Начальная школа в 80 х годах. Реформы образования в советский период

Изменились ли школьники за последние годы? А за несколько последних десятилетий? Есть ли характерные черты у каждого поколения?

Давайте сразу примем тезис, что дети разные и школа в первую очередь отражает состояние общества.

Школы СССР сохраняли традицию раздельного воспитания детей вплоть до 1954 года. Только в этом году классы мужские и женские объединяют. Как и ранее имеется школьная форма. Для мальчиков это аналог военной – гимнастерка или китель с белым подворотничком, у девочек – коричневые платья и передник (черный повседневный или белый парадный). Как-то выделится, дети могли лишь по качеству материала формы, пошиву, необычными ручками.

Обязательным элементом одежды был пионерский галстук. Забыть его дома, потерять было великой трагедией для ребенка и вызывала жесткую реакцию у окружающих. Галстук сначала закрепляют с помощью зажима, потом завязывают специальным узлом.

Отношения между детьми были ровные, родительские должности и благосостояние не влияли на них. А вот учитель находился на определенной дистанции от ученика. Учитель был непререкаемым авторитетом. Слова инженер, учитель, врач звучали гордо, это было мечтой многих. Но мало кто мог себе позволить получить высшее образование, нужно было идти работать, помогать семье.

В 60-х вводится обязательная восьмилетка. В это время огромной популярностью пользуются книги, школьники читают, причем не только героико-приключенческие романы, но и поэзию. Кумирами детей были герои революции, Гражданской и Отечественной войн.



К 70м - 80 годам появляется некоторое разнообразие школьной форме, разные фасоны платьев, альтернативы им в виде юбочных костюмов. Веяния моды заставляют девочек укорачивать максимально юбки.

Детей в это время много, большие классы в начальной и средней школе, много классов в параллелях. Все еще активно читают. Книги считаются лучшими подарками, их горячо обсуждают, особой популярностью пользуются Ремарк и Айтматов.

Дети увлекаются новыми областями знаний, на пике находится космонавтика и вообще естественные науки. Действует множество кружков, секций, факультативов. Что характерно учителя занимаются с детьми бескорыстно, разрабатывают новые методики, подходы. Все еще высок авторитет учителя, он учит не только запоминать информацию, он старается научить ребенка перерабатывать ее, анализировать.

Часто проводятся всевозможные мероприятия: празднования различных дат, экскурсии, самодеятельные концерты, на которые привлекают и родителей. Так же практикуется совместные уборки, ремонты, сбор макулатуры и металлолома. Правда уже к концу 80х это становится скорее обязаловкой, от которой стараются увильнуть. И ведь действительно бывает непонятно зачем собирать, тащить тяжелую макулатуру на школьный двор, где она потом мокнет под дождем, разносится ветром, или более того сжигается тут де в школьной котельной.

Все еще остается силен патриотизм, популярны герои войны. Но уже начинается Афганистан и появляется страх. Девочки строги, отношения полов целомудренны.

90е годы становятся периодом перелома. Первое изменения связано с отменой формы. И если первые годы, еще есть, какие то ограничения, определенные требования, то очень быстро они размываются. Одежда в школе становится такой же крикливой, несуразной как и на улицах, вплоть до спортивных костюмов. Девочки уже используют макияж, причем довольно яркий, агрессивный, наконец появляется возможность одевать брюки.

Изменяется мировоззрение школьников. Это период бурного роста и передела капитала. Потому и отношение детей такое же – деньги решают все. Престижными становятся профессии экономического и юридического направления. Учителя и врачи полностью теряют свой престиж, главный критерий при выборе профессии – величина заработка. Хотя при этом высшее образование все еще ценится, престижно. Но уже как символ благополучие, важно лишь наличие корочки, как декоративного украшения.

В начале 21 века дети стали прагматиками. Они видят цель и настойчиво идут к ней. Они перестали уделять внимание необязательным предметам. Им нужны только те, что пригодятся для поступления в ВУЗ, сдачи экзаменов. Все остальное – бесполезная трата времени. Такими лидерами становятся математика и языки.

Изменилось отношение к книгам. Во-первых, книги стали дорогим удовольствием, во–вторых, в школах была проблема с учебниками. Потому нашлось простое решение – достаточно скачать текст из интернета, распечатать и после использования выбросить. В принципе появилась привычка качать бесплатно софт,видео, музыку, игры, карты для навигаторов . С литературой можно сделать еще проще – загрузить аудиокнигу и прослушивать ее.

Подход к учителю стал так же утилитарен – он всего лишь помощник или же наоборот помеха для поступления и сдачи экзаменов (в зависимости от обязательности преподаваемого предмета). Опять же высшее образование все так же престижно, необходимо, но уже оценивается с точки зрения перспективы занять хорошую должность потом. Кроме того, вечное безденежье учителей никак не улучшает их положения в глазах учеников.

Еще характерное отношение учеников – уборка или какие-либо общественные мероприятия становятся неприемлемыми, все решают деньги, отношение к школе как к некоему сервису.

Так что дети – продукт той цивилизации, что их окружает. Школа как лакмусовая бумажка отражает тенденции в социуме и стоит, наверное, к ним приглядываться…

2010 год

В рассматриваемый период СССР преодолел еще один важный рубеж в развитии народного образования - было введено всеобщее среднее образование молодежи. В 1975 г. 86% молодежи, вступающей в жизнь, имела полное среднее образование, более 96% выпускников восьмилетней школы обучались в различных учебных заведениях, дающих среднее образование. Это явилось громадным социальным и культурным завоеванием. Но в этой сфере оставалось еще много нерешенных проблем, связанных с низким качеством подготовки в школе и ПТУ, падением прести­жа среднего образования и др.

В связи с переходом ко всеобщему среднему образованию ост­ро встала проблема оптимального соотношения между различ­ными формами обучения. Средняя общеобразовательная школа по-прежнему сохраняла ведущую роль. Но возросло значение профессионально-технических училищ и техникумов, так как они непосредственно готовили молодежь для работы в народном хо­зяйстве. Произошло перераспределение учащихся в пользу ПТУ и техникумов.

В средней школе на первый план выдвинулись вопросы про­фессиональной ориентации учащихся, подготовки молодежи к труду. Эти вопросы стояли и раньше, но с переходом ко всеоб­щему среднему образованию они превратились в серьезные на­роднохозяйственные и социальные проблемы. Традиционно шко­ла ориентировала своих выпускников на продолжение образова­ния в вузе. Школьная реформа 1958 г. с ее неудачной попыткой профессионализации школы не смогла изменить этой ориента­ции. С начала 70-х годов, когда выпуски средней школы стали увеличиваться по мере введения десятилетнего всеобуча, основ­ная масса выпускников должна была идти работать. В 1975 г. менее одной четверти от общего количества выпускников сред­ней школы поступили в вузы.

Трудности профессиональной ориентации выпускников сред­них школ были связаны с тем, что во многих отраслях промыш­ленности, сельском хозяйстве и строительстве была велика доля тяжелого физического труда, неквалифицированных монотонных операций. Противоречие между завышенными социальными ожиданиями и реальностью оказалось серьезным психологичес­ким испытанием для молодежи. Пассивность, апатия части моло­дежи нарастали постепенно и не сразу были осознаны обществом как тревожные симптомы. Более острой казалась тогда проблема кадров для народного хозяйства.

В 70-е годы было принято несколько постановлений, направ­ленных на улучшение подготовки молодежи к труду в сфере материального производства. Широко создавались учебно-произ­водственные комбинаты для трудового обучения и профессио­нальной ориентации старшеклассников. Развивалась система профессионально-технического образования.

Были пересмотрены школьные программы. Курс начальной школы сократился до трех лет, и с 1971 г. систематическое изу­чение основ наук началось не с 5-го класса, как раньше, а с 4-го. Попытка включить в программы изучение новейших достижений науки и техники, увеличить объем материала сделала школьные программы более сложными и громоздкими. В условиях научно-технической революции, когда объем информации стал расти чрезвычайно быстро и в то же время ускорилось "старение" зна­ний, вопрос о содержании школьного образования приобрел осо­бую остроту. Возникла необходимость менять не только содер­жание, но и методы обучения. Это относилось ко всем формам обучения, но прежде всего к средней школе, так как именно шко­ла должна была формировать прочные, устойчивые знания по основам наук, ту базу, на которой возможно дальнейшее обуче­ние.

Традиционно школа требовала от учащихся усвоения опреде­ленной суммы фактов. Настало время, когда необходимо было менять ориентацию, прививать школьникам умение самостоя­тельно пополнять знания и потребность в самообразовании, на­учить их самостоятельно мыслить. Такая перестройка школьного образования была связана с изменением программ, учебников, методов обучения, подготовки учительских кадров.

Учителя-новаторы вели поиски в этом направлении. Опыт В.Ф.Шаталова, Е.И.Ильина, Ш.А.Амонашвили и других педаго­гов показал путь решения многих проблем, назревших в школе (падение интереса к учебе, низкое качество знаний, формализм в учебной и воспитательной работе). Но система управления на­родным образованием не способствовала распространению новых методов. Оценка деятельности учебных заведений по формаль­ным показателям создавала видимость благополучия и не отра­жала реальных трудностей. Проблемы народного образования в 70-х - начале 80-х годов постепенно накапливались.

В 1983 г. была выдвинута задача реформы школы, разработан проект перестройки школы, который после всенародного обсуж­дения стал Законом в апреле 1984 г. Предусматривалось в тече­ние десятилетия дополнить всеобщее среднее образование моло­дежи ее всеобщим профессиональным образованием.

В системе высшего образования большое внимание уделялось развитию университетов. К 1985 г. их число достигло 69. Во всех автономных республиках, краях, во многих областях были созда­ны крупные центры высшего образования. Однако молодые уни­верситеты, созданные, как правило, на базе педагогических вузов, были намного слабее старых.

В качестве меры регулирования социального состава студен­чества в 1969 г. возродились рабфаки. Теперь они назывались подготовительными отделениями и в отличие от рабфаков 20-х годов не принимали абитуриентов без среднего образования. 20% мест на первых курсах вузов отводилось для выпускников подготовительных отделений, которые сдавали только выпускные экзамены и освобождались от вступительного конкурса.

Слабо использовался научный потенциал вузов. В вузах было сосредоточено свыше 35% научно-педагогических работников страны, в том числе около половины докторов наук, а выполня­лись ими не более 10% научных исследований.

История СССР из Семейных Альбомов 80-е годы. Часть 1.

Серия статей "Русского проекта". Местами немного тенденциозно, но ясно видна последовательность происходившего в стране в динамике..
История СССР 80-х из семейных альбомов - такой, какой люди ее видели совсем недавно, естественно, эти фотографии не могут охватить всего, тогда происходившего. Мы, те кто постарше, хорошо помним то время, а вот рожденные в 80-е, не говоря уже о родившихся позже, знают его в основном по омерзительной клевете из зомбоящика. "Если мы промолчим, то дьявол восторжествует."

Ряд фотографий имеют "продолжение" в наши дни. Как оно было в СССР и как стало теперь. Первая половина 80-х очень похожа на 70-е, поэтому о школе, детских садах, праздниках и т.д. фотографий отобрано очень мало. Желающие могут посмотреть предыдущий альбом.


Пришлось сделать две части, хотя, по идее, надо бы объединить их в одну - события, отраженный на фотографиях, происходят почти одновременно, да уж больно много получается.


80-е годы - очень сложный период в истории СССР. Это его "золотой период", когда на Земле не было армий, способных нас разгромить, время космических станций и проектов лунных поселений, появления технологий будущего и покорения суровой природы СССР. Но одновременно - это и период развития его болезни, которая стала смертельной - вырождения верхушки в омерзительную клику. Время разрушения морали, лжи и двуличия идеологов, начала гражданских и межнациональных войн, Чернобыля, время убийства великой страны. Проекта Общества Будущего.


80-е - это точка бифуркации, развилка - СССР мог стать не зачатком, а настоящим Обществом Будущего с развитыми и гармоничными людьми, технологиями преобразования природы, межпланетными перелетами, поселениями на Марсе, невиданным взлетом науки, техники, медицины, образования. Таким он, в общем-то, и планировался. Но события стали развиваться по другому пути и СССР-1 был убит предателями в своей же верхушке.


Теперь, когда мы смотрим на накатывающий мировой кризис и экономическое убожество Запада мы видим, что до полной победы было буквально несколько шагов. Мы не дошли совсем чуть-чуть.



Бибирево. Нач. 80-х

Еще целы стекла и двери в подъездах, нет железных дверей и заваренных стальным листом больших окон - в подъезде светло. Детей можно без опаски выпускать на улицу. Сейчас это кажется почти невероятным.




Сенокос. 80-е


Ужасы советских колхозов.




Новая Школа. Середина 80-х


Это сейчас постройка новой школы - событие государственного масштаба, о котором сообщают в новостях. За годы Советской Власти в СССР были построены почти 200 000 (двести тысяч) новых школ. И денег хватало, и детей рожали достаточное количество. Немцы разрушили 82 000 школ, их отстроили заново. В 70-е - 80-е каждый год строилось от 1500 до 3 000 школ в зависимости от пятилетки - это 5-10 новых школ каждый рабочий день, если бы о рассказывали хотя бы вкратце - времени бы не было на остальные новости. Сейчас трудно себе представить, правда?


"Для детей и подростков, нуждающихся в длительном лечении, имеющих недостатки в физическом развитии (глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, с дефектами речи), задержки или аномалии в умственном развитии, организованы специальные общеобразовательные школы (классы) в основном интернатного типа. В 1975/76 уч. г. работало 2,4 тыс. таких школ (436,3 тыс. учащихся)." (БСЭ - http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00075/36000.htm)


Для подготовки учителей было создано более 200 пединститутов и 65 университетов. В СССР работало почти 2.5 миллиона учителей.





"Я больше не буду!" 80-е


Доверительные отношения между учеником и учителем.


Это на Западе отношения между учеником и учителем ни в коем случае не могут быть личными, человеческими. Например, в США и Канаде учителя запросто могут лишить лицензии только за человеческие отношения с учениками. Ничего человеческого в Новом Порядке быть не должно - разобщенные люди-винтики- амбициозные, несчастные, одинокие, легко управляемые. В СССР было сильно не так. Идеалом с самого образования СССР была гармоничная личность и система образования была построена с этой целью. Другое дело, что ошибок было немало - по разным причинам, частью от незнания - все-таки страна делала самую первую попытку в истории создать такое образование, частью оттогоуж больно низким был исходный старт от положения "России-которую-мы-потеряли", частью оттого что очень уж много сил уходило на то, чтобы отбиться от врагов. А с определенного периода выродившиеся партийные вожди стали побаиваться возможного гармоничного человека и не слишком упорствовали в его воспитании. Но несмотря на все недостатки, советская система образования была лучшей в мире. Можно было сделать ее намного лучше, но не довелось.





Первая фотокамера. 80-е


Множество мальчишек увлекались фотографией, электроникой, моделестроением, спортом. Для этого существовали специальные Дома Пионеров с множеством кружков на любой вкус - фото, радио, танцы, биология и так далее.




Первый "треугольник". Нач.80-х





Скутер. Сахалин. Сер. 80-х


В СССР они производились с 50-х годов. По производству мототехники (1.5 млн в год) СССР занимал 2-е место в мире после Японии. Наши машины очень активно продавались на экспорт. Встречались на наших дорогах и импортные мотороллеры и мокики - чешские, японские, даже итальянские. Мопеды (мокики) и маленькие мотороллеры стоили чуть больше 100 руб., права на них были не нужны. На фотографии показан, если говорить формально, минимотороллер - не надо "перешагивать" через раму. Слово "мокик" относится к 50-м и означало, что его заводят ударом ноги по кик-стартеру. В реальности они часто выпускались и с электростартером. Что это за машина на фотографии - так и не признал. Видел такие иногда на улицах. Но в основном были другие "большие" вроде "Верховины".


Немало мальчишек в СССР гоняло на мопедах, особенно много их стала в 80-е.




Папироса за школой. 80-е


Если учителя ловили за таким грехом, то "вставляли", то есть ругали и сообщали родителям.





Выпуск 8 класс Ахтубинск. 1986


Мальчишки и девчонки разойдутся по весьма неплохим ПТУ и техникумам, которые на Западе называются "колледжами". Часть останется в школе 9 и 10 класс, в основном те, кто хочет поступать в институты. Странно - 10 лет вполне хватало, чтобы получить лучшее в мире образование, а сейчас после "реформ" за 12 лет получаются тупые и ограниченные неучи.





Бочка с квасом. Сибирь 80-е


Квас стоил очень дешево. Стакан - 3 коп., поллитровая кружка - 5.





Шашлык на природе. Сибирь. 80-е


"Мяса в СССР не было", ага. Как ни посмотришь на фотографии - сплошь пикники с мясом да шашлыки.





Вот и отслужили. 80-е





Группа молодежи на даче. Начало 80-х


Это не мажоры, не дети торговых работников - обычные мальчишки и девчонки. Скорее всего, из семей научных работников. По-моему, это Подмосковье .





Взрослые там же. Начало 80-х





Сотрудники НИИ на горнолыжной базе в Приэльбрусье. Начало 80-х


Кавказские горнолыжные курорты были одни из лучших в СССР. Поехать туда мог практически любой советский человек. Подчеркиваю - любой. Славились грузинские курорты, особенно Гадаури и Бахкуриани. Армянский Цахкадзор был одним из пунктов подготовки советской сборной, отличными были Узбекский Чимган, а также горнолыжные курорты Украины, Киргизии, РСФСР - Алтай, Осетия и так далее.





Типичный фотомагазин. 80-е


Именно так выглядел типичный советский фотомагазин. Фотоаппаратами, всевозможными объективами, фотобумагам, реактивами, лампами, вспышками и прочими причиндалами магазины были просто завалены. Очень хорошо помню то время - занимаюсь фотографией как раз с 1980 года.


Советские фотоаппараты были одними из лучших в мире - дешевые, качественные и очень надежные. Они экспортировались во многие страны мира, даже такие как Англия (с 50-х годов). Отзывы западных специалистов о качестве оптики и механики были восторженными. Нарекания вызывала внешняя отделка - они смотрелись не так презентабельно как западные, ну и, естественно, упаковка. Интересный момент - английское правительство не раз запрещало экспорт продвинутых советских моделей, чтобы спасти своего производителя. Разрешался лишь ввоз дешевых вроде "Любителя" и потом, "Смены". Такой "свободный рынок", понимаешь.


Сейчас трудно представить, но подделки под советский брэнд "Зенит" были довольно распространены - уж очень он был популярен. Особенно грешили этим... мелкие фирмы Японии.


Советские фотоаппараты с удовольствием выменивали или покупали иностранцы в частном порядке. СССР производил примерно 10% мирового количества фотоаппаратов (ок. 3 500 000). 60-70 годы называют "золотым временем" советской фотоиндустрии. Начиная с 80-х стал периодически появляться дефицит на некоторые камеры. Что очень интересно, проблемы стали появляться не когда изделия стали сложнее, а с их упрощением и сокращением ассортимента. То есть это были не проблемы сложности системы, а проблемы централизованного нарушения управления.


Но все равно позиции СССР в этом сегменте оставались исключительно прочными. Смертельный удар отрасли нанесли горбачевские реформы и "перестройка", как и всему прочему.





Жители г. Певек. Чукотка. Середина 80-х


Просто работяги с Севера. Это не сотрудники ЦК, не воры или барыги. Кожаное пальто с меховым воротником и очень модные тогда "дутые" куртки. "На Севера" тогда ехали, чтобы хорошо заработать. Отработав на севере лет 10-15 можно было спокойно переехать в поюжнее, купить дом или кооперативную квартиру, машину и еще немало останется. В СССР знали, что "деньги есть у северян".





Детский садик "Медвежонок". Чукотка 80-е


Поэтому северные районы осваивались очень быстро. Там строились прекрасные города и поселки, с замечательными детскими садами, школами и больницами. Всего в СССР было построено за годы советской власти примерно 120 000 детских садов.


Ужасы тоталитарного детства. Чай изможденные дети в лохмотья одеты?




Северянин Темченко. Чукотка 80-е


Вот так - в кожаной куртке и на "Кировце". Народ на Севере всегда был суровый и крепкий - иначе нельзя.





Доставка грузов в тайгу. 80-е


СССР первым в мире начал интенсивное освоение Севера. Строились города, военные базы, проводилось огромное количество исследований. Практически все ресурсы, что используются сейчас, были открыты во времена СССР.


Половина территории СССР находилась в зоне вечной мерзлоты. Даже зона Байкала относится к зоне мерзлоты с преобладанием таликов (больших участков оттаявшего грунта). Несмотря на самую большую территорию (1/6 земной суши) использовать ее крайне трудно.


Невелик экономический смысл в территории, которая состоит из тундры, болот и непроходимой тайги не правда ли? А ведь есть еще горы и пустыни, есть просто холодные территории, где любая деятельность малоэффективна по сравнению с теплыми регионами. Это районы Карелии, Беломорья, севера России - мерзлоты там нет, но жить и работать весьма некомфортно. В результате площадь территории, относительно удобной для человеческой деятельности в России всегда была весьма невелика. Продуктивность этой территории холодных земель всегда была очень низкой в любой сфере хозяйственной деятельности - от сельского хозяйства, всегда в разы менее эффективного, чем в теплой Европе до любой промышленности.


По площади эффективных территорий Россия уступает таким странам, как Бразилия, США, Австралия и Китай. В частности, эффективная территория России составляет всего 70% от эффективной территории США. Это при том, что довольно большая часть территории нашего главного противника находится в исключительно благоприятной для деятельности зоне - тропиках и субтропиках (Флорида, Тихоокеанское побережье, Гавайи, юг Техаса). А сама "эффективная территория" России очень сильно отличается от таковой, например, в Англии и Франции.


Но другой территории у нас нет, поэтому придется использовать ту, которая есть. Глупо как-то не использовать половину своей территории, не правда ли? Неудобно и дорого? В капиталистической системе - безусловно. Например, Канада в принципе не смогла освоить свои северные районы, несмотря на несколько попыток - так и жмется 90% населения к теплой границе с США.



Северные летчики. 80-е


СССР был построен как интегральная система, как единое неделимое целое и в нем освоение Севера и неудобий было весьма рентабельным. Все строилось в комплексе - города, электростанции, дороги, порты, шахты и т.д. Очевидно, что большая электростанция для шахты имеет больший КПД, чем маленькая и временная. Очевидно, что большую электростанцию не имеет смысла строить только для шахты и маленького поселка вахтовиков. Следовательно, ее мощь надо использовать для достаточно крупного поселка, транспорта, перерабатывающих циклов, порта и т.д. А если есть порт, то почему не использовать то, что дает море - рыбу, крабов, моллюсков? Жизнь вахтовика, честно говоря, очень так себе - некомфортная, вдали от семьи, а здесь все рядом - школы, детские сады, больницы, санатории-профилактории, прекрасные спортивные залы и библиотеки, телевидение через спутник - программа "Орбита".


По отдельности это было неэффективным или малоэффективным, но вместе было эффективным весьма. А если учесть, какую роль это играло для безопасности государства, то становится понятным, что роль Севера огромна.


Сразу становились доступными кладовые полезных ископаемых. Одновременно появлялись северные маршруты, порты, инфрастуктура, курорты, туристические маршруты (Камчатка, Сахалин, Колыма) на основе уже сформировавшейся инфрастуктуры и так далее. Жестокая северная природа поворачивалась своей другой стороной - удивительной и суровой красотой. Надо только уметь с ней обращаться.



Окрестности п. Синегорье


СССР умел это делать лучше всех в мире, опережая весь мир не на годы - на целую эпоху. Его лидерство в освоении и преобразовании холодных земель было абсолютным. Интегральность, единая спланированная система - ноу-хау СССР, первого общества такого типа.


Но это еще не все - готовились проекты космических зеркал , которые должны были освещать северные города, создавая своеобразные тепловые оазисы в Заполярье без разрушения экосистемы окружающей тундры.


Осваивать Север намного дешевле, чем например, Марс. Хотя освоение Марса и Венеры тоже планировали. Интересно, что освоение Марса планировалось вести с опытом освоения Советского Севера.





Общежитие. Мыс Шмидта 80-е


Сеть небольших тщательно спланированных городов стала покрывать Север.


Сначала строились общежития для строителей и вахтовиков, а потом возводились города и поселки, что любо-дорого посмотреть. Без преувеличения.


Кстати, в результате распада СССР на 65% территории РФ находится в зоне вечной мерзлоты и освоение Севера верхушку страны не интересует - они тут временно.




"Южак" - Певек, Чукотка 80-е


Кроме жестоких холодов в тех местах есть еще одно испытание - ураганные ветра. Южак - обычно весенний ветер, приносящий шторм.





Певек сейчас


Очевидно одно - рыночное хозяйство многократно, во многие разы менее эффективно, чем социалистическое. Пример перед глазами - СССР. У "неэффективного" СССР хватало денег на строительство городов, содержание мощной армии, блестящую науку, прекрасное образование, передовые технологии по многим направлениям, самый передовой космос, множество школ и детских садов, достойную, хотя и не богатую по западным меркам жизнь практически для всего населения, денег хватало даже на поддержку развивающихся стран и коммунистических движений по всему миру. Ничего этого в россиянии в том виде нет и близко - на это нет денег, несмотря на то что ударными темпами вывозится будущее наших детей - сырье, а страна просто высасывается до дна.


СССР экспортировал сырье, но оне составляло большей части дохода от экспорта даже в самые худшие - горбачевские годы. В 80-е годы СССР зарабатывал от экспорта углеводородного сырья всего 12 млрд. долларов в год из примерно 80 млрд. долл общего экспорта .


Советский Союз был крупным экспортёром металлургического, энергетического, химического и другого промышленного оборудования, ракторов, автомобилей, судов, вертолётов и самолётов, телевизоров (в основном ч/б), часов, оптики, высокотехнологичных приборов, изотопов, сложного медицинского оборудование, медикаментов, вооружений. Все это практически уничтожено, осталась лишь часть военки и металлургии со времен СССР, да и то лишь старое - при "эффективных собственниках" нового не создано ничего. Львиную долю доходов составляет экспорт сырья.


То есть вывод действительно таков - "избавленная от тоталитаризма" Россия во много раз менее эффективна, чем СССР. Не говоря уже о таких понятиях как человечность, мораль и пр.





Певек сейчас


Более того, продолжение "реформ" - это смерть России и многих других осколков великой страны. Смерть быстрая и жестокая.





Кадыкчан 80-е


Шахтерский город Кадыкчан. Когда-то один из красивейших городов северо-востока страны. Месторождение уникальных каменных углей.






Город, как говорят в тех краях, "разморозили" (северянский слэнг) , то есть заморозили систему отопления и водоснабжения в северные морозы. Начальство сочло его нерентабельным - резкое падение производства в стране сделало ненужными уникальные угли. Теперь, чтобы восстановить ее надо менять абсолютно все трубы в городе, внутри каждого здания, каждой комнаты. То есть по сути это значит перестроить город. Все. Город полностью убит.





Мертвый Город Кадыкчан сейчас


Такие города были вполне рентабельны при СССР. Новый режим и сформировавшаяся социально-экономическая система показала полную неспобность управлять сложным устройством. Она не в состоянии даже поддерживать доставшееся от СССР наследие - города, инфраструктуру, заводы, науку, образование, армию. О постройке нового даже речи нет. Так кто там говорил о "неэффективности" СССР?





Синегорье. Колыма, 80-е


Самый красивый город-поселок Магаданской обл. - Синегорье. Город гидроэнергетиков - первая в мире крупная гидроэлектростанция, построенная в крайне суровых природно-климатических условиях. Среднегодовая температура воздуха минус 12°С, сплошное распространение вечной мерзлоты толщиной до 300 м, температура зимой падает ниже шестидесяти градусов, семь месяцев в году с отрицательной температурой делают строительство Колымской ГЭС уникальным явлением в практике гидростроительства.


Высота плотины 130 м. Здание ГЭС расположено глубоко под землёй и вмещает в искусственной подземной пещере пять гидроагрегатов общей мощностью 900 мвт. Вода к агрегатам подводится по пяти тоннелям длиной по 200 метров каждый. Это шедевр мирового гидростроительства и энергетики. Первый гидроагрегат был запущен в 1981 году. Уникальнейшая электростанция была построена всего за 7 лет.


Город-посёлок на 10 тысяч жителей имел весьма благоустроенные жилые дома, гостиницу, кинотеатр, спортивный комплекс с бассейном, игровым и гимнастическим залом, больницу, поликлинику, профилакторий в красивейшем месте, детский сад, школу. - Коммунисты как могли издевались над народом.


Всего на реке Колыме предполагалось создать каскад из трёх гидростанций, построив дополнительно к Колымской ГЭС ещё Усть-Среднеканскую (начата в 1991 году) и Верхне-Колымскую. Ну с ними как вы понимаете, после "крушения тоталитаризма" как-то не сложилось.





Синегорье. Сейчас


Там еще остались районы, поддерживающие Колымскую ГЭС, но теперь - вот так. Население резко сократилось. Погублены целые районы города. Люди живут так хорошо, что не нужны даже приватизированные рестораны. Единственное здание, которое было построено за 17 лет - церковь. Ну как же без нее?




Синегорье. Сейчас


А сколько таких городов и поселков - мертвых и полумертвых по России? Сколько убитых военных городков, которые вполне могли достойно жить? В теперяшней россиянии для них и для людей, в них живших, места нет.


Вообще это называется просто - преступление против своего народа и страны. Это именно то, что раньше прямо называлось - измена Родине.





Сильная качка. Сахалинские Рыбаки. 80-е


СССР имел огромный рыболовный флот. После разрушения "неэффективного СССР" количество рыболовных судов в России сократилось 2 раза, более 80% судов изношены до крайности и относятся к т.н. "критическому возрасту" , флот практически не обновлялся - судостроительная индустрия разрушена почище, чем после поражения в крупной войне. Российское судостроение, бывшее одним из крупнейших в мире, оказалось на грани исчезновения.


В конце 80-х СССР добывал около 11 млн. тонн морепродуктов, сейчас примерно в 3 раза меньше, а 80% официально добытого за бесценок продается иностранцам. Не переработанных продуктов, нет - выловленных. Но дело не только в злом умысле - почти убита перерабатывающая промышленность. Вывоз необработанных морепродуктов - характерный признак страны третьего мира.


Сейчас потребление морепродуктов в россиянии - около 10 кг/чел. при медицинской норме 19 кг, в СССР, кстати, потреблялось в 80-х около 20 кг/чел.





Сахалинские Рыбаки. 80-е


Сразу видно - весьма крутые, стойкие, умелые и отважные ребята.




Попытка залатать пробоину своими силами. Сахалин 80-е




В рубке. Сахалинские рыбаки. 80-е


Каждые три дня с советских верфей сходило грузовое или промысловое судно - более 100 в год, а сейчас и треть от этого - уже событие. Количество поставляемых кораблей существенно меньше выходящих из строя по возрасту и техническому состоянию.





Сдача улова базе. 80-е


Тогда рыбу и крабов сдавали своей базе, а не втихую - японцам. По данным бывшего председателя Госкомитета РФ по рыболовству Евгения Наздратенко в порты Хоккайдо ежедневно заходит на разгрузку более 40 наших судов. Контрабандно вывозится примерно 2 млн. тонн рыбы, сколько на самом деле - не знает никто. Наздратенко сообщает, что за счет русского браконьерства японцы имеют 1500% прибыли, обустроили свои порты и всю инфраструктуру. Общая сумма украденного у нашего народа составляет не менее 7 млрд. долл. в год. Сформировалась и процветает "рыбная мафия", добивающая ресурсы Дальнего Востока. Никакой реальной борьбы с этим не ведется, а нити уходят на самый верх - в т.н. "правительство России". По самым скромным подсчетам "рыбная мафия" вытягивает еще около 3 млрд. долл в год. Рыбную отрасль России называют самой коррумпированной из всех.


Суда и плавбазы распроданы за бесценок иностранцам, погублены бездарной и хищнической эксплуатацией остатков советского флота. Потери одного из самых больших и успешных флотов мира не поддаются точному исчислению. Множество судов было продано за бесценок, множество погублено эксплуатацией на убой, но еще больше перешло под другие флаги.


58% российских судов сейчас ходят под иностранными флагами - так выгоднее судовладельцам. С крупными судами ситуация вообще шокирующая - к моменту распада СССР под его флагом ходило около 1800 крупных морских судов. Сейчас российский триколор на флагштоке лишь 172 гражданских кораблей. Патриотизм не при чем - главная выгода, не скрывая говорят судовладельцы.


В наших тихоокеанских водах теперь хозяйничают японцы. В 1998 году "правительство" россиянии заключило соглашение, по которому японским рыбакам открыт промысел в районе Южных Курил без соблюдения законов и правил России в области рыболовства.


Если это не государственное преступление, то что это?





Старый Мастер. 80-е. Коломна. Фото: Г.Чистяков.


Такие люди строили СССР после Войны.





Они работали на оборонку. Завод Гидроакустических Приборов г "Красный Луч" (фото В.Дронова) 80-е годы


Основное назначение завода было производство гидроакустических и навигационных систем для военно-морского флота. Хай-тек.




Шасси для динамиков типа Радиотехника 35 АС. Фото: Косанюк Л.


Кроме того завод производил очень неплохие аудиоколонки 35АС "Кливер", Украина, г Красный Луч - литейный участок производит очень популярные в свое время АС,аналоги рижских. На фото видны готовые шасси для динамиков.


Сейчас этот завод убит - его закрыли из-за того, что он не смог выплатить налоги, а его имущество передано малому предприятию, торгующему кетчупом и водкой. Цеха механический, каркасно-штамповочный, сборочно-монтажный, производства цеха пластмасс, печатных плат, гальванических и лакокрасочных покрытий, включая землю и постройки были оценены примерно в 6 млн. долларов. Хайтековский завод такого уровня стоит несколько миллиардов.


Говорят, что т.н. "украинское государство" бедно как церковная мышь. Так любая самая богатая страна разорится, если продавать собственность на 3 порядка дешевле, чем она стоит.


Странно, была процветающей советской республикой, а истерия с самоопределением была устроена под предлогом того, что "Украину объедают москали". Типа как бы богато и замечательно жила "самостийна да незалежна" если б не была в СССР.


Результат всего этого "на лице". Примерно как на лице т.н. "президента" Ющенко.





Ученый-химик Р.А. Буянов (в центре) 80-е


Пара слов на тему советской науки. Тема выбрана специально непритязательная - химия.


Типичный достойный советский ученый Роман Буянов создал фундаментальную теория магнитного действия катализаторов в низкотемпературной конверсии орто-водорода в пара-водород. Сурово звучит, правда?! А результатом этого было создание целого промышленного производства жидкого пара-водорода - это было топливо, на котором полетел наш космический корабль "Буран".


Он с сотрудниками еще расшифровал "механизм карбидного цикла" в результате чего были созданы принципиально новые типы катализаторов и то, что сейчас называют "наноматериалами" - углеродные нанонити.


На этих катализаторах вся промышленность СССР по производству синтетического каучука работала более 10 лет. Эти технологии у нас покупали передовые страны типа Франции. Скромно так. Да, кстати, ученым была разработана научная классификация всех возможных причин дезактивации катализаторов.


Советская наука опережала конкурентов в этой области на 5-10 лет. А в других, бывало и намного больше.


В 1979 г. Буянов назначен руководителем Координационного центра стран СЭВ по проблеме "Разработка новых катализаторов". По его инициативе был подготовлен технический проект строительства специализированной катализаторной фабрики в Томске, где вскоре должно было развернуться производство принципиально новых катализаторов, разработанных в соц. странах. Мы, по идее, должны были резко вырваться вперед, прибыль завод обещал колоссальную. Стоит ли говорить, что запланированная постройка не началась? СССР стоял перед невиданным технологическим взлетом и далеко не только в области катализа. Это была одна из важнейших причин, почему его надо было убить так срочно.





Учебная лаборатория Института Химических Технологий. Компьютеры ДВК. 80-е


Советские компьютеры применяются для решения проблем химической технологии. Компьютеры ДВК (Диалоговый вычислительный комплекс) разработки и производства Зеленограда - советской "Силиконовой Долины." Задачу свою они решали вполне успешно, более того, они объединялись в своеобразные локальные сети через специальные шины с управляющими ЭВМ СМ-1425. Мне довелось на них поработать. Никакого принципиального отставания в электронике и ЭВМ от Запада тогда не было. Оное появилось в результате "реформ".


Знаете, что произошло с заводом "Квант", который его выпускал? После серии рейдерских захватов при т.н. "президенте" Путине контрольный пакет завода был продан за... 7 млн. долл.





Стройотряд 80-е. Коровник.


Первые стойотряды появились в СССР в 60-х годах и, по идее, были весьма полезным начинанием. Суть была в том, что в летние каникулы студенты образовывали специальные отряды и отправлялись на 1.5-2 месяца работать туда, где нужны рабочие руки. В СССР не то что не было безработицы - постоянно не хватало рабочих рук. Студенты обычно работали на городских стройках в сельских районах на строительстве жилья и инфрастуктуры. Были и такие стройотряды, которые работали над восстановлением памятников культуры (напр. на Кижах), были отряды студентов-проводников в поездах и т.д.


Стройотрядовские воспоминания - одни из лучших у многих студентов за студенческие годы. Дружба, студенческие романы, полученные строительные профессии, костры и гитары, стройотрядовские традиции, спартакиады - в общем, было очень здорово. Нередки были приключения, мне например, довелось поучаствовать в тушении степного пожара. В стройотряде небогатые студенты могли неплохо подработать. Пить в стройотрядах, конечно, пили, но знали меру - с перепоя эффективно не поработаешь. Оплата была обычно сдельно-премиальной ("аккордной"), то есть если успеешь сдать объект к определенному сроку - получишь от 15 до 25 от сдельной суммы сверху.


Поэтому терпеть алкаша и балбеса в отряде особо не желали. Стройотряды были полностью самоуправляемыми единицами и формировали себя сами - то есть собрание отряда могло принять кого угодно и кого угодно выставить.


Первые отряды были построены по принципу "коммуны", то есть заработанное делилось поровну. Но в реальности это выразилось в резком падении производительности труда и незаинтересованности хороших работников - зачем пахать до упаду, если твои деньги пойдут какому-то безрукому лентяю? По этой причине с 70-х годов была введена проверенная временем "колхозная" система, но зачисляли не дополнительные трудодни, а устанавливали КТУ - коэффициэнт трудового участия, то есть коэффициент, на который умножалась базовая зарплата. КТУ устанавливался всеобщим открытым голосованием на собрании отряда. Надо сказать, КТУ устанавливали весьма справедливо.


Все это было прекрасным опытом для молодых людей. Стройотряды работали под контролем комсомола, кураторы стройотрядов имели выход на все местные партийные организации, они определяли места дислокации отрядов (там где нужна работа), следили за техникой безопасности и обучением бойцов ССО (студенческих строительных отрядов), в случае необходимости обычно сразу выходили по партийным каналам на местные власти для решения проблем. В серьезных случаях руководство ВССО (Всесоюзных Студенческих Строительных Отрядов) могло обратиться за помощью напрямую в ЦК КПСС, потому что все движение курировалось ЦК ВЛКСМ.


Стройотряды были прекрасным шансом увидеть нашу огромную страну. Ну когда бы, например, собрался человек поехать в казахское село или на Белое море? Да и очень полезно было начинающем интеллигентам прочувствовать что такое напряженный физический труд.





"Скорее - аккорд горит!" Стройотряд 80-е. Коровник.


Но у ССО есть и своя другая сторона: стройотряды ("строяки") 80-х во многих местах выродились в самую обыкновенную шабашку со всеми ее омерзительными сторонами. Процессы разложения верхушки страны, ставшие совершенно очевидными к середине 80-х очень сильно отразились на стройотрядовском движении. Хотя... где они не отразились?


"Шабашки" - сезонные работы с целью больших заработков, явление, сформировавшиеся в СССР в 60-70 годы. Из-за процессов интенсивной урбанизации доля сельского населения резко уменьшилась, одновременно быстро росла доля населения с высшим образованием, то есть количество рабочих рук в сельском хозяйстве для тяжелого физического труда заметно уменьшилось. Уничтожение Хрущевым чрезвычайно развитой в СССР системы кооперативов и артелей привело к сильному дисбалансу в экономике. Появилось большое количество заказов от колхозов, которые не мог выполнить межколхозстрой - специально созданная централизованная организация. Мелкие работы было выполнить трудно - нет размаха для централизованной организации.


Одновременно была уничтожена прогрессивная система оплаты труда, покушение на которую в сталинское время приравнивалось к антигосударственной деятельности. Прогрессивная система - это когда при выполнении плана свыше 100 % шел коэффициент оплаты на долю превышения 1.5, свыше 150% -2, свыше 200% - мультипликационный коэффициент 3. Вот такой был "рабский труд". Вы думали, что массовое движение стахановцев базировалось на голом энтузиазме под руководством Коммунистический партии? Ага... Энтузиазм тоже был, естественно, но были и очень хорошие деньги. А тут у людей все это отняли и народ стал отвечать все нарастающим пофигизмом.


У колхозов и совхозов оставалась доля финансовой и организационной самостоятельности, оставшаяся со сталинских времен. У них было право заключать сезонные соглашения с т.н. "временными трудовыми коллективами". Из этой возможности и начала разрегулирования экономики СССР в послесталинский период и родились "шабашки".


Необычность ситуации заключалась в том, что бригады шабашников обычно были укомплектованы непрофессиональными строителями, работавшими во время своего летнего отпуска. Нередко в бригадах шабашников работали научные сотрудники с учёными степенями. Работали с грубым нарушением техники безопасности, по 12-16 часов в сутки. За сезон (ок.2 -2.5 мес) при "правильном бугре" (руководителе бригады) хороший шабашник зарабатывал 3-4 тысячи рублей, бывало и до 7-8 тыс, что было существенно больше его годового заработка на его основной работе.


Какой это имело негативный психологический эффект для имиджа страны в глазах ее граждан, я думаю объяснять не нужно.


Подобная вещь происходила со стройотрядами. Например, я был бетонщиком, благо бог здоровьем не обидел. За стройотрядовский сезон в середине 80-х (примерно 1.5 месяца) я привозил около тысячи рублей - и это уже с учетом питания и дороги. КТУ (коэффициэнт трудового участия) был весьма неплохой, но черт возьми, где это в СССР профессионал-бетонщик зарабатывал 1000 в месяц пусть даже за 12 часовой рабочий день как у нас? А профессиональный бетонщик был явно не чета студенту-самоучке, пусть крепкому и сообразительному. Другое дело этот бетонщик был не заинтересован работать так, как работали в 30-е - 50-е, только и всего.


Что происходило в реальности - председатель колхоза знал, что за з/п в 300 руб никто к нему не поедет, поэтому большие суммы получались за счет приписок в колхозах и совхозах. Ну кто проверит - покрасил ты в колхозе "Запупинском" стенку двумя слоями или пятью?


Нередко командир делился деньгами с председателем, закрывавшим липовые наряды. Вообще за подобные вещи при Сталине запросто "незаслуженно репрессировали" и отправляли работать на холодном свежем воздухе.


В крупных городах этого обычно не допускали и зарабатывали там как и должно было быть - рублей по 200 за сезон.


В отдаленных же местах вроде Сибири и особенно в Средней Азии это процветало. В Средней Азии к 80-м годам во многих мест сформировались мафиозные пирамиды, где украденные деньги передавались вверх вплоть до уровня ЦК республики. А что наше всесильное КГБ и МВД? А им не давали особо работать и громить - причем из центра.


А результат этого был вот таким - выросла целая когорта прожженных циников из стройотрядовских деятелей и их партийно-комсомольских покровителей. Более того - образовывались своеобразные мафиозные кланы, состоящие из проверенных подельщиков. Из стройотрядовских деятелей получились комсюковские перестройщики - "пехота Горбачева". Уж они "перестройку" встретили захлебываясь от визга - это было их время.


Именно они, вместе с институтскими секретарями развернули аферу с НТТМ (научно-техническими центрами творчества молодежи). Центры НТТМ с 1987 г. начали активнейшую работу по перекачке безналичных денег в наличные, сыграв важную роль в разрушении советской финансовой системы. Показательно, что НТТМ не платили вообще никаких налогов (!), но 30% перечисляли в местные и центральные фонды НТТМ. Были, конечно, подвижники, которые не участвовали в этом похабстве, а честно продвигали инновационные модели, но увы, погоду делали не они.


Вырождение руководства ВЛКСМ и КПСС было практически полным. С такой верхушкой страна была обречена, несмотря на мощнейшую экономику и умелый народ.


Обналичка происходила за 50% от стоимости липового заказа на "научную разработку", данную такому центру. Механизм воровства и раздела украденного с вышестоящими был уже отработан на стройотрядах. "Комсомольский капитализм", как его тогда называли, получил зеленую улицу в разграблении страны, огромные суммы "отстегивались" их "крышам" в ЦК и других ключевых организациях. НТТМ и созданные при них предприятия получали исключительное право на импорт оргтехники и экспорт некоторой продукции за валюту, на которую приобреталась оргтехника, которая потом реализовывалась за рубли. Прибыль на одном цикле достигала 2000% - я нисколько не шучу. Говорите наркотики прибыльны? Нет самое прибыльное - разграбление своей страны.


Люди, в этом не участвовавшие - выбрасывались из системы. Так формировались первые комсомольские олигархи под пристальным контролем ЦК КПСС и руководства советских спецслужб. Вокруг таких центров кристаллизации кучковались ушлые подельщики, налаживались контакты с организованной преступностью - формировался россиянский бизнес. Интересно, очень известный в свое время банк Менатеп был зарегистрирован как... подсобное хозяйство одного такого НТТМ, а НТТМ могли без процентов получать кредиты и тут же отдавали эти деньги в рост.


Имена этих деятелей у всех на слуху, а рожи - в телевизоре. Не хочется ставить здесь фотографии. Их кураторы обычно не занимали места зиц-председателей, а брали под контроль ключевые точки госаппарата. Получался тот ублюдский строй, который есть сейчас.


Можно было ли это пресечь? Запросто, причем строго в рамках закона, но это не делалось принципиально - цель переродившейся верхушки была другая.


Происходящие явления не были свойствами русского социализма, они были всего лишь признаками его болезни, которая целенаправленно не лечилась. После уничтожения СССР все эти болячки вкупе с появившимися новыми превратили страну в ходячий гниющий труп.


Видели ли это люди, например, рядовые комсомольцы? Видели и смотрели на это с омерзением.


Без сомнения, настоящие комсомольцы - 20-40 гг без колебания шлепнули бы всех этих комсюков как классическую "контру". Это именно "контра" - предатели, уничтожавшие строй и страну, которым они клялись служить до последнего вздоха.




Зав.кафедрой и секретарь ЦК ВЛКСМ . 1989


Так фотография названа автором, этот комсюк был секретатарем комитета комсомола своего института. На таких должностях уже с 70-х были только члены Партии. Говорят, потом перед самым разделом комсюк, его имя не стоит того, чтобы его называли, стал ненадолго членом ЦК ВЛКСМ. Посмотрите на его умильное личико и лицо старого ветерана. Сейчас этот молодой пламенный комсомольский лидер - один из известных телеведущих, само собой, антисоветчик. Это неудивительно - предатели больше всего ненавидят тех, кого они предали.


В те времена по комсомольско-партийной линии шли или прожженные циники-карьеристы, или малахольные идеалисты, которые не могли противостоять циникам. Нормальным людям соваться в этот гадюшник было омерзительно. В полную силу работал механизм отрицательного отбора - когда наверху оказывались худшие. К слову, сейчас ситуация многократно хуже, чем тогда.


Немного понимаете, что происходило в 37-39 гг. и почему надо было почистить верхушку? А ведь приди в конце 80-х деятель типа Сталина сколько "невинных" бы пострадало...


Продолжение 80-х следует.


Павел Краснов

Общая характеристика школьных реформ 60-х годов. Под влиянием общественного движения 60-х годов царское правительство вынуждено было провести ряд реформ: крестьянскую (отмена крепостного права), судебную, воинскую, школьную, земскую.
По характеристике В. И. Ленина, эти реформы по своему содержанию были буржуазными, но проводились стоящими у власти крепостниками. Поэтому на них лежала печать половинчатости, двойственности. Эти особенности присущи и школьным реформам 60-х годов, в частности реформе начальной и средней школы в 1864 году и реформе университетов в 1863 году.
Подготовка к школьным реформам велась в течение восьми лет (начиная с 1856 года). Вырабатывались и перерабатывались несколько раз проекты реформ. В начале 60-х годов проекты реформ, в том числе школьных, были более либеральными, нежели последующие их варианты и законы, утвержденные в 1863-1864 годах.
Характеризуя устав университетов, утвержденный в 1863 году, и пятикратную переработку проекта этого устава, Герцен писал: «Правительство делало, как иерусалимские паломники, слишком много нагрешившие, три шага вперед и два назад. Один все же оставался». Эти слова вполне применимы и к подготовке реформы начальной и средней школы.

«Положение о начальных народных училищах». 19 июля 1864 года было утверждено «Положение о начальных народных училищах». По этому «Положению» цель начальных народных училищ определялась так: «Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» (§ 1). К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержавшиеся за счет казны, обществ и частных лиц (§ 2).
В начальных школах преподавались закон божий, чтение «пo книгам гражданской и церковной печати», письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, церковное пение. Все преподавание должно вестись на русском языке. Продолжительность обучения в «Положении» не указана. Фактически она была в лучших (земских, городских) школах три года, а во многих других (особенно церковноприходских) даже два года. Не был указан в «Положении» и возраст учащихся.
Принимались в народные училища дети всех сословий. Там, где не было возможности открыть отдельно начальные училища для мальчиков и девочек, допускалось совместное обучение. Обучение в начальных училищах могло быть платным или бесплатным, по усмотрению тех ведомств, обществ и лиц, за счет которых училища содержались. Обычно оно было бесплатным.
Учителями начальных училищ по «Положению» 1864 года имели право быть церковники (священники, дьяконы и дьячки) или же светские лица. От духовных лиц не требовалось никаких документов, подтверждающих их подготовленность к преподаванию, добрую нравственность и политическую благонадежность, тогда как светские лица могли быть учителями начальных народных училищ в том случае, если «получали на звание учителя или учительницы особое разрешение уездного училищного совета по представлении удостоверения в доброй нравственности и благонадежности от лиц, совету известных» (§ 16).
Все начальные народные училища, находившиеся раньше в ведении различных министерств и ведомств, были подчинены министерству народного просвещения, однако для начальных училищ, открываемых духовенством, делалось исключение: они находились в ведении синода.
Для руководства учебно-воспитательной работой школ (кроме церковноприходских) на местах по «Положению» 1864 года учреждались уездные и губернские училищные советы. В состав уездного училищного совета входили: представитель от министерства народного просвещения (по назначению попечителя учебного округа, обычно учитель гимназии или смотритель уездного училища), представитель от министерства внутренних дел (по назначению губернатора, обычно исправник, т. е. начальник уездной полиции), представитель духовного ведомства (священник, по назначению архиерея), два представителя от уездного земства (выбирались на уездном земском собрании), представитель городского самоуправления. Председатель уездного училища совета избирался из числа членов совета.
Уездный училищный совет руководил начальными школами, давал разрешения на открытие, перевод и закрытие этих школ, назначал и увольнял учителей. Губернский училищный совет (состоял из архиерея - председатель совета, губернатора, губернского директора училищ и двух представителей от губернского земства) рассматривал главным образом жалобы на постановления уездных советов данной губернии.
В «Положении о начальных народных училищах» видна двойственность школьной реформы, заключавшаяся в ее буржуазном характере и в сохранении прерогатив дореформенной системы образования. Новыми были замена крепостнически-сословной начальной школы школой бессословной, классовой, предоставление права открывать народные училища органам местного самоуправления (земствам, городам), обществам и частным лицам, допущение к преподаванию женщин, учреждение коллегиальных органов руководства школами. Наряду с этими сохранялись церковноприходские школы. На первый план при определении цели народных училищ выдвигалось распространение религиозно-нравственных знаний. Церковники допускались к преподаванию без каких-либо удостоверений, тогда как светские лица - только по получении удостоверений о их подготовленности, нравственности и благонадежности.

Устав гимназий и прогимназий 1864 года. Проект устава гимназий несколько раз переделывался, обсуждался педагогической общественностью и, наконец, был утвержден 19 ноября 1864 года.
По этому уставу устанавливалось два типа гимназий: классическая - с преподаванием древних языков - латинского и греческого и реальная - без древних языков, обе с семилетним сроком обучения.
В реальных гимназиях в большем объеме по сравнению с классическими преподавалась математика (26 уроков во всех классах в неделю, в классических 22), естествознание (23 урока и 6 уроков), физика и космография (9 и 6 уроков), черчение (в реальных) ; в реальных гимназиях преподавались два новых языка, в классических лишь один из новых языков (французский или немецкий). Остальные предметы: русский язык, литература, история, география - имели во всех гимназиях одинаковое число уроков; русский язык в реальных гимназиях - на один урок больше. Продолжительность урока устанавливалась в 1 час 15 минут.
Учебный план реальной гимназии отличался прогрессивными чертами и был более жизненным. К тому же больший объем знаний по математике, физике, естествознанию лучше соответствовал требованиям к поступающим на физико-математический и медицинский факультеты университета. Тем не менее право поступления в университеты было предоставлено лишь окончившим классические гимназии. Они могли поступать во все высшие учебные заведения, тогда как окончившим реальные гимназии был открыт доступ только в технические и сельскохозяйственные.
По уставу 1864 года гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями: в число учащихся принимались мальчики всех сословий без различия звания их родителей и вероисповедания. Отменялись телесные наказания учащихся. Были расширены функции и права педагогических советов гимназий. Директор гимназии не имел права отменять постановлений педагогического совета, а мог лишь обжаловать их попечителю учебного округа.
Каждая гимназия обязана была иметь библиотеку из книг, допущенных для ученических и учительских библиотек средних учебных заведений, набор наглядных учебных пособий по естествознанию, географии, математике, рисованию и физический кабинет.
Прогимназии были неполными средними школами, имели четыре класса, соответствующие первым четырем классам гимназий, открывались чаще в небольших городах.
Прежняя сословно-крепостническая гимназия преобразовывалась в буржуазно-классовую среднюю школу, но двойственность, половинчатость школьных реформ 60-х годов сильно сказались и на реформе гимназии. Требовалось, чтобы средняя школа давала более обширные знания по математике, физике, естествознанию, чем классическая гимназия, а также знание новых языков и современной литературы, умение чертить и разбирать чертежи. Такой именно и была реальная гимназия. Однако царское правительство предпочтение отдавало классической гимназии. Половина всех гимназий была сделана полуклассическими (с одним латинским языком), 25% гимназий были классическими (с латинским и греческим языками) и лишь 25% - реальными.
В 1866 году министром народного просвещения был назначен реакционер граф Д. А. Толстой, который относился враждебно к реальным гимназиям, поскольку они способствовали распространению среди молодежи материалистического мировоззрения. Он стал усиленно насаждать в средней школе классицизм и вскоре превратил все гимназии в классические.

Среднее женское образование. В начале 60-х годов был сделан шаг вперед и в отношении женского образования, хотя и этот вопрос был разрешен половинчато.
10 мая 1860 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения». По этому «Положению» женские училища могли быть двух разрядов. Училища первого разряда имели шестилетний срок обучения. В них преподавались закон божий, русский язык и словесность, арифметика и начала геометрии, география, история (всеобщая и русская), естествознание, физика, чистописание и рукоделие. К необязательным предметам были отнесены французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы. Женские училища второго разряда имели трехлетний курс обучения. В них преподавались закон божий, русский язык, география, русская история, арифметика, чистописание и рукоделие. Принимались в женские училища девочки всех сословий.
По сравнению с мужскими гимназиями женские училища первого разряда имели на один год меньшую продолжительность и значительно суженные программы обучения. Они, как это видно из формулировки «Положения о женских училищах», предназначались для подготовки женщины как жены и матери, но не ставили целью подготовить женщину к общественной деятельности. Число женских училищ было невелико. В 1870 году во всей России было всего 37 женских училищ первого разряда и 94 училища второго разряда. В этом же году они были преобразованы в женские гимназии и прогимназии.

Реформа высшей школы. В общественном движении 60-х годов большое участие приняли профессора и студенты. Уже в 1856 году начались студенческие волнения, на которые правительство отвечало репрессиями, вплоть до увольнения в 1861 году всех студентов С.-Петербургского университета. Но наряду с этим правительство вынуждено было пойти на некоторые уступки. Началась разработка нового университетского устава. Проект его перерабатывался пять раз, и, наконец, 18 июня 1863 года устав был утвержден под давлением общественного движения.
По этому наиболее прогрессивному из всех университетских уставов дореволюционной России университетам предоставлялась некоторая автономия: право выбора ученым советом университета ректора и проректора (на четырехлетний срок); избрание по конкурсу профессоров; советы факультетов выбирали деканов. Было увеличено число кафедр, предоставлена им возможность вести научную работу. Более чем в полтора раза увеличился состав преподавателей.
Были реорганизованы, превращены в полноценные высшие учебные заведения существовавшие раньше институты: Петербургский технологический, Горный, Путей сообщения, Московское выcшее техническое училище, Петровско-Разумовская (ныне Тимирязевская) сельскохозяйственная академия; открыт Рижский политехнический институт.

Начало земской деятельности по народному образованию. В 1864 году былo утверждено «Положение о земских учреждениях», по которому в 34 губерниях Европейской России, населенных главным образом русскими и народами Поволжья, вводилось местное самоуправление - земства.
Введение земства явилось, как отмечал В. И. Ленин, уступкой правительства обществу. Населению (в лице, однако, лишь владельцев недвижимого крупного имущества - помещикам, фабрикантам, домовладельцам, а также зажиточной части крестьянства) было предоставлено право ведать под контролем губернаторов местными хозяйственными и культурными делами: здравоохранением, народным образованием (содержанием начальных школ и поощрением среднего образования), устройством дорог, водеснабжением и т. п.
В области народного образования царизм уделил земству скромную роль: участие в развитии народного образования «преимущественно в хозяйственном отношении», т. е. земство могло открывать (с разрешения уездного училищного совета) школы и содержать их в хозяйственном отношении (помещение, отопление, освещение, оборудование, снабжение дозволенными министерством народного просвещения учебниками и письменными принадлежностями, оплата учителя и пр.). Но земству запрещалось вмешиваться в учебно-воспитательную работу школы, которая находилась в ведении уездных училищных советов и инспекторов народных училищ, должность которых (по одной на губернию) была установлена в 1869 году.
Ограничивалась роль земства и в другом отношении: оно могло содержать только начальные, но не средние школы. В отношении среднего образования земство имело право лишь «поощрения» выдачей субсидий средним учебным заведениям, установления стипендий учащимся средней школы.
И все же земства большинства губерний за первые десять лет своего существования создали значительную сеть начальных сельских школ; было открыто около 10 000 земских школ. Передовые земства пытались организовать подготовку народных учителей в земских учительских школах, проводили курсы и съезды учителей, устраивали пришкольные библиотечки, которыми пользовались и окончившие школу.
Надо, однако, заметить, что земство принимало на себя лишь часть хозяйственных расходов по школам, а основные расходы (наем помещений для школ, постройка школьных зданий, отопление, освещение, оплата учителя, сторожа) несли сельские общества.
Из всех типов начальной школы, существовавших в то время (земских, министерских, церковноприходских и др.), земские школы были лучшими. Образовательный уровень их учителей был выше, нежели учителей других начальных школ, они имели специальные здания, были лучше оборудованы учебными пособиями. Однако деятельность земств по народному образованию не выходила по своему существу за рамки буржуазного просветительства.

Школьная политика царизма в 70-80-х годах XIX века. В 70-80-х годах усилилась политическая реакция в России. В области народного образования она началась после выстрела Каракозова (1866), когда министром народного просвещения стал граф Д. А. Толстой, совмещавший этот пост с обязанностями обер-прокурора синода. Он (по меткому выражению Ушинского) «давит... народное образование тяжестью двух министерств...».
Царское правительство стало всячески тормозить открытие земских и городских школ и в противовес им упорно насаждало церковноприходские школы. Было усилено влияние духовенства на начальные школы и установлен строгий правительственный надзор за деятельностью учителей, для чего созданы с 1869 года должности инспекторов, а с 1874 года и директоров народных училищ. Реальные гимназии были ликвидированы, все гимназии превращены в классические, фактически дворянские школы (дети дворян в середине 90-х годов составляли более 50% учеников гимназий, в то время как в составе населения России дворян было лишь 2%). Средние учебные заведения стали отличаться педантизмом и формализмом, для учащихся был введен строгий режим. Либеральный университетский устав 1863 года был заменен реакционным уставом 1884 года: автономия университетов была ликвидирована, студенческие организации были запрещены. Ряд прогрессивных педагогов подвергся репрессиям. Учебные книги Ушинского долгое время были запрещены.
В средней школе упорно насаждался классицизм, в чем царское правительство видело средство отвлечь молодежь от вопросов современности, от участия в политических кружках и от усвоения материалистических идей.

Устав гимназий и прогимназий 1871 года. В 1871 году был издан реакционный «Устав гимназий и прогимназий», действовавший (с некоторыми изменениями) до Великой Октябрьской социалистической революции. По этому уставу все мужские гимназии были преобразованы в классические, реальные гимназии ликвидированы. Курс гимназии сделан восьмилетним (было семь классов, седьмой класс был двухгодичным). Латинский и греческий языки занимали в этих гимназиях 41,2% всего учебного времени. Латинский язык преподавался в течение всех восьми лет обучения, ему уделялось в разных классах от 5 до 8 часов в неделю. Преподавание греческого языка начиналось с третьего класса и длилось 6 лет, по 5-7 часов неделю в каждом классе. Естествознание было исключено из учебного плана гимназии.
По русскому языку в первых трех классах изучали грамматику, в четвертом классе - грамматику церковнославянского языка, а остальные четыре года посвящались изучению словесности (фольклора и литературы), причем наибольшее число часов затрачивалось на изучение древней литературы и литературы XVIII века.
По математике главное внимание обращалось на знание формул и развитие математического мышления; курс математики, как и преподавание других предметов, отличался формализмом.
Физика изучалась лишь в течение трех последних лет при незначительном числе часов. Химия не преподавалась вовсе. В учебном плане значилось «краткое естествознание», но в примечании к учебному плану намекалось, что это предмет необязательный и даже нежелательный. Преподавание географии преимущественно было направлено на заучивание географических названий.
Программа по истории и объяснительная записка к ней требовали, чтобы курс сосредоточивался главным образом на фактах «внешней истории». При этом курс истории превращался в историю царей.
С усилением реакции в 80-х годах при министре И. Д. Делянове была повышена плата за обучение, ограничен прием евреев в гимназии, издан циркуляр 1887 года, получивший название «циркуляр о кухаркиных детях». Этот циркуляр предписывал директорам гимназий и прогимназий воздерживаться от приема во вверенные им учебные заведения «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию». В результате этих мероприятий правительству с начала 80-х годов до середины 90-х удалось уменьшить число учащихся в классических гимназиях и понизить процент детей недворянского происхождения.

Реальные училища. В 1872 году был издан устав реальных училищ, неполноправной средней школы с 6-7-летним курсом обучения и профессиональным уклоном в старших классах. Этот тип школы предназначался для того, чтобы дать некоторую подготовку обслуживающему персоналу торговых и промышленных предприятий. Пятые и шестые классы реального училища делились на отделения: основное (т. е. общеобразовательное) и коммерческое, а седьмой (дополнительный) класс имел 3 отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное.
В 1888 году в целях подготовки кадров для развивающейся промышленности были созданы хорошо поставленные и оборудованные средние технические училища. Тогда механико-технические и химико-технические отделения реальных училищ были ликвидированы, а реальные училища преобразованы в общеобразовательную среднюю школу.
В реальных училищах содержание образования было более жизненным, чем в гимназиях. Поэтому реальные училища пользовались сочувствием и поддержкой прогрессивных сил общества. В реальных училищах отсутствовали древние языки, были значительно шире курсы математики и физики, преподавалось естествознание, два новых иностранных языка.
Большое внимание уделялось рисованию и черчению. Русский язык и литература, история, география в реальных училищах преподавались в таком же объеме, как и в гимназиях.
Несмотря на то что курс математики и физики в реальных училищах был шире, чем в гимназиях, и имелся курс естествознания, все же окончивших реальное училище в университет не принимали. Они могли поступать лишь в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения.

Женские гимназии. В 1870 году было издано «Положение о женских гимназиях». В зависимости от того, какое ведомство открывало и содержало женские гимназии, они делились на женские гимназии министерства народного просвещения и женские гимназии ведомства учреждений императрицы Марии (С конца XVIII века существовало особое ведомство учреждений императрицы Марии, жены Павла I, в ведении которого находились институты благородных девиц и другие женские учебно-воспитательные учреждения, воспитательные дома, сиротские институты и т. д.). Учебные планы и программы тех и других немного отличались друг от друга. Женские гимназии имели семь классов и восьмой, дополнительный (педагогический) класс. Окончившие женские гимназии не пользовались правом поступления в университет.
Женские прогимназии имели четыре класса и соответствовали первым четырем классам женских гимназий.

«Положение о начальных народных училищах» 1874 года. Начальная школа в 70-8Э-х годах. «Положение о начальных народных училищах» было утверждено в 1874 году. Оно действовало без изменений в дореволюционный период и являлось большим тормозом развития начального образования. По сравнению с предыдущим в «Положение о начальных народных училищах» 1874 года был внесен ряд изменений реакционного характера. Так, председателем уездного училищного совета теперь являлся уездный предводитель дворянства (по «Положению» 1864 года председателя выбирали сами члены уездного училищного совета). Смысл этого изменения заключался в том, что начальные школы, обслуживающие главным образом крестьян, отдавались под опеку дворянства. Усиливался надзор духовенства за образом мыслей и поведением народных учителей и духом преподавания в начальных школах. Инспекторам (учреждены в 1869 году) и дирекциям народных училищ была предоставлена большая власть над школами и народными учителями.

Земские школы. Реакция 70-80-х годов сильно сказалась и на деятельности земств по народному образованию. Земские школы не находили должной поддержки со стороны царского правительства. За 20 лет (1875-1894) было открыто земских школ втрое меньше, чем за предыдущие 10 лет, хотя потребность в сельских начальных школах с каждым годом все более увеличивалась.
В деле развития начальной народной школы земства сыграли определенную роль. Они находили большую поддержку со стороны передовых педагогов и деятелей народного образования. К середине 90-х годов земства уже всецело приняли на себя оплату учителей; ряд земств открыл земские учительские школы (семинарии) для подготовки учителей; земствам принадлежало право намечать кандидатов на должности учителей земских школ и представлять на утверждение в уездный училищный совет. Земства, снабжая школы учебниками и учебными пособиями, оказывали известное влияние на улучшение учебной работы, способствовали повышению уровня преподавания. Некоторые уездные земства организовывали при школах библиотечки для внеклассного чтения учащихся и для окончивших школу.
Даже в тех уездах, где земские собрания и их исполнительные органы - земские управы - состояли преимущественно из реакционно настроенных лиц - крепостников, передовые учителя земских школ стремились применять лучшие методы обучения, осуществлять на практике идеи прогрессивных русских педагогов. Были среди земских учителей и революционеры, работавшие в народных школах по политическим соображениям, чтобы стать ближе к народным массам и вести просветительную работу и революционную пропаганду среди крестьянства.
Хотя деятельность земств по народному образованию строилась в интересах дворян-помещиков и фабрикантов, нуждавшихся в грамотных сельскохозяйственных и фабричных рабочих, земская школа благодаря влиянию на нее прогрессивных деятелей народного образования и передовых педагогов значительно перерастала поставленные ей официальные рамки; было расширено содержание начального обучения, в особенности путем объяснительного чтения сообщались учащимся начальные сведения по природоведению, географии и русской истории. Царское правительство относилось поэтому к земской деятельности по народному образованию с подозрением и всячески тормозило ее, противопоставляло земским церковноприходские школы и со своей стороны стало открывать в качестве образцовых «министерские» начальные училища, но их, однако, было значительно меньше, они не стали основным типом начальной школы.

Церковноприходские школы. Царское правительство и церковь с целью борьбы с земской школой и культивирования в начальных школах религиозности и «преданности престолу» усиленно насаждали церковноприходские школы. К началу XX века число этих школ в России сильно возросло и составило почти половину всех начальных школ страны.
Ассигнования на церковноприходские школы увеличивались из средств казны. Так, в 1902 году было отпущено на эти школы 10,5 миллиона рублей, а на все прочие начальные школы только 5 миллионов рублей. В тех селениях, где существовали церковноприходские школы, запрещалось открывать земские школы. В губерниях, где не было земства, церковноприходские школы в 1900 году составили около 80% всех начальных школ.
Церковноприходские школы были самым худшим типом начальной школы. Большая часть учебного времени в них уделялась закону божьему, церковнославянскому чтению и церковному пению. Сведения по природоведению и географии не сообщались учащимся вовсе, рассказы из русской истории преподносились в сугубо религиозном и монархическом духе. Учителями церковноприходских школ были священники, дьяконы, дьячки и учителя, получившие подготовку в церковно-учительских школах. После учреждения епархиальных училищ (женских средних учебных заведений церковного ведомства с семилетним курсом) учительницами многих церковноприходских школ стали окончившие эти училища.
Срок обучения в церковноприходских школах, по правилам о церковноприходских школах 1884 года, был двухлетним, тогда как в земских школах уже с 60-х годов установился трехлетний срок. Лишь к концу 90-х годов, когда во многих земских школах стал вводиться четырехлетний курс, продолжительность обучения в церковноприходских школах была повышена до трех лет.
Население понуждалось церковью к сборам на содержание церковноприходских школ под видом «доброхотных пожертвований благочестивых прихожан». Ученики старших классов церковноприходских школ нередко использовались церковниками как рабочая сила не только для нужд школы, но и в хозяйствах церковников. За учебники и письменные принадлежности взыскивалась с родителей учащихся в этих школах стоимость их, тогда как в земских школах они предоставлялись учащимся бесплатно.
Все это заставляло сельские сходы нередко выносить «приговоры» о замене церковноприходской школы в данной местности школой земской, однако подобные «приговоры» отменялись царской администрацией, а принимавшие такие решения крестьяне подвергались репрессиям и преследованиям.
Церковники стремились сосредоточить в своих руках все начальные школы. В Государственный совет в 80-90 годах XIX века несколько раз вносились проекты передачи всех начальных школ в ведение синода, т. е. превращения их в церковноприходские. Подъем общественного движения во второй половине 90-х годов не дал осуществить эти реакционные намерения.

Двухклассные народные училища. Городские училища по «Положению» 1872 года. Начальные школы с трехлетним курсом обучения не могли удовлетворить потребностей народного хозяйства, перешедшего уже на капиталистические рельсы. Возникла потребность в повышенных школах. Были созданы двухклассные начальные училища с пятилетним сроком обучения: первые три года обучения считались первым классом и соответствовали курсу одноклассного народного училища; четвертый и пятый годы были вторым классом, в нем преподавали русский язык, арифметику (дроби, прогрессии, тройное правило, проценты), наглядную геометрию, элементарные сведения по естествознанию, физике, географии и русской истории.
Двухклассные начальные училища были школой-тупиком. Окончившие его не имели возможности продолжать общее образование в средних школах, так как учебные планы и программы их и средних школ не имели преемственной связи. Число двухклассных училищ было невелико, примерно одно на волость. Окончившие эти училища поступали по экзамену в сельскохозяйственные школы, учительские семинарии и на различные курсы.
Более повышенными начальными школами были городские училища. Большая часть уездных училищ, существовавших по уставу 1828 года, была преобразована в 70-х годах в городские училища по «Положению» 1872 года. Эти училища имели шестилетний курс обучения, их целью было дать детям недворянского происхождения (сыновьям ремесленников, мелких служащих, мелких торговцев и пр.) повышенное начальное образование и некоторые прикладные знания.
В городских училищах преподавались закон божий, русский язык и литература, арифметика, алгебра, геометрия, география, история, естествознание (сведения из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека), рисование, черчение, пение.
Городские училища были, как и двухклассные училища, школами-тупиками, так как преемственной связи между ними и средними учебными заведениями не было. При многих городских училищах организовывались для окончивших одно-, двухгодичные курсы: счетоводные и бухгалтерские, педагогические, чертежные и т. п.
Городские училища просуществовали до 1912 года. После этого они были преобразованы в высшие начальные училища с четырехлетним курсом обучения (после начальной школы).

Подготовка учителей начальных школ. Учительские семинарии и институты. Рост числа начальных школ, особенно в 60-70-х годах XIX века, остро поставил вопрос о подготовке для них учителей. Лучшие русские педагоги разрабатывали вопрос о подготовке учителей. Так, К. Д. Ушинский в 1861 году составил и опубликовал проект учительской семинарии. По этому проекту земства различных губерний открыли несколько земских учительских семинарий и учительских школ. Лучшими из них были возникшие в 70-х годах С.-Петербургская земская учительская школа, имевшая четырехлетний (а после революции 1905 года даже шестилетний) курс обучения, и Тверская женская учительская школа имени Максимовича. Еще раньше последователем Ушинского, известным методистом по географии Д. Д. Семеновым при активном участии местной общественности была открыта и прекрасно поставлена учительская семинария в г. Гори (Грузия).
В 70-х годах царское правительство стало ограничивать открытие земских учительских семинарий и учительских школ. Вместо них создавались казенные учительские семинарии, в которых должны были воспитывать будущих учителей для народа в духе православия и «преданности престолу». Выработанное в 1870 году «Положение об учительских семинариях» и инструкция 1875 года предписывали учащимся семинарий неуклонное исполнение обрядов и требований православной церкви, посещение богослужений, соблюдение постов, говение, в свободное время чтение книг религиозного содержания.
Курс учительских семинарий был установлен трехлетний (после революции 1905 года он стал четырехлетним). В семинарии принимались главным образом окончившие двухклассные училища. При учительских семинариях были общежития, большинство семинаристов получало стипендии: казенные и земские. Сначала учительские семинарии были только мужскими, впоследствии стали открываться и женские. К 1 января 1917 года в России имелась 171 учительская семинария. В них преподавались закон божий, русский язык и литература, математика, естествознание, физика, география, история, рисование, пение, педагогика, методика первоначального обучения. Во многих семинариях (особенно в земских) преподавались также ручной труд и сельское хозяйство.
Учительская семинария по сравнению с гимназией и реальным училищем давала меньший объем общеобразовательных знаний. В периодической печати нередко указывали на этот их недостаток. Положительной стороной учительских семинарий была педагогическая подготовка учащихся. Преподавались педагогика с элементами психологии и истории, методика преподавания в начальной школе русского языка и арифметики. Педагогическую практику учащиеся семинарий вели в существующих при них образцовых школах.
Учительские семинарии не могли удовлетворить потребности начальных школ в учителях. Некоторое число учительниц начальных школ готовили женские гимназии с восьмым (педагогическим) классом. Учительницы, окончившие этот класс, обладали большим общим образованием, но меньшей педагогической подготовкой по сравнению с учителями, прошедшими учительскую семинарию. Известное число учительниц земских школ и значительное количество учительниц церковноприходских школ выпускали семиклассные женские епархиальные училища.
Часть учителей начальных школ в конце XIX и начале XX века давали одно-, двухгодичные педагогические курсы, организованные при городских училищах. Однако эти учебные заведения не удовлетворяли полностью потребности в учителях начальных школ. Часть из них получала звание учителя в порядке экстерна.

Учительские институты. Для подготовки учителей городских училищ, преобразованных в 1912 году в высшие начальные училища, были созданы учительские институты, куда принимались мужчины, окончившие учительские семинарии или городские училища и педагогические курсы при городских училищах.
Курс обучения в учительских институтах был трехгодичным и общеобразовательная подготовка, даваемая учительскими институтами, не достигала даже уровня общеобразовательной средней школы, но в них педагогическая и методическая подготовка была поставлена хорошо. Большинство видных методистов дореволюционного времени - авторов методических руководств по преподаванию русского языка, математики, естествознания и других предметов - были преподавателями учительских институтов.