Какой подвиг совершил иван сусанин краткое содержание. Что сделал Иван Сусанин

Чем знаменит Иван Сусанин?Именно этому простому человеку было суждено стать русским национальным героем. В первую очередь, он известен тем, что спас самого Михаила Романова, уведя отряд польско-литовских захватчиков в противоположном направлении. Сусанин стал одной из самых значимых . Его образ активно использовался в театральных постановках, литературе, изобразительном искусстве. Именно этот человек, ценой своей жизни смог пустить историю в другое русло.

Точной информации о жизни и быте Сусанина нет до сих пор. Родился он в деревне Деревнищи (также упоминаются Деревеньки, поскольку историки еще не смогли дать достоверный ответ на этот вопрос). На момент основных событий ему было около 30-35 лет, однако по этому поводу все еще ведутся дискуссии, поскольку некоторые историки утверждают, что он находился в пожилом возрасте, так как в легенде есть упоминание о зяте, который был отправлен к Михаилу, чтобы его предупредить.

Сама легенда гласит, что зимой 1612 года большая часть территорий Московского Княжества была захвачена Речью Посполитой. Иван Сусанин был нанят как проводник до села Домнино. Полякам было известно о том, что именно там скрывался молодой Михаил Федорович Романов, и они решили отправить туда отряд. Сусанин согласился, однако повел оккупантов совсем в другую сторону, а именно, в село Исупово. При этом он успел послать в Домнино зятя, чтобы тот предупредил царя об угрозе.

Естественно, вскоре обман раскрыли, а Сусанина подвергли пыткам, но он так и не сдал настоящее местоположение царя, в итоге его казнили, разрубив тело на куски и бросив в лесу неподалеку от села.

Главным историческим подтверждением подвига стала царская грамота 1619 года, согласно которой его зятю, Богдану Собинину, даровалась половина деревни, при этом она была «обелена» от всех податей, что по тем временем являлось поистине огромной наградой. Подтверждают эту грамоту и следующие документы:

    • в 1633 и 1644 годах вдове Сабининой Антониде и её детям вручались жалованные грамоты;
    • в 1691 году потомками Сусанина была получена подтвердительная грамота, которая полностью доказывает сам факт совершения подвига, поскольку в ней приводятся слова грамоты 1619 года;
    • также были изданы льготные указы в 1723, 1724 и 1731 годах, соответственно, причем в них также приводились цитаты самой первой грамоты, что делает их исторически ценными;
    • подтвердительные грамоты от 1741 и 1767 годов относились к потомкам Сусанина, которые проживали в деревне Коробовой.

Однако последняя подтвердительная грамота, адресованная «Коробовским белопашцам», уже не содержала слов документа 1619 года. Интересно, что летописи и хроники XVII века практически не имели никакой полезной информации о Сусанине. Тем не менее, память о нем жила в преданиях, которые передавались из поколения в поколение, таким образом донеся до современной науки образ простого человека, ставшего народным героем.

Культ Сусанина

Началось все с визита Екатерины II в город Кострому в 1767 году. Тогда и было положено начало традиции по упоминанию Ивана Сусанина как человека, благодаря которому Михаил остался жив. Примерно в этом ракурсе был показан его подвиг в речи костромского архиерея Дамаскина, с которой он обратился к Екатерине. Также немалую роль сыграла статья С.Н. Глинки, выпущенная в 1812 году, она показала поступок Сусанина идеалом жертвы ради высшей цели, еще больше увеличив значимость этого человека, с точки зрения истории. Немного позже Сусанин стал постоянным персонажем исторических учебников.

Наибольшую популярность Сусанин получил, когда на престол взошел Николай I. Прославление его подвига стало вполне официальной политикой государства, благодаря чему свет увидело множество различных рассказов, живописных картин, опер и стихов, причем многие из этих произведений до сих пор считаются классикой. Это внесло немалый вклад в развитие культуры Российской Империи. Особенно сильно культ начали продвигать, когда началось восстание поляков в 1830-1831 годах. Отечеству срочно был нужен образ простого крестьянина, который отдал жизнь за государство, чтобы противостоять идеологии мятежников.

После 1917 года и последовавшей Октябрьской революции крестьянин был причислен к «слугам царя». Согласно плану пропаганды Ленина, был предусмотрен демонтаж всех монументов, которые «возводили в честь царей, а также их слуг». Из-за этого в 1918 году был демонтирован памятник герою-крестьянину в Костроме.

Довольно сильно травля была выражена в 1920-1930-х годах, в это время населению упорно доказывалось, что подвиг этого крестьянина - не более чем миф. Тем не менее, в конце 1930-х годов случилась своеобразная «реабилитация» Сусанина, причем вместе с ним было вновь оправдано множество других исторических личностей, таких как Александр Невский, Дмитрий Донской и даже . Причем уже с 1938 года образ Сусанина снова стал прославляться как герой, который самоотверженно отдал жизнь за родину.

Однако и здесь появились споры. За время существования СССР было создано две точки зрения на события, произошедшие возле Исупово. Первая из них, «либеральная», как принято её называть, признавала то, что Сусанин именно спас царя, согласно дореволюционной традиции. Вторая же, во многом из-за давления идеологии, отрицала этот исторический факт, считая, что Сусанин был героем-патриотом, все его действия не имели отношения к действующей власти и спасению Михаила. Так или иначе, после распада СССР осталась лишь «либеральная» точка зрения, которая и является официальной.

Заключение

На этом вопрос о том,чем знаменит Иван Сусанин, можно считать исчерпанным. Этот человек оставил богатое наследие для потомков. Его история использовалась для разных целей, и хотя восстановить её во всех деталях уже невозможно, большая часть тех событий уже довольно подробно изучена учеными. Остальное лишь дело времени, когда останки пропавшего крестьянина все-таки найдут покой.

Иван Сусанин на Памятнике 1000-летию России в Великом Новгороде

– крестьянин Костромского у., с. Домнина, принадлежавшего Романовым; известен как спаситель жизни царя Михаила Федоровича. До самого последнего времени единственным документальным источником о жизни и подвиге Сусанина была жалованная грамота царя Михаила Федоровича, которою он даровал в 1619 г., "по совету и прошению матери", крестьянину Костромского у., села Домнина, "Богдашке" Сабинину половину дер. Деревищ за то, что его тесть Иван Сусанин, которого "изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те пори великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович..., ведая про нас... терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти". Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 г. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII в. почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нем существовали и передавались из рода в род. До начала XIX в. никто не думал, однако, видеть в Сусанине спасителя царской особы. Таким впервые его представил печатно Щекатов в своем "Географич. словаре"; за ним Сергей Глинка в своей "Истории" прямо возвел Сусанина в идеал народной доблести. Рассказ Глинки буквально повторил Бантыш-Каменский в "Словаре достопамятных людей Русской земли". Вскоре личность и подвиг Сусанина стали любимым предметом и для поэтов, написавших о нем целый ряд стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов и т. п., и для музыкантов (наиболее известны "Иван Сусанин" - дума Рылеева, "Костромские леса" - драма Н. Полевого, "Иван Сусанин" - опера Кавоса, "Жизнь за Царя" - опера М. И. Глинки). В 1838 г. в Костроме по повелению императора Николая I воздвигнут Сусанину памятник "во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасение жизни новоизбранного русскою землею царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения". Скудость источников и разногласие авторов, повествовавших о подвиге Сусанина, побудили Н. И. Костомарова отнестись критически и к личности Сусанина, и к его подвигу. Исходя, главным образом, из того, что о нем не говорится в современных или близких к его времени летописях и записках, что существующими источниками не подтверждается присутствие польско-литовского отряда близ с. Домнина и что в начале 1613 г. Михаил Федорович жил со своею матерью не в селе Домнине, а в укрепленном Ипатьевском монастыре, он видел в Сусанине "одну лишь из бесчисленных жертв, погибших от разбойников в Смутное время". Ему горячо возражали С. М. Соловьев ("Наше время", 1862). М. П. Погодин ("Гражданин", 1872, № 29 и 1873, № 47), Домнинский ("Русский архив", 1871, № 2), Дорогобужин и др.; но все они руководились большею частью теоретическими соображениями и догадками. С конца 1870-х и особенно 1880-х гг., с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина, открылись почти современные ему "Записки" и многочисленные рукописные "предания" XVII и XVIII вв., в которых очевидно преклонение писавших пред подвигом Сусанина (иные прямо называли его "мучеником"). В 1882 г. Самарянову, собравшему немало не изданных до него источников, удалось доказать, что поляки и литовцы целым отрядом подходили к селу Домнину с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича и что Михаил Федорович "скрылся от ляхов" в Ипатьевском монастыре по совету Сусанина из с. Домнина, после появления польско-литовского отряда. Положения Самарянова подтверждаются и позднейшими находками документов, относящихся до Сусанина и хранящихся в костромской архивной комиссии, в Археологическом институте и др.

Памятник Ивану Сусанину в Костроме

Сущность преданий о подвиге Сусанина сводится к следующему. Вскоре после избрания на престол, когда Михаил Федорович жил со своею матерью в с. Домнине, родовой своей вотчине, пришли в Костромскую обл. польские и литовские люди с целью убить нового соперника польского королевича Владислава; недалеко от с. Домнина им попался Сусанин, который взялся быть их проводником, но завел в противоположную сторону, в дремучие леса, послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре; утром он раскрыл полякам свой обман, несмотря на жестокие пытки, не выдал места убежища царя и был изрублен поляками "в мелкие куски". Из прямых потомков Сусанина переписная ландратская книга, хранящаяся в московском архиве министерства юстиции, под 1717 г. называет Федора Константинова, Анисима Ульянова (Лукьянова) и Ульяна Григорьева, живших в селе Коробове, пожалованном дочери Сусанина, Антониде Ивановне, в 1633 г. Ср. Н. И. Костомаров, "Исторические монографии и исследования" (т. I, СПб., 1867); его же, "Личности Смутного времени" ("Вестник Европы", 1871, № 6); Самарянов, "Памяти Ивана Сусанина" (Кострома, 1884, 2-е изд.); И. Холмогоров, "Заметка о потомках Сусанина" ("Труды Археографической комиссии при Императорском московском обществе", т. I, вып. I, 1898); Д. И. Иловайский, "Смутное время Московского государства" (М., 1894).

В. Ρ-в.

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.

Стоящий на месте, где, по преданию,
находился дом Богдана Собинина.

Что известно нам достоверного о Сусанине? Крайне мало, почти ничего. Любопытно его прозвание, ведь “Сусанин” – это не фамилия в нашем понимании, которых в те времена у крестьян не было. Прозвание же давалось, как правило, по имени отца – вспомним, например, Кузьму Минина, прозываемого Мининым потому, что отца знаменитого нижегородца звали Миной; внук Сусанина Даниил, сын его зятя Богдана Собинина, опять-таки по отцу проходил в документах как “Данилко Богданов” и т.д. Прозвание Сусанин явно происходит от женского имени Сусанна (“белая лилия” по-дренееврейски; такое имя носила одна из жён-мироносиц). Вероятнее всего, Сусанной звали мать Ивана Сусанина, и прозвание по имени матери позволяет нам предположить, что Сусанин рос без отца, может быть, умершего, когда его сын был совсем маленьким. В литературе о Сусанине обычно сообщается его отчество – Осипович, но оно является вымышленным. В источниках XVII века ни о каком отчестве Сусанина не упоминается, и это естественно, так как официальных отчеств крестьянам тогда и не было положено: они являлись привилегией лишь бояр и дворян. Если бы отца Сусанина действительно звали Осипом (Иосифом), то тогда его прозвание было бы Осипов, а не Сусанин. а

Одним из важнейших является вопрос – кем был в домнинской вотчине Иван Сусанин? В документах XVII века об этом ничего не говорится. Историки XVIII–XIX веков обычно называли его крестьянином. Протоиерей А.Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой. Он писал: “Что Сусанин был старостою вотчинным, это я считаю достоверным потому, что слышал об этом от двоюродного деда моего, престарелого священника села Станков Михаила Федорова, воспитанного, вместе с родным моим дедом, у деда их, а моего прапрадеда, домнинского священника Матвея Стефанова, урожденца домнинского и умершего около 1760-го года, а сей был внук домнинского священника Фотия Евсевиева – самовидца упомянутого события. Сей в дарственной грамоте от великой старицы Марфы Иоанновны в 1631-м году записан дьячком при отце своём священнике Евсевии”.23 В другом месте он вновь повторяет: “Домнинские старые крестьяне тоже говорили, что Сусанин был старостою”.24

После А.Д. Домнинского некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком Марфы Ивановны, и, видимо, это соответствует действительности. Как известно, в боярских вотчинах XVI–XVII веков было два основных должностных лица: староста и приказчик. Староста являлся выборным лицом местной общины (“мира”), приказчик же (или “посельский”) назначался владельцем вотчины. Н.П. Павлов-Сильванский писал: “Управление и хозяйство господского имения обыкновенно были в руках уполномоченного господином приказчика /посельского/… Посельский заведовал собственным хозяйством господина на боярской земле, в отношении же участков, занятых крестьянами как самостоятельными хозяевами, он был только сборщиком оброков и податей, а также судьёй и управителем. Вознаграждением ему служило пользование пожалованным участком земли в особенности особые пошлины, которые он собирал с крестьян в свою пользу”.25 Историк продолжает: “Господский приказчик (…посельский) не был полновластным управителем; его власть была ограничена выборным старостой и мирскою сходкою общины”.26

Судя по всему, Сусанин был не выборным старостой, а именно приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной и живущим в Домнине при боярском дворе. Этому выводу отнюдь не противоречит то, что А.Д. Домнинский называет Сусанина “вотчинным старостой”. Во-первых, ещё в старину термин “староста” имел и значение “управитель”.27 Во-вторых, ко временам А.Д. Домнинского этот термин несколько изменил своё значение, которое он имел в XVII веке, и из обозначения выборного лица, выполнявшего ряд важных мирских функций, стал – по крайней мере, в дворянских поместьях – также синонимом слов “приказчик”, “управитель”, “бурмистр”. б

О семье Сусанина нам также известно крайне мало. Поскольку ни в документах, ни в преданиях не упоминается о его жене, то, скорее всего, к 1612–1613 гг. она уже умерла. У Сусанина была дочь Антонида , бывшая замужем за местным крестьянином Богданом Собининым.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.

Деревня Деревеньки - родина Ивана Сусанина.

О её замужестве нам известно только на 1619 год, но, судя по тому, что Собинин умер к 1631 году, а его сыновья Даниил и Константин числились на этот год хозяевами двора, 29 можно уверенно предполагать, что Антонида к 1612–1613 гг. уже была замужем и что, скорее всего, к этому времени уже появились на свет внуки Сусанина, дети Богдана и Антониды – Даниил и Константин (по крайней мере, Даниил – явно бывший старшим).

О Богдане Собинине нам известно ещё меньше, чем о его знаменитом тесте. Мы знаем, что Собинин был местным крестьянином; прозвание его, скорее всего, происходит от старинного имени “Собина” в , как, видимо, звали его отца. Как говорилось выше, на 1612–1613 гг. он, вероятно, уже был женат на дочери Сусанина. В литературе обычно пишется, что Собинин был сирота или приёмыш Сусанина, стараясь тем самым объяснить тот факт, что, судя по всему, не Антонида пошла к нему в семью, а он пошёл во двор, принадлежавший, видимо, его тестю.

Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки г , но сам жил в Домнине, а в Деревеньках жили Богдан и Антонида.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.


Село Спас-Хрипели. В центре - Спасо-Преображенский храм.

Деревня Деревеньки издавна относилась к церковному приходу погоста Спас-Хрипели д – он находился над речкой Шачей, тремя верстами ниже Домнина. Впервые в известных нам источниках погост упоминается в грамоте Марфы Ивановны от 1631 года, где сказано: “… сельцо Храпели, а в нём храм во имя Боголепное Преображение Господа нашего Исуса Христа, да другой храм тёплой с трапезою во имя Архистратига Михаила…”, 36 однако, безусловно, что это селение возникло задолго до начала XVII века (в одном документе 1629–1630 гг. про церковь Михаила-Архангела говорится, что она “ветха”).

По-видимому, именно погост в Спас-Хрипелях был главным религиозным центром для крестьян домнинской вотчины (Воскресенская церковь в Домнине, как мы помним, явно была усадебной), в том числе, конечно, и для Ивана Сусанина. Вероятнее всего, что именно здесь он был крещён, здесь венчался и крестил дочь Антониду; на приходском кладбище у стен Преображенского и Михайло-Архангельского храмов, конечно, похоронили его мать (которую, видимо, звали Сусанной) и неизвестную нам жену, мог быть похоронен тут и его отец. Здесь же, в погосте Спас-Хрипели над Шачей, судя по всему, был первоначально предан земле (об этом ниже) и сам Иван Сусанин.

Ни одна царская династия не пришла к престолу так необыкновенно, как дом Романовых. Это замечание принадлежит известному писателю Ивану Гоголю, не без оснований считавшему, что подвиг Ивана Сусанина неразрывно связал царя с подданными. Что известно об этом знаковом для истории России происшествии?

Волков Адриан — картинка Смерть Ивана Сусанина

В связи с ограниченностью источниковой базы биография Ивана Сусанина является предметом исторических споров. Единственным документальным источником о его жизни является жалованная грамота Михаила Федоровича 1619 года. В ней говорится о даровании зятю Сусанина половины деревни с избавлением от всех податей и повинностей, при этом народный герой упоминается достаточно кратко. Остальные данные о жизни этого человека носят легендарный характер.

Принято считать, что Иван Сусанин родился в селе Домнино, что в 70 верстах Костромы. По одной версии, он был крепостным крестьянином дворян Шестовых, по другой – служил вотчинным старостой. Известно, что у него была дочь Антонида и зять Богдан Сабинин.

В указанной выше царской грамоте говориться, что зимой 1613 г. новоизбранный царь Михаил Романов вместе с матерью Марфой жил в деревне Домнино. В то время Смута из гражданской войны превратилась в борьбу против интервентов из Польши. Шляхтичи задумали захватить новоизбранного царя, с этой целью в Домнино направился небольшой польско-литовский отряд.

По пути интервенты встретили крестьянина Сусанина, которому приказали указать дорогу к деревне. Но он повел отряд в противоположную сторону, а в Домнино отправил своего зятя Богдана, чтобы предупредить о надвигающейся опасности царя и его мать. Сусанин завел поляков глубоко в лес, а затем к Исуповскому болоту, за что он был подвергнут пыткам и убит. Предполагается, что в то время этот человек был уже в преклонном возрасте. В непроходимой местности погиб и вражеский отряд. В это время Михаил Романов укрылся в Ипатьевском монастыре.

Спустя 6 лет царь отблагодарил родственников крестьянина, который его спас, даровав им землю и освобождением от податей. Гибель Ивана Сусанина не была забыта и позже. Потомки народного героя неоднократно получали жалованные грамоты и льготные указы вплоть до 1837 года.

Культ Ивана Сусанина во времена Российской империи

В царской России образ Ивана Сусанина был предметом культа. Его подвигу посвящали картины, скульптуры, музыкальные и литературные произведения. Именно его имя официальная пропаганда активно использовала в период подавления польских восстаний и войны 1812 года.

В 1838 г. центральную площадь города Костромы стали официально именовать Сусанинской. Кроме того, героя изобразили среди других видных исторических деятелей на памятнике «Тысячелетие России» (1862). Пропаганда возымела свое дело, спустя два века то, что сделал Сусанин, в некоторой мере повторил Осип Комиссаров, спасший от смерти императора Александра II. Интересно, что Комиссаров родился неподалеку от родной деревни Сусанина.

Тем не менее, именно в дореволюционной России прозвучала первая критика официальной версии подвига. Так, историк Н. Костомаров считал, что единственным достоверным фактом во всей истории Сусанина была его гибель от одного из разбойничьих отрядов в Смутное время. Критическими отзывами об этой истории также был известен С. Соловьев, считавший, что крестьянина замучили казаки.

предположительное место гибели

В советскую эпоху первоначальное отношение к Сусанину было негативным. Так, в 1918 году памятник Ивану Сусанину был сброшен с постамента. Народного героя стали называть царским слугой, а подвиг, которым он прославился, сказкой.

Отношение резко изменилось в конце 1930-х годов. Он вновь вошел в перечень народных героев. Райцентр, рядом с которым когда-то жил Сусанин, был переименован в его честь. В то же время распространилась версия о том, что он был «патриотом Земли Русской», который боролся против иностранных интервентов, а не спасал царя. В 60-х годах прошлого века в Костроме даже установили памятник Сусанину.

В постсоветской России личность Сусанина трактуется двояко. Большинство историков продолжают называть его народным героем, признавая при этом, что к подвигу его скорее побудила вассальная преданность, чем патриотизм. Также существует несколько версий того, как происходили события. К примеру, А. Широкопад считает, что Сусанин пострадал от разбойничьего набега запорожских казаков.

  • В некоторых публикациях Сусанину приписывают отчество Осипович. Однако в источниках об этом нет упоминаний, кроме того, в 17 веке крестьян не принято было называть по отчеству.
  • В советское время не меньше Сусанина был знаменит крестьянин Матвей Кузьмин. В 1942 году он ценой собственной жизни вывел немецкий отряд под пулеметный огонь советских солдат. Вражеский отряд был уничтожен, но немецкий командир успел убить Кузьмина. После окончания Второй мировой войны появилась книга, описывающая подвиги 58 «последователей» Сусанина.

В 2003 г. в некрополе деревни Исупово были обнаружены останки, которые могут принадлежать Сусанину. Однако профессиональные археологи и историки оспаривают их подлинность.

Имя Ивана Сусанина, отдавшего жизнь за царя, известно многим любителям истории, но особенно ценим этот народный герой костромичами. В славном городе на Волге стоит памятник мученику, погибшему страшной смертью ради спасения жизни монарха. Предлагаем узнать, чем знаменит Иван Сусанин, а также познакомиться с некоторыми интересными фактами из его жизненного пути.

Сведения о жизни

Поскольку герой нашего материала до совершения им подвига был крепостным крестьянином, данных о его детстве и жизни в целом сохранилось крайне мало - никого не интересовала судьба обычного подневольного человека. Поэтому в биографии Ивана Сусанина больше белых пятен, чем проверенных фактов. Однако исследователи полагают, что родом этот отважный человек был из деревни Деревнищи (другая версия - Деревеньки), проживал в селе Домнино Костромской области (которое сейчас относится к Сусанинскому району).

Полагают, что Сусанин был не обычным крепостным, а старостой в вотчине, однако эта версия основана на местном предании и не имеет доказательств. Также бытует мнение, что будущий народный герой жил при боярском дворе и выполнял функции приказчика.

Следующий факт - у Ивана Сусанина была дочь Антонида, вышедшая замуж и родившая детей. Однако до нас не дошли какие-либо сведения о супруге крестьянина, поэтому исследователи предположили, что он был женат, но рано овдовел.

Историческая обстановка

Говоря о том, чем знаменит Иван Сусанин, следует охарактеризовать ту историческую обстановку, которая сложилась в России в период его жизни. Это было нелегкое время, Смута, время жесточайшей борьбы за престол с одной стороны и польско-литовских нападений с другой. В начале 17-го столетия страну поразил ужасающий голод, самодержавный трон на время был занят самозванцем, потом престол достался князю Василию Шуйскому, побывшему царем около 4 лет. Бывший монарх был свергнут, пленен поляками и закончил свой жизненный путь вдали от родной земли.

К власти пришли бояре, которые попробовали посадить на русский трон королевича из Польши. В этих обстоятельствах подвиг Сусанина приобретает новое значение - крестьянин не просто спас конкретного юного монарха, но и не допустил того, что во главе России окажется поляк.

Легенда о подвиге

Что сделал Иван Сусанин, чтобы навсегда увековечить свое имя? Ценой своей жизни он спас царя Михаила Романова от нападения польско-литовского отряда. Молодой монарх и его мать в 1613 году проживали в своей костромской вотчине в селе Домнино, старостой которой и был Сусанин. Польские захватчики решили добраться до юного царя и убить его, но им потребовался проводник, чтобы показать дорогу. Эту миссию и должен был выполнить староста. Сусанин успел попросить своего зятя, Богдана Собинина, предупредить Михаила и посоветовать тому укрыться за стенами Ипатьевского монастыря, это и спасло царю жизнь.

Гибель героя

Угрозы и подкуп не подействовали. Согласно популярной легенде, отважный крестьянин согласился, но повел вражеский отряд в непроходимое болото, выбраться оттуда чужаки не смогли. Разоблачив обман, поляки пытали героя, но он не сдался и не выдал убежища царя. После этого разгневанные захватчики жестоко убили Ивана Сусанина. Кем он был, согласно данной концепции? Подлинным патриотом, принявшим мученическую смерть ради царя Михаила.

Другая версия подвига

Есть еще одна легенда, поясняющая, чем знаменит Иван Сусанин, более прозаичная и оттого менее популярная. Суть в следующем: царь Михаил, находясь в своей вотчине в Домнино, случайно узнал, что польский отряд приближается к нему, чтобы захватить в плен. Монарх поспешно бежал и волей случая оказался в доме Ивана Сусанина. Тот накормил царя и настолько хорошо его спрятал, что пришедшие поляки не смогли отыскать Михаила даже с собаками. Они пытали крестьянина, заставляя его раскрыть местоположение царя, но герой остался верен правителю и принял свою гибель мужественно.

После ухода отряда Михаил покинул свое убежище и скрылся за стенами Ипатьевского монастыря.

Исторические факты

Мы познакомились с легендой о подвиге Ивана Сусанина. Однако об этом народном герое сохранилось настолько мало достоверной информации, что некоторые скептики считают, что в действительности его не существовало. Предлагаем узнать некоторые реальные исторические сведения, имеющие под собой документальное подтверждение.

  • В анналы истории Сусанин вошел как человек, отдавший жизнь за царя. При этом сама формулировка некоторыми учеными ставится под сомнение, ведь если поляков в непроходимые леса этот человек завел в конце 1612 года (а не в 1613 году, как принято считать), то юный Михаил еще не был царем.
  • Доподлинно известно, что народный герой был не простым крестьянином, а вотчинным старостой Романовых.
  • Отчество Сусанина не сохранилось, несмотря на то что по традиции ему приписывается полное имя Иван Осипович. До нас не дошли данные о том, как в реальности звали отца героя.
  • Источники не содержат данных об имени супруги Сусанина, однако у него была дочь Антонида, скорее всего, единственный потомок. Также известно имя супруга Антониды, Богдана.

Ключевым доказательством того, что Иван Сусанин существовал в действительности, является именная грамота от монарха, в которой зять героя, Богдан, и его потомки освобождаются от податей. Также волей царя супругу Антониды была дарована половина села. Если предположить, что подвиг - не более чем легенда, то становится непонятным, зачем царю даровать обычному крестьянину такие небывалые милости.

Спорные моменты

Мы узнали, чем знаменит Иван Сусанин, однако в его биографии большое количество белых пятен. Споры вызывают и сами факты героического подвига этого патриота:

  • Неизвестно место гибели героя. Так, одни исследователи полагают, что поляки, разгневанные обманом, зверски пытали несчастного крестьянина и после этого убили его в лесу. Такая версия, как более интересная, использовалась писателями и поэтами в литературных произведениях и потому более распространена. Однако другие историки полагают, что народный герой был убит близ села Исупово.
  • Гибель поляков на болоте. Принято считать, что Иван Сусанин завел вражеский отряд в непроходимое болото, где его замысел был разоблачен, его самого жестоко пытали и убили. А захватчики не смогли выбраться из топи и погибли сами. Однако этот факт ставят под сомнение археологические находки.
  • Возраст. Принято изображать Сусанина глубоким старцем с длинными седыми волосами. На самом же деле, его возраст едва ли превышал 40 лет. Вероятнее всего, Антонида на момент подвига достигла 16 лет.
  • Спас царя от чего? Не все историки уверены в том, что в случае пленения польскими захватчиками Михаил был бы убит. Высказывалось мнение, что находящийся в плену монарх заставил бы Россию быть более сговорчивой и капитулировать.

Несмотря на эти разногласия, династия Романовых в дальнейшем очень высоко ценила подвиг Ивана Сусанина:

  • Николай Первый повелел называть главную площадь города Костромы Сусанинской (это название сохранилось и по сей день). Также в городе на Волге был возведен величественный памятник народному герою.
  • После грамоты 1619 года в течение двухсот лет потомки Сусанина получали от последующих монархов жалованные грамоты, подтверждающие их привилегии.

Легенда о Иване Сусанине и его подвиге пользуется широкой популярностью, этому человеку посвящают музыкальные и литературные произведения, многие улицы российских городов носят его имя. Есть музей подвига этого патриота, в его честь называли и теплоходы, ледоход.

Значение подвига

Говоря о том, чем знаменит Иван Сусанин, необходимо указать следующие моменты:

  • После того как народный герой спас царя, в России воцарилась династия Романовых, завершавшая непростое для страны и ее народа Смутное время. Появилась некая стабильность, пока еще слабая и призрачная, но монарх, божий избранник, находился на троне, вселяя в людей надежду на то, что жизнь наладится.
  • Само воцарение Михаила связано с патриотизмом, простой крестьянин отдал свою жизнь за этого монарха, жертва его была бескорыстной, поэтому юный царь сразу заслужил к себе особое отношение.

Иван Сусанин - фигура значимая, этот крестьянин сумел не только спасти царя, но и продемонстрировать врагу мощь русского патриотизма.