Школьная библиотека. Эссе «Я -школьный библиотекарь

Э.Р. Сукиасян
кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры России, главный редактор «Библиотечно-библиографической классификации», г. Москва

Журнал «Школьная библиотека» – лучший в стране, так как он отвечает запросам своих читателей – работников школьных библиотек. Удивительно сочетаются в журнале два элемента – оформление и содержание. Каждый новый номер – праздник! Приятно взять в руки, читать, рассматривать. С помощью сформированного за годы читательского актива очень высоко поднята информационная составляющая. Журнал подарил нам «Ретроспективу» на CD-ROMе – этого пока не смогли сделать другие журналы.
Как автор всегда буду благодарен «Школьной библиотеке» за то, что на её страницах было опубликовано полтора десятка моих статей. Среди них – первая из моих статей о толерантности (2007. № 2. С. 35–37) и принципиальная для меня «Развитию человеческой личности нет предела» (2008. №4. С. 20–26). Именно в этом журнале я впервые рассказал «Как я стал библиотекарем» (2008. № 2. С. 44–47).

А.В. Соколов
доктор педагогических наук, профессор,
г. Санкт-Петербург

Новогодний номер получился праздничным, веселым и вместе с тем очень содержательным, интересным и для библиотекарей-педагогов, и для школьников, и для их родителей. Журнал "Школьная библиотека" - отличная визитная карточка РШБА, которой не могут похвастаться другие общественные организации.

На протяжении многих лет журнал «Школьная библиотека» воспринимают как друга, помощника, советчика десятки тысяч специалистов школ и библиотек, методических служб, ССУЗов, ВУЗов и организаций ДПО. Важной является роль журнала как трибуны и площадки для трансляции собственных достижений библиотечных специалистов, сегодня это особенно ценят педагоги-библиотекари, оформляющие портфолио для аттестации.

На мой взгляд, уникальность журнала заключается в трансляции широкого спектра теоретических и практических вопросов разного направления, что рождает постоянную востребованность журнала многоцелевой читательской аудиторией.

Светлана Гайфутдинова
заведующая библиотекой МАОУ СОШ № 71 г. Краснодара

В далеком 2000 году, увидев в каталоге "Роспечать" новый журнал "Школьная библиотека", я на свой страх и риск подписалась на него. Получив первый номер и прочитав его "залпом", поняла - не ошиблась! И вот уже семнадцатый год с нетерпением жду каждый номер. Можно долго говорить о значении журнала для профессионалов, как и о том, сколько интересного и полезного было напечатано на его страницах за это время. Но один факт, на мой взгляд - самый важный, делает выход в свет "Школьной библиотеки" историческим. Как правило, сначала создается ассоциация, а потом издается какое-нибудь периодическое издание. У нас же получилось наоборот - именно выход журнала стал первым шагом к созданию корпоративной среды школьных библиотек России. И от этого ассоциация только выиграла: в нее пришли люди уже объединенные "Школьной библиотекой" - идеями, планами, проблемами как уже опубликованными на страницах журнала, так и только обозначенными. Меняется жизнь и журнал не стоит на месте: он стал виртуальным, а значит, доступным большему кругу читателей!

Еговкина Надежда Васильевна
старший методист МБУ "МЦРО Сарапульского района" Удмуртской Республики

На мой взгляд, основное отличие журнала «Школьная библиотека» от других изданий, адресованных специалистам, организующим библиотечное обслуживание в школе, состоит в том, что наш журнал публикует не только уже имеющийся опыт работы, но и стимулирует формирование единого вектора развития школьных библиотек.

Являясь трибуной Ассоциации, журнал даёт возможность присоединиться к флагманским проектам РШБА, разъясняя их содержание, поддерживая методическими рекомендациями.

Журнал «Школьная библиотека» с приложениями из серии «В помощь педагогу-библиотекарю» незаменимы для профессионалов, которые стремятся соответствовать изменяющемуся миру, изменяющейся школе.

Документация школьной библиотеки играет особое значение в общем документообороте учреждения. Важно знать и соблюдать принципы и стандарты ведения всех документов этого школьного подразделения.

Школьная библиотека — это часть школы, являющаяся ее полноправным структурным подразделением. В каждой школе в нашей стране есть обязательно библиотека, большая или маленькая.

Школьная библиотека должна:

Обеспечить процесс учебы и воспитания информацией для абсолютно всех педагогов и учащихся.

Сформировать у обучающихся способность быть абсолютно самостоятельным пользователем информации и библиотеки.

Постоянно совершенствовать уже имеющиеся и осваивать все новейшие технологии библиотеки.

Школьная библиотека состоит из:

Выдача книг – абонемент.

Небольшой зал для чтения – читальный зал.

Электронные и бумажные каталоги, где можно проверить наличие той или иной книги.

Какие же функции выполняет библиотека в школе?

Поддержать процесс учебы в плане информации – обеспечить всех учащихся и также учителей всей необходимой литературой.

Создание различных описаний, классификаций, правильная систематизация библиотечного фонда, создание и ведение тематических картотек.

Привлекать детей к тому, чтобы они больше читали, с помощью различных игр, вечеров, конференций.

Помочь развивать грамотность в плане информации через регулярные тематические уроки, посвященные самым разным датам и событиям.

Постоянное пополнение фонда путем его профессионального комплектования.

Обязательная документация, которую нужно вести для планирования работы и закупа литературы, а также составление периодических отчетов о проделанной работе.

Насколько сегодня актуальна школьная библиотека

Сегодня все общество в целом находится на совершенно новом витке своего поступательного развития, а вместе с ним и школа постоянно совершенствуется и развивается на новом этапе. Именно сейчас роль библиотеки в школе и библиотекаря становится очень важной и практически одной из главных в процессе образования и воспитания учащихся и взаимодействии учителей, школы и родителей. Именно библиотекарь – это тот главный специалист, который ежедневно постоянно работает с огромными пластами самой новой объемной и очень важной информации.

Именно сегодня роль библиотеки в школе совершенно другая, новая и очень значимая. Это не просто то место, где можно взять книгу для души или по программе, как это было раньше. Теперь библиотека должна обязательно научить детей культуре чтения и получения необходимой для самообразования и школьного образования информации. Она должна максимально правильно приобщить всех учащихся школы к тому, чтобы они сами захотели читать и узнавать нечто новое, помогает правильному воспитанию личности в плане лучшей грамотности, развитого интеллекта, индивидуальных способностей творчества и всевозможных нравственных аспектов. Этой личности должны быть созданы такие условия, чтобы она могла комфортно существовать в обществе информации и интеллекта. Немаловажная роль, практически основная, в этом процессе отводится именно библиотеке в школе и школьному библиотекарю. Сегодня он не просто библиотекарь, а педагог, участвующий полноценно в воспитательном и образовательном процессе всей школы в целом.

Сегодня есть три основных направления того, какова роль библиотеки в школе и как должен действовать библиотекарь:

Создать школьную медиатеку на базе имеющейся библиотеки.

Библиотека – главный центр информации всей школы.

Подразделение структурного типа в школе со своими собственными функциональными особенностями.

Школа и библиотека должны именно помогать тому, чтобы человек захотел развиваться сам, улучшать свои знания через самостоятельное образование. Этому должны помогать все те ресурсы информации, которые предоставляются библиотекой в школе, а главное то, что она должна быть полной и максимально открытой в плане этого доступа.

То есть, библиотека это целая среда, которая создает систематизацию всех ресурсов информации, направленных на нужды обучения, помогающую сделать этот доступ максимально широким, способствующую формированию культуры информации учащихся, учителей и родителей, и создающую максимальный комфорт для того, чтобы учащиеся захотели работать сами.

Сегодня библиотека в школе – это ее подразделение, которое участвует во всем учебном и воспитательном процессе, чтобы все участники этого процесса могли воспользоваться абсолютно бесплатно пользоваться всеми ресурсами информации и библиотеки.

Вся работа с документами в библиотеке школы ведется по ГОСТУ требований к правильному оформлению всех документов.

Все главные документы должны постоянно храниться, так как это отчетность строгого типа.

Существует положение, по которому в каждой библиотеке в школе должно быть 17 форм учета, все акты о списании литературы, Положение о библиотеке школы по типовой форме, как правильно пользоваться библиотекой и паспорт.

В бухгалтерии ведется отдельный учет фондов учебников и отдельно основного фондов.

Но именно библиотекарь, как материально ответственное лицо, после директора, должен представлять все фонды своей библиотеки. Эта информация требуется и для правильного комплектования библиотеки новыми изданиями. Основной и учебный фонды учитываются отдельно друг от друга.

Все новые поступления сверяются, затем на них ставится печать и ведется их суммарный учет. Ведется обязательно Книга суммарного учета фонда. Это главный документ учета всех книг, журналов, дисков.

Все в книгу записывается вручную. В книгу входит три части:

Поступление.

Движение и его итоги.

В первой части ведется запись всех партий новых поступлений. Каждый год записи заново нумеруются. Указывается автор, название, дата накладной, место, из которого поступило издание, его стоимость и количество. Небольшим брошюрам инвентарные номера не присваиваются. В конце года нужно обязательно подвести итог всех поступлений за год.

В части книги о выбытии книг ведется запись всех выбывших из библиотеки изданий. Запись ведется с обязательным указанием номеров актов о списании. В конце года также нужно обязательно подвести итог о выбытии всех изданий за год.

Ежегодно нужно проводить итог движения фонда, учитывая его прибытие и выбытие.

Ведение документооборота очень важно, ведь в любой момент может понадобиться справка о работе школьной библиотекивышестоящему ведомству. Поэтому, нужно вести все правильно и грамотно, чтобы в любой момент можно было предоставить нужные сведения.

Другой важный документ – инвентарная книга. В ней ведется индивидуальный учет каждой книги с указанием инвентарного номера. Не допускается переписывание инвентарных книг. Она должна быть на постоянном хранении в библиотеке, пока существует образовательное учреждение в целом.

Акты прихода — это все документы, которые приходят с новыми поступлениями книг. Эти бумаги должны храниться отдельно в специальной папке.

На все новые книги ведется составление картотеки и каталога. Есть два каталога:

Алфавитный, где книги идут в алфавитном порядке.

Также ведется обязательная тетрадь, где учитываются все те книги, которые были приняты в качестве замены потерянных. Замена должна производиться совершенно равноценным изданием. Если книга очень ценная, то можно потребовать произвести замену такой же абсолютно или столь же ценной. Замены заносятся обязательно в инвентарную книгу с присвоением номера.

Поступление учебников записывается в книгу суммарного учета учебных изданий. Инвентарные номера каждому отдельному учебнику не присваиваются.

Также создается специальная картотека учебников, которую лучше классифицировать по предметному типу.

Если учебник потерян, он заменяется аналогичным. Их регистрация производится в специальной тетради.

Также хорошо вести в школьной библиотеке «Дневник работы». Он помогает упростить ведение отчетности и работы с читателями. С его помощью справка о школьной библиотеке готовится быстро и легко.

Документы школьной библиотеки — это довольно таки важные бумаги, которые должны оформляться, храниться и использоваться соответствующим образом. Отклонений от правил в данном случае быть не должно.

Школьная библиотека

Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача - научить школьников ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в этом играет библиотека. Необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе - главная проблема современности, поэтому главным направлением работы школьной библиотеки, как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно - воспитательном процессе.

Школьная библиотека является информационным центром нашего образовательного учреждения. Она функционирует как традиционная библиотека с элементами медиатеки, поддерживает и обеспечивает образовательный процесс.

Главной задачей школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебном процессе.

Задачи библиотеки:
1. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору, активной гражданской позиции.
2. Совершенствование идеологической и идейно-воспитательной работы.
3. Способствовать привитию навыков здорового образа жизни.
4. Прививать любовь к книге, чтению: «Человек читающий - человек успешный».
5. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий.
6. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, учебников, периодических изданий).
7. Совершенствование новых информационных технологий с использованием ИКТ.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ

1. Оказание методической консультационной помощи педагогам, учащимся, родителям в получении информации из библиотеки.
2. Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения.
3. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики. Работы с компьютерными программами.
4. Формирование, комплектование и сохранность фонда.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ

1. Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
2. Информационная - предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.

Библиотека открыта в 1957 году. Расположена на втором этаже и занимает изолированное помещение площадью 54 кв2. Имеет абонемент для младших и старших школьников. Читальный зал совмещен с абонементом, оборудован столами для читателей, стульями, книжными стеллажами, книжными шкафами и полками. Библиотека оснащена компьютером и принтером. Компьютер подключен к сети Интернет. Учащиеся имеют возможность навести всевозможные справки, получить необходимую информацию для использования на уроках и проведения внеклассных и общешкольных мероприятий. Фонд систематически пополняется электронными цифровыми ресурсами.

Учебный фонд расположен в отдельном помещении.


Моя профессия - школьный библиотекарь

Да кто же он такой библиотекарь?

Чудак, Фанатик? Странный человек?

Всегда серьезный и дотошный лекарь

Старинных книг и пухлых картотек!

Вы так решили, опуская лица

В тяжелый, надоевший полке тем,

А мне, скажу во век не надивиться

Его святым, бесхитростным трудом!

Заведует школьной библиотекой Присичева Галина Алексеевна. Она активно работает по привитию у детей любви к книге, чтению, по расширению кругозора, воспитанию бережного отношения ко всем видам печатной продукции.

Режим работы библиотеки:

с 8.00 ч. до 16.00 ч.

Выходной день - воскресенье

Последний день месяца - санитарный день

Локальные акты, регламентирующие работу библиотеки:

Положение о библиотеке ОУ;

Правила пользования библиотекой ОУ;

Должностные инструкции работников библиотеки;

Паспорт библиотеки.

Документы учета и контроля:

Книга суммарного учета основного фонда;

Инвентарные книги;

Журнал учета книг, принятых взамен утерянных;

Журнал учета изданий, не подлежащих инвентарному учету;

Книга суммарного учета учебников;

Журнал выдачи учебников по классам;

Дневник работы школьной библиотеки;

Папка с копиями накладных и счетов;

Акты списания.

Библиотека работает по плану, утвержденному директором школы.

Расстановка ударений: БИБЛИОТЕ`КА ШКО`ЛЬНАЯ

БИБЛИОТЕКА ШКОЛЬНАЯ - библиотека при школе, обеспечивающая учащихся и учителей учебной, научной, художественной литературой и периодикой. Задача Б. ш. - всемерно способствовать процессу обучения и воспитания уч-ся, помогать им в изучении предметов уч. программы, в прочном усвоении основ наук, всесторонне расширять знания уч-ся содействовать осуществлению политехнич. обучения" учить самостоятельно работать с книгой. Большую роль Б. ш. играет в самообразовании уч-ся и тем самым в расширении их кругозора, развитии индивидуальных способностей. Выполняя задачи коммунистич. воспитания, стоящие перед школой, Б. ш. способствует нравственному и эстетич. воспитанию детей, прививает им интерес и любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности.

В России школьные или ученические б-ки создавались с давних пор при уч. заведениях разных видов: гимназиях, кадетских корпусах, реальных училищах, церковно-приходских школах и пр. Отбор лит-ры определялся идеологич. и пед. задачами, стоявшими перед уч. заведением. Вскоре после Вел. Окт. социалистич. революции декретом СНК РСФСР (3 ноября 1920) Б. ш. были включены в единую гос. библиотечную сеть. В 20-е гг. была сделана попытка ликвидировать б-ки при школах и заменить их передвижками от детских б-к. В штате школ I и II ступени упразднили должность библиотекаря, его работу выполнял один из учителей школы, с оплатой за дополнительную нагрузку из расчёта 6 час. в неделю. Однако жизнь показала, что школа не может нормально работать, не имея хотя бы небольшой библиотеки, я школы постепенно восстанавливали их. Большую роль Б. ш. в жизни школы, в воспитании и обучении детей неоднократно подчёркивала в своих статьях и выступлениях Н. К. Крупская. Она писала: "Школьные библиотеки имеют громадное значение. Без привычки читать, без уменья пользоваться книгой, находить нужную книжку нельзя вырастить настоящего культурного человека. Большинство ребят страшно любят читать. Но надо, чтобы школьная библиотека стала на высоту задачи, надо, чтобы опытные библиотекари массовых библиотек помогали детским библиотекам" ("Забота о школьных библиотеках", см. журн. "Красный библиотекарь", 1938, № 12, с. 4). Крупская раскрывала причины, мешавшие наладить работу Б. ш., и указывала пути их устранения. Она писала, что для упорядочения комплектования Б. ш. необходимо из общей сметы расходов школы выделить бюджет Б. ш. в самостоятельный, нужно подготовить кадры её работников. Б. ш. должно быть отведено удобное помещение, должна издаваться спец. удешевлённая лит-pa с учётом материальных возможностей школ. Помогать Б. ш. обязаны детские б-ки: выделять им передвижки, оказывать методич. помощь.

При активном участии Крупской было подготовлено принятое в 1936 СНК СССР постановление "О развёртывании сети школьных библиотек и издании литературы для них". Это постановление потребовало от органов нар. образования более внимательного отношения к Б. ш.; наркомпросам предписывалось выделить из своих бюджетов средства на приобретение книг для Б. ш.; издательствам Детгиз, "Молодая гвардия" и др.- обеспечить выпуск удешевлённых книг для пополнения школьных библиотек, а также специальной серии "Школьная библиотека".

Обычно Б. ш. обслуживают уч-ся, начиная с 3-х классов, а для учеников 1-го и 2-го классов Б. ш. выделяют передвижки, с к-рыми работают учителя непосредственно в классе. Б. ш. имеют каталоги, библиографические издания и картотеки. Очень важно научить детей самостоятельно выбирать книжки, пользоваться каталогом.

В книжный фонд Б. ш. входят: художественная дет. лит-pa, рус. и иностр. классика, совр. художественная и научно-популярная лит-pa, пед. лит-pa, уч. программы и методич. пособия, периодика. Большое значение имеет правильный подбор книг: "Важно подбирать книги для школьных библиотек, учитывая круг интересе." ребят, уровень их знаний..." ("Заботиться о всестороннем развитии детей", в сб. "Н. К. Крупская о библиотечном деле", 1957, с. 651).

Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958) стал руководством к действию и для Б. ш., к-рые свой план работы составляют на основе общего плана учебно-воспитательной работы школы. Б. ш. активно участвуют в работе школы, являясь центром руководства внеклассным чтением. Характерная особенность работы Б. ш. состоит в массовости; вместе с педагогами она руководит чтением целых классов. В начале уч. года библиотекарь вместе с преподавателями просматривают имеющуюся в библиотеке дополнительную лит-ру по предметам и определяют последовательность её чтения. На уроках преподаватели рекомендуют уч-ся книги, а в б-ке устраиваются выставки, создаются рекомендательные списки, плакаты, картотеки, помогающие найти нужную книгу. Школьный библиотекарь помогает равномерно распределить нагрузку уч. программы. Зная планы всех преподавателей, библиотекари за 2 - 3 недели до того, как в классе начнётся изучение новой темы, проводят соответствующую подготовку. Напр., перед изучением к.-л. лит. произведения в б-ке устраивается выставка, на к-рой уч-ся найдут не только изучаемое, но и другие произведения автора, критико-библиографич. материал, иногда отзывы своих товарищей о книге. Темы для работы с книгой намечаются с учётом наличия книг в школьной б-ке п возможности привлечения книг из других б-к (путём использования межбиблиотечного абонемента).

Большую работу Б. ш. ведут в помощь преподавателям, облегчая им подготовку к занятиям, устраивают выставки, проводят беседы и обзоры по отдельным проблемам. Постоянно наблюдая своих читателей, школьный библиотекарь помогает учителю лучше узнать уч-ся, их интересы, запросы, характер, найти правильный путь воспитания детей.

Используя разные формы и методы работы, Б. ш. развивает и углубляет интерес школьников к книге и чтению, стремится привлечь к чтению книг также и тех уч-ся, к-рые читать не любят. Эта категория школьников требует особой, кропотливой работы. Нередко она начинается с того, что детям даются поручения, имеющие лишь косвенное отношение к книгам: передвинуть стеллаж, принести в библиотеку стулья, необходимые при проведении беседы, и пр. Ребята постепенно привыкают забегать в библиотеку, зная, что библиотека нуждается в их помощи. А поручения становятся сложнее и всё больше приближают школьников к работе с книгой (ребята подклеивают переплёты, делают кармашки для формуляров, записывают в читательские формуляры книги, подшивают газеты и пр.). На каком-то этапе библиотекарь попросит уже и о серьёзной помощи: в библиотеку поступило много новых книг, а времени у библиотекаря мало, не сможет ли друг б-ки прочитать одну из них (заранее подбирается книга, к-рая должна заинтересовать уч-ся). О прочитанном нужно рассказать: интересно ли было читать, каково содержание и стоит ли это произведение предлагать ребятам. Методы привлечения могут быть различные, но все они должны приводить к тому, чтобы книга постепенно становилась другом школьника.

Вместе с пионерской организацией школы б-ка участвует в воспитании общественной активности детей, прививает им любовь к общественно полезному труду. В Б. ш. усвоение библиотечных знаний и приобщение детей к практически полезной деятельности проводятся в формах, увлекающих и самых маленьких и старших ребят. Ученики младших классов устраивают в б-ке "книжкину больницу", в к-рой становятся "докторами Айболитами" и "лечат" заболевшие книги. Старшие ребята организуют с помощью библиотекаря и педагогов школьные пионерские музеи и лектории, в к-рых с успехом выступают как экскурсоводы и лекторы. Обученные библиотекарем, они делают обзоры новых книг в классах или по школьному радио, работают в передвижках младших классов, ведут учёт посещаемости б-ки по всем классам школы.

Во многих школах работают пионерские лектории. Пионеров-лекторов выделяют педагоги и библиотекари школы из уч-ся, к-рые серьёзно интересуются определёнными предметами: химией, физикой, художественной лит-рой, музыкой, живописью, путешествиями в космос и пр. Такие ребята охотно читают доступную им дополнительную лит-ру, систематически следят за книжными новинками и появляющимися в периодич. печати статьями. С помощью педагогов и библиотекаря они готовят беседы-лекции и затем выступают с ними в классах и пионерских отрядах своей и других школ, привлекая к чтению широкие массы уч-ся.

См. также статьи Библиотека детская, Чтение детское, Книга для детей.

Лит.: Ленин В. И., К проекту декрета СНК "О централизации библиотечного дела в республике", Ленинский сборник, т. 35, М., 1945; Крупская Н. К., Внимание детским библиотекам, в её сб.: О библиотечном деле, М., 1957; её ж е, Роль детской библиотеки и библиотекаря в современных условиях, там же; Покровская А. К.,О работе детских и школьных библиотек, 2 изд., М., 1919; Библиотечная работа с детьми, под ред. Н. Херсонской, М.-Л., 1926; Будная Л., Ученическая библиотека в начальной школе, 4 изд., М., 1953; [Колокольцев Н. В. ], О работе школьной библиотеки, М., 1947; Недзвсцкая В. Н., Барашко а В. Ф., О работе школьной библиотеки, М., 1953; Положение о школьной библиотеке, Минимум библиотечной техники для библиотек школ Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1963, № 51; Повседневно руководить чтением, "Народное образование", 1960, № 3; Сетин Ф. И., Работа школьной библиотеки, М., 1961; Библиотека в жизни школы, Московский гор. ин-т усовершенствования учителей, в. 1 - 2, М., 1957 - 60, Левитин И., От школьной библиотеки зависит многое, "Народное образование", 1962, № 1; Соцердотов Н., Улучшить руководство ШКОЛЬНЫМРТ библиотеками, "Народное образование", 1959, № 6; Пушкарева М., О работе школьного библиотекаря, "Литература в школе", 1959, № 1.