Василий майков краткая биография. Смотреть что такое "Майков, Василий Иванович" в других словарях

План
Введение
1 Биография
2 Творчество
3 Издания
4 Источники

Введение

Васи́лий Ива́нович Ма́йков (1728, Ярославль - 17 (28) июня 1778, Москва) - русский поэт и драматург.

1. Биография

Принадлежал к старинному дворянскому роду Майковых. Родился в 1728 году в семье ярославского помещика капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка Ивана Степановича Майкова, имевшего небольшое имение под Ярославлем и дом в самом городе, где и воспитывался Василий. Недолго и неприлежно учился в Петербургской академической гимназии. Служил в Семёновском полку в 1747-1761 годах, но не усердно, против него даже было возбуждено «дело о нерадении» по службе.

Получил весьма ограниченное домашнее образование, не знал ни одного иностранного языка; стихотворное переложение «Военной науки» Фридриха II (М., 1767; 2 изд. 1787) и «Превращений» Овидия сделал с чужого прозаического перевода. Недостаток образования Майков восполнил впоследствии общением с Сумароковым, Херасковым и др..

Выйдя в отставку «на своё пропитание гвардии капитаном», вернулся в Ярославль. 25 мая 1763 года преподнёс посетившей город Екатерине II «Оду на прибытие её величества из Москвы в Ярославль». Начал сотрудничать в журналах Хераскова «Полезное увеселение» и «Свободные часы». В 1763 году прославился поэмой «Игрок ломбера», трижды переиздававшейся при его жизни.

В 1766 году занял должность товарища московского генерал-губернатора. Принимал участие в работе Комиссии по составлению нового уложения. Затем был прокурором Военной коллегии. Стал членом Вольного экономического общества. Вращался также в кругу масонов, в 1775 году был великим провинциальным секретарём Великой провинциальной школы, в Москве сошёлся с Шварцом и способствовал знакомству последнего с Новиковым, в сатирическом журнале которого («Трутень») он также сотрудничал; но масонство не отразилось в произведениях Майкова. Далее служил главным членом конторы Мастерской и Оружейной палаты. В 1771 году в Москве пытался завести полотняную мануфактуру, но в этом ему помешала эпидемия чумы.

Вынужденный оставить службу, он поселился в Москве, где и прожил последние годы. Умер скоропостижно 17 (28) июня 1778 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве. После смерти Майкова остались вдова (Татьяна Васильевна, урождённая Мельгунова) и дети: два сына и четыре дочери.

2. Творчество

Написал значительное количество од, духовных стихотворений и др. лирических пьес, по всем требованиям ложноклассической пиитики; но не без стремления к простоте в постройке стихотворной фразы. Иногда он пользовался мотивами народности и современной действительности; так, например, в оду «Война» (1773) поэт включил жалобу земли к Богу на грешников - мотив, заимствованный им из народных духовных стихов. Сочетание столь разнородных элементов ставит лирические произведения Майкова на рубеже между двумя периодами русской лирики XVIII века, нашедшими себе типическое выражение в одах Ломоносова, с одной, и в поэзии Державина - с другой.

В драматических сочинениях Майков хотя и подражал Сумарокову, но не остановился на героической трагедии (например, «Агриопа», М., 1775; 2 изд. М., 1787), а написал в духе «комических опер» того времени пастушескую драму с музыкой «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель» (М., 1777), в которой изображал русских крестьян аркадскими пастушками во вкусе Флориана. Наиболее талантливые произведения Майкова - его комические поэмы («Игрок ломбера», 1762; 3 изд. М., 1774; «Елисей, или Раздраженный Вакх», 1771; 2 изд. М., 1788), басни и сказки, которые по содержанию и духу соприкасаются с рукописной народно-повествовательной литературой, переводной и заимствованной, но отчасти и оригинальной, зародившеюся в России в XVII веке. В поэме «Игрок ломбера» рассказывается о проигравшемся в карты дворянине, который попал на Олимп, населённый игральными картами. Героем поэмы «Елисей» является ямщик, которого Вакх, раздражённый на откупщиков за дороговизну вина, избирает орудием своего мщения. Поэма повествует о буйных и крайне цинических похождениях Елисея, напоминая по временам те рассказы о женской прелести, которые нередко встречаются в повествовательных сборниках XVII-XVIII веков. Бесстыдство описания заслоняет основную сатирическую струю поэмы.

В баснях Майкова («Нравоучительные басни и сказки») намечен ряд типов из живой действительности: тип русского барина-помещика (басни «Повар и портной», «Неосновательная боязнь», «Господин со слугами в опасности жизни») с его любовью к роскоши, чванством, самодурством и тупым эгоизмом, и тип русского простолюдина (басни «О хулителе чужих дел», «Общество» и другие) с его сметливостью, наивной верой в счастливый случай, любовью к тяжёлому труду над «пашенкой святой». Черты этого типа обрисованы Майковым с живым сочувствием.

Сочинения Майкова очень ценились современниками, как видно из отзыва в словаре Новикова. Следующее поколение находило их низкими и грубыми, что и выразилось в одной эпиграмме И. И. Хемницера. Мало-помалу сочинения Майкова спустились, по словам М. А. Дмитриева, в «особый, не высший круг читателей».

3. Издания

«Сочинения» Майкова издавались в Петербурге в 1809, потом в 1867 годах, под редакцией П. А. Ефремова и с биографическим очерком Л. Н. Майкова, вышедшим тогда же отдельно, а впоследствии перепечатанным в его сборнике «Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII в.» (СПб., 1889), а также в «Русской поэзии» С. А. Венгерова (вып. II, СПб., 1893), вместе с более выдающимися произведениями поэта. В 1966 году были изданы избранные произведения.

4. Источники

· Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб.: 1890-1907.

· Стенник Ю. В. Майков Василий Иванович // Словарь русских писателей XVIII века / Отв. ред. А. М. Панченко. Выпуск 2. (К-П). СПб.: Наука, 1999.

· Астафьев А. В., Астафьева Н. А. В. И. Майков // Писатели Ярославского края. - Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1974. - С. 48-53. - 248 с. - 5000 экз.

· Тимофеев Л. И. Майков В. И. // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 6. - М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1932. - Стб. 700-701.

Значение МАЙКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

МАЙКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

Майков, Василий Иванович - даровитый поэт (1728 - 1778), сын помещика. Служил в Семеновском полку, позже занимал разные гражданские должности. Получил весьма ограниченное домашнее образование, не знал ни одного иностранного языка; стихотворное переложение "Военной науки" Фридриха II (Москва, 1767; 2-е изд., 1887) и "Превращений" Овидия сделал с чужого прозаического перевода. Вращался в обществе масонов; в 1775 г. был великим провинциальным секретарем Великой провинциальной школы, в Москве сошелся со Шварцем и способствовал знакомству последнего с Новиковым. Масонство не отразилось в произведениях Майкова. Он писал оды, духовные стихотворения и другие лирические пьесы, по всем правилам ложноклассической пиитики, но не без стремления к простоте в постройке фразы. Иногда он пользуется мотивами народности и современной действительности; так, например, в оду "Война" (1773) он включил жалобу земли к Богу на грешников - мотив, заимствованный из народных духовных стихов. Сочетание этих элементов ставит лирические произведения Майкова на рубеже между двумя периодами русской лирики XVIII в., нашедшими типическое выражение в одах Ломоносова с одной стороны и в поэзии Державина с другой. В драматических сочинениях Майкова хотя и подражал Сумарокову, но не остановился на героической трагедии (например, "Arpiona", Москва, 1775; 2-е издание, Москва, 1787), а написал, в духе "комических опер" того времени, пастушескую драму с музыкой: "Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель" (Москва, 1777), в которой изображал русских крестьян аркадскими пастушками, во вкусе Флориана. Наиболее талантливые произведения Майкова - его комические поэмы ("Игрок Ломбера", 1762; 3-е издание, Москва, 1774; "Елисей, или Раздраженный Вакх", 1771; 2-е издание, Москва, 1788), басни и сказки, которые, по содержанию и духу, соприкасаются с рукописной народно-повествовательной литературой. Героем поэмы "Елисей" является ямщик, которого Вакх, раздраженный на откупщиков за дороговизну вина, избирает орудием своего мщения. Поэма повествует о буйных и крайне цинических похождениях Елисея, напоминая, по временам, те рассказы о женской прелести, которые нередко встречаются в повествовательных сборниках XVII - XVIII веках. В баснях Майкова намечен ряд типов из живой действительности: тип русского барина-помещика (басни "Повар и портной", "Неосновательная боязнь", "Господин со слугами в опасности жизни"), с его любовью к роскоши, чванством, самодурством и тупым эгоизмом, и тип русского простолюдина (басни "О хулителе чужих дел", "Общество" и другие), с его сметливостью, наивной верой в счастливый случай, любовью к тяжелому труду над "пашенкой святой". Черты этого типа обрисованы Майковым с живым сочувствием. Сочинения Майкова очень ценились современниками, как видно из отзыва в словаре Новикова. Следующее поколение находило их низкими и грубыми (эпиграмма Хемницера). Мало-помалу сочинения Майкова спустились, по словам М.А. Дмитриева, в "особый, не высший круг читателей". "Сочинения" Майкова изданы в Санкт-Петербурге в 1809, потом в 1867 г., под редакцией П.А. Ефремова с биографическим очерком Л.Н. Майкова, перепечатанным в его "Очерках из истории русской литературы XVII и XVIII веков" (Санкт-Петербург, 1889), а также в "Русской поэзии" С.А. Венгерова вместе с более выдающимися произведениями поэта.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАЙКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАЙКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
    (1728-78) русский поэт. Ироикомические поэмы "Игрок ломбера" (1763), "Елисей, или Раздраженный Вакх" (1771), "Нравоучительные басни" …
  • МАЙКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
    Василий Иванович , русский поэт. Сын ярославского помещика. Служил в Семёновском полку (1747-61) в Петербурге, где сблизился …
  • МАЙКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
    (1728-78) — даровитый поэт, сын ярославского помещика, служил в Семеновском полку, позже был товарищем московского губернатора, прокурором Военной коллегии, главным …
  • МАЙКОВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (1728-78) ? даровитый поэт, сын ярославского помещика, служил в Семеновском полку, позже был товарищем московского губернатора, прокурором Военной коллегии, главным …
  • МАЙКОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • МАЙКОВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от нецерковного мужского личного имени Майко — “ребенок, рожденный в …
  • МАЙКОВ в Энциклопедии фамилий:
    В дохристианское время бытовали имена-прозвища Майка, Майко с разными значениями. Маяться - глагол и нынче известный. В старину было и …
  • ВАСИЛИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Василий II Болгаробойца (958—1025 гг.) — византийский император с 976 г. Подавил восстание малоазийской знати в 976—979 гг. и 987— …
  • МАЙКОВ в Литературной энциклопедии:
    1. Аполлон Николаевич — поэт. Родился в родовитой дворянской семье, сын академика живописи. В течение многих лет Майков служил …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • ВАСИЛИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Basileios), в Византии императоры: В. I Македонянин , император с 867, основатель Македонской династии. Из македонских (правильнее фракийских) …
  • МАЙКОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ВАСИЛИЙ ЕПИСКОП СЕЛЕВКИЙСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в Исаврии). Присутствовал на соборе в Константинополе (448 г.), где спорил против Евтихия. На "разбойничьем" соборе в Ефесе В. подавал …
  • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя, очень часто встречающееся в русских былинах и народных повестях; к былинным богатырям принадлежат: В. Казимирович, В. Окульевич, В. Игнатьевич, …
  • ВАСИЛИЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1371 - 1425), великий князь московский с 1389. Сын Дмитрия Донского. В 1392 получил в Золотой Орде ярлык на …
  • МАЙКОВ
    М́АЙКОВ Вас. Ив. (1728-78), рус. поэт. Ироикомич. поэмы "Игрок ломбера" (1763), "Елисей, или Раздражённый Вакх" (1771), "Нравоучительные басни" …
  • МАЙКОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́АЙКОВ Валериан Ник. (1823-47), лит. критик, публицист. Брат А.Н. Майкова. В критич. суждениях о произв. А.В. Кольцова, Н.В. Гоголя, Ф.М. …
  • МАЙКОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́АЙКОВ Аполлон Ник. (1821-97), рус. поэт, ч.-к. Петерб. АН (1853). Брат В.Н. Майкова. В антологич. лирике - пластич. и цветовое …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ МИРОЖСКИЙ (?-1299), игумен Спасо-Мирожского мон. в Пскове. Убит ливонцами, канонизирован Рус. правосл. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ МЕДНАЯ РУКА (? - ок. 932), вождь крест. восст. в Византии (ок. 932), принявший имя Константина Дуки. Казнён. Восст. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ КОСОЙ (?-1448), удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вёл долголетнюю войну с Василием II Тёмным. Пытался захватить …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ КАЛИКА (в миру Григорий) (?- 1352), архиепископ Новгородский (с 1330), писатель. Заключил выгодные для Новгорода соглашения с вел. князьями …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Василий Кесарийский) (ок. 330-379), христ. церк. деятель, богослов, отец Церкви. Брат Григория Нисского, друг Григория Богослова, вместе с …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ БУСЛАЕВ, герой былин новгородского цикла (14-15 вв.), гуляка и озорник, вступивший в бой со всем …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (?-1569), моск. юродивый. Один из самых известных моск. святых, чей дар провидения почитал даже царь Иван IV Грозный. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ IV Шуйский (1552-1612), рус. царь в 1606-10. Сын кн. И.А. Шуйского. Возглавлял тайную оппозицию Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I, …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ III (1479-1533), вел. князь московский, государь всея Руси (с 1505). Сын вел. кн. Ивана III и Софьи Палеолог. Уморил …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ II Тёмный (1415-62), вел. князь московский (с 1425). Сын кн. Василия I и Софьи Витовтовны, управлявшей кн-вом совм. с …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ I (1371-1425), вел. князь московский (с 1389). Сын вел. кн. Дмитрия Донского и Евдокии Дмитриевны. По завещанию отца стал …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ II Болгаробойца (958-1025), визант. император с 976; из Макед. династии. Подавил восст. малоазийской знати 976-979 (во главе с Вардой …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ I Македонянин (ок. 836-886), визант. император с 867. Из крестьян фемы Македония. Основатель Макед. династии. Вёл борьбу против арабов …
  • ВАСИЛИЙ
    Чапаев, Лановой, …
  • ВАСИЛИЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ВАСИЛИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ВАСИЛИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Василий, (Васильевич, …
  • МАЙКОВ
    Аполлон Николаевич (1821-97) , русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1853). Брат В. Н. и Л. Н. Майковых. Антологическая поэзия, лирика, …
  • ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Мужское имя. II м. Народное название дня 13 марта как приметного для земледельцев; …
  • ВАСИЛИЙ ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо.
  • АПОЛЛОН НИКОЛАЕВИЧ МАЙКОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-02 Time: 20:24:10 Навигация Тема = Аполлон Майков Википедия = Майков, Аполлон Николаевич Викитека = Аполлон Николаевич Майков Викисклад …
  • ЛИХАРЕВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лихарев Василий Алексеевич (1871 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября, …
  • ГОРБАЧЕВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Горбачев Василий Григорьевич (1885 - 1938), священник, священномученик. Память 13 февраля, в …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ВАСИЛИЙ (РОДЗЯНКО) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Родзянко) (1915 - 1999), епископ б. Сан-Францисский и Западно-Американский (Православная Церковь в …
  • ВАСИЛИЙ (БОГДАШЕВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Богдашевский) (1861 - 1933), архиепископ Каневский, викарий Киевской епархии. В миру …

Русская литература XVIII века

Василий Иванович Майков

Биография

Василий Иванович Майков родился в 1728 году в Ярославле. Будучи сыном помещика, он не получил законченного образования и, в отличие от значительного большинства дворянских писателей, не знал ни одного иностранного языка, хотя происходил из старинного дворянского рода.

Как писатель он был близок Сумарокову сатирико-обличительными тенденциями своего творчества и вниманием к реалиям быта. Это особенно проявилось в баснях Майкова и его ирои-комических поэмах, хотя последние и знаменовали отход от классицизма. Для своих басен, написанных в живой разговорной манере, подчас грубоватых и натуралистичных, Майков брал не только сюжеты из басен Эзопа, Федра, Лафонтена, но и мотивы из древнерусской литературы и русских народных сказок. В 1766-1767 гг. были изданы «Нравоучительные басни и сказки» в двух частях.

Как и Сумароков, Майков ополчается на невежественных и спесивых дворян, взяточников, подьячих и др. Однако дворянский либерализм Майкова и в этих баснях был весьма ограничен: сословное неравенство ему представлялось незыблемым.

В свое время Майков, служивший в Семеновском полку с 19-летнего возраста и вышедший в отставку в 1761 г. (с этого времени он является членом кружка Хераскова), приветствовал восшествие на престол Екатерины II, написав в ее честь ряд восторженных од.

В 1767 г. он принимает деятельное участие в комиссии по составлению нового Уложения. Майков пробует писать в разных жанрах: басни, похвальные оды и «философские» (в последних он следовал за Херасковым) поэмы, трагедии, но особенно прославился он своими шуточными ирои-комическими поэмами «Игрок Ломбера» (1763) и «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771).

Во французской литературе различались два вида комических поэм: бюрлескная и ирои-комическая. Бюрлеск - шуточная поэма, в которой возвышенная тема излагается пародийно. Родоначальником бюрлескной поэмы был французский поэт XVII в. Скаррон, рассказавший в «Переодетом Вергилии» о похождениях Энея в «низких» бытовых тонах (пересказав известную поэму римского поэта Вергилия «Энеиду», Скаррон заставил в своем бюрлеске говорить богов языком базарных торговок). Вслед за Скарроном появилось много таких перелицованных поэм. Возмущенный скарроновской поэмой, снижавшей высокие мотивы классической поэзии, Буало предложил новый тип поэмы, в которой, напротив, обыденные события излагались высоким слогом героической эпопеи. Примером такой классической поэмы Буало явилась поэма «Налой» (1674).

Сумароков в своем «Письме о стихотворстве» узаконивает оба типа комических поэм. Эти оба типа поэмы объединил, и в этом было его новаторство, Майков в своей поэме «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771). Однако раньше он написал ирои-комическую поэму «Игрок Ломбера» (1763), в которой вслед за Буало рассказал в пародийно-торжественных тонах о похождениях картежника высоким слогом героической поэмы.

«Игрок Ломбера» имел большой успех, тем более что в нем затрагивалась одна из злободневных тем в жизни русского общества - карточная игра, ставшая серьезным злом, разорявшим дворянские семьи.

Поэма «Елисей, или Раздраженный Вакх"

Однако истинный успех принес Василию Майкову «Елисей» - поэма, в которой сочеталось несовместимое в пределах одного жанра столкновение высокого и низкого. В парадоксальном переплетении жанровых канонов ирои-комической и бюрлескной поэм и заключалась сущность комизма. Завязкой живой, яркой поэмы «Елисей, или Раздраженный Вакх» (двойное название как бы подчеркивает двуплановость поэмы) служит повышение цен на водку откупщиками. Факт этот имел место в действительности, и Майков вслед за Сумароковым выступает противником системы откупов, которая обогащала отдельных лиц ценой разорения широких народных масс.

Бог вина Вакх рассердился на откупщиков за то, что они подняли цены на вино и пьяных стало меньше. В питейном доме Вакх находит ямщика Елесю, которого и выбирает орудием мести. В шутливо-иронической манере рассказывает Майков о похождениях пьяницы и драчуна Елеси. «Детина взрачный, картежник, пьяница, буян, боец кулачный» разоряет погреба откупщиков, бесчинствует, скандалит до той поры, пока Зевс, собрав совет богов, не решает отдать его в солдаты. В поэме купцы, откупщики, сапожники, портные, крестьяне, женщины вольного поведения, воры действуют вместе, с мифологическими божествами, о которых говорится в низких тонах. Боги занимаются в поэме обыденными делами:

Плутон по мертвеце с жрецами пировал,

Вулкан на Устюжке пивной котел ковал.

Чтоб Зевс мой был болтун,

Ермий - шальной детина,

Нептун - как самая преглупая скотина,

И словом, чтоб мои богини и божки

Изнадорвали всех читателей кишки.

В поэме много грубых слов: «шальной детина», «Нептун - преглупая скотина», «друг друга в рыло бьют», «расквашены» носы и т. д.

В «Елисее» Майкова обильно представлен бытовой материал, острые зарисовки действительности. Быт городской жизни стал в поэме Майкова впервые предметом художественной разработки. Правда, многие картины даны натуралистически. Майков несколько свысока относится к своим героям из низов общества, он не преследует каких-либо социальных целей, его задача - посмешить читателя. Вместе с тем в поэме много народно-поэтических элементов. Все это вместе с картинами «низменного» быта, взятыми из действительности, способствовало разрушению классицизма и развитию реалистических тенденций.

Многим дворянским писателям претил низкий дух поэмы Майкова, которого поддерживали Сумароков и Новиков. Так, Хемницер писал о Майкове:

Он сколько не писал,

Нигде не возвышался.

По мнению современников, Майков имел «не высший, особый круг читателей». Интересно, что А. С. Пушкин защищал поэму Майкова в письме А. А. Бестужеву от 13 июня 1823 г. На слова Бестужева о том, что Майков «оскорбил образованный вкус своею поэмою «Елисей», Пушкин отвечал: «Зачем обижать Майкова. «Елисей» истинно смешон. Ничего не знаю забавнее обращения поэта к порткам:

Я мню и о тебе, исподняя одежда,

Что и тебе спастить худа была надежда!

А любовница Елисея, которая сжигает его штаны в печи,

Когда для пирогов она у ней топилась:

И тем подобною Дидоне учинилась.

А разговор Зевса с Меркурием, а герой, который упал в песок

И весь седалища в нем образ напечатал.

И сказывали те, что ходят в тот кабак,

Что виден и поднесь в песке тот самый знак -

Все это уморительно».

Пародийная поэма Майкова была и фактом литературной полемики с «карманным» одописцем Екатерины В.Петровым.

В поэме Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх» в целом ряду эпизодов (история любви Елисея и начальницы Калинкина дома, в который сажали распутных жен, история любви Энея и Дидоны и т. д.) ощущается полемика с Петровым. Майков пародируем приключения Энея, а образ распутной начальницы Калинкина дома мог восприниматься как намек на Екатерину II, аллегорически прославленную Петровым в образе Дидоны.

«Елисей, или Раздраженный Вакх» был написан в пору либерализма автора, сотрудничавшего вместе с Новиковым в сатирических журналах. Однако пугачевское восстание испугало Майкова. Он отошел от дворянского либерализма, и это отразилось на его литературном творчестве, которое стало постепенно угасать.

В 1777 г. Майков написал комическую оперу - «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель», в которой представил идиллические отношения между крепостными крестьянами и помещиками. Его последние произведения - философски-религиозные оды написаны в мистическом, масонском духе.

Майков Василий Иванович (1728-1778 гг.) – русский писатель. Родился в 1728 году в городе Ярославль в семье старинного дворянского рода. Его отец был помещиком, но Василий Майков не имел законченного образования и не изучал иностранных языков, как большинство писателей знатного рода.

В 19 лет отправляется служить в Семеновский полк, а в 1761 году идет в отставку. Вступает в кружок Хераскова. В этом же году пишет хвалебную оду Екатерине II в честь начала ее царствования.

В 1767 году активно работает в комиссии, которая занимается составлением нового Уложения. Писатель пытался создавать произведения в разных жанрах. Но его басни и поэмы в иронически-комическом жанре принесли ему особую популярность. Большой читательский интерес был вызван произведениями «Игрок Ломбера» (1763) и «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771). Майков активно выступал против откупщиков, которые обогащались за счет повышения цен на свой товар, разоряя тем самым простой народ. Повышение цен на водку, которое происходило в действительности, стало начальным сюжетом в ироническом произведении об Елисее. В образе распутной начальницы Калинкиного была замечена аналогия на Екатерину II. Эта комедия стала литературной полемикой с В. Петровым, который писал только похвальные оды императрице.

В своих произведениях отошел от классицизма, обращаясь к разговорному и натуралистическому стилю, который не одобряли многие дворянские писатели. Василий Майков публикуется в различных сатирических журналах. После пугачевского восстания художественная деятельность писателя начала уменьшаться.

В 1777 году Майков написал оперу «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель» в комическом стиле, в которой изобразил гармоничные взаимоотношения между крестьянами и помещиками. Последними произведениями стали мистически оды на философско-религиозную тематику в масонском духе.

(1728-1778) - даровитый поэт, сын ярославского помещика, служил в Семеновском полку, позже был товарищем московского губернатора, прокурором Военной коллегии, главным членом конторы мастерской и оружейной палаты.

Получил весьма ограниченное домашнее образование, не знал ни одного иностранного языка; стихотворное переложение "Военной науки" Фридриха II (М., 1767; 2 изд. 1787) и "Превращений" Овидия сделал с чужого прозаического перевода.

Недостаток образования М. восполнил общением с Сумароковым, Херасковым и др., вращался также в обществе масонов, в 1775 г. был великим провинциальным секретарем Великой провинциальной школы, в Москве сошелся с Шварцом и способствовал знакомству последнего с Новиковым; но масонство не отразилось в произведениях М. Он написал значительное количество од, духовных стихотворений и др. лирических пьес, по всем требованиям ложноклассической пиитики; но не без стремления к простоте в постройке стихотворной фразы. Иногда он пользуется мотивами народности и современной действительности; так, напр., в оду "Война" (1773) поэт включил жалобу земли к Богу на грешников - мотив, заимствованный им из народных духовных стихов.

Сочетание столь разнородных элементов ставит лирические произведения М. на рубеже между двумя периодами русской лирики XVIII в., нашедшими себе типическое выражение в одах Ломоносова, с одной, и в поэзии Державина - с другой.

В драматических сочинениях М. хотя и подражал Сумарокову, но не остановился на героической трагедии (напр. "Агриопа", М., 1775; 2 изд. М., 1787), а написал в духе "комических опер" того времени пастушескую драму с музыкой "Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель" (М., 1777), в которой изображал русских крестьян аркадскими пастушками во вкусе Флориана.

Наиболее талантливые произведения М. - его комические поэмы ("Игрок Ломбера", 1762; 3 изд. М., 1774; "Елисей, или Раздраженный Вакх", 1771; 2 изд. М., 1788), басни и сказки, которые по содержанию и духу соприкасаются с рукописной народно-повествовательной литературой, переводной и заимствованной, но отчасти и оригинальной, зародившеюся у нас в XVII в. Героем поэмы "Елисей" является ямщик, которого Вакх, раздраженный на откупщиков за дороговизну вина, избирает орудием своего мщения.

Поэма повествует о буйных и крайне цинических похождениях Елисея, напоминая по временам те рассказы о женской прелести, которые нередко встречаются в повествовательных сборниках XVII-XVIII вв. Бесстыдство описания заслоняет основную сатирическую струю поэмы. В баснях М. намечен ряд типов, почерпнутых из живой действительности.

Таков тип русского барина-помещика (басни "Повар и портной", "Неосновательная боязнь", "Господин со слугами в опасности жизни") с его любовью к роскоши, чванством, самодурством и тупым эгоизмом и тип русского простолюдина (басни "О хулителе чужих дел", "Общество" и др.) с его сметливостью, наивной верой в счастливый случай, любовью к тяжелому труду над "пашенкою святою". Черты этого типа обрисованы М. с живым сочувствием.

Сочинения М. очень ценились современниками, как видно из отзыва в словаре Новикова.

Следующее поколение находило их низкими и грубыми, что и выразилось в одной эпиграмме Хемницера.

Мало-помалу сочинения М. спустились, по словам М. А. Дмитриева, в "особый, не высший круг читателей". "Сочинения" М. изд. в СПб. в 1809, потом в 1867 г., под ред. П. А. Ефремова и с биографическим очерком Л. Н. Майкова, вышедшим тогда же отдельно, а впоследствии перепечатанным в его сборнике "Очерки из истории русской литературы XVII и ХVIII в." (СПб., 1889), а также в "Русской поэзии" С. А. Венгерова (вып. II, СПб., 1893), вместе с более выдающимися произведениями поэта. {Брокгауз} Майков, Василий Иванович поэт, р. 1724, † 1778 г. Дополнение: Майков, Василий Иванович, род. 1728, † 17 июля 1778 г. {Половцов} Майков, Василий Иванович - популярный русский писатель XVIII века. Родился в богатой дворянской семье капитана лейб-гвардии Семеновского полка. Служил в гвардии, затем был товарищем московского губернатора; тесно связанный с масонскими кругами, Майков в 1778 был избран герольдмейстером ордена.

Вторая половина XVIII века характерна все более четко обрисовывающейся дифференциацией дворянства в связи с проникновением элементов капитализма в с. х. Соответственно с этим в дворянской литературе намечается значительное расслоение, определяющееся различным отношением к капитализму тех или иных прослоек дворянства.

В частности выделяется стиль консервативного дворянства, основным содержанием которого является борьба против капитализма, обличение городских обычаев, восхваление сельского уклада - комплекс настроений, с такой четкостью развернувшийся впоследствии в русском сентиментализме (см.). М. является одним из ранних представителей этой стилевой линии дворянской литературы, опиравшимся на консервативное крупнопоместное сельское дворянство.

Эти тенденции М. выливаются преимущественно в двух направлениях; к первому относятся произведения сатирического характера, в которых он нападает на городскую культуру, на откупщиков, которые "всех грабили, себя обогащали" ("Елисей, или раздраженный Вакх", поэма в 5 чч.), картежную игру, губящую людей ("Игрок Ломбера") и т. д. Наряду с этим резким отталкиванием от нарождающихся элементов буржуазного уклада М. выступает как певец идиллической пастушеской жизни ("Деревенский праздник, или увенчанная добродетель" - "Пастушеская драма с музыкой"). Так, он изображает любовь пастушка и пастушки (Медор и Надежда), которых соединяет добрый помещик: "Се достойная награда/ Пламенеющих сердец,/ Вы мне будьте вечно чада,/ Я вам буду всех отец". На это крестьяне отвечают: "Мы своей всегда судьбою/ Все довольны и тобою.../ Ты нам барин и отец". Помещик далее развивает теорию о том, что долг крестьян "нам повиноваться и служить исполнением положенного на них оброка, соразмерного их силам, а наш - защищать их от всяких обид и даже, служа государю и отечеству, за них на войне сражаться и умирать за их спокойствие". Здесь опять-таки подчеркнуто (как позднее в сентиментализме) отталкивание от города ("не пойду в него вовеки, он мне кажется тюрьмой") и восхваление сельской простоты, нетронутости, чистоты нравов и т. д. Эти же мотивы развертываются и в эклогах М. ("Аркас", "Цитемель"). М. - один из первых дворянских писателей, обращающий внимание на крепостных, идиллически изображающий их отношения "отцов и детей" и пытающийся в борьбе с капитализмом объединить вокруг себя силы деревни и выступить в качестве ее "защитника" от капитализма. "Нравоучительные басни и сказки" Майкова не представляют особенного интереса и продолжают традицию Сумарокова (см.). Последний период деятельности Майкова характеризуется его масонской ориентацией и религиозной направленностью творчества.

В ряде духовных стихотворений: "Оды", "О царе мира", "О страшном суде", "Преосв.

Платону", "Ищущим мудрости", "Счастье", Майков разочарованно спрашивает: "Чем же свет нам столь прелестен,/ И коль всему конец известен?/ Что же в нем не суета" и т. д. Стиль М. характеризуется, как позднее у Державина, резкой двойственностью: с одной стороны, элементами классицизма (см.) - сюда относится его трагедия "Агриопа", - а с другой - определенным стремлением к простоте, естественности, разговорности, даже грубости ("Елисей"). Библиография: I. Сочин. и переводы, со статьей о его жизни и сочинениях и примеч.

Л. Н. Майкова, СПб, 1867 (изд. 1-е, СПб, 1809). См. также "Русская поэзия", под ред. С. А. Венгерова, выпуск II, СПб, 1893, и вып. VI, СПб, 1897 (Полное собр. басен, эклоги, поэмы, со вступ. ст. Л. Н. Майкова). II. Биографический очерк, сост. Л. Н. Майковым (где имеются и все необходимые указания на литературу) в значительно пополненном виде вошел в сб. его статей.

Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII вв., СПб, 1889. III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917. Л. Т. {Лит. энц.}

План
Введение
1 Биография
2 Творчество
3 Издания
4 Источники

Введение

Васи́лий Ива́нович Ма́йков (1728, Ярославль - 17 (28) июня 1778, Москва) - русский поэт и драматург.

1. Биография

Принадлежал к старинному дворянскому роду Майковых. Родился в 1728 году в семье ярославского помещика капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка Ивана Степановича Майкова, имевшего небольшое имение под Ярославлем и дом в самом городе, где и воспитывался Василий. Недолго и неприлежно учился в Петербургской академической гимназии. Служил в Семёновском полку в 1747-1761 годах, но не усердно, против него даже было возбуждено «дело о нерадении» по службе.

Получил весьма ограниченное домашнее образование, не знал ни одного иностранного языка; стихотворное переложение «Военной науки» Фридриха II (М., 1767; 2 изд. 1787) и «Превращений» Овидия сделал с чужого прозаического перевода. Недостаток образования Майков восполнил впоследствии общением с Сумароковым, Херасковым и др..

Выйдя в отставку «на своё пропитание гвардии капитаном», вернулся в Ярославль. 25 мая 1763 года преподнёс посетившей город Екатерине II «Оду на прибытие её величества из Москвы в Ярославль». Начал сотрудничать в журналах Хераскова «Полезное увеселение» и «Свободные часы». В 1763 году прославился поэмой «Игрок ломбера», трижды переиздававшейся при его жизни.

В 1766 году занял должность товарища московского генерал-губернатора. Принимал участие в работе Комиссии по составлению нового уложения. Затем был прокурором Военной коллегии. Стал членом Вольного экономического общества. Вращался также в кругу масонов, в 1775 году был великим провинциальным секретарём Великой провинциальной школы, в Москве сошёлся с Шварцом и способствовал знакомству последнего с Новиковым, в сатирическом журнале которого («Трутень») он также сотрудничал; но масонство не отразилось в произведениях Майкова. Далее служил главным членом конторы Мастерской и Оружейной палаты. В 1771 году в Москве пытался завести полотняную мануфактуру, но в этом ему помешала эпидемия чумы.

Вынужденный оставить службу, он поселился в Москве, где и прожил последние годы. Умер скоропостижно 17 (28) июня 1778 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве. После смерти Майкова остались вдова (Татьяна Васильевна, урождённая Мельгунова) и дети: два сына и четыре дочери.

2. Творчество

Написал значительное количество од, духовных стихотворений и др. лирических пьес, по всем требованиям ложноклассической пиитики; но не без стремления к простоте в постройке стихотворной фразы. Иногда он пользовался мотивами народности и современной действительности; так, например, в оду «Война» (1773) поэт включил жалобу земли к Богу на грешников - мотив, заимствованный им из народных духовных стихов. Сочетание столь разнородных элементов ставит лирические произведения Майкова на рубеже между двумя периодами русской лирики XVIII века, нашедшими себе типическое выражение в одах Ломоносова, с одной, и в поэзии Державина - с другой.

В драматических сочинениях Майков хотя и подражал Сумарокову, но не остановился на героической трагедии (например, «Агриопа», М., 1775; 2 изд. М., 1787), а написал в духе «комических опер» того времени пастушескую драму с музыкой «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель» (М., 1777), в которой изображал русских крестьян аркадскими пастушками во вкусе Флориана. Наиболее талантливые произведения Майкова - его комические поэмы («Игрок ломбера», 1762; 3 изд. М., 1774; «Елисей, или Раздраженный Вакх», 1771; 2 изд. М., 1788), басни и сказки, которые по содержанию и духу соприкасаются с рукописной народно-повествовательной литературой, переводной и заимствованной, но отчасти и оригинальной, зародившеюся в России в XVII веке. В поэме «Игрок ломбера» рассказывается о проигравшемся в карты дворянине, который попал на Олимп, населённый игральными картами. Героем поэмы «Елисей» является ямщик, которого Вакх, раздражённый на откупщиков за дороговизну вина, избирает орудием своего мщения. Поэма повествует о буйных и крайне цинических похождениях Елисея, напоминая по временам те рассказы о женской прелести, которые нередко встречаются в повествовательных сборниках XVII-XVIII веков. Бесстыдство описания заслоняет основную сатирическую струю поэмы.

В баснях Майкова («Нравоучительные басни и сказки») намечен ряд типов из живой действительности: тип русского барина-помещика (басни «Повар и портной», «Неосновательная боязнь», «Господин со слугами в опасности жизни») с его любовью к роскоши, чванством, самодурством и тупым эгоизмом, и тип русского простолюдина (басни «О хулителе чужих дел», «Общество» и другие) с его сметливостью, наивной верой в счастливый случай, любовью к тяжёлому труду над «пашенкой святой». Черты этого типа обрисованы Майковым с живым сочувствием.

Сочинения Майкова очень ценились современниками, как видно из отзыва в словаре Новикова. Следующее поколение находило их низкими и грубыми, что и выразилось в одной эпиграмме И. И. Хемницера. Мало-помалу сочинения Майкова спустились, по словам М. А. Дмитриева, в «особый, не высший круг читателей».

3. Издания

«Сочинения» Майкова издавались в Петербурге в 1809, потом в 1867 годах, под редакцией П. А. Ефремова и с биографическим очерком Л. Н. Майкова, вышедшим тогда же отдельно, а впоследствии перепечатанным в его сборнике «Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII в.» (СПб., 1889), а также в «Русской поэзии» С. А. Венгерова (вып. II, СПб., 1893), вместе с более выдающимися произведениями поэта. В 1966 году были изданы избранные произведения.

4. Источники

· Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб.: 1890-1907.

· Стенник Ю. В. Майков Василий Иванович // Словарь русских писателей XVIII века / Отв. ред. А. М. Панченко. Выпуск 2. (К-П). СПб.: Наука, 1999.

· Астафьев А. В., Астафьева Н. А. В. И. Майков // Писатели Ярославского края. - Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1974. - С. 48-53. - 248 с. - 5000 экз.

· Тимофеев Л. И. Майков В. И. // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 6. - М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1932. - Стб. 700-701.