Государственные преобразования петра 1 краткое содержание. Финансовые реформы Петра I – кратко

Основной причиной административных реформ Петра I стало его стремление к выстраиванию абсолютистской модели монархии, когда все ключевые рычаги управления государством находятся в руках царя и его ближайших советников.

Реформы местного управления — кратко

Губернская (областная) реформа

Губернская реформа Петра I Великого

Преобразования проводились в два этапа:

первый этап (1708-1714) был направлен прежде всего на повышение качества обслуживания армии — к созданным 8 (к 1714 году губерний было уже 11) губерниям были приписаны соответствующие военные части и верфи;
второй этап (1719-1721) вводил трехзвенную структуру: губернии-провинция-дистрикт, укрепляя вертикаль власти, полицейский надзор и увеличивая эффективность налогообложения.

Городская реформа


первый этап (1699) начался с учреждения Бурмистерской Палаты (Ратуши) в подчинение которой переходили земские избы, а главной функцией становился сбор налогов (вместо воевод);

второй этап (1720) ознаменовался созданием Главного Магистрата. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей - на категории и гильдии. Магистрат, по своему административному уровню, соответствовал коллегиям и был подчинён Сенату.

Реформы центрального управления — кратко

Подготовительным этапом к реформе центрального управления можно считать организацию Ближней канцелярии и постепенную потерю влияния Боярской думы (последнее упоминание в 1704), функцию которой начинает выполнять Консилия министров . Все высшие должности в создаваемых Петром I органах государственного управления занимают преданные ему и лично отвечающие за принимаемые решения люди.

Создание Правительствующего Сената

2 марта 1711 года Пётр I создал Правительствующий Сенат - орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя на войне. Сенат был полностью подконтролен царю, являлся коллегиальным органом (принимаемые членами сената решения должны были быть единогласны), члены которого назначались Петром I лично. 22 февраля 1711 года для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала.

Создание Коллегий


Система коллегий

C 1718 по 1726 года происходило создание и развитие исполнительных органов управления — Коллегий , целью которых Пётр I видел замещение устаревшей системы приказов, чрезмерно неповоротливых и дублирующих собственные функции. Коллегии поглощали приказы и разгружали Сенат от решения мелких и незначительных вопросов. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций и единые нормы деятельности существенно отличали новый аппарат от приказной системы.

Издание Генерального регламента

10 марта 1720 года Генеральный регламент был издан и подписан Петром I. Этот устав государственной гражданской службы в России состоял из введения, 56 глав и приложения с толкованием иностранных слов, в него вошедших. Регламент утверждал коллегиальный (единогласный) способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.

Создание Святейшего Синода

5 февраля 1721 года был учрежден «Святейший Правительствующий Синод» (Духовная коллегия). Причиной её создания было стремление Петра I встроить Церковь в механизм государства, ограничить влияние и усилить контроль за её деятельностью. Все члены Синода подписывали Духовный регламент и лично присягали царю на верность. Для соблюдения интересов царя и дополнительного контроля при Синоде было создана должность обер-прокурора.


Результатом реформ государственного аппарата при Петре I стала широкая структура административных органов, часть из которых дублировала функции друг друга, но в целом была более мобильной в плане решения возникающих проблем. Ознакомиться со схематичным изображением органов власти и управления можно в таблице сбоку.

Военные реформы — кратко

Основная суть предпринимаемых Петром I преобразований военной сферы заключалась в пяти направлениях:

  1. Введение с 1705 года регулярного набора рекрутов в сухопутные и военно-морские войска - рекрутская повинность для податных сословий с пожизненной службой;
  2. Перевооружение армии и развитие военной промышленности - строительство заводов по производству вооружения, текстильных мануфактур, металлообработки и т.д.;
  3. Повышение эффективности военного управления - издание нормативных документов (уставов, артикулов, инструкций), разделение командования войск по типам, создание отдельных министерств для армии и флота (Военная и Адмиралтейств-коллегии);
  4. Создание флота и сопутствующей инфраструктуры - строительство верфей, кораблей, обучение военных специалистов-мореходов;
  5. Развитие военной школы - открытие специализированных образовательных учреждений для подготовки офицеров и новых военных формирований: инженерные, математические, навигационные и другие школы.

Результаты военной реформы были впечатляющими. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс., а иррегулярных войск до 110 тыс. Флот состоял из 48 линейных кораблей, 787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Экономические реформы Петра I Великого — кратко

Причиной экономических реформ Петра I стала необходимость усиленного обеспечения армии снабжением и вооружением для ведения Северной войны, а также существенное отставание Русского Царства в промышленной отрасли от ведущих европейских держав.

Денежная реформа

Не меняя внешнего вида серебряных проволочных копеек, начиная с 1694 года на них стали ставить даты, а затем и снизили вес до 0,28 г. С 1700 года начинается чеканка разменных медных монет — денег, полушек, полполушек, т.е. номиналов меньших, чем копейка.

Главными единицами новой монетной системы стали медная копейка и серебряный рубль. Денежная система была преобразована в десятичную (1 рубль=100 копеек=200 денег), а процесс чеканки монет модернизирован - начал применяться винтовой пресс. Для удовлетворения потребностей экономики Пётр I создал пять монетных дворов.

Налоговая реформа

Первая перепись населения 1710 года основывалась на подворном принципе учета податных и выявила, что крестьяне объединяли свои дворы, обнося их единым забором, чтобы уклониться от уплаты налогов.

Указом 26 ноября 1718 года Петр I начал вторую перепись, по правилам которой записывалось не количество дворов, а конкретные лица мужского пола. (подушная перепись)

Введение подушной подати

После окончания переписи в 1722 году (было насчитано 5 967 313 человек мужского пола), производились расчеты сборов, достаточных для поддержания армии. В итоге подушная подать была установлена в 1724 году — с каждой души (т.е. каждому мужчине, мальчику, старику принадлежащему к податным сословиям) полагалось платить 95 копеек.

Реформы в области промышленности и торговли

Монополии и протекционизм

Пётр I в 1724 утвердил защитный таможенный тариф , запрещая или ограничивая высокими пошлинами ввоз иностранных товаров и полуфабрикатов. Связано это было прежде всего с низким качеством отечественной продукции, которая не выдерживала конкуренции. Внутри страны организовывались частные и государственные монополии - аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные - для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.

Социальные реформы — кратко

В сферах образования, здравоохранения и науки

Большая часть образовательных учреждений создавалась ввиду необходимости подготовки для армии и флота новых типов войск или собственного офицерского состава. Одновременно с организацией различных специализированных школ (инженерной, горной, артеллиристской, медицинской и т.д.) детей дворян отправляли заграницу, а из Европы приглашались ученые и инженеры, которых обязывали обучать наиболее способных людей на производстве. Обязательное получение начального образования встретило сопротивление — в 1714 году, одновременно с созданием цифирных школ, Пётр I был вынужден издать указ, запрещающий жениться молодым дворянам не получившим образования.

Медицина нуждалась в поддержке государства, а государство нуждалось в полевых хирургах - поэтому основание в 1706 году Московского госпиталя решало сразу две проблемы. Для обеспечения государственных и частных аптек (которым была предоставлена монополия на аптечную деятельность) необходимыми лекарственными травами в 1714 был основан огород на Аптекарском острове.

В 1724 году Петр I подписал указ об учреждении Академии Наук и художеств, чем заложил основу всей будущей российской науке. Для работы в новом учреждении были приглашены иностранные специалисты и вплоть до 1746 года большая часть академиков была иностранцами.

Культурные реформы

Культуру русского народа можно достаточно четко разделить на время до Петра I и после него — настолько сильным оказалось его стремление привить европейские ценности и изменить устоявшиеся традиции Русского царства. Основной причиной и источником вдохновения культурных преобразований царя стало его Великое посольство — путешествие по Европе в 1697-1698 годах.

Ключевыми нововведениями были:

  • Разрешение на продажу и употребление табака
  • Новые правила в одежде и внешности
  • Новое летоисчисление и календарь
  • Открытие кунсткамеры (музея редкостей)
  • Попытки организовать общественный театр (комедиальная храмина)

Сословные реформы

Сословные преобразования Петра I соответствовали его стремлению всем подчинённым (без различий на происхождение) добавить обязанностей, даже дворянству. В целом период его правления характеризуется ужесточением крепостного права, ослаблением влияния церкви и предоставлением дворянам новых прав и привилегий. Отдельно стоит выделить появление такого социального лифта, как возможность получить дворянство за достижение определенных чинов гражданской и военной службы, согласно Табели о рангах

Церковная реформа

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат , со всеми сопутствующими характеристиками - ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д. Запрет на избрание патриарха в 1700 и учреждение взамен в 1721 году Святейшего Синода ознаменовало еще один этап становления абсолютизма, как формы правления государства - прежде Патриарх воспринимался практически как равный царю и имел большое влияние на простых людей.

Итоги и результаты реформ

  • Модернизация административного аппарата и выстраивание жесткой вертикали власти в соответствии с концепцией абсолютистской монархии.
  • Введение нового принципа административно-территориального деления (губерния-провинция-дистрикт) и изменения принципа основного налога (подушный вместо подворного).
  • Создание регулярной армии и флота, инфраструктуры обеспечения военных частей провизией, вооружением и постоем.
  • Внедрение европейских традиций в культуру русского общества.
  • Введение общего начального образования, открытие профильных школ для подготовки различных военных и гражданских специалистов, учреждение Академии наук.
  • Закрепощение крестьянства, ослабление церкви, определение дополнительных обязанностей для всех сословий и предоставление возможности получить дворянство за заслуги на службе государю.
  • Развитие различных видов промышленности — горной, перерабатывающей, текстильной и д.р.

Многие знают, что изменения, проводимые Петром I, кардинально изменили государство. Преобразования затронули все сферы жизни российских подданных, оставив важнейший след в истории.

Реформы имели огромное значение для дальнейшего развития страны, заложили фундамент для многочисленных достижений во всех сферах жизни государства и его граждан.

Все нововведения, которые перевернули устройство России в начале 18 века, охватить в одной статье очень трудно, но кратко о том, какие преобразования ломали старый общественный уклад, постараемся описать.

Петр I своими реформами затронул практически все сферы жизни.

Преобразования происходили одновременно по важнейшим направлениям государственной деятельности:

  • армия;
  • сословия;
  • государственное управление;
  • церковь;
  • экономика и финансы;
  • наука, культура и образование.

Деятельность большинства областей изменилась основательно.

Больше всего государь мечтал о создании флота и развитии морских торговых отношений с Европой. Чтобы осуществить эту цель, он отправился в путешествие. Вернувшись после посещения нескольких европейских стран, царь увидел, насколько Россия отставала в своем развитии.

Причем отсталость от Европы проявлялась во всех сферах деятельности. Петр понимал, что без реформ Россия навсегда потеряет возможность сравниться по уровню развития с европейскими государствами. Необходимость преобразований давно назрела, причем сразу во всех областях жизни.

Так, Боярская дума не выполняла предназначенной ей функции по управлению страной. Обучение и вооружение стрелецкого войска не годилось. В случае необходимости вряд ли солдаты справились бы со своей задачей. Уровень промышленного производства, образованности и культуры был значительно ниже европейского.

Хотя некоторые сдвиги в сторону развития уже имелись. Города были отделены от деревень, ремесло и сельское хозяйство разделились, появлялись промышленные предприятия.

Путь развития России проходил по двум направлениям: что-то заимствовалось у Запада, что-то развивалось самостоятельно. На такой базе Петр I начал глобальные преобразования в России.

Цели реформ кратко отражены в таблице:


Военные реформы

Самое знаменитое преобразование Петра I – создание военного флота. При Петре I было построено около 800 галер и 50 парусников.

Реформа армии ввела регулярные полки нового строя. Эти изменения начались еще при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче. Но тогда полки собирались только на время боевых действий, а после окончания распускались.

Переустройство заключалось в том, что солдаты специально набирались для регулярной армии. Они изымались из семей и не могли заниматься ничем, кроме военного дела. Казачество переставало быть вольным союзником. На него накладывалось обязательство регулярно поставлять определенное количество войск.

Социальные изменения

Благодаря реформам Петра изменилась жизнь всех слоев общества. Дворяне вынуждены были проходить службу наравне со всеми. Начинали они, как и все, с низших чинов. Остальные могли дослужиться до высших чинов наравне с дворянством. Была издана «Табель о рангах». В ней назначались 14 чинов службы.

Вводилось обязательное обучение для подготовки к службе. Оно включало в себя грамоту, арифметику (по тем временам цифирь), геометрию. Прохождение обучения было обязательным и для дворянства.

Кроме того, после завершения был экзамен. Если дворянин не проходил его, ему запрещалось получать офицерский чин и жениться.

Но изменения не могли произойти моментально. На деле дворяне все равно имели привилегии.

Они сразу назначались в гвардейские полки и не всегда начинали службу с низших чинов.

Несмотря на это, было много недовольств со стороны дворянства. Но это не меняло реформ Петра I.

В жизни крестьян тоже произошли изменения. Вместо подворного налогообложения появилось подушное.

Был издан важный указ о единонаследии. По этому указу дворяне имели право оставлять свое недвижимое имущество только одному человеку. Это мог быть старший ребенок, а мог быть другой человек по завещанию.

Реформы управления

Появился новый государственный орган – Правительствующий Сенат. Его членов назначал сам царь. За работой этого органа следил генерал-прокурор. Сначала Правительствующий Сенат имел только распорядительную функцию, немного позже появилась законодательная.

Боярская Дума окончательно потеряла значение и влияние на царя. Все дела государь обсуждал со своими приближенными, которых было немного.

Произошли изменения в управлении различных сфер. Приказы заменились коллегиями.

Последних было 12:

  • церковная;
  • морская;
  • военная;
  • иностранных дел;
  • торговая;
  • по доходам;
  • по расходам;
  • финансовая;
  • добывающей промышленности;
  • обрабатывающей промышленности;
  • юстиции;
  • городская.

Обратите внимание! Первоначально члены этих коллегий были равными и совещались между собой. Руководство коллегий министром появилось позднее.

Другое преобразование касается разделения России. Страна была разделена на губернии, которые, в свою очередь, включали провинции и уезды. В последних главой назначался воевода, а в губерниях главным был губернатор.

Одна из реформ Петра I стала ключевой в истории. Она повлекла за собой эпоху дворцовых переворотов. Царь изменил закон о престолонаследии. По новому закону государь сам мог назначать наследника.

Экономические изменения кратко перечислены в таблице:

Финансовые реформы проявились в том, что изменилась система налогообложения. Появлялось все больше так называемых косвенных налогов. Обложения назначались на такие вещи, как гербовая бумага, бани, бороды. Монеты чеканились облегченными.

Была придумана новая должность – прибыльщик. Эти люди подсказывали царю, на что еще можно сделать обложение. Эти меры привели к существенному увеличению казны.

Церковная реформа Петра I поставила церковь в зависимость от царя. После смерти последнего патриарха Адриана патриаршество перестало существовать. Появился Святейший Синод. Эта коллегия представляла духовенство. Его членов избирала не церковь, а государь. Под контролем государства были и монастыри.

Наука, культура и образование также не остались в стороне от преобразований Петра, государь изо всех сил старался придать России западный вид.

Среди дворянства и знати стали устраиваться светские приемы на западный манер. Высшему сословию было приказано состричь бороды. В моду вводилась европейская одежда, обустройство домов менялось в подражание Лондону и Парижу. Литература Запада переводилась на русский язык.

Значительные преобразования были предприняты в сфере обучения дворянских отпрысков. Петр I открыл несколько школ, в которых гуманитарная составляющая образования отошла на второй план. Большое внимание уделялось точным наукам. Изменения произошли и в письменности. Старое письмо заменили современным.

Важно! При Петре I стала издаваться первая общедоступная газета – «Московские ведомости».

Кратко перечислить основные направления реформ и их достижения поможет таблица:

Военные реформы Постоянные войска вместо стрелецкого войска и дворянского ополчения
Управление Боярскую думы заменил Сенат

появились губернии

Церковная вместо патриаршества – Священный Синод

церковь стала полностью зависеть от государства

Социальная уравнивание дворян и бояр

создания «Табели о рангах», в которой были разделены 14 чинов

Образование создание школ, университета, Академии наук
Экономическая включение всего населения в налогообложение

денежной единицей становится копейка

Культура культурное развитие по западному образцу
Другое С 1721 г Россия становится империей

Самые важных события преобразований с датами нашли отражение в следующем хронологическом списке:

  • 1708–1710 – учреждение восьми губерний;
  • 1711 – учреждение Сената;
  • 1712 – возникновение компаний в торговле и промышленности;
  • 1714 – указ о передаче недвижимого имущества;
  • 1718 – перепись населения;
  • 1718–1720 – появление коллегий;
  • 1718–1724 – реформа о подушном налогообложении крестьян;
  • 1719 – разделение страны на губернии и провинции;
  • 1721 – начало зависимости церкви от государства;
  • 1722 – «Табель о рангах»;
  • 1722 – цеховая организация;
  • 1724 – введение больших налогов на импортный товар.

Особенности реформ

Преобразования, проводимые Петром I, были одними из самых необычных в истории России.

Особенности реформ Петра I состояли в том, что они:

  • они охватывали все сферы жизни;
  • преобразования проходили очень быстро;
  • больше всего использовались методы принуждения;
  • все преобразования Петра были направлены на подражание Европе.

Главной особенностью реформ Петра I можно назвать его непосредственное участие во всех проводимых преобразованиях.

Что получилось после завершения преобразований:

  • централизованная власть;
  • сильные армия и флот;
  • стабильность в экономической сфере;
  • упразднение патриаршества;
  • потеря независимости церковью;
  • большой шаг вперед в развитии науки и культуры;
  • создание основы для российского образования.

Полезное видео

Подведем итоги

В результате реформ Петра I в России произошел значительный подъем во всех сферах жизни. Преобразования обеспечили не только огромный скачок в развитии, но и хорошую базу для дальнейшего прогресса. Страна начала развиваться ускоренными темпами.

Реформы Петра І: новая страница в развитии Российской империи.

Петра І можно с уверенностью назвать одним из величайших российских императоров, ведь именно он начал необходимую для страны реорганизацию всех сфер общества, армии и экономики, что сыграло немало важную роль в развитии империи.
Данная тема достаточно обширная, но мы поговорим о реформах Петра І кратко.
Императором было проведено ряд важных на то время реформ, о которых следует поговорить более подробно. И так какие же реформы Петра І изменили империю:
Областная реформа
Судебная реформа
Военная реформа
Церковная реформа
Финансовая реформа
А теперь необходимо поговорить о каждой из реформ Петра І более отдельно.

Областная реформа

В 1708 году уряд Петра І разделил всю империю на восемь больших губерний, которыми стали руководить губернаторы. Губернии в свою очередь делились на пятьдесят провинций.
Данная реформа была проведена для того, чтобы укрепить вертикали имперской власти, а также для того, чтобы улучшить обеспечение российской армии.

Судебная реформа

Верховный суд представлял собой Сенат, а также Юстиц-коллегия. В провинциях еще существовали апелляционные суды. Однако главная реформа в том, что теперь суд был полностью отделен от администрации.

Военная реформа

Данной реформе император уделил особое внимание, так как понимал, что армия новейшего образца – это то, без чего Российская империя не сможет стать сильнейшей в Европе.
Первое чтобы было сделано, это реорганизовано полковое устройство российской армии по европейскому образцу. В 1699 году был произведен массовый рекрутский набор, после чего последовали учения новой армии по всем стандартам сильнейших армий европейских государств.
Перт І начал решительное обучение российских офицеров. Если в начале восемнадцатого века на офицерских чинах империи стояли иностранные специалисты, то уже после реформ их место стали занимать отечественные офицеры.
Не менее важным было открытие первой Морской академии в 1715 году, что в дальнейшем дало России могущественный флот, а ведь до этого момента его не было. Спустя один год императором был издан Воинский устав, который регламентировал обязанности и права солдат.
В итоге, кроме нового мощного флота, состоявшего из линейных кораблей, Россия получила и новую регулярную армию, не уступающую армиям европейских государств.

Церковная реформа

Довольно серьезные изменения произошли и в церковной жизни Российской империи. Если раньше церковь была автономной единицей, то после реформ подчинялась императору.
Первые реформы начались еще в 1701 году, но окончательно церковь попала под контроль государства только в 1721 году после выхода документа под названием «Духовный регламент». Данный документ также говорил, что во время боевых действий ради нужд государства можно изъять церковное имущество.
Секуляризация церковных земель началась, но только частичная, а завершила этот процесс только императрица Екатерина ІІ.

Финансовая реформа

Войны, начатые императором Петром І, требовали огромных средств, которых на тот момент в России не было, и чтобы их найти, император начал реформировать финансовую систему государства.
Сначала был возложен налог на кабаки, где продавали огромное количество самогона. Кроме этого начались чеканиться более легкие монеты, что означало порчу монеты.
В 1704 году основной валютой стала копейка, а не деньга как это было прежде.
Если раньше налогом облаживались дворы, то после реформ налогами облаживалась уже каждая душа – то есть, каждый житель Российской империи мужского пола. Такие слои как духовенство, дворянство и, конечно же, казаки освобождались от уплаты подушной подати.
Финансовую реформу можно вполне назвать успешной, так как она значительно увеличила размер императорской казны. С 1710 года по 1725 год размер доходов вырос в целых три раза, что значит об довольно больших успехах.

Реформы в промышленности и торговле

Потребности новой армии существенно возросли, из-за чего император был вынужден начать активное строительство мануфактур. Из-за границы император привлекал к реформированию промышленности квалифицированных специалистов.
В 1705 году в России начал действовать первый сереброплавильный завод. В 1723 году начал работать железоделательный завод на Урале. Кстати именно на его месте сейчас стоит город Екатеринбург.
После постройки Петербурга, тот стал и торговой столицей империи.

Реформа образования

Император понимал, что Россия должны была стать образованным государством, и уделил этому особое внимание.
С 1701 по 1821 годы было открыто большое количество школ: математическая, инженерная, артиллерийская, медицинская, навигационная. В Петербурге была открыта первая морская академия. Первая гимназия была открыта уже в 1705 году.
В каждой губернии император построил по две полностью бесплатные школы, где дети могли получить начальное, обязательное образование.
Вот такими были реформы Петра І и вот так они повлияли на развитие Российской империи. Многие реформы сейчас считаются не совсем удачным, но нельзя отрицать того факт, что после их проведения, Россия сделала большой шаг вперед.

Семинарские занятия .

ТЕМА № 1

Россия на пути модернизации в XVII XIX вв.

1.Реформы Петра I: цели, содержание, результат. Цена петровских реформ.

На рубеже XVII – XVIII вв. преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни: экономику, внутреннюю и внешнюю политику, науку, быт, государственный строй. Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра I. Заслуга его состояла в том, что он правильно понял сложность тех задач, которые стояли перед страной, и преступил к их целенаправленной реализации.

В основном реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. Целью реформ стало обретение Россией роли одной из ведущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в военном и экономическом отношении. Главным инструментом проведения реформ было осознанно применяемое насилие. В целом, процесс реформирования страны был связан с внешним фактором – необходимостью выхода России к морям, а также с внутренним – процессом модернизации страны.

Военная реформа.

Новая военная система создавалась по западноевропейскому образцу. Основной и высшей единицей в пехоте стал полк. Артиллерия окончательно превратилась в самостоятельный род войск с четкой организацией. Были созданы инженерные войска (в составе артиллерии). Для управления вооруженными силами взамен приказов учреждены Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия. Была установлена единая система обучения в армии и на флоте, открыты военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженерные школы). Для подготовки офицерских кадров служили Преображенский и Семеновский полки, а также ряд вновь открытых специальных школ и Морская академия.

В войсках и на флоте была установлена суровая дисциплина, для поддержания которой широко применялись телесные наказания. В армии и на флоте введена иерархия чинов и званий.

Военные реформы Петра I оказали положительное влияние на развитие русского военного искусства, явились одним из факторов, обусловивших успехи русской армии и флота в Северной войне.

Реформы в экономике России охватывали сельское хозяйство, крупное и мелкое производство, ремесло, торговлю и финансовую политику.

Сельское хозяйство при Петре I развивалось медленно, в основном экстенсивным путем. Однако и здесь были попытки реформ (вводились новые сельскохозяйственные культуры, новые породы скота и т. д.)

Развитие промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны и было особой заботой Петра. За первую четверть XVIII в.было создано около 200 мануфактур. Главное внимание уделялось металлургии. Рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением принудительного труда, на мануфактурах: использованием крепостных, купленных крестьян, а также труда государственного (черносошного) крестьянства, которое приписывалось к заводу как постоянный источник рабочей силы.

Реформы охватывали и сферу мелкотоварного производства, способствовали развитию ремесла, крестьянских промыслов. При мануфактурах были введены ремесленные школы. В городах было введено цеховое устройство. Все ремесленники, во главе с избранным старостой, были расписаны в зависимости от специальности по цехам, где они становились мастерами, подмастерьями и учениками.

В области внутренней и внешней торговли большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пенька, меха, сало, икра, хлеб и др.), что значительно пополняло казну. Всячески поощрялось расширение торговых связей с заграницей. Уделялось большое внимание развитию водных путей – главного в это время вида транспорта.

Финансовая политика государства в годы правления Петра I характеризовалась небывалым налоговым гнетом. Рост государственного бюджета, необходимый для ведения войны, активной внутренней и внешней политики, достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов:

    выискивались все новые источники доходов (вводились банная, рыбная, медовая, конская и др. подати, вплоть до налога на бороды);

    вводились и прямые налоги (рекрутские, драгунские, корабельные и «особые» сборы);

    немалые доходы приносили и чеканка монеты меньшего веса и понижение содержания в ней серебра;

    введение подушной подати, заменившей подворное обложение.

Реорганизация государственного управления (контрольная работа задание 7)

Церковь и ликвидация патриаршества. Была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная вскоре в Святейший правительствующий Синод. В его ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями и т. д. Синод имел также функции духовного суда. Присутствие Синода состояло из 12 высших церковных иерархов, назначаемых царем. Для надзора за деятельностью Синода был назначен обер-прокурор (И.В.Болдин). Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне, находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного синоду.

Социальная политика.

В 1714 г. был издан «Указ о единонаследии», по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами. Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместья одному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государственной власти.

В 1722 г. – издание «Табели о рангах», разделившей военную, гражданскую и придворную службы (14 рангов).

В1724 г. была проведена попытка в один день искоренить нищенство в России. Всех больных и увечных велено было переписать и направить в богадельни, устроенные при монастырях, а трудоспособных вернуть на прежнее место.

Реформы в области образования и культуры.

Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Богословские предметы в школе уступали место естественнонаучным и техническим: математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу. Появились Навигатская и Артиллерийская школы, Инженерная школа, Медицинское училище. Получило развитие издательское дело.

Заложены основы развития русской науки. В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук.

С 1 января 1700 г.в России было введено новое летоисчисление по юлианскому календарю (до этого летоисчисление велось от сотворения мира по григорианскому календарю). В результате реформы календаря Россия стала жить в одном времени с Европой.

Происходила коренная ломка всех традиционных представлений о бытовом укладе жизни российского общества (брадобритие, европейская одежда, ношение мундиров военными и гражданскими чиновниками).

Указ 1718г. о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин.

Результат реформ Петра I .

Реформы Петра ознаменовали оформление абсолютной монархии.

Преобразования существенно повысили эффективность государственного управления и послужили главным рычагом модернизации страны. Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообщества наций. Быстро развивалась промышленность и торговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения. Происходит становление авторитарного правления, чрезвычайно возрастают роль монарха, его влияние на все сферы жизни общества и государства.

Цена реформ Петра I .

    Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения.

    В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием.

    Желание догнать Европу в экономическом развитии Петр пытался реализовать с помощью форсированной «мануфактурной индустриализации», т.е. за счет мобилизации государственных средств и использования труда крепостных. Главной особенностью развития мануфактур было выполнение государственных, прежде всего военных заказов, что избавляло их от конкуренции, но лишало свободной экономической инициативы.

    Вместо формирующегося в Европе гражданского общества с рыночной экономикой, Россия к концу царствования Петра представляла военно-полицейское государство с огосударствленной монополизированной крепостнической экономикой.

    Европеизация России принесла с собой новые политические, религиозные, социальные идеи, которые были восприняты правящими классами общества прежде, чем они достигли народных масс. Возник раскол между верхушкой и низом общества.

    Главная психологическая опора русского государства – православная церковь в конце XVII в.была потрясена в своих основах и постепенно теряла свое значение.

    Произошло обострение политических и социальных проблем. Упразднение земских соборов, устранившее народ от политической власти и отмена самоуправления в 1708 г. тоже создали политические затруднения.

    Ослабление контактов правительства с народом. Скоро стало ясно, что большинство не симпатизирует программе европеизации. Проводя свои реформы, правительство вынуждено было поступать жестоко.

Цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков.

Э.Фальконе. Памятник Петру I

Вся деятельность Петра I была направлена на создание сильного независимого государства. Осуществление этой цели могло быть реализовано, по мнению Петра, только через абсолютную монархию. Для образования абсолютизма в России была необходима совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. Таким образом, все проведенные им реформы можно считать политическими, поскольку результатом их осуществления должно было стать могущественное Российского государство.

Существует мнение, что петровские реформы носили спонтанный характер, были необдуманными и часто непоследовательными. На это можно возразить, что невозможно в живом обществе рассчитать все с абсолютной точностью на десятилетия вперед. Конечно, в процессе осуществления преобразований жизнь вносила свои коррективы, поэтому менялись планы и появлялись новые идеи. Порядок проведения реформ и их особенности были продиктованы ходом затяжной Северной войны, а также политическими и финансовыми возможностями государства в определенный период времени.

Историки выделяют три этапа петровских реформ:

  1. 1699-1710 гг. Происходят изменения в системе государственных учреждений, создаются новые. Реформируется система местного самоуправления. Устанавливается рекрутская система.
  2. 1710-1719 гг. Ликвидируются старые учреждения и создается Сенат. Проводится первая областная реформа. Новая военная политика приводит к строительству мощного флота. Утверждается новая законодательная система. Государственные учреждения переводятся из Москвы в Петербург.
  3. 1719-1725 гг. Начинают работать новые учреждения и окончательно ликвидируются старые. Проводится вторая областная реформа. Расширяется и реорганизовывается армия. Проводится церковная и финансовая реформы. Вводится новая система обложения и государственной службы.

Солдаты Петра I. Реконструкция

Все реформы Петра I закреплялись в форме уставов, регламентов, указов, имеющих одинаковую юридическую силу. А когда 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул «Отца Отечества», «Императора Всероссийского», «Петра Великого», это соответствовало уже юридическому оформлению абсолютной монархии. Монарх не был ограничен в полномочиях и правах никакими административными органами власти и управления. Власть императора была широка и сильна в такой степени, что Петр I преступал обычаи, касавшиеся персоны монарха. В Воинском уставе 1716г. и в Морском уставе 1720 г. провозглашалось: «Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять» . «Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает ». Монарх являлся главой государства, церкви, верховным главнокомандующим, высшим судьей, исключительно в его компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх являлся носителем законодательной и исполнительной власти.

В 1722 г. Петр I издал Указ о престолонаследии, по которому монарх определял своего преемника «признавая удобного», но имел право лишить его престола, видя «непотребство в наследнике», «усмотря достойного». Законодательство определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями. Всякий, «кто какое зло умышлять будет», и те, которые «вспомогали или совет подавали или, ведая, не известили», наказывались смертной казнью, вырыванием ноздрей или высылкой на галеры — в зависимости от тяжести преступления.

Деятельность Сената

Сенат при Петре I

22 февраля 1711 г. был образован новый государственный орган — Правительствующий сенат. Члены Сената были назначены царем из числа его ближайшего окружения (сначала в количестве 8 человек). Это были крупнейшие деятели того времени. Назначения и отставки сенаторов происходили по указам царя. Сенат был постоянно действующим государственным коллегиальным органом. В его компетенцию входило:

  • совершение правосудия;
  • решение финансовых вопросов;
  • общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства.

В Указе от 27 апреля 1722 г. «О должности Сената» Петром I даны подробные предписания по вопросам деятельности Сената, регламентируются состав, права и обязанности сенаторов; устанавливаются правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Но нормативные акты Сената не имели высшей юридической силы закона. Сенат только лишь принимал участие в обсуждении законопроектов и толковал закона. Но по отношению ко всем другим органам Сенат был высшей инстанцией. Структура Сената сложилась не сразу. Сначала Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, а затем образовались два отделения: Расправная палата (как особое отделение до появления Юстиц-коллегии) и Сенатская контора (которая занималась вопросами управления). Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: губернский, секретный, разрядный, приказный и фискальный.

Расправная палата состояла из двух сенаторов и назначаемых Сенатом судей, которые регулярно (ежемесячно) подавали в Сенат рапорты о делах, штрафах и розысках. Приговор Расправной палаты мог быть отменен общим присутствием Сената.

Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, исполнение указов Сената, контроль исполнения сенаторских указов в губерниях. У Сената были вспомогательные органы: рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. 9 апреля 1720 г. при Сенате была учреждена должность «приема челобитен» (с 1722г. – рекетмейстер), который принимал жалобы на коллегии и канцелярии. В обязанности герольдмейстера входило составление списков в государстве, дворян, наблюдением, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.

Губернские комиссары следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы несли личную ответственность перед монархом, в случае нарушение присяги они подвергались смертной казни или попадали в опалу, отрешались от должности, наказывались денежными штрафами.

Фискалитет

С развитием абсолютизма учреждался институт фискалов и прокуратуры. Фискалитет являлся особой отраслью сенатского управления. Обер-фискал (глава фискалов) состоял при Сенате, но одновременно фискалы были доверенными лицами царя. Царь назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Компетенция фискалов была обозначена в Указе от 17 марта 1714 г.: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», борьба со взяточничеством и казнокрадством. Сеть фискалов постоянно стала формироваться по территориальному и ведомственному принципам. Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год «учинял» за ними контроль. В духовном ведомстве во главе фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях — провинциал-фискалы, в монастырях инквизиторы. С созданием Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и контроль Сената, а после учреждения должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723г. назначается генерал-фискал — высший орган для фискалов. Он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал.

Организация Прокуратуры

Указом от 12 января 1722 г. была организована Прокуратура. Затем последующими указами были учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах. Генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722 г. устанавливалась его компетенция: присутствие в Сенате («смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил») , контроль за фискалами («ежели что худо будет, немедленно доносить Сенату»).

В 1717-1719 гг. — период становления новых учреждений — коллегий. Большинство коллегий создавалось на базе приказов и являлись их преемниками. Система коллегий сложилась не сразу. 14 декабря 1717 г. было создано 9 коллегий: Военная, Ингстранных дел, Берг, Ревизион, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Через несколько лет их стало уже 13. Присутствие коллегии: президент, вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии: секретарь, нотариус, переводчик, актуариус, копиист, регистратор и канцелярист. При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), осуществлявший контроль за деятельностью коллегий и подчинявшийся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената , имея право не исполнять указы Сената, если они противоречили указам царя.

Деятельность коллегий

Коллегия иностранных дел ведала «всякими иностранными и посольскими делами», координировала деятельность дипломатов, заведовала сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществляла дипломатическую переписку.

Военная коллегия управляла «всеми воинскими делами»: комплектованием регулярной армии, управлением делами казачества, устройством госпиталей, обеспечением армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция.

Адмиралтейская коллегия управляла «флотом со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями». В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Камер-коллегия должна была осуществлять «высшее надзирание» за всеми видами сборов (таможенные, питейные), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело.

Камер-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций) . Она имела свои провинциальные органы — рентереи, которые являлись местными казначействами.

Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами.

Берг-коллегии курировали вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, руководили закупкой золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов Берг-коллегий.

Мануфактур-коллегия занималась вопросами промышленности, кроме горнодобывающей, управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири; давала разрешение на открытие мануфактур, регулировала выполнение государственных заказов, предоставляла льготы. В ее компетенцию входило также: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактурах, контроль производства, снабжение предприятий материалами. Она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней, осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

Юстиц-коллегия руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по «важным и спорным» делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

Вотчинная коллегия разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на «неправые решения» по поместным и вотчинным делам.

Тайная канцелярия занималась сыском и преследованиями по политическим преступлениям (например, дело царевича Алексея) . Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы, Медицинская канцелярия ).

Здание Сената и Святейшего Синода

Деятельность Синода

Синод — главное центральное учреждением по церковным вопросам. Синод назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении ересей, богохульств, расколов и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием — конференцией.

Административно-территориальное деление

Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное деление. Вначале было образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. В 1713-1714 гг. еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской — Рижская губерния. Во главе губерний находились губернаторы, генерал-губернаторы, которые осуществляли административную, военную и судебную власть.

Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники: обер-комендант регулировал военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер — губернские и др. сборы, ландрихтер — губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор — сборы налогов с городов и уездов.

Губерния делилась на провинции (во главе — обер-комендант) , провинции — на уезды (во главе комендант) .

Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант — губернатору, последний Сенату. В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов, органом управления были ландарты.

Было создано 50 провинций, которые делились на округа — дистрикты. Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г. осуществляли судебные функции.

Воеводы назначались Сенатом и подчинялись коллегиям. Главной особенностью органов местного управления было то, что они исполняли одновременно административные и полицейские функции.

Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Но в 20-х гг. ХVШ в. городское управление принимает форму магистратов. Были образованы Главный магистрат и местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора.

Создание армии и флота

Петр I превратил отдельные наборы «даточных людей» в ежегодные рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты служили пожизненно.

Петровский флот

Создание рекрутской системы проходило с 1699 по 1705 гг. с Указа 1699 г. «О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей». Система базировалась на классовом принципе: офицеры набирались из дворян, солдаты — из крестьян и иного податного населения. За период 1699-1725 гг. было проведено 53 набора, что составило 284187 человек. Указом от 20 февраля 1705г. были созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали порядок внутри страны. Созданная русская регулярная армия показала себя в битвах под Лесной, Полтавой и в других сражениях. Реорганизацию армии осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутская система дала возможность иметь большую боеспособную армию.

Петр и Меньшиков

Российский флот тоже формировался из призываемых рекрутов. Тогда же была создана морская пехота. Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло ее международный престиж и сделало морской державой.

Судебная реформа

Она была проведена в 1719 г.и упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы — отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, он решал наиболее важные государственные дела. Монарх, как верховный судья, многие дела разбирал и решал самостоятельно. По его инициативе возникли Канцелярии розыскных дел возникли по его инициативе, они помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя, а Сенат являлся апелляционной инстанцией. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления) . Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами. Областные суды состояли из надворных и нижних судов.

Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке апелляции.

Камериры судили за дела, касавшиеся казны; воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел.

Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Но поскольку порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи — в административные, была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам.

Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Судебные дела чаще всего решались медленно, сопровождались волокитой и взяточничеством.

Состязательный принцип заменялся следственным. Вообще, судебная реформа проходила особенно беспланово и сумбурно. Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.

Историк Н. Я. Данилевский отмечал две стороны деятельности Петра I: государственную и реформативную («изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях»). По его мнению, «первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства». Деятельностью второго рода Петр привнес «величайший вред будущности России»: «Жизнь была насильственно перевернута на иностранный лад».

Памятник Петру I в Воронеже