Конспект занятия по обучению детей монологической речи. Занятие по развитию монологической речи страна цветов в подготовительной группе детский сад

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

№8 г. Липецка

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа

с применением ТРИЗ «Волшебный мир библиотеки»

Воспитатель:

Емельяненко О.А.

Липецк 2017

Пояснительная записка 3

Актуальность, новизна творческой работы 3

Цели, задачи, планируемый результат 4

Возраст участников 5

Условия проведения 5

План проведения сценария 6

Список литературы 15

Приложение 16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Книга - источник всяческих знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.

В настоящее время на государственном уровне вплотную занялись решением проблем литературной сферы и стимулированием самого интереса россиян к чтению.

2015 год был официально объявлен Годом литературы. Указ о его проведении подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 12 июня 2014 года. Глава государства отметил, что в будущем году пройдет целый ряд мероприятий, связанных с русской словесностью. К Году литературы в России приурочено проведение огромного числа мероприятий, к которым я решила присоединиться.

Актуальность и важность проблемы очевидны. Телевизор, компьютеры практически вытеснили книгу из жизни детей. Моя задача - приобщить ребенка к книге.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Волшебный мир библиотеки» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, существенно повышает интерес детей к художественной, классической, современной литературе и навыкам чтения, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Предоставляет детям возможность в течение НОД поработать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Поддерживая стремления детей к творчеству, данный конспект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над темой позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.

Новизна творческой работы. В настоящее время большое внимание уделяется преемственности работы школы и детского сада. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения. Все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи. Ещё большего внимания, усиленной подготовки требуют дети с общим недоразвитием речи.

Решению этих задач способствует технология «Обучение творческому рассказыванию по картине» авторов Сидочук Т.А., Кузнецова А.Б. Данная технология позволяет обучение творческому рассказыванию и одновременно решает задачи развития, как связной речи, так и развития высших психических функций: воображения, внимания, памяти. Это необходимо знать и применять в работе с детьми с ОВЗ. Она формирует у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, ограничивать главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию более содержательной, обдуманной речи.

Это пошаговый метод, помогающий получить гарантированный результат: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности всех детей. В основу методики положен инструментарий для формирования системно-диалектического способа мышления, разработанный в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ ). Одной из задач которой – создание у ребенка зоны успеха, т.е. уверенности в своих силах, умению выполнять такую сложную деятельность – как рассказывание. Психологическая готовность в данном случае позволяет преодолеть барьер неуверенности и выводит ребенка на новый уровень речевого развития.

Цель: развитие связной речи, через составление творческого рассказа по сюжетной картине «Библиотекарь» с элементами ТРИЗ.

Задачи: развивать познавательный интерес, детскую инициативу, речевые, коммуникативные навыки и творческое воображение через формирование у детей потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании. Обобщить и систематизировать представление, словарь детей по теме: «Библиотека, книга», познакомить с библиотекой, развивать связную речь через составление рассказа по сюжетной картине, помочь детям освоить разные способы поиска информации, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых, по участию, в познавательно-исследовательской деятельности . Расширять представления о книге через познавательно-исследовательскую деятельность. Воспитывать бережное отношение к книге, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность. Развивать и обогащать социально-личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Коррекционно-образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

  • Обобщать и закреплять знания по теме «Библиотека, книги». Обучать составлению творческого рассказа по сюжетной картине «Библиотекарь» с элементами ТРИЗ.
  • Продолжать совершенствование грамматического и синтаксического строя речи.
  • Развитие индивидуальных способностей ребенка, познавательного интереса, речевых, коммуникативных навыков и творческого воображения, восприятия через разные органы чувств, мелкую и общую моторику, координацию движений;

Развивать словесно- логическое и ассоциативное мышление, внимания, памяти, развивать умения выдвигать гипотезы о свойствах предметов и их применении.

Развитие коммуникативной компетентности дошкольников на основе организации совместной деятельности (умения работать над картиной в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества ).

Воспитывать умение следовать социальным нормам поведения и правилам.

Воспитывать способность, оказывать помощь, учитывать чувства других людей.

  • Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации совместной деятельности.

Приобретен новый познавательный опыт, который дети могут применять самостоятельно, владеют навыками взаимодействия со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности.

- Возрастная группа: старшая группа.

- Условия проведения :

Форма НОД : интегрированное занятие-экскурсия.

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная).

Интеграция областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие» «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Средства:

Наглядные: предметные картинки: книги, лампа настольная, стол, стул, библиотекарь, мальчик, девочка, этажерка с книгами, пол,

Мультимедийные: Виртуальная экскурсия (презентация) «В Российскую библиотеку», проектор.

Материалы к НОД: магнитно-маркерная доска, маркеры, магниты, волшебники, волшебная коробочка, указка.

ХОД:

Этапы

деятельности

(алгоритм)

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат (продукт деятельности, компетентности, качества)

Предварительный мотивация на совместную деятельность

- "Доброе утро, дети!

Я принесла с собой волшебную коробочку

Все что сегодня с нами произойдет- будет волшебным. Итак, волшебство начинается…

Воспитатель приглашает детей в стать в круг и подарить улыбку соседу.

Я вам желаю, чтобы такое настроение было на протяжении всей нашей встречи.

Обеспечивает доступность их привлекательность (педагог здоровается с детьми.

Дети заходят в группу, здороваются, занимают удобные для них места.

Эмоциональный настрой.

Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

Организационный

Игровая ситуация, побуждающая интерес

детей к новому знанию

Уточнение правил поведения

Сегодня день у нас особый!

Я познакомлю вас, друзья,

С предметом, без которого

Прожить на свете нам нельзя!

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать ее.

У сосны и елки - листики-иголки.
На каких листочках растут слова и строчки?

Правильно, это – КНИГА!

А для чего нам нужны книги? (Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться в школе, чтобы быть умнее.)

Много книг на белом свете
Книги любят взрослые и дети.
Книга – друг наш навсегда,
Нам без книг прожить нельзя!

Как же ребята надо обращаться с книгой, чтобы она действительно была другом?

А вы знаете, где хранятся книги? (Дома, на полках, в книжных шкафах, и в библиотеках.)

Как вы думаете, что такое библиотека? Это собрание книг, которые один человек или много людей собрали и хранят.

Самая большая библиотека находиться в Москве – Российская библиотека. Туда мы с вами сейчас и отправимся. (Слайд2)

Прежде чем войти вспомним правила поведения в общественном месте (слайд 3).

А теперь войдем в здание Российской библиотеки (слайд 4). Чтобы обойти все помещения, понадобится много-много часов. Эта библиотека такая большая потому, что попадают сюда каждая книга, журнал, газета, напечатанные в нашей стране. Здесь миллионы книг.

Слайд 5. Каждая библиотека – это целый город, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится.

Слайд 6. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу.

Слайд 7. В больших библиотеках, таких как Российская библиотека, используют специальные поезда, чтобы нужные книги доставить в читальный зал!

Давайте зайдем в детское отделение и понаблюдаем за работой библиотекаря.

А помогут нам в этом помощники –волшебники.

Стимулирует любознательность детей, интерес

Виртуальная экскурсия в самую большую библиотеку России. (Приложение в Microsoft PowerPoint прилагается)

Актуализация знаний детей

Включение детей в целеполагание

Побуждение к деятельности, эмоциональный

настрой

- Слушают, рассуждают.

Введение в тему эмоциональное погружение.

Ценностно-волевой

Рефлексирующий

Выводы о проделанной работе

Пришел «Волшебник Дели-Давай». Он умеет все на свете делить на части Посмотрите и скажите «дели». Для этого сделайте трубу: сложите ладошки вместе, чтоб получился маленький глазок, и смотрите через него, так, чтобы в глазок попал только один объект. Дети смотрят, называют, что видят и схематически отображается это на доске и обводится кружком.

Кого вы видите на картине?

Что вы видите на картине?

2 . Игра «Объединение» или «Ищу друзей» Выделите два объекта на картине (кого с кем, что можно объединить). Объясни, почему они между собой связаны. Объедини названные объекты стрелками.

Мы картинку разобрали на части, а собрать забыли. Для этого понадобится умение второго волшебника «Объединяй» объединять. Какие два кружочка или картинки мы можем связать между собой? Кто придумал, может подойти к доске и соединить линией, с условием, что он сможет обосновать почему так сделал. Итак, объединяем стол и книгу, потому что книга лежит на столе.

3 .Игра «Вхождение в картину». Представьте себе, что вы попали в эту библиотеку, закройте глаза, прислушайтесь. Появился волшебник «Я слышу».

- Что вы слышите в библиотеке ? слышу как шелестят книги, как разговаривает библиотекарь, с детьми, тишину, звук отодвигающегося стула).

- « Когда я трогаю руками,…» («Я трогаю руками).

Книга – твердая, мягкая, бумага шершавая, гладкая; лампа – горячая; шкаф, этажерка – деревянный, тяжелый; пол – гладкий, твердый, шероховатый.

Мы вместе с волшебниками слушали, смотрели, ощущали. А хотите поиграть с ними.

Физкультминутка «Открывай скорее книжку!

Открывай скорее книжку:

(раскрываются сложенные ладони)
В книжке мошка, мышка, мишка. (соединяют указательный и большой палец, показывают ладонь, переваливаются, как мишка)
В книжке мячик – круглый бок - (соединяют пальцы рук, округляя локти)
Вверх-вниз: прыг-скок. (прыжки)
В книжке зонт – открой и пой. (правая рука поднята округлённой головой)
Льет дождь, а ты сухой. (поднять левую руку вверх и постукивать по ладони правой руки)
Киска в книжке близко-близко: (правой ладонью гладить левую руку)
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой:
Ведь у киски мех такой тёплый! (показать ладони с растопыренными пальцами, развести руки в стороны, обнять себя, обхватив руками).


Вернемся к волшебникам, которые нам помогали все рассмотреть, составить интересные предложения. А теперь они хотели бы послушать, что мы можем рассказать об увиденном в детской библиотеке.

Приготовьтесь к составлению рассказа по цепочке. Внимательно слушайте, не повторяйте ответы товарищей. Расскажите, куда пришли дети, кто работает в библиотеке, что делает библиотекарь, где хранятся книги, как нужно обращаться с книгой. Загляните в прошлое и будущее людей, изображенных на картине. Начните рассказ словами «Однажды… ».

Составление рассказа детьми

Однажды Таня и Витя зашли в библиотеку. И были очень удивлены увидев много книг. Книги стояли на деревянных этажерках, полках, шкафах. Книги были толстые и тонкие, большие и маленькие, детские и взрослые, художественные, научные. В библиотеке была тишина, только иногда было слышно голос библиотекаря и шёпот детей, как шелестят листы книг, как скрепят стулья, и гудит настольная лампа.

Таня выбрала новую, толстую, интересную книгу про зверят. А Витя всё стоял рассматривал книги и никак не мог выбрать самую интересную книгу. Ему хотелось прочитать многие книги.

Когда Таня вернется домой она весь вечер будет читать книжку, узнает много интересного о жизни животных и расскажет о ней Вите.

Решение проблемных ситуаций: "Если бы не было книг"

А мы сегодня с вами много говорили о книге, библиотеке.

Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре……

Я с вами полностью соглашусь ребята, что без книг было бы не интересно, поэтому книги нужно беречь .

Скажите, что больше всего вам понравилось, О чем еще хотелось бы узнать?

Выход на новую проблему

Где пригодятся вам эти знания?

Волшебники они очень рады знакомству с вами, но пришло время возвращаться в волшебный мир библиотеки,

На память о нашей встрече они дарят каждому из вас книгу.

Помни, юный гражданин,

Книга – роста витамин!

Читая сказки круглый год,
Ребёнок сказочно растёт!

Развивает зрительно –пространственный гнозис.

Формирует умения устанавливать причинно-следственные связи.

Логопед побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает мысленно прислушаться, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой т.д. Развитие восприятия через разные органы чувств.

Обучение мыслительным операциям

Организует физическую разминку, двигательную активность в непринуждённой обстановке

Закрепляет знания, полученные в ходе этапов составления рассказа

Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность.

Дети называют предметы которые видят на картине и помещают предметную картинку на магнитную доску.

Дети маркером на доске соединяют предметы между собой.

Представляют возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине так и предполагаемых за ее пределами.

Картина рассматривается детьми как остановившейся миг. По сути же, возможно развитие сюжета во времени.

Выражают собственные мысли. Сосредотачивают внимание.

Осуществляют контроль и взаимоконтроль. Самостоятельно решают поставленную задачу.

Выражают собственные мысли. чувства и эмоции.

Составление рассказа детьми. Представление своего опыта сверстникам (взрослым).

Выводы, умозаключения детей, рассказывают о своих чувствах, эмоциях, выражают своё мнение о работе

Трансформация знаний, умений, приобретенных в совместной деятельности с педагогом в опыт самостоятельной деятельности.

Умение использовать речь взрослого как источник информации при выполнении заданий.

Проявление инициативности в общении со взрослым и сверстниками.

Готовность рассказать об опыте другим участникам образовательного процесса

Список литературы

  1. Альтшулер Г.С., Мурашковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке), СПб.: Издательство ТОО "ТРИЗ-ШАНС"; 1995. - 39 с.
  2. Вальков В., А. Сталь «Книжкин дом » Издательство: "Книжная палата" (1990) .
  3. Кыласова Л. Е. «Развитие речи» Конспекты занятий для подготовительной группы - Волгоград: Учитель, 2008. 332с.
  4. Романенко В.Н. Рассказы о книгах и библиотеках Санкт-Петербург. 2003 - 125 с.
  5. http://biblionight.info .

    ПРИЛОЖЕНИЕ №2

    Картина «Библиотекарь».

    Репродукции русских художников

    По данным школьной статистики, показатель уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста стал заметно ниже. Учителя это связывают с развитием информационных технологий, где общение вслух занимает незначительное место. А так как у детей дошкольного возраста опора на зрительный ориентир обусловлена психологическими особенностями этого периода жизни, использование разных методов и приемов на занятии способствует развитию монологической речи.

    Программное содержание : формировать умение детей составлять рассказы, сказки, загадки о комнатных растениях, используя знания и представления об окружающем мире;

  6. закрепить знания детей о способах размножения комнатных растений, об условиях необходимых для их роста и развития;
  7. развивать креативное мышление дошкольников посредством использования на занятиях элементов ТРИЗ-РТВ, моделирования и схем;
  8. воспитывать у детей навыки экологически грамотного поведения в процессе повседневной жизни, приобщая к ценностям сотрудничества друг с другом.
  9. Методы и приёмы:

    • музыкальное сопровождение;
    • беседа;
    • вопросы к детям;
    • рассказы детей;
    • игровой момент (“выполнение заданий от Дюймовочки”);
    • загадки;
    • физ. минутка “Тюльпан”;
    • подвижная игра “Волшебные круги”.

    Материал:

    • жетоны для всех детей;
    • схема составления рассказа;
    • макет цветка с семью лепестками;
    • домик “Дюймовочки”;
    • дидактическая игра “Собери цветок” (разрезные картинки);
    • обручи 3 шт.;
    • иллюстрации с изображением комнатных растений;
    • мячик.

    Словарная работа:

    • активизация словаря: размножение растений, черенкование.

    Звуковая культура речи:

    • упражнять детей в отчётливом произнесении сонорных звуков.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Дети входят в группу с воспитателем, в центре группы домик (оформленный цветами, маленькой мебелью), в домике никого нет, но оставлена записка и макет цветка.

    Воспитатель читает записку: “Я очень люблю цветы и очень многое знаю о них. А вы тоже имеете представление о комнатных растениях или нет? Чтобы это проверить, я приготовила для вас задания на цветке. Выполнить задания по Цветам радуги. Дюймовочка.”

    Дети вспоминают стихотворение, проговаривают его: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. В каждом слове первый звук определяет цвет лепестка и номер задания.

    Задание 1. “Лепесток красного цвета”.

    “Рассказать о своём любимом растении”

    Для выполнения этого задания дети вытягивают жребий. У кого жетончик с изображением цветка, те дети и рассказывают о комнатном растении. (3 ребёнка)

    Задание 2. “Оранжевый лепесток”.

    Воспитатель загадывает загадку о цветке:

    Зеленые листочки,
    А на кусточках ярко-красные комочки. (Ангинник)

    Ребята делятся на пары. Каждая пара придумывает загадку для других детей.

    Физкультурная минутка. “Тюльпан”. Музыка К. Черни

    И.п. – руки перед собой, соединить средние пальцы.

    Вырос тюльпан

    Задание 3. “Жёлтый лепесток”.

    Дидактическая игра “Собери цветок” (из 6-8 частей).

    Дети называют и находят то комнатное растение в группе, которое получилось из пазлов.

    Задание 4. “Зелёный лепесток”.

    Подвижная игра “Волшебные круги”.

    Дети раскладывают фотографии комнатных цветов по заданию: в зелёный круг – цветущие с листьями; в синий – растения с листьями, но не цветущие; в желтый круг – остальные (кактусы). Объяснить свой выбор (так как кактусы не относятся в два предложенных круга, но они тоже комнатные растения).

    Задание 5. “Голубой лепесток”.

    “Расскажи о цветке по схеме” (3 ребёнка).

    Подвижная игра: “Цветы и пчёлы”.

    Дети делятся на две команды: “пчелы”, “цветы”. Играет музыка - “пчелы летают”; музыка замолкает – “пчелы садятся на цветы” (кладут руки на кисти других детей). Затем дети меняются ролями.

    Задание 6. “Синий лепесток”.

    “Путешествие цветка” - коллективное составление сказки.

    Начало сказки говорит воспитатель: “В цветочном саду у Дюймовочки вырос цветок…”. Дети передают мяч друг другу и говорят предложение для составления коллективной сказки.

    Задание 7. “Фиолетовый лепесток”.

    Дюймовочка за правильно выполненные задания, оставила для детей призы: разукрашки и печенье “Розочки”.

    Ещё конспекты занятий в детском саду:
    Выпускной вечер "Фабрика звезд"
    Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с учащимися классов компенсирующего обучения начальной школы
    Об актуальности применения технологии проблемного обучения в детском саду в условиях ФГТ (Федеральных государственных требований)

    Проектная деятельность в работе с дошкольниками и их родителями
    Система работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста
    | занятие | конспекты занятий | развитию | монологической | монологическая речь | речи | части речи | страна | страны мира | цветов | цветы | подготовительной | подготовительная группа | группе | группы песен | детский | детский сад | Страничка психолога | Занятие по развитию монологической речи Страна цветов в подготовительной группе Детский сад

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание игрушки»

    Цели : развивать умения подбирать к существительному слова определения (прилагательные) и согласовывать их; учить называть и подбирать форму множественного числа существительных; учить описывать предмет

    Задачи :

    связная речь : учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида ; Учить описывать игрушку , называть характерные признаки и действия; подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта.

    словарь и грамматика : активизировать слова, обозначающие признак предмета (прилагательные) ;

    Образование форм множественного числа существительных.

    Зуковая культура речи

    Оборудование : игрушки : кукла, собака, кубики, машинка, мяч, мишка, самолёт, юла, лопатка, лошадка)

    Ход занятия:

    1. Орг. момент.

    Воспитатель : - Скажите, что лежит на столе? (На столе лежат игрушки : кукла, кубики, машинка, мяч, мишка, самолёт, юла, лопатка, лошадка)

    Давайте назовём эти игрушки . (Воспитатель показывает игрушки , дети называют)

    2. Игра «Один - много»

    Дети встают и образуют круг, воспитатель бросает мяч каждому ребёнку по очереди, называя предмет (игрушку ) в единственном числе, а ребёнок должен назвать это же слово во множественном числе (например, самолёт - самолёты)

    3. Игра «Из чего сделаны предметы?»

    Воспитатель : Из какого материала сделаны эти игрушки ? Дети отвечают по образцу : кубики из дерева - деревянные, лопатка из пластмассы - пластмассовая и т. д.

    4. Игра «Какой предмет?»

    Воспитатель показывает игрушку и задаёт вопрос : «Какой?» Затем дети по очереди называют как можно больше признаков (имён прилагательных, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков. Например, кукла какая? Ответы детей : красивая, большая, пластмассовая, рыжеволосая и т. д.

    5. Игра «Составь предложение»

    Воспитатель называет предложение, а дети заканчивают, используя слово «потому что» .

    Кукла одета в тёплое пальто, потому что…

    Кубики разбросаны на столе, потому что…

    Мяч отскакивает от пола, потому что…

    6. Рассказывание об игрушках.

    Воспитатель просит рассказать, как можно играть с игрушками :

    С куклой (кормить, укладывать спать, собирать на прогулку и т. д.)

    С машиной (нагружать, возить и т. д.)

    С кубиками (складывать картинку, строить башню и т. д.)

    7. Описание игрушки.

    Воспитатель раздаёт детям игрушки , и они составляют несколько предложений о ней (из какого материала сделана, как можно с ней играть и т. д.)

    *Отгадайте загадку :

    С хозяином дружит

    Дом сторожит

    Живет под крылечком

    А хвост колечком….(собака) .

    Затем дети рассматривают игрушку - собаку и отвечают на вопросы :

    Какая собака?

    Как зовут детенышей собаки?

    Собака большая, а щенки (маленькие) .

    Придумаем кличку собаке (Жучка, Дружок, Шарик….)

    Какие глаза у Дружка? Они темные, как… (угольки, бусинки) .

    А хвост как (колечко) .

    Что может делать Дружок? (Выполнять команду, ловить и приносить мяч, сторожить дом)

    Кто хочет рассказать про собаку описать , какая она?

    Дети с помощью воспитателя описывают игрушку :

    Это….(собака Шарик) . Шерстка у нее…. (черная, мягкая, пушистая, глаза….(темные, блестящие, хост….(колечком) .

    Шарик любит играть (с ребятами) .

    8. Рефлексия :

    О чем мы с вами сегодня говорили? В какие игры играли? Вам понравилось занятие ? Почему?

    Конспект НОД по развитию монологической речи во второй младшей группе

    Цель: формирование у детей монологической речи

    Программные задачи:

    Обучающие:

    • Учить детей составлять описание игрушек, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта.
    • Учить детей строить простые предложения и давать полные ответы на вопросы воспитателя.

    Развивающие:

    • Развивать речь детей, мышление, расширять представления об окружающем мире.
    • Обогащать словарь детей правильными названиями окружающих предметов (игрушки), их свойств, действий, которые с ними можно совершать, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
    • Продолжать знакомить детей с термином «слово», закреплять произношение звука «с» в словах и фразах, вслушиваться в звучание этих слов.

    Воспитывающие:

    • Воспитание внимания к собственной речи, интереса к занятиям по развитию речи.

    Словарная работа:

    Шерстка, царапки, тропинка

    Методические приемы:

    показ, беседа, вопросы, загадки, рассматривание картины, игровая мотивация, художественное слово.

    Предварительная работа:

    рассматривание иллюстраций в картинках, чтение художественной литературы, загадывание загадок.

    Ход занятия.

    Этапы

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Методы и приемы

    Вводная часть

    Заранее расставить декорации (елочки, кустики, цветы).

    Ребята я приглашаю вас отправиться по сказочному лесу.

    (Звучит запись пение птиц, шум леса) – Ребята, а что это под елкой такое красивое лежит?

    По дорожке дети шли,

    Мешочек по пути нашли

    А мешочек не простой,

    Он волшебный – вот какой.

    Ой ребята, а он завязан, давайте его развяжем.

    Это нам волшебный лес приготовил сюрприз, мешочек развяжется только тогда, когда дети отгадают загадку: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки». Кто это?

    (добиваться точного ответа – это кошка) Достаю кошку.

    Дети идут по коврикам (имитация травки)

    Мешок

    Дети пытаются развязать мешок, но не могут

    Кошка

    Мотивация

    Сюрпризный момент

    Художественное слово

    Загадывание загадок

    Основная

    Ребята, кто это?

    Давайте хорошенько рассмотрим нашу кошку

    Опишите, какая кошка?

    Что есть у кошки?

    Посмотрите какие у кошки глаза?

    А какая у кошки шерстка?

    Какими словами можно сказать о кошке. Какая она?

    Что умеет делать кошка?

    Вы много слов сказали о кошке и все они звучат по-разному, послушайте кошка какая пушистая. Скажите вместе тихим голосом: кошка, затем индивидуально.

    Кошечка загрустила, ищет своего детеныша, как называется детеныш кошки? Кто у нее?

    Кошка большая, а котенок маленький. Давайте, вы превратитесь в маленьких котят, а я в маму – кошку.

    Физ. минутка. Танец котят под музыку .

    После физ. минутки предложить придумать кличку кошке.

    Как её зовут?

    Давайте, ребята, расскажем про кошку, опишем какая она?

    Это... кошка, её зовут … Мурка. Зеленые глаза у неё…, шерстка … мягкая, пушистая. Она любит лакать … молоко. Умеет … ловить мышей.

    Мне … она очень нравится.

    Чистоговорки

    К нашей кошке прилетела оса. Са – са – са, прилетела оса

    Кошка прогнала осу, су – су – су.

    Дети, а давайте я вас научу, как кошка ловит мышей. Я буду мама – кошка, а вы – котятки.

    Сначала котятки стерегут мышь - сидят тихо, прислушиваются, а потом подкрадываются к мышке и быстро делают прыжок (1 – 2р.)

    Ребята, а вы знаете, что в лесу живут разные зверята? (воспитатель из мешочка достает игрушки животных)

    Как одним словом назвать? (зайку, мишку и т.д.)

    Даша, пригласи свою игрушку к нам на прогулку. Как ты скажешь?

    Кошка

    Мягкая, белая

    Носик, глазки, ушки, лапки, хвостик

    Зеленые

    Мягкая, пушистая

    Пушистая, ласковая, ловкая, хитрая

    прыгать, ловить мышей, царапаться, лакать молоко

    дети хором проговаривают, индивидуально

    котенок, котята

    выполняют физминутку

    Мурка

    После рассказа воспитателя, 2-3 рассказа детей

    Дети повторяют громко, шепотом, хором и индивидуально

    Игра

    дети называют их, берут в руки.

    Игрушки

    Зайка, идем с нами на прогулку, мы будем вместе играть

    Вопросы

    Беседа

    Игра

    Рассказ воспитателя

    Рассказ детей

    Наводящие вопросы

    Игра

    Заключительная

    Давайте, дети, возвращаться назад в группу, по нашей тропинке.

    Ребята, кого мы с вами видели?

    Чем мы с вами занимались?

    Дети доходят до края тропинки и прощаются с гостями.

    Ответы детей

    Подведение итогов

    Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по речевому развитию на прогулке.

    На тему: «Наблюдения за божьей коровкой»

    Цель.

    Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; Задачи:

    Развивающие:

    • развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение;
    • способствовать систематизации представлений о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питание) ;
    • развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок;

    Обучающие:

    • учить детей бережно относиться к насекомым, любоваться их красотой;
    • совершенствовать опыт употребления предлогов с пространственным значением посредством игры «Где спрятались насекомые? ».

    Воспитывающие:

    • воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, на лугу, на поляне;
    • воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому

    Материал и оборудование:

    игрушка «Божья коровка», бумажные «божьи коровки», бубен, выносной материал

    Словарная работа:

    Стрекочет, предостерегающая, подкрылья, тля

    Предварительная работа:

    Чтение природоведческой литературы, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, схем, моделей, изготовление поделок из природного материала «божья коровка»

    Ход наблюдения

    Этапы

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Методы и приемы

    Вводная часть

    Ребята, где мы с вами находимся?

    Что мы здесь делаем?

    На территории нашего садика.

    На нашем веселом участке.

    Прыгаем, играем, веселимся, наблюдаем за насекомыми.

    Беседа

    Основная

    А вы, ребята, какие насекомые знаете? Назовите.

    Молодцы! Я буду загадывать загадки о насекомых, а вы отгадайте.

    1. Я трудилась круглый год, будет вам душистый мед.

    2 . Осенью в щель забьется, а весной проснется.

    Вокруг носа вьется, а в руки не дается.

    Молодцы! Я проверю сейчас, какие насекомые вы знаете.

    Игра с мячом «Назови насекомое».

    Спасибо. Продолжаем отгадывать загадки. Вы готовы?

    3 . Я – зеленый конек, скачу вдоль и поперек!

    Я скачу, как лечу, а еще я стрекачу.

    4. Черен, а не ворон,

    Рогат, а не бык,

    С крыльями, а не птица.

    Правильно! Много насекомых знаете. Отгадываем дальше.

    7 . Надевает эта крошка

    Платье красное в горошек.

    И лететь умеет ловко,

    Это…

    Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях (показ игрушки - поделки «божья коровка») .

    Узнаете? Это божья коровка. Мы часто встречались с божьими коровками во время прогулок.

    Какого она цвета?

    Воспитатель говорит о том, что божьи коровки бывают не только красными с чёрными пятнышками, но ещё и жёлтые с чёрными пятнышками, и оранжевые с белыми пятнышками.

    Сколько у нее ног?

    Из скольких частей состоит ее тело?

    Божья коровка- это маленький жучок. У него на спинке крылья, может летать, ножки тонкие маленькие. Она никогда не прячется от врагов. Окраска божьей коровки предостерегающая. Ярко одета, видно её из далека, хотя очень маленькая. Никого не боится, знает, что её съесть нельзя. Птицы знают, что насекомые с такой окраской - несъедобные. При опасности жучок выделяет молочко, которое плохо пахнет. Оно-то и отпугивает его врагов.

    У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, ножки тонкие маленькие. Может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья.

    Божья коровка - хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. Божьи коровки на обед и на ужин с удовольствием поедают огромное количество тли, любят угоститься червяками, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов, которые живут на садовых деревьях. Люди давно считают божьих коровок своими помощниками. Поэтому убивать их нельзя, их нужно беречь.

    На зиму божьи коровки прячутся под корой деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю.

    Давайте вспомним потешку-стишок про божью коровку

    Разминка

    Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко – «божьи коровки» летают, ветер подует – прячутся.

    Молодцы! Продолжаем играть.

    Следующая игра называется «Где спряталась божья коровка? ». Когда я скажу «Кто быстрее найдет божью коровку? », вы начинаете искать божьи коровки везде – на веточках деревьев, и кустиков. Если найдете – осторожно возьмите на руки. А когда зазвенит бубен – вернитесь на свои места, в круг.

    Ребята, давайте поищем, где спряталась божья коровка?

    А кто из вас знает, что означают точки на крылья у коровки?

    Точки рассказывают не о возрасте жучка, а о его «имени». Коровка с двумя точками так и называется – двуточечная, с пятью – пятиточечная и т. д.

    Ребята, чтобы наши божьи коровки жили на нашем участке и защищали наши деревья и кустики от вредных насекомых что нужно сделать?

    Спасибо! Молодцы! Сейчас я предлагаю вам вернуться в группу и нарисовать божьих коровок на выставку

    Дети называют насекомых

    Пчела

    Комар

    Играют

    Кузнечик

    Жук

    Божья коровка

    красного-с чёрными пятнышками

    Шесть

    Из трех частей: голова, грудь, брюшко.

    Божья коровка (ритмично покачивают ладонями)

    Улети на небо (делают взмахи перекрещёнными кистями рук)

    Принеси нам хлеба (машут кистями рук на себя)

    Черного и белого (ритмично хлопают в ладоши)

    Только не горелого (грозят указательным пальцем)

    Дети, изображая полет, медленно бегают, плавно машут руками и жужжат

    Под (на, за, перед) листочками спрятаны «божьи коровки», сделанные из бумаги). Дети находят «насекомое», звенит бубен, ребята встают в круг, называют его и говорят, где оно спряталось: под (на, за, перед) листочком.

    Не прогонять их, не убивать

    Вопросы

    Загадывание загадок

    Игра

    Художественное слово

    Показ

    Беседа

    Рассказ воспитателя

    Художественное слово

    Беседа

    Вопросы

    Похвала

    Заключительная

    Ребята, за кем мы с вами наблюдали сегодня на прогулке?

    Что нового вы узнали?

    Ответы детей

    Подведение итогов

    Конспект НОД чтения природоведческой литературы в старшей группе К.Г. Паустовского «Кот – ворюга».

    Цель:

    Формирование грамматический строй речи и развивать диалогическую речь.

    Задачи:

    Обучающие:

    • Знакомство с творчеством К.Г.Паустовского;
    • Учить анализировать текст произведения.
    • формировать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием

    Развивающие:

    • Развитие навыков связной речи .
    • Развивать у детей интерес к чтению художественной литературы.

    Воспитывающие:

    • Прививать детям доброту, честность, трудолюбие

    Обогащение словаря:

    Отчаяние, чулан, жестяная, кукан, вздуть, ливерной, тесовую, протоков, подпалинами, голенастый.

    Демонстрационный материал:

    Иллюстрации к рассказу

    Ход НОД:

    Этапы

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Методы и приемы

    Вводная

    Сегодня мы познакомимся с произведением К.Г.Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Первое слово вы узнаете, разгадав загадку:

    Острые ушки, на лапках подушки,

    Усы, как щетинка, дугою спинка,

    Днём спит, на солнышке лежит.

    Ночью бродит, на охоту ходит. (кот)

    Первое слова в заголовке - кот. Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота.

    Чтение первого и второго абзацев

    Кто внимательно слушал и догадался как полностью звали кота?

    Сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Кот – ворюга» Паустовского.

    Кот

    Кот – бандит, вор и т.д.

    Загадывание загадок

    Мотивация

    Основная

    Чтение произведения.

    Физкультминутка.

    Предложить детям показать кошек с разными характерами.

    Вопрос: За какие проделки так назвали Кота?

    Вопрос: Какой смысл имеет слово ворюга в рассказе?

    Давайте вспомним, каким был кот в начале рассказа и в конце.

    Вопрос: Как вы думаете, почему кот перестал воровать?

    Вопрос: Как вы думаете этот рассказ весёлый или грустный? Почему так решили?

    В народных сказках животные обладают, как правило, постоянной характеристикой: заяц – трусливый, лиса – хитрая, волк – жадный, медведь – неуклюжий. А вот к коту отношение неоднозначное. В одних сказках он называется уважительно, по имени-отчеству – Кот Котофеич. В других – помощник тёмных сил (обычно Бабы Яги). Как правило, кот находчив, независим. Это животное стало героем сказки Р. Киплинга “Кошка, которая гуляет сама по себе”, Ш. Перро “Кот в сапогах”, басен И. Крылова, сказа П. Бажова “Серебряное копытце”.

    Во всех произведениях кот уверен в себе, решителен, независим.

    Вопрос: Каким вы увидели кота в начале рассказа

    Вопрос: Какой характер? Поведение?

    Вопрос: А как, по-вашему, относится к нему автор?

    Вопрос: Что же побуждает кота на столь внезапное проявление благородства?

    Как же изменился кот?

    Вы наверно обратили внимание, что в рассказе не показано, как кот изменился внешне?

    Какой он стал, ребята?

    Выполнение разминки

    Рыжий, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, белые подпалины на животе, нахальные глаза

    Обворовывал, ловко прятался, потерял совесть, бродяга, бандит, бандитские проделки, грозно выл, отчаянный поступок, ужасающий вой, босяцкие выходки, притворно выл, как подземный дух, ругался под домом, издавал хищное щёлканье, вцепился мёртвой хваткой, отчаянно упирался,

    В словах автора слышится, скорее всего, изумление, удивление, а в конце рассказа – даже восхищение. Ведь кот, от которого не ждали ничего хорошего, «даже совершил благородный и неожиданный поступок»: наказал петуха, наглым образом воровавшего кашу.

    Бывший ворюга добром платит за добро: за воровство его не наказали, его накормили и попытались перевоспитать. Мудрым в этой ситуации оказался мальчик Лёнька. Он понимает, что наказание кота не исправит, и предлагает путь добра.

    фыркал и терся головой об пол (означало веселье) мирно захрапел совершил благородный и неожиданный поступок дрожал от негодования передней лапой бил петуха ходил как хозяин и сторож

    требовал благодарности

    Это не важно, главное – его поведение. Теперь кот не просто сам соблюдает порядок, но и следит за дисциплиной во дворе. Это не значит, что кот стал ручным и совсем уж домашним: “ходил по дому и саду, как хозяин и сторож”, “требовал благодарности”. Оставшись таким же самоуверенным, всю силу своего характера он направляет на добрые дела.

    довольный, веселый, доверчивый, добрый

    Беседа по содержанию рассказа .

    Обобщение

    Беседа

    Заключительная

    - Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа?

    Он хотел, чтобы мы поняли одну очень важную вещь, какую?

    Изменило кота – добро людей

    Подведение итогов

    Кот – ворюга

    Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

    Это был кот, потерявший всякую совесть, кот - бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

    Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

    Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.

    Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.

    Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.

    Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве.

    Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.

    Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.

    Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.

    Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.

    Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу.

    Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нем только ночевали. Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях.

    Чтобы пройти к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью.

    Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота.

    Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.

    Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать. Но кот не выходил. Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления.

    Прошел час, два, три… Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы.

    Тогда был вызван Ленька, сын деревенского сапожника. Ленька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье.

    Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье - кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил за леску. Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу.

    Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза.

    Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели как следует.

    Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

    Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:

    - Что же нам с ним делать?

    - Выдрать! - сказал я.

    - Не поможет, - сказал Ленька. - У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить как следует.

    Кот ждал, зажмурив глаза.

    Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану.

    Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами.

    После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке.

    Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.

    С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

    На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок.

    Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу.

    Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол.

    Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.

    Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный «Горлачом».

    Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.

    После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел.

    С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.

    Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.

    Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера.

    Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.


    АНО ДО «Планета детства «Лада»

    ДС № 190 «Дюймовочка»

    Конспект открытого интегрированного занятия

    для детей подготовительной группы № 51

    «Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста»

    «Путешествие по сказочному лесу.
    Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».

    Составила:

    воспитатель Коннова О.В.

    г.о. Тольятти, 2011 г.

    Задачи:

    связная речь: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;

    словарь и грамматика: учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов;

    звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса, различение ритма, темпа речи.

    Материал: игрушки – ёжик, зайчик, белка; картинки – ёжик, зайчик; шишки – еловые, сосновые; волшебная палочка.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? На прогулку в сказочный осенний лес! У меня есть волшебная палочка, с помощью её мы и отправимся в сказку. Но для этого вы все закроите глаза, а я буду считать до трёх и до каждого дотронусь своей палочкой. На счёт три вы откроите глаза. И так начнём.

    Звучит спокойная классическая музыка.

    Дети открывают глаза.

    Воспитатель: Ребята, мы с вами очутились в сказочном осеннем лесу. Посмотрите, как красиво кругом. Осень бывает разной: то тёплой, как летом, когда летают паутинки, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то сумрачной, хмурой, когда наступает поздняя осень, становится холодно, зима стоит уж на пороге. Но мы с вами в сказке и осенний лес такой чудесный. Листочки разноцветные: жёлтые, оранжевые, красные. Давайте по шуршим ими, ведь их столько много под ногами.

    Воспитатель вместе с детьми имитируют движения ногами.

    Воспитатель: загадывает загадки

    Что за зверь лесной

    Встал, как столбик, под сосной

    И стоит среди травы,

    Уши больше головы? Заяц.

    Сердитый недотрога

    Живёт в глуши лесной,

    Иголок очень много,

    А нитки - ни одной. Ёжик.

    Дети отгадывают загадки, что это заяц и ёж. Воспитатель показывает картинки ежа и зайца и спрашивает, почему у ежа много иголок, зачем они ему, какие ещё бывают иголки? Дети отвечают. Воспитатель предлагает детям сесть на пенёчки.

    Где живут ёж и заяц?

    Дети: В лесу.

    Воспитатель: Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным. Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый.

    Дети: Боязливый, пугливый…..

    Воспитатель: Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.

    Дети: Храбрый, отважный…

    Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель помогает.

    Воспитатель: Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый?

    Дети: Да, похожи.

    Воспитатель: Можно сказать, что заяц трусливый?

    Дети: Да.

    Воспитатель: А что заяц пугливый?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Это близкие по смыслу слова, слова-друзья.

    Воспитатель предлагает детям составить описание ежа и зайца.

    Описать – значит рассказать, какой ёж, его внешний вид, действия и повадки. Я расскажу про зайца. Он серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий и симпатичный зверёк. Зайцы любят капусту и морковку. Мне очень нравятся зайцы.

    Воспитатель: А теперь расскажем про ёжика.

    Дети описывают ежа.

    Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, вы должны закрыть глаза и произойдёт чудо.

    Дети закрывают глаза, а воспитатель считает до трёх и меняет картинки наигрушки-ежа и зайца.

    А теперь давайте придумаем сказку о том, как ёжик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как ёж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.

    Следует опросить не менее пяти детей – они могут рассказывать группами. После двух-трёх рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.

    Релаксационная пауза.

    Я – кленовый листочек.

    Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас – кленовый листочек.

    Дети открывают глаза.

    Он висел на дереве, но вдруг подул сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки и полетел далеко-далеко.

    Мы – листочки осенние

    На деревьях висели.

    Дунул ветер - полетели

    И на землю тихо сели.

    Снова ветер пробежал

    И листочки все поднял.

    Закружились, полетели

    И на землю тихо сели.

    Имитируют движения листочка – по желанию. Каждый выполняет по своему.

    Но ветер стих. Листочек опустился на землю и остался лежать с другими листиками, и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесёт его в другое место.

    Дети приседают на корточки, сворачиваются калачиком.

    Во время игры звучит музыка.

    Игра «Шишка».

    Воспитатель: Отгадайте загадку.

    Рыжая, пушистая,

    На сосну взбирается,

    Шишками кидается. Белка.

    Воспитатель показывает детям игрушку белку.

    Кто это?

    Дети отвечают.

    Закончите предложения: белка бросила в волка….шишку. На лбу у волка выросла…шишка.

    Какие шишки бросала белка?

    Дети: Еловые, сосновые.

    Воспитатель показывает шишки еловые и сосновые. Дети делают сравнение.

    Воспитатель: Что вскочило у волка на голове?

    Дети: Шишка.

    Воспитатель: Еловая? Сосновая? Какая?

    Дети отвечают.

    Воспитатель: Какое весёлое слово «шишка»! Подберите к нему сходные слова. Шишка – мышка…

    Дети: Пышка, малышка, трусишка, мартышка….

    Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Собери созвучные слова». Делит детей на две группы и раздаёт карточки. Нужно найти созвучную пару слова. Кто быстрее справится, тот и победил.

    Воспитатель: Белка угостила ежа орехами, а он не смог их…..съесть. Ёж взял молоток и ….расколол орехи. Что ещё можно колоть?

    Дети: Дрова.

    Воспитатель: Чем можно уколоться?

    Дети: Иглой.

    Воспитатель: Почему?

    Дети: Игла острая, колючая.

    Воспитатель: Про что мы говорим острая?

    Дети: Про иглу, пилу, вилку.

    Воспитатель: Что бывает острый?

    Дети: Нож, язык, слух, перец, нюх, ум.

    Воспитатель: Острое?

    Дети: Перо.

    Воспитатель: Острые?

    Дети: Ножницы, иглы.

    Воспитатель: Закончите фразу так, чтобы было складно.

    Где ты белочка гуляла?

    Дети: Я орешки собирала.

    Воспитатель: Ты кого, ежок, нашёл?

    Дети: Я вам белочку привёл.

    Воспитатель: А ежиха в лес пошла…

    Дети: Спелых ягод принесла.

    Воспитатель: Быстро белочка скакала…

    Дети: Все орешки растеряла.

    Воспитатель: В стороне стоял грибок…

    Дети: Ёж его найти не смог.

    Воспитатель: Ребята, пора нам возвращаться в детский сад, но когда вы вернётесь нарисуйте всё, что вам понравилось в нашей прогулке. Оставьте свои впечатления на рисунке. Можете нарисовать трусливого зайца, смелого ёжика, пушистую озорницу белочку. Закрывайте глаза, я досчитаю до трёх, прикоснусь к вам своей волшебной полочкой и вы окажетесь в своей группе.

    Звучит медленная музыка. Воспитатель предлагает детям сесть на свои места и нарисовать рисунки о своих впечатлениях о путешествии по осеннему лесу.