Упрощенная и усложненная схема анализа лирического произведения. План анализа лирического произведения

План анализа лирического произведения

(2 вариант)

І. Дата написания

II. Биографический комментарий с использованием фактического материала

ІІІ. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.)

IV. Идейное содержание:

1. Ведущая тема

2. Основная мысль

3. Эмоциональная окраска чувств

4. Внешние впечатления и внутренняя реакция на него.

V. Структура стихотворения

1. Основные образы стихотворения

2. Основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, ирония, сарказм, олицетворение.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и др. Поэтический синтаксис (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсия).

4. Стихотворный размер

5. Рифма

6. Звукопись (аллитерация, ассонанс)

7. Строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, Онегинская строфа).

Попытаемся раскрыть пункты этой схемы, этого плана разбора лирического произведения.

1) Как уже отмечалось ранее, что смысловым центром стихотворения является описание той или иной ситуации, зачастую связанной с биографией поэта. От этого следует отталкиваться. Ситуация, воплощенная в этом материале, который представляет поэту язык, называется темой стихотворения. Нередко тема уже заявлена в названии: «Тоска по родине»; «Зимнее утро». Иногда название имеет символическое звучание: таков лермонтовский «Парус» или тютчевский «Фонтан». Если же стихотворение не имеет названия, нужно научиться выделять в нем «ключевые слова» - те, которые насыщены максимальной информацией. Например: темой пушкинского «Я вас любил» является переживание уходящей любви. Итак, тема – это то, о чем говорится в стихотворении.

2) Автор выбирает ту или иную тему потому, что увидел в ней что-то новое, интересное, то, о чем он хочет поведать читателю. Это «что-то» называется идеей. В ней отражено авторское восприятие описываемой ситуации: либо навеянные ею мысли, либо связанный с нею эмоциональный порыв, а чаще всего и то и другое вместе. Охарактеризовать идею сложнее, чем тему. Чтобы определить идею, после прочтения нужно задаться вопросом: а зачем поэту понадобилось обращаться к этой теме, что он хочет сообщить с её помощью? Или зайти с другой стороны: что нового я открыл для себя, прочитав стихотворение? Наверное, каждый ответит на эти вопросы по-своему. «Идея» - понятие субъективное и однозначного решения здесь не может быть в принципе.

3) Надо заметить, что во многих лирических стихотворениях часто присутствует конфликт. В этом случае отдельные образы противопоставляются друг другу. Например: лирический герой (своеобразны двойник автора, названный в тексте или скрытый в его образной ткани) противостоит окружающему; реальность данного момента – воспоминанию; покой – движению; небо – земле. Конфликт требует развития и реализуется в лирическом сюжете. Существует и бесконфликтная лирика (в пейзажных стихотворениях) .

4) Следующая часть анализа связана с определением жанровых особенностей стиха. Надо заметить, что поэт не свободен в выборе, он связан литературными обычаями и нормами, царящими в ту или иную эпоху. Есть определенные, установленные образцы. Жанр – это и есть сформулированная традицией норма отбора типовых жизненных ситуаций и средств их воплощения в поэтическом тексте. Самый популярный жанр мировой лирики – элегия. Но жизнь вносит в поэзию новые ситуации, и возникают их художественные воплощения. Например, А. Ахматова внесла жанр «отрывка»; В. Маяковский – жанр политической «агитки». Жанр, вообще, понятие живое и подвижное.

5) Формальные средства построения стихотворения .

1) Размер. Он создается чередованием сильных и слабых слогов.

Анализ лирического произведения - это весьма непростой вариант темы сочинения. Ваша задача состоит не в попытке пересказать прозой поэзию, ведь лирическое стихотворение не переложение какого-то прозаического замысла, а воплощение особого поэтического состояния художника, и, анализируя лирику, вы тоже должны суметь "войти" в подобное состояние. Как пишет Е.Полтавец, "Лирическое стихотворение - это выдох гнева на несовершенство устройства жизни, на смерть, отнявшую дорогое существо, выдох тихой благодарности судьбе за жизнь, за тихий вечер, за бескрайний небосвод. (…) Лирика - это всегда о чем-то очень сокровенно личном - не только тогда, когда поэт говорит об интимных переживаниях, но и тогда, когда гражданские чувства переполняют душу поэта". Но лирика - сокровенное не только для поэта, но и для читателя. Поэтому ваша работа должна включать рассуждения о вашем восприятии произведения, вашем отклике на него, и с этого предпочтительно начинать сочинение. Вы можете, особенно не увлекаясь собственно теорией стиха, рассказать о вашем понимании произведения и о том, чем такое понимание вызвано (какими средствами автор этого понимания добивается).

Истолковать произведение значит приблизиться к авторскому замыслу. Сделать это можно, следуя путем так называемого "медленного чтения" - от первого стиха к последнему, рассматривая каждую стихотворную строку, ее содержание и форму, звучание, образы, логику развития авторского чувства или мысли как шаг на пути к разгадке авторской идеи.

Можно выбрать другой путь: сказать о том, что сразу бросилось в глаза в тексте, что тут же обратило на себя ваше внимание, поразило, затронуло, задело, и через это как за одно звено вытащить всю "цепь смыслов" произведения.

Схема анализа лирического произведения 1:

  1. Рассуждения "Я и поэзия; я и прочитанное стихотворение".
  2. Дата, сведения из истории создания стихотворения; при необходимости связь стихотворения с фактами биографии автора; кому посвящено стихотворение; прототипы и адресаты стихотворения.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Идейно-тематическое содержание стихотворения:
    • ведущая тема;
    • основная мысль, ее развитие;
    • эмоциональная окраска и способы ее передачи; развитие чувств;
    • общественное или личностное звучание преобладает в стихотворении.
  5. Особенности композиции стихотворения.
  6. Особенности стихотворной формы 2:
    • размер; особенности ритмики;
    • рифма и способы рифмовки;
    • специфика строфики;
    • стилистические фигуры; художественные приемы (тропы: метафорика; эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии, литоты; художественное значение тропов);
    • звуковые приемы (звукопись).
  7. Основные образы стихотворения, их специфика и художественное значение. Личностное истолкование образов стихотворения.
  8. Образ лирического героя; сопоставление автора и лирического героя.
  9. Место стихотворения в творчестве автора.
    1. Порядок разбора пунктов схемы произволен, вы сами выбираете логику рассуждений и последовательность раскрытия идейно-художественного содержания стихотворения.
    2. Этот пункт схемы обязателен только в том случае, когда анализ формальных особенностей стихотворения помогает раскрыть его образность и истолковать смысл. Просто демонстрировать техническое умение отличить четырехстопный хорей от трехстопного амфибрахия не следует.

Перед началом знакомства с темой и выполнением заданий обязательно познакомьтесь с теорией к темам №7 (Лирический род литературы: Жанры лирики) и №8 (Лирический род литературы: Начала стиховедения), так как вся сложная стиховедческая терминология объяснена там. Повторяться мы не будем.

При выполнении работы внимательно читайте план анализа стихотворения.

  • В.А.Жуковский. Стихотворения: "Светлана"; "Море"; "Вечер"; "Невыразимое"
  • А.С.Пушкин. Стихотворения: "Деревня", "Бесы", "Зимний вечер", "Пущину" ("Мой первый друг, мой друг бесценный…", "Зимняя дорога", "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд…", "Анчар", "Редеет облаков летучая гряда…", "Узник", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Поэт и толпа", "Осень", "…Вновь я посетил…", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Дар напрасный, дар случайный…", "19 октября" (1825 г.), "На холмах Грузии", "Я вас любил…", "К ***" ("Я помню чудное мгновенье…"), "Мадона", "Эхо", "Пророк", "Поэту", "К морю", "Из Пиндемонти" ("Недорого ценю я громкие права…"), "Я памятник себе воздвиг…"
  • М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: "Смерть Поэта", "Поэт", "Как часто, пестрою толпою окружен…", "Дума", "И скучно, и грустно…", "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою…"), "Расстались мы, но твой портрет…", "Я не унижусь пред тобою…", "Родина", "Прощай, немытая Россия…", "Когда волнуется желтеющая нива…", "Нет, я не Байрон, я - другой…", "Листок", "Три пальмы", "Из-под таинственной, холодной полумаски…", "Пленный рыцарь", "Сосед", "Завещание", "Тучи", "Утес", "Бородино", "Тучки небесные, вечные страни ки…", "Узник", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу…"
  • Н.А.Некрасов. Стихотворения: "Я не люблю иронии твоей…", "Рыцарь на час", "Умру я скоро…", "Пророк", "Поэт и гражданин", "Тройка", "Элегия", "Зине" ("Ты еще на жизнь имеешь право…"); другие стихи по вашему выбору
  • Ф.И.Тютчев. Стихотворения: "Осенний вечер", "Silentium", "Не то, что мните вы, природа…", "Еще земли печален вид…", "Как хорошо ты, о море ночное…", "Я встретил вас…", "Чему бы жизнь нас ни учила…", "Фонтан", "Эти бедные селенья…", "Слезы людские, о слезы людские…", "Умом Россию не понять…", "Я помню время золотое…", "О чем ты воешь, ветр ночной?", "Тени сизые сместились…", "Как сладко дремлет сад темно-зеленый…"; другие стихи по вашему выбору
  • А.А.Фет. Стихотворения: "Я пришел к тебе с приветом…", "Еще майская ночь…", "Шепот, робкое дыханье…", "Это утро, радость эта…", "Севастопольское сельское кладбище", "Облаком волнистым…", "Учись у них - у дуба, у березы…", "Поэтам", "Осень", "Какая ночь, как воздух чист…", "Деревня", "Ласточки", "На железной дороге", "Фантазия", "Сияла ночь. Луной был полон сад…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.А.Бунин. Стихотворения: "Последний шмель", "Вечер", "Детство", "Еще холоден и сыр…", "И цветы, и шмели, и трава…", "Слово", "Витязь на перепутье", "У птицы есть гнездо…", "Сумерки"
  • А.А.Блок. Стихотворения: "Вхожу я в темные храмы…", "Незнакомка", "Сольвейг", "Ты - как отзвук забытого гимна…", "Земное сердце стынет вновь…", "О, весна без конца и без краю…", "О доблестях, о подвигах, о славе…", "На железной дороге", циклы "На поле Куликовом" и "Кармен", "Русь", "Родина", "Россия", "Утро в Кремле", "О, я хочу безумно жить…"; другие стихи по вашему выбору; поэма "Двенадцать"
  • А.А.Ахматова. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Ты знаешь, я томлюсь в неволе…", "Перед весной бывают дни такие…", "Заплаканная осень, как вдова…", "Я научилась просто, мудро жить…", "Родная земля"; "Мне ни к чему одические рати…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Мужество"; другие стихи по вашему выбору
  • С.А.Есенин. Стихотворения: "Гой ты, Русь моя родная…", "Не бродить, не мять в кустах багряных…", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Мы теперь уходим понемногу…", "Письмо матери", "Отговорила роща золотая…", "Я покинул родимый дом…", "Собаке Качалова", "Русь Советская", "Запели тесаные дроги…", "Неуютная жидкая лунность…", "Спит ковыль. Равнина дорогая…", "До свиданья, друг мой, до свиданья…"; другие стихи по вашему выбору
  • В.В.Маяковский. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Нате!", "Вам!", "Скрипка и немножко нервно", "Мама и убитый немцами вечер", "Дешевая распродажа", "Хорошее отношение к лошадям", "Левый марш", "О дряни", "Сергею Есенину", "Юбилейное", "Письмо Татьяне Яковлевой"; другие стихи по вашему выбору
  • По 10-15 стихотворений (по вашему выбору): М.Цветаевой, Б.Пастернака, Н.Гумилева.
  • А.Твардовский. Стихотворения: "Я убит подо Ржевом…", "Я знаю, никакой моей вины…", "Вся суть в одном-единственном завете…", "Памяти матери", "К обидам горьким собственной персоны…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.Бродский. Стихотворения: "Я входил вместо дикого зверя…", "Письма римскому другу", "К Урании", "Стансы", "Ты поскачешь во мраке…", "На смерть Жукова", "Ниоткуда с любовью…", "Примечания папоротника"
Рекомендованная литература к работе 8:
  • Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. - М.: Наука, 1974.
  • Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972.
  • Поэтический строй русской лирики. Сб. - Л.: Наука, 1973.
  • Три века русской поэзии. - М.: Просвещение, 1986.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Комплексный анализ лирического произведения, как и любого художественного текста, строится в соответствии с определенной логикой. Знание логической структуры анализа поэтического текста позволит учащемуся написать любую творческую работу (сочинение, отзыв и др.), в основе которой предполагается разбор поэтического текста. Приведем примерный план анализа стихотворения.

1. История создания лирического произведения.

2. Особенности жанра данного лирического произведения

3. Выявление идейно-тематического своеобразия (проблематики) лирического произведения, ее воплощение в художественной ткани произведения.

4. Особенности композиции лирического произведения.

5. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта (связь автора и лирического героя, наличие лирического сюжета, в основе которого изображение чувств, настроения, движения души).

6. Анализ художественно-выразительных средств, используемыхв стихотворении; их роль в раскрытии замысла поэта.

7. Анализ лексических средств, используемых в стихотворении: их идейно-художественное значение.

8. Анализ синтаксических фигур, используемых в лирическом произведении; их идейно-художественная роль.

9. Анализ риторической фонетики, используемой в стихотворении, ее роль.

10. Определение стихотворного размера. Как использование данного стихотворного размера раскрывает поэтический замысел.

11. Место и роль данного лирического произведения в контексте творчества поэта, в литературном процессе в целом.

В лирическом произведении мы не анализируем ни сюжета, ни персонажей, ни предметных деталей. Встречающиеся в лирических произведениях детали портрета, мир вещей выполняют исключительно психологическую функцию. Например, в стихотворении «Смятение» А.А. Ахматовой «…красный тюльпан, / Тюльпан у тебя в петлице» является ярким впечатлением лирической героини, косвенно обозначая напряженность лирического переживания.

Наибольшую трудность для анализа представляют те стихотворения, в которых намечено некое подобие сюжета и системы персонажей. В данном случае возникает соблазн перенести основные принципы и приемы анализа эпического, драматического произведения на лирическое, но это в корне неправильно, так как основная функция лирического сюжета — психологическая. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Нищий» возникает образ, который, на первый взгляд, имеет и социальное положение, и возраст, и внешность, но на самом деле все эти приметы, характеризующие образ, необходимы автору для того, чтобы эмоционально и убедительно передать главную идею произведения: здесь нет нищего как конкретного человека, а есть чувство отвергнутости лирического героя.

Собственное отношение к лирическому произведению должно строиться на основе понимания авторской позиции, роли данного произведения в контексте творчества поэта, выявления роли художественно-выразительных средств, синтаксических и стилистических приемов. Необходимо раскрыть своеобразие лирического героя в данном стихотворении, найти сквозные лейтмотивы поэтического произведения; охарактеризовать общее лирическое настроение произведения, его пафос; проанализировать причины изменения эмоционального со-стояния поэта.

При анализе лирического произведения не должны исчезнуть авторская позиция, симпатии и антипатии поэта, которые пронизывают всю ткань лирического произведения — от особенностей языка до построения текста в целом. И поэтому любой литературный разбор должен основываться на понимании авторского пня к изображаемому.

Основные требования к анализу лирического произведения можно сформулировать так:

1. Соответствие содержания анализа предложенному тексту стихотворения.

3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность тех позиций, которые защищаются.

4. Логичность и последовательность в изложении материала.

5. Самостоятельность в подходе к анализу лирического произведения.

6. Единство стиляизложения, ясность, точность, доступность, образность языка.

7. Точность в использовании цитат (при анализе лирического произведения цитирование обязательно). .

8. Рациональное сочетание анализа текста художественного произведения литературной критики и собственных рассуждения пишущего.

9. Отсутствие фактических ошибок и неточностей.

10. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Лирическое произведение — самостоятельный, но не замкнутый мир, поэтому на начальном этапе анализа лирической: произведения необходимо: упомянуть об истории и времени создания поэтического текста; соотнести художественное произведение с конкретным периодом творчества поэта; рассказать об идеологических и культурных влияниях, оказываемых на лирическое произведение; объяснить (если есть посвящение), кому посвящено стихотворение.

Творческая история лирического произведения — важная часть содержательного анализа текста; один из путей проникновения в замысел поэта, в его идейно-нравственную позицию: способ познания индивидуальности творческого труда стихотворца, характер движения его мыслей, чувств; поиск адекватной выразительности художественной формы. Обращение к истории создания лирического произведения в процессе анализа художественного текста не должно носить формальный характер. Важно, чтобы выбор того или иного аспекта творческой истории лирического произведения, заявленный в анализе, был обусловлен имеющимися документальными фактами, поддержан содержательным материалом художественного текста. Поскольку работа писателя над конкретным лирическим произведением весьма индивидуальна, следует в выборе материалов творческой истории и в определении их места в процессе анализа художественного произведения опираться на текст, который поможет определить, насколько история создания важна при анализе лирического произведения на различных этапах работы поэта: замысел, первые планы, наброски к вариантам черновиков и беловой рукописи, к авторским корректурам, предшествующим первым и последующим прижизненным публикациям в литературных журналах, сборниках, собраниях сочинений). Отталкиваясь в анализе лирического произведения от истории создания, легче преодолеть ограниченность восприятия художественного текста, понять индивидуальность поэта, особенности его чувств, мыслей. Знание первичного смысла, набросков, фотокопий черновых и беловых рукописей, в которых поэт что-то зачеркивает, вставок над строкой и на полях, рисунков, графических «отступлений» способствуют проникновению в духовный мир поэта, его раздумья, волнения, иногда мучительные поиски слов, рифмы, ритмических конструкций.

В отдельных случаях при анализе лирических произведений необходимо подробно изложить историю создания поэтического текста, так как это главный ключ к постижению глубин его co держания. В других случаях, наоборот, следует указать лишь период творчества автора, либо кратко сопоставить с другими произведениями, созданными в тот же промежуток времени.

Каждое из стихотворных произведений возникло на основании определе-нного чувства, испытываемого поэтом, или какого-либо размышления. Это чувство, мысль конкретного человека, живущего в определенную историческую эпоху, именно поэтому каждое стихотворение имеет свою неповторимую творческую историю. Ее выявление позволяет понять произведение во всей его неповторимости, обусловленной временем, историей, личностью поэта.

История создания лирического произведения должна органически включаться в процесс его анализа как составная, неотъемлемая часть.

Возможные варианты начала анализа лирического произведения

1. Отроческие и юношеские годы А.С. Пушкина прошли в Царскосельском лицее, где произошло формирование его жизненной позиции, социальных и политических взглядов. Изучая древнюю литературу и историю и находясь под сильным влиянием художественного направления классицизм, А.С. Пушкин в 1814 году пишет стихотворение «Лицинию», в котором обращается к истории Древнего Рима.

2. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» А.С. Пушкина написано после поражения восстания на Сенатской площади Петербурга в 1825 году и адресовано сосланным в Сибирь декабристам.

3. После Октябрьской революции А.А. Ахматова пишет о родине тех лет. В стихотворении «Петроград, 1919» поэтесса выражает свое отношение к России, которая является ее неотъемлемой частью:

Никто нам не хотел помочь

За то, что мы остались дома,

За то, что город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя

Его дворцы, огонь и воду.

Вопрос об эмиграции, об отъезде никогда не стоял для Ахматовой: она решила разделить судьбу своей родины до конца.

4. В мае 1913 года в Коктебеле Марина Цветаева написала из-вестное стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…», которое впоследствии вошло в первый поэтический сборник по-этессы «Вечерний альбом». Уже в этом раннем стихотворении поэтесса бросила своеобразный вызов устоявшемуся в поэзии:

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

5. Свой поэтический путь Н.А. Некрасов начал со стихотворения «В дороге». Путь, дорога, странствия стали ведущим моти-вом всей лирики поэта.

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Следующим этапом анализа лирического произведения является выявление принадлежности поэтического текста к определенному лирическому жанру (стихотворение, ода, сонет, элегия, послание, эпиграмма, эпитафия, романс, песня, гимн, стансы).

Если обратить ся к истории литературы, то разделение ее на лирику, эпос и драму , как правило, определялось следующими факторами: степенью присутствия автора, временем совершающегося в произведении события, отношением художника к действительности и особенностями поэтического содержания каждого рода.Современные исследователи, определяя особенности лирики как литературного рода, основываются на тех же самых основаниях. В.Д. Сквозников считает: «Эмоциональность (чувство) лишь предосновой собственно лирического выражения характера. Оно выступает совершенно необходимым, но предварительным условием лирической поэзии». Отличительная особенность лирики, по его мнению, — «художественная мысль, данная в форме непосредственного переживания». Л.Я. Гинзбург в свою очередь подчеркивает в лирике еще одну черту, сближающую поэзию с музыкой: «Лирика — род литературы, в особенности устремленный к общему. Изображение человека в лирике более или менее суммарно, и она вовсе не располагает теми средствами истолкования и обобщения единичного характера, какими располагает проза».

В лирике субъект изображения (поэт) одновременно является и объектом художественного произведения. Действительность дана в лирике не самостоятельно, а как бы растворена в реакции поэта на мир. Совмещение в одном лице творца лирического произведения и его художественного материала требует от читателя особой «активности» ассоциаций. Читатель в процессе анализа сам воссоздает объективный мир стихотворения, используя свои жизненные впечатления. Восприятие лирики осложнено необходимостью прямого эмоционального контакта читателя с поэтом. Это при анализе лирического произведения создает опасность произвольной, субъективной подмены авторских ассоциаций читательскими.

Лирика предъявляет к читателю, стремящемуся адекватно проанализировать стихотворение, особые, достаточно сложные требования.

Искусство разнообразно, бесконечно, как сама жизнь, которую оно отражает, пытается понять, осмыслить, преобразить.

Лирика в свою очередь подразделяется также на произведения разных видов, жанров. Жанр — это определенный склад произведения искусства, его постоянная основа, сочетание определенных признаков, объединяющих произведения данного вида. Жанр не является чем-то внешним по отношению к смыслу произведения. Это не свод правил художественного оформ-ления идеи произведения, а, наоборот, глубокое выражение отношения писателя к предмету изображения. Для читателя, анализирующего художественное произведение, подзаголовок книги, следующий за названием и определяющий жанр произ-ведения, имеет огромное значение. Жанр задает определенную тональность всему произведению, вызывает у читателя те или иные ожидания. Говоря об основных особенностях жанров лирических произведений, можно сопоставить их с древними по-кровительницами искусства — музами. В греческой мифологии девять сестер, дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины, были спутницами Апполона, покровителя солнца и искусств. Ос-тановимся на тех музах, которые связаны с лирикой как родом литературы. Полигимния — строгая и благородная муза торжественных песнопений, гимнов. В ее жестах энергия порыва и сдержанность. Гимн — литературный жанр, берущий свое начало в глубокой древности и существующий до сих пор. Гимн прославляет какое-либо событие, человека, образ; он рожден восхищением, торжественен, мощен, величав. В этом главная особенность жанра. Гимн может быть написан и нерифмованным, свободным стихом, но сильная, торжественная мелодия в нем есть всегда. Жанр, собирая определенные признаки произведений искусства, становится хранителем памяти в искусстве. От гимна ожидаем торжественности, звучности, мощи, от лю-бовной песни — душевной искренности, взволнованности. Эрато — муза любовной поэзии. Ей присущи одновременно нежность и страдание. Стихотворения, проникнутые грустью, называют элегиями. В них чаще всего звучат мотивы любви, разлуки с родиной, размышления о природе, неудовлетворен-ность обществом. Евтерпа — верховная муза всей лирической поэзии, которой были отданы все другие поэтические жанры.

Обычно муза изображалась с двойной флейтой в руке, нежная и изящная, легкая и дерзкая. При чтении лирической поэзии важно ощутить родство читателя и поэта, чтобы услышать музыку и смысл стиха. Читатель и поэт должны слиться в едином чувстве, как две флейты в руках у Евтерпы. Тогда стихотворение звучит, открывается его глубинный смысл. Обращенность лирической поэзии к читателю особенно заметна в таком жанре, как послание.

Выбор жанра свидетельствует об отношении поэта к изображаемому, поэтому при анализе лирического произведения необходимо указать, к какому жанру принадлежит художественный текст, а в отдельных случаях выделить характерные жанровые черты, помогающие в постижении идейно-тематического своеобразия стихотворения. В некоторых случаях знание жанровой природы произведения помогает в анализе, указывая на какие стороны следует обратить более пристальное внимание.

Однако не все лирические произведения имеют четкую жанровую структуру. Например, неопределимы в жанровом отноше-нии такие лирические произведения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночнаямгла…»,М.Ю.Лермонтова «Парус», «Пророк» и др.

Основные лирические жанры:

Стихотворение — лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами, передающими мысли, эмоции лирического героя. (Например, А.А. Блока «Россия», А.А. Ахматовой «Мужество» и др.)

Элегия — жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму. Основные вопросы, раскрываемые в элегии: смысл жизни, человеческого существования, место поэта в мире, философские раздумья (например, элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило», «Безумных лет угасшее веселье…», А.А. Ахматовой «Мартовская элегия» и др.).

Стансы — в русской поэзии XVIII — начала XIX века произведения элегической лирики (чаще медитативные, реже любовные), написанные обычно четверостишиями, чаще всего четырехстопным ямбом (например, стансы А.С. Пушкина «В надежде славы и добра…»).

Эпиграмма — (в переводе с греческого epigramma означает «надпись») 1) небольшое лирическое стихотворение в античной литературе, написанное на произвольную тему элегическим дистихом; 2) небольшое по объему сатирическое стихотворение, построенное, как правило, на контрасте (например, эпиграмма А.С. Пушкина: «Змея ужалила Маркела». / — «Он умер?» — «Нет, змея, напротив, околела!» и др.).

Сонет — лирическое стихотворение, состоящее из четырна-дцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета); в катренах повторяются только две рифмы, в терцетах — две или три. Расположение рифм допускает различные варианты (например, сонет Н.С. Гумилева «Как конквистадор в панцире железном…» и др.).

Эпитафия — надгробная надпись в стихотворной форме: небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему.

Песня — жанр письменной поэзии, выражающий опреде-ленное идейно-эмоциональное отношение; основа для после-дующих музыкальных обработок.

Гимн — торжественная песнь, принятая как символ государ-ственного или социального единства (например, гимн России С.В. Михалкова и др.). Виды гимнов: военные, государственные, религиозные.

Ода — жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение (например, оды М.В. Ломоносова, ода Г.Р. Державина «Фелица» и др.). Виды од: хвалебная, праздничная, плачевная

Послание — стихотворное произведение, написанноев форме письма или обращения к какому-либо лицу (например, послания А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» и др.)

Романс — небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражения переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть положено на музыку (например, романс С.А. Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» и др)..

Возможные варианты написания данной части анализа лирического произведения

1. Для прославления победы русского оружия М.В. Ломоносов выбирает жанр оды: «Ода на взятие Хотина»), так как поэту необходимо выразить гражданско-патриотическое содержание. Победоносная ода открывается «бурным» приступом:

Восторг внезапный ум пленил,

Ведет на верх горы высокой…

Само построение оды, ее торжественно-патетический стиль, использование лексики высокого «штиля», особая риторичность, метафоричность языка способствуют эмоциональному воздействию на читателя.

2. Стихотворение А.С. Пушкина «Пущину» написано в жанре послания и адресовано лучшему другу поэта — лицейскому товарищу Ивану Пущину.

3. Пушкинское послание «К Чаадаеву» обращено не только к близкому поэту, но и к отдаленному чителю. Сама форма послания позволяет поэту личностно обратиться к читателю, воодушевить его своими стремлениями, идеалами:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

4. Размышляя о народе, народной судьбе уже в поздний период творчества Н.А. Некрасов пишет «Элегию», в основе которой грустные мысли поэта о крестьянском мире, в котором мало что изменилось. Выбранный жанр позволяет Некрасову максимально обобщить мир народа, народных характеров, поэтому «Элегия» начинается с обращения к юношеству, будущему России:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она.

План анализа лирического произведения

1. Дата написания стихотворения с использованием фактического материала.

2. Биографический комментарий.

3. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.)

4. Идейное содержание:

а) ведущая тема;

б) основная мысль;

в) эмоциональная окраска чувств;

г) внешние впечатления и внутренняя реакция на него.

5. Анализ структуры произведения:

а) основные образы;

б) основные изобразительные средства (эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, олицетворения, оксюморон, перифраза);

в) речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора, риторический вопрос, рефрен);

г) стихотворный размер, рифма;

д) звукопись (аллитерация, ассонанс);

е) строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, онегинская строфа).

Помните:

2.При анализе нельзя забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в ключевых словах, с помощью которых и выражается переживание лирического героя.

3. Излагая содержание каждой части стихотворения, покажите мысли, чувства лирического героя; объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства.

4. Обязательно надо рассказать о том, какое впечатление произвело на вас стихотворение. Какие строки показались вам наиболее значительными и почему?

Некоторые литературоведческие термины. Раздел «Лирика»

Лирика - один из трех родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жиз­ни, собственное «я» поэта. Охватывает множество стихотворных жанров: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение и т.д. Любое явление и собы­тие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэта, благодаря масштабности и глубине личности авто­ра, обретает общечеловеческое значение.

Лирический герой - образ того героя в лирическом произведении, пережи­вания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отож­дествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.

Мотивы образ, повторяющийся в одном произведении или во многих произведениях одного или нескольких писателей.

Тема - круг событий, фактов реальной жизни, оказавшихся в основе произведения, его жизненный материал.

Пафос (от греческого pathos - страдание, вооду­шевление, страсть) - это эмоциональная направленность произведе­ния (трагический, героический, сатирический пафос и др.).

Жанры лирики:

    Ода – торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. («Вольность»)

    Элегия - жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. («Погасло дневное светило»)

    Послание – обращение к другому лицу. («К Чаадаеву»)

    Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное к определенному лицу. («На Воронцова»)

    Эпитафия - надгробная надпись или стихотворение, посвященное памяти усопшего.

    Песня – жанр восходит к традициям устного народного творчества. («Песнь о вещем Олеге»)

    Романс - стихотворение лирического или героического содержания, сочиненное для исполнения в качестве музыкального произведения.

    Сонет - стихотворение из 14 строк. (Подробно см. далее)

    Сатира обличает и высмеивает пороки людей и общества. (Стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся»)

    Лирические стихотворения

    Мадригал - небольшое и хвалебное лирическое стихотворение, близкое по структуре эпиграмме, но противоположное ей по содержанию.

    Стансы - это емкие стихотворения с замкнутыми (законченными по смыслу и синтаксически) строфами по четыре ямбических стиха в каждой, насыщенные размышлениями о жизни. («В надежде славы и добра...»)

    Белый стих - нерифмованный стих.

    Кантата - жанр лирического произведения, создаваемого к торжественному случаю. («Леда» Пушкин)

Изобразительно-выразительные средст­ва

1. Тропы - это обороты речи, в которых слова и выраже­ния употребляются в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-либо отношении.

Тропы:

    Эпитет -эмоционально-окрашенное определение предмета (явления), подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. задумчивых ночей », « парус одинокий ») . В народно-по­этическом творчестве распространены так называемые „постоянные эпитеты": добрый молодец, красна девица.

    Олицетворение - вид тропа, когда свойствам неживого предмета приписываются свойства живого. ( Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается ра­дость (Пушкин).

    Метафора - троп, в котором употребляются слова и вы­ражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения. В отличие от сравнения, в котором присутствуют оба члена сопоставления („Как крылья, отрастали беды" Б.Пастернак), метафора - это скрытое сравнение, в котором слова как, как будто, словно опущены, но подразумеваются. Напр.: Очарованный поток " Жуковский; Живая колесница мирозданья " Тютчев.)

    Сравнение - троп, в котором одно явление или поня­тие объясняется посредством сопоставления его с дру­гим. Обычно при этом используются сравнительные союзы: как, будто, словно. («Анчар, как грозный часовой, стоит» Пушкин).

    Метонимия (от греческого metonumia - переиме­нование) - троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии яв­ление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи. („Я три тарелки съел" (Крылов) слово „тарелка" обозначает одновремен­но два явления - кушанье и тарелку.)

    Синекдоха - один из видов метонимии, в основе ко­торого - перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними со­отношения. Иначе говоря, сло­весный прием, посредством которого целое выявляется через свою часть. („И вы, мундиры голу­бые ..." (Лермонтов), т. е. здесь имеется в виду офицеры.)

    Ирония - прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое: Граф Хвостов, поэт, любимый небе­сами , уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (Пушкин).

    Аллегория - троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предме­та или явления действительности. По-другому – иносказание. (Используется в баснях, притчах и в лирике. Напр., под образом кинжала подразумевается образ поэта.)

    Перифраз - один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки. (царь зверей вместо лев)

2. Стилистические фигуры - это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания определенной художественной выразительно­сти. Суть их состоит в особом синтаксическом построе­нии речи.

Стилистические фигуры:

    Аллюзия - одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт - литературный или политический. (Сюжет басни Крылова «Волк на псарне» вызывает в памяти события Отечественной войны, изгнание Наполеона из России.)

    Антитеза - стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление образов, предметов или явлений. («Город пышный, город бедный » Пушкин).

    Анафора - повтор частей относительно самостоятель­ных отрезков, иначе анафора называется единоначалием. Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди. Жди , когда снега метут. Жди , когда жара». К.Симонов)

    Противоположная анафоре эпифора - повтор слова или группы слов в конце нескольких строф.

    Риторическое обращение - придание авторской инто­нации торжественности, патетичности, иронии и т. п. « О вы, надменные потомки ...» (Лермонтов).

    Риторический вопрос - такое построение речи, при ко­тором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усили­вает эмоциональность высказывания. ( И над отечест­вом... взойдет ли наконец прекрасная заря? (Пушкин).

    Рефрен - строка или группа строк, повторяющаяся после очередной строфы стихотворения. (У Лермонтова в стихотворении « Люблю я Кавказ » названная строка повторяется в конце каждой строфы - это и есть рефрен.)

    Оксюморон - соединение логически несовместимых понятий. («живой труп», «весело грустить»)

    Инверсия - нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок. Иначе говоря, обратный порядок слов. ( Люблю Отчизну я , но...» Лермонтов - правильный порядок: я люблю Отчизну.)

    Синтаксический параллелизм - тождественное или сходное расположение материалов, элементов речи в смежных частях текста, которые соотносятся и создают единый поэтический образ. (стройные белые березы - стройные, юные девушки)

    Эллипсис - фигура, с помощью которой достигается особая выразительность, пропуск в речи какого-нибудь легко под­разумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: Богаты мы, едва ли (...) с колыбели (Лермон­тов). Пропущен глагол - вышли.

    Градация - стилистический прием расположения слов и выражений, а также средства художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).

    Умолчание - намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу: Но слушай: если я должна тебе... кинжалом я вла­дею, я близ Кавказа рождена (Пушкин).

    Гипербола (от греческого hyperbole - преувеличе­ние) - художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. ( По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова).

    Литота - понятие, противоположное гиперболе, т.е. художественное преуменьшение . (Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более наперстка (А Грибоедов).

    Анаколуф - стилистический оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения. Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа ». Чехов)

3. Звукопись:

    • Аллитерация - повторение согласных звуков, пре­имущественно в начале слов. П о р а, п е р о п окоя пр осит...» Пушкин. )

    • Ассонанс - повторение гласных звуков, преимуще­ственно ударных, в стихотворной строке.

Особенности поэтической речи и стихосложения

Стих - строка в стихотворном произведении.

Строфа (от греческого strophe - букв, поворот) - в стихосложении - группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторя­ющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно не­велика - от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Про­стейшие строфы - четверостишия и двустишия, кото­рые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе).

I. Строфика:

    Двустишие - простейший вид строфы из двух стихов.

    Терцет - трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB, ВВС, CCD и т.д.

    Катрен (четверостишие) - простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

    Пятистишие (квинтет) - строфа из пяти стихов

    Октава - восьмистишие ABABABCC

    Онегинская строфа - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»)

    Сонет - строфа, которая состоит из 14 строк, сложенный по определенным правилам:

I катрен (четверостишие) – экспозиция темы стихотворения.

II катрен - развивает положения, намеченные в I катрене.

I терцет (трехстишие) - намечается развязка темы.

II терцет - развязка.

(Сонет возник в 13 веке в Сицилии. Сонеты Петрарки, Данте, Шекспира, Тредиаковского.)

II . Метрика - наука о стихотворных размерах

Стопа - повторяющаяся в силлабо-тоническом стихе группа чередующихся ударных и безударных слогов. Стопа является метрической ос­новой стиха, по ней определяется стихотворный раз­мер.

Стихотворные раз­меры силлабо-тонического стиха.

1. Двусложные размеры:

(В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов - ударного и безударного.)

    Хорей - размер, в котором ударение приходит­ся на первый слог.

(„Мча`тся /ту`чи,/ вью`тся/ ту`чи..." Пушкин.)

    Ямб - двусложный размер с ударением на втором слоге.

(„Я вас любил, любовь еще, быть мо­жет..." Пушкин.)

Пиррихий - стопа, состоящая из двух безударных слогов.

(„Три девицы под окном" Пушкин)

Спондей - стопа, состоящая из двух ударных слогов.

(„Швед, русский, колет, рубит, режет"Лермонтов.)

2. Трехсложные размеры:

(Состоят из одного ударно­го и двух безударных слогов.)

    Дактиль - трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

(„В полном разгаре страда деревенская..." Некрасов).

    Амфибрахий - трехсложный метр с ударени­ем на втором слоге.

(„Гляжу, как безумный, на черную шаль..." Пушкин).

    Анапест - трехсложный метр с ударением на третьем слоге.

(„Что ты жад­но глядишь на дорогу..." Некрасов).

III . Рифма - созвучие концов стихов.

Рифмы:

    Мужская рифма - рифма из слов с ударением на последнем слоге

    Женская рифма - рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге.

    Закрытая рифма - рифма из слов, заканчивающихся на согласные звуки.

    Открытая рифма - рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки.

IV . Рифмовка:

Парная рифмовка - в двустишиях, когда рифму­ющиеся строки идут одна за другой. Схема - АА.

Перекрестная - в четверостишии, ког­да 1-я строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-й.

Схема - АБАБ.

Кольцевая - в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется с 4-й, а 2-я с 3-й.

Схема АББА.

Смежная - в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется со 2-й, а 3-я с 4-й.

Схема - ААББ.