Форма немецких солдат во вторую мировую войну. Форма Ваффен СС: история создания и знаки различия военной формы Вермахта


Культура никогда не существует самостоятельно, она не отделена, не отрезана. Культура всегда вписана в само общество. Есть политика, есть экономика, есть культура. Разные сферы жизни общества, но они всегда вместе и рядом, тесно связаны и порой запутаны. Если в обществе есть какая-то политическая система, в которой присутствуют свои цели и задачи, а главное идеи, то она обязательно породит и свою культуру. Это и литература, и искусство. Везде будет отпечаток тех идей, которые господствуют в обществе. Будь то строительство зданий, картины художников или мода. Моду тоже можно связать с политикой, сплести с идеей, привязать к пропаганде.



Военная мода. А почему бы и нет? Ведь самой красивой формой до сих пор считается именно форма Третьего Рейха. Форма от Hugo Boss . Сегодня Hugo Boss приносит извинения. Впрочем, у них неплохая компания: Volkswagen, Siemens, BMW. Они сотрудничали с фашистами, на их предприятиях в ужасных условиях работали пленные поляки и французы. Они форму. Форму для военных Третьего Рейха. Впрочем, тогда Hugo Boss ещё не были крупной компанией и известным брендом. Хьюго Фердинанд Боссович Блазе открыл свою мастерскую по пошиву одежды в 1923 году. Шил спецовки, ветровки, плащи преимущественно для рабочих. Доходы были не велики и портной Хьюго Босс понимает, что спасти его дело может только военный заказ. Впрочем, Хьюго Босс был лишь одним из 75 000 немецких частных портных обшивающих армию. Шил он и форму СС.



Автором чёрной униформы СС, а также множества регалий Третьего Рейха стал Карл Дибич. Родился он в 1899 году. Умрёт спустя многие годы после окончания Второй мировой войны в 1985 году. Его предки родом из Силезии, возможно, из польской. По образованию . Также служил и в СС, оберфюрером. Униформу для СС он проектировал вместе с графическим дизайнером Вальтером Хеком. Дибичем также был разработан логотип Аненербе и кресты для офицеров СС. Этакий гений, талант, на службе у сил тьмы. Кстати, Дибич также был и директором фарфорового завода Porzellan Manufaktur Allach в 1936 году до передачи фабрики в ведомство СС и переезда её в Дахау.


Вальтер Хек, художник-график, также был гауптштурмфюрером СС. Именно он в 1933 году и разработал эмблему СС, объединив две руны «Зиг»(руна «зиг» - молния в древнегерманской мифологии считалась символом бога войны Тора). Также он разработал и эмблему СА. А вместе с Карлом Дибичем создал униформу СС.


Вот такая история. История военной формы, которая имела своих дизайнеров.


, отличалась простотой и функциональностью. В начале войны использовалась качественная довоенная экипировка.
Позднее конструкция экипировки упростилась, а ее качество снизилось. То же произошло и с военной формой вермахта. Упрощение шитья, замена натуральных материалов на искусственные, переход на более дешевое сырье характерно для обеих армии, как нашей советской, так и немецкой.
Экипировка советского солдата образца 1936 г. была современной и продуманной. Вещевой мешок имел два небольших боковых кармана. Клапан основного отделения и клапаны боковых карманов застегивались на кожаный ремешок с металлической пряжкой. Снизу на вещевом мешке имелись крепления для переноски колышков для палатки. Плечевые ремни имели стеганые накладки. Внутри главного отделения красноармеец хранил смену белья, портянки, паек, небольшой котелок и кружку. Туалетные принадлежности и чистящие приспособления для винтовки переносились в наружных карманах. Шинель и плащ- палатку носили в свернутом виде, надетыми через плечо. Внутри скатки можно было хранить разные мелочи.

Экипировка советского солдата образца 1941 года

Поясной ремень шириной 4 см из темно-коричневой кожи. С обеих сторон от пряжки к поясному ремню крепились патронные подсумки на два отделения, каждое отделение вмещало две стандартные 5-зарядные обоймы. Таким образом, носимый боекомплект составлял 40 патронов. Сзади к ремню подвешивался холщовый мешок для дополнительного боекомплекта, состоявшего из шести пятизарядных обойм. Кроме того, предусматривалась возможность ношения холщового патронташа, вмещавшего еще 14 обойм. Часто вместо дополнительного подсумка носили холщовый продуктовый мешок. Саперная лопатка и фляжка также подвешивались к поясному ремню, на правом бедре. Противогазную маску носили в сумке через правое плечо. К 1942 г. от ношения противогазов почти повсеместно отказались, но продолжали держать их на складах.

Предметы экипировки русского солдата второй мировой войны

Большая часть довоенной экипировки была потеряна при отступлении лета- осени 1941 г. Для восполнения потерь был налажен выпуск упрощенной экипировки. Вместо качественной выделанной кожи применялся брезент и дерматин. Цвет экипировки также колебался в широких пределах от коричнево- желтого до темно-оливкового. Брезентовый ремень шириной 4 см усиливали кожаной накладкой шириной 1 см. Кожаные патронные подсумки продолжали выпускаться, но их все чаще заменяли подсумки из брезента и дерматина. Начался выпуск подсумков для гранат на две или три гранаты. Эти подсумки также носили на поясном ремне, рядом с патронными подсумками. Часто красноармейцы не имели полного комплекта экипировки, нося то, что удалось получить.
Вещевой мешок образца 1941 г. представлял собой простой брезентовый мешок, завязываемый на шнурок. К днищу вещмешка крепился U-образный ремень, который посередине узлом завязывался на горловине, формируя плечевые ремни. Плащ-палатка, продовольственный мешок, подсумок длядополнительного боекомплекта после начала войны стали встречаться гораздо реже. Вместо металлической фляжки встречались стеклянные с пробковой пробкой.
В крайних случаях отсутствовал и вещмешок, а все личное имущество красноармеец переносил внутри скатанной шинели. Иногда у красноармейцев отсутствовали даже патронные подсумки, а боекомплект приходилось носить в карманах.

Снаряжение солдат и офицеров в великую отечественную

В кармане гимнастерки боец носил перевязочный пакет из светло-серой ткани с красным крестом. В комплект личных вещей могли входить небольшое полотенце и зубная щетка. Для чистки зубов использовался зубной порошок. Солдат также мог иметь расческу, зеркальце и опасную бритву. Для хранения швейных принадлежностей использовалась небольшая матерчатая сумочка с пятью отделениями. Зажигалки делались из гильз 12,7-мм патронов. Зажигалки промышленного производства встречались редко, зато широко использовались обычные спички. Для чистки оружия использовался специальный комплект принадлежностей. В жестяной коробке на два отделения хранились масло и растворитель

Элементы экипировки и снаряжения русских солдат

Экипировка советского солдата второй мировой , довоенный котелок по конструкции напоминал германский, но в годы войны чаще встречался обычный открытый котелок с проволочной ручкой. Большинство солдат имели металлические эмалированные миски и кружки, а также ложки. Ложку обычно хранили, засунув за голенище сапога. Многие солдаты имели ножики, которые использовались как инструмент или столовый прибор, а не как оружие. Популярностью пользовались финские ножи (пуукко) с коротким широким клинком и глубокими кожаными ножнами, вмещающими нож целиком, вместе с рукояткой.
Офицеры носили качественные кожаные поясные ремни с латунной пряжкой и портупеей, мешок, планшет, бинокль Б-1 (6x30), наручный компас, наручные часы и коричневую кожаную пистолетную кобуру.

Весь камуфляж Третьего рейха можно было разделить на две группы: камуфляж, используемый в вермахте, и в войсках СС. При этом различить его было очень просто, рисунок камуфляжа вермахта включал в себя параллельные линии - так называемый эффект дождя, а на камуфляже войск СС «эффект дождя» просто отсутствовал. При этом все рисунки камуфляжа обладали «растительно-древесными» названиями по типу рисунка: Eichenlaub (дубовые листья), Platanen (листья платана) и тому подобные.

В настоящее время достаточно широко распространено заблуждение относительно того, что первенство в использовании камуфлированной униформы принадлежит войскам СС. Пожалуй, в отношении специализированной униформы - приоритет этих войск нацистской Германии действительно существует, однако первые камуфлированные плащ-накидки появились еще в итальянской армии в 1929 году, а знаменитая камуфлированная накидка «Zeltbahn» стала общепринятой в немецкой армии еще с 1931 года, то есть еще до создания войск ваффен-СС.


Самым ранним видом камуфляжа, который немцы использовали в годы Второй мировой войны, стал Нeerres-Splittermuster-31. Его появление датируется еще июнем 1930 года, когда появилась треугольная накидка Dreieckszeltbahn, замененная с 1931 года в войсках на серую накидку Viereckige Zeltbahn, обладавшую прямоугольной формой. Тогда и родилась известная теперь накидка «Zeltbahn-31», которая, вероятно, стала самой массовой камуфляжной формой одежды в . Данные накидки имелись почти у всех солдат Вермахта, Люфтваффе, войск СС, береговой артиллерии Кригсмарине и даже полицейских. Данные накидки отличались наличием камуфляжа под названием «Нeerres-Splittermuster». Главной характеристикой данного камуфляжа были мелкие вертикальные штрихи - «Strich», которые были нанесены поверх традиционных камуфляжных пятен. При этом пятна разной геометрической формы, используемые на этом камуфляже, относились к различным типам разрушающего камуфляжа, который использовался еще во время Первой мировой войны. Как отмечают специалисты, на практике данная схема была не особенно эффективной - на расстоянии разноцветные пятна просто сливались в один цвет.

Плащ-палатка, накидка «Zeltbahn-31»

Многие исследователи не склонны относить накидку Zeltbahn-31 к камуфлированной одежде, подчеркивая, что из них очень часто сооружались тенты и палатки, на худой конец их могли носить для защиты от непогоды, однако не для маскировки на местности. В то же время противоположную точку зрения, согласно которой накидки все же использовались именно в качестве маскировочной одежды, подтверждают многочисленные фотографии, а также воспоминания самих ветеранов войны.

Стоит отметить, что долгое время в Германии просто не задумывались над выпуском специальной камуфлированной униформы. В те годы цвет хаки и его немецкий аналог - серо-полевой эквивалент фельдграу (feldgrau) во всем мире считались очень практичными. Однако в руководстве СС посчитали, что данного камуфляжа недостаточно. Им требовался такой вид камуфляжа, который позволял бы бойцам не просто растворяться на фоне различных пейзажей, но и не терял бы своих свойств в зависимости от разных погодных условий и сезонных изменений, к примеру, таких как опавшая пожелтевшая листва. В итоге первые варианты нового камуфляжа были испытаны полком «Германия» в 1937 году, а в июне 1938 года были одобрены лично Гимлером.

Удивительно, но накидки Zeltbahn-31 практически десятилетие оставались единственным вариантом камуфлированной одежды вермахта (не ваффен СС), пока в 1942 году в войсках не начали появляться куртки Tarnhemd и чехлы для касок Tarnhelmuberzug. С одной стороны куртки и чехлы имели камуфляж, который был аналогичен тому, что был на накидках Zeltbahn-31, а другая сторона была белого цвета, под цвет снега. При этом появление камуфляжа в частях и соединениях вермахта было инициировано именно распространением камуфляжа в войсках СС.

Гренадеры танковой дивизии СС "Мертвая голова"

Камуфлированные куртки вермахта и войск СС обладали очень свободным покроем, что позволяло носить их поверх стандартного обмундирования. По бокам в куртках были сделаны большие вертикальные прорези, которые обеспечивали доступ к снаряжению, закрепленному поверх полевой униформы, а также открывавшие доступ к карманам мундиров. В нижней части рукавов этой блузы-анорака были вздержки с резинками или со шнурками, хлястики, по талии шли кулиски со шнуром. Передний разрез можно было зашнуровать от середины груди к горлу, воротник на этой блузе заменял капюшон со шнуровой затяжкой. Подол часто подворачивался. Со временем на блузу-анорак добавили просторные карманы с клапанами на пуговицах, нагрудные прорези также решили прикрыть клапанами. На самых поздних моделях - на плечах спереди и сзади, как и на рукавах - появились нашитые лесенкой шлевки, которые предназначались для крепления в них веток или пучков травы для еще большей маскировки на местности.

Пятнистые блузы начали появляться в войсках СС еще в 1938 году, постепенно подобной одеждой, а также камуфляжными куртками и рубахами обеспечивались части всех родов войск в Германии. Блузы-анораки, которые надевались через голову поверх кителя, первоначально выпускались из хлопчатобумажной ткани с небольшим добавлением в состав вискозы. Так как горловина, манжеты и пояс затягивались при помощи шнурков, это придавало блузе характерный мешковатый вид, это только усиливало маскирующие свойства и предохраняло мундир, поверх которого и надевалась, от грязи и механических повреждений. Вплоть до 1940 года камуфляжный рисунок наносился на ткань вручную с помощью трафарета, такой метод существенно замедлял производство, однако когда удалось перевести производство на машинный способ печати рисунка, выпуск значительно вырос. К июню 1940 году в части СС поступило 32 тысячи камуфляжных блуз, а еще 30 тысяч было выпущено к сентябрю того же года.

Армейские камуфляжные блузы шились из палаточной ткани с «размытым» или «оскольчатым» рисунком, с белой или бежевой изнанкой. Всего в войсках СС имелось порядка 7 различных разновидностей рисунка камуфляжа. При этом каждый был выполнен в темной и светлой гаммах с обеих сторон полотна. Чаще всего рисунок представлял собой россыпь небольшого размера пятен с округлой или неправильной формой, с размытым или четким контуром. В целом рисунок был похож на ковер из опавших листьев на фоне травы или земли. Точно такая же мелкопятнистая ткань шла на эсэсовские плащ-палатки. После оккупации немцами Италии во второй половине 1943 года вермахт и эсэсовские части воспользовались итальянской маскировочной тканью, которая отличалась трехцветным крупнопятнистым рисунком. Данный камуфляж можно было встретить потом и на Восточном фронте, главным образом в дивизиях, которые прибыли с Запада.

Помимо этого, в войсках СС часто вместе с серо-зеленой полевой курткой сочетались также камуфлированные хлопчатобумажные брюки, которые надевались поверх суконных или просто вместо них - они входили в состав полного маскировочного костюма вместе с распашной курткой. У штанов имелся встречный клапан с тремя пуговицами, находящимися на гульфике, скошенные клапаны карманов, немного смещенные вперед, которые застегивались на пуговицу, а по талии и низкам штанин были расположены затяжные тесемки. Куртка, которая входила в этот комплект, больше походила на полевой китель, но с открытым воротником (имелись и другие варианты), при этом знаки различия частей СС на него не нашивались. Однако допускались нарукавный орел и съемные погоны, в жару камуфляжный костюм можно было надеть прямо на нижнее белье.

Помимо этого, для войск СС была создана специальная теплая длинная куртка с меховой подкладкой. Сверху данную куртку покрывала ткань с пятнами зелено-коричневых тонов, на ней было четырех теплых наружных кармана и капюшон на меху. Данную куртку предполагалось использовать в холодное время года, однако речь шла о бесснежном периоде. Специально для зимы камуфляж состоял из серых, белых и серо-синих тонов, которые оформляясь в виде оскольчатого рисунка.

По цветам камуфляж, который использовался в частях СС, делился на три основных типа: оттенки зеленого и багрово-коричневого цвета для летнего периода, темно-серого и светло-серого цветов для весны, коричневого и желтого для осени. Если же говорить о самой раскраске, что она обычно делилась на 5 основных типов, которые, так или иначе, были связаны с растительным миром: «широколистное дерево», «пальма», «горох», «оскольчатый» и «дубовые листья». При этом, как уже отмечалось выше, подойдя к созданию камуфлированной формы со всей немецкой педантичностью, разработчики предусмотрели вариант с выворачиванием одежды наружу, при этом камуфлированный рисунок на обеих сторонах всегда отличался.

Также из камуфляжной ткани в Германии шили кепи и пилотки, а теплые шапки покрывались специальным материалом, который шел и на пошив пятнистых курток. При этом у солдат ваффен СС были свои чехлы для стальных шлемов, которые были дороже и качественнее, чем чехлы солдат вермахта. Такие чехлы состояли из 14 основных деталей-лоскутов, в то время как обычные армейские имели всего по 5 деталей. На шлем они крепились с помощью специального кармана, который надевался прямо на козырек и трех пружинных крючков по обоим бокам, а также сзади. Ткань также была двусторонней и имела специальные шлевки (петли), предназначенные для закрепления травы или веток. При этом некоторые чехлы дополнительно оснащались пристяжной маской, которая могла скрыть лицо снайпера или наблюдателя. Зимние версии подобных масок выпускались из шерсти и хлопка, что предохраняло немецких солдат от обморожения.

Стоит отметить, что практически вся форма воинских частей СС полностью или частично копировала армейские образцы и модели, а часто просто бралась или закупалась со складов вермахта. Однако это не касалось камуфляжа, в области которого солдаты Гиммлера считались настоящими законодателями мод.

Источники информации:
http://warspot.ru/2820-drevesnye-lyagushki-gimmlera
http://panzerkrieg.narod.ru/uniform.htm
http://ciwar.ru/germaniya-xx-vek/soldaty-waffen-ss/uniforma-vojsk-ss
http://копанина.рф/publ/16-1-0-167
http://копанина.рф/publ/16-1-0-168

Во второй мировой войне использовались многие предметы экипировки, разработанные еще в конце XIX - начале XX в.: одни - кардинально усовершенствованные, другие - с минимальными технологическими изменениями.

Рейхсвер Веймарской республики унаследовал амуницию кайзеровской армии. Правда, изготовлять ее стали из более качественных материалов, улучшали, модернизировали, подгоняли под стандарт. С началом второй мирової! уже устаревшим снаряжением снабжали части ополчения и тыловые, а с переносом боевых действий на территорию Германии - и формирования фольксштурма.

Производили амуницию казенные предприятия в системе Общего управления по обмундированию и снаряжению вермахта, а также различные частные компании. Внешне продукция последних иногда отличалась от стандартной казенной - например, лучшей отделкой, качеством швов, ну и. конечно, маркировкой. Одни предметы выдавались централизованно, другие, в основном офицерские, приобретались частным порядком. с денежной компенсацией затрат.

Полевое снаряжение отличали рациональность конструкции, прочность при сравнительно малом весе, удобство эксплуатации. К концу войны качество используемых материалов ухудшилось: применялись различные эрзацы, низкосортное сырье. Кожа заменялась брезентом и пластиком; брезент в свою очередь полотном и т.д. В конце 1944 г. предприняли попытку полностью стандартизировать снаряжение по материалам и расцветке, ввести единое - общеармейского типа. Но через полгода вопрос отпал - вместе с падение Рейха.

К началу похода на восток значительную часть металлических и деталей - котелки, лопаты. футляры противогазов - стали красить не в темно-серый, как прежде, а в оливково-зеленый. С 1943 г. преобладающий для всего военного имущества сделался темно-желтый цвет -как естественная основа для нанесения более темных камуфляжных, окраска охрой производилась прямо на заводе изготовителе.

Наряду с отмеченными цветами в сухопутных войсках для окрашивания некоторых деталей применялся и голубовато-серый, широко используемый в Люфтваффе.

На многие элементы экипировки шла кожа, как черная, так и всех оттенков коричневого - вплоть до естественного. Черный и темно-коричневые тона использовались в солдатском и специальном снаряжении, светлые коричневые - в офицерском. Кожа разных цветов в одном предмете обычно не применялась.

Брезентовые ремни и тесьма характерны и для довоенной амуниции, но особенно широкое распространение получили с 1943 г. Иногда брезент заменяла хлопчатобумажная ткань, сложенная в несколько слоев и прошитая. Красились такие изделия в цвет фельдграу, опенки серого, зеленого, коричневого, бежевого. Металлическая фурнитура: пряжки, скобы, шайбы, кольца и полукольца - имели естественный тон металла либо покрывались фельдграу или другим оттенком серого. Попытка ввести для всех родов войск единый темно-серый цвет не вполне удалась.

Этот штемпель с тиснением на коже наряду с информацией од изготовителе указывал также место и год выпуска. Штемпель изготовителя на котелке. Под сокращенным названием фирмы последние две цифры (41) указывают год выпуска. Штемпель приёмки военного ведомства на походной фляге.
Стрелок пехоты. Он носит два патронных подсумка для карабина 98к. Капитан запаса с коричневым поясным ремнем. Командир роты пехотного полка в полевом обмундировании. Он носил 2 сумки с магазинами для автомата МП. бинокль, wiauiuem и кобуру.
Стрелок пехотного полка 1940 г с типичным вооружением и экипировкой. Разные типы станков боевого рюкзака, «трапеции» и сумок для боевой выкладки. Фельдфебель 91-го полки горных егерей, Венгрия 1944 г.
Обычно подсумки к пистолетам-пулеметам MP-З8 и MP-40 носились парами. Каждый подсумок имел 3 гнезда, а каждом размещалась обо им а на 32 патрона калибра 9 мм. На снимках показаны подсумки из коричневой парусины, сбоку виден маленький карман. Здесь лежало приспособление для зарядки магазина. На обратной стороне подсумка видны коленные лямки для крепления к поясному ремню.

Офицерское снаряжение

На широкий поясной ремень с рамочной двузубой пряжкой и регулируемой плечевой портупеей шла натуральная кожа различных оттенков коричневого: светлых, оранжевых, красноватых. Последовавшее в июле 1943 г. указание чернить предметы снаряжения для маскировки не всегда выполняли: как уже отмечалось. коричневый ремень почитался за символ офицерского достоинства.

Ремень образца 1934 г. носили не только строевые офицеры, но и военные чиновники равного им ранга, медики, ветеринары, капельмейстеры, старшие фенрихи. Рамка пряжки изготовлялась из алюминиевого сплава с зерненной поверхностью матово-серебристого или серого цвета, генеральская покрывалась матовой позолотой. Плечевой ремень из двух частей с подвижной пряжкой оснащался двумя плоскими крюками-карабинами для пристегивания к полукольцам муфт.

К поясу подвешивали пистолетную кобуру. а на фронте и полевую сумку - служебный планшет образца 1935 г., или одну из его многочисленных коммерческих версий, приобретаемых офицерами за свой счет, или - в конце войны - упрощенный, из искусственной кожи «пресс-штофф». При необходимости на пояс вешали штык в офицерской коричневой лопасти, саблю, кортик.

С конца сентября 1939 г. старшим офицерам действующей армии запретили носить плечевой ремень, а вскоре этот запрет распространился на всех офицеров боевых подразделений. Взамен разрешили пользоваться в боевых условиях: лейтенантам - солдатским поясом с бляхой и плечевыми ремнями со вспомогательными ремешками: капитанам и выше - ремнями кавалерийского типа, с узкими прямыми оплечьями. (Позже, в 1940 г.. соответствующие стандарты несколько изменились, но на Восточном фронте офицеры носили пояса с рамочной пряжкой, иногда - с плечевой портупеей.) А в ноябре 1939 г. офицерам действующей армии приказали носить в боевых условиях солдатские ремни: черный поясной - до командира полка включительно: поддерживающие плечевые (как пехотного, так и кавалерийского образца) - независимо от чина. Но офицеры предпочитали собственное, «исконное» - коричневое снаряжение.

Плащ-палатка обр. 1931 года с камуфляжем. Одна сторона плащ-палатки была покрыта тёмным «осколочным» камуфляжем, а другая сторона - светлым. На снимке зто хорошо заметно. Три коротких натягивающих троса закреплялись при помощи колышек. Рейх, 1935 г. Артииллеристы носят лямки для патронных сумок. После введения в 1941 г. портупеи с дополнительными ремнями, в дальнейшем она была только у офицеров. Перед камуфляжной палаткой расположился солдат санитарной службы. Медицинский персонал часто носил очень заметные знаки отличия (красный крест в делом круге) для выполнения своих задач на ноле доя. Он имел обычно металлическую коробку с медикаментами для оказания первой помощи. Каски с красными крестами перестали использовать во второй половине войны.

Пистолетные кобуры

Германская армия была насыщена пистолетами как никакая другая. Пистолет был не только личным оружием каждого офицера, но и дополнительным для пулеметчика, командира отделения, танкиста, парашютиста. сапера, мотоциклиста, военного полицейского, а также солдат и унтер-офицеров многих других специальностей.

На офицерские кобуры шла гладкая кожа, примерно одного цвета с поясным ремнем; на солдатские, унтер-офицерские и все эсэсовские - черная. А в конце войны на те, другие и третьи употреблялись различные эрзацы. Наибольшее распространение - соответственно пистолетам - получили кобуры под P-08 Люгер, более известный как Парабеллум, иод Вальтер P-38 двух типов, а для пистолетов калибра 7.65 - под «длинный Браунинг» 1910/22. Вальтер PP и PPK. Маузер и некоторые другие. Многие кобуры под небольшие пистолеты годились для нескольких систем.

Кобуры иод 9-мм «Парабеллум» и Вальтер были схожи - клиновидные. с глубокой откидной крышкой сложной округлой формы, с кармашком под запасную обойму на переднем ребре корпуса. Первая, под Р-08 застегивалась на косой ремешок с пряжкой: вторая, под Р-38. имела более глубокую крышку и вертикальный застежной ремешок, либо запиравшийся на кнопку, либо пропускавшийся сквозь скобку в прорези металлической пластинки на клапане (встречались и другие варианты его крепления). Внутри крышки находилось гнездо с крышечкой для протирки, а в прорезь корпуса пропускался вытяжной ремешок. Сзади пришивались две шлевки для поясного ремня. Был и распашной вариант кобуры под Вальтер - с боковым кармашком под запасной магазин. Крышка в виде плоского клапана со скругленными углами пристегивалась ремешком на кнопку-шпенек на треугольном клапане, закрывавшем спусковую скобу.

Кобура Браунинга образца 1922 г. имела пружинящие ремешки, приклепанные к плоскому клапану крышки; по ним скользила широкая муфта для поясного ремня. К шпеньку крышки пристегивался шарнирный хлястик, прикрепленный за четырехугольное кольцо к корпусу; в носике кобуры был маленький люверс для удерживающего шнура. Кармашек для обоймы размещался спереди на ребре, как на кобуре P-08.

Большие кобуры носились, как правило, слева - так было удобнее вытаскивать длинный пистолет. Малые - которыми пользовались большей частью старшие офицеры и генералы, а также тыловые чины - могли носить и справа. Деревянная кобура-при клад к Маузеру К-96 с кожаными пристегивающимися карманами и ремешками носилась на плече с помощью подвеса или за поясом, как и ей подобные - к Браунингу 07 и UP. к длинному Люгеру.

В вермахте применялись различные типы пистолетов, включая образцы трофейного оружия. Офицеры должны были носить пистолеты и чаще выбирали калибр 7,65 мм, например пистолет Вальтер (на фото № 1), который носился в кобуре из коричневой кожи. Кобура для других пистолетов P 38(№ 2) и P 08 (№ З), оба калибра 9 мм, шилась из черной кожи. Все три кобуры имели карман для запасной обоймы. Планшет обранца 1935 г. мог изготавливаться из коричневой или черной колеи. Он имел две коленные петли для крепления к поясному ремню и доллееп был носиться слева согласно уставу. Спереди на нем были гнезда для карандашей, линейки и ластика. Внутри сумки было два отделения, в котором хранились карты в защитном чехле.

Планшеты, сумки, бинокли, фонарики

Офицерский полевой планшет, или сумка для карт, образца 1935 г. изготовлялся из гладкой либо зерненной кожи: коричневой разных оттенков - для армии, черной - для войск СС. Использовался он и старшими унтер-офицерами. В ходе войны окраска менялась на серую, а натуральная кожа - на искусственную.

Внутри планшета имелись перегородки, прозрачные целлулоидные пластины для карт. На передней стенке корпуса располагались кожаные карманчики для карандашей - обычно вдоль кармана для координатной линейки - и гнезда для других инструментов. Варианты их размещения бывали разные: наряду со стандартными казенными применялись коммерческие изделия.

Клапан мог закрывать планшет целиком, наполовину или только его верхнюю треть, застегиваясь либо па кожаный язычок с пряжкой, либо на скобочку, проходящую через прорези в приклепанных к клапану пластинках, - в нее пропускался язычок крышки. Подобным образом закрывались и отечественные полевые сумки. Носили немецкие планшеты или подвесив за петли на поясной ремень, или на пересиленном ремешке с регулировочной пряжкой.

Почти все бинокли оснащались нашейным ремешком с пристегнутой кожаной или пластмассовой крышечкой для защиты окуляров и крепящейся к рамке корпуса кожаной петлей для пристегивания к пуговице кителя. Бинокли казенного производства покрывали черной эрзац-кожей и красили в цвет фельдграу или темно-желтый; частые фирмы использовали для этих целей натуральную кожу и черный лак. Футляры делали из натуральной либо искусственной кожи -черной пли коричневой, а также из пластмасс типа бакелита; на боковинах крепили полукольца для пристегивания ремня, на задней стенке - кожаные петли для пояса. Застежка крышки была эластичная. с глазком на язычке и шпеньком на корпусе футляра; встречались и пружинные, как на футлярах противогазов. Место футляра бинокля определялось наличием другого снаряжения.

Существовало немало образцов служебных фонариков с цветными сигнальными или маскировочными светофильтрами. Прямоугольный корпус, металлический или пластмассовый, красился черным, фельдграу. темно-желтым, а зимой белился. Сзади на нем крепилась кожаная петля для пристегивания к пуговице одежды или другие аналогичные приспособления.

Сумка гауптфельдфебеля - ротного старшины, в которой тот хранил бланки рапортов, списки личного состава, письменные принадлежности. - креплений не имела и по традиции носилась заложенной за борт кителя или куртки.

Пехотное снаряжение

Стандартная экипировка пехотинца являлась базовой для многих других родов войск. Ее основой был поясной ремень - преимущественно из толстой гладкой кожи, черной, реже коричневой, шириной около 5 см. На правый конец надевалась штампованная из алюминия или стали (а в конце войны и бакелитовая) пряжка с зерненной или гладкой поверхностью, серебристая либо окрашенная в цвет фельдграу, хаки, серый. В центре выштамповывался круглый медальон с имперским орлом в окружении девиза «С нами Бог». Регулировалась пряжка с помощью пришитого к ремню язычка с парными дырочками, в которые входили зубцы внутренней втулки. За петлю пряжки зацеплялся крюк левого конца пояса.

Следующим важным компонентом снаряжения были Y-образные поддерживающие ремни - два пересиленных и наспинный. Подобные применялись еще в первую мировую войну, а в 1939 г. ввели новые, с приклепанными боковыми ремешками для ранца образца того же года или боевого наспинника. Суженные концы оплечий с пришитыми кожаными ограничителями имели ряд отверстий, в которые входили зубчики регулировочных пряжек: оцинкованные пряжки заканчивались широкими штампованными крюками, цеплявшимися за полукруглые или четырехугольные кольца подсумков или подвижных муфт пояса. Длину боковых ремешков с кольцами регулировали запонками и прорезями, как и у наспинного ремня, который цеплялся крюком снизу за середину пояса, а у высокого солдата - за кольцо подвижной муфты. С ремнями оплечий наспинник соединялся большим круглым кольцом с подкладной кожаной шайбой. Сзади на оплечьях. выше центрального кольца, пришивались большие полукольца для крепления верхних крючков походного или штурмового ранцев, а также иной амуниции.

Упрощенное брезентовое снаряжение аналогичною назначения применялось в Северной Африке наряду с кожаным, а после капитуляции армии «Африка» в мае 1943 г. стало выпускаться и для континентальных войск, в основном на западном театре военных действий. Впрочем, в конце войны брезентовые ремни, от зеленовато-желтых до темно-коричневых, в изобилии встречались и на Восточном фронте.

Обер-фельдфебель 3-го мотоциклетного стрелкового батальона (3-й танковой дивизии). Па коляске заметны различные предметы военного снаряжения. Солдаты армии резерва в большинстве случаев носили только одну патронную сумку. Иногда армейские части также применяли камуфляжную окраску как люфтваффе или войска С С. На снимке два офицера одеты в камуфляжные куртки полевого дивизиона люфтваффе.
Второй номер (справа) с карабином и пистолетом. У него зa спиной две коробки с боеприпасами (в каждой по 300 патронов) для пулемета и принадлежности для легкого гранатомета Тип 36. Ручные гранаты с рукояткой обр. 24 и упаковочные ящики для их переноса. Несколько патронных коробок, полевой телефон и ручная противотанковая кумулятивная магнитная мина.

Подсумки для обойм и магазинов к стрелковому оружию

Трехсекционные подсумки для обойм к винтовке Маузер образца 1884 98 гг. применялись еще в первую мировую войну. Стандартизованный в 1933 г. в качестве общеармейскою. подсумок образца 1911 г. отличался от похожего, образца 1909 г.. .меньшей вместимостью - шесть обойм (30 патронов). В боевых частях стрелки носили два подсумка - слева и справа от пряжки; войска второго эшелона обходились одним, размещавшимся в зависимости от другого снаряжения. Крюк плечевого ремня цеплялся за кольцо на верхней части задней стенки подсумка, крышки застегивались хлястиками за шпеньки на донышках кармашков. сзади имелись петли для пояса.

Солдат. вооруженный пистолетом и пулеметом образца 1938-40 гг. (обычно одним на отделение стрелков с винтовками), держал магазины к нему в парных тройных подсумках но обе стороны от пряжки ремня. В них носили и магазины к пистолетам-пулеметам других систем под 9-мм патрон. Каждый кармашек для 32-пагронного магазина имел клапан с застегивающимся на шпенек кожаным язычком. Подсумок был брезентовый цвета хаки или бежевого, перед войной существовал и кожаный - с кармашком для снаряжагельного приспособления, нашитым на левый подсумок спереди. На брезентовом же кармашек с клапаном на кнопке пришивался сзади сбоку. 11а задней стенке подсумка имелись нашитые под углом кожаные петли для поясного ремня, поэтому носились подсумки наискось, крышками вперед. От боковых сторон перпендикулярно шли кожаные ремешки с полукольцами для крепления к i юддержлівакжцїм ремням.

Солдаты, вооруженные самозарядной винтовкой образца 1943 г., носили на ремне слева четыре запасных магазина в двухсекционном подсумке, обычно брезентовом, с кожаной обшивкой краев. Справа размещался чаще всего обыкновенный трехсекционный подсумок из черной кожи.

Пулеметчик (1-й номер). Для самообороны он имел, кроме пулемета МГ-34, ещё и пистолет, который располагался па поясном ремне слева. На правой стороне он носил сумку с инструментами для пулемета МГ-34.
Пулемет MG 34 был оружием широкого спектра: он мог использоваться как легкий и как тяжелый пулемет. Его теоретическая скорострельность составляла 800-900 выстрелов в минуту. Пулеметчики носили на поясном ремне сумку для инструментов, в которой размещались выбрасыватель гильз (1) прицел для стрельбы по самолетам (2), извлекатель гильз (3), фрагмент пулеметной ленты (4), масленка (5), монтажный ключ (6), ветошь (7) и дульная накладка (8).
Во второй половине войны появлется пулемет MG 42, который также применялся как легкий, так и тяжелый пулемет. Новый пулемет был легче, прочнее и дешевле в производстве, чем MG 34. Его теоретическая скорострельность была 1300-1400 выстрелов в минуту. Он приобрел легендарную славу и до сих пор остается лучшим пулеметом данного калибра. Его модифицированные образцы применяются до сих пор в различных армиях.
Снаряжение, носившееся на поясе

Лопасть для штыка винтовки образца 1884/ 98 изготовлялась из кожи, обычно черной, с зерненной поверхностью. На суживающемся стакане лопасти была прорезь для крюка, удерживающего ножны, а на верхнем конце, образующем петлю для поясного ремня, - антабка с кнопкой для пристегивания эфеса. Над стаканом привязывался темляк (на Восточном фронте он почти не встречался).

Малая пехотная лопата - складная немецкая с заостренным концом, нескладыкающаяся австрийская с пятиугольным лезвием, прямая нескла-дывающаяся немецкая, трофейная польская либо какая-то другая из числа применявшихся в германской армии, - подвешивалась за одну или две поясных петли на левом бедре сзади - в рамочном чехле из черной или коричневой кожи, из черного эрзаца «пресс-штофф» или из брезентовой тесьмы. К лопатке приторачивался штык в лопасти, петля которой располагалась меж петель чехла лопатки. Штык мог размещаться п перед лопаткой, если ее чехол был с одинарной петлей.

Малая пехотная лопата - складная немецкая с заостренным концом, нескладыкающаяся австрийская с пятиугольным лезвием, прямая нескла-дывающаяся немецкая, трофейная польская либо какая-то другая из числа применявшихся в германской армии. - подвешивалась за одну или две поясных петли на левом бедре сзади - в рамочном чехле из черной или коричневой кожи, из черного эрзаца «пресс-штофф» или из брезентовой тесьмы. К лопатке приторачивался штык в лопасти, петля которой располагалась меж петель чехла лопатки. Штык мог размещаться п перед лопаткой, если ее чехол был с одинарной петлей.

Xарактерная особенность немецкого снаряжения - сухарная сума, или хлебный мешок. С некоторыми изменениями она применялась с прошлого века. Большой клапан с полукруглой нижней частью полностью закрывал сумку образца 1931 г.. застегиваясь на внутренние ремешки с прорезями для пуговиц. Снаружи на нем были две кожаные шлевки для лямок, предохранявших сумку от раскачивания. В верхних ее углах, возле петель, пришивались кожаные ушки с полукольцами для котелка, фляги и других предметов. Сумка, поясные петли, лямка с крюком между ними были брезентовые либо парусиновые, обычно серые или фельдграу. В конце войны преобладали коричневые тона. хаки, оливковые. Некоторые сумки дополнительно оснащались плечевой тесь-мяной лямкой. К изделиям последних выпусков пришивался карман с внешним клапаном для ружейных принадлежностей. В сумке хранили хлеб или сухари (отсюда и ее название) -часть сухого пайка или НЗ («железную порцию»). туалетные принадлежности, бритвенный и столовый приборы, нижнюю рубашку, ружейные принадлежности, пилотку (кепи) и т.п. В сущности, в полевых условиях при облегченной выкладке она служила маленьким вещмешком, во многом заменяя ранец. Носилась всегда справа сзади.

Алюминиевая фляга образца 1931 г.. емкостью 800 мл, с винтовой крышкой и овальным стаканчиком, красилась в серый либо черный, впоследствии оливково-зеленый цвет. Ремешок с пряжкой, входивший в скобки на стаканчике и огибавший флягу но вертикали спереди и сзади. продевался в кожаные шлевки на суконном, цвета фельцграу или коричневом, чехле, который сбоку застегивали на три кнопки, а его плоский крюк-карабин пристегивали к полукольцам снаряжения или сухарной сумки. В конце войны появились стальные фляги - эмалированные или покрытые красно-коричневой фенольной резиной, предохранявшей содержимое только от мороза - в этом случае на фляге имелся дополнительный ремешок по окружности. Питьевые стаканчики конической формы могли быть стальные или из черного бакелита; они также притягивались ремешком, протянутым в скобки. Горные войска и санитары пользовались полуторалитровыми флягами аналогичного устройства. снятыми с производства в 1943 г.

Комбинированный котелок образца 1931 г.. скопированный во многих странах, включая СССР, изготовлялся из алюминия, а с 1943 г. - из стали. До апреля 1941 г. котелки емкостью 1.7 л красили в серый цвет, затем перешли на оливково-зеленый (впрочем, на полевых краска часто была ободрана). В скобки складной ручки крышки-миски пропускался крепежный ремешок. При наличии ранцев старых образцов котелок носился снаружи, при поздних - внутри их. При облегченной выкладке он либо пристегивался к сухарной сумке рядом с флягой, либо цеплялся к наспинному ремню или к тесьмяному боевому ранцу. Внутри котелка хранили НЗ.

Введенные в апреле 1939 г. плечевые ремни черного цвета предназначались для поддержка амуниции пехотинца. С ремнями оплечий наспинник соединялся долетим коленом на кожаной подкладке. За него крепился ранец образца 1939 г. На фото - разные ракурсеi портупейных ремней пехотинца, включая Y-образные ремни - два пересиленных и наспинный.

Котелок темно-зеленого цвета из двух частей - крышки и корпуса.
Походная фляга, снабженная черной лакированной кружкой из алюминия выпускалась до 1941 г. Она помещалась в войлочный мешок. На снимке справа хорошо видно крепление фляжки при помощи кожаного ремешка н карабина к хлебному мешку. На снимке внизу показана фляга более позднего выпуска с маленькой кружкой из черного бакелита и с брезентовым ремешком. Противогазное снаряжение у каждого солдата состояло из противогаза в цилиндрическом.тестяном футляре и защитной накидки против.жидких отравляющих веществ. Солдатам. носящим очки, выдавались специальные очки, которые можно было закрепить внутри противогазной маски. 1.Противогаз образца 1930 г. 2. Специальные очки с плоском футляре, ниже лежит рецепт окулиста. 3-5. Слева направо: футляры противогаза образца 1930 г. (модель Рейхсвера), образца 1936 г. и 1938 г.
Противохимическое и защитное снаряжение

Цилиндрический противогазный футляр-канистра имел продольно рифленую поверхность и крышку на шарнирной петле и пружинной защелке. К двум скобкам у крышки кренилась наплечная лямка из тесьмы, а к скобке у донной части - лямочка с крючком, который цеплялся за пояс или за кольца снаряжения.

В футляр образца 1930 г. обычно помещали противогаз образца того же гола с маской из прорезиненной ткани, с навинченным на рыльце круглым фильтром и с затягивающимися эластичными ремешками из резинотканевой тесьмы. Футляр для противогаза образца 1938 г. был с крышкой меньшей глубины. а маска - целиком резиновая.

В крышке укладывалась коробочка с дегазационным средством и салфетками. Заводская окраска противогазных футляров - цвета фель-дграу, но на Восточном фронте их нередко перекрашивали. а зимой покрывали белилами или известкой. Футляры образца 1930 и 1938 гг. были взаимозаменяемы.

По правилам в пехоте противогаз размешали крышкой вперед над сухарной сумкой, несколько ниже поясного ремня, но и крышкой назад тоже - как. например, пулеметчики или те, чье спецснаряженис противогаз перекрывало. Плечевая лямка и ремешок с крючком удерживали футляр в почти горизонтальном положении. Водители и мотоциклисты носили противогаз на укороченной лямке горизонтально на груди, крышкой вправо; кавалеристы -на правом бедре, пропуская лямку под поясной ремень; в горных войсках - горизонтально, сзади рюкзака, крышкой вправо. В транспортных машинах футляр противогаза, отпустив лямку, помещали на колене. Ну а в боевых условиях его располагали как кому удобнее - и на левом боку, и вертикально, и на чересплеч-ной лямке, и приторочив к снаряжению.

Клеенчатая сумочка для противохимической («противоипритиой») накидки пристегивалась к лямке футляра противогаза либо непосредственно к его рифленой канистре.

Треугольная плащ-палатка образца 1931 г. кроилась из пропитанного хлопчатобумажною габардина с трехцветным «оскольчатым» камуфляжем - темным с одной стороны и светлым с другой (в конце войны с обеих сторон рисунок был темный). Прорезь для головы в центре перекрывалась двумя клапанами. Палатка могла носиться наподобие пончо, а с застегнутыми полами являла род плаща. Существовали способы ее ношения для пешего марша, езды на мотоцикле и верховой. Палатка использовалась п как подстилка или подушка, а две -набитые сеном и скрученные в баранку - служили неплохим плавсредством. С помощью имевшихся по краям петель и пуговиц секции палаток могли состыковываться в большие полотнища для групповых укрытий. Люверсы на углах и по бокам среднего шва у основания позволяли натягивать полотнище веревками и кольями при установке. Свернутую палатку и сумку с принадлежностями к ней носили, прицепив либо к наплечным ремням, либо к штурмовому ранцу, либо у пояса. К походному ранцу ее приторачивали - или клали внутрь его. В конце войны палатки поступали только в отборные полевые части. Потгому в германской армии не брезговали старыми квадратными времен кайзера Вильгельма II и трофейными советскими с капюшоном.

Специальное снаряжение пехоты

Четырехугольный черный кожаный подсумок для принадлежностей к пулеметам MG-34 и MG-42 имел откидывающуюся вверх крышку с ремешком. застегивавшимся на кнопку на днище, а на задней стенке - крепеж для ремней: две петли - для поясного и чегырехуголыюе или полукруглое кольцо - для крюка наплечною поддерживающего ремня. В конце войны подсумки стали делать из черного или светло-бежевого «пресс-штоффа». Асбестовая прихватка для снятия горячего ствола часто размещалась под внешним ремешком короба подсумка.

Сменные стволы хранились в распашных по длине футлярах, на 1 или 2 каждый, которые надевались через правое плечо с помощью лямки и носились за спиной. Командир расчета тяжелого пулемета таким же способом размещал футляр с двумя оптическими прицелами. Все пулеметчики вооружались «Парабеллумом» (реже - Вальтером Р-38), носимым в черной кобуре на левом боку.

Ручные гранаты держали в двойных брезентовых плоских сумках с клапанами и соединительной лямкой, надеваемой на шею: впоследствии их носили только за брезентовую ручку. В них же помещали и гранаты M-24 с длинной деревянной рукояткой, для которых, впрочем, имелись и специальные сумки (на 5 штук каждая) из грубой мешковины с завязывающейся горловиной и двумя лямками: одна перекидывалась через шею, другая огибала поясницу. Но гораздо чаще эти ручные гранаты засовывали за пояс, за голенища сапог, за борт кителя. привязывали к шанцевому инструменту. Специальный жилет для их ношения - с пятью глубокими карманами. пристроченными спереди и сзади и застегивающимися на ремешки - на фронте применялся редко.

С ноября 1939 г. офицеры действующей армии должны были носить ремень на полевой форме одежды. Поясной ремень изготавливался из черной кожи с " нарами отверстий и заканчивался пряжкой с двумя штырьками. Ручные гранаты-лимонки образца 1939 г. Восточный фронт 1941 г. Посыльный на мотоцикле разговаривает с командиром танка Panzer 1 Ausf.В. У мотоциклиста спереди противогазная сумка. Такой способ ношения на на шее был обычным для мотоциклистов.
Пулеметчик (1-й номер) пехотного полка. Шанцевый инструмент. Короткая лопатка и сумка для её ношення. На небольшом снимке внизу - показан способ её ношения. Разные ракурсы складной лопаты н способ её ношения. В собранном виде штык лопаты фиксируется специальным гайкой. Штык этой лопаты может фиксироваться под прямым углом и использоваться как мотыга.

До сих пор подростки в кинотеатрах (или во время более тщательного изучения темы по фотографиям в сети) ловят эстетический кайф от вида обмундирования военных преступников, от формы СС. Да и взрослые не отстают: в альбомах многих пожилых людей знаменитые артисты Тихонов и Броневой красуются именно в соответствующем облачении.

Такое сильное эстетическое воздействие обусловлено тем, что для войск СС (die Waffen-SS) форму и эмблему разрабатывал талантливый художник, выпускник Ганноверской художественной школы и Берлинской Академии, автор культовой картины «Мать» Карл Дибич (Karl Diebitsch). При создании окончательного варианта с ним сотрудничал дизайнер и модельер формы СС Вальтер Хек (Walter Heck). А шили обмундирование на заводах малоизвестного тогда модельера Хьюго Босса (Hugo Ferdinand Boss), а ныне его бренд знаменит на весь мир.

История формы СС

Изначально эсэсовцы-охранники партийных лидеров НСДАП (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei – Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), как и штурмовики Рема (руководителя СА – штурмовых отрядов – Sturmabteilung), ходили в светло-коричневой рубашке плюс бриджи и сапоги.

Еще до окончательного решения о целесообразности существования одновременно двух параллельных «передовых охранных отрядов партии» и до зачистки СА, «имперский вождь СС» Гиммлер продолжил членам своего отряда носить черный кант на плече коричневого кителя.

Черная форма была введена лично Гиммлером в 1930 году. Черный китель образца военной вермахтовской куртки носили поверх светло-коричневой рубашки.

Первое время этот китель имел то три, то четыре пуговицы, общий вид парадной и полевой формы постоянно дорабатывался.

Когда в 1934 году было введено обмундирование черного цвета, разработанное Дибичем-Хеком, от времен первых эсэсовских отрядов осталась только красная с черным кантом нарукавная повязка со свастикой.

Первое время существовало два комплекта формы солдат СС:

  • парадный;
  • повседневный.

Позднее, уже без участия знаменитых дизайнеров, были разработаны полевая и камуфлированная (порядка восьми вариантов летнего, зимнего, пустынного и лесного камуфляжей) униформа.


Отличительными признаками военнослужащих частей СС по внешнему виду надолго стали:

  • красные повязки с черным кантом и свастикой, вписанной в белый круг ─ на рукаве кителя мундира, куртки или шинели;
  • эмблемы на кепи или фуражках ─ сначала в виде черепа, затем в виде орла;
  • исключительно для арийцев ─ знаки принадлежности к организации в виде двух рун на правой петлице, знаками воинского старшинства на правой.

В тех дивизиях (например «Викинг») и отдельных частях, где служили иностранцы, руны заменялись эмблемой дивизии или легиона.

Изменения коснулись внешнего вида эсэсовцев в связи с их участием в военных действиях, и переименованием «Аllgemeine (общие) СС» в «Waffen (вооруженные) СС».

Изменения к 1939 году

Именно в 1939 году знаменитая «мертвая голова» (череп, делавшийся сначала из бронзы, затем из алюминия или латуни) трансформировалась в знаменитого по сериалам орла на кокарде фуражки или пилотки.


Сам череп, вместе с другими новыми отличительными чертами, остался принадлежностью танкового корпуса СС. В том же году эсэсовцы получили и белую парадную форму (белый китель, черные бриджи).

При реконструкции «Альгемейн СС» в «Ваффен СС» (чисто «партийная армия» была реорганизована в боевые войска под номинальным главнокомандованием генштаба Вермахта) с формой эсэсовцев произошли следующие изменения, при которых были введены:

  • полевая форма серого (знаменитый «фельдграу») цвета;
  • парадная белая форма для офицеров;
  • шинели черного или серого цветов, также с нарукавными повязками.

При этом шинели уставом дозволялось носить расстегнутыми на верхние пуговицы, чтоб было проще ориентироваться в знаках различия.

После указов и нововведений Гитлера, Гиммлера и (под их руководством) Теодора Эйке и Пауля Хауссера, окончательно оформилось разделение СС на полицейские (прежде всего, подразделения типа «Мертвая голова») и боевые части.

Интересно, что «полицейским» частям мог приказывать исключительно лично рейхсфюрер, а вот боевые части, считавшиеся резервом военного командования, могли быть использованы генералами Вермахта. Служба в «ваффен СС» приравнивалась к выполнению воинской повинности, а полицейские и охранные силы не считались воинскими подразделениями.


Впрочем, части СС оставались под пристальным вниманием верховного партийного руководства, как «образец политической силы». Отсюда постоянные изменения, даже в ходе войны, в их униформе.

Форма СС в военное время

Участие в военных компаниях, расширение отрядов СС до полнокровных дивизий и корпусов породило систему званий (не слишком отличающуюся от общеармейской) и знаков различий:

  • рядовой (шюцман, в просторечии просто «ман», «человек СС») носил простые черные погоны и петлицы с двумя рунами на правой (левая ─ пустая, черного цвета);
  • рядовой «проверенный», после полугода службы (обершутце) получал «шишечку» («звездочку») серебряного цвета на погон полевой («маскировочной») формы. Остальные знаки различия были тождественны шюцману;
  • ефрейтор (штурмман) получал тонкую двойную серебристую полоску на левую петлицу;
  • младший сержант (роттенфюрер) имел уже четыре полосы того же цвета на левой петлице, а на полевой форме «шишечка» заменялась на треугольную нашивку.

Унтер-офицерский состав войск СС (принадлежность к нему проще всего определять по частице «шар») получал уже не пустые черные погоны, а с серебристым кантом и включал в себя звания от сержанта до старшего фельдфебеля (штаб-фельдфебель).

Треугольники на полевой форме заменялись на прямоугольники, различной толщины (самая тонкая у унтершарфюрера, самая толстая, почти квадратная, ─ у штурмшарфюрера).

Эти эсэсовцы имели следующие знаки различия:

  • сержант (унтершарфюрер) ─ черные погоны с серебристым кантом и маленькая «звездочка» («квадрат». «шишечка») на правой петлице. Те же знаки отличия были и у «юнкера СС»;
  • старший сержант (шарфюрер) ─ такие же погоны и серебристые полоски сбоку от «квадрата» на петлице;
  • старшина (обершарфюрер) ─ погоны те же, на петлицу две звездочки без полосок;
  • прапорщик (гауптшарфюрер) ─ петлица, как у старшины, но с полосками, на погонах уже две шишечки;
  • старший прапорщик или фельдфебель (штурмшарфюрер) ─ погоны с тремя квадратиками, на петлице те же два «квадрата», что у прапорщика, но уже с четырьмя тонкими полосками.

Последнее звание осталось достаточно редким: его присваивали только после 15 лет беспорочной службы. На полевой форме серебряный кант погон заменялся зеленым с соответствующим числом черных полосок.

Форма офицерского состава СС

Форма младшего офицерского состава различалась уже по погонам маскировочной (полевой) формы: черной с зелеными полосами (толщина и количество в зависимости от звания) ближе к плечу и переплетёнными дубовыми листьями над ними.

  • лейтенант (унтерштурмфюрер) ─ серебристые «пустые» погоны, три квадратика на петлице;
  • старший лейтенант (оберштурфюрер) ─ квадрат на погонах, к знакам на петлице добавлялась серебристая полоса, две линии на нарукавной нашивке под «листьями»;
  • капитан (гауптштурмфюрер) ─ добавочные линии на нашивке и на петлице, погон с двумя «шишечками»;
  • майор (штурмбаннфюрер) ─ серебристые «плетёные» погоны, три квадрата на петлице;
  • подполковник (обербаннштурмфюрер) ─ один квадрат на витом погоне. Две тонкие полоски под четырьмя квадратиками на петлице.

Начиная с майорского звания, знаки отличия претерпели несущественные различия в 1942 году. Цвет подложки у витых погон соответствовал роду войск, на самом погоне иногда наличествовал символ воинской специальности (знак танковой части или, например, ветеринарной службы). «Шишечки» на погонах после 1942 года из серебристых превратились в знаки золотистого цвета.


По достижении звания выше полковничьего менялась и правая петлица: вместо рун СС на неё помещались стилизованные серебристые дубовые листья (одинарный у полковника, тройной у генерал-полковника).

Остальные знаки различия старших офицеров выглядели следующим образом:

  • полковник (штандартенфюрер) ─ три полосы под сдвоенными листьями на нашивке, две звезды на погонах, дубовый лист на обеих петлицах;
  • не имеющее аналогов звание оберфюрер (нечто вроде «старшего полковника) ─ четыре толстые полосы на нашивке, сдвоенный дубовый лист на петлицах.

Характерно, что у этих офицеров оставались и черно-зеленые «маскировочные» погоны для «полевого», боевого обмундирования. У командиров более высоких рангов цвета становились уже не такими «защитными».

Форма у генералитета СС

На мундирах СС у высшего командного состава (генералитета) появляются уже золотистого цвета погоны на кроваво-красной подложке, с символами серебряного цвета.


Изменяются и погоны «полевой» формы, так как в особой маскировке нет нужды: вместо зеленого цвета на черном поле у офицеров, генералы носят тонкие золотые знаки. Погоны становятся золотыми на светлом фоне, с серебряными знаками различия (за исключением мундира рейхсфюрера со скромным тонким черным погоном).

Знаки различия высшего командования на погонах и петлицах соответственно:

  • генерал-майор войск СС (в ваффен СС ─ бригаденфюрер) ─ золотое шитье без символов, сдвоенный дубовый лист (до 1942 года) с квадратиком, тройной лист после 1942 года без дополнительного символа;
  • генерал-лейтенант (группенфюрер) ─ один квадрат, тройной дубовый лист;
  • полный генерал (обергруппенфюрер) ─ две «шишки» и дубовый лист трилистник (до 1942 года на петлице нижний лист был тоньше, зато присутствовали два квадратика);
  • генерал-полковник (оберстгруппенфюрер) ─ три квадратика и тройной дубовый лист с символом ниже (до 1942 года у генерал-полковника также был тонкий лист в нижней части петлицы, но при трех квадратиках).
  • рейхсфюрер (ближайший, но не точный аналог ─ «нарком НКВД» или «генерал-фельдмаршал») носил на мундире тонкий серебряный погон с серебряным же трилистником, и окруженные лавровым листом на черном фоне дубовые листья в петлице.

Как видно, генералитет СС пренебрегал (за исключением рейхсминистра) защитным цветом, впрочем и в боях им, за исключением Зеппа Дитриха, приходилось участвовать реже.

Знаки отличия в Гестапо

В службе безопасности СД Гестапо тоже носили эсэсовскую форму, звания и знаки различия практически совпадали со званиями в «Ваффен» или в «Альгемейне СС».


Сотрудников Гестапо (позднее и РСХА) отличали отсутствие рун на петлицах, а так же обязательный нагрудный жетон службы безопасности.

Любопытный факт: Штирлица в великом телефильме Лиозновой зритель видит почти всегда именно в , хотя на момент весны 1945 года, чёрная форма почти повсеместно в СС была заменена более удобной для фронтовых условий «парадкой» темно-зеленого цвета.

В исключительно черном кителе мог ходить Мюллер ─ и как генерал, и как редко выбирающийся в районы передовой руководитель высокого ранга.

Камуфляж

После преобразований охранных отрядов в боевые части указами 1937 года, в элитные боевые подразделения СС начали уже к 1938 году поступать образцы камуфлированной формы. Она включала в себя:

  • чехол на шлем;
  • куртку;
  • маску для лица.

Позднее появились камуфлированные накидки (Zelltbahn). Брюки (бриджи) до появления в районе 1942-43 годов двусторонних комбинезонов были от обычной полевой формы.


Сам рисунок на камуфлированных комбинезонах мог использовать множество «мелкопятнистых» форм:

  • в горошек;
  • под дубовые (eichenlaub);
  • пальмовые (palmenmuster);
  • платановые листья (platanen).

При этом маскировочные куртки (а затем и двусторонние комбинезоны) имели почти весь необходимый спектр расцветок:

  • осенний;
  • летний (весенний);
  • дымный (чёрно-серый горошек);
  • зимний;
  • «пустынный» и другие.

Первоначально обмундирование из камуфлированных водонепроницаемых тканей поставлялось в Verfugungstruppe (диспозиционные войска). Позднее камуфляж стал неотъемлемой частью формы «целевых» групп СС (Einsatzgruppen) разведывательных и диверсионных отрядов и подразделений.


Немецкое руководство в годы войны творчески подходило к созданию камуфлированного обмундирования: удачно заимствовались находки итальянцев (первых создателей камуфляжа) и разработки американцев и англичан, достававшиеся в числе трофеев.

Тем не менее, нельзя недооценивать вклад собственно германских и сотрудничавших с режимом Гитлера ученых, в разработку таких знаменитых марок камуфляжей, как

  • ss beringt eichenlaubmuster;
  • sseichplatanenmuster;
  • ssleibermuster;
  • sseichenlaubmuster.

Над созданием этих типов расцветок работали профессора физики (оптики) изучавшие эффекты от прохождения лучей света сквозь дождь или листву.
О камуфляжном комбинезоне SS-Leibermuster советской разведке было известно меньше, чем союзнической: он применялся на Западном фронте.


При этом (по данным американской разведки) желто-зеленые и чёрные линии наносились на китель и нашлемник особой «светопоглощающей» краской, которая еще и уменьшала уровень излучения в инфракрасном спектре.

О существовании подобной краски в 1944-1945 годах до сих пор сравнительно мало известно, высказываются предположения, что речь шла о «светопоглощающей» (конечно, частично) черной ткани, на которую позже наносились рисунки.

В советском фильме 1956 года «В квадрате 45» можно увидеть диверсантов в костюмах, наиболее напоминающих SS-Leibermuster.

В единственном экземпляре образец этой военного обмундирования находится в военном музее в Праге. Так что ни о каком массовом пошиве формы этого образца речи быть не может, подобных камуфляжей было выпущено настолько мало, что сейчас они являются одним из самых интересных и дорогостоящих раритетов второй Мировой.

Считается, что именно эти камуфляжи дали толчок американской военной мысли для разработки маскировочных одежд для современных коммандос и прочих спецподразделений.


Камуфляж «SS-Eich-Platanenmuster» куда более часто встречался на всех фронтах. Собственно « Platanenmuster» («древесный) встречается ещё на довоенных фото. К 1942 году в войска СС стали массово поставляться «оборотные» или «реверсивные» куртки расцветки «Eich-Platanenmuster» ─ осенний камуфляж на лицевой, весенняя расцветка на оборотной стороне ткани.

Собственно, эта трехцветная, с ломаными линиями «дождя» или «веток» боевая форменная одежда и встречается чаще всего в кинофильмах о второй Мировой и Великой Отечественной.

Камуфляжные расцветки «eichenlaubmuster» и «beringteichenlaubmuster» (соответственно «дубовые листья тип «А», дубовые листья тип «Б») были широко популярны в «Ваффен СС» в 1942-44 годах.

Однако, большей частью, из них, в основном, изготовлялись накидки, плащ-палатки. А солдаты спецподразделений уже самостоятельно (во многих случаях) шили из накидок куртки и нашлемники.

СС форма сегодня

Выгодно эстетически решенная черная форма СС и сегодня пользуется популярностью. К сожалению, чаще всего не там, где реально нужно воссоздавать аутентичное обмундирование: не в российском кинематографе.


Выше упоминался мелкий «ляп» кинематографа советского, но у Лиозновой почти постоянное ношение Штирлицем и другими персонажами именно черной формы могло быть оправдано общей концепцией «черно-белого» сериала. Кстати, в раскрашенном варианте, Штирлиц пару раз появляется в «зеленой» «парадке».

Но в современных российских фильмах на тематику Великой Отечественной ужас ужасом погоняет в плане достоверности:

  • печально известный фильм 2012 года, «Служу Советскому Союзу» (про то, как армия разбежалась, но политзаключенные на западной границе разбили диверсионные отряды СС) ─ наблюдаем эсэсовцев в 1941 году, одетых во что-то среднее между «Beringtes Eichenlaubmuster» и еще более современными цифровыми камуфляжами;
  • грустная картина «В июне 41-ого» (2008) позволяет видеть на поле боя эсэсовцев в полной парадной черной униформе.

Подобных примеров много, не избавлен от ляпов даже «антисоветский» совместный российско-германский фильм 2011-ого года с Гуськовым «4 дня в мае», где гитлеровцы, в 45-ом, по большей части одеты в камуфляжи первых лет войны.


Зато эсэсовская парадная униформа пользуется заслуженным уважением у реконструкторов. Конечно, отдать дань эстетике нацизма стремятся и различные экстремистские группировки, и даже не признанные такими, вроде относительно мирные «готы».

Вероятно, дело в том, что благодаря истории, а также классическим фильмам «Ночной портье» Кавани или «Гибели Богов» Висконти, у публики выработалось «протестное» восприятие эстетики сил зла. Недаром лидер «Секс-Пистолз» Сид Вишерс частенько появлялся в майке со свастикой, в коллекции модельера Жан-Луи Ширера в 1995 году почти все туалеты были орнаментированы или имперскими орлами или дубовыми листьями.


Ужасы войны забываются, но чувство протеста против буржуазного социума остается почти прежним ─ такой грустный вывод можно сделать из этих фактов. Другое дело, созданные в нацисткой Германии «камуфлированные» окрасы тканей. Они эстетичны и удобны. И потому широко используются не только для игр реконструкторов или работ на приусадебных участках, но и современными модными кутюрье в мире большой моды.

Видео