Исторические заметки о харбине. Город харбин

Китай - страна с богатейшей историей и большим количеством разнообразных городов, которые вызывают большой интерес у туристов и путешественников. Харбин - город, находящийся на северо-востоке Поднебесной. В начале 12 века город был всего лишь рыбацким поселком, как и поселки на побережеь . Но в настоящее время Харбин является современным городом с уникальным набором достопримечательностей. В 1998 году ему присудили звание одного из лучших туристических городов в Китае. Еще одним чудом Харбина является архитектура в готическом и византийском стилях, что объясняется влиянием Запада, ведь город с древних времен представлял собой центр мировой торговли и культуры.

Что надо посмотреть в Харбине

Знакомство с Харбином лучше начать с Центральной улицы города, построенной в период 1900-1925 годов. Прогуливаясь по ней, вы найдете разнообразные бары, рестораны, клубы и магазины. Кстати, это самый длинный "Бродвей" в Азии - почти 1,5 км. Не оставят своих гостей равнодушными здания, построенными в начале 20 века в стиле барокко, неоклассицизма и модерна. Начало улицы отмечено памятником, дорогим для всех жителей Харбина. Он посвящен памяти сильнейшего наводнения, произошедшего в 1957 году. Интерес представляет .

Самой яркой достопримечательностью Харбина является океанариум. В нем представлен мир северных районов нашей планеты. Туристы могут понаблюдать за жизнью полярных мишек, пингвинов и белух.

В зимнее время года на острове Солнца проводится очень красочный фестиваль льда. На этом острове выставляются тысячи скульптур изо льда, а также проводятся увеселительные мероприятия, такие как купания в проруби, игры в хоккей и ярмарки.
Кроме того, находясь в Харбине вы можете пойти в сафари-парк с тиграми, львами и другими жителями Африки, посетить собор Святой Софии, Музей науки и техники и представление поющих фонтанов. Читайте на нашем сайте про .

Цены на отели и шоппинг в Харбине

Цены на гостиницы в Харбине ранжируются в зависимости от количества "звезд" отеля. В городе представлены гостиницы от 2 до 5 звезд. Средняя цена за номер на двоих в лучших четырех- и пятизвездочных отелях города, таких как Fortune Days Hotel, Harbin Longda Holiday Hotel, Shangri-La Hotel Harbin и Sofitel Wanda Harbin, составляют от 160 до 300$ США за номер с двухместным размещением в сутки. В городе также предлагают свои услуги прекрасные трехзвездочные отели с сервисом, достойного 4 звезд. Среди них можно выделить Bremen Hotel, Golden Century Hotel, Holiday Inn City Centre Harbin, где снять двухместный номер возможно за 100-150$ в сутки. Если вы предпочитаете менее дорогостоящие остановки, то для вас работают двух- и трёхзвёздочные гостиницы. Например, Jinjiang Inn Hotel, Hotel IBIS Harbin, Harbin LongMen Hotel предоставляют номер на двоих за 30-50$ в сутки.

Заниматься шоппингом лучше всего, гуляя по Центральной улице города, где вы сможете приобрести женьшень высшего качества, меха, различные китайские лечебные бальзамы и травяные сборы, а также сувениры и украшения в оригинальном китайском стиле. Здесь же находится Центральный торговый центр Харбина, прогуляться по магазинчикам которого доставит вам большое удовольствие.

Рестораны и кухня в Харбине

Кухня этого региона использует типичные для него продукты, среди которых оленина, говяжье и баранье мясо, соя, кедровые орехи и травы. Особым уважением пользуется блюдо из баранины, сваренной в специальном котелке с пряностями и травами. Мясо с бульоном подается на стол вместе с горелкой, чтобы оно не остывало. Еще одной кулинарной особенностью Харбина является творог из сои - Доуфу, который нарезается правильными кубиками, а также знаменитые китайские пельмени с разными начинками.

Путешественники рекомендуют посетить Dongfang Jiaozi Wang, Bi Feng Tang, NG Kee Sauce Stew Bones Restaurant, New Concept of four Seasons Hot Pot, где вам гостям предложат вкуснейшие блюда китайской кухни. Стоимость среднего обеда в этих ресторанах составит от 10 до 20 долларов. Но если вам не по душе непривычная пища, то вы легко можете пообедать в ресторанах с типичной европейской кухней или в заведениях фастфуда.

Харбинские бани

Харбинские бани - своеобразная достопримечательность этого города. За небольшую плату вы получите неземное удовольствие от самого процесса мытья в бане, расслабляющего массажа. По желанию можно заказать очень приятный "массаж ногами". Предлагается широкий спектр различных масок для тела и лица, способствующие омоложению и восстановлению здоровья кожи. В банях предусмотрены даже танцевальные площадки, игровые автоматы, бильярды и бары. Для желающих покушать предусмотрен шведский стол с европейскими и национальными северо-восточными китайскими блюдами. Здесь вы точно отлично проведете время в компании друзей и близких. Стоимость билета за полный пакет услуг составляет около 25 долларов США.

Добираемся до Харбина

В город удобнее всего добраться двумя путями: на самолёте или на поезде.
Тайпин - так называется харбинский международный аэропорт, который был построен в 1979 году и сначала работал исключительно на местные авиалинии. Но уже через 5 лет стал принимать и международные рейсы. В северо-восточной части Китая он является самым крупным и загруженным. Ежедневно выполняются тысячи взлетов и посадок. Если вы направляетесь из города, откуда нет прямых авиарейсов до Харбина, то вы свободно можете совершить пересадку в Сеуле, Пекине, Гуанчжоу или Шанхае.

Аэропорт находится достаточно далеко от центра города, поэтому чтобы добраться до Харбина, вы можете приобрести билет на автобус, который стоит 20 юаней. Также вы можете воспользоваться такси от аэропорта до центра, но это будет стоить вам примерно 120 юаней, или порядка 20 долларов США.

Кроме того, Харбин - это крупный транспортный узел. Сюда подведены пять железнодорожных путей и семь автомагистралей. Поэтому до города можно вполне комфортно и быстро доехать на поезде. Удобно добираться до Харбина наземным транспортом из Пекина, Гуанчжоу или Шанхая.

Харбин: начало

«Будущее России- в Азии»
Николай II

В 80-х годах девятнадцатого века на Дальнем Востоке российское правительство вело политику экспансии- тогда Россия могла себе это позволить. В конце XIX века уже было ясно, что война с Японией неизбежна. Транссиб еще не был построен и Приморье, да и весь Дальний Восток не был защищен ни в военном, ни в экономическом плане. Перед царским правительством встали геополитические, экономические и военно-стратегические проблемы, которые нужно было срочно решать.

Министр финансов С. Ю. Витте предложил проложить железную дорогу по территории Китая. Данный проект был намного дешевле, чем проект Транссиба, и мог быть воплощен в жизнь намного быстрее. Приморье получало связь с европейской частью России, и правительство могло быстро обеспечить бесперебойную доставку войск и вооружения в район будущих боевых действий. Конечно, проект КВЖД (Китайской Восточной железной дороги) имел один существенный недостаток- дорога должна была пройти по территории чужого государства со всеми вытекающими последствиями.

Но все-таки достоинств у проекта было больше, чем недостатков, и С. Ю. Витте удалось убедить в этом императора России.

Надо отметить, что Китаю строительство КВЖД также было выгодно: во-первых, железная дорога должна была быть проложена на территории слоборазвитой Маньчжурии за счет российской казны; во-вторых, осуществление проекта КВЖД автоматически делало Россию союзником Китая в приближающейся войне с Японией.

Посол России в Китае Кассини получил указание начать переговоры с цинским правительством. Предметом переговоров должна была стать поездка китайского правительства в Москву на коронацию Николая, но участие в церемониях не являлось главной целью визита. Царское правительство стремилось провести переговоры по двум основным вопросам: создание антияпонского русско-китайского союза и строительство Китайско-Восточной железной дороги.

Визиту придавалось большое значение. Дипломаты различных европейских стран, особенно английский посланник Макдональд, всячески пытались помешать отправке делегации, но Кассини блестяще справился с задачей. Послом в Россию был назначен сам Ли Хунчжан- канцлер Китая, один из наиболее влиятельных людей Поднебесной.

Высокий сановник прибыл в Петербург 18 апреля - за три недели до коронации. Его сопровождала многочисленная свита. По китайской традиции за Ли Хунчжаном следовал большой красивый гроб - на случай ухода в мир иной. Данное обстоятельство больше интересовало столичных журналистов, нежели российских чиновников - слишком значительными были обсуждаемые вопросы.

Переговоры проходили очень тяжело. Многие историки склоняются к тому, что для ускорения процесса и улучшения взаимопонимания, С.Ю. Витте пообещал китайскому канцлеру взятку в размере трех миллионов рублей (по тем временам сумма огромная!). Только после этого переговоры пошли по-деловому и без проволочек. Сам С.Ю. Витте в своих мемуарах данный факт отрицает, но слишком уж многие ученые упоминают о «лихунчжановском» фонде…

Был такой фонд или нет? По большому счету, это не важно. Важно то, что в 1896 году договор о строительстве КВЖД был подписан, а в мае 1898 года русские пароходы «Благовещенск» и «Св. Иннокентий» пришваровались к одному из берегов Сунгари и персонал управления строительством КВЖД ступил на незнакомый берег.

Местность, лежавшая поблизости, носила название Харбин. Недалеко раскинулось маковое (опийное) поле и небольшой ханшинный (водочный) заводик. Решили, что стройку нужно начинать здесь. В одном из бараков разместили первую контору Русско-Китайского банка и приступили к работе. Так начинался Харбин- город, который стал центром КВЖД, а впоследствии центром русской эмиграции на Дальнем Востоке.

Почему Харбин назвали Харбином?

Китайские источники утверждают, что у Харбина довольно длительная история. Предки маньчжуров - чжурчжени - на месте современного Харбина когда- то основали свое поселение «Элэцзинь». В переводе с чжурчженьского«Элэцзинь» означает «слава, почет». Официально считается, что в дальнейшем это название трансформировалось в «Харбин». Так написано в китайских справочниках.

Но историки до сих пор не пришли к единому мнению по поводу происхождения слова«Харбин». Слово это не китайское. Одни переводят его как«высокий берег», другие -«красивая могила», третьи- «арба, телега»; четвертые придерживаются мнения, что первоначальный смысл этого слова -«место, где забрасывают сети», а пятые - что это имя одного из маньчжурских князей. Поскольку возвышенность, на которой расположен город, напоминает баранью лопатку, некоторые филологи доказывают, что слово Харбин произошло от монгольского«хараба» (баранья лопатка). Один из самых авторитетных специалистов в данном вопросе, историк Г.В. Мелихов (уроженец Харбина), считает, что название«Харбин» образовано от маньчжурского «харба» (брод) с добавлением русского суффикса «ин». Действительно, в XVII-XIX веках на месте современного города была переправа через Сунгари.
Кто из ученых прав и насколько принципиален этот спор? Харбин- он и есть Харбин.

В 1998 году столетие Харбина широко отмечали во многих странах мира: в России, Австралии, Америке, Израиле, Аргентине и т.д. Только в самом Харбине эта дата осталась незамеченной. Китайцы считают, что русский период в истории Харбина очень важен, но это всего лишь часть истории китайского города. Харбин существовал до того, как сюда пришли русские, и продолжает существовать после того, как россияне этот город покинули.

«- На этом месте было только несколько небольших деревень. Реальная история города началась с приходом русских,- объясняют наши ученые.- И у нас есть масса доказательств».

«- Если хотите, считайте днем рождения Харбина дату прихода сюда русских пароходов со строителями КВЖД. Только это день рождения того русского Харбина, которого уже нет. Китайский Харбин, где мы сейчас беседуем, начинался намного раньше»,- возражают китайские ученые.

После чего все сходятся во мнении, что русскому и китайскому народу нужно дружить. Казалось бы, какая разница, когда водку пить? Оказывается, не все так просто. Дата основания города- вопрос большой политики, так что официально у Харбина до сих пор нет дня рождения.

В начале большого пути

Официально Российское государство в строительстве КВЖД участия не принимало, хотя всем было понятно, что через Русско-Китайский банк деньги поступают из российской казны. Кстати, сам банк был создан под идею КВЖД. Железная дорога считалась российско-китайским совместным предприятием, которому китайское правительство предоставило землю вдоль всего полотна. Отведенная полоса называлась«полосой отчуждения» (ширина 9 верст по сторонам от линии). В ее пределах действовали свои законы и были созданы специальная полиция, суды и органы управления. Но, как отмечали современники,«…у стороны, располагающей войсками, на сколько шагов она вышла из очерченной зоны интересоваться никто не будет. Маньчжурия фактически стала русской колонией».

Понятно, что для охраны дороги Россия не могла послать регулярные войска. Под началом министра финансов была создана охранная стража (что-то вроде вневедомственной охраны), куда набирались бывшие военные и дальневосточные казаки, пожелавшие служить в Маньчжурии.

В первые годы существования КВЖД охранной страже пришлось охранять дорогу не только от набегов хунхузов и прочих «лихих» людей, но и защищать Харбин от целой вооруженной армии ихэтуаней.

Всеми работами руководил главный инженер Александр Иосифович Югович и возглавляемое им Управление строительства КВЖД. Первостроители прибывали в Харбин на пароходах по Сунгари и по суше из Владивостока и Уссурийска. По воспоминаниям очевидцев,«все до последнего гвоздя приходилось доставлять чуть ли не кругосветным путем, даже обычные кирпичи были известны в Северной Маньчжурии до прихода русских лишь в самом примитивном изготовлении». Место, где начали строить город, было сплошным топким болотом. «Ну и сторонка! Будь она неладна! Куда это мы заехали? Почитай, на самый конец света, где бабы белье на небо вешают!»,- приговаривали первые русские железнодорожники.

В «болоте» в большом количестве водились утки, кулики и бекасы. Еще долго во время дождей глинистая почва превращалась в топкую непролазную грязь, где тонули груженые арбы и легковые дрожки вместе с лошадьми. Окрестности Харбина также представляли собой пустыню, безлюдную и унылую. Лишь кое-где среди клочков возделанного поля стояли убогие фанзы.

Боксерское восстание, 1900-1901

В конце девятнадцатого века в провинции Шаньдун вспыхнуло крестьянское антиимпериалистическое восстание под руководством общества«Ихэтуань» (кулак во имя справедливости и согласия). На флаге повстанцев был изображен кулак, поэтому иностранцы стали называть восстание Боксерским. Основной целью ихэтуаней было уничтожение и изгнание иностранцев из Китая. Вскоре восстание охватило весь Китай. Боксеры громили построенные«заморскими дьяволами» железные дороги, телеграфы, дома, церкви... Начав движение на востоке Китая против немцев, ихэтуани через два года заняли Пекин и двинулись на север- громить русскую дорогу.
Появились жертвы среди русских железнодорожников, а в Пекине на площади Тяньаньмэнь был казнен (распилен деревянной пилой) председатель правления КВЖД с китайской стороны Сюй Цзинчэн. Русское население полосы отчуждения стало отходить к Харбину и готовиться к обороне. Дети и женщины были эвакуированы в Хабаровск.
В Харбине произошли ожесточенные вооруженные столкновения, но горстка россиян держала оборону до тех пор, пока из Хабаровска не подошли войска генерала Сахарова. Осада была снята. Российские войска двинулись дальше, и дошли до Пекина. Всего в подавлении восстания участвовало 8 стран. Было задействовано 54 000 солдат: 20 840 японских, 13 150 русских, 12 020 британских, 3 520 французских, 3 420 американских, 900 немецких, 80 итальянских и 75 австро-венгерских.
Многие участники обороны Харбина были награждены серебряной медалью«За походъ в Китай. 1900- 1901 г.», а Сюй Цзинчэну в центре Харбина был установлен памятник и в его честь назван один из проспектов города.
В 1901 г. правительство Китая признало поражение, принесло извинения и обязалось возместить ущерб. Убытки КВЖД от разрушений, причиненных боксерами, составили 71 млн. рублей.

Первые годы КВЖД

КВЖД была построена за пять (!) лет, причем железная дорога- это не только рельсы и шпалы. Это мосты, туннели, подъездные пути, общежития для рабочих, здания вокзалов и управлений…Строительство было закончено в 1903 году. По тем временам, с технической точки зрения, КВЖД считалась одной из лучших дорог в мире.

Было спроектировано и построено 92 станции, 1464 моста, проложено 9 тоннелей. Самым грандиозным стал тоннель через Хинганский хребет длиной 3080 метров (высота над уровнем моря 970 м ). Остальные тоннели были относительно короткие: от 25 до 45 метров . Все эти сооружения служат до сегодняшнего дня. Интенсивно велось строительство административных зданий, путевых и станционных сооружений; одних жилых домов за это время построено 280 тысяч квадратных метров.

В 1903 году в эксплуатации находилось 367 паровозов, 2696 товарных и 903 пассажирских вагона. Затраты на строительство КВЖД за 1897- 1903 гг. составили более 375 млн. руб. золотом.

Благодаря новой дороге грузы из Европы стали поступать на Дальний Восток в 3 раза быстрее, чем морем.

Административным центром всей полосы отчуждения был Харбин. Здесь разместились заводы, банки, фабрики и представительства всевозможных фирм. Уже через несколько лет место, где пришвартовались первые русские пароходы, нельзя было узнать. Газеты того времени писали: «Харбин по справедливости считается русским городом. Он только начинает строиться, и здесь отсутствуют хорошие мостовые и тротуары, зато есть первоклассные театры, рестораны и кафэ-шантаны с невероятными ценами». Строительство Харбина проходило в тяжелых условиях. Кроме восстания ихэтуаней харбинцам пришлось пережить русско-японскую войну, дворцовый переворот в Китае 1908 года, эпидемию чумы 1910-11 годов. Тем не менее, город переживал бурный рост, и на его карте прочно закрепились русские названия: Фуражная, Биржевая, Амурская, Владивостокская…

Бородатый правитель

Дмитрия Леонидовича Хорвата без преувеличения можно считать самым известным харбинцем. Когда весной 1937 года Хорвата хоронили в Пекине, то перед его гробом несли 42 награды, а за ним шли не только русские и европейцы, но и десятки тысяч китайцев.

Хорват прожил достойную 77-летнюю жизнь, пройдя путь от помощника машиниста до управляющего КВЖД. Всего себя без остатка он посвящал русскому делу в Маньчжурии.

Участник войны с Турцией, в мирное время Хорват руководил различными российскими дорогами и в 1903 был назначен управляющим КВЖД.

«Высокий рост, богатырское сложение, лицо с крупными характерными чертами и патриархальная борода оставляли при встрече с ним неизгладимое впечатление», - вспоминали современники. Особенно ярко выраженные физические данные действовали на китайцев, которые в 1915 году даже поставили памятник бородатому русскому генералу.«Умение ладить с соседями- великий дар!»- написали они на двухметровой гранитной глыбе монумента.

Женой Хорвата была дочь известного художника Бенуа. Брат Дмитрия Леонидовича служил управляющим дворцом императора на Черном море. Сам Хорват имел 5 детей, разъехавшихся по всему миру.

Во времена Гражданской войны Хорват объявил себя Временным верховным правителем России, впоследствии сложив с себя полномочия в пользу адмирала Колчака. После передачи дороги СССР Хорват переехал в Пекин.

Чума, 1910-1911

Началась легочная азиатская чума. Болезнь передавалась воздушно-капельным путем. Вакцины, придуманные от других видов чумы, против легочной формы были бессильны. Смертность среди заболевших составляла 100%, т.е. тот, кто заражался, через несколько дней обязательно умирал. А заражались многие... В день приходилось сжигать по 3500 тел умерших.

Врачи и администрация КВЖД прекрасно понимали, что только жесткие карантинные меры могут спасти Маньчжурию от распространения эпидемии. Харбин был оцеплен войсками. Правительство Китая обратилось к мировому сообществу с просьбой о помощи.

Первыми откликнулись российские эпидемиологи. Из Москвы в Харбин выехали врачи во главе с профессором Заболотным. «Зажженная в безмолвии свеча. Из сердца вырвавшийся стон. Эпоха похорон»,- писал китайский поэт Хэ Цифан. Китайцы стали бежать из города. Те, кто был побогаче, вырывали из земли гробы со своими умершими от чумы родственниками и двигались на юг, унося чуму с собой. Смерть настигала их через три дня…

В борьбе с эпидемией российские врачи проявили образцы такой самоотверженности, что их работу без преувеличения можно назвать подвигом. В истории отечественной медицины навсегда останутся имена доктора Лебедевой, медсестры Снежковой, студента Мамонтова и нескольких десятков других российских медиков, погибших в Маньчжурии.

Жесткие ограничительные меры, на которые пошла администрация КВЖД, грамотная организация карантинных мероприятий, и, конечно, мужество врачей привели к тому, что эпидемия, бушевавшая в Маньчжурии, была остановлена к апрелю 1911 года.

«В борьбе с эпидемиями у нас есть, что написать на знамени,- сказал после укрощения эпидемии в Харбине профессор Заболотный,- но победа далась страшной ценой».

Верховный правитель России

Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874 года. Российский морской офицер, адмирал, полярный исследователь и ученый-океанограф, участник русско-японской и Первой мировой войн. Первую половину своей жизни посвятил исследованию Тихого океана и северного побережья России. Во время Первой мировой войны Колчак стал адмиралом и командующим Черноморским флотом.

Весной 1918 г . недолгое время состоял членом правления КВЖД, командующим русскими вооружёнными силами в полосе отчуждения.

В ноябре 1918 года в Омске был избран Верховным Правителем Российского государства. Обращаясь к населению, Колчак заявил:«Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях гражданской войны и полного расстройства государственной жизни, объявляю, что не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности». Колчак также провозгласил цели и задачи новой власти: укрепление и повышение боеспособности армии, победа над большевизмом и возрождение и воскресение погибающего государства. Но этим планам не суждено было сбыться.

В январе1920 года адмирал Колчак был арестован в Иркутске, а 7 февраля 1920 г ., по приказу Ленина, иркутским военно-революционным комитетом приговорен к расстрелу.

До сих пор юридический процесс по реабилитации А. В. Колчака в России не завершен, что вызывает неоднозначную реакцию у части российского общества.

20-е годы в Харбине

В начале двадцатых годов, когда на весь мир прогремело«ешь ананасы, рябчиков жуй!», центр Маньчжурии стал еще и центром русской эмиграции. Здесь были сконцентрированы ударные силы атамана Семенова, генерала Каппеля и других вооруженных формирований. Позже выяснилось, что боролись они за правое дело, но выяснилось это далеко не сразу. В Харбине сложилась сюрреалистическая ситуация- в городе жили подданные империи, которой уже не было на карте мира.

Исследователи отмечают, что это был единственный город, где до середины двадцатого века сохранялись и старая русская культура, и настоящий русский уклад жизни. В Советском Союзе традиционный русский уклад был полностью уничтожен, в Париже и Нью-Йорке изменен до неузнаваемости, и только в далеком заснеженном Харбине все оставалось по-прежнему: купола православных церквей, рождественские елки, румяные гимназистки, катание на санках, поездки на дачи, неспешные беседы за вечерним чаем и обращения по имени-отчеству. Люди ходили на службу и исправно получали жалование. Так что беженцев из Советского Союза в Харбине ждал не только привычный уклад, но и работа. Все было хорошо, кроме одного обстоятельства: эмигрантам путь на родину был заказан уже навсегда.

М.И. Сладковский описывает такой случай, который произошел в«Погребке Рогозинского» - небольшом ресторанчике, где собиралась незнатная русская эмиграция:«… за соседним столиком двое не молодых, судя по осанке военных, всхлипывали под звуки пластинки Вертинского «Молись, кунак». При словах:«Пускай сейчас мы лишены родной семьи, родной страны, но верим мы- наступит час и солнца луч блеснет для нас»- незнакомцы страдальчески зарыдали. Нельзя было без слез смотреть на этих обездоленных людей, тосковавших по родине».

Конфликт на КВЖД

31 марта 1924 года были установлены советско-китайские дипломатические отношения и подписано соглашение о временном совместном управлении железной дорогой. Несмотря на то, что правительство СССР отказалось от многих неравноправных договоров, заключенных до октябрьского переворота, оно не собиралось отказываться от своего права на КВЖД- царским правительством в дорогу были вложены огромные средства (более 0,5 млрд. золотых рублей!).

Надо отметить, что в те годы международная обстановке на северо-востоке Поднебесной была крайне напряженной: во-первых, сам Китай начиная с Синьхайской революции был ввергнут в пучину междоусобиц и смут; во-вторых, советская Россия активно поддерживала китайскую революцию, что также не способствовало стабильности в регионе. Политика СССР противоречила интересам Чан Кайши, и в январе 1929 года его войска заняли Маньчжурию.

Против советских учреждений и работников КВЖД начались провокации: новыми китайскими властями был захвачен телеграф КВЖД в Харбине, закрыты и опечатаны все представительства советских торговых и хозяйственных организаций. Около 200 советских служащих было арестовано.

В ответ СССР разорвал дипломатические отношения с Китайской республикой. На советско-китайской границе начались столкновения, которые уже на китайской территории переросли в крупномасштабные боевые действия. После ожесточенных боев Особой Дальневосточной Армией (ОДВА) под командованием В. Блюхера была одержана убедительная победа и в декабре 1929 года состоялось подписание Хабаровского протокола, восстанавливавшего на КВЖД положение, предусмотренное соглашением 1924 года.

События 1929 года, в результате которых погибло несколько сотен советских воинов и несколько тысяч китайцев, получили название«конфликта на КВЖД».

После окончания военных действий консульство Японии выставило советскому командующему ОДВА В. Блюхеру иск на сумму в 22 500 японских йен за убитую шальным снарядом проститутку из японского публичного дома. В иске было подсчитано, сколько лет могла она прожить, сколько посетителей за эти годы обслужила бы и какой доход могла принести.

В. Блюхер иск отклонил.

Японская оккупация

«Чтобы завоевать мир, нужно завоевать Китай. Чтобы завоевать Китай, нужно завоевать Монголию и Маньчжурию»,- говорили японские генералы. В 1931 году Япония оккупировала Маньчжурию и создала в 1932 году на ее территории марионеточное государство Манчжоу-го. В то время количество русских в Харбине достигало 200 тыс. человек. Японцы разрешили русским выезжать из страны. У кого были деньги- уезжали, и центр русской эмиграции переместился в Шанхай. Что касается жизни оставшихся эмигрантов, то японская военная спецслужба создала Бюро по делам российской эмиграции в Маньчжурии (БРЭМ), которое строго регламентировало каждый их шаг. В Маньчжурии был установлен военно-полицейский режим.

В Харбине закрывались русские школы, институты, больницы, торговые дома... Современники вспоминали:«Не стало русских кондукторов и стрелочников, исчезли русские носильщики. Все заняли японцы. На смену русскому «здравствуйте» пришло японское «конничива», вместо«до свидания»-«сойонора», вместо «спасибо»- «аригато»».

Столицей страны был объявлен нынешний город Чанчунь, а Харбин стал одним из крупных административных центров. Во главе Манчжоу-го японцы поставили последнего императора Китая Пу И, но всеми делами фактически руководили японские советники и чиновники.

За время оккупации японские милитаристы увеличили численность части Квантунской армии, расположенной в северо-восточном Китае, до 780 тысяч человек, создали на границе с СССР систему укрепленных районов. В течение 1933- 1939 гг. с территории Манчжоу-го Япония неоднократно устраивала военные провокации против СССР и Монголии, в том числе крупные провокации в 1938 г . в районе озера Хасан и в 1939 в районе реки Халхин-Гол.

Государство Манчжоу-го просуществовало до 1945 года. Во время освобождения советскими войсками Маньчжурии Пу И был задержан и перевезен в Хабаровск, где провел пять лет. В 1950 году последний цинский император был передан КНР, где получил должность садовника в императорском дворце.

Умер Пу И в Пекине в 1967 году.

Дороги, которые не выбирают

Русских эмигрантов по всему миру оказалось так много, что проблемы русской эмиграции пришлось решать Лиге наций. Была организована выдача так называемого «паспорта русского эмигранта», а таким странам как Аргентина, Уругвай и Парагвай были перечислены деньги на перевозку, размещение и создание рабочих мест для русских, желающих переехать в Латинскую Америку.

Конечно, те у кого были деньги, уезжали в благополучные страны: Австралию, Америку, Японию, Новую Зеландию, но очень-очень многие оказались в Латинской Америке. В настоящее время в Парагвае проживает около миллиона русских. Самый известный и очень талантливый харбинский поэт Валерий Перелешин умер в Аргентине. Однако судьбу таких переселенцев можно еще назвать счастливой. Хуже пришлось тем, кто поверил Сталину.

В конце тридцатых годов советское правительство объявило амнистию всем русским харбинцам и разрешило вернуться. По воспоминаниям Натальи Ильиной, жители Харбина ликовали. Город разделился на тех, кто уезжает, и тех, кто остается. Люди ходили по магазинам и закупали все, что им может пригодиться на родине. Однако эшелоны с плакатами«Принимай, Родина, своих сыновей!» доходили до Читы, где составы переформировывались и направлялись прямиком… в сибирские лагеря.

Освобождение Харбина

Девятого августа 1945 года СССР объявил войну Японии и ввел войска в Маньчжурию. Узнав об этом, 16 августа 3000 человек местного русского эмигрантского населения совместно с консульством СССР организовали отряды обороны и взяли в свои руки радиостанцию, водокачку, железную дорогу и пристань, и удерживали их до прихода советских войск.

Однако сухопутные части Красной Армии пробивались к Харбину с большим трудом. Японцы оказывали мощное сопротивление и сражались с завидным упорством. В этих условиях было принято решение взять город с воздуха. На аэродром Харбина высадился десант генерала Г. А. Шелахова, состоявший из 120 десантников, и принудил к сдаче 40-тысячный японский гарнизон.

Освобождение от японцев Харбина стало настоящим праздником для жителей города. Многие старожилы Харбина с теплотой вспоминают советских солдат, которых здесь до сих пор называют«большие пальто»- такое впечатление произвели на местных китайцев добротные шинели красноармейцев.

На местном ипподроме была организована выставка трофейного японского оружия. Особое внимание привлекали длинноствольные пушки, которые могли стрелять по Владивостоку с территории Хэйлунцзяна. Эта выставка надолго стала самым посещаемым местом Харбина.

В сентябре в Харбине состоялся Парад Победы, на котором присутствовало 20 тысяч человек. Колонны советских солдат местное население забросало (в буквальном смысле) цветами. На параде прошли и отряды харбинских старожилов в старой парадной российской форме. Харбин стал центром советской администрации.

Именно в это время произошло еще одно событие, о котором мало говорят: представители советской власти в Харбине устроили большой прием в честь победы над Японией. На этот прием были приглашены все самые видные люди города- ученые, музыканты, коммерсанты, инженеры… Больше никто этих людей не видел. Говорят, что их прямо с торжественного ужина под конвоем отправили на вокзал, затолкали в вагоны и увезли. Куда ушел этот поезд, и что стало с его пассажирами никто не знает.

Артист драмы

В личном листке Василия Зарубина, хранящимся в архивах Приморья, отмечено, что его «основным занятием до войны 1914 г. была сцена,- профессия актер-музыкант, артист драмы». Как писал сам Зарубин: «Обладая музыкальными способностями, я старался получить музыкальное образование, но это мне не удалось. Самоучкой я выучился играть на балалайке, что было по средствам моей семье, на которой совершенствовался и был принят в Российский Великорусский Оркестр, где после был солистом». Впоследствии Зарубин стал настоящим артистом и солистом советской разведки в Харбине.

Работник ГПУ во Владивостоке Василий Зарубин, самостоятельно выучивший китайский язык, был направлен в Харбин, где не один год работал разведчиком под прикрытием должности завхоза консульства СССР.

В октябре 1941 года Зарубина вызвал Сталин и направил его в Америку с заданием собирать всю информацию по разработке уранового оружия. Через свою агентуру Зарубин работал с физиками-ядерщиками Оппенгеймером и Эйнштейном и внес огромный вклад в создание советской атомной бомбы.

Фотография Зарубина и сегодня размещена на официальном сайте ФБР США как фото одного из «значительных» российских шпионов.

Когда-то на месте парка Культуры находилось старое русское кладбище. В лучших советских традициях кладбище сровняли с землей, а на его месте разбили парк. Только один островок бывшего кладбища остался нетронутым- место, где захоронены останки 110 советских воинов, погибших при освобождении Маньчжурии в 1945 году. Правда, во избежание вандализма это место огородили кирпичной стеной и закрыли тяжелыми железными воротами. Приедет сын на могилу отца или ветеран навестить фронтовых друзей- ворота откроют. Хотя все понимают, что такая перестраховка в Харбине не нужна. Даже во времена культурной революции, когда хунвэйбины жгли и крушили все советское, на эти надгробия ни у кого не поднялась рука.

Несколько лет назад трое россиян ужинали в небольшом ресторанчике Харбина. С ними за столиком сидел седой китайский бизнесмен и молодой переводчик. В заведении, рассчитанном на шесть столиков, было много посетителей. В разговоре один из русских сказал, что его дед воевал в Харбине. Далее последовала поразительная реакция. Седой китаец поднялся и громко обратился ко всем присутствующим: «Друзья! Дед этого товарища воевал в Харбине. Давайте выпьем за воинов Советской армии и освобождение Китая от японцев!». Все присутствующие, подчеркиваю, все, поднялись и выпили. И не было в этом ничего показушного, натянутого... Советских солдат уважают в Маньчжурии.

Харбин - это особый город в российско-китайской истории. Русский Харбин - тема столь обширная, что стоит, наверно, нескольких диссертаций, а не поста в блоге. Но всё же не могу о нём не написать. Благодаря своей близости к нашему Дальнему Востоку, он, наверно, самый посещаемый русскими город Китая. Поездка сюда позволяет объединить хороший шопинг (что традиционно ищет большинство приезжающих) с интересной культурной программой и просто отдыхом в этом стремительно растущем мегаполисе. Причем, в отличии от Даляня, большинство китайцев, с которыми контактируют русские туристы (продавцы, обслуга и т.п.) понимают русский в необходимых для взаимодействия пределах. Жаль, что большинство русских туристов очень мало знают русскую историю этого города.
Город, изначально посад, был основан русскими в 1898 году как железнодорожная станция Трансманчжурской магистрали.

Одним из основателей города был Николай Сергеевич Свиягин, руководивший строительством КВЖД (после революции умер и похоронен в Харбине).
Осенью 1897 г. в Маньчжурии в районе Хуланьган-Ашихэ проводил изыскания один из помощников князя С. Н. Хилкова - инженер Адам Иванович Шидловский. Он-то и нашел подходящее место для постройки центра будущей КВЖД - в точке пересечения дороги с широкой водной артерией (Сунгари), связывавшей строителей кратчайшим и наиболее удобным путем с русской территорией. Место под будущий город было выбрано в треугольнике между трассой КВЖД, рекой Сунгари и ее притоком Ашихэ.
До момента основания города в 1898 году на этом месте была небольшая рыбацкая деревня. Район этот населяли маньчжуры, а слово Харбин в переводе с маньчжурского языка означало - сушить сети.
Так возник этот необычный город - русский город, построенный русскими для русской железной дороги на китайской земле. Возведенный в самом центре богатой черноземной маньчжурской равнины, Харбин стал расти со сказочной быстротой. Яркую и точную характеристику возникновения и развития Харбина дал один из русских журналистов, оказавшийся в Маньчжурии в 1904-1905 гг.: "По своей идее, по своему географическому положению Харбин задуман превосходно. Немного найдется таких искусственно созданных городов, которые в 5-8 лет своего существования успели бы вырасти из никому не известной деревушки в огромный город и зажить собственною широкою торговою жизнью.

Правда, Харбин был озолочен сперва постройкой железной дороги, а затем пребыванием в Маньчжурии миллионной русской армии. Какова бы ни была дальнейшая судьба Маньчжурии, Харбин навсегда останется важным торговым и административным центром благодаря своему блестящему положению на перекрестке различных водных, сухих, железных и торговых дорог». Жизнь полностью подтвердила правоту последнего утверждения.


Все многообразие факторов - и то, что город вырос практически в безлюдной местности, и то, что создавался он по российским градостроительным образцам начала XX в., и значительный приток российского населения в полосу отчуждения, и реальная забота администрации КВЖД об устройстве именно русского быта и русского образа жизни на чужой земле, а также русская духовная и культурная жизнь - все это создало феномен Харбина - уникального города, не имевшего тогда аналогов в мире.


В 1901 году являлся штаб-квартирой Заамурского пограничного округа Отдельного корпуса пограничной стражи Министерства финансов, создан на базе Охранной стражи КВЖД. Наряду с китайской в городе была русская администрация и полиция. После Русско-японской войны многие русские покинули Маньчжурию, но многие из тех, кто прожил в Харбине долгое время, решили остаться.

К 1913 году Харбин был фактически русской колонией для строительства и ремонта КВЖД. Население города составляло 68 549 человек, в основном русских и китайцев. Перепись фиксирует наличие граждан 53 разных стран. Кроме русского и китайского, они говорили ещё на 45 языках. Только 11,5 % всех жителей родились в Харбине. К 1917 году число жителей Харбина перевалило за 100 тысяч. Из них русских насчитывалось более 40 тысяч. Вот ещё несколько видов этого города.

Харбин (трансл.: Хаэрбинь, кит. трад. 哈爾濱, упр. 哈尔滨, пиньинь Hāěrbīn) — город в северо-восточном Китае, административный центр провинции Хэйлунцзян (кит. трад. 黑龍江, упр. 黑龙江, пиньинь Hēilóngjiāng), согласно современному китайскому административному делению Харбин является городом субпровинциального значения. Харбин в административно-территориальном плане делится на
8 городских районов (Даоли, Наньган, Сянфан, Даовай, Пинфан, Сунбэй, Хулань, Ачэн),
3 города уездного уровня (Шанчжи, Шуанчэн, Учан) и
7 уездов (Фанчжэн, Бинь, Илань, Баянь, Тунхэ, Мулань, Яньшоу)

Население с пригородами — 9,5 миллионов жителей.

История

Город, изначально посад, был основан русскими в 1898 году как железнодорожная станция Трансманчжурской магистрали, из-за чего наиболее старые районы Харбина до сегодняшнего дня отмечены преобладанием архитектуры, типичной для Сибири. Одним из основателей города был Николай Сергеевич Свиягин, руководивший строительством КВЖД (после революции умер и похоронен в Харбине). В 1901 году являлся штаб-квартирой Заамурского пограничного округа Отдельного корпуса пограничной стражи Министерства финансов, создан на базе Охранной стражи КВЖД. После Октябрьской революции многие дворяне, офицеры и белогвардейцы бежали в Харбин и внесли большой вклад в его развитие и возвышение. 26 мая 1931 года в Харбине, на 1-м съезде русских фашистов была образована Российская фашистская партия во главе с К. В. Родзаевским. В 1932 году город был оккупирован Японской императорской армией. После капитуляции Японии во Второй мировой войне Харбин был занят советскими войсками и передан под контроль китайских коммунистов, для победы которых промышленные мощности Харбина были крайне важны.

После основания Китайской Народной Республики роль Харбина как центра тяжёлой промышленности расширилась. В него были переселены многочисленные выходцы из южного Китая. В настоящее время Харбин стал одним из главных перевалочных пунктов в торговле с Россией, чему обязан своим нынешним бурным ростом.

Климат

Зимы в городе очень холодные, температура ночью может опуститься до −40°. Снег начинает выпадать в октябре, а конец морозов наступает лишь в апреле. Из-за этого урожайный период в округе довольно короток. Из-за приятно прохладных по сравнению с жарким южным Китаем летних температур Харбин является излюбленным местом для конференций.

Экономика

Крупный экономический центр. Транспортный узел, аэропорт. Машиностроение, в том числе электроэнергетическое, производство оборудования для нефтяной и химической промышленности, судостроение (речное), приборо-, станкостроение, вагоностроение, производство шарикоподшипников, сельскохозяйственное. Химическая, фармацевтическая, текстильная, кожевенная, пищевая (сахарная, маслобойная, мукомольная, консервная), деревообрабатывающая, бумажная промышленность, производство стройматериалов. Торговый центр богатого сельскохозяйственного и лесопромыслового района.

В последнее время город активно застраивается многоэтажными жилыми домами (высотой от 30 до 50 этажей). Ведётся активная работа по озеленению улиц Харбина. Современный Харбин обладает развитой инфраструктурой. Имеются современные фривеи и автобаны, которые проходят как внутри города, так и по направлению к пригородам, а так же и к китайскими мегаполисами (прежде всего Чанчунь, Пекин, Шанхай).

Наука

Крупный культурный и научный центр. Харбинский университет (Хэйда). Музей старых фотографий Харбина. Здесь учится огромное количество иностранцев, прежде всего из Австралии, США, Японии, Южной Кореи, Германии, Швеции и в последняя время из России (особенно студенты из Якутии и Приморского края).

В городе находится Центральное картографическое общество КНР.

Проблемы перенаселения

В силу своей перенаселённости, Харбин обладает всеми возможными благами современного города. Обладает развитой транспортной системой. Обладает высокоразвитой экономикой и имеет самую передовую интернет технологию в КНР.

Образование

Вузы, в том числе университеты.
Институт модернизации сельского хозяйства Академии наук КНР
Харбинский Политехнический Университет — 哈尔滨工业大学
Хэйлунцзянский Государственный Университет — 黑龙江大学
Харбинский Инженерный Университет — 哈尔滨工程大学
Северо-восточный сельскохозяйственный университет — 东北农业大学

Транспорт

Харбин — важный железнодорожный узел северного Китая. Аэропорт Харбин Тайпин. Речной порт. До 2008 года в городе существовала троллейбусная сеть. В настоящее время в Харбине ведется строительство метрополитена; запуск первой линии запланирован на 2010 год.


Достопримечательности

Детский парк в котором расположена детская железная дорога (открыта в 1956 году) и Музей науки и техники
Зоопарк
Ботанический сад
Музей провинции Хэйлунцзян
Театр оперы
Театр драмы
В окрестностях музей на месте Японского секретного полигона по применению бактериологического оружия (Отряд 731, с 1939)

Архитектура

Планировка прямоугольная. В центре преобладает русская архитектура начала XX века и японская застройка 1920-1940-х годов. Имеются православные Собор Св. Софии (1907 г.;с 1997 г. Дворец зодчества) и церковь Покрова (1907 г.;действующая). Обелиск Советской армии-освободительнице (1950-е гг.)

Харбин - один из многих китайских городов, основанных европейцами, распиливавшими слабеющую страну в XIX веке. Вслед за успешным присоединением современного Дальнего Востока после второй Опиумной войны (1862) в России зрели планы отжать еще больше территорий на севере Китая. Была построена база флота в Порт-Артуре и железная дорога во Владивосток напрямую через территорию Китая (через Китай строить было проще, чем по диким территориям к северу от Амура). Харбин появился как станция, где от железной дороги из Читы во Владивосток начиналось ответвление на юг до Порт-Артура. Давно уже железная дорога перешла к Китаю, а Харбин теперь - город с населением в 10 раз больше, чем Владивосток.

После революции 1917 года в Харбине жило множество русских эмигрантов, но после прихода в Китай коммунизма общине наступил конец. Все, что осталось - церковь святой Софии, в которой находится музей архитектуры.



Русская архитектура? Скорее стилизация под нее.



Есть тут своя кремлевская башенка.



Больше общего с архитектурой более позднего периода. Иронично, что это здание построено, похоже, в год распада Советского Союза.



Барельеф с атлетами, затем башни Кремля, и затем - небоскреб.



Да, в Харбине, как в любом уважающем себя китайском городе, жилые здания соревнуются по высотности.



Там вдалеке стоит что-то похожее на Исаакиевский собор.



Вдалеке слева, кажется, тоже закос под Россию.



Но самый точный, пожалуй, вот этот. Похож на ДК.



Вот здесь хорошая лепнина.



В какой момент в Китае решили строить в стиле сталинского ампира?



Тогда же, когда стали расставлять в парках скульптуры в стиле соцреализма?



В любом случае сейчас тут строят капитализм, примерно как в Гуанчжоу .



Ангел указывает руками на две типичные китайские урны для раздельного сбора мусора.



О России еще напоминают названия пары улиц. Улица Гоголя (Гуогэли).



Улица Сталина (Сыдалин).



А вот, что стоит на улице Гоголя.



А вот, как выглядит улица Сталина.


Китайцы - грандмастера ночной иллюминации.





Вот так выглядит главная улица Харбина.





На ней есть пара забавных русских вывесок у магазинов.





Что еще типично китайского тут есть, так это замызганные дворы с кучами всякого хлама прямо в центре.





И, конечно, дворцы.



Какой Китай без дворцов?



Самый лучший, похоже, на другой стороне реки.



Река зимой замерзает, лед довольно грязный.



Мечеть.


Китайцы читают газеты на улице.



Харбинский драндулет. В отличие от своих южных собратьев, полностью крытый, чтобы защищать от холода.



Фигурки человечков с китайской сладостью - яблоками на палочке.



Как в любом серьезном 10-миллионном городе, в Харбине есть метро, пока что одна линия. Все метрополитены в Китае выглядят одинаково.



Даже в -20 китайцы выходят на улицу танцевать под медленную эстрадную музыку.



В конце февраля в Китае отмечают Новый Год (по китайскому календарю). В это время в Китай лучше не ездить, потому что весь транспорт и достопримечательности будут переполнены. Я благоразумно пропустил это событие, но, похоже, after-party продолжается еще некоторое время. По крайней мере в Харбине постоянно устраивали новогодние фейерверки по вечерам. Китайские фейерверки весьма специфичны. Они больше похожи на смесь петарды (когда я был маленький, было такое популярное развлечение) с бенгальскими огнями, потому что не летят вверх, а взрываются на земле. Когда их массово пускают во дворах, кажется, что вокруг идет перестрелка.