Святой благоверный князь всеволод псковский. Русские князья

Всеволод Ярославич (великий князь)

В севолод Ярославич - сын , родился в 1030 г. По смерти отца, как третий по старшинству, сел в Переяславле. В 1073 г. вместе с братом прогнал из Киева и передвинулся в Чернигов. По смерти Святослава некоторое время занимал киевский стол, но затем уступил его добровольно Изяславу. Смерть Изяслава вновь доставила ему великокняжеский стол, на котором он и оставался до своей смерти в 1093 г. В делах управления Всеволоду помогал сын его . Летописец очень тепло отзывается о Всеволоде, хотя и делает ему упрек за предпочтение своей младшей дружины старшей киевской.
В новом энциклопедическом словаре приведен следующий текст этой статьи. Всеволод-Андрей Ярославич, великий князь Киевский, любимый сын Ярослава I, родился в 1030 г. По смерти отца сел в Переяславле-Южном. В 1054 г. он разбил за рекой Сулой торков, на которых ходил и в 1060 г., а в 1061 г. сам разбит был половцами; в 1067 г. участвовал во взятии братьями Минска и поражении князя Полоцкого , а в следующем году, вместе с братьями же, побит был половцами на реке Альте. В 1073 г. Всеволод помогал брату своему, Святославу Черниговскому, отнять великокняжеский стол у старшего из братьев, Изяслава, а по смерти Святослава (1077) сам занял было Киев, но уступил его возвратившемуся из Польши Изяславу, от которого тогда же получил Чернигов, откуда через год был изгнан . Всеволод бежал в Киев; в том же году с братом Изяславом они дали битву Олегу на Нежатиной ниве, где великий князь пал, а побежденный Олег бежал в Тмутаракань. Всеволод уже бесспорно занял Киев, а в Чернигове посадил сына Владимира. Олег не успокоился после поражения: в 1079 г., наняв половцев, вместе с братом Романом он подошел к Переяславлю, - но половцы, подкупленные Всеволодом, изменили братьям: Роман был убит ими, а Олега отправили в Грецию; в Тмутаракань великий князь послал своего посадника. В последние годы своей жизни Всеволод не принимал активного участия в правлении и делал только распоряжения, которые приводил в исполнение знаменитый сын его Владимир Мономах. Набожный христианин, трезвый и целомудренный человек, знавший пять чужих языков, но слабый как государь, Всеволод скончался в 1093 году. Он женат был дважды: 1) с 1046 г. на неизвестной по имени (умерла в 1067 г.), которую летописи называют "греческою царевною", "грекинею" и "монамахинею" (по мнению некоторых - Анна, дочь Константина Мономаха); от нее он имел сына Владимира и дочь Янку (Анну); 2) на Анне - по Миллеру, княжне Половецкой (умерла в 1111 г.). "Полное собрание российских летописей", I, 64, 69, 70, 72 - 75, 78, 85 - 89, 92, 93, 103; II, 266 - 278; III, 2, 3, 122, 210; IV, 176; V, 136, 138 - 143, 146 - 149, 154; VII, 1, 3, 4, 6, 232, 330, 332 - 337, 340 - 342. А. Э.

Другие интересные биографии:
;
;
;

Ростислав Владимирович

После смерти Ярослава Мудрого в 1052 г. произошёл раздел владений между его сыновьями.
Первоначально Ростово-Суздальское княжество получил во владение князь Ростислав Владимирович.

Ростислав Владимирович (в крещении Михаил; 1038? - 3 февраля 1067) - сын Владимира Ярославича, князя новгородского. Н. А. Баумгартен считает матерью князя дочь штаденского графа Леопольда Оду. Хотя эту версию и приняли некоторые историки, но в настоящее время более распространена гипотеза о том, что Ода была женой князя Святослава Ярославича).

Князь Ростовский - 1052 - 1057 гг.

После смерти отца (1052) Ростислав был исключён из числа претендентов на великое княжение (став изгоем).
Первым княжеством, где правил Ростислав, было Ростовское.

Князь Волынский - 1057 - 1064 гг.

В 1057 г., после смерти Вячеслава Ярославича и перевода в Смоленск Игоря Ярославича, получил от дядьёв Владимиро-Волынское княжество.

Князь Тмутараканский - 1064 - 1067 гг.

Неудовлетворённый своим положением, Ростислав в 1064 г. покинул Волынь и захватил Тмутаракань, выгнав оттуда своего двоюродного брата Глеба Святославича. В этом ему помогли Вышата и Порей, новгородские приближенные умершего отца. Однако успех Ростислава был недолгим, и при приближении войск отца Глеба, черниговского князя Святослава, он оставил Тмутаракань. Но как только войска Святослава ушли, Ростислав Владимирович снова выгнал Глеба из города и начал в нём править, собирая дань с соседних народов.
Усиление Ростислава беспокоило херсонесских греков, и вскоре Ростислав был отравлен подосланным котопаном (военачальником).
Согласно сообщению В. Н. Татищева, в нач. 1060-х гг. Ростислав женился на дочери венгерского короля (вероятно, на Ланке, дочери короля Белы I). Другие источники не подтверждают и не опровергают эту информацию. От этого брака Ростислав имел трёх сыновей: Рюрик (ум. 1092) - князь перемышльский с 1085 г.; Володарь (ум. 1124) - князь перемышльский с 1092 г.; Василько (ум. 1124) - князь теребовльский с 1085 г.

Всеволод Ярославич

Всеволод Ярославич - четвёртый сын Ярослава Мудрого и Ингегерды Шведской. Любимый сын отца; при его жизни не имел удела и жил в Киеве при родителях.

Князь Переяславский – 1054 - 1073 гг.

Князь Ростово-Суздальский - 1057 - 1093 гг.

С 1054 по 1073 гг. - князь переяславский (Переяславля-Русского) и Ростовской земли, член так называемого «триумвирата Ярославичей» (вместе со старшими братьями Изяславом Киевским и Святославом Черниговским), принимал равное с ними участие в управлении государством (новая редакция «Русской правды», походы на кочевников, борьба со Всеславом Полоцким). Переяславская епархия (как и черниговская) была повышена в этот период до митрополии.
Видимо, залесские владения Всеволода управлялись княжескими посадниками; сам он не посещал Ростовской земли.

Князь Черниговский - 1073 - 1078 гг.

В нач. 1070-х гг. триумвират распался: Всеволод вступил в сговор со Святославом против старшего брата Изяслава, и тот вынужден был бежать в Европу. Святослав занял киевский стол (1073), а Всеволод в ходе передела между ними владений несколько расширил свой удел.

Великий князь Киевский - 1076 - 1077 гг.

В декабре 1076 г. Святослав внезапно скончался. Всеволод стал его наследником.

Князь Черниговский - 1078 г.

Через полгода вернул престол вернувшемуся в Киев Изяславу, а сам получил владение покойного Святослава - Чернигов.

Великий князь Всеволод Ярославич. Портрет из Царского титулярника. 1672 г.

14-й Великий князь Киевский - 1078 - 1093 гг.

3 октября 1078 г. Изяслав погиб в битве на Нежатиной Ниве против князей-изгнанников Олега Святославича и Бориса Вячеславича, и Всеволод вновь занял киевский престол, теперь уже до конца жизни. В 1079 г. Олег с братом Романом вновь двинулся из Тмутаракани на Киев, но Всеволод подкупил половцев, которые убили Романа, а Олега отправили в Византию на остров Родос, где тот пробыл ещё пятнадцать лет; Тмутаракань перешла под контроль Киева.
Его правление было омрачено набегами половцев и постоянными междоусобными войнами между племянниками и двоюродными внуками Всеволода, вызванные несовершенством ярославовых законов наследования. Особую активность в его правление проявляли Ростиславичи - внуки старшего сына Ярослава Мудрого, Владимира, умершего ещё при жизни отца, из-за чего его потомки не получили никаких уделов (см. изгой) и постоянно пытались насильственно захватить то один, то другой город. Всеволод не всегда умел положить конец этим усобицам и вёл себя как слабый правитель, находившийся на поводу у младших дружинников. Впрочем, по сравнению с масштабным кризисом 1090-х гг., начавшимся после смерти Всеволода, его времена были ещё относительно стабильны, и он заслужил похвалу летописца в «Повести временных лет», писавшейся в 1110-е гг.
Внешняя политика при Всеволоде ознаменована интенсивными контактами со Священной Римской империей, за императора которой Генриха IV князь выдал замуж свою дочь, Евпраксию-Адельхайду, а впоследствии с римским папой Урбаном II, оппонентом Генриха. Вероятно, переход Руси в лагерь противников императора был связан со скандальным конфликтом Евпраксии и Генриха: дочь Всеволода бежала из Германии в Верону и предстала перед папой, обвиняя мужа в издевательствах над ней, оргиях и участии в сатанинских ритуалах.
По инициативе князя (видимо, вследствие контактов с Римом) на Руси был установлен праздник перенесения мощей св. Николая Мирликийского в Бари («Никола вешний»), неизвестный греческой церкви (всегда расценивавшей этот перенос как похищение).
Всеволод Ярославич - один из самых образованных людей своего времени. Его сын, Владимир Мономах, в «Поучении» пишет, что его отец, «сидя дома», владел пятью языками. По-видимому, среди этих языков были шведский (язык матери Всеволода), греческий (язык его жены), а также, возможно, английский (язык его невестки, жены Владимира, Гиты Саксонской) и половецкий.

С 1093 г. Ростово-Суздальской землёй владел Владимир Мономах. Владимир часто ездил в Ростово-Суздальскую землю.
Став в 1093 г. владетелем Ростовской земли, Мономах послал сюда своего сына Мстислава.

Годы правления:1078-1093

Из биографии

  • Всеволод — третий сын Ярослава Мудрого, самый любимый.
  • Он был первым, кто именовал себя « князь всея Руси». Это можно определить по печатям князя, дошедшим до нас.
  • Будучи князем Переяславским в 1054 – 1078 годах, он, входя в триумвират Ярославичей (совместно с Изяславом и Святославом), принимал самое активное участие в управлении страной.
  • Был набожным, целеустремлённым, образованным человеком (знал пять иностранных языков: греческий — язык жены, шведский- язык матери, возможно, английский и половецкий. Какие это точно были языки — в летописи не указывается).
  • Как государь был слабым правителем. Ярких, примечательных дел им не было совершено. Более активен он был во время правления трёх братьев(триумвирата Ярославичей) Самостоятельное же правление Всеволода особо в летописи не упоминается. В последние годы вообще занимался делами мало, в основном отдавал распоряжения. В жизнь эти приказы отца выполнял его сын — знаменитый Владимир Мономах.
  • Владимир Мономах — сын Всеволода и дочери византийского императора Константина Мономаха.

Исторический портрет Всеволода I Ярославича

Направления деятельности

1.Внутренняя политика

Направления деятельности Результаты
Борьба за киевский престол, укрепление власти великого князя. С 1073 года велась борьба за Киевский престол и между братьями – Ярославичами, и с 1076г.- после смерти Святослава – с его сыновьями. Борьба шла с переменным успехом, и лишь в 1078 году Всеволод укрепился на престоле после победы над племянниками в битве на Нежатине.
Борьба с неподчинением удельных князей и кочевавшими по степям Руси торками. 1080- поход на переяславских торков (племена, кочевавшие на Руси в 10-13 вв.)

1084- поход на Ростиславичей

1084- поход на Ярополка

Походы заканчивались победой Всеволода, способствовали укреплению княжества.

Совершенствование законодательства на Руси. Всеволод в 1072 году совместно с братьями создаёт дополнение к «Русской Правде» Ярослава Мудрого- « Правду Ярославичей», в которой была отменена сметная казнь, в том числе кровная, защищались имущественные права.
Стремление влиять на церковные дела. Всеволод активно влиял на дела церкви. Так, в 1089 году, после смерти митрополита Иоанна, он лично отправляет посольство в Византию для встречи нового митрополита- Иоанна Скопца, а через год, после смерти митрополита, нового- Фёдора.При Всеволоде строятся новые церкви. Он построил церковь Святого Михаила в Выдубицком монастыре в Киеве(монастырь основан в 1070-1077), создал женский Андреевский монастырь.
Борьба с последствиями засухи 1092 года. В 1092 году была страшная засуха, которая привела к болезням, мору, то есть гибели большого количества людей. Борьба с последствиями отразилась на здоровье князя и привела к его смерти.

2. Внешняя политика

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Борьба за престол в Киеве привела к успеху лишь в 1078 году, Всеволод ради этого принимал участие в междоусобной борьбе. Не раз позже князю приходилось вести борьбу за престол, но в итоге он хорошо укрепился на Великокняжеском престоле.
  • Значительным итогом деятельности Всеволода явилось создание с братьями «Правды Ярославичей», что явилось большим шагом вперёд в деле создания законодательной системы на Руси.
  • Положительной была и его политика по отношению к церкви: были построены новые культовые здания, монастыри, князь лично готовил посольства для встречи новых митрополитов.
  • Русь сильно пострадала от последствий засухи 1092 году, князь делал всё возможное, чтобы хоть как-то предотвратить последствия.
  • Всеволод стремился укрепить отношения с Римской империей, что у него получилось – установились дипломатические связи с сильным государством.
  • Всеволод вёл постоянную борьбу с набегами половцев. Результаты были не всегда положительными. Много бедствий и разорений принесли на Русь эти кочевые племена.

Таким образом, Всеволод Ярославич, один из сыновей Ярослав Мудрого, во многом продолжил политику отца по укреплению государства, защите Руси от внешних врагов. Он вошёл в историю России как один из авторов «Правды Ярославичей» и отец знаменитого правителя — Владимира Мономаха.

Хронология жизни и деятельности Всеволода I Ярославича

1030-1093 Годы жизни Всеволода.
1061 Совместно с братьями впервые сражается с половцами¸ приняв основной удар на себя, так как был князем пограничного Переяславского княжества, потерпел поражение.
1066(? 1067) Вторичное поражение Ярославичей в битве с половцами
1072 Совместное создание « Правды Ярославичей»
1073 Присоединение к своим владениями Чернигова.
1073-1078 Участие в междоусобной борьбе за Киевский престол с братьями и племянниками.
1080 Поход на торков в Переяславском княжестве.
1084 Поход на Ростиславичей и Ярополка
1092 Борьба с последствиями засухи.
1092-1093 Борьба с набегами половцев.
1093

Смерть Всеволода. Похоронен в соборе Святой Софии в Киеве.

Данный материал можно использовать, готовясь

Благоверный князь Всеволод Мстиславович был старшим внуком доблестного великого князя Владимира Мономаха, выступил в жизни общественной в 1117 году в Новгороде, а скончался в 1138 году в Пскове, где нетленные мощи его почивают и доныне.

О первоначальном его воспитании точных сведений не сохранилось; по древнему же преданию Святая Церковь воспевает князя Гавриила как измлада наученному благочестию христианскому, как наследника добродетелей своего родителя князя Мстислава. Благочестивый, храбрый и рассудительный Мстислав Владимирович долгое время княжил в Великом Новгороде и заслужил преданность граждан, которые не хотели иметь у себя другого князя кроме Мстислава, «ими вскормленнаго».

Детство святого Всеволода протекало в Великом Новгороде. Здесь же прошла впрочем и большая часть его жизни.

В 1117 году великий князь Владимир Мономах отозвал своего сына Мстислава из Новгорода в Переяславль, подготовляя в нем себе преемника. Молодой Всеволод заступил вместо отца в Новгороде. Первые годы его правления ознаменовались благоустроением церковных учреждений, чтобы Церковь имела более способов для благотворного действия на нравы новокрещеного народа Новгородского края. В 1119 году князь Всеволод с игуменом Кириаком заложил каменную церковь в трех верстах от Новгорода во имя святого великомученика Георгия, докончил эту постройку и при храме учредил монастырь. Со своей стороны великий князь Мстислав вполне поддерживал благочестивые стремления своего сына. Сохранилась до нашего времени жалованная грамота Юрьеву монастырю, писанная около 1130 года и данная от имени обоих князей. Великий князь Мстислав приказывает своему сыну Всеволоду отдать монастырю святого Георгия село Буйце со всеми податями. В конце же жалованной грамоты написано: «...а я, Всеволод, дал блюдо серебряное в 30 гривен серебра святому же Георгию, повелел бить в это блюдо на обеде, когда обедает игумен». Из других грамот видно, что святой Всеволод снабдил Юрьевский монастырь угодьями.

В 1123 году князь Всеволод женился на дочери черниговского князя святого Николая Святоши, из дома Ольговичей. И когда родился у него сын — первенец Иоанн, князь построил в 1127 году в честь его Ангела церковь святого Иоанна Предтечи на Опоках с приделом во имя святого пророка Захарии. На имя этой церкви благочестивый князь около 1135 года дал особую уставную грамоту, сохранившуюся до наших дней. В грамоте читается: «Вот, я, князь Всеволод, нареченный во святом крещении Гавриил, сын Мстиславов, внук Володимира Мономаха, благоволением Божиим поставил церковь святаго Иоанна Великаго на Петрятине дворище, и снабдил ее иконами многоценными и всеми книгами, и устроил попов и дьякона, и дьяка в соборной церкви». Новопостроенная церковь назначается быть приходской церковью особого торгового товарищества, которое называлось по ее имени «купечеством Иванским». Для заведения делами церкви и всего товарищества избиралось из среды его пять старост. Главный доход церкви составлялся из торговых пошлин, именно — из платы за употребление весов и мер, которые хранились в церковном притворе. Пошлины эти служили главным источником содержания церкви и служившего при ней духовенства. Из тех же доходов платилось и духовенству, приглашенному совершать богослужение в храмовые праздники. На праздник Рождества св. Иоанна Предтечи здесь служит Новгородский владыка, на другой день — архимандрит юрьевский, на третий — игумен из Антониева монастыря. Грамота точно исчисляет, сколько кому из высшего духовен-ства следует дать вознаграждения за эти службы и какие вообще выдачи следует производить по случаю праздника.

Богобоязненный князь Всеволод был вместе с тем и мужествен. Преданный своему долгу, он высоко ценил чувство чести и не оставлял безнаказанным дерзких врагов его удела. Сохранился доселе огромный меч святого Всеволода с надписью: «Чести моей не уступлю никому». С этим мечом изображается он и на иконе.

Великим постом 1123 года князь Всеволод вынужден был предпринять поход против северных соседей Новгорода — ями. Враги были побеждены.
Но возвращение войска в Новгород было очень затруднительно. Снег растаял и дороги испортились, не хватало продовольствия. Тем не менее поход окончился счастливо.

В 1130 году Всеволод с двумя своими братьями Изяславом и Ростиславом ходил на финское племя эстов. Враги были жестоко наказаны: многих перебили, жилища сожгли, детей и женщин забрали в плен и привели на Русь.
Но в следующем году потребовался новый поход под предводительством уже одного Всеволода. Эстонцы сражались храбро, побили многих новгородцев. Еще ранее, в 1127 году, святому князю Всеволоду пришлось идти по воле отца на непокорного князя полоцкого Давида Всеславича, который и лишен был стола. Полоцкие князья с их женами и детьми взяты были в плен великим князем Мстиславом и отправлены в Царьград к византийскому императору. Так протекло 15 лет княжения Всеволода в Новгороде.

В 1132 году умер отец его великий князь Мстислав, и для Всеволода начался ряд тяжелых испытаний, которые почти не прекращались до самой его кончины. Причинами этого были общие в нашей земле тогдашние неустройства и усобицы князей. Вступив на великокняжеский престол после своего брата Мстислава, князь Ярополк немедленно, в том же 1132 году, вызвал князя Всеволода из Новгорода в Переяславль, считавшийся старшим после Киева. Новгородцы отпустили князя с неудовольствием. Между тем младшие сыновья Мономаха, Георгий и Андрей, не захотели, чтобы в преемники великому князю Ярополку предназначался племянник их Всеволод и решили изгнать его из Переяславля. Утром Всеволод въехал в Переяславль, а к обеду оставил его, избегая междоусобия, и отправился опять в Новгород. Но здесь встретили его недоброжелательно. На вече в Новгород пришли псковичи и ладожане. Вече сильно волновалось и не приняло князя Всеволода. Всеволод оставил Новгород. Однако граждане скоро одумались, вернули князя Всеволода, но, по-видимому, ограничили его в правах и власти.

Тем временем Новгородские пригороды подверглись нападению чуди, и по возвращении в Новгород святой Всеволод в 1133 году ходил в Эстонию, ограждая границы Новгородские, и взял город Юрьев, или Дерпет.

В следующем году в Новгород прибыл брат Всеволода Изяслав, прогнанный дядей Георгием Суздальским из Турова, и просил себе помощи. Новгородцы зашумели, вызываясь на поход против властолюбивого Георгия. Вече было бурное: одни хотели защищать Мстиславичей, достать им волость, другие — нет. Большинство оказалось на стороне Мстиславичей, и положено было идти в поход. Князь Всеволод с братом и новгородским посадником пошли в Суздальскую землю. Но дорогой несогласия веча повторились в полках; противники Мстиславичей пересилили и заставили войско вернуться назад в Новгород. Однако вече вольного города не одобрило этого, выбрало нового посадника,
и князь Всеволод вместе с новгородцами отравился в Ростовскую землю. В то время прибыл в Новгород митрополит Киевский Михаил. Он уговаривал новгородцев не проливать братской крови: «Не ходите, меня Бог послушает!» Но безуспешно. Новгородцы задержали святителя и отправили войско против князя Георгия под предводительством Всеволода. Стоял конец декабря. Метели и жестокий мороз преследовали новгородское войско и очень обессилили его. 26 января 1135 года произошло кровопролитное сражение на Ждановой горе. Суздальцев побито было не менее, чем новгородцев, но победы не было и продолжать войну не приходилось. Заключили мир, и новгородцы повернули домой.

Эта неудача имела неприятные последствия для святого Всеволода. Новгородцы от него отвернулись. Они начали склоняться на сторону враждебных Мономаховичам князей Ольговичей Черниговских, которые в то время вели успешную борьбу против великого князя Ярополка Мстиславича. Призвав псковичей и ладожан, новгородцы думали с ними о том, как бы изгнать святого Всеволода. 28 мая 1136 года посадили его на епископском дворе под стражу вместе с женой, детьми и тещей. День и ночь стерегли князя 30 вооруженных сторожей. И так держали его до 15 июля. Князя обвиняли в следующих преступлениях: не заботился о смердах, т. е. крестьянах; хотел, оставив Новгород, сесть в Переяславле; в сражении на Ждановой горе не обнаружил храбрости — первый отступил; вмешивает Новгород в усобицы: сначала велел приступить к Ольговичам, теперь отступить. Говорили, будто князь больше развлекается играми и охотой, чем управляет людьми и судит их. Так обвиняли князя люди враждебной ему стороны, которые взяли верх в вольном городе. На место святого князя новгородцы призвали к себе Святослава Ольговича. Когда приехал Святослав, то Всеволод отправился к великому князю в Киев, и Ярополк дал изгнаннику Вышгород.

Но у князя Всеволода были в Новгороде и Пскове люди, которые к нему были привязаны и по-другому ценили его деятельность в управлении вольным городом. Они тайно прислали к нему в Вышгород сказать: «Иди, князь, опять тебя хотят».

И действительно, псковичи из уважения к высоким душевным качествам князя Всеволода с радостью приняли его. По дороге в Псков он имел случай убедиться, что даже те, кто мог считать его в числе своих врагов, исполнены к нему располо-жения. Полоцкий князь Василий Рогволодович принял едущего в Псков Всеволода с истинно братской любовью. Он с дарами вышел к нему навстречу, ради заповеди Божией забыл все зло, которое сделал отец Всеволода Мстислав всему роду его, целовал с ним крест и с честью проводил святого Все-волода.

Господь не судил князю Всеволоду долго управлять Псковом. По своему пониманию долга на новом месте благоверный князь обратил главное свое внимание на внутреннюю жизнь горожан. Справедливый суд и управа, призрение странных и нищих, попечение о больных — вот ежедневные занятия князя. Почитая каждый день последним в своей жизни, он строгим воздержанием и молитвой приготовлял себе путь к вечности. Как раньше в Новгороде, так и теперь в Пскове святой Всеволод явил себя усердным храмоздателем. Он по-строил каменный соборный храм во имя Пресвятой Троицы.

Прошло около года пребывания его в Пскове. Новгородцы были смущены появлением их изгнанника в Пскове, а вместе чувствовали боязнь и раскаяние. Восторжествовали в них чувства недобрые, и князь их Святослав в союзе с курянами и половцами пошел на Псков, чтобы прогнать Всеволода. Псковичи засекли в непроходимых лесах своих все дороги. Видя эту решительность псковичей, новгородцы со своим князем не захотели вести трудной войны со своими братьями. Между тем скоро не стало того, кто служил невольной причиной вражды. 11 февраля 1137 года, в четверг сырной недели, князь Всеволод почувствовал приближение смерти, причастился Святых Таин, простился с народом и мирно отошел ко Господу. Весь город, духовенство и миряне, старцы и дети, а особенно сирые и немощные, горько оплакивали общего доб-родетеля. Когда весть о смерти его пришла в Новгород, то возбудило во всех искреннее раскаяние, что не умели беречь у себя добродетельного князя. Тогда они решили, по крайней мере, останки его хранить у себя. Было снаряжено посольство в Псков во главе с протопопом Полюдом и лучшими людьми, чтобы взять и привезти тело в Новгород. Псковичи не смели противиться, но посланные из Новгорода никак не могли тронуть с места раку с телом почившего князя. Было ясно, что почившему неугодно было оставить свое тело тем, кто изгнал его при жизни. Новгородцы плакали и просили перед гробом прощения в своей самонадеянности и были утешены тем, что могли взять с собою ноготь, отпавший с перста почившего князя.

Согласно завещанию, тело святого князя было погребено в храме святого Димитрия Солунского. Прошло немного времени по преставлении благоверного князя и от его честных мощей начали истекать знамения и чудеса для приходящих с верою слепых, хромых, сухоруких, расслабленных, бесноватых
и разных больных. Все они по вере своей и по молитвам святого князя получили исцеление. Прошло 55 лет. Память о князе Гаврииле-Всеволоде сохранялась псковичами свято, ибо он положил основание самостоятельности Пскова, дотоле считавшегося только пригородом Новгорода. В 1193 году святой князь явился в сонном видении одному богобоязненному мужу и сказал: «Объяви всему священному собору, князю, посаднику и всему христолюбивому народу псковскому, чтобы перенесли мощи мои от святого Димитрия в храм Пресвятыя Троицы; ибо там хочу я возлечь».

Благочестивый муж осмелился спросить: «Кто ты, владыко мой, пришедший ко мне, смиренному, воспомянуть грехи мои? От светлости лица твоего трепещет душа моя; открой мне имя твое святое». «Имя мое князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, — отвечал явившийся, — Господь Иисус Христос предал мне град мой Псков, чтобы хранить его и соблюдать от безбожных немцев, и в нем хочу пребывать до скончания века сего. Не медли исполнить волю мою».

Обрадовались псковитяне и поспешили целым городом, в предшествии духовенства в церковь великомученика; там подняли раку чудотворца и понесли ее, но когда подошли к вратам города, которые назывались Смердиевыми, стала неподвижно рака. После многих напрасных усилий, слез и молитв принуждены были отнести мощи на прежнее место. В следующую ночь святой Всеволод явился тому же благоговейному мужу и сказал ему: «Не хочу идти во врата Смердии, но скажи князю и всему собору и посадникам: пусть пробьют ворота от реки Псковы на северную сторону и тут пронесут мощи мои в храм Пресвятыя Троицы».

Немедленно пробили городскую стену и сделали новые ворота, чрез которые внесли чудотворные мощи святого князя и поставили их открыто в возобновленном им соборном храме. Это перенесение мощей совершилось 27 ноября 1192 г.

В 1284 году при раке благоверного князя Всеволода совершилось чудо над бывшим псковским посадником Елисеем. Старый посадник лежал расслабленный всем телом, так что не мог двинуть ни рукой, ни ногой. По вере в благодатную силу святого Всеволода он велел отнести себя к его мощам. Когда священник, совершив молебствие, окропил больного святою водою, расслабленный встал и без посторонней помощи возвратился домой.

Ночью на 30 июля 1363 года святой князь явился соборному пономарю и сказал: «Поспеши передать соборянам Пресвятой Троицы и посадникам, чтобы вынесли из соборной церкви иконы и сосуды, ибо Господу угодно явить чудо над мощами моими в следующую ночь».

Наутро из церкви все было вынесено, а в самую полночь обрушился церковный свод, пробил раку святого князя и отшиб малую часть честной главы его (челюсть). Часть эта сохраняется в особом серебряном ковчеге. Мощи были тогда поставлены в придельном храме Благовещения. Чудесных исцелений от болезней по молитвам у гроба святого князя записано до половины XVI века двадцать одно. Из получив-ших исцелений более других оставили о себе память богатый муж Иоанн Зайцев и две его дочери. По чувству благодарности они положили на честную раку дорогой покров с изображением святого князя, вышитый золотом и шелками. Покров сохраняется доселе. Местное празднование благоверному князю Всеволоду началось или со времени открытия мощей в 1192 году, или со времени первого чуда в 1284 году. Общецерковное празднование установлено на Соборе в 1549 году. Псковский летописец повествует, что сам царь Иоанн Грозный во время пребывания в Пскове в 1569 году с великим благоговением слушал молебное пение святому князю. Поклоняясь раке благоверного князя, царь удивлялся «величествию» меча его. Святой князь Всеволод стал для Пскова защитником, нерушимой стеной его. В неравной борьбе с ливонцами, поляками и другими врагами они уповают на молитвы святого Всеволода и отражают врагов. Его молитвам приписывали преложение ярости Грозного царя на милость, когда он приехал в Псков в 1569 году, после разгрома Новгорода. Ими же объясняли умирение внутренних междоусобий
в Пскове. Особенно трогательно сказалась вера псковитян в небесную защиту своего покровителя в 1581 году. Когда Пскову угрожала великая опасность от польского короля Стефана Батория и враги заняли уже часть города Полонище, псковичи получили спасение единственно по молитвам к своим небесным покровителям. Они так и понимали тогда свое положение, ниоткуда не ожидая иного спасения. В продолжение двух недель они носили мощи святого Всеволода по городу к тем местам, каким наиболее угрожали осаждающие. И враг был принужден снять осаду и удалиться. Событие изнесения мощей святого Всеволода на место битвы в 1581 году изображено на одной из сторон серебряной раки, которая изготовлена в 1834 году, ко времени, когда по повелению императора Николая I святые мощи были перенесены в главный собор.

В ноябре 1893 года Псков торжественно праздновал 700-летие обретения мощей святого благоверного князя Всеволода-Гавриила.

Всеволод I Ярославич

Всеволод I Ярославич (колено 6). Из рода Рюриковнчей. Сын Ярослава I Мудрого и шведской королевны Ингигерды. Родился в 1030 г. Князь Переяславский в 1054-1073 гг. Князь Черниговский в 1073-1078 гг. Великий князь Киевский в 1077, 1078-1093 гг.

Жены: 1) с 1046 г. греческая царевна Липа (по другим сведениям - Мария) (+ ноябрь 1067 г.); 2) половецкая княжна Анна (+ 7 окт. 1111 г.).

  • Владимир Мономах (1053-1125+);
  • Евпраксия (1109+), жена императора Римской империи Генриха IV;
  • Екатерина (1108+);
  • Мария;
  • Янка (1112+);

Смерть Изяслава вновь доставила ему великокняжеский стол, на котором он и оставался до своей смерти в 1093 г, а в Чернигове посадил сына Владимира. Олег не успокоился после поражения: в 1079 г., наняв половцев, вместе с братом Романом он подошел к Переяславлю, - но половцы, подкупленные Всеволодом, изменили братьям: Роман был убит ими, а Олега отправили в Грецию; в Тмутаракань великий князь послал своего посадника.

Примечание

Летописец очень тепло отзывается о Всеволоде, хотя и делает ему упрек за предпочтение своей младшей дружины старшей киевской. В последние годы своей жизни Всеволод не принимал активного участия в правлении и делал только распоряжения, которые приводил в исполнение знаменитый сын его Владимир Мономах. Набожный христианин, трезвый и целомудренный человек, знавший пять чужих языков, но слабый, как государь, Всеволод скончался в 1093 году.

Материал с сайта

ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ

Далее читайте:

Ратибор (+ 1113), боярин князя Всеволода Ярославича.