Женщины, без которых не было бы октябрьской революции.

Чувак, наверняка тебе знакомы такие известные женщины, как Мэрилин Монро, Маргарет Тэтчер, Коко Шанель, Майя Плисецкая – перечислять можно долго. Имена этих прекрасных дам всегда звучат на устах и гармонично украшают верхние строчки поиска Google. Но есть героини, о которых не слагают легенды.

Сегодня мы бы хотели рассказать тебе о менее известных, но крайне талантливых и удивительных представительницах прекрасного пола, которые дали этому миру ничуть не меньше своих более «раскрученных» сестер.

1. Жюли Рекамье (1777 – 1849)

Красота – страшная сила, а превосходная мадам Рекамье олицетворяла ее главное орудие в эпоху послереволюционной Франции. Поражая направо-налево сердца романтичных парижан и вдохновляя известных художников, красавица набирала известную славу, оказавшись самой «звездной» леди европейского масштаба того времени. К ее прекрасным ножкам склонялись герцоги и князи, писатели и поэты. Имя Жюли Рекамье звучало от Испании до России. Она разбила сердце Люсьену Бонапарту, брату известного императора, а такие живописцы, как Жерар и Давид, увековечили ее славный портрет.

Веселая и таинственная, наивная и недоступная – двоякость была ее неотъемлемой чертой. Помимо очарования, которое она несла людям, мадам Рекамье была одержима просвещением. Ее знаменитый литературно-политический салон стал интеллектуальным центром Парижа, впитав лучшие мысли и знания современников того времени.



2. Роза Люксембург (1871 – 1919)


Теоретик марксизма, философ, экономист и публицист в одном лице – все это о гениальной Розе Люксембург, ставшей одной из наиболее влиятельных деятелей немецкой и европейской революционной левой социал-демократии. Владимир Ильич Ленин называл её «орлом, великой коммунисткой, представителем нефальсифицированного, революционного марксизма», подчёркивая, что её работы будут полезнейшим уроком для воспитания многих поколений коммунистов всего мира.

Роза была одной из основательниц антивоенного «Союза Спартака» и Коммунистической партии Германии, изящно боролась против буржуазии, за что подвергалась репрессиям, суммарно проведя в заключении около 4 лет.

Умная женщина на грани гениальности. Ее неутолимое стремление работать, бороться и творить побеждало любые трудности на политическом и творческом пути.

В центре Берлина в ее честь названы площадь и станция метро, а улицы имени Розы Люксембург имеются во множестве европейских городов, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.

А еще существует песня группы «Мумий Тролль», посвященная Розе:

3. Вера Игнатьевна Мухина (1889 – 1953)

Легендарная женщина-скульптор, оставившая заметный вклад в советском монументальном искусстве. Всемирную известность ей принес грандиозный монумент «Рабочий и колхозница» (тот самый, из заставок «Мосфильма»), представленный не где-нибудь, а на Всемирной выставке 1937 года в Париже.

Вера Игнатьевна создала памятник для Максима Горького, установленный у Белорусского вокзала, скульптуру «Наука» у здания МГУ, памятник Петру Чайковскому возле Московской консерватории, скульптуры «Земля» и «Вода» в Лужниках.

В 1947 году Мухина стала членом Президиума Академии художеств СССР. За долгие плодотворные годы работы получила звание народного художника СССР, стала лауреатом пяти Сталинских премий и неоднократно награждалась орденами.



4. Габриэла Мистраль (1889 – 1957)


Ее настоящее имя Лусила де Мариа дель Перпетуо Сокорро Годой Алькайяга, но по понятным причинам миру больше известно ее лаконичное и красивое прозвище – Гарбриэла Мистраль.

Она работала учительницей, а позже – дипломатом в Италии, Испании, Португалии и Бразилии. В 1903 году были опубликованы ее первые стихотворения: трагичные, чувственные, пропитанные духом страдания и любви; глубокие, проблемные – о мироощущениях индейцев и метущихся душах простых людей. В 1945 году Гарбриэла Мистраль стала Нобелевским лауреатом по литературе «За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки».

Габриэла известна и своей борьбой за права женщин, занималась просветительской деятельностью. Ее изысканный образ красивой, умной, интеллигентной дамы с большим сердцем и чистой душой представляет собой общественный идеал, удивительно редкий в наше время.


5. Вера Васильевна Холодная (1893 – 1919)

Сравнительно недолгий период кинокарьеры, начавшийся всего за пять лет до ее смерти, принес Вере Васильевне славу самой известной актрисы немого кино своего времени. Ее по праву называли «королевой экрана». Лента «У камина», в которой актриса исполнила главную роль, стала рекордной по просмотрам для дореволюционного кинематографа. Фильм непрерывно демонстрировался на протяжении 90 дней в Одессе и 72 дня в Харькове.

За три года Вера Холодная приняла участие в съемках более 30 картин. Ее популярность не угасала во время революционных событий 1917 года и даже в годы Гражданской войны.

6. Симона де Бовуар (1908 – 1986)


Одна из наиболее выдающихся представителей литературного мира того времени. Своей книгой «Второй пол» Симона произвела настоящий фурор в видных кругах интеллигенции Европы и Америки. Книга писательницы стала настоящим символом сексуальной революции 1960-х годов, признанной (даже мужиками) и важнейшей работой по феминизму XX столетия.

Симона де Бовуар внесла значительный вклад в развитие философской мысли своего века, стала идеологом феминистического движения и заслуженно закрепила за собой звание талантливейшей французской писательницы. Как писала сама Симона: «Если во мне есть что-то от гения, то исключительно ясность мысли.»


Я оторвала себя от безопасного уюта надежной и определенной жизни ради моей любви к истине – и истина вознаградила меня.


Странный парадокс заключается в том, что чувственный мир, окружающий мужчину, состоит из мягкости, нежности, приветливости, – словом, он живет в женском мире, тогда как женщина бьется в суровом и жестком мире мужчины.


Психоаналитики определяют мужчину как человеческое существо, а женщину – как самку; каждый раз, когда женщина поступает как человеческое существо, они говорят, что она подражает мужчине.

7. Элла Джейн Фицджеральд (1917 – 1996)


Мадам Элла была одной из величайших вокалисток в истории джазовой музыки: обладательница блистательного голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта (это когда голос исполнителя имитирует джазовый инструмент), искусница голосовой импровизации и 13-кратный лауреат премии «Грэмми».

Фицджеральд окрестили «первой леди джаза». За свое удивительное творчество вокалистка получила Президентскую медаль в США, стала кавалером Ордена Искусств и литературы во Франции и была осыпана множеством других почетных наград.

За свою 50-летнюю карьеру в джазе Элла выпустила около 90 альбомов и сборников, продав в общей сложности более сорока миллионов своих пластинок:

8. Розалинд Франклин (1920 – 1958)


Как подсказывает здравый смысл, женщин-биофизиков в мире было не так уж много. Розалинд Франклин оказалась одной из немногих подобных ученых.

Розалинд – скромная англичанка, имя которой никогда не было на слуху. Тем не менее, фактическое открытие ДНК принадлежит именно Розалинд. Пускай вся слава досталась ее коллегам – Джеймсу Уотсону и Фрэнсису Крику, но именно точнейшие лабораторные опыты женщины-ученого позволили получить рентгеновское изображение ДНК, демонстрировавшее известную и привычную сегодня извилистую структуру молекул.

В 1962 году ученые мужи получили Нобелевскую премию за свое открытие. Розалинд Франклин умерла от рака за 4 года до этого события, которое могло бы принести ей заслуженный триумф.

Октябрьская революция 1917 года в России серьезно повлияла на изменение роли женщин в обществе. Пока в других странах феминистки только доказывали необходимость равенства полов, в Советской России этот принцип был официально узаконен.

В первые десятилетия советской эпохи так и повелось — рядом с мужчиной-героем должна была появиться женщина-герой, рядом с ударником труда — ударница, рядом с мужчиной-пилотом — женщина-летчица. Этот принцип нашел отражение даже в знаменитой скульптуре Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница».

Накануне праздника 8 Марта, истоки которого в нашей стране уходят в советский период, АиФ.ru решил вспомнить самых известных женщин Советского Союза разных эпох.

Надежда Крупская

Дочь поручика Константина Крупского и гувернантки Елизаветы Тистровой вошла в историю как «жена, друг и соратник Владимира Ильича Ленина ». Все советские книги и фильмы о Ленине частично были посвящены и Надежде Крупской, которая стала символом верности и преданности лично Ильичу и делу революции в целом.

В советский период, разумеется, не освещались проблемы Крупской со здоровьем, из-за которых она не могла иметь детей, и сложности в отношениях в семье Ульяновых, когда вождь мог уйти к другой женщине.

Но Надежда Константиновна Крупская действительно была предана мужу, в разное время будучи для него помощником, секретарем и сиделкой.

После смерти вождя она много времени посвятила вопросам организации комсомольского и пионерского движения, детской литературы и образования. И если Ленин был всем детям Страны Советов дедушкой, то Крупская, несомненно, приходилась бабушкой.

Паша Ангелина

Если трудовых подвиги мужчин в СССР были связаны с именем Алексея Стаханова , то женские — с именем Паши Ангелиной.

Паша, она же Прасковья Никитична Ангелина, в возрасте 16 лет окончила курсы трактористов, став одной из первых в стране женщин-трактористов. В 1933 году Паша Ангелина организовала первую в СССР женскую тракторную бригаду, став ее бригадиром. Бригада Пашин Ангелиной регулярно перевыполняла план и устанавливала трудовые рекорды. Ее имя не сходило с первых полос центральных газет. В 1938 году она выступила с лозунгом «Сто тысяч подруг — на трактор!»

За успехи в труде Паша Ангелина была дважды удостоена звания Героя Социалистического Труда и трех орденов Ленина. Ее имя оставалось на слуху до самого распада СССР, несмотря на то, что героиня прожила короткую жизнь, скончавшись в 1959 году в возрасте 46 лет.

Прасковья Ангелина, 1935 г. Фото: РИА Новости

Валентина Гризодубова

Дочь изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова свой первый полет вместе с отцом совершила в возрасте двух с половиной лет, а в 14 лет уже совершала самостоятельные полеты на планере.

В 1930-х годах Гризодубова стала настоящим «Чкаловым в юбке». Она установила целый ряд авиарекордов, главным из которых стал беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток в составе женского экипажа вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой, совершенный в сентябре 1938 года. За этот перелет Гризодубова была удостоена звания Героя Советского Союза.

В годы войны командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия, лично совершив около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.

После войны Гризодубова много лет занималась научно-исследовательской деятельностью и испытаниями новейших образцов авиационного оборудования.

Знаменитая советская героиня ушла из жизни весной 1993 года, почти незаметно — новой России, погрязшей в политических распрях, было не до нее.

Валентина Гризодубова, 1938 г. Фото: РИА Новости / Ольга Ландер

Валентина Терешкова

Без всяких сомнений, имя этой советской героини известно всему миру. 16 июня 1963 года она поднялась на космическую орбиту на корабле «Восток-6», став первой в мире женщиной-космонавтом.

В отличие от Гагарина и других первых космонавтов-мужчин, Терешкова не была летчицей. Ткачиха, которая затем стала делать карьеру по комсомольской линии, занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе. Из всех претенденток на полет Терешкова более всего понравилась Никите Хрущеву — советский лидер учел и ее рабочее происхождение, и умение активно участвовать в общественной жизни. Последнее было немаловажно — после полета первой женщине-космонавту предстояло много ездить по разным странам, проводить встречи и пропагандировать советский строй.

Сам полет «Востока-6» прошел с трудностями, и его программу пришлось частично сократить из-за того, что Терешкова на орбите чувствовала себя неважно и не могла выполнять указания Центра управления полетами. Разгневанный «отец советского космоса» Сергей Королев пообещал в сердцах, что при нем ни одна женщина в космос больше не полетит.

Вся последующая жизнь Валентины Терешковой посвящена общественной и политической деятельности в разных ипостасях, начиная от поста главы Комитета советский женщин и заканчивая мандатом депутата Государственной Думы России.

Интересно, что когда Терешкову зачисляли в отряд космонавтов, ей присвоили звание рядового. В итоге первая женщина-космонавт стала и первой женщиной, дослужившейся в России до звания генерал-майора.

Ирина Роднина

Один из самых ярких и известных образов советской эпохи — фигуристка Ирина Роднина, стоящая на высшей ступени пьедестала почета и со слезами на глазах смотрящая на поднимающийся под звуки гимна под своды ледовой арены флаг СССР.

В детстве маленькая Ира одиннадцать раз переболела пневмонией, после чего врачи настоятельно посоветовали родителями побольше заниматься с девочкой физическими упражнениями, и лучше всего на открытом воздухе. Выполняя эту рекомендацию, папа с мамой привели Иру на каток.

Занятия для здоровья обернулись тремя золотыми олимпийскими медалями, десятью победами на чемпионатах мира, званием самой титулованной фигуристки планеты, и искренней любовью всего Советского Союза.

Слава Родиной настолько большая, что к ней не липнут никакие политические скандалы, связанные с ее деятельностью в качестве депутата Государственной Думы России.

Когда Россия вела борьбу за право провести зимнюю Олимпиаду-2014, понадобился человек, который смог бы представить заявку в видеоролике. Выбор пал на Родину, ибо более известного человека из нашей страны в зимних видах спорта просто нет.

Право провести Олимпиаду доверили Сочи, и 7 февраля 2014 года Ирина Роднина вместе с Владиславом Третьяком зажгли огонь Игр.

  • © Фото с сайта wikipedia.org
  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото с сайта wikipedia.org

  • © Фото с сайта wikipedia.org

  • © Фото Russian Look
  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

Раиса Горбачева

Когда в 1985 году Михаил Горбачев стал Генеральным секретарем ЦК КПСС, советские граждане с удивлением узнали, что у руководителя государства тоже есть жена. До этого момента супруги лидеров находились в тени, и даже Надежда Крупская по отношению к вождю воспринималась как второстепенный персонаж.

Раиса Максимовна Горбачева продемонстрировала совсем иной стиль поведения супруги главы государства, став первой «первой леди» в западном понимании этого термина в истории нашей страны. Яркая, стильная, модная, Раиса Горбачева порой затмевала своего мужа, который очень быстро стал растрачивать свою популярность. Она занималась благотворительной деятельностью, курировала целый ряд программ помощи женщинам, детям и тяжелобольным.

На Западе ее признавали «Женщиной года» и «Леди года», а вот на Родине отношение было куда более сложным. Со временем Раиса Горбачева стала вызвать раздражение, особенно у женщин: частая смена ею нарядов на фоне нарастающего экономического кризиса многими воспринималась как «пир во время чумы».

После распада СССР и отставки Михаила Горбачева его жена исчезла с телеэкранов также стремительно, как появилась на них. В 1996 году, несмотря на то, что не поддерживала эту идею, она участвовала в предвыборной кампании мужа, претендовавшего на пост президента России. Эти выборы завершились для Горбачева полным провалом.

Летом 1999 года врачи нашли у 67-летней Раисы Горбачевой лейкоз. Помощь ей пытались оказать немецкие врачи, но болезнь стремительно прогрессировала, и в сентябре 1999 года «первой леди» СССР не стало.

Коммунистка

КОММУНИСТКА и, ж. communiste . 1 . устар. Член коллектива лиц, объединившихся для совместной жизни и работы, . Мне приходится остановиться на этом потому что когда нам было объявлено, что пока наборщиц этим и ограничится, и надо было искать помещение для коммуны, то я, Шимбот и Горская над этой болтовней сослуживицы нашей призадумалась и, боясь погубить зря только что начинающееся дело. решили только в число коммунисток не принимать, но и по возможности пореже ее к себе приглашать. Козлинина За полвека 39.

2. О женщине-члене коммунистической партии . Сердечный и горячий привет мой всем женщинам - коммунисткам и коллективисткам, которые поняли свое равенство с мужчиной и дружно, товарищески, честно работают рука об с . Горький "Работнице и крестьянке". Валентина - коммунистка, - со всех сторон подходящая и стоящая женщина. Николаева Жатва. Ваше поле с нашим рядом, Наше каменистее. Ваши девки - коммунистки, Наши - коммунистее. Астафльева 1998 124. | перен . Нет, милый краснобай, тебе нас не уверить, Как там не горячись в напыщенных словах, Что наша матушка природа коммунистка: Нет, есть и у нея свой выбор и очистка. Единство видим в ней, но равенства в ней . Таков был искони и есть и будет свет. Как почву ни равняй насильственной лопаткой, Природа кое-где глядит аристократкой. Вяземский Стар. зап. кн. // РА 1876 3 158. - Лекс . Даль-1: комуни/стка; Даль-3: коммуни/стка.


Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин [email protected] . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "коммунистка" в других словарях:

    КОММУНИСТКА - [ому] коммунистки. женск. к коммунист. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    коммунистка - КОММУНИСТ, а, м. Член коммунистической партии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    коммунистка - сущ., кол во синонимов: 2 марксистка (1) партийка (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Коммунистка

    Коммунистка - I ж. разг. жен. к сущ. коммунист I II ж. разг. жен. к сущ. коммунист II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    коммунистка - коммунистка, коммунистки, коммунистки, коммунисток, коммунистке, коммунисткам, коммунистку, коммунисток, коммунисткой, коммунисткою, коммунистками, коммунистке, коммунистках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    коммунистка - коммун истка, и, род. п. мн. ч. ток … Русский орфографический словарь

    коммунистка - см. Коммунист … Энциклопедический словарь

    коммунистка - , и, ж. Женск. к коммунист. МАС, т. 2, 84. ◘ Дочку называй коммунисткой. Нов. мир, 1946, № 12, 8 … Толковый словарь языка Совдепии

    коммунистка - см. коммунист; и; мн. род. ток, дат. ткам; ж … Словарь многих выражений

Книги

  • Представьте 6 девочек. Сестры Митфорд: Писательница. Птичница. Фашистка. Нацистка. Коммунистка. Герцогиня , Томпсон Л.. Документальный роман о сестрах Митфорд, имя которых в середине прошлого столетия было в Англии нарицательным. Шесть сестер стали олицетворением самых разных сторон ХХ века. Выбранные сестрами…
В дополнение к про ранне-большевицкие понятия в половом вопросе.
В статье обращено внимание на то, что к падению морали толкали тяжёлые условия жизни при большевиках, особенно для женщин. А коммунисты-комсомольцы с радостью принимали такое "предложение" тела. Об этом же, кстати, которую за это расстреляли в 1937.

В жж статью уже перепечатывал Успокоитель .
Первого места издания этой статьи не нашёл - если кто знает, напишите.

http://www.ateismy.net/content/spravochnik/kritika/doloi%20stid.php
Долой стыд и срам!
О своеобразной морали некоторых атеистов.
Сергей Глезеров

Одной из форм послереволюционной борьбы за «освобождение женщины», за «новый быт», против отжившего «старого мира» являлось движение нудизма. Зародилось оно еще на рубеже XIX - ХХ веков в Европе, потом просочилось и в Россию, но воспринималось как благородный порыв к полному сближению с природой и попытка отбросить ханжеские нормы морали. Теперь же нудизму придали ярко выраженный политический характер.

Летом 1925 года в Москве появилось общество «Долой стыд!». Его участники решили бороться со стыдом как с буржуазным предрассудком. Группы людей по шесть-десять человек совершенно голыми маршировали по улицам, а на лентах, надетых поперек обнаженного тела, было написано: «Долой стыд - это буржуазный предрассудок». На дамах не было ничего, кроме обуви и сумочек для документов. Причем они ходили в таком виде в кино, в столовую для рабочих и даже ездили в трамвае. Правда, затея не вызвала понимания в обществе: говорят, бабушки, видя их, крестились, дети бросали в них камнями и гнилыми овощами.

Бельгийский консул в России Жозеф Дуйе впоследствии вспоминал: «В 1925 году при покровительстве советского правительства образовалось общество «Долой стыд!». Члены этого общества обязались отказаться от одежды и ходить голыми. Для пропаганды некоторые члены этого эксцентричного общества были посланы в поездки: в Харьков, Ростов, Минеральные Воды и т. д. Я видел их в костюме Адама и Евы в Ростове».

По воспоминаниям писателя Варлама Шаламова, «мальчишки, зеваки шли толпами за адептами этого голого ордена. Потом московская милиция получила указания - и нагие фигуры женщин и мужчин исчезли с московских улиц».

Народный комиссар здравоохранения Семашко от имени правительства осудил попытки ходить голыми «по московским изогнутым улицам». При этом он выдвигал главным аргументом следующий: «неподходящий климат, слишком низкая температура Москвы, грозящая здоровью населения, если оно увлечется идеями общества «Долой стыд!». Далее говорилось, что наркомат здравоохранения выяснил, что воздух городских улиц перенасыщен пылью и бактериями, вредными для человеческой кожи. Поэтому Наркомздрав рекомендовал не появляться на городских улицах без одежды, а полезный свежий воздух и солнечный свет искать на окраинах города и берегах водоемов...

Приложение:(Из статьи А.Бунге «Брак и положение женщины» в сборнике «Мир перед пропастью» под ред. И.Ильина (Берлин, 1931, на немецком языке). Русский перевод издан в Москве в 2001 г. Хотя в русском издании это прямо и не оговорено, все цитаты из советской прессы в русском издании даны, по-видимому, в обратном переводе с немецкого.)
«…Известная коммунистка Смидович кратко изложила суть сексуальной морали, царившей в то время среди коммунистической молодежи: «Кажется, наша молодежь уверена в том, что она призвана решать все вопросы, связанные с любовью, самым грубым и грязным способом; иначе она нанесет ущерб достоинству коммуниста. Нынешняя мораль нашей молодежи в кратком изложении состоит в следующем:

1.Каждый, даже несовершеннолетний, комсомолец и каждый студент «рабфака» (рабочий факультет) имеет право и обязан удовлетворять свои сексуальные потребности. Это понятие сделалось аксиомой, и воздержание рассматривают как ограниченность, свойственную буржуазному мышлению.

2.Если мужчина вожделеет к юной девушке, будь она студенткой, работницей или даже девушкой школьного возраста, то девушка обязана подчиниться этому вожделению, иначе ее сочтут буржуазной дочкой, недостойной называться истинной коммунисткой …» («Правда», 21 марта 1925 г.)


Правильность этих формулировок подтверждалась письмами, пришедшими в ответ на ее статью. Так, например, одна студентка пишет: «Студенты косо смотрят на тех комсомолок, которые отказываются вступить с ними в половые сношения. Они считают их мелкобуржуазными ретроградками, которые не могут освободиться от устаревших предрассудков. У студентов господствует представление, что не только к воздержанию, но и к материнству надо относиться как к буржуазной идеологии» («Правда», 7 мая 1925 г.). Другая студентка, по фамилии Рубцова, рассказывает, что коммунисты рассматривают любовь как нечто очень скоро преходящее, долгую любовь они считают скучной; а понятие «супруга» для них — буржуазный предрассудок. В ответ на вопрос: «Где работает ваша жена?» — они рассмеялись и спросили: «Какая?» «Один известный коммунист сказал мне: «В каждом городе, куда я езжу по работе, у меня есть временная жена». «Муж моей подруги, — продолжает Рубцова, — предложил мне провести с ним ночь, так как его жена больна и этой ночью не может его удовлетворить. Когда я отказалась, он назвал меня глупой гражданкой, которая не способна постичь все величие коммунистического учения » («Правда», 7 мая 1925 г.).

Следует заметить, что все эти женщины — настоящие коммунистки, которые никоим образом не сомневаются в правоте коммунистических взглядов, а жалуются лишь на ужасный цинизм в поведении коммунистов и ущемление их женского достоинства (См. также вышеупомянутый стенографический отчет пленарный заседаний ВЦИК, стр. 155, 169). (…) У коммунистической молодежи преобладает мнение, что между полами могут существовать лишь сексуальные отношения. Так, «Правда» пишет (9 января 1928 г.): «Между мужчиной и женщиной у нас существуют только сексуальные отношения» . И героиня популярного рассказа известного писателя Пантелеймона Романова «Без фигового листка» говорит: «Мы не признаем любви. Мы знаем только сексуальные отношения, потому что любовь презираема как нечто психологическое, а у нас имеет право на существование только физиология. Всех, кто видит в любви что-то кроме физиологии, высмеивают и считают импотентами и ненормальными».

Изнасилование женщин

Согласно этим взглядам коммунистов каждая женщина и каждая девушка, как говорилось, «обязана» удовлетворять сексуальный инстинкт мужчины. Конечно, это не всегда происходит беспрепятственно. В таком случае иногда прибегают к изнасилованию. Изнасилование стало просто бедствием в советском государстве. Суды полнятся соответствующими исками, число таких исков постоянно растет. Одним лишь Московским судом рассмотрено в 1926 году 547 случаев изнасилования; в 1927 году это число (для Москвы) увеличилось до 726; в 1928 году до 849. В других судах — то же самое. Это явление в советской жизни получило особое наименование — «чубаровщина», по названию Чубаровского переулка в Петербурге, где в 1926 году двух женщин насиловала целая банда молодых коммунистов. Тогда этот случай вызвал большой резонанс, так как в этом принимали участие исключительно рабочие и преимущественно члены партии и комсомольцы.

Этот процесс был весьма характерным для нравов коммунистов и их отношения к женщине. По показаниям обвиняемых и свидетелей на процессе было установлено, что у молодежи в Петебурге существует следующее главное мнение относительно женщин: «Женщина — не человек, а всего лишь самка . Каждая женщина — девка, с которой можно обходиться, как вздумается. Ее жизнь стоит не больше, чем она получает за половое сношение» («Комсомольская правда», 18 декабря 1926 г.). Главные обвиняемые упорно твердили, что ничем не отличаются от остальных членов комсомола. «Все комсомольцы так же настроены и живут таким же образом, как мы». «Самым скверным, — замечает по этому поводу «Комсомольская правда», — является то обстоятельство, что этот ужасный случай не представляет собой в нашей жизни никакого особого преступления, ничего исключительного, он — всего лишь обычное, постоянно повторяющееся происшествие» (там же).

Обыденность этого судебного дела ярко характеризуется и показаниями одного комсомольца, который видел, как совершается насилие, но спокойно прошел мимо. Вопроса прокурора, почему он не позвал на помощь, он просто не мог понять… Казалось, ему вполне достаточно, что он сам не участвовал в деле. Один из обвиняемых даже утверждал, что изнасилования и вовсе не было: дело происходило лишь без согласия женщины… Страницы коммунистической печати полны материалами о подобных случаях, красноречиво свидетельствующих о невероятном цинизме большевистских взглядов по отношению к женщине.

«Освобождение женщины»

… Положение освобожденной и уравненной во всем с мужчиной женщины в советском государстве и вправду тяжко и унизительно. Общее обнищание, безработица и тяжелейшие условия труда привели к возникновению в стране нового явления — полной зависимости женщины от начальства и вследствие этой зависимости — «взятке натурой», или как это там называют, «женским чаевым». Мы часто встречаем в советской печати описания таких требований и печальные последствия отказа в удовлетворении подобных амбиций (см. раздел «Коммунизм как господство чиновников» в ч. I данной книги). Коммунистические начальники стараются полностью использовать экономическую зависимость женщины и теорию свободного удовлетворения сексуального инстинкта. Верховный суд принимает в апреле 1929 года решение возбудить уголовные дела против тех мужчин, которые требуют от женщин «из благодарности» вступать с ними в половые отношения. По этому решению против председателя исполкома в Дербенте было возбуждено уголовное дело по 14 искам за принуждение к сожительству женщин, которые обратились к нему за работой («Известия», 6 июля 1929 г.). Один директор больницы, коммунист Гульбатов, под угрозой увольнения требовал от женщин, своих подчиненных, вступать с ним в половые отношения (там же).

Особенно тяжелым здесь представляется положение учительниц. «Следует положить конец “чубаровщине” на ниве народного образования. Работники комиссариата просвещения нередко забывают о своей ответственности, своей должности и своем авторитете и без всякого стыда накидываются на молодых учительниц. Вначале они пытаются уговаривать, затем требуют под угрозой увольнения; а если все это не помогает, прибегают к насилию. Так поступают все, от молодых комсомольцев до поседевших членов партии. Всякая юная учительница считается блудницей: это входит в ее обязанности. Коммунистическая партия по этому поводу отмалчивается, а отдельные ее члены участвуют в этих делах и требуют от молодых учительниц беспрекословного исполнения этой естественной повинности» («Труд», 23 декабря 1928 г.). Еще одна, «Рабочая газета», сообщает, что в Сибири внезапно уволено много учительниц. Восемнадцати из них удалось доказать, что их увольнение последовало лишь по причине непокорности домогательствам начальства; вслед за этим их вновь приняли на работу («Рабочая газета», 12 сентября 1929 г.). «Мы отмалчивались, так как жили в нужде и не хотели лишиться своего куска хлеба. Так как мне известно, что приходится выносить моим товаркам по несчастью, я, чтобы предотвратить новые жертвы, решилась открыто написать обо всем» , — пишет учительница Тарасова, руководитель начальной школы в Рязанской губернии («Известия», 6 июня 1929 г.).

Немногим лучше и положение работниц, женщин, принадлежащих к классу людей, которым в советском государстве оказывается особое предпочтение. На фабрике «Катушка» Смоленской губернии целому ряду мастеров и рабочих, а также председателю профсоюза, сплошь коммунистам, предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением. Они требовали от женщин, чтобы те вступали с ними в половые отношения, а непокорных увольняли («Труд», 22 мая 1928 г.). Женщины, посещающие биржу труда, чтобы получить работу, должны соглашаться на сексуальные домогательства председателя («Труд», 15 июня 1928 г.). Коммунисты пытаются даже ввести кое-где феодальное право «первой ночи». Главная коммунистическая газета повествует о том, как директор одной из фабрик в Туркестане, коммунист Петровский, потребовал от вахтера фабрики, узбека, который собирался жениться, предоставить ему невесту на первую ночь после свадьбы. Так как он предупредил, что не простит и не забудет отказа, то жених после недолгого сопротивления согласился. Труднее было, пишет «Правда», получить согласие невесты, но в конце концов и это удалось («Правда», 25 апреля 1928 г.).

Проституция

Коммунисты любят указывать на то, что результатом свободных сексуальных отношений в советском государстве стало полное исчезновение совершенно позорного социального явления проституции. Это утверждение наивно повторяется и иностранцами. Однако официальные данные Советов полностью опровергают это утверждение. Да, исследованиями, проведенными Институтом венерических болезней, установлено, к сожалению, без приведения точных цифр, что проституция неизменно растет; это легко объяснить при чрезвычайно тяжелом положении в СССР вообще и женщин в частности. На вопрос, что, собственно, побудило их пойти на улицу, 95% этих женщин дали один и тот же ответ: безысходная нужда в результате долгой безработицы, сокращение, развод, бедственное положение родственников и т.п. Среди проституток — до 40% дочерей прежней аристократии, купечества и чиновников. В то же время до 27% здесь составляют дочери рабочих (данные Исследовательского института венерических болезней, см. также у Залкинда: Новая половая мораль, Москва, 1927 г.).

Резюме

Так выглядят итоги освобождения женщин и коммунистической борьбы с семьей. Эти итоги вынуждены признавать сами коммунисты. Так, например, центральная газета среди прочего пишет: «Есть люди, которые утверждают, что подобные итоги вызваны именно нами через нашу пропаганду свободных сексуальных отношений. Эти люди заявляют: “Вы пожинаете именно то, что сами посеяли! Вот вам ваша молодежь! Посмотрите на ваших молодых коммунистов”». Вслед за этим газета смущенно заключает: «Надо признать, что в здоровой пролетарской атмосфере подобные явления недопустимы» («Известия», 6 июня 1928 г.)".

======
В этом свете становится понятна ностальгия уцелевших и постаревших "первых комсомольцев", когда они в семидесятые годы вспоминали свою молодость: "Эх, весёлое было время, романтическое... Не то что сейчас..."
В комментах нашёл ссылку на сатирический рассказ 1927 года про пионеров: одного пионера поймали на том, что он ходит с пионеркой и пропесочивают на собрании-суде.
Пантелеймон Романов.

Ни одно историческое событие не было так сильно искажено капиталистической элитой, как Русская Революция. В большинстве рассказов почти не упоминается роль женщин и те преимущества, которые они получили в результате победы революции. Свержение капиталистов и помещиков партией большевиков и русским рабочим классом в 1917 году привело к радикальным прогрессивным переменам в обществе, которых не было до и после революции.

Большевики, подчеркивая роль рабочего класса в изменении всего общества, признавали, что женщины страдают от двойного гнёта, который коренится в капитализме и сельском патриархате. Они считали, что освобождение женщин имеет решающее значение в борьбе за социалистическое общество. Ленин говорил, что «пролетариат не сможет достичь свободы, пока не добьётся полного освобождения женщин». Женщины играли ведущие роли в большевистской партии, и революция радикально изменила сознание и жизнь рабочих женщин.

Женщины и Февральская революция.

23 февраля 1917 года на улицы вышли десятки тысяч женщин. Это событие разожгло Февральскую революцию. Эти протесты были приурочены к Международному женскому дню, и большевички стали главными их организаторами. «Настроение женщин было очень воинственным – не только рабочих женщин, но и женщин, стоящих в очередях за хлебом и керосином. Они устраивали политические собрания, они доминировали на улицах, они двинулись к Городской Думе с требованием хлеба, они останавливали трамваи. «Товарищи, выходите на улицы!», - кричали они с энтузиазмом. Они шли на фабрики и заводы, и призывали рабочих отложить инструменты», - писали Анна и Мария Ульяновы в «Правде» от 5 марта 1917 года.

Самые прогрессивные законы в истории.

В декабре 1917 года, всего через семь недель после формирования первого в мире государства рабочих, в результате победы Октябрьской революции, развод стал законным и легкодоступным. Вскоре было законодательно оформлено равенство женщин с мужчинами, и была отменена «нелегальность» детей, рождённых вне брака. С самых первых дней большевики выступали за равноправие женщин, но краеугольным камнем стало освобождение женщин от рабства в традиционной семье. До революции жизнь женщин была строго регламентирована: выйти замуж, любить только одного мужа, рожать детей и заниматься «вечной рутинной работой на кухне и в детской». Большевики оспаривали эти порядки и роль патриархата и Русской православной церкви.

Революция начала реализовывать мечты о системе социального обеспечения. Началось строительство родильных домов, больниц, школ, яслей, детских садов, социальных столовых и прачечных – всё это было нацелено на освобождение женщин от домашней работы. Для рабочих женщин был утверждён оплачиваемый декретный отпуск перед и после родов, на рабочих местах были организованы комнаты для кормления маленьких детей, а также для молодых мам введены перерывы на кормление грудью. Были написаны новые трудовые законы.

В 1920 году аборт стал законным и бесплатным. Лев Троцкий назвал его «одним из самых важных гражданских, политических и культурных прав женщин». Было создано Женское бюро для облегчения доступа женщин к политике, образованию и просвещению в сфере новых прав. Это бюро проводило литературные уроки, политические дискуссии и семинары на тему организации удобств на рабочем месте, например центров дневного ухода. Таким образом, был достигнут успех по целому ряду таких вопросов, как уход за детьми, жилищные проблемы и государственная медицина – всё это расширило горизонты для тысяч женщин.

Сексуальная свобода.

На протяжении всего постреволюционного периода большевики гарантировали широкое и свободное обсуждение сексуальности – это было радикальным новшеством. Отношения совершенно изменились. В 1921 году в «Коммунистической юности» был напечатан обзор, показавший, что 21% мужчин и 14% женщин считали брак идеальной формой отношений. 66% женщин предпочитали длительные отношения, основанные на любви, а 10% предпочитали отношения с различными партнёрами. Александра Коллонтай защищала радикальные перемены, говоря: «Старая семья, в которой мужчина был всем, а женщина ничем, типичная семья, в которой женщина не имела ни своей воли, ни личного времени, ни собственных денег, меняется прямо на наших глазах» («Коммунизм и семья», 1920).

Большевики считали, что отношения должны быть основаны на выборе и личной совместимости, а не на финансовой зависимости. Сексуальные дебаты, исследования и эксперименты распространились по всей стране. Молодёжь, в особенности, стремилась исследовать свою сексуальность. Девушка по фамилии Беракова написала в 1927 году в «Красном студенте»: «Золушки исчезли. Наши девушки знают, чего они хотят от мужчин, без каких-либо волнений многие спят с мужчинами из-за здорового влечения. Мы не объекты или простушки, за которыми должны ухаживать мужчины, девушки знают, кого они выбирают и с кем спят». Это было написано в стране, в которой только 10 лет назад аборт, развод и сексуальные отношения были незаконными.

Сталинская контрреволюция.

Годы войны против монархистов и 21 империалистической страны, приведшие к разрухе молодого государства рабочих, а также чрезвычайная изоляция революции, возникшая из-за поражения рабочих революций в Германии и других странах, создали условия для усиления бюрократии, которая пришла к власти при Сталине. Сталин и бюрократия применили авторитарные меры для разбиения сознания рабочего класса, внутреннего активизма и демократии, а также использовали свою власть для предотвращения побед социалистического движения за границей, в интересах консолидации привилегий бюрократии. Эта контрреволюция не только радикально отклонилась от рабочей демократии революционного периода, но и сознательно напала на завоевания женщин. Были отменены прогрессивные законы. Патриархальная семья снова стала средством социального контроля.

Вдохновляющее наследие.

Усиление бюрократии и предательство Сталина не умаляют значение революционных достижений 1917-го. Никогда прежде женщины не имели такого влияния на политику. Никогда прежде качество жизни и счастье женщин не обладали таким высоким приоритетом. Некоторые достижения Русской Революции до сих пор немыслимы для многих «самых прогрессивных» современных стран. Октябрьская революция остается бесспорным и вдохновляющим свидетельством неразрывной связи борьбы против всех форм угнетения и борьбы рабочего класса за социалистические перемены. Русская Революция показала, что рабочий класс является самой мощной общественной силой. Это единственное сознательное движение в интересах 99%, которое может всерьёз бороться против угнетения и неравенства женщин и других уязвимых групп. По примеру большевиков, мы должны понять, что без женщин – особенно рабочих женщин – невозможно победить капитализм и завоевать лучший мир.