Тайна исчезновения экспедиции. Теперь рассмотрим вопрос экипировки и обеспечения экспедиции

Тайна исчезнувших экспедиций

59 летний Джон Франклин — английский мореплаватель пустился в свою по счету четвертую экспедицию для освоения Арктики. Для похода, переоборудовали по последнему слову техники, корабли Королевского ВМФ. Вышли в Арктику и 331-тонный «Террор» и 378-тонный «Эребус». Запасов провизии было на 3 года, на судне имелся паровой локомотивный двигатель, большое количество книг, и была даже маленькая ручная обезьянка.

Открыта была экспедиция 19 мая 1845 года, ее задачей было пройти Северо-Западным проходом. На протяжении лета семьи моряков получили несколько писем. Письмо пришедшее последним было в августе, все они были подробными и оптимистичными, а один участник экспедиции, эконом с «Эребуса» Осмер, написал, чтобы ожидали их возвращения домой уже в 1846 году. Но ни в 1846, ни в 1847 годах от экспедиции больше ни поступало никаких новостей. И лишь в 1848 году на поиски были отправлены первые 3 корабля. Жена отважного мореплавателя — Джейн Франклин, умоляла их осмотреть устье Больших Рыб, однако никто не прислушался к ее просьбе. Однако только она и предчувствовала приближающуюся беду.


Джейн незадолго от отплытия экспедиции для корабля шила флаг, в это время Джон уснул рядом с ней на диване. Джейн подумав, что мужу холодно, и накрыла его ноги флагом. Проснувшись, он воскликнул «Почему меня укрыли флагом? Так делают только !». С этого момента женщина не находила себе покоя. Ее стараниями поиск моряков продолжался аж до 1857 года.

Экспедиция Мак-Клинтока в 1859 году, которую полностью оплатила Джейн Франклин, отыскала на острове Кинг-Уильям пирамиду из камней, а под ней подробно написанную записку от 1847 и 1848 годов. Также был найден скелет, а с ним блокнот записей. Что странно, сделаны они были задом наперед, содержали большое количество орфографических ошибок, знаков препинания вообще отсутствовали.

Один лист заканчивался такими словами » О Смерть где твое жало «, на другом листке записи были сделаны по кругу, а внутри круга было написано » Лагерь Террора (Ужаса) пуст «. Еще нашли лодку в которой было два скелета. Почему-то лодка стояла на санях, которые тащили с помощью веревок. Ружья часовых находились на взводе. Первым погиб тот, кто сидел на носу, второй был готов к обороне, но погиб от истощения. Среди провизии был найден чай и 18 килограмм шоколада, среди жизненно необходимых предметов: шелковые платки, душистое мыло, ботинки, книги в большом количестве, швейные иглы, 26 столовых вилок из ложек из серебра и еще много чего, что для выживания совсем не годилось.

А останки, которые нашли на стоянках экспедиции, были обглоданы, что говорило о каннибализме, также учеными было установлено, что моряки скончались от туберкулеза, пневмонии и цинги. Кроме того, в костях обнаружено огромное количество свинца, но откуда он взялся — так и не известно. Не было обнаружено тело самого Франклина, хотя последние поисковые операции проходили еще в середине XX века.

Незаконченная экспедиция «Святой Анны»

Скорей всего, поговорка «женщина на корабле — к беде» имеет реальные корни. 20-летняя Ерминия Жданко, дочь известного гидрографа, собиралась «прокатиться» на шхуне «Святая Анна» вокруг Скандинавского полуострова до Александровска в Кольском заливе вместе с другом семьи Баренцевым. После этого девушка планировала вернуться домой к папеньке, однако этому не суждено было сбыться.

В Александровке экспедиция выяснила, что для плавания не хватает несколько человек, также нет врача. Ерминия, которая еще во время Русско-Японской войны обучилась на сестру милосердия и мечтала попасть на фронт, заявила, что не покинет корабля и готова плыть: «Чувствую, что поступила, как должна была, а там — будь что будет» писала она отцу. Зимой 1912 года шхуна «вросла» в лед, весной 1913 вмерзший корабль понесло в Ледовитый океан. Даже летом, когда появились полыньи, льдина не растаяла. Началась вторая зимовка. К тому моменту штурман Валерьян Альбанов и капитан Георгий Брусилов поссорились, и Альбанов не выполнял своих обязанностей. В январе 1914 года он попросил разрешения сойти и заявил, что сам доберется до цивилизации. Неожиданно к нему присоединились еще 13 человек (к слову, на шхуне было всего 24 моряка).

До мыса Флоры дошли двое — штурман Валерьян Альбанов и матрос Александр Кондар. Случилось чудо, и их подобрал проходящий мимо корабль. Остальные 11 путников погибли во льдах. В России Валерьян отправил рапорт Брусилова и выписку из судового журнала вместе со всеми документами, находившихся на «Святой Анне» моряков, в Гидрографическое управление. К слову, в своей книге Альбанов писал о письмах, которые передали с ним оставшиеся на «Святой Анне», но по какой-то причине до адресатов письма так и не дошли.

После экспедиции Альбанов и Кондар ни разу не говорили друг с другом. Альбанов еще много лет пытался организовать спасательно-поисковую операцию, но тщетно. Кондар резко изменил свою жизнь, поменял работу и о плаванье старался не вспоминать. Он отказывался говорить с родственниками участников экспедиции и лишь однажды отужинал с братом Георгия Брусилова Сергеем, приехавший к нему в Архангельск в середине тридцатых. Провожая гостя в темноте, он вдруг пристально посмотрел в его лицо и закричал: «Но я в тебя не стрелял! Не стрелял!!». Выяснить, о чем он говорит, не удалось. Корабль Брусилова так и не был найден.

Гибель экспедиции Скотта

На протяжении 3 лет Экспедиция Роберта Ф. Скотта занималась изучением южного континента (с 1901 по 1904 г) . Англичанин подошел к берегам Антарктиды, исследовал море и ледник Росса, собрал обширный материал по геологии, флоре, фауне и полезным ископаемым. А затем предпринял попытку проникнуть в глубь материка Считается, что безрезультатно. Но это не совсем так. Во время санного перехода в глубине материка — в 40-50 км от побережья — Скотт обнаружил скалу, на вершине которой оказался хорошо оборудованный лаз, тщательно замаскированный вырезанными толстыми пластинами льда.

Пораженные увиденным, Скотт и его спутники сумели отодвинуть несколько плит, и их взорам предстала стальная лестница из труб, ведущая вниз. Изумленные англичане долго не решались спуститься, но наконец рискнули. На более чем сорокаметровой глубине, ими были обнаружены помещения, в которых была оборудована продуктовая база из мясных продуктов. В специальных контейнерах лежала аккуратно сложенная утепленная одежда. Причем таких фасонов и такого качества, которых ранее ни Скотт, ни его помощники не встречали, хотя сами они весьма обстоятельно готовились к дальней и небезопасной экспедиции.

Скотт осмотрев всю одежду, понял, что этикетки на ней были тщательно срезаны для сохранения инкогнито хозяев. И лишь на одной из курток обнаружился ярлык, оставленный, видимо, в силу чьей-то халатности: «Екатеринбургская пошивочная артель Елисея Матвеева». Эту этикетку, а главное, надпись с нее, Скотт аккуратно перенес в свои бумаги, хотя, конечно, в тот момент путешественники не поняли, что означает эта русская вязь. Им вообще было неуютно в этом чужом пристанище, а потому они поспешили покинуть его. Пройдя половину пути до базового лагеря, один из путников спохватился — надо было взять хоть что-нибудь из продуктов, свои-то на исходе… Другой предложил вернуться, но Скотт посчитал это непорядочным: кто-то заготавливал для себя, не рассчитывая, что запасами воспользуются незваные гости. Но, скорее всего, на его решение повлиял страх, граничащий с ужасом.

Придя на Большую землю, путешественники долго не решались поведать общественности о таинственном погребе, оборудованном в ледяной пустыне; но в своем рапорте о работе экспедиции Скотт весьма подробно рассказал о находке. Однако вскоре материалы, поданные им в Британское географическое общество, таинственным образом исчезли.

Галлюцинации?

Спустя несколько лет к Южному полюсу отправился другой английский исследователь — Э. Шеклтон. Однако он не обнаружил никакого хранилища с продуктами и теплыми вещами: то ли не нашел по тем координатам, которые ему лично сообщил Скотт, то ли хозяева склада сменили место «дислокации»… Впрочем, Антарктида загадала загадку и экспедиции Шеклтона. В своих дневниках англичанин оставил запись о странном происшествии, случившемся с одним из его спутников -неким Джерли.

Во время внезапно начавшейся жестокой снежной бури он потерялся, но неделю спустя… догнал товарищей. При этом он «вовсе не выглядел изможденным и рассказывал о какой-то глубокой котловине, где из-под земли бьют горячие ключи. Там живут птицы, растут травы и деревья. На эту котловину он набрел случайно и провел там целый день, восстанавливая свои силы. Никто из нас ему особенно не поверил — скорее всего, у бедняги была галлюцинация…».

На штурм!

До полюса Шеклтон не дошел 178 км. «Вершина» осталась непокоренной, и она по-прежнему манила путешественников. Среди тех, кто отправился на штурм Южного полюса, вновь был Роберт Ф. Скотт. Но — увы! — его обогнал норвежец Р. Амундсен: он достиг конечной цели 14 декабря 1911 г. Чуть позже — 18 января 1912 г. — на Южном полюсе оказалась и группа, возглавляемая Р. Скоттом. Однако на обратном пути — в 18 километрах от базового лагеря — путешественники погибли.

Тела, записи и дневники погибших нашли спустя восемь месяцев. А пока шли поиски, в базовом лагере обнаружилась (!) записка на английском языке, сообщавшая: Скотт и его спутники сорвались с ледника, их снаряжение, в котором были продукты, попало в глубокую расселину. И если полярникам в ближайшую неделю не окажут помощь, они могут погибнуть. Этому документу по какой-то неведомой причине никто не придал значения: то ли посчитали неуместным розыгрышем, то ли провокацией товарища, у которого сдали нервы… А может, и это списали на галлюцинации?!

Между тем в записке точно указывалось, где находятся пострадавшие. В дневнике, оставшемся после экспедиции, обнаружилась прелюбопытнейшая запись: «Мы остались без продуктов, чувствуем себя скверно, укрылись в созданной нами снежной пещере. Проснувшись, обнаружили у входа приличный запас мясных консервов, нож, сухари и, удивительное дело, в некоторых брикетах оказались замороженные абрикосы».

Откуда все это взялось, Скотт и его товарищи не знали. К сожалению, сухарей и абрикосов хватило ненадолго… Продукты закончились через несколько дней. Наверняка те, кто желал им помочь, полагали: за полярниками, оказавшимися в трудном положении, придут соотечественники, стоит им только прочесть записку. Но…

ВВЕДЕНИЕ

За сто лет до Ермака

Завоеватель Новой Сибирской Землицы

Их имена остались неизвестны

Искатель неведомых землиц Михаил Стадухин

Кочи Семена Дежнева домой не вернулись

Пропавший бесследно Иван Толстоухов

Последняя экспедиция Витуса Беринга

Тайна отряда Лассиниуса

Их даже смерть не разлучила

Пропавшая экспедиция Никиты Шалаурова

О чем молчат берега Тюленьего залива?

Странная гибель капитана 1–го ранга Креницына

Лейтенант Кротов и разбитое судно в губе Митюшиха

Август Циволька и братская могила в губе Мелкой

В погоне за призраком

«Сердца подвиг благодарный»

Загадка лейтенанта Брусилова

«Безумная попытка» Седова

Дневник Афанасия Рослякова

«Руслан» домой не вернулся

Тайны «Челюскина»

Где пропал Н-209?

Дирижабль «СССР–В6» должен был спасти папанинцев

Провал «Страны чудес»

«Академик Шокальский» сражался до конца

Следующим был «Норд»

Случаи гибели на Севере одиночных или неизвестных русских мореходов

Дневник Хьюго Виллоуби

Наследство Виллема Баренца

Генри Гудсон. Жизнь за Арктику

Тяжелый урок

О чем рассказали находки на острове Кинг–Уильям

Загадка экспедиции Соломона Андре

Роковая «Жанетта»

Капитан Барлетт сошел с «Карлука» последним

Обелиск на берегу Прёвена

Унесенные ветром

Поплавок от «Лaтaмa-47GR»

Иностранные путешественники - вечные пленники Арктики

Как погиб Федот Попов?

Бессмертный подвиг Руфа Серебренникова

Ружье со шхуны «Григорий Богослов»

Последнее путешествие Эдуарда Толля

Рассказ Альбанова о судьбе команды «Святой Анны»: одни загадки

Самолет Буторина нашли через 10 лет

Истинное лицо Витуса Беринга удалось восстановить

Корабль Баренца был найден в расчетном месте, но родились новые тайны

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Малоизвестные случаи гибели в Арктике русских путешественников

Приложение 2

Малоизвестные случаи гибели в Арктике иностранных путешественников

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Тайны пропавших экспедиций

Ковалев. С. А.

Москва

«Вече»

Суровая и холодная Арктика. Закованные в лед моря, острова, архипелаги и берега, не вернувшиеся в родной порт и вмерзшие во льды суда и корабли, занесенные метелями поселки. Бескрайняя ледяная стихия враждебная человеку. По всему Крайнему Северу- в тундре, на берегах Ледовитого океана, на покрытых льдом островах, на заброшенных стоянках стоят памятные знаки, кресты и надгробные камни - немые свидетели самоотверженности и мужества героев, которые шли покорять арктические моря и пустыни. Славные имена полярных исследователей - Руаля Амундсена, Виллема Баренца, Витуса Беринга, Фердинанда Врангеля, Семена Дежнева, Т. Де–Лонга, Дмитрия и Харитона Лаптевых, Петра Пахтусова, Федота Попова, Владимира Русанова, Георгия Седова, Эдуарда Толля, Джона Франклина, Семена Челюскина - навсегда вошли в историю изучения Севера.

О тайнах пропавших полярных экспедиций, о загадках суровой Арктики рассказывает новая книга писателя и журналиста, капитана 1–го ранга С. Ковалева.

ВВЕДЕНИЕ

Суровая и холодная Арктика - край мороза и пурги. Закованные в лед моря, острова, архипелаги и берега, не вернувшиеся в родной порт и вмерзшие во льды суда и корабли, занесенные метелями поселки. Бескрайняя ледяная стихия, враждебная человеку. Но есть и другая Арктика - в граните, в каменных гуриях, в обетных и надмогильных крестах. По всему Крайнему Северу - в тундре, на берегах Ледовитого океана, на покрытых льдом островах, на заброшенных стоянках стоят немые свидетели самоотверженности и мужества героев, которые шли покорять арктические моря и пустыни. Славными именами полярных исследователей - Руаля Амундсена, Виллема Баренца, Витуса Беринга, Фердинанда Врангеля, Семена Дежнева, Т. Де–Лонга, Дмитрия и Харитона Лаптевых, Петра Пахтусова, Федота Попова, Владимира Русанова, Георгия Седова, Эдуарда Толля, Джона Франклина, Семена Челюскина и многих других - справедливо гордятся во всем мире. Эти исследователи показали незабываемые примеры самоотверженности ради покорения Арктики. И сегодня их имена хорошо известны каждому цивилизованному жителю нашей планеты.

Но есть среди покорителей арктических морей и пустынь тысячи моряков, кормщиков, промышленников, купцов, имена которых не стали достоянием мировой истории. Об их судьбе ни родные, ни близкие уже никогда не узнали. Меж тем этих людей роль в освоении арктических пустынь не меньше, чем заслуги вышеназванных. И хотя имена многих пионеров освоения Арктики уже затеряны в тумане истории, но ниже мы вспомним их, и по возможности - поименно. Правда в большинстве случаев - очень и очень скупо, так как туман мировой истории с годами стал откровенно «непроницаемым». А сколько промысловых зимовий и безвестных крестов, стоящих на арктических берегах и островах еще хранят память об их подвигах! Тем более, что зимовья нередко становились убежищем для моряков и промышленников с кораблей и судов, погибших в неравной борьбе с суровой Арктикой. К сожалению, только малая часть этих памятных мест известна нам и сегодня.

Данная книга представляет собой первую попытку собрать воедино имена погибших арктических путешественников, мореходов и полярников в назидание новым поколениям жителей России. Сразу же оговорюсь, что здесь будет рассказано не только о погибших экспедициях, но и о тех, которые вернулись домой.

Глава 1

РУССКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ, НАВЕКИ ОСТАВШИЕСЯ НА «СЕВЕРАХ»!

В древнейшие времена в Греции родилась легенда о стране гипербореев, которая была расположена на Крайнем Севере, за пределами дуновений холодного ветра Борея, где полгода длится день, а полгода - ночь. Исключительно важными для историков стали рассуждения о полярных странах знаменитого греческого ученого и воспитателя Александра Македонского - Аристотеля, который на одном из рисунков своего труда «Метеорологика» изобразил южный и северный полюса Земли, а в тексте отметил, что после «летнего солнцеворота» постоянно дуют северные ветры (бореи). «Объясняется это тем, - писал Аристотель, - что борей дует из полярной области, полной воды и снега». Но первым, побывавшим в районе Полярного круга в 325 году до нашего летоисчисления, оставившим после себя письменные свидетельства о существовании страны полуночного солнца - Туле и «свернувшегося моря», стал древнегреческий астроном и географ Пифей. Первым, кто к 890 году нашей эры проник в Баренцево и Белое моря и достиг устья реки Северная Двина (по другим данным, Варзуга), стал норвежец Отар из Халогаланда. Этот поход открыл путь из Норвегии к мурманскому берегу.

Появление русских людей на берегах Белого моря предположительно произошло в начале XII века. А в 1342 году новгородский боярин Лука Валфромеев основал на берегу Северной Двины городок–крепость Орлец. Однако отдаленность от Новгорода удобных и богатых промысловых мест на Севере и трудности шедших туда путей стали основными причинами, почему простому переселенцу трудно было туда попасть. Он застревал на пути, задержанный широкими порожистыми реками, каменными скалами–сельгами и топкими болотами Обонежья. На далекий морской берег (Терский, Поморский, Летний, Зимний, как его называли в разных местностях) могли проникнуть только хорошо снаряженные и снабженные партии колонистов, имевшие целью основать новый промысел или приобрести новое становище для морского лова. Такого рода партии и формировались новгородскими боярами, желавшими завести или увеличить свои промысловые заимки на Севере. Они шли туда на конях или на лодках- «ушкуях» и чаще всего добирались до морского берега. Выйдя к морю, они шли морем вдоль берегов, ища удобных мест для жизни. Найдя устье реки, впадающей в море, они входили в реку до первых ее порогов. Привлекали их и удобные бухты, в которых можно было основаться для ловли рыбы и боя моржей. Все удобные места, не занятые ранее, занимались последними на имя господина и становились боярской вотчиной.

Нередко средства массовой информации сообщают нам о без вести пропавших людях, чье исчезновение было настолько внезапным и загадочным, что кровь стынет в жилах. За последнее время одним из самых таинственных и громких исчезновений стал случай, произошедший с 18-летней американкой Натали Хэллоуей, которая в 2005 году отправилась вместе с одноклассниками на остров Аруба, чтобы отметить свой выпускной, но так и не вернулась. В продолжении статьи вас ждет 10 холодящих кровь историй о внезапном исчезновении путешественников, так и не вернувшихся домой.

(Всего 10 фото)

Спонсор поста: Губная гармошка : Самоучитель игры на губной гармошке. Советы профессионалов.Источник: 4tololo.ru

1. Джон Рид

В 1980 году 28-летний Джон Рид покинул свой родной город Твин Сити в Калифорнии и отправился в Бразилию. Он надеялся найти потерянный город Акатор, древнюю подземную цивилизацию, которая, предположительно, оставалась тайной амазонских джунглей в течение тысяч лет. Рид узнал о городе из книги под названием «Хроника Акатора». Автор этой книги, Карл Бруггер, написал ее после того, как узнал об Акаторе от бразильского гида Татунки Нары, который утверждал, что когда-то был вожаком племени, которое управляло городом 3000 лет назад. Татунка жил в деревне Барселос и владел прибыльным бизнесом по организации прогулок туристов в джунгли для поиска Акатора. Рид решил сопровождать Татунку в одной из его экспедиций. Он оставил свои вещи и обратный авиабилет в своем гостиничном номере в Манаусе, но так и не вернулся за ними.

В конечном счете выяснили, что Татунка Нара на самом деле немецкий гражданин по имени Гантэр Хок. Татунка утверждал, что Рид убежал и скрылся в джунглях после того, как они решили вернуться в Барселос. Однако Рид не был единственным человеком, исчезнувшим при подозрительных обстоятельствах в компании Татунки. В 1980-х швейцарец по имени Герберт Уоннер и шведка по имени Кристин Хеюзр также загадочно исчезли во время экспедиции Татунки. Позже была найдена челюстная кость Уоннера.

Кроме того, Карл Бруггер, автор книги, которая вдохновила Джона Рида, был застрелен на улицах Рио в 1984 году. Власти до сих пор полагают, что Гантэр Хок был ответственным за убийство Бруггера и эти три исчезновения, но нет достаточных доказательств, чтобы предъявить ему обвинения.

2. Джуди Смит

В 1997 году Джуди Смит, 50-летняя мать двоих детей из Ньютона, штат Массачусетс, вышла замуж за адвоката и решила отправиться в Филадельфию, чтобы присоединиться к мужу Джеффри в его командировке. 10 апреля Джеффри отправился на конференции, а Джуди решила осмотреть достопримечательности. Джуди так и не вернулась в отель, и Джеффри объявил ее пропавшей без вести. Через пять месяцев она была найдена. 7 сентября путешественники нашли ее частично похороненные останки в изолированной горной области. Странно в этой истории то, что останки Джуди нашли на расстоянии более 960 километров, в Северной Каролине.

Точную причину смерти не смогли определить, но, так как останки Джуди были найдены в неглубокой могиле, власти пришли к выводу, что она стала жертвой умышленного убийства. Так как у нее оставались обручальное кольцо и $167, грабеж вряд ли был поводом. Также странно было то, что она носила свои вещи в красном рюкзаке, но на месте был найден синий рюкзак. Еще более странным является то, что Джуди, видимо, отправилась туда добровольно, поскольку четыре свидетеля сообщили о том, что видели ее в соседнем Эшвилле.

Свидетели говорили, что Джуди была в прекрасном настроении и в разговоре упоминала, что ее муж был адвокатом. Если женщиной, с которой говорил свидетель, была действительно Джуди Смит, никто не знает, почему она захотела убежать, не сказав ничего семье. И если Джуди приняла решение исчезнуть самостоятельно, как она оказалась мертвой на отдаленной горе закопанной в могилу?

3. Франк Ленц

Большое количество людей исчезло, пытаясь самостоятельно облететь вокруг света. Однако исчезновение Франка Ленца во время попытки обогнуть земной шар имеет уникальное отличие. 25-летний Ленц был велосипедистом родом из Пенсильвании, который хотел объехать на велосипеде весь мир, и, по его расчетам, поездка должна была занять два года. Ленц начал свое путешествие в Питтсбурге 25 мая 1892 года и провел следующие несколько месяцев, путешествуя по Северной Америке, прежде чем приплыл в Азию. К маю 1894 года Ленц проехал на велосипеде Тебриз, Иран, и его следующим пунктом назначения был находящийся на расстоянии 450 километров Эрзурум, Турция. Но Ленц не приехал в Эрзурум, и его никогда больше не видели.

Его семья и друзья решили организовать поиски. К сожалению, Ленц путешествовал по Турции во время пика армянской резни середины 1890-х. В течение этого жуткого времени Османская империя убила десятки тысяч армян, и, возможно, Ленц стал их случайной жертвой.

Когда другой велосипедист по имени Уильям Сэчтлебен поехал в Эрзурум, чтобы отыскать Ленца, он выяснил, что Ленц, возможно, проезжал через небольшую турецкую деревню в Курдистанском регионе, где он непреднамеренно оскорбил курдского атамана. Жаждя возмездия, атаман приказал бандитам убить Ленца и похоронить его тело. Предполагаемые убийцы были обвинены в смерти Ленца, но большинство из них сбежали или умерли, прежде чем их смогли заключить в тюрьму. Турецкое правительство в конечном счете согласилось выплатить компенсацию семье Ленца, но его тело так и не нашли.

4. Лео Видикер

Даже при том, что ему было 86 лет, Лео Видикер все еще вел очень активный образ жизни. Лео был женат в течение 55 лет, и оба супруга принадлежали христианской организации под названием Maranatha Volunteers International. К 2001 году Видикеры осуществили с организацией 40 гуманитарных поездок. Во время их 41-й поездки пара покинула свой дом в Северной Дакоте, чтобы сопровождать организацию в Хот-Спрингс Табакон, Коста-Рика. 8 ноября Лео присел на скамью на территории курортного отеля, в то время как его жена ненадолго отошла. Когда Вирджиния вернулась полчаса спустя, ее мужа не было.

Была версия, что Лео, возможно, заснул на скамье, а когда проснулся, все забыл. Прежде чем он исчез, свидетели видели, как Лео спрашивал людей, не знают ли они, где его жена. Он подошел к воротам курортного отеля и спросил охранников, может ли он выйти, они открыли ворота и наблюдали, как он ушел вниз по главной дороге.

Уже 15 минут спустя один из друзей Лео шел по той же самой дороге, но не нашел признаков того, что он проходил здесь. Так как Лео двигался не очень быстро и было немного мест, куда он мог пойти, единственное логическое объяснение состояло в том, что кто-то похитил его. И даже во время поисковой операции полиция не смогла обнаружить ни единого следа Лео Видикера.

5. Карен Дениз Уэллс

Карен Дениз Уэллс была родом из Хаскелла, штат Оклахома. Ей было 23 года, и она одна воспитывала ребенка. Как обычно, она решила оставить ребенка с родителями, чтобы навестить подругу по имени Мелисса Шепард. Уэллс арендовала автомобиль и отправилась в Норт-Берген, штат Нью-Джерси. Последний раз Уэллс видели 12 апреля 1994 года, когда она звонила подруге из мотеля в Карлайле, Пенсильвания. Шепард согласилась встретиться с Уэллс в мотеле и приехала позже той же ночью с двумя неизвестными мужчинами. Больше Уэллс в номер не возвращалась, но при этом большая часть ее вещей осталась там.

На следующий день рано утром прокатный автомобиль Уэллс был найден брошенным на отдаленной дороге на расстоянии 56 километров от мотеля. Транспортное средство стояло без бензина, а его двери были открыты нараспашку. В автомобиле были найдены улики, которые указывали на то, что Карен была в этой машине до последнего момента. В числе улик было небольшое количество марихуаны, а вот бумажник и кошелек для мелочи Карен были найдены в соседней канаве. Самой странной подсказкой в брошенном транспортном средстве были цифры на спидометре, которые не соответствовали расстоянию от Хаскелла до Карлайла. Фактически 700 миль были лишними.

Прежде чем она прибыла в мотель в городке Карлайл, Уэллс видели в двух других городах, которые ей были совсем не по пути. Во время ее последнего телефонного разговора с Шепард, Уэллс упоминала, что до этого несколько раз заблудилась. Тем не менее до сих пор никто не может сказать, где Карен.

6. Чарльз Хорвэт

В 1989 году 20-летний Чарльз Хорвэт решил уехать из своей родной Англии и отправиться в Канаду, чтобы провести несколько месяцев, путешествуя автостопом по всей стране. К 11 мая Чарльз прибыл в провинцию Британская Колумбия и остановился на площадке для кемпинга в Келоуне. Он отправил факс своей матери, Дениз Аллан, сообщив, что постарается встретиться с ней в Гонконге на свой 21-й день рождения. Однако это было последнее сообщение, которое получила его мать. Так как Чарльз поддерживал контакт вплоть до этого момента, она стала волноваться. Она решила самостоятельно отправиться в Британскую Колумбию, чтобы найти его. Дениз обнаружила, что Чарльз оставил свою палатку и все свое имущество на площадке для кемпинга, когда внезапно исчез. Проинформировав полицию о без вести пропавшем Чарльзе, Дениз вернулась в свой отель и однажды вечером обнаружила записку: «Я видел его 26 мая. Мы праздновали, и два человека избили его. Он умер. Его тело находится в озере за мостом».

Водолазы обыскали это озеро, но не нашли тело Чарльза. Однако Дениз скоро получила другую записку, в которой утверждалось, что они обыскали не ту сторону моста. После повторного поиска полиция действительно нашла тело. Жертва была сначала идентифицирована как Чарльз, но оказалось, что это был местный житель, который совершил самоубийство. Дениз действительно получила подтверждение, что Чарльз собирался на ночную вечеринку, прежде чем пропал. Тем не менее его исчезновение остается загадкой уже 25 лет.

7. Этторе Майорана

Этторе Майорана был достаточно известным итальянским физиком-теоретиком. В 1938 году Майорана работал преподавателем физики в университете Неаполя. 25 марта он написал странную записку директору университета, заявив, что принял «неизбежное» решение, и принес извинения за любое «неудобство», которое может быть вызвано его исчезновением. Он также отправил сообщение своей семье с просьбой, чтобы они не проводили слишком много времени, оплакивая его. Майорана снял большую сумму денег с банковского счета и сел на лодку до Палермо. После прибытия в Палермо Майорана отправил другое сообщение директору, сообщив, что он пересмотрел свое решение совершить самоубийство и планирует вернуться домой. Майорану видели садящимся на судно в Неаполь, но он загадочно исчез.

Существовало огромное количество теорий исчезновения Майораны: самоубийство, побег из страны, чтобы начать новую жизнь, и даже возможное сотрудничество с Третьим Рейхом. Эта тайна оставалась неразгаданной до 2008 года, когда нашелся свидетель, утверждавший, что он встретил Майорану в Каракасе в 1955 году. Этот человек предположительно жил в Аргентине в течение многих лет, и свидетель даже предоставил его фотографию. После анализа человека на фотографии и сравнения его с фотографиями Майораны, следователи пришли к выводу, что большое количество общих черт может свидетельствовать о том, что на них один и тот же человек. Расследование исчезновения Этторе Майораны все еще продолжается, но полная история о том, что произошло, остается загадкой.

8. Девин Уильямс

Девин Уильямс жил с женой и тремя детьми в округе Лион, штат Канзас, и зарабатывал на жизнь, работая дальнобойщиком. В мае 1995 года Уильямс отправился в обычную рабочую поездку, чтобы доставить груз в Калифорнию. После выполнения задачи Уильямс взял другой груз для доставки в Канзас-Сити. 28 мая он был замечен несущимся на грузовике через Национальный лес Тонто под Кингманом, штат Аризона, проезжая опасно близко к стоянкам некоторых туристов и их транспортным средствам. Грузовик в конечном счете остановился посреди леса, и свидетели видели, как Уильямс блуждал вокруг него. Он выглядел дезориентированным, бессвязно бормотал «я попаду в тюрьму» и «они заставили меня сделать это». К тому времени, когда полиция прибыла на место, грузовик стоял без водителя, Уильямс исчез.

Национальный лес Тонто находится на расстоянии более 80 километров от автомагистрали между штатами, по которой обычно проходил маршрут Уильямса до Канзаса, и не было никакого рационального объяснения его странного поведения. Он раньше никогда не употреблял наркотики и не страдал от психических заболеваний, хотя, прежде чем уехать из Калифорнии, Уильямс позвонил своему доктору и сказал, что у него проблемы со сном. Исчезновение Уильямса было таким странным, что даже исследователи НЛО начали думать, что он был похищен инопланетянами.

Наконец, в мае 1997 года путешественники обнаружили череп Девина Уильямса приблизительно на расстоянии в половину мили от того места, где он был замечен в последний раз. Однако, что с ним фактически произошло, неизвестно.

9. Вирджиния Карпентер

В 1946 году город Тексаркана стал местом рождения ужасной тайны, когда неопознанный человек, известный как Призрачный Убийца, убил пять человек. Молодая девушка по имени Вирджиния Карпентер знала трех жертв и стала центром, к которому вели все ниточки, всего два года спустя. 1 июня 1948 года 21-летняя Карпентер отправилась из Тексарканы в шестичасовую поездку на поезде в Дентон, где она была зарегистрирована в Государственном колледже Техаса для женщин. После прибытия тем вечером Карпентер взяла такси от вокзала до общежития колледжа. Однако, вспомнив, что забыла свою сумку, она вернулась на станцию. Когда Карпентер узнала, что багаж еще не привезли, она отдала свой билет таксисту, Джеку Закари, и заплатила ему, чтобы он забрал багаж следующим утром. Закари отвез Карпентер в общежитие, где, по его словам, она пошла поговорить с двумя молодыми людьми в кабриолете.

На следующий день Закари взял багаж Карпентер и оставил его перед общежитием, где он был невостребованным в течение двух дней. Когда работники колледжа и семья Карпентер поняли, что никто из них не получал известий от нее в течение долгого времени, они объявили ее пропавшей без вести.

Кем были эти двое молодых людей в кабриолете, так никогда и не узнали. Однако некоторое подозрение пало на Закари, который имел судимости и был известен тем, что применял насилие к своей семье. Жена Закари первоначально сказала полиции, что он вернулся домой вскоре после того, как высадил Карпентер, но несколько лет спустя она утверждала, что ее алиби было ложным - Закари на самом деле приехал домой на несколько часов позже. Тем не менее не было никаких доказательств причастности Закари к исчезновению Вирджинии Карпентер, и никаких ее следов так и не нашли.

10. Бенджамин Батерст

Бенджамин Батерст был амбициозным 25-летним британским послом. Он был отправлен из Лондона в Вену в 1809 году в надежде на улучшение британо-австрийских отношений. Однако, когда французские вооруженные силы вторглись в Вену, Батерст отправился назад домой. 25 ноября он и его личный камердинер остановились в городе Перлеберг, Германия, и зарегистрировались в White Swan Inn. Батерст намеревался продолжить поездку тем же вечером, после того как его камердинер поменяет лошадей в их повозке. Наконец, приблизительно в 21:00 Батерст узнал, что лошади готовы. Он вышел из своей комнаты, чтобы, по-видимому, направиться к повозке, и исчез.

Два дня спустя пальто Батерста было обнаружено в постройке, принадлежавшей человеку, который работал в White Swan Inn. Мать этого человека утверждала, что нашла пальто в гостинице и принесла его домой, но один свидетель утверждал, что видел, как Батерст шел к постройке тем вечером, когда исчез. Брюки Батерста были скоро найдены в лесистой местности приблизительно в пяти километрах от города. В брюках лежало незаконченное письмо жене Батерста, в котором он выражал свой страх, что не вернется домой в Англию.

Ходили слухи, что французские солдаты похитили Батерста, но правительство отрицало эти обвинения. В 1862 году под домом, который когда-то принадлежал сотруднику White Swan Inn, был найден скелет. Останки не смогли идентифицировать как Бенджамина Батерста, и поэтому его исчезновение остается нерешенной тайной больше 200 лет.

Слава им, которые не побоялись оставить теплые и уютные жилища, хлебосольные столы и отправились в неизвестность, рискуя своей жизнью, с одной лишь целью - познать тайну или приблизить остальных к ее разгадке.

Однако не все походы закончились успешно. Многие экспедиции были непостижимым образом потеряны. Одни так и не удалось разыскать, найденные останки других не проливают свет на причины их гибели, давая больше загадок, чем ответов на вопросы.

Многие пропавшие экспедиции и сегодня являются объектом расследования, поскольку пытливым умам не дают покоя странные обстоятельства их исчезновения.

По следам пропавшей арктической экспедиции

Одной из первых в печальном списке пропавших числится экспедиция Франклина. послужило первопричиной снаряжения этой экспедиции в 1845 г. Она должна была обследовать неизвестный участок Северо-Западного прохода, лежащего между Атлантическим и Тихим океанами в зоне умеренных широт, протяженностью приблизительно в 1670 км и завершить открытие неизвестных арктических областей. Экспедицию возглавил офицер английского флота - 59-летний Джон Франклин. К этому времени он уже был участником трех экспедиций в Арктику, две из которых он возглавлял. Джон Франклин, экспедиция которого тщательно готовилась, уже имел опыт полярника. Вместе с экипажем он на кораблях «Эребус» и «Террор» (водоизмещением приблизительно 378 тонн и 331 тонна соответственно) отправился из английского порта Гринхайт 19 мая.

История пропавшей экспедиции Франклина

Оба корабля были хорошо оснащены и приспособлены для плавания во льдах, многое было предусмотрено для удобства и комфорта экипажа. В трюмы был загружен большой запас провизии, рассчитанный на три года. Галеты, мука, засоленная свинина и говядина, мясные консервы, запасы лимонного сока против цинги - все это измерялось тоннами. Но, как обнаружилось позднее, консервы, которые дешево поставил экспедиции недобросовестный производитель Стивен Голднер, оказались плохого качества и, по предположению некоторых исследователей, послужили одной из причин гибели многих матросов из экспедиции Франклина.

Летом 1845 года родственники членов экипажа получали немногочисленные письма. В письме, отправленном Осмером, экономом с «Эребуса», говорилось, чтобы ждали их возвращения на родину в 1846 году. В 1845 году капитаны китобойных судов и Даннетт рассказывали о встрече с двумя кораблями экспедиции, ожидавшими подходящих условий, чтобы пересечь пролив Ланкастера. Капитаны были последними европейцами, которые видели живыми Джона Франклина и его экспедицию. В последующие 1846 и 1847 годы никаких известий от экспедиции больше не поступало, 129 ее членов пропали навсегда.

Поиски

Первая поисковая группа по следу пропавших кораблей была отправлена по настоянию жены Джона Франклина только в 1848 г. Кроме кораблей Адмиралтейства к поиску известного мореплавателя в 1850 г. присоединились тринадцать сторонних кораблей: одиннадцать из них принадлежали Британии и два - Америке.

В результате долгих настойчивых поисков отрядам удалось обнаружить некоторые следы экспедиции: три могилы умерших матросов, консервные банки с клеймом Голднера. Позднее в 1854 г. Джоном Рэ, английским врачом и путешественником, были обнаружены следы пребывания участников экспедиции на территории теперешней провинции Канады Нунавут. По свидетельству эскимосов, люди, пришедшие к устью реки Бак, умирали от голода, и среди них были случаи каннибализма.

В 1857 году вдова Франклина после тщетных попыток уговорить правительство об отправке очередной поисковой команды сама отправляет экспедицию, чтобы найти хоть какие-то следы пропавшего мужа. В общей сложности в поисках Джона Франклина и его команды участвовали 39 полярных экспедиций, некоторые из них были оправлены на средства его жены. В 1859 г. члены очередной экспедиции, возглавляемой офицером Уильямом Хобсоном, находят письменное сообщение о смерти Джона Франклина 11 июня 1847 г. в пирамиде, сложенной из камней.

Причины гибели экспедиции Франклина

Долгих 150 лет оставалось неизвестно, что «Эребус» и «Террор» оказались затерты льдами, а команда, вынужденная оставить корабли, пыталась дойти до канадского берега, но суровая арктическая природа шансов выжить никому не оставила.

Сегодня мужественный Джон Франклин и его экспедиция вдохновляют художников, писателей, сценаристов на создание произведений, рассказывающих о жизни героев.

Загадки сибирской тайги

Тайны пропавших экспедиций не перестают бередить умы наших современников. В сегодняшнее прогрессивное время, когда человек шагнул в космос, заглянул в морские глубины, раскрыл тайну атомного ядра, остаются необъяснимыми многие загадочные события, которые происходят с человеком на земле. К таким тайнам относятся некоторые пропавшие экспедиции в СССР, самой таинственной из которых остается туристическая группа Дятлова.

Огромная территория нашей страны с ее загадочной сибирской тайгой, старинными Уральскими горами, разделяющими материк на две части света, рассказами о многочисленных кладах, сокрытых в недрах земли, всегда привлекала пытливые умы исследователей. Пропавшие экспедиции в тайге - это трагическая часть нашей истории. Как ни пыталась советская власть скрывать и замалчивать трагедии, информация о сгинувших целых командах, обрастая слухами и неправдоподобными легендами, доходила до людей.

Необъяснимые обстоятельства гибели Игоря Дятлова и его экспедиции

С названием горы Холат-Сяхыл (что переводится как «гора мертвецов»), расположенной в северной части Урала, связана одна неразгаданная тайна, относящаяся к пропавшим экспедициям в СССР. Проживающие в этих местах народности манси не зря дали хребту такое зловещее название: здесь много раз бесследно исчезали или погибали по непонятным причинам люди или группы людей (обычно в составе 9 человек). Необъяснимая трагедия случилась на этой горе ночью с 1 на 2 февраля в 1959 году.

А началась эта история с того, что 23 января отряд из девяти свердловских туристов, возглавляемый Игорем Дятловым, отправился в запланированный лыжный переход, сложность которого относилась к высшей категории, а протяженность составила 330 километров. Опять девять! Что это: случайное стечение обстоятельств или роковая неизбежность? Ведь в 22-дневный поход изначально должны были отправиться 11 человек, но один из них по уважительным причинам отказался в самом начале, а другой, Юрий Юдин, отправился в поход, но по пути заболел и вынужден был вернуться домой. Это спасло ему жизнь.

Окончательный состав группы: пять студентов, три выпускника Уральского политехнического института, инструктор турбазы. Из девяти членов - две девушки. Все туристы экспедиции были лыжниками со стажем и имели опыт проживания в экстремальных условиях.

Целью отряда лыжников был хребет Отортен, что с языка манси переводится предостерегающе «не ходи туда». В злополучную февральскую ночь отряд обустроил лагерь на одном из склонов Холат-Сяхыл; вершина горы находилась от него на расстоянии трехсот метров, а гора Отортен - в 10 км. Вечером, когда группа готовилась к ужину и занималась оформлением газеты «Вечерний Отортен», произошло нечто необъяснимое и ужасное. Что могло ребят так напугать и почему они панически разбегались из разрезанной ими изнутри палатки, непонятно до сегодняшнего дня. В ходе следствия было установлено, что оставляли туристы палатку впопыхах, некоторые даже не успели обуться.

Что случилось с экспедицией Дятлова?

В назначенный срок группа лыжников не возвратилась и не дала о себе знать. Родные ребят забили тревогу. Они стали обращаться в учебные заведения, на турбазу и в милицию, требуя начать поисковые работы.

20 февраля, когда истекли все сроки ожидания, руководством политехнического института был отправлен первый отряд на поиски пропавшей экспедиции Дятлова. Вскоре за ним последуют другие отряды, будут вовлечены милицейские и военные структуры. Только двадцать пятый день поиска принес какие-то результаты: была обнаружена палатка, разрезанная по боковой стороне, в ней - нетронутые вещи, а неподалеку от места ночевки - трупы пяти человек, смерть которых наступила в результате переохлаждения. Все туристы находились в скорчившихся от холода позах, у одного из них была зафиксирована черепно-мозговая травма. У двоих - следы носового кровотечения. Почему выбежавшие из палатки босиком и полураздетые люди не могли или не захотели вернуться в нее? Этот вопрос по сей день остается загадкой.

После нескольких месяцев поисков на заснеженном берегу речки Лозьвы были найдены еще четыре трупа участников экспедиции. У каждого из них были обнаружены переломы конечностей и повреждение внутренних органов, кожа имела оранжевый и фиолетовый оттенок. Труп девушки нашли в странной позе - она на коленях стояла в воде и у нее не было языка.

Впоследствии вся группа была захоронена в Свердловске на Михайловском кладбище в а место их гибели обозначено с именами погибших и с кричащей надписью «Их было девять». Непокоренный группой перевал с тех пор стал называться перевалом Дятлова.

Вопросы без ответов

Что же случилось с экспедицией Дятлова? До сих пор существуют только многочисленные версии и предположения. Одни исследователи обвиняют в гибели отряда НЛО и как доказательство приводят слова очевидцев о появлении в ту ночь у Горы Мертвецов желтых огненных шаров. Государственная метеостанция также зафиксировала неизвестные "шарообразные объекты" в районе гибели маленького отряда.

По другой версии ребята вышли к древней арийской подземной сокровищнице, за что были убиты ее хранителями.

Существуют версии, по которым пропавшая экспедиция Дятлова погибла в связи с испытаниями различных видов оружия (от атомного до вакуумного), с отравлением спиртом, с ударом шаровой молнии, с нападением медведя и снежного человека, со сходом лавины.

Официальная версия

В мае 1959 года было вынесено официальное заключение о гибели В нем указывалась ее причина: некая стихийная сила, преодолеть которую ребята не могли. Виновников трагедии не нашли. По решению первого секретаря Кириленко дело было закрыто, строго засекречено и передано в архив с предписанием не уничтожать его до специального распоряжения.

Через 25 лет хранения все закрытые уголовные дела уничтожались. Однако "Дело Дятлова" по истечении так и осталось лежать на пыльных полках.

Пропавшая шхуна "Святая Анна"

В 1912 году шхуна отправилась в плавание вокруг Скандинавского полуострова и пропала. Только через 2 года пешком вернулись на Большую Землю штурман В.Альбанов и матрос А.Кондар. Последний замкнулся в себе, резко изменил вид деятельности и ни разу ни с кем не пожелал обсудить, что произошло со шхуной. Альбанов, напротив, рассказал, что зимой 1912 года "Святая Анна" вмерзла в лед и ее понесло в Ледовитый океан. В январе 1914 года 14 человек из команды получили разрешение капитана Брусилова сойти на берег и своими силами добираться до цивилизации. В пути 12 погибло. Альбанов развил бурную деятельность, стараясь организовать поиски затертой льдамы шхуны. Однако корабль Брусилова так и не был найден.

Другие пропавшие экспедиции

Многих поглотила Арктика: аэронавтов под руководством шведского ученого Саломона Андре, Карскую экспедицию под началом В. Русанова, команду Скотта.

Другие пропавшие экспедиции 20 века связаны с трагическими и загадочными обстоятельствами гибели искателей Золотого города Пайтити в бескрайних джунглях Амазонии. Для разгадки этой тайны были организованы 3 научные экспедиции: в 1925 году - под руководством британского военного и топографа Форсета, в 1972 году - франко-британская команда Боба Николса и в 1997 году - экспедиция норвежского антрополога Хавкшолла. Все они бесследно сгинули. Особенно поражает исчезновение в 1997 году, когда техническое оснащение экспедиции было на самом высоком уровне. Их не смогли найти! Местные утверждают, что все, кто ищет Золотой город, будут уничтожены племенем Уачипайри - индейцами, которые охраняют тайну города.

Пропавшие экспедиции… Что-то загадочное и зловещее кроется в этих словах. Эти экспедиции снаряжались и отправлялись для того, чтобы решить какую-то проблему или объяснить миру какую-то загадку, но само их исчезновение стало для современников и потомков непостижимой тайной.

Всем известна фраза «победа куется в тылу». Однако, вспоминая войну, мы очень часто забываем вклад тех, кто своим трудом, здоровьем, а иногда и жизнью обеспечивал эти победы. Считаю актуальным и необходимым восполнить базу данных погибших на войне именами тех, кто отдал свою жизнь на Иркутской земле в годы войны. В моем исследовании речь пойдет о пропавшей в 1942 году геологической изыскательной экспедиции Кошурникова. Они проложили маршрут будущей железной дороги к так необходимым в тот момент месторождениям стратегического сырья.

Гипотеза исследования - гибель группы Кошурникова была неизбежна из-за просчетов во время подготовки экспедиции, однако, это был оправданный риск, так как в случае успеха страна получала необходимое для ведения войны сырье и экономила огромные средства.

В начале Великой Отечественной войны, в связи с оккупацией европейской части страны, правительству Советского Союза стало понятно, что для того, чтобы восполнить сырье для военного производства, необходимо соединить богатую стратегическим сырьем Восточную Сибирь с Кузбассом, а для этого - срочно строить железную дорогу через Саянский хребет на соединение с Транссибирской магистралью. Идею проложить дорогу через Саянские хребты, инженеры высказывали еще более ста лет назад. Во второй половине 19 века и начале 20 за это дело брались русские и иностранные предприниматели. Однако, познакомившись с маршрутом поближе, отказывались от идеи. Считали, что, согласно техническим условиям, прокладка железной дороги через Саяны невозможна. Вторили и западные газеты: "Абсурд, — писали зарубежные журналисты, — такая дорога невозможна в инженерном отношении, русские ее не построят". Однако война внесла в эти планы коррективы.

В 1942 году Новосибирский НИИ «Сибтранспроект» получил задание на изыскание и проектирование новой железной дороги от Абакана на восток, до выхода на Транссиб. Существовало пять вариантов этой дороги: на Клюквенную, Канск, Иланскую, Тайшет и Нижнеудинск. По первым четырём направлениям с середины 1942 года проводились полевые изыскания под общим руководством инженера «Сибтранспроекта» Александра Михайловича Кошурникова, а по пятому, Нижнеудинскому, инженер Кошурников решил пойти сам.

Именно это направление конечного звена Южно-Сибирской железной дороги инженер-изыскатель считал наиболее перспективным. Ведь это был самый короткий маршрут. Кроме того, две трети условного варианта проходили по долине реки Казыр. Легче строить дорогу вдоль реки - всегда над берегом есть терраса, всегда под руками надежное транспортное средство, всегда полно рыбы, леса, питьевой и технической воды.

Однако, сама изыскательная экспедиция представляла собой огромный риск. Предстояло пройти 250 км по практически нехоженым местам, без хороших карт, наметить будущую трассу и найти проход в 700-километровом горном хребте, расположенном поперек будущей Южно-Сибирской магистрали. В пояснительной записке к смете на изыскания Кошурников писал: «Немногочисленные экспедиции, обследовавшие Восточный Саян, всегда сопровождались человеческими жертвами: в порогах при сплаве на плотах, при переправах через реки, в горных обвалах и лавинах». Вместе с ним в экспедицию пошли инженер Алексей Журавлёв, хорошо зарекомендовавший себя в изыскательных партиях, и техник Константин Стофато, ни разу не бывавший в тайге. На месте Стофато по идее должен был быть опытный геолог, однако, к сожалению, в условиях войны не удалось найти нужного специалиста.

Кроме того, задание группа получила уже осенью и должна была выйти в октябре, что, учитывая сибирские условия, изначально превращало экспедицию практически в гонку со смертью: не успеют до снега и замерзания реки - шансов выйти из тайги не будет. Однако, в 1942 г. стране нужен был этот маршрут любой ценой. Предварительный маршрут необходимо было описать уже к зиме. Поэтому и поручили его изыскание одному из лучших и опытных изыскателей страны. И именно у него были самые высокие шансы не только провести группу по осенней тайге и вывести ее, но и выполнить правительственное задание.


Теперь рассмотрим вопрос экипировки и обеспечения экспедиции

Как свидетельствуют источники, в Новосибирске, снаряжая экспедицию, им дали только две ложки и две кружки на троих, вместо котелка — кастрюлю. Кое-как Кошурников получил сапоги, один топор, одну пилу, одно долото, а самое главное — разрешение поехать в этот район, ведь рядом проходила в то время государственная граница. Продуктов было мало, техническое снаряжение оставляло желать лучшего, теплых вещей - в обрез. О рации не могло быть и речи. С трудом уже на месте упросили дать с собой острогу и ружьё. И это не безалаберность или безответственность. В военные годы достать продукты, одежду, снаряжение было очень сложно даже для такой экспедиции. После сборов Кошурников отправился в Покровск. Здесь нужно было как можно скорее найти транспорт и проводника.

Как проходила сама экспедиция, можно проследить по изыскательному дневнику Кошурникова, который каждый день вел записи.
5 октября 1942 г. экспедиция отправилась по маршруту Нижнеудинск-Абакан. Отряд за 5 дней достиг долину реки Казыр. Исследуя каждый километр ее берега, породы, слагающие склоны долины стало ясно, что берегом дальше не пройти: вплотную к воде подступали скалы, а между ними - завалы из поваленных деревьев. Кроме того, через несколько дней исчез мох - корм для оленей, пришлось проводнику повернуть назад. С проводником Кошурников отправил жене последнее письмо: Не скучай, скоро увидимся. Если меня долго не будет, то жди спокойно - не раз я выходил из тайги даже среди зимы. Не могу я погибнуть, у меня слишком большая жажда жизни..."

Дальше решили сплавляться на плоту. Началось все хорошо, но на следующий день погода испортилась, подул сильный встречный ветер, резко похолодало, плот несколько раз застревал на камнях, и его приходилось сталкивать обратно. Все это очень сильно тормозило исследователей. Дальше дела пошли еще хуже: внезапно выпал постоянный, зимний снег, Константин Стофато сильно простудился и практически не мог оказывать никакой физической помощи. Перебравшись через Саянский порог, Кошурникову и Журавлеву пришлось вдвоем делать новый плот. К сожалению, этот плот тоже вскоре пришлось оставить, в узком месте река замерзла, и исследователям пришлось весь день перетаскивать вещи вниз по реке. Новый плот пришлось бросить 25 октября, дойдя до Китайского порога.

О том, каких трудностей стоил этот путь, можно судить по записям Кошурникова.

"11 октября. Воскресенье. Прошли за день километров 9-10, но со сплошной рубкой. Километров 8 рубил я, пока не устал, потом меня сменил Журавлев».
"15 октября. Четверг. Прошли две шиверы благополучно, а на третьей сели, да так плотно, что пришлось всем лезть в воду и по пояс в воде под снегом сталкивать плот… Сегодня весь день температура ниже 0» .
"22 октября. Четверг. Неудачный день… Река замерзла на протяжении свыше 200 м. Речка… вся зашугована,.. Решили перейти на правый берег и там делать плот, что чуть не стоило жизни Журавлеву, который провалился под лед и едва выцарапался на берег…».
25 октября было принято решение идти дальше пешком, взяв на человека только по 15 кг груза, остальные вещи пришлось подвесить на видном месте. Еле передвигая ноги, падая, по колено увязая в снегу, почти разутые, они шли вперёд из последних сил. 31 октября решили снова плыть по реке, пока она не замёрзла совсем. Но и этот плот пришлось бросить. Кроме того, начался сильный снегопад.
«31 октября. Суббота. Заметно слабеем, что выражается в чрезмерной сонливости. Стоит только остановиться и сесть, как сейчас же начинаешь засыпать. От небольшого усилия кружится голова. К тому же все совершенно мокрые уже трое суток. Просушиться нет никакой возможности… Продовольствие кончилось, остался маленький кусочек мяса».
Уму непостижимо, но они все же прошли 180 километров по клокочущей и на глазах замерзавшей реке. Через пороги Щеки, Саянский, Китатский, через последний Базыбайский.

И даже в этих условиях инженеры выполняли свою работу на высочайшем уровне. Все пройденные 180 км маршрута Кошурников вел дневник, оценивая местность, подробно описывая берега Казыра, его излучины и притоки, геологическое строение намечаемой трассы, набрасывал чертежи, брал образцы породы, отмечал удобство трассировки линии вдоль реки. Будущая трасса отражена в профессиональных ремарках Кошурникова: "террасы, каменные отложения, левый берег Казыра удобнее для трассирования... Бачуринская шивера - легкий порог, проходимый в любую воду на плотах и на лодках. Идти нужно под правым берегом, там прямой слив без камней... От речки Воскресенки до Верхнего Китата выходят обнажения коренных пород-граниты, серпентины, порфириты и базальты, осадочных нет..."

1 ноября они сделали последний в своей жизни плот. 2 ноября отправились в путь. Так как река была слишком непредсказуемой и опасной, то Журавлев и Стофато плыли на плоту через шугу, Кошурников шел по берегу, следя за рекой. Внезапно плот потащило на стремнину. А впереди - лед. В. Чивилихин в своей книге «Серебряные рельсы» так описал события: «Он с ужасом увидел, что плот вдруг нырнул под лед, а с ним - Костя. Журавлев метнулся за товарищем, провалился по шею,.. Кошурников ухнул в реку, пополз навстречу товарищу, разгребая эту дьявольскую кашу из снега, воды и льда. Потянул Алешу за воротник полушубка, а тот почему-то едва передвигался, неестественно скрючив сведенные судорогой руки. Кошурников лихорадочно, рывками подвигал друга к берегу, не замечая, что Алеша - обмяк, завел стекленеющие глаза. До берега было не больше метра… Силы его были на исходе. Под самым берегом он долго и безрезультатно дергал Алешу, который уже не подавал никаких признаков жизни… Кошурников медленно пополз вверх, к кедрам. Кое-как достал из нагрудного кармана кителя спички, но головки их превратились в коричневую кашицу. С него текла вода. Едва передвигаясь, побрел вдоль берега на запад, туда, куда бежал Казыр».
На другой день Кошурников напишет в дневнике: "Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю... Иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замерзну". Это была последняя запись.

Пропавшую экспедицию будут искать долго и серьезно. Поставят в известность всех охотников, пограничников, рыбаков и работников связи. Задействуют даже авиацию. Поисковая группа пройдет практически весь маршрут вслед за экспедицией Кошурникова. Но все было напрасно.

Почти через год — 4 октября 1943 года — рыбак посёлка Нижне-Казырский Иннокентий Фомич Степанов нашёл останки Кошурникова и его дневник в 48 километрах от ближайшего селения Нижняя Тридцатка. На место находки тотчас же вылетит следственная группа.

Сегодня найденный дневник Кошурникова — бесценный по зафиксированным в нем данным изысканий и потрясающий документ человеческой силы духа.
Александра Кошурникова похоронили на высоком берегу Казыра. А на месте его гибели высится скромный обелиск. И написано просто: "Изыскатель А.М. Кошурников. 1905—1942. Он шел всю жизнь теми дорогами, которые больше всего были нужны людям".

Шла осень 1943 года. Завершился коренной перелом в войне. Острой необходимости в абаканской трассе уже не было. Да и продолжить изыскания можно было не раньше 1944 года. Поэтому работу по данному маршруту отложили на послевоенное время. Изыскания продолжил в 1948 году ученик Кошурникова Евгений Алексеев, который использовал результаты поисков погибшей экспедиции.

Несмотря на содержащиеся в дневнике Кошурникова положительные отзывы о Нижнеудинском направлении, изыскатели все-таки выбрали Тайшетское направление. В глухой Саянской тайге теперь одновременно передвигалось уже порядка 20 экспедиций и партий, оснащенных в разы лучше, чем группа Кошурникова. В этот раз обошлось без жертв. В 1959 году проект был утвержден. Началось строительство дороги «Абакан - Тайшет».

Подведем итоги:

1. На момент работы изыскательной экспедиции инженера Кошурникова, поиск оптимальной трассы железной дороги через Саяны имел государственное и первоочередное значение. Именно поэтому было принято решение отправить ее осенью, в надежде на нормальный по времени приход зимы.
2. Группа к прохождению маршрута в сложившихся природных условиях была готова плохо (слабое материальное снабжение, нарушенные сроки выхода в тайгу, отсутствие в группе геолога, нахождение в ней неопытного, ни разу не бывавшего в тайге техника Стофато). Однако, у группы были все шансы выйти из тайги вовремя, учитывая опыт и таежные навыки Кошурникова, который неоднократно заканчивал изыскания уже по зиме. К сожалению, в этот раз природные аномалии, сверхсложность трассы, цепь трагических несчастных случаев не дали группе шансов на выживание.
3. Данная экспедиция и результаты ее работы имеют даже сегодня для страны стратегическое значение: во многом благодаря этим результатам удалось проложить трассу «Абакан - Тайшет», единственную железную дорогу в данном регионе. По ней перевозят большие объемы леса, угля и ходят пассажирские поезда.
4. Считаю, что гибель группы Кошурникова была неизбежна из-за просчетов во время подготовки экспедиции. Однако это был оправданный риск, так как в случае успеха страна получала бы необходимое для ведения войны сырье и экономила огромные средства.