Японские писатели современные мураками. Библиография Харуки Мураками

Харуки Мураками — человек, который открыл занавес над Японией и ее жителями для людей со всех уголков планеты. Книги Мураками — окно в мир восходящего солнца. Первые произведения писателя были наполнены жизнью и чувствами, но после взгляда со стороны путешественника он захотел написать сотни великих произведений про свою родину, про жизнь, про людей, про культуру и менталитет.

Популярность в европейских странах пришла не так давно, причину столь быстрого взлета сложно объяснить, можно лишь предположить, что вся суть спрятана в стиле написания и в загадочной Японии.


Творчество Харуки Мураками

Культовый японский писатель в своих произведениях любит затрагивать самые существенные вопросы современной жизни, он мастерски сочетает жанры научной фантастики и детектива, антиутопии и мистики.

Темы его книг разноплановые, однако наиболее выделяются:

  • тема музыки;
  • тема упадка традиций в японском обществе;
  • тема еды;
  • тема любви и смерти.

Писатель отличается своим виденьем вещей, он непохож на других и читать книги Харуки Мураками — это как попадать в новый, совершенно неизведанный мир.


Краткая биография Харуки Мураками

Родился будущий писатель в 1949 году в Киото в семье филологов. С самого детства мальчик любил уроки зарубежной литературы. В 1968 году поступил в один из самых лучших университетов Японии на факультет театрального искусства. Однако особого интереса к учебному процессу не испытывал. Он считал, скучным и бесполезным проводить время за чтение сценариев. Тем не менее, по окончании получил степень драматурга.

В 1971 году он познакомился со своей будущей женой Еко. В 1974 году открыл собственный джаз-бар в Токио, где проработал управляющим 7 лет. В этом же году решается на написание первого романа. Первой стала книга «Слушай песню ветра», которая была опубликована лишь спустя 5 лет. Роман был хорошо оценен критиками и награжден премией.

В 2009 году на продажу выставили роман «1Q84», который был распродан за один день. Писатель продолжает радовать читателей своими новыми творениями. Сейчас его книги входят в списки бестселлеров и самых популярных за последние годы. Читайте и вы Харуки Мураками онлайн бесплатно на нашем сайте.

«Хроники Заводной Птицы» несет в себе объем литературных форм поистине джойсовского масштаба: воспоминания, сны, письма, газетные вырезки, обращения к Интернету. И сколь фантастичными ни казались бы описываемые события, повествование не теряет от этого своей убедительности и притягательной силы. Роман оказывает гипнотическое воздействие. Эта самая амбициозная попытка Мураками вместить всю Японию в рамки одной литературно-художественной конструкции.

Роман классика современной японской литературы Харуки Мураками «Норвежский лес» (1987), принесший автору поистине всемирную известность. Это действительно лучшая вешь у Мураками.

Все тени умирают в Городе. Иначе от них останется нежить, которая уходит в Лес. Именно там живут люди, которые не смогли до конца убить свою тень...

Череп пропал еще в 42-м, во время блокады Ленинграда, когда немцы разбомбили университет. Так исчезло единственное в мире доказательство существования единорогов...

Читателю Снов нужен статус. Сейчас ты получишь его. - Страж Ворот оттягивает мне правое веко и протыкает зрачок острием ножа...

Золотые единороги и тайны человеческого подсознания, информационные технологии и особенности секса с ненасытными библиотекарями... Самый загадочный и мистический роман Харуки Мураками - впервые на русском языке.

Перед вами книга самого экстравагантного – по мнению критиков и читающей публики всего мира – из ныне творящих японских писателей. Возможно, именно Харуки Мураками наконец удалось соединить в своих романах Восток и Запад, философию дзэн и джазовую импровизацию. Если у вас возникает желание еще встретиться с героем Мураками и погрузиться в его мир, тогда прочитайте «Дэнс-Дэнс-Дэнс».

Я заметил, что на груди белой майки налипло что-то черное, по форме - вроде большой бабочки с раскрытыми крыльями… В мерцающем свете люминесцентной лампы стало понятно: это темно-красное кровавое пятно. Кровь свежая, еще не засохла. Довольно много. Я наклонил голову и понюхал пятно. Никакого запаха. Брызги крови - совсем немного - оказались и на темно-синей рубашке, где она была не так заметна. А на белой майке - такая яркая, свежая…
Кошмарное странствие по лабиринтам души - в новом романе Харуки Мураками "Кафка на пляже". Впервые на русском языке.

Я докурил и минут десять пытался вспомнить, как ее зовут. Безуспешно. Самое главное, не удавалось вспомнить, знал ли я вообще когда-нибудь ее имя. Бросив эти попытки, я зевнул и еще раз на нее посмотрел. Она выглядела чуть моложе двадцати и была скорее худа, чем наоборот. Растянутой ладонью я измерил ее рост. Ладонь поместилась восемь раз, и до пятки еще осталось расстояние в большой палец. Примерно 158 сантиметров.

Под правой грудью находилось родимое пятно с десятииеновую монету, похожее на пролитый соус. Мелкие волосы на лобке росли резво, как речная осока после наводнения. В довершение всего на ее левой руке было только четыре пальца.

Один из ведущих писателей постмодерна современности, лауреат множества литературных наград и номинант на Нобелевскую премию по литературе, необыкновенно продуктивный автор Харуки Мураками продолжает радовать поклонников своими произведениями. «Харукисты» всего мира с нетерпением ждут широкого поступления в продажу книги «Убийство командира рыцарей» (англ. Killing Commendatore). За семь лет, прошедших с выхода «1Q84», поклонники перечитывали предыдущие творения автора и выбирали свое любимое.

Какая лучшая книга Харуки Мураками? Вопрос не из простых. Пожалуй, сначала нужно познакомиться с творчеством этого незаурядного японца, а уже после выбрать свою и только свою лучшую книгу Харуки Мураками.

Неожиданный писатель

Сам Харуки говорил, что желание писать возникло как насмешка, 1 апреля 1974 года в момент просмотра бейсбольного матча на стадионе Дзингу Токио. Желание было четким и явственным. Через пять лет появился роман "Слушай песню ветра", получивший премию. Потом «Пинбол 1973», который автор тоже считал пробой пера.

Оба романа сразу приобрели множество поклонников и впоследствии вошли в «Трилогию крысы» Харуки Мураками. «Охота на овец» - роман, дополнивший трилогию и получивший еще одну награду. Сам автор именно это произведение считал началом своей писательской карьеры. Далее появилась четвертая часть - «Дэнс дэнс дэнс» Харуки Мураками. Прошло не так много лет, и свет увидел роман, совершивший победное шествие по литературным площадкам. Тиражом в 2 миллиона экземпляров читателю был представлен «Норвежский лес» Харуки Мураками.

Предпосылки

Российский переводчик произведений японского автора Дмитрий Коваленин в книге «Муракамиедение» подтверждает убеждение, что из ничего ничего и не будет. В случае с Харуки предпосылки были.

Мальчик рос в семье преподавателей японской литературы, что не могло не сказаться на формировании пристрастия к чтению, ведь он часто слышал, как родители за столом обсуждают поэзию и военные повести Средневековья. И не случайно он учился на театральном факультете и специализировался на классической драме в престижнейшем университете Васэда. Хотя учеба его не радовала, но прочтение огромного количества сценариев точно не прошло бесследно. А на внезапное озарение писать наверняка повлияла близость и тесное общение с буддистской философией благодаря деду - священнику своего маленького храма.

А затем путешествия в Италию и Грецию, после - Центр изучения зарубежных культур и литературы в Принстоне. Именно вдали от Японии, по словам автора, он почувствовал большую потребность писать о самой Японии.

Сейчас Харуки Мураками живет на родине в Токио. Страстный поклонник бега с 33 лет, он выступил как публицист в книге «О чем я говорю, когда говорю о беге». Очерки с увлекательным юмором посвящены всем бегунам Земли.

Бунтарство юности

По соседству с домом семьи Харуками располагалась книжная лавка с недорогими книгами, которые сдавали иностранцы. Именно с нее началось увлечение автора западной литературой и джазовой музыкой. Для консервативной Японии того времени его увлечение американской культурой было поистине бунтарским поступком. Семья не одобряла пристрастия Харуки. Именно тогда взяла начало его знаменитая коллекция винилов, когда мальчик экономил на завтраках, чтобы купить диски с полюбившимся джазом.

Бунт проявится и в истории с женитьбой, когда, вопреки традициям, Мураками женится, еще не встав самостоятельно на ноги. Его противостояние традиционным семейным устоям выльется и в открытии бара, который Харуки, по его словам, открывал, лишь чтобы слушать музыку.

Только прожив долгое время вдали от родины, в зрелом возрасте он откроет для себя новую традиционную Японию.

Переводческая деятельность

Японский писатель Харуки Мураками переводил на японский книги Ф. С. Фицджеральда и Т. Капоте, Д. Ирвинга и Дж. Сэлинджера, все рассказы Карвера и Тима О.Брайена, перевел сказки Урсулы ле Гуин и Криса Ван Оллсбурга. Его перевод романа «Над пропастью во ржи» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда 2003 года стал рекордсменом по продажам в категории зарубежной литературы.

Какая лучшая книга Харуки Мураками из ранних работ

Сколько читателей - столько и мнений. Очень продуктивный автор, в багаже которого более 50 рассказов и романов с освещением тем музыки и еды, краха японских традиций, любви и смерти. У всех «харукистов» своя лучшая книга Харуки Мураками. Предложим обзор, а выбор все же за читателем.

Начнем с романа, который (как считает автор) стал точкой творческого отсчета писателя Харуки Мураками. «Охота на овец» - третья книга «Трилогии крысы», по мнению критиков, соединила в себе дзэн-философию и импровизацию джаза. Это первая книга, которую прочел российский читатель. Идея о главной героине Овце, захватывающей и наделяющей могуществом сущности разных людей, чтобы полностью поглотить их силу, позаимствована из древнего предания Китая. Переплетения и неопределенность, стиль сродни «Апокалипсису сегодня» Копполы, поглощает читателя, как и коварная сущность Овцы.

Недосказанность как бы продолжается в «Дэнс дэнс дэнс» Харуки Мураками. Мистический детектив, разрушающий нашу реальность, параллельный мир и танец как смысл. Танец на пределе, на грани экстаза, со слезами на глазах. Весь мир - танцпол, мы все танцуем… Остановился - смерть. Думать - запрещено. Метафора впечатляет.

Знаковые романы

Роман «Норвежский лес» Харуки Мураками отмечается критиками и читателями как наиболее приближенный к действительности. Именно эта книга, экранизированная в 2010 году, обеспечила финансовое благополучие автора. Странности любви бунтаря Тоору Ватанабэ с двумя такими разными женщинами и полигамная сексуальная революция. Борьба духа и плоти.

«Хроники заводной птицы» Харуки Мураками сравнивают с «Войной и миром» Льва Толстого не только за количество томов в романе, а и за детальное, как под микроскопом, изучение самопознания и самосовершенствования человека. Неспешное повествование вначале, нарастание мистических явлений по мере прочтения «Хроники заводной птицы» Харуки Мураками пронизаны общечеловеческими ценностями добра и зла, познания своего я. Смысла жизни с маленькими проблесками любви, мира и истины.

Невозможно обойти произведения «Кафка на пляже» и «Тысяча невестьсот восемьдесят четыре» с их грандиозным успехом у читателей. Когда в конце весны 2009 года на прилавки попали первый и второй тома романа «Тысяча невестьсот восемьдесят четыре», почитатели автора в Японии раскупили тираж за один день. Третий том появился через год, и миллионный тираж пропал с прилавков за полторы недели.

Больший успех прогнозируется у последнего двухтомника Харуки Мураками "Убийство командира рыцарей", издательство которого пройдет в 2017 году. Предполагается тираж миллион экземпляров с допечатыванием по мере необходимости. Сюжет романа - тайна, но автор говорит, что создал единую историю, включающую взгляды разных людей.

Джаз в книгах Мураками

Особняком стоит книга «Джазовые портреты» Харуки Мураками. Страстный поклонник джаза с юности, гордящийся коллекцией из 400 тысяч виниловых пластинок, которые начал собирать в 15-летнем возрасте после посещения живого концерта Арта Блейки и "Джаз Мессенджерз". Закономерно, что он приготовил читателям подарок в виде описаний 55 джазменов XX века, начиная с Чета Бейкера и закончив Гилом Эвансом. Прочитав или прослушав сборник, каждый захочет услышать музыку тех, кого так ярко описал Харуки Мураками.

Показательно, сам Мураками в интервью не раз говорил, что если бы не джаз в его жизни, может, он ничего и не написал бы…

Верный семьянин

Еще в университете Харуки Мураками познакомился со своей будущей женой Ёко. Они вместе участвовали в антивоенных митингах, выступая против войны во Вьетнаме. Вдвоем руководили джаз-баром Peter Cat, путешествовали по Европе и жили в Америке. В семейной жизни Харуки - истинный японец. Фотографий Ёко почти не встретишь, но она всегда рядом с мужем и остается его первым читателем. В 2002 году пара основала клуб путешественников «Токийская сушеная каракатица» и вместе с единомышленниками посещает те уголки мира, где еще не были японцы. Ёко увлекается фотографией и потом иллюстрирует семейные репортажи в глянце.

Вместо послесловия

Лучшая книга Харуки Мураками, видимо, еще не написана. Кумиром Харуки в интервью называет Федора Достоевского. Шестидесятивосьмилетний японский автор бестселлеров в связи с этим сказал: «Он стал продуктивнее с годами и написал «Братьев Карамазовых», когда уже постарел. Мне бы хотелось сделать то же самое».

Лучшая книга Харуки Мураками определяется каждым читателем индивидуально. Он - действующий классик, и каждое его творение уникально по-своему. Любителям мистики понравится роман "Охота на овец", где паранормальная сущность "овца", вселяясь в людей, разрушает их личности. В читательских отзывах к американскому изданию Харуки называли ни много ни мало “мифмейкером тысячелетия”.

Любителям фэнтези понравится "Страна чудес без тормозов..." , где читатель встретится с городом пленников и героем, обладающим необычными способностями. Бунтари и люди, предпочитающие "идти против течения" выберут роман Последний роман ознаменовал известность автора в Японии и личный финансовый статус. Ведь тираж издания составил 2 миллиона экземпляров!Читательские рецензии отмечают эту книгу как наиболее реалистичную среди всех произведений его авторства.

Версии рейтингов: американского и русского

Лучшая книга Харуки Мураками по версии издания "Нью-Йорк Таймс" - фэнтезийный роман "Кафка на пляже", повествующий о похождениях и душевных переживаниях 15-летнего парня Тамура, оставившего дом. Читатели определяют смысл этой книги как сагу об одиночестве. Духовное одиночество человека часто надуманно. Вот и Тамур придумывает себе единомышленника - Ворону, и в любой женщине подсознательно ищет погибшую мать либо единомышленника-сестру (которой у него не было). На самом деле, как отмечают прочитавшие роман, это чувство субъективно. Реально же одинокий человек больше внимания должен уделить светлым людям, с которым встречается в жизни.

По версии русских издательств, пальма первенства в творчестве Мураками принадлежит наиболее продаваемому трехтомному роману "Тысяча невестьсот восемьдесят четыре". В этом произведении нашли отражения многие социальные проблемы Харуки Мураками - это та, что принесла наибольшую выручку!" - скажут книготорговцы, и по-своему также будут правы.

Преданные ценители его творчества, как это принято в их среде, предпочтут последний, нашумевший роман автора "Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий", о переоценке своей личности 36-летним инженером, преодолевающим кризис среднего возраста. К ним присоединится также и возрастная категория читателей, утверждая, что лучшая книга Харуки Мураками - именно этот роман.

Лучшая книга по Интернет-отзывам

Найдутся и такие читатели которые предпочтут всем произведениям автора роман "Хроники заводной птицы", повествующий о поисках собственного "я" бывшим клерком юрфирмы Тору Окада и восстановлении им собственного разрушенного мира.

Людей привлекает к книге способность главного героя “выйти за рамки”, посмотреть на свое бытие под другим углом зрения.

Примечательно, что практически все читатели его романов отличают легкость и образность авторского стиля писателя. От его книг действительно трудно оторваться.

Литературоведам известно, что весьма динамично писал Харуки Мураками лучшие книги. Отзывы читателей благосклонны к произведениям этого автора, написанным везде, где он жил и творил:

  • в Кокубундзи;
  • во время проживания в Европе (в Италии, Греции, Британии);
  • в Соединенных Штатах (в штате Нью-Джерси, а затем - в Калифорнии);
  • вернувшись на родину.

Начало творчества Мураками. Знаковые книги

Миллионы читателей в мире являются преданными ценителями его творчества. Хотя есть и такие, которым не импонирует его особая восточная логика. Писателем Харуки Мураками стал совершенно уникально. Это произошло по наитию. Он, тридцатилетний парень, увлекающийся джазом и марафоном, как-то играя в бейсбол, вдруг почувствовал призвание - писать прозу. Ощутил позыв творить явственно и мотивирующе. Именно это побудило его к писательству. Первая же работа японца, роман “Слушай песню ветра”, была издана и награждена литературной премией. За ней последовал роман “Пинбол 1973”. Впрочем, эти две работы сам Мураками оценивает как “пробу пера”. Первым же творческим успехом сам автор считает роман “Охота на овец”. По мнению читателей, автору удалось в романе создать атмосферу непредсказуемости сюжета.

Само название книги в контексте японской морфологии содержит нетипичный момент: имена существительные в Стране восходящего солнца крайне редко употребляются в числе множественном. То, что использовано слово “овцы”, а не “овца”, для японца уже означает неопределенность, неизвестность последствий.

В Америке, куда он был приглашен в (Американский центр изучения зарубежных культур и литератур), писатель почувствовал необходимость писать о Японии. Действительно, парадоксальна судьба творцов. Находясь в Японии, он чутко следил за культурой Запада, а уехав на Запад, начал писать о родине.

За Атлантикой произошел его переход на качественно новый этап творчества. Основой тому послужило новое видение писателем родных для него японских реалий - глазами западного человека. Хотя, с другой стороны, писателю было комфортно в США. Он много работал на университетской ниве, став адъюнкт-профессором Принстонского университета. Его произведения выходят многомиллионными тиражами.

Лучший писатель Японии возвращается

Однако год спустя после после написания "Хроник Заводной Птицы", в 1995 году, писатель вдруг возвращается в Японию. Очевидно, таким образом отозвалось сердце писателя - внука буддийского священника и сына ученого-филолога на бесчеловечную зариновую атаку преступной секты "Аум Синрике" в и на землетрясение, практически разрушившее город его детства Кобе (префектура Хего).

Писатель решил жить в Японии, и он поселился в 1996 году в Токио. Американский опыт публичности позволил стать ведущим острых публицистических телепрограмм Харуки Мураками. Он пишет свою знаменитую “Подземку” - собранные интервью более 70 людей, пострадавших от рук фанатиков и убийц в метро. Отзывы на произведения этого автора документального характера (он занялся прозой на злобу дня) были в ту пору наиболее многочисленны. Читатели отмечали, что Мураками-документалист так же разносторонен и глубок, как Мураками-романист...

Работа на телевидении в 90-е годы сделала его одним из самых популярных людей у себя в стране. В 2001 году он создает сверхпопулярный в Японии сборник рассказов “Радио Мураками”, написанный в стиле откровенной и теплой беседы с читателем.

У себя на родине западную (в первую очередь американскую) классику - произведения Раймонда Карвера, Фрэнсиса Фицджеральда, Джона Ирвинга - переводит на японский Харуки Мураками. Рецензии на книги, возглавляющие международные рейтинги классической литературы, написанные Мураками, становятся для миллионов японцев путеводителем в мир книг. К примеру, тираж “Над пропастью во ржи” в его переводе раскупался в Японии не хуже, чем любой бестселлер.

Литературная популяризаторская работа классика неизменно находится в центре внимания читательской аудитории Японии. Ему пишут много писем, и он, вынужденный держать для их сортировки секретаря, по возможности отвечает на них.

Вместо заключения. Мураками развивает постмодерн

Впрочем, в начале XXI века, работая преимущественно в документальном жанре, классик вовсе не отдалился от художественной прозы, от стиля постмодерн. Просто взял паузу. Знатоки его творчества ждали... И они не ошиблись. Мураками как творец романов меняется непрерывно и концептуально. Похоже, его творческий потенциал с возрастом, подобно доброму вину, лишь обогащается.

С 2008 г. работал над новаторским романом о нашем полувиртуальном мире. Замысел “поглотить весь хаос” нашей жизни и показать, как он развивается, воплощен в трилогии “Тысяча невестьсот восемьдесят четыре”. Как всегда убедителен в попытке постичь законы эфемерной реальности Харуки Мураками. Отзывы на произведения писателя никогда не были столь восторженными. Самый первый тираж первой части трилогии был раскуплен всего лишь за 9 часов! Тема поиска психологических ориентиров оказалась востребованной в космополитичном мире размытых моральных, социальных, духовных ценностей.

А в 2013 г. читающая публика снова скупает тираж, но уже следующего романа - «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий».

В чем же его творческий секрет? Когда журналисты в очередной раз ему задают такой вопрос, Харуки Мураками, в очередной раз, улыбаясь, отвечает: “Ну, конечно же, в джазе!” (общеизвестно, что он обожает и постоянно слушает эту музыку). А затем мэтр, сделав паузу, добавляет: “Если бы не он, я бы, может быть, ничего и не написал...”

Живой классик японской литературы Харуки Мураками оправдывает принцип Гюстава Флобера: "Будь прост в жизни, и тогда ты будешь неистов в творчестве". Мураками ведет хорошую, размеренную жизнь человека, наслаждающегося бытием: рано встает, рано ложится, много пишет, много занимается спортом, участвует в марафонах, иногда путешествует. И пишет по бестселлеру в год.

Детских воспоминаний у писателя мало. Он не любит понятие "семья": "Интереснее продираться по жизни в одиночку". Его дед был буддистским священником. Отец преподает в школе японскую литературу и тоже служит в храме. Культурные традиции непререкаемы для отца - и вызывают бунт Харуки. Он перестает разговаривать с отцом, забрасывает японские книжки и начинает читать зарубежную литературу. Сначала русскую в переводе, затем американскую в оригинале, покупая у букинистов подержанные покетбуки, оставленные моряками. Английский Харуки изучает самостоятельно.

На отделении искусств университета Васэда Мураками учится по специальности классическая (греческая) драма. Но предпочитает проводить время за чтением сценариев зарубежных фильмов. Пробует создать свой сценарий - не выходит. Тем не менее, в будущем особый стиль Мураками критика назовет "кинометодом": герои его книг все наблюдают словно через кинокамеру. Возможно, так традиционная созерцательность японской литературы проявляет себя в новой, высокотехнологичной ипостаси.

Во время учебы Харуки женится на сокурснице Йоко. В 1974 г. они открывают в Токио джаз-бар, где искусствоведам приходится трудиться много и не по специальности. В меню бара входят голубцы с мясом, для которых Мураками каждое утро мелко нашинковывает целую корзину лука. Писатель смеется, что до сих пор может очень быстро нарезать много лука, не уронив ни одной слезинки. Мало кому из посетителей нравится в джаз-баре, хозяину достается от ворчунов. Но это учит его "держать хвост трубой" и трудиться дальше, не реагируя даже на самую жесткую критику.

В 1978 году, наслаждаясь бейсбольным матчем и потягивая пиво на стадионе Дзингу, Мураками вдруг чувствует, что ему пора написать книгу. И начинает ее… на английском языке. Уже через год автор публикует "Слушай песню ветра" (все-таки на японском). Она расходится большим для дебюта тиражом и приносит автору первую национальную премию.

Друзья отказываются верить, что Мураками что-то написал. Основная традиция в японской литературе - си-сесэцу, дневник, роман о себе. А Мураками - это всего лишь Мураками! Сам автор позже уверял, что читатели вправду заснули бы над романом о его жизни: "Несмотря на весь мой писательский багаж, почти никогда не испытывал по-настоящему захватывающих приключений в реальной жизни". Тем не менее, даже выдуманные персонажи обладают чертами и пристрастиями автора. Мураками пишет обычно от первого лица. Писать от третьего лица трудно, потому что тогда он чувствует себя "кем-то вроде бога": "Но я не хочу быть богом".

Когда Мураками стал печататься регулярно, он продал джаз-бар. А в 1986 г. воплотил давнюю мечту "убраться из страны". Он разочарован в Японии: "Некоторые системы я здесь просто ненавижу". Вместе с женой путешествует по Италии, Греции, живет в столице Великобритании, затем - в США, где преподает в различных университетах. И усердно пишет.

В 33 года бросает курить и увлекается бегом. Позже на замечание журналиста, что 33 - это возраст Христа при распятии, писатель отвечает: "Правда? Я не знал. Но речь как бы идет о реинкарнации, верно?" Кстати, Мураками реалист и не верит в силы небесные, реинкарнацию, Таро или гороскопы. "Но когда я пишу - я пишу мистику. Это очень странно".

В 1996 г. писатель возвращается на родину, потрясенный двумя национальными трагедиями, случившимися годом ранее: газовой атакой в токийском метро, организованной сектой "Аум синрике", и землетрясением в Кобэ, где Харуки Мураками вырос.

Для японских традиционалистов Мураками - "воняющий маслом". Для нации, не употреблявшей в пищу молока, это означает все чужеродное. Мураками, дескать, смеется над теми, кто строит карьеру и подавляет все личное во имя интересов сообщества. Это правда. Герои Мураками безработные и беззаботные аутсайдеры. Писатель уверен, что труд от зари до зари уничтожает человека. Его герои деятельны в ином смысле. Они едят, пьют, слушают музыку, наводят дома чистоту, теряют котов, читают, сидят на газоне в парке или в колодце. Они склонны к связям с загадочными женщинами и противлению Злу, даже если оно засело в их собственной голове.

Мураками признается: "Я индивидуалист, а таким в Японии непросто. У меня караокефобия, литобъединениефобия, встречивыпускникофобия, ктокогоперепелофобия и застарелая вечерняя мангофобия". Но чем бы Мураками не "пахнул", он считает себя истинно японским писателем. Однако таким, который модернизирует национальную литературу.

Жанр своих произведений Мураками шутливо называет "суши-нуар" (по аналогии с "арт-нуар"), так как нет для японцев ничего ужаснее, чем потемневший рис. В его книгах много темноты, еды и музыки.

"Темнота внутри человека" - излюбленная тема. Сюжет движет энергия человеческого подсознания. Но автор не анализирует его, а отображает. В этом проявляется "японистость" Мураками. На Востоке нет Зла – есть Непонятое. Часто оно внутри нас самих, и познать его до конца невозможно. Если говорить о внешнем мире, окружающем героев, то в каждом романе присутствует свой Монстр, предназначение и цель которого также за пределами человеческого осознания. Отсюда не до конца улавливаемая суть книг Мураками.

Из-за робости и боязни разочарования Мураками не перечитывает себя. Но иногда может взять свою же книгу на английском и вдруг увлечься чтением, потому что перевод освежил текст, а сюжет автором уже позабыт. И тогда вопрос переводчика "Так как вы оцениваете мою работу?" застает писателя врасплох.

Мураками перевел на японский Фитцджеральда, Карвера, Ирвинга, Сэлинджера, Ле Гуинн. Выпустил несколько путеводителей по западной музыке, коктейлям и кулинарии. Любит кошек и джаз. Его коллекция пластинок насчитывает 40000 экземпляров. Любимый писатель - Достоевский. Любимая книга - "Братья Карамазовы". А еще Мураками любит тратить время просто так. "Жизнь сама по себе, в той или иной степени, - пустая трата времени," - считает он.

Родился 12 января 1949 в древней столице Японии, Киото. Дед — буддийский священник, содержал небольшой храм. Отец преподавал в школе японский язык и литературу, а в свободное время также занимался буддийским просветительством. В 1950 семья перехала в г. Асия — пригород порта Кобэ (префектура Хёго).

В 1968 поступил на Отделение театральных искусств университета Васэда на специальность классическая (греческая) драма. Учебу особенно не любил. Большую часть времени проводил в Театральном музее университета, читая сценарии американского кино.

В 1971 женился на своей однокашнице Ёко, с которой живет до сих пор. Детей нет.

Подробностями личной жизни он всегда делится неохотно. «Все, о чем я хотел сказать людям, я рассказываю в своих книгах».

В апреле 1978 года, во время просмотра бейсбольного матча, понял, что можен написать роман. До сих пор не знает, почему именно. «Я просто понял это — и все». Начал оставаться после закрытия бара на ночь и писать тексты на простеньком словопроцессоре.

В 1979 году опубликована повесть «Слушай песню ветра» — первую часть т. н. «трилогии Крысы». Мураками получил за нее литературную премию «Гундзо Синдзин-сё» — престижную награду, ежегодно присуждаемую толстым журналом «Гундзо» начинающим японским писателям. чуть позже — национальную премию «Нома» за то же самое. Уже к концу года роман-призер был распродан неслыханным для дебюта тиражом — свыше 150 тысяч экземпляров в толстой обложке. Закончив в 1981 году «трилогию Крысы», Мураками продал лицензию на управление баром и занялся профессиональным сочинительством.

После закрытия своего джаз-бара бросил курить и начал заниматься сразу несколькими видами спорта. Ежегодно по два-три раза участвует в марафонских забегах в самых разных городах мира — Нью-Йорке, Сиднее, Саппоро и т. п. В начале 90-х гг. вел небольшое ток-шоу для полуночников на одном из коммерческих телеканалов Токио, беседуя о западной музыке и субкультуре. Выпустил несколько «гурманских» фотоальбомов и путеводителей по западной музыке, коктейлям и кулинарии. До сих пор любит джаз, и хотя «в последнее время классики стало больше», известен своей коллекцией из 40.000 джазовых пластинок.

За последние 25 лет перевел на блестящий японский произведения Фитцджеральда, Ирвинга, Сэлинджера, Капоте, Пола Теру, Тима О"Брайена, все рассказы Карвера, а также сказки Ван Альсбурга и Урсулы Ле Гуин.

В 2002-м году основал с друзьями клуб путешественников «Токио сурумэ» (Токийская сушеная каракатица), основная цель которого — поездки по малоистоптанным японцами уголкам мира с последующими репортажами об этом в глянцевых токийских журналах. В частности, еще и потому не любит публиковать свои фотографии, дабы его пореже узнавали в лицо там, куда он приезжает неофициально.

Работает на Макинтоше и частенько изводит свою секретаршу, поклонницу Майкрософта, тем, что выбирает не тот формат при сохранении файлов.

К 2003-му году его повести и романы переведены на 18 языков мира.