Септимий Бассиан Каракалла. Термы императора Каракаллы: фото, история, реконструкция, как добраться

Полуразрушенное старинное сооружение, расположенное на территории столицы Италии, когда-то называли Рукотворный исторический памятник и сейчас свидетельствует о величии древней империи, превратившись в подмостки известной на весь мир Римской оперы.

Термы Каракаллы: история

Прежде чем начать разговор об одной из главных достопримечательностей Вечного города, необходимо пояснить, Жившие до нашей эры жители Древнего Рима испытывали колоссальные проблемы, связанные с водой. Поэтому перед чиновниками часто вставал вопрос о строительстве акведуков, которые доставляли бы живительную влагу в город. Каждый новый фонтан или водопровод становился настоящим событием того времени.

Постепенно стали появляться первые бани, доступ в которые был исключительно у богатых и знатных римлян. Можно сказать, что купание в термах играло важную роль в общественной жизни, оно становилось своеобразным неформальным общением для власть имущих. Известные граждане не просто мылись, а обсуждали волнующие всех вопросы. Бани предлагали не только услуги по омовению тела, они включали и целый культурный комплекс: спортивные залы, библиотеки, помещения для театральных постановок. Так процесс купания превращался в особое эстетическое наслаждение.

Комплекс для омовения и развлечений

Естественно, бань на всех не хватало, и в 3 веке нашей эры этим вопросом озадачился император Каракалла. Термы, построенные на территории Рима по его велению, представляли собой огромный банный комплекс, которому не было равных. Сооружение колоссальных масштабов, вмещавшее 1500 человек, строилось 11 долгих лет. Возведенная в престижном монументальная достопримечательность включала несколько залов для купания и отдыха.

Известна запись летописца Спартиана о том, что после себя оставил необыкновенный комплекс размером с целый город император Каракалла. Термы действительно удивляли своим размером и богатым убранством весь мир. Высокие стены строились из гальки и песка, между камнями заливали цемент, а фасад украшался мраморными плитами - так создавался эффект визуальной хрупкости красивого строения при внутренней удивительной крепости комплекса в целом.

Архитектура сооружения

Занимающие площадь в 11 гектаров термы императора Каракаллы представляли собой гигантское здание с удивительным по красоте обрамлением. Со всех сторон оно было окружено живописным парком с огромными колоннами. Большое количество помещений внутри комплекса строили симметрично, а все коридоры были спроектированы особым, изогнутым образом, чтобы не допустить выхода тепла.

С одной стороны находился амфитеатр, в котором проходили разные состязания, с другой располагались библиотеки, построенные специально для скучающих римлян. Так распорядился император Каракалла. Термы включали и 64 помещения с огромными цистернами, в которые подавалась чистая вода из горных источников по акведуку. А после омовения римляне выходили за территорию бань и в парковой зоне отдыхали в прохладных беседках на свежем воздухе.

Строение комплекса терм

Чудесная вела к входу в банный комплекс. Основное здание, служившее местом купания, разделялось на несколько помещений.

Главный зал, освещенный золотистым мягким светом за счет вставленных в окна прозрачных пластин бежевого цвета, удивлял невероятной высотой свода, в которой словно растворялись стремящиеся ввысь мраморные стены. А сквозь отверстие в куполе строения внутрь попадал дневной свет. Роскошь убранства просто поражала: зал украшали многочисленные скульптуры, а пол был вымощен разноцветной мозаикой с изображением сцен на мифологические темы.

Горячая баня (кальдарий) представляла собой ротонду с залами отдыха после водных процедур. По всему периметру были обустроены небольшие ниши, в которых можно было помыться в одиночестве, - некий прообраз ванных комнат.

Теплая баня (тепидарий) удивляла на котором были выложены фигурки римских атлетов. А справа и слева от строения находились залы для гимнастики.

Холодная баня (фригидарий) позволяла разгоряченным римлянам остудиться в огромном бассейне.

Запрет на гигиенические процедуры

Добротно выполненные постройки терм считались уникальным сооружением, однако после падения великой Римской империи возведенные во времена правления императора по имени Каракалла термы пришли в упадок. Исследователи полагают, что основную роль в забвении гигиенических процедур сыграло христианство с проповедями о ничтожности тела и величии души. Считалось, что влага смывает святую воду, в которую окунали человека при крещении, а церковные служители признавали грехом омовение в бане, мешающее духовному развитию, и все постройки терм рассматривались как языческие.

Усмирявшие свою плоть проповедники не мылись, во всех монастырях ванные комнаты становились признаком особой изнеженности, которой не место в духовном заведении. Грязь почиталась как одна из христианских добродетелей, и сейчас даже известны шокирующие современного человека истории о найденных вшах, однозначно признаваемых как признак святости. Результатом стали различные эпидемии, бушевавшие в Средние века в Европе и унесшие жизни миллионы людей.

Знаменитая на весь мир достопримечательность

В XVI веке на месте руин некогда величиественных банных комплексов стали проводиться археологические раскопки с целью украсить дворец Папы строительным материалом, оставшимся от терм. И когда были обнаружены удивительные предметы искусства, этому месту присвоили памятника культуры.

Только в конце XIX века термы Каракаллы, фото развалин которых делают на память восхищенные былым величием Рима туристы, становятся признанной итальянской достопримечательностью. Громадные руины ежедневно открыты для посещений, а в наше время они вообще стали сценой оперного театра. Бывшая теплая баня переоборудована в огромный зал, рассчитанный почти на 20 тысяч зрителей. Стартовавший в 1937 году оперный сезон продолжается и сейчас, а самым известным событием стало выступление в Римских термах трех признанных во всем мире теноров - Доминго, Каррераса и Паваротти.

Реконструкция русского художника

В середине XIX века в Рим из России был отправлен Сергей Иванов с целью восстановления архитектурного облика монументального строения. Трудолюбивого юношу не испугала даже вспыхнувшая революция, и он продолжил свой труд, невзирая на обстоятельства. Вскоре на итальянском языке публикуется сочинение Иванова, подробно изучившего термы Каракаллы. Реконструкция, которую представил русский художник, состояла из 43 рисунков, показавших центральную часть здания, а также помещения в разрезе.

Он не просто скрупулезно воспроизвел все украшения грандиозного комплекса, но и указал комнаты с теплой и холодной водой, раздевалки, спортивные залы и другие части главного сооружения. Труд русского ученого неоценим для всех исследователей древних развалин, он свидетельствует о роскоши гигантского императорского сооружения.

Термы Каракаллы: как добраться?

Доехать до оперного театра, находящегося сейчас на месте банного комплекса, можно на метро или маршрутном автобусе. Адрес терм, расположенных в центре столицы Италии, таков: Via delle Terme di Caracalla, 52. Вход в развалины составляет несколько евро, а вот на посещение оперы придется раскошелиться, ведь стоимость будет зависеть от статуса исполнителя. Но масштабность необыкновенной красоты зрелища, проходящего под открытым небом ночью, того действительно стоит.

Древнее сооружение, несмотря на разрушенное состояние, вызывает искренний интерес иностранных туристов, восхищающихся наследием Древнего Рима. Возведенные во времена императора со звучным именем Каракалла термы изумляют величием и масштабом всех, кто прикоснулся к частичке архитектурного чуда.

Термы императора Каракаллы (Terme di Caracalla) - , расположенная в Риме, поражающая своим размахом и древностью. Исполинские каменные глыбы, раскинувшиеся на фоне сосен (Via Appia) и сочной зелени, на заре нашей эпохи были центром общественной жизни города. В современное время банный комплекс служит искусству, превратившись в подмостки для .

К первому столетию до нашей эры в Риме имелись большие проблемы с подведением воды и элементарной чистотой, что не помешало полису превратиться в образец чистоплотности. Высокопоставленный чиновник Марк Агриппа (лат. Marcus Agrippa) затратил колоссальные деньги на строительство акведуков, которые доставляли чистейшую родниковую воду в столицу.

Наряду с каналами, фонтанами и водопроводом, в Риме стали появляться бани, посещение которых долгое время являлось прерогативой людей богатых и власть имущих. В термах происходило не только очищение тела, но и встречи на высоком уровне, с поправкой на неформальную обстановку.


Император Каракалла (лат. Septimius Caracalla), сын , в 3 веке н.э. решил наделить итальянскую столицу колоссальным по своим масштабам банным комплексом. Строительство терм было начато в 206 г. н.э., с тем, чтобы продлиться 11 лет. К 217 году строители освоили 11 Га римской земли между холмами Целий (Celio) и Авентин (лат. Aventinus). Термы Каракаллы получили циклопические размеры, двор: 400х400 м, главный банный комплекс: 150х200 м, и были рассчитаны на 1500 посетителей.
  • Рекомендуем посетить с археологом Еленой Вязниковой

Бани были расположены в самом престижном районе Рима, хотя основная их клиентура проживала в соседних районах, имеющих средний достаток. К услугам августейших особ, политиков и вельмож было несколько элитных комплексов: бани Агриппы (Terme di Agrippa). Постройки терм были выполнены настолько добротно и качественно, что к 5 веку н.э. они стали считаться еще одним чудом света наравне с пирамидами Египта.

По прошествии двух с половиной веков бани в Риме приобрели большой успех. Триумф постройки завершился вместе с падением Римской империи. В середине 6 столетия частые набеги восточных готов привели в негодность акведук, питающий термы. Со временем постройки пришли в упадок, а свободная от зданий земля частично превратилась в городское кладбище. Некоторые участки задействовали для нужд сельского хозяйства.

Раскопки


Преданные забвению термы были вновь обнаружены в 16 веке. Серьезные же археологические работы по исследованию этого уголка Рима начали проводить в 19 веке. В начале 20 века в руинах бань был обнаружен обширный митриум, место поклонения древнему божеству Митре.

Современная жизнь – Римский оперный театр


Летом 1937 года мэр Рима Пьеро Колонна распорядился отдать историко-археологический комплекс в распоряжение Римского оперного театра (Teatro dell’Opera di Roma). Обширная сцена на открытом воздухе, амфитеатр, рассчитанный на 20 тыс. зрителей и впечатляющие декорации, вдохнули вторую жизнь в Термы Каракаллы. Летний театральный сезон в банях прерывался на время Второй мировой войны, а также в 90-х годах 20 века. С 2001 года, после 10 лет реставрационный работ, комплекс стал вновь служить искусству.

На лето 2015 года в Термах Каракаллы запланировано проведение классических постановок: Турандот, Мадам Баттерфляй, Богема. Серьезные произведения будут перемежены современными программами: балетом по мотивам творчества Pink Floyd, концертами Элтона Джона (Elton John) и Боба Дилана (Bob Dylan).

Описание

Главное здание Терм Каракаллы имело роскошное убранство: снаружи оно было облицовано мрамором, внутри же, использовались более дорогостоящие плиты мрамора, бронзовая отделка рам, искусная имитация стекла на окнах. Вход в здание отмечен двумя высокими башнями-экседрами, хорошо сохранившимися до наших дней. Помимо служб, напрямую связанных с водно-банными процедурами в состав терм входила обширная библиотека.

Примечательно, что Термы Каракаллы имели в своем распоряжении стадион для различного рода развлекательных представлений. Насладиться зрелищами можно было, не покидая бани. Также при термах находилась гимнастическая школа для мальчиков, называемая на древнегреческий манер Палестрой (греч. Παλαίστρα).

План

Система водоснабжения терм брала свое начало у источника Аква Марция (лат. Acqua Marcia). Специально созданный акведук доставлял чистую воду в сводчатую систему терм, где она подогревалась и распределялась между банными помещениями. Комнаты были построены по одному из следующих типов:

  • фригидарий (лат. frigidarium) - огражденные стенами помещения без крыши, в которых посетители охлаждались после горячих процедур;
  • тепидарий (лат. tepidarium) - комната с горячим сухим воздухом (около 45 0), аналог сауны;
  • кальдарий (лат. caldarium) - большая комната, по центру которой располагался бассейн с теплой водой. Кальдарий в термах Каракаллы имел диаметр около 35 м, и был украшен рядом колонн, поддерживающих крышу;
  • небольшие помещения для принятия индивидуальных ванн.

Здание бань в 3-4 веках н.э. было богато украшено мозаикой, изображающей подвиги различных атлетов и спортсменов. Фрагменты мозаичного пола были обнаружены археологами в 19 веке и сейчас находятся в Латеранскм музее. Найдены доказательства того, что бани во времена своего расцвета и сами выступали в роли выставочного зала. Знаменитые экспонаты и Неаполя, такие как: статуя Аполлона Бельведерского, Фарнезский бык, скульптуры , некогда украшали комнаты отдыха императоров в термах.

Как добраться?

  • Адрес : Viale delle Terme di Caracalla
  • На : линия В, остановка Circo Massimo.
  • Автобусы : к улице Via Terme di Caracalla идут маршруты № 118, 160, 628, 671, 714; к улице Via Baccelli идет маршрут № 160.
  • Также можно заказать такси или взять .
  • Стоимость билетов : на оперу и балет цена билета колеблется от 20 до 100 евро; цена билета на концерты знаменитости будет выше, от 70 до 250 евро, в зависимости от статуса исполнителя.
  • Официальный сайт театра : www.operaroma.it
  • Время работы : ежедневно, открытие в 9:00, а закрытие — к окончанию светового дня (зимой в 16:30, весной в 17:00-17:30, летом в 19:30, осенью в 19:00-18:30).
  • Стоимость объединенного билета для посещения Терм Каракаллы, и Мавзолея Цецилии Метеллы: 6 евро полный, 3 евро — льготный.
  • Официальный сайт исторической достопримечательности: www.archeorm.arti.beniculturali.it

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Императора Каракаллы (Terme di Caracalla) - достопримечательность, находящаяся в Риме, потрясающая своим масштабом и древностью. Гигантские каменные глыбы, распростершиеся на фоне сосен Аппиевой дороги (Via Appia) и яркой зелени, в начале нашей эры являлись центром социальной жизни города. Сейчас термы Каракаллы принадлежит искусству, прреобразовавшись в подмостки для Римской оперы.

К первому веку до нашей эры в Риме существовали серьезные сложности с подведением воды и обычной чистотой, что не препятствовало полису преобразоваться в пример чистоплотности. Влиятельнейший чиновник Марк Агриппа израсходовал огромнейшие деньги на сооружение , которые поставляли самую чистую родниковую воду в Рим.

Вместе с каналами, фонтанами, водопроводом, в Риме начали возникать бани, пользование которыми длительное время было привилегией людей обеспеченных и обладающих властью. В термах производилось и очищение тела, и аудиенции на высоком уровне, с акцентом в сторону неформальной атмосферы.

НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Колизей и другие достопримечательности Рима, обратите внимание на туристическую карту Rome City Pass , которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Рима, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Рима. Подробная информация .

Император Каракалла, сын Септимия Севера, в третьем столетии нашей эры надумал осчастливить Рим грандиозным по своим размерам банным комплексом. К возведению терм приступили в 206 году нашей эры, с тем, чтоб продолжать его одиннадцать лет. К 217 году строители одолели 11 Га римской земли меж холмами Целий и Авентин. Термы Каракаллы обрели громадныемасштабы, двор: 400х400 м, основной банный комплекс: 150х200 м, и предусматривали 1500 клиентов.

Термы Каракаллы находились в наиболее элитном , правда преимущественная их аудитория жила в соседних районах, обладавших средним достатком. Для светлейших особ, политиков и вельмож предусматривалось несколько привилегированных комплексов: бани Агриппы (Terme di Agrippa). Сооружения терм Каракаллы были исполнены так добротно и надежно, что к пятому столетию нашей эры их начали признавать еще одним чудом света наряду с пирамидами Египта.

По прохождении 2,5 столетий термы Каракаллы в Риме получили большую популярность. Успех терм Каракаллы закончился совместно с крахом Римской империи. В середине шестого века регулярные наскоки восточных готов превратили в непригодный для пользования акведук, снабжающий термы Каракаллы. Шаг за шагом сооружения пришли в запущение, а свободная от строений земля частично преобразовалась в городское кладбище. Ряд участков начали использовать для нужд сельского хозяйства.

Заброшенные термы Каракаллы опять были найдены в шестнадцатом столетии. Крупные же археологические работы по изучению данного местечка Рима начали осуществлять в девятнадцатом столетии. В начале двадцатого столетия в развалинах терм Каракаллы был найден внушительный митриум, место поклонения античному божеству Митре.

В середине 1937 года мэр Рима Пьеро Колонна наказал отдать историко-археологический комплекс Римскому оперному театру. Большая сцена на свежем воздухе, амфитеатр, предусматривающий 20 000 зрителей и эффектные декорации, дали вторую жизнь Термам Каракаллы. Летний театральный сезон в банях приостанавливался на время Второй мировой войны, а еще в 90-х годах двадцатого столетия. С 2001 года, после десяти лет реставрационных работ, комплекс снова стал принадлежать искусству.

На лето 2015 года в Термах Каракаллы намечено проведение классических спектаклей: Турандот, Мадам Баттерфляй, Богема. Классические произведения будут показаны вперемешку с современными программами: балетом по мотивам творчества Pink Floyd, выступлениями Элтона Джона (Elton John) и Боба Дилана (Bob Dylan).

Описание

Основное строение Терм Каракаллы располагало шикарным убранством: снаружи оно было отделано мрамором, изнутри же, были задействованы более дорогие плиты мрамора, бронзовая отделка рам, умелая имитация стекла на окнах. Вход в здание подчеркнут 2-я высокими башнями-экседрами, дошедшими до наших дней в отличном состоянии. Кроме служб, имеющих непосредственное отношение к водно-банным процедурам в составе терм Каракаллы была большая библиотека.

Любопытно, что Термы Каракаллы содержали в своем составе стадион для разного вида увеселительных представлений. Получить удовольствие от зрелищ можно было, не оставляя бани. Еще при термах Каракаллы располагалась гимнастическая школа для мальчиков, именуемая на древнегреческий манер Палестрой.

План

Система водоснабжения терм начиналась у источника Аква Марция. Намеренно соооруженный акведук поставлял чистую воду в сводчатую систему терм, где она нагревалась и разносилась меж банными помещениями. Комнаты были сооружены по одному из таких типов:

  • фригидарий - обнесенные стенами помещения без крыши, в которых клиенты охлаждались после горячих процедур;
  • тепидарий - комната с жарким сухим воздухом (примерно 450), подиобие сауны;
  • кальдарий - просторная комната, в центре которой находился бассейн с теплой водой. Кальдарий в термах Каракаллы обладал диаметром примерно 35 метров, и был декорирован рядом колонн, подпиравших крышу;
  • маленькие помещения для индивидуальных ванн.

Строение бань в третьем – четвертом столетии нашей эры было роскошно декорировано мозаикой, показывающей подвиги разных атлетов и спортсменов. Фрагменты мозаичного пола были найдены археологами в девятнадцатом столетии и настоящее время хранятся в Латеранском музее. Обнаружены свидетельства того, что бани период своего триумфа и сами выполняли роль выставочного зала.

Прославленные экспонаты и Неаполя, например: статуя Аполлона Бельведерского, Фарнезский бык, скульптуры Древнего Рима, в свое врея украшали комнаты отдыха монархов в термах.


Как добраться?

Адрес : Viale delle Terme di Caracalla
На метро : линия В, остановка Circo Massimo.
Автобусы : к улице Via Terme di Caracalla ходят маршруты № 118, 160, 628, 671, 714; к улице Via Baccelli ходит маршрут № 160.

Еще возможно взять такси либо оформить автомобиль напрокат.

Полезная информация

Расценки на билеты : на оперу и балет расценки на билет варьирует от 20 до 100 €; расценки на билет на выступление звезды будет дороже, 70 – 250 €, отталкиваясь от статуса исполнителя.

Несмотря на то что в Древнем Риме имелись огромные проблемы с водоподачей, римляне прослыли чистоплотным народом. Римский государственный деятель Марк Агриппа, соратник императора Октавиана Августа, первым озаботился строительством акведуков, что позволило снабжать город чистой водой. Первые бани были, разумеется, только у знатных римлян, но чуть позже в городе стали строиться первые общественные бани – термы.

Что это такое

Древние термы – это римские бани . Построенные по греческим образцам, они довольно быстро завоевали популярность среди римской знати. Сюда можно было прийти не только для того, чтобы помыться или согреться, но и для обсуждения наиболее животрепещущих вопросов общественной жизни.

По сути, термы – это ряд помещений, построенных в определенном порядке и имеющих различную температуру.

Из раздевалки (аподитерия) посетители попадали в «холодную баню» (фригидарий) – большой зал с холодным бассейном. Далее температура шла по нарастающей, чтобы организм постепенно привыкал к более высоким температурам. После «холодной» бани шла «теплая» (тепидарий) – предварительный этап разогрева, затем «горячая» баня (кальдарий), а самое жаркое место в термах называлось судаторий – воздух мог раскаляться до 85 градусов.

И завершающий этап – это зал омовений , где римляне обливались водой, отдыхали и натирались ароматическими маслами.

Изначально в судатории стояла огромная печь-жаровня, на решетке которой нагревались крупные камни. Позже стали делать двойной пол и прокладывать специальные каналы для поступавшего из печей горячего воздуха – аналог современных полов с подогревом.

Некоторые римские бани в подогреве не нуждались – они строились вблизи горячих природных источников, и в термы подавалась уже теплая, а то и горячая вода, которая менялась в течение дня дважды или трижды.

В архитектурном плане Terme di Caracalla были первыми общественными сооружениями, рассчитанными на большое количество посетителей (около 1500 человек) . Постройкой подобных сооружений властители планировали завоевать расположение населения.

Бани строились с неописуемой роскошью: полы инкрустировали мозаикой, бассейны были из ценных пород мрамора, а все краны и сосуды изготавливались из золота и серебра с отделкой из драгоценных и полудрагоценных камней.

Хотите окунуться в эпоху Ренессанса? Предлагаем вам познакомиться с одной из главных достопримечательностей Флоренции — .

История строительства

Начало строительства Terme di Caracalla пришлось на время правления Септимия Севера , а завершено было при его сыне, деспотичном Марке Аврелии Антонине (в народе его прозвали Каракалл).

Прозвище свое он получил от слова «caracalla» — туника с капюшоном, какие в ту пору носили галлы.

Строительство продолжалось около 11 лет – с 206 по 217 гг. нашей эры. Назывались термы всегда по имени того правителя, при котором строились.

Если первоначальная задумка Септимия Севера состояла в том, что это будут просто роскошные термы, то с приходом к власти Каракалла ситуация немного изменилась.

Рим начинает ощущать финансовую стесненность из-за многочисленных войн и походов. Даже знатные римляне уже не могли позволить себе роскошные дома с бассейнами, поэтому термы для них были отличным выходом из ситуации .

В целях предотвращения массовых беспорядков из-за ситуации в городе римлянам стали все чаще раздавать на улице бесплатный хлеб, устраивать бесплатные зрелища.

Именно по этой причине, чтобы склонить римлян на свою сторону, Каракалла повелел немного расширить функционал бань. Просто обычная баня не впечатлила бы избалованную римскую знать – их на то время в Риме функционировало уже порядка 800.

Значит, нужно было построить такую, которая бы в корне отличалась от предыдущих. Теперь в Каракаллах, кроме самих купален, располагались еще залы для занятий спортом (гимнасии), библиотеки, залы для общения и помещения для театральных постановок.

Был и свой амфитеатр, где проходили состязания – выступить на его арене считалось весьма престижным, и многие соперничали за честь быть принятым на арене терм. Каракаллы стали первым развлекательным комплексом.

Описание достопримечательности

Термы представляли собой огромное здание , обрамленное красивой парковой зоной. Огромный банный комплекс Каракалла занимает территорию более 12 гектаров. Строители подошли к возведению здания весьма своеобразно: часть его они просто решили вырезать в Авентинском холме.

Основа стен – бетон и кирпичная кладка , а снаружи стены облицовывались редкими сортами мрамора, украшались орнаментом, мозаикой, расписывались сценами античной жизни. Полы выложены мозаикой, изображающей сцены из римской мифологии, а также сценами борьбы римских гладиаторов.

Сама архитектура здания примечательна: для того, чтобы помещения не выпускали тепло, коридоры и переходы между ними были не прямыми, а слегка изогнутыми.

Войдя в огромную арку, которая служила входом в термы, посетитель сразу попадал в большой зал с бассейном. Вдоль стен были расположены маленькие ниши, куда также подавалась вода – прообраз современных ванных комнат.

В этих нишах можно было помыться в одиночестве , не присоединяясь к собеседникам в общем бассейне. Кстати, этот зал не имел потолка – римляне верили, что купание в воде под открытым небом – залог здоровья.

В вечерние часы здание терм освещалось через отверстие, проделанное в куполе.

Термы прекратили работу в 537 году после массового набега на город варваров , которые перекрыли все акведуки и заставили римлян страдать от нехватки воды.

Не хватало даже питьевой воды, что уж было говорить о банных удовольствиях. Постройки со временем пришли в упадок и частично разрушились, а неиспользуемая земля стала частью городского кладбища.

В XVI веке Рим чуть не лишился такой богатой достопримечательности – в ту пору шло строительство дворца для Папы Римского, и строители хотели позаимствовать материал, оставшийся от терм. Но по мере разбора каменных завалов были найдены предметы искусства и быта эпохи Древнего Рима, после чего разбор был прекращен, а само место объявлено памятником римской культуры.

Все найденные предметы, книги, скульптуры находятся сегодня в Латеранском музее.

Банный комплекс сегодня

Если бы не строительные технологии, прочные строительные материалы и работа «на совесть» мастеров той эпохи, вряд ли бы мы в наши дни любовались на былое величие .

Банный комплекс не пустует и сегодня . Он открыт для ежедневных посещений туристами, а одно крыло терм переделано под… оперный зал. Это произошло в 1937 году по распоряжению мэра Рима Пьеро Колонны, и первой постановкой стала опера Доницетти.

Самой масштабной постановкой считается постановка «Аиды» Джузеппе Верди. В настоящее время зрительный зал немного расширен, реконструирован, оснащен современным световым оборудованием. Зал этот может одновременно вместить до 20 тысяч человек.

Желающим посетить подобные мероприятия в стенах древних термах Каракаллы лучше всего планировать поездку в Рим на осенние месяцы.

Термы - это общественные бани. Они включали, кроме горячих, теплых и холодных бань, также парильни, залы для спорта и собраний, библиотеку, небольшой театр, художественную галерею и т. д. Именно строительству терм в Древнем Риме уделялось очень большое внимание, так как их посещение было неотъемлемой частью жизни порядочного гражданина. Историки не зря отмечают, что у римлян было 3 главных способа времяпровождения: участие в форумах, лицезрение боев в амфитеатрах и посещение терм. Первые публичные термы были сооружены на Марсовом поле во времена правления Октавиана Августа. Позднее термы строили римские императоры: Нерон, Тит, Каракалла.

Термы Каракалла - это самый грандиозный и сложный комплекс, состоящий из круглых и квадратных залов, маленьких и больших помещений. Драгоценные камни, цветной мрамор, красочные мозаики, яркие ткани - все это украшало некогда знаменитые термы, от которых сейчас остались только руины.

Термы были очень популярными и чтимыми в древнем мире. Именно поэтому их строительство было очень серьезным делом. Существовал даже свод общих правил, по которым эти термы должны были возводиться и оформляться.

Строиться в Древнем Риме первые термы начали еще во II веке до нашей эры, но наибольшей популярностью они пользовались во времена Римской Империи. Именно тогда они обрели свой законченный вид.

Временем основания каракалльских терм традиционно считается 206 год - время правления Септимия Севера. Завершилось строительство в 217 году уже при императоре Каракалле (в честь которого эти общественные бани и были названы).

Каракалл считается одним из самых жестоких правителей. Его отец, умирая, завещал сыновьям жить дружно. Однако сразу после его кончины Каракалл убил своего брата. Опорой его власти была армия, которую он взял под свое покровительство. Он всячески угождал солдатам, назначал им очень высокое жалование, щедро раздавал подарки. Что бы хоть как-то задобрить и горожан, Каракалл приказывал заложить основы терм. Вскоре было построено великолепное здание этих бань.

В Древнем Риме существовало 800 небольших и 5 крупных центров, куда могли сходить граждане, не имеющие своих бассейнов. Весь Рим пересекался гигантскими аркадами из разных ярусов, в зависимости от того, по какой местности они проходят. Новые термы снабжались из аркады, подведенной к Авентинскому холму.

Каракалльские термы были действительно чудом архитектуры. Грандиозные и потрясающие сооружения, объединенные в единый комплекс. Стены каракалловых терм были сделаны из толстого бетона, а сверху покрыты тонким слоем мрамора, от чего создавалось впечатление небывалой роскоши и хрупкости. На самом деле, термы представляли собой очень прочную конструкцию.

Посередине засаженного различными растениями участка располагалась , чья площадь составляла более 10 гектаров. Западная ее сторона буквально являлась продолжением Авентинского холма, а восточная располагалась над соседней долиной. Держалась она благодаря арочной конструкции высотой примерно с пятиэтажный дом. Под платформой располагалось нечто, похожее на склад, там оставляли топливо и цистерны с водой.

Центральная арка представляла вход в термы. Сюда вела дорожка, обсаженная со всех сторон кипарисами. Двери центрального входа были отделаны бронзой и окружены мраморной выкладкой.

Вошедший через главную арку сразу попадал в холл. Здесь рабы принимали у посетителей одежду. Холл плавно перетекал в просторный зал, в котором было только 3 стены, а там, где по идее должна была быть четвертая, начинался бассейн, в воде которого отражались лучи солнца, так как он находился под открытым небом. Римляне считали, что купаться в холодной воде в закрытом помещении вредно для здоровья. Этот бассейн получил название «фригидарий», то есть «холодная баня».

В центре здания находился главный зал, куда вела широкая лестница. Это было очень высокое помещение. Отмечалось, что здесь запросто поместилась бы одна из . В зале были большие окна, только вместо стекла в них были вставлены тонкие пластины из слоновой кости. Гранитные колонны которые поддерживали свод. В главном зале были 2 большие ниши, в которых стояли статуи, изображавшие подвиги Геракла.

Чтобы сохранить в зале теплый воздух, все коридоры, которые вели отсюда, были изогнутой формы. По ним можно было пройти в кальдарии, то есть «горячие бани». Все кальдарии были круглой формы. В центре располагался бассейн, а по его краям - множество ванн с горячей водой. Здесь всегда было жарко из-за постоянно поддерживаемого сухого пара. Посетитель мог прилечь на мраморные лежаки, которые тянулись вдоль стен. По желанию клиента, рабы по первому слову были готовы натереть благовониями или помассировать спину.

Над всеми термами нависал купол, который, пожалуй, был самой необычной частью этого заведения. Вытянутый, он казался яйцевидной формы и был разделен на небольшие участки, в которых находились розетки, отчего напоминал звездное небо. Посередине купола было небольшое отверстие, через которое в центр зала опускался столб света.

Рядом с кальдариями располагались маленькие комнатки в форме подков. Здесь температура была поменьше. В этих небольших помещениях изнеженные римляне могли передохнуть, здесь размещалось множество произведений искусств (скульптуры, барельефы, мозаика). Эти творения были сделаны по заказу лучшими мастерами Рима, а некоторые привозились из других .

Даже пол в термах был необыкновенным - он весь состоял из маленьких камешков, раскрашенных в разные цвета. Эта мозаика складывалась в изображения птиц, рыб, животных, а иногда и совершенно фантастических животных.

После бани можно было выйти во внутренние дворики. Здесь были построены специальные беседки, где обычно собирались, чтобы пофилософствовать. Рядом располагалась библиотека, где хранились книги на латыни и на греческом языке.

Позади терм были построены стадионы, где тренировались гимнасты. На специальных трибунах можно было наблюдать за состязаниями атлетов, а при желании поучаствовать самим.

В V веке термы еще действовали, но в 537 году всему пришел конец: очередные варвары перекрыли акведуки, чтобы уморить осажденный город жаждой, все бани были заброшены. Люди вернулись сюда только в XVI веке, чтобы провести раскопки. Тогда Павел III Фарнезе добывал себе материал для дворца. На поверхность были извлечены две статуи Геракла, две порфирные ванны, одна из которых приспособлена на площади Фарнезе под фонтан, а другая красуется в ватиканском Бельведере, и гранитная колонна, отправленная в подарок герцогам Медичи.

В наши дни без пояснительных табличек и не разберешь, где в термах раньше была раздевалка, а где - бассейн: сейчас по этим руинам бродят дикие кошки и гнездятся птицы. А когда-то в этом комплексе (337 на 328 метров) могли одновременно мыться 1 600 человек.

Однажды древние площадки терм служили площадкой для проводимых здесь летних олимпийских игр. Были термы приспособлены и под концертную площадку. В 1937 г. в бывших термах оборудовали летнюю площадку римского оперного театра. На огромной сцене (1 800 квадратных метров) устраивались грандиозные представления. Наиболее удачной была постановка оперы Дж. Верди «Аида», когда на сцене появлялись кони, верблюды и даже слоны.

С 1995 г. в целях сохранения античного памятника представления в термах не проводятся.