Как составить схему сложного предложения. Сложносочинённые предложения в литературе: примеры и типы
Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочиниельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.
Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.
По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на шесть групп.
1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), ни - ни. В них говорится об а) одновременности событий и явлений, или б) об их следовании друг за другом, или в) об обусловленности одного события другим. Например: а) Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет ] (И. Тургенев) - Ни , ни ; И [метался ветер быстрый по бурьянам], и [снопами мчались искры по туманам]... (А. Блок) - И , и ; [Только ивол ги кричат ], да [кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы] (М. Шолохов) - , да ;
б) [Упали две-три крупные капли дождя], и [вдруг блеснула молния ]. (И. Гончаров) - [ ], и ; [Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула ], и [из нее показал ся гражданин ]. (М. Булгаков) - , и .
в) [Жизнь даётся один раз], и [хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво] (А. Чехов) (второе предложение выражает результат, следствие, вывод из содержания первого) - , и ; [Скажи ты ей два слова], и [она спасена ] (А. Чехов) (в первом предложении указывается на условие действия (состояния) во втором) - , и ; [Становилось жарко ], и [я поспешил домой] (М. Лермонтов) (в первом предложении указывается на причину действия во втором) - , и ; [Свободных мест не было ], и [им пришлось стоять ] (В. Распутин) - , и .
2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, ли - или, то - то, не то - не то, то ли - то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких. Например: [Залает пёс домовый], иль [ветерок зашелестит в листах темнеющей пролетит ] (Н. Языков [ ], иль , иль ; То [солнце тусклое блестит ], то [туча чёрная висит (Н. Некрасов)
То , то ; Не то [светало ], не то [темнело ] (Ю. Герман) - Не то , не то (в предложениях с союзами то ли - то ли, не то - не то взаимоисключение осложнено значением предположительности или указанием на затруднение в выборе точного обозначения ситуации).
3. Сложносочинённые предложения с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же, только. В них одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него. Например: [Чины людьми даются ], а [люди могут обмануться ] (А. Грибоедов) - , а ; [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером] (А. Герцен) (союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово) - , [же ]; [Они , конечно, не знают меня], да \я-то их знаю ] (Ф. Достоевский) - , да ; [Федя никогда не плакал ], зато [находило на него временами дикое упрямство ] (И. Тургенев) - , зато ; [Она не двигалась ], только [чуть-чуть шевелились брови ] (В. Распутин) - , только ; [Был уже весенний месяц март ], однако [по ночам деревья трещали от холода, как в декабре] (А. Чехов) - , однако . (Противительный союз «однако» всегда стоит в начале простого предложения, он может быть заменён союзом «но», запятая после него не ставится. Омонимичное союзу вводное слово «однако» стоит не в начале (т.е. в середине или в конце) предложения и на письме выделяется запятыми. Ср.: Мы все его ждали, однако (но) он не пришёл. - Мы все его ждали, он, однако, не пришёл.)
4. Сложносочинённые предложения
с градационно-сопоставительными союзами: не только... но и, не то чтобы... а (но), если не... то, не то что... но (а), не столько... сколько.
В таких предложениях происходит сопоставление или противопоставление явлений по степени
значимости: сообщаемое во втором предложении представлено как в том или ином отношении более значимое, действенное или убедительное по сравнению с тем, о чём говорится в первом (то, о чём говорится во втором предложении, обладает для говорящего большей степенью значимости). Например: [
Cm
не то что жесток
, но [он слишком де
ятельного характера
] (Л. Толстой)
- не то что , но ; Не только [Соня
без краски не могла выдержать
этого взгляда], но и [старая графиня и Наташа покраснели
, заметив этот взгляд] (Л. Толстой)
- Не только , но и .
5. Сложносочинённые предложения с присоединительными союзами: да и, тоже, также, причём, притом. Второе предложение в них имеет характер добавочного или попутного замечания, часто неожиданного, как бы только что пришедшего в голову. [Он чувствовал себя перед нею ребёнком ], да и [она считала его за ребёнка] (Ф. Достоевский) - , да и ; [Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов], да и [некому произносить их] (А, Чехов) - , да и ; [Лицо её было бледно ], [слегка раскрытые губы тоже побледнели ] (И. Тургенев) - ., [тоже ] (союзы тоже и так же по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго).
6. Сложносочинённые предложения с пояснительными союзами: то есть, а именно, В них указывается на тождество, равнозначность ситуаций, при этом второе предложение поясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первом. Например: [Так же вот жилось в родных Лозищах и не коему Осипу Лозинскому], то есть [жилось , правду сказать, неважно] (В. Короленко) - , то есть ; [Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума ], а именно: [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев ] (М. Салтыков-Щедрин) - , а именно .
Синтаксический разбор сложносочинённого предложения
Схема разбора сложносочинённого предложения
1.Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2 Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3.Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.
4.Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в сложное, и определить смысловые отношения между ними.
5 Составить графическую схему сложносочинённого предложения.
6. Объяснить расстановку знаков препинания.
Образец разбора сложносочинённого предложения
[Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада } (А. Ахматова).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.
То \падал как будто туман ], то [вдруг припускал косой, крупный дождь ] (Л. Толстой).
То , то .
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным разделительным союзом «то - то», отношения чередования; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.
[Мелькают женщины в палатках], и [тявкают дворняжки ша-лые], и [самоваров розы алые горят в трактирах и домах] (О. Мандельштам).
И , и .
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из трёх простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным соединительным союзом «и», перечисляются одновременные явления; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятыми.
При синтаксическом разборе предложения предполагается построение схемы предложения.
Все три учебных комплекса используют линейные схемы, в которых части сложносочиненного, бессоюзного предложения и главные части сложноподчиненного предложения обозначаются квадратными скобками, а придаточные части СПП - круглыми. При этом в каждой части знаками подчеркивания обозначают подлежащее и сказуемое, в схематическое изображение придаточной части вносят средства связи, от главной части к придаточной ставят вопрос; в линейных схемах принято ставить знаки препинания между частями сложного предложения.
В качестве рабочих во всех учебных комплексах используются такая разновидность линейных схем, в которых символически отображается наличие в предложении осложняющих членов, однако при итоговом разборе предложения эти обозначения уже не используются.
Как уже было сказано, более наглядны для демонстрации связи частей в сложном предложении иерархические (вертикальные) схемы. Их построение предусмотрено комплексами 2 и 3 наряду с линейными и новым учебником комплекса 1. В комплексе 2 для иерархической схемы используют те же условные обозначения, что и для линейной, но придаточные первой степени располагают под главными, придаточные второй степени - под придаточными первой степени и т. д.; эти схемы можно было бы назвать линейно-иерархическими Комплекс 3 использует иерархические схемы, подобные тем, что представлены в нашем описании. Приведем в качестве примера линейную и две иерархических схемы одного и того же предложения:
Япожалел 1 , что я не художник 2 , который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра 3 .
Линейная схема:
Иерархическая схема, принятая в новом учебнике комплекса и в комплексе 3:
Новый учебник комплекса 1 предлагает также нетрадиционный вид иерархических схем, используемых в том случае, если придаточное предложение разрывает главное:
Тропинка, которая вывела нас к озеру, внезапно оборвалась.
,
В комплексе 3 для обозначения придаточных предложений вместо прямоугольников используются кружки и овалы.
В практике довузовской подготовки принято использовать именно иерархические схемы.
Существуют такие способы построения схем, при которых союзы, не являющиеся членами предложения, выносят за пределы прямоугольника (кружка) придаточной части, а союзные слова, как члены предложения, помещают внутрь схематического изображения частей.
Так, схема предложения:
Япожалел 1 , что яне художник 2 , который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра 3 .
в этом случае будет выглядеть следующим образом:
При построении иерархической схемы части, соединенные любым типом синтаксической связи (сочинительная, подчинительная, бессоюзная), соединяют линиями.
Знаки препинания в иерархические схемы могут вноситься (новый учебник комплекса I, комплекс 2) или не вноситься (комплекс 3).
Синтаксический разбор сложного предложения целесообразно производить по следующей схеме:
I. Разобрать предложение по членам.
II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.
III. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.
IV. Описать отношения между придаточными: последовательное, параллельное, однородное подчинение.
V. Сделать описательный разбор по следующей схеме:
1. По цели высказывания:
Повествовательное;
Вопросительное;
Побудительное.
2. По интонации:
Невосклицательное;
Восклицательное.
3. По количеству грамматических основ:
1) простое;
2) сложное:
Сложносочиненное,
Сложноподчиненное,
Бессоюзное,
С разными видами связи.
4. По наличию одного или обоих главных членов:
1) двусоставное;
2) односоставное. С главным членом:
а) подлежащим - назывное;
б) сказуемым:
Определенно-личное,
Неопределенно-личное, (- обобщенно-личное),
Безличное.
5. По наличию второстепенных членов:
Распространенное;
Нераспространенное.
6. По наличию пропущенных членов:
Неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен / пропущены).
7. По наличию осложняющих членов: 1) неосложненное;
2) осложненное:
Однородными членами предложения (указать какими),
Обособленными второстепенными членами предложения - определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами),
Вводными словами, вводными и вставными конструкциями,
Прямой речью,
Обращением.
При осложнённости предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение.
Образец синтаксического разбора сложного предложения:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи.
1 часть: двусоставное (подлежащее шкап, сказуемое был, ПГС), распространенное, полное, осложнено однородными обстоятельствами;
2 часть: двусоставное (подлежащее сырость, сказуемое была, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;
Инструкция
Помните, что сложноподчиненное предложение может включать два и более придаточных, которые между собой соединяются сочинительными союзами. При этом предложения не являются сложносочиненными по отношению друг к другу, так как они оба подчиняются главному. Их относят к однородных придаточных предложений. Знаки препинания между ними ставятся по правилам, относящимся к однородным .
Видео по теме
Обратите внимание
Существуют также бессоюзные сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом только интонацией, без помощи союзов и союзных слов.
В нашем языке передавать мысли можно, используя разные конструкции предложений. Союзные и бессоюзные сложные предложения способны замещать друг друга в речи: при изменении структуры смысловое содержание остается прежним. Опустите союз – и перед вами бессоюзное предложение. Не исказите смысл и правильно расставьте знаки препинания!
С каждым днём школьная программа постепенно покидает наш разум и многие простые вещи могут ввести в заблуждение. Правила русского языка вызывают такие сложности наиболее часто. И даже такая вещь, как сложносочинённое предложение, может завести взрослого человека в тупик. Эта статья поможет изучить или обновить в голове информацию по этой теме.
Сложносочинённое предложение
Сложносочинённое предложение (ССП) – такое, в котором части соединены сочинительной связью , которая выражается сочинительными союзами. При этом все элементы равноправны и независимы.
Деление по значению союзов сложносочинённого предложения
- Соединительные: и, да (=и: хлеб да соль), да и, и..и.., не только..но и, как..так и;
- Разделительные: или, или..или, либо, то..то, то ли..то ли, не то..не то;
- Противительные: а, но, да (=но: красив, да глуп), зато, однако.
Когда детей в школе только знакомят с типами предложений, выделяются только описанные выше три группы сочинительных союзов. Однако в старшей школе ученики выделяют ещё три группы:
- Градационные: не только, не столько..сколько, не то чтобы..а, не то чтобы..но и;
- Пояснительные: а именно, то есть;
- Присоединительные: притом, причём, да и, тоже, также.
Таким образом, выделяют сложносочинённое предложение с соединительными союзами, разделительными и противительными, а также дополнительно с градационными союзами, пояснительными и присоединительными.
Сложносочинённые предложения: примеры и схемы
После выходных ему стало лучше, и он выздоровел окончательно.
Схема: (), и (). Сложносочинённое предложение с союзом и показывает последовательность действий.
Каждый день он должен был делать уроки или помогать маме по хозяйству.
Схема: () или (). Разделительный и ли взаимоисключает события.
Ты теперь подстрели что-нибудь, а я разведу костёр.
Схема: (), а (). Союз а – противительный, а значит, в предложении присутствует противопоставление.
Не только родные восхищались её умом, но и совершенно чужие люди.
Схема: не только (), но и (). Данная структура сложносочинённого предложения разделяет события по значимости и важности.
Нога была сломана, то есть он не мог больше продолжать путь самостоятельно.
Схема: (), то есть (). Имеется поясняющий союз то есть.
Мы должны это сделать, притом у нас очень мало времени.
Схема: (), притом (). Союз притом даёт дополнительные факты и информацию .
Пунктуация в сложносочинённых предложениях
В ССП элементы разделяются запятыми, точкой с запятой или же с помощью тире.
Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая . Она ставится как перед одиночными, так и перед повторяющимися сочинительными союзами:
Пусть будет, как угодно богу, а закон следует исполнять.
Схема: (), а ().
Или я приду завтра, или ты приходи.
Схема: или (), или ().
Точка с запятой используется в том случае, когда элементы ССП сильно распространены, и запятые уже используются:
Мальчик радовался новому змею, бежал за ним и был самым счастливым человеком; а стихия уже приготовилась проливать дождь, разгонять ветер и ломать ветки деревьев .
Схема: (); а ().
Точка с запятой также может ставиться, когда предложение имеет несколько частей:
У меня такое мнение, а у тебя – другое; и каждый из нас прав по-своему.
Схема: (), а (); и ().
Тире ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения имеют резкое противопоставление или резкую смену событий:
Зал на секунду замер – и тут же раздались дикие овации.
Схема: () – и ().
Когда не ставятся знаки препинания
Части ССП являются:
- Вопросительными: Когда Вы ещё будете в городе и смею ли я просить о встрече?
- Побудительными: Делай все хорошо и пусть ты со всем справишься.
- Восклицательными: Вы такой молодец и мне всё так нравится!
- Назывными: Холод и ветер. Духота и зной.
- Безличными предложениями: Холодно и ветрено. Душно и знойно.