Симонов академик. Симонов павел васильевич - психологическая газета

(р. 1926) -российский психофизиолог и нейрофизиолог, автор потребностно-информаци-онной теории эмоций. Д-р медицинских наук (1961), профессор (1969). Директор Института высшей нервной деятельности (с 1982). Д. чл. АН СССР (1987). Академик-секретарь отделения физиологии РАН (с 1988). Гл. ред. Журнала высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова (с 1982). Чл. ряда зарубежных академий наук. Лауреат Государственной премии СССР (1987, в коллективе) за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека. Окончил военно-медицинскую академию в Ленинграде (1951). Работал там же и в военно-клиническом госпитале. С 1960 по 1962 г. работал в системе АН СССР. С 1962 г. - сотрудник Института высшей нервной деятельности, в дальнейшем директор этого института. Основные научные интересы С. связаны с нейрофизиологией и психофизиологией мотиваций и эмоций. Согласно разработанной им потребностно-информацион-ной теории эмоций (1964), эмоция - это отражение мозгом какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Эту вероятность субъект оценивает непроизвольно, сопоставляя - зачастую неосознанно - представления о средствах, времени, ресурсах, необходимых для достижения цели, с информацией, поступившей в данный момент (Эмоциональный мозг, 1981). Наряду с информационной системой мозга человек располагает мотиваци-онной, которая устанавливает динамическую иерархию конкурирующих потребностей (Мотивированный мозг, 1987). С. создал классификацию потребностей, в которой наряду с тремя базисными потребностями (витальными, социальными, идеальными) выделил потребность в вооруженности (знаниями, Умениями, навыками) и потребность в преодолении препятствий на пути к цели (воля). Описал феномен эмоционального резонанса, который обнаруживается на ранних этапах эволюции живой природы и который у человека воспитанием может быть развит в способность к сочувствию и сопереживанию. По С. творческое начало в деятельности мозга представлено неосознаваемым рекомбинировани-ем опыта, ранее накопленного сознанием и частично подсознанием. Это реконструирование побуждается и направляется доминирующей потребностью. Сознание формулирует проблемы для познающего ума, производит отбор гипотез путем их логической оценки и практики. Теория эмоций С. стала основой для разработки методов объективного контроля эмоционального стресса, его влияния на творческую и операторскую деятельность человека. Автор трудов: Происхождение духовности, в соавт., М., 1989; Созидающий мозг, М., 1993 и др. Э.А. Костандов

Русский психофизиолог и нейрофизиолог.

«Творчество всегда окрашено положительными эмоциями на этапе возникновения гипотез.
Механизм этой закономерности хорошо объясняется информационной теорией эмоций.
Ведь новая догадка, предположение, замысел субъективно повышает вероятность достижения цели, вплоть до момента, когда логическая или экспериментальная проверка установят их истинную ценность».

Симонов В.П., Эмоциональный мозг, М., «Наука», 1986 г., с. 155.

«По мнению П.В. Симонова , преобладание у субъекта функций лобной коры и гипоталамуса будет определять частую актуализацию потребностей и целеустремлённое поведение, направленное на её удовлетворение.
При этом субъект будет игнорировать всё, что отвлекает его от намеченной цели. Эти особенности поведения характерны для холерического темперамента - сильного и возбудимого типа, по И.П. Павлову . Интересы холерика постоянны, устойчивы, и он упорен в достижении цели.
Функциональное преобладание системы гиппокамп - миндалина означает готовность реагировать на широкий круг сигналов, в том числе и на малозначимые. При затруднении выделить доминирующий мотив (миндалина) поведение такого субъекта отличается нерешительностью, бесконечными колебаниями при его повышенной чувствительности к стимулам и склонности переоценивать важность событий. Данная характеристика совпадает с описанием меланхолика - слабого типа, по И.П. Павлову .
Преобладание системы гипоталамус - гиппокамп создаёт сочетание доминирующей потребности с генерализованными реакциями на сигналы маловероятных событий и невыясненного назначения. Такая картина соответствует типичному сангвинику - сильному, уравновешенному, подвижному типу.
Доминирование системы миндалина - лобная кора определяет хорошо сбалансированные потребности без особого выделения одной из них. Субъект с подобными свойствами игнорирует многие события и реагирует только на высокозначимые сигналы. Такое поведение характерно для флегматика - сильного, уравновешенного и инертного типа.
В модели четырёх структур их отношение к экстраверсии и интроверсии описывается следующим образом. Преобладание функций информационных структур - лобной коры и гиппокампа - определяет преимущественную ориентацию субъекта на внешнюю среду и его зависимость от происходящих в ней событий. Такие черты характерны для экстраверта. Преобладание мотивационных систем - гипоталамуса и миндалины - создает интроверта с его устойчивостью внутренних мотивов, установок и их малой зависимостью от внешних влияний. Интроверт малообщителен, застенчив, стремится к порядку».

Данилова Н.Н., Психофизиология, М., «Аспект Пресс», 2000 г., с. 199.

Павел Васильевич Симонов (20 апреля 1926, Ленинград - 6 июня 2002, Москва) - советский, российский психофизиолог, биофизик и психолог. Академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987), доктор медицинских наук, профессор. Лауреат Государственной премии СССР за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека.

Отца П. В. Симонова - бывшего офицера Станислава Станкевича - репрессировали в 1937 году. Как члены семьи «врага народа», Павел с матерью были высланы из Ленинграда. Их соседом в доме по лестничной площадке был известный скульптор Василий Львович Симонов, который в дальнейшем принял деятельное участие в устройстве судьбы мальчика, усыновил его и дал свою фамилию.

В 1944 году поступил в лётное училище. В 1945 году перевелся по состоянию здоровья в Военно-медицинскую академию, которую окончил в 1951 году. Практически с первых лет врачебной практики начал заниматься научно-исследовательской работой. В 1951 - 1960 гг - научный сотрудник, руководитель лаборатории Главного военного госпиталя им. Н. Н. Бурденко. С 1961 по 1962 год — старший научный сотрудник Физиологической лаборатории АН СССР.

В 1962 году П. В. Симонов начал работать под руководством Э. А. Асратяна в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН в должности заведующего лабораторией, затем заместителя директора, а с 1982 года стал директором этого института.

Профессор кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ с 1996 года. Состоял академиком-секретарем Отделения физиологии АН СССР, главным редактором «Журнала высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова» (с 1982), членом редколлегии научно-популярного журнала «Наука и жизнь».

Дети: актриса Евгения Симонова и профессор Юрий Симонов-Вяземский.

Об авторе в энциклопедии Отзывы об авторе "Симонов П.В."

Мозг и творчество

Работа посвящена анализу творческого состояния человека, формированию творческой доминанты и другим вопросам творческой деятельности.

скачать Общая психология

Нейробиология индивидуальности

Павел Васильевич Симонов, нейрофизиолог, академик РАН, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии, академик-секретарь Отделения физиологии.

Область научных интересов - нейрофизиология и психофизиология мотиваций и эмоций.

скачать Общая психология

Потребностно-информационная теория эмоций

Эмоции и восприятие, эмоции и действия, эмоции и информация — вот те проблемы, которые заняли господствующее положение в современной психофизиологии эмоций.

скачать Общая психология

Книга члена-корроспондепта АН СССР, доктора медицинских наук П.В.Симонова и кандидата искусствоведения П.М.Ершова посвящена популярному изложению естественнонаучных основ индивидуальных особенностей человека в свете учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности и достижений современной психофизиологии.

В ряде глав использовано творческое наследие К.С.Станиславского, касающееся воссоздания характеров действующих лиц и принципов актерского перевоплощения в индивидуальность изображаемого персонажа.

скачать Характер

Что такое эмоция?

Книга доктора медицинских наук П. В. Симонова посвящена анализу роли эмоций в приспособительном поведении высших животных и человека; в ней рассматривается связь эмоциональных состояний с потребностями и действиями, предпринимаемыми для их удовлетворения.

Автор излагает данные современной науки о физиологических механизмах эмоциональных состояний и развивает оригинальную концепцию о компенсаторном значении эмоций в условиях, когда организм не располагает достаточными сведениями для достижения цели (т. е. удовлетворения потребности). Последние две главы посвящены значению теории эмоций в искусствоведении, педагогике и медицине.

Симонов Павел Васильевич (20 апреля 1926, Ленинград — 6 июня 2002, Москва), нейрофизиолог и психофизиолог, акад. РАН (акад АН СССР. с 1987), доктор медицинских наук (1961), профессор (1969). Окончил Военно-медицинскую академию в Ленинграде (1951), работал там же и в военно-клиническом госпитале. С 1960 в системе АН, с 1962 в Институте высшей нервной деятельности (с 1982 директор). Акад. секр. (с 1988) отделения физиологии РАН, гл. ред. «Журнала высшей нервной деятельности им И.П. Павлова» (с 1982). Член Нью-Йоркской и некоторых других АН, почетный член Павловского научного общества США Гос. пр СССР. (1987, в коллективе) за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека

Основные научные интересы — нейро- и психофизиология мотиваций и эмоций Предложил потребностно-информационную теорию эмоций (1964), согласно которой эмоция — это отражение мозгом какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, эту вероятность субъект оценивает непроизвольно, сопоставляя — зачастую неосознанно — представления о средствах, времени, ресурсах, прогностически необходимых для достижения цели, с информацией, поступившей в данный момент (кн. «Эмоциональный мозг», 1981). Наряду с «информационной» системой мозга человек располагает «мотивационной», которая устанавливает динамическую иерархию конкурирующих потребностей Индивидуальные особенности взаимодействия мозговых структур составляют основу типов нервной системы (по ) и параметров экстраверсии-интроверсии и нейротизма (по ). Нарушение этого взаимодействия приводит к развитию неврозов (кн. «Мотивированный мозг», 1987).

Симонов создал классификацию потребностей, в которой наряду с триадой базисных и первичных по происхождению (витальных, социальных, идеальных) выделен класс дополнительных, среди которых — потребность в вооруженности (овладение знаниями, навыками, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели (воля). В иерархии мотивов у детей и подростков потребность в вооруженности занимает доминирующее положение. Согласно потребностно-информационной теории задача воспитания — формирование определенного набора и иерархии потребностей, обеспечивающих их гармоничное сочетание в мотивационной структуре личности. Симоновым описан феномен эмоционального резонанса, обнаруживавшийся на ранних этапах эволюции живой природы, который у человека воспитанием может быть развит в способность к сочувствию и сопереживанию и в доминирование потребности в деятельности «для других». В отличие от обучения, адресующего главным образом к сознанию субъекта, воспитание потребностей происходит главным образом на уровне подсознания и сверхсознания. По Симонову творческое начало в деятельности мозга представлено неосознаваемым рекомбинированием опыта, ранее накопленного сознанием и частично подсознанием. Это реконструирование побуждается и направляется доминирующей потребностью. Сознание формулирует проблемы для познающего ума, производит отбор гипотез путем их логической оценки и практики. Теория эмоций Симонова стала основой для разработки комплексных методов объективного контроля эмоционального стресса, его влияния на творческую и операторскую деятельность человека.

Симонов, Павел Васильевич -

(р. 20.04.1926) - спец. по психофизиологии, выступает по филос. аспектам проблемы сознания; д-р мед. наук, проф. Род. в Ленинграде. Окончил Военно-мед. академию им. С.М.Кирова (1951). С 1960 - в Ин-те высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Канд. и докт. дисс. посвящены проблемам психофизиологии. Акад. РАН. С. занимается проблемами психофизиологии мотиваций, эмоций и сознания. В своих трудах рассматривает потребности как основу и движущую силу поведения. С. предлагает классификацию потребностей, разделив их на витальные, соц., идеальные, потребности вооруженности (компетенции) и преодоления препятствий (воля). Различает соц. потребности "для себя" и "для других". Трактует эмоции как отражение актуальной потребности и вероятности (возможности) ее удовлетворения в данный момент. Обосновывает положение о принципиальной дополнительности детерминизма и свободы воли, зависящей от позиции наблюдателя. Различает сознание, подсознание и сверхсознание (творч. интуиция). Творч. рассматривает как частный случай процессов саморазвития живой природы, самодетерминацию поведения - как происходящую благодаря деятельности сверхсознания, его способности создавать такие рекомбинации следов памяти, к-рые ранее никогда не встречались в опыте субъекта. История цивилизации, по С., - это история средств удовлетворения потребностей, оказывающих влияние на развитие (возвышение) самих потребностей.

Соч.: Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970; Категория сознания, подсознания и сверхсознания в творческой системе К.С.Станиславского // Бессознательное. Т.2. Тбилиси, 1978; О познавательной функции сопереживания // ВФ. 1979. № 9; Эмоциональный мозг. М., 1981; Эмоции и воспитание // ВФ. 1981. № 5; Детерминизм и свобода выбора // Методологические проблемы физиологии высшей нервной деятельности. М., 1982; Темперамент. Характер. Личность. [В соавт.]. М., 1984; О двух разновидностях неосознаваемого психического: под- и сверхсознание // Бессознательное. Т.4. Тбилиси, 1985; Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии. М., 1987; Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход. М., 1989; Происхождение духовности. [В соавт.]. М., 1989; Анатомия совести // Человек. 1990. № 5; Мозг и творчество // ВФ. 1992. № 11; Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. М., 1993.

Симонов, Павел Васильевич

Действительный член РАН (1987), академик-секретарь Отделения физиологии РАН, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии; родился 20 апреля 1926 г.; окончил в 1951 г. Военно-медицинскую академию; главные направления научной деятельности: нейрофизиология и психофизиология мотиваций и эмоций; лауреат Государственной премии СССР (1987); женат, имеет двоих детей; увлечения: лыжные и пешие походы.

Большая биографическая энциклопедия2009