Традиций в сотрудничестве со школой и родителями. Взаимодействие педагогов с семьёй: традиции и современность

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

В статье 44 Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Традиционные формы работы с семьей в настоящее время рассматриваются как препятствие к функционированию ДОУ в режиме развития. Вместе с тем в современной науке высказывается мысль, что традиции и инновации, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Многие традиционные формы работы с семьей, которые раньше рассматривались как сугубо устойчивые и неизменные, в действительности существуют бок о бок с современными формами работы, начинают соответствовать новым требованиям, видоизменяясь при этом по существу, выступая в качестве проводника современности и некогда традиционных подходах.

Любая традиция – это бывшая инновация, и любая инновация в потенциале – будущая традиция.

Планируя в своем ДОУ работу с родителями, мы не только проводили анализ предыдущей деятельности, но и стали вспоминать все то, что нам запомнилось из своего дошкольного и школьного детства. Ведь всем известно, что информация или мероприятия, подкрепленные эмоциональными переживаниями, запоминаются лучше. И желательно, чтобы это были позитивные переживания. Лично у меня остались в памяти такие школьные мероприятия (к сожалению, детский сад я не посещала), как:

– общие торжественные линейки,

– политинформация по понедельникам,

– общая утренняя гимнастика,

– пионерские костры,

– субботники,

– тематические вечера,

– классные часы

и ежегодные новогодние елки с карнавальными костюмами, на которых дежурили наши родители, играли роли д. Морозов и дарили подарки за костюмы (шили мы их своими руками также с помощью родителей).

То есть массовые яркие мероприятия способствовали созданию сплоченного коллектива детей, педагогов и родителей, развитию творческих способностей и многого другого.

Чем же плохи были традиции прошлых лет?

Конечно, детский сад отличается от школы. Но, я думаю, школьным учителям далеко не все равно, какие дети и родители к ним придут. Кроме готовности к школе мы хотим научить детей и родителей жить в коллективе. И не просто жить, а жить в доверии, взаимоуважении, добре, желании прийти на помощь (если это необходимо), наслаждаться общением друг с другом, испытывать как можно больше положительных эмоций.

А для этого в нашем детском саду созданы все условия . В первую очередь, хочется отметить, что у нас работает стабильный, сплочённый педагогический коллектив с высоким образовательным и профессиональным уровнем педагогической культуры.

Убеждена, что в работе с родителями не малую роль играют и остальные члены коллектива. 80% наших сотрудников работают в детском саду не первую пятилетку. Их отличают такие качества, как ответственность, трудолюбие, желание поддержать друг друга в трудную минуту. И, конечно, это любовь к детям!

Очень важно первое впечатление о детском садике: как встретили, кто встретил, с каким настроением. Настроить родителей и детей на позитивный лад нам помогает приятная музыка с утра и улыбки доброжелательных и внимательных сотрудников, так как все приветливы к родителям и гостям ДОУ.

А помните? Встречи руководителем и педагогами 1-го сентября детей и родителей у входа в здание с музыкой и праздничным настроением? Почему бы и нет? Уже несколько лет мы с педагогами, сказочным персонажем, шарами и музыкой в День знаний встречаем наших детей и родителей на улице, чтобы поздравить всех с праздником и сказать о том, что мы очень рады их видеть!

Материально-техническую базу стараемся пополнять и обновлять в соответствии с ФГОС ДО. Развивающая среда в группах и кабинетах современная, мобильная, многофункциональная.

На сегодняшний день это: уголки уединения, легко превращающиеся в различные игровые зоны, развивающие стенды, объемные, мобильные и полифункциональные конструкторы, интерактивная доска, песочные столы, мобильные легкие мольберты для рисования в разных помещениях детского сада и на территории, компактный планетарий, мини-музей, радиоточка, интерактивная комната для родителей, игротека и многое другое.

Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Успех и результат сотрудничества зависит от интуиции, инициативы и творческого начала не только коллектива педагогов, но и коллектива родителей, которые готовы прислушиваться, довериться и двигаться в одном направлении с нами.

Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

Что интересного мы можем предложить нашим родителям для комфортного и радостного проживания дошкольного детства их детьми? И не только предложить, но и вовлечь мам и пап в процесс развития и воспитания.

Вот лишь некоторые формы работы с родителями, используемые в нашем учреждении:

– Организация работы группы кратковременного пребывания ДОУ с 2011 года, где родители являются непосредственными участниками педагогического процесса.

– Организация работы консультативного пункта с 2010 года для родителей и детей, не посещающих дошкольные учреждения.

– Сопровождение детей на прогулках (экскурсиях ) за пределами детского сада.

– Организация 1 раз в год дегустации блюд родителями. Это позволяет родителям отслеживать качество питания в ДОУ.

– Для творческого общения существует такая форма работы с семьей, как тематические выставки родительских и детско-родительских работ, совместное оборудование мини-музеев, фотовыставок и др.

– В 2015 году была оборудована интерактивная комната для родителей, где реализуется инновационная система информирования родителей о жизни их детей в детском саду и консультирования по актуальным вопросам, с использованием современных информационных средств.

– Праздники, развлечения и литературные вечера – одна из важнейших форм работы с родителями. Мы придаем огромное значение данному виду сотрудничества. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в данных мероприятиях, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.

– В 2014 году была оборудована радиоточка детского сада, которая обеспечивает позитивный настрой, психолого-педагогическое информирование родителей; способствует формированию их нового менталитета и изменению самой сущности взаимодействия родителей с детским садом.

– Ежегодное участие в акциях , способствующих сближению родителей, педагогов и воспитанников. В 2014-2015 уч. году нас порадовала акция «Зарядка для всех!» , которую мы стали проводить ежегодно.

– С 2016 года посезонно проводим «Неделю здоровья », в которой принимают активное участие все участники образовательного процесса. Результатом является желание детей активно заниматься спортом, укрепление здоровья и подъем настроения.

– Акции «Посади дерево». Ежегодно совместно с родителями высаживаем на территории ДОУ деревья и кустарники . В результате этой акции на территории появились липы, различные виды деревьев еловых пород, туя и маленькие пока дубочки.

– В связи с тем, что наш сад компенсирующего вида, для нас актуальны групповые и индивидуальные консультации родителей детского сада. Все педагоги – воспитатели и специалисты – уделяют большое внимание этому виду сотрудничества. Специалисты со стажем и высокой квалификацией не жалеют времени на беседы с родителями. В результате совместными усилиями достигают высоких результатов по коррекции нарушений, имеющихся у воспитанников.

– Для нас стало традицией проводить вечера в детском саду для выпускников и 1 раз в 5 лет встречи выпускников . После таких запоминающихся мероприятий родители выпускников берут на себя обязательство увеличить рождаемость населения и вернуться к нам с малышами. Так и происходит.

– Сотрудничество с НП ЦП д/с № 395 , работа в Родительском комитете детского сада. Это контроль за качеством питания в ДОУ, материальное оснащение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, организация детских праздников и др.

На протяжении 5 лет директором НП ЦП д/с № 395 был наш родитель, который в недалеком прошлом работал директором школы. Он прекрасно знал, с какими трудностями приходится встречаться образовательным учреждениям и активно помогал нам. В настоящее время эстафету принял другой родитель, активный, инициативный и жаждущий деятельности.

Конечно, мы не забываем благодарить родителей за каждый добрый жест в нашу сторону, за каждое доброе слово, сказанное в наш адрес.

В последние годы нашими педагогами были разработаны проекты и методические пособия по работе с родителями, которые получили высокую оценку на международной ярмарке УЧСИБ:

1. Проект «Радиоточка в ДОУ как средство создания информационной среды для взаимодействия участников образовательного процесса»

2014 г. Большая золотая медаль.

2. Проект «Интерактивная комната как компонент современной образовательной среды ДОУ»

2015 г. Малая золотая медаль.

3. Проект «Времена года»

2016 г. Серебряная медаль.

4. Методическое пособие. Тетрадь для работы с родителями «Игры и упражнения по лексическим темам для развития речи детей с ОНР (4-5 лет, 5-6 лет)».

2015 г. Малая золотая медаль, 2017 г. Малая золотая медаль.

Учителя-логопеды И.Б. Чувакова и М.Ю. Сушкова стали лауреатами городского конкурса «Инновационные методики и технологии в обучении» в номинации «Лучшая учебно-методическая разработка». Эти разработки очень помогают в совместной с родителями работе по коррекции нарушений речи.

И.Б. Чувакова в 2015 г. получила Диплом лауреата конкурса статей электронной газеты «Интерактивное образование». Статья «Использование интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда ДОУ и родителей».

Детский сад посещают 200 детей и, соответственно, почти в 2 раза больше родителей. Мы всегда активно сотрудничаем с родителями для того, чтобы нашим детям было комфортно, уютно и радостно находиться в детском саду. Ведь совместные с родителями мероприятия позволяют лучше раскрыться детям, повысить их активность, почувствовать гордость за свою семью. Участие в конкурсах позволяет раскрыть творческие способности детей, сблизить детей и родителей, выявить одаренных детей, а иногда и родителей. Совместное благоустройство территории и помещений ДОУ повышает ответственность и бережливость, развивает вкус детей. А благодаря всем этим видам сотрудничества создается наш мирок, наша семья, в которую вливаются каждый год все новые дети и родители.

Конечно, есть трудности и разочарования и у нас. Это маленькие помещения, переполненные группы и многое другое. В этом случае мы стараемся не падать духом, исправляем ошибки, если есть, подключаем чувство юмора. Как в хорошей семье, стараемся жить дружно, не выносить сор из избы, и все сложные вопросы решаем у меня в кабинете за закрытой дверью…

Современная система дошкольного образования не стоит на месте. Она претерпевает значительные изменения.

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Вспоминая и учитывая в работе давно забытые традиции, мы открываем все новые и новые формы взаимодействия с родителями, которые и помогают нам достигать высоких результатов в воспитании наших детей.

Наши родители, заходя в детский сад, знакомятся с такими пожеланиями:

Заходя в детский сад – улыбнитесь!

Занесите искринку добра!

В мир фантазий детей окунитесь!

В нем так много уюта, тепла.

Пусть не будет в нем ссор и ворчанья,

Ведь дела можно миром решить!

Нам от Вас нужно лишь понимание.

Будем вместе детишек любить!

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» греческого педагога и организатора «школы родителей» Кики Дзордзака ки-Лимберопу лу, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ.

Чем больше родители интересуются успехами своего ребёнка, тем ближе и сильнее их связь со школой и сотрудничество с учителями. Но существуют две крайности в этих взаимоотношениях. В некоторых случаях весь интерес и активность сводятся к вопросу «ты сделал уроки?» и к посещению родительских собраний. И если бы это посещение не было обязательным, то, возможно, мы бы и не давали себе труда приходить в школу, где учится наш ребёнок.

Родители, скорее всего, из-за незнания игнорируют связь двух областей (семьи и школы), центр пересечения которых ‑ это ребёнок. При гармоничном сотрудничестве и взаимном дополнении этих систем результаты получаются великолепными. А значит, неплохо было бы общаться с учителями не только на родительских собраниях, но и разговаривать с ними о личности ребёнка и обо всём, что, как мы считаем, они должны о нём знать. Разумеется, в первую очередь это касается особенностей физического и психологического состояния нашего чада. И учителя, в свою очередь, используя свой педагогический опыт, смогут обратить наше внимание на некоторые аспекты его личности и поведения, которые мы, возможно, упустили из виду.

Вторая крайность ‑ это «школоцентричность». Другими словами, вся жизнь такой семьи вертится исключительно вокруг школьных нужд и школьной ответственности детей. Пока ребёнок ходит в детский сад, мы беспокоимся, в основном, о проблемах, связанных с его физическим здоровьем, сном и едой. Некоторые родители признаются, что их уже посещает страх о том, что их ждёт, когда ребёнок пойдёт в школу. Однако до этого пока далеко.

Но вот он отправляется в первый класс. Теперь в жизни семьи всё начинается и заканчивается школой и школьными проблемами, причём делается это чуть ли не на грани истерики ‑ скрытой или явной. Родители (чаще всего, мать) взваливают на свои плечи всю ответственность за учёбу и школьные дела детей.

Отождествление

«Нам к шести на английский», ‑ говорит мама. «По орфографии нам поставили пятёрку», ‑ хвастается бабушка. «В этом году мы сдаём ЕГЭ», ‑ озабочен папа. В течение долгих лет все взрослые в семье говорят о школьных делах и проблемах своих детей во множественном числе. Если спросить их ‑ какие такие «мы» должны пойти к шести на английский, получили пятёрку и сдают экзамены, то взрослые, скорее всего, удивятся и даже растеряются, когда осознáют, насколько сильно они отождествили себя с ребёнком и его школьными делами.

Разумеется, взрослые используют подобное отождествление из симпатии и сочувствия к своему чаду. Но что же происходит в этот момент с ребёнком? Ему передаётся посыл, что ответственность за отношения в школе, учёбу, самоконцентрацию, успеваемость, последовательность в отправлении школьных обязанностей и прочее не принадлежит ему, что было бы вполне разумно, поскольку ведь именно он ученик. Но мама отбирает у него эту ответственность и перекладывает её на свои выносливые и сильные плечи, в то время как ребёнку уготовляется роль статиста. Но статист не может быть ответственным за результат работы. Он на втором плане и просто присутствует при её выполнении…

Нередко можно услышать, что мать или отец вечерами сидят рядом с ребёнком и делают с ним уроки, а в конце проверяют, всё ли он понял и выучил. При этом часто его заставляют переписать письменное домашнее задание и делать это до тех пор, пока родители не посчитают, что он достаточно хорошо с ним справился. Этот процесс, естественно, начинается с благих намерений: чтобы ребёнок стал отличником, научился систематически заниматься, красиво писать и грамотно выражать свои мысли.

К сожалению, семейное окружение обычно полностью одобряет подобное поведение матери и её вмешательство в школьный процесс, поскольку путает его с заинтересованностью и желанием помочь ребёнку. Однако при таком отношении невозможно приучить ребёнка к ответственности и самостоятельности, и позиция статиста, «пешки в чужой игре», может остаться на всю жизнь.

Дело в том, что ответственность, которую человек берёт на себя (или которую на него возлагают), обычно вызывает ответный интерес и помогает ему с удовольствием и немалой отдачей делать своё дело. Когда другие люди берут на себя ответственность за учёбу ребёнка, а тот просто присутствует при этом процессе, совершенно естественно, что он очень быстро самоустраняется и перестаёт в нём участвовать.

Защита от всемогущего контроля

Итак, мама и ребёнок делают уроки. Мать, даже не осознавая этого, играет роль ответственного контролёра. За исключением некоторых очень послушных детей, остальные ребята через небольшой промежуток времени начинают защищаться любыми способами, явно и скрыто. Они утверждают, будто им ничего не задали на завтра, валяют дурака, зевают, нарочно пишут каракули, проявляют равнодушие. Мама-контролёр старается сохранить терпение, но в какой-то момент она не выдерживает и выходит из себя. Как бы этот гнев ни проявлялся, он совершенно точно не улучшит её эмоциональную связь с ребёнком.

«Я работала в компании телефонной связи, и когда мой сын пошёл в первый класс, то смогла досрочно выйти на пенсию, чтобы заниматься с ним. Но теперь я раскаялась в этом своём решении, поскольку не вижу никакого положительного результата. Всю вторую половину дня я заставляю сына сесть за уроки, а он валяет дурака».

Мария, 42 года

«Сентябрь ‑ это месяц, вызывающий во мне ужас, потому что начинается школа. Господи, говорю я, как же мне выдержать целый школьный год?! Каждый день я пытаюсь заниматься со своими сыновьями, и наш дом превращается в поле битвы. Вечером я чувствую себя совершенно вымотанной из-за раздражения и разочарования».

Лена, 30 лет

«Моя дочь учится в третьем классе и делает уроки всю вторую половину дня. Около восьми вечера я прихожу к ней проверить домашнее задание, и мне ничего больше не остаётся, как в отчаянии и недоумении развести руками. Дочка почти ничего не выучила, лишь наполовину выполнила письменные задания, с ошибками и кляксами. Я выхожу из себя, вырываю тетрадь у неё из рук и рву, она протестует, а я требую, чтобы она всё переписала начисто, и в итоге девочка каждый вечер уходит спать в слезах. Что же это такое?»

Мáро, 37 лет

«Пока наша дочь училась в начальной школе, я ежедневно делала с ней уроки, а муж проверял, как она выполнила домашние задания. Сейчас она в восьмом классе и никого не слушается. Она запрещает нам вмешиваться в её занятия и совершенно забросила учёбу. Мы пробовали уговоры, угрозы, крики, наказания, но безрезультатно. Мы с мужем в отчаянии, потому что не знаем, что нам делать в этой ситуации».

Кэти, 38 лет

Участие родителей в школьном процессе

Где же проходит «водораздел» между вмешательством родителей в учебный процесс и их сотрудничеством с учителями и школой?

Родительское участие в делах школы может выражаться в следующем:

— активный интерес, проявляемый родителями в отношении деятельности их ребёнка, постоянная готовность прийти ему на помощь, солидарность, уважение его первенства и ответственности во всём, что касается уроков и школы;

— искреннее взаимное информирование родителей и учителей;

— добровольная помощь родителей школе и их деятельность через родительские комитеты;

— участие родителей в принятии решений тех проблем, которые непосредственно касаются их детей (например, организация пешеходных переходов рядом со школой, приведение в порядок школьного двора и посадка деревьев, косметический ремонт в туалетах, проведение экскурсий и праздников, организация туристических походов, спортивных соревнований и пр.).

Бывает, что родители сами создают сложности и проблемы, потому что путают сотрудничество и вмешательство. Сотрудничество ‑ это интерес и посильное участие родителей в делах школы и класса, в котором учится ребёнок, выражаемые деликатно и тактично. А вмешательство ‑ это агрессивное и совершенно бестактное вторжение в те вопросы, которые находятся полностью в вéдении и компетенции учителя.

Родитель, любящий во всё вмешиваться, ставит в сложное положение и учителей, и своего ребёнка, поскольку всех порицает и резко критикует, уверен, будто уж он-то всё знает и во всём разбирается, и раздаёт советы направо и налево. Часто преподаватели, пытаясь защититься от такого напора, скрываются за стенами отчуждения, что, конечно, никак не облегчает сближение и общение двух сторон.

У таких родителей много хороших побуждений и ожиданий. Они считают само собой разумеющимся фактом, что их дети очень способные, трудолюбивые и любят учиться, а также, что абсолютно все учителя ‑ это исключительно образованные и интересующиеся детьми и своим предметом люди. К сожалению, далеко не все ожидания и надежды родителей исполняются.

Разочарование приводит зачастую к конфликтам с учителями. У родителей очень крепкая эмоциональная связь со своим ребёнком, и поэтому ими часто движет непроизвольный внутренний порыв покрыть его шалости и проступки и оправдать недостатки. Вот и получается, что во всех сложностях и школьных неудачах ребёнка они обвиняют, прежде всего, учителей.

А ещё чаще обвинения звучат с обеих сторон. Их интерес к ребёнку тонет в бесплодной распре друг с другом, которая не приносит никакого положительного результата, ведь ни те, ни другие не берут на себя труд подумать: почему у этого конкретного ребёнка такая низкая успеваемость, почему он совсем не интересуется школьными занятиями и плохо себя ведёт? Может быть, это происходит из-за дислексии, или есть какие-то проблемы с физическим или душевным здоровьем, и тогда необходимо посоветоваться со специалистом? Или у ребёнка возникли пробелы в знаниях, нарастающие как снежный ком, и нужны репетиторы по каким-то предметам? Возможно, у ребёнка не сложились отношения с одноклассниками, или его травят в школе? И наконец, может быть, ребёнок разочарован, растерян, и ему не хватает уверенности в себе? В таком случае, у него просто нет мотива, чтобы попытаться что-то выучить.

Возможно, в его разочарованности виновато саркастичное и авторитарное отношение родителей или ироничное и пренебрежительное поведение какого-нибудь учителя. Ясно одно ‑ пока ребёнок находится в таком психологическом состоянии, нельзя улучшить его успеваемость, поведение и отношения с другими ребятами. Ведь и мы, взрослые, если чем-то сильно расстроены и нас занимает очень серьёзная проблема, становимся рассеянными, не можем думать и сосредотачиваться на чём-либо другом.

Уверенность в своих силах

Большинство детей разных возрастов хотят быть хорошими учениками, выделиться благодаря высокой успеваемости. Каждый школьный класс ‑ это микрокосмос, маленькая модель общества, поэтому школьная жизнь ‑ ценный опыт для каждого ребёнка. Не только потому, что он получает разносторонние знания, но и из-за того, что таким образом готовится к жизни в обществе. Чем менее он закомплексован и чем более уверен в себе, тем легче ему приспособиться к школе и классу.

Дети, которых не учат шаг за шагом быть ответственными, начинают вести себя безответственно и поверхностно. Как и в обществе, где у каждого человека есть своё место и свой образ жизни, эти дети, поскольку не могут выделиться в чём-то хорошем, пытаются выделиться хотя бы в плохом и становятся двоечниками.

Если отличник ежедневно старается удержаться на своём месте, благодаря постоянным занятиям и любознательности, то двоечник будет закрепляться в занятой им «социальной нише», становясь всё более равнодушным к учёбе, не развивая самоконцентрацию, снижая свою успеваемость. В итоге получается замкнутый круг, из которого ребёнку не под силу выбраться самостоятельно.

Сам он, будучи незрелым и неопытным, не понимает, что им движет, а значит, не может рассказать взрослым об отчаянии и безнадёжности, которые переполняют его душу. Родители и учителя, в свою очередь, обвиняют его в плохих намерениях, в том, что он нарочно так плохо себя ведёт, и в равнодушии. В этом случае ребёнок нуждается в твёрдой руке родителя, учителя или специалиста, которая вытащила бы его из трясины душевного оцепенения и бездействия.

Озорные дети

Ещё одна проблема, с которой постоянно сталкиваются и родители, и учителя и которую можно решить только сообща, ‑ это отношения с озорными, подвижными и непослушными детьми. Шалун и озорник ‑ это непоседа, который не может ни минуты посидеть спокойно, бегает, взбирается на крыши, деревья и заборы, постоянно что-то разбивает, рвёт и ломает, осложняет жизнь другим, часто дерётся и обзывается. Озорник ‑ это кошмар и ужас взрослых, поскольку его поведение приводит их в замешательство. Они не знают, как ему помочь успокоиться и научить его работать в коллективе. А если он к тому же ещё и двоечник, как это нередко случается, тогда взрослые и вовсе впадают в отчаяние!

Непослушный шалун постоянно создаёт проблемы в классе. Всего один недисциплинированный ученик за пять минут способен уничтожить атмосферу сосредоточенности и совместного творчества, которую с таким трудом создаёт учитель. А представляете, что будет, если в классе несколько таких озорников? Урок будет сорван, потому что, как известно, дурной пример заразителен.

Всем нам известно продолжение этой истории. Учитель вызывает родителей в школу и жалуется им на поведение ребёнка. Родители наказывают своё чадо, а иногда даже бьют, в тайной надежде, что это поможет ему исправиться. К сожалению, как раз наоборот, поведение ребёнка ухудшается. Всё это происходит снова и снова, родители и учителя обвиняют друг друга, но решения проблемы так и не находят.

И те и другие стараются помочь ребёнку исправиться, в основном ради того, чтобы приструнить его и не сталкиваться с проявлениями его плохого поведения. Они относятся к нему как к надоедливой проблеме, а не как к человеческому существу, испытывающему в данный момент большие сложности, с которыми он не в состоянии справиться. А ребёнок даже не понимает, почему ведёт себя именно так, а не иначе, и не знает, как ему исправить своё поведение. Поэтому к нему намертво приклеивается ярлык «непослушный ребёнок», «хулиган», «двоечник».

Для того чтобы подкорректировать поведение ребёнка, родителям необходимо мысленно совершить экскурс в недавнее прошлое и вспомнить, когда ребёнок начал становиться непослушным и как именно это проявлялось. Может быть, в тот момент в семье что-то случилось, возникла какая-нибудь проблема (смерть, развод, серьёзное заболевание, переезд, смена или потеря работы, длительное отсутствие одного или обоих родителей). Впрочем, ребёнок мог быть таким непоседой с рождения. В любом случае, важно вспомнить и отметить все детали, а также нашу собственную роль в произошедшем.

Как мы вели себя по отношению к озорнику? Считали его поведение милым и оригинальным и чересчур много ему позволяли или, наоборот, были слишком суровыми и давили на него? После того как будут собраны все данные, можно в сотрудничестве с учителями задаться вопросом: почему этот ребёнок ведёт себя подобным образом? Он разочарован и не уверен в себе и пытается утвердиться в коллективе? Старается привлечь к себе внимание плохим поведением? Может быть, взрослые ведут себя с ним уничижительно и с пренебрежением, и он отвечает им тем же? Он ревнует или завидует братьям и сёстрам или одноклассникам? Возможно, в его семье не существует рамок и ограничений? Какое место он занимает в семье? Может, мы постоянно упрекаем его? Или он очень избалованный? Вероятно, он много часов в день смотрит телевизор или играет в компьютерные игры? Зачастую такое детальное исследование даёт нам ниточку, благодаря которой проблема будет постепенно решена, а мы станем более искренне и результативно общаться с ребёнком.

Как помочь?

Первый шаг в том, чтобы помочь подвижному шаловливому ребёнку подкорректировать его поведение, ‑ всё время занимать его какой-нибудь деятельностью. Идти с ним на пешую прогулку, съездить на море, в лес, на речку, сводить его в детский городок, где есть много лесенок, горок и аттракционов. Играть с ним в настольные игры и сразу менять их, как только он заскучает, поддерживать его желание что-нибудь соорудить и построить ‑ «корабль» из стульев в гостиной, шалаш, дом из деталей «Лего». На даче пусть ребёнок безнаказанно возится в земле и воде, не ругайте его, каким бы испачканным он ни возвращался домой. Читать ему или вместе с ним интересные книги, разговаривать и организовать его жизнь, чтобы вся она была интересной и наполненной радостью и движением.

Такие дети нередко ‑ лидеры, и им очень нравится, когда с ними советуются, выказывают доверие и поручают разные дела. При этом не стóит перечеркивать оказываемое доверие: «аккуратно, не разбей стакан!», «смотри под ноги, чтобы не споткнуться!», «ты такой невнимательный!», «как ты переходишь дорогу, разве так можно?», «опять ты порвал штаны!» Вместо этих и им подобных фраз, которые только раздражают и лишают уверенности в себе наших маленьких непосед, лучше сказать вот как: «я знаю, что ты очень внимательный», «я тебе доверяю», «ты такой проворный и ловкий и так замечательно мне помог!», «посмотри, пожалуйста, мы уже можем переходить дорогу?», «за что же это зацепились твои штаны и порвались?».

В классе непослушный и непоседливый ребёнок пытается привлечь к себе внимание любым способом, в том числе и с помощью плохого поведения. Учитель, который хочет ему помочь исправиться, может давать ему разные почётные поручения, которые обычно он даёт хорошим и послушным ученикам. Пусть он раздаст карточки с заданиями, соберёт тетради, польёт цветы, отнесёт книгу директору, вытрет доску.

Такое доверие окажет на ребёнка положительное влияние, потому что способно постепенно переменить его отрицательные представления о самом себе. Мнение учителя очень важно для всех ребят и часто не только определяет место того или иного ученика в классном коллективе, но может поднять и опустить ребёнка в его собственных глазах! Ученик, который чувствует, что учитель принимает и уважает его, изо всех сил будет стараться, чтобы сохранить такое доверие к себе.

«В прошлом году я была классным руководителем в четвёртом классе, и у меня было много озорников. Мне хотелось помочь им стать более организованными и ответственными, и я предложила сделать всем вместе театральную постановку. Мы выбрали пьесу, прочитали её, и сами ребята распределили роли. Для того чтобы все дети могли принять участие, мы ввели новых персонажей. Главную роль дали самому непоседливому ученику. Шло время, и ребята становились всё более ответственными и дисциплинированными. Играя в театре, все мы получили большое удовольствие от совместной работы, которая принесла нам столько радости и пользы».

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

2 Comment threads

28 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Сотрудничество семьи и школы в современных условиях.

Большакова М. П.

Краснова С. Б.

МОУ НОШ № 1

Наше сообщение хочется начать со слов В.А. Сухомлин­ского, который со свойственной ему восторженностью и правотой утверждал: «Задача школы и родителей - дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей (Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992).
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011).

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как изменения социально-политических, социально-экономических отношений повлекли за собой социально-психологические изменения в межличностных отношениях.

Сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы.

Это порождает проблемы и во взаимоотношениях семьи и школы. Изменились и сами образовательные учреждения и общая ментальная составляющая семьи. Произошла резкая дифференциация семей по экономическому критерию, по социальному статусу, по предъявляемым требованиям к образовательному учреждению. Традиционно характер взаимодействия семьи и школы описывался как консультирующе - контрольный и касался в основном вопросов успеваемости и посещаемости ребёнка в школе. Сегодня спектр сторон взаимодействия значительно расширился: это и вопросы успеваемости и воспитания детей, вопросы профессионального определения и профильной подготовки, вопросы помощи школе и вопросы управления школой через государственно-общественную структуру.

Таким образом, налицо ряд противоречий, требующих решения:

Между новыми требованиями семьи с учётом их дифференциации к образовательному учреждению и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов;

Между проблемой в воспитании коммуникативной, толерантной, самостоятельной личности школьника и её успешной социализации и недостаточной интеграцией семьи и школы.

В этих условиях, когда реализуется принцип общественно-гражданского управления, и, учитывая превалирующее значение семьи в становлении, воспитании и социализации личности, отношения семьи и педагогов должны отвечать концепции «открытой» школы.

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка , играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка необходимо , поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества.

Без помощи друг друга невозможно обеспечить высокие результаты в воспитании.

Задачи сотрудничества «Семья и Школа»:

    Сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;

    Обеспечивать взаимопонимание и согласованность действий школы и семьи (осуществлять комплексный подход);

    Нейтрализовывать возможные негативные влияния на ребенка;

    Компенсировать и корректировать семейное воспитание совместными усилиями: выявлять, поддерживать, развивать

Основы личностного развития человека закладываются в семье в раннем детстве.

Семейное воспитание имеет ряд преимуществ:

    оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность;

    любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка;

    семья как социальная микрогруппа передает разносторонний социальный опыт подрастающему поколению, является важнейшей ступенью социализации личности

Обязанности и права семьи

Из конституции и семейного кодекса РФ:

Воспитание детей – конституционная обязанность родителей. Они призваны:

    воспитывать детей в духе уважения и любви к труду,

    подготавливать их к общественно полезной деятельности,

    приучать к дисциплине,

    заботиться о развитии и укреплении физического и психического здоровья,

    стимулировать к осознанному выбору профессии.

Обязанности и права школы

Несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время образовательного процесса (по законодательству РФ)

Организует учебно-воспитательный процесс в школе

Обеспечивает обучающемуся приобретение знаний, умений и навыков в объеме общего образования, с выдачей, при условии успешной сдачи государственной итоговой аттестации, аттестата (свидетельства) государственного образца;

В рамках школы создает максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности школьника, всестороннего развития его способностей.

Адекватно применяет формы, методы и средства организации образовательного процесса возрастным и психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающегося.

Предоставляет обучающемуся дополнительные образовательные услуги: факультативы, предметные кружки, спортивные секции, социальную помощь.

Организовывает (при необходимости) различные формы педагогической и психологической поддержки для оказания помощи учащимся, не усваивающим (по объективным и уважительным причинам) учебную программу.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

Обстановка несогласия, недоброжелательности и нервозности формирует у детей плохое настроение с которым они идут в школу, где не могут сосредоточиться на материале и вымещают агрессию на других.

Часто забота о материальных выгодах для ребенка полностью отодвигает чувство ответственности и долга на второй план, отрицательно влияет на личность ребенка.

Разумный контроль родителей помогает детям более ответственно относиться к выполнению своих обязанностей, преодолевать отрицательные соблазны.

Родителям нужно и важно следить за соблюдением режима дня, знать, с кем дружат их дети, где и как проводят свой досуг, побуждать к выполнению своих школьных обязанностей и помощи по дому.

Издавна школа являлась центром формирования педагогической культуры родителей, а в широком смысле - общества в целом, поскольку каждый член общества прямо или косвенно, в полном объеме или частично осуществляет воспитательные функции.

В настоящее время у нас сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями: это родительские собрания; заседания родительских комитетов; организация концертов для родителей; общешкольные и классные мероприятия с участием родителей; индивидуальная работа; организация совместных экскурсионных поездок и т.д. Помощь родителей играет важную роль в развитии учебной деятельности детей, воспитании познавательных интересов. Регулярно проводятся выставки поделок детей из различных материалов, выполненных при участии родителей. Взрослые члены семьи помогают нашим ученикам подобрать и оформить информацию для сообщений и проектов на уроках окружающего мира и других, а также во внеклассной и во внеурочной деятельности. Особого внимания заслуживают проекты «Моя родословная» и «Традиции моей семьи», которые реализуются в 1 и 4 классах.

Союз «ШКОЛА-УЧЕНИК-СЕМЬЯ» направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника, на сохранение желания учиться, на укрепление веры в себя. Это сотрудничество – результат огромных усилий и творчества двух сторон – школы и семьи .

Школа – дом второй, семья вторая,

Поэтому и связаны они.

Ведь семье в учебе роль большая

Стала отводиться в наши дни.

Эта связь все крепче и сильнее,

И растет, и крепнет с каждым днем.

И учиться проще, веселее

Если в тесной дружбе мы живем.

Литература:

    Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр “Педагогический поиск”, 2002.

    Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2002.

    Кузнецова ЛВ. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.

    Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.

    Щуркова НЕ. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.

    Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 224 с.

    Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Вестник образования, № 4, 2010.

    Сухомлинский В.А. Избр. произв. В 5-ти т. – Киев, 1979 – 1980.семье и школе Минск, «Современное слово», 2003 г. – 280 стр. Аннотация... сила взаимного тяготения, закон-условие добровольного единения и сотрудничества ), осно­ва созидания и гармоничного...

  1. Общие основы взаимодействия семьи и школы

    Документ

    Детей, сколько может сделать семья . В современной семье изменились условия выполнения ею своих важнейших функций... великое из всех дел человеческих. Сотрудничество семьи и школы . Работа школы с родителями в последнее время значительно...

  2. Нашего собрания звучит «Семья и школа – партнёры в воспитании». По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Какие бы проблемы не терзали ребёнка, родители

    Документ

    Неполных и имеющих одного ребенка семей . В этих сложных современных условиях растут наши дети, и им... , которые проводит школа , а выявление проблем и разработка мероприятий по организации сотрудничества педагогов и родителей...

  3. Педсовет "Пути и средства взаимодействия семьи и школы в развитии личности ребенка" слайд 1 I. Вступительное слово

    Документ

    Этого необходимой психолого-педагогической информации. Семья в современных условиях не всегда может выйти из... к гармонии и целостности. СЛАЙД 6 Социальная основа сотрудничества семьи и школы в воспитании детей заключается в том, чтобы...

Родительское собрание на тему «Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика».

Цель:

повысить качество отношений семья – школа и создать систему сотрудничества семьи и школы с целью осуществления благоприятных условий для формирования личности ребёнка;

Задачи:

1. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы;

2. Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;

3. Развитие общих интересов взрослых и детей;

4. Воспитание сплочённости семьи.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я проведу сегодня родительское собрание на тему «Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика».

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

«Ученик – учитель – родители» - это три слагаемых важнейшего направления в воспитательном процессе.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Если взять чашу терпения, влить туда полное сердце Любви, бросить две пригоршни Щедрости, плеснуть туда же Юмора, посыпать Добротой, добавить, как можно больше Веры и Надежды, всё хорошо перемешать. Затем полученный состав положите на отрезок отведенной вам жизни и щедро делитесь со всеми окружающими вас людьми!

Если мы все (учителя, родители, ученики) будем применять этот рецепт, то наш воз сдвинется с места к цели.

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества.

Без помощи друг друга невозможно обеспечить высоких результатов в воспитании.

Главное условие взаимодействия – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга.

ШКОЛА – общественное учреждение, основой которого является социальная норма, место, где жизнь ребенка подчинена этим нормам. Школа вводит ребенка в контекст культуры и социальных отношений, опираясь на глубочайшее и первоочередное влияние семьи.

СЕМЬЯ – любовь: супружеская, родительская, детская, родственная. Объединение людей, ревностно защищающее.

Задачи сотрудничества «Семья и Школа»:

Сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;

Обеспечивать взаимопонимание и согласованность действий школы и семьи (осуществлять комплексный подход);

Нейтрализовывать возможные негативные влияния на ребенка;

Компенсировать и корректировать семейное воспитание совместными усилиями: выявлять, поддерживать, развивать

Обязанности и права семьи.

Из конституции и семейного кодекса РФ:

Воспитание детей – конституционная обязанность родителей.

Они призваны:

воспитывать детей в духе уважения и любви к труду,

подготавливать их к общественно полезной деятельности,

приучать к дисциплине,

заботиться о развитии и укреплении физического и психического здоровья,

стимулировать к осознанному выбору профессии.

Обстановка несогласия, недоброжелательности и нервозности формирует у детей плохое настроение с которым они идут в школу, где не могут сосредоточиться на материале и вымещают агрессию на других.

Разумный контроль родителей помогает детям более ответственно относится к выполнению своих обязанностей, преодолевать отрицательные соблазны.

Родителям нужно и важно следить за соблюдением режима дня, знать – с кем дружат их дети, где и как проводят свой досуг, побуждать к выполнению своих школьных обязанностей и помощи по дому.

Обязанности и права школы:

Несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время образовательного процесса (по законодательству РФ)

Организует учебно-воспитательный процесс в школе

Обеспечивает обучающемуся приобретение знаний, умений и навыков в объеме общего образования, с выдачей, при условии успешной сдачи государственной итоговой аттестации, аттестата (свидетельства) государственного образца;

В рамках школы создает максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности школьника, всестороннего развития его способностей.

Адекватно применяет формы, методы и средства организации образовательного процесса возрастным и психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающегося.

Предоставляет обучающемуся дополнительные образовательные услуги: факультативы, предметные кружки, спортивные секции, социальную помощь.

Организовывает (при необходимости) различные формы педагогической и психологической поддержки для оказания помощи учащимся, не усваивающим.

Союз «ШКОЛА-УЧЕНИК-СЕМЬЯ» направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника, на сохранение желания учиться, на укрепление веры в себя.

Педагогика должна стать наукой для

всех – и для учителей, и для родителей…

Какими бы прекрасными ни были

наши учреждения, самыми главными «мастерами»,

формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец.

Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо

заботиться о повышении педагогической культуры родителей,

разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.

В. А. Сухомлинский

Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Обращает на себя внимание тот факт, что слово «воспитание» стоит в законе на первом месте. Рано или поздно ученики и родители поймут, что хорошая школа не может заниматься только обучением. Хорошая школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиться успеха в жизни.

В рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения, должен наполнять работу новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.

В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Семья и школа - два общественных института, которые стоят у исто­ков нашего будущего.

Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном пони­мании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

1.Малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в та­ких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами.

2. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным.

3. Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он ма­ленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль».

4. Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения со­циально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожи­точный минимум)

5. Гипертрофированная политизация общества, когда родители увле­каются просмотром передач политического или художественного ха­рактера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.

Представление о счастье каждый человек связывает с семьей. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье». Семья - это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувст­вовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уни­кальности. Здесь дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это - первый коллектив ребенка, естественная среда ребенка, где за­кладываются основы будущей личности.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходи­мыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощу­щает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются осно­вы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчужде­ние между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной на­циональной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уро­вень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь им. Задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно. Не существует никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями.

Одним из важных направлений в моей деятельности, как классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается.

Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.

Мною совместно с психологом школы было проведено анкетирование учащихся о факторах, влияющих на становление личности учащихся. Были получены следующие результаты:

Факторы, влияющие на становление

личности учащихся

Учащиеся

Общество

Из таблицы видно, для детей главный фактор, влияющий на становление его личности, семья.

К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – это удел детских садов и школ. Такие родители ошибаются. Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении

Воспитание – дело обоюдное и очень важное.

Мечта каждого родителя - умный и здоровый ребенок. Мечта каждого ученика - хорошее образование. Зная, что школа обеспечит вашему ребенку высокий образовательный уровень, вы можете быть уверены в хорошем будущем вашего ребенка.

Учебно-образовательные программы определяют базовые знания, умения и навыки для каждого предмета и каждого класса. Чтобы ваш ребенок был успешным в школе, в работе, смог адаптироваться в современном сложном мире, он должен совершенствовать свои знания и навыки. Чем выше ваш ребенок подготовлен академически, тем больше у него перспектив выбора в будущем.

Помните, что для вас важно следить за академическими успехами вашего ребенка, чтобы вовремя знать о его успехах и неудачах.

Поддержание откровенного диалога между вами и учителями вашего ребенка будет способствовать его учебным успехам. Учителям важно ваше участие, которое поможет совершенствовать знания и навыки ребенка, необходимые для будущей жизни. Чем выше будет ваша заинтересованность в образовании и воспитании вашего ребенка, тем успешнее школа поможет ему в достижении образовательных стандартов.

Недаром А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы».

Воспитание ребенка в семье

Памятка для родителей.

Правило 1. признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.

Правило 2. формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным. Формирование самооценки зависит от оценки его родителями, т.к. в раннем возрасте ребенок не может сам себя оценивать

Правило 3. приобщать к реальным делам семьи. Совместно планировать семейные дела.

Правило 4 развивать силу воли ребенка. Научить проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.

Правило 5. учить планировать. Составлять план действий.

Правило 6 . с малых лет приобщать к труду. Требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.

Правило 7 . научить общаться с другими детьми, людьми.

Правило 8. формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

Правило 9. Воспитание - это передача детям Вашего жизненного опыта. Будьте милосердны.

Хотелось бы закончить свое выступление китайской притчей «Ладная семья»

Жила - была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая. Мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи4 расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что- то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:

Спасибо вам за внимание.

Список используемой литературы:

    Азаров Ю.П.Семейная педагогика. М.: Политиздат,1982

    Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвешение,1985

    Диалоги о воспитании: Книга для родителей/под ред. В.Н.Столетова; М.:Педагогика,1985

    Ковалев С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988

    Культура семейных отношений: Сборник статей.М.,1985

Селевко Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование

    Ресурсы Интернет.

Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач – чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие школы и родителей.

Очень часто приходится слышать мнение, что всё идёт из семьи. Это действительно так. Основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенчестве. Но это не умаляет роль школы в формировании и воспитании личности. Те семена, которые были посеяны родителями, равно могут погибнуть или прорасти в школьной среде под влиянием коллектива класса, учителей и классного руководителя. Мне кажется, все согласятся с формулировкой, воспитание – один из сложнейших социальных процессов.

Для полноценного процесса обучения, воспитания и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между: школой и семьей, семьей и педагогами, педагогами и учениками, учениками и сверстниками.

Идеальным вариантом воспитательной работы является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребёнка и школьного коллектива.
Взаимодействие с родителями осуществляется посредством вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.

Необходимость организовывать работу с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника: надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, чтобы воспитательные результаты школы «не стирались» семьей, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает в первую очередь ученик и его развитие. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Школа предлагает следующие виды работы :

Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;

Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и трудовых навыков.

Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
Детей, родителей, учителей объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.
Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение воспитательных задач и организацию совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач.

Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень.
Поэтому необходимо дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка. Основу составляют групповые и индивидуальные формы работы с семьей и родителями. В то же время есть проблемы, которые волнуют всех родителей или имеют отношение к воспитательной деятельности детей в данном классе. Такие вопросы обсуждаются на общих собраниях.

Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей в семье и школе. Родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть - сообщение педагогических знаний - может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие, просмотр и обсуждение кинофильма, деловая игра между учителями и родителями.

Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из произведений классиков педагогической литературы, постановка проблемных ситуаций. Такой прием активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию.

Активными формами взаимодействия педагогов и родителей могут быть конференции по обмену опытом, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с учителями, администрацией, специалистами /медиками, психологами, социальными работниками и др./
Педагог проводит целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями, создает ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям.

Этому могут способствовать:
а) поздравления с праздниками, днем рождения (подарки, сюрпризы);
б) сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;
в) рассказы о профессиях своих родителей;
г) творческие встречи с родителями, рассказывающие об их увлечениях;
д) организация выставок результатов труда родителей.

К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – это удел школы. Такие родители ошибаются. Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении.
Воспитание – дело обоюдное и очень важное.

Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школ с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей.

При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.

Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна.

Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые условия.

Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач – чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.

Родители учащихся не меньше педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Из всего вышесказанного можно сделать вывод -решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.

Астежева М. М.