Вывод сказки принцесса на горошине. «Принцесса на горошине

Андерсен Г-Х. сказка "Принцесса на горошине"

Главные герои сказки "Принцесса на горошине" и их характеристика

  1. Принц, молодой и красивый, ищет себе в жены настоящую принцессу, но видимо и сам не знает, какая принцесса настоящая.
  2. Принцесса, молодая и красивая, привыкшая спать на самых мягких перинах, изнеженная и непривычная к другим условиям.
  3. Королева, мудрая женщина, которая придумала интересный способ испытания принцесс.
План пересказа сказки "Принцесса на горошине"
  1. Поиски принцессы
  2. Грусть
  3. Гроза
  4. Задумка королевы
  5. Горошина
  6. Плохой сон
  7. Свадьба
Кратчайшее содержание сказки "Принцесса на горошине" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Принц ищет настоящую принцессу, но нигде не может ее найти
  2. Принц грустит
  3. Страшная гроза и принцесса у ворот замка
  4. Королева кладет горошину под перину
  5. Принцесса жалуется, что не могла уснуть
  6. Принц женится на принцессе.
Главная мысль сказки "Принцесса на горошине"
Настоящая принцесса способна почувствовать горошину даже под большим количеством перин.

Чему учит сказка "Принцесса на горошине"
Эта сказка учит нас тому, что привыкнув к очень хорошим условиям жизни, человек становится изнеженным и не может уснуть даже на мягких перинах, потому что они кажутся ему твердыми. Эта сказка учит тому, что все в мире относительно.

Отзыв на сказку "Принцесса на горошине"
Эта сказка мне очень понравилась, не потому что в ней какой-то особенный сюжет, а потому что она написана с юмором. В ей описано забавное испытание, которое призвано определить настоящую принцессу и после этой сказки многие наверняка проверяли, способны ли они почувствовать горошину под периной или подушкой.

Пословица к сказке "Принцесса на горошине"
Отведаешь сам - поверишь и нам.
Не испытав - не узнаешь.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Принцесса на горошине"
Жил в одной стране красивый молодой принц, который очень хотел найти себе красивую принцессу. Он везде искал настоящую принцессу, но никак не мог такую найти.
Он вернулся домой и очень грустил.
Но вот однажды разразилась страшная гроза и в ворота замка кто-то постучал.Там оказалась принцесса, очень мокрая принцесса.
Ее провели в замок и королева решила проверить, настоящая она принцесса или нет. Для этого королева положила на кровать горошину, а сверху двадцать тюфяков и двадцать перин.
Потом принцесса пошла спать.
Утром ее спросили, как ей спалось и принцесса принялась жаловаться, что всю ночь не могла уснуть, потому что лежала на чем-то твердом.
Так все поняли, что перед ними самая настоящая принцесса.
Принц женился на этой принцессе, а горошина хранится с тех пор в музее.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Принцесса на горошине"

Наверное, в мире не существует сказки с более кратким содержанием. «Принцесса на горошине», история которой не уступит детективам Агаты Кристи, написана в далеком 1835 году датским писателем Гансом Христианом Андерсеном, но так и не была принята критиками, а ведь в ней был заложен глубокий философский смысл о тонкости души и мнимых ценностях.

Сюжетная линия

Краткое содержание «Принцессы на горошине»: состоятельный принц искал себе жену, причем главным условием было то, что будущая жена должна быть потомственной принцессой без пятна на родословной, с королевской внешностью и идеальным характером. Естественно, поиски прошли даром, ведь, как известно, идеальных людей нет в природе. Принц в печали засел в родовом замке, вгоняя себя в депрессию.

И как-то вечером, в сильную грозу, на ночлег попросилась девушка модельной внешности, выдававшая себя за принцессу, хотя выглядела она примитивно и убого за счет одежды низкого качества и последствий стихии. Королева-мать сразу смекнула, что девушка - охотница за богатым женихом, но виду не подала, а тихонько подложила «свинью» принцессе в виде горошины, которую спрятала под 20 матрасов.

Но девушка тоже была не лыком шита. Хотя кто знает, может, на самом деле настолько тонка душой? Она проследила за старушкой-королевой. В итоге поутру, в процессе опроса о самочувствии, королева признала аристократическое происхождение девушки, принц незамедлительно женился, а злополучную горошину поместили в Кунсткамеру.

Характеристика героев сказки

Принцесса на горошине - это главная героиня истории. А вот кем была девушка в действительности: капризной принцессой, неженкой и охотницей за приданым, недовольной гостеприимством и оказанными почестями (отчего же еще было жаловаться на недостаточно мягкие перины и твердую кровать), или разорившейся сиротой голубых кровей, случайно попавшей в грозу и оказавшейся у дверей богача-принца?

Из краткого содержания «Принцессы на горошине» становится ясно, что дверь принцессе открывает старый король. Как же так? Богатое королевство все же было, если принц мог позволить себе поиски жены по всему свету, а вот отец исполняет роль дворецкого. От скуки или безысходности (хлеб отрабатывать, например)? Ведь ясно, что всем в дворце заправляла королева-мать. Если нет - то зачем ей было лезть в отношения молодых с проверками?

Что хотел донести Андерсен?

Бывает, что увлекшись сюжетом или главными героями, зрители (или читатели) забывают о деталях, которые играют самую важную роль в истории. Горошина: что имел в виду Ганс Христиан, говоря о том, что принцесса прочувствовала давление горошины через двадцать (!) перин?

Не надо быть чтобы понять, что это не было растение из семейства бобовых. Никакая, даже самая нежная и потомственная принцесса с идеальной родословной просто физически не могла почувствовать семечко гороха сквозь кровать. Значит, горошина - это метафора? Что же хотел ею донести великий сказочник?

Не зря у "Принцессы на горошине" краткое содержание - автор не счел нужным распространяться о подробностях истории, а выделил суть: характер никуда не спрячешь!

Анекдот:

Сказка "Принцесса на горошине".
- Как вам спалось, милая девушка?
- Я всю ночь не сомкнула глаз. Сначала я съела горошину, а потом
со мной та-а-акое началось!

Прошло более полутора веков, а сказку до сих пор читают родители своим деткам, потому что история короткая, и с хорошим подтекстом: Андерсен высмеивает изнеженность принцев и принцесс. Действие происходит в королевстве,
в котором никто не мог поверить, что промокшая под дождем девушка - принцесса. И решили устроить проверку».

Сказка начинается с того, что принц решил жениться на принцессе. Но только на настоящей. Но, поскольку не было критериев настоящей принцессы, принц объездил весь свет, и логично предположить, что настоящую принцессу он так и не нашел. Принцесс было много, сколько угодно, но он никак не мог узнать, настоящие они или нет. Всем им чего-нибудь да не хватало. Что он в них искал - какие качества, что он у них спрашивал и что они ему отвечали, остались загадкой. Соответственно, принц вернулся домой удрученный, - уж так ему хотелось найти настоящую принцессу. Где уж тут не удручишься - конфликт налицо. На русский манер - иди туда, не зная куда, найди то, не зная что.

Как это часто бывает в сказках, должно было что-то произойти во внешних обстоятельствах, помогающих «разрулить» неразрешимую ситуацию, причем с волшебным словом «вдруг». На этот раз выручила природа - однажды вечером разыгралась непогода. Самая настоящая непогода с громом, сверканием молний, дождем как из ведра. И именно в этот момент кто-то постучал в дверь. Поскольку слуги или где-то отсутствовали, или не посчитали нужным выходить во двор во время непогоды (не царское это дело), или просто не допустили мысли, что кто-то может в это время гулять, король сам выполнил эту миссию. То ли старость не давала покоя, то ли божественное провидение погнало его к воротам, но благодаря этому родилась сказка, которой более полутора веков.

Конечно же, за воротами никого другого и не могло быть. Ни заплутавшего путника, ни пастуха со скотом, ни свинарки. За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде. Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и вытекали из - под каблуков. Старый король по выступающим из - под платья носкам туфель и догадался, что это была принцесса. Потому что свинарок и пастухов в туфлях он отродясь не видел, и про это его родители тоже ничего не рассказывали. Короля возможно и смутило, почему принцесса одна гуляет в такую погоду, еще и называет себя настоящей принцессой. Но, туфли! Туфли, выглядывающие из - под длинного платья, перевесили сомнения короля в ее настоящности, и он запустил ее во двор своего королевства, подумав про себя: «Ладно, щас королева разберется, что к чему».

Возможно, король как-то неумело представил принцессу королеве, возможно принцесса не смогла внятно аргументировать принадлежность
к королевскому роду, и в коммуникации произошла помеха. Принцесса не вызвала доверия. Чем занимался в это время принц, и мог ли он вообще участвовать в этом процессе и повлиять на него, история, как говорится, умалчивает.

«Ну, это уж мы проверим», - подумала старая королева, но ничего не сказала и пошла в спальню. По сравнению с датской королевой наша простая Баба - Яга вызывает восхищение и гордость. Она и спрос учинит и накормит и напоит и спать уложит. Но это - в русских сказках.

Слуг почему-то рядом не оказывалось. Да, и зачем они были нужны, если старая королева обладала недюжинной силой и была крайне активна на столь сложные действа. Она собственноручно сбросила с кровати одеяло
и простыни и на голые доски положила горошину. Потом прикрыла эту горошину двенадцатью тюфяками, а поверх тюфяков набросала еще двенадцать перинок из гагачьего пуха. Я изумляюсь, как королеве с такими недюжинными силами и мужицкими качествами можно было понять качества изнеженной принцессы. Наверное, старая королева надеялась, что ее задумку не сможет выполнить ни одна из женщин, и поэтому ее сынок так
и останется с ней до скончания веков.

На эту кровать уложили принцессу, и там она провела всю ночь. Что она думала про гостеприимство королей и про принца остается тоже загадкой. Наутро на вопросы хозяев, как она спала, принцесса ответила: «Ах, очень плохо. Я почти всю ночь не сомкнула глаз. Один Бог знает, что такое попало ко мне в постель. Я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в синяках. Это просто ужасно».

Возможно, принцесса не уснула от того, что была голодной, что белье было мокрым, что постель была непривычной, что она не выпила на ночь снотворного. Возможно, она сильно хотела замуж, и горошина под слоем тюфяков ей казалась мелочью. В итоге, практически без разговоров
и культуры общения все поняли, что принцесса была настоящей. Потому что все думали о своем, своем представлении о качествах настоящей принцессы, которые совпали. Во всяком случае, тест на принцессность (профпригодность) она прошла,
и принц тут же женился на принцессе, минуя этапы развития отношений (ухаживания, конфеты-букеты-поцелуи, помолвку). Вот так горошина и мамино волевое решение повлияли на судьбы.

Мог ли принц без горошины узнать настоящая принцесса или нет? Если нет культуры общения, в котором есть открытость, доверие партнеров, остается положиться только на горошину. Да и то вряд ли, потому что неизвестно лежит она в музее или ее кто-то украл.

Иллюстрация Ганса Тегнера из книги Г.Х. Андерсена «Сказки и рассказы » (1900)

Я сегодня читала книжку — «Розы в кредит» Эльзы Триоле, если вдруг кому интересно, о девочке из самых-самых низов, из нищеты и грязи, которой захотелось чистой и красивой жизни среди чистых и красивых вещей, но получилось хреновато; в принципе может быть довольно актуальная книжка по нынешним-то временам, — и наткнулась там на пересказ сказки «Принцесса на горошине»". Полный, подробный, без всяких фрейдистских, юнгианских и прочих апгрейдов, просто как пример того, что разные люди в разной степени ценят бытовой комфорт. Складывается кстати впечатление, что обычным французам эта сказка не должна быть известна, иначе стоило бы ее развозить на две книжных страницы?.. Но раз уж так — я ее перечитала. И пришла в недоумение. И сильно задумалась.

Вот как вы думаете, о чем эта сказка? Чему она должна нас, так сказать, учить? Ведь мы же знаем, что все сказки нас чему-нибудь учат?

Вот смотрите. Есть королева, которая во что бы то ни стало хочет сыну жену — настоящую принцессу. У нее есть критерий для определения настоящести: эта самая горошина. Принцессы-претендентки приезжают одна за другой, спят на горошине, утром королева осведомляется у них, как спалось, они отвечают — о, прекрасно, ваше величество, и она с позором прогоняет их прочь.

Стоп. Я конечно не принцесса, я не знаю ничего о том, можно ли почувствовать горошину через десять перин; но предположим — предположим, я сказала! — что да, можно. Что любая настоящая принцесса ее почувствует. А теперь представим себе гораздо более простую и житейскую вещь. Вы приехали в дом к потенциальной свекрови (или теще, без разницы в общем-то), от которой только и зависит, женится на вас ее сын (выйдет замуж дочь) или нет. Она уложила вас спать, утром с ехидной ухмылочкой спрашивает, как вы провели ночь... Что, у вас есть РАЗНЫЕ варианты ответа? Вы можете ответить что-то ДРУГОЕ, нежели «прекрасно»? Вот лично вы, ни разу не особа королевской крови, вы могли бы сказать хозяйке дома, в котором гостите, не говоря уже о том, что она хозяйка вашей будущей судьбы, — вы могли бы ей сказать, что хозяйка она плохая и принимает вас плохо?.. И, конечно, со временем происходит некоторый дрейф понятий, но даже в моем советском детстве, кажется, считалось общепринятым, что подлинный аристократизм это прежде всего хорошие манеры, безупречный такт и способность поступаться личным и второстепенным (неудобная постель на одну ночь) ради государственного и главного (выгодный династический брак с прекрасным принцем Джофри).

Продолжаем рассказывать сказку. Королева значит некоторое время вот так бракует всех невест, и поток желающих постепенно иссякает, как вдруг в ворота замка стучит какая-то неизвестная девушка. Дождь, ветер, грязища; она пришла пешком, одетая в холстину и дешевое грубое сукно, обутая в деревянные башмаки, она замерзла, промокла и изгваздалась. Откуда она такая взялась — не объясняет, но утверждает, что тоже принцесса и тоже хочет замуж за принца, и тоже имеет право пройти испытание. Ну что ж, королева чисто по приколу провожает ее в спальню, где до самого потолка одна на другой громоздятся на кровати пышные перины, а под самой нижней подсунута маааааленькая горошинка. А наутро, как всегда, приходит поглумиться. И что же она видит? Девица недовольна! Ах, говорит она, я всю ночь не сомкнула глаз! Я, говорит, спала как на булыжной мостовой, и вся спина у меня в синяках!.. Вот достойная жена моему дорогому сыночку, восклицает королева. Из множества возможных, самых достойных вариантов она таки выбрала хамку.

И чему должна нас научить подобная история? Что так этим королевам и надо? Что так и надо принцам, которые доверяют мамочкам выбирать себе жену? Или что?

Тут, между прочим, есть еще один маленький нюанс. Совершенно реалистическая такая трактовка. Если представить себе, что горошину эту, как оно вероятно и есть на самом деле, ощутить никак нельзя, а королева просто дура или не хочет никому отдавать сына, что тоже очень и очень возможно, — то вспомним, что загадочная-то девица пришла в деревянных башмаках. И принцесса она там или нет, но скорее всего всю свою предыдущую жизнь спала она на деревянной лавке. На твердом она спала, как и рекомендуют врачи, между прочим. А тут ее уложили на гору расползающихся перин, в которые проваливаешься как в гамак. Ну и как она должна себя чувствовать после этого?..