Учебная программа дисциплины «Регионоведение. Объем дисциплины и виды учебной работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Тобольский государственный педагогический институт

имени »

Кафедра социальной педагогики

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«Регионоведение»

Специальность 350500 – социальная работа

УМК составил:

к. и.н., ст. преподаватель

Утвержден

на заседании кафедры

«___» _____________2007 г.

Тобольск, 2006

Пояснительная записка

«Регионоведение» знакомит студента со спецификой того региона, в котором им предстоит трудиться, независимо от сферы своих профессиональных интересов.

Курс «Регионоведения» ориентирован на усвоение студентами теоретических знаний о закономерностях и особенностях процесса формирования, функционирования и развития регионального сообщества во всех сфер его жизнедеятельности и овладение разнообразными способами познавательной деятельности , на развитие гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности, которые должны стать основой их профессиональной компетентности.

Учебный курс «Регионоведение» подготовлен для студентов специальности «социальная работа в соответствии с требованиями государственного стандарта и является обязательным в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин. «Регионоведение» входит в национально-региональный компонент учебных планов и опирается на историческую, национальную и культурную специфику региона, без учета которой немыслима подготовка специалистов в современной России.

Изучается на II курсе в IV семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 90 часов, из которых 44 часа отводится на лекционный курс; 30 часов – на практические занятия; 14 часов вынесены на самостоятельную работу студентов и 2 часа на контроль самостоятельной работы студента. Изучение курса заканчивается зачетом.

I. Цели и задачи дисциплины.

Изучение курса направлено на подготовку студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности :

v исследовательско-аналитическую;

v воспитательную.

- основные направления государственной региональной политики.

2. Специалист должен уметь :

- разбираться в социально-экономических и этнополитических процессах в регионе;

- ориентироваться во внешнеполитических и внутренних аспектах региональной безопасности;

3. Студент должен овладеть навыками:

- правильной организации самостоятельной учебной деятельности;

- конспектирования лекций и рекомендуемой литературы;

- анализа первоисточника.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

часов

IV

семестр

III

семестр

IV

семестр

Общая трудоемкость дисциплины

Аудиторные занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Чтение литературы и первоисточников

Написание рефератов, выполнение творческих работ

Глоссарий

Темы вынесенные на самостоятельное изучение

Контроль самостоятельной работы

Вид итогового контроля

зачет

зачет

зачет

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел и тема дисциплины

Количество часов

Всего часов

Национальные и религиозные аспекты регионального развития

Социально-экономические процессы в Уральском федеральном округе

Исторические аспекты регионоведения

4.2.1. Лекционный курс

Семестр

№ лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Кол. часов

Раздел I Регионоведение как учебная дисциплина

Тема 1. Актуальность регионоведения

Актуальность регионоведения. Предметная область регионоведения. Модель региона в русле различных дисциплин. Классификация региональных систем.

Регионализация в современном мире и в современной России. Глобализация как становление мироцелостности. Регионализация как интеграция локальных сообществ. Субъекты РФ: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Уровни развития регионов в РФ и их отношения с центром и между собой.

Модель региона в русле различных дисциплин. Классификация региональных систем.

Тема 2. Регионообразующие факторы

Цели преподавания регионоведения. Предметная область регионоведения. Понятие «регион». Внутренние и внешние регионообразующие факторы.

Тема 3. . Региональная политика

Методологические аспекты региональной политики. Экзогенный и эндогенный аспекты региональной политики. Региональная политика в России. Причины возникновения кризисных ситуаций в масштабе региона. Основные направления, прямые и косвенные методы осуществления региональной политики. Содержание социальной, экономической, научно-технической, экологической, демографической, гуманитарной и национальной политики. Структура стратегии развития региона. Структура региональной политики в России.

Тема 4. Региональное развитие

Проблемы функционирования органов региональной власти. Региональное и внутрирегиональное управление. А. Радченко об органах государственного и муниципального управления . Основная цель и задачи исполнительной власти субъектов власти РФ.

Статус глав субъектов Федерации. Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти. Указ Президента РФ от 15«Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ».

Принципы организации региональных органов государственной власти. Права и обязанности законодательных органов власти субъектов РФ.

Тема 5. Региональная организация России и зарубежных стран: история и современность

Зарубежный опыт регионализации. Специфика региональной организации в странах Западной Европы. Современные тенденции развития территориальной организации в мире.

Формирование региональных структур на территории в дореволюционной России. Административно-территориальное деление СССР и РСФСР и современной России.

Раздел I I. Политико-правовая основа формирования и функционирования регионов-субъектов Российской Федерации.

Тема 6. Нормативно-правовая база организации и деятельности органов государственной власти

Федерация. Федерализм. Современные проблемы федерализма. Е. Примаков о 7 проблемах российского федерализма. Специфика российского федерализма.

Тема 13:

Социальные проекты в Тюменской области

Тема 14:Социальные проблемы регионального развития

Экологическая ситуация в течении Западно-Сибирских рек

Тема 15:

Уральский федеральный округ

Тема 16:

Тема 1. Основные понятия Регионоведения Методы региональных исследований

Тема 16: История Уральского федерального округа.

4.2.3. Задания для самостоятельной работы студентов:

Разделы и темы рабочей программы для самостоятельного изучения

Перечень домашнего задания для самостоятельного изучения

Сроки

Кол. час.

Тема 1: Актуальность регионоведения

Составить понятийный словарь

Тема 2: Регионообразующие факторы

В соответствии с алгоритмом, приведенным в Приложении № 3, докажите, что для обозначения федеральных округов Российской Федерации корректно (не корректно) использовать понятие «регион».

2 неделя

Тема 2: Регионообразующие факторы

Опишите внутренние и внешние регионообразующие факторы одного из субъектов Уральского федерального округа.

Тема 3: Региональная политика

Создайте структурно-логическую схему «Цели региональной политики в современном мире».

Тема 4: Региональное развитие

Написать сообщение «Экономика социальной сферы»

Тема 5:Региональная организация России и зарубежных стран: история и современность

Сравнить основы федеративного устройства РСФСР и современной Российской Федерации.

Тема 7:Региональное управление

Создайте структурно-логическую схему «Классификация органов государственного управления в Российской Федерации».

Тема 7:Региональное управление

В соответствие с нижеследующим алгоритмом ответьте на вопрос: «Какие существуют модели управления регионом?»

Тема 9:Национальная и региональная безопасность

Сравните национальную и региональную безопасность

Тема 11: Культурные и религиозные процессы в Уральском федеральном округе

Написать сообщение «Религиозный фактор регионализма».

Тема 12: Демографические факторы регионального развития

В соответствие с алгоритмом, приведенным в Приложении № 3, опишите миграцию в Западной Сибири

Тема 13: Экономическое развитие субъектов УФО

Читать и конспектировать монографию группы ученых-экономистов РГЭА В. Золотарева, В. Наливайского, Э. Чебановой, Н. Невской и Э. Бабаян «Экономические условия развития федерализма в Рос­сии», изданную в 1998 г.

Тема 15: Экологические проблемы региона

Написать сообщение «Экологическое сознание и региональная экологическая политика»

Тема 16: История Уральского федерального округа.

Написать сообщение «История одного города» об одном из городов УФО,

Составить кроссворд «Города УФО».

Тема 16: История Уральского федерального округа.

Написать реферат (выбрать из списка по номеру зачетной книжки).

4.2.3.1. Примерная тематика реферативных работ

4.2.4. Лабораторный практикум не предусмотрен

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Основная:

1. Регионоведение: Учебное пособие /отв. ред. проф. . – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

2. , Бутов (экономика и управление). Учебное пособие. – М.: Теса, – Ростов н/Д: МарТ, 2000.

3. Шинковский регион: становление политического режима в условиях глобализации . – Владивосток, 2000.

4. , Чистобаев: Учебник. – М., 2000.

Дополнительная

1. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. – М., 2000.

2. , Чистобаев региональной политики: Учебник. – СПб., 1998.

3. , Денисов и региональное управление. – М., 2002.

4. Конституция Российской Федерации 1993 года.

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

· компьютерный и мультимедийный класс.

7. Содержание текущего и промежуточного контроля:

7.2. Примерный перечень вопросов к зачету:

1. Понятие региона.

2. Регионообразующие факторы

3. Типы регионов. Регионы России.

4. Южный федеральный округ как региональное образование.

5. Регионоведение как учебная дисциплина

6. Регионалистика как научная дисциплина

7. Глобализация в современном мире

8. Регионализация в современном мире

9. Процессы регионализации в России

10. Региональные системы их классификация.

11. Системный анализ в региональных исследованиях.

12. Методы моделирования в региональных исследованиях.

13. Программно-целевой метод в региональных исследования.

14. Региональная политика. Эволюция региональной политики.

15. Цели и задачи региональной политики.

16. Основные направления региональной политики в РФ.

17. Структура региональной политики

18. Структура стратегии развития региона.

19. Нормативно-правовая база организации и деятельности органов государственной власти в РФ.

20. Полномочия субъектов Российской Федерации.

21. Принципы организации региональных органов государственной власти.

22. Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации

23. Современные проблемы федерализма.

24. Государственное регулирование регионального развития

25. Прогнозирование и программирование регионального развития.

26. Региональные целевые программы и их роль в системе управления

27. Региональное управление

28. Научные модели регионального управления

29. «Синергетическая» модель управления регионом

30. Модели управленческого поведения региональной администрации

31. Региональная идеология

32. Региональная безопасность

33. Этносоциальная стратификация

34. Региональные конфликты.

Для закрепления лекционного материала предусматривается проведение практических занятий, написание рефератов и контрольных работ.

Дисциплина «Регионоведение» даёт знания и навыки, используемые при изучении дисциплин «Теория социальной работы», «Экономика», «История благотворительности», политология, социология «Отечественная история» и др..

Учебная практика по дисциплине не предусмотрена

Тезисы лекций приведены в приложении №1 УМК дисциплины

Развернутый план практических занятий и методические указания к их выполнению приведены в приложении № 2 УМК дисциплины

Содержание заданий для самостоятельной работы студентов и методические указания к их выполнению приведены в приложении № 3 УМК дисциплины

Методические указания по написанию рефератов по дисциплине приведены в Приложении № 3 УМК дисциплины.

Материалы для текущего и промежуточного контроля, методические указания для подготовки к ним приведены в приложении №4 УМК дисциплины

Методические указания по подготовке к зачету приведены в приложении № 5 УМК дисциплины.

Программа ориентирована на подготовку ценных и уникальных специалистов, которые хорошо разбираются во всех тонкостях и характерных чертах изучаемого региона: от государственного устройства и приоритетных направлений внешней политики до культурных и национальных особенностей местных народов. Направление «Зарубежное регионоведение» обеспечивает подготовку специалистов по конкретному региону, отдельной стране или группе стран. На кафедре теории и истории международных отношений готовятся специалисты по следующим профилям: Китай, страны Арабского Востока, Россия и сопредельные регионы.

Цель программы

Подготовить высококвалифицированных специалистов в области Зарубежного регионоведения.

Конкурентные преимущества программы

Студенты углубленно изучают полный комплекс дисциплин, связанных регионом специализации (Китай, Арабский Восток или Россия). В рамках направления «Зарубежное регионоведение» обязательно изучаются два языка, один из которых язык региона специализации. Специализированные курсы читают для студентов не только представители Факультета гуманитарных и социальных наук, Экономического факультета и Юридического института РУДН, но и ведущие эксперты из МГИМО (У) МИД, ИСАА при МГУ, Института Дальнего Востока РАН и др.

У студентов-регионоведов есть возможность пройти языковую стажировку в вузах региона специализации, что благоприятствует усвоению языка.

Профиль Евразийские исследования: Россия и сопредельные регионы ориентирован на иностранных студентов, которые хотят изучать не только русский язык, но и в полной мере понять русскую культуру, историю, менталитет. Первые два года основные дисциплины читаются на английском языке, а часть посвящена всестороннему изучению русского как иностранного. На 3-4 курсе, когда студент уже хорошо читает, пишет и говорит по-русски, дисциплины преподаются только на русском языке.

Основные изучаемые специальные дисциплины:

  • История региона специализации;
  • Экономика региона специализации;
  • Внешняя политика региона специализации;
  • Культура региона специализации;
  • Современная внешняя политика России в регионе специализации;
  • Политическая география региона специализации;
  • Общественно-политическая мысль региона специализации;
  • Китайский транснациональный бизнес;
  • Инвестиционные стратегии арабских компаний;
  • History of Russia;
  • Economy of Russia;
  • Cultural values in Modern Russia;
  • Political system of Russia;
  • Ведение бизнеса в России;
  • Финансовая система России.

Стажировки и практики:

Во время учебной практики студенты прикрепляются для проведения своих научных изысканий к библиотекам Института Дальнего Востока РАН, Института востоковедения РАН, Института Африки РАН и др.

Производственная практика проходит в ведущих частных и государственных структурах РФ (МИД РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры РФ, Ростуризм, Россотрудничество, Росмолодежь и др.)

Языковые стажировки: Иорданский университет (г. Амман, Иордания), Шаньдунский университет (г. Цзинань, КНР), Даляньский университет иностранных языков (г. Далянь, КНР), Сианьский университет иностранных языков (г. Сиань, КНР), Сямэньский университет (г. Сямэнь, КНР), Университет Мухаммеда V (г. Рабат, Марокко).

Карьера и трудоустройство:

Успешно освоив образовательную программу, студент приобретает навыки работы с представителями изучаемой страны в различных областях. Превосходное владение иностранными языками, в частности, китайским и арабским, знаниями в области экономики, права, международных отношений, истории, географии, делового этикета и этнологии позволяет регионоведу найти себя совершенно в разных профессиях, в том числе стать аналитиком в научно-исследовательских организациях, редактором, корреспондентом СМИ, консультантом, торговым представителем, переводчиком в государственных или частных структурах.

Выпускники программы обладают следующими компетенциями

В результате обучения выпускник обладает общекультурными и общепрофессиональными компетенциями, а также готов применять свои навыки в области образовательной, информационно-аналитической, культурной и просветительской, научно-исследовательской, редакционной деятельности.

Объекты профессиональной деятельности выпускников:

Объектами профессиональной деятельности бакалавров регионоведов выступают политические, социальные, экономические, демографические, лингвистические, культурные, религиозные и иные явления и процессы, происходящие на региональном и государственном уровнях.

Тематики научных исследований:

  • История отдельных стран региона.
  • Региональные международные отношения, внешняя политика и дипломатия стран региона.
  • Особенности политического процесса в регионе.
  • Социально-экономическая составляющая политических решений в регионе специализации.
  • Правовая база политического взаимодействия стран региона.

Инфраструктура:

  • Технически оснащенные аудитории, расположенные на факультете гуманитарных и социальных наук;
  • Отраслевой отдел научной библиотеки;
  • Доступ к отечественным и зарубежным электронным информационным базам данных;
  • Студенческие кафе и столовая.

Внеучебная жизнь:

На кафедре теории и истории международных отношений активно проводятся научные и культурно-массовые мероприятия при участии регионоведов. Студенты встречаются с ведущими представителями академической и дипломатической сфер, участвуют в научно-практических конференциях Университета и других вузов, активно задействованы в работе Студенческого комитета факультета. В рамках направления действует научное студенческое общество «Востоковед», динамично развивается модельное движение. С 2018 г. проводится Модель заседания министров ШОС. Регионоведы принимают активное участие в фестивалях иностранных языков, организуют дни изучаемых стран, посещают музеи, экспозиции, кинофестивали, музыкальные, театральные и даже кулинарные события, посвященные Китаю, арабским странам и России.