Столица российской империи в 1812 году. Российская империя


|Италия| Микеланджело Меризи да Караваджо |1573-1610 | «Положение во гроб» | 1602-1604 | холст, масло | 300х203 | Пинакотека Ватикана|

«Пятеро стояли на краю могильной ямы в такой тьме, против которой самая глухая ночь показалась бы прозрачными сумерками. Их окружала черная немота остановившегося времени.
Иисус сказал: «Свершилось». И, преклонив главу, отдал дух. От шестого же часа тьма была по всей земле. И померкло солнце. Мрак безвременья окутал этих пятерых людей, и они опускали шестого во тьму. Опускали не только в кладбищенскую сырость свежераскопанной земли – отпускали в вечное небытие и не знали, что он воскреснет на третий день, прощались с ним навсегда. Молодая женщина, как и две другие, тоже Мария, раскинула руки вверх и в стороны. Это жест, раздираемый криком. Изо рта вырывается вопль - да ведь она на грани обморока – вон как закатились ее глаза. И волосы растрепаны: плакальщица только что терзала их. Горе молодой Марии неподдельно, однако, ей легче, чем другим: ее скорбь находит выход в движениях и звуках. Рядом с ней, чуть ближе к зрителям – Магдалина. Ее слез не видно, лицо полузакрыто платком, который она, комкая в руке, прижимает к глазам. Магдалина прячет от остальных не плач, а свою любовь, безвыходную, беспомощную любовь, которая ни в одном слове не проявилась, когда он был жив, и которую не выплакать и не выкричать теперь. У нее черты небогатой горожанки, она не похожа на обращенную грешницу, она молода и здорова, но ее красота и молодость остались ненужными. Судьба сделала ей бесполезный подарок, и теперь она будет возвращать его природе, иссыхая в покаянных молитвах и бдениях. И еще одно женское лицо – мать Спасителя. Ее никак не назовешь Мадонной – она стара. По писанию ей не больше пятидесяти лет, а здесь – семидесятилетняя старуха. Stabat mater dolorosa…- Мать скорбящая стояла… Странно: в первую минуту она кажется спокойнее других, но сколько жуткого горя в этом спокойствии. Она не прячет лицо, не отводит глаза, не может потерять сознание. Бесконечным последним взглядом мать вбирает в себя сына – его тело, его смертную наготу, последние секунды этого тела на земле. Если бы ее взгляд мог на самом деле вернуть сыновнюю плоть обратно в материнское лоно! Губы чуть шевелятся, но Мария не слышит своего голоса. Она одряхлела вдруг, внезапно, за один день, и смотрящий на полотно сразу понимает это. Холодное синее пятно плаща, наброшенного на голову поверх белого платка, мрачней и строже самого глубокого траура. Двое мужчин держат тело Иисуса. Молодой Иоанн, как и Богоматерь, всматривается в его лицо. Он напряжен, на лбу собрались морщины. В такие минуты юноши превращаются в мужей. Рука Иоанна подсунута под плечи Христа, он поддерживает мертвую плоть бережно, но неумело: пальцы касаются раны на ребрах, той страшной раны от римского копья, которое прекратило страдания Иисуса на кресте. Красный плащ Иоанна волочится по земле, путаясь под ногами, в его складках залегли черные тени. Никодим, в коричневой тунике чуть выше колен, выделяется мощью своей кряжистой фигуры. Он обхватил ноги Христа и сомкнул кольцо рук под его коленями. Единственный изо всех, Никодим смотрит вниз, в яму. Мышцы этого лысоватого, еще не старого мужчины, вздулись, на загорелых ногах набрякли вены; при взгляде на его усилия чувствуешь, насколько мертвая плоть тяжелее живой. Тело Христа бескровно, однако, в его бледности нет трупного оттенка. Краски жизни сошли с него, и остались резко, рельефно-четко вылепленные формы. Эта высокая грудь, широкие плечи, крепкие бедра и ноги принадлежат не проповеднику слова, а борцу, мускулистому атлету. В запрокинутом лице нет покоя, но нет и смертной гримасы. Люди стоят на могильной плите, выдвинутой углом вперед, она выглядит, как подножие скульптурной группы, но это - настоящая надгробная плита, под ней зияет провал, из-под нее тянет сыростью, и у нижнего среза картины растет мясистый кладбищенский цветок. Фигуры написаны в полный рост, приближены к самому переднему краю; кажется, что локоть Никодима и острая грань камня вот-вот прорвут полотно. Свет борется с тьмой, и в борении они создают особую осязаемость, их контраст животворящ.
« Получилось» – думает Караваджо, стоя перед своей картиной. Линия, очерчивающая группу, скорбно клонится вниз. Взгляд, следуя за этой надломленной линией, опускается к лицу Христа, задерживается на нем, здесь – средоточие происходящего. А теперь эту кривую продолжит и замкнет белая, бессильно упавшая рука Иисуса».

Отрывок из романа В.Клеваева «Накануне прекрасного дня. Неоконченный роман об итальянском живописце Микеланджело Меризи да Караваджо» (Издательство «Факт», Киев, 2005)

И Микеланджело узнал - это был Сандро! Великий, божественный Сандро Боттичелли, на которого Лоренцо ди Пьерфранческо возлагал столько надежд, которому, что там говорить, он сам некогда завидовал. Последний раз он видел его, когда решалась судьба его "Давида", но Боже, как он изменился за эти полтора года! Микеланджело улыбнулся, но Боттичелли вдруг отпрянул от него, словно опасаясь удара. Вдруг Сандро протянул ему руку, и Микеланджело машинально хотел протянуть свою, чтобы пожать ее. Но вдруг понял, что этот жест Сандро означает нечто иное: он просил подаяния. И Микеле сунул в эту протянутую руку несколько случайно сохранившихся от пирушки скуди. А потом, так ничего и не сказав, зашагал прочь. Он размышлял: толкнула ли Сандро на этот шаг беспросветная нужда, или же он, узнав молодого преуспевающего коллегу, просто юродствовал перед ним? Эта мысль не давала покоя, и он решил вернуться, расспросить, узнать истину. Если Сандро действительно испытывает горькую нужду, то нужно сказать об этом Содерини - пусть город поможет ему, ведь он немало сделал для него. Микеланджело оглянулся, но Сандро уже не было на улице; он исчез, растворившись в одном из бесчисленных флорентийских переулков.

Занятый хлопотами, связанными с переездом, Микеланджело забыл и об этой встрече, и о своем желании помочь Сандро. Он вспомнил о нем уже в Риме, когда увидел в Сикстине фрески Боттичелли. Всего несколько минут он стоял перед ними - конечно, в них присутствовали мастерство и фантазия, но все-таки они принадлежали прошлому. Это были рисунки ребенка, возомнившего себя способным тягаться с великими мастерами, а великим Микеланджело считал прежде всего себя. Свое отношение к работе предшественника он выразил только тем, что пожал плечами в наигранном недоумении и приказал ставить леса для своей великой работы. Она действительно была великой - в отличие от Сандро Микеланджело знал себе цену и никогда не испытывал чувства неуверенности. Он знал, чего хочет, и знал, что достигнет этого.

Спустя несколько лет ему передали однажды новость из родной Флоренции - Сандро Боттичелли умер 17 мая 1510 года и был похоронен в церкви Оньисанти. Он все-таки обрел свое последнее пристанище там, где хотел. Смерть его прошла совершенно незамеченной. На три с лишним столетия Боттичелли был почти забыт. Его произведения путали с работами так не похожих на него Гирландайо, Мазаччо, Андреа Мантеньи. Все они казались одинаково примитивными, плоскими и устаревшими на фоне великолепия Чинквеченто и буйной пышности барокко. Некий знаток искусства сетовал на папу Сикста IV, который "с присущим владыкам невежеством поручил надзор за всем (работами в Сикстинской капелле. - Ст. 3.) самому неквалифицированному из всех, чей варварский вкус и сухая мелочность парализовали его коллег".

Но даже тогда находились чудаки, готовые восхищаться картинами мастера и хранить их, спасая от уничтожения. В 1800 году англичанин Оттли приобрел на аукционе в Риме "Мистическое Рождество" - оно стало первым произведением Боттичелли, вывезенным за пределы Италии после смерти художника. В 1815 году чудом уцелевшее "Рождение Венеры" было перевезено из обветшавшей виллы Кастелло в музей Уффици, а "Весна" - во Флорентийскую академию живописи. В 1865 году англичанин Баркер приобрел "Венеру и Марса", а в 1873-м на вилле Лемми под слоем штукатурки были открыты замечательные росписи Сандро, попавшие вскоре в хранилище Лувра. Вскоре английские прерафаэлиты призвали вернуться к "духовной" дорафаэлевской живописи, объявив Боттичелли главным ее представителем. Это открыло новую эпоху интереса к художнику, в котором каждое поколение открывает новое. Если прерафаэлиты считали его прежде всего певцом женственной нежности и изысканной грусти, то искусствоведы середины XX века заговорили о его "мужественной манере", выдающей темперамент борца и пророка.

Сам Сандро, услышав все эти мудрствования, наверняка улыбнулся бы своей знаменитой нежно-рассеянной улыбкой. Ведь он был не титаном, ниспровергающим основы, а всего лишь самозабвенным певцом красоты и весны. Жаль, что ему не было дано той уверенности в своих силах и того мужества, которыми судьба щедро наделила его младшего современника Микеланджело. Но у каждого своя судьба и свое предназначение. Каждый совершает только свой собственный путь на этой земле. Хотел этого Сандро Боттичелли или нет, но он стал одним из первых, кто во весь голос пытался воспеть красоту человека и его великое предназначение.

Основные даты жизни и творчества Сандро Боттичелли

1445 - Сандро (Алессандро) Боттичелли родился в семье дубильщика Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции.

1452 - родился Леонардо да Винчи.

1458 - Мариано Филипепи делает запись в кадастре: "Сандро, мой тринадцатилетний сын, учится читать и слабого здоровья". Там же упоминается его старший сын Джованни по прозвищу "Боттичелли" (бочонок), которое затем перешло к художнику.

1462 - после двух лет, проведенных в учениках у золотых дел мастера Антонио, Сандро идет учиться в мастерскую фра Филиппо Липпи.

1464, август - после смерти Козимо Медичи правителем Флоренции становится его сын Пьеро по прозвищу Подагрик.

1467 - в связи с отъездом Липпи в Сполето Боттичелли переходит в мастерскую Андреа Верроккьо и пишет первые из сохранившихся картин.

Декабрь - смерть Пьеро Медичи, приход к власти во Флоренции его сына Лоренцо Великолепного.

1470 - Боттичелли открывает собственную мастерскую и пишет для Торгового суда аллегорию "Сила". 1471 - пишет диптих "История Юдифи".

1473 - на столбе центрального нефа церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции устанавливается картина Боттичелли "Святой Себастьян".

1474 - Боттичелли едет в Пизу для осмотра фресок кладбища Кампосанто и пишет фреску "Успение Богоматери" в Пизанском соборе (погибла в 1583 году).

1475 - по случаю турнира на площади Санта-Кроче во Флоренции Боттичелли расписывает знамя для Джулиано Медичи, изобразив на нем Афину Палладу. Написаны портреты Джулиано Медичи и его возлюбленной Симонетты Веспуччи.

1476 - пишет по заказу состоятельного горожанина Джованни Лами картину "Поклонение волхвов", где рядом с портретами членов семейства Медичи помещает собственное изображение.

1477 - пишет картину "Весна" ("Примавера").

1478, апрель - провал заговора Пацци, в ходе которого был убит Джулиано Медичи и ранен Лоренцо.

Июль - Боттичелли пишет для дворца Барджелло фрески с фигурами заговорщиков, повешенных на воротах таможни. Фрески уничтожены в 1494 году после бегства из Флоренции Пьеро Медичи.

1480 - соревнуясь с Гирландайо, написавшим в церкви Оньисанти (Всех святых) "Святого Иеронима", пишет там же фреску "Святой Августин".

1481, январь - отцом Боттичелли сделана запись в кадастре: "Сандро ди Мариано, 33 года, является художником и работает дома, когда ему вздумается".

Апрель - пишет фреску "Благовещение" для паперти монастыря Сан-Мартино делле Скале.

1481-1482 - работает в Риме над тремя фресками Сикстинской капеллы: "Искушение Христа", "Жизнь Моисея" и "Наказание непослушных". На последней помещен его автопортрет.

1483 - пишет на вилле Лемми фрески для Лоренцо Торнабуони и его невесты Джованны Альбицци. Вместе с учениками работает над росписью ларей на тему новелл Боккаччо по случаю брака Джаноццо Пуччи и Лукреции Бини. Вместе с Перуджино, Гирландайо и Филиппино Липпи расписывает фресками виллу Лоренцо Великолепного в Спедалето близ Вольтерры. Пишет картины "Венера и Марс" и "Портрет молодого человека".

1484 - пишет для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи свою самую знаменитую картину "Рождение Венеры". Пишет картину "Паллада и кентавр".

1485 - пишет "Мадонну с младенцем, Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом" для алтаря капеллы Барди в церкви Санто-Спирито. По заказу Лоренцо Медичи работает над тондо "Мадонна Маньификат" (Величание Марии). Написана картина "Мадонна с книгой".

1486 - пишет тондо "Мадонна с гранатом" для зала аудиенций палаццо Веккьо.

1487 - пишет картины для алтаря церкви Святого Варнавы.

1488 - пишет "Благовещение" для церкви Санта-Мария Маддалена деи Пацци. Умерли Андреа Верроккьо и Антонио Поллайоло.

1489 - пишет "Венчание Марии" для капеллы Сант-Элиджо церкви Сан-Марко.

1490 - по заказу Марко Веспуччи расписывает доски "Сцена из жизни римлянки Виргинии" и "Сцена из жизни римлянки Лукреции".

1491 - участвует в комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария дель Фьоре. Получает заказ на украшение мозаикой двух сводов капеллы Святого Зиновия в соборе. Работа осталась незавершенной, и ее передали братьям Гирландайо.

1493 - умирает брат Джованни, приезжает из Неаполя брат Симоне. Сандро и Симоне живут вместе с вдовой Джованни и двумя его сыновьями в доме, оставленном Мариано Филипепи. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи заказывает Боттичелли иллюстрации к "Божественной комедии" Данте. Всего выполнено около ста рисунков серебряным карандашом (с обведенными пером контурами).

1494, апрель - Боттичелли вместе с братом Симоне покупают за 156 флоринов загородную виллу.

Для сравнения я выбрала две картины Боттичелли на тему "Положение во гроб". Первая картина (1) находится в Милане, Музей Польди-Пеццоли , вторая (2) в Мюнхене, картинная галерея «Старая пинакотека».

Сюжет: похороны Христа его учениками, после распятия.

Картины имеют разный формат. Картина (1) расположена вертикально, картина (2) по горизонтали и это первое, на что я обратила внимание.

При сравнении чувствуется горе, трагизм, но на второй картине (2) краски сгущает скала и проем в нем, он как бы еще больше приземляет людей. Тело христа изогнуто к земле, я чувствую тяжесть в теле, безутешность, трагизм происходящего, скорбь и отчаяние, каждый по-своему переживает эту трагедию. На первой картине (1) все присутствующие как одно целое возносятся ввысь к небесам,и колонны по бокам как будто открыты этому полету, их отчаяние и страдание как-будто единое, неделимое. Взгляд движется снизу вверх, он как бы ритмично переходит от лица к лицу и поднимается вверх.

Плащаница, на которой лежит Христос. На первой картине (1), она символична, как лестница, прорисована, в ней сила и энергия, она как будто приподнимает Христа. На второй картине (2), она ниспадает, стекает, прозрачная.

1. Боттичелли "Положение во гроб", Tempera on panel, Museo Poldi Pezzoli, Milan

2.Боттичелли "Положение во гроб", Tempera on panel, Alte Pinakothek, Munich

Исторические фокусы совершаются таким же образом как и трюки мошенника, иллюзиониста - внимание зрителей концентрируется, фокусируется на ярких мелочах чтобы отвлечь их от главного, сущности происходящего и создать впечатление достоверности. Поэтому если хочется узнать что было на самом деле, надо отвлечься от магического показа и подробных разъяснений факира, а посмотреть что он реально делает до, при этом, и после показа, заглянуть с другой стороны, искать рядом с ним, и т.п.

Интересно, что одновременно с войной,начавшейся 22 июня 1812 года в России, в Северной Америке 18 июня 1812 года тоже началась не менее загадочная война , по которой будет отдельное расследование (она, как бы случайно, и закончилась в том же самом году).

В результате войны 1812 года в России войска Александра-1 в союзе с Наполеоном-1 завоевали территории Московско-Смоленской возвышенности, или образно выражаясь "Петербург победил Московию".

Уже проверено, у многих возникает первая реакция отторжения "автор бредит". Начиная проверку гипотезы о подложном освещении в официальной истории целей войны 1812 года в России, я сам достаточно скептически относился к ней, но подтверждения посыпались как из рога изобилия, не успеваю их описывать. Всё потихоньку складывается в совершенно логичную картину, которая кратко излагается на этой индексной странице. Ссылки на детальное описание исследованных фактов будут появляться по мере написания соответствующих статей.

Специально для тех, кому влом читать многабукаф, по многочисленным просьбам сделано объяснение на пальцах без пальцовки (новичкам советую не бросаться сразу переходить по остальным ссылкам, а сначала прочитать изложенную дальше общую картину, иначе вы рискуете запутаться в море информации).

А сильно искушенные в истории могут попробовать внятно ответить сами себе на простейшие вопросы:

Почему Наполеон-1 пошёл завоевывать Смоленск и Москву, а не столицу - Петербург?

Почему столицей Российской империи стал находящийся "на краю земли" Петербург (большая красная точка), а не обозначенные зеленым гораздо более подходящие для столичного статуса города (слева направо) Киев, Смоленск, Москва, Ярославль, Нижний Новгород, Казань?

Красным обозначены города-морские порты. Вверху слева направо Рига, Петербург, Архангельск, внизу - Херсон и Ростов-на-Дону

Реальная история Российской империи становится предельно ясной, логичной и легко понимаемой, если рассматривать её с правильной точки зрения, с Балтики.

1. Начинаем с общеизвестных фактов: столицей Российской империи был Петербург, правящая династия - Романовы.

2. "Романовы" - это местный псевдоним Голштейн-Готторпской ветви династии Ольденбургов , хозяйничавших на Балтийском море.

3. Петербург избран Ольденбургами aka "Романовы" в качестве столицы как наиболее удобный плацдарм для проникновения с Балтийского моря в изолированный от всех морей бассейн Волги с целью расширения сферы своего экономического влияния (см. подробнее ч.1 мотивировочная Петербург бестолковый + ч.2 базовая Петербург незаменимый ")

4. Главный вектор завоевания и освоения Романовыми территорий России направлен от Петербурга (Балтийского моря) внутрь континента, к бассейну Волги по водным путям, естественно чтобы выкачивать оттуда полезные ресурсы. Эта часть истории поэтапных завоеваний Романовых была замаскирована под разные "внутренние" события для создания иллюзии давности владения (предыдущая индексная страница "Войны Е-2 заметны ")

5. Одновременно дополнительные векторы действий Романовых были направлены туда же, в бассейн Волги, из Черного и Азовского морей. Эта часть истории хорошо известна как непрерывные войны Романовых с Турцией.

Теперь смотрим какая обстановка сложилась перед войной 1812 года. Во времена Екатерины-2 уже были предприняты значительные усилия по проникновению в бассейн Волги (см. страницу "Войны Е-2 заметны "). И всё равно по состоянию на начало 19 века Петербург был категорически изолирован от Московско-Смоленской возвышенности, не было ни одного нормального прямого водного пути (только неудачно сделанная Вышневолоцкая система, кое-как работающая на спуск к Питеру). В те времена, естественно не было ни самолетов, ни железных дорог, ни шоссе, только водные пути по рекам и короткие сухопутные участки - "волоки" между речными путями. А если нет нормальных путей сообщения, по которым могут перемещаться товары, войска и т.п., то нет и транспортной связности, без которой никакой государственности быть не может. Курьеры с указами могут доехать, но без экономической и силовой компоненты грош цена этим указам.

Петербург незадолго до войны 1812 года располагал почти всё теми же самыми водными путями с сухопутными участками "волоками", что и новгородские купцы задолго до возникновения Петербурга:

Именно поэтому Московско-Смоленская возвышенность, находящаяся в верховьях бассейнов Волги и Днепра, на тот момент находилась почти вся вне досягаемости Петербурга, который мог довольствоваться для прокорма только тем же самым, что и древний Новгород.

Отсутствие прямых водных путей сообщения - это объективный, ключевой момент для понимания происходившего, своего рода "алиби наоборот" для Петербурга - он не имел никакого отношения к Москве и Смоленску.

Скептики могут внимательно рассмотреть карту Европы из самого первого издания энциклопедии Британика 1771 года и убедиться что Россия (Russia) это вовсе не Московская Тартария (Muscovite Tartarie), которую я называю для краткости просто Московией или Старой властью, справа интересующие топонимы из этой карты указаны на фрагменте карты Шокальского из словаря Брокгауза, красной линией выделен водораздел бассейнов рек Балтики

Другими словами, мне не нужно изобретать какую-то новую реальность, я просто объясняю почему эти территории раньше были разными государствами и как Петербург Ольденбургские-"Романовы" завоевали Московскую Тартарию, а потом назвали свои владения Российской империей, то есть распространили название Russia на завоеванные земли. В этом нет ничего обидного (ну разве для тех кто считает себя потомком правителей Тартарии;-), наоборот, в результате получилось очень мощное государство, так что лично у меня к завоевателям нет претензий.

Ещё раз повторяю: для понимания ВСЕЙ истории Российской империи очень важно прочитать: ч. 1 Петербург бестолковый + ч. 2 Петербург незаменимый (почему Петербург именно в этом месте и почему он стал столицей).

Главным городом, контролирующим транспортные узлы Московско-Смоленской возвышенности, на тот момент был "ключ-город" Смоленск, расположенный в верховьях Днепра, где начиналась цепочка волоков, соединявших речные пути "из варяг в греки" и "из варяг в персы" на пересечении торговых путей из Днепровского, Западно-Двинского, Волховского, Волжского и Окского речных бассейнов.

Простое военное покорение городов Московско-Смоленской возвышенности без включения их в зону экономических интересов бессмысленно и поэтому подготовка к войне началась на рубеже 18-19 веков с масштабного строительства прямых водных путей от Петербурга к Волге: Мариинской , Тихвинской и реконструкции Вышневолоцкой водных систем. Строительство Березинской водной системы обеспечивало захват как товаропотоков Смоленска, так и самого города. Естественно, что война началась только тогда, когда были готовы перечисленные пути вторжения войск, в чем нам и предстоит убедиться.

Красным обозначены направления движения Ольденбургов на Балтике. Синим - главные реки Европейской части России. Зеленым - прямые водные пути, образовавшиеся после строительства питерскими Ольденбургами ("Романовыми") водных систем (слева направо, снизу вверх): Березинской , Вышневолоцкой , Тихвинской , Мариинской :

Одновременно со строительством прямых водных путей осуществлялась прочая масштабная и тщательная подготовка к военному вторжению:


В 1803 году заблаговременно поставлена задача идеологической подготовки будущей войны: создание новой истории завоеванных территорий - поручено Н. Карамзину , который именным указом назначен "российским историографом" (такой должности ни до, ни после Карамзина никогда не было). Также в 1803 году принимается решение о создании памятника победителям (Мартос).

1804, июнь - введение предварительной цензуры, запрещалось печатать, распространять и продавать что-либо без рассмотрения и одобрения цензурных органов. via

В 1805 году в первом приближении закончена Березинская водная система, соединяющая Западную Двину с притоком Днепра рекой Березиной в районе Витебска. Появился непрерывный водный путь "из варяг в греки" из Балтийского моря вверх по Западной Двине (Даугаве), затем по шлюзам Березинской системы вниз по реке Березине в Днепр и далее вниз по его течению в Черное море.

1807 год - Александр и Наполеон в Тильзите подписывают мирный договор и секретный о наступательном и оборонительном союзе. Знаменитые сверхсекретные переговоры двух императоров строго наедине на плоту посреди Немана.

1808 - состоялась ещё одна встреча Александра и Наполеона в Эрфурте, где подписана секретная конвенция.

1809 - прибывший из Англии принц Георгий Ольденбургский возглавляет «Экспедицию водяных сообщений», которая вместе с ним перемещается из Петербурга максимально близко к Московии - в Тверь, которую Александр называл «наша третья столица». Для службы в экспедиции был учрежден «корпус инженеров» на военном положении. Для упорядочения судоходства и для надзора за этим была предназначена особая «Полицейская команда». На реке Тверце было окончено устройство бечевника для движения бурлаков, и начато углубление Ладожского канала, Вышневолоцкая система приведена в рабочее состояние в обоих направлениях. Карамзин периодически в Твери зачитывает принцу Георгию Ольденбургскому создаваемую им «Историю государства Российского».

1809 г. в России был открыт упомянутый Институт инженеров корпуса путей сообщения. Первый выпуск его состоялся в 1812 г; Одна группа выпускников по собственному желанию ушла в строевые части, а 12 человек отправились в распоряжение главнокомандующего армиями. Таким образом, уже в начале кампании 1812 г. к действующей армии были прикомандированы инженеры корпуса путей сообщения, фактически созданы военно-инженерные войска, надобности в которых раньше почему-то не было. ()

С 1810 года по поручению Александра-1 Аракчеевым опробуется технология организации военных поселений, которые потребуются в дальнейшем при колонизации захваченных земель - войска остаются жить на захваченной территории, чем решается сразу несколько задач: не надо решать проблемы их вывоза и последующего размещения, войска находятся как минимум на самообеспечении, поддерживают порядок, восполняется естественная во время войны убыль мужчин и т.п.

Также в 1810 году создается самостоятельное правительственное ведомство - Главное управление духовных дел разных (иностранных) исповеданий с правами создания или ликвидации храмов, назначения глав монашеских орденов, утверждения глав конфессий и проч.

1810 год - начала работать Мариинская водная система. С 1810 по 1812 год производится дополнительная реконструкция Березинской водной системы под руководством знаменитого инженера Деволанта.

С 1810 по 1812 г. по указу Александра-1 с невероятной скоростью строятся две новые наисовременнейшие крепости - Динабург на Западной Двине иБобруйск на Березине, модернизируется существующая крепость в устье Двины - Динамюнде , все крепости на водном пути Западная Двина - Днепр отлично вооружаются, пополняются боеприпасами и запасами продовольствия.

К 1812 году закончена реконструкция Березинской водной системы и с этого момента все водные пути готовы для армии вторжения.

Выражая значение флота в войне, первый лорд английского Адмиралтейства сэр Джон Фишер рассматривал сухопутную армию всего лишь как снаряд, ядро, выпущенное по противнику флотом. В противоположность этому сложившийся стереотип изображения войны 1812 года в России рисует только сухопутные сражения, конницу, повозки и пехоту. Получается примерно так: поскольку Лев Толстой про флот не написал, поэтому флота в 1812 году не существовало... Складывается впечатление, что упоминание флота и любого водного транспорта находилось под запретом цензуры.

1812, май - Кутузовым подписан мирный договор с Турцией, южная группировка войск освободились, теперь всё готово к вторжению в Московию, войска начинают движение в сторону Смоленска.

1812, июнь - войска Наполеона прибывают на Неман, Александр ожидает его в Вильно, часть войск Александра уже прибыла водой из Петербурга.

1812 - войска Наполеона вместо того чтобы немедленно рвануться по кратчайшему стратегическому коридору вдоль моря к Петербургу, который «защищал» один пехотный корпус Витгенштейна, теперь ясно почему предпочитают дружненько «кильватерной колонной» двигаться вслед за войсками Александра.

1812, август - все войска и Александра и Наполеона чётко по графику соединились под Смоленском, который представлял из себя ключевой пункт на пути «из варяг в греки».

Смоленскому сражению вообще мало уделяется внимания, хотя возникает элементарный вопрос - почему при Бородино, в чистом поле соорудили «Багратионовы флеши», а тут оборону держит построенная аж при Борисе Годунове крепость, но "ни стены, ни укрепления не имели необходимых фортификационных сооружений для размещения артиллерии, поэтому оборонительные бои произошли преимущественно в предместьях". Кстати, именно после Смоленска выходит из тени Кутузов, который с чего-то вдруг в результате получил титул светлейшего князя Смоленского, хотя по официальной версии в это время руководил комплектацией народного ополчения (очень достойное занятие для военачальника такого ранга;-). (Некоторые загадки Смоленска 1812 г. и Почему Кутузов - князь Смоленский, а не Бородинский? )

Бородинское сражение, которое поначалу воспринималось мною как некий искусственно созданный символ и первый в мире музей исторической реконструкции, образованный по инициативе императора Николая-1 с 1839 года, неожиданно оказалось действительно важнейшим событием на развилке водных путей. см. "Бородино. Странности и загадки сражения "

Вместо того чтобы пользоваться картами историков, услужливо изрисованных стрелками, можно на пустую карту нанести только места сражений, как главные достоверно установленные факты, тогда мы увидим совершенно чёткий поворот следов крови именно после Бородино на юг, на Калугу:

«Пожар в Москве» - второй предельно распиаренный виртуальный эпизод войны (см. Комикс-триллер "Великий Виртуальный Пожар Москвы 1812 года " "), чтобы объяснить последовавшее после войны 30-летнее строительство (якобы "восстановление"), ведь с точки зрения водных путей на тот момент там не могло быть ничего значительного, а вот с точки зрения сухопутного шоссейного и железного сообщения по прямой линии от Петербурга обязательно через Тверь, то Москва должна была быть построена именно в этом месте:

1851 Петербург-Москва дорога

Если же рассуждать с точки зрения классической истории будто воевали противники, а не союзники, то после отхода войск Александра-1 на юг, в сторону Калуги, у Наполеона появляется Второй Стратегический Шанс, по-моему единственный в мировой истории когда можно было захватить сразу три столицы: "старую столицу" Москву, "третью столицу" Тверь и "новую столицу" Петербург! Но мы-то теперь понимаем почему Наполеон этого не сделал, а по заранее намеченному плану пошёл за войсками Александра, чтобы совместно раздавить остатки войск Московии в верховьях бассейна Оки. (см. "Почему Наполеон не пошел на ... .").

"Бегство армии Наполеона" - третий сильно распиаренный виртуальный большой эпизод войны сделан следующим образом: отмеченные на показанной ранее схеме реальные сражения датированы "пунктиром, через один" - часть в период наступления, а часть в период якобы "отступления", чтобы не возникало и тени мысли что оккупационная армия завоевала и осталась. Массовая гибель от морозов и прочих факторов как бы списывает сильно завышенную численность, то есть одновременно даются ответы на вопрос: "Куда же делась такая огромная армия Наполеона, если в Европу она не вернулась". Здесь "Peace death армии Наполеона " рассматривается визуализация убывания армии по показаниям мемуаристов. Любой не ленивый может почитать различные мемуары касательно избранного города и подивиться насколько они "путаются в показаниях", видно методичку по написанию мемуаров правили несколько раз, либо "мемуаристы-очевидцы" были невнимательны, но это для массового читателя незаметно, он же воспринимает обобщенные рассказы в школьных учебниках и не сомневается в достоверности первоисточников своей осведомлённости.

1812, 14 ноября - Высочайший рескрипт императора Александра-1 о производстве специально уполномоченными военными чиновниками поиска брошенного и сокрытого вооружения и имущества на тех территориях, где велись военные действия. Из разысканных и свезенных к 10 января 1819 года в Москву 875 артиллерийских орудий отлит символический бестолковый Царь-колокол и проч. (см. "Московский Царь-колокол отлит в 19 веке " ")

1812, 6 декабря - по итогам войны Кутузову дарован титул "Смоленский" . 25 декабря - формально и символически в Рождество война закончена, Наполеон практически без войск будто бы убирается восвояси, хотя на самом деле оккупационные войска остались для зачистки местности и образования военных поселений. Александр издает указ о возведении храма Христа Спасителя (первый в истории храм, посвященный именно Христу!)

Понедельник, 09 Июн. 2014

Исторические фокусы совершаются таким же образом как и трюки мошенника, иллюзиониста – внимание зрителей концентрируется, фокусируется на ярких мелочах чтобы отвлечь их от главного, сущности происходящего и создать впечатление достоверности. Поэтому если хочется узнать что было на самом деле, надо отвлечься от магического показа и подробных разъяснений факира, а посмотреть что он реально делает до, при этом, и после показа, заглянуть с другой стороны, искать рядом с ним, и т.п.

Вместо того чтобы рассматривать кем-то составленную картину истории, полезно исследовать факты самостоятельно и найти из них настоящие примерно как здесь:

Интересно, что одновременно с войной, начавшейся 22 июня 1812 года в России, в Северной Америке 18 июня 1812 года тоже началась не менее , по которой будет отдельное расследование (она, как бы случайно, и закончилась в том же самом году).

Война 1812 года в России казалось бы хорошо описана, даже чрезмерно-навязчиво-подробно, и всё внимание исследователей автоматически концентрируется на пережевывании деталей мемуарной литературы о сражениях. Официальная, устоявшаяся история войны 1812 года в России только на первый взгляд кажется гладенькой, особенно если знания ограничиваются двумя до предела распиаренными эпизодами "битва при Бородино" и "пожар Москвы".

Если отвлечься от усиленно навязываемой точки зрения, например, представив что нет никаких мемуаров-свидетельских показаний или мы им не доверяем, ибо «врет как очевидец» и проверить по фактическим обстоятельствам, то обнаруживается совершенно неожиданная картина:

В результате войны 1812 года в России войска Александра-1 в союзе с Наполеоном-1 завоевали территории Московско-Смоленской возвышенности, или образно выражаясь "Петербург победил Московию".

Уже проверено, у многих возникает первая реакция отторжения "автор бредит". Начиная проверку гипотезы о подложном освещении в официальной истории целей войны 1812 года в России, я сам достаточно скептически относился к ней, но подтверждения посыпались как из рога изобилия, не успеваю их описывать. Всё потихоньку складывается в совершенно логичную картину, которая кратко излагается на этой индексной странице. Ссылки на детальное описание исследованных фактов будут появляться по мере написания соответствующих статей.

Специально для тех, кому влом читать многабукаф, по многочисленным просьбам сделано (новичкам советую не бросаться сразу переходить по остальным ссылкам, а сначала прочитать изложенную дальше общую картину, иначе вы рискуете запутаться в море информации).

А сильно искушенные в истории могут попробовать внятно ответить сами себе на простейшие вопросы:

  • - почему Наполеон-1 пошёл завоевывать Смоленск и Москву, а не столицу - Петербург?
  • - почему столицей Российской империи стал находящийся "на краю земли" Петербург (большая красная точка), а не обозначенные зеленым гораздо более подходящие для столичного статуса города (слева направо) Киев, Смоленск, Москва, Ярославль, Нижний Новгород, Казань?

Красным обозначены города-морские порты. Вверху слева направо Рига, Петербург, Архангельск, внизу - Херсон и Ростов-на-Дону

Реальная история Российской империи становится предельно ясной, логичной и легко понимаемой, если рассматривать её с правильной точки зрения, с Балтики.

1. Начинаем с общеизвестных фактов: столицей Российской империи был Петербург, правящая династия - Романовы.

2. "Романовы" - это местный псевдоним Голштейн-Готторпской ветви , хозяйничавших на Балтийском море.

3. Петербург избран Ольденбургами aka "Романовы" в качестве столицы как наиболее удобный плацдарм для проникновения с Балтийского моря в изолированный от всех морей бассейн Волги с целью расширения сферы своего экономического влияния (см. подробнее ч.1 мотивировочная + ч.2 базовая ")

4. Главный вектор завоевания и освоения Романовыми территорий России направлен от Петербурга (Балтийского моря) внутрь континента, к бассейну Волги по водным путям, естественно чтобы выкачивать оттуда полезные ресурсы. Эта часть истории поэтапных завоеваний Романовых была замаскирована под разные "внутренние" события для создания иллюзии давности владения (предыдущая индексная страница " ")

5. Одновременно дополнительные векторы действий Романовых были направлены туда же, в бассейн Волги, из Черного и Азовского морей. Эта часть истории хорошо известна как непрерывные войны Романовых с Турцией.

Теперь смотрим какая обстановка сложилась перед войной 1812 года. Во времена Екатерины-2 уже были предприняты значительные усилия по проникновению в бассейн Волги (см. страницу " "). И всё равно по состоянию на начало 19 века Петербург был категорически изолирован от Московско-Смоленской возвышенности, не было ни одного нормального прямого водного пути (только неудачно сделанная Вышневолоцкая система, кое-как работающая на спуск к Питеру). В те времена, естественно не было ни самолетов, ни железных дорог, ни шоссе, только водные пути по рекам и короткие сухопутные участки - "волоки" между речными путями. А если нет нормальных путей сообщения, по которым могут перемещаться товары, войска и т.п., то нет и транспортной связности, без которой никакой государственности быть не может. Курьеры с указами могут доехать, но без экономической и силовой компоненты грош цена этим указам .

Петербург незадолго до войны 1812 года располагал почти всё теми же самыми водными путями с сухопутными участками "волоками", что и новгородские купцы задолго до возникновения Петербурга:

Именно поэтому Московско-Смоленская возвышенность, находящаяся в верховьях бассейнов Волги и Днепра, на тот момент находилась почти вся вне досягаемости Петербурга, который мог довольствоваться для прокорма только тем же самым, что и древний Новгород.

Отсутствие прямых водных путей сообщения - это объективный, ключевой момент для понимания происходившего, своего рода "алиби наоборот" для Петербурга - он не имел никакого отношения к Москве и Смоленску.

Скептики могут внимательно рассмотреть карту Европы из самого первого издания энциклопедии Британика 1771 года и убедиться что Россия (Russia) это вовсе не Московская Тартария (Muscovite Tartarie), которую я называю для краткости просто Московией или Старой властью, справа интересующие топонимы из этой карты указаны на фрагменте карты Шокальского из словаря Брокгауза, красной линией выделен водораздел бассейнов рек Балтики:

Другими словами, мне не нужно изобретать какую-то новую реальность, я просто объясняю почему эти территории раньше были разными государствами и как Петербург Ольденбургские завоевали Московскую Тартарию, а потом назвали свои владения Российской империей, то есть распространили название Russia на завоеванные земли. В этом нет ничего обидного (ну разве для тех кто считает себя потомком правителей Тартарии, наоборот, в результате получилось очень мощное государство, так что лично у меня к завоевателям нет претензий.

Ещё раз повторяю: для понимания ВСЕЙ истории Российской империи очень важно прочитать:

  • ч. 1 +
  • ч. 2 (почему Петербург именно в этом месте и почему он стал столицей).

Главным городом, контролирующим транспортные узлы Московско-Смоленской возвышенности, на тот момент был "ключ-город" Смоленск, расположенный в верховьях Днепра, где начиналась цепочка волоков, соединявших речные пути "из варяг в греки" и "из варяг в персы" на пересечении торговых путей из Днепровского, Западно-Двинского, Волховского, Волжского и Окского речных бассейнов.

Простое военное покорение городов Московско-Смоленской возвышенности без включения их в зону экономических интересов бессмысленно и поэтому подготовка к войне началась на рубеже 18-19 веков с масштабного строительства прямых водных путей от Петербурга к Волге: , и реконструкции водных систем. Строительство водной системы обеспечивало захват как товаропотоков Смоленска, так и самого города. Естественно, что война началась только тогда, когда были готовы перечисленные пути вторжения войск, в чем нам и предстоит убедиться.

Красным обозначены направления движения на Балтике. Синим - главные реки Европейской части России. Зеленым - прямые водные пути, образовавшиеся после строительства питерскими Ольденбургами ("Романовыми") водных систем (слева направо, снизу вверх): , Мариинской:

Одновременно со строительством прямых водных путей осуществлялась прочая масштабная и тщательная подготовка к войне:

В 1803 году заблаговременно поставлена задача идеологической подготовки будущей войны: создание новой истории завоеванных территорий - , который именным указом назначен "российским историографом" (такой должности ни до, ни после Карамзина никогда не было). Также в 1803 году принимается решение о создании памятника победителям (Мартос).

1804, июнь - введение предварительной цензуры, запрещалось печатать, распространять и продавать что-либо без рассмотрения и одобрения цензурных органов.

В 1805 году в первом приближении закончена Березинская водная система, соединяющая Западную Двину с притоком Днепра рекой Березиной в районе Витебска. Появился непрерывный водный путь "из варяг в греки" из Балтийского моря вверх по Западной Двине (Даугаве), затем по шлюзам Березинской системы вниз по реке Березине в Днепр и далее вниз по его течению в Черное море.

1807 год - Александр и Наполеон в Тильзите подписывают о наступательном и оборонительном союзе. Знаменитые сверхсекретные переговоры двух императоров строго наедине на плоту посреди Немана.

1808 - состоялась ещё одна встреча Александра и Наполеона в Эрфурте, где подписана секретная конвенция.

1809 - прибывший из Англии принц возглавляет «Экспедицию водяных сообщений», которая вместе с ним перемещается из Петербурга максимально близко к Московии - в Тверь, которую Александр называл «наша третья столица». Для службы в экспедиции был учрежден «корпус инженеров» на военном положении. Для упорядочения судоходства и для надзора за этим была предназначена особая «Полицейская команда». На реке Тверце было окончено устройство бечевника для движения бурлаков, и начато углубление Ладожского канала, приведена в рабочее состояние в обоих направлениях. Карамзин периодически в Твери зачитывает принцу Георгию Ольденбургскому создаваемую им «Историю государства Российского».

1809 г. в России был открыт упомянутый Институт инженеров корпуса путей сообщения. Первый выпуск его состоялся в 1812 г; Одна группа выпускников по собственному желанию ушла в строевые части, а 12 человек отправились в распоряжение главнокомандующего армиями. Таким образом, уже в начале кампании 1812 г. к действующей армии были прикомандированы инженеры корпуса путей сообщения, фактически созданы военно-инженерные войска, надобности в которых раньше почему-то не было. ()

С 1810 года по поручению Александра-1 Аракчеевым опробуется технология организации военных поселений, которые потребуются в дальнейшем при колонизации захваченных земель - войска остаются жить на захваченной территории, чем решается сразу несколько задач: не надо решать проблемы их вывоза и последующего размещения, войска находятся как минимум на самообеспечении, поддерживают порядок, восполняется естественная во время войны убыль мужчин и т.п.

Также в 1810 году создается самостоятельное правительственное ведомство - Главное управление духовных дел разных (иностранных) исповеданий с правами создания или ликвидации храмов, назначения глав монашеских орденов, утверждения глав конфессий и проч.

1810 год - начала работать Мариинская водная система. С 1810 по 1812 год производится дополнительная реконструкция Березинской водной системы под руководством знаменитого инженера Деволанта.

С 1810 по 1812 г. по указу Александра-1 с невероятной скоростью строятся две новые наисовременнейшие крепости - на Западной Двине и на Березине, модернизируется существующая крепость в устье Двины - , все крепости на водном пути Западная Двина - Днепр отлично вооружаются, пополняются боеприпасами и запасами продовольствия.

1811 г. - создается Министерство полиции, в числе полномочий "цензурный контроль" - надзор за цензурным комитетом и уже пропущенными к печати и распространению изданиями, т.е. цензура стала двойной. Кстати, именно с этого события отсчитывается история министерства внутренних дел России (в 2011 году отмечалось 200-летие МВД России). Во избежание терминологической путаницы следует уточнить, что созданное тогда же Министерство внутренних дел относилось к экономическому ведомству, главной задачей которого стало развитие промышленности, земледелия, внутренней торговли, почты, строительство и содержание публичных (общественных) зданий. Во время войны 1812 года и последующих боевых действий 1813-1814 годов. Министерство внутренних дел организовывало снабжение войск обмундированием и снаряжением, а на Министерство полиции были возложены задачи обеспечения действующей армии продовольствием (!?), проведения рекрутских наборов и формирование ополчения.

1811 год - Для наведения порядка после войны на огромных оккупированных территория Александр-1 впервые за всю мировую историю создаёт специальную организацию "Корпус внутренней стражи" с задачами конвоирования пленных и арестованных, ликвидации массовых беспорядков, также впервые в истории законодательно регламентировано применение оружия по гражданскому населению. Этот корпус, являясь частью армии, одновременно выполнял распоряжение министра полиции. Функционально "Корпус внутренней стражи" соответствует современным Внутренним войскам МВД.

1811 год - введена в эксплуатацию

К 1812 году закончена реконструкция и с этого момента все водные пути готовы для армии вторжения.

Выражая значение флота в войне, первый лорд английского Адмиралтейства сэр Джон Фишер рассматривал сухопутную армию всего лишь как снаряд, ядро, выпущенное по противнику флотом. В противоположность этому сложившийся стереотип изображения войны 1812 года в России рисует только сухопутные сражения, конницу, повозки и пехоту. Получается примерно так: поскольку Лев Толстой про флот не написал, поэтому флота в 1812 году не существовало... Складывается впечатление, что упоминание флота и любого водного транспорта находилось под запретом цензуры.

1812, май - Кутузовым подписан мирный договор с Турцией, южная группировка войск освободились, теперь всё готово к вторжению в Московию, войска начинают движение в сторону Смоленска.

1812, июнь - войска Наполеона прибывают на Неман, Александр ожидает его в Вильно, часть войск Александра уже прибыла водой из Петербурга.

1812 - войска Наполеона вместо того чтобы немедленно рвануться по кратчайшему стратегическому коридору вдоль моря к Петербургу, который «защищал» один пехотный корпус Витгенштейна, теперь ясно почему предпочитают дружненько «кильватерной колонной» двигаться вслед за войсками Александра.

1812, август - все войска и Александра и Наполеона чётко по графику соединились под Смоленском, который представлял из себя ключевой пункт на пути «из варяг в греки».

Смоленскому сражению вообще мало уделяется внимания, хотя возникает элементарный вопрос - почему при Бородино, в чистом поле соорудили «Багратионовы флеши», а тут оборону держит построенная аж при Борисе Годунове крепость, но "ни стены, ни укрепления не имели необходимых фортификационных сооружений для размещения артиллерии, поэтому оборонительные бои произошли преимущественно в предместьях". Кстати, именно после Смоленска выходит из тени Кутузов, который с чего-то вдруг в результате получил титул светлейшего князя Смоленского, хотя по официальной версии в это время руководил комплектацией народного ополчения (очень достойное занятие для военачальника такого ранга. (см. и )

Бородинское сражение, которое поначалу воспринималось мною как некий искусственно созданный символ и первый в мире музей исторической реконструкции, образованный по инициативе императора Николая-1 с 1839 года, неожиданно оказалось действительно важнейшим событием на развилке водных путей . см. " ".

Вместо того чтобы пользоваться картами историков, услужливо изрисованных стрелками, можно на пустую карту нанести только места сражений, как главные достоверно установленные факты, тогда мы увидим совершенно чёткий поворот следов крови именно после Бородино на юг, на Калугу:

«Пожар в Москве» - второй предельно распиаренный виртуальный эпизод войны (см. ), чтобы объяснить последовавшее после войны 30-летнее строительство (якобы "восстановление"), ведь с точки зрения водных путей на тот момент там не могло быть ничего значительного, а вот с точки зрения сухопутного шоссейного и железного сообщения по прямой линии от Петербурга обязательно через Тверь, то Москва должна была быть построена именно в этом месте:

Если же рассуждать с точки зрения классической истории будто воевали противники, а не союзники, то после отхода войск Александра-1 на юг, в сторону Калуги, у Наполеона появляется Второй Стратегический Шанс, по-моему единственный в мировой истории когда можно было захватить сразу три столицы: "старую столицу" Москву, "третью столицу" Тверь и "новую столицу" Петербург! Но мы-то теперь понимаем почему Наполеон этого не сделал, а по заранее намеченному плану пошёл за войсками Александра, чтобы совместно раздавить остатки войск Московии в верховьях бассейна Оки. (см. " ").

"Бегство армии Наполеона" - третий сильно распиаренный виртуальный большой эпизод войны сделан следующим образом: отмеченные на показанной ранее схеме реальные сражения датированы "пунктиром, через один" - часть в период наступления, а часть в период якобы "отступления", чтобы не возникало и тени мысли что оккупационная армия завоевала и осталась. Массовая гибель от морозов и прочих факторов как бы списывает сильно завышенную численность, то есть одновременно даются ответы на вопрос: "Куда же делась такая огромная армия Наполеона, если в Европу она не вернулась". Здесь " " рассматривается визуализация убывания армии по показаниям мемуаристов. Любой не ленивый может почитать различные мемуары касательно избранного города и подивиться насколько они "путаются в показаниях", видно методичку по написанию мемуаров правили несколько раз, либо "мемуаристы-очевидцы" были невнимательны, но это для массового читателя незаметно, он же воспринимает обобщенные рассказы в школьных учебниках и не сомневается в достоверности первоисточников своей осведомлённости.

1812, 14 ноября - Высочайший рескрипт императора Александра-1 о производстве специально уполномоченными военными чиновниками поиска брошенного и сокрытого вооружения и имущества на тех территориях, где велись военные действия. Из разысканных и свезенных к 10 января 1819 года в Москву 875 артиллерийских орудий отлит символический бестолковый Царь-колокол и проч. (см. " ")

1812, 6 декабря - по итогам войны Кутузову дарован . 25 декабря - формально и символически в Рождество война закончена, Наполеон практически без войск будто бы убирается восвояси, хотя на самом деле оккупационные войска остались для зачистки местности и образования военных поселений. Александр издает указ о возведении храма Христа Спасителя (первый в истории храм, посвященный именно Христу!)

1814 войска Александра-1 в Париже

Разные заметки