Классный час тема зимние игры. Классный час "зима в природе"

Классный час «Зимние игры и забавы»

Цель: выявить и расширить представления обучающихся о зимних видах спорта, обеспечить безопасное и полезное времяпровождение обучающихся на улице.

Задачи:

1. Привлекать обучающихся к занятиям спортом, развивать силу, ловкость, смекалку.

2. Воспитывать самостоятельность, творческое отношение к делу.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня нашу беседу давайте посвятим зимним играм и забавам. Ведь морозная русская зима – замечательное время для укрепления здоровья! Прохладный ветер, лёгкий мороз, движения на воздухе – хорошая закалка. Ещё вчера тропинки и дорожки были грязными, чёрными (недаром ноябрь называют «чёрнотропом»), деревья стояли грустные, потемневшие от густой влаги, висящей в воздухе.

А сегодня всё преобразилось! Стало праздничным, светлым и нарядным! Выпал первый снег. Три берёзки у входа в парк напоминают сейчас белых пышногривых лошадок.

Зимушка – зима

Приехали на тройке

Коней быстрых, бойких

Зимушка – краса-

Ледяная коса.

В белой шубке до пят

Стала тешить ребят!

Махнула рукавом правым –

Инеем покрылись травы,

Махнула рукавом левым-

Чисто поле побелело.

Ударила молоточком –

Сковало реку мосточком.

Взяла лыжи, санки,

Ребятишек манит:

«Выходите на простор,

Да с крутых катайтесь гор!»

После снегопада воздух особенно чистый, и можно отправляться кататься с горы на санках.

Мчатся мои сани

Быстро с горки сами.

Ветер дует мне в лицо

И свивает снег в кольцо!

Катаясь на санях, легко развивать ловкость, сноровку, быстроту и координацию движений.

Можно поиграть в такие игры: съезжая с горы, сорвать с ветки куста ленту, достать флажок, воткнутый в сугроб, попасть снежком в обруч. И всё это на ходу!

Многие дети катаются зимой на снегокатах. Снегокат похож на сани, но тяжелее и управляется рулём.

Я лечу на снегокате

Я люблю на снегокате

Мчатся вниз с высоких гор.

Дух от радости захватит,

Я лечу во весь опор!

Вот трамплин меня подкинул,

Я ни капли не боюсь!

Снежный вихрь ударит в спину,

Птицей в воздухе взовьюсь!

Давайте вместе назовём ваши любимые зимние игры и забавы. Верно! Катание на лыжах, коньках, игры в снежки, хоккей.

Поговорим о катании на лыжах.

Есть ли у вас лыжи?

Что вы предпочитаете: кататься с горок или бежать на лыжах по ровной местности? Почему?

Я думаю, что вы уже умеете бежать на лыжах, т е. делать длинные скользящие шаги. Бег на лыжах развивает мышцы. Если вы будете регулярно совершать лыжные прогулки, у вас быстрее подрастут и окрепнут руки, станут длиннее и сильнее ноги.

Отталкивайтесь посильней то правой, то левой ногой, сгибая ноги в коленях. Палки помогут вам скользить и выработать ритмичность движений.

В какие игры можно поиграть, двигаясь на лыжах?

Например, в ручеёк. Чтобы поиграть в эту игру, нужно сделать ворота из наклоненных палок и проехать в эти ворота, не задев палки. Это не так – то легко! Особенно для начинающего лыжника!

Многие ребята любят съезжать на лыжах с горок. Съезжая с горы, нужно научиться тормозить, делать повороты. Ехать с горы лучше наклонившись вперёд, а палки держать сзади. Если вы почувствовали, что не можете удержаться на ногах, то постарайтесь падать на бок.

А как подниматься в гору?

Можно ёлочкой или полуёлочкой, а можно и боком – лесенкой.

Солнце выходит выше

С каждым днём.

Мы наденем лыжи –

В лес пойдём.

Словно терем белый

Замер бор,

Мы на лыжах смело

Мчимся с гор.

Весело искрится

Чистый снег.

Разрумянит лица

Быстрый бег.

Давайте подумаем вместе, как правильно одеться, для катания на лыжах. Одеваться нужно легко, но в то же время тепло. Одежда лыжника состоит из хлопчатобумажной майки или футболки, шерстяного свитера, утеплённой куртки, спортивной шапки, шарфа, шерстяных рукавичек.

После того как вы на славу покатались на лыжах, нужно стряхнуть с них снег, обтереть мягкой тряпкой и поставить в прохладное, сухое место.

Хорошо солнечным январским днём покататься на коньках!

Умеете ли вы кататься на коньках? Есть ли у вас коньки?

Если вам недавно купили коньки, то прежде всего нужно научиться надевать и шнуровать ботинки. Потом стоять на коньках на полу и делать несложные движения. Но вот выходите на лёд! Научитесь разбегаться, скользить на параллельно расставленных коньках. Пройдут два три дня, и вы освоите бег на коньках по прямой дорожке, станете делать повороты, а потом побежите по кругу. Главное, помните: катаясь на коньках, всегда наклоняйте туловище вперёд!

Вечер. Музыка играет.

На катке полно ребят.

Ель нарядная сияет,

Огоньки кругом горят!

Режем острыми коньками

Серебристый гладкий лёд,

И сверкает огоньками

Белых хлопьев хоровод.

Я уверена, что многие из вас по душе весёлая, подвижная игра – хоккей.

Что нужно для игры в хоккей?

Правильно. Коньки, клюшки, шайба, ворота и, конечно, же лёд.

Игроки разбиваются на две команды, и каждая старается забить шайбу в ворота противника. В воротах стоит вратарь. Его задача – не пропустить шайбу.

Пойдём играть в хоккей?

Головку от подушки

Поднимай скорей,

Бери коньки и клюшку –

Пойдём играть в хоккей!

Мороз румянит щёки,

Уже залит каток.

На солнце серебрится

Искрящийся ледок.

Атаки отражая,

По шайбе будем бить,

А шайба, как живая,

Крутиться и скользить.

В воротах встанет Саня –

Испытанный вратарь.

В хоккей сыграет с нами

Сам дедушка Январь!

Зимой случаются оттепели. Тогда снег становится липким, влажным. Очень весело поиграть в такую погоду в снежки! Можно построить снежную крепость или снежный дворец.

Ответь на вопросы

    Чем полезнее игры и забавы?

    Какие зимние забавы ты знаешь?

    На чём можно кататься зимой

    есть ли у тебя санки, коньки, лыжи, снегокат?

Отгадай загадки (На чём катаются дети?)

Палками я оттолкнусь

И с крутой горы помчусь. (На лыжах.)

Быстро я лечу вперёд,

Серебристый режу лёд. (На коньках.)

Управляю я рулём,

Еду я с горы на нём. (На снегокате.)

На них качусь я быстро,

Уверенно и споро,

И чертят серебристые

На льду они узоры. (На коньках.)

Выполните одно из заданий. Нарисуй: снежинку, новогоднюю ёлку, коньки, клюшку, шайбу, лыжи и палки, санки.

Назовите виды спорта или зимние забавы, о которых мы говорили с вами сегодня. Чем бы вы хотели заняться на улице уже сегодня? Какие правила следует помнить и соблюдать при занятиях спортом?

Классный час на тему «Зима», 3 класс

Классный час на зимнюю тематику для 3 класса

Егорова Галина Васильевна
Должность и место работы: учитель обучения на дому, КГБОУ «Мотыгинская школа - интернат», п. Мотыгино Красноярского края
Описание материала: Данный классный час посвящен теме «Зима». Через игровую форму дети вспоминают признаки зимы, зимние виды спорта, некоторых зимующих и перелетных птиц. Итог занятия – выставка детских работ.
Цель : формирование интереса к зимнему времени года.
Задачи:
- образовательная: вспомнить признаки зимы, названия некоторых зимующих и перелетных птиц;
- развивающая: развивать память, речь, внимание, воображение;
- воспитательная: воспитывать дружелюбность, интерес к природе, птицам и спорту.
Оборудование: жетоны, пазлы времен года, снежки из газет, ведра, бумага для рисования, иллюстрации птиц.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Тему нашего развлекательного классного часа вы отгадаете сами. Но сначала соберите пазлы, которые лежат перед вами (Дети собирают)
- Что у вас получилось? (Осень, зима, весна, лето )

Какая иллюстрация описывает наше время года? (Зимняя )
- Что вам нравится в зиме? (Ответы детей ) Так какая же тема нашего классного часа? (Зима)
- А сейчас нужно разделиться на 4 команды (Дети объединяются в группы по временам года, изображенных на пазлах)
-Молодцы! Все готовы и мы можем начинать! Первый конкурс «Эрудит» . Нужно отгадать и количество букв отгадки умножить на 2. За каждый верный ответ команда получает жетон.
1. Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала. Снежинка - 16
2. Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица. Вьюга - 10
3. Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими. Нарядная, забавная, на Новый год я славная. Елка - 8
4. Последний месяц зимы. Февраль - 14
5. Обильные осадки зимой. Снегопад - 16
6. Первый зимний месяц. Декабрь - 14
7. Раз, два, три – из снега вмиг появился…Снеговик - 16
8. На них мы мчимся среди леса, ходить на них для всех полезно. Лыжи - 8
9. Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? Коньки - 12
10. Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет – заплачет она и умрет. Сосулька - 16
11. После осени пришла сама … - зима! Зимушка - 14
12. Под Новый год пришел он в дом таким румяным толстяком, но с каждым днем терял он вес и наконец совсем исчез. Календарь - 18
13. Все лето стояли, зимы ожидали. Дождались поры, помчались с горы. Санки - 10
14. Частое явление зимой с ветром и снежными заносами. Метель - 12
15. Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет не вода уже, а лед. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? Январь – 12
-Молодцы! Следующий конкурс «Снежки». Каждая команда забрасывает в ведро «снежки» из газет. Побеждает та, которая больше всего попадет. (Команды кидают снежки, подсчитывают)
-Молодцы! Следующий конкурс «Знатоки» . Нужно назвать как можно больше зимних видов спорта. Побеждает команда, которая последней назовет слово (Ребята в группах вспоминают и называют)
-Молодцы! Следующая игра «Птицы» . Я называю птицу. Если она зимующая, все сидят на местах. Если перелетная, встали и помахали руками. Побеждает команда, которая меньше всего ошибется (Клест, сойка, лазоревка, воробей, синица, дрозд, снегирь, сорока, ворона, ласточка, скворец, грач)


-Замечательно! И последний конкурс «Художники» . Каждая группа работает над зимней картиной и участвует в выставке работ (Команды рисуют и выставляют картину на доску)
-Какие вы все молодцы! Работы получились прекрасные! Зима - это замечательное время года! Гуляйте на свежем воздухе, катайтесь на санках и коньках, ходите на лыжах и будьте здоровы! А теперь давайте подведем итоги наших конкурсов.(По количеству жетонов учитель награждает участников небольшими сувенирами)
- Спасибо всем за работу!

Классный час на тему «Зимние праздники»

1 класс

Цель: познакомить учащихся с праздниками зимы, их особенностями и историей; развивать любознательность, аналитические способности, критичность мышления, память; воспитывать чувство коллективизма, духовность, формировать умение работать в группах.

Оборудование: компьютер, аудиозаписи песен, презентации, реквизит для игр (снежки), письма-шаблоны, карандаши, фломастеры.

Действующие лица: снеговик, зима, снежинки, ведущий.

Предварительная работа: разучивание песни «Кабы не было зимы».

Ход мероприятия

1. Звучит музыка из цикла «Времена года» - Зима.

Ведущий: Сегодня к нам на занятие пришла необычная гостья. Мы так давно её ждали. А кто это, вы узнаете, если загадку отгадаете.

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.

Кто же в этом виноват

Разукрасил всё подряд? (Зима)

Входит зима: Здравствуйте, ребята. Как же долго я к Вам добиралась. Что-то я не вижу радости на ваших лицах, иль не рады вы мне вовсе? Не хотите на санях кататься, в снежки играть, снеговика лепить, замки снежные строить? (Ответы детей)

Но пришла я не одна, а со всей своей свитой:

Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная ……..(снежинка). Забегают снежинки.

Танец снежинок «Белые снежинки кружатся с утра..» (Дети повторяют движения снежинок»)
Белые снежинки кружатся с утра, (кружатся вокруг себя)
Выросли сугробы посреди двора. (показывают высокие сугробы руками)
Стала от снежинок улица светлей, (поднимают и разводят руки вверх)
Только одеваться нужно потеплей. (показывают холод)
Просто невозможно зиму не любить, (ручки на сердечко)
Скоро будем бабу снежную лепить. (имитируют движения лепки снеговика)
Если на прогулке в снег мы упадем, (резко приседают)
Встанем, отряхнемся и опять пойдем. (отряхиваются, ходьба на месте).

Ведущий: Мы не зря тебя позвали

Вот что мы хотеть узнали

Что за праздники таишь?...

Отчего же ты молчишь

Зима: Так и быть, вам расскажу, всё по полкам разложу,

Только помощь мне нужна. Позовём снеговика?

(Дети зовут «снеговик») Выходит снеговик

Снеговик: всем салют! Привет друзья! Вы не ждали? Вот и я!

Зима: Дружок, мой, снеговик, расскажи-ка ты деткам о моих праздниках.

Снеговик: Я бы с удовольствием, зимушка, но пока на улице стоял, солнце в голову напекло, и совсем забыл что, зачем, да как…Но я попробую..Значит 19 января наступает праздник Святого Рождества, 31 февраля Старый год, а 7 декабря Рождество Христово…

Зима (перебивая): ой-ёёй, совсем ты всё напутал. Неправильно ты всё говоришь.

Снеговик (чешет затылок): да, правильно же ребята? (Нет-кричат дети)

Зима : Садись, снеговик и слушай внимательно да запоминай. Снежинки, помогите мне, доченьки мои.

Зима: Расскажу, пожалуй, Вам, ребята о моих самых больших трёх праздниках. Первый приходит 19 декабря и именуется «Праздником Святого Николая». А знаете ли вы отчего такое название? (Предположения детей)

Снежинка № 1. Рассказ + презентация о празднике.

Святой Николай жил в 4 веке. Его родители были уже стариками, когда он появился на свет. Их молитвы Господу помогли, и у них появился сын. С раннего детства он отличался любовью к ближнему. Слава о его делах была велика, поэтому ещё молодым человеком его назначили епископом. Он поселился в городе Измир в Греции (теперь это территория Турции). Святой Николай был богат, и всячески помогал бедным, и всегда делал это тайно - подкладывая подарки в окна.

И вот как-то раз, желая помочь бедной семье, в которой были три дочери, их никто не хотел брать в жены из-за отсутствия приданного. Святой Николай подбросил им под Рождество три мешочка с золотыми монетами. (Так продолжалось до тех пор, пока те не накопили достаточное приданное для того, что бы выйти замуж.) Но как-то раз однажды все окна в доме не оказались запертыми. Тогда Святой Николай подкинул мешочки с золотом в трубу.

Другая легенда гласит, что золотые монетки подкинутые им в трубу попали в висящие у печки сохну вшие носки. Поэтому теперь католики подкладывают подарки в носки, которые вешают у камина.

Однако Святой Николай прославился не только своими тайными дарами, но и чудесами, который творил и при жизни и после смерти.

Святого Николая считали своим заступником моряки и рыбаки. Он оказывал покровительство похищенным и погубленным детям: находил их и возвращал к жизни. Существовало предание, что в праздник Святого Николая епископ раздавал подарки, но только послушным детям, а шалунов наказывал.

Зима: Надеюсь, что в этом классе шалунов нет, или совсем чуть-чуть. А давайте-ка проверим.

Игра «Это я»: Это я, это я, это все мои друзья.

Кто обещает не лениться, а только хорошо учиться?

Кто опрятный и весёлый рано утром мчится в школу?

У кого всегда в порядке ручки, книжки и тетрадки?

Кто в постели целый день и кому учиться лень?

А скажите мне ребятки, кто утром делает зарядку?

Кто друзей не обижает, маме дома помогает?

Кто на прошлой перемене развязал косички Лене?

Кто бежал по коридору, зацепил карниз и штору?

Кто уроки выполняет и дневник не забывает?

Кто поможет всем вокруг, настоящий кто здесь друг?

Хорошо,ребята, значит ждите подарков от Святого Николая.

Зима: второй мой самый главный праздник это праздник подарков, салютов, бенгальских огней, осуществления желаний. Догадались? Новый год! Он приходит в ночь с 31 декабря по 1 января.

Снежинка №2. Рассказ +презентация о празднике.

Традиция отмечать начало нового года уходит своими корнями в далекое прошлое. У древних народов празднование Нового года обыкновенно совпадало с началом весны и полевых работ.

В России, со времен введения христианства, также начинали год или в марте или, реже, в день святой Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года, 1 сентября. В этот день было велено платить дань, пошлины и различные оброки.

Накануне 1700 года Петр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю - 1 января. Петр повелел всем москвичам украсить свои дома и большие проезжие улицы сосновыми, еловыми, можжевеловыми ветвями. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Петр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Началось празднование Нового года «по всей Белокаменной»: палили из пушек, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка, полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (нецерковный) характер. Люди наряжают ёлку, под неё кладут подарки. С тех пор этот праздник прочно закрепился в российском календаре.

Снеговик: Ой, да это же мой любимый праздник. Как я мог о нём забыть?

А какие вы знаете новогодние традиции, ребята? (Ответы детей)

А давайте прямо сейчас напишем письмо Деду Морозу. Подумайте, чего вы больше всего на свете желаете. (Раздаются письма-шаблоны, дети записывают). Снеговик собирает в сумку-почту.

Теперь ваши письма в надёжных руках, я в самом скором времени отправлюсь в гости к Дедушке Морозу и передам их ему. Правда, своё желание ещё не придумал….Эх, чтобы мне такое загадать? Хочу новую морковку, нет…Новый шарф, тоже не то…Голубые глаза вместо этих карих,нет…Ладно, пойду подумаю пока, а ты зимушка продолжай свой рассказ. (уходит за кулисы)

Зима : с 6 на 7 января наступает самый главный праздник всех христиан - это Рождество Христово. Это было давным-давно, в городе Вифлееме в одну чудную невероятную ночь…(параллельно включаются слайды презентации)

Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем . Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец - Сын Божий, Христос Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришил поклониться Ему. И, се звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Снежинки поют песню «Рождество- это праздник света».

Снежинка: Ребята, я надеюсь, что мы вам многое поведали. Интересно,всё ли вы запомнили. А давайте-ка проверим. У меня есть волшебные снежки. На каждом снежке вопрос. Я буду их бросать, а вы ловите и отвечайте на вопрос.

1. Когда отмечают праздник Святого Николая?

3.Где родился Иисус Христос?

4. Почему Николая прозвали Святым?

5.Когда раньше отмечали Новый Год?

6.Где светила звезда, указывающая путь волхвам?

7.Какие дары преподнесли волхвы Сыну Божьему?

Зима: Вот и поведала я вам о праздниках, как и просили. Пора мне на работу возвращаться: снегами порошить, метели зазывать, морозцев на волю выпускать.

Снеговик ( забегая в зал): Я придумал! Ура! Я придумал!

Зима: О, чём это ты? Опять солнце в голову напекло?

Снеговик: Я придумал пожелание Дедушке Морозу. Хочу, чтобы все дети на планете были счастливыми и здоровыми!!!

Все вместе поют песню «Кабы не было зимы…» (из м.ф. «Простоквашино»)

Классный час.

ЗИМУШКА-ЗИМА.

Цель : расширение кругозора учащихся, воспитание любви к природе, привитие любви к русской поэзии, воспитание чувства прекрасного, развитие познавательной активности.

Оборудование: рисунки на тему "Зима", карточки с пословицами, карточки со словами: декабрь, январь, февраль, студень, ветрозвон, лютовей, просинец, сечень, межень, снежень, ветродуй, бокогрей, письма от сказочных героев, кроссворд, выставка книг о зиме.

1. Вступительное слово учителя.

Вот север тучи, нагоняя,

Дохнул, завыл

И вот сама -

Идет волшебница зима.

О каком времени года говорится в этом четверостишье?

Сегодня классный час мы посвятим этому чудесному удивительному времени года - зиме. (Хотя за окном нет снега, пасмурно, грустно, но с помощью ваших ответов, рисунков, сообщений, картин мы попадем с вами в зимнюю сказку и как обещают нам синоптики в конце января установится настоящая морозная и снежная зима.)

Поднимите руку, кому нравится это время года? Почему вы любите зиму?

(Стук в дверь)

Ребята, посмотрите, сколько писем пришло нашему классу.

1 письмо от Слоненка: Здравствуйте, ребята! Я живу в жаркой Африке. У нас никогда не бывает зимы. А мне очень хочется узнать о зиме, о зимних явлениях, о том, когда наступает у вас зима?

Ребята, чтобы вы рассказали о зиме слоненку?

1 ученик: По календарю зима длится 3 месяца: декабрь, январь, февраль. Но по календарю метеорологов зиме отводится около пяти месяцев, то есть все то время, когда температура воздуха держится ниже ноля градусов.

2 ученик: Народный же Месяцеслов считает, что зима начинается с заморозков, а заканчивается капелью.

3 ученик: Коренная зима - трех месяцев владыка. Узнайте, о каком месяце зимы говорится в загадке:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

Учитель: По каким признакам вы узнали, что это декабрь?

(Самые короткие дни в декабре, самые длинные ночи в декабре, Новый год 1 января после декабря.)

Кто из вас знает, что это за день - 22 декабря - день зимнего солнцестояния, самый короткий день, самая длинная ночь. А теперь дни прибавляются, а ночи уменьшаются.

4 ученик: А теперь отгадайте мою загадку:

Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду - упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится

От мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

Учитель: - По каким признакам вы определили? (холодно стало, повернуло солнце к лету, т.е. солнце светить стало ярче.)

Каково птицам в это время года? (им трудно.)

Что для них страшнее голод или холод?

У кого есть кормушки?

Не забудьте покормить птиц зимой.

5 ученик:

Снег мешками валит с неба

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно

Ну, так что за месяц это?

(Февраль)

А сейчас ребята расскажут об этих месяцах.

1 ученик: Свое нынешнее имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова "децем", что значит десять, т.к. он был десятым месяцем года. В России декабрь занял свое

двенадцатое по счету место в 1799 году, более двести лет назад. Этот месяц в народе называют студень: на всю зиму землю студит.

2 ученик: В русских говорах декабрь величают поэтически: ветрозвон, ветрозим, заморозь - первый месяц зимы с морозами, холодными ветрами и снегопадами. Декабрь ветром гнет, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет - лютует, потому и лютень. В декабре замерзают реки, поэтому он еще и ледостав. В этом месяце год кончается, а зима начинается. Декабрь - полночь года, самый теплый месяц, шапка зимы.

3 ученик: Всегда ли январь год начинал? Открывать год январь стал на Руси сравнительно недавно. Древние славяне, например, Новый год справляли 1 марта, а затем стали отмечать 1 сентября. Но более трехсот лет назад по указу Петра Первого Новый год стали отмечать 1 января. И про январь сложили пословицу: "Январь батюшка году начало, зиме середина". Январь - самый холодный месяц года, крыша зимы. У января есть древнее русское имя "просинец". Потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву.

4 ученик: В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он "сечень", отсекающий год. Еще называли февраль "межень" - межа, т.е. граница между зимой и весной, февраль - "снежень" и "лютень" - от обильных снегопадов и лютых морозов. Из-за частых метелей и вьюг называли его "ветродуем". Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца - "бокогрей", потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце.

Учитель: Спасибо, ребята! Я считаю, что вы дали представление слоненку о зиме.

2 письмо нам прислал Медвежонок Мишутка.

"Ребята, я вам составил кроссворд, разгадайте его, по вертикали должно получиться зимнее слово."

1. Меньше тигра, больше кошки,

На ушах кисти-рожки.

С виду кролик, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь!

И ему не крикнешь:"брысь!"

Потому что это … (рысь)

2. Он слетает белой стаей

И сверкает на лету

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (снег)

3. Кто осенью спать ложится,

А весной встает? (медведь)

4. Жил я посреди двора, Где играла детвора.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (снеговик)

5. Что вниз головой растет? (сосулька)

6. Без рук, без ног двери открывает? (ветер)

7. За белой дверцей стужа, лед,

Там Дед Мороз, друзья, живет. (холодильник)

8. Пришла из леса птичница в рыжей шубке кур посчитать. (лисичка)

9. Белой стайкой мошкара

Вьется, кружится с утра,

Не пищат и не кусают,

Просто так себе летают. (снежинки)

10. Скачет по лесу то взад, то вперед,

Воет, гудит и деревья трясет. (вьюга)

Молодцы, ребята!

Учитель: Любит русский народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и книги почитать. А сколько у зимы придумано пословиц! Их у зимы множество. И в письме, которое нам прислал ёжик есть задание: Собери пословицу и объясни ее смысл.

Много снега - много хлеба.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

В феврале два друга - мороз да вьюга.

Готовь сани летом, а телегу - зимой.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Мороз не велик, а стоять не велит.

В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивается.

Многие поэты посвящали свои стихи этому чудесному времени года.

И последнее письмо от зайчонка Коськи. Он хочет проверить вас. А знаете ли вы стихи о зиме?

Я читаю начало стихотворения, а вы продолжите. И кто автор этого стихотворения?

1. Белая береза

Под моим окном.

(С.Есенин "Береза")

2. Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи.

(Н.Некрасов. Отрывок из поэмы "Мороз-Красный нос")

3. Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя.

(А.Пушкин "Зимний вечер")

5. Вот моя деревня

Вот мой дом родной.

(Иван Зах.Суриков "Вот моя деревня")

Наши древние предки были наблюдательны и знали, что по поведению животных и состоянию природы можно определить предстоящую погоду, и каким будет лето. Так создавались приметы.

Прочитаем их.

Дым из трубы столбом - к морозу, дым из трубы стелется по земле без ветра - к снегу или дождю.

Кошка мордочку прячет - к морозу, стенку царапает к непогоде, лежит брюхом вверх - к теплу.

Курица стоит на одной ноге - к стуже.

Зима снежная - лето дождливое; если зимой тепло - летом холодно.

Зима морозная - лето жаркое.

Если январь сухой и морозный, то лето - сухое и жаркое.

Февраль холодный и сухой - август жаркий.

Если звезды блестят ярко - к морозу.

Мало звезд на небе - к ненастью (метелям).

Кошка на печи - к морозу, кошка на полу - к теплу.

Ворона ходит по дороге - к теплу.

Так что наблюдайте и запоминайте.

Выставка книг.

Задание: Кто желает напишите слоненку письмо и расскажите ему о зимних играх, забавах, явлениях природы, можете в письме нарисовать снежинку, снеговика и т.д.


Зима в природе

Цель: Познакомить детей с приметами зимы, зимними явлениями в природе

Оборудование: цветные рисунки и репродукции с изображением зимней природы, рисунки снежинок.

План

    Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались все вместе, чтобы провести наш классный час на тему: «В гостях у матушки зимы» А для того чтобы хорошо работать мы разделились на три команды. Сейчас каждой команде раздадим буквы, из этих букв вы должны составить слово итогда мы узнаем названия каждой команды.

Итак команды: Декабрь, январь, февраль

II . Сообщение темы занятия .

- Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, как зовут меня?... (Зима).

Зима.

Здравствуйте дорогие ребята! Я приглашаю вас в гости в мой зимний лес. Сегодня мы с вами познакомимся с приметами зимы, периодами зимы, а также с природными явлениями зимой.

III . Основная часть. Новый материал.

Ход занятия.

Ребята, поднимите руки кто любит зиму? Чем она вам нравится? А теперь ответьте на вопрос: из-за чего к нам приходит зима? (Солнце опускается ниже, становится холоднее, т.к. лучи не прогревают землю как летом. Ветер становится холодным, появляется снег, вьюга).

Зима: А с такими изменениями в природе как мы одеваемся? Во что?

Ответ: Надеваем шапки, сапоги, дублёнки, шубы, варежки.

Зима: Правильно. А как готовятся провести зиму растения, деревья?

Ответ: Сбрасывают листья, как будто засыпают.

Зима: Ребята, назовите диких животных средней полосы.

Ответ: Белка, бур. медведь, заяц, лиса, волк.

слайд

слайд: Как они готовятся к зиме?

Ответ: Белка запасает грибы, орехи; медведь накапливает жир; белка и заяц меняют шубку; у лисы шубка становится более тёплой и пушистой.

Зима: Правильно. А теперь назовите животных Крайнего Севера.

Ответ: Олень, белый медведь, песец, полярная сова, куропатка.

слайд

Зима: А как они проводят зиму?

Ответ: Олени разрывают снег и едят ягель; белый медведь накапливает жир и впадает в спячку; песцы и лисы питаются леммингами и мышами, прячутся в своих норах; совы питаются леммингами и мышами; куропатки прячутся в сугробах от морозов.

Зима: Какие животные впадают в спячку зимой?

Ответ: Медведь, ёж, барсук, змея и лягушка.

Зима вывешивает рисунок со следами животных и птиц.(слайд)

Зима: Ребята, определите, каким животным принадлежат эти следы? (дети рассматривают рисунок и определяют). Как вы думаете, что можно узнать о животном по его следу?

Ответ: Направление животного, размер животного, состояние животного.

Зима: Скажите, каким образом человек может помочь животным и птицам перезимовать эту зиму?

Ответ: Повесить кормушки с зерном и хлебом, в лесу на деревья и под них положить куски хлеба и сала.

Задание:

- Давайте, ребята, вспомним зимние месяцы. Как они называются? А узнаете ли вы их в загадках?

- Назовите-ка ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт, мы встречаем Новый год.

Декабрь.(слайд)

- «Декабрь год кончает - зиму начинает» - так говорят о декабре, последнем месяце года и первом зимы. Всё ниже солнце, всё короче и темнее дни. А морозные ночи светлее от звёзд.

Древнерусское название декабря - лютень, студень - за лютую морозную пору, за длительную стужу. Это самый скромный месяц года, поглощённый тьмой и морозами. Это пора глубокого покоя живой природы.

Бывает, морозы затихают и наступает оттепель. Но зима не отступает. Через несколько дней вновь валят пушистые снега, трещат морозы, и зима уже прочно занимает свои позиции. Замёрзли реки, по ним уже проложен первый санный путь. Солнца почти не видно. Если выдастся ясный денёк, то едва поднимется оно над лесом и снова опустится за горизонт. В народе о декабре говорят: «Декабрь - пора хмурого неба. Декабрь - лютень, снегами глаз тешит, да ухо морозом рвёт».

    Давайте вспомним ещё народные приметы декабря .

    Солнце в декабре светит, но не греет.

    Декабрь узоры на окнах расписывает.

    Наметут сугробов декабрьские метели.

    В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивают.

В декабре, в декабре все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки, ёлку из лесу принёс.

Декабрь.

Заметает пурга белый путь,

Хочет в мягких снегах потонуть,

Ветер резвый уснул на пути,

Не проехать в лесу, не пройти.

    Прослушайте следующую загадку:

    Замело в лесу пригорки
    И овражки замело.

Заяц выскочил из лёжки -

Тихо. Холодно. Бело.

Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это?

Январь.

    Январь - году начало, зиме середина. Дни становятся длиннее. Солнце встаёт раньше и ярче светит. Сугробы становятся выше, снег глубже, лёд толще. Январь - месяц ярких звёзд, белых троп, вершина зимы. Снег от мороза скрипит под ногами.

    Вспомним народные приметы января :

    Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.

    Январю - морозы, февралю - метели.

    Если январь холодный, то июль будет сухой и жаркий.

    В январе много сосулек - урожай будет хороший.

Сияет солнце, но совсем не греет,

Искрится луч, сияет серебром.

Природа вся как будто леденеет

Перед суровым снежным январём.

    Ещё одна загадка:

    Ходит грозный вьюговей
    В снежной шапке до бровей.
    Даже хищник серый волк
    Испугался и примолк.

    Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
    То бураны, то метели на деревню налетели.

По ночам мороз силён, днём капели слышен звон.

День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?

Февраль.

    Февраль - перелом зимы, последний зимний месяц. Значительно прибавился день. День ото дня становится светлее. День прибавился почти на 2 часа. Сильные морозы в феврале бывают только ночью, солнце греет всё заметнее. Из всех прозвищ февраля самое распространённое - «вьюговей». Сталкивающиеся тёплые и холодные воздушные массы порождают метели. Самые пушистые сугробы приходятся на конец зимы.

    Приметы февраля :

В феврале зима с весной встречаются впервой.

    В феврале сильные морозы - короткая зима.

    Длинные февральские сосульки сулят долгую зиму.

    Февральский снег весною пахнет.

    Февраль переменчив: то январём потянет, то мартом проглянет.

    Февраль - бокогрей.

- Февраль воду подпустит, а март подберёт.

Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле белая позёмка.

Крутой февральский вечер метёт, метёт пурга,

И, кажется, что вечно лежат снегов стога.


Зимы последние потёмки,

Февраль - наследник января.

Рекой текут, плывут позёмки,

Впадают в снежные моря.

И мне от радужного блеска

Не удержать весёлых слёз.

На южном склоне перелеска –

Воронки у корней берёз.

Явления природы зимой.

Любит народ зиму. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завывание метели можно и сказки послушать, и стихи почитать.

Снег, да снежные узоры, в поле вьюги, разговоры,

В пять часов уж тьма. День – коньки, снежки, салазки.

Вечер – бабушкины сказки. Вот она - зима.

А сколько о зиме придумано загадок!

Их у зимы множество. Загадает их нам (читаем хором на плакате) с негурочка.

И не просто загадает, а познакомит нас с природными явлениями зимой.

с

н

е

г

у

р

о

ч

9. с

к

а

Вопросы к кроссворду:

1. Большая куча снега. (Сугроб).

2. Я как песчинка мал,
А землю покрываю,

Я из воды, а с воздуха летаю.

Как пух лежу я на полях,

Как алмаз блещу при солнечных лучах. (Снег).

3. Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю и сугробы наметаю. (Метель).

4. Жил я посреди двора,
Меня слепила детвора,

Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. (Снеговик).

    Растёт она вниз головою,
    Не летом растёт, а зимою.
    Но солнце её припечёт,
    Заплачет она и умрёт. (Сосулька).

    Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (Ветер).

7. На дороге скользкий лёд называют - (гололёд).

Во время оттепелей, когда тёплый воздух поднимает температуру до 0 градусов и выше, снег сверху начинает таять, становится мокрым и липким. Но вот мочью ударил мороз, и намокший в оттепель снег замёрз. Образовалась корка льда. Тут уж береги руки и ноги, чтобы не упасть на скользкой дороге. Водителям машин приходится быть особенно внимательными: ведь тяжёлая машина по льду, даже на тормозах, ещё 100 метров может проехать. Так что, ребята, будьте осторожны в это время!

8.Летит птица по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча).

9. Белой стайкой мошкара

Вьётся, кружится с утра,

Не пищат и нее кусают -

Просто так себе летают. (Снежинки).

10. Скачет по лесу то взад, то вперёд,

Воет, гудит и деревья трясёт. (Вьюга).

После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и … (вьюга).

Иногда в народе метель называют вьюгой. Если прислушаться к метели, то можно услышать звук «вьюююуу».

Помните, в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» как описана метель:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

  1. Закрепление.

Викторина «Знатоки природы».

    С 22 декабря. Чем примечателен этот день? (Это самый короткий день в году, день зимнего солнцестояния).

    Вырос лес белый весь пешком в него не войти, на коне не въехать. (Морозные узоры на стекле).

    Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица – белокоса, белолица,

Как махнула рукавом – всё покрылось серебром. (Зима).

4. Он вошёл - никто не видел, он сказал - никто не слышал,

Дунул он в окно, исчез, а на окнах вырос лес. (Мороз.)

5. Перечисли явления природы зимой. (Снег, лёд, изморозь, метели, мороз, морозные узоры и др.)

6. Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег.)

7. Бежит по снегу, а следу нету. (Ветер, позёмка).

8. Назови фенологические периоды зимы. (Первозимье, коренная зима, перелом зимы.)

9. В новой стене в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду за ночь затягивается.)

10. Что за звёздочки сквозные на пальто и рукаве

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке. (Снежинки).

11. Текло, текло и под стекло легло. (Река подо льдом).

12. Слышишь? Вьюги говорят:
"У зимы - хозяйки нашей, -
Для деревьев есть наряд
Всех нарядов зимних краше. (Иней).

13. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)

14. Из-за серых гор высоких,
Из чужих земель далёких
Прилетела ведьма злая,
Дикой песней всех пугая.
Закружила она всё.

Стало холодно. (Метель).

2. Разгадай ребус


Игры:

1. Собери снежинку

2. Закрытыми глазами нарисуй нос снеговику

IV . Итог.

С какими явлениями природы зимой вы познакомились?

Какие вы знаете периоды зимы?

Какие народные приметы вы запомнили?