Можно ли развить диапазон голоса. С помощью фортепиано

Бубнение на одной ноте….. Что может быть хуже этого!? Наверное, только напрочь лишённая дикции речь. Поймите, микрофон требует того, чтобы с ним разговаривали искусно. Не знаете с чего начать, начните с диапазона своего голоса. «Раскачав» его максимально широко , вам будет гораздо легче играть интонацией, а с этим, считайте, у вас полдела в кармане, я имею в виду работу на радио .

Упражнение # 1 - «Колокола»

  • Имитируйте звучание большого колокола и на самом низком своём регистре произносите БОМММММ.
  • Далее имитируйте звучание маленького колокольчика и произносите на самом высоком регистре бим – бом – бим – бом
  • Поочерёдно без пауз произносите БОМММММ, а потом бим – бом – бим – бом.

Упражнение # 2 - «Маляр»

Вот небольшое трёхстишие:

«Краской крашу я карниз: Вверх и вниз, вверх и вниз Вот и выкрашен карниз».

Постарайтесь произнести первые 2 строчки следующим образом: махайте правой рукой вверх-вниз и каждое слово произносите на разной высоте. 3 строчку произнесите как резюме.

Упражнение # 3 - «Лестница»

Перед вами небольшое стихотворение:

По тропинке узкой горной Вместе с песенкой задорной Мы с тобой идём в поход. За горой нас солнце ждёт. Наш подъём всё выше, круче. Вот шагаем мы по тучам, За последним перевалом Нам на встречу солнце встало.

Ваша задача заключается в том, чтобы прочитать каждую строчку так, будто вы шагаете по лестнице, в данном случае, диапазонной лестнице. Последнее слово этого стихотворения должны быть произнесено на предельной для вас высоте голоса. Маленькая рекомендация: Для того, чтобы овладеть перспективой распределения высоты голоса, не повышайте быстро голос, рассчитайте его так, чтобы хватило на все строчки, для этого высотные интервалы должны быть небольшими.

Упражнение # 4 - «Прыжок»

Данное упражнение способствует развитию гибкости голоса. Вот текст, он же - литературное описание прыжка:

Разбег… прыжок.. и вот лечу, головой «загиб круч»… теперь мне надо опуститься., Чтоб ставить точку … научиться.

Упражнение # 5 - «Голосовая гимнастика»

  • Исходное положение: ноги на ширине плеч – вдох, на выдохе – прочтите Ох, чечётку раз по сорок
  • Наклонитесь вперёд, руки вверх, прочтите интонационно выше: Выбивай с утра, топор,
  • Наклонитесь ниже, руки поднимите выше и прочтите интонационно выше Чтоб встал скорей посёлок
  • В этом же положении – вдох, прочтите ниже К дому дом, к двору двор
  • Поднимитесь чуть выше, руки вверх и прочите ниже К новоселью новоселье
  • Вернитесь в исходное положение и прочтите ещё ниже К тыну тын, к дыму дым

Желаю всем успехов. Работайте, и у вас обязательно всё получится.

Юлиана Романова.

Если вы хотите расширить и улучшить свой вокальный диапазон, вы должны знать о нескольких основных моментах. Эта статья предназначена для тех, кто обладает основными техниками пения и имеет прочную начальную базу. Для расширения вокальных способностей необходимо владеть основными понятиями. Если вы не понимаете принцип работы голосовых связок, вы легко можете нанести вред своему голосу неосторожными действиями.

Приходилось ли вам когда-либо кричать весь день на стадионе и на следующий день после этого испытывать трудности с голосом? Все дело в том, что вы злоупотребляли своими голосовыми связками и повредили их.

Итак, давайте перейдем к советам.

1. Определите степень диапазона своего голоса.

Первое, что вам нужно узнать, прежде чем вы перейдете к расширению вокального диапазона – это степень диапазона голоса, которым вы обладает в настоящее время. Вокальный диапазон – это способность к пению без напряжения в течение продолжительного периода времени. Вокальный диапазон можно определить, начав с ноты «до» средней частоты и постепенно продвигаться вниз до тех пор пока ваш голос не потеряет своего четкого звучания. Различают следующие диапазоны: сопрано, альт, тенор и бас. То же самое можно проделать и с высоким диапазоном. Медленно продвигайтесь вверх до тех пор, пока вы не почувствуйте напряжение. После этого следует остановиться. Именно с этой точки и следует начать улучшать свой вокальный диапазон.

2. Ставьте перед собой разумные и достижимые цели.

Если вы будете знать степень диапазона вашего голоса в настоящее время, то вы будете лучше представлять себе, какого диапазона вы хотите достичь в будущем. Итак, на протяжении следующих нескольких месяцев регулярно каждый день старайтесь петь на пол-октавы выше и в скором времени вы сможете расширить свой вокальный диапазон.

Помните о том, что способность петь более высоким голосом не появится за один день. Для этого вам придется приложить немало усилий и не забывать тренироваться каждый день. Изменение диапазона голоса происходит точно так же, как накачивание мышц у спортсменов. Диапазон голоса можно изменять только постепенно придавая ему гибкость и силу.

4. Не забывайте о разминке.

Это лучший совет, которому нужно следовать, чтобы избежать повреждения голосовых связок. Нет ни одного профессионального певца, который бы не разминал свои голосовые связки перед концертом или, так как все профессиональные певцы прекрасно знают о преимуществах разминки и о недостатках отсутствия разминки. Только после разминки можно начинать работать над высокими нотами. Это конечно также относится и к нотам нижнего регистра. Хотя работать над нотами нижнего регистра довольно сложно, так как здесь нужно следить за дыханием и расслаблением.

5. Занимайтесь вокалом с педагогом или с программой.

На уроке вокала вам помогут найти лучший способ для укрепления и улучшения голоса, а также помогут защитить вас от неправильных методов. Кроме того в интернете можно найти множество программ с отличными аудио файлами, которые также можно использовать.

6. Упражняйтесь перед зеркалом.

Работая над расширением вокального диапазона, важно наблюдать за собой в зеркало. Вам нужно следить за осанкой, положением челюсти и груди. Во время упражнений ваша шея и плечи должны оставаться неподвижными, в противном случае это может свидетельствовать о том, что вы чрезмерно напрягаете свои голосовые связки.

7. Записывайте свое пение.

Ничто не может сравниться с записью своего голоса по четности. Прослушивая запись, вы сможете понять, как на самом деле звучит ваш голос.

Расширение вокального диапазона – умение, к овладению которым стремится каждый певец, и это умение вполне достижимо. Практика и старания, время и опыт помогут вам достичь поставленной цели по улучшению диапазона голоса.

И начинающий певец, и профессиональный всегда будут стремиться к расширению вокального диапазона. Это дает более свободные возможности для исполнения разнообразных композиций. Диапазон голоса – это потенциал певца. Это звуковой объем, возможности вокалиста брать те или иные по звуковысотности ноты.

Диапазоны голоса детей и взрослых

Диапазоны певческих голосов могут отличаться достаточно сильно. Оперные голоса характеристики диапазон имеют отличие от хоровых голосов. Диапазоны голосов в хоре усреднены, разграничены. Диапазон мужского голоса также может быть нескольких видов – бас – низкий голос, баритон – средней высоты и тенор – самый высокий мужской голос. Тенор диапазон голоса будет уходить вверх по высоте, обычно это интервал «до» малой октавы – «до» второй октавы. Баритон будет на несколько тонов ниже, хотя по широте примерно такой же. Максимальный диапазон баса голоса – «фа» большой октавы – «фа» первой октавы, но возможно небольшое расширение диапазона вниз либо вверх. Диапазон голоса октавы будет немного шире баса, с увеличением в сторону низких нот.

Классификация женских голосов и их диапазоны – весьма условное деление. Диапазон может быть одинаков, но один голос более насыщенный и использует грудной резонанс, а другой голос более звонкий и использует головной резонанс. Первый будет относиться к меццо сопрано, второй – к лирическому или колоратурному. Если говорить о том, как развить средний диапазон голоса сопрано, то можно сказать, что только в процессе долгих и упорных занятий происходит развитие диапазона голоса.

Лучший женский голос диапазон 4 октавы – это самый большой женский диапазон голоса, относится к сопрано, так как имеет большую подвижность и характерную звонкость. Самый широкий диапазон голоса в мире – голос диапазоном в пять октав. Певица родом из Перу Има Сумак имеет самый широкий диапазон голоса, также широким диапазоном знаменит Ян Гиллан.

Видео урок

Диапазоны хоровых детских голосов не столь разнообразны, как у взрослых, поскольку находятся в процессе становления. Среди детских голосов можно выделить альт – это низкий голос, и дискант – высокий, его также могут называть сопрано. Диапазон альта голос находится в пределах «ля» малой октавы до «ми» второй октавы. Считается, что диапазон низкого детского голоса альта – не конечный результат, с течением времени альт может развиться и в сопрано, и в меццо-сопрано, и в контральто, если речь идет о женском голосе.

Как узнать свой диапазон голоса? Для этого можно самостоятельно с помощью инструмента распеться до предела вверх и вниз, а можно обратиться к профессиональному педагогу. Он аккуратно и более точно определит ваш диапазон на сегодняшний день, определит и ваш потенциал. Также посоветует, как развить диапазон голоса вверх и порекомендует упражнения для развития диапазона голоса.

Обучение рок вокалу – идеальные занятия, на которых будет происходить быстрое расширение диапазона голоса. Вам не просто расскажут, как расширить диапазон голоса певца, а доступно объяснят и покажут, как проверить диапазон голоса, наглядно продемонстрируют, как расширить диапазон голоса вверх и способы достижения.

Обучение музыке в целом очень важно и для вокалиста, и для того, кто играет на каком-либо инструменте. Чтобы самому разобраться, как увеличить рабочий диапазон голоса, потребуется много времени, педагог же сможет объяснить и показать наглядно все, что требуется. Только профессиональный вокалист доступно расскажет, как повысить диапазон голоса и покажет эффективные упражнения для этого.

Развитие диапазона голоса

К. С. Станиславский

Известно, что понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. Значит, надо добиваться того, чтобы диапазон расширился. Но при этом необходимо со­хранять качество голоса в каждом из участков звукового диапазона, то есть во всех регистрах - среднем, грудном, головном. Регистр - это часть звукоряда, ряд соседних зву­ков, объединенных прежде всего тембровым единством.

Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех трех регистрах (естественное, свободное звучание голоса на всем диапазоне, доступном данному человеку), надо «срав­нять» регистры, заставить их работать совокупно. Это зна­чит, что при звучании голоса в грудном регистре работает верхний резонатор, а при звучании в головном - нижний.

Высокие и низкие тона голоса нужны прежде всего для ясного несения мысли. Ведь знаки препинания, которые по­могают точно передавать, «рисовать» мысли, имеют каждый свое интонационное выражение. Зритель должен слышать в голосе артиста вопрос, восклицание, многоточие, запятые, которые не обрывают, а развивают мысль, заставляют ждать конца ее; ясные, определенные точки, завершающие мысль.

Только при этом условии речь становится понятной и воз­действует на зрителя. Вот почему с первых же дней занятий над голосом надо развивать его диапазон.

Упражнение 85

«Сплетник»

Используйте междометия: «но, ну, ни».

Товарищ хочет открыть ваш секрет другому.

«Но-но-но-но-но!» - говорите вы («не смей этого де­лать- предупреждаю»). Голос звучит спокойно в среднем регистре.

Товарищ, однако, уже нагибается к уху соседа...

«Ну-ну-ну-ну!» - останавливаете вы его («приказы­ваю - прекрати!»). Фраза звучит несколько выше. Не бой­тесь этого естественного повышения. Только сохраняйте сво­боду фонационных путей. Проверьте свободу звучания голо­са в головном регистре.

Товарищ послушался - остановился.

«Ни-ни-ни-ни-ни! - сказали вы ему (строгое предупреж­дение - «не делай таких вещей никогда»).Тон голоса по­низился. Голос звучит в грудном регистре.

Упражнение 86

«Чудо-лесенка»

Чтобы не забыть об «опоре» при работе над диапазоном голоса, полезно, повышая строку стихотворения, говорить текст четко по слогам, подбрасывая их вверх - в головной резонатор, как бы слегка «подлаивая». Так можно ощущать опору звука на каждом произносимом слоге:


(низкий тон) - Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,

(выше) - вы-со-ту-я-на-бй-ра-ю:

(выше) - шаг-на-го-ры,

(еще выше) - шаг-на-ту-чи...

(еще) - А-подъ-ём-всё-вы-ше-кру-че...
(еще) - Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие. Едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет?! Еще раз попробуйте. Еще больше сдерживайте голос в его стремлении вверх!

Постепенность повышения, понижения голоса - важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она гово­рит о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом. Это достигается большим трудом. Поэтому следует уделять максимум внимания подобным упражнениям.

Упражнение 87

«М а л я р»

«Красьте» забор. Движения руки сопровождайте сло­вами:

И вверх, и вниз, и вверх, и вниз...

Сначала маленькие мазки.(надо приноровиться) только кистью руки. За кистью руки - так же коротко звучат слова:


Движения становятся увереннее, шире (от локтя), и сло­ва крупнее, а голосподнимается все выше вместе с движением руки (уже от плеча) и опускается ниже.

Упрежнение 88

«Авиамодель»

Кисть руки - это сконструированная вами «авиамо­дель». Вы искусно управляете ею: «Модель» набирает высо­ту, опускается, снова взмывает в поднебесье, делает «мерт­вую петлю», мягко опускается на землю...,

Сопровождайте движение руки («модели») тянущимся звуком ааааа... Голосом «рисуйте» путь следования «моде­ли», которая легко маневрирует в воздухе. Действуйте, на­правляя все внимание на движение руки.

«Модель» вырисовывает в воздухе всевозможные фигу­ры, а голос ваш повторяет их рисунок.

Упражнение 89

«Этажи»

Шагайте (мысленно) по этажам, отсчитывая пройден­ные:

Звук при этом направляйте не вперед, а вверх - в голо­ву. Слова «кладутся» все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр.

Затем спускайтесь вниз:

Стройте «из кубиков» дом. Присядьте вдвоем на корточ­ки. Первый из вас кладет «кубик» на пол и говорит - под­вал; второй кладет свой «кубик» и говорит - первый этаж; первый поднимает и укладывает еще «кубик», произнося - и второй этаж; второй, поднимаясь с корточек и кладя свой «кубик», говорит - и третий этаж... И т. д.

Хорошо слушайте друг друга и непременно повышайте в сравнении с товарищем тон своего голоса. Движение тела, которое выпрямляется, и рук, которые поднимаются с каж­дым словом все выше и выше, естественно вызывают и по­степенное повышение голоса. Построив «дом», разрушьте его, сбрысывая «кубики» один за другим и опуская голос рслед за движением рук, которые идут вниз с каждым сбро­шенным «кубиком». Счет идет теперь в обратном порядке:



После того как выдержка и постепенность в повышении голоса стали доступны, можно упражняться в повышении, и понижении голоса большими интервалами.

«Чтоб увеличить интервал, смелее - вверх и вниз - в подвал», - приказывайте себе и действуйте.

Помогайте рукой. Смелее подъем - шире движение руки, Трудно сразу опустить голос в «подвал»? Вновь помо- гите рукой. Опуская руку, расслабьте область глотки. Повы­шая голос, ничего не меняйте в речевом аппарате. Та же свобода, никаких излишних стараний. Голос поднимает и «кладет» выше, на следующий «этаж» - воздушный столб.



Упражнение

90 «Трап»

Диапазон свой разовью

В прыжках на трап и на траву.

Три разных трапа предо мной.

Я звуку помогу рукой,

«Подлаивать» не забывать,

И все три трапа можно «взять».

Вот п е р в ы й трап. Он не высок.

Все тело делает прыжок:


Теперь уже без лишних слов

Подряд три трапа «взять» готов:

Стихотворные строки, которые предшествуют «прыжкам», играют роль «установки», то есть как бы мобилизуют весь организм и голосовой аппарат к «взятию» определенной вы­соты. В дальнейшем можно делать упражнение, не прибегая к тексту мнемонических стихов, данных специально для запо­минания цели упражнения и советов: каким образом следует выполнять упражнение. Прибегайте к помощи руки, которая активно «прыгает» на воображаемый перед вами стоящий трап. За рукою, которая легко «вспрыгивает» на видимую внутренним взором высоту, свободно повышается и тон го­лоса. Ощущение толчка и приземления на трапе и на земле способствует аналогичному характеру звучания: «опёрто-сти» звука, «подлаиванию», что уберегает голос от срыва на верхних тонах звучания, позволяет тренировать активно звучащие верхние ноты - развивать свой «потолок».

Упражнение 91

«Прыгун»

Вообразите, что просматриваете киноленту, которая за­фиксировала (замедленные кадры) ваш прыжок в высоту через планку. Видя (на своем «внутреннем» экране - в во­ображении) «линию прыжка», рисуйте его голосом.

Вот примерное графическое изображение линии звуча­ния такого текста:

Сопровождайте слова движением руки, рисующей пры­жок. Рука свободная, движется плавно, мягко, как в со­стоянии невесомости. Так же свободно, легко поднимаясь и опускаясь, звучит голос. Мысленно проделывайте движения прыжка.

Упражнение 92

«Прыжок в воду»

В воображении (мысленно) проделайте движения пры­гуна в воду. «Видя» эти движения, сопровождайте их тек­стом:


Не забывайте «лай». «Подлаивайте» каждое слово, когда идете на повышение и понижение. «Лак» сохранит опору звука, свободу фонационных путей, качество звучания при переходах из регистра в регистр.

Упражнение 93

«Колокола»

Для того чтобы звук был качественно однородным во всех регистрах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр. Это достигается слаженной работой всех резонаторов.

Для сглаживания переходов из регистра в регистр про­делайте такое упражнение:

В грудном регистре

Что за гром?

А в среднем гул

На целый дом:

Бим-бом! Бим-бом!

Вот в головном

Чистейший звон:

Динь-дон! Динь-дон!

И все звенит,

Гудит им в тон:

(Быстрое переключение с грудного в головной регистр.)

Все шутливо, весело. Послушайте себя, что делается в вашем «доме» (в резонаторах). Действительно, во всех ре­гистрах голос звучит легко, собранно, звучно! Значит, резо­наторы работают совокупно.

Еще одно упражнение на сравнивание регистров.

Упражнение 94

Головной регистр (голос звучит высоко).
И средний регистр (голос звучит на «центре»).
И грудной регистр я стремлюсь развить (звучит ни­же «центра»),
(грудной регистр) Чтоб здесь говорить (показываете рукой на Диаф­рагму),
(средний) И тут говорить (показываете на грудь),

(верхний) И там говорить (рука выше головы),

(грудной) И здесь говорить! (на диафрагме).

Забавно? Наивно? Хорошо. Верьте в результат таких упражнений. Они придают свободу, непринужденность, а это одно из главных условий верного звучания. В этом упраж­нении идет сглаживание регистров, совместная работа резо­наторов на всем диапазоне. Не пугайтесь верхнего регист­ра - слова «там». Легко «бросайте» его вверх, помня о «лае», о том, что не сжимать, а, наоборот, раздвигать нужно в стороны «мехи» (ребра). Если «зажались», помогайте ру­ками. При слове «там» пусть руки отойдут в стороны.

Упражнение 95

«Аквалангист»


Экономно пользуйтесь диапазоном. «Погружайтесь» по небольшим интервалам. Понижение контролируйте рукой. На низких тонах не снимайте голос с «опоры». Сохраняйте высокую позицию звука, не «сажайте» его на горло. Опять на помощь - руки! Свободные, они медленно, легко (под во­дой) плавают, не задевая за «дно». Так же звучит голос, не задевая за связки, не застревая в напряженных мышцах глотки.

Упражнение 96

«Самолет»

(центр) Белокрылый мощный «Ту»

Набирает высоту,
(выше) Он летит все выше, выше...

(выше) Превратились в точки крыши...

(еще выше) Вот уже он выше туч...

(еще) А теперь - меж облаками...

(еще) Вдруг ударил солнца луч!

Голубой простор над нами,
(еще и еще выше) Выше, выше мчится «Ту»,
(выше) Покоряя высоту...

Повышая каждую строчку и даже слова «выше», доходи­те до своего «потолка».

Еще одно упражнение на постепенное, расчетливое по­нижение голоса:

Упражнение 97

«Парашютист»

Представьте мысленно, что вы летите высоко в самолете и готовитесь совершить парашютный прыжок. Начинайте говорить в верхнем регистре вашего диапазона, постепенно понижая голос, помня, что

И в резонаторе грудном,

И непременно в головном.

Высоко, высоко над землею лечу.

Совершить с парашютом прыжок я хочу.

Вот шагнул - и...

стремительно

Ветер бьет мне в лицо.

Я рванул за кольцо!..

Надо мною спасительный купол навис.

Опускаюсь я медленно ниже

А земля подо мною все ближе

и ближе...

Продолжаю снижаться...

Совсем уже низко...

Опустился еще...

Как земля моя близко!

С голубыми озерами,

ширью полей...

Крепко стою я на ней.

Проверьте, на «опоре» ли говорите последнюю фразу, полетит ли она в зал? Запомните: чем ниже звучит голос, тем выше (в головной резонатор) надо посылать звук, что­бы работать на смешанном регистре.

Упражнение 98

«Спор»

Тренируйте постепенность повышения и понижения голо­са, зная свою как самую высокую «рабочую» ноту («пото­лок»), так и самую низкую («дно»).

Первый: Чем шире наш диапазон,

Тем больше выразит нам он.

Второй: Давай поспорим.

Проверим «потолок» и «дно».
Первый: Широк ли твой диапазон?
Второй: Широк ли? В две октавы он!
Первый: Мой шире!
Второй: Мой!

Первый: Мой шире!
Второй: Мой!.. - И так далее.

Начинайте спор спокойно, без раздражения. Каждый уверен в превосходстве своего голоса. Поэтому спорите, про­износя слова монотонно, упрямо, без эмоций (на «стоне»). Второй ни в чем не уступает первому («Повышаешь голос, а я выше! Ты еще повысил. И я не уступлю!»).

Наконец, один из вас, почувствовав, что выше идти не может, в речевой - утвердительной интонации (переходит от «стона» на «лай») говорит:

Мой шире! Вот твой «потолок» (головной регистр).

Пойдем-ка вниз с тобой, дружок.

Первый: Твой шире! Вот мое и «дно».

Второй: И я закончу заодно (грудной регистр).

Не забывайте о сонорном согласном м в слове «мой». Помните о «стоне». Произносите слова «мой шире», как од­но слово: слитно, немного напевно. Вы уверены, - поэтому интонация почти одна и та же: спокойная, монотонная. Только голос идет вверх по диапазону. В утвердительно-ре­чевой интонации перед «потолком» и «дном» не забывайте о «лае». Он позволяет проверить «рабочие» высокие и низ­кие тона голоса.

Соревнуясь, уступайте друг другу: если видите, что то­варищ не может идти выше, идите с ним вниз.

Речь не должна топтаться на месте. Она движется, раз­вивается, стремится к главному. Однако следует пользовать­ся с расчетом диапазоном голоса. Как нельзя сразу отдавать «всего, что есть внутри», так точно нельзя сразу взбираться на самые высокие тона голоса. Поэтому - постепенность, скупость, расчет! На примере монолога Яго К. С. Стани­славский показывает, как экономно пользоваться голосом, паузами, темпо-ритмом речи, силой голоса, делится приемом голосовой «оттяжки». Суть приема состоит в следующем. Нужно добиться того, чтобы каждый последующий такт был сильнее предыдущего.

«Однако если каждый такт, - говорит Станиславский,- поднимать на терцию, то для сорока слов фразы потребует­ся диапазон в три октавы! Его нет!» Чтобы достигнуть той же цели при обычном диапазоне голоса, Станиславский ре­комендует делать голосовую «оттяжку» вниз.

«Пять нот - вверх, две - оттяжка!

Итого: только терция! . А впечатление, как от квинты!

Потом опять четыре ноты вверх и две - оттяжка вниз!

Итого: только две ноты повышения. А впечатление - четырех!


И так все время.

При такой экономии диапазона хватит на все сорок слов!» 71


Упражнение 99

«Девятый вал»

Вообразите волнующееся море. Рисуйте яркую картину несущихся на берег волн... И думайте о расчетливом исполь­зовании диапазона, о голосовых «оттяжках». Возможно это?

«Да... одной половиной своей души артист весь уходит в сверхзадачу, в сквозное действие, в подтекст, в видения, в линии элементов самочувствия, а другой - артист живет психотехникой...» 72

Начинайте говорить в грудном регистре, но не очень «за­нижайте» голос, иначе (если его «посадите на горло») он не будет способен повышаться:

Чтоб зритель не видал предела

Диапазона, я умело

Прием «оттяжки» применю,

Когда по «лесенке» пойду;

И вымыслом воображенья

Я оправдаю повышенья.

Вообразите: море... шквал...

Как подступал девятый вал.


Идет волна, еще волна...

Вот третья им во след спешит,

За нею, силою полна, Волна четвертая бежит. Вот пятая о скалы бьет И отступает далеко... Стремителен шестой полет: Она, взмывая высоко, Разбилась в брызги!

И опять Пошла на берег наступать Волна седьмая!

Вслед - восьмая!

И я слегка звук опускаю,

Волною новою пленен.

Мне грозный рокот моря слышен.


(очень легкое повышение на слове «еще»)

(чтобы звук слегка понизился, взять разгон вверх, на каждом слове к «седьмой-» волне) (еще выше)


Звучит он выше, (началось повышение)

выше...
Встает огромною волной (легкое понижение перед броском

Девятый вал... (самая высокая тональность)

мысль) -

На протяжении всего стихотворения сохраняйте единую линию звучания. Подобно тому как на море движение волн непрерывно, так и в речи - непрерывная выразительная линия звучания. Восклицательные знаки, точки, паузы - ничто не останавливает действия. Дыхание берется естест­венно, легко, незаметно, не обрывая звучания (значит, «до­бор» частый).

Упражнение 100

«Утро»

Почувствуйте необходимость владения диапазоном го­лоса при передаче своеобразной картины наступающего ут­ра в стихотворении А. Прокофьева:

Грудной регистр …А ночь тянулась тусклая.

И, стряхивая злость,

Вода на море хрустнула,

И тотчас началось:

Сильней других одна,

Страх наводя окалиной,

Приподнялась волна,

Надвинулась, нахлынула,

Уже белым-бела,

Головной регистр Под небо шапку кинула

И новую взяла!

Самый высокий тон И снова в небо прянула,

Где, вскинув алый флаг,

Всходило солнце рдяное.

Средний регистр День начинался так...

Оправдывайте видениями необходимость повышения и понижения голоса. Не делайте это формально.

Умение пользоваться диапазоном голоса с расчетом (с постепенным, по небольшим интервалам, повышением или понижением тона голоса) должно быть подкреплено и умением владеть силовым диапазоном голоса. И тогда даже при небольшом голосе с помощью контраста р1апо и гойе (тихо и громко) в речи можно будет «удесятерять иллюзию силы своих природных данных» (К. С. Станиславский).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2. Что вы знаете о регистрах?

3. Какое главное условие необходимо соблюдать при развитии диа­пазона голоса?

4. Какие приемы тренинга помогают эффективнее развивать диапа­зон голоса?

5. Как проверить свой «потолок» и «дно»?

7. Что привносит в речь навык постепенного, расчетливого пониже­ния и повышения тона голоса?

8. Найдите примеры (стихотворения, монологи, диалоги, отрывки из прозы), особенно требующие владения диапазоном голоса.

Многие начинающие вокалисты часто задаются вопросом «Как расширить диапазон голоса, что для этого нужно делать, сколько времени потребуется, чтобы увидеть первые результаты, как повысить диапазон голоса, как увеличить диапазон?» — вот основные вопросы, интересующие нас. Что же, давайте рассмотрим эти вопросы поподробнее.

Каждого человека природа наградила своим неповторимым тембром голоса и диапазоном. Конечно же, люди не поющие не задаются вопросом, какой у них диапазон. Но иногда очень активно пользуются этими возможностями голоса, ведь во время обычной речи человек много интонирует – все мы знаем, что общение, это не только слова, которые мы говорим, но и то как мы говорим эти слова. И всё же вернёмся к пению. Диапазон профессионального певца находится за пределами двух, а иногда и трёх октав. Для успешной работы над расширением диапазона мы должны учесть некоторые факты и индивидуальные особенности:

    Возраст певца. Нужно понимать, что мужской голос формируется к 22-24 годам, женский в свою очередь в 18-21 год. Но помимо этого голос певца или певицы постоянно развивается в период до 45 лет, приобретает новые краски, новые тембральные характеристики. Здесь, как и в любом другом деле, нет предела совершенству при регулярной и качественной работе. Иногда бывает так, что уже опытный состоявшийся певец вдруг находит для себя новые ощущения, новые возможности своего голоса. Таким образом для работы над расширением диапазона, надо учитывать возраст и состояние здоровья вокалиста, чтобы понимать, насколько можно и нужно нагружать его, чтобы не принести вред.

    Вокальная подготовка. Нужно хорошо понимать, на каком уровне подготовке находится вокалист: это начинающий певец или уже опытный исполнитель. От этого зависит характер занятий и последовательность упражнений .

После того, как мы выяснили эти аспекты, можно приступать к занятиям . Работа с голосом – это одна из самых тончайших видов занятий музыкой, ведь голос – это живой инструмент, который может зависеть даже от настроения вокалиста. Поэтому, для занятий вокалом нам понадобится хорошее настроение и вера в себя.

Итак, приступим:

  • Дыхание. Правильное дыхание во время пения – залог успеха. Существует ряд специальных упражнений на дыхание, которые лежат в основе искусства овладения голосом. Поэтому перед началом занятий обязательно нужно делать эти упражнения. Голос должен встать на опору, и тогда, когда эти ощущения запомнятся нашим телом, голосу станет легко и комфортно.
  • Распевка . Конечно же распевка! Чтобы связки и весь голосовой аппарат в целом были в рабочем состоянии, необходимо разогреться. Существует огромное множество упражнений для распевки, которые подбираются педагогом для каждого вокалиста индивидуально.
  • Правильное пение. Чтобы добиться хороших результатов, начинающим вокалистам нужно правильно поставить голос, ведь от этого зависит не только количество октав в диапазоне, но и вообще качество пения, а также состояние голосового аппарата. Ни для кого не секрет, что от неправильного пения, можно просто сорвать голос и сильно повредить связки. И здесь необходимо сказать, что прежде чем пытаться расширить диапазон, нужно научиться петь в удобном для начинающего голоса регистре.
    Итак, подведя итог, что можно сказать о том, как расширить голосовой диапазон? В первую очередь, не надо торопить события. Во время занятий вокалом необходимо терпение. Во время пения нужно чувствовать лёгкость и свободу, не следует думать, что от насилия над связками они накачаются, и как результат – ваш диапазон расширится. Нет. Это вообще может привести к прямо противоположным результатам, например, повреждению связок. Чем выше нота – тем меньше воздушная струя, именно этому учат нас дыхательные упражнения, так что не рвите связки, а подходите к вопросу с умом. Чтобы увеличить диапазон, нужно для начала научиться петь в центре диапазона, а когда голос встанет на опору высокие и низкие ноты свободно и легко станут получаться как будто бы сами по себе, и только вы будете знать, сколько времени вы потратили на самые обычные упражнения для достижения таких замечательных результатов.