Зачем растению нужен корень. Почему нужны два определения

Известно, что корень бывает у растений, у зубов, но что такое корень слова в русском языке? Разобраться в этом можно на примере из природы.

Учащимся второго класса можно для начала задать вопрос: зачем нужен корень цветку? Это основа, поддержка, стержень, то без чего он не может жить. Так и в русском языке, в словах есть основа, которая и составляет их смысл.

Определение корня слова онлайн

Что такое корень в русском языке

Возвращаясь к теме, можно вывести определение: корень – это важная часть слова, объединяющая родственные слова, их единый знаменатель, заключающий в себе главный смысл. Если у слов один корень – они однокоренные.

Следует знать, что встречаются корни, которые пишутся идентично, но имеют разное значение. Для того чтобы выделить рассматриваемую морфему, над словом от первой до последней буквы корня нужно провести дугу.

Как определить корень в слове

Как распознать родство слов и определить, что у них единая основа? Нужно выбрать слово и найти ему как можно больше «родственников».

При этом главное правило – общий корень должен показывать один и тот же смысл слов. То есть, будет возможно объяснить эти слова с помощью корня. Например: медовый, медовик, медовуха, мёд.

В слове не обязательно бывает один, возможны и два корня. Такие слова именуются «сложными» и их не трудно узнать среди других (водопад, морозоустойчивый). Корни могут взаимодействовать не только вместе с другими частями слова, но и обособленно.

Например: корень -пут в словах напутствие, путепровод представлен совместно с приставками, суффиксами, окончаниями, а слово путь уже является самостоятельным.

Определить корень слова онлайн

На специальных сайтах делается составной разбор слова, и это значит, что определить корень слова в режиме онлайн не составит труда.

Найти подробный разбор и описание морфем большинства русскоязычных слов возможно в Интернете на многих ресурсах, например:

  • http://udarenieru.ru/index.php?word=on&morph_word=онлайн - ударение.ру;
  • http://wikislovo.ru/morphemic/ — викислово.ру;
  • http://morphemeonline.ru/О/онлайн - морфемаонлайн.ру и другие.

Везде достаточно вбить требуемое слово, и программа сделает все за вас. Подобная помощь иногда бывает очень кстати, но обычно корень несложно выделить самостоятельно.

Этому учат детей ещё в начальной школе, а именно во 2 классе, и при правильном объяснении навык выделения основы слова обычно стойко сохраняется на долгие года.

Примеры нахождения корня в словах

В качестве примера, проведем несколько морфемных разборов. Чтобы определить, какой в слове корень, подбираем к нему родственные слова.

После этого нужная нам морфема наверняка станет очевидной:

Поле – поля, полевой, полюшко, полёвка, Чистополь. Корень -поль, окончание -е.

Больше – большинство, большой, большевик, большенький. Корень —больш, суффикс -е.

Зелень – зеленый, зеленца, зеленщик, зеленка, зелено, позеленеть. Корень -зелень, нулевое окончание.

Вокруг – окружность, круг, округа, окружение, кругляш, круговой. Корень —круг , приставка —во.

Писать – писал, писали, написал, пишут, пишем. Корень -пис , суффикс , окончание -ть .

Вода – водоем, водопад, водоросли , водянка, водяной, водный, водоплавающий, водоносный. Корень -вод , окончание .

Короткий – коротко, коротать, укоротить, короткошерстный, накоротке. Корень -коротк , окончание -ий.

Привольно – вольно, приволье, привольный, воля. Приставка -при , корень -воль , суффиксы и -о.

Своих – свое, свой, своим, свойский, своевольный. Здесь слово состоит из двух корней -сво и –их, имеются нулевые суффикс и окончание.

Тяжелый – тяжко, тяжеловес, тяжело, тяжба, тяжесть. Корень —тяж , суффикс —ел , окончание –ый.

Чтобы не запутаться в данной теме, рассмотрим еще один важный момент: в корнях допустимы чередования звуков. Например, гласные: блистательный — блестящий. Гласные могут быть беглыми: лён — льна. Согласные: молодой — моложавый.

Заключение

Для чего в русском языке служит корень? Мы видим, что он много значит для слова — помогает понять его происхождение, значение — с точки зрения лексики, проверить правильность написания.

В поисках корня мы понимаем, что слово возникло не само по себе, а у него будто есть семья, целая армия родственников. Изучение этой темы поможет лучше уяснить то, как образуются слова и расширить словарный запас.


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 31
Конспект урока по биологии, 6 класс
Учитель: Пуртова Е.В., учитель биологии 1 к.к.
2012 г., г. Среднеуральск
Зачем растению нужен корень.
Задачи:
1. Продолжать формировать знания об особенностях питания растительного организма.
2. Познакомить учащихся с функциями корня.
3. Развивать умение работать в группах, осуществлять выступления; работать с текстом (находить ответы на вопросы, информировать других); объяснять результаты опытов.
4. Формировать умение сравнивать объекты, анализировать информацию, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
5. Показать практическую значимость знаний о строении и функционировании растения.
6. Способствовать формированию экологического мышления, представляя растения как группу организмов, играющих глобальную роль в жизни других живых организмов, в т.ч. и человека.
Ход урока.
Актуализация знаний.
На демонстрационном столике – мука, гречневая крупа, чай, сок и т.д.
Беседа:
Для чего человеку нужны эти продукты питания? (из них человек получает питательные вещества – белки, жиры, углеводы – чтобы расти, двигаться и т.д.)
Какое происхождение имеют эти продукты питания? Из чего они сделаны? (при ответах демонстрируются гербарии или фотографии растений)
Людям и животным, чтобы жить, необходима энергия, которую они получают из питательных веществ уже кем-то созданных (растениями или другими животными). А растения сами создают органические вещества из неорганических. Вспомните, как называется этот процесс? (фотосинтез)
В каких частях растениях происходит фотосинтез?
Как называются органоиды клетки, в которых происходит фотосинтез? (хлоропласты)
Что образуется в результате фотосинтеза? Как использует растение созданные им органические вещества?
Из каких веществ образуется глюкоза в растении?
Откуда в лист поступает углекислый газ?
Откуда в лист поступает вода?

Постановка проблемы.
А может корень выполнять другие функции?
(выслушивание ответов, запись основных идей на доске)
Как можно проверить ваши предположения?
(изучить литературу, поставить опыты, рассмотреть натуральные объекты)
Тема урока: Зачем растению нужен корень?
Изучение нового материала.
Работа в группах по 4 человека. Распределение ролей в группе, выполнение заданий в (5-7 минут). Обсуждение результатов:
№ группы Основной вывод
1 Корни добывают растению воду
2 Корни запасают питательные вещества
3 Корни запасают питательные вещества
4 Корни удерживают растение в почве
5 Корни поглощают минеральные вещества
Какие функции выполняет корень у растений? (удерживает растение в почве, поглощает воду и минеральные вещества, запасает питательные вещества)
Физкультминутка.
Каждый ребенок получает кусочек фразы на бумаге определенного цвета. Нужно на доске составить эти фразы.
В результате на доске получается:
-удерживает растение в земле
-всасывает воду с минеральными веществами
-запасает питательные вещества.
Эти записи (основные функции корня) и есть ответ на проблемный вопрос. Учащиеся списывают их в тетрадь.
Закрепление материала.
Знакомо ли вам имя Иван Андреевич Крылов? (русский баснописец).
У него есть басня, которая называется «Листы и корни».
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, то мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами».-
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,
Им голос отвечал из – под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?»-
Листы, по дереву шумя, залепетали.
Кто вступил в разговор с листьями?
Как вы думаете, что корни могли сказать растению?
«Мы те»,
Им снизу отвечали:
«Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас,
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас».
Правильно ответили корни листьям? Почему?
Растение – это целый живой организм, в котором все его части (органы) взаимосвязаны. В листьях образуются органические (питательные) вещества, которые по стеблю отправляются во все органы растения, в каждую его клетку и даже могут запасаться в плодах, семенах, корнях. Корень доставляет необходимые для роста минеральные вещества и воду для образования органических веществ. Как работает каждый орган растения, зависит, как себя будет чувствовать все растение.
Назовите причины, из-за которых у растения могут быть повреждены листья, корни или стебель? Как вы думаете, что при этом чувствует растение?
Попробуйте описать такую ситуацию и выразить чувства растения. Можно придумать историю со счастливым концом. Рассказ можно вести от лица самого растения. Это и будет вашим домашним заданием.
Домашнее задание.
Параграф прочитать. Знать функции корня. Написать сочинение (по желанию).
Викторина.
Объясни смысл пословиц: - На нови хлеб сеют, на старь навоз возят.
- Без корня и полынь не растет
- Кто хочет победить сорняки, должен воевать с корнями.
2. Какие функции могут выполнять корни у растений?
3. С какой целью вносят в почву удобрения?
4. У каких культурных растений человек использует в пищу корень? Как называются такие корни?
Литература:
1. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений./ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.:Вентана-Граф2. Книга для чтения по биологии: Растения: Для учащихся 6-7 кл./Сост. Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение, 1996.

Приложения.
№ 1.
Изучите данные таблицы.
Наибольшая глубина залегания корневых систем
Название растения Глубина, мКислица 0,05
Одуванчик 0,3
Пшеница 2,8
Кактусы 6 – 8
Верблюжья колючка 20
У какого растения корень самый длинный?
Где растет это растение?
Почему его корни так глубоко уходят в землю?
№ 2.
Вспомните, по каким признакам можно плод отличить от других частей растения?
Из предложенного набора выберите плоды и видоизмененные корни – корнеплоды.
У каких растений корни превратились в корнеплоды?
Чем корнеплоды отличаются от обычных корней?
Какую функцию выполняют такие корни?
Распределите роли в группе:
1 человек читает задание
1 человек следит, чтобы все по очереди участвовали в обсуждении ответов на вопросы
1 человек будет отвечать на вопросы перед классом
1 человек следит за порядком в группе (чтобы все друг друга слушали, не говорили слишком громко, не перебивали и не мешали работать другим группам)
№ 3.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Морковь.
Сочный и мясистый корнеплод моркови очень питателен, так как содержит большое количество сахара, а также различных веществ, необходимых для организма человека.
Корнеплоды богаты особым веществом – каротином, который в организме превращается в необходимый для роста и правильного развития организма витамин А. Витамин А повышает также сопротивляемость организма человека к различным заболеваниям.
Морковь – двулетнее растение. В первый год развивается пышная листовая розетка из листьев, отходящих от укороченного стебля, и откладываются запасные питательные вещества в корнеплод. На второй год корнеплод выгоняет стебель, достигающий метра высоты. На нем и развиваются соцветия – сложные зонтики.
Вопросы:
Сколько лет живет морковь?
Что образуется в первый год жизни моркови? На второй?
Какие вещества откладываются в корнеплодах?
Почему у некоторых растений образуются корнеплоды?
№ 5.
Два черенка одинаковой длины, с одинаковым количеством листьев (по 6) были поставлены в стакан с водой. В один стакан в воду добавили минеральные удобрения («Опытное растение»), в другой – нет («Контрольное растение»).
Рассмотрите эти растения, сравните их.
Какое из этих растений больше? У какого больше листьев и лучше развита корневая система?
Какое растение лучше выросло – которое получало минеральные удобрения, или которое росло в простой воде?
Как минеральные вещества попали в растение?
Какую роль играет корень в жизни растения?

Что такое квадратный корень?

Внимание!
К этой теме имеются дополнительные
материалы в Особом разделе 555.
Для тех, кто сильно "не очень..."
И для тех, кто "очень даже...")

Это понятие очень простое. Естественное, я бы сказал. Математики на каждое действие стараются найти противодействие. Есть сложение - есть и вычитание. Есть умножение - есть и деление. Есть возведение в квадрат... Значит есть и извлечение квадратного корня! Вот и всё. Это действие (извлечение квадратного корня ) в математике обозначается вот таким значком:

Сам значок называется красивым словом "радикал ".

Как извлечь корень? Это лучше рассмотреть на примерах .

Сколько будет квадратный корень из 9? А какое число в квадрате даст нам 9? 3 в квадрате даст нам 9! Т.е:

А вот сколько будет квадратный корень из нуля? Не вопрос! Какое число в квадрате ноль даёт? Да сам же ноль и даёт! Значит:

Уловили, что такое квадратный корень? Тогда считаем примеры :

Ответы (в беспорядке): 6; 1; 4; 9; 5.

Решили? Действительно, уж куда проще-то?!

Но... Что делает человек, когда видит какое-нибудь задание с корнями?

Тосковать начинает человек... Не верит он в простоту и лёгкость корней. Хотя, вроде, и знает, что такое квадратный корень ...

Всё потому, что человек проигнорировал несколько важных пунктиков при изучении корней. Потом эти пунктики жестоко мстят на контрольных и экзаменах...

Пунктик первый. Корни надо узнавать в лицо!

Сколько будет корень квадратный из 49? Семь? Верно! А как вы узнали, что семь? Возвели семёрку в квадрат и получили 49? Правильно! Обратите внимание, чтобы извлечь корень из 49 нам пришлось проделать обратную операцию - возвести 7 в квадрат! И убедиться, что мы не промахнулись. А могли и промахнуться...

В этом и есть сложность извлечения корней . Возвести в квадрат можно любое число без особых проблем. Умножить число само на себя столбиком - да и все дела. А вот для извлечения корня такой простой и безотказной технологии нет. Приходится подбирать ответ и проверять его на попадание возведением в квадрат.

Этот сложный творческий процесс - подбор ответа - сильно упрощается, если вы помните квадраты популярных чисел. Как таблицу умножения. Если, скажем, надо умножить 4 на 6 - вы же не складываете четверку 6 раз? Сразу выплывает ответ 24. Хотя, не у всех он выплывает, да...

Для свободной и успешной работы с корнями достаточно знать квадраты чисел от 1 до 20. Причём туда и обратно. Т.е. вы должны легко называть как, скажем, 11 в квадрате, так и корень квадратный из 121. Чтобы добиться такого запоминания, есть два пути. Первый - выучить таблицу квадратов. Это здорово поможет решать примеры. Второй - решать побольше примеров. Это здорово поможет запомнить таблицу квадратов.

И никаких калькуляторов! Только для проверки. Иначе на экзамене будете тормозить нещадно...

Итак, что такое квадратный корень и как извлекать корни - думаю, понятно. Теперь выясним ИЗ ЧЕГО можно их извлекать.

Пунктик второй. Корень, я тебя не знаю!

Из каких чисел можно извлекать квадратные корни? Да почти из любых. Проще понять, из чего нельзя их извлекать.

Попробуем вычислить вот такой корень:

Для этого нужно подобрать число, которое в квадрате даст нам -4. Подбираем.

Что, не подбирается? 2 2 даёт +4. (-2) 2 даёт опять +4! Вот-вот... Нет таких чисел, которые при возведении в квадрат дадут нам отрицательное число! Хотя я такие числа знаю. Но вам не скажу). Поступите в институт - сами узнаете.

Такая же история будет с любым отрицательным числом. Отсюда вывод:

Выражение, в котором под знаком квадратного корня стоит отрицательное число - не имеет смысла ! Это запретная операция. Такая же запретная, как и деление на ноль. Запомните этот факт железно! Или, другими словами:

Квадратные корни из отрицательных чисел извлечь нельзя!

Зато из всех остальных - можно. Например, вполне можно вычислить

На первый взгляд это очень сложно. Подбирать дроби, да в квадрат возводить... Не волнуйтесь. Когда разберёмся со свойствами корней, такие примеры будут сводиться к всё той же таблице квадратов. Жизнь станет проще!

Ну ладно дроби. Но нам ведь ещё попадаются выражения типа:

Ничего страшного. Всё то же самое. Корень квадратный из двух - это число, которое при возведении в квадрат даст нам двойку. Только число это совсем неровное... Вот оно:

Что интересно, эта дробь не кончается никогда... Такие числа называются иррациональными. В квадратных корнях это - самое обычное дело. Кстати, именно поэтому выражения с корнями называют иррациональными . Понятно, что писать всё время такую бесконечную дробь неудобно. Поэтому вместо бесконечной дроби так и оставляют:

Если при решении примера у вас получилось что-то неизвлекаемое, типа:

то так и оставляем. Это и будет ответ.

Нужно чётко понимать, что под значками

Конечно, если корень из числа извлекается ровно , вы обязаны это сделать. Ответ задания в виде, например

вполне себе полноценный ответ.

И, конечно, надо знать на память приблизительные значения:

Это знание здорово помогает оценить ситуацию в сложных заданиях.

Пунктик третий. Самый хитрый.

Основную путаницу в работу с корнями вносит как раз этот пунктик. Именно он придаёт неуверенность в собственных силах... Разберёмся с этим пунктиком как следует!

Для начала опять извлечём квадратный корень их четырёх. Что, уже достал я вас с этим корнем?) Ничего, сейчас интересно будет!

Какое число даст в квадрате 4? Ну два, два - слышу недовольные ответы...

Верно. Два. Но ведь и минус два даст в квадрате 4... А между тем, ответ

правильный, а ответ

грубейшая ошибка. Вот так.

Так в чём же дело?

Действительно, (-2) 2 = 4. И под определение корня квадратного из четырёх минус два вполне подходит... Это тоже корень квадратный из четырёх.

Но! В школьном курсе математики принято считать за квадратные корни только неотрицательные числа! Т.е ноль и все положительные. Даже термин специальный придуман: из числа а - это неотрицательное число, квадрат которого равен а . Отрицательные результаты при извлечении арифметического квадратного корня попросту отбрасываются. В школе все квадратные корни - арифметические . Хотя особо об этом не упоминается.

Ну ладно, это понятно. Это даже и лучше - не возиться с отрицательными результатами... Это ещё не путаница.

Путаница начинается при решении квадратных уравнений. Например, надо решить вот такое уравнение.

Уравнение простое, пишем ответ (как учили):

Такой ответ (совершенно правильный, кстати) - это просто сокращённая запись двух ответов:

Стоп-стоп! Чуть выше я написал, что квадратный корень - число всегда неотрицательное! А здесь один из ответов - отрицательный ! Непорядок. Это первая (но не последняя) проблемка, которая вызывает недоверие к корням... Решим эту проблемку. Запишем ответы (чисто для понимания!) вот так:

Скобки сути ответа не меняют. Просто я отделил скобками знаки от корня . Теперь наглядно видно, что сам корень (в скобках) - число всё равно неотрицательное! А знаки - это результат решения уравнения . Ведь при решении любого уравнения мы должны записать все иксы, которые при подстановке в исходное уравнение дадут верный результат. В наше уравнение подходит корень из пяти (положительный!) как с плюсом, так и с минусом.

Вот так. Если вы просто извлекаете квадратный корень из чего-либо, вы всегда получаете один неотрицательный результат. Например:

Потому, что это - арифметический квадратный корень .

Но если вы решаете какое-нибудь квадратное уравнение, типа:

то всегда получается два ответа (с плюсом и минусом):

Потому, что это - решение уравнения.

Надеюсь, что такое квадратный корень со своими пунктиками вы уяснили. Теперь осталось узнать, что можно делать с корнями, каковы их свойства. И какие там пунктики и подводные кор... извините, камни!)

Всё это - в следующих уроках.

Если Вам нравится этот сайт...

Кстати, у меня есть ещё парочка интересных сайтов для Вас.)

Можно потренироваться в решении примеров и узнать свой уровень. Тестирование с мгновенной проверкой. Учимся - с интересом!)

можно познакомиться с функциями и производными.

Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.

Сбор и использование персональной информации

Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним.

От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.

Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.

Какую персональную информацию мы собираем:

  • Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.

Как мы используем вашу персональную информацию:

  • Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
  • Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
  • Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
  • Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.

Раскрытие информации третьим лицам

Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.

Исключения:

  • В случае если необходимо - в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ - раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
  • В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.

Защита персональной информации

Мы предпринимаем меры предосторожности - включая административные, технические и физические - для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.

Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании

Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.