Коммуникативная компетентность педагога доу искусство общения. «Коммуникативная компетентность педагога»

Куриленко Людмила Васильевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 7 с.Кичкино
Населённый пункт: Ростовская область Заветинский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коммуникативная компетентность воспитателей во взаимодействии с родителями
Дата публикации: 19.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 7 с. Кичкино

Семинар – практикум для воспитателей

Коммуникативная компетентность воспитателей

во взаимодействии с родителями

Составила:

воспитатель Л.В. Куриленко

с. Кичкино

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с

родителями.

Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;

Помощь в анализе и осознании собственных сложностей в установлении позитивного

общения с родителями;

Актуализация знаний педагогами основных задач принципов во взаимоотношениях с

родителями;

Ход семинара – практикума

Современная

дошкольного

образования

предъявляет

значительные

требования ко всем аспектам деятельности педагогов, в том числе, общению с родителями.

Поэтому одной из важнейших задач современного образования является установление

партнерских отношений с родителями. Без партнерства даже самый квалифицированный

использующий

современные

добьется

большого

Большинство педагогов считает работу с семьей самой сложной в своей педагогической

деятельности.

педагоги

взаимодействии

родителями

преодоление собственных трудностей в работе с ребенком, поэтому общение с родителями

сводится к жалобам на то, как плохо ведет себя ребенок на занятиях, как сложно ему

дается тот или иной материал.

педагогов

обращение

родителей

претензией. Многие неопытные педагоги вместо того, чтобы разобраться в ситуации,

автоматически переводят для себя таких родителей в категорию сложных, конфликтных,

пытаются переубедить их, доказать, что они не правы, убеждают, что на самом деле все

благополучно.

воспитателя,

насторожит

родителя,

впоследствии он вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому педагогу,

накапливая негативные эмоции по отношению к детскому саду. Реакция на жалобу должна

быть конструктивной и направлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые

меры к урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребенка,

улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первой

выслушать

родителя,

почувствовать

готовность

воспитателя

профессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на которой

рассказать о результатах предпринятых мер.

Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу; возможность

дальнейшего

сотрудничества,

компетентность

воспитателя,

вызывает

недоверие. Поэтому, педагогу важно: вовремя осознать собственные ошибки и трудности,

направить усилия на доверительное, безоценочное взаимодействие с семьей, основанное

на осознании единой цели – всестороннего развития ребенка.

И сегодня мы сегодня рассмотрим приемы общения между педагогами ДОУ и

родителями воспитанников. Что же нужно для этого сделать в первую очередь? Для начала

педагог должен преодолеть личностные барьеры (это характерно особенно начинающему

педагогу, если они имеются).

предлагаю

выполнить

помогающий

определить

затруднений у педагога в общении с родителями.

Самооценка затруднений в общении с родителями

Цель. Выявить наличие или отсутствие затруднений у педагога в общении с родителями.

Инструкция. Вам предлагаются суждения, касающиеся общения с родителями в

дошкольном учреждении. Если вы согласны с суждением, подчеркните ответ «да», если не

согласны

ответ «нет». Если какие-то суждения не можете оценить однозначно, обведите

их порядковый номер кружком.

1.Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения

детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка.

2.В общении с родителями нахожу индивидуальный подход, устанавливаю с ними

партнерские отношения.

3.Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных

педагогических силах.

4.Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их

чувства и поведение.

5. Владею техникой диалогового общения.

6.Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях общения

с родителями.

7.Как правило, с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам

родителей.

8.Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в

активное обсуждение проблемы и пр.

9.Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными

знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и дифференцированном) об-

щении с родителями.

10.Удается объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу

общности интересов (родителей и педагогов).

Ключ к тесту

Суждения распределяются по двум группам.

Гибкость стиля общения; умение сопереживать родителям (суждения № 2,3,4, 6, 7).

Умение использовать активные методы и формы общения с родителями (суждения № 1, 5,

Подсчитайте количество ответов «нет» в каждой группе суждений. Два ответа «нет» и

более являются основанием выявленных затруднений, а именно: в гибкости вашего стиля

общения и умении сопереживать родителям или в умении использовать активные формы и

методы общения с родителями. Обведенные кружком ответы также могут рассматриваться

как скрытый запрос о помощи.

Если вы выявили наличие у себя затруднений в общении с родителями, то вам необходимо

повысить уровень своих знаний по речевой культуре педагога и изучить дополнительную

литературу по данной теме. Каждый человек общается с другими людьми, но у всех это

происходит по-разному. Нам редко удается взглянуть на себя со стороны, а ведь у каждого

человека существует своя излюбленная манера общения - то, что обычно называют

стилем общения. Попробуйте определить свой стиль по тесту.

Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с

родителями

(на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому).

Инструкция. Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте

быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

Вопросы

Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее

ожидание из колеи?

Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом,

информацией перед родителями?

Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до

последнего момента?

Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях

воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

Вам предлагают подготовить общее собрание для родителей всех воспитанников

дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого

поручения?

делиться

переживаниями

родителями

коллегами, руководством?

Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно

задает Вам вопросы?

Верите ли Вы, что существует проблема воспитателей и родителей и что они

разговаривают на разных языках?

Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли

выполнить?

Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в

том или ином сложном воспитательном вопросе?

Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания,

предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и

родителями?

собственные,

индивидуальные

критерии

семейного

воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо родителей, а не только детей?

Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем

провести устную консультацию?

Оценка ответов. Да - 2 очка. Иногда -1 очко. Нет - 0 очков.

Полученные очки суммируются. Так определяется, к какой категории относится педагог.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще

некоммуникабельны. Это Ваша беда, так как от этого больше страдаете Вы сами. Но и

окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует

коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В

основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на

родителей.

убеждены,

большинство

родителей - это

недовольные,

придирчивые

недостатки,

желающие

прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями

приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать

общительнее, контролируйте себя.

очков.

замкнуты,

неразговорчивы.

необходимость

контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями является для Вас

сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и

бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в

большей степени обвинить их, а не себя. В Ваших силах изменить особенности своего

характера.

Вспомните,

интересном

позволяет

находить общий язык с родителями.

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете

себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством

родителей

«трудными»

родителями

стремитесь

общаться.

незнакомой

ситуации

выбираете

«присматривания».

Сложности

общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по

отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

очков.

нормальная

коммуникабельность.

убеждены,

родителем

выслушиваете

родителей,

достаточно

терпеливы

отстоять

навязывая ее при этом другому. И индивидуальное, и коллективное общение с родителями

не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать

контакты

поддержки.

многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с

родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в

центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить.

Вы стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают

детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы

вспыльчивы,

отходчивы.

недостает

терпения

столкновении

серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю,

быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях.

Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успению довести его до

конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и стремитесь его высказать.

Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями,

Вам следует задуматься над этим фактом.

менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны,

вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о

проблемах, в которых совершено, некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете

причиной

конфликтов,

родителей.

родителями,

грубоваты,

фамильярны.

отличает

необъективность,

обидчивость.

проблему

стремитесь

всеобщее

обсуждение.

Серьезное общение с родителями не для Вас. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря

на все Ваши усилия, наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит?

Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Строить и корректировать диалог взаимоотношений с семьей должны именно работники

ДОУ, педагоги, так как именно они получили специальное профессиональное образование

и являются примером подражания не только для воспитанников, но и их родителей.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

ЯВЛЯЮТСЯ:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Объединить усилия для развития и воспитания детей;

атмосферу

взаимопонимания,

общности

интересов,

эмоциональной

взаимоподдержки;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

ПРИНЦИПАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ :

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на

котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с

родителями

требовательный

прекрасно

выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется

«моделью

воспитатель

выработает

конкретных

корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и

отношение

детскому

Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо

больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель,

общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и

пригодится

человеческое

педагогическое

воспитателя

успокоить

родителя,

посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Если собеседник ведет себя не корректно в общении с вами, никогда не повторяйте

поведение

тактичны

спокойны,

нелицеприятное поведение.

Упражнение "Выбери фразу"

Инструкция. Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

1) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять;

2) "нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним.

Раздаточный материал

Инструкция: Выделите, на ваш взгляд, "неудачные" фразы красным цветом. Укажите

стрелочкой "нежелательные" фразы в паре с "желательными" так, чтобы стрелка шла от

"нежелательной" фразы к "желательной".

Извините, если я помешала.

Я бы хотела.

Вероятно, вы об этом еще не слышали.

Вам будет интересно узнать.

Я бы хотела еще раз услышать.

Мне представляется интересным то, что.

Я пришла к такому выводу, что.

Вы хотите.

Думается, ваша проблема заключается в том, что.

Давайте с вами быстро обсудим.

Как вы знаете.

Хотя вам это и неизвестно.

Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.

Вы, конечно, об этом еще не знаете.

А у меня на этот счет другое мнение.

Конечно, вам уже известно.

Вы, наверное, об этом слышали.

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными

ответами:

"Неудачные" фразы:

"Извините, если я помешала… ", "Я бы хотела еще раз услышать… ", "Давайте с вами

быстренько обсудим… ", "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать… ", "А у

меня на этот счет другое мнение… ".

"Нежелательные" фразы в паре с "желательными":

"Я бы хотела… " – "Вы хотите… ";

"Вероятно, вы об этом еще не слышали… " – "Вы, наверное, уже об этом слышали… ";

"Мне представляется интересным то, что… " – "Вам будет интересно узнать… ";

"Я пришла к такому выводу, что… " – "Думается, ваша проблема заключается в том, что…

"Хотя вам это и неизвестно… " – "Конечно, вам уже известно… ";

"Вы, конечно, об этом еще не знаете. " – "Как вы знаете. ".

3. Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные

и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому

наставления

пропаганды

педагогических

принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы

взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация

заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее

желание помочь.

моментом

предупреждении

возникновения

проблемных

ситуаций

являются

установление

контакта

педагога

родителем,

ежедневное

информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов

Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других

источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может

носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно

только избегать формализма.

конфликтов

нежелание

родителей

контактировать

воспитателями. Как вы с вами знаем, родители бывают разные.

А.Я. Варга выделяет

четыре типа мам по характеру отношения к детям: спокойная

уравновешенная мама, тревожная, тоскливая, уверенная и властная. Как вы думаете, с

каким из всех типов легче всего найти общий язык?

Спокойная уравновешенная мама:

«С такой мамой легко общаться, она всегда

пойдет навстречу педагогу. Такой маме можно давать любые рекомендации».

тревожная

уверенность

собственном

воспитательном потенциале, дать понять, что воспитатель на ее стороне и готов

выслушать ее точку зрения. Но в тоже время необходимо внушить такой маме, что

благополучие ее ребенка, так же важно для воспитателя, как и для нее самой».

тоскливая

мама «Такой маме важно дать понять, что ребенок является для

женщины главной ценностью. Что бы ни происходило в жизни женщины, при умелом

подходе ребенок всегда будет нести большую радость, чем все другие моменты жизни»

уверенная

властная

мама «С этой мамой очень тяжело сотрудничать. Ее

уверенность

личность,

обратить

внимание на возможности и желания ребенка. Такую маму необходимо приглашать на

разнообразные

мероприятия,

проявить

сотрудничестве

воспитательным

родителями

возможности

ребенка, помочь понять, что ребенок не может быть идеальным. У него существуют

свои достоинства и недостатки».

4. Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо

тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно

связанных

мероприятий.

подготовленное

родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж

учреждения в целом.

5. Динамичность

находиться

развития,

функционирования,

представлять

мобильную

реагировать

изменения

социального

родителей,

образовательные

потребности

воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления

работы детского сада с семьей.

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:

Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы

слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже

если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.

Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою

собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я

бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу

Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны

нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу»

всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

выпытывайте.

задавать

родителям

касающиеся

педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание

между семьей и детским садом.

Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье,

доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием

гласности.

Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в

общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с

родителями.

Желаем удачи во взаимодействии с родителями!

Список литературы:

Апаткина Ю. М., Лопатина О. Г.

Задачи психолога в дошкольном учреждении

//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения -2008 -№ 2;

Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996.

Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ -

Кириллова

Психолого-педагогический

практикум

педагогами

"Предупреждение

разрешение

конфликтов

процессе

педагогического

взаимодействия

родителями

воспитанников

Справочник

старшего

воспитателя дошкольного учреждения -2011-№1;

Москалюк

Погонцева

Педагогика

взаимопонимания:

родителями / - 2-е изд. –Волгоград: Учитель, 2011. – 123с.

Преимущественным способом взаимодействия человека с другими людьми является язык. Человек использует вербальные и невербальные знаки, которые передают его мысли к окружающим. Вот почему с самого детства каждого обучают говорению. Если ранее коммуникативная компетентность заключалась в издавании звуков, то теперь индивид должен произносить конкретные слова, фразы, интонацию и пр. Все это отрабатывается в дошкольном возрасте детьми, которые часто контактируют с педагогами.

Человек изначально не умеет говорить, однако у него имеются все инструменты для произношения звуков. Отдельные звуки выстраиваются в слова, а слова можно объединять в предложения. Всему этому человек обучается в дошкольном возрасте сначала вместе со своими родителями, затем с педагогами и детьми.

Особое внимание следует уделять тому, с кем ребенок общается. Если у него нет врожденных дефектов языка, губ, голосовых связок и т. д., тогда он будет абсолютно похожим на тех, с кем часто общается. «С кем человек поведется, от того и наберется» — это касается не только привычек, но и способов коммуникации. Сначала дети копируют речь родителей, затем совершенствуют ее с педагогами и отрабатывают навыки уже в кругу своих ровесников.

Речь во многом зависит от того, в какой среде ребенок растет и приобретает первые навыки. Вот почему важно, чтобы он был окружен такими людьми, которые обладают разнообразной, красивой и богатой речью, которую можно скопировать и далее пользоваться.

Что такое коммуникативная компетентность?

Под коммуникативной компетентностью понимается использование всех средств общения, которые позволяют воспроизводить речь. Здесь говорится не только о строении органов, участвующих в создании звуков, но и навыки, умения, знания, убеждения и прочие элементы.

Человек по мере своего развития овладевает не только вербальными навыками, которые непосредственно влияют на произношение звуков и формирование фраз, но и убеждениями, идеями, мыслями, взглядами. Все это влияет на то, как и что человек говорит.

Коммуникация – это взаимодействие человека с другими людьми. Это процесс активный, динамичный, меняющийся. Под коммуникативной компетентностью понимается умение человека слушать окружающих, отстаивать свою позицию, вести диалог или переговоры. Нет статичного понятия коммуникативной компетентности. Человек постоянно нарабатывает опыт, каким бы он ни был, общаясь с другими людьми.

Компетентность в речи постоянно развивается, начиная с раннего возраста. Происходит это различными способами:

  • При общении с другими людьми и решении сопутствующих возникающих проблем с ними.
  • При наблюдении за общением между другими людьми.
  • При идентификации себя с конкретными лицами.
  • При копировании моделей общения других людей.
  • При изучении культурного наследия и народного языка.
  • При просмотре фильмов, чтении книг и пр.
  • В процессе жизни, когда человек получает новые знания, жизненный опыт, меняет взгляды и пр.

Несомненно, в настоящем обществе возникает немало проблем в сфере коммуникации. Это в большей степени связано с пренебрежительным отношением людей к собственной речи и манерам взаимодействия..

Современные люди . Данное выражение можно подтвердить множеством примеров, и, возможно, что в вашей жизни найдется немало таких. Например, супруги могут общаться друг с другом, но при этом даже не слыша слов, которые они произносят. Компаньоны ведут деловую беседу, но при этом каждый думает лишь о собственной выгоде, желая подставить партнера. Подруги или друзья изливают горечь своей души, но при этом те, кому не больно и не печально, не слушают собеседников.

Люди привыкли говорить, но при этом не слышать, что говорят друг другу. Вместе с бескультурьем слушания собеседника развивается такая черта, как неуважение. Подумайте, если вы уважаете человека, то находитесь всем своим вниманием в разговоре с ним. Но если не проявляете уважения, тогда не тратите драгоценное время на выслушивания «неценного» для вас собеседника, а занимаетесь своими делами или думаете о чем-то своем.

Нужно ко всем людям проявлять уважение, кем бы они ни были: богатыми или бедными, умными или глупыми. Проявляйте уважение ко всем – это самое важное в любом виде общения.

Существует такое выражение: «Бог сначала говорит устами ваших родственников. Если вы не слышите, тогда Бог говорит с вами устами ваших врагов». Возможно, то, что вам говорят ваши родственники, друзья, а затем и враги, является тем качеством или состоянием, от которого вам следует избавиться? Не реагируйте отрицательно на любые выпады своих родственников. Скорее всего, ими руководит что-то высшее, чем просто собственный эгоизм.

Когда вы с кем-то общаетесь, мысленно кланяйтесь человеку, проявляйте уважение, независимо от настроения, состояния и того, как он к вам относится и что говорит! Даже если вас «поливают грязью», все равно относитесь к человеку с уважением. Рано или поздно человек изменится в лучшую сторону, убрав свою агрессию и злость. Это является созидающей любовью, когда вы положительно относитесь к человеку, несмотря на его выпады. Помните об этом, потому что ум всегда сам себя оправдает, а эгоизм всегда считает себя хорошим.

И напоследок следует отметить, что, помимо неуважения к собеседникам, люди очень часто не умеют извиняться. Данному процессу родители учат своих детей, но так как они сами не умеют просить прощения, то и не могут научить детей делать это правильно. Ниже приведена инструкция по тому, как необходимо извиняться, чтобы проявлять и к себе, и к другому человеку уважение.

Правильное извинение: прямо смотрите в глаза человеку, твердым голосом говорите: «Ты можешь меня за это простить?». Если последует ответ «нет», то вы должны также спокойно, смотря в глаза человеку, сказать: «Я могу тебя простить. Но если ты не можешь меня простить, сможем ли мы с тобой общаться?». Вы должны говорить – вера в то, что вы действуете правильно. Это не гордость, когда вам хочется сломать человека. Чувство собственного достоинства проявляется в том, что вы не хотите никого ломать, и верите в то, что действуете правильно.

Коммуникативная компетентность педагога

Педагог взаимодействует с детьми, поэтому его речь должна быть как нельзя самой грамотной и структурированной, чтобы дошкольники могли брать пример и обучаться полезным навыкам. Коммуникативная компетентность воспитателя подразумевает, что он может выслушать ребенка, понять его, отстоять свою точку зрения и построить общение так, что будут сформированы доверительные отношения.

Для формирования таких навыков, учитель должен:

  1. Совершенствоваться, развиваться, иметь заинтересованность в своей работе.
  2. Познавать новую информацию.
  3. Применять новые знания на практике.
  4. Положительно относиться к своей педагогической работе.

Насколько хорошо педагог может установить с детьми коммуникацию, влияет на весь педагогический процесс. Детей нужно обучать, давать новые знания, стимулировать к выполнению заданий и достижению целей, вызывать интерес и т. д. Все это в большей степени происходит через общение. Если ребенку приятно контактировать с воспитателем, тогда он участвует в процессах, в которые его вовлекает педагог. В противном случае малыш будет замыкаться и избегать контактов с воспитателем.

Навыки педагогической коммуникативной компетентности отрабатываются еще на этапе обучения человека своему ремеслу. Еще будучи студентом педагогического училища или университета, человек нарабатывает знания, общается с педагогами и однокурсниками, проходит педагогическую практику, где и начинают формироваться определенные манеры и позиции.

Именно на данном этапе важно отметить негативные отклонения, когда обучающийся педагог не может наладить отношения с детьми. Если отсутствует контакт и доверительное отношение детей к будущему педагогу, это говорит об отсутствии коммуникативной компетентности.

Важное значение в развитии навыков играют личностные особенности педагога:

  • Качества характера.
  • Отношение к самому себе.
  • Отношение к другим людям, в частности к детям.
  • Самоощущение в процессе педагогической деятельности.

Хорошо, если педагог не просто рефлексирует, а старается взять процесс в руки и управлять им. Это заставляет его следить за собственной речью, проявлять нужные качества, самосовершенствоваться, устранять негативные аспекты речи и пр.

Как развивается речь детей дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста пока только обучаются коммуникативным навыкам. Как развивается их речь? Процесс начинается с физиологических особенностей, когда человек может произносить звуки и обладает всеми речевыми инструментами, чтобы произносить нужные слоги. Далее подключаются знания и опыт самого ребенка:

  1. Малышей обучают правильному говорению посредством установленных правил. Ребенок копирует общение своих родителей, сверстников и педагогов.
  2. Малыши получают некий опыт в процессе общения. Он может быть как положительным, так и отрицательным. Здесь же формируются убеждения и мнения, которые влияют на то, как далее будут разговаривать дети.

Каждый ребенок приобретает знания, которые рассказывают ему, как нужно говорить и вести диалоги. Далее включаются способности и навыки, когда ребенок пользуется тем, что имеет, и старается наработать новые умения. По мере наработки опыта приходит понимание того, как следует общаться с окружающими.

В процессе формирования речи у дошкольников участвует:

  • Игровая деятельность, где ребенок может свободно применять свои коммуникативные навыки, быть спонтанным и гибким.
  • Целенаправленная деятельность, где речь участвует в достижении целей или решении задач.
  • Способы наказания и поощрения, когда ребенок сталкивается с проблемами, если применяет неверные способы общения, или достигает успеха, если все было сделано правильно.

Итог

Каждый человек начинает свое коммуникативное развитие с раннего возраста. В этот период ребенок активно взаимодействует с родителями, педагогами и другими детьми. От каждого взрослого человека требуется лишь одно – следить за своей речью и понимать, как она влияет на ребенка, который ее слышит. В таком случае можно в итоге привить малышу именно те навыки, которые станут ему полезными.

По мере развития человек меняет манеру своего общения. Однако при условии, что его будут окружать грамотные люди, которые проявляют уважение и стараются выстраивать доверительные отношения, у каждого есть все шансы стать культурным в коммуникативном плане человеком.

При всем богатстве различных средств педагогической деятельности, направленной на приобщение детей к социуму, фундаментальную основу составляет общая культура взрослых (родителей, педагогов, сотрудников ДОУ) Показателем образованности, жизненной успешности, профессионализма деятельного взрослого является коммуникативная культура (компетентность), непосредственно обеспечивающая процесс расширения, умножения социальных связей ребенка с внешним миром.

В разных сферах социальной жизни ребенка формирование базиса личностной культуры происходит благодаря «речевой коммуникации» (Л.С. Выготский), «речевым актам» (А.А. Леонтьев), достижения «единства языка-речи» (Ф.А. Сохин). Коммуникативная компетентность - есть универсальное средство овладения любой деятельностью, и современными учеными рассматривается как лингвистически, психологически и методически организованная система отдельного индивида. В ней язык (система знаков) выступает средством, а речь как деятельность, как способы его употребления.

М.М. Силакова убедительно утверждает, что универсальным средством развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога, ее когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, умелое руководство им поэтапным выстраиванием обучения мотивации общения. На протяжении дошкольного возраста происходят сдвиги в преобладании тех или иных мотивов (А.Г. Рузская, З.М. Богуславская, Н.М. Матюшина и др.). У младших детей преобладают деловые мотивы, они нуждаются в помощи взрослого в процессе практической деятельности, полностью поглощены действиями с предметами. В среднем дошкольном возрасте появляются познавательные интересы, и взрослый становится партнером по игре. У старших дошкольников уже преобладают познавательные и личностные мотивы общения с взрослыми, связанными сповышенным интересам к людям и их взаимоотношениям.

Ю. Щербина отмечает, что в период огрубления нравов современного общества, упадка общей культуры и речевых традиций снизились коммуникативная культура некоторых педагогических коллективов ДОУ, осознание социальной значимости и личной ответственности за нее не является движущей, мотивационной силой. Низкий уровень оплаты труда и высокий уровень ответственности перед родителями, обществом, бесспорно, накладывает отпечаток неудовлетворенности, угнетенного настроения педагога, что заключает в себе объективную причину.

Автор выделяет и субъективные причины. Диагностика уровня коммуникативной компетенции не проводится, не учитывается она при аттестации воспитателя и назначении категории, не оценивается на уровне созданных условий для развития ребенка и присвоения им социокультурной модели общения. Наметилась тенденция проявления педагогами отдельных её компонентов. Для значительной части воспитателей характерна в большей степени информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью. Эмоциональный же фон проявляется в процессе создания и поддержания позитивного контакта во время фронтальных занятий, наблюдений объектов социума. На личностное общение, в котором нуждается каждый, особенно тревожный или гиперактивный ребенок, времени отводится крайне мало, а именно эмоциональность влияет на механизм мышления, памяти, внимания, становления чуткости и деликатности.

По мнению Е.О. Смирновой, в зависимости от задач взаимодействия в ходе общения педагога с детьми наблюдаются разнообразные по форме, содержанию речевые конструкции. Укоренился шаблонный стиль общения, упрощенность и трафаретность обращений и высказываний, что свидетельствует о низком качестве языковой структуры речи и возможностях коммуникативного влияния. Барьер непонимания, прежде всего в наличии явной не разделяемости логики и аргументов построения мыслей, бедном семантическом оформлении. Однообразие лексики, обилие штампов, не нужных заимствований, диалектизмов, не удачных новообразований, стилистически сниженных и даже откровенно-грубых выражений, плеоназмов (лишних слов), к сожалению, имеют место даже в речи педагогов с высшей категорией.

Автор акцентирует внимание на том, что в любом общении, тем более с детьми недопустимы случаи бестактности, безликости, наличия грубовато-экспрессивной лексики. Необходимо усиление речевого этикета - неотъемлемого элемента вежливости, чуткости и деликатности по отношению к другому.

Как-Калик В.А. отмечает, что учителю, воспитателю важно придавать большее значение умениям разговаривать с родителями, а именно - вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре, даже если в душе, что называется, все кипит и протестует. Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения, так необходимую для полноценного и правильного воспитания детей. Есть воспитатели, особенно среди молодых, которые совершено, не придают значения умению разговаривать с родителями, допуская менторские нотации, недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его в чем-то. Каждый удавшийся разговор с родителями очень много значит. Искусству разговору с родителями воспитанников следует учиться, данному вопросу следует специально уделять внимание на педсоветах и методических объединениях.

Краткость или многословие в речевом общении связанны с неясностью мысли, с не знанием предмета высказывания, а значит с недостаточно вдумчивым подбором слов, их сочетанием и соответствием стилю (официально-деловой, научный, публицистический, художественный, разговорно-бытовой) устной речи. Последний, надо признать, занимает большее жизненное пространство педагога.

Фонетический компонент общения, по мнению М.И. Лисиной, связан с качеством выразительности и образности речи, темпом, ритмом, интонированием при соблюдении норм произношения. Быстрый темп речи, не внятность произношения, проглатывание фразы, речь с акцентом, с использованием не соответствующей смыслу жестикуляции, однообразие интонаций, неоправданно громкой силой голос, а главное оставшийся императивный тон речи в настоящее время характеризуют коммуникативную компетентность воспитателей.

Все выше перечисленные факты, без сомнения, тормозят развитие речи, становление культуры общения как основного показателя социальной зрелости дошкольника. Благополучное своевременное и полноценное детское развитие достигается только при наличии обязательной коммуникативной культуры взрослых, насущная потребность повышения которой столь очевидна.

В ходе модернизации и оптимизации дошкольного образования, экспериментального изучения основ управления качеством образования, в процессе контрольно-аналитической детальности, руководителю следует серьезно повысить требования к своей коммуникативной компетенции и каждого педагога в отдельности.

Побудительная сила и мотивация, достижение и залог успеха в общении вытекают из природы самого человека и существующего фактора многогранных отношений в коллективе. Шкала отношений, аттракция определяются основами управленческого общения, психологический механизм которого в руках заведующей, заместителя, их личностного имиджа. Существующие психологические приемы расположения к себе людей: обращение к человеку с частым называнием его имени, контроль и «размягчение» собственного лица - зеркала души, употребление «золотых» слов - комплиментов, признание и небольшое преувеличение трудового потенциала, стабильность убедительных и искренних интонаций - все это основы коммуникативной компетентности, высокого профессионального уровня руководителя современного ДОУ.

Коммуникативная компетентность педагога должна рассматриваться как один из первостепенных показателей личности при аттестации, уровень которой объективно, не формально оценивается и определяет тем самым профессиональную категорию. Необходим постоянный поиск интерактивных методов для успешного совершенствования коммуникативных способностей.

Современным направлением формирования коммуникативной компетентности педагога ДОУ считается создание в образовательном процессе коммуникативных ситуаций, которые бы запускали механизмы развития личности. Речь в этом случае идет об интерактивном обучении: расширении видов совместной работы педагогов, их коммуникативного опыта, прежде всего в совместной деятельности; возможности задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества; включение в процесс обучения «целостного человека» и обеспечение комплексного личностного развития.

Личностная позиция педагога заключается в построении ситуаций общения с детьми как полноценными партнерами, что исключает разного рода манипуляции. Предпочитаемой тактикой взаимодействия является сотрудничество с использованием многообразия коммуникативных средств, стимулирующих детскую активность.

Отказ от корпоративного стереотипа «воспитатель всегда прав» предполагает умения с юмором отнестись к отдельным моментам педагогической ситуации, быть готовым к улыбке, владеть тонами и полутонами; слушать и слышать ребенка, не прерывая его высказываний; воздействовать на детей не прямо, а косвенно, через создание условий для проявления у них желаемого качества; не бояться обратной связи, пусть даже непредсказуемой.

В связи с этим становление и развитие коммуникативной компетентности как стержневой составляющей профессионализма педагога дошкольного образования является актуальной проблемой современной науки и практики.

Важными в деятельности специалистов являются не только собственно коммуникативные знания, умения и навыки, но и формирование способности к организации коммуникативной профессиональной деятельности в условиях возрастающей профессиональной мобильности. Очевидной является необходимость осуществления адекватной педагогической деятельности, повышающей интерес к изучению предметов коммуникативного цикла в высшей школе и применению их возможностей в процессе организации эффективной коммуникации в дошкольном образовательном учреждении.

При развитии коммуникативной компетентности у педагогов ДОУ, по мнению УшачевойЮ.В.,целесообразна организация методической работы детского сада, в процессе которой будет осуществляться решение профессиональных педагогических задач. Реализация такого подхода обеспечивается следующими условиями: включение в содержание методических мероприятий проблемного контекста, создание эмоционально-ценностного фона, вариативное использование форм сотрудничества, актуализация субъектного опыта в сфере коммуникаций и расширение субъектных функций специалистов сферы дошкольного образования.

Кроме того, необходимо ввести в содержание запланированных мероприятий информацию о значимости эффективной коммуникации в педагогической деятельности, об основных предпосылках формирования коммуникативных знаний и умений у детей дошкольного возраста, о взаимозависимости коммуникативной компетентности воспитателя и коммуникативной компетенции воспитанников.

Формирование у педагогов смыслообразующих мотивов и ценностных ориентаций на эффективную коммуникацию осуществляется посредством организации бесед, диспутов, дискуссий, наблюдений за коммуникативным поведением коллег при взаимодействии с детьми, их родителями, администрацией дошкольного образовательного учреждения, составление и решение на их основе проблемных ситуаций и задач коммуникативного характера, анализ собственных коммуникативных способностей.

Особо значимо, по ее мнению, проведение педагогических советов, теоретических семинаров, семинаров-практикумов, интегрирующих научные знания из области лингвистики, теории коммуникации, детской психологии, дошкольной педагогики. При этом внимание педагогов следует сконцентрировать на следующих вопросах:

  • * теоретические аспекты проблемы коммуникации в педагогическом процессе (структурные модели коммуникации, коммуникативные барьеры, закономерности внутреннего взаимодействия);
  • * конкретные способы речевого поведения в трудных ситуациях взаимодействия (конфликтные ситуации, преодоление критики, выступление на публике, контакты, реализуемые в дошкольных образовательных учреждениях и пр.);
  • * самопознание своей личности в процессе общения (как меня воспринимают другие, как я воздействую на других в общении, в чем трудности моего общения и т. д.).

В практике обучения коммуникации, утверждает Л.А. Петровская, особенно популярны разнообразные тренинги, участвуя в которых педагоги непосредственно соприкасаются с изучаемой реальностью, приобретают жизненный опыт, моделируемый в групповом взаимодействии. Технологии, используемые в современном коммуникативном тренинге, включают стандартный набор таких методов активного обучения, как мозговой штурм, разбор кейса, задачи или упражнения,ролевая игра и «разыгрывание» ситуаций в ролях, имитационные игры, видеодемонстрации и др. .

Использование различных видов игр в процессе подготовки педагогов к общению с коллегами, детьми и их родителями позволяет радикально сократить время накопления собственного социального опыта, развивает предусмотрительность в выборе коммуникативных тактик и стратегий, преобразует обобщенные коммуникативные знания в личностно значимые.

При моделировании педагогической коммуникации и подборе коммуникативных проблем целесообразно приблизить их к реальным профессиональным ситуациям, к которым могут быть отнесены совершенствование предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений, выступление на педагогических советах, проведение индивидуальных и коллективных консультаций для родителей, организация словесно-дидактических игр и этических бесед с детьми и др.

Таким образом, реализация традиционных и интерактивных методов обучения эффективной коммуникации будет способствовать становлению и развитию у педагогов дошкольного образования коммуникативной компетентности, под которой мы понимаем профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются: информированность о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях педагогического общения; толерантность, экстраверсия; способность эффективно конструировать прямую и обратную связь, нестандартно, творчески решая при этом задачи педагогической коммуникации.

Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район,
Забайкальский край
«Коммуникативная
ДОУ,
как один из критериев профессионального мастерства»
компетентность
педагогов

способностей
Существующие тенденции в развитии образования во многом
связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению
педагогических новшеств в образовательный процесс, их стремлением к
профессиональному совершенствованию, росту и развитию. Раскрытие и
самораскрытие личностного потенциала является необходимым условием
становления компетентности. Именно педагог организует развивающую
образовательную среду для ребенка, и от его профессионализма, от того,
насколько он способен быть субъектом своего профессионального и
личностного развития, во многом зависит раскрытие творческого потенциала
и
детей.
Известный специалист в области детской психологии Е.А. Панько
пишет: «Воспитатель – значимый для ребенка человек в детском саду, он
входит в его микросреду. Дошкольник стремится во всем подражать педагогу:
его внешнему виду, манере разговора с окружающими, его отношениям с
людьми, его поведению в целом. Важно, чтобы ребенок видел перед собой
достойный
подражания
В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и
ребенка является приоритетным. В то время как на других возрастных этапах
обучения во главу угла ставится его содержание и форма. Современный
образовательный процесс – это такое взаимодействие педагогов и
воспитанников, в результате которого поступательно происходят позитивные
изменения в деятельности, поведении и взаимоотношениях детей. Поэтому
личность педагога является одним из ключевых факторов развития
интеллекта и личности ребенка дошкольного возраста. Самоочевидно, что
рядом с дошкольниками должны находиться педагоги – профессионалы
высокого класса, ведь дети, в силу своего нежного возраста, еще не могут
сознательно повлиять на качество педагогического взаимодействия. При этом
педагог для ребенка дошкольного возраста является авторитетным и
значимым человеком, поэтому на него с неизбежностью ложится
ответственность
за качество взаимодействия с дошколятами.
Компетенция (от лат. competere – «соответствовать», «подходить»):
личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый
образец
для

решения
методами
профессиональных
класс
задач.
формально описанные требования к личностным, профессиональным и т.п.
качествам специалиста (или к какой­то группе специалистов). В данном
понимании компетенции могут использоваться при оценке персонала.
Компетентность (от лат. competens – «соответствующий, способный»):
1. совокупность компетенции, наличие знаний и опыта, необходимых для
эффективной деятельности в
заданной предметной области.
2. качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой­либо
области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным
Виды и уровни компетенций
В литературе описано несколько классификаций видов компетенций.
­Учебно­познавательная компетенция – включает совокупность умений и
навыков познавательной деятельности. Она предполагает владение навыками
постановки целей, планирования, анализа и самооценки успешности
собственной деятельности. К этой же компетенции относят умение
эффективно действовать в нестандартных ситуациях,
владение
эвристическими
проблем.
­Информационная компетенция – предполагает развитую способность
самостоятельно искать, анализировать, отбирать, систематизировать и
транслировать
информацию.
­Коммуникативная компетенция – предусматривает владение навыками
эффективного взаимодействия с людьми, умение работать в группе, гибкость
в использовании различных социальных ролей.К основным качествам,
обеспечивающим успех деятельности воспитателя, традиционно относят:
интерес к своей профессии, увлеченность, любовь к детям, творческие
способности, уравновешенность, требовательность, доброжелательность,
наблюдательность.
Профессионализм педагога, согласно С.И. Ожегову и Н.Ю. Шведовой,
есть хорошее владение своей профессией. Это понятие предполагает наличие
профессионализма личности и деятельности,
профессионально­
педагогическую компетентность, педагогическое мастерство, а также
педагогический
профессионализм.
Сегодня каждому воспитателю необходимо приобретать и развивать
следующие компетенции, делающие его творчески активным участником
детьми:
взаимодействия
­Гуманная
позиция;
­Глубокое
образования;
­Потребность и способность заботиться об экологии детства, о сохранении
физического
малышей;
­Внимание
ребенка;
Готовность и способность создавать и творчески обогащать предметно­
развивающую и культурно­информационную образовательную среду;

индивидуальности

дошкольного
педагогическая
необходимую
духовного

понимание

здоровья
с

детского

готовность

администрацией
совершенствуемого
экспериментировать,
­Умение целенаправленно работать с современными педагогическими
технологиями,
внедряя их;
Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию
личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности.
Таким образом, педагогическое мастерство рассматривается как высокий
уровень овладения профессиональными знаниями и педагогической техникой.
Педагогическая компетентность будет являться составляющей
педагогического мастерства, так как предполагает владение знаниями,
развитыми умениями и профессионально значимыми личностными
качествами, которые в педагогическом мастерства доведены до высокого и
постоянно
искусства.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования связана с
необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми,
разными по индивидуально­психологическими характеристиками,
родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус,
коллегами,
др.
Прежде чем определить наиболее эффективные формы и методы
становления и развития у воспитателей детского сада коммуникативной
компетентности необходимо разобраться в сущности данного
педагогического
процесса.
М.М. Силакова убедительно утверждает, что универсальным средством
развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного
вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога.
Н.А.Морева описывает следующие критерии людей с высокой
коммуникативной
компетентностью:
быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и
в
партнёре;
стремление понять другого человека в контексте требований конкретной
ситуации;
установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; уважительное,
доброжелательное отношение к нему, учёт его состояния и возможностей;
уверенность в себе, раскованность, включённость в ситуацию;
владение ситуацией, гибкость, готовность проявить гибкость в общении или
передать
партнёру;
большая удовлетворённость общением и уменьшение нервно­психических
затрат
коммуникации;
умение эффективно общаться в разных статусно­ролевых позициях,
устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а
иногда
отношениям;
высокий статус, популярность в том или ином коллективе;
умение организовать дружную, совместную работу, добиваться высокого
результата деятельности, включая людей в решение общегрупповой задачи;
способность создавать благоприятный климат в коллективе, добиваться
сложившимся
процессе
вопреки

стабильности
состава.

При развитии коммуникативной компетентности у воспитателей
целесообразна организация методической работы детского сада, в процессе
которой будет осуществляться решение профессиональных педагогических
задач. Реализация такого подхода обеспечивается следующими условиями:
включение в содержание методических мероприятий проблемного контекста,
создание эмоционально­целостного фона, вариативное использование форм
сотрудничества, актуализация субъектного опыта в сфере коммуникации и
расширение субъективных функций специалистов сферы дошкольного
образования.
Кроме того, необходимо ввести в содержание запланированных мероприятий
информацию о значимости эффективной коммуникации в педагогической
деятельности, об основных предпосылках формирования коммуникативных
умений и знаний у детей дошкольного возраста, о взаимозависимости
коммуникативной компетентности воспитателя и коммуникативной
компетентности
воспитанников.
Формирование у педагогов смыслообразующих мотивов и ценностных
ориентаций на эффективную коммуникацию осуществляется посредством
организации бесед, диспутов, дискуссий, наблюдений за коммуникативным
поведением коллег при воздействии с детьми,
их родителями,
администрацией дошкольного учреждения, составление и решение на их
основе проблемных ситуаций и задач коммуникативного характера, анализ
способностей.
собственных
коммуникативных

Источники
1.http://pelikan.3nx.ru/viewtopic.php?t=300
2.http://parta1.com/blog/11937.html

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения ребенком дошкольного образования необходимо обеспечение процесса воспитания и обучения специалистами высокого уровня. В связи с этим актуальным является вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе на тему:

«Профессиональная компетентность воспитателя

в условиях реализации ФГОС»

«Непросто достигать вершин успеха,

И стать великим сможет только тот,

Кто день и ночь шел через все помехи,

Пока другие спали без забот».

Генри Лонгф е лло

Современный мир развивается стремительно. С нарастающей скоростью меняются условия жизни социума и жизненные установки людей. Каждый год в детский сад приходят дети, которые уже немного другие. Они отличаются своими личностными качествами и взглядами на многие явления окружающей действительности, способами и скоростью усвоения, воспроизведения информации, т.к. они растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. Поэтому система образования не имеет права оставаться на месте, она должна развиваться и меняться вместе с новыми реалиями и потребностями общества.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. Если ранее базовой целью образования значились знания, умения и навыки, то современная система образования предлагает новую цель – общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающегося. Но знания, умения, навыки при этом не отменяются, а дополняются воспитанием гармоничной личности, успешной и счастливой в современном, быстро меняющемся обществе.

Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. В российском образовании разработан Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который призван повысить мотивацию педагогических работников к профессиональной деятельности и качеству образования.

«В деле обучения и воспитания ничего нельзя

улучшить, минуя голову педагога»

К.Д. Ушинский

Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма .

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Но, прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обращусь к основным понятиям «компетенции» и «компетентность». Понятие «компетенция» рассматривается – как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности, а «компетентность» – как системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности». Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). В словаре С.И. Ожегова, понятие « компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».

Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

  • Воспитательно – образовательное
  • Учебно-методическое
  • Социально-педагогическое

Система профессиональной компетентности педагога включает в себя совокупность компетенций:

  • методологическая
  • психолого-педагогическая
  • коммуникативная
  • исследовательская
  • презентационная
  • акмеологическая
  • икт-компетентность.
  • эмоциональная

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Исходя из современных требований и оценивая собственную профессиональную компетентность, как современный творческий педагог, я повышаю свою компетентность всеми доступными способами:

  • люблю и уважаю детей
  • знаю возрастные особенностей детей, их психическое развитие, методики воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы для достижения совместно выработанных целей и задач.
  • осознаю и признаю собственные чувства, а также чувства других
  • прохожу различные курсы повышения квалификации
  • изучаю информационно-компьютерные технологии. Создаю презентаций и видеофильмы для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
  • презентую положительный опыт своей деятельности на сайте и в газете ДОУ, на страницах образовательных порталов МААМ и «Социальная сеть работников образования», педагогических советах МАДОУ
  • активно участвую в педагогических конкурсах разного уровня
  • оформляю групповую документацию отчетов, отчеты
  • работаю в творческих группах и методических объединениях
  • подбираю материал к занятиям, праздникам, для оформления стендов, группы, кабинетов
  • составляю план по самообразованию
  • разработала программу «Макароны для художника»
  • применяю в практической деятельности исследовательские, опытно-экспериментальные, инновационные методы организации образовательного процесса
  • осуществляю позитивное, результативное взаимодействие с родителями, коллегами, администрацией детского сада, воспитанниками и др.
  • изготавливаю дидактические игр и пособия,
  • читаю методическую и педагогическую литературу.
  • провожу открытые мероприятия для анализа со стороны коллег и т.д.

Как сказал президент В.В. Путин "Человек не ценится теперь только как носитель знаний, а важно, чтобы он был деятель". Компетентным стать нельзя, можно только всегда «становиться», для чего необходимо иметь волю преодолеть соблазн повторять имеющийся опыт, продумывать альтернативные варианты решений, продуманно выбирать из них оптимальный на основе прогноза протекания процесса. Все эти свойства характеризуют устойчивость профессиональной деятельности педагога. Основу компетентности составляют знания .

« Быть компетентным - значит,

знать, когда и как действовать»

(П. Вейлл).

«Знания становятся для педагога ориентиром в разнообразных педагогических и жизненных ситуациях, основой адаптации в профессиональной среде, базой для самообучения и профессионально-личностного саморазвития. Понимание и принятие профессиональных норм обеспечивает человеку профессиональную идентификацию» .