Выдержки из летописи о ярославе мудром. Презентация " ярослав мудрый"

Ровно 960 лет прошло со дня смерти Великого князя Ярослава Мудрого — отца, деда и дяди многих правителей Европы. Он вошел в историю как один из самых сильных правителей Киевской Руси, составителем первого известного свода законов на Руси. Что он сделал для страны, и чему нам можно поучиться у него?

В 1054 году, в день Торжества Православия (один из православных праздников, отмечаемый в первую неделю Великого Поста) скончался Великий князь Ярослав Владимирович Мудрый. Точная дата рождения не известна, различные летописи указывают либо 978 год, либо 988, либо 998 год. Такие расхождения могут быть вызваны как трудностями прочтения средневековой русской счетной системы, так и желанием летописцев показать Ярослава старше остальных братьев. Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования. По результатам вскрытия января 1939 года, антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя, который лёг в основу всех последующих изображений князя.



1. Ярослав Мудрый причислен Православной церковью к лику Святых. Официально Ярослав был канонизирован РПЦ только в 2004 году, хотя впервые упоминается в качестве святого в сочинении Адама Бременского «Деяния первосвященников Гамбургской церкви». Канонизированы так же были отец Ярослава Мудрого — князь Владимир Святославович (да да, тот самый «Красное солнышко»), братья Ярослава Мудрого — святые Борис и Глеб, сын Ярослава Мудрого — Владимир Ярославович, внуки Ярослава — Владимир Мономах и Гуго Великий, свояк Ярослава — Олаф Святой.



2. Особое внимание Ярослав укреплял дипломатии и внешней политике. Одним из способов укрепления дипломатических отношений были династические браки. У Ярослава Мудрого было 10 детей: 3 дочери и 7 сыновей. Елизавета стала женой норвежского короля, Анастасия — женой короля Венгрии, Анна вышла замуж за французского короля. Сыновья Ярослава также взяли в жены дочерей из Австрийских, Греческих, Польских, Германских монарших семей. Сам же Ярослав был женат дважды, второй женой и матерью большинства детей стала дочь шведского короля Олафа — Ингигерда (в Православии Ирина).



3. Ярослав Мудрый был известен, как основатель городов. Им были основаны Юрьев (ныне Тарту в Эстонии), Юрьев Русский (ныне Біла Церква на Украине), Новгород-Северский (сейчас в Черниговской области), Ярославль в Прикарпатье (сейчас Ярослав), и, конечно же, Ярославль, построенный на реке Волге.


4. Ярослав был героем многих литературных произведений того времени, например «Сказания о Борисе и Глебе», «Слове о законе и благодати», упоминается он и во многих скандинавских сагах под именем «Ярислейва Конунга Хольмгарда».



5. Именем Ярослава Мудрого названы Новгородский государственный и Харьковский юридический университеты, а так же государственная награда Украины — Орден князя Ярослава Мудрого.



6. При Ярославе появляются первые русские монастыри, при нем Киев стал одним из крупнейших городов Европы, и уступал разве что Константинополю.



7. При Ярославе разворачивается активная работа по переводу иностранных книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Годы тратятся на переписку книг. Создается уникальная библиотека Ярослава Мудрого, пропавшая бесследно, как и более поздняя библиотека Ивана Грозного.


8. Ярослав Мудрый фактически был одним из первых объединителей русских земель. Он собрал под своей властью практически все русские земли от юга и до севера.



9. Ярослав первым занялся разделением светских и религиозных норм, таким образом отделяя церковь от государства, делая её более самостоятельной с одной стороны, и определяя и структурируя её полномочия и сферу ответственности, с другой. В связи с этим был издан «Церковный устав» Ярослава Мудрого, в котором четко разграничивались полномочия светских и религиозных властей, различные проступки против Православной веры, и меры ответственности за них.


10. Возможно главным достижением Ярослава Мудрого является кодификация русского законодательства. Созданная Ярославом Мудрым «Русская Правда», является древнейшим дошедшим до нас сборником нормативно-правовых актов Древней Руси. «Русская Правда» содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства, и является одним из важнейших источников по истории правовых, экономических и социальных отношений на Руси.



Ярослав Мудрый провел огромную работу по созданию и укреплению позиций русского государства, как во внешней, так и во внутренней сфере. Он дал людям законы, по которым те жили, при нем Русь была одним из самых сильных и процветающих Европейских государств. Он был одним из тех, кто заложил фундамент государства, которое существовало почти тысячу лет. Он уже тогда понимал, что основой для существования любого государства являются единство и законность.

10 фактов о личности князя Ярослава Мудрого February 23rd, 2014

Ровно 960 лет прошло со дня смерти Великого князя Ярослава Мудрого — отца, деда и дяди многих правителей Европы. Он вошел в историю как один из самых сильных правителей Киевской Руси, составителем первого известного свода законов на Руси. Что он сделал для страны, и чему нам можно поучиться у него?

В 1054 году, в день Торжества Православия (один из православных праздников, отмечаемый в первую неделю Великого Поста) скончался Великий князь Ярослав Владимирович Мудрый. Точная дата рождения не известна, различные летописи указывают либо 978 год, либо 988, либо 998 год. Такие расхождения могут быть вызваны как трудностями прочтения средневековой русской счетной системы, так и желанием летописцев показать Ярослава старше остальных братьев. Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования. По результатам вскрытия января 1939 года, антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя, который лёг в основу всех последующих изображений князя.

1. Ярослав Мудрый причислен Православной церковью к лику Святых. Официально Ярослав был канонизирован РПЦ только в 2004 году, хотя впервые упоминается в качестве святого в сочинении Адама Бременского «Деяния первосвященников Гамбургской церкви». Канонизированы так же были отец Ярослава Мудрого — князь Владимир Святославович (да да, тот самый «Красное солнышко»), братья Ярослава Мудрого — святые Борис и Глеб, сын Ярослава Мудрого — Владимир Ярославович, внуки Ярослава — Владимир Мономах и Гуго Великий, свояк Ярослава — Олаф Святой.

2. Особое внимание Ярослав укреплял дипломатии и внешней политике. Одним из способов укрепления дипломатических отношений были династические браки. У Ярослава Мудрого было 10 детей: 3 дочери и 7 сыновей. Елизавета стала женой норвежского короля, Анастасия — женой короля Венгрии, Анна вышла замуж за французского короля. Сыновья Ярослава также взяли в жены дочерей из Австрийских, Греческих, Польских, Германских монарших семей. Сам же Ярослав был женат дважды, второй женой и матерью большинства детей стала дочь шведского короля Олафа — Ингигерда (в Православии Ирина).

3. Ярослав Мудрый был известен, как основатель городов. Им были основаны Юрьев (ныне Тарту в Эстонии), Юрьев Русский (ныне Біла Церква на Украине), Новгород-Северский (сейчас в Черниговской области), Ярославль в Прикарпатье (сейчас Ярослав), и, конечно же, Ярославль, построенный на реке Волге.

4. Ярослав был героем многих литературных произведений того времени, например «Сказания о Борисе и Глебе», «Слове о законе и благодати», упоминается он и во многих скандинавских сагах под именем «Ярислейва Конунга Хольмгарда».

5. Именем Ярослава Мудрого названы Новгородский государственный и Харьковский юридический университеты, а так же государственная награда Украины — Орден князя Ярослава Мудрого.

6. При Ярославе появляются первые русские монастыри, при нем Киев стал одним из крупнейших городов Европы, и уступал разве что Константинополю.

7. При Ярославе разворачивается активная работа по переводу иностранных книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Годы тратятся на переписку книг. Создается уникальная библиотека Ярослава Мудрого, пропавшая бесследно, как и более поздняя библиотека Ивана Грозного.

8. Ярослав Мудрый фактически был одним из первых объединителей русских земель. Он собрал под своей властью практически все русские земли от юга и до севера.

9. Ярослав первым занялся разделением светских и религиозных норм, таким образом отделяя церковь от государства, делая её более самостоятельной с одной стороны, и определяя и структурируя её полномочия и сферу ответственности, с другой. В связи с этим был издан «Церковный устав» Ярослава Мудрого, в котором четко разграничивались полномочия светских и религиозных властей, различные проступки против Православной веры, и меры ответственности за них.

10. Возможно главным достижением Ярослава Мудрого является кодификация русского законодательства. Созданная Ярославом Мудрым «Русская Правда», является древнейшим дошедшим до нас сборником нормативно-правовых актов Древней Руси. «Русская Правда» содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства, и является одним из важнейших источников по истории правовых, экономических и социальных отношений на Руси.

Ярослав Мудрый провел огромную работу по созданию и укреплению позиций русского государства, как во внешней, так и во внутренней сфере. Он дал людям законы, по которым те жили, при нем Русь была одним из самых сильных и процветающих Европейских государств. Он был одним из тех, кто заложил фундамент государства, которое существовало почти тысячу лет. Он уже тогда понимал, что основой для существования любого государства являются единство и законность.

Его правление стало «золотым веком» для Руси. Но за образом мудрого государя скрывается свирепый воин, предводитель варягов конунг Ярицлейв, который и сегодня не перестает удивлять потомков.

«На коне»

Во времена средневековья жизнь человека во многом определяли привходящие обстоятельства: слой общества, в котором он родился, физические данные, наличие доброго воспитателя. Казалось, Ярославу, сыну великого князя Владимира, судьба благоприятствовала. Тем не менее, будущее не представлялось безоблачным. Во-первых, историки полагают, что Ярослав был не старшим сыном, вопреки уже поздним летописям. Во-вторых, исследование останков показали – великий князь был хромым! А физическое увечье для того времени было серьезным препятствием на пути к власти, ведь не в варяжских порядках было отдавать бразды правления тому, кто не сможет показать себя на поле брани. У некоторых народов, например у кельтов, человек с изъяном вообще не мог быть королем – считалось, его правление принесет несчастье.
Но Ярослав победил хромоту, компенсировав ее железной волей. Он приучился ездить в седле, что с его болезнью далось ему не просто, и отныне на коне чувствовал себя намного увереннее, чем на земле. Летописи также упоминают хромоту князя, а излечение приписывают чуду: « И лишь после крещения Владимира, его жен и детей Ярослав встал на ноги и стал ходить, а до того не мог ходить».

Конунг Ярицлейв

Ярослав пришел к власти только после длительной междоусобной борьбы со своими многочисленными братьями, каждый из которых заседал в своем граде. «Ударной силой» нашего героя были норманнские наемники и варяжские конунги. В Новгороде Ярослав специально для них учредил «Поморонь двор», то есть «двор для приезжающих» - место постоянного пребывания скандинавских воинов. Жили они там, в роскоши и богатстве: «Ярицлейв конунг велел выстроить каменный дом и хорошо убрать драгоценной тканью, и им было дано все, что надо из самых ценных товаров».
Ярослав брал «под крыло» и беглую скандинавскую знать, одним из его воевод был норвежский конунг Эдмунд Рингссон, которому ставят в вину убийство некого «Бурицлава», в образе которого историки видят мученика Бориса Владимировича.

Историю пишут победители

Все мы знаем про кровавого Святополка Окаянного, который захватил власть в Киеве, и решил избавиться от своих ближайших братьев – конкурентов: Бориса Владимировича, которого сам Владимир поставил во главе своей дружины, и Глеба, мести которого боялся. В 1019 году Ярославу Мудрому, якобы удалось свергнуть брата тирана и с почетом похоронить братьев, которые вскоре были причислены к лику святых. Эту историю описывает нам ранний памятник русской литературы «Сказание о Борисе и Глебе». Все бы хорошо, если бы не дошедшая до наших дней «Сага об Эймунде», которая описывает убийство Эймундом по приказу Ярослава уже упомянутого Бурицлава, смерть которого совпадает по описаниям со смертью Бориса из «Сказания». Причем, в саге его убивают дважды – второй раз текст один в один повторяет наши сведения о гибели Святополка на Альте. К тому же, тирания Святополка сегодня кажется преувеличенной. Зачем Окаянному понадобилось атаковать Киев, который и так бы принадлежал ему по праву старшинства? Сегодня уже невозможно установить правду, но вероятно, за этой историей до сих пор скрывается нераскрытое преступление.

Сбежавшая невеста

Из всех благ, которые Ярослав Мудрый привез на Русь, ценнейшим приобретением называют его жену Ингигерду, шведскую принцессу. Дочь Олафа Шетконунга, Ирина стала настоящим благом для страны, она сыграла не последнюю роль, как в развитии международных связей, так и в религиозных вопросах, в частности, именно она основала первый в Киеве женский монастырь. Приближенный Ярослава Эймунд говорил о ней следующее: «Я ей не доверяю, потому, что она умнее самого Конунга». Надо сказать, история с женитьбой великого князя и Ингигерды, вышла весьма щекотливая. Невеста, буквально, сбежала из под венца. До сватовства Ярослава она была уже помолвлена с норвежским конунгом Олавом Харальдсонном, впоследствии известным как Олав Святой – первый христианский король Норвегии. Он потребовал ее в обмен на подписание мирного договора со Швецией. Однако когда жених со всей свитой приехал забирать невесту, то оказалось, что ее вот уже несколько месяцев назад поженили с конунгом Ярицлейвом. Олав Харальдссон был сильно разгневан, но за личные обиды мстить не стал. В качестве приданного Ингигерда принесла Ярославу земли вокруг Ладоги.

Библиотека Ярослава Мудрого

Пожалуй, одной из главных загадок Ярослава является местонахождение его легендарной библиотеки, якобы содержащей богатое собрание рукописей и манускриптов, которые могут пролить свет на многие темные пятна в истории Руси. Единственное упоминание о ней относится к 1037 году и содержится в «Повести временных лет»: ««Ярослав же любим по книгам, и многие скопировав и написав, положил в церкви святой Софьи, юже создал сам». Итак, предполагается, что драгоценное собрание должно было находиться в Софийском соборе. Считают, что книги могли быть похищены Батыем во времена татаро-монгольского нашествия. Существует и другое мнение, что потерянная библиотека Ярослава стала частью не менее легендарной библиотеки Ивана Грозного.
Несмотря на скудность сведений, ученые не перестают надеяться, что библиотека Ярослава не миф. В ее поисках даже прибегали к биолокации. Но результатов пока нет, и сегодня единственным книжным собранием имени Ярослава все еще остается библиотека в городе Ярославль.

Анна Ярославна – королева Франции

Как известно, Ярослав Мудрый проводил активную политику междинастических браков, его дети разъехались по всей Европе. Но, пожалуй, самым известным стал брак младшей дочери Анны с французским королем Генрихом I.
Молодая Анна была чета своей матери, она сразу показала себя активным политическим деятелем. Кстати, она была намного образованней мужа, читала и писала на греческом и латыни, в то время как сам Генрих I подписывался крестиком. Кстати, о контрасте между «варварской», как часто считают, Русью и куртуазной Францией ясно говорит отрывок из письма принцессы к отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны».

«Был, да сплыл»

Казалось бы – любой школьник знает, где похоронен Ярослав Мудрый, конечно же, в Киевской Софии, где стоит его саркофаг. Но эта информация, оказывается, давно устарела. В XX веке Ярослава тревожили, по крайней мере, трижды – в 1936, 1939 и в 1964 годах. Несколько лет назад, в 2009 году саркофаг снова вскрыли, только вот Ярослава там уже не было. Зато были советские «Известия» и «Правда», а также останки двух женщин, одна из которых принадлежала к периоду Киевской Руси, очевидно жена Ярослава Елена, а вторая оказалась гостьей из скифской эпохи.
Сегодня основная версия пропажи гласит, что прах Ярослава повторил судьбу Иконы святителя Николая «Мокрого», которая вместе с немецкими оккупантами была вывезена из Киева через Польшу и Германию в США, и сегодня находится в Свято-Троицком храме Украинской православной церкви. Снимать в приходе запрещено, обсуждать судьбу праха Ярослава Мудрого тоже, по каким-то причинам, отказываются.

Ярослав Мудрый (978 (979)?-1054) – очень заметная политическая фигура средневековой Европы. Время его правления – «звездный час» Киевской Руси, период ее наибольшего расцвета. Князя справедливо прославляют за ловкую внешнюю политику, за окончательное решение «печенежского вопроса», введение писаного права, масштабное строительство и поощрение развития культуры.

Естественно, это только одна сторона медали. Ярослав был пусть и выдающимся, но все-таки средневековым правителем. За ним числятся и такие дела, которые не совсем вписываются в образ созданной потомками «иконы». Но и они – неотъемлемая составляющая образа человека, жившего по законам своего времени и умевшего делать это не без пользы.

Сын Гориславы

Отец Ярослава – Владимир Великий, это знают все. А мать?

До принятия христианства Владимир имел многочисленный гарем, точное число его жен в то время неизвестно. Но данные о матери Ярослава есть. Это – полоцкая княжна Рогнеда Рогволодовна, которая отказалась выйти за Владимира добровольно из-за его сомнительного происхождения (сын наложницы, рабыни!). Владимир решил вопрос просто: захватил Полоцк, изнасиловал Рогнеду на глазах у родителей, затем убил их, а девушку забрал себе. Жуткая судьба этой женщины принесла ей прозвание Горислава. Ярослав – ее третий сын.

Без права на престол

Уже из сказанного выше становится ясно, что прав на киевский престол у Ярослава не было по любым законам. Он не был старшим сыном. Он не был сыном христианской жены Владимира, византийской принцессы Анны. Владимир не объявлял его своим преемником.

Мало того, незадолго до смерти Владимира Ярослав, правивший в то время Новгородом, показал себя прямым бунтовщиком, отказавшись высылать в Киев положенную сумму дани. Отец начал даже готовить карательный поход против непослушного сына, но помешало сперва нашествие печенегов, а затем смерть уже весьма немолодого князя.

Детектив с первыми русскими святыми

После смерти отца Ярослав продолжил борьбу за власть со своими братьями. Эта борьба подарила Руси первых ее двух святых – сыновей Владимира Бориса и Глеба. Традиция обвиняет в их смерти старшего брата Ярослава, Святополка, и прозывает его за это Окаянным.

Но Святополку незачем было убивать именно этих братьев, ибо из всей семьи только они однозначно признали его князем! История Глеба, таким образом, остается в тени, а судьбу Бориса несколько проясняет норвежская сага о похождениях конунга Эймунда. Этот варяжский наемник служил князю «Ярицлейву» и доставил в его лагерь голову убитого его воинами князя «Борицлава». Имена достаточно красноречивы. Кстати, согласно саге, «Ярицлейв» варягам за убийство не заплатил!

Князь-строитель

Но, несмотря на эти не слишком благовидные детали, Ярослав был, бесспорно, великим правителем. Достаточно сказать, что только в Киеве за время его правления появилась новая линия городских укреплений с Золотыми воротами, Софийский собор, Ирининская церковь; стройка велась также на территории Киево-Печерской лавры.

Основатель городов русских

Кроме этого, Ярослав отметился основанием новых городов. Называл он их, по традиции, своими собственными именами: Ярослава и Георгия (его христианское имя). Самые известные из них – Юрьев (Тарту) и Ярославль-на-Волге (жемчужина Золотого кольца).

На гербе Ярославля изображен медведь с секирой в лапах. Легенда гласит, что молодой Ярослав решил поохотиться в волжских лесах, и добыл-таки медведя, но тот его поранил. На этом месте был заложен город, а князь на всю жизнь остался хромым. Медвежья рогатина на гербе превратилась в секиру (так рассказывают легенду сами ярославцы).

Князь-библиотекарь

Библиотека Ярослава Мудрого – очень живучая историческая легенда. Есть доказательства того, что князь и впрямь интересовался книгами и владел интересными экземплярами (хотя бы потому, что дал в приданое дочери Евангелие, известное сейчас как Реймское). Но неправы те, кто представляет эту библиотеку похожей на современную – с десятками тысяч томов. Вероятно, их было два-три десятка, но и это по тем временам было огромное собрание.

Не стоит искать эти книги по киевским подземельям – если они там и были, то давно пропали, условия неподходящие. Скорее всего, значительная часть собрания попала в Лавру и была постепенно утеряна.

Тесть Европы

Это прозвище закрепилось за Ярославом оттого, что трех своих дочерей он выдал замуж за европейских королей, положив таким образом начало традиции династических браков. Но с тем же успехом князь приходится Европе и зятем, и шурином, и свекром. Он был женат на норвежской принцессе, сестру выдал за польского короля, а невесток набрал из Австрии, Польши и Германии.

Скульптурный портрет

Наконец, Ярослав Мудрый – первый из русских князей, чья внешность достоверно известна. Он был похоронен в Софийском соборе, и гробница сохранилась. В 1938 году она была вскрыта, а в 1940 известнейший антрополог М.Герасимов выполнил реконструкцию внешности князя по черепу. Прическа и борода добавлены по рисунку со стены того же собора. Естественно, это портрет князя на момент смерти, а прожил он очень долго – 75 лет .


Кстати, исследования М.Герасимова подтвердили хромоту Ярослава, но не установили ее причину.

Как-то мало внимания привлекают и такие факты, как исторического, так и личностного масштаба:

  • Ярослав был весьма высокого для своего времени роста (1,75 м) и умер, имея почти все зубы (это в 75-то лет!).
  • Киевская Русь при Ярославе достигла максимума своей площади.
  • Ярослав обеспечил государству первого русского митрополита – Иллариона.
  • прозвищем «Мудрый» наградил князя «историк государства Российского» Карамзин, в летописях ничего подобного нет.

И мало кто обращает внимание на факт, что Ярослав фактически сам и положил начало развалу своей империи. Он официально поделил ее территорию между своими пятью сыновьями. Сразу же после его смерти Русь вступила в период феодальной раздробленности.

Ярослав Владимирович, в историографической традиции Ярослав Мудрый. Родился ок. 978 года - умер 20 февраля 1054 года в Вышгороде. Князь ростовский (987-1010), князь новгородский (1010-1034), князь киевский (1016-1018, 1019-1054).

Ярослав Мудрый родился около 978 года. Сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны .

При крещении был наречён Георгием.

Ярослав впервые упоминается в Повести временных лет в статье 6488 (980) года, в которой рассказано о женитьбе его отца, Владимира Святославича, и Рогнеды, а после перечисляются 4 сына, родившихся от этого брака: Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод.

Год рождения Ярослава Мудрого

В статье 6562 (1054) года, где рассказывается о смерти Ярослава, говорится, что прожил он 76 лет (по древнерусскому счету лет, то есть прожил 75 лет и умер на 76-том году жизни). Соответственно, согласно летописным известиям, родился Ярослав в 978 или 979 году. Эта дата является наиболее употребительной в литературе.

Однако существует мнение, что данный год является ошибочным. В летописной статье под 1016 (6524) годом говорится о вокняжении Ярослава в Киеве. Если верить этому известию, то Ярослав должен был родиться в 988 или 989 году. Объясняется это по-разному. Татищев считает, что имела место ошибка и должно быть не 28, а 38 лет. В несохранившихся до нашего времени летописях, бывших у него в распоряжении (Раскольничья, Голицынская и Хрущёвская летописи), было 3 варианта - 23, 28 и 34 года, а согласно Оренбургскому манускрипту дату рождения Ярослава следовало отнести к 972 году.

При этом в некоторых поздних летописях читается не 28 лет, а 18 (Софийская первая летопись, Архангелогородский летописец, Ипатьевский список Ипатьевской летописи). А в Лаврентьевской летописи было указано, что «И бы тогда Ярослав Новегороде лет 28», что дало основание С. М. Соловьёву предположить, что известие относится к продолжительности новгородского княжения Ярослава: если принять правильным 18 лет - то с 998 года, а если 28 лет - то совокупное правление в Ростове и Новгороде с 988 года. Соловьёв также сомневался в правильности известий о том, что Ярославу в год смерти было 76 лет.

С учётом того, что брак между Владимиром и Рогнедой по устоявшемуся сейчас мнению был заключён в 978 году, а также того, что Ярослав был третьим сыном Рогнеды, он не мог родиться в 978 году. По мнению историков датировка в 76 лет появилась для того, чтобы представить Ярослава старше Святополка. Однако есть свидетельства о том, что именно Святополк был старшим из сыновей на момент смерти Владимира. Косвенным свидетельством этому могут служить слова Бориса, которые он сказал своей дружине, не желая занимать Киев, поскольку именно Святополк является старшим: "Онъ же рѣче · Не буди мнѣ възнѧти рук на брата старъшаго · аще и отецъ ми умре · то сь ми буди въ отца мъсто".

В настоящий момент факт старшинства Святополка считается доказанным, а указание возраста считается свидетельством того, что летописец пытался представить старшим именно Ярослава, обосновав, таким образом, его право на великое княжение.

Если же принимать традиционную дату рождения и старшинство Святополка, то это ведёт к пересмотру летописного рассказа о борьбе Владимира и Ярополка за киевский престол, и отнесению захвата Полоцка и женитьбы Владимира на Рогнеде к 976 или к началу 977 года, до его ухода за море.

Дополнительные сведения о возрасте Ярослава на момент смерти представляют данные исследования костных останков Ярослава, проведённые в 1939-1940 годах. Д.Г. Рохлин указывает, что Ярославу в момент смерти было больше 50 лет и указывает в качестве вероятного года рождения 986, а В.В. Гинзбург - 60-70 лет. Основываясь на этих данных предполагается, что Ярослав мог родиться в период между 983 и 986 годами.

Кроме того, некоторые историки вслед за Н.И. Костомаровым высказывали сомнения в том, что Ярослав является сыном Рогнеды. Однако это противоречит известиям летописей, в которых Ярослав неоднократно называется её сыном. Существует также гипотеза французского историка Арриньона, согласно которой Ярослав был сыном византийской царевны Анны и именно этим объясняется вмешательство в 1043 году Ярослава во внутривизантийские дела. Однако эта гипотеза также противоречит всем другим источникам.

Ярослав Мудрый (документальный фильм)

Ярослав в Ростове

В «Повести временных лет» за 6496 (988) год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам. В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав, который в качестве стола получил Ростов. Однако указанная в этой статье дата, 988 год, достаточно условна, поскольку в неё вместилось много событий. Историк Алексей Карпов предполагает, что Ярослав мог уехать в Ростов не ранее 989 года.

В летописях о правлении Ярослава в Ростове не сообщается ничего, кроме факта посажения на стол. Все сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер, историческая достоверность их мала.

Поскольку Ярослав получил Ростовский стол ещё ребёнком, то реальная власть находилась в руках посланного с ним наставника. По мнению А. Карпова, этим наставником мог быть упоминаемый в летописи в 1018 году «кормилец и воевода именем Буды (или Будый)». Вероятно он был ближайшим соратником Ярослава в Новгороде, однако кормилец в период новгородского княжения ему уже не был нужен, так что вполне вероятно, что он был воспитателем Ярослава ещё во время ростовского княжения.

Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля, названного в честь князя. Впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом, когда описывалось вызванное голодом «восстание волхвов» в Ростовской земле. Но существуют предания, которые приписывают основание города Ярославу. Согласно одному из них Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени - Ярославль.

Эти события нашли отражение на гербе города. Это предание было отражено в «Сказании о построении града Ярославля», опубликованном в 1877 году. Согласно исследованиям историка и археолога Н. Н. Воронина, «Сказание» было создано в XVIII-XIX веке, однако по его предположению в основу «Сказания» легли народные предания, связанные с древним культом медведя, характерным для племён, обитавших в лесной полосе современной России. Более ранняя версия легенды приводится в статье, опубликованной М. А. Ленивцевым в 1827 году.

Однако существуют сомнения в том, что ярославское предание связано именно с Ярославом, хотя оно, вероятно, отражает некоторые факты из начальной истории города.

В 1958-1959 годах ярославский историк Михаил Германович Мейерович обосновал, что город появился не ранее 1010 года. Эта дата в настоящее время считается датой основания Ярославля.

Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава, который правил в Новгороде. «Повесть временных лет» дату смерти Вышеслава не сообщает.

В «Степенной книге» (XVI век) сообщается, что Вышеслав умер раньше Рогнеды, матери Ярослава, год смерти которой указан в «Повести временных лет» (1000 год). Однако эти сведения не основаны на каких-то документах и, вероятно, являются догадкой.

Другую версию привёл в «Истории Российской» В. Н. Татищев. На основании какой-то не дошедшей до нашего времени летописи (вероятно новгородского происхождения) он помещает сведения о смерти Вышеслава в статье за 6518 (1010/1011) год. Эта дата в настоящее время принята большинством историков. Сменил Вышеслава в Новгороде Ярослав.

Ярослав в Новгороде

После смерти Вышеслава старшим сыном Владимира Святославовича считался Святополк. Однако по сообщению Титмара Мерзебургского он был посажен Владимиром в темницу по обвинению в измене. Следующий по старшинству сын, Изяслав, тоже к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование - для него был выделен в удел Полоцк. И Владимир в Новгород поставил Ярослава.

Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем Ростовское. Однако новгородский князь всё равно имел подчинённое положение к великому князю, выплачивая ежегодно дань в 2000 гривен (2/3 собранной в Новгороде и подчинённых ему землях). Однако 1/3 (1000 гривен) оставалась на содержание князя и его дружины, размер которой уступал только размеру дружины киевского князя.

Период новгородского княжения Ярослава до 1014 года так же мало описан в летописях, как и ростовский. Вероятно, что из Ростова Ярослав сначала отправился в Киев, а оттуда уже выехал в Новгород. Прибыл он туда, вероятно, не ранее 1011 года.

До Ярослава новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода, Ярослав же поселился в самом Новгороде, который, к тому моменту, был значительным поселением. Его княжий двор располагался на Торговой стороне Волхова, место это получило название «Ярославово дворище». Кроме того, у Ярослава имелась ещё и загородная резиденция в сельце Ракома, размещавшемся к югу от Новгорода.

Вероятно, что к этому периоду относится первый брак Ярослава. Имя его первой жены неизвестно, предположительно, её звали Анна.

Во время раскопок в Новгороде археологи нашли единственный пока экземпляр свинцовой печати Ярослава Мудрого, подвешенной когда-то к княжеской грамоте. На одной её стороне изображены святой воин Георгий с копьем и щитом и его имя, на второй - человек в плаще и шлеме, сравнительно молодой, с торчащими усами, но без бороды, а также надписи по сторонам от погрудной фигуры: «Ярослав. Князь Русский». По-видимому, на печати помещен довольно условный портрет самого князя, волевого человека с горбатым хищным носом, чей предсмертный облик реконструирован по черепу известным ученым - археологом и скульптором Михаилом Герасимовым.

Выступление Ярослава против отца

В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которого он в последние годы приблизил к себе и передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником. Возможно, что именно поэтому восстал против Владимира старший сын Святополк, попавший после этого в заточение (он пробыл там до смерти отца). И именно эти известия могли побудить Ярослава выступить против отца.

Для того чтобы противостоять отцу, Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом. Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, велел «требить путь и мостить мосты» для похода, но заболел. Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно.

В то же время варяги, нанятые Ярославом, обречённые на бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки. По сообщению новгородской первой летописи: «начали варяги насилие творить на мужатых жёнах».

В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов. Ярослав в это время находился в своей загородной резиденции в Ракоме. Узнав о случившемся, он призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему, жестоко расправился с ними. Произошло это в июле - августе 1015 года.

Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях. Это известие заставило князя Ярослава заключить мир с новгородцами. Он также пообещал заплатить виру за каждого убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя.

Ярослав в Киеве

15 июля 1015 года в Берестове умер Владимир Святославич, так и не успевший погасить мятеж сына. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмную варяжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.

В 1016 году Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами. Из летописей: «И отпусти их всех домой, - и дав им правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите».

Победа под Любечем не окончила борьбу со Святополком: вскоре тот подступил к Киеву с печенегами, а в 1018 году польский король Болеслав Храбрый, приглашённый Святополком, разбил войска Ярослава на берегах Буга, захватил в Киеве сестёр, жену Анну и мачеху Ярослава и, вместо того чтобы передать город («стол») мужу своей дочери Святополку, сам сделал попытку утвердиться в нём. Но киевляне, возмущённые неистовствами его дружины, начали убивать поляков, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка военной помощи. А Ярослав, после поражения вернувшись в Новгород, приготовился бежать «за море».

Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем, изрубив его суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.

Весной 1019 года это войско во главе с Ярославом осуществило новый поход на Святополка. В битве на реке Альте Святополк был разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал. Конунг Эймунд спросил у Ярослава: «прикажете ли убить его, или нет?», - на что Ярослав дал своё согласие: «Ничего этого я не сделаю: ни настраивать никого не стану к (личному, грудь на грудь) сражению с Конунгом Бурислейфом, ни порицать кого-либо, если он будет убит».

В 1019 году Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа Шётконунга - Ингигерде, за которую прежде сватался конунг Норвегии Олаф Харальдсон, посвятивший ей вису и впоследствии женившийся на её младшей сестре Астрид. Ингигерду на Руси крестят созвучным именем - Ирина. В качестве приданого от отца Ингигерда получила город Альдейгаборг (Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингигерды).

В 1020 году племянник Ярослава Брячислав напал на Новгород, но на обратном пути был настигнут Ярославом на реке Судоме, разбит здесь его войсками и бежал, оставив пленных и награбленное. Ярослав преследовал его и заставил в 1021 году согласиться на мирные условия, назначив ему в удел два города Усвят и Витебск.

В 1023 году брат Ярослава - тмутараканский князь Мстислав - напал со своими союзниками хазарами и касогами и захватил Чернигов и всё Левобережье Днепра, а в 1024 году Мстислав победил войска Ярослава под руководством варяга Якуна под Лиственом (возле Чернигова). Мстислав перенёс свою столицу в Чернигов и, направив послов к бежавшему в Новгород Ярославу, предложил разделить с ним земли по Днепру и прекратить войны: «Садись в своем Киеве, ты - старший брат, а мне пусть будет эта сторона».

В 1025 году сын Болеслава Храброго Мешко II стал королём Польши, а два его брата, Безприм и Отто, были изгнаны из страны и нашли убежище у Ярослава.

В 1026 году Ярослав, собрав большое войско, вернулся в Киев, и заключил мир у Городца с братом Мстиславом, согласившись с его мирными предложениями. Братья разделили земли по Днепру. Левобережье сохранялось за Мстиславом, а правобережье за Ярославом. Ярослав, будучи великим князем Киевским, предпочитал находиться в Новгороде до 1036 года (года смерти Мстислава).

В 1028 году норвежский король Олаф (впоследствии прозванный Святым), был вынужден бежать в Новгород. Он прибыл туда вместе с пятилетним сыном Магнусом, оставив в Швеции его мать Астрид. В Новгороде Ингигерда, сводная сестра матери Магнуса, жена Ярослава и бывшая невеста Олафа, настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава после возвращения короля в Норвегию в 1030 году, где тот и погиб в битве за норвежский престол.

В 1029 году, помогая брату Мстиславу, совершил поход на ясов, изгнав их из Тмутаракани. В следующем 1030 году Ярослав победил чудь и заложил город Юрьев (ныне Тарту, Эстония). В том же году он взял Белз в Галиции. В это время против короля Мешко II в Польской земле поднялось восстание, народ убивал епископов, попов и бояр.

В 1031 году Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков, отвоевали города Перемышль и Червен, завоевали польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их. Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось. Незадолго до этого в том же 1031 году Харальд III Суровый, король Норвегии, сводный брат Олафа Святого, бежал к Ярославу Мудрому и служил в его дружине. Как принято считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был со-руководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жены Елизавету.

В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира. В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего брата, самого младшего из Владимировичей - псковского князя Судислава - в темницу (поруб). Только после этих событий Ярослав решается переехать со двором из Новгорода в Киев.

В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя.

В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 - Всеслав Брячиславич.

В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию.

В 1042 году его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней. Примерно в это время (1038-1043) от Кнуда Великого к Ярославу бежал английский принц Эдуард Изгнанник.

Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго - Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава - Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключен параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира - Гертруде, в знак союза с Польшей.

В 1043 году, Ярослав, за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе, послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на императора Константина Мономаха, в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году.

В 1044 году Ярослав организовал поход на Литву.

В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо сгоревшего деревянного.

В 1047 году произошёл разрыв Ярославом Мудрым союза с Польшей.

В 1048 году в Киев прибыли послы Генриха I Французского - просить руки дочери Ярослава Анны.

Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде.

Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде точно в праздник Торжества Православия на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерду и на два года старшего сына Владимира.

В надписи (граффити) на центральном нефе Софийского собора под ктиторской фреской самого Ярослава Мудрого, датированной 1054 годом, говорится о смерти «царя нашего»: «В 6562 мца феврари 20 успен(и)е ц(а)ря наш(е)го в в(оскресенье) в (н)еде(лю) (му)ч Феодора».

В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия академик Б. Рыбаков объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету - с полуночи, в быту - с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счету это была ещё суббота, а по другому, церковному, - уже воскресенье. Историк А. Карпов считает, что князь мог умереть 19 (по летописи), а похоронили его 20-го.

Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями. В. К. Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 года.

Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования.

Внешность Ярослава Мудрого

По результатам вскрытия января 1939 года антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя.

Рост Ярослава Мудрого был 175 сантиметров. Лицо славянского типа, средней высоты лоб, узкая переносица, сильно выступающий нос, крупные глаза, резко очерченный рот (практически со всеми зубами, что встречалось тогда в старости крайне редко), резко выступающий подбородок.

Известно также, что он был хромым (из-за чего плохо ходил): по одной из версий - от рождения, по другой - в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса.

По сообщению журнала Newsweek, при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 года было установлено, что в нём находится, предположительно, только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды. В ходе проведенного журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 году при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США (юрисдикция Константинопольского патриархата).

Исчезновение останков Ярослава Мудрого

В XX веке Саркофаг Ярослава Мудрого вскрывался три раза: в 1936, 1939 и в 1964 годах.

В 2009 году гробница в Софийском соборе вновь была вскрыта, а останки отправили на экспертизу. При вскрытии были обнаружены советские газеты «Известия» и «Правда», датированные 1964 годом.

Опубликованные в марте 2011 года результаты генетической экспертизы таковы: в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки, причём составленные из двух скелетов, датирующиеся совершенно разным временем: один скелет времён Древней Руси, а второй на тысячу лет древнее, то есть времён скифских поселений.

Останки древнерусского периода, по утверждению учёных-антропологов, принадлежат женщине, при жизни много занимавшейся тяжёлым физическим трудом, - явно не княжеского рода. Первым о женских останках среди найденных скелетов написал ещё М. М. Герасимов в 1939 году. Тогда было объявлено, что помимо Ярослава Мудрого в гробнице похоронены и другие люди.

На след праха Ярослава Мудрого может вывести икона Николы Мокрого, которая была вывезена из Софийского собора представителями УГКЦ, отступившими вместе с немецкими оккупантами из Киева осенью 1943 года. Икона была обнаружена в Свято-Троицком храме (Бруклин, Нью-Йорк, США) в 1973 году.

По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США.

Ярослав Мудрый - Памятник «1000-летие России»

Личная жизнь Ярослава Мудрого:

Первая жена (до 1019) - предположительно, норвежка по имени Анна . Была в 1018 году захвачена в Киеве в плен польским королём Болеславом Храбрым вместе с сёстрами Ярослава и навсегда увезена в Польшу.

Вторая жена (с 1019) - Ингегерда (в крещении Ирина, в иночестве, возможно, Анна); дочь короля Швеции Олафа Шётконунга. Их дети разъехались по всей Европе.

Сыновья Ярослава Мудрого:

Илья (до 1018 -?) - возможный сын Ярослава Мудрого от первой жены, увезённой в Польшу. Гипотетический князь Новгорода.

Владимир (1020-1052) - князь новгородский.

Изяслав (Дмитрий) (1025-1078) - женился на сестре польского короля Казимира I - Гертруде.

Святослав (Николай) (1027-1076) - князь черниговский, предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии (или Кикилии, Цецилии), неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда.

Всеволод (Андрей) (1030-1093) - женился на греческой царевне (предположительно дочери византийского императора Константина IX Мономаха), от брака с которой родился князь Владимир Мономах.

Вячеслав (1033-1057) - князь смоленский.

Игорь (1036-1060) - князь волынский. Некоторые историки отводят Игорю пятое место среди сыновей Ярослава, в частности, опираясь на порядок перечисления сыновей в известии о завещании Ярослава Мудрого и известие о том, что по смерти Вячеслава в Смоленске Игорь был выведен из Владимира («Повесть временных лет»).

Дочери Ярослава Мудрого:

Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового.

Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I. В городе Тихонь, на берегу озера Балатон, в честь них названа церковь и установлен памятник.

Вышла замуж за короля Франции Генриха I. Во Франции она стала известна как Анна Русская или Анна Киевская. Во Франции, в г. Санлис Анне установлен памятник.

Святые родственники Ярослава Мудрого:

Будущий православный святой благоверный князь Ярослав (конунг Ярицлейв) был свояком общехристианского будущего святого, норвежского конунга Олафа Святого - они были женаты на сёстрах: Ярослав на старшей сестре, будущей православной святой Ингигерд, Олаф на младшей сестре - Астрид.

До того у обоих святых была одна невеста - принцесса Ингигерд Шведская (на Руси благоверная княгиня Ирина), которая весной 1018 года дала согласие выйти замуж за Олафа Норвежского и собственноручно вышила плащ с золотой застёжкой своему жениху, а осенью того же года по требованию отца дала согласие выйти замуж за Ярослава (свадьба состоялась в 1019).

Романтические отношения Олафа и Ингигерд с 1018 по 1030 год описываются в трёх скандинавских сагах: «Саге об Олафе Святом», «Пряди об Эймунде» и т. н. «Гнилой коже».

В 1029 году Олаф, будучи в изгнании в Новгороде, написал вису (стихотворение) об Ингигерд; часть его дошла до настоящего времени. Согласно сагам, Олаф в Новгороде зимой 1029/1030 явил два чуда исцеления: в частности, излечил тяжело больного девятилетнего сына Ярослава и Ингигерд, будущего православного святого Владимира (Вальдемара). После гибели и прославления Олафа в Новгороде, б. стольном граде Ярослава, была возведена церковь Олафа Святого, прозванная в народе «варяжской».

Малолетний сын будущего святого Олафа Магнус Добрый был после гибели отца усыновлён будущим святым Ярославом Мудрым, воспитывался в его семье и по достижении совершеннолетия при помощи приемного отца получил обратно престол Норвегии, а затем и Дании.

Также Ярослав Мудрый - брат православных, первых прославленных на Руси святых - князей Бориса и Глеба, отец православных святых Владимира и Святослава Ярославичей, дед местночтимого православного святого Владимира Мономаха и католического Гуго Великого, графа Вермандуа.

Ярослав был похоронен в Софии Киевской в бывшей шеститонной проконесского мрамора гробнице святого римского папы Климента, которую его отец Владимир Святославич вывез из завоёванного им византийского Херсонеса. Гробница цела до сих пор.

Существует также точка зрения, что у Ярослава Мудрого была ещё одна дочь по имени Агата, которая стала женой Эдуарда Изгнанника, наследника престола Англии. Некоторыми исследователями ставится под сомнение факт, что Ярослав был сыном Рогнеды, а также существует гипотеза, что у него была жена - Анна, которая умерла около 1018. Возможно, Анна была норвежкой, а в 1018 году она была пленена Болеславом Храбрым во время захвата Киева. Там же выдвигается гипотеза о том, что некий Илья - «сын короля Руси» Ярослава Мудрого.

Происхождение жены одного из сыновей - германской принцессы Оды, дочери Леопольда, - является спорным фактом в части принадлежности к роду Штаденов (правителям Северной марки) или к Бабенбергам (правителям Австрии до Габсбургов). Спорным является и то, чьей женой была Ода - Владимира, Святослава или Вячеслава. Сегодня господствующей является точка зрения, что Ода Леопольдовна была женой Святослава и происходила из рода Бабенбергов.

Ярослав Мудрый в культуре

Ярослав - традиционный персонаж литературных произведений агиографического жанра - Житие Бориса и Глеба. Сам факт убиения служит для древних летописцев излюбленной темой для отдельных сказаний. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках, из которых старейшие и наиболее полные приписываются преподобному Нестору и черноризцу Иакову Мниху.

Там говорится, например, что после смерти Владимира, власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя - Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве - Борису и Глебу. Гонец, посланный от Ярослава, передаёт Глебу весть о смерти отца и убийстве брата Бориса... И вот опечаленный скорбью князь Глеб плывёт по реке в ладье, и её окружают настигшие его враги. Он понял, что это конец и промолвил смиренным голосом: «Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы». А сестра Ярослава Предслава предупреждает, что их брат Святополк собирается устранить и его.

Также Ярослав упомянут в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона и в «Памяти и Похвале князю Русскому Владимиру» Иакова Мниха.

Поскольку Ярослав был женат на Ингегерде - дочери шведского короля Олафа Шётконунга и устраивал династические браки своих дочерей, в том числе Елизаветы (Эллисив) - с королём Норвегии Харальдом Суровым, он сам и его имя неоднократно упоминаются в скандинавских сагах, где он фигурирует под именем «Ярислейва Конунга Хольмгарда», то есть Новгорода.

В 1834 году профессор Санкт-Петербургского университета Сенковский, переведя на русский язык «Сагу об Эймунде», обнаруживает там, что варяг Эймунд вместе с дружиной был нанят Ярославом Мудрым. В саге рассказывается как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом (Борисом), причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Затем некоторые исследователи на основании саги про Эймунда поддержали гипотезу, что смерть Бориса - «дело рук» варягов, присланных Ярославом Мудрым в 1017 году, учитывая то что по летописям Ярослав, и Брячислав, и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве.

Однако, гипотеза Сенковского, основанная исключительно на данных «Саги об Эймунде», активным сторонником которой в настоящее время является историк-источниковед И. Н. Данилевский, доказывает возможную «причастность» Ярослава только к убийству Бориса («Бурицлейва»), но никак не Глеба, который в саге не упоминается вовсе.

В то же время, известно, что после смерти князя Владимира лишь два брата - Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего» и для Святополка весьма странным было бы убивать своих союзников. До настоящего времени эта гипотеза имеет как своих сторонников, так и противников.

Также историки, начиная с С. М. Соловьёва предполагают, что повесть о смерти Бориса и Глеба явно вставлена в «Повесть временных лет» позже, иначе летописец не стал бы снова повторять о начале княжения Святополка в Киеве.

Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии - премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона.

Древнейший из портретов киевского князя был выполнен при его жизни на известной фреске в соборе святой Софьи. К сожалению, часть фрески с портретами Ярослава и его жены Ингегерды утрачена. Сохранилась лишь копия А. ван Вестерфельда, придворного живописца литовского гетмана А. Радзивила, сделанная в 1651 году с ещё целой фрески.

Известный скульптор и антрополог Михаил Герасимов осуществил реконструкцию лица Ярослава по его черепу. Скульптурный образ Ярослава был создан М. О. Микешиным и И. Н. Шредером в памятнике «Тысячелетие России» в 1862 году в Новгороде.

В художественной литературе: является второстепенным героем исторических романов Валентина Иванова «Русь Великая» (1961), Антонина Ладинского «Анна Ярославна - королева Франции» (1973), в исторической повести Елизаветы Дворецкой «Сокровище Харальда», а также в повести Бориса Акунина «Огненный перст» (2014).

В кинематографе:

- «Ярославна, королева Франции» (1978; СССР) режиссёр Игорь Масленников, в роли князя Ярослава Кирилл Лавров;
- «Ярослав Мудрый» (1981; СССР) режиссёр Григорий Кохан, в роли Ярослава Юрий Муравицкий, Ярослав в детстве Марк Гресь;
- «Ярослав. Тысячу лет назад» (2010; Россия) режиссёр Дмитрий Коробкин, в роли Ярослава Александр Ивашкевич.