеет представительства в городах России.

4. . ВЕГИ существует с 1996 года. Программы Института разработаны в соответствии с принятыми в России стандартами для повышения квалификации, переквалификации и специализации в области Гештальт-терапии и Гештальт-консультирования. Восточно-Европейский Гештальт Институт встроен в международную систему организаций, практикующих гештальт и обучающих гештальт-подходу в консультировании, бизнесе и организационном развитии.

Заключение

Гештальт-терапия – это удивительный глубокий психотерапевтический подход, удачно сочетающий достижения психологической науки и практики, терапевтический опыт основателей и современных практиков. Благодаря концепции целостности, в гештальт-терапии существует огромное уважение к человеку, к каждому его проявлению и через это открывается возможность для принятия и поддержки.

Использование феноменологического подхода, принципа "здесь и сейчас", позволяет клиенту самостоятельно, без дополнительных интерпретаций терапевта, чувствовать и понимать происходящее с ним и вокруг него, замечая особенности своего контакта со средой, выстраивая границы, чувствуя происходящее на границе контакта.

Гештальт-терапия, возможно, сейчас развивается не так быстро, как другие подходы, но этот вид терапии широко распространен и активно влияет на другие направления. Основываясь на совокупности человеческого опыта во всех его аспектах: телесном, эмоциональном, интеллектуальном и духовном, гештальт-терапия имеет огромный потенциал и остается ведущим видом психотерапии.

Список литературы:

1. "Эго, голод и агрессия" – Фредерик Перлз.
2. "Внутри и вне помойного ведра" – Фредерик Перлз.
3. "Гештальт-терапия" – РобинЖан-Мари.
4. "Построение и разрушение гештальтов" – РобинЖан-Мари.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психоанализа и психотерапии онлайн , желаю Вам психического здоровья.

Такой, интроецированный (по сути запрограммированный) человек, если говорит «Я», то имеет ввиду «ОНИ». Т.е. живет не своей жизнью, и зачастую такая жизнь неудачника.

Незавершенный гештальт и «Проекция»

При проекции, человек перекладывает с себя ответственность за происходящее на окружение. Часто, все свои скрытые, не осознаваемые негативные качества приписывает другим людям. В том числе, жизненные проблемы и несчастья.

Когда такой человек говорит «ОНИ», надо понимать — «Я».

С помощью гештальт-подхода, он может осознать и решить свои проблемы.

Незавершенный гештальт и «Слияние»

При слиянии, у человека настолько размыты контактные границы, что он не в состоянии отличить свои мысли, чувства и поступки от мыслей, чувств и поступков других людей.

Когда такой человек говорит «МЫ», то это может быть и «ОНИ» и «Я».

Незаконченный гештальт и «Ретрофлексия»

При ретрофлексии (поворот назад), человек переносит на себя эмоции и поступки предназначенные для других.

Он проводит контактную границу посередине себя, как бы разделяясь на две личности.

Такой человек пользуется местоимениями: «самого себя», «самому себе», как будто речь идет о двух разных людях.

Гештальт терапия: методы, техники и упражнения

Используя методы, техники и упражнения гештальт-терапии, перенос и контрперенос , при незавершенных ситуациях возможен эмоциональный выплеск и завершение гештальта (ситуации), т.е. восстановление контактной границы и избавление от невротических механизмов.

Метод гештальт терапии «Очистка луковицы»

Методом «очистки луковицы» человек постепенно освобождается от невроза, психологических, эмоциональных проблем. С помощью вопросов терапевта и ответов клиента, проблема одна за другой, выступая в виде «Фигур», постепенно убирается в «Фон».

Конечная цель терапии в том, чтобы клиент обрел способность самостоятельно справляться со своими психологическими проблемами, и не зависел от гештальт-терапевта.

Техника гештальт-терапии «Здесь и Сейчас»

Психотерапия «здесь и сейчас» помогает освободиться от сегодняшних трудностей, независимо от того, когда они возникли.

Текущее решение проблем, освобождает от этих проблем будущее.

Подход гештальт терапии «Челночное движение»

«Челночное движение» заключается в поэтапном переживании клиентом события с возвратом (если нужно) от следующего этапа к предыдущему.

Переживание проходит в стиле «психодрамы», т.е. клиент визиуализирует травматическую ситуацию и проживает ее, тем самым завершая «незаконченную ситуацию».

Упражнения гештальт-терапии для самостоятельного использования

Гештальт-молитва Фрица Перлза:

Я — это я.
А ты — это ты.
Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.
А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими.
Я есть я.
А ты есть ты,
Аминь.