Каракас: самый опасный город на Земле.

Пишет Илья Варламов: Сегодня Венесуэла – это очереди и дикая преступность. После смерти Уго Чавеса ситуация сильно изменилась в худшую сторону. Уровень преступности вырос. Теперь нельзя просто так гулять по городу с техникой, украшениями и даже в хороших часах. По количеству умышленных убийств Венесуэла и раньше была в первых строчках всех рейтингов, но сегодня претендует на первое место. За первые 3 месяца 2016 года количество убийств в Венесуэле выросло на 47% по сравнению с тем же периодом 2014 года. Количество похищений людей выросло сразу на 170%. И это только статистика сторонних наблюдателей. Что проходит мимо нее, можно только догадываться.

Из-за нехватки денег нынешний президент Мадуро сократил расходы на полицию (теперь её почти нет), и в разных районах города орудуют банды. Безопасных районов крайне мало. Ограбить и убить могут в центре города, в метро, в парке – да где угодно. Кое-как власти контролируют несколько кварталов в центре, где находятся правительственные здания, и кварталы в богатых районах. Но к полиции (как и к Национальной гвардии) доверия давно нет. К армии тоже очень поменялось отношение. Раньше всегда было уважение, но после событий 2014 все их считают палачами, они пошли против народа. Любой состоятельный венесуэлец имеет личную охрану.

В этот раз пришлось нанимать охрану и мне. Три года назад я свободно катался на обычной машине с водителем, гулял про трущобам. Но сегодня машина бронированная и несколько человек охраны. Иду в метро, спускаюсь на станцию, а охранник говорит: «Видишь, сегодня на станции нет ни одного полицейского? Значит, могут и убить». Прохожие на улице, видя камеру, делают испуганные глаза и рекомендуют спрятать её.

В сети есть масса историй, как грабили дипломатов, как похищали туристов и требовали выкуп. Все рекомендуют в случае ограбления не сопротивляться, а сразу отдавать всё, тогда будет шанс остаться в живых. РИА Новости недавно писали, что в городе большая часть преступных группировок, работающих по иностранцам, координируется из одного центра. «В эти группы входят служащие аэропортов, гостиниц, прокатных контор – все, кто контактирует с приезжими, поэтому брать машины напрокат и показывать при этом деньги очень опасно», – говорит источник в полиции.

Убить действительно могут. Каракас, столица и самый большой город Венесуэлы, в 2015 году в очередной раз был признан одним из опаснейших городов мира. Тут было совершено 119,87 убийств на 100 тысяч жителей. Вообще, данные о числе убийств разнятся. Некоторые источники пишут о 134, 160 и даже о 200 убийствах. Самым кровавым месяцем 2016 года для Каракаса стал июнь. За этот месяц в городе, по данным издания El Nacional, были убиты около 400 человек. Официальную статистику по убийствам власти не публикуют.

На сегодняшний день Каракас – самый опасный город в мире из тех, где не идет война.

Более подробно о криминальной обстановке в Венесуэле мне рассказала моя знакомая Оксана, которая прожила в стране полтора года, причём как в Каракасе, так и в провинции.Безопасность в Венесуэле – тема очень щепетильная, многие иностранцы не обращают на нее должного внимания. Или не обращали до тех пор, например, как в 2014-м убили немецкого туриста прямо у входа в отель «Евробилдинг» (отслеживали от аэропорта, предположительно, увидев что-то ценное) и египтянина непосредственно у выхода из аэропорта. Для меня лично шоком стало, когда мой молодой человек, с которым мы ехали по Каракасу в машине, попросил меня спрятать айфон, потому что, цитирую, «подъедут моторисадос, пистолет в окно, не отдадим – убьют». Для меня это было дико. Для венесуэльцев телефон, спрятанный в нижнем белье, – это рутина.


Нет страшнее существа, чем «моторисадо» или «чоро» – бандит на мотоцикле (в своё время по льготной программе продавались дёшево «Бера»). Для любого венесуэльца самый страшный звук – это звук возвращающегося . На мотоциклах легко окружить понравившуюся машину, чтобы украсть её или просто ограбить водителя и пассажиров. Мототаксист вполне может днём развозить клиентов, а ночью грабить и убивать.Мотоциклисты действительно представляют опасность: в лучшем случае они могут стащить у вас что-то, как и в других странах Латинской Америки, в худшем – застрелить.


В трущобы, «баррьос», не суются даже местные жители – опасно, любой чужак там изучается на предмет «что взять». Есть мнение, что родиной шпаны, «маландрос», является штат Варгас (это где аэропорт Каракаса), но после оползня, сошедшего в 1999 году, когда было уничтожено огромное количество жилых домов, многие местные жители были расселены по другим штатам и таким образом распространились по всей Венесуэле. Но это одна из версий.

Правда заключается в том, что политика Чавеса была направлена на умасливание низших слоев общества: им давали дома, ежемесячные пособия, машины и т.д. Всё для получения голосов на выборах и народной поддержки. Таким образом, работать было необязательно: всё для жизни дадут и так, и можно получать дополнительный доход, грабя людей. В последние пару лет нефтяная игла, на которой держался Чавес, дала сбой, нефть подешевела, стране стало не хватать денег. Результатом такой политики стала нехватка продуктов первой необходимости, фактически голод. Как прямое следствие этого, преступность усилилась. Никакая работа не принесет столько денег, сколько преступная деятельность.


Одним из самых популярных видов этой самой деятельности стал киднеппинг. Это может быть киднеппинг-экспресс, «карусель», когда преступники просто едут по городу и собирают хорошо одетых людей в багажник внедорожника и потом просят выкуп по принципу «А твой папа кто? Ну тысяч 10 долларов даст». Либо спланированный киднеппинг: человека изучают, что у него есть, где он живет, где работает, какие у него родственники… Сумма выкупа может быть 100-200 тысяч долларов. У меня есть знакомый, которого похищали. Было это давно, правда. Его перепутали с двоюродным братом, держали неделю с завязанными глазами, в конце концов сказали, что убьют, вывезли на машине, вытолкнули на улицу и выстрелили в воздух. Сейчас в живых, как правило, не оставляют…


Голод делает людей более агрессивными. Сейчас убивают за телефон (у меня крали телефон, но просили выкуп; где сейчас тот бедный заблокированный айфон…), за часы, за пакет продуктов, за хорошую обувь. Меня лично грабили в Венесуэле два раза: первый раз телефон из машины, второй – сумку у входа в отель, но оба раза втайне и без оружия (первый явно по наводке). Друга грабили с пистолетом два раза. Один раз они обедали с группой в ресторане – зашли вооружённые люди и собрали все телефоны со стола. Второй раз он очень мудро пошёл гулять ночью в курортном поселке с сумкой, в которой было 30000 боливаров (тогда это ещё были деньги). Подъехали пресловутые моторисадос, сняли сумку, угрожая пистолетом – хорошо, что не убили (а могли).


Ситуация с преступностью сейчас такая, что люди боятся. Боятся иметь хорошие вещи, хорошо одеваться, ездить на хорошей машине (с машинами сложно, но это другая история). Выйти на улицу с хорошими часами, телефоном, золотой цепочкой: опасно для жизни. Я помню, как в небольшой деревне, где мы проживали, ко мне подошел наш водитель из местных и предупредил, чтобы один молодой человек убрал подальше свои часы «Самсунг» (которые smart watch, что ли), потому что работники отеля уже разболтали по всей деревне, что они у него есть (та же деревня, где украли мой айфон). Очень опасно ездить на машине за городом в темное время суток, смертельно опасно, если машина сломается. Modus operandi современных разбойников – кинуть на трассу камень или ветку, развести огонь, чтобы заставить остановиться машину. Самой опасной в этом плане считается автострада Пуэрто-Кабельо – Валенсия (именно там была убита Мисс Венесуэла Моника Спир).


Основную проблему я вижу в том, что для преступника не имеет никакого значения человеческая жизнь. Застрелить человека – это вообще не проблема. Старика, женщину, ребенка. Про мужчин даже не говорю. Первое правило для жертвы при любом ограблении – не сопротивляться: тогда, может быть, оставят в живых. Преступники не стесняются прохожих, камер, дневного света. Такое чувство, что молодежь из нижних слоев общества видит в этом некую романтику. В интернете есть мемы на тему «У тебя есть и пистолет – тебя любят все телочки». Это егкая нажива, легкие деньги, безнаказанность. Пенитенциарная система тоже ужасная. Насколько я поняла, внутри тюрем правят сами заключенные, там даже охранников нет, поэтому тюрьму они воспринимают как возможность залечь на дно на некоторое время и отдохнуть (это не касается политзаключенных).Этот пост полиции пару недель назад закидали гранатами.


Сейчас в стране такая обстановка, что работать полицейским ещё и опасно. Полицейских стали убивать, причём не только на службе, в результате сопротивления, но и просто чтобы ограбить. Недавно одного полицейского убили на глазах его детей, чтобы забрать велосипед.

Иногда бандиты совершают налёты на полицейские посты. Пока власти в панике пытаются расследовать нападение, на рядовых грабителей обращают ещё меньше внимания, и те могут дальше заниматься кровавым гоп-стопом. Только в этом году и только в Большом Каракасе были убиты 104 силовика (полицейских и гвардейцев).

Полиция с флягами на спине. Основная задача полиции сейчас – контролировать очереди в магазины, чтобы не было мародерства, а также охранять митинги. Больше сил ни на что не хватает.


Полицейский едет на мотоцикле с пачкой денег. В этой пачке всего несколько долларов. Но даже такая картинка не очень типична для Каракаса.


Любое здание должно быть за высоком забором, кто побогаче – делает сверху ещё и электрический забор. Кто победнее – битое стекло и колючую проволоку. На последних этажах домов всегда стоят решётки, чтобы с крыши не залезли грабители.


Обычный подъезд обычного дома, где живёт местный «средний класс». Везде решётки, камеры и проволока под напряжением.


Так выглядит обычный жилой дом: тоже всё в решётках, свет по периметру, колючая проволока…


Забор посольства США


Забор посольства России


Само посольство. Хотел сфотографироваться с красивой табличкой, но ее не нашел



На входе в каждое заведение обязательно должно висеть меню с ценами, а также предупреждающие знаки: нельзя заходить с оружием и нельзя курить.


Такие знаки должны быть и в общественных зданиях на самом видном месте. Например, это стена за стойкой ресепшен в моем отеле.


Даже в ресторане знаки должны висеть в каждом зале!


За сценой) Странный закон.


Чавес.


В центре довольно чисто, учитывая общую бедность и разваленную экономику.


Вход в метро.


В час пик сесть в поезд практически невозможно.


Люди пропускают по 5 поездов, чтобы залезть в вагон.


Внутри – давка.


Простой билет на метро стоит 4 боливара, что-то около 25 копеек. Поездка туда-обратно, совмещённая с автобусом - 12 боливаров (75 копеек). Билет на 10 поездок - 2 рубля 25 копеек, на 40 поездок - 9 рублей. Почему так дёшево? Во-первых, всё дело в неофициальном курсе боливара. За 1 доллар на чёрном рынке можно купить 1000 боливаров. Официальный курс внутри страны в полтора раза выше, а иностранцам 1 боливар вообще пытаются продать за 10 центов. Разница в 100 раз! То есть если бы экономика Венесуэлы работала нормально, поездка на метро стоила бы 25 рублей. И не стоит ещё забывать, что цены на ряд товаров и услуг пытается регулировать государство. Поэтому метро получается почти бесплатным.

Огромные очереди и на наземный транспорт. Большие автобусы ходят между районами.


Маршрутки ходят по конкретному району.




Главная эрогенная зона фанатов Венесуэлы - автозаправка! Бензин здесь действительно очень дешёвый. Стоит примерно 4 рубля за литр. Раньше стоил 2 рубля.


Считайте, что бензин бесплатный. Хорошо или это плохо?


Кофе продают на улице.


Книжный развал


Чтобы хоть как-то заработать народ торгует вообще всем подряд.


Йога в центре)


Сегодня главная цель любого венесуэльца – что-то достать. Достают хлеб, молоко, лекарства. В свободной продаже нет вообще никаких товаров первой необходимости. Вы даже мыла и молока не купите. Поэтому по улицам все ходят с пакетами и спрашивают друг у друга, где что «выкинули».


Главные отличия от братской Кубы:

В Венесуэле есть цивилизация! Здесь нормальный интернет, есть хорошие рестораны и отели. В Каракасе есть «Макдоналдс» и другой международный фастфуд. Здесь без проблем можно купить дорогой алкоголь, импортную еду, взять в аренду хорошую машину. Но на Кубе спокойно и безопасно. А в Венесуэле воспользоваться богатствами не так просто.

Первое, что встречает туриста – это плакат с предупреждением менять валюту только в специально отведённых местах! В Венесуэле курс контролируется государством. Раз в несколько лет происходит девальвация. Выглядит это весьма забавно – такая лесенка:


Конечно, как я уже говорил, существует чёрный рынок с совершенно иным курсом. Три года назад курс на чёрном рынке отличался от официального в 3 раза. Сегодня только в полтора, но за эти три года боливар обесценился в три раза.

Да-да, тут есть вражеский «Макдоналдс»!


«Биг-Мак» стоит 243 рубля, мороженое - 103.


Есть и более дорогие бургеры.


Кофейку можно выпить за 52 рубля 44 копейки, капучино и горячий шоколад будут стоить чуть дороже, 67 рублей 42 копейки.


При этом в городе есть неплохие рестораны. Правда, народу в них совсем мало. В ресторан моего отеля (лучший в городе) вчера не пришел ни один человек за !


Еда для богатых:


Настоящая роскошь. Нет, не устрицы, а хлеб! Хлеба тоже нет в свободной продаже, за ним стоят адские очереди. Так что это деликатес. А устрицы все мертвые. В трех ресторанах Каракаса я так и не нашел живых устриц.



В городе есть вполне обычные (и ещё не разграбленные) моллы. Это одно из немногих мест, где можно гулять, и тебя не ограбят.


Но людей почти нет. Позволить себе ходить по таким магазинам могут единицы.



Мой отель


Пустой ресторан


Уличное искусство





Как выживает Венесуэла

Сейчас страна переживает жёсткий кризис. Если при высоких ценах на нефть всё было настолько плохо, что люди ходили в туалет с фонариком (перебои с электричеством), то когда цены на нефть упали, Венесуэла покатилась в пропасть. Теперь перед походом в туалет надо найти не только фонарик, но и туалетную бумагу. Если 5 лет назад средняя зарплата была 300 долларов, то сегодня 30. Если раньше пенсия была около 200 долларов, то сегодня 20, и то не факт, что вы ее получите.

Чтобы понять, как живут венесуэльцы, для начала надо разобраться с местной валютой. С курсом валюты всё оказалось ещё сложнее, чем я думал. Оказывается, до февраля 2016-го было сразу три официальных обменных курса! Существовало две льготных ставки и одна обычная. Сейчас остался «защищённый» официальный курс – 10 боливаров за доллар, по которому импортируют продукты и лекарства, а также плавающий курс – 660 боливаров/$1. Кроме этого, как я уже говорил, есть чёрный рынок, где доллар продают совсем за другие деньги. В этом году реальная стоимость доллара колебалась в районе 1000 боливаров, сейчас $1 в Каракасе можно купить примерно за 1200 боливаров.

Вот график падения курса боливара до конца 2015 года.


Подробнее о том, как Венесуэла пришла к такой жизни, мне рассказала моя знакомая Оксана, которая живёт в этой стране уже полтора года.

Валютный контроль в Венесуэле был введен ещё в 2003 году. Если раньше валюту можно было обменять свободно, то с этого момента государство брало на себя управление курсом и распределением валюты. Делалось это для защиты от утечки капиталов, которая угрожала стране из-за большой инфляции и обесценивания боливара. Чавес тогда придумал CADIVI – комиссию по управлению валютами (основные источники доллара в стране – продажа нефти и туризм).

Объявление приглашает на работу за $15 в неделю.


В 2003 году был установлен официальный курс в 1600 боливаров за доллар, но в первые же два года действия системы курс пришлось повышать: сначала до 1920 боливаров в 2004 году, а после деноминации 2005 года (у боливара отняли 3 нуля и назвали его «боливар фуэрте» – крепкий, или сильный боливар) – до 2,15 боливара за доллар.


Так как получить доступ к официальной валюте было достаточно сложно, тут же параллельно возник чёрный валютный рынок. Несмотря на более высокую цену доллара, он имел большой спрос. Те, кто не мог получить доллары официальным путем из-за большого количества препятствий и бюрократии, искали нелегальные способы.


Экономика Венесуэлы продолжала падать, и в 2010 году правительство объявило о введении двойной системы обмена. Отныне действовало два обменных курса: 2,6 боливара за доллар для приоритетных секторов (питание, медицина, образование) и 4,3 боливара для всех прочих отраслей, не столь важных, по мнению правительства. По заявлению Чавеса, целью этой новой политики было «укрепление экономики Венесуэлы, затормаживание импорта не первоочередной важности и стимулирование экспорта». В этом же году появилась новая параллельная система обмена SITME (Cистема переводов в иностранной валюте) с курсом 5,3 на путешествия, учебу и покупки.


Уже в декабре 2010 года происходит очередная скрытая девальвация: обменные курсы 2,6 и 4,3 объединяются, официальным приоритетным курсом становится 4,3 боливара за доллар. Вначале 2013 года курс устанавливается на отметке 6,3 боливара за доллар. Всё это время параллельный (чёрный) курс был более-менее стабилен, оставаясь немного дороже самого высокого из официальных курсов.


В марте 2013 года вместо SITME применяется система SICAD (дополнительная или альтернативная система управления валютой), она используется для неприоритетного импорта и устанавливается на уровне около 12 боливаров за доллар. Для продуктов питания и медикаментов курс остался прежним – 6,3 (обычно для удобства его называют просто «официальным курсом»).


В 2014 году ввели уже третью официальную систему обмена – SICAD II. Её курс поначалу составлял около 50 боливаров, и существует она в виде аукциона, на котором банкам разрешается продавать доллары юридическим и частным лицам по курсу, зависящему от спроса и предложения. Не стоит забывать, что это не свободная продажа: есть огромное количество требований, которые нужно выполнить для доступа к системе, а количество долларов на покупателя ограничено).


В 2013 году параллельно начинается рост чёрного курса доллара. Если в марте 2013 он составлял около 22-25 боливаров, то уже к декабрю поднялся до 50. В 2014 году был небольшой спад, а затем бурный рост, который стабилизировался только в конце 2015 года на уровне около 1000 боливаров за доллар.


Мадуро заявляет, что DolarToday, где легко проверить реальный курс доллара, – это буржуи, купленные Америкой, которые назначают такой курс, какой им нравится. Курс этот рассчитывается на границе с Колумбией по городу Кукута, именно туда венесуэльцы ездили за покупками, пока границу не закрыли, и туда же утекает вся контрабанда.

Это граффити с портретами людей, которые были убиты/покалечены силовиками во время акций протеста либо отправлены за решётку.


В 2015 году системы SICAD I и SICAD II отменяются, им на смену приходит SIMADI (предельная система обмена). Курс назначается государством и начинается со 170 боливаров за доллар. Официальные обменные пункты могут продавать доллары: не более 300 долларов в день, 2000 в месяц и 10000 в год. Но это всё сказочки для народа. На практике купить их было нереально: по личному опыту, долларов там никогда не было. При этом сохраняется официальный курс 6,3 боливара за доллар на приоритетный импорт.


В феврале 2016 года, после повышения цен на бензин, обменная система снова меняется. Новые курсы называются Dipro («защищенный доллар») – 10 боливаров за $1 на импорт медикаментов и продуктов питания, и Dicom (дополнительный «плавающий» доллар) с начальным курсом 202,95 боливара за доллар на путешествия, неприоритетный импорт, покупки.

Алкоголь в баре охраняют с помощью мерных лент. Причём охраняют от официантов, чтобы сами не пили и никуда не сливали)


По состоянию на 21 октября 2016 года доллар Dicom стоит 659,31 боливара, а параллельный (черный) курс составляет 1204,78 боливара (курс по Кукуте и по банковскому переводу, с наличностью очень много проблем, поэтому обмен наличными всегда будет менее выгодным). Курсы взяты с сайта DolarToday.

Современное искусство


Комментарий венесуэльца:

«Dicom – это плавающий курс, и правительство само решает, каким его назначать для частных лиц и фирм. И оно практически не дает доллары. Потому что вся экономика базируется на параллельном курсе. А Dipro – это специальный преференциальный курс для государства, то есть венесуэльский консул в какой-нибудь европейской стране получает сто тысяч боливаров в Венесуэле, а так как она находится в Европе, ему их пересчитывают по десять, и он получает 10 000 долларов. Этот же доллар государство использует для импорта для своих нужд. Этот доллар обескровил страну, он существует только для правительства и приближенных».

Тут начинается баррио, знаменитые трущобы Каракаса, основное место обитания электората социалистов, будь то Чавес или Мадуро.


Получить доступ к официальной валюте действительно всегда было сложно. Например, венесуэлец собирается в путешествие. Ему нужно собрать для CADIVI целый пакет документов, причем очень строгие требования предъявляются к оформлению: чуть ли не цвет папки регламентирован.


Обязательно иметь билет туда и обратно, обозначить цель поездки. После собеседования комиссия выносит вердикт: давать валюту или нет. Причём обязательно было иметь кредитную карту (а её тоже в Венесуэле получить не так просто) с определенным кредитным лимитом, выданную не позднее, чем за полгода до обращения.


Изначально на путешествия можно было получить до 5000 долларов в год, 3000 на покупки в интернете, в 2008 году эти суммы сократились до 2500 для путешественников и 400 на покупки, в 2010 году на поездку в Европу, Азию, Африку, Океанию можно было получить до 3000 долларов, на прочие направления – до 2500. В 2014 году прекращена выдача долларов для путешествий в Панаму, для поездки в Майами сумма сократилась до 700 долларов. На покупки сейчас дается 300 долларов, причем использовать можно 100 долларов каждые 4 месяца.

Жители баррио – большие властей. Им почти всё достаётся на халяву. Электричество бесплатное, коммуналка бесплатная. Продукты субсидируют, опять же.


Естественно, весь этот двойной рынок подготовил почву для махинаций. Например, человек получал свой купон на покупки в интернете, у него этот купон перекупали за наличные чуть выше официального курса, приобретали товар, продавали его в Венесуэле – профит. Очень большое распространение получило такое явление как «rascacupos» – можно перевести как «прокатка карточки».


Во всех близлежащих странах венесуэльцам за комиссию стали оказывать услугу: провести карточку как будто для совершения покупки, с выдачей чека (CADIVI проверит все чеки), и отдать наличные доллары. Таким образом путешественник мог неплохо заработать на поездке, продав по возвращении свои новоприобретенные доллары на чёрном рынке, погасив задолженность по кредитке по официальному курсу и оставшись в плюсе.

Чавеса и Мадуро люди тут искренне любят, несмотря на условия, в которых они живут.


Правительство принимало меры как могло: для таких стран как Перу и Колумбия суммы выдачи валюты сокращались, чтобы людям невыгодно ездить только ради прокатки карточки. Я помню, что первый вопрос всех венесуэльских туристов в России был именно на эту тему: «А нельзя ли где провести карту и получить наличные?».


«Сейчас система доллара для путешествий коллапсирует. На личном опыте: моему молодому человеку, когда он ехал в Россию, одобрили 2000 долларов (суммы тогда вновь сократились и зависели от направления и длительности путешествия). Это было как раз во время перехода от SIMADI к Dicon, то есть одобряли ему ещё SIMADI по 13 боливаров за доллар, а когда он уже был здесь, ввели Dicon по 600. Банкомат поперхнулся и перестал выдавать деньги, потом вышло постановление, что доллары, одобренные до февраля, остаются по 13 боливаров, но выдаваться будет не более 50 долларов в день, и тратить их можно только на пропитание и проживание. Ему приходилось постоянно писать в банк, ругаться, говорить, что он голодает в холодной России, но банкомат выдавал деньги даже не через раз, а раз в 2-3 дня по 700-1000 рублей. 50 долларов мы ни разу не видели. А потом появилась новость, что лавочка прикрыта, долларов для путешественников (все по привычке продолжают называть их «долларами кадиви») больше не будет, тут и сказочке конец). При этом, разумеется, все чиновники, власть имущие и приближенные спокойно разъезжают по всему миру с долларами по 10 боливаров».


Так, с валютой более-менее разобрались. Но почему её курс всё время падает? Ну тут всё просто.


Город Каракас, как и вся Венесуэла — место довольно бедное, если говорить про уровень жизни в столице в городе Каракас, то здесь нет такой сильной разницы как между, например, Москвой и всей остальной Россией. Еще необычная особенность Венесуэлы - это ранний заход солнца, уже в 7 часов вечера здесь становится темно, а с темнотой Венесуэлу накрывает преступность, до 7 вечера венесуэльцы пытаются поскорее добраться с работы домой и больше не высовывать нос на улицу, напомню, что в Венесуэле остро стоит проблема похищений людей с целью выкупа, объектами таких похищений в большинстве случаев становятся не богачи, а мужчины средних лет из среднего или даже низшего класса. Темнеет в Венесуэле рано из-за горного ландшафта местности, солнце заходит не за горизонт, а за горы, которые намного выше этого условного горизонта. Необычно также и то, что в Венесуэле стоит постоянная температура круглый год, так круглый год нестерпимая жара.

Условия жизни, дома и квартиры в Венесуэле

80% населения страны проживает в фавелах или бараках, люди построили себе жилье из подручных материалов, найденных на свалке, особо богатые венесуэльцы смогли скопить денег на кирпич и построить более основательное жилье, многие строения стоят недостроенными, в надежде, что может быть внуки смогут закончить строительство. Кстати говоря в отличие от Бразилии, местные фавелы называются баррио.

Город Каракас делится на нормальный город с одной стороны, а с противопенной расположилось царство бедных, в баррио нет света, водопровода, ничего нет кроме преступности, это сильно отличает местные трущобы, например, от бразильских где все-таки есть минимальная инфраструктура. Туристам в венесуэльские трущобы строго запрещается ходить, так как здесь могут сразу ограбить, убить или похитить.

Богатые жители Венесуэлы проживают в районах, которые ограждены от остальной Венесуэлы высокими заборами с колючей проволокой под напряжением с дозорными вышками и армией охраны с пулеметами, таких богатых жителей найдется от силы 10% от всего населения Венесуэлы. Выйти за пределы такого укреплённого городка как попасть в открытый космос, где ничто тебя не защищает и в любую секунду может произойти все что угодно.

Человек в Венесуэле чувствует себя как на войне, турист, который отошёл от своей группы сразу будет атакован группой вооружённых людей, например, на мотоциклах, под дулом пистолетов придётся отдать все, что есть ценного и благодарить судьбу, что Вас не похитили или не убили. Всем иностранцам и вообще людям рекомендуется носить с собой небольшую сумму в долларах на случай грабежа и призывы не носить с собой денежные знаки опасны. Если у Вас не окажется вообще денег или ценностей, то можно получить пулю. Торговля оружием или наркотиками в Каракасе и других местах Венесуэлы происходит открыто на улицах. На все эти случаи полиция смотрит сквозь плацы, к тому же все тюрьмы переполнены, сажать новых преступников вообще некуда поэтому часто преступников отпускают чтобы освободить место для новых заключённых, в самих тюрьмах люди не исправляются, а наоборот выходят более подготовленными к новым преступлениям.

Безопасность и преступность в Каракасе

Жизнь в Каракасе - это жизнь за решёткой, посмотреть только на местные балконы и окна, все они объяты решеткой, жилые кварталы защищены высокими заборами с колючей проволокой под напряжением и вооружённой охраной. Только одно - это может дать повод задуматься европейцу или американцу, что-то в Венесуэле не в порядке, зачем столько колючей проволки? На самом деле в последние годы венесуэльцы страдают от страха лишиться жизни, такое выражение как - пойти погулять уже неслыханная роскошь, гулять лучше никуда не ходить, вообще люди с удовольствием сидели бы все дни дома, но их на улицу выгоняет нужда, нужно все же ходить на работу, богатые ездят на бронированных автомобилях, бедные меняют маршруты, так чтобы они проходили по более безопасному району. Ни в коем случае туристам не нужно ездить в общественном транспорте Каракаса, например, в метро.

Белых людей в Каракасе называют гринго, они чужаки, их не любят, здесь идет противостояние, венесуэльцы -социалисты, а все белые гринго - это капиталисты, ограбить или обмануть гринго в народе не преступление. Своими фавелами Каракас напоминает Рио, здесь также на склонах гор разрослись лачуги бедняков, стоит ли повторять, что сюда опасно ходить гринго и туристам. Все фавелы в Каракасе контролируются бандами, полиция коррумпирована и ничем не поможет в случае чего.

Отели и гостинцы Каракаса, где остановиться

Если туристы из Западного мира приезжают в Каракас, то останавливаются в гостинце "Гран Мелиа Каракас", на сегодня это единственная нормальная гостинца в стране. Обычный номер на двоих в этом отеле стоит около 300 долларов США, куда входит и питание. Не нужно думать, что в самом лучшем отеле Венесуэлы идеально, самая лучшая гостиница Венесуэлы похожа на 3 звёздный отель в Турции, здесь будет поломанная мебель, неработающие лифты, забывчивый персонал, самое интересное, что даже в гостинице рассчитанной только на иностранцев почти никто не понимает английского языка, вообще даже те люди в туристической сфере, которые как бы должны бы знать английский язык, его на самом деле и не знают, никто в Венесуэле не знает английского языка и не верьте путеводителям.

Пляжи Каракаса и Венесуэлы

В Венесуэле есть острова в Карибском море, куда специально на море и коралловые рифы приезжают туристы, они живут в специальных резервациях, куда нет доступа венесуэльским преступникам, такая поездка в Венесуэлу может считаться безопасной.

В городе Каракса есть городские пляжи, однако они очень грязные, местная промышленность непонятно, что сливает в море, поэтому чтобы нормально полежать на хорошем пляже от Каракаса нужно отъехать на 100 километров, но даже из здесь очень грязно. Природа Венесуэлы очень красивая, но люди, проживающие в стране возможно несколько, страдают от отсутствия культуры и не ценят того чего имеют. В целом пляжи Венесуэлы ничем не отличаются от пляжей Гаити. На остров Маргарита туристы едут для занятия спортом - виндсерфингом, кайтингом и серфингом. Острова Лос-рокес и остров Маргарита - это единственные нормальные и чистые пляжи Венесуэлы.

То, что Каракас это один из самых криминогенных и опасных городов мира ни для кого не секрет. Одна из особенностей этого города заключается в том, что уже в семь часов вечера здесь темно и к этому времени все местное население стремится попасть домой, так как находится на улицах опасно. В городе и дневное время опасно, а ночью преступность просто захлестывает Каракас. Такая ситуация связана с низким уровнем жизни местного населения, которое в большинстве своем проживает в бараках фавелах. Это жилье, которое сконструированы из подручных материалов, которые чаще всего находят на свалке. Город условно делится на две части. Первая часть нормальная, где люди живут в приемлемых условиях, а вторую неофициально называют «царством бедных», где нет электричества, водопровода и даже элементарных условий для жизни. Туристам настоятельно рекомендуют воздержаться от посещения таких районов, так как там могут ограбить, избить и даже убить.

Богатые жители Каракаса проживают в районах, которые ограждены высокими заборами с колючей проволокой, которая находится под напряжением. Также в таких районах установлены вышки, есть охрана с оружием. Но нужно сказать, что в таких привилегированных условиях живет не более 10% населения Каракаса.

Неприятности могут поджидать туристов на каждом шагу, многие местные группировки охотятся за иностранцами не только для того, чтобы их ограбить, но и с целью похищения (для получения в дальнейшем выкупа). Туристам настоятельно рекомендуют не носить с собой крупные суммы денег, оригиналы документов (копий будет вполне достаточно), а также не надевать себя украшения – не стоит лишний раз привлекать преступников.

Прямо на улицах Каракаса и многих других венесуэльских городов можно увидеть людей, которые в открытую продают наркотики и оружие, при этом полицейские в большинстве случаев закрывают на это глаза.

В итоге получается, что не стоит гулять по Каракасу после захода солнца, пользоваться услугами исключительно официальных такси (даже, если проезд будет несколько дороже). Ни в коем случае нельзя оставлять свои вещи без присмотра. И еще один очень интересный момент – если вас грабят, то не стоит сопротивляться, так как в случае сопротивления можно лишиться жизни.

Постоянные читатели моего блога знают, что Венесуэлу я очень люблю. Был там ещё при живом Чавесе, внимательно следил за Мадуро, и вот опять я в Каракасе... Жалко, что страна в нынешнем виде доживает последние дни. Скоро для совкодрочеров станет одним алтарем меньше. Социализм XXI века, который строил Чавес, так и не сложился. Оппозиция уже взяла вверх в парламенте, а скоро должен пройти референдум о смещении президента страны Мадуро, и, по всем прогнозам, ему придётся уйти.

Сегодня Венесуэла – это очереди и дикая преступность. После смерти Уго Чавеса ситуация сильно изменилась в худшую сторону. Уровень преступности вырос. Теперь нельзя просто так гулять по городу с техникой, украшениями и даже в хороших часах. По количеству умышленных убийств Венесуэла и раньше была в первых строчках всех рейтингов, но сегодня претендует на первое место. За первые 3 месяца 2016 года количество убийств в Венесуэле выросло на 47% по сравнению с тем же периодом 2014 года. Количество похищений людей выросло сразу на 170%. И это только статистика сторонних наблюдателей. Что проходит мимо нее, можно только догадываться.

Из-за нехватки денег нынешний президент Мадуро сократил расходы на полицию (теперь её почти нет), и в разных районах города орудуют банды. Безопасных районов крайне мало. Ограбить и убить могут в центре города, в метро, в парке – да где угодно. Кое-как власти контролируют несколько кварталов в центре, где находятся правительственные здания, и кварталы в богатых районах. Но к полиции (как и к Национальной гвардии) доверия давно нет. К армии тоже очень поменялось отношение. Раньше всегда было уважение, но после событий 2014 все их считают палачами, они пошли против народа. Любой состоятельный венесуэлец имеет личную охрану.

В этот раз пришлось нанимать охрану и мне. Три года назад я свободно катался на обычной машине с водителем, гулял про трущобам. Но сегодня машина бронированная и несколько человек охраны. Иду в метро, спускаюсь на станцию, а охранник говорит: "Видишь, сегодня на станции нет ни одного полицейского? Значит, могут и убить". Прохожие на улице, видя камеру, делают испуганные глаза и рекомендуют спрятать её.

В сети есть масса историй, как грабили дипломатов, как похищали туристов и требовали выкуп. Все рекомендуют в случае ограбления не сопротивляться, а сразу отдавать всё, тогда будет шанс остаться в живых. РИА Новости недавно писали, что в городе большая часть преступных группировок, работающих по иностранцам, координируется из одного центра. "В эти группы входят служащие аэропортов, гостиниц, прокатных контор – все, кто контактирует с приезжими, поэтому брать машины напрокат и показывать при этом деньги очень опасно", – говорит источник в полиции.

Убить действительно могут. Каракас, столица и самый большой город Венесуэлы, в 2015 году в очередной раз был признан одним из опаснейших городов мира. Тут было совершено 119,87 убийств на 100 тысяч жителей. Вообще, данные о числе убийств разнятся. Некоторые источники пишут о 134, 160 и даже о 200 убийствах. Самым кровавым месяцем 2016 года для Каракаса стал июнь. За этот месяц в городе, по данным издания El Nacional, были убиты около 400 человек. Официальную статистику по убийствам власти не публикуют.

На сегодняшний день Каракас – самый опасный город в мире из тех, где не идет война.

Более подробно о криминальной обстановке в Венесуэле мне рассказала моя знакомая Оксана, которая прожила в стране полтора года, причём как в Каракасе, так и в провинции.

Безопасность в Венесуэле – тема очень щепетильная, многие иностранцы не обращают на нее должного внимания. Или не обращали до тех пор, например, как в 2014-м убили немецкого туриста прямо у входа в отель "Евробилдинг" (отслеживали от аэропорта, предположительно, увидев что-то ценное) и египтянина непосредственно у выхода из аэропорта. Для меня лично шоком стало, когда мой молодой человек, с которым мы ехали по Каракасу в машине, попросил меня спрятать айфон, потому что, цитирую, "подъедут моторисадос, пистолет в окно, не отдадим – убьют". Для меня это было дико. Для венесуэльцев телефон, спрятанный в нижнем белье, – это рутина.

Нет страшнее существа, чем "моторисадо" или "чоро" – бандит на мотоцикле (в своё время по льготной программе продавались дёшево мотоциклы "Бера"). Для любого венесуэльца самый страшный звук – это звук возвращающегося мотоцикла. На мотоциклах легко окружить понравившуюся машину, чтобы украсть её или просто ограбить водителя и пассажиров. Мототаксист вполне может днём развозить клиентов, а ночью грабить и убивать.

Мотоциклисты действительно представляют опасность: в лучшем случае они могут стащить у вас что-то, как и в других странах Латинской Америки, в худшем – застрелить.

В трущобы, "баррьос", не суются даже местные жители – опасно, любой чужак там изучается на предмет "что взять". Есть мнение, что родиной шпаны, "маландрос", является штат Варгас (это где аэропорт Каракаса), но после оползня, сошедшего в 1999 году, когда было уничтожено огромное количество жилых домов, многие местные жители были расселены по другим штатам и таким образом распространились по всей Венесуэле. Но это одна из версий.

Правда заключается в том, что политика Чавеса была направлена на умасливание низших слоев общества: им давали дома, ежемесячные пособия, машины и т.д. Всё для получения голосов на выборах и народной поддержки. Таким образом, работать было необязательно: всё для жизни дадут и так, и можно получать дополнительный доход, грабя людей. В последние пару лет нефтяная игла, на которой держался Чавес, дала сбой, нефть подешевела, стране стало не хватать денег. Результатом такой политики стала нехватка продуктов первой необходимости, фактически голод. Как прямое следствие этого, преступность усилилась. Никакая работа не принесет столько денег, сколько преступная деятельность

Одним из самых популярных видов этой самой деятельности стал киднеппинг. Это может быть киднеппинг-экспресс, "карусель", когда преступники просто едут по городу и собирают хорошо одетых людей в багажник внедорожника и потом просят выкуп по принципу "А твой папа кто? Ну тысяч 10 долларов даст". Либо спланированный киднеппинг: человека изучают, что у него есть, где он живет, где работает, какие у него родственники... Сумма выкупа может быть 100-200 тысяч долларов. У меня есть знакомый, которого похищали. Было это давно, правда. Его перепутали с двоюродным братом, держали неделю с завязанными глазами, в конце концов сказали, что убьют, вывезли на машине, вытолкнули на улицу и выстрелили в воздух. Сейчас в живых, как правило, не оставляют...

Голод делает людей более агрессивными. Сейчас убивают за телефон (у меня крали телефон, но просили выкуп; где сейчас тот бедный заблокированный айфон...), за часы, за пакет продуктов, за хорошую обувь. Меня лично грабили в Венесуэле два раза: первый раз телефон из машины, второй – сумку у входа в отель, но оба раза втайне и без оружия (первый явно по наводке). Друга грабили с пистолетом два раза. Один раз они обедали с группой в ресторане – зашли вооружённые люди и собрали все телефоны со стола. Второй раз он очень мудро пошёл гулять ночью в курортном поселке с сумкой, в которой было 30000 боливаров (тогда это ещё были деньги). Подъехали пресловутые моторисадос, сняли сумку, угрожая пистолетом – хорошо, что не убили (а могли).

Ситуация с преступностью сейчас такая, что люди боятся. Боятся иметь хорошие вещи, хорошо одеваться, ездить на хорошей машине (с машинами сложно, но это другая история). Выйти на улицу с хорошими часами, телефоном, золотой цепочкой: опасно для жизни. Я помню, как в небольшой деревне, где мы проживали, ко мне подошел наш водитель из местных и предупредил, чтобы один молодой человек убрал подальше свои часы "Самсунг" (которые smart watch, что ли), потому что работники отеля уже разболтали по всей деревне, что они у него есть (та же деревня, где украли мой айфон). Очень опасно ездить на машине за городом в темное время суток, смертельно опасно, если машина сломается. Modus operandi современных разбойников – кинуть на трассу камень или ветку, развести огонь, чтобы заставить остановиться машину. Самой опасной в этом плане считается автострада Пуэрто-Кабельо – Валенсия (именно там была убита Мисс Венесуэла Моника Спир).

Основную проблему я вижу в том, что для преступника не имеет никакого значения человеческая жизнь. Застрелить человека – это вообще не проблема. Старика, женщину, ребенка. Про мужчин даже не говорю. Первое правило для жертвы при любом ограблении – не сопротивляться: тогда, может быть, оставят в живых. Преступники не стесняются прохожих, камер, дневного света. Такое чувство, что молодежь из нижних слоев общества видит в этом некую романтику. В интернете есть мемы на тему "У тебя есть мотоцикл и пистолет – тебя любят все телочки". Это легкая нажива, легкие деньги, безнаказанность. Пенитенциарная система тоже ужасная. Насколько я поняла, внутри тюрем правят сами заключенные, там даже охранников нет, поэтому тюрьму они воспринимают как возможность залечь на дно на некоторое время и отдохнуть (это не касается политзаключенных).

Этот пост полиции пару недель назад закидали гранатами.

Сейчас в стране такая обстановка, что работать полицейским ещё и опасно. Полицейских стали убивать, причём не только на службе, в результате сопротивления, но и просто чтобы ограбить. Недавно одного полицейского убили на глазах его детей, чтобы забрать велосипед.

Иногда бандиты совершают налёты на полицейские посты. Пока власти в панике пытаются расследовать нападение, на рядовых грабителей обращают ещё меньше внимания, и те могут дальше заниматься кровавым гоп-стопом. Только в этом году и только в Большом Каракасе были убиты 104 силовика (полицейских и гвардейцев).

Полиция с флягами на спине. Основная задача полиции сейчас – контролировать очереди в магазины, чтобы не было мародерства, а также охранять митинги. Больше сил ни на что не хватает.

Полицейский едет на мотоцикле с пачкой денег. В этой пачке всего несколько долларов. Но даже такая картинка не очень типична для Каракаса.

Любое здание должно быть за высоком забором, кто побогаче – делает сверху ещё и электрический забор. Кто победнее – битое стекло и колючую проволоку. На последних этажах домов всегда стоят решётки, чтобы с крыши не залезли грабители.

Обычный подъезд обычного дома, где живёт местный "средний класс". Везде решётки, камеры и проволока под напряжением.

Так выглядит обычный жилой дом: тоже всё в решётках, свет по периметру, колючая проволока...

Забор посольства США

Забор посольства России)

Само посольство. Хотел сфотографироваться с красивой табличкой, но ее не нашел (

На входе в каждое заведение обязательно должно висеть меню с ценами, а также предупреждающие знаки: нельзя заходить с оружием и нельзя курить.

Такие знаки должны быть и в общественных зданиях на самом видном месте. Например, это стена за стойкой ресепшен в моем отеле.

Даже в ресторане знаки должны висеть в каждом зале!

За сценой) Странный закон.

Чавес вещает из каждого утюга.

В центре довольно чисто, учитывая общую бедность и разваленную экономику.

Как лучше перевести? Что-то типа "Мадуро родился в моём сердце"? В общем, Чавес рекомендует Мадуро. Точнее, Мадуро использует покойничка для саморекламы, которая ему не очень-то и помогает.

Вход в метро.

В час пик сесть в поезд практически невозможно.

Люди пропускают по 5 поездов, чтобы залезть в вагон.

Внутри – давка.

Простой билет на метро стоит 4 боливара, что-то около 25 копеек. Поездка туда-обратно, совмещённая с автобусом - 12 боливаров (75 копеек). Билет на 10 поездок - 2 рубля 25 копеек, на 40 поездок - 9 рублей. Почему так дёшево? Во-первых, всё дело в неофициальном курсе боливара. За 1 доллар на чёрном рынке можно купить 1000 боливаров. Официальный курс внутри страны в полтора раза выше, а иностранцам 1 боливар вообще пытаются продать за 10 центов. Разница в 100 раз! То есть если бы экономика Венесуэлы работала нормально, поездка на метро стоила бы 25 рублей. И не стоит ещё забывать, что цены на ряд товаров и услуг пытается регулировать государство. Поэтому метро получается почти бесплатным.

Огромные очереди и на наземный транспорт. Большие автобусы ходят между районами.

Маршрутки ходят по конкретному району.

Главная эрогенная зона фанатов Венесуэлы - автозаправка! Бензин здесь действительно очень дешёвый. Стоит примерно 4 рубля за литр. Раньше стоил 2 рубля.

Считайте, что бензин бесплатный. Хорошо или это плохо?

Кофе продают на улице.

Книжный развал

Чтобы хоть как-то заработать народ торгует вообще всем подряд.

Йога в центре)

Сегодня главная цель любого венесуэльца – что-то достать. Достают хлеб, молоко, лекарства. В свободной продаже нет вообще никаких товаров первой необходимости. Вы даже мыла и молока не купите. Поэтому по улицам все ходят с пакетами и спрашивают друг у друга, где что "выкинули".

Главные отличия от братской Кубы:

В Венесуэле есть цивилизация! Здесь нормальный интернет, есть хорошие рестораны и отели. В Каракасе есть "Макдоналдс" и другой международный фастфуд. Здесь без проблем можно купить дорогой алкоголь, импортную еду, взять в аренду хорошую машину. Но на Кубе спокойно и безопасно. А в Венесуэле воспользоваться богатствами не так просто.

Первое, что встречает туриста – это плакат с предупреждением менять валюту только в специально отведённых местах! В Венесуэле курс контролируется государством. Раз в несколько лет происходит девальвация. Выглядит это весьма забавно – такая лесенка:

Конечно, как я уже говорил, существует чёрный рынок с совершенно иным курсом. Три года назад курс на чёрном рынке отличался от официального в 3 раза. Сегодня только в полтора, но за эти три года боливар обесценился в три раза.

Да-да, тут есть вражеский "Макдоналдс"!

"Биг-Мак" стоит 243 рубля, мороженое - 103.

Есть и более дорогие бургеры.

Кофейку можно выпить за 52 рубля 44 копейки, капучино и горячий шоколад будут стоить чуть дороже, 67 рублей 42 копейки.

При этом в городе есть неплохие рестораны. Правда, народу в них совсем мало. В ресторан моего отеля (лучший в городе) вчера не пришел ни один человек за вечер!

Еда для богатых:

Настоящая роскошь. Нет, не устрицы, а хлеб! Хлеба тоже нет в свободной продаже, за ним стоят адские очереди. Так что это деликатес. А устрицы все мертвые. В трех ресторанах Каракаса я так и не нашел живых устриц.

В городе есть вполне обычные (и ещё не разграбленные) моллы. Это одно из немногих мест, где можно гулять, и тебя не ограбят.

Но людей почти нет. Позволить себе ходить по таким магазинам могут единицы.

Мой отель

Пустой ресторан

Уличное искусство

Завтра продолжим.