Забродин юрий михайлович мгппу. Награды и звания

Забродин Юрий Михайлович (26 октября 1940) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, проректор по учебно-методическому объединению Московского городского психолого-педагогического университета.

Окончил в 1963 году Ленинградский Электротехнический институт связи им. В.А. Бонч - Бруевича; в 1969 году очную аспирантуру факультета психологии Ленинградского государственного университета.

Читает курсы: Психология, Психология личности, Психология человека, Социология и психология управления, Организационная психология, Психология организаций и организационного поведения, Психодиагностика персонала, Психология управления человеческими ресурсами.

Член Общественной палаты по образованию в городе Москве; Председатель комиссии Общественной палаты по проблемам защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса; член Комиссии Общественной палаты по вопросам дошкольного, общего и дополнительного образования; член Комиссии Общественной палаты по вопросам профессионального образования; вице-президент Федерации психологов образования России. Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

Является членом научно-методических советов Минтруда, Минобразования России, РАН, РАО и АПО. Член международной Ассоциации прикладной психологии, Международной Ассоциации профессионального консультирования и образования, Европейской сети психологии труда и организационной психологии, Наблюдательного Совета Европейского Фонда Образования и ряда других.

Член Национального комитета по психологии РАН, член Президиума Российского Общества психологов, член редколлегии журналов «Прикладная психология», «Человеческие ресурсы». Действительный член (академик) Академии космонавтики России, Международной Академии психологических наук, Международной Академии ноосферы, Академии профессионального образования России.

Книги (3)

Психология личности и управление человеческими ресурсами

В данном учебно-методическом пособии рассматриваются методологические проблемы и перспективы развития практической психологии.

Приводятся результаты эмпирических исследований и практических приложений современной психологии личности к задачам разработки и реализации активной социальной политики.

Психофизиология и психофизика

В книге решается проблема количественной взаимосвязи эмпирических законов психофизики и возможного их обобщения.

Модель личности в психодиагностике

Данная работа посвящена изучению указанных вопросов, и в частности, исследованию базового для общей теории психодиагностики понятия «психологическая модель личности» (в дальнейшем изложении - общая, генерализованная модель личности и ее конкретные модификации).

Психологическая модель личности рассматривается нами с точки зрения её роли и практической значимости при решении методологических, теоретических и методических проблем практической психодиагностики.

Разработка указанного понятия открывает возможность обобщения накопленного в психодиагностике опыта эмпирических обследований и, позволяет сформулировать ряд положений, доказывающих необходимость системной организации психодиагностических обследований, комплексной интерпретации получаемых результатов, перспективы построения прогностических предположений.

Юрий Михайлович Забродин

Психологическое консультирование

Психологическое консультирование
Юрий Михайлович Забродин

Виктор Эдуардович Пахальян

Справочник посвящен одному из сложнейших видов работы практического психолога - психологическому консультированию. Собранные авторами-составителями материалы отражают сущность и основную проблематику современного психологического консультирования, способы его организации и проведения в разных условиях. Особое место уделено вопросам консультирования в системе образования, а также этическим аспектам этого вида деятельности.

Материалы справочника могут помочь как преподавателю организовать и провести учебные занятия по данному учебному предмету, так и студенту - подготовиться к занятиям и успешно сдать зачет или экзамен. Книга также будет полезна практическим психологам и другим специалистам, работающим с людьми.

Виктор Эдуардович Пахальян, Юрий Михайлович Забродин

Под общей редакцией Ю. М. Забродина

Введение

Практическая психология – одна из самых «молодых» специальностей, активно вошедшая в нашу действительность на волне гуманизации общественной жизни в конце XX в. В сегодняшней России она стала неотъемлемым признаком современности. Если профессии психолога-исследователя и преподавателя психологии появились еще в конце XIX в., одновременно с обретением психологией положения отдельной новой области знаний, самостоятельной науки, то официальное признание статуса практического психолога в России стало возможным только в конце 80-х гг. XX в.

В современной психологии выделяют три основных структурных элемента: научный, прикладной, практический. Важно отметить, что здесь есть и переходные, или промежуточные, звенья, которые позволяют говорить о следующих составляющих современной психологии: научно-исследовательская, научно-прикладная, практико-прикладная и практическая. Соответственно можно говорить и о типах задач, решаемых психологией в целом:

Собственно научные (научно-исследовательские) задачи;

Научно-прикладные задачи;

Задачи прикладной практической психологии;

Задачи психологической практики.

Если кратко охарактеризовать их содержание, то получится следующее.

1. Специфика решения собственно научных (научно-исследовательских) задач предполагает абстрагирование от отдельных свойств реальности, так как здесь на первый план выходят сущностные проблемы исследуемых психологических феноменов, которые проявляются относительно независимо от контекста. Целью такой работы может быть выделение самого феномена, его природы, установление общих психологических закономерностей, внутренних механизмов его существования и развития и т. п.

2. Решая же научно-прикладные задачи, психолог-исследователь направлен на то же самое, но уже в рамках заданной области, сферы приложения. Здесь он обнаруживает частные свойства выделенного феномена, специфику проявления его природы и т. п.

3. Другое дело – решение практико-прикладных задач. Здесь на первое место выходит не открытие феномена, не исследование как таковое и не установление частных свойств психологического феномена, а те изменения в нем, которых необходимо добиться с помощью конкретных действий специалиста в контексте задач, выдвинутых заказчиком. Естественно, что речь идет только об изменениях, направленных на психологическое благополучие людей. Это не исключает исследований как таковых, но они здесь имеют статус средства (инструмента), с помощью которого может быть, например, получена специфическая информация, необходимая для реализации практической помощи в данной сфере.

Изучать закономерности и особенности психологической перестройки развивающейся личности при переходе из младшего в среднее звено школьного обучения в условиях определенных образовательных сред – это не одно и то же, что решать задачи психологической поддержки детей в данный период и осуществлять комплекс превентивных мер, направленных на избежание психологически неблагополучных последствий такого перехода. В то же время, при решении таких задач практический психолог опирается на уже установленные в теоретических и научно-прикладных исследованиях закономерности и использует их в обосновании целей и задач, выбора тех или иных средств и т. п., в целом, «в фундаменте» своей конкретной программы.

4. Психологическая практика – это та составляющая целостности, называемой психология, где специалист решает задачи человека, напрямую обратившегося за помощью, где психолог работает непосредственно с внутренними составляющими личной жизни конкретного клиента (или группы клиентов), абстрагируясь от всех других составляющих его (их) жизни.

Специалисты, работающие в этой области, достаточно четко различают тип задач, заданных клиентом, и берутся за их решения только в том случае, если они относятся к феноменологии той предметной области, с которой работает данный практик. В качестве грубого примера можно сказать, что если это задачи, относящиеся к феноменологии психоанализа, то высокопрофессиональный практик, работающий в парадигме поведенческой или гуманистической психологии, скорее всего посоветует пришедшему к нему клиенту обратиться все же к психоаналитику.

Условно выделяя составляющие современной психологии, мы не противопоставляем их, а стремимся показать характер той связи, которая заключается в единстве, неразрывности и невозможности отдельного существования. При этом допускаем, что каждая составляющая имеет внутреннюю логику своего развития, связанную с ее сущностью и историей возникновения и становления. В данном контексте необходимо выделить роль и место психологической науки как источника и фундамента всей конструкции, в которой происходит постоянный процесс взаимообогащения.

Сегодня большинство специалистов отмечают, что первоочередная функция практического психолога – помочь людям обнаружить в себе внутренние ресурсы и использовать их для преодоления внутренних трудностей. В этом смысле можно сказать, что современный практический психолог – это специалист по обеспечению психологического здоровья личности в условиях той или иной социокультурной среды. Такую помощь он оказывает через разные виды работ, среди которых одно из центральных мест занимает консультирование.

Популярность и эффективность данного вида профессиональной деятельности практического психолога связана, прежде всего, со следующим:

Его доступностью;

Отсутствием каких-либо специальных требований к клиенту;

Одинаковыми возможностями для каждого.

Но за внешней доступностью и неприхотливостью требований к его организации и процедуре, скрыто то, что делает данную работу одним из сложнейших видов профессиональной деятельности практического психолога и психолога-практика. В первую очередь, это:

Кропотливая, систематическая работа по подготовке каждой встречи;

Глубина, напряженность и сложность внутренней работы тех, кто консультирование проводит;

Серьезные требования к профессиональному опыту, личности консультанта и т. п.

Рассматривая вопрос о перспективах практической психологии, следует отметить тот факт, что появление и совершенствование различных коммуникационных систем позволяет развиваться новым способам оказания психологической помощи. В частности, виртуальной психологической службе (ВПС), которая рассматривается рядом специалистов как тип человеко-машинной системы, когда оказание психологических услуг и сам акт взаимодействия психолога и клиента опосредованы интернет-средой (Рубцов А. В., Лебедева С. В., 2002).

В центре внимания специалистов, занимающихся проблемами развития такого рода психологической помощи, стоит вопрос о том, насколько функциональная структура, содержательное наполнение сайта, техническая поддержка смогут обеспечить различные формы организации совместной работы пользователей этой службы.

Среди основных проблем, решаемых в этом направлении, можно выделить следующие:

Какие классы задач обеспечены возможностями того или иного портала;

Выявление целей потенциальных пользователей, т. е. потребностей потенциальных клиентов-посетителей, и дальнейшее соотнесение этих целей с условиями работы в ВПС;

Выявление способов организации работы различных групп клиентов друг с другом и способов построения работы между клиентом (клиентами) и психологом;

Возможности контроля динамики появления информации во время взаимодействия пользователей, хода дискуссии, огромного количества очень быстро меняющихся условий работы и т. п.

XXI век немыслим вне информационных систем. В первую очередь это касается использования различных экспертных систем, позволяющих психологу быть в курсе самых современных данных о профессиональной деятельности и получать поддержку в практической работе независимо от места нахождения.

Современная техника оказывает все большее влияние на развитие психологической практики. Достижения в этой области сегодня неразрывно связаны с уровнем развития компьютерных технологий и техническими возможностями компьютеров.

На основе современных информационных технологий сегодня разрабатываются различные инструменты, обеспечивающие поддержку профессионального роста практического психолога. Однако ни один из ныне развиваемых подходов не позволяет решать проблему комплексно, обеспечивая как интерактивность доступа молодого специалиста к знаниям профессионалов, так и полноту необходимых ему знаний в области диагностики и консультирования.

В области прикладной информатики и искусственного интеллекта средства, обеспечивающие аккумуляцию знаний специалистов высокого класса для передачи их молодым специалистам, стали разрабатываться еще в 90-е годы XX века и получили название экспертных систем. Экспертные системы используются в плохо формализуемых предметных областях – таких как медицина, например, – где доказали свою необходимость для повышения эффективности практической деятельности профессионала в информационном обществе.

Одним из достижений последних лет, способствующих повышению эффективности работы практического психолога, стало создание комплекса аппаратно-программных средств, обеспечивающего доступ начинающего практического психолога к интегрированному знанию опытных специалистов. Работающий в интерактивном режиме инструмент позволит пользователю прибегать к помощи «коллективного супервизора» в любой сложной для него профессиональной ситуации психологического консультирования и диагностики. В рамках Инновационного образовательного проекта МГППУ была разработана экспертная система «Психология».

Используя семиотический подход к формированию базы знаний по практической психологии, авторы экспертной системы добились того, что она отражает логику и семиотику процессов работы практического психолога. В частности, экспертные знания, представленные в данной системе, касаются не содержательной стороны отдельных моментов консультирования, а тех ключевых моментов самого процесса работы с клиентом, грамотный учет которых и обеспечивает качество проведенной работы. Консультативный процесс также можно рассматривать как знаковую систему, в которой знаки установления контакта с клиентом, завершенности определенной стадии консультирования, собственные эмоции и переживания консультанта и т. п. должны быть своевременно выделены и верно «прочитаны».

Экспертная система «Психология» дает экспертное заключение не по клиенту, а по процедуре работы с ним. Описания же методик и описания специфических особенностей различных направлений психотерапии представлены в комментариях, что позволяет использовать систему и как справочно-библиотечную. Устроенная таким образом база знаний создает систему, не подменяющую специалиста в работе с клиентом, а консультирующую самого психолога.

Принципиально важным для такого класса информационных технологий, как экспертные системы, является использование экспертного знания. Данные фундаментальной психологии позволяют выделять такие специфические свойства экспертного уровня знаний, как ассоциативность и метафоричность, насыщенность личностными смыслами, гетерархичность и наличие множества вложенных контекстов, широта спектра альтернативных гипотез, богатый арсенал эвристик, открытость системы знаний, опора на прототипы в ментальных репрезентациях. Использование такого рода знаний в экспертной системе обеспечивает переход в интеллектуальной деятельности практических психологов к целостной стратегии переработки информации, повысит уровень осознанности применяемых схем и выбранных методик диагностики, создает условия для рефлексии личностных оснований деятельности консультанта, что в целом способствует повышению уровня квалификации молодых специалистов и качества оказываемой психологической помощи.

Разработанная авторами экспертной системы «Психология» схема позволяет полностью учесть особенности предметной области и реализовать критически важные для компьютерных систем профессиональной поддержки практического психолога функции:

Предоставление практическому психологу помощи в проведении квалифицированного анализа случая;

Учет всех существенных признаков;

Формирование исчерпывающего набора рабочих гипотез;

Проведение их многокритериальной оценки и проверки на соответствие реальности;

(1940-10-26 ) (78 лет) Альма-матер

Действительный член (академик) Академии космонавтики России, Международной Академии психологических наук , Международной Академии ноосферы. Член международной Ассоциации прикладной психологии, Международной Ассоциации профессионального консультирования и образования, Европейской сети психологии труда и организационной психологии, Наблюдательного Совета Европейского Фонда Образования и ряда других.

Биография

1969 г. - окончил очную аспирантуру факультета психологии Ленинградского государственного университета (сейчас - Санкт-Петербургский государственный университет), защитив диссертацию на тему «Обнаружение слабых сигналов человеком-оператором».

1972 г. - возглавил лабораторию психофизики, а затем (с 1975 до 1987 г.) был заместителем директора по научной работе в Институте психологии Академии Наук СССР (сейчас - ).

1977 г. - защитил докторскую диссертацию на тему «Основы психофизической теории сенсорных процессов».

1991-2001 гг. - работал в должности руководителя Департамента профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Министерства труда РФ (с 1996 г. - Министерство труда и социального развития Российской Федерации).

2005-2011 гг. - проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета .

2011-2016 г. - проректор по учебно-методичекому объединению (УМО) МГППУ.

С 2016 г. - проректор по межведомственному взаимодействию МГППУ.

Научная деятельность

Ю. М. Забродиным были разработаны методологические и теоретические основы психофизики , сформулированы концепции сенсорного пространства, индивидуальной обработки и семантической оценки информации, предложена оригинальная модель идеального наблюдателя.

Особенно важной для дальнейшего развития психофизики стала разработанная Ю. М. Забродиным теория сенсорно-перцептивных процессов, позволившая сформулировать обобщенный психофизический закон, из которого как частные случаи в известных ограничениях следуют классические психофизические законы Фехнера и Стивенса . Эти труды по праву дают основания считать Ю. М. Забродина основоположником отечественной научной школы современной психофизики .

Ю. М. Забродин и его ученики также исследовали проблемы принятия решений, организации и регуляции поведения, в том числе изучение тонких механизмов психической регуляции поведения на разных уровнях и в разных видах профессиональной деятельности. Результаты, полученные в этих исследованиях, опубликованы в работах «Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы» (1994), «Очерки теории психической регуляции поведения» (1997), «Психология личности и управление человеческими ресурсами» (2002), дали возможность выйти на новый уровень обобщения, интерпретировать их в акмеологической , а не адаптационной парадигме .проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 14 марта 2014 года .

Под научным руководством Ю. М. Забродина подготовлено более 200 кандидатов наук, более 10 докторов наук.

Ю. М. Забродин активно занимается преподавательской работой, в том числе за рубежом. В 1977-2008 гг. он читал лекции в Гарвардском, Колумбийском, Калифорнийском и Стенфордском университетах США, Парижском и Берлинском университетах, университетах Осло, Хельсинки и Пекина. В настоящее время в МГППУ читает курсы «Экономическая психология», «Психология экономического поведения», «Организационная психология».

Награды и звания

Основные публикации

  1. Advances in Psychophysics / Eds. H.-G. Geissler & Yu.M. Zabrodin. - Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenshaften, 1976.
  2. Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. М., 1977.
  3. Вопросы кибернетики. Математическое моделирование в психологии / Под ред. Г. Е. Журавлева, Ю. М. Забродина, В. Ф. Рубахина. М., 1979.
  4. Психофизика сенсорных систем / Ред.: Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин. М., 1979.
  5. Вопросы кибернетики. Проблемы измерения психических характеристик человека в познавательных процессах / Под ред. Ю. М. Забродина. М., 1980.
  6. Забродин Ю. М., Фришман Е. З., Шляхтин Г. С. Особенности решения сенсорных задач человеком. М., 1981.
  7. Psychophysical judgment and the process of perception (XXIInd International Congress of Psychology Leipzig GDR July 6-12, 1980) / Eds. H.-G. Geissler & P. Petzold, co-eds. H.F.J.M. Buffart & Yu.M. Zabrodin. - Amsterdam - Oxford, 1982.
  8. Забродин Ю. М. «Модель личности» в психодиагностике: Для практических психологов. Книга первая / Всеросс. научно-практич. центр профориентации и психологич. поддержки населения. - М., 1994.
  9. Забродин Ю. М . Очерки теории психической регуляции поведения. - М., 1997.
  10. Забродин Ю. М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. - М.: Финстатинформ, 2002

Юрий Михайлович Забродин (род. 1940) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, проректор по межведомственному взаимодействию Московского государственного психолого-педагогического университета .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Первое пленарное заседание УМО в МГППУ

    ✪ Пленарное заседание Учебно-методического объединения

    ✪ Всероссийский семинар-совещание по вопросам апробации профессионального стандарта педагога.

    Субтитры

Биография

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, вице-президент и член Президиума Федерации психологов образования России . Заместитель председателя совета Учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование» .

Действительный член (академик) Академии космонавтики России, Международной Академии психологических наук , Международной Академии ноосферы. Член международной Ассоциации прикладной психологии, Международной Ассоциации профессионального консультирования и образования, Европейской сети психологии труда и организационной психологии, Наблюдательного Совета Европейского Фонда Образования и ряда других.

1969 г. - окончил очную аспирантуру факультета психологии Ленинградского государственного университета (сейчас - Санкт-Петербургский государственный университет), защитив диссертацию на тему «Обнаружение слабых сигналов человеком-оператором».

1972 г. - возглавил лабораторию психофизики, а затем (с 1975 до 1987 г.) был заместителем директора по научной работе в Институте психологии Академии Наук СССР (сейчас - ).

1977 г. - защитил докторскую диссертацию на тему «Основы психофизической теории сенсорных процессов».

1991-2001 гг. - работал в должности руководителя Департамента профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Министерства труда РФ (с 1996 г. - Министерство труда и социального развития Российской Федерации).

2005-2011 гг. - проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета .

2011-2016 г. - проректор по учебно-методичекому объединению (УМО) МГППУ.

С 2016 г. - проректор по межведомственному взаимодействию МГППУ.

Научная деятельность

Ю. М. Забродиным были разработаны методологические и теоретические основы психофизики , сформулированы концепции сенсорного пространства, индивидуальной обработки и семантической оценки информации, предложена оригинальная модель идеального наблюдателя.

Особенно важной для дальнейшего развития психофизики стала разработанная Ю. М. Забродиным теория сенсорно-перцептивных процессов, позволившая сформулировать обобщенный психофизический закон, из которого как частные случаи в известных ограничениях следуют классические психофизические законы Фехнера и Стивенса . Эти труды по праву дают основания считать Ю. М. Забродина основоположником отечественной научной школы современной психофизики .

Ю. М. Забродин и его ученики также исследовали проблемы принятия решений, организации и регуляции поведения, в том числе изучение тонких механизмов психической регуляции поведения на разных уровнях и в разных видах профессиональной деятельности. Результаты, полученные в этих исследованиях, опубликованы в работах «Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы» (1994), «Очерки теории психической регуляции поведения» (1997), «Психология личности и управление человеческими ресурсами» (2002), дали возможность выйти на новый уровень обобщения, интерпретировать их в акмеологической , а не адаптационной парадигме .

Издательская деятельность

Председатель редакционного совета научного журнала «Психология и право» . Член редакционного совета научного журнала «Вестник практической психологии образования». Член редакционных коллегий научных журналов:

Преподавательская деятельность

Под научным руководством Ю. М. Забродина подготовлено более 200 кандидатов наук, более 10 докторов наук.

Ю. М. Забродин активно занимается преподавательской работой, в том числе за рубежом. В 1977-2008 гг. он читал лекции в Гарвардском, Колумбийском, Калифорнийском и Стенфордском университетах США, Парижском и Берлинском университетах, университетах Осло, Хельсинки и Пекина. В настоящее время в МГППУ читает курсы «Экономическая психология», «Психология экономического поведения», «Организационная психология».

Награды и звания

  • Медаль «За отличие в охране государственной границы» (1975 г.)
  • Орден «Знак Почёта» (1976 г.)
  • Почетный знак «Отличник народного просвещения СССР» (1990 г.)
  • Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. М., 1977.
  • Вопросы кибернетики. Математическое моделирование в психологии / Под ред. Г. Е. Журавлева, Ю. М. Забродина, В. Ф. Рубахина. М., 1979.
  • Психофизика сенсорных систем / Ред.: Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин. М., 1979.
  • Вопросы кибернетики. Проблемы измерения психических характеристик человека в познавательных процессах / Под ред. Ю. М. Забродина. М., 1980.
  • Забродин Ю. М., Фришман Е. З., Шляхтин Г. С. Особенности решения сенсорных задач человеком. М., 1981.
  • Psychophysical judgment and the process of perception (XXIInd International Congress of Psychology Leipzig GDR July 6-12, 1980) / Eds. H.-G. Geissler & P. Petzold, co-eds. H.F.J.M. Buffart & Yu.M. Zabrodin. - Amsterdam - Oxford, 1982.
  • Забродин Ю. М. «Модель личности» в психодиагностике: Для практических психологов. Книга первая / Всеросс. научно-практич. центр профориентации и психологич. поддержки населения. - М., 1994.
  • Забродин Ю. М . Очерки теории психической регуляции поведения. - М., 1997.
  • Забродин Ю. М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. - М.: Финстатинформ, 2002

Забродин Юрий Михайлович, Москва

Доктор психологических наук, профессор. Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

Заведующий кафедрой организационной и экономической психологии факультета государственного и муниципального управления, профессор кафедры, проректор по учебно-методическому объединению, заместитель председателя Ученого совета Московского государственного психолого-педагогического университета.

Заместитель председателя совета Учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Председатель редакционного совета научного журнала «Психология и право». Член редакционного совета научного журнала «Вестник практической психологии образования». Член редакционных коллегий научных журналов: «Экспериментальная психология», «Психологический журнал», «Прикладная психология», «Человеческие ресурсы».

Член Президиума Федерации психологов образования России. Член Президентского совета Российского психологического общества. Действительный член (академик) Академии космонавтики России, Международной Академии психологических наук, Международной Академии ноосферы. Член международной Ассоциации прикладной психологии, Международной Ассоциации профессионального консультирования и образования, Европейской сети психологии труда и организационной психологии, Наблюдательного Совета Европейского Фонда Образования и ряда других.

В 1963 г. окончил Ленинградский электротехнический институт связи (сейчас - Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций) имени В.А. Бонч-Бруевича. В 1969 г. окончил очную аспирантуру факультета психологии Ленинградского государственного университета, защитив диссертацию на тему «Обнаружение слабых сигналов человеком-оператором». В 1977 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Основы психофизической теории сенсорных процессов».

В 1972 г. возглавил лабораторию психофизики, а затем (с 1975 до 1987 г.) был заместителем директора по научной работе в Институте психологии Академии Наук СССР (сейчас - Институт психологии Российской Академии Наук).

В 1991–2001 гг. работал в должности руководителя Департамента профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Министерства труда РФ (с 1996 г. - Министерство труда и социального развития Российской Федерации).

В 2005–2011 гг. - проректор по учебно-методическому объединению (УМО) Московского городского психолого-педагогического университета (сейчас Московский государственный психолого-педагогический университет).

Научная деятельность. Ю.М. Забродиным были разработаны методологические и теоретические основы психофизики, сформулированы концепции сенсорного пространства, индивидуальной обработки и семантической оценки информации, предложена оригинальная модель идеального наблюдателя.

Особенно важной для дальнейшего развития психофизики стала разработанная Ю.М. Забродиным теория сенсорно-перцептивных процессов, позволившая сформулировать обобщенный психофизический закон, из которого как частные случаи в известных ограничениях следуют классические психофизические законы Фехнера и Стивенса. Эти труды по праву дают основания считать Ю.М. Забродина основоположником отечественной научной школы современной психофизики.

Ю.М. Забродин и его ученики также исследовали проблемы принятия решений, организации и регуляции поведения, в том числе изучение тонких механизмов психической регуляции поведения на разных уровнях и в разных видах профессиональной деятельности. Результаты, полученные в этих исследованиях, опубликованы в работах «Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы» (1994), «Очерки теории психической регуляции поведения» (1997), «Психология личности и управление человеческими ресурсами» (2002), дали возможность выйти на новый уровень обобщения, интерпретировать их в акмеологической, а не адаптационной парадигме.

Преподавательская деятельность

Под научным руководством Ю.М. Забродина подготовлено более 200 кандидатов наук, более 10 докторов наук. Ю.М. Забродин активно занимается преподавательской работой, в том числе за рубежом. В 1977–2008 гг. он читал лекции в Гарвардском, Колумбийском, Калифорнийском и Стенфордском университетах США, Парижском и Берлинском университетах, университетах Осло, Хельсинки и Пекина. В настоящее время в МГППУ читает курсы «Экономическая психология», «Психология экономического поведения», «Организационная психология».

  1. Advances in Psychophysics / Eds. H.-G. Geissler & Yu.M. Zabrodin. - Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenshaften, 1976.
  2. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М., 1977.
  3. Вопросы кибернетики. Математическое моделирование в психологии / Под ред. Г.Е. Журавлева, Ю.М. Забродина, В.Ф. Рубахина. М., 1979.
  4. Психофизика сенсорных систем / Ред.: Б.Ф. Ломов, Ю.М. Забродин. М., 1979.
  5. Вопросы кибернетики. Проблемы измерения психических характеристик человека в познавательных процессах / Под ред. Ю.М. Забродина. М., 1980.
  6. Забродин Ю.М., Фришман Е.З., Шляхтин Г. С. Особенности решения сенсорных задач человеком. М., 1981.
  7. Psychophysical judgment and the process of perception (XXIInd International Congress of Psychology Leipzig GDR July 6-12, 1980) / Eds. H.-G. Geissler & P. Petzold, co-eds. H.F.J.M. Buffart & Yu.M. Zabrodin. - Amsterdam - Oxford, 1982.
  8. Забродин Ю. М. «Модель личности» в психодиагностике: Для практических психологов. Книга первая / Всеросс. научно-практич. центр профориентации и психологич. поддержки населения. - М., 1994.
  9. Забродин Ю.М. Очерки теории психической регуляции поведения. - М., 1997.
  10. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. - М.: Финстатинформ, 2002