Урок алгебры "Неравенства. Решение неравенств"






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока : урок применения знаний, умений, навыков в новой ситуации.

Цели урока :

  • обучающая : в результате урока учащиеся обобщают и систематизируют знания по теме «Неравенства», знакомятся с новым способом решения некоторых логарифмических неравенств.
  • развивающая : в результате урока учащиеся учатся анализировать, выделять главное, доказывать и опровергать логические выводы;
  • воспитательная : в результате урока учащиеся развивают коммуникативные навыки, ответственное отношение к достижению цели.

Оборудование компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

«Решение неравенств» – тема очень актуальная в математике. С неравенствами мы встречались на уроках алгебры, начиная с 8 класса. Мы рассматривали разные виды и разные способы решения неравенств. Сегодня мы вспомним основные виды неравенств, назовём способы их решений и познакомимся с некоторыми приёмами, упрощающими их решения. Слайд 1

Чтобы решать сложные неравенства, надо хорошо знать решение простейших неравенств.

Сообщение учащегося

1. Виды неравенств и их решение.

Вид неравенства Решение
Линейные
Содержащие чётную степень
Содержащие нечётную степень
Иррациональные
Иррациональные
Показательные

Логарифмические

Тригонометрические
При решении используют тригонометрическую окружность или график соответствующей функции

Вопрос учащимся: Какие преобразования используют при решении неравенств?

Учащиеся называют : возведение в чётную или нечётную степень, логарифмирование, потенцирование, применение формул, позволяющие привести неравенство к более простому виду.

Вопрос: Что может произойти с множеством решений неравенства в процессе преобразований?

Учащиеся отмечают, что множество решений либо не меняется, либо расширяется (можно получить посторонние решения), либо сужается (можно потерять решения).

Поэтому важно знать какие преобразования неравенств, являются равносильными и при каких условиях.

Сообщение учащегося

2. Равносильность неравенств.

Перечислим некоторые преобразования неравенств, приводящие данное неравенство к неравенству, равносильному ему на множестве всех действительных чисел.

Назовем преобразования неравенств, приводящие исходное неравенство к неравенству равносильному ему на некотором множестве чисел

  1. Возведение неравенства в чётную степень; (на множестве где обе функции неотрицательны)
  2. Потенцирование неравенства; (на множестве где обе функции положительны)
  3. Умножение обеих частей неравенства на функцию; (на множестве где функция положительна)
  4. Применение некоторых формул (логарифмических, тригонометрических и др.) (на множестве где одновременно определены обе части применяемой формулы)

Фронтальная работа

Вопрос учащимся: Равносильны ли неравенства? Почему?

II. Изучение нового материала

Учитель: В зависимости от интерпретации неравенства различают

  • алгебраический
  • функциональный
  • графический
  • геометрический

подходы в решении неравенств. При алгебраическом подходе выполняют равносильные общие или частичные преобразования неравенств. При функциональном подходе используют свойства функций (монотонность, ограниченность и т.д.). Основой геометрического подхода является интерпретация неравенств и их решений на координатной прямой, координатной плоскости или в пространстве. В некоторых случаях алгебраический и функциональный подходы взаимно заменяемые.

Среди алгебраических методов решения неравенств выделяют:

  • Сведение неравенства к равносильной системе или совокупности систем
  • Метод замены
  • Разбиение области определения неравенства на подмножества

Говорят, что лучше решить одно неравенство, но разными способами, чем несколько неравенств одним и тем же способом. Поиски разных способов решения, рассмотрение всех возможных случаев, критическая оценка их с целью выделения наиболее рационального, красивого, является важным фактором развития математического мышления, уводят от шаблона. Поэтому сегодня мы попытаемся искать наиболее рациональные способы решения неравенств.

Логарифмическое неравенство можно свести к равносильной совокупности систем неравенств

Решите неравенство : (учащиеся работают в группах)

Ответ:

Учитель: Оказывается, что данное неравенство можно решить иначе.

Зная свойства логарифма о том, что log а b < 0, если a и b по разные стороны от 1, log a b > 0, если a и b по одну сторону от 1, можно получить очень интересный и неожиданный способ решения неравенства. Об этом способе написано в статье “Некоторые полезные логарифмические соотношения” в журнале “Квант” № 10 за 1990 год.

В этом видеоматериале пойдет речь о решении неравенств, которые имеют переменную. Они так и называются - неравенствами с одной переменной. Что же является решением таких неравенств? Это такие значения переменной, при которых решаемое нами неравенство становится верным числовым неравенством. А решить неравенство с переменной - значит найти все его решения или доказать, что их нет. Для нахождения этих решений мы используем свойства числовых неравенств, которые рассматривались ранее.

Рассмотренный в видео уроке простой пример показывает, как важно иметь четкий алгоритм решения, иначе говоря, знать правила решения неравенств.

Вот предлагается простое неравенство 2х + 5 < 7. Представим себе, что алгоритма решения у нас нет. Значит, мы будем перебирать все числа и смотреть, какие из них нам подходят, то есть при каких значениях переменной х данное неравенство станет верным числовым неравенством. Просматривая видео, замечаем, что подстановка одних чисел дает нам верное числовое неравенство, а подстановка других этого не дает. Приведенный пример показывает неэффективность данного способа решения.

Обратимся к свойствам числовых неравенств. Мы знаем, что к обеим частям неравенства можно прибавить одно и то же число. От этого неравенство не изменится. Также мы знаем, что обе части неравенства можно делить или умножать на одно и то же положительное число. В видео уроке показано, как, используя эти свойства, можно найти решение заданного неравенства. Получилось, что х < 1. Это значит, что все числа х, меньше единицы, являются решением неравенства. Они образуют открытый промежуток от минус бесконечности до единицы (числовой луч). Другими словами, у нас есть множество решений заданного неравенства. Окончательное решение неравенства можно записать, используя такие формы.

Первая форма записи: х < 1 (х меньше единицы).

Вторая форма записи: х Є (-∞; 1) (х принадлежит промежутку от минус бесконечности до единицы).

На основании рассмотренных ранее свойств числовых неравенств, можно сформулировать правила, с помощью которых решаются неравенства с одной переменной. Эти правила сформулированы в настоящем видео уроке.

Неравенства с одной переменной вида ах + b > 0 или ах + b < 0 называются линейными неравенствами. Неравенства могут также быть нестрогими, то есть содержать знак ≥ или ≤.

Зх - 5 ≥ 7х - 15.

Для решения неравенства применяются уже известные нам правила. Сначала члены, содержащие переменную, собираем в левой части. При переносе из правой части в левую часть, слагаемое 7х, меняет знак. Числовые члены неравенства собираем в правой части, опять же не забывая менять знаки.

Далее придется разделить обе части неравенства на отрицательное число -4. В результате такого деления получается неравенство противоположного смысла. Обратите внимание, что в ходе решения мы постоянно пользуемся правилами решения неравенств. Окончательно получается, что х ≤ 2,5. Решение можно записать, используя любую из форм:

1. х ≤ 2,5 (х меньше либо равен 2,5);

2. х Є (-∞; 2,5] (х принадлежит промежутку от минус бесконечности до 2,5).

При изучении уравнений было рассмотрено понятие об их равносильности. Для неравенств тоже существует это понятие. Два неравенства с одной переменной будут равносильными, если решения этих неравенств совпадают. Если неравенства не имеют решений, то они также являются равносильными.

Существование равносильных неравенств позволяет намного упростить решение. Ведь тогда неравенство можно заменить равносильным ему, но более простым неравенством.

С помощью таких равносильных преобразований решается пример 2 настоящего видео урока.


Тема урока «Решение неравенств и их систем» (математика 9 класс)

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Технология урока: технология развития критического мышления, дифференцированное обучение, ИКТ-технологии

Цель урока : повторить и систематизировать знания о свойствах неравенств и методах их решения, создать условия для формирования умений применять эти знания при решении стандартных и творческих задач.

Задачи.

Образовательные:

способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы

организовать деятельность обучающихся по применению полученных знаний на практике

содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях

Развивающие:

продолжить формирование логического мышления, внимания и памяти;

совершенствовать навыки анализа, систематизации, обобщения;

создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля;

способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Воспитательные:

воспитывать дисциплинированность и собранность, ответственность, самостоятельность, критичное отношение к себе, внимательность.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные: ответственное отношение к учению и коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, делать выводы;

Регулятивные: умение определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения, выполнять оценку своих достижений

Коммуникативные: умение высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Основные термины, понятия: линейноенеравенство, квадратное неравенство, система неравенств.

Оборудование

Проектор, ноутбук учителя, несколько нетбуков для учащихся;

Презентация;

Карточки с основными знаниями и умениями по теме урока (приложение 1);

Карточки с самостоятельной работой (приложение 2).

План урока

Ход урока

Технологические этапы. Цель.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводно-мотивационный компонент

1.Организационный Цель: психологическая подготовка к общению.

Здравствуйте. Рада вас всех видеть.

Садитесь. Проверьте все ли у вас готово к уроку. Если все в порядке, то посмотрите на меня.

Здороваются.

Проверяют принадлежности.

Настраиваются на работу.

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению.

2.Актуализация знаний (2 мин)

Цель: определить индивидуальные пробелы в знаниях по теме

Тема нашего урока «Решение неравенств с одной переменной и их систем». (слайд 1)

Перед вами перечень основных знаний и умений по теме. Оцените свои знания и умения. Расставьте соответствующие значки. (слайд 2)

Оценивают собственные знания и умения. (приложение 1)

Регулятивные

Самооценка своих знаний и умений

3.Мотивация

(2 мин)

Цель: обеспечить деятельность по определению целей урока.

В работе ОГЭ по математике несколько вопросов и первой, и второй части определяют умения решать неравенства. Что нам нужно повторить на уроке, чтобы успешно справиться с этими заданиями?

Рассуждают, называют вопросы для повторения.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель.

Этап осмысления (содержательный компонент)

4.Самооценка и выбор траектории

(1-2 мин)

В зависимости от того как вы оценили свои знания и умения по теме, выберите форму работы на уроке. Вы можете работать со всем классом вместе со мной. Можете работать индивидуально на нетбуках, пользуясь моей консультацией или в парах, помогая друг другу.

Определяются с индивидуальной траекторией обучения. При необходимости меняются местами.

Регулятивные

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения

5-7 Работа в парах или индивидуально (25 мин)

Учитель консультирует учеников, работающих самостоятельно.

Ученики, хорошо знающие тему работают индивидуально или в парах с презентацией (слайды 4-10) Выполняют задания (слайды 6,9).

Познавательные

умение определять понятия, создавать обобщения, выстраивать логическую цепь

Регулятивные умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей

Коммуникативные умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать с источником информации

Личностные ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию

5.Решение линейных неравенств.

(10 мин)

Какие свойства неравенств используем при их решении?

Можете ли вы отличить линейные, квадратные неравенства и их системы? (слайд 5)

Как решить линейное неравенство?

Выполните решение. (слайд 6) Учитель следит за решением у доски.

Проверьте правильность решения.

Называют свойства неравенств, после ответа или в случае затруднения учитель открывает слайд 4.

Называют отличительные признаки неравенств.

Используя свойства неравенств.

Один ученик решает у доски неравенство №1. Остальные в тетрадях, следят за решением отвечающего.

Неравенства №2 и 3 выполняют самостоятельно.

Сверяются с готовым ответом.

Познавательные

Коммуникативные

6.Решение квадратных неравенств.

(10 мин)

Как решить неравенство ?

Какое это неравенство?

Какие методы используют при решении квадратных неравенств?

Вспомним метод параболы (слайд 7) Учитель напоминает этапы решения неравенства.

Метод интервалов применяют для решения неравенств второй и более высоких степеней. (слайд 8)

Для решения квадратных неравенств вы можете выбрать метод, удобный вам.

Решите неравенства. (слайд 9).

Учитель следит за ходом решения, напоминает способы решения неполных квадратных уравнений.

Учитель консультирует индивидуально работающих учеников.

Ответ: Квадратное неравенство решаем методом параболы или методом интервалов.

Учащиеся следят за решением по презентации.

У доски ученики по очереди решают неравенства №1 и 2. Сверяются с ответом. (для решения нер-ва №2 надо вспомнить способ решения неполных квадратных уравнений).

Неравенство №3 решают самостоятельно, сверяются с ответом.

Познавательные

умение определять понятия, создавать обобщения, строить рассуждение от общих закономерностей к частным решениям

Коммуникативные умение представлять в устной и письменной форме развернутый план собственной деятельности;

7.Решение систем неравенств

(4-5 мин)

Вспомните этапы решения системы неравенств.

Решите систему (Слайд 10)

Называют этапы решения

Ученик решает у доски, сверяется с решением на слайде.

Рефлексивно-оценочный этап

8.Контроль и проверка знаний

(10 мин)

Цель: выявить качество усвоения материала.

Проверим ваши знания по теме. Решите самостоятельно задания.

Учитель проверяет результат по готовым ответам.

Выполняют самостоятельную работу по вариантам (приложение 2)

Выполнив работу, ученик сообщает об этом учителю.

Ученик определяет свою оценку по критериям (слайд 11). При успешном выполнении работы, может приступить к дополнительному заданию (слайд 11)

Познавательные. Строят логические цепи рассуждений.

9.Рефлексия (2 мин)

Цель: формируется адекватная самооценка своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений

Есть ли улучшение результата?

Если ещё есть вопросы, дома обратитесь к учебнику (стр.120)

Оценивают собственные знания и умения на том же листочке (приложение 1).

Сравнивают с самооценкой в начале урока, делают выводы.

Регулятивные

Самооценка своих достижений

10.Домашнее задание (2 мин)

Цель: закрепление изученного материала.

Домашнее задания определите по результатам самостоятельной работы (слайд 13)

Определяют и записывают индивидуальное задание

Познавательные. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Список использованной литературы : Алгебра. Учебник для 9 класса. / Ю.Н.Макрычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. - М.: Просвещение, 2014

Урок по теме «Решение квадратных неравенств»

С тех пор как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек.

Цель урока: познакомить учащихся с решением квадратных неравенств.

Задачи урока:

    Образовательные :

    • Ввести понятие квадратного неравенства, дать определение.

      Познакомить с алгоритмом решения неравенств на основе свойств квадратичной функции.

      Сформировать умения решать неравенства данного вида.

    Развивающие :

    • Выработать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать.

      Развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы.

      Формировать графическую и функциональную культуру учащихся.

      Формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли.

    Воспитательные :

    • Воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации.

      Показать взаимосвязь математики с окружающей действительностью.

      Формировать навыки общения, умения работать в коллективе.

      Воспитывать уважение к предмету.

Оборудование:

    Медиа-пректор

    Интерактивные презентации к уроку

    Раздаточный материал

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Математика – наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом. На предыдущих уроках вы узнали, что графиком квадратного трёхчлена является парабола; как располагается парабола в зависимости от старшего коэффициента и числа корней уравнения a x 2 + bx + c = 0. А ведь парабола встречается не только на уроках математики! О применение параболы в физике, технике, архитектуре, в природе, в повседневной жизни постараемся узнать сегодня и на последующих уроках.

II. Актуализация. Стадия «вызова»

1. Фронтальный опрос:

    Какое уравнение вы видите на слайде?

    Какая функция называется квадратичной?

    Что является графиком квадратичной функции?

    От каких параметров зависит расположение параболы на координатной плоскости?

Повторим расположение параболы в зависимости от старшего коэффициента и числа корней квадратного трёхчлена (устно).

Проверка осуществляется при помощи слайда 2(Презентация )

Для выполнения следующего задания вызывается к компьютеру один обучающийся. На экране появляются шесть графиков квадратичных функций и значения старшего коэффициента (а ) и дискриминанта квадратного трёхчлена (D). Нужно выбрать график, соответствующий указанным значениям, для этого сделать клик на прямоугольнике с цифрой или на слове «нет», если такие значения отсутствуют. При правильном ответе открывается часть картинки, при неправильном – возникает слово «ошибка», чтобы вернуться к заданиям, нужно нажать на управляющую кнопку «назад». После верного выполнения всех заданий картинка откроется полностью.
Ученик у компьютера выбирает ответ, рассуждая вслух. Класс следит за ответом товарища, соглашается или высказывает иное мнение, возможно, оказывает помощь. (слайды 3-15)

2. Найдите корни квадратного трехчлена:

I вариант

а) х 2 + х – 12
б) х 2 + 6х + 9.

II вариант

а) 2х 2 – 7х + 5;
б) 4х 2 – 4х + 1.

Обучающиеся работают в тетрадях, затем проверяют ответы по представленным учителем на экране презентации решениям (слайд 16, проверка – слайд 17).

3. Для выполнения тестовых заданий на определение по графику квадратичной функции значений аргумента при которых она 0, 0, 0, можно вызвать 2 человек по два задания для каждого. (Слайды 18-25)

Обучающийся ищет верный ответ, рассуждая вслух.Если выбран неверный ответ, то появляется красная палочка, какой обычно учитель указывает на ошибки в тетрадях, а если верный, то выноска со словом «верно».

Итак, мы повторили необходимый материал. С какими трудностями вы встретились при выполнении заданий? Некоторые обнаружили у себя слабые места, но я надеюсь, разобрались в своих ошибках и больше их не совершат. (Подводится итог этапа актуализации).

III. Изложение нового материала. Стадия «осмысления»

– А сейчас, следуя совету академика И.П. Павлова: « Никогда не берись за последующее, не усвоив предыдущее» , мы, хорошо усвоив предыдущее, переходим к последующему.
Выполняя последние 8 заданий, вы выясняли, на каких промежутках функция принимает положительные, неположительные значения, а на каких отрицательные и неотрицательные. К какому виду функций относятся функции, представленные в заданиях? Назовите в общем виде формулу, задающую эти функции (y = a x 2 + bx + c).
Отвечая на вопросы о промежутках где функция 0, 0, 0, вам приходилось решать неравенства. Назовите в общем виде неравенство, которое вам приходилось решать (a x 2 + bx + c a x 2 + bx + c 0, a x 2 + bx + c 0, a x 2 + bx + c 0).

Подумайте, как бы вы назвали эти неравенства?

Объявляется тема урока с записью в конспектах (слайды 26-27).

Устная работа (слайд 28)

Если учащиеся считают, что неравенство не относится к названному виду, то поднимают руку, в противном случае сидят неподвижно.
Перед вами новый вид неравенств. Чему же вы должны научиться на этом уроке?

Ученики формулируют цели урока

Чтобы решить квадратное неравенство достаточно посмотреть на график функции y = a x 2 + bx + c. Какие знания о квадратичной функции нам понадобятся для составления алгоритма решения неравенств? (учащиеся предлагают различные варианты). Учитель корректирует и структурирует предложенное.

Затем шаги алгоритма появляются на слайде презентации, одновременно с ними появляется пример решения квадратного неравенства (слайд 29 ).

Материализация

Обучающиеся приступают к решению квадратных неравенств (задание на доске). Один ученик решает неравенство у доски по алгоритму. Контроль проводится с помощью слайдов презентации (пошаговое решение) (слайд 30 и презентация на компьютере)

Решите неравенства:

  1. х 2 +6х-92 +6х-9≤0, х 2 +6х-90, х 2 +6х-9≥0.

Цель работы: заполнить схему решения квадратных неравенств при а 0 в зависимости от знака дискриминанта соответствующего квадратного уравнения (Приложение 2 ). После выполнения задания результаты проверяются при помощи слайда 31.

IV. Применение знаний, формирование умений и навыков

На ГИА часто предлагают задания на установление соответствий. Сейчас мы устно выполним такие задания и посмотрим, как усвоили новый материал, есть ли ошибки и почему.

Устная работа (слайды на компьютерах)

– А сейчас давайте решим квадратное неравенство с параметром, такие задания тоже встречаются на ГИА во 2 части. Обучающиеся предлагают решения, обсуждают и записывают в карточки. Поэтапная проверка осуществляется при помощи слайдов 32, 33.

Затем проводится ТЕСТ на два варианта (Приложение 3 ). После выполнения обучающиеся обмениваются бланками и проверяют. Ответы (слайд 34 )

Мотивация

– А находят ли применение квадратные неравенства в окружающем нас мире?! А может это просто прихоть математиков?! Наверно нет! Ведь всякое явление можно описать с помощью функции, а умения решать неравенства позволяют ответить на вопрос, при каких значениях аргумента эта функция положительна, а при каких отрицательна.

V. Домашнее задание (слайд 35)

    § 41, № 41.02-06 (а,г). Составить схему для решения неравенств при а

    В дополнительной литературе или с помощью Интернет ресурсов постарайтесь найти нерассмотренные на уроке области применения квадратных неравенств.

YI . Поиск применения параболы в сети Интернет.

Притча
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: «Что, ты, делал целый день?»
И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго мудрец спросил: «А что, ты, делал целый день?» И тот ответил: «а я добросовестно выполнял свою работу».
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью: «А я принимал участие в строительстве храма!»

Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок..