Утверждение культа личности сталина привело к. Причины установления в ссср культа личности сталина, его последствия

После смерти Сталина Центральный комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения её в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать; он непогрешим в своих поступках.

Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты.

Сталин решает, какова должна быть архитектура дворца Советов - чудовищного здания, которое своей тяжелой ненужностью, своей брутальной грандиозностью дает выражение брутальному режиму без идей, без перспектив. Сталин просматривает фильмы, дабы давать не только политические, но и технические указания режиссерам и артистам. Назначение фильмов - прославлять вождя. Так была убита советская кинематография, которая имела такое обещающее начало.

Единовластие Сталина привело к особо тяжким последствиям в ходе Великой Отечественной войны.

Если взять многие наши романы, кинофильмы и исторические «исследования», то в них совершенно неправдоподобно изображается вопрос о роли Сталина в Отечественной войне. Обычно рисуется такая схема. Сталин все и вся предвидел. Советская Армия чуть ли не по заранее начертанным Сталиным стратегическим планам проводила тактику так называемой «активной обороны», то есть ту тактику, которая, как известно, допустила немцев до Москвы и Сталинграда.

До войны в печати и во всей воспитательной работе преобладал хвастливый тон: если враг нападет на священную советскую землю, то мы ответим на удар врага тройным ударом, войну будем вести на территории противника и выиграем ее малой кровью. Однако эти декларативные заявления далеко не во всем подкреплялись практическими делами, чтобы обеспечить действительную неприступность советских границ.

Культ личности в 30-40 х годах ХХ в. нанёс ущерб нашей стране, нашему народу. Но он не изменил и не мог изменить сущности социалистического общественного и политического строя именно потому, что решающую роль в определении хода истории играет не личность, а соотношение классов, деятельность народных масс.

Выдвигая вопрос о борьбе с культом личности, КПСС исходила из того, что он противоречит марксизму-ленинизму и природе социалистического строя, что он тормозил развитие советской демократии и продвижение советского общества к коммунизму. Восстановление и дальнейшие развитие ленинских норм партийной жизни и принципов руководства открыли простор для развития творческих сил и инициативы партии и народа, ускорили движение страны к коммунизму, ещё более укрепили связи партии с массами. «Закон жизни партии - неукоснительное соблюдение ленинских норм партийной жизни и принципа коллективности руководства, - отмечается в программе КПСС - …С ленинскими принципами партийной жизни несовместим культ личности и связанные с ним нарушения коллективности руководства, внутрипартийной демократии и социалистической законности».

Решительно выступая против культа личности, Коммунистическая партия в то же время считает необходимым поддерживать и укреплять авторитет руководителей в коммунистическом и рабочем движении. Недопустимо смешивать с культом личности заслуженный авторитет руководителей, борющихся за коренные интересы трудящихся. В. И. Ленин писал: «Марксисты не могут стоять на обычной точке зрения интеллигента-радикала с его якобы революционной отвлечённостью: «никаких авторитетов». Нет. Рабочему классу, ведущему во всём мире трудную и упорную борьбу за полное освобождение, нужны авторитеты». Авторитет руководителей неотделим от авторитета партии, от принципов коллективности руководства.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет"

Гуманитарный факультет

Кафедра связей с общественностью и массовых коммуникаций

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: "История отечественной журналистики"

Тема: Журналистика и культ личности Сталина

Специальность 030602 — Связи с общественностью

Боровская Я., группа 6075

Преподаватель:

ст. преп. кафедры СО и МК Суворова М.В.

Санкт – Петербург 2009

Введение

Культ личности Сталина в контексте истории

Образ Сталина на страницах советских периодических изданий

Заключение

Список использованной литературы

Данная работа "Журналистика и культ личности" посвящена рассмотрению и изучению развития отечественной журналистики в условиях культа личности Сталина.

Мы предполагаем, что культ личности Сталина являлся довольно развитой технологией влияния на массовое сознание, следовательно, проблема разработки темы заключается в исследовании и доказательстве успешности использования культа личности внутри страны. Мы считаем эту проблему достойным объектом для изучения современными специалистами, т.к в настоящее время отсутствует четкая выстроенность и в идеологии государства, и в системе ценностей, и в их пропаганде.

Новизна и актуальность исследования заключаются в том, что мы предлагаем взглянуть на культ личности Сталина именно с точки зрения его эффективности, его сильнейшего влияния на массовое сознание людей, его способности объединить людей в некую общность, необходимую государству. Разработка этой проблемы, с углублением в сторону идеологии, может явиться продолжением данного исследования.

Таким образом, в результате сложившейся ситуации в сфере идеологии, при наличии практической нерешенности вопросов функционирования культа личности, целью курсовой работы является проведение анализа текстов газетных публикаций на предмет выявления культа личности Сталина. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть особенности исторического периода тоталитарного режима.

Произвести выборку газетных публикаций советских изданий с точки зрения применения культа личности.

Произвести анализ газетных текстов на предмет используемых приемов, методов, техник подачи культа личности.

Объектом исследования является культ личности Сталина.

Предметом — газетные материалы советской печати (издания "Правда", "Известия" периода 1930-1950-ых гг.).

Итак, в работе содержится исследование культа личности Сталина в прессе советского периода. Осуществляется анализ газетных материалов на выявление пропаганды личности "вождя".

Культ личности Сталина в контексте истории

Советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого "великого вождя и учителя". Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника. Его имя упоминалось в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным.1 января 1936 г. в "Известиях" появляются первые два стихотворения, прославляющее И.В. Сталина, которые принадлежат перу Бориса Пастернака. По свидетельству Корнея Чуковского и Надежды Мандельштам, он "просто бредил Сталиным".

Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс (автор изданной посмертно книги "Сталин"), Пабло Неруда, эти произведения переводились и тиражировались в СССР.

Произведения, прославляющие Сталина, в изобилии появлялись и в публикациях фольклора практически всех народов СССР.

Тема Сталина постоянно присутствовала в советской живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное искусство (прижизненные памятники Сталину, как и памятники Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы). Особую роль в создании пропагандистского образа Сталина сыграл массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике.

Именем Сталина прижизненно было названо огромное количество объектов, в том числе населённых пунктов (первым из которых, по-видимому, стал Сталинград в 1925 — в обороне Царицына Сталин участвовал в Гражданскую войну), улиц, заводов, культурных центров. После 1945 города имени Сталина появились во всех государствах Восточной Европы, причём в ГДР и Венгрии Сталинштадт (ныне часть Айзенхюттенштадта) и Сталинварош (ныне Дунауйварош) стали выстроенными практически с нуля в честь вождя "новыми социалистическими городами".

Аналогичные по характеру, но меньшие по масштабу явления наблюдались и в отношении других государственных руководителей 1930-х-1950-х (Калинина, Молотова, Жданова, Берия и пр). Сопоставимым с культом Сталина был только (в основном посмертный) культ Ленина, продолжавшийся весь советский период, в том числе и в сталинскую эпоху.

Никита Хрущёв, развенчивая культ личности в своём знаменитом докладе на XX съезде КПСС утверждал, что Сталин всячески поощрял такое положение вещей. Хрущёв заявил, что редактируя подготовленную к печати собственную биографию, Сталин вписывал туда целые страницы, где называл себя вождём народов, великим полководцем, высочайшим теоретиком марксизма, гениальным учёным и т.д. В частности, Хрущёв утверждает, что следующий отрывок был вписан самим Сталиным: "Мастерски выполняя задачи вождя партии и народа, имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования" .

Известно однако, что Сталин пресекал некоторые акты своего восхваления. Так, по воспоминаниям автора орденов "Победа" и "Слава" первые эскизы были выполнены с профилем Сталина. Сталин попросил заменить его профиль на Спасскую башню . На замечание Лиона Фейхтвангера "о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью", Сталин "пожал плечами" и "извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус" .

В учебнике для юридических вузов и факультетов "Теория государства и права" изданным авторским коллективом под редакцией профессора С.С. Алексеева говорится следующее об одной из причин культа личности Сталина" :

Российская многовековая традиция патернализма нашла воплощение в мелкобуржуазном вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской страны. Психология вождизма, бюрократическое обожествление авторитета и послужили питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х гг. тоталитарный режим стал суровой политической реальностью.

После "разоблачения культа личности" получила известность фраза, приписываемая обыкновенно М.А. Шолохову (но также и другим историческим персонажам): "Да, был культ… Но была и личность!".

Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, в теории отвергает вождизм, ограничивая "роль личности в истории", что проистекало из марксистского культа равенства. Однако некоторые учёные считают вождизм естественным следствием ленинизма. Например, русский философ Н. Бердяев считал, что "Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделенного диктаторской властью".

В Советской России до 1929 года было распространено выражение "вожди партии". Но после 1929 года это выражение практически исчезло. Конечно, к лидерам государства и партии применялись аналогичные титулы. Так, "Ленинградским вождём" называли С.М. Кирова. Но истинный вождь в "вождистком" обществе всегда и везде может быть только один. Титулы "Великий вождь", "Великий вождь и учитель" по отношению к И.В. Сталину были почти обязательны в официальных публицистике и риторике.

Основополагающую роль в создании мифологической картины советской истории сыграл созданный, частью лично Сталиным, частью под его редакцией "Краткий курс истории ВКП (б) ". Насколько Сталин в своём изложении пренебрегал элементарной логикой, видно из следующего отрывка, касающегося событий 1920 г. — катастрофического по своим последствиям отказа С.М. Будённого выполнить приказ командования и перебросить свою армию на угрожаемый Варшавский фронт:

"Что касается войск Южного фронта, стоявших у ворот Львова и теснивших там поляков, то этим войскам „предреввоенсовета“ Троцкий воспретил взять Львов, и приказал им перебросить конную армию (…) далеко на северо-восток, будто бы на помощь Западному фронту, хотя не трудно было понять, что взятие Львова было бы единственно возможной и лучшей помощью Западному фронту. Таким образом, вредительским приказом Троцкого было навязано войскам нашего южного фронта непонятное и ни на чем не основанное отступление — на радость польским панам. Это была прямая помощь, но не нашему западному фронту, а польским панам и Антанте"

Среди мифов, созданных "Кратким курсом", особенно живучим оказался абсолютно ни на чем не основанный миф о "победе под Псковом и Нарвой", якобы одержанной "молодой Красной Армией" 23 февраля 1918 года. К концу сталинской эпохи из истории революции и Гражданской войны исчезли практически все деятели, реально игравшие видные роли (кроме Ленина); их действия были приписаны Сталину, узкому кругу его соратников (как правило, игравших в реальности второстепенные и третьестепенные роли) и нескольким видным большевикам, умершим до начала Большого Террора: Свердлову, Дзержинскому, Фрунзе, Кирову и другим.

Партия большевиков представлялась единственной революционной силой; революционная роль остальных партий отрицалась; реальным лидерам революции приписывались "предательские" и "контрреволюционные" действия, и так далее.

Немалую роль в утверждении административно-командной системы сыграло теоретическое обоснование политическим руководством страны курса на форсированный переход к социализму, требующий жесткой централизации. Конкретным выражением всех качественных изменений политического режима в стране стало утверждение культа личности Сталина. Он стоял на вершине пирамиды власти. Все нижестоящие звенья в этой пирамиде имели только исполнительные функции по отношению к вышестоящим.

Сталин умело использовал не только веру людей в социализм, но и тот авторитет, который имел Ленин, добивался роста своего авторитета как его соратника.

Большую роль в идеологическом обосновании культа личности Сталина сыграл учебник "История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс", опубликованный в 1938 г. В нем Сталин изображался вождем партии с момента ее основания, создавалась теория двух вождей — Ленина и Сталина.

В условиях культа личности пострадали десятки тысяч честных граждан, в числе которых немало видных деятелей партии и Советского государства. В августе 1936 г. прошел процесс троцкистско-зиновьевского центра; все обвиняемые были расстреляны. Вскоре застрелился М.П. Томский, возглавлявший ранее профсоюзы страны. В январе 1937 г. — процесс троцкистского центра, по которому проходили видные руководители партии и государства: Г.Л. Пятаков, К.Б. Радек, Г.Я. Сокольников, Л.П. Серебряков и др. Все они были расстреляны. В феврале 1937 г. ушел из жизни нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе. В июне 1937 г. застрелился начальник Политуправления Красной Армии Я.Б. Гамарник. В июне 1937 г. проходит суд над М.Н. Тухачевским и другими видными военными. Все были расстреляны. В марте 1938 г. — процесс антисоветского "правотроцкистского блока". По процессу проходили Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, Н.Н. Крестинский, Х.Г. Раковский, A.И. Икрамов, Ф.У. Ходжаев и др.

Культ личности и Сталин

Все обвиняемые ранее занимали высокие партийные и государственные должности. В настоящее время все они реабилитированы.

Итогом политического развития страны в эти годы стало формирование тоталитарного государства.

Следует отметить, что подобная система государства была характерна не только для нашей страны. В 30-е гг. во всем мире действовала тенденция усиления роли государства во всех сферах жизни. В определенной мере это была реакция на мировой экономический кризис 1929-1933 гг., рост влияния социалистических и коммунистических партий и т.д.

В СССР определенную роль в возникновении такого государства, кроме уже отмеченных причин, сыграла острая борьба за власть, развернувшаяся в политическом руководстве страны.

57. Внутриполитическая жизнь СССР в 1920-1930-х

1. Утверждение культа личности Сталина

На рубеже 1920-1930-х И. В. Сталин окончательно превратился в единоличного вождя ВКП(б). Разгром правого уклона привел к тому, что в составе Секретариата ЦК и Политбюро остались лишь преданные сторонники Сталина. Постепенно деятельность Политбюро становилась все менее регулярной. Важнейшие вопросы решались Сталиным единолично или на совещании с узким кругом ближайших соратников: В. М. Молотовым, Л. М. Кагановичем, К. Е.

Разоблачение культа личности Cталина

Ворошиловым и др.

С н.30-х стал складываться культ личности Сталина, выразившийся в неумеренности восхвалении его мудрости и прозорливости, обязательных ссылках на слова Сталина в книгах и статьях по любым отраслям знания, в возвеличивании роли Сталина в истории партии. В постоянный обиход вошли выражения: «классически труды Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина», «партия Ленина — Сталина» и даже «Сталин — это Ленин сегодня».

В брошюре «К вопросу об истории большевистских организаций Закавказья», изданной под руководством первого секретаря ЦК КП Грузии Л. П. Берии, Сталин изображался вождем боль-шевистского подполья на Кавказе. Так начала утверждаться теория «двух вождей», согласно которой у большевистской партии с самого начала было два лидера: В. И. Ленин в Петербурге и Сталин в Закавказье.

Причины массовых репрессий и формирование культа личности в СССР

Восхваления Сталина в печати и по радио, приписывание лично ему всех достигнутых страной успехов постепенно делали своё дело: в глазах млн.людей, особенно молодёжи, Сталин становился непогрешимым гением, почти полубогом. Слова «культ личности» означают не только принуждение сверху к воспеванию Сталина, но и настоящее обожание его согражданами.

В то же время всякий, кто сомневался в величии вождя или хотя бы не проявлял усердия в славословиях, становился для Сталина смертельным врагом и был обречен. Оборотной стороной утверждающегося культа стали массовые репрессии.

Реферат «Культ личности Сталина»

«–Не пристало так судить о Боге, пусть и по молодости. Нам не дано познать предвечного Творца. Он существует вне нас. Даже материализм признаёт, что мир существует вне нашего сознания. А Бог и подавно.

– Простите, владыка, но лучше называть вещи своими именами. Вне нашего сознания Бога нет.»

Чингиз Айтматов

Эпиграфом к сегодняшней статье стала цитата из произведения «Плаха» советского и киргизского писателя Чингиза Айтматова.

Она как никто лучше, на мой взгляд, показывает истинную сущность и фундамент в первую очередь психологического, а потом уже социального и политического явления, возникшего в 30-е годы ХХ века, поразившего все сферы жизни общества. И имя данному явлению — «Культ личности Сталина».

Культ личности — это возвеличивание значения личности в различных сферах общественной жизни. Конечно же, данное явление не рождается на пустом месте - человек, которого все идеализируют, должен обладать в той или иной сфере яркими профессиональными качествами. В этом деле Сталин не был исключением.

Давайте перенесемся в 30-е годы ХХ века, переходную эпоху от аграрного к индустриальному обществу, эпоху больших надежд, мечтаний. Это время было особенным для всего мира, хотя бы по причине того, что на планете зарождаются попытки построения абсолютного, идеального, утопического общества, цель которого в будущем - поглощение всего мира в свое идеальное нутро. В это время главой этого общества является человек очень противоречивой и неоднозначной натуры, тот, кому предстоит войти в мировую историю гордым и смелым шагом — Иосиф Виссарионович Сталин. Именно тогда в социалистическом обществе зарождаются предпосылки и связи для создания колоссального проекта возвеличивания и обожествления одной лишь только личности.

Итак, давайте попробуем понять, в чем смысл данного феномена.

Культ — это вера во что-то сильное, что тебя может защитить.

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА

Потребность в культе идеалистического возвеличивания того или иного объекта восхищения является естественной, с точки зрения человеческой психологии. Вера в бога, вера в отца, вера в любимого музыканта или выдающегося знакомого необходима человеку для создание идеальной цели, в которую он верит и на которую он равняется.

Как правило, в теократических государствах этим «отцом» является бог или боги, вера в которых придает человеку силы и уверенности в его дальнейшей жизнедеятельности. В атеистическом русском обществе 30-х годов государство убило всемогущего отца, великого православного Бога, давая взамен веру в вождя, который сможет всех защитить и обезопасить. На месте данного вождя на начальном этапе попытки построение социализма стоял товарищ Ленин, вера в которого была, не побоюсь этого слова, божественно непоколебима. Когда Ленин умер, соответственно, нужно было передать эту роль кому-то другому. И это место история преподнесла товарищу Сталину.

На просторах Интернета существует мнение о том, что один человек не способен контролировать и держать в своих дланях полмира. Это лишь подтверждает мою точку зрения о том, что Сталин лишь давал людям то, что они психологически желали. Важную роль в построении культа личности Сталина сыграла его честолюбие и жажда власти, которую не раз подмечали его современники. Ярким подтверждением будет цитата из письма Ленина к съезду партии:

« Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью».

Что касается масштабов данного явления, то оно было весьма обширно и затронуло как психологическую, социальную, так и политическую сферы общества. Сталин сделал себя богом, по сравнению со Сталиным, большинство абсолютных монархов кажутся прототипом наших органов местного самоуправления). Сила этого культа была настолько велика, что даже и сейчас, в век «срыва покровов» и всевозможных исторических «развенчаний», когда каждая вторая передача по ТВ стремится раскрыть обывателям загадки истории, порой в весьма нелепых предположениях, но в основном все-таки давая ответы на многие сокровенные вопросы, о которых наши предшественники и мечтать на могли, даже в это время, когда историки безжалостно топчут славу «великого мужа» в голых и беспристрастных свидетельствах его бесчеловечных деяний все равно многие закрывают глаза на бесспорные и жестокие преступления данного человека, аргументируя это его личностью и достижениями.

Итоги по анализу культа личности Сталина.

В 1956 году состоялся знаменитый на весь мир ХХ съезд КПСС. Дебютом данного собрания был доклад Никиты Хрущева об осуждении культа личности, в котором новый лидер обвинил во всех радостях и падениях советского народа Сталина. Отчасти весь доклад был правдив, но для предания шарма и эффекта прошлого генсека облили грязью с ног до головы. Многие могут сказать, что это была финальная точка в жизни «Культа личности Сталина», но, если анализировать историческую ситуацию нашей страны, напрашивается вывод, что Сталин до сих пор живет в нашем сознании и наших сердцах. Его политика, деятельность настолько глубоко засела в сознание нашего народа, что избавиться от нее мы сможем очень нескоро.

Завершить свою статью я хотел бы высказыванием Шарля Де Голля:

«Сталин не ушел в прошлое, он растворился в будущем»

Культ личности

инструмент пропаганды, представляющий политического лидера в героическом, подчас даже богоподобном свете.

Очень многие люди, вспоминая времена становления Советского Союза, неизменно вспоминают Культ личности Сталина, который считался непоколебимым устоем довоенного, военного и послевоенного периода.

Общие сведения о Культе личности

Несмотря на то, что понятие Культа личности появилось сравнительно недавно - лишь во второй половине прошлого века - признаки и проявления этого явления уходит ещё во времена древности. Есть несколько направлений Культа личности, и далеко не всегда главный объектом такого выделения является живой человек.
Уже в далёкой древности можно было найти зарождения культа - люди поклонялись различным языческим и официальным богам, приносили им жертвы и выполняли всевозможные обычаи и традиции, даже не допуская мысли о неповиновении и отрицании того, чему люди поклоняются.

Проходили года, а люди не переставая верили в сверхъестественные силы и законы природы. Однако появлялись и те, кто задумывались об истинном назначении и возможностях распространения. Впервые появлялись чудотворные целители, лидеры группы, которых люди уподобляли божественным силам и старались не упускать ни одного слова, телодвижения. Так появились и разнообразные секты и группы, которые сохранились для наших дней. А первый и наиболее яркий пример культа личности предоставляется религия, верования и все подобные темы в этом направлении.
Не всем нравилось такое движение - идти за одним человеком всей толпой. Однако такие люди сразу выделялись среди других своим мнением и взглядами, а когда их обличали - чаще всего подвергали пыткам, наказанию или казни без суда и следствия. Многие, зная это, пытаются тихо и мирно оставлять своё мнение при себе, да и инакомыслящих при наличии культов личности чаще всего не было, этого и значение слова не предполагает.

Знаменитый Культ личности никогда не приносил что-то хорошего как для страны-создательницы этого явления, так и для других государств, расположенных поблизости. В Советском Союзе долгое время не признавали того, что стали жертвами этих самых культов. Однако со временем к власти пришли большевики, появился коммунизм и многие люди, ставшие у руля всех этих свершений, сначала считавшиеся настоящими благодетелями, затем они перерастали в «отца и защитника советского народа», а позже и вовсе превращавшиеся в идолов.

Несмотря на то, что вера человеку необходима постоянно, о её сохранении заботятся и пытаются передавать всё известное потомкам и будущему поколению, церковь чаще всего становится чем-то возвышенным, превращаясь в представителя из области Культов личности.

Считается, что уничтожение церквей и всех религиозных учреждений в советское время было с той целью, чтобы устранить дополнительное влияние на народные массы, ведь сталинский режим предполагал единство всех территорий и политики, а церковь и религия позволяли инакомыслие и явственное выражение своих мнений. Кроме того, известно много случаев, в том числе и в России, когда инициатором многочисленных выступлений и митингов была именно церковь и её основные прихожане.

Предпосылки для становления Культа личности Сталина

Во время послереволюционного восстановления к власти приходит Иосиф Виссарионович Сталин. В это самое время советская пропаганда, которой было необходимо найти такое лицо, которое можно было бы поставить в пример народу, сделать примером для подражания, дабы «установить мир и порядок». Подходящих кандидатур долго не предоставлялось, а прошедший - Владимир Ленин уже не так сильно воспринимался публикой как в былые времена. Идеальной персоной оказался Сталин, которого возвеличивали и воспевали до немыслимых пределов - в честь него организовывали мероприятия, отмечали его день рождения. Его фамилий именовали города, приписывали к названиям заводов, колхозов и военной техники. Его ставили на один уровень с великими создателями учений и отдельно разработанного политического движения - Маркс, Энгельс и Ленин.

В литературе и музыке также нашлось место для восхваления культа личности нового вождя - особенное внимание этому персонажу и деятелю истории уделял известный поэт Борис Пастернак. Также в советском гимне так же вспоминалось о вожде как о народном отце и последователе основных идей и предложений Ленина. Образ Сталина воссоздавали многочисленные художники, а в каждой кинокартине роли вождя уделялось особое внимание.

Первые проявления настоящего Культа личности

Чаще всего обличать Культ личности как таковой в СССР не собирались, благодаря Сталину появилось новое направление уже существующего марксизма - сталинизм, который представлял собой всю политику, проводимую советским вождём во время правления.

Ввиду неоспоримой однопартийной системы, не предполагающей других альтернатив правления, формировались многочисленные планы и осуществлялись реформы, проводились репрессии, что больше смахивало на жестокое внедрение социализма, основанного на элементах тоталитарного режима, о наличии которого сейчас можно часто услышать от современных профессоров.

Многие источники говорят о том, что Сталин положительно относился к Культам личности и очень часто поощрял его как уважение к верховному правительству. Явственным признаком Культа является то, что Сталин был первым и последним обладателем следующего статуса - Генералиссимуса Советского Союза. Для этого была сделана специальная форма, которая использовалась только в особенное время. Первое использование этого статуса и новой формы - это период Великой победы в 1945 году.

Также есть многочисленные факты, свидетельствующие о том, что Иосифу Сталину не была присуща гордыня - во время предложения присоединить его имя к МГУ, однако «вождь народа» не одобрил это и смело заявил, что единственная фамилия, которой стоит назвать институт - это Ломоносов.

Также очевидцы рассказывают случай, что некоторые первичные образцы известных наград были выполнены с изображением Сталина - его поменяли на эскиз Спасской башни.

Обличение Культа личности Сталина

Ранее термин «Культ личности» не применяли в отношении небезызвестного вождя, а, даже после смерти правителя, продолжали восхвалять его образ и подобие. Тело было кремировано и отправлено в мавзолей - рядом с Владимиром Ленином.

Первое публичное раскрытие всей правды произошло на юбилейном - двадцатом - съезде Коммунистической Партии, именно здесь Хрущёв продемонстрировал свой ошеломительный доклад на тему Культа личности. Все произнесённые заявления были ошеломительными для каждого, позже возымевшие оглушительные последствия и распространение, как по всей территории Советского Союза, так и за границей - безучастными оставались лишь Корейская Народная Республика, Албания и Китай.

Тело вождя было немедленно перенесено из Мавзолея. С 1961 года начались переименования всех городов, посещённых правителю - в том числе город-герой Сталинград, ставший Волгоградом. Если раньше Сталиным и всё, что с ним связано, пытались массово распространяться повсюду, то после обличения всех последствий и признаков культа личности, многие пытались избегать любого упоминания о постоянно встречающем «образе прошлого».
Все политические преступления начала двадцатых и конца пятидесятых годов, репрессии и уничтожение невинных людей присуждались в обвинение именно к Сталину. Также считалось, что вождь имел слишком предвзятые мнения, часто совершал необоснованные и вопиющие деяния. Однако, мероприятием, которому придавали особенное значение и смысл, считались массовые репрессии, именуемые позже большим террором или ежовщиной. Главное название - ежовщина - было обусловлено тем, что главным организаторам и инициатором являлся народный комиссар внутренних дел Ежов.

Выражение Культа личности через культуру и искусство

Даже после обличения Культа личности Николаем Сергеевичем Хрущёвым, образ Сталина не полностью исчез из культурных произведений искусства, однако был уже не так широко афиширован - больше правды, а также не такое огромное влияние на общественность были показаны в разных источниках.

Самым массовым по количеству воссозданных образов Сталина считается кинематограф - образ Сталина был использован в двух мультипликационных фильмах, более сотни художественных фильмов были «освещены» присутствием советского лидера. Документальных фильмов, в которых рассказывалось о политической, экономической жизни, личной жизни, а также о детстве и о подробных биографических подробностях - историки насчитывают около десяти фильмов с подобной информацией.

Абсолютным рекордсменом актёрских ролей Иосифа Сталина считается известный грузинский актёр - Андро Кобаладзе. Ролей, сыгранных им в этом направлении, насчитывают около пятнадцати. Чаще всего ему дают характеристику как очень похожему как по амплуа, так и по внешнему виду актёры, превосходно воссоздавшему советского лидера. Всего же актёров, примеривших на себя амплуа выражения Сталина, подчёркивая при этом и культ личности, насчитывается более пятидесяти профессионалов.

В живописи Сталину посвящалось также особенное место - в честь него известные художники создавали картины, печатали марки с присутствием вождя, изображали на обложках популярных и известных обложках, а также многочисленные выставки, на которых представлялись образы Сталина, написанные пером искусного мастера.
Очень много произведений мировой литературы посвящены именно этому деятелю, возвышая и прославляя его ум, храбрость и мудрость, возвеличивая его образ. Многие современники считают, что это также способствовало воссозданию и укреплению устоявшегося Культа личности. К этому присоединяются и песни, в которых так или иначе он упоминается, или и вовсе целиком и полностью посвящённые правителю тексты музыкальных произведений.
Образы Сталина использовались и в музыкальных шедеврах великих композиторов, и при вышивании красивейших ручных ковров, и при изготовлении кондитерских изделий или при чеканке монет. Также его портрет можно увидеть на шести общепринятых государственных наградах, выдававшихся преимущественно за отличие и заслуги перед Родиной во время самой кровопролитной войны для страны и всего мира, и битвы с врагом - фашизмом, пришедшим с запада.
Все воспроизведения образов Сталина и восхваления его культа личности, посвящению многочисленных произведений и настоящих шедевров искусства называли сталинианой - понятием, вошедшим в повседневный обиход сравнительно недавно, но уже активно использовавшийся.

Времена перестройки и отношение современности к Культу личности

Несмотря на то, что Хрущёв полостью обличил и разобрал до малейших деталей тот образ, который десятилетиями навязывали советским гражданам и гражданкам. Детям внушалось, что они живут и радуются только благодаря великой и многоуважаемой фигуре правительства. Однако столь большой ажиотаж вокруг этой темы продлился не так долго, как хотелось бы деятелям политической и экономической жизни - лишь в 1952 году эта тема была горячо обсуждаема и ей пестрили все заголовки популярных газет. Позже появился ряд других проблем, которые затмили эти облачения.

С приходом к власти Леонида Ильича Брежнева сложилось вполне нейтральное мнение и впечатление. Слишком большого внимания не оказывали, лишь в энциклопедиях давалась краткая справка о правителе. Однако к концам восьмидесятых годов о вожде снова вспомнили - в связи с затянувшейся Перестройкой и волнениями на политическом и экономическом фронтах, о неоднозначной личности вновь заговорили, и вскоре эта тема стала самой популярной и актуальной.

В современном мире отношение к вождю и правителю полностью разнится - кто-то считает, что Сталин нанёс больше вреда, нежели пользы государству, кто-то наоборот пытается отстоять все идеи и свершения предводителя. Однако, несмотря на огромное количество фактов, неурядиц и неточностей, можно сказать лишь одно - Культ личности Сталина имел очень большое влияние на всё гражданское общество и наиболее активным периодом развития этого явления считается время, когда Сталина уже не было среди живых.

Иосиф Джугашвили (настоящая фамилия Сталина) родился в Гори 6 декабря 1878 года. В 1888 году начал учебу в Горийском духовном училище, а в 1894 году продолжил свое образование в Тифлисской православной духовной семинарии. Это время совпало с широким распространением в стране идей К. Маркса. Иосиф Виссарионович Сталин, проникшись идеями марксизма, стал одним из активных организаторов марксистских кружков в духовной семинарии. В 1898 году он вступил в РСДРП.

А через год был исключен из семинарии за пропаганду марксистских взглядов. После этого он неоднократно находился в ссылках и подвергался арестам. Так, до 1910 г. Сталин находился в ссылке в Сольвычегодске, а в период с 1913 по 1917 годы – в небольшом селе Курейка.

Возможность познакомиться с идеями Ленина Иосифу Джугашвили дала газета «Искра». Лично Ленин и Сталин встретились в декабре 1905 года на конференции большевиков, проводимой в Финляндии. В отсутствие Ленина, Сталин занимал некоторое время пост одного из руководителей ЦК (после февральской революции). После октября 1917 года, Сталину доверяют должность наркома по делам национальностей. В это время Иосиф Виссарионович с одной стороны показал себя талантливым организатором и управленцем, а с другой - продемонстрировал свою приверженность к жестким террористическим методам. После того, как от активной политической деятельности по состоянию здоровья отошел В.И. Ленин, Сталин был избран Генеральным секретарем ЦК (1922 г.).

Уже в тот период у Сталина и Троцкого были серьезные разногласия. В мае 1924 года на 13 Съезде РКПБ Сталин заявил о своем уходе в отставку. Однако в ходе голосования, именно он получил большинство голосов. И это дало ему возможность сохранить свой пост.

Политика Сталина в тот период была направлена на обеспечение материальной базы для проведения индустриализации СССР. Именно она и привела к гибели миллионов советских граждан. Раскулачивание и коллективизация спровоцировали голод. Сталинские репрессии привели к гибели около 5 млн. человек в течение 32 лет. Уже в 20-е годы начал формироваться культ личности Сталина.

Правление Иосифа Сталина привело к формированию крайне жесткого режима авторитарной власти. С его именем связана карьера еще одного известного политического деятеля, начавшаяся в 20-е годы - Лаврентия Берия. Джугашвили и Берия познакомились в ходе одной из поездок вождя на Кавказ. Берия, благодаря преданности и продемонстрированным способностям, вскоре вошел в ближнее окружение Сталина. Он на протяжении всей эпохи Сталина, занимал ключевые посты и был отмечен большим количеством наград.

В краткой биографии Иосифа Джугашвили важнейшее место занимает период Великой Отечественной войны. Высшее партийное руководство СССР было убеждено в неизбежности конфликта с Германией. Страну максимально быстро готовили к этому конфликту, однако, учитывая сложнейшую экономическую ситуацию, разруху и отсталость промышленности, на это требовались десятилетия. Было предпринято масштабное строительство укреплений, известных под названием линия Сталина. 13 укрепленных районов возведены на западе страны. Каждый из них был способен в полной изоляции вести боевые действия. После заключения пакта Молотова – Риббентропа все районы были уничтожены.

Понимая неизбежность нападения Германии, Сталин все равно игнорировал предоставляемые разведкой сведения в 1941 году. Он полагал, что Гитлер рискнет напасть только после победы над Англией. Именно это привело к тяжелейшей для СССР ситуации в начале Великой Отечественной войны. Но, тем те менее, Сталин смог не допустить полного разгрома в первые же месяцы. 23 июня 1941 г. он фактически лично возглавил Ставку, а 30 июня был назначен Председателем Государственного Комитета Обороны. 8 августа этого же года, Сталин становиться Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил СССР. Молниеносная война Гитлера на этот раз была сорвана. Но цена победы для страны оказалась высока. Стоит вспомнить хотя бы знаменитый приказ Сталина 227 «Ни шагу назад!».

Террор в послевоенные годы возобновился с новой силой. Борьба против космополитизма стала предлогом для многих партийных чисток. Тем не менее, восстановление подорванного войной хозяйства и экономики шло невиданными темпами.

Сталин отличался невероятной подозрительностью в последние несколько лет своего правления. Но достоверно известно, что эта черта его характера была по крайней мере частично, спровоцирована покушениями на его жизнь. В ноябре 1938 г. состоялось первое покушение на Сталина. Его совершил сотрудник разведки Англии и белый офицер Огарев. 1 мая 1937 года была предпринята еще одна попытка устранения Иосифа Сталина – лейтенант Данилов попытался убить его во время прогулки по Кремлю. Спецслужбы Японии также предприняли 2 попытки в 1939 году. На Лобном месте в Москве 1942 года была предпринята Дмитриевым очередная неудачная попытка. Подготовленная фашистами операция «Большой прыжок» по устранению Сталина, Рузвельта и Черчилля во время Тегеранской конференции, так же, оказалась безрезультатной.

Многие современные историки полагают, что смерть Сталина 5 марта 1953 года не была естественной. Однако медицинское заключение свидетельствует о том, что Иосиф Джугашвили умер от кровоизлияния в мозг. Сложнейшая эпоха в жизни страны закончилась. Его тело поместили в Мавзолей рядом с телом Ленина. Первые похороны Сталина привели к кровавой давке на Трубной площади. Многие дела Иосифа Сталина позднее на 20 Съезде были осуждены. В частности – культ личности и отклонение от ленинского курса. В 1961 году тело Сталина было перезахоронено у Кремлевской стены. После Сталина правил Маленков, но уже через полгода власть перешла к Никите Хрущеву.

Так же следует упомянуть и о личной жизни Иосифа Виссарионовича: среди детей Сталина только сын его первой жены Яков носил фамилию отца. Жена умерла в 1907 г., заразившись брюшным тифом. Якова убили фашисты в концлагере в 1943 г. Второй женой Сталина стала в 1918 г. Надежда Аллилуева. Второй сын Сталина - Василий умер в 1962 г. будучи военным летчиком. Его дочь Светлана умерла в 2011 году в Висконсине. Мать Василия и Светланы – Надежда застрелилась в 1932 году.

" Путешествие" в будущее - трудно, зыбко. Путешествие в прошлое - не легче. Это всегда, как метко заметил Л. Фейербах, - "укол в сердце", тревожащий, волнующий. Всматриваясь в расплывающиеся образы прошлого, мы видим, что Сталин - одна из самых кровавых личностей в истории. Такие люди, хотим мы того или нет, принадлежат не только прошлому, но и настоящему и будущему. Их судьба - вечная мировоззренческая пища для размышлений о бытии, времени и совести. Один из выводов, напрашивающихся уже в начале исследования о Сталине, заключается в том, что жизнь этого человека, как в фокусе, высвечивает сложнейшую диалектику своего времени. История не бывает без зигзагов. Появление такого человека, как Сталин, во главе партии, а фактически и народа, завершило процесс сползания победившей русской революции на рельсы бюрократического тоталитаризма. Вот пространная цитата из Приветствия ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР в связи с 70-летием со дня рождения Сталина (1949г): "Вместе с Лениным ты, товарищ Сталин, был вдохновителем и вождём Великой Октябрьской социалистической революции, основателем первого в мире Советского социалистического государства рабочих и крестьян. В годы гражданской войны и иностранной интервенции твой организаторский и полководческий гений привёл советский народ и его героическую Красную Армию к победе над врагами Родины. Под твоим, товарищ Сталин, непосредственным руководством была проведена огромная работа по созданию национальных советских республик, по объединению их в одно союзное государство - СССР… В каждое преобразование, большое или малое, поднимающее нашу Родину всё выше и выше, ты вложил свою мудрость, неукротимую энергию, железную волю. Наше счастье, счастье нашего народа, что Великий Сталин, являясь руководителем партии и государства, направляет и вдохновляет творческий созидательный труд советского народа на процветание нашей славной Родины. Под твоим водительством, товарищ Сталин, Советский Союз превратился в великую и непобедимую силу. … Все честные люди на земле, все грядущие поколения будут славить Советский Союз, твоё имя, товарищ Сталин, как спасителя мировой цивилизации от фашистских погромщиков … Имя Сталина - самое дорогое для нашего народа, для простых людей во всём мире".

А вот другая оценка. В знаменитом драматическом докладе Н.С. Хрущёва, сделанном им в ночь с 24 на 25 февраля 1956 года, "О культе личности и его последствиях" говорилось: "Сталин создал концепцию "врага народа". Этот термин автоматически исключал необходимость доказательства идеологических ошибок, совершённых отдельным человеком или же группой лиц. Эта концепция сделала возможным применение жесточайших репрессий, нарушающих все нормы революционной законности, против любого, кто не соглашался со Сталиным по безразлично какому вопросу, против тех, кто только лишь подозревался в намерении совершить враждебные действия, а также против тех, у кого была плохая репутация. Концепция "врага народа", сама по себе, практически исключала возможность возникновения какого-либо рода идеологической борьбы или же возможность выражения собственного мнения по тому или иному вопросу даже в том случае, если этот вопрос носил не теоретический, а практический характер. Главным и на практике единственным доказательством вины, что противоречит всем положениям научной юриспруденции, было "признание" самого обвиняемого в совершении тех преступлений, в которых он обвиняется. Последующая проверка показала, что такие "признания" добывались при помощи применения к обвиняемому методов физического насилия. Это привело к неслыханному нарушению революционной законности, в результате чего пострадало много абсолютно ни в чём не виновных людей, которые в прошлом защищали проводимую партией линию".


1. Портрет вождя

Шолохов о Сталине: "Ходит улыбается, а глаз как у тигра".

Троцкий: "Сталин - самая выдающаяся посредственность".

Бухарин называл Сталина: "Чингиз-Хан, прочитавший Маркса".

Крестинский: "Много горя принесёт этот человек с тигриными глазами".

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.