Какие направление военных походов фараонов нового царства. Армия и военные походы фараонов

Во второй половине 24 ­ середине 23 веков д.н.э. египетские фараоны VI
династии неоднократно осуществляли военные походы в соседние страны.
Пиопи І (Мерира Пиопи, Пепи, Фиос), третий царь VI династии, в
период своего правления осуществлял активную завоевательную политику.
Фараон Пиопи I
Первым походом Пиопи I было проникновение на Синайский полуостров,
который скорее всего увенчался успехом, о чем свидетельствует наскальная
надпись в Вади­Магара. На рельефе изображена сцена триумфа фараона над
поверженным врагом­азиатом. Надпись на рельефе гласит: « Царь Верхнего и
Нижнего Египта, Владыка двух диадем, Мерира Мерихет, дарующий
жизнь во веки, Хор, любимый в Обеих Землях. Первый случай празднования
Сед. Передача поля [земли]. Защита жизни позади его… Благой бог,
владыка двух стран, Пиопи, Хор… дарующий всякую жизнь. Великий бог,
побеждающий все страны Ментиу ».
В этом походе Пиопи I сопровождал военный отряд во главе с
несколькими капитанами кораблей и начальниками новобранцев. Общее
руководство египетскими отрядами осуществлял «начальник войска Ибду,
сын начальника воинов Мери­Ра­анх».
Своими энергичными действиями в Нубии Пиопи I настолько подчинил
себе местные племена, что они были вынуждены в случае войны доставлять
вспомогательные отряды для египетской армии (если война происходила на
севере, фараон пользовался нубийскими отрядами лишь там, где это было
безопасно). Вообще Пиопи I проник в Нубию вплоть до второго порога.

Пиопи І совершал походы против азиатских племен уже за пределы
Синайского п­ва, причем египетские войска одновременно передвигались и
сухопутным, и морским путем. Во времена его царствования на Синайском п­
ве активизировались племена кочевников­бедуинов. Они совершали набеги на
Дельту и грабили приграничные районы.
Для усмирения бедуинов Пиопи I направил войска численностью
несколько тысяч воинов под командованием «правителя Верхнего Египта»
Уны. Воины набирались из районов как Верхнего, та и Нижнего Египта (в
состав войск также входили покоренные нубийцы из областей Вават, Ирчет и
Иама). Противниками египетских войск Уны были не только бедуины, но и
племена, пришедшие из Палестины. Поход египтян был успешным:
укрепления противника были уничтожены, войска истреблены, жилища
сожжены, виноградники и плантации смоковниц изрублены, захвачено
множество пленных. Однако для полного покорения жителей Синайского п­ва
Пиопи I понадобилось осуществить целых пять военных походов, которые
возглавлял Уна.
Один из походов Уны описан им в поэтической форме:
« Возвратилось это войско благополучно, взрыв страну Хериуша.
Возвратилось это войско благополучно, опустошив страну Хериуша.
Возвратилось это войско благополучно, разрушив крепости ее.
Возвратилось это войско благополучно, срубив финиковые пальмы и
виноградники ее.
Возвратилось это войско благополучно, бросив огонь во все войска ее.
Возвратилось это войско благополучно, перебив отряды из многих
десятков тысяч воинов.
Возвратилось это войско благополучно, приведя с собой великое
множество живых пленников.
Похвалило меня за это его величество больше всех».
Во время последнего похода, посадив часть войска на корабли, Уна
направился вдоль берега Южной Палестины, и преследовал бедуинов вплоть
до Палестинских холмов, расположенных намного севернее страны Хериуша,
где он вторгся во владения оседлого населения, возделывающего смоковницы
и виноград, и захватил там много пленных. Это подтверждается находкой
скарабея эпохи VI династии южнее Иерусалима, в слоях, отвечающих
Древнему царству. В отчете Уны сказано, что он достиг «Носа Антилопы»,
что может соответствовать мысу Кармель.
Всё же военные экспедиции, снаряжённые при Пиопи I в Южную
Палестину, не принесли Египту сколько­нибудь заметного влияния в
регионе и скорее свидетельствуют о попытках фараона укрепить свои
границы, нежели о желании покорить восточные земли. Кроме того,

эти войны имели своей целью укрепить экономическое и политическое
господство египтян в соседних странах.
Сын Пиопи I, фараон Меренра I (Ментесуфис) совершал военные
походы в Нубию.
Фараон Меренра I
На пятый год своего царствования, Меренра I лично прибыл в страну
Вават и принял выражение покорности от местных племен.
Войска египтян под командованием «хранителя врат юга»
элефантинского номарха Хуфхора (Хирхуфа) трижды совершали походы в
далекую область Нубии ­ Иам.

Древнеегипетские номы
Каждый раз египетские воины разоряли нубийские селения, жгли сады и
хижины, грабили местное население и отправляли в Египет большие караваны,
груженные богатой добычей.
В первый поход, длившийся семь месяцев, Хуфхор отправился вместе со
своим отцом Ири. Второй поход, длившийся восемь месяцев, Хуфхор
совершил самостоятельно. Третья экспедиция Хуфхора была наиболее
успешной. Прибыв в Иам, Хуфхор застал местного вождя занятым войной с
наиболее южными селениями темеху (племена родственные ливийцам,
проживавшие на запад от Иама). Египетский военачальник без труда привел к
повиновению местные племена. Дань и южные продукты, полученные за счет
торговли, были навьючены на 300 ослов, которые с сильным конвоем,
предоставленным вождем Иама, отправились на север вслед за египетскими
войсками.
Вожди Ирчета, Сетута и Вавата, устрашенные видом египетского войска
и конвоя Иама, даже не думали про ограбление каравана. Кроме того, они
принесли в дар Хуфхору стада скота и дали своих проводников.
По окончании третьего похода Хуфхор направил в столицу Египта гонца,
чтобы известить фараона о новой победе. Меренра I по достоинству оценил
труды своего преданного вельможи – у границ Египта Хуфхора ждала лодка с
послом от фараона. Она была наполнена дорогими яствами с царского стола,
чтобы отважный «каравановожатый» мог отдохнуть после утомительного
похода.
Такие же походы совершались при фараоне Пиопи II (Неферкара
Пиопи).

Фараон Пиопи II
которые,
как и ранее,
Хуфхор по­прежнему оставался правителем юга и возглавил новые
экспедиции в Нубию,
сопровождались
кровопролитными войнами с нубийскими племенами, уничтожением
поселений и беспощадным грабежом Однажды во время одного из походов
воины Хуфхора захватили в плен маленького чернокожего карлика из
племени данг. Карлик умел петь и плясать и своими ужимками и прыжками
доставлял так много удовольствия египетскому вельможе, что Хуфхор решил
забрать его с собой в Египет и подарить фараону. Пиопи II тогда исполнилось
всего восемь лет, и он был в восторге от такого подарка.
Не все элефантийские номархи были так же удачливы, как и Хуфхор.
Источники рассказывают нам, что один из правителей Юга по имени Себни
получил известие о смерти своего отца Меху во время похода последнего на
юг от Вавата (Уауата). Себни быстро собрал войска и с караваном в сто
ослов отправился к югу, чтобы наказать местное племя, повинное в
случившемся. Он одержал победу, добыл тело отца и вернулся назад.
Позднее по приказу фараона Пиопи II египетские войска под
командованием Пиопинахта отправились в поход в Нубию. Египтяне достигли
страны Вават и Ирчет, где разбили войска нубийцев и захватили много
пленных.
Через некоторое время войска под командованием Пиопинахта вновь
отправились в Нубию, для подавления восстания. В результате успешных
военных действий правители Вават и Ирчет были захвачены в плен и
доставлены в Египет.
По приказу Пиопи II египетский отряд под командованием «начальника
чужеземных отрядов» Ананхета отправился на Синайский п­ов, где был
атакован бедуинами и полностью разбит. И вновь войска Пиопинахта
выступили в поход. Египтяне разбили кочевников и надолго обезопасили свои
границы.
Сам Пиопинахт так описывал свои походы: « Его величество послал
меня, чтобы опустошить Вават и Ирчет. Я сделал так, что похвалил
меня его величетво. Я убил там большое количество находившихся там
детей вождей и прекрасных командиров…я доставил большое количество
их ко двору в качестве живых пленников, в то время как я был во главе
множества сильных воинов, в качестве храброго человека. Сердце моего
владыки было довольно мною за всякое дело, для выполнения которого он
меня посылал. Его величество мой господин послал меня, чтобы

умиротворить эти области. Я сделал так, что мой владыка хвалил меня
чрезвычайно, выше всего. Я доставил двух вождей этих стран ко двору в
целости, быков…гусей…ко двору, вместе с детьми вождей…».

Район, прилегающий к Вади­Хаммамату, был населен дикими племенами
бедуинов пустыни, которые постоянно нападали на египетские караваны,
пытаясь их ограбить. Поэтому египетские фараоны нередко снабжали эти
экспедиции сильным военным отрядом. Об одном из таких отрядов имеется
надпись времен фараона 6­й династии Имхотепа (вторая половина 23 века
д.н.э.) : «Старший сын царя, казначей бога, начальник войск Джати, по
прозвищу Ка­Нофер». Содержание этой надписи таково: « Я был во главе
народа в день битвы. Я наблюдал за передвижениями в день наступления,
давал советы. Я был возвеличен перед множеством людей. Я совершил
работу царя Имхотепа с 1000 людей из дворца, с сотней людей из
каменоломен, с 1200 (воинов)….Его величество послало этот
многочисленный отряд из дворца. Я совершил эту работу…в то время как
его величество предоставляло 50 быков и 200 ослов ежедневно».
Переходы через пустынные области, отделявшие долину Нила от
Красного моря, представляли большие трудности. Приходилось
организовывать снабжение войск и караванов, для чего за ними гнали
большое количество скота. Таким образом, отправка экспедиций
требовала соответствующей подготовки и организации военного дела,
конвоя и снабжения.






Работа с источником «Добыча первого похода» Перечень добычи, доставленная войском: 340 пленных, 2041 лошадь,83 руки, 191 жеребенок, 6 жеребцов, 1 колесница, отделанная золотым дышлом, 502 лука, 7 столбов шатра из дерева мерн, отделанных серебром, 1929 быков, 200 коз, овец. Какова была цель фараонов, направлявших свою армию в соседние страны? Что из захваченного египетскими воинами вам кажется наиболее ценным? Почему?













Письменность египтян Стены храмов, гробниц и саркофагов покрыты загадочными знаками – иероглифами. Иероглифы - это древнее письмо египтян. В египетском письме более 700 иероглифов. Один и тот же иероглиф может означать и целое слово и звук (только согласный звук, гласные звуки иероглифы не передавали) и несколько звуков. В конце 18 века французский ученый Шампольон разгадал тайну иероглифов, и ученые теперь могут читать эти надписи.






Решите задачу: Войско Тутмоса отправилось в поход, путь ему преграждали горы. Вельможи предостерегли: «Путь к крепости опасен»-, но Тутмос выбрал кратчайший путь через ущелье, чтобы внезапно напасть на врагов. Египетское войско быстро прошло ущелье и сразилось с неприятелем у самой крепости. Фараон мчался впереди на колеснице, золотом сверкавшей на солнце. Противники не выдержали натиска и бежали в город. Нужно было их преследовать, пока не закрылись ворота. Но египтяне бросились грабить опустевший лагерь, время было упущено – ворота крепости захлопнулись. Лишь спустя семь месяцев они взяли крепость Мегидо и вернулись в Египет с огромной добычей. Какие выводы можно сделать?


Цели:

Оборудование:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 12. Военные походы фараонов

Цели: подвести учащихся к пониманию причин последствий характера военных походов фараонов Древнего Египта; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Жизнь

египетского вельможи»

1. Подготовка устного ответа по карточке №11 .

Примерный ответ учащегося

В Древнем Египте существовало очень много разных ремесел: горшечники, строители, ткачи, медники. Люди, которые занимались изготовлением чего-либо, назывались ремесленниками. Все они жили в простых жилищах. Вельможа помогал фараону. Носил его сандалии, мог судить людей, подавлять восстания. Он был богатым человеком.

Таким образом, вельможи и простые ремесленники жили в разных условиях. Одни (ремесленники и земледельцы) содержали других - вельмож и фараонов.

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

Задача № 1 (письменно; 3 человека). В поучении отец наставляет сына: «Обрати свое сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми».

  • Чему учит отец сына? Как, по его мнению, можно стать писцом? Почему должность писца в Египте считалась очень почетной? (Должность писца была очень популярна в Древнем Египте, так как писец вел учет налогов, которые должны были сдавать в казну простые египтяне. Он был помощником вельмож и фараонов.)

Задача № 2 (письменно; 3 человека). Прочитайте отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответьте на вопросы.

Я - раб царя. С восхода до заката Среди других свершаю тяжкий труд. И кус гнилой - единственная плата За стон, за пот, за тысячи минут. Я - раб царя, и жребий мой безвестен; Как тень зари исчезну без следа. Меня с земли судьба сотрет, как плесень; Но след не минет скорбного труда, И простоит близ озера Мерида Века веков святая пирамида.

  • О чем идет речь в этом стихотворении? Что прославлял его автор? Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки? (Автор прославляет труд простого человека, который строит такие памятники, которые будут стоять века.)
  1. Дискуссия с классом.

Вот какие советы давали в Египте начинающим чиновникам: «Если ты сидишь за столом у того, кто выше тебя по должности, то бери, когда тебе дают то, что лежит перед тобой. Не смотри на то, что лежит перед ним, как он не смотрит на то, что лежит перед тобой. Опускай лицо вниз, когда он тебя приветствует. Смейся, когда он смеется. Это приятно его сердцу. Гни свою спину перед начальником. .. И тогда в твоем доме будет богатство... Не сиди, если перед тобой стоит тот, кто старше тебя или выше по должности».

Подумайте, какими качествами должен обладать чиновник в Египте? Каково твое мнение о подобных советах? Могут ли они быть актуальными сегодня? (Человек должен уметь выслуживаться, угождать своему господину, быть терпеливым и тогда его заметят, повысят в должности, а это - обогащение...)

Информация для учителя

Сегодня мы должны учить детей высказывать свою точку зрения на какие-то факты, события, поступки, уметь ее аргументированно защищать. Для этого целесообразно создавать на уроке «провокационные» ситуации. Например, решать задачу по истории Древнего мира, а перевести постепенно ее в плоскость сегодняшнего дня. «Сегодняшним днем» дети мыслят прекрасно. Причем, как правило, у каждого есть свое мнение. Мнения детей зачастую не совпадают, и тогда может развернуться дискуссия. И вот здесь нужно научить их грамотно спорить или вести дискуссию. Для этого нужно помнить некоторые правила.

Умейте спорить

При ведении полемики прежде всего определитесь, что является предметом спора или о чем идет спор?

Подберите аргументы (доказательства) своей точки зрения.

Умейте слушать оппонента, даже если не согласны с его точкой зрения!

Сформулируйте его точку зрения и изложите ему. («Если я вас правильно понял, то вы считаете...»). Это позволит вам удостоверится в том, что вы правильно поняли, а он поверит, таким образом, насколько правильно изложил свою позицию, даст возможность в ходе спора обойтись без искажений - при столкновении противоположных точек зрения обеспечит определенность исходных позиций спорящих.

Вдумываясь в положения, которые высказывает ваш оппонент, старайтесь его понять (это еще не значит принять данную точку зрения), выявить не только расхождения ваших позиций, но и их тождество.

Выяснив позицию вашего противника в споре, определив, с чем вы конкретно не согласны, начните опровержение этих положений.

Попытайтесь определить, нет ли противоречивости в положениях вашего оппонента. Это может стать сильной стороной вашей позиции.

Подбирая аргументы, следите за их стройностью, логичностью. Нельзя путать опровержение способа доказательства, которое применил оппонент, и сути самого тезиса (ведь можно неверно доказывать и правильные положения).

Критиковать надо неверную точку зрения, а не самого оппонента, то есть в споре не стоит переходить на личности.

В любом диспуте важен вывод.

Очень часто с первой попытки вам не удается убедить оппонента в правильности своей точки зрения. В таком случае спор можно возобновить, но лучше к нему подготовиться.

4. Заслушивается устный ответ по карточке № 11, дается отзыв на ответ по плану-памятке (см. образец, урок № 10). Собираются на проверку индивидуальные задания.

  1. Переход к изучению новой темы

Итак, мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, вельможи- все подчинялись фараону. Самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

  • Для чего совершали военные походы фараоны?
  1. Изучение новой темы

План

  1. Вооружение египетского войска.
  2. Походы египетских фараонов.
  3. Цели и последствия походов Тутмоса III.

На доске: тема урока.

  1. Сообщение о вооружении египетского войска (можно в объеме материала учебника). Класс, слушая, рассматривает иллюстрации на с. 45 Вигасина или с. 76 Михайловского.

Воины фараона были вооружены луками, другие - длинными копьями, боевыми топориками и кинжалами. Наконечники копий делались из бронзы (9/10 меди + 1/10 олова). Этот сплав был прочнее, чем медь. Пехотинцы имели легкий щит. Настоящую угрозу для противника представляла египетская конница...

  1. Работа с картой (с. 44 Вигасина или с. 79 Михайловского).

Внимательно посмотрите на легенду карты.

  • Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (Стрелочками).
  • На какие территории были совершены походы фараонов Египта? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию, Финикию.)
  • Где находится город Мегиддо? (На территории Палестины.)
  1. Рассказ учителя и работа по историческому документу.

Самые крупные завоевания совершил около 1500 г. до н. э. фараон Тутмос III, мы прочитаем документ о том, как проходила битва у города Мегиддо.

Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Аммона-Ра в Фивах

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенной своим боевым оружием «...» И враги увидели, что его величество одолеет их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами, полными страха. Они бросали своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их с помощью одежд втаскивали в этот город «...» И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг «...»

Тогда были захвачены их лошади и золотые и серебряные колесницы «...» Их ратники лежали, простершись на спине, как рыбы, а победоносное войско его величества считало свое достояние «...» И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы. И они доставили добычу, взятую ими: 340 пленных, 83 руки (египтяне убитым врагам отрубали руки в знак доблести), 2041 лошадь, 191 жеребенок, 6 жеребцов... молодых коней, 1 колесница, отделанная золотом, 897 колесниц его жалкого войска, 200 броней его жалкого войска, 502 лука, а также 387 голов (какого-то скота), 1929 быков, 2000 коз и 20 500 овец, 1796 рабов и рабынь, чаши из ценного камня и золота...

Крушол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 44-45.

4. Беседа по прочитанному тексту документа .

  • С какой целью фараоны совершали свои военные походы в другие страны? Ответ подтвердите цитатой из документа. («.. .Ивот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов...»)
  • Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские воины? (Оружие, коней, скот, рабов м, конечно, золотые, и серебряные вещи.)
  • Кому воздавали хвалу воины Египта? (Своему фараону.)
  • Кому они приносили награбленное? (Своему фараону.)
  • Как распределял награбленное имущество фараон? (Ему и вельможам доставалось практически все, а простые воины ничего не получали.)
  • Какой характер носили войны? (Грабительский, несправедливый.) %

V. Закрепление изученного материала

  • По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое черное дерево. Но главная добыча - множество пленников. Почему пленники считались главной добычей на войне? (Пленники становились рабами, то есть полностью принадлежали хозяину. Они могли трудиться, что-то

создавать, обогащать хозяина, при этом платить им было не нужно.)

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Ученикам после ознакомления с материалами параграфа предлагается написать сочинение от имени Тутмоса III «Почему я так любил войну?» (задание рассчитано на 40 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

VI. Подведение итогов урока

Итак, военные походы фараонов в другие страны расширяли территорию Египта, приводили к обогащению рабовладельцев, но вместе с тем войны постепенно вели к ослаблению царства. Почему? Подумайте. А это мы выясним на следующем уроке. Домашнее задание: прочитать § 11 Вигасина или § 13 Михайловского; подготовить ответ на вопрос: «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?»; работа по контурной карте: рабочая тетрадь (вып. 1), задание 28 (с. 24); для любознательных: кто из известных тебе военачальников прошлого поступал иной раз так же, как и Тутмос III в битве под Мегиддо: Александр Македонский, Ганнибал, персидский царь Дарий II, римский полководец Камилл, Цезарь, Дмитрий Донской, Петр I, Румянцев, Суворов, Кутузов, Наполеон, Багратион, Барклай де Толли, Скобелев, Брусилов, Деникин, Колчак. - Назовите хотя бы 7-10 таких полководцев. (Так же поступали Александр Македонский, Цезарь, Петр I, Суворов, Кутузов, Наполеон, Багратион, Барклай де Толли, Скобелев, Деникин, Колчак.)

Дополнительный материал

Двадцать два года фараон Тутмос III прожил не в Египте, которым должен был править. Царица Хатшепсут, его мачеха, захватила власть еще в 1525 году до н. э., когда ее объявили соправительницей Тутмоса II, отца Тутмоса III. Тутмос II был мужем этой волевой женщины, неплохого организатора.

Правила она Египтом спокойно, мирно. Снаряжала торговые - морские и сухопутные - экспедиции в разные страны, строила богатые храмы. Царица умерла в 1503 году до н. э. И в этот год Тутмос III, полновластный теперь правитель, собрал сильное войско, которое, по оценкам специалистов, могло доходить до 20 тысяч человек, и отправился в Сирию. Задачи перед Тутмосом III стояли сложные: и чисто военные, и житейские. Египет не воевал более двадцати лет. Старые воины за это время одряхлели, молодые были неопытны, необстрелянны, хотя готовились к походу усердно. Но и враги, сирийцы и палестинцы, не сидели сложа руки. Они создали антиегипетскую коалицию, подтянули войска к Мегиддо, важному стратегическому пункту, мощной по тем

временам крепости. В битве под Мегиддо Тутмос III дважды возглавлял войско, рискуя своей жизнью. У него не было пирамиды, а только подземная гробница.

За 19 лет Тутмос III совершил 17 успешных походов, овладел сотня- ми городов, Палестиной, Сирией. Это был крупнейший полководец.

Торопцев Л.П. 1000 великих битв с древних времен


1. Отряды пеших воинов. Владыки Египта стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумно­жить богатства. Для того чтобы вести завоевания, им нужно было постоянное войско - большое и хорошо об­ученное. Писцы вели строгий учёт населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на многие годы.

Из них формировались отряды воинов, искусно владев­ших тем или иным видом оружия. Одни были вооруже­ны луками, другие - копьями, боевыми топориками или кинжалами. Наконечники копий, топорики и кинжалы изготавливались из бронзы. - сплава меди и олова. Брон-

за твёрже меди - бронзо­вое оружие давало воинам преимущество над теми, кто имел оружие из меди и камня. Но всё же бронза не очень твёрдый металл. При­ходилось заботиться о том, чтобы кинжал не согнулся при ударе - его делали ко­ротким и массивным.

Защищались пехотинцы небольшими лёгкими щи­тами, обтянутыми шкурами пятнистых коров или диких зверей - леопарда, рыси, гиены. Иногда на щиты на­шивали металлические бля­хи. Вражеские крепости штурмовали, приставляя к стенам длинные лестницы.

2-й порог
Египетское царство.

2. Боевые колесницы. В се­редине второго тысячелетия до н. э. египтяне стали ис­пользовать боевые колесни­цы, запряжённые конями. У колесницы было два ко­леса со спицами. На оси между колёсами укрепле­на площадка, где стояли двое - возничий, управляв-

ШИЙ КОНЯМИ, И боец-колес­ничий у стрелявший из лука. Площадка крепилась к длин­ной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу. Вся колесница, включая колёса и спицы, изготавливалась из прочного дерева. На площадке делались обтянутые ко­жей борта, чтобы защитить ноги обоих воинов. Колесницу украшали металлические бляшки, а на головах коней раз­вевались разноцветные страусовые перья.

Отряды на колесницах могли преодолевать большие рас­стояния и внезапно нападать на противника.

Крупные сражения обычно проходили так: когда разведчики сообщали о прибли­жении неприятеля, египетское войско гото­вилось к бою. Вперёд выходили лучники, издалека осыпавшие противника стрелами. Затем мчались колесницы, вносившие бес­порядок в ряды врагов. Потом в бой всту­пали пехотинцы, вооружённые копьями и топориками. Неприятеля, обращённого в бегство, преследовали на колесницах.

Колесница стоила очень дорого. Поэтому лишь знатные египтяне могли стать колес­ничими. Война для них была способом ещё больше обогатиться.

3. Войско возвращается с добычей. Фа­раоны посылали свои войска на юг, на за­пад, на северо-восток. Южнее Египта на­ходилась страна Нубия. Она славилась золотыми рудниками. К западу от Египта жили племена ливийцев, обладавших боль­шими стадами коров, коз, овец. На северо- востоке, в Азии, совсем близко от Египта, находился Синайский полуостров. Он был богат залежами медной руды. Далее на се­вер располагались страны - Палестина, Сирия, Финикия.

Богатства соседних стран издавна прель­щали фараонов. Когда же у них появилась хорошо обученная и вооружённая армия с



лёгкими боевыми колесницами, они стали совершать туда походы почти каждый год. Войска возвращались с добычей в столи­цу Египта, которой был тогда город Фивы. Гнали скот, везли ценную древесину, зо­лото, серебро, шерстяные ткани, сосуды, украшения.

Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н. э. фараон Тутмбс. При нём египтяне захватили Нубию. Успешны­ми были и походы в Азию - граница Еги­петского царства была отодвинута до реки Евфрат. Лишь через несколько столетий покорённые народы смогли освободиться от власти фараонов.

4. Пленных обращают в рабство. Из за­воёванных стран египетские воины гнали толпы людей. Победитель имел право убить побеждённого. Если же он пощадил плен­ника, то становился господином его жизни и смерти. Пленников могли превратить в рабов, заклеймить, как скот, и продать.

На торжествах в честь победы народ ли­ковал, видя несокрушимую мощь своего

Войско фараона в походе. Рисунок нашего времени.

владыки. Фараон делил добычу и дарил пленников командирам и колесничим, от­личившимся в битве. Многие тысячи чуже­земцев должны были обрабатывать землю, обогащая фараона и вельмож.

5. Рядовому воину доставались лишь тя­готы походной жизни. Египтяне так опи­сывали его судьбу: бредёт он по горам и пу-

Поход фараона Тутмоса на город Мегиддо

Войско Тутмоса отправилось в поход, путь ему преграждали горы. Вельможи предостерегали: «К крепости можно добраться через ущелье, но путь этот слишком опасен. Лучше пойти в обход». Но Тутмос сказал: «Я выбираю кратчайший путь, чтобы внезапно напасть на врагов». Еги­петское войско быстро прошло ущелье и сразилось с неприятелем на поле у самой крепости. Фараон мчался впереди на колеснице, золотом сверкавшей на солнце. Противники не выдержали натиска и бежали в го­род. Нужно было их преследовать, пока за отступавшими не закрылись ворота. Но египтяне помышляли только о грабеже вражеского лагеря. Время было упущено - ворота крепости захлопнулись. Лишь после семи месяцев осады войска фараона захватили Мегиддо и вернулись в Египет с огромной добычей.

(Из древнеегипетской летописи)

Его Величество силою подобен богу. Он прекрасен, как солнце. В стрельбе из лука он не знает равных. Словно сокол, он истребляет врагов без устали. На блистательной колеснице он один сокрушил сотни тысяч воинов. Вселяет он страх грозным рыком своим в сердца народов всех стран.

стыням; как осёл, тащит на спине запасы питья и чёрствых лепёшек; терпит голод и жажду; как скот, ест траву и пьёт про­тухшую воду. В сражениях получает раны, а от своих командиров побои. Служит он вдали от жены и детей, домой возвращает­ся больным. Семья его бедствует без кор­мильца: поля пустеют, посевы топчут беге­моты и уничтожают птицы.

Фараоны часто не доверяли египетским воинам. Для своей охраны они предпочи­тали наемное войско из чужеземцев. На­ёмники, получавшие плату из казны, ка­зались фараону более надёжной опорой на случай заговора вельмож или возмущения простых египтян.

Объясните значение слов: бронза, пехотинец, боевая колесница, дыш­ло, возница, колесничий, дротик, наёмное войско.

Проверьте себя. 1. Каким оружием пользовались египетские воины?

2. Как были устроены колесницы? Какую роль они играли в сражениях?

3. С какими целями фараоны содержали большое войско? 4. Как егип­тяне описывали судьбу простого воина в походе? 5. Были ли результаты военных побед одинаковы для фараона, командиров и рядовых воинов? Поработайте с картой (см. с. 47). Найдите территорию Египетского царства при фараоне Тутмосе и соседние страны.

Дата:________

Тема: §9. Военные походы фараонов.
Цели урока:
Образовательные:

    учащиеся узнают о структуре египетского войска (пехоте, колесницах и т.д.

    учащиеся узнают об освобождении страны из под власти гиксосов и переезд столицы в Фивы;

    учащиеся узнают о правлении Хаттшепсут и завоеванях Тутмусма III;

Воспитательные:

    учащиеся понимают значение завоевательных походов для Египта и осознают, что являлось итогом (рабство) этих походов;

Развивающие:

    у учащихся развиваются навыки работы с картой, учащиеся понимают какова была роль фараонов в Древнем Египте и т.д.

    учащиеся понимают причино-следственные связи военных походов и увеличения количества рабов в Египте.

Основные понятия и термины: фараон, война, войско, завоевательный поход, военная добыча, дань, "живые убитые" (военнопленные).
Персоналии: Хатшепсут, Тутмос III.
Наглядно-демонстрационные материалы:

Презентация «» Военные походы фараонов» иллюстрации учебника. Хрестоматия по истории древнего мира. Видеопроектор, компьютер, экран. Карта «Завоевательные походы фараонов»

План урока:
I . Организационный момент.

II . Опрос пройденного материала по теме «Жизнь египетского вельможи».

    с какой целью египтяне на стенах гробниц изображали самого вельможу, его семью и слуг?

    Как жили и чем занимались вельможи?

    Зачем им нужны были писцы и стражники?

    Рассказ учащихся от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона.

III . Объяснение новой темы.

1.Пешие воины.
2.Боевые колесницы.

4.Рабство в Египте.
5.Положение простых воинов.

Ход урока.

1.Пешие воины.
Основу египетской армии составляли пешие воины. Писцы держали на учете всех юношей.
Рассмотрите слайд (№ 4).
Чем были вооружены египтяне? В каком бою это вооружение было эффективно?
2.Боевые колесницы.
В сер. II тыс.до н.э. в египетском войске появились колесницы.
Управлением занимался возничий, а другой воин стрелял из лука и бросал дротики.
Какие преимущества давало использование колесниц?

3.Войны Египта против своих соседей.
В 1750 году до н.э. Египет подвергся нападению кочевников - гиксосов, но египетская армия разбила противника и защитила страну.
Укрепив армию, фараоны стали обращать внимание на соседние богатые государства, пытаясь подчинить их своей власти.
Определите по карте (слайд 7) с кем Египет вел войны?
К 1500 г.до н.э. при фараоне Тутмосе египтяне завоевывают Сирию, Палестину, Ливию, Нубию.
Из каждого похода армия возвращалась с богатой добычей.
4.Рабство в Египте.
Рассмотрите слайд и ответьте на вопрос:
Как люди в Египте становились рабами?
1)военнопленные
2)пиратство
3)наследственные рабы
4)долговое рабство
5)торговля
5.Положение простых воинов.
Рядовые воины в отличие от своих командиров никаких доходов от военной добычи не получали. В походе они страдали от нехватки пищи и воды от болезней и ран. Их наделы в это время приходили в запустение.
Фараоны, не доверяя египтянам, начали создавать наёмное войско.

Завершающая часть:

Какую роль играла армия в египетском государстве? Необходимо выбрать функции армии из функций государства:
Функции государства:

  • Управление;

    Поддержание порядка;

    Управление хозяйством;

    Установление законов;

    Представительство страны перед другими государствами;

    Обозначение государственной принадлежности.

Домашнее задание:

Необходимо описать египетскую армию. Составить рассказ о различных частях египетской армии. Перечислить все виды источников рабства и уметь их объяснить.

Используя дополнительный материал необходимо подробнее рассказать о завоевании кочевников-гиксосов в 1750 году