Каких богатырей вы знаете? Славные подвиги русских богатырей.

Русские богатыри - это не просто история. Они отражают сущность русского человека, его отношение к Родине. Илья Муромец, Алеша Попович, Горыня, Добрыня Никитич и многие другие посвятили свои жизни служению Руси. Они боролись с бесчисленными врагами нашего народа, оберегая и защищая простых людей. Подвиги русских богатырей навеки останутся в памяти - в виде былин, песен и сказаний, а также другого эпоса, сочиняемого очевидцами тех событий. Именно они заставляют гордиться своим народом и землей, взрастившей таких исполинов.

История богатырей на Руси

Наверное, каждый из нас в школе или по телевизору слышал истории о могучих и непобедимых героях. Их подвиги вдохновляют, вселяют надежду и заставляют гордиться собственным народом, его силой, самоотдачей и мудростью.

Многие историки делят русских богатырей на старших и младших. Если следовать эпосу и былинам, то можно четко провести границу между старославянскими полубогами и уже христианскими героями. Русские древние богатыри - это всесильный Святогор, могучий Верни-Гора, Микула Селянинович, Дунай и другие.

Они отличаются своей безудержной природной мощью. Эти богатыри - олицетворение обожествленных сил природы и ее непобедимости. В более поздних источниках им придают несколько негативный окрас. Они становятся героями, которые не могут и не хотят применить собственную силу во благо. Чаще всего это просто разрушители, хвастающиеся мощью перед другими богатырями и простым людом.

Это было сделано для того, чтобы подтолкнуть людей к новому миру - христианскому. На смену богатырям-разрушителям приходят богатыри-созидатели, защитники русской православной земли. Это Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Пересвет и многие-многие другие. Нельзя не вспомнить и подвиги русского богатыря Ильи Муромца. Это излюбленный образ для многих писателей и художников. Излечившись от тяжелой болезни, витязь пошел защищать собственную землю, а после удалился в монахи.

Самые известные русские богатыри и их подвиги

Наша история хранит немало известных имен. Наверное, каждый знает фразу: "А и славные, а и сильные богатыри на земле Русской". Хотя наш народ в большинстве своем не воинственный, предпочитает трудиться на земле, но из его среды издревле выходили могучие герои и защитники Отечества. Это Святогор, Микула Селянинович, Дунай Иванович, Пересвет, Садко и многие-многие другие. Эти богатыри проливали собственную кровь за родную землю и становились на защиту мирных людей в самое смутное время.

Именно о них складывались былины и песни. При этом, с течением времени, они много раз переписывались. В них добавлялись новые и новые факты и подробности. Даже характер героев претерпевал значительные изменения.

Особенно повлияло на сей процесс принятие Это разделило нашу историю, привело к отрицанию и осуждению всего старого. Поэтому в образах более древних богатырей теперь можно увидеть негативные черты. Речь идет о Святогоре, Пересвете, Дунае Ивановиче.

На смену им пришли богатыри нового поколения. И практически все они служили князьям, а не народу. Самые известные богатыри земли Русской - это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Именно их восхваляли в песнях и былинах. Они изображены на известнейшей картине Васнецова. Именно их больше всего знают дети, благодаря многочисленным мультфильмам и сказкам. Что же они совершили? И почему их изображают всегда вместе?

По заверениям многих историков, эти три известнейших русских богатыря никогда не встречались. Согласно некоторым данным, Добрыня жил в 15 веке, Илья - в 12-м, а Алеша, самый молодой из героев, - в 13 веке.

Виктор Михайлович изобразил их всех вместе как символ непобедимости и несокрушимости русского народа. Подвиги 3 богатырей были совершены в разное время, но историки сходятся во мнении, что большая их часть вполне реальна. Например, тот же Соловей-Разбойник, война с печенегами, татарский князь Тугарин имели место быть на самом деле. А значит, логично предположить, что и великие деяния тоже совершались.

Алеша Попович и его подвиги

На картине Васнецова этот юноша изображен с луком и стрелами, а возле седла можно увидеть гусли, что говорит о его веселом нраве. Иногда он безрассуден, как любой молодой парень, а иногда хитер и мудр, как бывалый воин. Как и многие богатыри земли Русской, это, скорее, собирательный образ. Но есть у данного персонажа и реальный прототип.

По некоторым данным, это сын ростовского православного попа Леонтия. Но земляком его считают и жители (Украина). Местные предания гласят, что он частенько посещал здешние ярмарки и помогал людям.

По другой версии, это ростовский известный богатырь Александр. Он жил в 12-13 веке и был видным историческим деятелем. Часто его образ переплетается с другим, не менее заметным персонажем былин, Вольгой Святославичем.

Славные подвиги русских богатырей будут неполными без сказаний о том, как Алеша сошелся в бою с самим Тугарином. Этот половецкий хан - реальное историческое лицо Тугоркан. И в некоторых былинах Алеша Попович дрался с ним несколько раз. Также этот богатырь заслужил славу в многочисленных междоусобных войнах того времени. И погиб в знаменитой битве при Калке (1223 год).

Илья Муромец

Это, пожалуй, самый известный и почитаемый богатырь на Руси. Он воплощает все положительные черты Подтвержденных сведений о нем весьма мало, но достоверно известно, что его причислили к лику

Детство и юношество этот человек провел практически без движения, так как страдал серьезной паралитической болезнью. Однако в возрасте 30 лет Илья был исцелен и полностью встал на ноги. Этот факт подтвердили и многие серьезные ученые, которые проводили исследование останков святого. Поэтому и подвиги русского богатыря Ильи Муромца начинаются в довольно зрелом возрасте.

Этот персонаж стал наиболее известен всем взрослым и детям благодаря былине, которая повествует о его битве с Соловьем-Разбойником. Сей преступник контролировал один из основных путей в Киев - столицу древней Руси. Правивший в то время князь Мстислав поручил дружиннику Илье Муромцу сопровождать очередной торговый обоз. Встретившись с разбойником, богатырь победил его и очистил дорогу. Данный факт подтвержден документально.

Кроме этой, известны и другие победы русского богатыря Ильи Муромца. Былины рассказывают о битве витязя с Идолищем Поганым. Так, возможно, называли насильника-кочевника. Также существует история о борьбе с Бабой-Горынкой и собственным сыном.

На склоне лет Илья, получив тяжелое ранение и устав от такой ратной жизни, удалился в монастырь. Но и там не смог найти он покоя. Исследователи отмечают, что богатырь-монах погиб в бою в возрасте 40-55 лет.

Великий Святогор

Это один из известнейших и загадочных богатырей. Перед его славой меркнут даже победы русского богатыря Ильи Муромца. Его имя полностью отвечает внешности. Обычно его представляют могучим великаном.

Можно сказать, что достоверных былин об этом герое достаточно немного. И все они связаны со смертью. Однако Святогор прощается с жизнью не в неравном бою с многочисленными врагами, а в споре с непреодолимой и неведомой силой.

Одна из легенд гласит, что богатырь нашел «суму переметную». Герой попытался переместить ее, но погиб, так и не сдвинув вещь с места. Как оказалось, в этой сумке заключена была вся «тяжесть земная».

Еще одна легенда рассказывает о путешествии Святогора с Ильей Муромцем. Здесь показывается смена «поколений» богатырей. Однажды друзья находят пустой гроб. Пророчество на нем гласило: кому суждено судьбой, тот в него и ляжет. Илье он оказался велик. А когда Святогор лег в гроб, его накрыло крышкой, и он так и не смог вырваться. Несмотря на всю мощь исполина, дерево не поддалось ему. Главный подвиг Святогора-богатыря заключается в том, что он передал всю свою силу Илье Муромцу.

Добрыня Никитич

Этот богатырь, изображенный вместе с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем, является одним из самых почитаемых и известных на Руси. Практически во всех былинах он неразрывно связан с князем Владимиром Святославовичем. При этом есть мнение, что последний является его родным дядей. В истории Добрыня - видный государственный деятель, к совету которого прислушивались многие дворяне.

Однако в былинах это, скорее, собирательный образ, которому присущи черты могучего русского витязя. Подвиги богатыря Добрыни Никитича заключаются в борьбе с многочисленными вражескими войсками. Но главным его деянием является битва со Змеем Горынычем. Знаменитая картина Васнецова изображает бой защитника земли Русской с 7-главым драконом, однако строился сюжет на реальной основе. «Змеем» раньше называли врага. А прозвище «Горыныч» указывает на его происхождение или место обитания - горы.

Существовали также сказания, повествующие о том, как Добрыня нашел себе жену. Историки отмечают, что она была иностранкой. Настасья Никулична (в других вариантах - Микулишна) обладала неплохими физическими данными. Они стали меряться силами, а после победы витязя девушка стала его женой.

Как и все подвиги былинных богатырей, деятельность Добрыни Никитича связана со служением Князю и Народу. Именно поэтому его ставят в пример, сочиняют сказки, песни и былины, рисуя его героем и освободителем.

Волх Всеславьевич: князь-вошебник

Этот богатырь известен скорее как чародей и оборотень. Он был князем Киевским. И легенды о нем похожи на сказку. Даже рождение Волхва окутано мистикой. Рассказывают, что мать зачала его от Велеса, который явился ей в образе обычного змея. Рождение богатыря сопровождалось громом и молниями. Его детскими игрушками были золотой шлем и булатная палица.

Как и многие русские народные богатыри, он часто проводил время с дружиною. Рассказывают, будто бы ночью он оборачивался диким волком и добывал в лесу пищу для воинов.

Самая известная легенда о Волхве Всеславьевиче - это повествование о победе над индийским царем. Однажды богатырь услыхал, что замышляется недоброе против его Родины. Он воспользовался колдовством и победил чужое войско.

Реальный прототип этого героя - князь Всеслав Полоцкий. Он также считался колдуном и оборотнем, также брал хитростью города и безжалостно убивал жителей. И змей сыграл не последнюю роль в жизни князя.

Исторические факты и предания смешались в одно. И подвиг Волхва Всеславьевича стал восхваляться в былинах, как и другие славные подвиги русских богатырей.

Микула Селянинович - простой крестьянин

Этот богатырь - один из представителей героев. Его образ - это отражение легенд о боге-пахаре, защитнике и покровителе земли Русской и крестьян. Именно он дал нам возможность возделывать поля и пользоваться дарами природы. Он же выгнал Великанов-разрушителей.

По преданию, жил богатырь на Древлянской земле. В отличие от других древних витязей, происходивших из князей, Микула Селянинович представлял сословие крестьян. Он всю жизнь посвятил работе в поле. Тогда как другие богатыри-защитники земли Русской воевали с мечом в руках. В этом есть свой смысл, т. к. все блага государства и людей происходят именно от тяжелого и ежедневного труда.

Самыми известными произведениями, в которых описывается характер и жизнь Микулы Селяниновича, считаются былины о Вольге и Микуле, а также о Святогоре.

Например, в истории с князем-оборотнем богатырь поступает на службу в дружину, собранную для противостояния варяжскому нашествию. Но перед этим он посмеивается над Вольгой и его воинами: они-де не могут даже вытащить его плуг, застрявший в земле.

Подвиги русских богатырей всегда воспевались народом. Но можно встретить и пренебрежение к героям, которые, имея огромную силу, не могут правильно ее применить. Примером такого отношения можно назвать былину «Святогор и Микула Селянинович». Здесь противопоставляются два начала - созидательное и разрушительное.

Святогор скитается по свету и не знает, где применить собственную силу. Однажды он встречает Микулу с сумой, которую богатырь-воин не может поднять и надрывается. Там оказывается вся «тяжесть земная». В этом сюжете можно увидеть превосходство обычного труда над военной силой.

Василий Буслаев

Этот богатырь не похож на остальных. Он - бунтарь, всегда идет наперекор общему мнению и порядкам. Несмотря на суеверия обычных людей, он не верит в приметы и предсказания. В то же время, это образ защитника-богатыря.

Василий Буслаев родом из Великого Новгорода. Именно поэтому в былинах о нем так много местного колорита. Есть два рассказа о нем: «Василий Буслаевич в Новгороде» и «Василий Буслаевич молиться ездил».

Всюду прослеживается его озорство и бесконтрольность. Например, выбирая себе дружину, он устраивает несколько неординарных заданий. В результате находится 30 молодцев, которые во всем поддерживают Василия.

Деяния Буслаева - это не подвиги русских богатырей, которые следовали правилам и во всем подчинялись князю, уважая традиции и верования простых людей. Он почитал только силу. Поэтому его деятельность - это разгульная жизнь и драки с местными мужами.

Пересвет

Имя этого богатыря тесно связано с битвой на Куликовом поле. Это легендарное сражение, в котором полегло бесчисленное количество славных воинов и бояр. И Пересвет, как и многие другие богатыри, защитники земли Русской, встал грудью перед врагом.

Ученые до сих пор спорят, был ли он на самом деле. Ведь, согласно легенде, вместе со своим братом Андреем, был отправлен на помощь Дмитрию Донскому самим Сергием Радонежским. Подвиг этого богатыря заключался в том, что именно он вдохновил войско русское на битву. Он первым вступил в бой с представителем полчища Мамаева - Челубеем. Практически без оружия и доспехов, Пересвет победил противника, но упал замертво вместе с ним.

Изучение более ранних источников наводит на мысль о нереальности этого персонажа. В Троицком монастыре, в котором Пересвет, согласно истории, был послушником, нет никаких записей о таком человеке. Кроме того, известно, что и Сергий Радонежский не мог встретиться с князем Дмитрием непосредственно перед боем.

Но практически все подвиги русских богатырей - так или иначе - частично выдуманы или преувеличены сказителями. Такими историями поднимался боевой дух, воспитывалось

Цель: обобщить знания детей о былинном творчестве народа, уточнить представления детей о русском богатыре Илье Муромце, его подвигах перед землёй русской, воспитывать любовь к родной земле, чувство гордости за её героев.

Оборудование : компьютерная презентация «Устное народное творчество», мультимедиаоборудование, выставка книг былин, картина В.Васнецова «Богатыри», призы победителям викторины.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

– Сегодня урок наш необычный, урок – викторина. К этому уроку вы готовились заранее на уроках чтения и дома, читали хрестоматию по литературному чтению, искали сведения о богатырях земли русской в библиотеке.

2. Сообщение темы урока. Актуализация опорных знаний

– Урок наш посвящён былинам об Илье Муромце. Перед тем, как начать викторину, просмотрим компьютерную презентацию о жанрах устного народного творчества.

– Какие жанры фольклора вы знаете? Назовите. Правильно, это и сказка, и загадка, и пословицы, и потешки, и колыбельные песни, и былины.

Обратите внимание на основной слайд – «Былина как жанр устного народного творчества». Что же такое «былина»? (Былина – старинная эпическая песня, воспевающая подвиги героев прошлого) Каких русских богатырей вы знаете? Назовите.

3. Викторина

Профессор словесности (ученик в костюме профессора):

– Дорогие друзья, вы читали былины об Илье Муромце и на уроках литературного чтения, дома, в библиотеке. Обратите внимание на выставку книг, которую вы приготовили к нашему уроку. (Дети называют их)

А сегодня я хотел бы провести викторину, проверить ваши знания и наградить лучших знатоков призами. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку с изображением богатыря. В конце урока мы наградим призами тех учеников, у кого будет наибольшее число фишек.

Учитель:

–Итак, ребята, викторина начинается!

Вопросы викторины будут появляться на интерактивной доске и озвучиваться.

Вопросы викторины.

  1. Где родился богатырь Илья Муромец? (Под городом Муромом, в селе Карачарове)
  2. Как звали родителей богатыря? (Иван Тимофеевич и Ефросинья Александровна)
  3. Кто был крёстным отцом Ильи? (Микула Селянинович)
  4. Кому из героев былин об Илье Муромце принадлежат слова:
    «Кем ты ни стал, что ни делал бы,
    Не пекись о корысти своей, выгоде,
    А берись, Илья, за такие дела,
    Чтобы славные были да великие,
    Чтобы всем от них было радостно…»?
    (Эти слова принадлежат Микуле Селяниновичу)
  5. Какая «беда-лихота» случилась с Ильёй в детстве? (У него отнялись руки и ноги)
  6. Кто помог богатырю исцелиться? (Ему помогли «калики перехожие». Они дали Илье выпить «питья медвяного»)
  7. О чём просили калики богатыря на прощание? (Сражаться с врагами, но не биться с русскими богатырями – Святогором, Краснояром, Микулой Селяниновичем, Вольгой Всеславьевичем)
  8. Кто выковал для Ильи доспехи богатырские? (Краснояр – кузнец)
  9. Где взял богатырь доброго коня? (Сам выкормил из жеребёночка, три месяца кормил)
  10. Кто выучил Илью военной науке? (Святогор – богатырь)
  11. За что черниговцы оставляли у себя Илью воеводою? (За то, что он разбил огромное войско татар под Черниговым)
  12. По описанию узнай героя былины об Илье Муромце:
    «Он сидит злодей на семи дубах,
    На семи дубах, на сорока суках…»
    (Соловей - разбойник)
  13. Чему позавидовал на пиру у князя Владимира Алёша Попович? (Он позавидовал, что Владимир назначил Илью атаманом над дружиною киевскою)
  14. Где прочитал Илья такие слова:
    «Прямо ехать – убитому быть!
    Влево ехать – женатому быть!
    Вправо ехать – богатому быть!
    Всё судьбой сие предписано!»
    (На белом придорожном камне были высечены эти слова)
  15. По описанию узнай врагов, которых победил богатырь Илья:
    «Голоса у них горластые,
    А щиты у них крестастые,
    На них шлемы, будто ведра вверх дном,
    Кони – лошади в булатной броне…»
    (Разбойники, напавшие на Илью ночью на прямой дороге)
  16. Каким оружием поразил в бою Илья Калина – царя татарского? (Он поразил его острым копьём)
  17. За что разгневался Илья Муромец на князя Владимира? (Он разгневался за напрасную обиду, нанесённую Сухману – богатырю)
  18. Кто оклеветал Илью перед Владимиром? (Его оклеветали высокородные бояре)
  19. Кто спас жизнь богатырю, когда Владимир бросил его в подземелье? (Его спасла Любава – дочь Владимира)
  20. Как Илья Муромец попал в плен, сражаясь с Батыем? (Он попал в подкоп, устроенный Батыем и не мог из него выбраться)
  21. Кто носил хлеб и питьё Илье Муромцу, когда он сидел в подкопе? (Авдотья Рязаночка)
  22. Какую хитрость придумал Мурлакан – Таракан Тараканович, чтобы ослабить пленного богатыря и заковать его? (Поставить караулы у подкопа, чтобы русские люди не могли дать еду – питьё пленнику)
  23. Как удалось Илье выйти на свободу из плена? (Он поломал оковы железные, разорвал все «опутья», побил врагов «осиновой плашицей»)
  24. Узнай героя былины по описанию:
    «А сидит-то царище, как свинище,
    На девяти столах, на десяти скамьях,
    А глазищи…
    И черным – черны, и пустым – пусты.
    Бородища-то…
    Из трёх волосин, как из трёх ветлин
    .А носище-то…
    Будто палка – клин дровокольная».
    (Мамай – татарский царь)
  25. В каком бою погибли русские богатыри Добрыня Никитич и Алёша Попович? (В бою с татарским ханом Мамаем)
  26. К кому обратил Илья такие слова:
    «Ты сухая, ты ведьма стародряхлая,
    Плохо знаешь ты, видно, русский люд!»
    (К смерти, которая хотела погубить его в бою с Мамаем, да не смогла)
  27. Чем закончилась последняя битва с татарами?
    («На убег побежали короли – цари,
    Впереди других царь Кучум летит»)
  28. За что в битве с татарами прославился Ермак Тимофеевич? (Он прославился тем, что «выпросил дозволенья от Ильи» добить «татарские остаточки» за Уралом и разбил татар Кучума – царя)
  29. Какая из народных пословиц подходит к былине «Илья Муромец»?
    • Смелость города берёт.
    • Дарёному коню в зубы не глядят.
    • Друзья познаются в беде.
    • Жить – Родине служить.
  30. Какой великий русский художник написал картину «Богатыри»? (В.Васнецов)

4. Подведение итогов викторины. Награждение победителей книгами – сборниками былин о русских богатырях

(Звучит грамзапись песни «Богатырская наша сила») Динамическая пауза.

5. Рефлексия

Учитель:

– Непобедимым рачителем о своём народе и о своей Отчизне предстаёт перед нами герой былин Илья Муромец. Об Илье Муромце создан целый цикл песен, которые рассказывают о его беспримерной силе, смелости и его свободолюбивом характере, беззаветной любви к Родине и к своему народу. Во имя Родины и народа он совершал подвиги в борьбе с татарами.

Ученик:

–У Ильи бы научиться
Родину любить!
Ни за деньги, ни за славу
Подвиги вершить!

Ученица:

–Пример любви святой к Отчизне
И нам не худо перенять.
Враги пусть смотрят с укоризной –
Найдутся рыцари опять.

Учитель:

– Не перестанет Русь святая
Родить для битв богатырей.
Не будет мать – земля родная
Быть под защитой сыновей!

6. Домашнее задание (по выбору):

  • Выучить наизусть понравившийся отрывок из любой былины об Илье Муромце;
  • Нарисовать иллюстрацию к одной из былин об Илье Муромце.

Примечание: Вопросы викторины преимущественно были составлены мною по книге Старостина В.А. Илья Муромец: Богатырские былины / Худож. М.Шемаров.-М.: Сов. Россия, 1979. -160с., ил.

Былины:

  • Детство
  • Исцеленье
  • Илья Муромец и Соловей - Разбойник
  • Ильины три поездочки
  • Сухман – богатырь
  • Илья Муромец в ссоре со Владимиром
  • Илья Муромец и Батый
  • Илья Муромец выходит на свободу
  • Последнее побоище с татарами

1881 г. Холст, масло. 295 x 446 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Васнецова В.М. «Богатыри»

Около 30 лет жизни и творчества Виктор Васнецов посвятил созданию картины, впоследствии ставшей самой узнаваемой его работой. Защитники и стражи русского народа – «Богатыри» - каждый знает их именно такими, какими они предстали на полотне великого мастера былинных сюжетов.

В чистом поле, на границе земли русской, богатыри пристально следят – не притаился ли где враг коварный и не обижают ли где слабого. Это они – три главных героя эпических сказаний - Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.

В центре изображен Илья Муромец. Могучий и сильный, он осматривает родные просторы, выискивая недруга, которому всегда готов дать отпор. Богатырь силен настолько, что, кажется, не ощущает тяжести сорокапудовой палицы, висящей на поднесенной ко лбу руке. Недюжинная сила удивительно сочетается в нем с широтой души и добротой открытого людям сердца. Илья Муромец – реальная историческая личность, а сказания о его небывалых подвигах – подлинная хроника жизни. Позднее богатырь стал монахом Киево-Печерской лавры и сейчас его имя можно найти среди всех святых. Васнецов писал Илью Муромца с простого крестьянина Ивана Петрова, человека сильного и высокорослого, доброго и душевного – каким был сам богатырь.

По правую руку от Ильи Муромца изображен образованный и мужественный Добрыня Никитич. Он всегда готов защитить родной край от супостата – его меч уже наполовину вынут из ножен. Только на нем надет золотой крест. Этим Васнецов напоминает, что его Добрыня связан с легендарным воеводой войска Владимира, князя киевского и крестителя Руси. Богатырь стал для художника воплощением собирательного образа рода Васнецовых: себя, своего отца и дяди. Не случайно исследователи творчества мастера отмечали сходство внешности Добрыни и художника.

Самый младший – Алеша Попович. Храбрый и ловкий стройный юноша может побороть врага силой, хитростью и даже обманом. Прототипом ему послужил умерший в раннем возрасте сын Саввы Мамонтова. Этот веселый и общительный человек подарил свой озорной нрав молодому богатырю – художник перенес эти черты его характера на картину.

Каждый из богатырей в любой момент готовы отразить нападение врага – Илья Муромец крепко держит копье, Добрыня Никитич – меч, а Алеша Попович уже вложил стрелу в лук. Шлемы на их головах подобны куполам православных церквей и выступают символом правого дела, благословенных подвигов на благо народа.

Кони – под стать всадникам. Огромного воронка Ильи способна удержать лишь металлическая цепь. Мощный и сильный, он дополняет величие образа своего хозяина, которому будет предан до конца. У Добрыни – горделивый, исполненный достоинства конь, тревожным ржанием предупреждающий наездника о возможной опасности. А огненный конь Алеши готов ринуться в бой, кипит молодым задором и энергией.

Неспроста объединили силы былинные герои. Приближается буря. Облака, издалека гонимые порывистым ветром, колышущееся разнотравье, развевающиеся гривы лошадей не сулят ничего доброго. Но защитники здесь, они готовы встреться с врагом.

Лучшие картины Васнецова В.М.

Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа либо собирательный и очень важный для того времени образ.

Герои былин

Илья Муромец (русский богатырь)

Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе. Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года. Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.

У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.

Добрыня Никитич (русский богатырь)

Еще один герой из прославленной тройки богатырей русских. Служил он князю Владимиру и выполнял его личные поручения. Был наиболее приближенным из всех богатырей к княжескому семейству. Крепкий, храбрый, ловкий и бесстрашный, он прекрасно плавал, умел играть на гуслях, знал порядка 12 языков и являлся дипломатом при решении дел государственных.

Реальным прототипом славного воина является воевода Добрыня, который приходился дядей самому князю по материнской линии.

Алёша Попович (русский богатырь)

Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.

Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.

Садко (новгородский богатырь)

Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.

Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.

Святогор (богатырь-великан)

Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.

Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.

Микула Селянинович (пахарь-богатырь)

Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.

Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.

Вольга Святославич (русский богатырь)

Герой-богатырь древнейших былин. Обладал не только внушительной силой, но и умением понимать язык птиц, а также оборачиваться любым животным и оборачивать в них других. Ходил с походами на земли турецкие и индийские, и после становился их правителем.

Многими учеными образ Вольги Святославича отождествляется с Олегом Вещим.

Никита Кожемяка (киевский богатырь)

Герой киевских былин. Отважный богатырь, обладавший огромной силой. Мог без труда разорвать сложенную дюжину бычьих шкур. Вырывал шкуру с мясом у несущихся на него разъяренных быков. Прославился тем, что победил змея, освободив от его плена царевну.

Своим появлениям герой обязан мифам о Перуне, сведенных к бытовым проявлениям чудесной силы.

Ставр Годинович (черниговский боярин)

Ставр Годинович – боярин из Черниговщины. Известен своей хорошей игрой на гуслях и крепкой любовью к жене, чьими талантами не прочь был похвалиться перед другими. В былинах роль играет не главную. Более известна его жена Василиса Микулишна, вызволившая мужа из заточения в темницах Владимира Красна Солнышка.

Упоминание о реальном сотском Ставре имеется в летописях 1118 года. Он был также заточен в погребах князя Владимира Мономаха после беспорядков.

Антигерои былин

Соловей разбойник (антигерой)

Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.

Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.

Змей Горыныч (змей-дракон)

Дракон. Дышащий огнем с тремя головами. Это классический образ Змея Горыныча в русских былинах. Тело у змея одно, имеются крылья, большие острые когти, а также стрелоподобный хвост. Сторожит мост-проход в царство мертвых и извергает огонь, когда нападает. Живет в горах, отсюда и прозвище «Горыныч».

Образ змея мифический. Подобные встречаются в сербской и иранской мифологии.

Идолище Поганое (злодей)

Идолище – тоже богатырь, только от сил темных. Из-за своего чревоугодия имеет огромное бесформенное тулово. Злой, некрещеный и не признающий религий. Грабил города со своей ратью, попутно запрещая милостыню и церкви. Побывал на землях русских, в Турции и Швеции.

В истории прототипом Идолища был хан Итлар, совершавший варварские набеги на города земель русских.

Название проекта

Каких богатырей вы знаете?

Авторы и участники проекта

Василий Иванов

Тема исследования группы

Богатыри русские

Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

Велика тройка русских богатырей - кто они?

Раскрытие вопроса

Буквально с раннего детства нам знакома известная тройка: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Мы узнаем их с первого взгляда на картину Васнецова "Богатыри". Во многих героических былинах они действуют вместе, однако в отдельно взятой нами былине "Добрыня и Змей" противостоит Змею один воин - Добрыня Никитич, прообразом которого многие русские ученые считают дядю великого киевского князя Владимира Святославича.
Каждый из богатырей русских былин имеет особые, присущие только ему черты. Добрыня Никитич - богатырь сильный и смелый. Но искусен он не только в бою: может и одним нырком реку переплыть, и в шашки-шахматы играть, обучен церковному пению, а особенно славится талантливой игрой на гуслях. В былине "Добрыня и Змей" мы видим его немного легкомысленным (не послушался он мудрого совета своей матушки), но в то же время, когда он видит перед собой реальную опасность, не пасует, а находит верный выход из положения.

Мы видим, как резко противопоставляются Добрыня и Змей. Во-первых, место, где каждый обитает. Добрыня живет в доме вместе с матерью, "честной вдовой". И в одиночестве, не считая маленьких змеенышей, которых постоянно топчет Добрыня, в норе глубокой обитает Змей. Во-вторых, жизненные установки обоих, их действия, поступки. Добрыня, когда гуляет на горе сорочинской, раз за разом освобождает "русских полонов" (пленников), Змей же неустанно приносит горе людям, пленяя их близких. В-третьих, это внешность обоих. Портрет Добрыни нам не дан (кстати, это одна из особенностей русского фольклора, дающая право слушателям песни самим догадываться и представлять себе внешность героя), но мы без труда представим себе могучего светловолосого мужчину в расцвете сил. А вот у Змея "двенадцать хоботов". Таким образом, добавляя биологически нерациональные лишние хоботы, народ, создатель былины, показал уродство Змея, отделил его от мира людского. И тогда борьба Добрыни со Змеем представляется нам не просто битвой, а войной мира людей с миром зла.

Тем не менее, ничто человеческое и Змею не чуждо. Иначе зачем бы он, рискуя собственной жизнью, хватал красну девицу "молоду Забаву дочь Потятичну", племянницу князя Владимира, и уносил к себе в нору? Ведь был же заключен с Добрыней договор, по которому Добрыня обязуется "не топтать больше младыих змеенышей, а не выручать полонов да русскиих", а Змей со своей стороны: «не летать да на святую Русь, не носить людей мне да русскиих, не копить мне полонов да русскиих".

Таким образом, перед нами не просто змей в привычном понимании этого слова, а некий нелюдь, умеющий летать, у которого 12 хоботов, приспособленных, судя по тексту для хватания: "В хобота возьму, Добрыня, в нору снесу". Этот Змей может вести открытый наземный бой, однако предпочитает нападать исподтишка и выбирает жертву значительно слабее себя, например, красну девицу.

Кстати, в былинах русского народа женщина не всегда слаба. Очень часто женщина несет в себе ту мудрость, которая так помогает богатырям одолеть врага. В нашей былине такая женщина - мать Добрыни. Еще в самом начале она уговаривала его не ходить на гору сорочинскую и не топтать змеенышей. Далее, по возвращении Добрыни с князева пира, проницательная женщина в ответ на рассказ сына ("А накинул службу да великую А то солнышко Владимир стольно-киевский") говорит: "Мудренее утро будет оно вечера". И, как всегда, оказывается права. И перед битвой, когда она дает Добрыне плеточку шелковую, она выступает в роли Великой Матери воина, которая знает, что бой может окончиться смертью Добрыни. А плеточка - не что иное, как материнский оберег, призванный помочь сыну.

Любовная тема, несмотря на присутствие красной девицы, в былине не раскрывается. Если сравнить английский "happy end" , то ту мы видим, что, освобождая Забаву, Добрыня не влюбляется в нее тут же, а просто доволен, что выполнил возложенную на него задачу: "А ты, молода Забава, дочь Потятична, - для тебя я эдак теперь странствовал - ты поедем-ко ко граду ко Киеву а й ко ласковому князю ко Владимиру". Для объяснения такой нетрадиционной, с точки зрения Голливуда, концовки существует несколько версий. Первая заключается в том, что богатыри русские по законам жанра не имели права связывать себя брачными узами, сродни украинским козакам (см. "Тарас Бульба"), боявшимся "обабиться" и позабыть о мужских радостях боя. А вторая - в классовых различиях. Добрыня - выходец из крестьян, а Забава - племянница самого Владимира, поэтому вполне вероятно, что ее выдадут замуж за боярина, князя.

Как нам известно, до крещения Руси народ поклонялся не одному Богу, а для каждого случая имел разных богов, и каждое божество отвечало за ту или иную часть людского бытия. С переходом всей Руси в христианство, идолы постепенно исчезли, хоть их смутные образы и можно еще разглядеть в "Слове о полку Игореве". И так же, как уходили языческие боги из русского фольклора, пришли "силы небесные". Это были святая троица и святые старцы (вспомним "Исцеление Ильи Муромца"). Мы видим, что по воле Божьей исцеляется Илья Муромец, становясь защитником русской земли, а раз его крестовый брат, Добрыня Никитич, оказался в сложной ситуации, то по логике вещей, в тяжелом, нескончаемом бою кто-то свыше должен ему помочь. Читаем:

Они дрались со Змеею тут трои сутки,
Но не мог Добрыня Змею перебить.
Хочет тут Добрыня от Змеи отстать -
Как с небес Добрыне ему глас гласит:
- Молодой Добрыня сын Никитинец!
Дрался со Змеею ты трои сутки,
Подерись со Змеей еще три часа:
Ты побьешь Змею да ю, проклятую!

Вот оно! "Глас гласит" уже отчаявшемуся победить Добрыне, что нужно еще потерпеть, приложить еще сил, и все получится.

В данном изложении можно понять, что поддержка "гласа с небес" была лишь моральной, а победил Добрыня благодаря своей силе и выносливости. Но эту былину пели не только певцы из крестьянства, но и слепцы-нищие, исполнители религиозных песен. Они вносили в былину некоторые свои изменения: богатырь побивает чудовище колпаком земли греческой, то есть головным убором паломников в Византию; другая версия: Добрыня слышит в бою глас с неба и волею высших судеб одолевает Змею. Все же версия о личном мужестве Добрыни, которую мы и рассматриваем, кажется более правдоподобной и более близкой простому человеку, вселяя в него веру не только в богатырей русских, но и в свои силы.

Рассматриваемая нами былина по композиции мало чем отличается от других: она построена по тому же принципу, позволяющему рассказчику наиболее точно обрисовать ситуацию (в зачине), далее развить действие и, в конце концов, закончить свой рассказ так называемым "исходом", то есть итогом: "И повез молоду Забаву дочь Потятичну".

И все же былина оставалась бы лишь скучным репортажем с места событий, если бы ее не украшали различные сравнения, метафоры, эпитеты. Присутствуют обязательные постоянные эпитеты: "добрый конь" - друг богатыря, без которого в бою тяжело, "солнышко Владимир стольно-киевский, дающий "порученьица, службу немалую". В описаниях природы мы встречаем: "гора высокая", "нора глубокая", "река быстрая" и т.д. И появлялись такие эпитеты в текстах не от бедности языка, а вероятно, оттого, что они придавали особую плавность и напевность такому величественному жанру, как героическая былина.

Завершая анализ текста, хотелось бы выразить свое восхищение перед тем, насколько было развито искусство слова на Руси, как тонко с помощью единственного слова, образа народ умел передать все тончайшие оттенки изображаемого, и благодарность тем людям, которые сумели увидеть великое искусство в народном творчестве.