Мастер и маргарита полное содержание.

В произведении - две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно. Действие первой разворачивается в Москве в течение нескольких майских дней (дней весеннего полнолуния) в 30-х гг. XX века, действие же второй происходит тоже в мае, но в городе Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет тому назад - в самом начале новой эры. Роман построен таким образом, что главы основной сюжетной линии перемежаются главами, составляющими вторую сюжетную линию, причем эти вставные главы являются то главами из романа мастера, то рассказом очевидца событий Воланда.

В один из жарких майских дней в Москве появляется некто Воланд, выдающий себя за специалиста по чёрной магии, а на самом деле являющийся сатаной. Его сопровождает странная свита: хорошенькая ведьма-вампир Гелла, развязный тип Коровьев, также известный как Фагот, мрачный и зловещий Азазелло и весёлый толстяк Бегемот, который по большей части предстаёт перед читателем в обличье чёрного кота невероятных размеров.

Первыми встречаются с Воландом на Патриарших прудах редактор толстого художественного журнала Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный, написавший антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. Воланд вмешивается в их разговор, утверждая, что Христос существовал в действительности. В качестве доказательства того, что есть нечто, неподвластное человеку, Воланд предсказывает, что Берлиозу отрежет голову русская девушка-комсомолка. На глазах потрясённого Ивана Берлиоз тут же попадает под трамвай, которым управляет девушка-комсомолка, и ему отрезает голову. Иван безуспешно пытается преследовать Воланда, а затем, явившись в Массолит (Московская Литературная Ассоциация), так запутанно излагает последовательность событий, что его отвозят в загородную психиатрическую клинику профессора Стравинского, где он и встречает главного героя романа - мастера .

Воланд, явившись в квартиру № 50 дома 302-бис по Садовой улице, которую покойный Берлиоз занимал вместе с директором театра Варьете Степаном Лиходеевым, и найдя последнего в состоянии тяжкого похмелья, предъявляет ему подписанный им же, Лиходеевым, контракт на выступление Воланда в театре, а затем выпроваживает его прочь из квартиры, и Стёпа непонятным образом оказывается в Ялте.

Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома № 302-бис, является в квартиру № 50 и застаёт там Коровьева, который просит сдать эту квартиру Воланду, так как Берлиоз погиб, а Лиходеев в Ялте. Никанор Иванович после долгих уговоров соглашается и получает от Коровьева сверх платы, обусловленной договором, 400 рублей, которые прячет в вентиляции. В тот же день к Никанору Ивановичу приходят с ордером на арест за хранение валюты, так как эти рубли превратились в доллары. Ошеломлённый Никанор Иванович попадает в ту же клинику профессора Стравинского.

В это время финдиректор Варьете Римский и администратор Варенуха безуспешно пытаются разыскать по телефону исчезнувшего Лиходеева и недоумевают, получая от него одну за другой телеграммы из Ялты с просьбой выслать денег и подтвердить его личность, так как он заброшен в Ялту гипнотизером Воландом. Решив, что это - дурацкая шутка Лиходеева, Римский, собрав телеграммы, посылает Варенуху отнести их «куда надо», однако Варенухе сделать этого не удаётся: Азазелло и кот Бегемот, подхватив его под руки, доставляют Варенуху в квартиру № 50, а от поцелуя нагой ведьмы Геллы Варенуха лишается чувств.

Вечером на сцене театра Варьете начинается представление с участием великого мага Воланда и его свиты. Фагот выстрелом из пистолета вызывает в театре денежный дождь, и весь зал ловит падающие червонцы. Затем на сцене открывается «дамский магазин», где любая женщина из числа сидящих в зале может бесплатно одеться с ног до головы. Тут же в магазин выстраивается очередь, однако по окончании представления червонцы превращаются в бумажки, а всё, приобретённое в «дамском магазине», исчезает без следа, заставив доверчивых женщин метаться по улицам в одном белье.

После спектакля Римский задерживается у себя в кабинете, и к нему является превращенный поцелуем Геллы в вампира Варенуха. Увидев, что тот не отбрасывает тень, Римский смертельно напуган и пытается убежать, но на помощь Варенухе является вампирша Гелла. Рукой, покрытой трупными пятнами, она пытается открыть оконную задвижку, а Варенуха караулит у двери. Тем временем наступает утро, слышится первый крик петуха, и вампиры исчезают. Не теряя ни минуты, мгновенно поседевший Римский на такси мчится на вокзал и курьерским поездом уезжает в Ленинград.

Тем временем Иван Бездомный, познакомившись с Мастером, рассказывает ему о том, как он встретился со странным иностранцем, погубившим Мишу Берлиоза. Мастер объясняет Ивану, что встретился он на Патриарших с сатаной, и рассказывает Ивану о себе. Мастером его называла его возлюбленная Маргарита . Будучи историком по образованию, он работал в одном из музеев, как вдруг неожиданно выиграл огромную сумму - сто тысяч рублей. Он оставил работу в музее, снял две комнаты в подвале маленького домика в одном из арбатских переулков и начал писать роман о Понтии Пилате. Роман уже был почти закончен, когда он случайно встретил на улице Маргариту, и любовь поразила их обоих мгновенно. Маргарита была замужем за достойным человеком, жила с ним в особняке на Арбате, но не любила его. Каждый день она приходила к мастеру. Роман близился к концу, и они были счастливы. Наконец роман был дописан, и мастер отнёс его в журнал, но напечатать его там отказались. Тем не менее, отрывок из романа был напечатан, и вскоре в газетах появилось несколько разгромных статей о романе, подписанных критиками Ариманом, Латунским и Лавровичем. И тут мастер почувствовал, что заболевает. Однажды ночью он бросил роман в печь, но прибежавшая встревоженная Маргарита выхватила из огня последнюю пачку листов. Она ушла, унося рукопись с собой, чтобы достойно проститься с мужем и утром вернуться к возлюбленному навсегда, однако через четверть часа после её ухода к нему в окно постучали - рассказывая Ивану свою историю, в этом месте Мастер понижает голос до шёпота, - и вот через несколько месяцев, зимней ночью, придя к себе домой, он обнаружил свои комнаты занятыми и отправился в новую загородную клинику, где и живёт уже четвертый месяц, без имени и фамилии, просто - больной из комнаты № 118.

В это утро Маргарита просыпается с ощущением, что-то должно произойти. Утирая слёзы, она перебирает листы обгоревшей рукописи, разглядывает фотографию мастера, а после отправляется на прогулку в Александровский сад. Здесь к ней подсаживается Азазелло и сообщает ей, что некий знатный иностранец приглашает её в гости. Маргарита принимает приглашение, потому что надеется узнать хоть что-то о Мастере. Вечером того же дня Маргарита, раздевшись донага, натирает тело кремом, который дал ей Азазелло, становится невидимой и вылетает в окно. Пролетая мимо писательского дома, Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского, по её мнению погубившего мастера. Затем Маргариту встречает Азазелло и приводит её в квартиру № 50, где она знакомится с Воландом и остальными членами его свиты. Воланд просит Маргариту быть королевой на его балу. В награду он обещает исполнить её желание.

В полночь начинается весенний бал полнолуния - великий бал у сатаны, на который приглашены доносчики, палачи, растлители, убийцы - преступники всех времён и народов; мужчины являются во фраках, женщины - обнажёнными. В течение нескольких часов нагая Маргарита приветствует гостей, подставляя руку и колено для поцелуя. Наконец бал закончен, и Воланд спрашивает у Маргариты, что она хочет в награду за то, что была у него хозяйкой бала. И Маргарита просит немедленно вернуть ей мастера. Тут же появляется мастер в больничном одеянии, и Маргарита, посовещавшись с ним, просит Воланда вернуть их в маленький домик на Арбате, где они были счастливы.

Тем временем одно московское учреждение начинает интересоваться странными событиями, происходящими в городе, и все они выстраиваются в логически ясное целое: и таинственный иностранец Ивана Бездомного, и сеанс чёрной магии в Варьете, и доллары Никанора Ивановича, и исчезновение Римского и Лиходеева. Становится ясно, что всё это работа одной и той же шайки, возглавляемой таинственным магом, и все следы этой шайки ведут в квартиру № 50.

Обратимся теперь ко второй сюжетной линии романа. Во дворце Ирода Великого прокуратор Иудеи Понтий Пилат допрашивает арестованного Иешуа Га-Ноцри, которому Синедрион вынес смертный приговор за оскорбление власти кесаря, и приговор этот направлен на утверждение к Пилату. Допрашивая арестованного, Пилат понимает, что перед ним не разбойник, подстрекавший народ к неповиновению, а бродячий философ, проповедующий царство истины и справедливости. Однако римский прокуратор не может отпустить человека, которого обвиняют в преступлении против кесаря, и утверждает смертный приговор. Затем он обращается к первосвященнику иудейскому Каифе, который в честь наступающего праздника Пасхи может отпустить на свободу одного из четырёх осуждённых на казнь преступников; Пилат просит, чтобы это был Га-Ноцри. Однако Каифа ему отказывает и отпускает разбойника Вар-Раввана. На вершине Лысой горы стоят три креста, на которых распяты осуждённые. После того, как толпа зевак, сопровождавшая процессию к месту казни, вернулась в город, на Лысой горе остаётся только ученик Иешуа Левий Матвей, бывший сборщик податей. Палач закалывает измученных осуждённых, и на гору обрушивается внезапный ливень.

Прокуратор вызывает Афрания, начальника своей тайной службы, и поручает ему убить Иуду из Кириафа, получившего деньги от Синедриона за то, что позволил в своём доме арестовать Иешуа Га-Ноцри. Вскоре молодая женщина по имени Низа якобы случайно встречает в городе Иуду и назначает ему свидание за городом в Гефсиманском саду, где на него нападают неизвестные, закалывают его ножом и отбирают кошель с деньгами. Через некоторое время Афраний докладывает Пилату о том, что Иуда зарезан, а мешок с деньгами - тридцать тетрадрахм - подброшен в дом первосвященника.

К Пилату приводят Левия Матвея, который показывает прокуратору пергамент с записанными им проповедями Га-Ноцри. «Самый тяжкий порок - трусость», - читает прокуратор.

Но вернемся в Москву. На закате солнца на террасе одного из московских зданий прощаются с городом Воланд и его свита. Внезапно появляется Левий Матвей, который предлагает Воланду взять мастера к себе и наградить его покоем. «А что же вы не берёте его к себе, в свет?» - спрашивает Воланд. «Он не заслужил света, он заслужил покой», - отвечает Левий Матвей. Через некоторое время, в домик к Маргарите и мастеру является Азазелло и приносит бутылку вина - подарок Воланда. Выпив вина, мастер и Маргарита падают без чувств; в то же мгновение начинается суматоха в доме скорби: скончался пациент из комнаты № 118; и в ту же минуту в особняке на Арбате молодая женщина внезапно бледнеет, схватившись за сердце, и падает на пол.

Волшебные черные кони уносят Воланда, его свиту, Маргариту и Мастера. «Ваш роман прочитали, - говорит Воланд Мастеру, - и я хотел бы показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и видит во сне лунную дорогу и хочет идти по ней и разговаривать с бродячим философом. Вы можете теперь кончить роман одной фразой». «Свободен! Он ждёт тебя!» - кричит мастер, и над чёрной бездной загорается необъятный город с садом, к которому протянулась лунная дорога, и по дороге этой стремительно бежит прокуратор.

«Прощайте!» - кричит Воланд; Маргарита и мастер идут по мосту через ручей, и Маргарита говорит: «Вот твой вечный дом, вечером к тебе придут те, кого ты любишь, а ночью я буду беречь твой сон».

А в Москве, после того как Воланд покинул её, ещё долго продолжается следствие по делу о преступной шайке, однако меры, принятые к её поимке, результатов не дают. Опытные психиатры приходят к выводу, что члены шайки являлись невиданной силы гипнотизерами. Проходит несколько лет, события тех майских дней начинают забываться, и только профессор Иван Николаевич Понырев, бывший поэт Бездомный, каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, появляется на Патриарших прудах и садится на ту же скамейку, где впервые встретился с Воландом, а затем, пройдя по Арбату, возвращается домой и видит один и тот же сон, в котором к нему приходят и Маргарита, и мастер, и Иешуа Га-Ноцри, и жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат.

- Я - часть той силы,

Что вечно хочет зла

И вечно совершает благо...

Гете. Фауст

Никогда не разговаривайте с неизвестными. Понтий Пилат. Седьмое доказательство.

На закате в Москве, на Патриарших прудах, гуляют поэт Иван По-нырев, пишущий под псевдонимом Бездомный, и Михаил Александрович Берлиоз, председатель МАССОЛИТа (одной из крупнейших московских литературных организаций).

Иван написал поэму об Иисусе Христе. Берлиоз бранит поэта: дескать, Христос получился крайне неприятной личностью, это да. А ведь нужно доказать широкой публике, что Иисуса вообще никогда не существовало!

На скамейке литераторы знакомятся с загадочным «иностранным консультантом», который ведет странную беседу, поражается «стране атеистов»:

Кто же управляет человеческой жизнью?

Сам человек и управляет, - сердито отвечает Бездомный.

Таинственный незнакомец утверждает, что не может управлять своей жизнью тот, кто смертен. И внезапно смертен, заметьте! Он предсказывает Берлиозу скорую смерть. Председателю отрежут голову. Кто? Русская женщина, комсомолка. Вот так и случится. Потому что «Аннушка уже купила подсолнечное масло...»

Что за чушь! Какая Аннушка? Да кто он такой, этот иностранец?

Незнакомец представляется специалистом по черной магии, специально приглашенным в Москву консультантом.

Он рассказывает о встрече Христа с Понтием Пилатом, первым прокуратором Иудеи.

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой...» - так начинается (с описания Пилата) эта история. Нищий бродяга-философ, Иешуа Га-Ноцри, поражает прокуратора своей мудростью, прозорливостью и добротой. Даже жестокого Марка Крысо-боя он называет «добрый человек». Га-Ноцри излечил Пилата от жестокой головной боли.

Прокуратор подумывает о том, чтобы спрятать лекаря у себя.

Но иудейский первосвященник Кайфа требует казни именно его - беседы бродяги угрожают храму старой веры. Накануне праздника от позорной казни на кресте можно избавить одного из четырех осужденных. Кайфа называет имя: Вар-равван. Освободят разбойника и убийцу, Га-Ноцри должен быть казнен!

Иван Бездомный, слушая рассказ незнакомца, словно видит все своими глазами.

Берлиоз замечает, что уже вечер. Ему пора на заседание. Спеша, он поскользнулся на разлитом Аннушкой подсолнечном масле и попал под трамвай, который вела женщина в красной косынке. Отрезанная голова председателя покатилась по булыжникам улицы Бронной.

Погоня. Было дело в Грибоедове. Шизофрения, как и было сказано

Иван приходит в ужасное умственное и нервное расстройство. Он бросается в погоню за профессором и его странной свитой - огромным черным котом и мерзким человеком в клетчатом костюме и треснувшем пенсне.

Но они словно растворились в свете вечерних фонарей. Необычайно быстро - как во сне - происходит погоня. Иван врывается в чужую квартиру, цепляет себе на грудь бумажную иконку: он начинает прозревать, что незнакомец - сам дьявол!

Во время купания в Москве-реке Ивана ограбили, оставив ему только полосатые кальсоны и рваную толстовку. В таком ужасном виде Иван является в роскошный летний ресторан при Доме Грибоедова, где расположен МАССОЛИТ. Писатели пируют и ссорятся из-за льгот: квартир и путевок в дома отдыха.

При виде Ивана разгорается невероятный скандал. Совсем запутавшегося поэта отправляют в психиатрическую клинику. Там ему ставят диагноз: шизофрения.

Нехорошая квартира. Коровьевские штуки. Вести из Ялты

В страшном похмелье проснулся Степа Лиходеев, директор театра Варьете, сосед покойного Берлиоза по большой квартире № 50. Нехорошая это квартира - часто арестовывают ее жильцов. Исчезают люди!

К Степе является все тот же таинственный незнакомец. Он лечит Степину головную боль стопкой водки и горячими закусками. Лиходеев в ужасе: оказывается, он подписал контракт с незнакомцем на выступление во вверенном ему театре. И ничего не помнит! Что ж, как совершенно справедливо заметил профессор черной магии, не надо было пить после водки портвейн.

Лиходеев поражен свитой Воланда (такова фамилия незнакомца), особенно наглым необыкновенных размеров котом, который лихо пьет во/щу, нацепив на вилку маринованный гриб.

Воланд заявляет, что дебошир и бездельник Лиходеев мешает свите, и в одно мгновение забрасывает директора театра в Ялту.

«Клетчатый» спутник Воланда (Коровьев) за проживание профессора в квартире платит председателю жилтоварищества Никанору Ивановичу Босому огромную сумму в червонцах. Это взятка. Да Босой и есть взяточник - ведь в стране жилищный кризис. По доносу Коровьева Босого арестовывают за хранение валюты. И в самом деле, в тайнике оказываются доллары! Босого увозят - «замели председателя».

Степа Лиходеев засыпает всех коллег и знакомых телеграммами: «Брошен Ялту гипнозом Воланда». Все считают, что он напился в пригородном ресторане «Ялта» и опять безобразничает. Наконец администратор Варенуха все-таки собирается отправить Степе требуемые для возвращения деньги. Но гнусавый голос по телефону требует никуда денег не отправлять. В уборной возле Варьете кот избивает Варенуху, а потом совершенно нагая ведьма Гелла со словами «Дай-ка я тебя поцелую...» наносит несчастному укус, чем превращает его в вампира.

Черная магия и ее разоблачение. Слава петуху!

На сеансе черной магии Воланд усаживается в мгновенно - словно из воздуха - появившееся на сцене кресло и начинает разглядывать публику. Он для этого и объявил свой «сеанс» - так удобней посмотреть на москвичей в массе. Его свита показывает карточные фокусы. Потом на публику начинают сыпаться червонцы, все начинают лихорадочно собирать их.

Конферансье Бенгальский тревожится и требует разоблачить фокус с деньгами. Именно «разоблачение» обещала и афиша. Публика не хочет расставаться с червонцами, из зала доносятся крики: «Оторвать ему голову!» Кот набрасывается на конферансье и в момент отрывает голову. Кровь из разорванных артерий бьет фонтаном, заливая манишку.

Ради бога, не мучьте его! - раздается женский голос.

Ну что ж, - делает свои выводы сатана. - Люди как люди. Любят деньги - но ведь это всегда было. Ну, легкомысленны, так что ж... И милосердие иногда стучится в их сердца...

По приказу дьявола голову приставляют обратно.

Потом Коровьев-Фагот, Гелла и кот открывают «дамский магазин». В обмен на свою не слишком модную одежду женщины получают парижские туфли, чулки, платья, духи...

А по окончании сеанса полуобнаженные женщины мечутся по улице - все исчезло! Да и червонцы превратились в резаную бумагу или этикетки от «Нарзана».

Финдиректор Римский, наблюдая эту ужасную картину, собирается позвонить «кое-куда». Но к нему заходит Варенуха, неприятно цыкающий зубом. Римский замечает, что тот не отбрасывает тени. Варенуха понимает, что его разгадали, и собирается сделать вампиром и финдиректора. В окно пытается ворваться нагая Гелла. Но на счастье Римского, запел петух и прогнал нечистую силу. Чудом спасенный, финдиректор тут же скорым поездом уезжает из Москвы.

Явление героя

Ночью в палату Ивана Бездомного пробирается, благодаря украденным ключам, сосед по психиатрической больнице.

Странное совпадение - они оба (хотя и очень по-разному) оказались в клинике из-за Понтия Пилата.

Выслушав рассказ Ивана о повествовании Воланда, ночной гость вскрикивает:

О, как я все угадал!

Оказывается, этот человек год назад написал о Понтии Пилате роман. И все в романе было изображено в точности, как рассказывал Воланд. Ночной гость называет себя не писателем, а мастером. В доказательство он предъявляет «совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой М».

По счастливой случайности мастер выигрывает в лотерею сто тысяч, бросает работу в музее и свою комнатку на Мясницкой: «У, проклятая дыра!» Он нанял в переулке близ Арбата у жулика-застройщика уютную квартирку: книги, топящаяся печка, запах сирени за окном... И стал сочинять книгу о Понтии Пилате. Однажды он встретил красивую женщину с невиданным одиночеством в глазах. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!»

Женщина - ее звали Маргарита - стала приходить к своему тайному возлюбленному каждый день. Топилась печь, на столе стояли любимые цветы мастера - розы. Маргарита сшила своему возлюбленному черную шапочку - символ его причастности к тайнам. Роман летел к концу - и вот был завершен. Ни в одной редакции к печати рукопись не приняли. И вдруг на вкладном листе в газету был напечатан большой отрывок. Шквал разгромных статей посыпался на бедную голову мастера. Особенно постарался критик Латунский. У мастера проявляются признаки психического расстройства - стоит ночью потушить свет, и кажется, что страшный спрут стремится проникнуть в окно. В это «проклятое время» у несчастного завелся друг - Алоизий Могарыч. На Маргариту он произвел отталкивающее впечатление. Могарыч вел с мастером долгие беседы о литературе, объясняя, почему в это время и в этой стране такой роман не может быть напечатан.

Болезненный страх все более овладевает мастером. Он сжигает свою рукопись. Маргарите удается спасти - голыми руками из огня! - только несколько обгоревших листков. Она собирается уйти от мужа и переселиться к мастеру. Тот отдает ей оставшиеся деньги- десять тысяч. Женщина собирается объясниться с супругом и утром придти навсегда. Однако этим же вечером мастера выбросили из квартиры на мороз - по доносу его «друга» Могарыча. Шофер грузовика сжалился над несчастным больным и доставил его в клинику...

Казнь

В этой главе описывается мучительная смерть на кресте Га-Ноцри и двух разбойников. В конце дня, ввиду приближающейся грозы, стражники убивают несчастных.

Верный последователь Иисуса Левий Матвей, уже по щиколотку в воде, снимает все три тела с крестов и уносит с собой тело Христа.

Беспокойный день

В Москве происходят чудеса: пропадают люди, у таксистов и в буфете обнаруживаются червонцы, которые превращаются в бумажки и даже... в черных котят. Психиатрическая клиника заполняется странными людьми: так, один из них (это конферансье) просит вернуть ему голову.

В одном учреждении вместо начальника-бюрократа сидит... пустой костюм! Он продолжает хамить посетителям и подписывать бумаги.

В другом учреждении все сотрудники помимо воли хором поют «Славное море - священный Байкал...» - и не могут остановиться. Бухгалтер Варьете приносит сдавать вырученные за сеанс деньги - а в портфеле обнаруживается валюта! Бухгалтера тотчас арестовали.

Много, много диковинного происходит в Москве...

Маргарита. Крем Азазелло. Полет. При свечах

«За мной, читатель! Кто сказал, что на свете нет настоящей любви? ...За мной, читатель, и я покажу тебе такую любовь!»

Маргарита Николаевна была женой очень крупного специалиста - он был молод, умен, красив и обожал свою жену. Они занимали целый этаж особняка в саду, в одном из переулков близ Арбата. Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах и никогда не прикасалась к примусу. У нее была домработница Наташа. Однако эта умная и красивая женщина чувствовала себя несчастной. Ей был нужен ее мастер!

После исчезновения своего возлюбленного Маргарита очень страдала - ив душевных мучениях еле дожила до весны. И вот однажды она проснулась с предчувствием, что должно произойти что-то необыкновену ное... И в самом деле, когда она во время прогулки сидела на скамеечке у стен Кремля, к ней подошел странный незнакомец: рыжий, с бельмом на глазу и страшным выступающим клыком. Это был Азазелло - один из свиты Воланда. Он пригласил женщину на бал к «одному иностранцу». Маргарита негодовала: «Уличный сводник!» Но потом выяснилось, что рыжий все знает про нее и про мастера. На балу можно будет узнать о судьбе возлюбленного. Азазелло вручил женщине чудодейственный крем. Ей велено было ровно в половине десятого, раздевшись донага, намазать кремом лицо и тело и ждать дальнейших указаний.

Мимо беседующих движется похоронная процессия: это хоронят Берлиоза, чья голова загадочным образом пропала из гроба. С ненавистью смотрит Маргарита на критика Латунского, шагающего в процессии.

Намазавшись кремом, Маргарита волшебно преобразилась. За месяцы страданий она подурнела и постарела. Крем сделал ее не только красавицей, но и ведьмой.

Женщина обрела способность летать. Оставив все свои вещи домработнице Наташе, Маргарита получила от Азазелло инструкции, села на приковылявшую к ней швабру и поднялась в воздух. Пролетая над воротами, она крикнула: «Невидима!»

Во время полета над ночной Москвой Маргарита увидела роскошную громаду только что построенного писательского дома. На табличке она обнаружила фамилию Латунского. Разъяренная ведьма разгромила квартиру критика-погубителя: разбила рояль, сокрушила всю мебель, вылила в постель чернила и, в конце концов, затопила квартиру водой из ванны. Потом она вылетела из квартиры и принялась бить окна во всем доме ненавистных ей писателей. Пока... Пока не увидела в одной из комнат маленького испуганного мальчика. Невидимая Маргарита стала утешать его, рассказывая сказку. Малыш уснул.

Неожиданно женщина заметила свою домработницу Наташу верхом на борове. Воспользовавшись остатками крема, девушка тоже превратилась в красавицу и ведьму. А в борова превратился сосед Николай Иванович, который, пораженный дьявольской красотой Наташи, обещал ей «за любовь» золотые горы. Вот она и мазнула его по лысине кремом, чем и превратила в борова.

Вернувшись в Москву, Маргарита попадает в «нехорошую квартиру». Сатана в драной сорочке (по-домашнему) играет с котом в живые шахматы. Кот залезает под кровать, чтобы ради королевы Марго вызолотить себе усы. Выясняется, что Воланд регулярно устраивает балы в разных странах мира - вот на этот раз в Москве. Королевой бала обязательно должна быть женщина королевской крови по имени Маргарита - и эта честь выпала именно Маргарите Николаевне.

Великий бал у Сатаны

Квартира № 50 неожиданно оказалась огромной. Бальные залы с колоннами, оркестр из лучших (покойных) музыкантов, разнообразные растения, бассейны с шампанским, летающие в воздухе попугаи... Обнаженную Маргариту поместили на самой вершине грандиозной лестницы. На шею ей повесили тяжелое металлическое изображение черного пуделя. Грянула музыка. Начали появляться гости: это отвратительный парад гнусных преступников, отравителей и убийц.

Королева в восхищении! - орет кот и взвизгивает Коровьев-Фагот.

Колено Маргариты распухло и посинело от бесчисленных поцелуев. Наташа, оставшаяся при госпоже, обтирает его чем-то душистым.

Только одно, несчастное и отчаянное, лицо запомнилось королеве Марго: лицо несчастной Фриды, которую однажды «зазвал в кладовую» хозяин, а девять месяцев спустя несчастная женщина родила ребенка, которого удушила в лесу платком. И теперь ей каждое утро подают этот страшный платок, пробуждая мучения совести.

Фрида, Фрида, меня зовут Фрида! - кричит Маргарите несчастная.

Маргарита обещает запомнить.

Много чудесного происходит на балу. Отчаянный кот Бегемот купается в коньяке. Маргарита вынуждена облетать залы и приветствовать бурно веселящихся гостей. Голову Берлиоза Воланд превращает в череп, а череп в драгоценную чашу, из которой Сатана пьет за бытие! Берлиоз всю жизнь утверждал, что человек после смерти уходит в небытие - и каждому воздается по вере его. На бал приходит барон Майгель - человек, который под видом гида пытался шпионить за «иностранным консультантом». Абадонна - демон смерти в черных очках - на секунду снимает эти страшные очки и смотрит Майгелю в глаза. В тот же миг кровь хлынула из груди барона в чашу.

Пей! - повелительно сказал хозяин бала Маргарите.

«У Маргариты закружилась голова...» Но кровь превратилась в вино. Бал был окончен.

Гости рассыпались в прах, а роскошное помещение вновь превратилось в скромную гостиную...

Извлечение мастера. Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа

Воланд со свитой отдыхают. Веселый ужин! Азазелло демонстрирует искусство стрельбы - и Маргарита аплодирует: она обожает людей, которые делают что-то мастерски.

Женщина измучена, но не жалуется. Она держит себя достойно, и силы постепенно возвращаются к ней. В разговоре выясняется, что за квартирой давно уж ведется наблюдение - какие-то люди дежурят на лестнице.

Маргарита чувствует, что ужин затянулся, и начинает прощаться. Ей кажется, что разговор о мастере не состоится. Она благодарит хозяина за прекрасный бал. «Я охотно бы еще раз предоставила свое колено, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц...»

Мы вас испытывали... - заявил Воланд. - Никогда и ничего не просите! В особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина! Итак, во что вы цените ваше колено?

И тут королева бала вспоминает Фриду и просит, чтобы ей перестали подавать платок. Не потому, как Маргарита объясняет, что она так уж милосердна, а потому что «имела неосторожность подать ей твердую надежду».

Воланд морщится, но велит своей гостье-хозяйке сделать все самой. Маргарита вызывает Фриду и говорит величественно: «Тебя прощают. Не будут больше подавать платок».

Коровьев советует «алмазной донне» быть поосторожнее с высказываниями, просить то, что ей единственно нужно, - и она требует, чтобы ей немедленно вернули ее мастера.

Мастер оказывается в странной компании. Он болен и разбит и готов считать все галлюцинацией. Воланд со словами «Рукописи не горят» восстанавливает сгоревший роман.

Алоизий Могарыч вверх тормашками выброшен из квартиры мастера (чтобы завладеть ею, он и написал донос - дескать, мастер хранит у себя нелегальную литературу), документы мастера восстановлены. Влюбленные возвращаются в свой переулок на Арбате, но мастер более ничего не хочет. Свой роман он ненавидит.

Домработница Наташа упросила, чтобы ее оставили ведьмой.

Маргарита, уложив спать мастера, перечитывает роман...

«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город...» Понтий Пилат искусно намекает начальнику стражи Афранию на необходимость убить предателя Иуду, что дал Га-Ноцри приют в своем доме и выдал бродячего философа за тридцать сребреников.

Красавица Низа по поручению Афрания выманивает Иуду в Гефси-манский сад, где предателя и убивают, подбросив ему его подлые деньги. Пилат пытается дать денег приведенному к нему Левию Матвею, но тот отказывается, поскольку считает Пилата повинным в смерти своего учителя.

Наказание Иуды и забота о погребении Га-Ноцри несколько успокаивают совесть Пилата. Ему удается заснуть. Рядом с ним спит единственное любимое им существо - пес Банга.

Конец квартиры № 50. Похождения Коровьева и Бегемота

В нехорошую квартиру врываются люди, следившие за ней. Все ее обитатели невидимы, кроме огромного кота, держащего в своих лапах примус.

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус... - недружелюбно насупившись, проговорил кот. - И еще считаю своим долгом предупредить, что кот древнейшее и неприкосновенное животное...

Кот выхватывает из-за спины браунинг и открывает пальбу. В него стреляют из маузера. Окровавленный кот надает: «Единственно, что может спасти смертельно раненного кота - это глоток бензина...» Напившись из примуса бензина, кот поднимается как ни в чем ни бывало.

Безобразная погоня и перестрелка, в которой пули не причиняют коту никакого вреда, смущают покой Воланда. Тот, невидимый, выражает недовольство. Кот швыряет вниз примус, бензин разливается, сам собой вспыхивает пожар....

Квартира сгорает начисто. А из окна ее вылетают три темные мужские фигуры и силуэт обнаженной женщины....

Котообразный толстяк с примусом и Коровьев шатаются по Москве. Они устраивают беспорядки и пожары: в валютном магазине (для иностранцев) и в Доме Грибоедова. Все уничтожающее пламя гуляет по городу.

Судьба мастера и Маргариты определена. Пора! Пора!

Воланд, одетый в черное, со шпагой, с крыши дома Пашкова смотрит на Москву и беседует с Азазелло.

Неожиданно из круглой башни выходит Левий Матвей. Воланд недоволен тем, что Левий Матвей не поздоровался с ним, но Левий отвечает, что он, ученик Га-Ноцри, не желает, чтобы зло здравствовало.

Сатана рассуждает о том, что добро без зла существовать не может - так же как и свет без тени.

Левий не вступает с ним в спор, только передает, что Учитель прочитал роман и просит, чтобы Воланд забрал мастера и его Маргариту с собой и даровал им покой.

Он не заслужил света, он заслужил покой... - печальным голосом проговорил Левий.

Мастер и Маргарита в своей квартирке. Женщина, что ее любимый опустошен и измучен, однако верит в помощь Дьявола. Так и происходит: в гости является Азазелло и угощает любовников Фалернским вином. Они оба падают мертвыми.

В то же время в особняке умирает некая Маргарита Николаевна. А в психиатрической клинике - больной из сто восемнадцатой палаты.

Азазелло смачивает губы лежащим на полу - и они вновь поднимаются.

Для всех в Москве эти двое мертвы - но они обретают жизнь вечную. Домик застройщика сгорает дотла - как и несколько других в Москве.

Мастер с Маргаритой залетают попрощаться с Иваном Бездомным, который дает обещание никогда не писать стихов, - он осознал, как они плохи.

Прощение и вечный приют

Кавалькада черных коней несется над городом. Развевается черный плащ Воланда. Изменился внешне мастер - волосы его собрались в седую косу, на нем плащ и сапоги со шпорами. Бегемот оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом в мире. Исчез нелепый клык, пропало бельмо у Азазелло.

Коровьев предстал мрачным темно-фиолетовым рыцарем - он наказан был за то, что некогда неудачно пошутил на темы света и тьмы. Всадники прощаются с Москвой.

Дьявол объявляет мастеру, что его роман прочитан. Прочитан - и сказано, что он, к сожалению, не окончен.

Воланд показывает мастеру его героя - на каменной площадке в пустынной местности сидит, мучаясь бессонницей в свете Луны, Понтий Пилат. С ним страдает и его собака. Пилат мечтает договорить с тем, кто был когда-то казнен.

Отпустите его! - отчаянно кричит Маргарита.

Воланд предлагает Мастеру закончить свой роман одной фразой.

Свободен! Он ждет тебя! - кричит мастер.

По лунной дороге удаляются человек и собака.

Мастер и Маргарита идут к своему прекрасному вечному дому, где вечером будет играть музыка и в гости будут приходить те, кого ждут и любят.

Эпилог

Долго ходили по Москве слухи о нечистой силе. Было изловлено множество ни в чем не повинных черных котов. Арестовывали Коровиных, Коровьевых и Караваевых.

Чудеса объясняли гипнозом.

Иван Николаевич Понырев оставил и стихи и свой псевдоним - Бездомный. Он решил распроститься со своим невежеством, выучился и стал работать в институте Истории и философии. Он часто ходит на Патриаршие пруды и вспоминает начало удивительной истории.

Ночью он плачет и беспокоится, за ним ухаживает преданная ему жена. Видится ему разговор Пилата и Га-Ноцри. Они идут по лунной дороге. Иисус утешает своего спутника, убеждая его в том, что казнь ему точно померещилась.

В конце концов, Иван затихает - и уже ничто не тревожит профессора- даже «жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат».

Роман был написан в 1937 году Михаилом Афанасьевичем Булгаковым . Роман считается не законченным произведением, так как писатель умер, так его и не завершив. Писатель начал работать над этим произведением в 1928 году. 1966–1967 была выпущена первая публикация произведения в сокращённом виде.

Описание

О романе

Этот роман является одним из лучших произведений Булгакова . В самом начале он пропитан тайной, которую читатель никак не может понять. Произведение носит мистический характер. Все, что там происходит не поддаётся никаким объяснениям. Это как раз -таки и делает этот роман замечательным.

Перед тем, как начать краткое описание содержания, нужно познакомиться с героями, участвующими в этом произведении

Главные герои:

Мессир и его команда

Второстепенные герои:

Перечислив персонажей, которые часто будут появляться в Романе, начнём читать краткое содержание онлайн.

Часть 1

Главы:

  1. Никогда не разговаривайте с неизвестными.
  2. Понтий Пилат.
  3. Седьмое доказательство.
  4. Погоня.
  5. Было дело в Грибоедове.
  6. Шизофрения, как и было сказано.
  7. Нехорошая квартирка.
  8. Поединок между профессором и поэтом.
  9. Коровьевские шутки.
  10. Вести из Ялты.
  11. Раздвоение Ивана.
  12. Чёрная магия и её разоблачение.
  13. Явление Героя.
  14. Слава петуху.
  15. Сон Никанора Ивановича.
  16. Казнь.
  17. Беспокойный день.
  18. Неудачливые визитёры.

Краткий пересказ по главам

1. Первая глава начинается с того, как два члена «МАССОЛИТа» Берлиоз и Иван прогуливались на Патриарших прудах. Разговор их шёл о существовании Иисуса Христа. Дело в том, что редактор дал задание Ивану на антирелигиозную тему. Иван Николаевич быстро выполнил это задание, но его поэма представила Иисуса в очень чёрных красках, и поэтому редактор требовал все переделать. Берлиоз утверждал, что Иисуса не существует и это нужно было донести в поэме.

Неожиданно в их разговор вмешался незнакомец и спросил Берлиоза, верит ли он в бога. Тот ответил, что не верит. Тогда странный незнакомец, похожий на иностранца, задаёт вопрос: кто же управляет жизнью, если бога не существует. Берлиоз ответил, что человек сам управляет своей жизнью. После этого иностранец предсказывает смерть Берлиоза от рук комсомолки и оттого, что Аннушка разольёт масло.

Иван и Бездомный начинают подозревать незнакомца в шпионаже, но тот предъявляет доказательства своей невиновности, показывая им документы. Он рассказал, что является специалистом по чёрной магии и был приглашён в Москву чтобы дать представление чёрной магии. После этого начал рассказ о Понтии Пилате, чтобы доказать существование Иисуса.

2. На суд к прокуратору Понтию Пилату приводят заключённого. Его звали Иешуа Га-Ноцри. Ему было 27 лет, он был избитым и бедно одетым. Его обвиняли в том, что он подговаривал людей уничтожить храмы. Прокуратор страдал головной болью, поэтому ему сложно было вести судебный процесс и иногда он даже не осознавал вопросы, которые он создаёт. Но Иешуа помог прокуратору каким-то невиданным чудом исцелить больную голову Пилата.

После разговора Пилата с Га-Ноцри, прокуратору очень понравился юноша и он даже попытался помочь ему. Он старается сделать так, чтобы юноша отказался от тех слов, которые ему приписывали судом. Но Иешуа не видит опасности и сознается в том, что говорил в своём доносе Иуда. А рассказывалось там о том, что Га-Ноцри выступает против власти. Прокуратору не остаётся ничего сделать, как обвинить юношу и приговорить его к смертной казни.

Но он делает ещё одну попытку спасти юношу. В разговоре с первосвященником он ходатайствует за то, чтобы из двух преступников был помилован именно Га-Ноцри. Но Каифа отказывает ему в этом и юношу окончательно приговаривают к смерти. А убийцу и разбойника Вар-раввана освобождают.

3. Дослушав рассказ незнакомца, Берлиоз сказал ему, что это не доказательства. Незнакомец,оскорбившись, сказал, что сам был при этих событиях. Спутники сразу сообразили, что иностранец спятил и лучше его не провоцировать. После Берлиоз спросил специалиста по чёрной магии, где он будет жить. На это он ответил, что будет жить в квартире Берлиоза, после этого Михаил Александрович направился к телефону, чтобы доложить о сумасшедшем гражданине. Дойдя до рельсов, он поскальзывается и падает на рельсы, где ему перерезает голову колесо трамвая, за рулём которого сидела комсомолка.

4. После неожиданной трагедии Иван слышит разговор, в котором упоминалась Аннушка, разлившая масло. Вспомнив слова незнакомца, поэт решает, что он причастен к этой смерти и решает сам провести расследование. Подойдя к скамейке, он видит, что рядом с иностранцем сидит субъект, одетый в клетчатый пиджак. Это был регент. Иван начинает допрашивать иностранца, но тот делает вид, что не понимает его. После, двое сидевших на скамейке начали быстро удаляться. Вскоре к ним присоединяется кот огромного размера. Поэт ведёт погоню, но быстро отстаёт от них.

Иван не остановился и сначала вторгся в незнакомую квартиру, вынеся оттуда образок и свечку. Затем, по непонятным причинам, он пошёл на Москву-реку. Там он снял одежду, отдал её незнакомому бородачу и начал плавать в реке. После того как он вылез на берег, обнаружилось, что его одежда пропала, а вместо этого лежали рваные кальсоны и рубаха. Он переоделся в эту одежду и отправился в ресторан «У Грибоедова » в надежде разыскать преступников.

5. Действие происходит в «Доме Грибоедова». Этот ресторан принадлежит профсоюзу «МАССОЛИТ». Быть членом этого профсоюза весьма выгодно, так как его членам предоставляется множество привилегий, можно бесплатно получить квартиру в Москве и недорого пообедать в хорошем ресторане.

В этом ресторане собрались 12 литераторов в ожидании председателя Берлиоза. И узнав о его смерти, они скорбят, но продолжается это недолго. Вскоре это событие забывается. Неожиданно в ресторане появляется Иван в разорванных кальсонах, босой, с иконкой и свечей. Он начинает искать иностранца в ресторане и обвиняет именно его в смерти Берлиоза. Все, кто были в ресторане, посчитали его психически больным и начали успокаивать. Но Иван упорно сопротивлялся и начал драку. Официантам пришлось его связать полотенцами. Вскоре его увезли в психиатрическую больницу.

6. Действие происходит в психиатрической больнице. Доктор просит, чтобы Иван рассказал всю историю. Поэт очень рад, что хоть кто-то готов его выслушать и рассказывает невероятную историю, про то, как консультант по чёрной магии подстроил смерть Берлиоза неким мистическим образом. Затем он говорит, что нужно позвонить в милицию, но его не послушали. Тогда Иван пытается бежать из больницы. Он пытается выбить стекло, но оно оказывается очень прочным. После этого его помещают в палату с диагнозом «шизофрения».

7. Следующая глава начинается с того, что директор варьете Степан Лиходеев просыпается в своей квартире с похмелья и обнаруживает рядом сидящего человека в чёрном одеянии. Эту квартиру Лиходеев делил вместе с покойным Берлиозом. У этой квартирки дурная слава - ходят слухи, что прошлые жильцы этой квартиры пропали без вести.

Вернёмся к происходящему в квартире. Человек в чёрном сказал, что является профессором чёрной магии и договорился ещё вчера с Лиходеевым, дать представление. Естественно, Лиходеев ничего не помнит, так как пил он целый день. Поэтому он решил проверить достоверность слов профессора звонком в театр. Там подтвердили слова профессора. После звонка Лиходеев обнаруживает, что рядом с незнакомцем сидит человек в клетчатом пиджаке и большой кот, который пил водку. Затем он увидел, что из зеркала вышел рыжий клыкастый карлик по имени Азазелло. Азазелло предложил выкинуть Лиходеева из Москвы. На следующий день Лиходеев просыпается на берегу Ялты.

8. К Ивану Бездомному приходят медсестры и доктор Стравинский. Он просит повторить историю и спросил Ивана, что тот будет делать когда его выпустят из лечебницы. Поэт сказал, что позвонит в милицию и расскажет все произошедшее с Берлиозом. Доктор говорит, что ему не поверят, и снова приведут сюда и поэтому ему лучше остаться здесь, отдохнуть и изложить все в письменном виде. Иван соглашается на это предложение.

9. На Никанора Ивановича Босого, председателя жилтоварищества в доме, где жил Берлиоз, оказывается серьёзное давление со стороны претендентов на квартиру. Он решает сам заглянуть туда и обнаруживает там человека, который представляется Коровьевым и сообщает что является переводчиком артиста. Затем он предлагает квартплату и взятку за аренду квартиры. Босой с радостью принимает взятку и прячет её у себя дома. Воланд сообщает, что больше не хочет видеть его здесь. Коровьев звонит в милицию и сообщает, что у Никанора Ивановича хранится в доме незаконная валюта. После этого в квартире проходит обыск и сотрудники находят у Никанора Ивановича доллары.

10. Фин. директор театра Римский и Варенуха не понимают почему Лиходеева ещё нет в театре. Но вскоре Варенухе приходит телеграмма из Ялты, где сказано, что в местное отделение пришёл человек, называющий себя Лиходеевым, и требуют подтвердить его личность в ответной телеграмме, чтобы послать его домой. Варенуха и Римский посчитали это письмо розыгрышем, так как Лиходеев звонил им 4 часа назад. За это время он не мог оказаться в Ялте. Но вскоре Варенуха решает послать ответное письмо. Идя по улице, на него нападают огромный кот и рыжий карлик. После, он оказывается в незнакомой квартире избитый. Неожиданно к нему начала приближаться рыжеволосая нагая девушка.

11. После успокоительных уколов Иван начал задумываться о том, что возможно нужно было спокойно выслушать того незнакомца и расспросить его о Понтии Пилате, а не начинать погоню. Вдруг в окне появляется незнакомец…

12. На следующий день Воланд в сопровождении Кота и Коровьева давал представления с чёрной магией. Они сделали несколько невероятных трюков, но конферансье утверждал, что это массовый гипноз. После этого Кот оторвал ему голову, но зрители пожалели его и Воланд приказал прикрутить голову на место. После этого они начали раздавать женщинам парфюм и новую одежду, взамен на их старую.

13. В палату к Бездомному попал мужчина, который называл себя мастером и в доказательство показал свою шапочку с буквой М. Он рассказал, что тоже попал сюда из-за Понтия Пилата. Оказывается, что этот роман написал сам мастер. Он рассказывает, как он писал роман и из-за критики его произведения начал сходить с ума и вскоре попал сюда. Он сказал Ивану, что незнакомец, за которым он гонялся - Сатана.

14. Действие происходит в театре. Римский видит из окна двух женщин, у которых в один момент пропала вся одежда. Эти дамы как раз переодевались на представлении Воланда. Вскоре в дверь постучал пропавший Варенуха и рассказал, что все происходившее с Лиходеевым просто шутка. Фин. директор замечает, что Варенуха очень бледный, странно себя ведёт и в конце у него не отражалась тень. После этого в окно залетела нагая женщина. Римский так испугался, что у него поседели волосы. Но вдруг раздался крик петуха, и два гостя выпрыгнули в окно и улетели.

15. На допросе Никанор Иванович рассказывает правоохранителям, что никакую валюту в доме не хранил, взятку брал, но рублями. На вопрос, как к нему попала валюта, он отвечал, что причастна нечистая сила в квартире №50. Туда вызвали наряд, но ничего не нашли, а Босого отправили в психиатрическую больницу. Там ему приснился сон, будто его снова допрашивают, но действие происходит в театре и просят его отдать всю валюту.

16. Действие происходит на Лысой горе. Иешуа везут на смертную казнь. Его распяли на кресте вместе с двумя другими преступниками. Была очень жаркая погода, которая была невыносима для бедолаг, попавших сюда. Ученик Иешуа, Левий Матвей, пытается пробраться на гору и заколоть своего учителя, чтобы избавить его от мучительной смерти. Но у него ничего не получается. Вскоре командир приказывает заколоть пленников. После этого Левий снял всех троих, а тело Иешуа похищает.

17. Бухгалтер театра Ласточкин окончательно сбит с толку. Пропали все управляющие театра, а их поиски оказываются бесполезными. По Москве ходят много странных слухов. Ласточкин решил отправиться в комиссию зрелищ и увеселений, но там он обнаруживает, что вместо председателя сидел костюм и подписывал бумаги. Напуганная секретарша рассказала, что к председателю приходил огромный кот.

После этого Ласточкин отправляется в филиал комиссии, но там происходила ещё одна странность. Некий человек в клетчатом пиджаке организовал целый кружок пения, который не замолкал целый день. После всего пережитого Ласточкин решает сдать всю выручку в финзрелищный сектор. Но вместо рублей у него оказываются доллары. Его сразу же арестовывают.

18. В Москву приезжает дядя погибшего Берлиоза. Интересно, что письмо, пришедшее к нему, было подписано самим Берлиозом. Дядя не был расстроен, что его племянник погиб. Его интересовала квартира в Москве, которая должна была достаться ему в наследство. И когда он пришёл в квартиру, то обнаружил там Коровьева, который рассказал всю историю в трагических красках. Затем с ним заговорил кот и попросил предъявить паспорт. После предъявления паспорта, Азазелло вышвыривает гостя.

Сразу после него заходит буфетчик Варьете Соков и рассказывает, что все его червонцы превратились в бумажки. Воланд озвучивает ему свои претензии, что еда была второго сорта. Буфетчик не соглашается с этим и требует, чтобы ему вернули деньги. После этого все его бумажки поменялись на червонцы. Воланд предсказал смерть буфетчику через 9 месяцев от рака печени.

Буфетчик, испугавшись высказывания в его сторону, отправился к врачу и заплатил червонцами, которые после его ухода снова превратились в бумажки.

Часть 2

Главы

  1. Маргарита.
  2. Крем Азазелло.
  3. Полет.
  4. При свечах.
  5. Великий бал у Сатаны.
  6. Извлечение Мастера.
  7. Как прокуратор пытался спасти Иуду.
  8. Погребение.
  9. Конец квартиры №50.
  10. Последние похождения Коровьева и Бегемота.
  11. Судьба Мастера и Маргариты определенна.
  12. Пора! Пора!
  13. На воробьевых горах.
  14. Прощание и Вечный приют.

Краткий пересказ по главам

1. Маргарита все ещё помнила Мастера и любила его. В тот день когда произошла странная история с буфетчиком, Маргарите приснился мастер. Она решает прогуляться по улицам Москвы и попадает на похороны Берлиоза. Там она знакомится с Азазелло и он предлагает ей поехать в гости к знатному иностранцу. Маргарита не соглашается. После этого Азазелло цитирует несколько строк из романа мастера. Маргарита соглашается выполнить его просьбу в надежде узнать о мастере. Азазелло даёт ей волшебный крем и инструкции.

2. Маргарита мажется кремом. После этого она начинает молодеть и приобретает способность к полётам. После этого пишет мужу прощальное письмо и улетает на глазах у горничной Наташи и соседа Николая Ивановича.

3. Став невидимой, Маргарита летает по Москве и совершает различные шалости. Вскоре её догоняет Наташа. Оказалось, что Наташа тоже помазалась этим кремом и ещё помазала соседа. В результате она превратилась в ведьму, а сосед в борова. Главная героиня искупалась в реке, а после села в поданный ей летающий автомобиль.

4. Коровьев провожает главную героиню в нехорошую квартиру и рассказывает, что в ней течёт королевская кровь, и она должна помочь провести бал. В маленькой квартирке на удивление помещается целый бальный зал. Коровьев объяснил, что это происходит за счёт пятого измерения. В спальне Маргарита познакомилась со всеми членами свиты и с самим Воландом.

5. Начинается подготовка к балу. Маргариту купают в крови и розовом масле, затем надевают на неё регалии королевы. Она стояла у лестницы и встречала давно уже мёртвых преступников. Там Коровьев рассказывает ей историю о Фриде, которая убила новорождённого, заткнув ему рот платком. С тех пор ей каждое утро приносят тот самый платок.

Бал заканчивается, Маргарита облетает залы. Воланд, которому преподносят на блюде голову Берлиоза, берёт его череп и превращает в чашу, а его отправляет в небытие. Чашу наполняют кровью барона Майгеля, которого убил Азазелло. Чашу подносят Маргарите, затем она выпивает её и бал заканчивается.

6. Маргарита опасается, что награды ей не дадут, но сама по этому поводу ничего не говорит. После этого Воланд сказал, что она правильно сделала, не просив награды. За это Воланд обещал выполнить любое желание Маргариты. Подумав, Маргарита сказала, чтобы Фриде больше не подавали платок. Воланд сказал, что это пустяковое желание, и так как она королева, сама может приказать больше не подавать платок. Тогда Маргарита сказала, чтобы ей немедленно вернули Мастера.

Мастер оказывается перед ней на стуле. Он не верит во все происходящее. Воланд, заинтересовавшись его произведением о Понтии Пилате, достаёт рукопись, которая оказывается совершенно целая. Маргарита просит, чтобы они стали жить как раньше. Воланд исполняет её волю: даёт документы Мастеру, возвращает им жилье, в котором оказывается жил «друг» Мастера Магарыч, написавший на него донос о хранении нелегальной литературы. Наташу оставили ведьмой, а Николаю Ивановичу вернули его облик. Затем появляется Варенуха и просит, чтобы его отпустили из вампиров, так как он не кровожаден.

7. Начальник тайной службы Афраний докладывает Пилату, что казнь свершилась и никаких беспокойств не наблюдается. Пилат говорит Афранию, что на Иуду совершится покушение ночью, тем самым он сам заказал убийство начальнику тайной службы.

8. Афраний навещает девушку по имени Низа, в которую влюблён Иуда. Она назначает ему свидание. Он приходит на место встречи, но там его встречают трое убийц, один из которых был Афраний. Забрав у него мешок с тридцатью серебренниками, пришёл к прокуратору и доложил, что задание выполнено и в доказательство предъявил мешок с деньгами. Вскоре прокуратор узнаёт, что тело Иешуа находится у Левия Матвея, который не хотел отдавать труп. Но узнав, что тело похоронят, смирился и явился к прокуратору. Там он сказал, что убьёт Иуду, но прокуратор сделал это за него.

9. Следование по делу нехорошей квартиры продолжается и туда наведываются сотрудники для выявления улик. Там они обнаруживают кота с примусом, он провоцирует перестрелку, но пострадавших чудом не оказывается. После этого, из примуса выливается бензин, который сам загорелся, и из квартиры вылетели 4 силуэта, один из них женский. Квартира быстро сгорает.

10. В магазине, продающем товары за валюту иностранцам, появляются Коровьев и субъект похожий на кота. Кот начинает поедать все, что находится на витрине, а Коровьев призывает всех к протесту. При появлении милиции они скрываются, устроив пожар. Затем они направляются в ресторан Грибоедов и вскоре там начинается пожар.

11. Азазелло и Воланд беседуют на террасе московского здания. Появляется Левий Матвей и говорит, что Иешуа просит подарить мастеру и Маргарите вечный покой. Воланд приказывает Азазелло все устроить.

12. Азазелло появляется в подвале возлюбленных. Перед этим они вели разговор о минувших событиях. Мастер пытается убедить Маргариту оставить его и не губить себя. Маргарита его не слушает. После прихода Азазелло все трое садятся на коней и вылетают из квартиры. Квартира загорается. По пути мастер залетел к Ивану, назвал его своим учеником и завещал написать продолжение повести.

13. Азазелло, мастер и Маргарита присоединяются к Воланду, Коровьему и Бегемоту. Мастер прощается с городом. Все готовы покинуть город.

14. Под лунным светом, герои начинают менять своё обличие. Коровьев превращается в рыцаря, на котором одеты фиолетовые доспехи, Азазелло - в пустынного демона-убийцу. Бегемот - в стройного мальчика пажа. У мастера появляется седая коса и шпоры. Своего преображения Маргарита не видит. Воланд объяснил, что сегодня особая ночь, когда сводятся все счёты.

Всадники видят перед собой Пилата с его собакой. Ему уже две тысячи лет снится один и тот же сон - как он идёт по лунной дороге навстречу к Иешуа. Мастер кричит ему, что он свободен. Пилат встаёт и идёт по лунной дороге к Иешуа. Это означает, что роман закончен. А мастера и Маргариту ждет вечный покой.

Ознакомившись с кратким содержанием романа, советуем вам читать полную версию книги, так как краткое содержание помогает представить только сюжет. В полной же версии вы ощутите всю прелесть повествования .

Это мистический роман. Булгаков практически в этом роман вложил свое мировоззрение. Он писал не выдуманную историю, а настоящую жизнь наших дней. И сейчас существует эта Маргарита.Ведь высшие силы существуют. В одном лице она же Иисус и Воланд, а остальная энергия Божья как бы распространилась во вселенной и кто также знает как Булгаков и Мастер то имеет именно ту Божественную суть, но не яв-ся той самой Маргаритой и Воландом и Люци и Источником и Абсолютом. 😉 .Эта Маргарита известна многим кто имеет такого рода знания и более того о ней везде упоминают- в фильмах, песнях, и т.д. Мастер, Иван Бездомный, Матвей, Иешуа. Маргарита, ПП, собака Бинго, Матвей, Воланд, это одни и те же лица. Ииуда, Алоизий Магарыч, Латунский, сосед снизу Маргариты, это своего рода Иуды. Пока Мастер отсижывается в больнице как ПП в аду 2000 лет за трусость, Маргарита как Иисус на кресте страдает за тех кто ей кажется добрым Иисусом живя в неведении. Свита Воланда как и сам Воланд самая настоящая темная сторона этого мира. Ведь Азазель, Бегемот это демоны. И если поразмышлять, вот Воланд в романе хоть и участвует как гипнотизер, маг, но по сути это нечистая сила явившаяся из ниоткуда. Почему именно эта Маргарита? Поверьте высшие силы не делают ничего просто так, этому всегда есть разумное действие и Маргарита именно та часть высших сил. Они ее нашли и начали действо именно с ее знакомства. Мастер как и писатель писали то что имели в знаниях, но о настоящей сути не догадывались. Ведь свою судьбу и миссию человеку даже со сверх способностями знать не ведомо. Маргарита же ничего не знала, но к ней явилась вся темная сторона вселенной. Повторю, Маргарита на балу у сатаны страдала также как и Иешуа на кресте, из-за людских грехов. Заметили в этом сходство? Мастер это реинкарнация Иешуа. А Иисус это Маргарита. Высшие силы перплетены между собой, и это говорит о том что это единая сила. А мое личное мнение в том что Маргарита являясь светлой королевой у темной силы и есть та самая высшая сила и Иисус, а сам мастер по средствам знаний как Левий Матвей, помощник, чья миссия заключена в том чтобы быть ей верным слугой, помощником. Мастер пишет роман, Маргарита как Воланд спасает его от предательства людей. Но не забываем что Маргарита также вместе с ним страдает, и выпивает кровь предателей Иисуса, будучи свидетелем смерти Иуды, который реинкарнировал. Если Мастер Иешуа, то почему же Маргарита на балу пьет кровь того кто загубил Иисус и рушится мир, бал? Это рушатся все построенные воздушные замки предателей высших сил. Воланд уже надет не в рванину, а костюме воина, защитника, кто его породил. И Маргарита ликует. Она живет двойной жизнью, и поэтому в подвальчики она говорит мысленно с тем кем считает по не знанию Иисусом, но это по сути Иуда который предал ее, и опять погубила темная сила опять Иисуса-Маргариту по причине людских грешных дел. Вобщем это Космос)))

Действие романа Мастер и Маргарита происходит в двух мирах: в Москве, в мае 30-х годов 20 века, и в Иерусалиме почти 2000 лет назад.

Роман начинается в среду вечером в Москве на Патриарших прудах, где редактор толстого художественного журнала Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Николаевич Бездомный, написавший антирелигиозную поэму о Иисусе Христе, встречаются с профессором Воландом, который выдает себя за специалиста по черной магии, а на самом деле является дьяволом. Воланд вмешивается в разговор, утверждая, что Христос существовал в действительности.

Он бросает вызов их атеизму и рассказывает историю, которая является первым введением читателя в мир Пилата. Во дворце Ирода Великого прокуратора Иудеи Понтия Пилата идет допрос арестованного Иешуа Га-Ноцри , которому был вынесен смертный приговор за оскорбление власти кесаря. Пилат понимает, что перед ним не разбойник, а бродячий философ, проповедующий истину и справедливость, и он не хочет осуждать Иешуа, но одновременно он понимает, что не может отпустить человека, которого обвиняют в преступлении против кесаря и утверждает смертный приговор. Затем он обращается к иудейскому первосвященнику Каифе, надеясь, что он в честь наступающего праздника Пасхи отпустит одного их четверых осужденных на казнь преступников и просит, чтобы это был Га-Ноцри. Однако ему отказывают и отпускают на свободу разбойника Вар-Раввана.

На горе стоят три креста с распятыми осужденными. После того, как все зеваки ушли, около крестов остается только ученик Иешуа Левий Матвей, который является сборщиком податей. При нем палач закалывает измученных осужденных и в этот момент на гору обрушивается ливень.

Прокуратор вызывает начальника своей тайной службы Афрания и поручает ему убить Иуду, позволившего арестовать Иешуа Га –Ноцри в своем доме и получившего за это деньги от Синедориона. Вскоре, при свидании с молодой женщиной Низой в Генфсиманском саду на него нападают неизвестные, закалывают его и подбрасывают мешочек с тридцатью тетрадрахмами в дом первосвященника.

К Пилату приводят Левия Матвея, который показывает ему проповеди Иешуа. «Самый тяжкий порок – трусость» – видит прокуратор в этих записях.

Вернувшись в Москву, Воланд правильно предсказывает скорую смерть Берлиоза, на глазах потрясенного Ивана, Берлиоз тут же попадает под трамвай. Иван дезориентирован, он отправляется на поиски Волонда, а затем является в Московскую Литературную ассоциацию (Массолит) и там запутанно рассказывает обо всем случившемся, причем так запутанно, что его отвозят в психиатрическую клинику. Там Иван встречается с главным героем романа – мастером .

Волонда в Москве сопровождает свита.

Директор театра Варьете Степан Богданович Лиходеев, или Степа (сосед Берлиоза по квартире номер 50), просыпается ночью пьяный, и видит Воланда в своей комнате. Воланд объясняет, что Степа подписал контракт на его выступления в варьете с выплатой за это 35000 рублей. Затем Воланд загадочным образом выпроваживает его из квартиры, и Степа оказывается на пристани в Ялте, за много миль от Москвы.
К Никанору Ивановичу Босоому, председателю жилищного товарищества № 302-бис по Садовой улице, где жил Берлиоз, приходит Коровьев. Он просит сдать Воланду квартиру № 50 , так как Берлиоз погиб, а Лиходеев отъехал в Ялту. Коровьев дает ему взятку в 400 рублей, которые тот прячет в вентиляционной трубе. Как только Коровьев покидает квартиру, к Никандору Ивановичу приходят с ордером на арест за хранение иностранной валюты. Необыкновенным образом 400 рублей превращаются в доллары. Ошеломленный Никандор Иванович попадает в ту же психиатрическую клинику, куда ранее доставили Ивана Бездомного.

Григорий Данилович Римский, финансовый менеджер театра эстрады, и Иван Савельевич Варенуха, управдом, ждут Степиного приезда на работу. После того как они получают серию странных телеграмм, в которых Степа сообщает, что он в Ялте, Римский поручает Варенухе отнести их «куда надо», то есть властям, но ему это не удается сделать: Азазелло и Коровьев доставляют Варенуху в квартиру № 50, и от поцелуя Геллы он превращается в вампира и лишается чувств.

Вечером на сцене Театра эстрады, Воланд и его приспешники дают великолепное представление. Бегемот срывает голову Джорджа Бенгальского, конферансье, но возвращает ее по требованию толпы. Коровьев, называя себя “Фагот” выстрелом из пистолета вызывает дождь из денежных купюр, а затем открывает на сцене дамский магазин, и все женщины в зале могут бесплатно одеться в новые шикарные вещи. В магазин выстраивается очередь, однако по окончании представления деньги превращаются в бумажки, а вся одежда из магазина исчезает, заставив доверчивых женщин метаться по улице полуголыми.

В больничную палату Ивана с балкона приходит незнакомец, это мастер. Он слушает рассказ Ивана о Понтии Пилате, а затем объясняет, что он написал роман по той же теме, и что он знает, что Воланд - дьявол . После получения уничтожающей критики на свой роман, мастервпал в депрессию. Однажды ночью у него был эмоциональный срыв, и он бросил свой роман в печь. Маргарита, его возлюбленная, выхватила из огня последнии листы рукописи и ушла домой, чтобы решить вопрос о расставании с мужем. Она обещала вернуться утром и остаться с мастером навсегда, но он решил лечь в больницу раньше, чем она вернется. Он говорит Ивану, что надеется, что Маргарита забыла его, ибо он не хочет, чтобы она страдала о нем.
После спектакля Воланда Римский сталкивается со ставшим вампиром Варенухой в своем кабинете. Увидев, что тот не отбрасывает тени и, поняв, что перед ним вампир, мгновенно постарев от страха, бросается на улицу и мчится на такси до железнодорожного вокзала, где курьерским поездом уезжает в Ленинград.

В пятницу, Маргарита, которая до сих пор безумно страдает от исчезновения Мастера, встречает Азазелло на скамейке в Александровском саду. Он говорит ей, что Мастер на самом деле жив. Азазелло передает Маргарите приглашение от Воланда – быть королевой на ежегодном балу у сатаны. Отдав ей коробочку с волшебным кремом внутри и проинструктировав ее, что им надо натереть все тело в половине десятого вечера, он исчезает. В половине десятого, Маргарита, как ей сказали, раздевается, натирает тело кремом, становится невидимой и вылетает в окно на метле. Она летит к критику Латунскому, который по ее мнению погубил Мастера. По дороге ее обогоняет ее горничная Наташа, которая также натерлась кремом. Затем Маргариту встречает Азазелло и приводит ее в квартиру № 50, где она знакомится с Вландом и его свитой. В полночь начинается бал у сатаны. Начинают прибывать гости: они выскакивают от гробов, которые выпадают из камина. Гости знакомятся с Маргаритой. Все они при жизни совершали гнусные преступления. Мужчины являются во фраках, женщины – обнаженными. Маргарите приходится приветствовать всех гостей, она подставляет колено для поцелуев. После окончания бала Воланд спрашивает у Маргариты, что бы она пожелала в награду за то, что была хозяйкой его бала. У Маргариты только одно желание – вернуть Мастера.

Воланд выполняет ее просьбу и тут же появляется Мастер в больничном халате. Маргарита просит Воланда вернуть их в маленький домик на Арбате, где они были так счастливы. Им возвращается и нетронутая огнем рукопись Мастера.

Между тем, странными делами, происходящими в городе, начинает интересоваться одно московское учреждение. В четыре часа дня, группа полицейских прибыла в квартиру № 50, после стрельбы и пожара в квартире странным образом все остаются живы

На закате солнца Воланд и Азазелло сидят на каменной террасе высокого московского здания. Внезапно появляется Левий Матвей. Он предлагает Воланду взять Мастера и наградить его покоем. Азазелло является в домик Мастера и Маргариты и приносит в подарок от Воланда бутылку вина. Выпив вина, они падают без чувств. Волшебные кони черного цвета уносят Мастера, Маргариту, Воланда и его свиту. Они летят в небо.

Воланд говорит Мастеру, что его роман прочитан и что он хочет показать ему героя его романа. Около 2000 лет он сидит на площадке, видит лунную дорогу и хочет идти по ней вместе с бродячим философом. Достаточно закончить роман одной фразой. Мастер кричит: «Свободен! Он ждет тебя!» – и над черной бездной загорается прекрасный город с садом. К нему ведет лунная дорожка, по которой бежит прокуратор.

«Прощайте» – кричит Воланд. Маргарита с Мастером идут через ручей по мостику и Маргарита говорит: « Вот твой вечный дом, вечером к тебе придут те, кого ты любишь, а ночью я буду беречь твой сон».

В Москве еще долго идёт следствие по делу о шайке преступников, но поймать ее не удается. Психиаторы приходят к мнению, что члены шайки были гипнотизерами. По прошествии нескольких лет дело начинает забываться, и только профессор Иван Николаевич Понырев, бывший поэт Бездомный, каждый год в весеннее полнолуние идет на Патриархшие пруды, садится на ту же скамейку, где встретил Воланда, а затем, пройдя через Арбат, возвращается домой и видит один и тот же сон: к нему приходят Мастер, Маргарита, Иешуа Га-Ноцри, и прокурато иудеи Понтий Пилат.