Достоевский мальчик у христа на елке проблематика. Исследовательская работа "Мальчик у Христа на елке" как святочный рассказ в творчестве Ф.М

  • Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; формировать умение анализировать прозаическое произведение, умение использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей учащихся.
  • Нравственное и эстетическое воспитание учащихся через приобщение к классической литературе, слову, цвету и т.д.
  • Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. (Ф.М.Достоевский)

    1. Введение в проблему.

    • Перед вами на столе свечи. Что вам хочется сделать с этими предметами?
    • Какие у вас ассоциации возникают с этой свечкой, со светом?
    • Когда мы чаще всего зажигаем свечи?

    (На Рождество, когда погас свет, в память) Почему мы можем долго с удовольствием смотреть на горящую свечу, а на лампочку нам смотреть неинтересно?

    (Живое пламя и искусственный свет )

    2. Синквейн.

    Из перечисленных слов ключевым является слово “свет”

    Перед вами пустой лист. Ваши ассоциации для меня ценны. Давайте заполним лист вашими ассоциациями, связанными со словом СВЕТ. Этот прием называется СИНКВЕЙН.

    2 прилагательных,

    3 глагола,

    Предложение. (смысл понятия),

    Синоним (смысл понятия).

    Светлый, яркий, манящий.

    Светить, озарять, помогать

    Всегда гореть.

    Жизнь, доброта, милосердие

    3. Праздник РОЖДЕСТВО.

    Свет - это тепло, добро, счастье. Такие чувства мы испытываем, когда в нашей жизни происходят какие-то радостные события. Когда наступает праздник?

    • Какие праздники вы любите? (Новый год, Рождество.)
    • Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество? (Рождение человека – Бога, который был послан человечеству, чтобы помочь ему избавиться от грехов, помочь сделать жизнь человека лучше, чище, добрее)

    С людьми вся природа тогда ликовала:
    Шумя на деревьях, листы
    Таинственным шепотом славили Бога,
    И пахли сильнее цветы.

    Три дерева – пальма, маслина и елка,
    У входа в пещеру росли
    И первые дни в горделивом восторге
    Младенцу поклон принесли.

    Увидел то ангел Господень
    И елке с любовью сказал:
    “Скромна ты в печали, не ропщешь,
    За это от Бога награда тебе суждена”.

    Сказал он – и звездочки с неба
    Скатились на елку одна за другой
    И вся засияла, и пальму с маслиной
    Затмила своей красотой.

    А мы с той поры каждый год вспоминаем
    И набожно чтим Рождество!
    Ребенок ли, взрослый – все празднику рады,
    И в каждой семье – торжество!

    (Достать елку с игрушками.)

    • Когда отмечают Рождество? Что вы знаете об этом празднике?
    • Как называются дни с 7 января (Рождество) до 19 января (Крещение) – СВЯТКИ.
    • Почему именно святки?
    • Какими должны быть люди в эти дни?
    • В России в Святки принято было творить добрые дела. Какие?

    (Помогать больным и обездоленным; Раздавать милостыню и др.)

    Следовали этой традиции все от государя до простых смертных. Рождество – это время соблюдения добрых дел.

    По словам Ч. Диккенса, рождественские праздники – это “дни милосердия, доброты, всепрощения. Это единственные дни во всем календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца”

    4. Формулировка темы урока.

    Давайте же вместе сформулируем тему урока, учитывая все, о чем мы уже сказали. Вам помогут ключевые слова Чарльза Диккенса.

    • Над какими проблемами мы будем сегодня размышлять?

    Тема: проблема доброты и милосердия

    • На уроке уже несколько раз звучало слово милосердие. Произнесите это слово вполголоса. Что вы в нем слышите?

    (Правильно, в нем слышится слово сердце.)

    • Почему именно Сердце?

    (Ведь именно в сердце рождаются такие чувства, как доброта, участие, понимание. Именно своим сердцем мы можем отогреть и поддержать другого человека.)

    В нашей русской литературе многие писатели говорили о добре, взаимопомощи, милосердии. Одним из таких писателей является Федор Михайлович Достоевский, который все свое творчество посвятил этой теме: теме милосердного, гуманного отношения человека к человеку.

    По законам рождественского времени строятся и рассказы, которые называются святочными.

    • Какими признаками должен обладать такой рассказ?

    Признаки святочных рассказов:

    • приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещенья,
    • присутствие чуда, волшебства, фантастики,
    • имеет какую-нибудь мораль, поучение,
    • оканчивался непременно весело, счастливо.

    В конце декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил елку и детский бал в Петербургском клубе художников. Об этой елке одна из газет сообщила: “В собрании художников назначен большой детский праздник “елка” с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, горками, электрическим освещением. Елки петербургского собрания художников много лет славятся своим прекрасным устройством. По всей вероятности, и нынешняя елка не будет хуже прежних и доставит своим маленьким посетителям немало удовольствий”.

    Посещение писателем этого праздника нашло отражение в рассказе “Мальчик у Христа на елке”.

    5. Работа по тем е урока.

    Сейчас мы прочитаем этот рассказ, но у каждой парты будет свое задание. Во время прочтения рассказа попробуйте найти ответ на свой вопрос.

    Прием 6 шляп

    Цвет Шляпа (шар)
    белый Нейтральный и объективный. Изложение фактов, информации.
    черный Критический, негативный. Обращает внимание на то, что плохо. Обосновывает негативные объекты.
    желтый Солнечный, положительный. Подразумевает оптимизм. Обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего.
    синий Аналитический, поисковый. Предполагает сделать размышления, прогноз.
    зеленый Изобретательский, новые идеи. Ориентирует на творческое мышление, поиск изобретательских возможностей.
    красный Эмоциональный. Читательская реакция. Эмоциональное восприятие текста.

    Задания для групп (на шляпах).

    Белый цвет.

    Какие события описаны в рассказе? Кратко перескажите.

    Красный цвет.

    Какие чувства и эмоции вызвал у вас рассказ Достоевского? Что вам понравилось или не понравилось в этом рассказе?

    Черный цвет.

    Найти в тексте негативное?

    (Показать в тексте искусственный мир и бездушие людей)

    Желтый цвет.

    Найдите светлые места в тексте? С чем они связаны?

    (Празднуют Рождество, нарядные улицы, освещение с помощью ламп, искусственные лампочки)

    Возьмите краски и кисточки и выразите в цвете ваши чувства и эмоции после прочтения рассказа.

    Зеленый цвет.

    Домыслите финал.

    Я вам прочитала не весь рассказ. Давайте познакомимся с финалом рассказа.

    • А теперь на второй половине листа через цвет передайте новые ощущения от финала рассказа.
    • Каким вы представляете себе мальчика? Опишите его.
    • Маленький мальчик совершенно один оказался в огромном холодном городе Петербурге.

    Охарактеризуйте мир, в котором живет мальчик. Обратимся к тексту.

    Подвал

    Холодный

    Жутко в темноте

    Решается выйти из подвала и попадает куда?

    В ГОРОД (работа с текстом)

    Хочется кушать.

    Не всегда здесь жил, приехал с мамой.

    Обстановка в родном городе:

    Черный мрак,

    Один фонарь,

    Все запираются ставнями,

    Тысячи воющих собак.

    Как Достоевский рисует улицы города?

    Какие слова, образы, характеризующие мир можно выделить?

    Свет, бегут, елка в огнях, золотые бумажки, яблоки, дети нарядные, чистенькие, смеются, играют

    • Что можно сказать о людях, которые живут в городе, какое настроение царит в Петербурге Достоевского? (Взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, разъединение людей.)
    • Какими чувствами переполнена душа мальчика? О чем он вспоминает и почему? (Ощущает суету города и толпы, чувство одиночества, страха, голода и холода; вспоминает деревню.)
    • Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир?

    Полицмейстер отвернулись (безразличие);

    Закричали, замахали, выгнали (равнодушие);

    Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть).

    • Что можно сказать о душах этих людей? Почему они не замечают, отталкивают, пугают этого маленького человечка?

    Обобщение: Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают – и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение неизбежным и вполне разумным.

    Получается вся красота – это лишь мишура!

    • Как чувствует себя мальчик в этом мире, он может согреться? (Холодно)
    • Какое значение имеет слово ХОЛОД в произведении?

    (Слово “холод” имеет два значения: первое – прямое, второе – переносное. “Холод” - это не только рождественский мороз. Это холод людских сердец, их равнодушие. Образ “загнанных лошадей” обозначает бесчеловечность, жестокость, равнодушие людей, воплощение крайнего страдания беззащитных существ в этом мире.)

    Холод в природе – норма, холод среди людей, в отношениях – это одиноко, страшно, жутко.

    И вот мальчик в окно видит….

    Что разделяет одинокого ребенка и веселящихся детей и их родителей?

    “Окно” в сознании людей – это связь мира внутреннего, закрытого и внешнего, открытого.

    А “стекло” - непреодолимая преграда. Оно недоступно для мальчика.

    “Ёлка у Христа” - это то окно, через которое может пройти мальчик.

    • Зачем после описания детского праздника автор изображает кукол? (Они противопоставлены мертвым душой людям.)
    • Мальчик остался в этом мире? (Нет, убегает. Маленький ребенок уже не в силах бороться.)
    • Что происходит потом? (Засыпает на улице.)
    • Что он видит? Сон это или явь?
    • Какова атмосфера того праздника?
    • Автор описывает сказочную елку у Христа. Найдите ключевые слова, характеризующие настроение, атмосферу праздника.
    • Закройте глаза и представьте себе эту елку. Какие бы цвета вы использовали при ее изображении? Почему?
    • Давайте обратимся к описанию первой елки. Чем отличаются эти два рождественских праздника друг от друга? (На елке у Христа мальчик попадает в атмосферу любви, участия, он обретает то, чего у него не было на земле – семью, дом, где его любят.)
    • Удивил ли вас финал? Почему? Что нового вы узнали о свете у Достоевского? Сравните его в городе и у Христа? (Искусственный - в окнах его мало - светит, но не греет. И настоящий – его много у Христа - согрел мальчика)
    • Почему дети согреваются на елке? (Благодаря свету в душе, от заботы, внимания, любви Христа к ним)
    • Происходит ли чудо в рассказе? (Светлое загробное будущее ребенка.)
    • Что могло стать с мальчиком, если бы он остался жив? (Фрагмент “Мальчик с ручкой”.)
    • Зачем писатель создает этот рассказ? Чему он нас учит? (Достоевский ощущал душевную боль за судьбы детей и ненависть к равнодушным взрослым. Этот рассказ – упрек им. Если в мире нет сострадания и любви, мучаются и плачут дети. Это признак неблагополучия в мире.

    Наверное, тому, что обидеть обиженного судьбой очень легко. Очень просто “не заметить чужого горя”, оттолкнуть протянутую за помощью руку. Но как потом жить? Только душевная глухота позволяет людям не думать о том, чем может обернуться для других их жестокость, а то и просто равнодушие.)

    • Давайте обратимся к эпиграфу урока.
    • Каким даром обладал автор, создатель рассказа? (Дар сочувствовать, сострадать, умение любить людей.)

    6. Подведение итогов урока.

    Перед каждым из вас лежат листы с изображением сердца. Напишите, пожалуйста, в них те слова, дела и поступки, которые можно было бы сказать и сделать, чтобы отогреть мальчика, спасти его. (Дети самостоятельно работают на своих листах. Затем листы с записями крепятся на доску рядом с изображением мальчика.)

    Думаю, мы своими добрыми и горячими сердцами могли бы спасти мальчика.

    Ни одно Рождество не обходится без подарков. Я хочу подарить вам елочные игрушки. На них вы найдете мои пожелания вам.

    Маленький рождественский рассказ «Мальчик у Христа на елке» написал Ф. И. Достоевский. Он очень сильно перекликается с рассказом великого датского сказочника Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками». Если в них вдумываешься, то сразу вспоминаются страшные судьбы детей, повинных только в том, что они нищие, а потому лишены всех радостей, которое им положены. Их удел - несбывшиеся мечты и страдания. Ниже будет изложено краткое содержание «Мальчика у Христа на елке» - шедевра русского гения.

    История создания

    После того как Федор Михайлович свозил свою шестилетнюю дочку Любочку в 1876 году на веселый детский бал и красивую рождественскую елку 26 декабря, на следующий день он несколько раз встретил на улицах Петербурга мальчика лет семи, просящего милостыню. Такие дети обыкновенно посылаются в любой мороз на улицу за деньгами, и когда возвращаются, то у них все до копейки отбирают взрослые и напиваются до беспамятства. Эти контрастные впечатления легли в основу произведения «Мальчик у Христа на елке», которое было напечатано в конце января 1877 года.

    Вступление

    Рассказ состоит из двух частей. В первой автор описывает детей фабричных рабочих. Эти бедолаги живут совершенно в нечеловеческих условиях, снимая не комнату, а только угол. Они перестают быть людьми, прогоняя своих малолетних детей в любую погоду собирать милостыню.

    Ребенок, просящий милостыню, сам себя называл «мальчик с ручкой». Принесенные деньги родители тут же пропивают. Иногда, чтобы посмеяться над ребенком, ему насильно вливают в рот водку, и он от этой отравы, задыхаясь, бессильно падает на пол. Когда мальчики подрастают, их отправляют работать на фабрику, деньги у них отбирают и снова пропивают. Чтобы выжить, дети пускаются воровать и быстро привыкают к жульничеству, даже не понимая, что совершают преступление.

    Завязка сюжета

    Романисту «кажется», что он сочинил рассказ о реально происходящих где-то событиях. По его мнению, все события происходят во время сильных морозов в громадном городе. Его герой, мальчуган лет пяти-шести, проснулся в гадком холодном вонючем подвале. Мы начинаем пересказывать краткое содержание «Мальчика у Христа на елке».

    Ребенку было очень холодно и хотелось есть, но никто, даже мать, лежавшая тяжело больная в забытьи, не обращала на него внимания. Он развлекал себя тем, что выдыхал воздух изо рта, а тот превращался в маленькое белое облачко. Так прошел весь день, за который он не нашел ни одной корочки хлеба. День закончился, но никто не зажег огня. Мальчуган с недоумением пытался разбудить свою матушку, но она почему-то не просыпалась и стала холодная, как стены.

    Продолжение рассказа

    Тогда он нашел свой картузик и на ощупь вышел из подвала. Мальчуган приехал из маленького городка, где по вечерам всегда запирались ставни, но ему всегда давали покушать. Ах, как ему сейчас хотелось есть! А здесь, на широких светлых улицах, кипит жизнь.

    За окнами он видит большое дерево, игрушечную лошадку, веселых детишек, которые бегают и играют. Этот богатый и красивый мир, которого он никогда прежде не видел, вызывает у мальчика восхищение. Тем временем он совсем замерз: у него покраснели и престали сгибаться пальчики на ручках и на ножках. Он заплакал и побежал дальше. Вдруг через стекло он увидел стол, уставленный пирогами, за которым сидели барыни и угощали всех, кто к ним заходил. Дальше краткое содержание «Мальчика у Христа на елке» становится еще печальнее. Мальчуган пробрался в дом, но его быстро выпроводили, сунув в окоченевшие пальчики копеечку, которую он не смог удержать ими, и она укатилась. Побежал мальчуган неизвестно куда. Ему и страшно, и тоскливо. Но вдруг он увидел в витрине куколок, разодетых в красивые разноцветные платьица, и рядом с ними - скрипача-старичка. Вдруг весело стало нашему малышу. Только недолгой была его радость. Об этом сообщает краткое содержание «Мальчика у Христа на елке». На него налетел злобный большой мальчик и сорвал с головы картузик, пнул ногой. Упал и покатился малыш. Он ужасно испугался и забежал в какой-то двор и спрятался за дровами. Вдруг ему стало тепло-тепло и захотелось заснуть.

    Окончание

    Тут он услышал (так продолжает свое повествование Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке») ласковый голос мамы. Но другой тихий голос позвал его на ёлку.

    Кто-то над ним нагнулся, поднял его, и тут произошло чудо: все засияло, появилась нарядная елка, и вокруг забегали девочки и мальчики, стали его целовать и летать вместе с ним. А мама-то стоит в сторонке и улыбается. Мальчишечке хочется всем рассказать про увиденных куколок и узнать, где он сейчас. «Девочки и мальчики, вы кто?» - спрашивает он своих новых друзей и узнает от них, что они все умерли и стали ангелами, и для них Христос всегда устраивает в этот день елку. Они здесь все счастливы, как и счастливы их матери.

    Финал

    Утром дворники за поленницей нашли замерзший трупик маленького мальчика. Они также нашли его мертвую мать. Автору все кажется, что это все могло произойти в действительности, а о событиях на небесах он и не знает, что сказать. Ведь не случайно он писатель, мог все и придумать - такая профессия.

    Персонажи рассказа

    Главным действующим лицом рассказа является безымянный мальчик, которому автор намеренно не дал имя, ибо имя ему - легион. Такая ужасная история может произойти с любым. Этот добрый и беззащитный малыш впоследствии может подрасти и стать «мальчиком с ручкой» из первой части рассказа. Но пока это несчастное голодное и замерзшее дитя, которое никому не нужно. Перед нами пройдут все основные герои «Мальчика у Христа на ёлке».

    К нему с плохо скрытой злобой или совершенным безразличием относятся жильцы подвала, снимающие углы: совершенно бесчувственный пьяный фабричный работник, который крепко спит, и озлобленная от ревматических болей старушка.

    Его старается не заметить на праздничной улице полицейский, намеренно отворачиваясь.

    Малыша выгоняют перед самым Рождеством, вместо того чтобы накормить и обогреть, богатые барыни. Они нарушают тем самым российские рождественские и святочные традиции.

    «Мальчик у Христа на елке»: анализ

    Если в первой части рассказа нам представлен реальный грубый и жестокий мир, то во второй происходит смешение действительности и фантастической, иллюзорной истории, которые противопоставлены в двух ипостасях. Что говорит анализ? Мальчик у Христа на ёлке, только умерев и попав на небеса, познал счастье, доброту и милосердие. В жизни он видел только мир за стеклом сияющих окон, где все радуются и веселятся, вкусно и сытно едят и получают подарки.

    Кроме того, он видел, что есть кукольный красивый мирок, в котором куколки противопоставлены живым черствым бездушным людям. Малыш, который замерзает на улицах большого города, ни единому человеку не интересен и не нужен. Это полная горькая правда, которую раскрывает Ф. М. Достоевский. Он подчеркивает в конце рассказа, что на елке у Христа очень много детей, которые погибли, не познав доброты и милосердия.

    Писатель хочет достучаться до сердец людей, написав рассказ «Мальчик у Христа на елке». Достоевский своей сказкой взывает о помощи всем обездоленным детям. Несчастные и брошенные, а потому погибшие дети у него обретают мир и покой только на небе.

    «Мальчик у Христа на елке»: отзывы

    Все до единого современные читали очень рекомендуют ознакомиться с этим произведением. Оно несет огромную смысловую нагрузку, имеет большое нравственное и моральное значение. Этот трогательный и печальный рассказ предлагает всем, у кого сложилась хорошо жизнь, оглянуться, чтобы чужие несчастья болью отозвались в сердце. Читатели считают, что произведение полезно обсуждать вместе с детьми, которые растут, не испытывая горя, желания которых часто исполняются. Они должны знать, что и в наше время есть детские дома, где ребятишки живут не слишком плохо, но им не хватает любви и ласки, настоящей семейной жизни, своего родного уголка. Надо научить себя и своих детей ценить то, чем все обладают, не жаловаться на жизнь. Отдельные читатели жалеют, что это произведение не проходят в школе.

    Сам Ф. М. Достоевский не раз читал это произведение на публике и всегда вызывал эмоциональный отклик у слушателей.

    Эмоциональным срезом всего январского номера "Дневника писателя 1876" следует считать святочный рассказ "Мальчик у Христа на елке". Литературоведом Фридлендером установлен поэтический источник, который лег в основу фантастического рассказа Достоевского, - это стихотворение немецкого поэта Фридриха Рюккерта "Елка сироты". Конечно, по содержанию и по своей форме "Мальчик у Христа на елке" восходит также и к другим образцам святочных литературных произведений. Так, Достоевский в своем маленьком рассказе развил намеченную Диккенсом в "Рождественской песни в прозе" тему "душевного холода", "каменного сердца", из которого "еще никому ни разу не удавалось высечь…хоть искру сострадания". Вместе с тем Струдж из "Рождественской песте в прозе", всюду вносивший "леденящую атмосферу", каким-то чудодейственным образом перерождается доброго рождественского дядюшку. Диккенс Ч. Собр. соч. в 10-и томах. Т. 8. М., 1986, С. 8.

    У Достоевского в "Мальчике у Христа на елке" перед Рождеством преобразился лишь Петербург. Он описан глазами шестилетнего мальчика, заброшенного из провинции в столицу: "Господи, какой город!" "Вот и опять улица, - ох, какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!" "И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз!". Холодный свет бездушного праздничного Петербурга противопоставлен черному мраку захолустного городишка, "откудова" приехал мальчик: "Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь - господи, кабы покушать!".

    Счастье и радость совсем рядом, но вопреки канонам святочного рассказа, они не для сироты. Мальчик будто оказался в ирреальном мире. Он бежит по улицам огромного таинственного города и не ведает, что ждет его впереди. Ребенок не знает и о том, как он с матерью оказался в этом городе, по какому случаю зажжено столько огней, он не ведает даже о смерти матери. Время от времени его привлекают праздничные витрины, свет в окнах домов, но это лишь на минуту. Ничего в рассказе сверхъестественного не происходит, более того, в рождественскую ночь голодный ребенок замерзает на чужом дворе, в подворотне, за дровами. Чудо не происходит даже на бытовом уровне. Писатель неоднократно напоминает, что мальчику хотелось есть, однако никто его так и не накормил.

    И случилось то, что и могло случиться с сиротой в чужом городе среди людей с "каменным сердцем". Концовка рассказа воистину трагична: ни умиления, ни раскаяния в ней. Никто так и не пожалел его, и когда другой мальчик, постарше и, видимо, такой же бездомный, сорвал с него картуз и опрокинул ребенка оземъ, то стоящие у праздничной витрины люди закричали (кто смел нарушить их покой!), мальчик "обомлел", "вскочил и бежать - бежать".

    Ребенок, умирая в рождественскую ночь, слышит во сне пение матери, видит прекрасную елку, "Христову елку", вокруг летают мальчики и девочки, у которых никогда не было елки. Одних бросили матери сразу после рождения - и замерзли они в своих корзинах у чужих дверей; "Мальчик у Христа на елке" - самый не святочный рассказ наряду рождественских произведений. Ребенку "одиноко и жутко", оборваны не только социальные связи, но и родственные; в памяти остался лишь городишко, где "по ночам такой черный мрак", но там было тепло и "ему давали кушать". Его одиночество не согрето даже воспоминаниями о матери. Р.Г. Айрапетян "Как и чем и кто виноват?", Научные сообщения, 2007 год., М.

    Январский выпуск "Дневника писателя" за 1876 год является своеобразной увертюрой ко всему произведению. В нем мы впервые встречаемся со всеми главными темами книги. Здесь определяются их тональность и строй. Не исключение и женская тема. Пять небольших эпизодов, вкрапленных в разные статьи первого номера, воспроизводят как бы пять вариантов судьбы современной "Дневнику" женщины. Наиболее полно рассказано "об убийстве мещанки Перовой и об самоубийстве ее убийцы". Пунктиром дана жизнь девочки - "вуйки", о которой писатель говорит в связи с рассказом о рождественских праздниках в доме художников: она "ни за что не сумеет выйти замуж, несмотря на всё желание". Несколько строк посвящено умирающей матери мальчика, попавшего на Христову ёлку. Лаконично и ярко пишет Достоевский о женщине, ударившей ножом своего мужа-алкоголика. Наконец, говоря о возрастающей силе власти, писатель вспоминает об одной даме, которую "один начальник станции вытащил собственной властью и рукой, чтобы отдать её какому-то господину, который пожаловался этому начальнику, что это жена его и находится от него в бегах". Если присмотреться ко всем этим историям внимательнее, то, конечно же, это никаких не пять вариантов судьбы, а всего-навсего единственный, исполненный горечи и драматизма.

    Первое, что обращает на себя внимание, это то, что русская женщина находится в конфликтных отношениях с мужчиной. Она лишена любви и семьи, и эта противоестественная ситуация толкает ее к противоестественным поступкам. Традиционно долг женщины состоит в том, чтобы беречь семейный очаг, рожать и воспитывать детей. А современница "Дневника"? Она либо, как Перова, ведёт беспутный образ жизни, либо, как мать мальчика или дама на станции, покидает свой дом, либо, что противоестественнее всего, становится убийцей - вместо жизни несёт смерть. И толкает её к этому современный русский мужчина. Сожитель Перовой "был из новейших: "Не мне, так никому". Он дал ей слово, что "оставит её", и варварски зарезал её ночью, обдуманно и преднамеренно, а затем зарезался сам". На рождественской ёлке "подростки (не дети, а подростки, будущие молодые люди, в разных мундирчиках, и которых была тьма) - толкаются нестерпимо, не извиняясь и проходя мимо с полным правом". В случае с ножом "пьяный муж пришёл к жене, которую бросил и не кормил с детьми много месяцев, и стал бить её, чтобы вымучить еще водки". Начальник станции высадил даму из вагона "без суда, без всякого подозрения, что он сделать это не вправе". Современный "Дневнику" русский мужчина, волею исторических обстоятельств, оказавшийся хозяином современной русской действительности, настолько самонадеян и эгоистичен, что оказывается неспособным жить по совести - честно и справедливо. Он разрушается сам, разрушает семью, подталкивает женщину к преступлению.

    И, тем не менее, не всё потеряно, и надежда есть, потому что, несмотря на все тяготы судьбы современной русской женщины, она остаётся-таки женщиной: она остаётся матерью. Этот факт Достоевский подчёркивает во всех случаях, когда он имеет место (а в январском выпуске детей нет только у девочки - "вуйки", что вполне естественно, да у дамы в вагоне, про которую вообще ничего не известно). Надежды, которые возлагает в связи с этим обстоятельством на русскую женщину автор, получают поддержку в картине Христовой Ёлки, куда кроме невинных детей допущены их матери. И хотя стоят эти матери в сторонке, Христос с ними: "все у Христа, и Он Сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей". Почему "грешных"? Вопрос риторический в контексте январского выпуска "Дневника писателя". Впрочем, как уже говорилось, январский выпуск - это своеобразная увертюра ко всей книге, в которой многие принципиальные моменты уточняются и разъясняются. Намеченная здесь системой женских образов концепция обретает в дальнейшем плоть и кровь, намёки разворачиваются в пространные рассуждения, характеры получают художественную завершённость и полноту. П. Фокин "Женский вопрос" в "Дневнике писателя" 1876-77 гг. Ф.М. Достоевского

    Иногда не хватает времени, чтобы прочитать полностью произведение одного из великих классиков литературы. Быстро ознакомиться с ним, главными героями поможет краткое содержание. «Мальчик у Христа на елке» - рассказ, написанный Федором Михайловичем Достоевским. В нем делится с читателями своими мыслями, дает возможность увидеть со стороны, к чему приводит людское равнодушие, придумывает очень добрую и позитивную концовку, которая может быть не только плодом фантазии, но и явью.

    Структура произведения

    Итак, начинает нас знакомить с рассказом краткое содержание. «Мальчик у Христа на елке» состоит из двух частей, вторая называется именно так, а первую писатель озаглавил «Мальчик с ручкой».

    В первой и второй главе рассказывается о разных ребятах. Одинаковый у них только лишь возраст и низкое Несмотря на то что оба ребенка очень бедны, второй вызывает больше симпатии, чем первый. За свою неиспорченную душу, за то, что никому не делал ничего дурного, за несправедливые обиды, которым он подвергался, Христос наградит второго ребенка по заслугам.

    Часть первая - «Мальчик с ручкой»

    Именно ею начинается само произведение и его краткое содержание. «Мальчик у Христа на елке» сначала знакомит нас с одним ребенком. Писатель рассказывает, что перед Рождеством встречался ему мальчик, которому было не более семи лет. В сильный мороз он одет был почти по-летнему. Ребенок побирался, таких детей, как он, называли «с ручкой» за то, что они ходили с протянутой ладошкой и просили милостыню.

    На вопросы писателя ребенок ответил, что у него болеет сестра, поэтому он ходит просить. Дальше Достоевский рассказывает, что таких детей было в то время много, он приоткрывает читателю судьбу, которая ожидает этих малышей. Очень многие из них становятся ворами. В неблагополучных семьях - выпивающие родители, они посылают за водкой своих детей. Отцы, дядьки, которые бьют своих жён, «ради смеха» могут влить в рот этой огненной воды даже своему сыну, племяннику. Потом эти нелюди еще и смеются, когда дети падают на пол в беспамятстве…

    Естественно, в такой семье ребенку очень трудно стать поэтому, уже повзрослев, и даже пойдя работать на завод, подростки становятся настоящими преступниками, и сами, как их родители, начинают выпивать. Вот такую безрадостную картину описал Фёдор Михайлович Достоевский.

    «Мальчик у Христа на елке»

    Главные герои этого рассказа - мальчики, которые не были знакомы друг с другом. Один из них хоть как-то был приспособлен к нищенскому существованию, другой попал в тот мир, полный лишений, неподготовленным и оказался там совсем один - без защиты, без опеки взрослых.

    Вторую главу рассказа Достоевский начинает словами о том, что он всё-таки романист. Автор говорит, что ему кажется, нечто подобное он уже когда-то слышал, а быть может, это просто пригрезилось.

    Вторая история тоже случилась накануне Рождества. Начинается она в подвале. Здесь, положив под голову тюк, лежит тяжелобольная женщина. Около нее сидит мальчик шести или менее лет. В другом углу лежит чужая старуха, которая часто ворчит на ребенка. Он с мамой приехал в этот город откуда-то издалека. Видимо, голод согнал семью с насиженного места. Мама и мальчик, чтобы прокормиться, приехали сюда. Быть может, женщина хотела устроиться здесь работать, но заболела или совсем ослабла от голода. Этим начинается вторая глава, которую назвал Достоевский «Мальчик у Христа на елке». Краткое содержание рассказа продолжается.

    Совсем один

    Ребенок хотел есть. Напиться он смог, а еды не было. Он уже много раз пытался разбудить маму, но она не открывала глаза. Мальчик дотронулся до женщины, та была холодной. Ребенку стало жутко, он точно не понимал, что произошло, но чувствовал - ему холодно и страшно в этом темном подвале, где не зажигают света.

    Малыш накинул свою легкую верхнюю одежду, которую автор называет халатиком, и вышел на улицу, она поразила его. Кругом было много огней, такого ребенок еще не видел. Там, откуда он прибыл, по вечерам на улице горел один тусклый фонарь, и все сидели после заката солнца в своих домах.

    Здесь же было оживленное движение, ярким светом горели окна домов. В одном большом окне ребенок разглядел огромную рождественскую елку, на которой висели игрушки, яблоки. Гонимый чувством сильного голода, малыш открыл дверь в этот волшебный мир. Ведь через нее входило множество богатых гостей, приглашенных хозяевами большой елки на праздник. Но барыня замахала на него руками, сунула ребенку копеечку и прогнала. Малыш испугался, побежал и выронил мелочь.

    Плохие люди

    Вот о таких жестокосердных людях рассказывается в этом поучительном произведении, которое назвал Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке». Краткое содержание рассказа повествует об этих моментах чуть подробнее. Ведь к тому времени ребенок уже замерзал. Стоял жуткий холод, а одет он был довольно легко. У ребенка очень болели пальчики рук и ног - они покраснели, было налицо обморожение.

    Если бы та барыня позволила ребенку погреться в тепле, накормила его, он мог бы остаться в живых. Но виновата не только эта женщина. Ведь когда мальчик шел по улице, мимо проходил блюститель порядка и нарочно отвернулся, чтобы не видеть малыша. Хотя он был обязан исполнить свой долг, отвести ребенка в участок, в больницу или в приют. Вот из-за подобных людей и не стало этого милого ангелочка. Достоевский придумал очень добрый финал истории, очень скоро мы подойдем к нему.

    На небесах

    Продолжается краткое содержание. Мальчик у Христа на елке окажется совсем скоро. Выбежав из богатого дома, он остановился около витрины и засмотрелся на забавные механические куклы. В это время кто-то злой стащил с него халатик. Ребенок опять испугался, побежал и спрятался во дворе за поленницей дров. Он задремал, ему стало тепло и хорошо. Мальчик почувствовал, что парит около необыкновенно красивой елки. Вокруг него летают такие же ангелы - мальчики и девочки. Они обнимают, целуют его, своих матерей, которые стоят немного в стороне и со слезами на глазах смотрят на своих детей.

    Была там и мама мальчика, а елку устраивает Христос для тех детей, у которых ее не было в земной жизни, как и у нашего героя произведения, которое назвал Достоевский «Мальчик у Христа на елке». Краткий пересказ, как и сама история, на этом заканчивается. Осталось поведать лишь о том, что дворник наутро нашел трупик мальчика, а мама его умерла еще раньше.

    Вот такой печальный и одновременно светлый рассказ написал и назвал его Достоевский «Мальчик у Христа на елке». Критика того времени и современная по достоинству оценила произведение. Читатели XXI века говорят, что им очень понравился рассказ, который пробуждает чувство сострадания и трогает лучшие струны людской души.

    Проблематика рассказов Ф. М. Достоевского. В художественном мире Федора Достоевского ре­бенок наделен исключительными полномочиями: он словно выступает в роли универсального и неподкуп­ного судьи, беззащитной и потому легко ранимой со­вести человечества, служит для безошибочной про­верки, что есть добро и что есть зло, где живет правда и где таится ложь, для надежного определения состо­яния здоровья общества, для установления правиль­ного диагноза, если общество больно или если в нем что-то не совсем ладно. Достоевский убежден, что по тому, как чувствуют себя дети - завтрашний день человечества, можно с полным правом судить о сте­пени справедливости существующего миропорядка.

    И надо сказать, картина существующего мироустройства Достоевского не слишком светла. В произведе­нии Достоевского нот счастливых детей - таких, которые бы жили и нормальной семье, с добрыми родителями. н прекрасных условиях и не сталкивались бы с пошлостью окружающего мира.

    В «Моточке Незвановой» рассказывается история детских лет Неточки Незвановой, девочки «из ни­зов». Неточка жила в каморке с матерью и отчимом. Мать Неточки, долгое время болевшая, умерла, от­чим сошел с ума и сбежал от нее.

    И девочку взял к себе в большой и красивый дом князь Х-м. Дочь князя поражали невесть откуда взяв­шееся достоинство Неточки и ее рвение, способность к учению.

    Семья князя уезжает, и Неточна поселяется у их родственницы. Здесь девочка сталкивается с неспра­ведливостью жизни. Женщина очень добра и забот­лива, она нравится ребенку. Но ее муж не внушает приязни. И девочка, случайно наткнувшись на ста­рые письма, понимает, что в этой семье есть своя тай­на. Уже будучи замужем, Александра Михайловна полюбила «неровню», мелкого чиновника.

    Общество от преступницы отвернулось, муж защи­тил ее, но теперь старательно портит ей жизнь, изде­вается. Девочка поражена сложностью этой жизни, безжалостностью мужа несчастной женщины.

    Другой рассказ Достоевского - «Мальчик у Хри­ста на елке» - повествует о несчастной судьбе ребен­ка. Маленький мальчик, живший с матерью в холод­ном подвале, пошел по городу в канун Рождества.

    Он любовался красочными витринами, удивлялся и восхищался нарядными детьми. Никто не обращал внимания на ребенка, лишь мальчик постарше напу­гал беднягу, бросившись за ним вдогонку. От страха мальчик забился в подворотню, где уснул, замерзая на морозе. И приснился ему рождественский праздник у Христа: «У Христа всегда в этот день елка для ма­леньких деточек, у которых там нет своей елки…».

    Мальчик узнал, что все эти дети - такие же, как и он сам, только кто-то умер в младенчестве, кого-то подкинули в корзине. Сам Христос находится среди детей.

    Наутро дворники нашли за дровами замерзшего, умершего мальчика. Разыскали и его маму, умер­шую раньше. «Оба свиделись у Господа Бога на Не­бе».

    На страницах рассказов Достоевского много ще­мящей тоски и грусти, много пронзительного света, прорывающегося сквозь плотину резких конфлик­тов, страданий и страстей людских, много обнадежи­вающего тепла и нежности, много веры в лучшее бу­дущее.

    Решение проблемы гуманизма, всякий раз остро встающей на стыке эпох, испытание всего и вся на человечность для Достоевского неразрывно связаны с изображением детей.

    Крайность и уязвимость гуманистической идеи До­стоевского заключается в том, что он, постоянно кон­статируя наличие зла в современном ему обществе и справедливо утверждая, что маленькие существа не должны плакать и нести ответственность за грехи взрослых, не давал ясного ответа, как же быть тогда, когда страдание уже разлилось по земле, когда дети уже погибают, есть ли какой-либо выход из создав­шегося положения, возникшего по вине равнодушного человечества.

    Нужно заметить, что детская тема, присутствую­щая во всем творчестве Достоевского, решается им преимущественно в символическом, предельно обоб­щенном плане, определяемом как спецификой фило­софской прозы, так и тем, что идеал, пестуемый До­стоевским, слишком далеко отстоял от российской действительности той поры.

    У писателя «дитя» - всеобщий символ; для него важно только то, что это сыновья униженных и ос­корбленных, обиженных и обделенных.

    По убеждению Достоевского, «небарский ребенок» должен быть мерилом окружающей жизни, своеоб­разной шкалой отсчета при оценке исторического прогресса.

    Несмотря на известную отвлеченность своего сим­вола, продиктованного самыми высокими гуманис­тическими соображениями, романист постоянно его обновляет путем внесения каких-либо отличитель­ных примет, броских деталей.

    Но символ остается символом, к тому же в нем на­лицо религиозный оттенок.

    Характерна и та интонация, с которой выдержа­ны почти все сюжеты о плачущем ребенке, выбран­ная для того, чтобы вызвать у читателя прилив сос­традания и сочувствия, чтобы привести в волнение его черствеющее сердце.