Алишер Навои (1441—1501). Конспект открытого урока по литературе на тему: Алишер Навои «Смятение праведных Алишер навои фархад и ширин читать

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Презентация «Алишер Навои» для 8 класса Выполнил учитель русского языка и литературы НОУ «Сехриё» Чиркова М.В.

2 слайд

Описание слайда:

Мой каждый стих - приют для многих смыслов, - Странноприимный дом, и кельи в нем полны! (Алишер Навои (Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер) علیشیر نوایی

3 слайд

Описание слайда:

"Если мы эту великую личность будем считать святой, то он святее святых, если будем говорить, что он мыслитель, то - мыслитель из всех мыслителей, если скажем, что он поэт, то тогда он султан всех поэтов", пишет Президент И.А. Каримов в своем произведении "Высокая духовность - непобедимая сила" ("Юксак маънавият - енгилмас куч").

4 слайд

Описание слайда:

Алишер Навои перс. علیشیر نوایی Имя при рождении: Низамаддин Мир Алишер Псевдонимы: Навои (мелодичный), Фани (бренный) Дата рождения: 9 февраля 1441 Место рождения: Герат, Государство Тимуридов Дата смерти: 3 января 1501 (59 лет) Место смерти: Герат, Государство Тимуридов Библиография

5 слайд

Описание слайда:

Алишер Навои был воспитан на арабской и особенно фарсиязычной поэзии того блистательного периода ее развития, который дал миру Низами, Амира Хусро, Фирдоуси, Унсури, Саади, наконец, его учителя Джами. Навои начал как персоязычный поэт, быстро овладев техникой и образным строем классической персидской поэзии. Но он жил в пору распадения старых культурных зон и складывания новых национальных культур. Как писал Н. И. Конрад, «этот великий поэт, поэт-мыслитель, как его справедливо называют, принадлежащий огромному, этнически столь разнородному миру, стал классиком узбекской поэзии, основоположником узбекской литературы. Его вывели из широчайшей сферы и ввели в узкую. Поэт, у которого герои - кто угодно: Фархад - китаец, Шапур - перс, Ширин - армянка, Кайс - араб, Искандар - грек, этот поэт оказался поэтом узбекского народа». Такова была тенденция культурного развития, и Навои уловил эту тенденцию и откликнулся на нее. Он прекрасно понимал великое значение своей литературной реформы и сам говорил об этом.

6 слайд

Описание слайда:

Алишер Навои писал на языке фарси, под псевдонимом Фани (бренный), но главные произведения были написаны псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском (староузбекском) языке, на развитие которого оказал заметное влияние. Алишер Навои является основоположником узбекской литературы. Его творчество дало мощный стимул эволюции литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции узбекской.

7 слайд

Описание слайда:

Алишер Навои был в сообществе дервишского (суфийского) ордена накшбандия, и, следуя этике суфия, жил очень скромно.

8 слайд

Описание слайда:

В 1483 году Алишер Навои приступил к созданию «Хамса» («пятерицы»), которую создавал в течение двух лет. Жанр “Хамса” возник в XII веке, основоположником его явился великий азербайджанский поэт Низами Гянджави (1141-1209). Он объединил в единое произведение пять поэм, пять самостоятельных художественных единиц: “Смятение праведных”, “Фархад и Ширин”, “Лейли и Меджнун”, “Семь планет”, “Стена Искандера”. Они различны по событийному содержанию, но объединены идейным содержанием, единым пафосом.

9 слайд

Описание слайда:

Смятение праведных» (1483) - поэма философско-дидактического характера. Большое место в ней занимают вопросы политики. Поэт резко критикует несправедливых и жестоких властителей. Его идеал - своеобразный вариант просвещенной монархии на восточный лад, глава которой окружает себя мудрыми, образованными и бескорыстными советниками. Коварству и корыстолюбию современных поэту сановников и правителей Навои противопоставляет высокие нравственные идеалы великодушия, щедрости, доброты, верности в дружбе и любви, скромности и честности. Поэма Навои - гимн «яркому небу знаний», противопоставленному «темноте ночи невежества»

10 слайд

Описание слайда:

«Стена Искандара», или «Вал Искандара» (1485), - это гуманистическое философское воспроизведение легендарных жизнеописаний Александра Македонского, подвигам которого в Древности и в Средние века было посвящено много произведений. Поэма основывается на знаменитой философской и социально-утопической поэме Низами «Искандар-наме». Поэма Навои - это произведение о силе и пытливости разума человека, о смысле его жизни.

11 слайд

Описание слайда:

Поэма «Семь планет» (1484) состоит из семи самостоятельных стихотворных сказок (о царевиче Фаррухе, о ювелире Зайде, о приключениях индийского шаха Джуна и др.), навеянных фольклорными мотивами и обрамленных сказанием о любви Бахрама Гура к прекрасной китаянке Диларам.

12 слайд

Описание слайда:

Поэма «Лейли и Меджнун» (1484) - книга об одержимости любовью, недаром героя произведения - арабского юношу Кайса называют «Меджнуном», т. е. «одержимым джинами». Над ним смеются, его сажают на цепь, посылают в Мекку, он вынужден бежать и скрываться, но ничто не может умерить его любви к Лейли. Чистота и сила чувства противостоят здесь не только злу племенных распрей и неравенства, но и извечному злу, царящему в мире. Побороть это зло Лейли и Меджнуну суждено лишь ценой смерти.

13 слайд

Описание слайда:

«Фархад и Ширин» (1484). Вторая поэма “Пятерицы” - “Фархад и Ширин” представляет собой вдохновенный гимн труду, чистой, самостоятельной любви, человеколюбию и верности. В процессе работы над поэмой Навои существенно изменяет традиционные сюжетные линии повествования. Главным героем поэмы является Фархад - человек, наделенный замечательным трудолюбием, мужеством и самоотверженностью. Сын китайского правителя Фархад становится впоследствии умелым строителем, замечательным мастером созидателем. Фархад воплощает в себе те прекрасные качества, о которых столь восторженно и убежденно писал поэт в “Смятение праведных”. Воодушевленный большим и светлым чувством к прекрасной Ширин, Фархад совершает героические подвиги во имя соединения со своей возлюбленной. На пути его силы зла воздвигают бесчисленные препятствия, но и они не могут сломить Фархада. Однако герой все же гибнет, обманутой ложным известием о браке Ширин. Узнав о гибели Фархада умирает и Ширин.

14 слайд

Описание слайда:

Рассказывают, что поэт, уже будучи визирем, однажды потерял сон и покой, увидев дочь простого ремесленника Абу Салиха. Имя девушки благоухало, подобно цветку розы, - Гули... И вот после долгих раздумий Алишер, наконец, решился посетить отца девушки и поговорить с ним. Абу Салих был вне себя от радости. Никогда не мог он и представить, чтобы к его дочери, какая бы она ни была красавица, мог свататься сам визирь Алишер Навои. -Но что скажет девушка? -Долг дочери - повиноваться отцу! - воскликнул Абу Салих. - Я знаю древние обычаи и законы шариата, но есть еще обычаи сердца и законы разума. Надо сказать, что Алишер Навои решил лично убедиться в чувствах девушки и стал каждый вечер приезжать в дом своего будущего тестя. Алишер и Гули прогуливались по цветнику и могли без помех говорить о своей нежной любви. Казалось, счастью молодых влюбленных не будет предела. День свадьбы близился. Но в один из дней второй визирь шаха прошептал ему, что его любимец Алишер занимается не сочинением новых стихов, а проводит время с девушкой несравненной красоты, которой «самое место в венце падишаха». И Хусейн задумал коварный план.

15 слайд

Описание слайда:

Когда Алишер Навои явился к нему, шах Хусейн воскликнул: - Мы решили жениться... На дочери ткача Абу Салиха... Вестником несчастья прискакал на взмыленном коне Алишер в дом возлюбленной и со слезами на глазах рассказал любимой о гибели их любви. - Пусть я умру, но никогда женой Хусейна не буду, - твердо сказала Гули. Она удалилась к себе и скоро вернулась с двумя пиалами вина. Вручив одну из них своему возлюбленному, Гули сказала: - В этой чаше вина я вижу избавление от злой участи стать игрушкой в руках падишаха. Не успел Алишер остановить Гули, как она выпила вино до дна. - Там был яд? – спросил Алишер. Девушка молча кивнула головой. Тогда Алишер тоже осушил свою чашу. А шах Хусейн приказал готовить пышную свадьбу. В час свадебного пира Алишер Навои проник в одежде странника в гарем, чтобы проститься со своей возлюбленной, и застал ее совсем больной. Но для Алишера она была по-прежнему прекрасна. - Я не буду женой падишаха,- сказала Гули, - яд действует, и я умираю. А в твоей чаше было чистое вино. В тот самый миг в комнату Гюли вбежал разъяренный шах Хусейн. - Тише, не тревожьте ее сон,- Алишер показал на Гули. Шах Хусейн взглянул на Гули и увидел, что она мертва. ...Рассказывают, что Хусейн раскаялся в своем поступке и поклялся Навои в вечной дружбе. Но также говорят, что Хусейн до скончания дней своих затаил в сердце злобу на Алишера, ибо люди становятся врагами именно тех, кому сами причиняли зло.

Фархад и Ширин Алишер Навои

(Пока оценок нет)

Название: Фархад и Ширин

О книге «Фархад и Ширин» Алишер Навои

«Фархад и Ширин» — средневековая романтическая поэма о любви, которой не страшны испытания. О бедном зодчем Фархаде и возлюбленной шаха красавице Ширин. Впрочем, Фархад и Ширин за всю поэму встречаются только однажды.

Автор поэмы Алишер Навои – тюркский поэт и философ XV века, который писал на чагатайском, староузбекском, языке. Алишер Навои писал и на фарси – под псевдонимом Фани (бренный). В то время как Навои означает «мелодичный». Эти два псевдонима отражают отношение поэта к творчеству на двух языках. Он призывал узбекских поэтов писать на чагатайском, а не на персидском языке, который считался более подходящим для литературы. И свои самые лучшие произведения написал именно на чагатайском.

Вершиной творчества Навои считается «Пятерица», в которую входит пять поэм, в том числе «Фархад и Ширин». По сути, «Пятерица» является своеобразным ответом персидскому поэту XII века Низами Гянджеви на его «Хамсу». Алишер Навои воспроизвел на чагатайском языке сюжеты пяти поэм «Хамсы», скопировал даже стилистические особенности. Однако «Пятикнижие» — не перевод и даже не пересказ «Хамсы». Поскольку в каждом сюжете Алишер Навои по-новому расставил акценты. Читать и сравнивать два «Пятикнижия» стоит хотя бы ради этой литературной игры.

Так, у Гянджеви поэма называется «Хосров и Ширин» и повествует о любви шаха Хосрова, который правил Ираном с 591 до 628 года, и армянской принцессы Ширин. Алишер Навои на первый план выводит простого парня Фархада – традиционного былинного богатыря. А Ширин у него – бедная, но очень красивая девушка, любви которой добивается шах. Поэма Гянджеви восхваляет султана Тогрула III, и поэт долго не мог закончить ее, поскольку заказчик-султан тянул с оплатой. У Навои таких проблем не было — он прославлял только силу любви.

В книге «Фархад и Ширин» влюбленный хан строит канал, чтобы потрясти воображение Ширин. Но когда они идут полюбоваться каналом, к ним подходит рабочий, пораженный красотой девушки, и тут же признается ей в любви. Ширин требует доказательств и поручает Фархаду пробить дорогу сквозь гору. Впрочем, ей это нужно только для того, чтобы отложить свадьбу с шахом. Но когда девушка узнает, что Фархад действительно в одиночку пробивает каменную гору, чтобы доказать ей свою любовь, то и она начинает думать о нем. Но сдержит ли шах свое слово, отпустит ли он любимую?

Тем, кто будет читать «Фархад и Ширин» сегодня, книга может показаться немного наивной. Но не забывайте, что эта история любви написана более пятисот лет назад по мотивам еще более древней книги, которая, в свою очередь, опиралась на сюжет легенды об аравийке Ширин.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Фархад и Ширин» Алишер Навои в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.


Алишер Навои (перс. علیشیر نوایی , узб. Alisher Navoiy)

(Низамаддин Мир Алишер) (9 февраля 1441, Герат - 3 января 1501, там же) - выдающийся поэт Востока, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана. Под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси, однако главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке, на развитие которого оказал заметное влияние. Его творчество дало мощный стимул эволюции литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции узбекской.






Как мыслитель Алишер Навои входил в дервишский суфийский орден Накшбанди. Следуя этике суфия, Навои соблюдал безбрачие и не имел гарема.

Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений - диванов (сборников стихов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создаёт вполне оригинальные произведения.


«Сокровищница мыслей» - страница поэтического свода Алишера Навои. Манускрипт из библиотеки Сулеймана Великолепного

Лирическое наследие поэта огромно. Известно 3150 его произведений в жанре газели, включенных в диваны на чагатайском языке и фарси.

«Сокровищница мыслей» - поэтический свод, составленный самим поэтом в 1498-1499 годах по хронологическому принципу и включающий четыре дивана, соответствующих четырём периодам жизни поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости». Стихи относятся к разным лирическим жанрам, среди которых особенно многочисленны газели (более 2600). В диванах присутствуют и стихотворения других жанров - мухаммасы, мусаддасы, местезады, кыты, рубаи и восходящие к тюркскому народному творчеству туюги.


Одной из гласных своих задач Навои считал развитие литературного чагатайского языка (тюрки). Именно в лирике поэта тюркский стих достиг вершин художественной выразительности: его газели поражают филигранной отделкой деталей, виртуозным соответствием формальным правилам, семантической игрой, свежестью образов, аллегорий и метафор. Благодаря лирике Навои фарси утрачивает статус единственного литературного языка. Некогда Бабур в книге «Бабур-наме» сказал о языке Навои: Бабур: «Алишербек был человек бесподобный, с тех пор, как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так хорошо»


Поэт составил также так называемый «Диван Фани» - сборник лирических стихов на фарси.

«Сорок хадисов» («Арбаин кирк хадис») - произведение другого типа. Это 40 четверостиший на тюркском языке, написанных на темы хадисов пророка Мухаммеда. Основой сочинения послужило одноимённое сочинение Джами на языке фарси (в сущности, произведение Навои представляет собой вольный перевод).

Свои касыды на персидском языке Навои собрал в два сборника - «Шесть необходимостей» («Ситтаи зарурия») и «Четыре сезона года» («Фусули арбаа »).








«Семь планет» - поэма, объединяющая общей рамкой семь сказочных новелл. В иносказательной форме поэма критикует окружение Алишера Навои, правителей (Тимуридов), Султан-Хусейна и его придворных.

«Стена Искандара» - последняя поэма цикла, написанная на распространённый полуфантастический сюжет о жизни идеального справедливого правителя-мудреца Искандара (под этим именем на Востоке известен Александр Македонский).




Алишер Навои - автор биографических и исторических книг: «Пятерица смятенных» (1492) посвящена Джами; антология «Собрание утончённых» (1491-1492) содержит краткие характеристики писателей - современников Навои; «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов», содержит сведения о легендарных и исторических деятелях Востока, о зороастрийской и коранической мифологии.

Поздние произведения о государстве.

На закате жизни Алишер Навои пишет аллегорическую поэму «Язык птиц» («Парламент птиц» или «Симург») (1499) и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец» (1500), посвящённый наилучшему устройству общества. В книге обнаруживается влияние сочинений Юсуфа Баласагуни и «Гулистана» Саади. В книге осуждаются жестокие, невежественные и аморальные правители и утверждается идея централизации власти в руках справедливого просвещённого правителя.








Афоризмы, цитаты, высказывания Алишера Навои

  • Милее книги в мире друга нет.
  • Нельзя хлопнуть в ладоши одной рукой.
  • Среди людей самый лучший тот, кто приносит народу больше пользы.
  • Чем жив кто дружбы не познал святой? Подобен он жемчужине пустой.
  • Словами можно смерть предотвратить, словами можно мертвых оживить.
  • За малый грех не попрекай жестоко и смертный суд не выноси до срока.

Афоризмы, цитаты, высказывания

  • Развязность языка сама себя корит, рождает сотни бед, Несчастий и обид.
  • Не могут люди вечно быть живыми, но счастлив тот, чье помнить будут имя.
  • Пройти мир и остаться несовершенным – это то же,что выйти из бани невымытым.
  • Когда корысть звучит в словах, не верь ни лести женщины, ни проискам мужчины.
  • Имеющие терпение способны создавать шелк из листьев и мед из розовых лепестков.
  • Кто настоящий человек, у того возлюбленным также должен быть настоящий человек.
  • Правдивость речи хороша и гладкость, но как прекрасна слов правдивых краткость.


  • Кто посвятит свою жизнь служению науке, того имя и после смерти будет бессмертным.
  • Если ты человек, то не называй человеком того, кто не заботится о судьбе своего народа.
  • Человек может допустить ошибку; признание ее облагораживает его. Но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку.
  • Алишер Навои

Алишер Навои - духовный выразитель независимости

В одном из крупнейших культурно-интеллектуальных и научно-исследовательских центров мира - библиотеке Конгресса Соединенных Штатов Америки состоялся международный симпозиум «Алишер Навои и его влияние на культурное развитие народов Центральной Азии».

Ведущие американские, европейские и узбекские ученые выступили с докладами, посвященными творчеству Алишера Навои, и общим вопросам исторического и культурно-цивилизационного наследия народов Центральной Азии


Алишер Навои Газели

Соловей, лишенный розы, умолкает, не поет;

Попугай, лишенный лакомств, красноречье где найдет?

Я твоей любви лишился. Словно пламя - каждый вздох.

Я вздыхаю, опасаясь, чтоб не вспыхнул небосвод.

И за то, что я не плачу, ты не упрекай меня -

Кто давно от скорби умер, разве может плакать тот?

День и ночь молю Аллаха - умертви, но не карай!

Лучше потерять мне душу, чем терпеть разлуки гнет.

Вкруг свечи твоей улыбка ночью вился мотылек,

Он свечи своей лишился в час, когда заря встает.

Не лишай раба отныне царственных своих щедрот!

Перевод Н. Ушакова



  • Гизатулина Ольга Ивановна-преподаватель русского языка и литературы Гулистанского колледжа компьютерных и информационных технологий, Узбекистан

Алишер Навои (1441-1501) — великий поэт и мыслитель, государственный деятель. Полное его имя Низамиддин Мир Алишер. Писал стихи под псевдонимами Навои (в произведениях на чагатайском языке (староузбекском языке) и Фарси (в персидских произведениях). Является самой крупной фигурой узбекской литературы, которая на Западе именуется как чагатайская литература. Да и во всех литературах тюркских народов нет крупнее него фигуры.

Дата рождения: 9 февраля 1441 г.
Дата смерти: 1501 год
Место рождения: Герат
Направления: Средневековые деятели

Биография

Сам Навои с детства дружил с будущим правителем Хорасана (Трансоксания) Хусайн Байкара (1469-1506). С 10-12 лет стал сочинять стихи. По сведениям современника Навои историка Хандамира (1473-76-1534), известный узбекский поэт Лутфи (1369-1465) в свои пожилые годы встречается с ребенком- Навои и высоко оценивает его поэтический талант.

В течение своей жизни Навои посещает различные страны мусульманского Востока, встречается с именитыми личностями своей эпохи. Развивает свое поэтическое мастерство. В 1464-65 гг. поклонники творчества Навои готовят первый его сборник стихов (диван). Данный факт показывает, что к этому времени Навои уже стал знаменитым как поэт. До 1469 г. – в годы внутренних междоусобиц тимуридов, Навои был вынужден житьдалеко от своего родного города – Хирата.

В 1469 темурид Хусайн Байкара захватывает г. Хират и становится правителем Хорасана. С этого времени начинается новый этап в жизни Навои. Он активно участвует в политической жизни страны. В этом же году правитель Хорасана назначает Навои на должность хранителя печати государства (мухрдар), в 1472 году — вазиром. Он в своей должности оказывает большую помощь культурной и научной интеллигенции страны. Становится хозяином большого имущества.

В 1480-годы за свой счет в Хирате и в других регионах страны строит несколько мадраса, 40 рабатов (остановка для путников) 17 масджидов, 10 суфийских приютов (ханаках), 9 бань, 9 мостов… Кроме того, он осуществляет много дел на пользу народу. Но положительная деятельность Навои во благо народа не нравится окружению правителя из дворца. Они добиваются испортить отношение Навои и Хусайна Байкара.

Последний освобождает Навои от занимаемой должности и отправляет в 1487 г. в г. Астрабад в качестве его главы. Здесь он остается в течение двух лет и только после окончания данного срока Х. Байкара разрешает ему вернуться в Хират. И предлагает ему занять должность в правительстве. Но Навои отказывается. Несмотря на это Х. Байкара дает ему должность приближенного султана-правителя («мукарраби хазрати султани»). По этой должности Навои имел право участвовать в решении всех государственных дел.

С этого времени начинается новая эпоха в жизни поэта, он больше занимается творчеством. Основная часть его произведений создана начиная с этого периода. Навои жил и творил в последние годы правления тимуридов (1370-1506). Поэтому в его произведениях силен общественный дух, насущные проблемы эпохи. В 1490-1501 годы Навои создал самые лирические, общественно-философские и научные произведения.

Творчество Алишера Навои и по объему огромен. Объем шести его поэм составляют около 60 000 строк (мисра). В 1483-85 годы Навои создал произведение «Хамса» («Пятерица»), состоящий из следующих поэм: «Хайрат ал-абрар»(«Смятение праведных»), «Фархад ва Ширин» («Фархад и Ширин»), «Лайли ва Мажнун», «Сабъаи сайяр»(«Семь планет»), «Садди Искандари» («Стена Искандара»). Они были созданы на основе традиции хамсаписания — создания пятерицы(пять поэм).

«Хамса» Навои является первым произведением в данном жанре, созданное на тюркском языке. Он доказывает, что и на тюркском языке можно создать такое объемное произведение. И в действительности, Навои стремится доказать, что и на чагатайском (староузбекском) языке можно создать произведение, которое может стоять на одном уровне с произведением из персидско-таджикской литературы. И он вполне доказывает это через свою пятерицу.

Навои пробует силы почти во всех распространенных жанрах литературы мусульманского Востока и показывает, что он имеет свой голос, стиль. В литературе Востока были созданы более 120 поэм на тему «Лайли и Мажнун».

Навои тоже создает поэму на эту тему со своим подходом. В поэме описывается любовь между Лайли и Мажнун. Навои через описания этого стремится выразить и интерпретировать человеческую и суфийскую любовь. Свои суфийские взгляды Навои выражает еще в поэмах «Фархад и Ширин», «Хайрат ал-абрар». Суфийская тематика в его поэмах поднимается на общефилософский уровень.

Одновременно, в данных поэмах в повестку дня ставятся злободневные мирские проблемы через гуманистические взгляды поэта. В двух других поэмах из «Хамса» Навои – «Сабъаи сайяр» и «Садди Искандари» на первое место выходит проблемы связанные с правителем (см.: Каюмов А. Садди Искуандарий. Ташкент, 1980 на узбекском языке).

Как известно, Навои был близок ко двору тимуридов и имел возможность как-то повлиять на правителя и друга Хусайн Байкару. И поэтому в упомянутых поэмах Навои выразил идеи, направленные к Х. Байкаре: непостоянность мира и царского трона; обязанности правителя в отношении к своему народу… В традиции хамсаписания «Хамса» Алишер Навои отличается своим общественным и политическим характером, оригинальностью. Абд ар-Рахман Джами (1414-1492) прочитав «Хамса» Навои оценил его очень высоко.

По своему общественному и художественному значению «Хамса» Навои имел большое место в Средней Азии. Её много переписывали. В настоящее время мы имеем много списков «Хамса» или отдельных поэм из неё. Только в фондах Института востоковедения академии наук Республики Узбекистан им. Абу Райхан Бируни хранятся 166 рукописей, переписанных в XV-XX вв., и имеющих все пять или некоторые поэмы из пятерицы. Из них 84 списков имеют все пять поэм.Распространение и количество списков «Хамса» Навои показывает, что она имела особое место в интеллектуальной жизни Средней Азии.

В течении всей жизни Навои создал огромное количество лирических произведений. Он в 1498 году окончил составление сборника всех его стихов, и создал четыре дивана-сборника под названием «Хазаин ал-маони» («Сокровищница мыслей»). Все стихи из данного сборника имеют объем более 50 000 строк. При этом Навои написал стихи в 16 жанрах из существующих 21 жанров литературы мусульманского Востока.

Навои собрал свои стихи, написанные на персидском языке, под названием «Дивани Фани». Он хотел соревноваться и с персидскими поэтами. Если посчитать только количество стихов, написанных в жанре газал из вышеупомянутых сборников, то их объем составляет 3150 единиц. Можно утверждать, что Навои имеет центральное место, хотя бы, количеством созданных им стихов. Кроме того, Навои собрал свои касиды на персидском языке и создал два сборника: «Ситтаи зарурия» («Шесть необходимостей») ва «Фусули арбаа» («Четыре сезона года»).

Алишер Навои через свою поэзию возвел узбекскую (чагатайскую) литературу на новый высокий ранг. Его лирика по обширности тематики и разнообразию жанров намного превосходит узбекскую литературу до него. Он и в лирике, как в поэмах, выразил актуальные мирские и духовные, суфийские вопросы. Впервые были опубликованы религиозные произведения Навои: «Арбаин» («Сорок четверостиший»), «Мунаджат» («Мольба к Богу»).

Был опубликован более полный текст суфийского прозаического произведения «Насаим ал-мухаббат» («Дуновения любви»), где даются сведения о 750 суфийских шейхах. Навои создал и научные произведения. К их числу можно отнести произведения о сопоставлении персидских и тюркских языков «Мухакамат ал-лугатайн» («Спор двух языков») (1499); по литературоведению — «Маджалис ал-нафаис» («Собрание утонченных»), по теории аруза — «Мезан ал-авзан» («Весы размеров»), по теории жанра муамма — (шарада) «Муфрадат».

Кроме этого, он создал трактаты на историческую тематику «Тарихи мулуки Аджам» («История иранских царей»), «Тарихи анбия ва хукама» («История пророков и мудрецов»). Собрал свои художественные письма в сборник «Муншаат». Его мемуаристика: жизнеописание Абд Ар-Рахмана Джами — «Хамсат ал-мутахаййирин» («Пятерица смятенных») (1494), «Халати Саййид Хасан Ардашер» («Жизнеописание Саййид Хасан Ардашера»), «Халати Пахлаван Мухаммад» («Жизнеописание Пахлаван Мухаммада»). Самым последним произведением Навои является «Махбуб ал-кулуб»(1500). В нем выражены его самые последние взгляды на общество и политику.

Как видно, наследие Навои по тематике и по жанру разнообразно. Его произведения с ХV и по сей день служат развитию узбекской литературы. Веками его произведения являлись объектом подражания и воодушевления.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram! — @сайт