Деловая игра образ выпускника современной школы. Задания для творческих групп

Требования, предъявляемые к современной системе образования, непосредственно влияют на тот образ выпускника, который формируется в сознании общества .

Какие люди необходимы современному обществу, чтобы оно развивалось?

Попробуем создать модель современного выпускника, воспользовавшись мнением ведущих педагогов мира.

Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, по мнению Ф.С. Шлехти, должен обладать определенными качествами личности, в частности:


  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место ;

  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);

  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;

  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня .
Обладая такими качествами, человек способен выполнять различные социальные роли. В таблице мы представим основные «жизненные роли», которым нужно учить школьника и которые ему предстоит выполнять, по мнению академика В.Я. Пилиповского .

Социальные роли современного человека .




Социальная роль

Реализация роли

Реализовавшаяся личность

Человек, отличающийся хорошо развитым сознанием своих способностей и потребностей, последовательно использующий это знание для выбора альтернатив, с наибольшей вероятностью дающих возможность вести здоровую, продуктивную и наполненную самоосуществлением жизнь. Данная роль охватывает физические, умственные и эмоциональные аспекты жизни, обеспечивающие основу для личной самореализации.

Личность со стремлением к поддержке других людей

Человек, умеющий ценить взаимоотношения с другими людьми и развивающего многообразие плодотворных связей с ними. Данная роль воплощает весь спектр семейных, личных, микросоциальных связей на уровне общины, деловых и международных точек соприкосновения, без чего трудно себе представить жизнь каждого человека.

Человек, имеющий кредо «Жизнь как постоянное учение»

Человек, постоянно приобретающий новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира. Данная роль учитывает тот факт, что новые модели, идеи, информация и возможности проявляются как внутри, так и вне самого учебного заведения, - порой много лет спустя после завершения формального образования.

Деятельный участник культурного развития

Человек умеет ценить культурную и творческую деятельность, участвует в ней и понимает наиболее важные стороны и аспекты культуры, формирующие личность и общество. Данная роль включает в себя ту или иную деятельность и собственное участие в процессе культурного обогащения личности и общества.

Высококвалифи-цированный работник

Человек, который берет на себя ответственность за последовательное производство высококачественной продукции и соответствующих сервисных услуг. Данная роль подразумевает диапазон умений, способностей и внутренних установок, необходимых для производства, сбыта и доставки качественной продукции и сервисных услуг.

Информированный гражданин

Личность, хорошо осведомленная в вопросах истории , политической ситуации и реальных нужд своей общины, с глубоким интересом реагирующая на локальные, национальные и международные проблемы. Данная роль включает в себя разнообразие политических, экономических и социальных видов деятельности наряду с гражданской ответственностью в рамках локальных, национальных и международных сообществ.

Защитник окружающей среды

Личность хорошо осознает взаимосвязь и существующие механизмы природы, ценит их важность, а также умеет эффективно и ответственно использовать природные богатства. Эта роль охватывает все аспекты понимания природы с целью защиты, регулирования и увеличения ее ресурсов.

Все больше количество выпускников начинает понимать, что знания, практические и интеллектуальные умения помогут им самоутвердиться и самореализоваться в этой жизни , по мнению Е.С. Полат .

Модель современного выпускника реализуется через развитие качеств личности школьника. В книге Г.К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» представлены три модели структуры качеств личности: по К.К. Платонову, И.П. Иванову и модель ключевых компетентностей личности.

Модель структуры качеств личности по К.К. Платонову .

Уровень темперамента включает те качества личности, которые обусловлены наследственностью и индивидуальными особенностями нервной системы человека. На уровне особенностей психических процессов человек получает первичный набор ощущений и восприятий и на основе этого совершает мыслительные логические операции, называемые способами умственных действий (СУД), что играет огромную роль в процессе обучения. Затем человек начинает обучение, происходит формирование ЗУНов в трудовой и практической деятельности – СПД (сфера действенно-практическая). На завершающей стадии – становление личности – наблюдается формирование ценностных жизненных ориентиров человека, которое ложится в основу самоуправляющего механизма личности (СУМ). Итоговым моментом является благодаря этим поступательным действиям формирование Я-концепции, целостной развитой личности, то есть модели современного выпускника, готового к самостоятельной жизни.

Модель структуры качеств личности по И.П. Иванову .

Шесть сфер психики : ЗУН – сфера знаний, умений и навыков;

СУМ – самоуправляющий механизм личности;

СЭН – сфера эстетических и нравственных качеств;

СДП – сфера действенно-практических качеств;

СТВ – сфера творческих качеств;

СФР – сфера физического развития.

Развитие личности по И.П. Иванову должно происходить, затрагивая все сферы психики. Следовательно, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, так как развитие этих сфер находится у учеников на разном уровне. Для каждого ученика нужно создать индивидуальную программу развития. При создании условий для развития личности ребенка можно сформировать у выпускника такие качества, которые будут способствовать его реализации в жизни.

Личность можно представить и как «совокупность компетентностей» .

Компетентности определяют меру возможности человека включаться в деятельность в реальных жизненных условиях.

Модель ключевых компетентностей личности .
Все перечисленные концепции направлены на всестороннее развитие личности ребенка, они являются прогнозируемым результатом деятельности педагогов, а ни в коем случае не целью . В первую очередь, необходимо видеть ученика и выбирать индивидуальную программу развития, таким образом формировать в человеке его уникальную личность. Каждый ученик в процессе обучения должен выстроить свою модель выпускника, будь то человек, обладающий «Я-концепцией», личность, у которой развиты все сферы психики или компетентностно развитый ученик. В этом ученику поможет учитель , учитывающий его индивидуальные особенности, а также требования времени, социума и государства.



  • С 01 сентября 2015 года осуществляется обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  • Ведущие принципы ФГОС общего образования - принципы преемственности и развития. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Они разделены на три блока: требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.
  • Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

Знания и умения

Познавательная деятельность

Здоровье

Достаточный уровень базовых знаний общеобразовательных программ по предметам учебного плана, необходимый для продолжения обучения на ступени основного общего образования. Овладение навыками учебной деятельности, навыками самоконтроля учебных действий. Умение решать проектные задачи. Овладение основами ИКТ с целью самостоятельного приобретения знаний. Умение работать со словарями, энциклопедиями, картами, атласами.

Ценностное отношение к сохранению здоровья. Знание основных факторов среды, негативно влияющих на здоровье человека, понимание механизма их влияния и последствий. Знание способов здоровьесбережения. Получение опыта здоровьесбережения.

Овладение основами личной гигиены и здорового образа жизни. Соблюдение режима дня. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Мотивация достижения успеха. Самостоятельно работающая личность.

Учебно-познавательные интересы.

Ответственность

за результат обучения.

Участие в конкурсах, олимпиадах.

Социальная мотивация.

Уверенность в себе.

Инициативность, самостоятельность.

Навыки сотрудничества

в разных видах деятельности.

Культура личности, жизненная и нравственная позиция

Творчески развитая личность, умеющая мыслить, организовать свою деятельность для решения поставленных задач.


  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.


  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества,

мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

  • готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно- исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества.

Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

  • метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • предметным , включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Современная школьная инфраструктура

Новые стандарты

Школа

здоровья

Современный учитель

Любознательные

В последнее десятилетие в отечественной системе образования произошли значительные изменения: введен единый государственный экзамен, разработан федеральный образовательный стандарт нового поколения, введено профильное обучение.

Какой он – современный выпускник? Обратимся к портрету выпускника школы, представленному в проекте стандарта среднего (полного) общего образования.

В соответствии с данным портретом выпускник современной школы должен быть:

    любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции;

    осознающим и принимающим традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающим свою сопричастность к судьбе Отечества;

    креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир, осознающим ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

    владеющим основами научных методов познания окружающего мира, мотивированным на творчество и современную инновационную деятельность;

    готовым к учебному сотрудничеству, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность; осознающим себя личностью, социально активным, уважающим закон и правопорядок, выполняющим свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством;

    уважающим мнение других людей, умеющим вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

    осознанно выполняющим и пропагандирующим правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;

    подготовленным к осознанному выбору профессии, понимающим значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

А как видят себя сами выпускники? И к какому идеалу они стремятся? С такими вопросами мы обратились к выпускнице гимназии, которая высказала собственное мнение и опиралась на высказывания своих сверстников по этой теме.

Какой он - современный выпускник? Какими качествами должен обладать?

Пожалуй, самый простой путь ответить на эти вопросы - спросить у самих старшеклассников. Мы провели небольшой опрос среди 11-ых классов нашей школы. Большинство ребят считает, что главная и ничем незаменимая черта выпускника - это ум. Разумеется, они правы. Ум – это возможность грамотно построить предложение, донести свою мысль до окружающих, поддержать беседу на любую тему. Ум – это знания, а точнее, умение их применять. Но, мало быть просто «умным». Необходимо иметь перед собой четко поставленную цель. Ты должен хорошо понимать – чего ты хочешь и как ты можешь этого добиться. Цель в жизни должна быть всегда: будь ты школьник, выпускник, студент, квалифицированный работник, начальник, родитель.… По мере достижения одной цели, ты должен ставить себе другую, добиваться, идти к ней. Ведь человеку необходимо постоянно развиваться, расти, идти дальше… Целеустремленный человек – успешный человек. Так считают и современные выпускники. Следующими, по мнению опрошенных, неотъемлемыми качествами являются трудолюбие, ответственность, самостоятельность и усидчивость. Всему этому учит нас школа. Каждый урок в школе – это не просто огромное количество новых, необходимых знаний, это уроки жизни. Школа учит нас быть взрослыми, самостоятельными. Учит не зависеть от других, но уважать мнение другого человека. Сосредоточенность, пунктуальность, прилежность, аккуратность, - все это то, без чего невозможно хорошо учиться в школе, а уж тем более шагать во взрослую жизнь. Современный выпускник должен быть харизматичным, иметь чувство юмора. Тут невозможно не согласиться. Умение разговаривать с людьми – одно из самых важных качеств в наши дни. Что-то рассказать, предложить, объяснить, посоветовать и посоветоваться, попросить, узнать, договориться, - в независимости от того, какой дальнейший путь ты выбрал, сталкиваться с этим будешь часто… Несомненно, важно быть уверенным в себе. В себе, в своих поступках, словах. Ты должен твердо идти вперед, не сомневаясь в своих действиях. Не будешь сомневаться ты – не будут сомневаться другие. Но, как бы то ни было, самыми главными чертами выпускника (и неважно современного или нет) всегда будут вежливость, доброта и открытость. Ведь выпускник – это будущее страны. Он должен быть способен изменить что-то в обществе, сделать его лучше. И какой бы ты ни был успешный, умный, целеустремленный, ты ничего не сможешь изменить, если в тебе нет этих качеств. Ни с одним человеком ты не сможешь договориться, не будь ты вежливым, добрым, отзывчивым, а, главное, честным. Люди просто не захотят идти тебе навстречу, не станут верить твоим словам. Увы, сейчас – это весьма серьезная проблема. Современная молодежь перестает ценить многие моральные качества, перестает понимать их важность. Ведь сейчас, в век компьютеров и телефонов, людям стало гораздо проще общаться друг с другом, не отрывая головы от клавиатуры, нежели слышать реальный голос реального человека. Сидя за компьютером, мы не видим ни эмоций человека, ни его реакций – ничего. Да и сами-то мы мало что можем испытать, стуча по кнопкам и смотря на голубой экран. Мы забываем, как это – быть добрым, открытым, отзывчивым. Забываем, потому что «не используем» эти качества. А жаль.

Такими качествами, по мнению современных подростков, должен обладать выпускник, чтобы быть подготовленным к взрослой жизни, правильно выбрать свой профессиональный путь, быть успешным, а главное – нужным обществу и своей стране.

Программы комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения образовательного процесса направлены на достижение личностных и метапредметных результатов, которые обозначены как важные составляющие Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Так, например, программа «Шаги к успеху» ориентирована на формирование навыков учебной деятельности, осознанного отношения к обучению, ответственного отношения к образованию и самообразованию. Программа «Я учусь выбирать – 9, 10-11» предполагает освоение основ самостоятельного осознанного выбора учащимися в области школьной карьеры, начиная с выбора профиля обучения и заканчивая профессиональным самоопределением. Основным инструментом данной программы является портфолио «От выбора профильного класса к профессиональному самоопределению» , которое состоит из 3 частей:

    для учащихся 9 классов - «Учимся выбирать профиль обучения на этапе предпрофильной подготовки» - знакомство с общими основами правильного выбора;

    для учащихся 10 класса - «Мои первые шаги к профессиональному самоопределению»;

    для учащихся 11 класса - «Портфолио выпускника» - позволяет структурировать и отследить процесс профессионального самоопределения, помогает обосновать профессиональный выбор при собеседовании в вузе, сформировать навыки самопрезентации, необходимые в дальнейшей профессиональной карьере.

Программа «Я выбираю здоровье» направлена на осознание ценности здоровья и здорового образа жизни, обучение старшеклассников алгоритму принятия правильного решения в отношении собственного здоровья, знакомство с основными компонентами образа жизни здорового и успешного человека.

Программа « Консультационный центр в рамках проекта «Абитур-класс», охватывающего завершающий этап обучения в школе (10-11 классы) и основной этап профессионального самоопределения. Для всех старшеклассников с целью оказания помощи в правильном планировании индивидуального маршрута подготовки к итоговой аттестации и поступлению в высшие учебные заведения проект «Абитур-класс» предоставляет следующие возможности:

    это участие в предметных вузовских олимпиадах;

    информационная поддержка при определении пакета выпускных экзаменов;

    организация подготовки к ЕГЭ по профильным предметам в рамках школы тестовой культуры.

Программа «Консультационный центр» направлена на формирование у старшеклассников мотивированного понимания «куда и зачем идти учиться?».

Программа включает в себя 3 модуля:

1. Информационная поддержка старшеклассников и их родителей по вопросам профориентации и подготовки к ЕГЭ, которая осуществляется через:

    школьный сайт – раздел «Информбюро»: информация о вузах, олимпиадах, целевых программах и т.д. см. сайт гимназии www . school 56. spb . ru , ссылка «Абитур-класс. Учащимся 11 классов»);

    встречи с представителями высших учебных заведений и совместные профориентационные мероприятия (круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы и др.);

    буклеты-памятки для учащихся, родителей и классных руководителей;

    использование материалов инфотеки ППМС-центра, специализированных образовательных порталов, ресурсов медиатеки, библиотеки и др.

    Индивидуальная работа по самоопределению с использованием «Абитур-листа» (см. сайт гимназии www . school 56. spb . ru , ссылка «Абитур-класс. Учащимся 11 классов»)

    Система индивидуальных профориентационных консультаций специалистов: психолога-профконсультанта и сотрудника центра довузовской подготовки, что помогает старшеклассникам:

    определить свои интересы, склонности и возможности;

    познать особенности своего интеллекта и темперамента;

    расширить представление о мире профессий и выбрать именно ту, которая больше всего подходит;

    получить подробную информацию о вузах;

    получить информацию о целевых программах;

    научиться эффективному поведению в трудных ситуациях (например, на экзамене) и поверить в свои силы;

    справиться с экзаменационным стрессом, используя релаксационные упражнения и техники;

    приобрести навыки самопрезентации, подготовиться к собеседованию в выбранном вузе;

    составить и оформить портфолио.

Вся система комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения, таким образом, обеспечивает условия, позволяющие выпускнику приобрести необходимые качества, компетенции и знания, которые позволят ему стать конкурентноспособной и успешной личностью в современном мире.

т5-37, Еmail: *****@***ru

https://pandia.ru/text/79/023/images/image002_13.gif" width="275" height="275">

Педагогический совет

«Современный выпускник

глазами учителей, родителей, учащихся.

Модель выпускника школы № 16»

Подготовил

заместитель директора по ВР

Январь 2013 г.

Современный выпускник! Какой он?!

Маленькие первоклашки приходят в школу и все мы умиляясь, наблюдаем за тем как неловко они держат шары и букеты, сгибаются под тяжестью больших портфелей. Они приходят на первый урок и учитель сразу видит в каждом из них есть маленькая личность, которая через десять лет трансформируется в зрелую личность - современного выпускника.

Что оказывает влияние на эту личность?

Ребенок растет в семье и традиции и взгляды семьи прежде всего оказывают влияние на формирование личности; дети смотрят телевизор, общаются со сверстниками и общая социально – экономическая обстановка серьезно влияют на будущего выпускника.

И только потом – школа, где ребенок проводит 1/3 своего времени в течение десяти лет! Именно в то время когда происходит становление личности!

Давайте попробуем назвать пять качеств личности, которые должны формироваться в результате процесса обучения и воспитания в школе:

- Самостоятельность

- Целеустремленность

- Образованность

- Объективность

- Конкурентоспособность

- Коммуникабельность

- Инициативность

- Ответственность

- Интеллигентность

- Порядочность

А теперь давайте попробуем назвать качества личности наших реальных выпускников

- Самоуверенность

- Честолюбие

- Напористость

- Наглость

- Карьеризм

И пока, не обсуждая результатов назовем качества личности, которые помогут выпускникам стать успешными в современном обществе:

- Карьеризм

- Самоуверенность

- Наглость

- Коммуникабельность

- Напористость

Результаты мониторинга уровня воспитанности учащихся 10 – 11 классов показали, что

Почему существуют различия между этими группами качеств и

как совместить эти качества?

Различия существуют, потому что:

· Идеальных людей не бывает, как и людей, которые должны воспитывать у учащихся эти качества;

· Школа не может воспитать всех одинаково, все люди разные сами по себе;

· Человек сам должен уметь воспитывать в себе нужные качества, а школа лишь помогает ему в этом;

· Некоторые учащиеся считают, что не могут проявить свои качества в школе;

· Честность и доброта, в наше время, никому не нужны;

« Что же необходимо сделать, чтобы улучшить процесс обучения

и воспитания в школе?»

· Необходимо больше внеклассных мероприятий совместно с родителями и учителями, чтобы лучше узнать друг друга;

· Ввести предмет «Экономика», который поможет выпускникам ориентироваться в современной жизни;

· В старших классах ученик сам должен выбирать наиболее интересные и нужные ему предметы,

· Давать на уроках больше жизненно-важных и практических навыков;

· Чаще проводить дни самоуправления,

Ученики хотят быть более самостоятельными, но при этом им необходимо сотрудничество учителей, им важнее получить практические навыки и самим выбирать предметы для изучения, и очень важно для них общение, ведь большинство из них именно за этим ходит в школу.

Родители считают что школа (использовать данные анкетирования)

Ответы родителей сложно назвать объективными, по их мнению, в школе все прекрасно, поэтому для выяснения мнения общественности посмотрим, как оценивают современных выпускников 140 респондентов в возрасте от 40 до 50 лет, которым предложили ответить на пять вопросов.

ДАВАЙТЕ СРАВНИМ СЕГОДНЯШНИХ ВЫПУСКНИКОВ И ВЫПУСКНИКОВ ТОГО ВРЕМЕНИ, КОГДА ВЫ ЗАКАНЧИВАЛИ ШКОЛУ (этот вопрос был задан 140 респондентам в возрасте от 40 до 50 лет).

УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ СЕГОДНЯШНИХ ВЫПУСКНИКОВ ВЫШЕ ИЛИ НИЖЕ, ЧЕМ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ ВАШЕГО ВРЕМЕНИ?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯШНИЕ ВЫПУСКНИКИ ПОДГОТОВЛЕНЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЛУЧШЕ ИЛИ ХУЖЕ, ЧЕМ ВЫПУСКНИКИ ШКОЛЫ ВАШЕГО ВРЕМЕНИ?

А ПО НРАВСТВЕННЫМ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАЧЕСТВАМ СЕГОДНЯШНИЕ ВЫПУСКНИКИ ЛУЧШЕ ИЛИ ХУЖЕ, ЧЕМ БЫЛИ ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ ВАШЕГО ВРЕМЕНИ?

СЕГОДНЯШНЯЯ МОЛОДЕЖЬ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТРЕМИТСЯ ПОЛУЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ИЛИ СТРЕМИТСЯ КАК МОЖНО РАНЬШЕ НАЧАТЬ РАБОТАТЬ, ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ?

СЕГОДНЯШНЯЯ МОЛОДЕЖЬ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СТРЕМИТСЯ УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ ИЛИ БОЛЬШЕ СТРЕМИТСЯ РАЗВЛЕКАТЬСЯ, ПОЛУЧАТЬ ОТ ЖИЗНИ УДОВОЛЬСТВИЕ?

Как видно, мнение большинства склоняется к тому, что современный выпускник по нравственным качествам и степени подготовленности к жизни уступает выпускнику того времени.

Если с «выпускником» все более – менее понятно, то

Какой должна быть современная школа, чтобы воспитать современного выпускника? Это вопрос более сложный.

Этот вопрос был задан слушателям

Московского института повышения квалификации работников образования.

Что есть?

Что должно быть?

Современный учитель в основном дает учащимся хорошие знания, но при этом не развивается личность ученика, последний не умеет самостоятельно добывать знания, не умеет пользоваться справочной и дополнительной литературой

Развитое мышление и интеллект, (а не память). Ученик должен уметь добывать знания. В современном обществе, в век информационных технологий и возрастающих потоков информации, это очень важное умение.

Большой объем не усваиваемой информации, обучение множеству различных дисциплин, которые пригодятся в будущем только на 50%. Учитель учит тому, что знает сам, независимо от того, является ли это актуальным. Знания оторваны от деятельности. Оценки – главнее всего.

Обучение не собственно предмету, а основным умениям, которые помогут ученику получить нужные знания в будущем. Нужно учить находить нужную информацию и умело ее использовать, а не давать готовый материал. Развитие самостоятельности. Сохранение здоровья.

Крайняя недостаточность аудио и, особенно, визуальной информации гуманитарного плана. Имеющиеся фильмы безнадежно устарели, а на новое, как правило, нет денег.

Человек должен свободно или, как минимум, уверенно ориентироваться в процессах, происходящих в обществе. Для этого ему нужна альтернативная информация из разных источников. Это даст ему возможность осознанно принимать ответственные решения.

Выпускник, владеющий суммой знаний.

Творчески развитая личность, способная адаптироваться в условиях рынка. Современный выпускник должен быть активным, самостоятельным, умеющим выходить из трудных жизненных ситуаций.

Перегрузка учащихся: ученику не хватает времени для работы с дополнительными источниками информации, включая компьютер.

Физически здоровая личность, обладающая прочными знаниями.

Ответы учителей из разных регионов, позволяют сделать вывод о том, что в современной школе общие проблемы. Как найти решение этих проблем?

Концепция развития образования до 2015г ставит перед обществом задачу обновления содержания образования, основой которой должен стать деятельностный подход – набор ключевых компетентностей, которыми должен владеть выпускник.

Компетенции учащихся:

личностные,

коммуникативные,

интеллектуальные,

социальные,

общекультурные.

Для нас это формирование набора ключевых компетентностей, которыми должен обладать современный выпускник:

    Формирование знаниевой базы для дальнейшего профессионального образования Формирование способов организации индивидуальной и коллективной деятельности (планирование, проектирование, исследование, творчество и др.), Формирование способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов Формирование способов социализации (включения в разные образовательные, профессиональные и др. сообщества).

Важнейшей характеристикой современного образования и условием реализации поставленных целей является образовательная среда .

Выделяют следующие типы образовательной среды (Л. Корчак), исходя из приоритета личности ребенка и недопустимости авторитарного руководства:

1. Догматическая образовательная среда – личность пассивная и зависимая;

2. Карьерная – личность относительно свободная, но в главном всегда зависимая от людей и обстоятельств, при этом активная;

3. Безмятежная образовательная среда – личность, хоть и относительно свободная, но всегда пассивная;

4. Творческая образовательная среда – личность свободная и активная .

Последняя, как вы понимаете является идеалом к которому необходимо стремиться.

Цели и задачи, стоящие перед современной школой, требуют создания научно-обоснованной модели выпускника. Необходимость создания модели выпускника современной школы вытекает из следующих условий:

1. Уровень образования в мире непрерывно растет. Чтобы соответствовать международным стандартам, выпускник современной школы должен быть интеллектуально и духовно развит, готов к продолжению образования, способен к самореализации, самоопределению, самосовершенствованию.

2. Важнейшей задачей современной школы является воспитание национального самосознания.

3. Модель служит ориентиром как для учителя-предметника, так и для классного руководителя при выборе форм и методов обучения и воспитания, промежуточной, итоговой аттестации, диагностики развития личности учащихся.

4. Без модели трудно оказывать помощь семье в воспитании детей, без нее неопределенными становятся ориентиры самообразования и самовоспитания старшеклассников.

5. Модель обеспечивает защиту учащихся от некачественного обучения, а педагогических работников – от необъективной оценки их труда.

Модель (от латинского modulus – некоторая мера, образец) в широком смысле слова – мысленный или условный образ какого-либо объекта, процесса или явления.

Модель личности выпускника представляет собой систему основных ценностных параметров, характеризующих качество образования и применяемых в качестве школьных норм образованности и воспитанности.

Модель выпускника школы:

§ Личность способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, владеющая средствами и способами исследовательского труда; (Вика)

§ Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей; (Рома)

§ Личность, способная к саморазвитию и самоизменению; Галкина Аня

§ Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры; (Даша)

§ Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения. (Храмов)

Но до сих пор нерешенным остается вопрос: «Как воспитать такого выпускника?». Очевидно, что в условиях быстрых перемен в программу школы должен быть встроен механизм ее постоянного обновления. Подобным механизмом может бать научно-исследовательская и творческая деятельность , осуществляемая в виде проектов, профильное обучение, элективные курсы, социальные практики и т. п. Поэтому традиционные рамки учебного плана раздвигаются за счет разнообразной деятельности учащихся и педагогов.

Основная проблема нынешней разобщенности – в отсутствии единой сплачивающей идеологии, у школы нет ясной перспективы: для жизни в каком обществе, для каких социальных ролей мы должны растить наших учеников? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться с пониманием места России в современном мире. Кого школа выпустит завтра и послезавтра – граждан великой державы, специалистов-«ботаников» или рабочих, обслуживающих добычу и транспортировку сырья?..

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

«Современный выпускник глазами учителей, родителей, учащихся.

Модель выпускника школы».

С целью внедрения «Образовательной Программы школы » и формирования модели выпускника школы:

1. Создать условия для проявления индивидуальных особенностей каждого ученика в школе с учетом социального заказа через внеурочную деятельность , элективные курсы, предпрофильную подготовку и профильное обучение.

2. В рамках имеющихся программ сделать акцент на практическую направленность обучения для проявления поисковой деятельности и творческой активности учащихся через внедрение новых педагогических технологий, использование ролевых игр, экскурсий, семинаров, проектной деятельности .

3. Поставить на внутришкольный контроль учащихся неуспевающих во второй четверти.

4. Учителям-предметникам провести индивидуальную работу с учащимися, имеющими по их предметам одну тройку

Так КАК?

Задания для творческих групп.

1. Какие положения необходимо добавить для того, чтобы предложенная модель выпускника была более полной?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какой, по вашему мнению, должна быть цель современной школы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие условия необходимы для реализации этой цели?

4. Какие традиции нашей школы вы считаете наиболее целесообразным сохранить?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие меры необходимо предпринять, ввести новые правила, провести следующие мероприятия…)

Компетентное управление – компетентный выпускник

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Самсонова Татьяна Дмитриевна,

заместитель директора по УВР Новоазовской ОШ І-ІІІ ст.№1

Аннотация

В статье представлена модель формирования конкурентноспособных качеств выпускника современной образовательной организации. Особенности формирования компетентного выпускника.

Ключевые слова: компетентность, модель выпускника, запросы времени

Мировая практика связывает сегодня образовательные результаты с компетентностью выпускника. Модель выпускника – это образ желаемого результата образования. Кроме того, компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения ученик в должном объеме приобрести не может.

Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:

    научиться познавать;

    научиться делать;

    научиться жить вместе;

    научиться жить
    определили по сути основные глобальные компетентности.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным. Сегодня социуму нужны не всезнайки, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Важны в учебно-воспитательном процессе:

    познавательная компетентность (учебные достижения, интеллектуальные знания, умения учиться и оперировать знаниями).

    личностная компетентность (развитие индивидуальных способностей, талантов, знание своих сильных и слабых сторон; способность к рефлексии; динамичность знаний).

    самообразовательная компетентность (способность к самообразованию, ответственность за уровень личностной самообразовательной деятельности; гибкости применения знаний;

    социальная компетентность (сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки, способность принимать собственные решения), развитие личных качеств, саморегулирование).

    компетентное отношение к собственному здоровью.

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:

    Технологий;

    Содержания образования;

    Стиля жизни ОУ;

    Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие?

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления

Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

    Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

    На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

    Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .

    Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

    Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

    Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

    Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

    Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.

    Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

    В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

    Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

    Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.

    Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

    Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

15.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

Ученые отмечают, чтобы достичь конечного результата учебно-воспитательного процесса, необходимо уже в его начале, то есть четко представлять, какими компетенциями будет обладать будущий выпускник школы. Поэтому, уместно моделирование образа выпускника не только на последнем этапе обучения и развития, а в каждом звене, на каждом отдельном этапе школьной жизни.

Мы делаем попытку сконструировать модель выпускника, основываясь на компетентностном подходе.

Модель выпускника начальной школы (4-й класс)

Выпускник начальной школы должен:

1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).

2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.

3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).

4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.

5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться.

6. Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Модель выпускника основной школы (9-й класс)

Выпускник основной школы должен:

1. Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана.

2. Овладеть необходимыми знаниями и навыками социальных и культурных норм жизни в обществе.

3. Овладеть простейшими знаниями о профессиях.

4. Проявлять первоначальное владение ключевыми компетентностями:

· овладение культурой учебного труда;

· овладение информационно-коммуникативной деятельностью;

· овладение рефлексивной деятельностью;

· умение вести диалог и взаимодействовать с социумом (коллективом, семьей, друзьями);

· способность вести здоровый образ жизни;

· умение решать проблемные ситуации и брать на себя ответственность;

· проявлять активную жизненную позицию.

Модель выпускника средней школы (11-й класс)

Выпускник средней школы должен:

1. Успешно освоить все программы по предметам школьного учебного плана.

2. Овладеть видами деятельности в различных жизненных ситуациях: трудовыми, учебными, игровыми, познавательным, а также средствами и способами деятельности: планированием, проектированием, моделированием, прогнозированием, исследованием.

3. Овладеть ключевыми компетентностями:

· компетентностью в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

· компетентностью в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

· компетентностью в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации, использование социального опыта);

· компетентностью в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия, отношения к старшим и др.);

· компетентностью в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Таким образом, создание модели компетентного ученика и обеспечение надлежащих условий для достижения результатов – это конкретные задачи, выполнение которых позволит обеспечить новый результат образования, адекватный сегодняшнему состоянию общества и культуры – формирование компетентной личности.

Литература:

    Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013

    Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции М.: Логос, 2009.

    Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

    Шрубковский С.В. Мецдерецкий В.В. Компетентностный подход к обучению, как стратегический ориентир в управлении процессом экспериментальной подготовки школьников // Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенко. Физико-математические науки. – Выпуск 10. – Каменец-Подольский. 2013. – 265с.