Тема и идея произведения нищий. Михаил Лермонтов — Нищий: Стих

Раннее стихотворение «Нищий» было написано М. Лермонтовым 17 августа 1830 года. Оно относится к любовной лирике и входит в так называемый «сушковский» цикл. 16-летний поэт написал его под влиянием сильного чувства к 18-летней красавице Екатерине Сушковой. Первая любовь оказалась неразделенной, принеся юноше вместо радости боль и страдания. Именно поэтому стихотворение проникнуто пронзительным чувством одиночества и неверием во взаимопонимание между людьми.

Произведение, созданное в романтических традициях байроновского творчества и посвященное теме неразделенной любви , является биографичным. Поразительное по глубине стихотворение было создано после поездки Лермонтова в Троице-Сергиеву лавру летом 1830 года. Он побывал там с бабушкой и семьями друзей, среди которых была и семья Сушковых. В лавре юношу до глубины души потряс рассказ слепого нищего, пожаловавшегося на бессердечную шутку молодежи, положившей в его чашку вместо подаяния горсть камешков. Этот эпизод поэт, увидевший в нем своеобразную аналогию своих отношений с Сушковой, положил в основу стихотворения, используя его как символ человеческой безучастности и душевной глухоты. При жизни поэта оно не публиковалось, впервые же было напечатано в 1844 году в журнале «Библиотека для чтения».

Название стихотворения отражает его тему: лирический герой подобен нищему в своей просьбе, и так же, как и нищий, оставлен без всего. Стихотворение строится на развернутом сравнении: поэт проводит параллель между двумя случаями человеческого равнодушия.

Композиция стихотворения , включающего три строфы-четверостишия, состоит из двух неравных частей. Первая часть (два первых четверостишия) имеет сюжетную линию, посвященную описанию случая с нищим. Поэт создает яркий центральный образ нищего с помощью эпитетов : просящий, иссохшийся, едва живой от голода и муки . Лермонтов включает в повествование евангельский мотив (часть Нагорной проповеди Иисуса Христа, в которой он приводит пример о сыне, просящем хлеба) и помещает действие к воротам «обители святой» . Просящая рука ассоциируется со светлым простодушием, а камень символизирует обман.

Вторую часть стихотворения составляет заключительное четверостишие. Эпилог выражен образной развернутой метафорой . Душа лирического героя сравнивается с просящей рукой. Молящий о взаимности лирический герой сравнивается с нищим: ему так же жизненно необходима любовь, как просящему человеку – кусок хлеба. В ответ герой получает лишь насмешку, и он, как и нищий, которому сунули в руку камень, полон горечи и разочарования. Повтор частицы «так» и восклицательная интонация усиливают обличительный пафос второй части стихотворения: «Так чувства лучшие мои// Обмануты навек тобою!» .

Стихотворение написано четырехстопным ямбом , неторопливым размером, придающим особую мелодичность произведению и раскрывающим всю глубину чувств героя. Лермонтов использовал для написания перекрестную рифмовку и «высокую» лексику (врат, взор, глада ).

Полные боли строки стихотворения не только отражают разочарование и тоску героя, но и раскрывают ценность настоящего, искреннего чувства.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение было написано М.Ю. Лермонтовым в 1830 го­ду. В основе этого стихотворения лежит реальное событие, заме­ченное поэтом: он увидел, как молодежь бросала слепому нище­му камушки вместо подаяния. Бессердечие этого поступка глу­боко поразило Лермонтова. Барышня, в которую он был влюб­лен (Е. Сушкова), не отвечала ему взаимностью, была холодна, в определенном смысле жестока, и в душе его рождались горькие чувства. Так родилось стихотворение «Нищий».

В основе композиции стихотворения лежит сопоставление безнадежно влюбленного героя с нищим, которому бросают ка­мушки. Все лучшее, что есть в душе лирического героя, — лю­бовь, поклонение, восхищение, — все это попрано юной герои­ней. В ответ на молитву о любви он получает лишь обман, по­добно нищему. Лирический герой понимает, что счастье его не­сбыточно, он словно прощается со своей мечтой о любви.

Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Пер­вая часть — картина жизни бедняка, увиденная поэтом. Вторая часть — жизненная история лирического героя.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: анафору («И взор являл живую муку, И кго-то камень положил»), ряды однородных членов («От глада, жажды и страданья»), ин­версию («куска лишь хлеба он просил»), ассонанс («Стоял про­сящий подаянья»).

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова

Стихотворение «Нищий» Лермонтов написал в 1830 г. после посещения Троице-Сергиевой лавры в компании молодежи. Он посвятил его Е. Сушковой, в которую был страстно влюблен в то время.

Многие исследователи считают, что произведение основано на реальном жестоком поведении легкомысленной возлюбленной поэта. У стен монастыря Сушкова в шутку подала нищему камень. Лермонтов был настолько возмущен этим поступком, что женщина сразу же утратила в его глазах всю привлекательность. Современники утверждали, что все так и было. Сама Сушкова категорически отрицала этот неприглядный факт в своей биографии. Как бы то ни было, но именно после этого посещения монастыря Лермонтов значительно охладел к своей возлюбленной, а через несколько лет даже смог ей отомстить. Сушкова сама влюбилась в поэта, но он встретил ее признание с холодным презрением.

Стихотворение относится к лучшим образцам любовной лирики. Лермонтов использует очень яркое сравнение. Бедняк, который просит милостыню около святого места, считался в России наделенным особой благодатью. Это означало, что он уже успел побывать во многих местах и в поисках спасения и защиты прибегнул к последнему средству. Отказать такому человеку в подаянии было просто невозможно, так как его душа уже приобщилась к Богу. Описанный Лермонтовым обман был совершенно немыслим в религиозной стране. В сознании людей протянувший камень совершил бы преступление против самого Бога и понес бы немедленное наказание.

Сравнивая свою безнадежную любовь с положением нищего, Лермонтов подчеркивает ее силу. Он выстраивает параллели между голодом и мольбами, жаждой и слезами, страданиями и тоской. Отказ возлюбленной он воспринимает как предательское подношение камня в протянутую руку. Такой поступок не может быть прощен. Лермонтов боготворил свою избранницу, поэтому обман его «лучших чувств» он сравнивает с духовным преступлением.

Лермонтов не так уж и часто обращался в своем творчестве к религиозным символам. Он не был набожным христианином, но при этом считал, что не стоит злоупотреблять священной темой и использовать ее в описании бытовых ситуаций. Только невероятно сильное чувство подтолкнуло его пойти на это в стихотворении «Нищий».

Как жаль, что именно Гении, особенно тонко чувствующие всё, что происходит вокруг, и вынашивающие в себе боль за себя, друзей и родных, за Родину и мир в целом, вынуждены претерпевать ужасающие страдания - и как результат, рано погибать.

К сожалению, М.Ю. Лермонтов был как раз таким гением, который, светя другим, сгорал сам - и сгорел очень рано, не разменяв и четвёртый десяток. Он не познал в жизни большого счастья - и не познал истинной любви, разделённой, чистой и нежной, а ему, поэту, чья душа была особо чувствительна, любовь была необходима, будто воздух.

Современники запомнили поэта очень ранимым, временами слишком близко принимающим всё к своему чувственному сердечку. Этого мужчину даже называли неуравновешенным, так как его настроение могло меняться, будто погода в Англии - за считанные минуты.

Быть может, талантливого поэта запомнили бы по-другому. Может, он не стал бы «Луной» русской поэзии, как его называли в противовес «солнечному» А.С. Пушкину. Может, может, может…

Однако судьба круто обошлась с юным и трепетным Мишелем, как называли его самые близкие, в том числе и бабушка, фактически вырастившая поэта. Если бы не события его юности, Лермонтов не стал бы «певцом одиночества». В какой-то степени этому «поспособствовала» красавица Екатерина Сушкова, в которую был влюблён шестнадцатилетний Мишель. Однако Михаилу Юрьевичу, как и после В.В. Маяковскому, оказалось «полезно пострадать». Как и Маяковский, Лермонтов, помучившись, мог «написать хорошие стихи» (по выражению Л. Брик). Таким стихотворением стали три катрена под общим заголовком «Нищий» - едва ли не венец любовной лирики поэта.

Если у А.С. Пушкина женщина всегда оставалась прекрасной Музой, которую поэт обожествлял в своих стихотворениях, то Лермонтов своих Муз проклинал, поскольку они не приносили ему ничего, кроме боли и безумного разочарования - в себе, в женщинах, в жизни, в любви.

«Нищий» был написал в 1830 году, и этому предшествует весьма прозаическая история: как-то Лермонтову, посетившему вместе с детьми других знатных семей Троице-Сергиеву лавру, довелось услышать рассказ слепого бедняка, просившего подаяния. Старик рассказал, что другие господа «насмеялись» над ним и положили в его чашу для пожертвований горсть мелких камешков. Поэт был настолько шокирован и удручён этой историей, что вечером того же дня практически набело написал строки «Нищего». Чуть позже к стихотворению добавится последний, наиболее значимый катрен.

Любовная тема в этом произведении раскрывается с неожиданной для поэта-романтика стороны. «Байроновское» видение проблемы неразделённой любви усугубляется ощущением одиночества, неверия во взаимопонимание между людьми. Стихотворение проникнуто болезненным состоянием измученного чувствами лирического героя; в своих страданиях он практически дошёл до крайней линии, за которой - лишь презрение к любви в целом.

Несмотря на автобиографичность произведения, Лермонтов добивается высочайшего уровня обобщения, так что адресат этого послания остаётся для читателя загадкой до тех пор, пока не примется изучать биографию автора. Поэт соединил в этом стихотворении обращение не только к конкретной женщине, но ко всей плеяде жестоких и бесчувственных красавиц, неспособных разглядеть пылкие и искренние чувства. В «Нищем» Лермонтов буквально выворачивает душу наизнанку - и он не был готов делиться с читателем такими интимными переживаниями. Так что впервые произведение было опубликовано через три года после гибели талантливейшего классика.

«Нищий» композиционно разделяется на две неравные части. Первая из них состоит их двух катренов, сюжет которых полностью повторяет сценку, описанную Лермонтову просящим милостыню стариком.

Набожный поэт нарочно вводит в повествование евангельский мотив о сыне, просящем хлеба: так, во время Нагорной проповеди Иисус говорит о просящем, что получает: пророк спрашивает, найдётся ли среди горожан хоть кто-то, кто протянет камень сыну, что просит у отца хлеба. Второй катрен служит чётким ответом на этот вопрос - увы, ответом горьким и бездушным.

Такой представляется юному Мишелю и женская любовь: это чувство, полное обид, разочарований, жестокости и коварства; об этом свидетельствует последний катрен, бессюжетный, но наполненный ярчайшими чувственными образами. Если рассматривать стихотворение в контексте биографии его автора, то можно отметить, что Екатерина Сушкова, возлюбленная будущего классика, насмехалась над чувствами пылкого юноши и не принимала его всерьёз. Спустя много лет Лермонтов отомстит барышне за ту боль, что она ему причинила, и прилюдно унизит её, обвинив в глупости и бесчувственности. Он вернёт ей камень, положенный некогда в его протянутую в мольбе руку.

Интонационно стихотворение читается слегка замедленно, даже напевно, благодаря тому, что Лермонтов выбирает для его написания четырехстопный ямб с многочисленными пиррихиями. Он неслучайно вводит в текст слова книжной лексики: глад, иссохший и другие. Именно они позволяют создать особую одухотворённую картину несчастного бедняка, просящего лишь самого необходимого - хлеба.

Произведение построено на приёме развёрнутой метафоры. Евангельская картина сменяется вполне реалистичными мотивами отверженной любви. В произведении Михаил Юрьевич проводит параллель между двумя случаями чудовищного человеческого равнодушия: как нищий нуждается в хлебе, чтобы выжить, так и поэту необходима любовь. В последнем четверостишии прослеживается образ насмешки над «лучшими чувствами» лирического героя.

Особую выразительность, подчёркивающую смену настроения с элегического на обвинительное, придаёт третьему катрену повторение частицы «так». Благодаря ей гневная и в то же время обиженная речь звучит особенно выразительно и чувственно.

Несмотря на то, что строки «Нищего» проникнуты болью и разочарованием, особняком стоит мысль о ценности истинных, разделённых чувств. Лирический герой отрицает возможность насладиться любовью, однако не лишает этой возможности других.

Стихотворение «Нищий», пожалуй, можно назвать венцом любовной лирики М.Ю. Лермонтова и классическим образцом тематики любви в произведениях русской классической литературы. Поэт, обожествляя прекраснейшее из чувств, показывает, как больно разбиваются мечтания преданного и пылкого сердца о человеческую жестокость и коварство.

План

  1. Основная тема стихотворения

Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова предполагает подробное рассмотрение текста стихотворения, истории его создания, основной темы, а также использования поэтических средств.

История создания стихотворения «Нищий»

Стихотворение «Нищий» было написано в 1830 году.

Данное произведение входит в так называемый «сушковский» цикл, к которому относятся произведения Лермонтова, написанные под воздействием любовного чувства к прелестной девушке Екатерине Сушковой. Как известно, Сушкова не только отвергла любовные ухаживанию шестнадцатилетнего Лермонтова, но и позволяла себе смеяться над чувствами пылкого юноши.

Лермонтов был глубоко подавлен таким стечением обстоятельств.

Этим же летом 1830 года Лермонтов вместе с родственниками поехал в Троице-Сергиеву лавру. По преданию, один из слепых нищих пожаловался ему на то, что молодые прихожане недавно вместо денег положили в его кружку мелкие камушки. Эпизод этот запомнился поэту и позже лег в основу его стихотворения.

При жизни это стихотворение не публиковалось. Впервые оно появилось в печати в 1844 году и популярном журнале для чтения.

Основная тема стихотворения

Стихотворение является классическим произведением, относящимся к любовной лирике. Оно пронизано ощущением предательства и насмешкой над чувствами лирического героя со стороны девушки, в которую он влюблен.

Отсюда горечь и отчаянье лирического героя стихотворения. Себя он сравнивает с жалким и убогим нищим, которому вместо куска хлеба кладут в руки камень. Поэт подбирает столь удачное сравнение, но оно становится нарицательным символом душевной глухоты и человеческих пороков.

В этом стихотворении чувствуются байроновские мотивы, отзвук его любовной лирики и поиск своего места в мире, а также переживание одиночества и непонимания со стороны окружающих.

Композиционные и поэтические особенности стихотворения

Анализ стихотворения Лермонтова «Нищий» предполагает внимательное изучение его композиции.

Стихотворение имеет три строфы, поделенные на две композиционные части. Первая часть описывает случай, произошедший с убогим нищим, а вторая рассказывает о чувствах лирического героя.

В стихотворении используются библейские мотивы из Нового Завета: автор отсылает нас к эпизоду, в котором Христос, обращающийся к слушавшим его людям, говорит о том, что отец не посмеет дать сыну камень, когда тот просит у него хлеба.

Жестокие люди же могут, противясь слову Спасителя, совершить злодеяние и обмануть бедного человека. Поэтому камень в данном случае становится символом обмана и жестокой насмешки.

В стихотворении «Нищий» Лермонтов использует в качестве основного размера четырехстопный ямб, позволяющий раскрыть глубину переживаний своего лирического героя. Поэт прибегает к перекрестной рифме и делит стихотворение на четверостишья.

Стихотворение «Нищий» Лермонтова анализу подлежит еще и с точки зрения наличия в нем метафор. Метафора (то есть скрытое сравнение) встречается тогда, когда поэт сравнивает протянутую руку нищего, молящего о хлебе, и свою душу, жаждущую любви.

Однако и нищий, и лирический герой получают от людей только презрение и насмешку, что усиливает трагическое звучание этого произведения.

Стихотворение Лермонтова «Нищий» является прекрасным произведением отечественной литературы, в котором воплотилась суть русской поэзии, заключающаяся в умении видеть страдания людей и призывающая их к милосердию.

Самые популярные материалы апреля для 9 класса.