Военный обоз. Обоз военный

И других формирований для организации перевозки припасов и оборудования (артиллерийский обоз, инженерный обоз, санитарный обоз и т. п.); до массового внедрения автотранспорта в вооружённых силах - воинское транспортное подразделение на конной тяге, идущее вслед за дивизией, полком и другими формированиями и предназначенное для доставки материальных средств формированиям для выполнения ими их задач.

В войске Русского государства старший начальник обоза в полках - обозничий, позже военный обозный, или вагенмейстер - чиновник фурштадта (то есть обоза), которому был поручен надзор за лошадьми, упряжью, повозками и прочими принадлежностями обоза, а генерал-вагенмейстер заведовал в том числе всеми обозами армии (вооружённых сил).

  • Походный обоз с артиллерийскими и инженерными принадлежностями назывался парком.
  • Пожарный обоз - дисциплинированный отряд (пожарная команда), снабжённая всеми приспособлениями для тушения пожаров и спасания людей.
  • Ассенизационный обоз - совокупность перевозочных приспособлений (герметически запирающиеся бочки и прочее) для вывоза нечистот.

В литературе встречаются слово для обозначение военнослужащих данных формирований - обозник .

История

Русский военный теоретик и практик Дмитрий Милютин предсказал использование и появление в вооружённых силах России и мира военной техники для боя и его обеспечения, как то автомобиля, броневого автомобиля , танков и самоходных артиллерийский установок .

Есть ли что-либо невозможное, например, в том, что автомобили не только вполне заменят повозки в обозах, но проберутся даже в полевую артиллерию ; вместо полевых орудий с конскою упряжью войдут в состязание на поле сражения подвижные бронированные батареи , и битва сухопутная уподобится битве морской.

В XX веке в связи с широким внедрением в войсках военной техники слово обоз потеряло свою актуальность и как термин вышло из употребления в руководящих документах и заменено словосочетанием - транспорт, военный транспорт.

В России

Обоз в России от старорусского обвоз - возить, доставлять , собирательное название формирований на конной тяге (позднее моторизированной и механизированной тяге), выполнявших задачи тылового обеспечения : транспортировки, содержания и подвоза материальных средств.

В Русском войске все запасы материальных средств или «кормы» следовали при дружине и полках на вьюках, а позже в колесном (санном) обозе или доставлялись по воде. В регулярной армии Петр I ввёл в штатную структуру полков обоз (солдатского строя - 63-и повозки, драгунского строя - 60 повозок). С 1708 года полковые обозы подразделялись на лёгкий - «к баталии потребныя вещи» и тяжёлый - «лишния тягости», позднее стали называться обоз 1-го и 2-го разряда. Александр I обоз в полках сократил но образовал в дивизиях, включив в их в состав фурштадтские батальоны 6-ти ротного состава (108 повозок, с 9-дневным запасом сухарей и другой провизии), на каждую пехотную или кавалерийскую дивизию.

В Русской императорской армии (РИА) существовали войсковые обозы нескольких видов:

  • по порядку сформирования:
    • казённые, то есть принадлежащие казне, государству; в мирное время его повозки, вместе с упряжью и принадлежностями, содержались полностью в РИА, но лошадей имелось лишь незначительное число (при мобилизации комплект лошадей пополнялся на основании военно-конской повинности);
    • обывательские, то есть принадлежащие гражданам государства, формируемые в военное время по найму, реквизицией или на основании подводной повинности.
  • по служебной принадлежности
    • интендантский
    • специальный
      • артиллерийский
      • инженерный
      • санитарный
  • по назначению:
    • продовольственно-вещевой, продовольственно-вещевой обоз являлся Первым отделом дивизионного обоза, и состоял из повозок, поднимающих материальные средства пехотной дивизии (пд): запас продовольствия (сухари, крупа, соль, чай, сахар - на 4 дня, мясные и овощные консервы - на один день), шанцевый инструмент , запас одежды и обуви. При нём же состоял конный запас пд. 1-й отдел состоял из 5-ти взводов , из которых 1-й, 2-й, 3-й и 4-й взвода имели по однодневному запасу продовольствия. Командир 1-го отдела был одновременно и командиром дивизионного обоза.
    • санитарные, санитарный обоз являлся Вторым отделом дивизионного обоза, и состоял из повозок, поднимающих дивизионный лазарет и два полевых госпиталя , а в случае надобности к дивизионному обозу присоединяется ещё военно-санитарный транспорт .
    • офицерские
    • штабные.
  • по формированиям :
  • по распределению между формированиями:
    • ротный (эскадронный , батарейный), то есть каждая рота, эскадрон, батарея имели свои повозки, лошадей и команду
    • батальонный (дивизионный)
    • полковой, для пехотных и стрелковых полков , входил в состав части , им поднимались материальные средства, в которых личный состав нуждался для боя и похода. Поэтому полковой обоз следовал на марше в составе своего полка и должен был постоянно находиться при нём или недалеко от него.
    • бригадный , для стрелковых бригад
    • дивизионный, для пехотных дивизий и состоял из двух отделов: 1-го - продовольственно-вещевого и 2-го - санитарного. Кавалерийские дивизии РИА не имели дивизионного обоза.

… На смотру начальника дивизии один взвод Терско-Горского полка оставлен был позади фронта , в прикрытие полкового обоза, который, к слову сказать, весь состоит у них из кавказских двухколёсных арб. …

Состав

Обоз пд состоял из повозок, лошадей и обозной команды которая включала в себя:

  • Управление (в составе 1-го отдела до)
  • 1-й отдел - продовольственно-вещевой
    • 1-й взвод
    • 2-й взвод
    • 3-й взвод
    • 4-й взвод
    • 5-й взвод
  • 2-й отдел - санитарный

Обоз пд составлял 287 повозок с 748 лошадьми.

Повозки для перевозки предметов первой необходимости следующие вместе с войсками, составляли обоз 1-го разряда, к нему относились:

  • зарядные ящики , одноконные снарядные и парные патронные двуколки (боеприпасы)
  • инструментальные повозки (походная кузница, инструменты и подковы)
  • аптечная двуколка
  • лазаретная линейка
  • офицерская двуколка.

Галерея

Примечания

Литература

  • В. И. Даль, Толковый словарь, 1863-1866 годов.
  • (1812) - басня И. А. Крылова
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

ОБОЗ ВОЕННЫЙ, подъемн. средства, служащие для перевозки за войсками разн. рода запасов. Часть О. составляет принадлеж-ть отдел. войсков. частей и носить название полкового О. Здесь возятся предметы, в к-рых войска нуждаются всегда в бою, в походе и на ночлегах. Поэтому полков. О. д. постоянно находиться при своей части или недалеко от неё. Прочие перевоз. средства армии, не входя в состав отдел. частей войск, образуют особые подвижн. учр-ния и в определ. числе придаются д-зиям, к-сам или армиям, составляя О.: д-зионный, к-сный или армейский . Запасы этих учр-ний служат для пополнения запасов полков. О. В зав-сти от состава груза различается О. интендантский и спец-ный (арт-рийский, инж-рный, санитарный ). Нек. категории перевоз. средств составляют казен. О. Его повозки (См. Повозки военные ) и упряжь с принадлеж-тью содержатся полностью в виде неприкосн. запаса, но в мирн. время запрягается лишь небол. его часть; при мобил-ции поставляется полн. число лошадей от населения по в.-конск. пов-сти. Друг. часть перевоз. средств составляет обывательский О., к-рый формируется из повозок, взятых от населения на основании подводн. пов-сти, по найму или реквизиций. Размеры его определяются в соображении с местн. условиями театра войны. - Историч. очерк . Уже в походах египтян за 1.000 л. до Р. Х. употреблялся вьючн. О. под продов-вие войск. Древн. греки сначала не имели О., но за гоплитом шел слуга, несший запасы. Однако, за 400 л. до Р. Х. и у них появляется вьючн. О., а при знаменитом отст-нии 10 т. греков уже находилось 400 повозок в парн. воловьей запряжке. При армии Александра В. в 37 т. ч. имелось 2½ т. повозок. Римляне первонач-но обходились без О.; кажд. легионер нес на себе на 15-30 дн. продов-вие. Во II в. до Р. Х. у римлян появляется вьючн. О. в числе 250 мул. на легион (4 т. ч.). Позже вводится и колесн. О. В средн. века армии сопровождались большим О., что вызывалось, однако, не столько заботой о войсках, сколько роскошью нач-ков и страстью к грабежу. Густав-Адольф упорядочил перевозоч. средства армии, на 100-тыс. армию приходилось 8 т. парн. повозок под продов-вие, подвозимое из магазинов. В эпоху Фридриха В., с развитием магазин. системы, О. приобрел еще большее значение. Революц. войны, выдвинув на 1-й план реквизиции, способствовали уменьшению О.; фр-зы первые отказались и от возимого в О. палаточн. лагеря. Тем не менее их 30-тыс. армия в Итальян. походе 1796 г. имела 1.200 повозок. Наполеон особенно умело пользовался своими подвижн. запасами, благодаря чему м. быстро сосредоточивать войска в решит. момент. В камп. 1812 г. он двинул за армией 17 обозн. б-нов с 6 т. повозок, поднимавшими продов-вие на 20 дн. В надежде на подножный корм, обозн. лошади не б. обеспечены фуражом. Однако, шедшая впереди к-ца съела весь корм, и О. пришли в расстр-во, последствием чего явилось расстр-во армии. В нашей армии до Петра В. повозок не существовало, а все запасы или "кормы" следовали при войсках на вьюках, а позже в колесн. О. Петровская армия имела уже штатный полков. О. (в пех. п-ку - 63 повоз., в драгунском - 60 повоз.), к-рый с 1708 г. подразделялся на легкий - "к баталии потребные вещи" и тяжелый - "лишние тягости", что вполне отвечало соврем. разделению полков. О. на 2 разр. Полков. О. пополнялся из армейск. транс-та ("подвижн. магазина") на обывательск. повозках, поднимавшего месячн. запас продов-вия. Серьезные улучшения в орг-зации О. последовали при Имп. Александре I. Полков. О. б. сокращен, за то образован д- зионный О. в составе 1 фурштатск. 6-ротн. б-на на каждую пех. или кав. д-зию (108 повоз. с 9-дн. запасом сухарей). По мере увеличения армий и их потреб-тей (в особ-сти с появлением скоростр. оружия) работа О. осложнялась. Уже в войсках минувш. века О. с чрезвыч. усилиями обслуживал армии в тех случаях, когда приходилось подвозить на 150-200 вер., или когда операции принимали напряжен. характер. В войну 1870-71 гг. немцам пришлось усилить к-сные О. на 100 повоз. каждый и заказать сверх того 3 т. повоз. В войну 1877-78 гг. обозн. средства армии б. усилены 17 т. повоз. В войну 1904-05 гг. полное бездействие войсков. О. имело следствием чрезвыч. развитие армейск. транспорт. средств, развозивших запасы до полков. штабов и даже на позиции. Орг-зация трансп. службы была также неправильна, вследствие чего воен. транс-ты выполнили работу втрое меньшую против минимал. расчетов теории. Предназначенные для непрерыв. подвоза при наст-нии армии, они не справились со своим назначением даже при расположении её на месте и вызвали новый 2½-милл. расход на формир-ние вольнонаемн. транс-тов. В будущих войнах соврем. миллионные армии ожидают еще большие трудности подвоза, но на помощь этому делу уже появились О. с механич. тягой. Свобода воен. операций в огромн. степени зависит от своеврем. получения войсками ежедневн. продов-вия и боев. средств. Запасы, возимые в О., освобождают войска от заботы в этом отношении. Во все эпохи недостаточ-ть О. или его расстр-во неблагоприятно отражались на воен. операциях. В войну 1870-71 гг., при обложении Парижа, по недостатку перевозочн. средств, кругооборота транс-тов занимал 9-10 дн., вследствие чего подвозилась только ½ продов-вия и боев. средств. В эту же войну неудовлетвор. состояние франц. О. заставляло их армии жаться к ж. дорогам, вопреки стратегич. обстановке (марш Мак-Магона на выручку Меца; операции Бурбаки под Монбельяром). В войну 1877-78 гг., по свидет-ву ген. Тотлебена, войска запад. отряда, вследствие плох. орг-зации службы О., перебивались продов-вием со дня на день и б. стеснены в своих операциях. Несоответ-ная орг-зация О. также м. ограничить способ-ть армии к маневр-нию (наши О. в войну 1904-05 гг.). Наконец, огром. значение имеет надлежащее распределение О. Следуя при войсках, О. связывает их в тактич. отношении: он удлиняет походные колонны, уменьшает их подвижность, затрудняет разверт-ние. Поэтому во все эпохи, когда войска стремились иметь весь О. при себе (в виде полков. О.), операции войск отличались медлит-стью и пассивностью. В соврем. армиях стремятся уменьшить полков. О., эшелонируя прочие перевозочн. средства в тылу войск. Появление ж. д. не умалило значение О., т. к. ж. д. подвержены перерыву и, кроме того, в сфере влияния прот-ка между головн. станциями и войсками всегда останется достаточн. полоса для работы О. Статистика указывает, что войсков. О. продолжает расти вместе с увеличением армий и расширением их потреб-ти в продов-вии и в особ-ти в соврем-х боев. припасах. В 1813 г. во франц. армии повозка (не считая транс-тов) приходилась на 53 ч.; в 1866 г. в Пруссии и Австрии - на 28-35 ч.; в 1870 г. в Пруссии - на 24 ч.; в наст. время: у нас 1 повоз. - на 19 ч., в Германии - на 14 ч.; в Австрии и Франции - на 12 ч. В нек-рые эпохи О. имел боев. значение, применяясь в виде подвижн. укр-ния или опорн. пункта на поле сражения (наши обозы в XVII в., обоз гусситов - см. Гусситские войны ). - Организация О. в главн. современ. армиях . Россия . У нас имеются все категории О. Полков. О. по распределению имущества делится на ротный, эск-ный, б-рейный и т. п. и собственно полковой, а в отношении управления и для похода вблизи неприятеля - на О. 1 и 2-го разр. Состав полков. О. русск. армии см. на таблице (69 стр.). В составе полков. О. б-реи и инжен. части имеются повозки спец-наго (артил., инж.) О. (см. Артиллерийский О. , а также Инженерные войска ). Д-зионный О. имеется для пех. д-зий и стрелк. бр-д и состоит из двух отделов: продовольственно-вещевого и санитарного . В 1-м отделе возится: запас продов-вия (сухари, крупа, соль, чай, сахар - на 4 дня, мясн. и овощн. консервы - на 1 день), шанц. инстр-т, запас обуви. При нём же состоит конск. запас д-зии. Отдел подразделяется на 5 взводов, из коих первые 4 имеют по 1-дн. запасу продов-вия (см. таблицу в 1-м столбце). Ком-р этого отдела есть одновр-но и ком-р всего д-зион. О. В состав санит. отдела входят: д-зион. лазарет ; 3 двук., 15 парн. и 9 четвер. повоз. (8 лазар. линеек и дроги для шатров), всего 27 повоз. и 78 лош. и два полев. подвижн. госп-ля , приданных д-зии, в обоих вместе 8 двук., 36 парн., 4 четверн. - итого 50 повоз. и 104 лош. (см. Военно-санитарное дело ). Весь д-зион. О. составляет 287 повоз. с 748 лош.; глубина походн. колонны - ок. 3 вер. (без растяжки). Кавал. д-зии не имеют д-зион. О. В инжен. войсках (сап. и понт. б-нах) роль д-зион. О. по содержанию груза выполняет т. наз. продовольств. транс-т , входящий в состав полков. О. К-сный О. составляют у нас к-сные продов. транс-ты , по 1 на к-с. Транс-т состоит из 536 парных повозок и делится на 4 взвода (1-3 взв. везут 3-дн. запас продов-вия и овса, а 4-й - однодн. запас консервов). Армейский О. составляет в воен. время транс-ты армии, к-рые не возят отдел. запасов, но служат универсал-м перевозочн. средством в тылу. Воен. транс-ты формируются при мобил-ции в числе 120 из кадр. обозн. б-нов (см. Обозные войска ). Кажд. транс-т состоит из 183 парн. повоз. (или 131 троечн., или 116 четв., или 362 вьюч. лош.) и подразделяется на 2 самостоят. взвода. Кроме того, предусматривается возм-сть формирования дополнит. воен. транспортов : колесных (конных, воловьих, буйволовых) и вьючных (на лошадях, мулах, верблюдах). Повозки и упряжь приобретаются способами, установл-ми для загот-ний в воен. время, лошади - из конск. запаса армии или по в.-конск. пов-ти, а личн. состав - распоряжением полев. упр-ния армии. Наконец, в случае надобности, формируются вольнонаемн. транс-ты , при чём одни эксплуатируются воен. упр-нием, другие - через подрядчиков. Дополнит-ные и вольнонаем. транс-ты соединяются в разн. числе в обозн. б-ны. Подъемная (полезная) сила транс-та; колес-наго - 4.414 пд., вьючного - 1.723 ½ пд. К слец-м армейск. О. относятся: вольнонаемные артил. транс-ты, полев. подвижн. госп ли не приданные д-зиям, и в.-санит. транс-ты (см. это ). - Германия. Полков. О. подразделяется на ротный, эск-нный, б-рейный, б-нный. Для походн. движений в сфере влияния прот-ка разделяется на 1 (Gefechtsbagage) и на 2-й разр. (Grosse Bagage) Д-зионный О., в полн. смысле слова, предусмотрен только для резервн. и резервно-полев. д-зий, в составе: 3 рез. провиант. колонн, 3 рез. фурпарк. кол., 2-3 рез. муницион. кол., 2-3 рез. артил. муницион. кол., 4 рез. полев. лаз-тов, 2 рез. хлебоп. кол., 1 рез. конск. депо, 1 депо порц. скота и 1 мостов. парка. В полев. пех. д-зиях к д-зион. О. относятся только дивизион. мостов. парк (21 повозка). - К-сный О. состоит из 6 провиант. и 7 фурпарков. кол., 2 конск, депо и 12 полев. лаз-тов, подразделяясь на 2 обозн. б-на. Кроме того, к к-сному О. относятся 4 пех. и 8 арт. муницион. кол., к-сный понтон. парк и 2 хлебопек. кол. На марше к-сный О. подразделяется на 2 эшелона (в ½-перехода и в 1 перех.). Продовол. О. поднимает 4-дн. запас продовольствия и 3-дн. запас овса на весь к-с и ½ кав. дивизии. К-сный О. формируется при мобилизации из обозн. б-нов (см. таблицу на 71-ой стр.). К армейск. О. можно отнести этапные: муниционные, фурпарковые, хлебоп. колонны и этапн. санит. депо с обозн. кол-ми . Все муницион. повозки запряжены тяжеловозами. В воен. время предположено формирование неск. грузов. автомобильн. колонн в качестве перевозочного средства. - Австрия . Имеются, как и у нас, все категории О. Полковой О. по своему назначению и распределению в походной колонне разделяется на боевой (Gefechtstrain) и хозяйственный (Bagagetrain). Различается О. ротный, батальонный, эскадронный, собственно полковой (см. таблицы выше). Д-зионный О. имеется как в пех., так и в кав. дивизиях. О. пех. д-зии состоит из обозн. д-зиона, 1 эск. к-раго поднимает штаб д-зии и дивизионную продовольств. кол. (6-дн. запас продов-вия), а друг. эск-н - д-зионное санит. учр-ние (д-зионный лаз-т). Кроме того, к д-зионным О. относятся: д-зионный муницион. парк (4 пех. и 4 пушеч. муницион. кол.), 4 гаубичн. муницион. колонны и дивизионная хлебопекарня. Д-зионный О. кавал, д-зии состоит из продовольств. кол. и санит. учр-ния и 4 кавал. муницион. кол. К-сный О. составляют: к-сный продов. транс-т (6-дн. запас) - 1.690 обыват. подвод; к-сная хлебопекарня; полев. госп ль; конск. лаз-т и к-сный обозн. парк . Кроме того, 4 мостов. парка с полев. подв. парком и инструмент. колонной и 4 муницион. кол. для тяж. гауб. д-зиона К армейским О. относятся: этапные продов. транс-ты, резервные продов. магазины и хлебопекарни, полев. и резерв. полев. госп ли, армеиск. артил. парки, мостов. парки и подвижные депо (инструмент., пионерн.). Д-зионные, к-сные и ар-мейск. О. формируются только в воен. время из обозн. д-зионов мирн. времени, на усиление к-рых широко привлекаются обыват. подводы с погонщиками. При орг-зации этапн. продов. транс-тов, а также при перевозках мост. парков, тяж. арт-рии и т. п. предположено широко применять автомобильную тягу. Войска горных районов снабжены, взамен колесн., вьючным или смешанной системы О. - Франция . Имеются все категории 0., но со слабо развитым д-зионным О. (см. таблицу на 72-ой стр.). Полков. О. делится вблизи непр-ля на 2 эшелона: боевой (Train de combat) и продов-ный (Trail regimentaire) и поднимает 2-дн. запас продов-вия. К д-зионному О. принадлежит только д-зион. лаз-т, парк инжен. роты (2 пов. с шанц. инстр-том) и гурт скота. К к-сным О. относятся: к-сный лаз-т , 8-12 полев. госп-лей, продов. транс-т (с 4-дн. запасом продов-вия), к-сные арт-рийский, инжен. и понтон. парки, парк запасн. обмунд-ния и снаряжения, подвижн. ремонт. депо, полев. хлебопекарня и гурт скота. К армейск. О. относятся вспомог. продов., транс-ты (4-дн. запас), армейский артил. парк и арм. инжен. парк . Д-зионные и к-сные О. формируются в воен. время из обозн. б-нов с добавлением обыват. подвод. - Заключение . Сравнивая орг-зацию О. в гл. европ. армиях, можно видеть, что везде часть О. следует непосред-но при войсках (полков. О.), при чём в наибольш. размере у нас; везде остальной О. эшелонирован в глубину, при чём в герм. и франц. армиях ближайш. эшелоном за полков. О. является к-сный; в австр. армии, наоборот, оч. развит д-зионный О.; в глубок. эшелонах О. (арм-го и отчасти к-снаго) предположено применять автомобильн. тягу, что в будущем должно отозваться дальнейш. уменьшением собственно войсковых О. (Ф. А. Макшеев , Снабжения и воен. хоз-во в воен. время; Его же , Воен. хоз-во и устр-во тыла. О. и тылов. учр-ния иностр. армий; П. Режепо , Значение и работа О.; Положения о полковом и дивизионном О. - пр. по в. в. 1907 г. № 229).

ОБОЗ ВОЕННЫЙ, подъемные средства, служащие для перевозки за войсками разного рода запасов.

Часть ОБОЗА составляет принадлежность отдельных войсковых частей и носил название полкового ОБОЗА.

Здесь возились предметы, в которых войска нуждаются всегда в бою, в походе и на ночлегах. Поэтому полковой ОБОЗ должен был постоянно находиться при своей части или недалеко от нее.

Прочие перевозные средства армии, не входя в состав отдельных частей войск, образовывали особые подвижные учреждения и в определенном числе придавались дивизиям, корпусам или армиям, составляя ОБОЗ: дивизионный, корпусный или армейский.

Запасы этих учреждений служили для пополнения запасов полковых ОБОЗОВ.

В зависимости от состава груза различался ОБОЗ интендантский и специальный (артиллерийский, инженерный, санитарный).

Некоторые категории перевозочных средств составляют казенный ОБОЗ, его повозки (См. Повозки военные) и упряжь с принадлежностью содержались полностью в виде неприкосновенного запаса, но в мирное время запрягалось лишь небольшая его часть; при мобилизации поставлялось полное число лошадей от населения по военно-конской повинности. Другая часть перевозочных средств составлял обывательский ОБОЗ, который формировался из повозок, взятых от населения на основании подводной повинности, по найму или реквизиций. Размеры его определялись в соображении с местными условиями театра войны.

Исторический очерк.

Уже в походах египтян за 1.000 л. до Р. Х. употреблялся вьючный ОБОЗ под продовольствие войск.

Древние греки сначала не имели ОБОЗА, но за гоплитом шел слуга, несший запасы. Однако, за 400 л. до Р. Х. и у них появляется вьючный ОБОЗ, а при знаменитом отступлении 10 т. греков уже находилось 400 повозок в парной воловьей запряжке.

При армии Александра Великого в 37 т. ч. имелось 2 ½ т. Повозок.

Римляне первоначально обходились без ОБОЗА; каждый легионер нес на себе на 15-30 дн. продовольствие. Во II в. до Р. Х. у римлян появляется вьючный ОБОЗ в числе 250 мул. на легион (4 т. ч.). Позже вводится и колесный ОБОЗ.

В средние века армии сопровождались большим ОБОЗОМ, что вызывалось, однако, не столько заботой о войсках, сколько роскошью начальников и страстью к грабежу.

Густав-Адольф упорядочил перевозочные средства армии, на 100-тыс. армию приходилось 8 т. парных повозок под продовольствие, подвозимое из магазинов.

В эпоху Фридриха Великого, с развитием магазинной системы, ОБОЗ приобрел еще большее значение.

Революционные войны, выдвинув на 1-й план реквизиции, способствовали уменьшению ОБОЗА; французы первые отказались и от возимого в ОБОЗЕ палаточного лагеря. Тем не менее их 30-тыс. армия в Итальянском походе 1796 г. имела 1.200 повозок.

Наполеон особенно умело пользовался своими подвижными запасами, благодаря чему мог быстро сосредоточивать войска в решительный момент.

В кампанию 1812 г. он двинул за армией 17 обозных батальонов с 6 т. повозок, поднимавшими продовольствие на 20 дн. В надежде на подножный корм, обозные лошади не были обеспечены фуражом. Однако, шедшая впереди конница съела весь корм, и ОБОЗ пришли в расстройство, последствием чего явилось расстройство всей Великой армии.

В нашей армии до повозок не существовало, а все запасы или "кормы" следовали при войсках на вьюках, а позже в колесном ОБОЗЕ.

Петровская армия имела уже штатный полковой ОБОЗ (в пехотном — 63 повозок, в драгунском — 60 повозок), который с 1708 г. подразделялся на легкий — "к баталии потребныя вещи" и тяжелый — "лишния тягости", что вполне отвечало современному разделению полковых ОБОЗОВ на 2 разряда.

Полковой ОБОЗ пополнялся из армейского транспорта ("подвижного магазина") на обывательских повозках, поднимавшего месячный запас продовольствия. Серьезные улучшения в организации ОБОЗА последовали при Императоре Александре I.

Полковой ОБОЗ был сокращен, за то образован дивизионный ОБОЗ в составе 1 фурштатского 6-ротного батальона на каждую пехотную или кавалерийскую дивизию (108 повозок с 9-дн. запасом сухарей).

По мере увеличения армий и их потребностей (в особенности с появлением скорострельного оружия) работа ОБОЗА осложнялась. Уже в войсках XIX века ОБОЗ с чрезвычайными усилиями обслуживал армии в тех случаях, когда приходилось подвозить на 150-200 вер., или когда операции принимали напряженный характер.

В войну 1870-71 гг. немцам пришлось усилить корпусные ОБОЗЫ на 100 повозок каждый и заказать сверх того 3 т. повозок.

В войну 1877-78 гг. обозные средства армии б. усилены 17 т. повозок.

В войну 1904-05 гг. полное бездействие войсковых ОБОЗОВ имело следствием чрезвычайное развитие армейских транспортных средств, развозивших запасы до полковых штабов и даже на позиции.

Организация транспортной службы была также неправильна, вследствие чего военные транспорты выполнили работу втрое меньшую против минимальных расчетов теории. Предназначенные для непрерывного подвоза при наступлении армии, они не справились со своим назначением даже при расположении её на месте и вызвали новый 2 ½-милл. расход на формирование вольнонаемных транспортов.

В будущих войнах миллионные армии ожидали еще большие трудности подвоза, но на помощь этому делу уже появились ОБОЗ с механической тягой.

Свобода военных операций в огромной степени зависит от своевременного получения войсками ежедневного продовольствия и боевых средств. Запасы, возимые в ОБОЗЕ, освобождают войска от заботы в этом отношении.

Во все эпохи недостаточность ОБОЗА или его расстройство неблагоприятно отражались на военных операциях.

В войну 1870-71 гг., при обложении , по недостатку перевозочных средств, кругооборот транспортов занимал 9-10 дн., вследствие чего подвозилась только ½ продовольствия и боевых средств. В эту же войну неудовлетворительное состояние французского ОБОЗА заставляло их армии жаться к железным дорогам, вопреки стратегической обстановке (маршала Мак-Магона на выручку Меца; операции Бурбаки под Монбельяром).

В войну 1877-78 гг., по свидетельству ген. Тотлебена, войска западного , вследствие плохой организации службы ОБОЗА, перебивались продовольствием со дня на день, и были стеснены в своих операциях.

Несоответственная организация ОБОЗА также м. ограничить способность армии к маневрированию (наши ОБОЗЫ в войну 1904-05 гг.).

Наконец, огромное значение имеет надлежащее распределение ОБОЗОВ. Следуя при войсках, ОБОЗ связывает их в тактическом отношении: он удлиняет походные колонны, уменьшает их подвижность, затрудняет развертывание. Поэтому во все эпохи, когда войска стремились иметь весь ОБОЗ при себе (в виде полкового ОБОЗА), операции войск отличались медлительностью и пассивностью.

В начала XX в. армиях стремились уменьшить полковой ОБОЗ, эшелонируя прочие перевозочные средства в тылу войск.

Появление железных дорог не умалило значение ОБОЗА, т. к. железные дороги подвержены перерыву и, кроме того, в сфере влияния противника между головными станциями и войсками всегда останется достаточная полоса для работы ОБОЗА.

Статистика указывает, что войсковой ОБОЗ продолжал расти вместе с увеличением армий и расширением их потребности в продовольствии и, в особенности в современных боевых припасах.

В 1813 г. во французской армии повозка (не считая транспортов) приходилась на 53 ч.; в 1866 г. в Пруссии и Австрии — на 28-35 ч.; в 1870 г. в Пруссии — на 24 ч.; в начале XX в.: у нас 1 повозка — на 19 ч., в Германии — на 14 ч.; в Австрии и Франции — на 12 ч.

В некоторые эпохи ОБОЗ имел боевое значение, применяясь в виде подвижного укрепления или опорного пункта на поле сражения (наши обозы в XVII в., обоз гусситов — см. Гусситские войны).

Организация ОБОЗА в главных армиях.

Россия.

У нас имелись все категории ОБОЗОВ.

Полковой ОБОЗ по распределению имущества делился на ротный, эскадронный, батарейный и т. п. и собственно полковой, а в отношении управления и для похода вблизи неприятеля — на ОБОЗ 1 и 2-го разряда.

Дивизионный ОБОЗ

Дивизионный ОБОЗ имелся для пехотных дивизий и стрелковых бригад и состоял из двух отделов: продовольственно-вещевого и санитарного.

В 1-м отделе возился: запас продовольствия (сухари, крупа, соль, чай, сахар — на 4 дня, мясные и овощные консервы — на 1 день), шанцевый инструмент, запас обуви. При нем же состоял конский запас дивизии.

Отдел подразделялся на 5 взводов, из коих первые 4 имеют по 1-дн. запасу продовольствия (см. таблицу в 1-м столбце). Командир этого отдела был одновременно и командир всего дивизионного ОБОЗА.

В состав санитарного отдела входили: дивизионный лазарет; 3 двуколки, 15 парные и 9 четверочные повозки (8 лазаретных линеек и дроги для шатров), всего 27 повозок и 78 лошадей и два полевых подвижных госпиталя, приданных дивизии, в обоих вместе 8 двуколок, 36 парных, 4 четверных — итого 50 повозок и 104 лошадей (см. Военно-санитарное дело.).

Весь дивизионный ОБОЗ составлял 287 повозок с 748 лошадьми; глубина походной колонны — около 3 вер. (без растяжки).

Кавалерийские дивизии не имели дивизионного ОБОЗА.

В инженерных войсках (саперных и понтонных батальонах) роль дивизионного ОБОЗА по содержанию груза выполнял т. называемый продовольственный транспорт, входящий в состав полков.

ОБОЗ Корпусный.

ОБОЗ составлял у нас корпусные продовольственные транспорты, по 1 на корпус. Транспорт состоял из 536 парных повозок и делился на 4 взвода (1-3 взвода везли 3-дн. запас продовольствия и овса, а 4-й — однодневный запас консервов).

Армейский ОБОЗ

Армейский ОБОЗ составлял в военное время транспорты армии, которые не возили отдельных запасов, но служили универсальным перевозочным средством в тылу.

Военные транспорты формировались при мобилизации в числе 120 из кадровых обозных батальонов (см. Обозные войска).

Каждый транспорт состоял из 183 парных повозок (или 131 троечных, или 116 четв., или 362 вьючных лошадей) и подразделяется на 2 самостоятельных взвода. Кроме того, предусматривалась возможность формирования дополнительных военных транспортов: колесных (конных, воловьих, буйволовых) и вьючных (на лошадях, мулах, верблюдах).

Повозки и упряжь приобретались способами, установленными для заготовлений в военное время, лошади — из конского запаса армии или по военно-конской повинности, а личный состав — распоряжением полевого управления армии.

Наконец, в случае надобности, формировались вольнонаемные транспорты, причем одни эксплуатировались военным управлением, другие — через подрядчиков.

Дополнительные и вольнонаемные транспорты соединялись в разном числе в обозные батальоны.

Подъемная (полезная) сила транспорта; колесного — 4.414 пд., вьючного — 1.723½ пд.

К специальным армейским ОБОЗАМ относились: вольнонаемные артиллерийские транспорты, полевые подвижные госпитали не приданные дивизиям, и военно-санитарные транспорты (см. это).

Германия.

Полковой ОБОЗ подразделялся на ротный, эскадронный, батарейный, батальонный.

В полевых пехотных дивизиях к дивизионному ОБОЗУ относился только дивизионный мостовой парк (21 повозка).

Корпусный ОБОЗ состоял из 6 провиантских и 7 фурпарковых колон, 2 конских депо и 12 полевых лазаретов, подразделяясь на 2 обозных батальона.

Кроме того, к корпусному ОБОЗУ относились 4 пехотных и 8 артиллерийских муниционных колон, корпусный и 2 хлебопекарных кол.

На марше корпусный ОБОЗ подразделялся на 2 эшелона (в ½-перехода и в 1 переходе).

Продовольственный ОБОЗ поднимал 4-дн. запас продовольствия и 3-дн. запас овса на весь корпус и ½ кавалерийской дивизии.

Корпусный ОБОЗ формировался при мобилизации из обозных батальонов (см. таблицу).

К армейскому ОБОЗУ можно отнести этапные: муниционные, фурпарковые, хлебопекарные колонны и этапные санитарные депо с обозными колонами.

Все муниционные повозки были запряжены тяжеловозами.

В военное время предположено формирование нескольких грузовых автомобильных колонн в качестве перевозочного средства.

Австрия.

Имелись, как и у нас, все категории ОБОЗА.

ОБОЗ пехотной дивизии состоял из обозного дивизиона, 1 эскадрона который поднимал штаб дивизии и дивизионную продовольственную колону (6-дн. запас продовольствия), а другой эскадрон — дивизионное санитарное учреждение (дивизионный лазарет).

Кроме того, к дивизионным ОБОЗУ относятся: дивизионный муниционный парк (4 пехотных и 4 пушечных муниционных колон), 4 гаубичной муниционной колонны и дивизионная хлебопекарня.

Дивизионный ОБОЗ кавалерийской дивизии состоял из продовольственных колон и санитарного учреждения и 4 кавалерийских муниционных кол.

Корпусный ОБОЗ составлял: корпусный продовольственный транспорт (6-дн. запас) — 1.690 обывательских подвод; корпусная хлебопекарня; полевой госпиталь; конский лазарет и корпусный обозный парк. Кроме того, 4 мостовых парка с полевым подводным парком и инструментальной колонной и 4 муниционных колон для тяжелого гаубичного дивизиона.

К армейским ОБОЗАМ относились: этапные продовольственные транспорты, резервные продовольственные магазины и хлебопекарни, полевые и резервные полевые госпитали, армейские артиллерийские парки, мостовые парки и подвижные депо (инструментальные, пионерные).

Дивизионные, корпусные и армейские ОБОЗЫ формировались только в военное время из обозных дивизионов мирного времени, на усиление которых широко привлекался обывательские подводы с погонщиками.

При организации этапных продовольственных транспортов, а также при перевозках мостовых парков, тяжелой артиллерии и т. п. предположено было широко применять автомобильную тягу.

Войска горных районов снабжались, взамен колесного, вьючным или смешанной системы ОБОЗАМИ.

Франция.

Полковой ОБОЗ делился вблизи неприятеля на 2 эшелона: боевой (Train de combat) и продовольственный (Train regimentaire) и поднимал 2-дн. запас продовольствия.

К дивизионному ОБОЗУ принадлежал только дивизионный лазарет, парк инженерной роты (2 повозки с шанцевым инструментом) и гурт скота.

К корпусным ОБОЗАМ относились: корпусный лазарет, 8-12 полевых госпиталей, продовольственный транспорт (с 4-дн. запасом продовольствия), корпусные артиллерийский, инженерный и понтонный парки, парк запасного обмундирования и снаряжения, подвижное ремонтное депо, полевая хлебопекарня и гурт скота.

К армейскому ОБОЗУ относились вспомогательные продовольственные транспорты (4-дн. запас), армейский артиллерийский парк и армейский инженерный парк.

Дивизионные и корпусные ОБОЗЫ формировались в военное время из обозных батальонов с добавлением обывательских подвод.

Заключение.

Сравнивая организацию ОБОЗОВ в главных европейских армиях, можно видеть, что везде часть ОБОЗА следует непосредственно при войсках (полковой ОБОЗ), при чем в наибольшем размере у нас; везде остальной ОБОЗ эшелонирован в глубину, при чем в германской и французской армиях ближайшим эшелоном за полковым ОБОЗОМ является корпусный ОБОЗ; в австрийской армии, наоборот, очень развит дивизионный ОБОЗ; в глубоких эшелонах ОБОЗ (армейского и отчасти корпусного) предположено применять автомобильную тягу, что в будущем должно отозваться дальнейшим уменьшением собственно войсковых ОБОЗОВ.


Название статьи: Военный обоз Категория темы: Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., тт. 1-18 Дата написания статьи: 1916 г. Статьи, использованные при написании этой статьи: Ф. А. Макшеев, Снабжения и военное хозяйство в военное время; Его же, Военное хозяйство и устройство тыла. ОБОЗ и тыловые учреждения иностранных армий; П. Режепо, Значение и работа ОБОЗА; Положения о полковом и дивизионном ОБОЗЕ - приказ по военному ведомству 1907 г. № 229.
  • - военнослужащий одного государства, направленный в соответствии с двусторонним соглашением в другое государство для оказания помощи в создании ВС, подготовке военных кадров, обучении войск, освоении вооружения и...

    Словарь военных терминов

  • - отдел дивизионного обоза; состоит из повозок, поднимающих дивизионный лазарет и два полевых госпиталя; в случае надобности к дивизионному обозу присоединяется еще военно-санитарный транспорт...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - В котором тысяча немазаных колес - о необычайном неприятном шуме Ср. И новый хор певцов такую дичь занес, Как будто тронулся обоз, В котором тысяча немазаных колес. Крылов. Парнас. См. дичь пороть...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - скрипучий...

    Словарь эпитетов

  • - ; мн. обо/зы, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - муж. сборище путевых, кладных повозок. Протяжные извощики ходят обозом. Помещичий обоз пошел в город. Стать обозом в поле. Обозик, обозец; обозища, обозишка. Золотой обоз, из сиб., зовут караваном...

    Толковый словарь Даля

  • - ОБО́З, -а, муж. 1. Ряд следующих друг за другом повозок с грузом. 2. Совокупность перевозочных средств специального назначения. Дивизионный, полковой о. . Пожарный о. ...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ОБО́З, обоза, муж. 1. Группа подвод., повозок, перевозящих кладь. «С горшками шел обоз, и надобно с крутой горы спускаться.» Крылов. «Обозы с нововымолоченным хлебом.» Серафимович. 2...

    Толковый словарь Ушакова

  • - обо́з м. 1. Вереница следующих друг за другом повозок с грузом. 2. Совокупность транспортных средств, приданных войсковым частям. 3. Совокупность перевозочных средств специального назначения...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - об"...

    Русский орфографический словарь

  • - обо́з род. п. -а, укр. обíз, род. п. обо́зу, цслав. ъ, чеш. оbоz "поклажа, ограждение из телег", польск. оbо́z, род. п. оbоzu "лагерь". Из *оb-vоzъ, см. воз, везу́...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Не велик, да туго набит...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Здесь обоз с мочалами пропадёт. Народн. Неодобр. О нерадивом, беспечном хозяине. ДП, 582...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

  • - ...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 обозный...

    Словарь синонимов

"Военный обоз" в книгах

Полковой обоз

Из книги Казаки на Кавказском фронте 1914–1917 автора Елисеев Федор Иванович

Полковой обоз У полковника Мигузова он являлся как бы привилегированной частью полка. В мирное время командир уделял ему больше внимания, чем строевому обучению казаков. На войне же держал его больше в тылу. Подвезти к передовым линиям продукты и фураж для сотен для обоза

Обоз - десять подвод

Из книги Два брата - две судьбы автора Михалков Сергей Владимирович

Обоз - десять подвод - Имейте в виду, что наши офицеры и солдаты должны вести себя безукоризненно по отношению к женщинам. Я не допущу, чтобы в моей части занимались развратом!Бёрш был крайне рассержен. Он ходил из угла в угол по кабинету и беспощадно бранил

Обоз - десять подвод

Из книги В лабиринтах смертельного риска автора Михалков Михаил Владимирович

Обоз - десять подвод - Имейте в виду, что наши офицеры и солдаты должны вести себя безукоризненно по отношению к женщинам. Я не допущу, чтобы в моей части занимались развратом!Бёрш был крайне рассержен. Он ходил из угла в угол по кабинету и беспощадно бранил унтер-офицера,

11. Злосчастный обоз

Из книги 900 дней в тылу врага автора Терещатов Виктор Ильич

11. Злосчастный обоз Первая половина апреля была на исходе. Мы готовились к переходу через линию фронта. Вместе с нами шел отряд Яковлева.Пятнадцатого апреля партизаны прощались с жителями деревни. Старики, женщины, дети высыпали на улицу. Наши отряды долго стояли здесь,

Военный район и учебно-военный маршрут

Из книги Кое-что за Одессу автора Вассерман Анатолий Александрович

Военный район и учебно-военный маршрут Мы приближаемся к настоящему военному району. Первый квартал по Французскому бульвару и поворот направо по Пироговской.Объект № 1 – Окружной военный госпиталь, практически ровесник Одессы: отмечается в рапорте Сенату от 18-го

Обоз

Из книги Армия императорского Рима. I-II вв. н.э. автора Голыженков И А

Обоз Армия во все времена сопровождалась большим обозом, бывшим не только сильным искушением для врага, но и неизбежной обузой для собственного войска. После реформы Мария обоз римской армии значительно сократился. Этого удалось достичь за счет того, что поклажа каждого

Обоз

Из книги Повседневная жизнь армии Александра Македонского автора Фор Поль

Обоз Перед нами огромная армия, растянувшаяся на многие километры в узких долинах, ущельях и теснинах. Она включает в себя транспортные средства - от трех до четырех тысяч единиц, - перевозившие припасы, вооружение, палатки, технику, а в марте 334 года, согласно историку

Обоз капитана Лавилета

автора

Обоз капитана Лавилета Совсем недавно в мои руки попала книга кандидата исторических наук И.А. Груцо «Сокровища Наполеона». И именно на её страницах я отыскал ранее неизвестную мне кладоискательскую легенду. Пройти мимо такого подарка судьбы я, разумеется, не мог.

Обоз, утопленный близ Семлево

Из книги Клады Отечественной войны автора Косарев Александр Григорьевич

Обоз, утопленный близ Семлево Первые поиски бесследно исчезнувших московских сокровищ начались довольно давно. В 1835-1836 годах, когда смоленский губернатор Н.И. Хмельницкий прочитал книгу В. Скотта «Жизнь Наполеона Бонапарта, императора французов». И в третьем томе на

«Железный обоз» императора

Из книги Клады Отечественной войны автора Косарев Александр Григорьевич

«Железный обоз» императора Пожалуй, всем тем, кто так или иначе интересуется судьбой сокровищ, вывезенных Наполеоном из сгоревшей Москвы в 1812 году, хорошо известно, что великим полководцем для отправки особо ценных трофеев было сформировано три так называемых «Золотых

Сгинувший обоз маршала Виктора

Из книги Клады Отечественной войны автора Косарев Александр Григорьевич

Сгинувший обоз маршала Виктора Главу мы начали, и поэтому сразу предоставим слово одному из участников этого приключенческого эпизода.«В Бабиновичах я не застал французов, но был радушно встречен жителями-евреями. Тут я узнал, что в полупереходе от Бабиновичей, в деревне

"Железный обоз" императора

Из книги В поисках сокровищ Бонапарта. Русские клады французского императора автора Косарев Александр Григорьевич

"Железный обоз" императора Пожалуй, всем, кто так или иначе интересуется судьбой сокровищ, вывезенных Наполеоном из сгоревшей Москвы в 1812 году, хорошо известно, что императором для отправки особо ценных трофеев было сформировано три так называемых "Золотых обоза". Каждый

Военный социализм и военный коммунизм

Из книги Военный коммунизм в России: власть и массы автора Павлюченков Сергей Алексеевич

Военный социализм и военный коммунизм Как подчеркивалось, по проблемам военного коммунизма в России среди исследователей издавна существует множество разногласий, выразившихся в самых противоречивых оценках на страницах политических изданий и исторической

Глава 17 Прибалтийский Краснознамённый (с 1974 г.) военный округ, Особый военный округ, Северо-Западная группа войск в 1945-1994 гг.

Из книги автора

Глава 17 Прибалтийский Краснознамённый (с 1974 г.) военный округ, Особый военный округ, Северо-Западная группа войск в 1945-1994

Военный вектор Военный вектор Из доклада Изборского клуба «Военная реформа как составная часть концепции безопасности РФ» 06.02.2013

Из книги Газета Завтра 949 (6 2013) автора Завтра Газета

И других формирований для организации перевозки припасов и оборудования (артиллерийский обоз, инженерный обоз, санитарный обоз и т. п.); до массового внедрения автотранспорта в вооружённых силах - воинское транспортное подразделение на конной тяге, идущее вслед за дивизией, полком и другими формированиями и предназначенное для доставки материальных средств формированиям для выполнения ими их задач.

В войске Русского государства старший начальник обоза в полках - обозничий, позже военный обозный, или вагенмейстер - чиновник фурштадта (то есть обоза), которому был поручен надзор за лошадьми, упряжью, повозками и прочими принадлежностями обоза, а генерал-вагенмейстер заведовал в том числе всеми обозами армии (вооружённых сил).

  • Походный обоз с артиллерийскими и инженерными принадлежностями назывался парком.
  • Пожарный обоз - дисциплинированный отряд (пожарная команда), снабжённая всеми приспособлениями для тушения пожаров и спасания людей.
  • Ассенизационный обоз - совокупность перевозочных приспособлений (герметически запирающиеся бочки и прочее) для вывоза нечистот.

В литературе встречаются слово для обозначение военнослужащих данных формирований - обозник .

История

Русский военный теоретик и практик Дмитрий Милютин предсказал использование и появление в вооружённых силах России и мира военной техники для боя и его обеспечения, как то автомобиля, броневого автомобиля , танков и самоходных артиллерийский установок .

Есть ли что-либо невозможное, например, в том, что автомобили не только вполне заменят повозки в обозах, но проберутся даже в полевую артиллерию ; вместо полевых орудий с конскою упряжью войдут в состязание на поле сражения подвижные бронированные батареи , и битва сухопутная уподобится битве морской.

В XX веке в связи с широким внедрением в войсках военной техники слово обоз потеряло свою актуальность и как термин вышло из употребления в руководящих документах и заменено словосочетанием - транспорт, военный транспорт.

В России

Обоз в России от старорусского обвоз - возить, доставлять , собирательное название формирований на конной тяге (позднее моторизированной и механизированной тяге), выполнявших задачи тылового обеспечения : транспортировки, содержания и подвоза материальных средств.

В Русском войске все запасы материальных средств или «кормы» следовали при дружине и полках на вьюках, а позже в колесном (санном) обозе или доставлялись по воде. В регулярной армии Петр I ввёл в штатную структуру полков обоз (солдатского строя - 63-и повозки, драгунского строя - 60 повозок). С 1708 года полковые обозы подразделялись на лёгкий - «к баталии потребныя вещи» и тяжёлый - «лишния тягости», позднее стали называться обоз 1-го и 2-го разряда. Александр I обоз в полках сократил но образовал в дивизиях, включив в их в состав фурштадтские батальоны 6-ти ротного состава (108 повозок, с 9-дневным запасом сухарей и другой провизии), на каждую пехотную или кавалерийскую дивизию.

В Русской императорской армии (РИА) существовали войсковые обозы нескольких видов:

  • по порядку сформирования:
    • казённые, то есть принадлежащие казне, государству; в мирное время его повозки, вместе с упряжью и принадлежностями, содержались полностью в РИА, но лошадей имелось лишь незначительное число (при мобилизации комплект лошадей пополнялся на основании военно-конской повинности);
    • обывательские, то есть принадлежащие гражданам государства, формируемые в военное время по найму, реквизицией или на основании подводной повинности.
  • по служебной принадлежности
    • интендантский
    • специальный
      • артиллерийский
      • инженерный
      • санитарный
  • по назначению:
    • продовольственно-вещевой, продовольственно-вещевой обоз являлся Первым отделом дивизионного обоза, и состоял из повозок, поднимающих материальные средства пехотной дивизии (пд): запас продовольствия (сухари, крупа, соль, чай, сахар - на 4 дня, мясные и овощные консервы - на один день), шанцевый инструмент , запас одежды и обуви. При нём же состоял конный запас пд. 1-й отдел состоял из 5-ти взводов , из которых 1-й, 2-й, 3-й и 4-й взвода имели по однодневному запасу продовольствия. Командир 1-го отдела был одновременно и командиром дивизионного обоза.
    • санитарные, санитарный обоз являлся Вторым отделом дивизионного обоза, и состоял из повозок, поднимающих дивизионный лазарет и два полевых госпиталя , а в случае надобности к дивизионному обозу присоединяется ещё военно-санитарный транспорт.
    • офицерские
    • штабные.
  • по формированиям :
  • по распределению между формированиями:
    • ротный (эскадронный , батарейный), то есть каждая рота, эскадрон, батарея имели свои повозки, лошадей и команду
    • батальонный (дивизионный)
    • полковой, для пехотных и стрелковых полков , входил в состав части , им поднимались материальные средства, в которых личный состав нуждался для боя и похода. Поэтому полковой обоз следовал на марше в составе своего полка и должен был постоянно находиться при нём или недалеко от него.
    • бригадный , для стрелковых бригад
    • дивизионный, для пехотных дивизий и состоял из двух отделов: 1-го - продовольственно-вещевого и 2-го - санитарного. Кавалерийские дивизии РИА не имели дивизионного обоза.

… На смотру начальника дивизии один взвод Терско-Горского полка оставлен был позади фронта , в прикрытие полкового обоза, который, к слову сказать, весь состоит у них из кавказских двухколёсных арб. …

Состав

Обоз пд состоял из повозок, лошадей и обозной команды которая включала в себя:

  • Управление (в составе 1-го отдела до)
  • 1-й отдел - продовольственно-вещевой
    • 1-й взвод
    • 2-й взвод
    • 3-й взвод
    • 4-й взвод
    • 5-й взвод
  • 2-й отдел - санитарный

Обоз пд составлял 287 повозок с 748 лошадьми.

Повозки для перевозки предметов первой необходимости следующие вместе с войсками, составляли обоз 1-го разряда, к нему относились:

  • зарядные ящики, одноконные снарядные и парные патронные двуколки (боеприпасы)
  • инструментальные повозки (походная кузница, инструменты и подковы)
  • аптечная двуколка
  • лазаретная линейка
  • офицерская двуколка.