Как ребенка научить правильно говорить буквы. Логопедические упражнения для детей, которые научат выговаривать буквы

Как научить ребенка говорить буквы

Как научить ребенка говорить буквы не "проглатывая" и правильно выговаривать буквы Р и Л? Если вашему ребенку сложно выговаривать Р или Л,то специальный комплекс упражнений для укрепления мышц языка ,занятия для правильного произношения букв в слогах и слогах ,а также - полезные детские скороговорки для улучшения дикции помогут решить эту проблему.

Одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители дошкольника - как научить ребенка выговаривать буквы правильно . Обычно деткам очень долго не удается правильно выговаривать "заковыристые" буквы Р и Л . И в этой статье мы пошагово научим вас проводить занятия с малышом для улучшения дикции и правильного произношения букв. После того,как вы внимательно ознакомитесь с методами,которые помогут вам научить ребенка выговаривать букву р и л, помощь детского логопеда ребенку может вовсе не понадобится.

"Сложная" буква Р для большинства детишек остается неподдающейся в освоении дольше всех остальных букв . Как правило, проблемы с правильным произношением буквы Р появляются в то время, когда речь малыша только начинает развиваться , на этапе базового становления. Нельзя упускать это время и откладывать обучение правильному произношению букв в долгий ящик,чтобы у ребенка формировались навыки выражать свои мысли хорошо поставленной речью и чтобы не закрепилась картавость.

Обучая малыша правильно выговаривать буквы Р и Л , важно правильно организовать занятия: Нельзя переутомлять ребенка, занимайтесь с ним не более 15 минут ежедневно;
Обучение навыкам правильного произношения букв должно быть организовано в игровой форме ;
Тональность в процессе обучения малыша не должна быть навязчивой и обязательно должна быть доброжелательной.

Итак, с помощью приведенных ниже 6 шагов вы сможете научить своего ребенка правильно выговаривать букву р:

ШАГ ПЕРВЫЙ

Подготовка к занятиям: массаж лица

Перед тем, как научить ребенка говорить буквы правильно ,сделаем ему массаж, разогревающий мышцы лица. Малыш стоит к вам лицом,его глаза находятся прямо напротив ваших.
Делаем
массаж и озвучиваем все действия: Медленно и нежно поглаживайте теплыми подушечками пальцев надбровную область лба малыша и при этом приговаривайте: « Вот как сильно мы любим себя, вот как трепетно голубим себя... » Затем начинаем аккуратно массировать крылья носа и движемся пальцами в направлении гайморовых пазух, при этом приговариваем: «Ой какой у нас славный носик, вот какой у нас симпатичный курносик...» После этого массирующими движениями разглаживайте кожу малыша вокруг скул,губ,щечек и до ушей,а затем - в обратную сторону. Приговаривайте при этом: «Губки,наши губки,расплывайтесь-ка в улыбке! Рот наш роток, он совсем не молчунок! Ушки наши ушки, вы всегда на макушке!»

ШАГ ВТОРОЙ

Разминочные упражнения

Разогревающий для мышц лица массаж мы уже сделали малышу. Приступаем к первым упражнениям .

Ребенок по прежнему находится к вам лицом,осанка прямая и его глаза - на уровне ваших.

Эти упражнения помогут хорошенько укрепить мышцы языка малыша и будут способствовать развитию принудительной вибрации самого кончика языка.

Попросите малыша попеременно доставать кончиком языка то нижние зубки , то верхние (30-40 раз).

Затем малыш резко шлепает языком по области нёба,где расположен верхний ряд зубов , одновременно произнося букву Д. Обязательно демонстрируйте все действия,чтобы малыш точно выполнял упражнения .

Далее. Попросите малыша немного высунуть язык, губы при этом сомкнуты. Ребенок сильно выталкивает изо рта воздух, при этом по инерции кончик язычка должен вибрировать. В последующих упражнениях малыш будет самостоятельно учиться воспроизводить этот звук без выталкивания воздуха изо рта.

ШАГ ТРЕТИЙ

Основные упражнения для улучшения подвижности языка и закрепления навыков правильно выговаривать букву р

* А теперь привнесем в обучение больше элементов игры . Попросите ребенка показать свой язычок - пусть он его немного расслабит и поболтает им с выходящим звуком между зубов, будто бы дразнясь. Потом устройте с малышом соревнование - кто из вас высунет свой язык дальше.

* Отличное занятие,которое поможет быстрее научиться малышу выговаривать букву Р, это имитировать топот лошадиных копыт, характерно цокая язычком. Научите ребенка цокать язычком и попросите его повторить эти звуки пятнадцать раз.

* Как научиться выговаривать букву р в игровой форме проверенным методом? Отличное упражнение - малыш двигает в разные стороны большим пальчиком ,положив его под язык. Одновременно ребенок пытается выговаривать букву Р (рычать,как заведенный мотор автомобиля).

* Еще одно хорошее упражнение,с помощью которого в игровой форме можно осваивать правильное произношение буквы Р и укреплять мышцы языка. Попросите малыша показать улыбку,растянув пошире губки и кончиком языка "почистить" зубки сперва с внешней,а затем и с внутренней стороны . Упражнение желательно повторить 20-25 раз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ

Как научить ребенка выговаривать все буквы,в том числе и Р? Продолжаем укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

- Попросите ребёнка пошире открыть свой ротик и показать зубки . На коренных зубках располагаются боковые стороны языка,а кончик - на поверхности передних зубов. Попросите ребенка сделать язычок "крепким" секунд на десять,а затем ненадолго расслабить. Повторяйте упражнение вместе с малышом (6-7 раз).

Это упражнение для укрепления мышц языка будет немного посложнее для малыша. Но освоив его,ребенок быстро научится выговаривать правильно букву р и л.
Выполнение упражнения заключается в следующем - малыш как бы "присасывается" поверхностью зыка к нёбу,а затем "отрывает" его от неба с характерным щелчком. Десять раз делаем это упражнение в медленном темпе,затем ускоряемся и снова замедляем темп (всего 30-35 повторов в разном темпе).

Теперь попросите ребенка слегка разомкнуть губки и легонько прикусывать кончик язычка (15-20 повторений)

Заключительное упражнение для укрепления мышц языка - малыш выдувает воздух с силой,язык при этом находится между губами. Желательно добиться того,чтобы язычок вибрировал.

ШАГ ПЯТЫЙ

А теперь переходим от "физкультурных" упражнений для языка к освоению навыков правильного выговаривания буквы Р в разных слогах и коротких сочетаниях.

Сперва отрепетируйте с ребенком навык правильно выговаривать Р в открытом слоге - ро,ра.
Затем пробуйте выговаривать Р с твёрдыми согласными буквами - др,тр.
Когда малыш закрепит эти навыки, переходите
к обучению правильного выговаривания слов (коротких,известных ребенку) с этими слогами. Эти упражнения хорошо оттачивают технику правильной речи и помогают научить ребенка выговаривать букву р.

ШАГ ШЕСТОЙ

Детские скороговорки для развития речи и дикции у ребенка.

Если малыш уже неплохо умеет выговаривать букву Р,но иногда (во время разговора) он её "зажевывает" или произносит неправильно,то пришло время познакомить ребенка со скороговорками .

Популярные скороговорки замечательно устраняют дефекты речи ,избавляют ребенка от косноязычия,способствуют развитию навыков правильного произношения букв и слов и считаются самым эффективным методом "оттачивания" артикуляции разных звуков.

Если малыш уже может запоминать коротенькие детские стишки ,то вы вполне можете приступать к знакомству со скороговорками . Но заучивать скороговорки наизусть надо поэтапно - сперва малыш повторяет скороговорку (вслед за вами) очень медленно. При этом ребенок должен понимать смысл заучиваемого текста. Постепенно наращиваем темп произнесения скороговорки,но вы должны корректировать артикуляцию и дикцию. Ниже вы найдете самые подходящие скороговорки ,с помощью которых можно научить ребенка выговаривать буквы, в том числе и "сложную" букву Р:


Детские скороговорки для улучшения дикции, правильного произношения буквы Р и развития речи

5 УПРАЖНЕНИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МАЛЫШ НАУЧИТСЯ ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Л

Перед тем,как научить ребенка говорить буквы,не забываем о том,что дошкольник легче усваивает материал в игровой форме обучения. Иногда малыш довольно долго не выговаривает правильно букву Л. Существуют эффективные упражнения для решения этой проблемы. Метод во многом похож на отрабатывание навыков правильного произношения буквы Р

Выполнять каждое упражнение желательно по десять секунд 5-7 раз. Весь комплекс - 3 раза от начала до конца пошагово. (ежедневно 2 раза)

Упражнение 1

Отрабатываем навык подъема языка вверх и укрепляем мышцы языка.
Попросите ребёнка показать вам зубки, широко улыбнувшись. Язык ребенка касается нёба и пощелкивает,как лошадь стучит копытами по асфальту.

Упражнение 2

"Оттачиваем" у малыша навык делать язык широким,вырабатывая умения быстро напрягать и расслаблять мышцы языка.
Попросите ребенка немного приоткрыть рот и далеко высунуть язык, а затем - положить его на нижнюю губку широким краем. Попросите малыша удерживать язык в таком положении 5 секунд.

Упражнение 3

Теперь учим ребенка выдыхать воздух тонкими струйками по краям язычка.
Слегка приоткрыв рот,ребенок легонько прикусывает передними зубками кончик языка и начинает дуть,наращивая темп и силу. Силу и направление воздушной струи контролируйте с помощью легкого перышка (не забываем об игровом элементе в обучении маленького ребёнка)

Упражнение 4

Отрабатываем у малыша навык быстро менять положение языка. Это упражнение необходимо для укрепления мышц языка,чтобы малыш мог легко и быстро соединять букву Л с разными гласными - У,А,О,Ы

ребенок приоткрывает рот,сильно упирается кончиком языка в основание верхних зубов с внутренней стороны,а затем быстро меняет положение языка,упираясь его кончиком в основание нижних зубов. Сперва упражнение выполняется медленно,затем ускоряем темп.

Упражнение 5

Теперь переходим к обучению правильному произношению буквы Л в словах и слогах. Слова и слоги (лу-лу-лу-лу, ла-ла-ла-ла, ло-ло-ло-ло, ла-ло-лу-ла-ло-лу ) даже лучше петь,а не произносить.
После этого откройте детскую книгу с картинками,объекты на которых содержат в своем названии букву Л в разных сочетаниях с другими буквами. Пусть малыш постарается рассказать что-нибудь о каждом объекте,чтобы в каждом предложении встречалось его название.

Теперь вы знаете,как правильно и быстро научить ребенка выговаривать "сложные" буквы , в том числе - буквы Р и Л. Выделим 3 ключевых момента,которые формируют фундамент в отрабатывании у ребенка навыков произношения разных букв: упражнения на укрепление мышц языка и его подвижности, обучение ребенка правильному произношению той или иной буквы в разных слогах, заучивание скороговорок и их частое повторение (медленно-быстро). Если у ребенка что-то не получается,не переходите к следующему этапу обучения,а продолжайте отрабатывать навыки в упражнениях,на которых вы остановились.

Примерно с 15–18 месяцев жизни ребенок способен произносить фразы из двух и более слов, а к возрасту 18–20 месяцев в его словарный запас должно входить около 60–100 слов. В этот период у малыша интенсивно развивается артикуляция, и правильность произношения звуков во многом зависит от членов семьи: они должны разговаривать с ребенком и в его присутствии разборчиво, не коверкая слова. Но даже если это правило выполняется, в дальнейшем у ребенка все равно могут возникать сложности с произношением отдельных букв.

Занятия с ребенком для правильной постановки произношения можно проводить дома, не прибегая к услугам логопеда. Однако если у малыша наблюдаются проблемы с проговариванием многих звуков, пройти консультацию у специалиста все же придется, так как некоторые нарушения развития речи могут быть связаны с особенностями артикуляционного аппарата. В этом случае программа занятий для постановки правильного произношения должна быть разработана профессиональным логопедом.

Для самостоятельных занятий с ребенком в домашних условиях вам необходимо подобрать специальные артикуляционные упражнения. Артикуляционная гимнастика включает дыхательные упражнения, а также упражнения на развитие артикуляционного аппарата и отработку определенных положений языка, губ и мягкого неба.

Дыхательные упражнения. Такие занятия можно проводить с ребенком в виде интересных игр. Например, можно дуть на ватные шарики и вместе с малышом загонять их в импровизированные «ворота» (например, в коробку), или надувать воздушные шары.

Упражнения для развития подвижности губ. «Трубочка – Улыбка»: попросите ребенка вытянуть губы трубочкой, а потом растянуть их в улыбку. «Пятачок»: вытянутые в трубочку губы нужно двигать вправо и влево и вращать по кругу. «Рыбки»: хлопать губами друг о друга, произнося при этом глухой звук. «Уточка»: вытянуть губы и сжать их пальцами так, чтобы большие пальцы находились под нижней губой, и вытягивать губы вперед, стараясь изобразить клюв уточки.

Упражнения для губ и щек. «Хомячок»: надуть обе щеки, а затем надувать их по очереди. Сильно втянуть щеки. Затем снова надуть щеки и бить по ним кулачком таким образом, чтобы воздух выходил с шумом.

Статические упражнения для языка. «Птенчики»: расслабленный язык лежит в ротовой полости, рот широко открыт. «Чашечка»: рот широко открыт, боковые и передний края языка подняты и не касаются зубов. «Трубочка: рок открыт, боковые края языка подняты. «Лопаточка»: расслабленный язык лежит на нижней губе. «Стрела»: рот открыт, узкий язык выдвинут вперед.

Динамические упражнения для языка. «Конфетка»: рот закрыт, напряженный язык упирается то в одну, то в другую щеку. «Чистим зубки»: рот закрыт, язык круговыми движениями обводит пространство между губами и зубами. «Змейка: рот широко открыт, узкий язык с силой выдвигается вперед и резко убирается обратно. «Часики»: губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, кончик языка по очереди тянется к уголкам рта.

Проводить упражнения артикуляционной гимнастики следует каждый день по 2–4 раза. Упражнения для развития губ, щек и языка выполняются перед зеркалом. Для одного занятия достаточно 3–5 минут, в течение которых рекомендуется выполнять с ребенком не больше 2–3 упражнений. Каждое упражнение следует выполнять по 5–7 раз, а статические упражнения, при которых ребенку необходимо удерживать определенное артикуляционное положение, делают по 10–15 секунд.

Как научить ребенка говорить буквы Р, Л и Ш?

Звуки, которые никак не поддаются ребенку, следует прорабатывать по отдельности. Как правило, самые большие проблемы у ребенка могут возникать с такими буквами, как Р, Л и Ш. Научиться выговаривать букву Р ребенок должен в возрасте 4–6 лет, а задумываться о том, как научить ребенка говорить букву Л, следует когда ему будет 5–6 лет. Учить малыша правильному произношению шипящих звуков необходимо тогда, когда он уже достаточно хорошо произносит другие согласные звуки. Как научить ребенка выговаривать буквы, которые сложны для произношения? Помимо проговаривания слов с этими буквами необходимо делать специальные артикуляционные упражнения.

Как научить ребенка говорить букву Р? «Чистим зубки»: рот широко открыт, кончик языка «чистит» верхние зубы с внутренней стороны, при этом губы растянуты в улыбке так, что видны верхние и нижние зубы, а нижняя челюсть неподвижна. «Маляр»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка двигается по нёбу, делая движения вперед и назад, при этом губы и нижняя челюсть неподвижны. «Барабанщик»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка стучит по верхним альвеолам, произносится твердый звук «д», при этом темп произношения постепенно увеличивается.

Как научить ребенка говорить букву Л? «Варенье»: рот слегка приоткрыт, широкий передний край языка облизывает верхнюю губу движениями сверху вниз. «Пароход»: рот приоткрыт, ребенок произносит долгий звук «ы», при этом кончик языка должен находиться в глубине рта и быть опущенным вниз, а спинка языка поднята к нёбу. «Лошадка»: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка сначала медленно, а потом быстрее (следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной). 4.8 из 5 (9 голоса)

Р и Л - самые сложные звуки, поэтому дети обычно учатся произносить их в последнюю очередь. Специалисты считают, что в норме ребенок справляется с ними к 5-6 летнему возрасту. К 4 годам малыш должен уметь выговаривать все остальные звуки. Как научить ребенка говорить букву Р: постановка звука Р, как научиться выговаривать букву Р, артикуляционная гимнастика — рассмотрим все это подробнее.

Почему надо учить ребенка правильно произносить звуки?

Многие взрослые продолжают неправильно выговаривать Р, картавить. Действительно ли важно, чтобы ребенок умел правильно произносить все звуки? Неправильное произношение может привести к возникновению комплексов, неуверенности в себе, к проблемам в школе - как с чтением и письмом, так и с взаимоотношениями с одноклассниками, а в дальнейшем - к невозможности овладения теми профессиями, где нужна красивая речь и четкая дикция.

Если ребенок уже неправильно говорит Р, само это не пройдет, ведь правильный способ образования этого звука довольно сложен для артикуляционного аппарата. Это единственный звук в русском языке, при произношении которого вибрирует кончик языка. Если ребенок нашел более «экономичный» способ произношения, то вряд ли он сам от него откажется.

Варианты неправильного произношения

Не выговаривать Р можно по-разному:

  • Распространенный вариант - когда звук просто выбрасывается, например, малыш произносит «ыба» вместо «рыба».
  • Р может заменятся на звуки, которые произнести легче: Л, Й, В, Ы, Г.
  • Ребенок может произносить Р нехарактерным для русского языка образом, например, грассируя (горловым способом) или как в английском. Особенно часто это случается у билингвов, с детства говорящих на двух языках, в одном из которых звук Р произносится «не по-русски».
  • Иногда дети нормально произносят этот звук отдельно, но в произношении слов или слогов возникают сложности.

Возможные причины проблемы

  1. Главная причина - слабость артикуляционного аппарата. «Лечится» эта проблема различными упражнениями на артикуляцию, движениями губами, языком, и не только специальными занятиями для произношения того или иного звука, но и простым гримасничанием. Если ребенок будет активно кривляться и строить рожицы, в процессе такой игры будут тренироваться язык, губы, мышцы лица.
  2. Мешать правильному образованию звуков могут и индивидуальные особенности уздечки языка (подъязычной связки), например, когда она слишком короткая. Определить, насколько длина уздечки соответствует норме, может только врач. Если она короткая, в большинстве случаев растянуть ее можно специальными упражнениями. Сейчас логопеды склоняются именно к такому варианту, постепенно отказываясь от подрезания уздечки, за исключением отдельных случаев.
  3. Еще одна причина - неразвитый фонематический слух: способность различать звуки (фонемы) любого языка. Это не имеет отношения к физиологическому слуху, то есть к самой способности слышать звуки: ребенок не может правильно определить, какой звук произносит другой человек, и, следовательно, потом делает ошибки и при произношении слов.
  4. Фонематический слух развивается постепенно, особенно помогают этому общение с родителями, чтение ребенку вслух, заучивание стихов. Но иногда фонематический слух нарушается, поэтому ребенок плохо различает звуки речи, которую он слышит. В частности, вредно для правильного развития фонематического слуха сюсюканье, когда родители подражают детской речи. Дети могут путать звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие, Р и Л тоже могут спутать с какими-то другими. Здесь тоже помогут упражнения, о которых мы расскажем ниже.
  5. Неправильное речевое дыхание тоже может привести к тому, что ребенок не выговаривает Р. Оно может быть обусловлено как привычкой, так и различными патологиями, например, хроническим насморком, увеличенными аденоидами, сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями иммунной системы. Соответственно, если есть такие проблемы со здоровьем, нужно их решать.

Нужно ли обращаться к логопеду?

Нужно обратиться к специалисту, если ребенок к 5 годам еще не научился выговаривать какие-то звуки, в том числе Р. Логопед определит причину неправильного произношения, исключит серьезные патологии.

В 5 лет вообще лучше сводить ребенка к логопеду, даже если вы думаете, что все в порядке - нужно оценить речевое развитие малыша. Перед тем, как ребенок пойдет в школу, его также нужно показать специалисту.

Консультация логопеда также нужна, если есть другие проблемы с речью:

  • в 2 года малыш общается только жестами;
  • в 3 года говорит настолько невнятно, что другие люди не могут разобрать его речь;
  • в 5 лет говорит невнятно, слишком быстро или медленно;
  • переставляет слоги, выбрасывает их или добавляет лишние;
  • говорит гнусаво (в нос);
  • если в 4-5 лет произносит мягко все звуки в речи.

Картавость может быть следствием каких-то мозговых нарушений, болезней нервной системы, хотя такие случаи, конечно, более редки, чем простая незрелость артикуляционного аппарата. Именно для того, чтобы своевременно обнаружить симптомы серьезных нарушений и принять меры, нужна консультация логопеда.

Даже если вы хотите справиться с неправильным произношением самостоятельно и уже вооружились списком рекомендаций и упражнений на артикуляцию, лучше хотя бы один раз сходить к хорошему логопеду. Он определит, насколько проблема серьезна, нет ли каких-то патологий в ротовой полости, которые мешают малышу правильно выговаривать звуки, даст квалифицированные советы в зависимости от индивидуальных особенностей вашего ребенка.

Общие принципы

Р и Л - сложные звуки, поэтому учить им ребенка можно только после того, как он научится выговаривать все остальные (шипящие, свистящие, В, Ф и другие). До этого времени сложные упражнения будут бесполезны: ребенок учится постепенно, наберитесь терпения. Особые затруднения возникают именно со звуком Р - в русском языке он образуется сложно, в этот процесс вовлечен почти весь артикуляционный аппарат, для его образования нужны точные движения языка.

Обратите внимание, что говорить «выговаривать букву Р» — неправильно. То, что мы произносим, это звуки, буквы - знаки при письме. Даже если вы просто говорите так по привычке, ребенку нужно объяснить, чем отличается буква от звука, это пригодится в школе.

  1. Занятия с дошкольником обязательно должны быть интересными, игровыми, даже если они длятся всего 10-15 минут. Если ребенок будет заниматься с удовольствием, он будет легче запоминать и быстрее научится верному произношению.
  2. Сначала нужно научить ребенка выговаривать звук Р отдельно. И только когда он уже будет хорошо «рычать», можно перейти к упражнениям на слоги и слова с трудным звуком. Когда ребенок будет чисто говорить Р в словах и слогах, можно тренировать Р в речи, учить скороговорки.
  3. Занятия будут занимать примерно полчаса в день, но само обучение может быть довольно долгим, от нескольких месяцев до года. Обязательно хвалите ребенка за его успехи! Причем обычного «Молодец!» недостаточно - говорите конкретно, чему новому научился сегодня малыш: «Ты сегодня научился цокать, как лошадка» или «Уже получается делать широкий язычок».

Перед тем, как предлагать ребенку упражнение, сами научитесь делать его правильно, контролируя себя с помощью зеркала. Повторяя за вами, малыш быстрее запомнит нужные действия.

Разминка

Каждую тренировку нужно начинать с разминки. В нее входят простые упражнения для губ и языка.

  • «Кисточка». Начинается упражнение с того, что нужно улыбнуться и открыть рот. Затем ребенок должен провести языком по нёбу от верхних зубов назад (как можно дальше к горлу) и обратно, как кисточкой. Повторите упражнение 10-12 раз.
  • «Маятник». Снова нужно улыбнуться и открыть рот. Затем слегка высунуть язык и покачать им из стороны в сторону, как маятником. Также повторить 10-12 раз.
  • «Гармошка». Ребенок должен прижать язык к нёбу, как будто хочет произнести звук «НЬ». Не отпуская язык, открывать и закрывать рот.
  • «Чистим зубки языком». Снова нужно улыбнуться и открыть рот. Пусть ребенок проведет по внутренней поверхности верхних зубов из стороны в сторону, как будто подметая их. Потом пусть «почистит » языком каждый зубик отдельно. Важно, чтобы при этом нижняя челюсть была неподвижна.
  • «Комарик». Это забавное упражнение дети любят. Нужно сказать «з-з-з» и слегка высунуть язык. Затем снова сказать «з-з-з» и поставить язык сразу за верхними зубами. Повторить 10-12 раз.

Упражнения для артикуляции

Они включают упражнения на развитие мышц языка, мимических, горловых мышц, губ. Упражнения указаны в порядке возрастания сложности.

  1. Перед этим упражнением нужно вымыть руки. Путь ребенок поместит большой палец под язык и подвигает им вправо-влево. Упражнение поможет растянуть уздечку.
  2. «Лошадка». Предложите малышу поцокать, как лошадка. Для этого нужно присасывать язык к твердому нёбу и отрывать его. Посоревнуйтесь, кто цокает быстрее и громче - соревновательный элемент сделает занятия интереснее для ребенка.
  3. «Шиворот-навыворот». Попросите ребенка высунуть язык и попытаться сказать что-нибудь.
  4. «Индюк». Как говорит индюк? Покажите это ребенку - быстро выбрасывайте язык между губами, чтобы получался звук «бл-бл-бл». Пусть ребенок повторит несколько раз. Если сразу не получается быстро, пусть попробует в медленном темпе.
  5. Полезны любые гримасы с активными движениями ртом: пусть ребенок сворачивает язык в трубочку, высовывает, пробует достать им до носа или подбородка, скалит зубы и так далее. Детям очень нравятся такие игры.
  6. «Кучер». Как остановить лошадку? Нужно сказать ей «Тпрр». При этом вибрируют губы, получается губной, глухой звук Р.
  7. «Блинчик». Упражнение нужно для правильной формы кончика языка при произношении звука Р - он должен быть широким, а не острым. Поэтому нужно научиться делать язык широким. Пусть ребенок положит широкий, плоский язык на нижнюю губу, как на блюдечко.
  8. «Любопытный язычок». Упражнение лучше делать сразу после предыдущего, чтобы ребенок не забыл, как делать широкий язык. Нужно улыбнуться и положить широкий язычок на нижнюю губу - пусть любопытный язычок посмотрит, что происходит вокруг. Потом широкий язык убрать в рот - в домик - и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. После того, как язычок отдохнул в домике, можно снова вывести его «погулять». Выдвигать и убирать язык нужно плавно.
  9. «Барабанщик». Пусть ребенок постучит языком по бугоркам - должен получаться звук «д-д-д». Язык при этом широкий, губы в улыбке, нижняя челюсть не двигается.
  10. «Сорока». В этом упражнении у ребенка уже может получиться звук, близкий к правильному Р. Как трещит сорока? Попробуем показать! Язык должен быть широким, надо поднять его к альвеолам и направлять струю воздуха на выдохе на кончик языка. Сначала ребенок должен попробовать произнести звук шепотом, потом громче.
  11. «Моторчик». Упражнение уже прямо подходит к правильному звуку Р. Ребенок должен говорить звук «д-д-д», как в упражнении «барабанщик». Теперь берем указательный палец ребенка (правый - для правшей, левый - для левшей, руки должны быть чистыми) и подставляем под кончик языка, совершая частые вибрирующие движение. Должен получиться звук «др-р-р». Моторчик завелся, скоро малыш научится сам, без помощи пальца заставлять кончик языка вибрировать!
  12. Попросите ребенка порычать, как тигр: «Р-р-р!» Вначале можно «заводить» язык с помощью пальца, постепенно переходя к самостоятельному произношению звука.

Конечно, не все эти упражнения делаются в одно занятие. Сначала нужно освоить первые пять, затем остальные. Обязательно хвалите ребенка за его успехи, пусть он демонстрирует их всей семье!

Упражнения для фонематического слуха

Нарушения фонематического слуха определяет логопед. Способность правильно определять звуки в речи развивается примерно к 5 годам, ошибки до этого возраста - нормальное явление. Конечно, эти сроки зависят от степени развития конкретного ребенка.

Нарушения фонематического слуха требуют постоянного внимания родителей и логопеда, их обязательно нужно исправлять, иначе в дальнейшем у ребенка возникнут сложности с обучением чтению, письму, он будет отставать в учебе. Часто на исправление таких ошибок уходит довольно много времени. Помочь справиться с подобными нарушениями помогут следующие упражнения.

  • «Поймай звук». Вы просите малыша хлопнуть в ладоши, когда он услышит определенный звук, например, Р, а потом произносите ряд звуков, к примеру, такой: А Р Т Л Б В Г Р З, и так далее с другими звуками. Когда ребенок будет успешно «ловить» отдельные звуки, попробуйте усложненный вариант этого же упражнения, но произносите слова, например: РОТ ЛОШАДЬ ШКОЛА МАРКА КОРОВА ЛОЖКА. Обратите внимание, что звук и буква - разные вещи, в слове «НОЖ», например, есть звук Ш, а не Ж.
  • «Исправь слово». Вы называете слова верно и неверно, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда слово произнесено правильно. Например: РЫБА ЛЫБА ГЫБА ЫБА.
  • «Назови слова». В этом упражнении вы просите ребенка назвать слова с заданным звуком в начале, середине, в конце: Р в начале - рот, рука, рыба; Р в середине - корова, корабль, карусель, Р в конце - двор, топор.

Автоматизация звука Р

Упражнения для правильного дыхания

Правильное речевое дыхание - важная составляющая верного образования звуков. Дыхательные упражнения направлены на увеличение объема дыхания, установку правильного ритма.

  1. Полезна для развития дыхания игра, когда через трубочку в стакан с водой вдувают воздух, чтобы получались пузырьки.
  2. Упражнение «Буря». Вам понадобится небольшой кусочек ватки, который надо положить на стол. Ребенок должен поставить кончик языка на альвеолы (бугорки) и сильно подуть на ватку, как ветер. Чем сильнее он дует, тем дальше улетит ватка. Цель - заставить язык вибрировать у альвеол.
  3. Упражнение «Фокус». Развивает не только дыхание, но и язык. Для него нужно положить ребенку на кончик носа ватку. Пусть он ее сдует, высунув язык и загнув его кончик вверх.

Нужно ли подрезать уздечку?

Короткая уздечка языка действительно может представлять проблему:

  • у новорожденных она вызывает проблемы с сосанием;
  • во-вторых, во время развития речи мешает правильной артикуляции;
  • короткая уздечка может мешать правильному развитию нижней челюсти, смещать центр языка.

В большинстве случаев укороченную уздечку замечают еще в роддоме и сразу ее подрезают, чтобы не возникло проблем с кормлением малыша. Если длина подъязычной уздечки уменьшена не сильно, можно увеличить ее с помощью упражнений. Именно к этому варианту сейчас склоняется большинство логопедов.
Действительно ли у ребенка короткая уздечка, насколько она влияет на произношение звуков и нужна ли операция, решает логопед. Уздечку подрезают под местной анестезией с помощью специальных ножниц или лазера. Следует знать, что после операции нарушения дикции не исчезнут сами по себе, поэтому часто доктора отказываются подрезать уздечку детям старше 4 лет.

Важно регулярно практиковать с ребенком те упражнения, которые представлены в данной статье, это поможет научить ребенка выговаривать букву Р без логопеда в кратчайшие сроки!

Видео:

Игры на развитие речи у детей от 1 до 2 лет

Логопед для непосед: 5 игр на запуск речи

Нужно ли волноваться, если ребёнок в 2,5 — 3 года не заговорил. Что предпринимать?

Большинство детей к 5-7 годам говорит правильно. Однако бывают случаи, когда ребята приходят в школу с еще не чистой речью. Обычно дети искажают шипящие звуки и звук «р». Недостатки произношения порой приобретают устойчивый характер и трудно поддаются исправлению. Поэтому за речью детей следите с самого раннего детства, не допускайте, чтобы ребенок шел в школу с неправильным произношением. Это особенно важно, так как недостатки произношения являются иногда причиной неуспеваемости детей.

Нередко недостатки произношения появляются в результате неправильного воспитания. В некоторых семьях взрослые при разговоре с малышом лепечут и сюсюкают. Этим самым они закрепляют неправильное произношение ребенка.

Говорите с ребенком всегда спокойно, четким, грамотным языком. Следите за речью детей и вовремя пресекайте замеченные недостатки произношения, так как исправлять их позже, когда они укоренятся, будет значительно труднее. Особое внимание развитию речи надо уделять в дошкольном возрасте, когда процесс идет наиболее интенсивно, а речь очень гибкая и податливая.

Некоторые родители считают, что разговорная речь развивается самостоятельно, без помощи взрослых. Это совсем не так. Невмешательство в процесс формирования детской речи приводит иногда к отставанию общего развития. Используйте всякого рода потешки, песенки, прибаутки, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки. Большое влияние на развитие речи малышей оказывает пример старших детей. Но не для всех детей достаточно простого подражания правильной речи, и малыши все-таки часто неправильно произносят отдельные звуки. К таким ребятам проявите особое внимание.

Дети с недостатками в произношении стесняются говорить, избегают слов с трудными для них звуками, становятся раздражительными и неохотно идут в школу. У ребят возникает чувство неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек. Поэтому создайте в семье правильное отношение к ребенку, имеющему недостатки речи, не допускайте, чтобы над ним смеялись, передразнивали его. Помогите спокойно, без стеснения преодолевать недостатки, дайте ребенку почувствовать, осознать всю важность правильного произношения и необходимость устранения картавости или шепелявости, заинтересуйте его этой работой.

Если ребенок к 5-6 годам неправильно произносит некоторые звуки, обратитесь к специалисту-логопеду, который поможет исправить произношение. Если нет этой возможности, занимайтесь с ребенком сами.

Приемов по постановке правильного произношения очень много. Приведем некоторые из них.

Во всех случаях исправления произношения попытайтесь сначала получить звук непосредственно путем подражания. Предложите ребенку произнести звук, показав сначала на себе. Потом добейтесь того, чтобы ребенок все повторил за вами. Занятия по постановке звуков проводите перед зеркалом: ребенок не только будет видеть свою артикуляцию, но и сравнивать ее с вашей.

Имейте в виду, что не всегда удается получить правильный звук на первых же занятиях. Эта работа требует терпения и большой настойчивости. При произнесении звука «ш» губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы чуть-чуть приоткрыты, кончик языка поднят вверх и образует щель с небом в передней его части. Звук произносится без голоса. Выдыхаемая струя воздуха теплая.

Если ребенок не картавит, то легко можно научить его произносить звук «ш». Предложите ребенку произнести «р» сначала громко, затем шепотом, немного отодвинув при этом язык шпателем (или ручкой ложечки) от альвеол к передней части неба,- получится звук «ш».

Точно так же ставится и звук «ж». Только он произносится с участием голоса, что легко ощутить, приложив руку к гортани.

Звук «р» ставится следующим образом: предложите ребенку произносить звук «д» сначала медленно, а потом все быстрее. В момент произнесения «дддддддд…» положите под язык указательный палец ребенка и быстро передвигайте его вправо и влево. Таким образом вырабатывается вибрация кончика языка и правильное звучание «р».

При произнесении звука «с» губы слегка растянуты, как при легкой улыбке, зубы чуть-чуть раскрыты (1-1-1,5 мм) и немного обнажены, кончик языка касается нижних зубов; посредине языка образуется желобок, по которому идет выдыхаемый воздух. При произнесении звука «с» выдыхаемая струя воздуха холодная. Это легко проверить, подставив тыльную сторону руки ко рту.

Звук «з» произносится так же, как и «с», только с участием голоса. (Сравните «ш» и «ж».) Вибрацию гортани легко почувствовать, приложив к ней руку.

Прежде чем приступить к постановке звука «л», научите ребенка четко и отрывисто произносить звук «ы». Сначала добейтесь, чтобы он быстро высовывал между губами широкий язык и убирал его назад. Такое упражнение проводите много раз. При этом получаются звуки «бл-бл-бл-бл-бл…». Затем переходите к следующему приему - просовывать широкий язык между зубами, слегка прикусывая кончик языка и «лллллл…у», «лллллл…ы». Так постепенно вырабатывается правильное произношение «л».

После того как вы добились верного произношения звука, закрепите этот звук в речи. Например, при закреплении звука «ш» предложите ребенку долго и четко произносить «ш-ш-ш-ш», подражая выпускающему пар паровозу; звук «ж» закрепляется при подражании жужжанию пчелы «ж-ж-ж-ж», звук «р» при подражании рокоту мотора «р-р-р». Затем переходите к произнесению прямых («ша», «шо», «шу», «шы», «ра», «ро», «ру», «ры») и обратных; («аш», «ош», «уш», «ыш», «ар», «ор», «ур», «ыр») слогов. Подберите ряд слов, предложений, стихотворений для упражнений, в которых часто встречается закрепляемый звук и, с наоборот, отсутствует тот, которого еще нет у ребенка.

Например, для закрепления звука «ш» разучите стихотворение:

«Мишка милый,
Мишка славный,
Неуклюжий и забавный,-
Весь из плюша мишка сшит,
Ватой пышною набит».

Для закрепления звука «р»:

Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
«Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей».

Для закрепления звука «с»:

«В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит».

Очень часто дети испытывают затруднения не только в произношении звуков, но и в различении и узнавании их. Это впоследствии осложнит обучение детей чтению и письму. Поэтому с ребятами старшего дошкольного возраста (6-7 лет) проводите различные упражнения. Когда ребенок научится правильно произносить, например, звук «с», предложите ему отобрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть этот звук (сани, собака, бусы, усы, нос и т. д.), и произносить названия картинок. Затем поручите ему самому придумать слова с этим звуком. Такие упражнения помогут закреплению звука в речи.

От родителей во многом зависит, чтобы ребенок 7 лет пришел в школу с совершенно чистым произношением. Выдержка и терпение, длительный, кропотливый труд принесут свои плоды - дети с чистой правильной речью будут правильно развиваться и успешно овладевать знаниями.

- Н. Чевелева, логопед

Довольно часто родители жалуются на то, что дети сталкиваются с проблемами при произношении сложных для них звуков. Как правило, наибольшую трудность для них представляют шипящие звуки; в частности вопросы родителей, связаны с тем, как научить ребенка правильно выговаривать буквы «с», «к» и другие. Отработке этого навыка нужно уделить должно внимание еще в детстве.

Звук С - проблемный в произношении

Несмотря на то, что большинство родителей обращается за логопедической помощью чаще всего тогда, когда ребенку уже исполняется 5 лет, большинство педиатров сходится во мнении – начинать работу над звукопроизношением нужно гораздо раньше.

Это не позволит неправильному произношению звука закрепиться. Для осуществления таких занятий вовсе не обязательно иметь специальные навыки – достаточно усвоить лишь несколько простых приемов.


Советы по произношению звука С

Как правильно проводить логопедические занятия с ребенком? Советы и рекомендации родителям

Как научить ребёнка говорить шипящие, в том числе - букву с? Оказать простую логопедическую помощь ребенку вполне может любой родитель. Однако успех мероприятий во многом будет зависеть от того, насколько правильно они проведены.

В случае если у ребенка не имеется сложных речевых нарушений и может выговаривать большинство звуков, домашних коррекционных занятий с родителем будет вполне достаточно для приведения звукопроизношения в норму. В этом случае правильная постановка звука будет достигаться за счет автоматизации произношения.


Логопедические занятия надо начинать чем раньше

Упражнения на развитие навыков звукопроизношения полезны не только детям, имеющим те или иные проблемы с речью, но и вполне здоровым, благодаря тому, что отлично развивают артикуляционный аппарат, делая его более подвижным и гибким.

В том случае если ребенок имеет более серьезные нарушения звукопроизношения, а в речи он допускает большое количество грамматических ошибок, решать проблему собственными силами все же достаточно рискованно. И, чем раньше родители обратятся за помощью в решении проблемы к логопеду, тем больше пользы это принесет ребенку. И тем легче будет научить его звукопроизношению и правильно говорить.

Как строится работа над звукопроизношением?

  • Для начала необходимо выяснить, какие именно органы речи участвуют в произношении звуков, вызывающих проблемы у ребёнка. Над ними нужно будет работать в первую очередь при помощи артикуляционной гимнастики на ту или иную букву.
  • Этап непосредственной постановки звука.
  • Этап усиления звука и его разучивание в специальных логопедических стихах, текстах, песенках и т.д.

Фонетическая зарядка на звук С

Рассмотрим более детально, как научить ребёнка легко и свободно выговаривать букву с.

Артикуляционная гимнастика и ее особенности

Как правило, трудности в произношении звука «с» связаны с недостаточной подвижностью органов артикуляционного аппарата. Делать это необходимо при помощи специально организованной гимнастики. Как лучше всего проводить занятия?


Артикуляционное занятие перед зеркалом
  1. Строгая последовательность упражнений и регулярность – вот главные принципы, обеспечивающие эффективность упражнений для органов речи. Лучше всего использовать уже готовые комплексы упражнений, учащих выговаривать те или иные звуки. Они подобраны с учетом возрастных и других особенностей ребёнка
  2. Для того, чтобы ребенок охотнее участвовал в проведении занятия, его лучше всего учить его говорить в игровой форме, дополняя интересными для него загадками на нужную букву, песенками, потешками и прибаутками
  3. Не стоит перегружать ребенка упражнениями. За одно занятие лучше сделать не более 2-3, но с многократными повторениями – так легче научить ребенка новому.
  4. Вводить новые упражнения на букву «с» можно только после того, как ребенок уже как следует усвоил все предыдущие и справляется с ними без особых усилий
  5. Для того чтобы ребенок имел возможность видеть и правильно понимать технику предложенных ему упражнений и выговаривать звуки, для занятий лучше всего использовать зеркало
  6. При выполнении упражнений важно следить за симметрией лица ребёнка, точностью и плавностью движений, правильным темпом. Без этого эффективность упражнений будет сведена к минимуму.

Занятия на произношение звука С

Полезный совет: Перед тем, как приступить к артикуляционной гимнастике, нужно сделать несколько упражнений для того, чтобы «разогреть» органы речи: простая улыбка, вытягивание губ трубочкой или колечком, подъемы языка хорошо подготовят их к упражнениям, и улучшат результаты вашего ученика.

После этого можно начинать саму артикуляционную гимнастику (в данном случае мы рассмотрим комплекс Фомичевой М. В.). Научить ребенка правильному звукопроизношению должны такие упражнения.


Перечень упражнений на свистящие звуки

«Загнать мяч в ворота»

Упражнение учит ребёнка направлять струю воздуха и выговаривать шипящие звуки. На столе устанавливаются импровизированные «ворота» из кубиков. Задача ребенка – загнать в них ватный шарик («мяч»), вытягивая губы вперед и направляя на него поток воздуха. Важно чтобы при этом ребенок не надувал щеки, а действие производилось в один прием.

Упражнение позволяет расслаблять язык, а также формировать направленный воздушный поток. Ребенок кладет язык на нижнюю губу и, держа рот слегка приоткрытым и произносит «пя-пя-пя». Важно, чтобы губа, на которой лежит язык не подворачивалась, а струя воздуха шла максимально плавно, без перерывов.


Непослушный язычок - описание игры

Широкий язычок

Широкий край языка укладывается на нижнюю губу и удерживается в таком положении до 5-10 секунд. Органы артикуляционного аппарата при этом должны быть максимально расслаблены, а улыбка лишена напряжения.

Совет родителям: Наберитесь терпения и постарайтесь отнестись к этим занятиям как к увлекательной игре.

Помните, что ваш малыш совершенствуется, для него это что-то новое, что он делает впервые в своей жизни. Постарайтесь понять, что для него это связано с серьёзными усилиями, и чем интересней для него будет это занятие, тем больше ваши шансы на скорый результат.


Стишки и загадки на букву С для повторения

Упражнения артикуляционной гимнастики, учащие выговаривать звуки, достаточно сложны и непривычны для ребенка. Именно поэтому не стоит ожидать, что он выполнит их с первого раза и совершенно без ошибок. Для того, чтобы научить ребёнка правильно говорить, нужно продумать план занятия-игры. И в случае неудачи не стоит ругать его – лучше поддержать его и предложить повторить попытку. Со временем ребенок выучит и букву, и соответствующий ей звук.