Неизвестный жак де моле.

Текущая страница: 1 (всего у книги 25 страниц)

Ален Демюрже
ЖАК де МОЛЕ
ВЕЛИКИЙ МАГИСТР ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ

«Quar nous navons Volu ne Volons le Temple mettre en aucune servitute se non tant come Il hy affiert».

(Ибо мы не хотели и не хотим, чтобы Храм был поставлен на какую-либо службу, кроме той, каковая ему надлежит.)

Письмо Жака де Моле Эксемену де Ленде, которого он только что назначил магистром провинции Арагон.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Что известно о Жаке де Моле, последнем магистре ордена Храма, двадцать третьем, если начинать отсчет с основателя ордена в 1120 г. – Гуго де Пейена? На самом деле очень мало, а о двух третях жизни – почти ничего.

Орден Храма был первым военно-монашеским орденом западного христианства. Это был орден, куда вступали, произнося обет, где жили по уставу, где служили мессу и читали часы. Но вместо того чтобы предаваться созерцанию и постижению дела Божия (opus Dei), как в бенедиктинском и цистерцианском орденах, там занимались военным ремеслом на службе Богу и его церкви. Понятие «рыцарь Христа» (тiles Christi), имевшее долгую историю, в конечном счете целиком соотнесли с этой новой формой религиозного служения.

Повод к ее появлению дали крестовые походы: защита паломников, которые посещали Иерусалим, освобожденный от неверных, как в те времена называли последователей мусульманской религии, а потом военная оборона латинских государств Востока, основанных в ходе первого крестового похода в 1098-1099 гг., объясняли создание этого нового института.

Первоначально появившись на свет в пристройках мечети аль-Акса на горе Мория (или Храмовой), новый орден принял название «Бедных рыцарей Христа храма Соломона». Он получал дары как на Востоке, так и на Западе и смог образовать по всему христианскому миру сеть командорств, объединенных в бальяжи, а позже в провинции, которые все подчинялись власти магистра и сановников, обосновавшихся сначала в Иерусалиме, а потом, в XIII в., когда Иерусалим был потерян, в Акре. В подражание ордену Храма возникли другие ордены – на Востоке (Госпиталь, тевтонцы), в Испании (Калатрава, Сантьяго и т.д.) и на Балтике, где поселились тевтонцы, включив позже в свой состав мелкие ордены рыцарей Христа, а также Добринский и Меченосцев.

Жак де Моле, родившийся приблизительно в 1245-1250 гг., вступил в орден Храма в 1265 г. и стал великим магистром в 1292 году. К этому моменту франков, или латинян, окончательно изгнали из Святой земли: за год до того, в 1291 г., Акра и последние крестоносные крепости попали в руки мамелюкских султанов Египта и Сирии. Свои должностные обязанности Жак де Моле исполнял на Кипре вплоть до рокового дня, когда, прибыв во Францию для бесед с папой, он, как и все братья его ордена, оказался жертвой французского короля Филиппа Красивого. Тамплиеры были арестованы в 1307 г., орден упразднен в 1312 г., и Жак де Моле погиб на костре 11 или 18 марта 1314 года.

О Жаке де Моле, как я сказал, известно немногое. Однако документы существуют, и сведения, часто лапидарные, неточные, косвенные, позволяют мелкими мазками набросать биографию этого человека, которая будет не столь уж краткой. Для того периода, когда он стал отвечать за судьбы ордена Храма, можно выделить основные черты его деятельности; даже не требуя от источников слишком многого и не подгоняя решение под ответ, удается разглядеть мастерство Жака де Моле в руководстве и управлении орденом Храма в течение двадцати последних лет.

Рассказ о событиях, в которые были вовлечены орден Храма и его руководители, излагают прежде всего хроники того времени. Хроника Тирского Тамплиера, который был секретарем великого магистра Гильома де Боже, но притом тамплиером, – главное произведение, которое позволяет познакомиться с этим периодом. Позже эту хронику продолжил Амади, а потом Флорио Бустрон, добавившие некоторые детали. Ценные сведения дают и западные хроники – Гильома де Нанжи и ее французское продолжение, хроники итальянских городов и хроника Виллани, монастырские хроники из Англии или стран империи.

К ним добавляются эпистолярные документы. Архивы Арагонской короны в Барселоне богаты различными письмами, содержащими неопубликованные сведения, которые, однако, надо тщательно проверять, потому что часто это данные из вторых рук. Среди них есть и написанные Жаком де Моле: две памятных записки, составленных великим магистром по просьбе папы Климента V, одна о крестовом походе, другая о проекте объединения орденов, и к ней прилагается тонкая пачка писем на латыни и французском, из которых я в приложении собрал импровизированный корпус текстов. Присутствуют также если не ответы на эти письма Жака де Моле, то, во всяком случае, письма, адресованные ему, которые пополняют наши знания. Такая переписка иногда приобретает личный характер, и тогда ее ценность состоит в том, что через нее можно попытаться постичь личность великого магистра. Папские архивы, которые доступны через посредство Реестров папских писем, составленных под эгидой Французской школы в Риме, также содержат много сведений, которые следовало бы дополнить, обратившись к оригиналу.

Наконец, остаются протоколы допросов тамплиеров в ходе процесса – прежде всего допросов Жака де Моле (пять протоколов), а главное, всех, где упоминается его имя и порой рассматривается его деятельность. Это главнейший источник, но использовать его нелегко. Представьте, что историю писали бы только по полицейским рапортам, протоколам судебных следствий или по документальным источникам, составленным исключительно по памяти. А ведь материалы процесса ордена Храма и есть всё это вместе взятое. Это полицейско-политическая интрига: верить Гильому де Ногаре все равно что верить прокурору Вышинскому или сенатору Маккарти. Эти допросы вели палачи, а потом инквизиторы с единственной целью – чтобы все допрашиваемые оказались виновными. Наконец, огромная часть показаний допрошенных сделана по памяти: сколько фактов было искажено, помещено в неверный контекст, неверно датировано? Конечно, зерно истины есть, но что за зерно и какой истины?

Как извлечь из этого массива породы многочисленные крупицы правды, которые она содержит? Все историки, интересовавшиеся историей ордена Храма и его трагического конца, очень остро ощущали эту проблему. Но они (и я тоже) всегда применяли к ней следующую схему: виновны тамплиеры? Или невиновны? Если да, материалам процесса можно доверять, если нет – нельзя. В настоящее время в среде историков намечается новая тенденция: сосредотачиваться на текстах и искать в них противоречия, недостатки, ошибки, которые многочисленны, но также и ту долю истины, какая там есть; скрупулезно анализировать ход процессов против тамплиеров и также выявлять различные интересы и цели их участников: папа и его судьи (папские комиссии) подходили к вопросу о заблуждениях ордена Храма иначе, чем королевские судьи и их союзники из инквизиции, они преследовали разные цели, потому что первые хотели искоренить злоупотребления ордена, а вторые – уничтожить его как еретический, идолопоклоннический, безнравственный, ненужный и еще бог знает какой!

Что же до самих допрашиваемых тамплиеров, они хотели спасти свою шкуру!

В такой ситуации слепо доверять их показаниям было бы очень наивно. И тем не менее эти показания существуют!

Чтение книги Барбары Фрале «L`ultima battaglia dei Templari» [Последняя битва тамплиеров], которая вышла в 2001 г. и с которой я познакомился, работая над этим трудом, в конечном счете убедило меня принять во внимание все эти «сомнительные» документы – сомнительные потому, что были составлены по памяти (и под пыткой), по слухам и сплетням, по свидетельствам тех, кто это слышал от тех, кто это слышал от тех, кто знает… Как можно отвергать свидетельства многочисленных «наблюдателей» (назовем так послов, случайных информаторов, отчасти или полностью безымянных авторов, писавших письма из Парижа и Пуатье), которые вели переписку с королем Арагона, с тамплиерами или другими монахами своих государств и которые приводят сведения, явно не поддающиеся проверке по другим источникам, и принимать за чистую монету показание тамплиера в ходе процесса, которое так же невозможно проверить, потому что оно уникально?

Если я говорю «принять во внимание», это не значит «принять на веру»; но, во всяком случае, сначала я должен был проверить показание, каким бы оно ни было, а только потом мог его отвергнуть. Надеюсь, читатель поймет, почему мне порой, чтобы решить какой-то вопрос, приходилось далеко отступать от темы. Хуже всего, что, возможно, иногда я делал неправильный выбор!

Правда, и Жак де Моле не упрощал мне задачи. Я признателен ему за отдельные письма, в большинстве сохранившиеся в Барселоне, которые отражают личность, очень непохожую на того слабого человека, каким нам обычно его изображают. Но после первых и очень кратких начальных признаний он предпочел умолкнуть на время дальнейшего процесса. Когда читаешь протоколы допросов тамплиеров папскими уполномоченными в 1310–1311 гг., в голову приходит мысль, что – даже если не воспринимать их материалы как истину в последней инстанции – Жак де Моле тут мог бы многое объяснить нам о своем ордене и о себе самом. Все равно бы, конечно, понадобился отбор, но какая жалость, что он избрал неверную систему защиты.

Одно из главных препятствий, с которым я столкнулся при написании этого жизнеописания, связано с хронологией. Рискуя утомить читателя, я был вынужден кое-что описывать, вероятно, со скучными подробностями, лишь бы установить факты и корректно их датировать. Это мне удавалось не всегда. В большинстве писем Жака де Моле год не указан; то же относится к переписке тамплиеров между собой и с другими корреспондентами из Арагонской короны. По контексту чаще всего можно было установить приемлемую дату, но сколько раз приходилось выбрасывать красивые рассуждения, когда оказывалось, что документы, на которых они основаны, придется датировать иначе! Да будет известно демагогам, предпочитающих историю без дат (а то и без памяти!), что без надежной хронологии историография строится на песке.

Без учеников и учителей, коллег и конференций, встреч и обменов мнениями эта несовершенная книга была бы еще несовершенней. Я рад поблагодарить здесь всех, кто при помощи совета, информации или поиска в архивных фондах любезно сообщил мне то, что было известно ему: во Франции это Пьер-Венсан Клавери и Дамьен Карраз, Клод Мютафьян, в Англии – Фредерик Лашо, Хелен Николсон, в Риме – Симонетта Черрини, Барбара Фрале, Доминик Валерьян, Ив Ле Погам, а в Испании – Филипп Жоссеран в Мадриде, Алан Фори, чья работа о тамплиерах Арагонской короны была для меня столь полезной и который передал мне много сведений, почерпнутых в фондах Барселонских архивов (хорошо ему знакомых), мои друзья Хоан и Карме Фугет, которые позволили мне дважды побывать в Барселоне и помогли попасть в Архивы Арагонской короны, где я всегда находил любезный прием как у секретаря, так и у персонала и читателей (разве не Франсуаза Бериак расшифровала мне одно из этих писем – Жака де Моле или кого-то другого – стертое, дырявое, в пятнах, короче говоря, нечитаемое, но столь ценное?).

1
1250
ЮНОСТЬ МОЛЕ

Рождение: где и когда?

Судьям, допрашивающим его, Жак де Моле 24 октября 1307 г. в Париже ответил, что был принят в орден в Боне сорок два года тому назад Юмбером де Перо, рыцарем.1
Mich. II. P. 305.

В отличие от большинства из ста тридцати восьми тамплиеров, которых допрашивали в Париже в октябре и ноябре 1307 г., в протоколе допроса великого магистра нет никаких указаний на возраст. Таким образом, устанавливать год его рождения нам придется на основе только этих относительных цифр. Если к 1307 г. он прослужил в ордене Храма сорок два года, значит, его приняли в 1265 году. Первый надежный ориентир? Когда в августе следующего года его допрашивали в Шиноне делегаты папы, он снова сказал, что был принят сорок два года назад, то есть в 1266 году. Допустим, что он машинально повторил прежнее показание!2
H. Finke, Papsttum. Bd. II. S. 328.

В принципе в орден вступали во взрослом возрасте:

Хотя устав святых Отцов [устав святого Бенедикта] разрешает принимать в орден детей, мы вам не советуем идти на это […]. Ибо тот, кто захочет отдать своего ребенка в рыцарский орден навсегда, должен вырастить его до тех пор, пока тот не войдет в возраст, позволяющий крепко держать оружие и стирать с лица земли врагов Иисуса Христа […], и пусть лучше он примет обет не ребенком, но взрослым…

Моле был дворянином, и его приняли в орден Храма как рыцаря; это не значит, что он уже был посвящен в рыцари. Посвящали в рыцари обычно в двадцать лет. Если предположить, что в этом возрасте его и приняли, в качестве даты его рождения можно допустить 1245 или 1244 год.4
Эту дату принимает М. Барбер: Barber M. James of Molay, thé Last Grand Master of thé Order of thé Temple // Studia Monastica. 14 (1972). P. 91-124.

Но некоторые из рыцарей, допрошенных в 1307 г., вступили в орден Храма в 16–17 лет, а один, Ги Дофин, сын графа Роберта II Клермонского, дофина Овернского, даже в 11 лет; конечно, он не был посвящен.5
Mich. I. P. 415. cm. B.-T. P. 300, n. 30.

Вот группа из 138 рыцарей, допрошенных в Париже: для 123 из них возраст указан, и для них же, кроме двоих, мы располагаем датой вступления в орден, приведенной в той же относительной форме, как у Жака де Моле («я был принят столько-то лет назад»). Средний возраст их в 1307 г. был 41 год и 8 месяцев, а средний возраст вступления в орден Храма – 27 лет и 9 месяцев; 28 вступили в орден Храма в 20 лет или раньше (в том числе 12 – в возрасте от 11 до 16 лет), а 25 – между 20 и 25 годами.6
Mich. II. P. 244-420. – Forey, A. J. Towards a profile of thé Templars In thé early fourteenth century // The Military orders. Vol.l. Fighting for thé faith and caring for thé sick. Edited by Malcolm Barber. Aldershot: Variorum, 1994. Vol. I. P. 200 и далее.

В Шиноне, где вместе с Моле допрашивали четырех других сановников ордена Храма, двое из них указали свой возраст к моменту вступления в орден: Рембо де Каромб сказал, что вступил 43 года тому назад (в 1265 г.?) и ему было 17 лет, когда он «был сделан рыцарем и принят в орден Храма»;7
H. Finke, Papsttum. Bd. II. S. 324.

Жоффруа де Шарне тоже исполнилось 17 лет, когда его приняли в орден 40 лет назад (в 1268 г.?),8
Ibid. S. 325.

И он тоже был рыцарем. Если допустить, что Жака де Моле приняли в 16-17 лет, его дата рождения сместится на 1248/1249 или 1249/1250 год.9
Именно эту дату предлагает М.-Л. Бульст-Тиле.

В пользу последнего предположения можно сделать одну ссылку: на другом допросе, в 1309 г., Жак де Моле, говоря о временах, когда великим магистром был Гильом де Боже (то есть с 1273 г.), причислил тогдашнего себя к группе «молодых рыцарей». Тем не менее отметим, что по понятиям того времени молодость могла быть достаточно долгой.10
Duby, Georges. Les «jeunes» dans la société aristocratique dans la France du Nord-Ouest au XIIe siècle // Annales: Économies, Sociétés, Civilisations. 19 (1964). P. 835-846.

Итак, однозначного вывода сделать нельзя, придется обойтись приблизительными оценками. Ограничимся тем, что поместим дату рождения Жака де Моле в интервал между 1244/1245 и 1248/1249 и даже между 1240 и 1250 годами.

Отметим, что его раннее детство пришлось на время первого похода Людовика IX: этот поход, который был объявлен в 1244 г., готовился с 1245 по 1248 гг., происходил с 1248 по 1250 гг., продолжился пребыванием короля в Святой земле с 1250 по 1254 гг. и занял, таким образом, десять лет жизни короля и его королевства, мог оказать влияние на маленького Жака де Моле. Рассказы о бедствиях, смелости, неколебимой вере человека, который станет святым королем, о приключениях и воинских подвигах, а также о тяготах голода, болезней, даже плена из уст тех, кто ездил на Восток, воспоминания о тех, кто не вернулся, – все это вполне доходить до рыцарской семьи, какой была семья Моле. Но куда доходить? Где родился Жак де Моле?

Название Моле носят четыре французских общины в департаментах Кальвадос, Йонна, Верхняя Сона и Юра.11
Meyrat, J. Dictionnaire national des communes de France et d"Algérie, colonies françaises et pays de protectorat: postes, télégraphes, téléphones, chemins de fer et colis postaux. Tours: Deslis frères ; Paris: l"auteur, (1899).

Добавим к ним местности с собственными названиями и хутора. Известно, что Моле был бургундцем; однако вариант Йонны, хоть там и был дом ордена Храма (или Госпиталя?), надо отвергнуть, потому что Жак де Моле принадлежал к благородному роду из Бургундского графства (обычно говорили просто «графства»), нынешнего Франш-Конте: «бургундец из Безансонского диоцеза», – писал в XVII в. Пьер Дюпюи.12
На основе рукописного реестра дворянских семейств Бургундского графства, составленного Дювернуа (Виуегпоу), из Безансонской библиотеки, который упоминали Э. Бессон и С. Леруа. Dupuy, Pierre. Traitez concernant l"histoire de France: sçavoir la condamnation des Templiers, avec quelques actes: l"histoire du schisme, les papes tenant le siège en Avignon: et quelques procez criminels. A Paris: Chez Edme Martin, S. Jacques, au Soleil d"Or, 1685. P. 65.

Тогда остаются два рода и две местности.

Коммуна Моле в Верхней Соне, в кантоне Витре, относилась тогда к приходу Летр. Этот приход подчинялся в то время не Лангрскому диоцезу, как иногда говорят, а Безансонскому из-за принадлежности к деканскому округу Трав.13
Leroy S. Jacques de Molay et les templiers franc-comtois d"apres les actes du proces // Bulletin de la Societe grayloise d"emulation. 3 (1900). P. 133 et 136.

Один мелкий дворянский род здесь известен со времен Эме, или Эймона, де Моле, упомянутого в 1138 г. – тогда между цистерцианским аббатством Ла-Шарите и Эймоном, сеньором Моле, а также тремя его сыновьями было заключено соглашение о бенефициях с церквей Фретинье и Этрелль по соседству с Жи.14
Rey M. L"ordre du Temple en Franche-Comte, d"apres les documents ecrits // Academic des sciences, belles-lettres et arts de Besancon. Proces-Verbaux et Memoires. T. 180 (1972-1973). P. 95, n. 5. Автор ссылается на AD Doubs, 58 Н 2. С. Леруа, о чем М. Рей не знал, уже упоминал это соглашение, но отождествлял названия, упомянутые в документе, с другими местами: по его мнению, речь шла о Летре и Пренье недалеко от Моле.

Возможно, Жак был отпрыском этого рода и сыном некоего Жерара, упомянутого в 1233 году.15
Besson, Edouard. Etude sur Jacques de Molay, dernier grand-maitre des Templiers // Memoires de la Societe d"emulation du Doubs. Besancon, 1876. P. 484. – Это утверждение воспроизвел (и уточнил) С. Леруа: Leroy S. Op. cit.. (прим. 13). Р. 136

В подтверждение такой гипотезы можно упомянуть тот факт, что в «доме» Жака де Моле, когда он стал великим магистром, два тамплиера были уроженцами окрестностей Моле в Верхней Соне: Жак из Ла-Рошели (де Рюпелла), сержант «из Безансонского диоцеза», упомянутый как «пребывающий на службе магистра», принятый в орден в Лимасоле (Кипр) в 1304 г. и родившийся в Ла-Рошели, деревне совсем рядом с Моле,16
Mich.I. Р. 65,105,117 и 562. Жерар де Моле, упоминавшийся в 1233 г., был вассалом сеньора Ла-Рошели: 5 S. Leroy, Ibid.

И Гильом из Жи, «из Безансонского диоцеза… из дома и familia великого магистра ордена Храма, прево конской сбруи и его лошадей», принятый в орден в 1303 г.17
Mich. II. P. 289 h I. P. 564.

И происходящий из Жи, деревни, находившейся километрах в двадцати от Моле. И последний довод в пользу этой идентификации: согласно показанию одного тамплиера, допрошенного в Пуатье в 1308 г. в рамках процесса против ордена, у великого магистра ордена Храма, то есть Жака де Моле, был тогда брат – декан Лангра. А ведь Лангр недалеко от Моле.18
H. Finke, Papsttum. Bd. II. S. 337.

Деревня Моле в Юре, в кантоне Шмен, находилась в феодальной зависимости от замка Раон, стоявшего очень недалеко.19
Thomassin, Victor. Figures comtoises. Jacques de Molay, dernier Grand Maitre de 1"Ordre du Temple. Paris: C. Boutet, 1912. К этой версии склоняются Бульст-Тиле и Дайе.

Она расположена километрах в десяти к югу от Доля. Жан де Лонгви, по прозвищу де Шоссен (все это соседние населенные пункты), был женат на дочери Маэ (или Матьё), сира де Раона, и Алике; от этого брака родилось несколько детей, в том числе Жак (которого иногда называют Жаном), старший сын.20
Dunod de Charnage, Francois-Ignace. Memoires pour ser-vir a 1"histoire du comte" de Bourgogne, contenant 1"idee generate de la noblesse et le nobiliaire dudit comte"… Besanfon: J.-B. Charmet, 1740. P. 60.

В поддержку этой гипотезы ссылаются на завещание Жана де Лонгви от 1310 г., в котором он завещает свои владения сыну Жаку, – завещание, якобы зарегистрированное в церковном суде Безансона, согласно Ж. Лаббе де Бийи.21
Labbey de Billy, Nicolas Antoine. Histoire de 1"universite du Comte de Bourgogne et des differens sujets qui 1"ont honoree: pour faire suite aux ouvrages historiques de M. Dunod. Besancon: C.F. Mourgeon, 1814-1815. T. 2. P. 145. в издании: Robert, Ulysse. Testaments de I"officialite de Besan9on: 1265-1500. Paris: Imprimerie nationale, 1902-1907. 2 Vol. (Collection de documents Inedits sur 1"histoire de France.) не обнаружено ни одного завещания, где бы упоминались Моле или Лонгви.

Но этот документ, если когда-либо и существовал, исчез (завещания из церковного суда Безансона разрознены и частично уничтожены). Саму его реальность можно поставить под сомнение, потому что он не упоминается в каталоге (полном) дома Берто.22
Бессон, Леруа и Дюгейт (известны только «тезисы» диссертации последнего, но не сама диссертация), опираясь на этот каталог, категорически отвергают версию Моле в Юре.

Наличие связей, которые сеньоры Раона якобы поддерживали с другими родами Графства, такими, как род Уазеле (Моntе Аvium), или Уазелье (Oiselier) либо Озеле (Оsеler), давший одного маршала ордена Храма при великом магистре Моле, а также родом Грансонов, если предположить, что между ними существовали семейные связи, также не доказано, и сообщения о них выглядят неубедительно.23
Бульст-Тиле: В.-Т., 8. 302, – уверяет, что существовали семейные связи между Грансонами и Уазеле. Но ведь в статье Ф. Функа-Брентано: Funck-Brentano F. Philippe le Bel et la noblesse comtoise // EEC. 49 (1888). P. 1-36, – на которую она опирается, ничего не сказано о Грансонах. Уазеле расположен в департаменте Верхняя Сона, кантон Жи. Это говорит скорее в пользу версии Моле из Верхней Соны.

Что касается завещания, то 1310 год в качестве даты (правда, другие авторы называют 1302 г.) выглядит очень курьезно, если предположить, что имеется в виду Жак де Моле: ведь Жан де Лонгви должен был знать, что происходило с его сыном в то время! Завещать владения магистру ордена Храма, узнику, судимому и почти осужденному, значило завещать их монарху, в данном случае – графу Бургундскому, потому что владения ордена Храма с 1307 г. были поставлены под секвестр!

Хотя по этому вопросу – и очень даже важному! – сказано не всё, я делаю выбор в пользу Моле из Верхней Соны.

Жака де Моле принимали в орден два сановника высшего ранга: Юмбер де Перо, генеральный досмотрщик ордена во Франции и в Англии, и Амори де ла Рош, магистр провинции Франция. Оба принадлежали к знатным дворянским родам. Достаточный ли это признак того, что Жак принадлежал к видному роду, скорей к среднему, чем к мелкому дворянству?24
Frale, Barbara. L"ultima battaglia dei Templari. Roma: Viella, 2001. P. 15-16.

Не факт, даже если в этом районе Бургундии между средним слоем дворянства и военными орденами, а также крестоносцами установились прочные связи.25
Demurger, A. L"aristocrazia lai"ca e gli ordini religiosi-mili-tari In Francia nel duecento // Militia sacra: gli ordini militari tra Europa e Terrasanta. A cura di Enzo Coli, Maria De Marco e Fran-cesco Tommasi. Perugia: S. Bevignate, 1994. P. 55-84.

Итак, Жак де Моле происходил из дворянского рода – может быть, видного – Бургундского графства и родился между 1240 и 1250 годами. Этот пространственный и временной контекст имеет важное значение. Графство Бургундия не относилось к Французскому королевству; это была имперская земля, и, значит, Жак де Моле не был подданным короля Франции. Тем не менее он родился и прожил детские и юношеские годы в период, когда королем этого соседнего королевства был Людовик IX. Он вступил в орден Храма (в 1265 г.) за два года до того, как король во второй раз принял крест. Невозможно представить, чтобы он не слышал об этом, тем более что из Бургундии (как из графства, входившего в состав империи, так и из герцогства, входившего в состав королевства), как и из совсем близкой Шампани, с самого начала крестоносного движения вышло немало крестоносцев. Тем не менее единственное упоминание Людовика IX в словах и письмах Моле связано с грубой ошибкой: он упоминает о присутствии святого короля на Втором Лионском соборе в 1274 г., хотя тот умер за четыре года до того! «Я помню, что, когда папа Григорий [Григорий X] был на Лионском соборе вместе с Людовиком Святым […], там находился также брат Гильом де Боже, в то время магистр ордена Храма […]».26
Памятная записка Ж. де Моле о слиянии орденов, опубликованная Лизераном: О. Ыгегап^, Ье Воззгег… Р. 2-3.

Странный, однако, провал в памяти – ведь к моменту созыва собора Моле уже девять лет как был тамплиером!

Некоронованный король
Жак де Моле – фигура из ряда вон выходящая, его яркая жизнь и мученическая смерть послужили поводом для мифологизации рыцарства, а сам он стал прообразом борца против церкви и королевской власти, вдохновившим многие поколения революционеров и атеистов всех мастей. Оказавшись жертвой политического инквизиционного процесса, сам великий магистр отнюдь не был безгрешной личностью, а его деятельность во главе ордена тамплиеров грозила тотальным разрушением основ христианского мира еще в XIV веке. У короля Филиппа Красивого и папы Климента V были все основания видеть в Жаке де Моле опаснейшего конкурента.

Гороскоп Жака де Моле

Жак де Моле_

Начнем с того, чем был для средневековой Европы орден тамплиеров, и почему его дальнейшее существование угрожало не только французской короне, но и всему западноевропейскому миру, цивилизационные основы коего зиждились на представлениях о священном происхождении королевской власти. До тех пор пока король и папа были наместниками Бога на земле, союз власти духовной и мирской гарантировал поступательное развитие европейского общества в русле христианского мировоззрения. Но уже в XV веке произошли необратимые изменения к худшему – основы основ готической цивилизации содрогнулись. Времена Ренессанса стали прологом новой главы в жизни христианской Европы, окрашенной багряным цветом смуты и братоубийственных гугенотских и гуситских войн. Королевская, как и папская власть были обречены, но падение их было отсрочено упразднением могущественного наднационального союза тамплиеров – организации, политический ресурс которой вполне позволял назвать орден самым первым Интернационалом. Тем не менее, семена богоборческих идей, посеянных тамплиерами, дали всходы во времена Просвещения, а реальные плоды – лишь в ХХ веке, кровавая история которого уходит своими корнями в темные времена средневековья.
Борьба Бога и дьявола стала основным лейтмотивом двухтысячелетней истории христианства, которую некоторые исследователи небезосновательно разделяют на два равновеликих периода, один из которых принадлежит Христу, а другой – антихристу. Появление на границе 1-го и 2-го тысячелетий на исторической арене многочисленных сект и ересей стало основанием для будущего возникновения тайных обществ: иллюминатов, масонов, розенкрейцеров и пр., довершивших начатое тамплиерами дело низложения власти христианства. Орден рыцарей храма Соломона был одним из наиболее действенных механизмов распространения в западной Европе оккультных восточных учений, и в первую очередь – иудейской каббалы. Как все новое, скрытое и непонятное, оккультизм вкупе с каббалической астрологией привлекал в орден огромное количество новых адептов. Обещанное неофитам знание невозможно было получить вне пределов рыцарского круга, ставшего идеальной средой для зарождения религии Люцифера.

Бафомет

Тамплиеры, как выяснилось, поклонялись некоему Бафомету – странному чудовищу с козлиной головой, казавшемуся рыцарям 13 века чем-то очень таинственным, экзотичным и глубоко символичным. Во всех оккультных изданиях между козлоногим Бафометом, воплощающим (как это ни странно) идею астрального света, и извечным противником Бога ставится знак тождества. Очевидно, для подобных аналогий у тамплиеров и их преемников были основания, ведь само имя Люцифера переводится как «несущий свет» .

(Вот отрывок из речи основателя Ку-Клус Клана, суверен — гроссмейстера «СТАРШЕГО И ПРИНЯТОГО ШОТЛАНДСКОГО КРУГА ВОЛЬНЫХ КАМЕНЩИКОВ» Альберта Пайка, произнесенной 7 Апреля 1889 г., перед 32-й степенью «Шотландского круга»: «Мы чтим бога, но это - бог, которому поклоняются без предрассудков. Религия Вольных Каменщиков призвана прежде всего привести к нам всех посвященных высших степеней в чистоте Люциферова учения. Как говорит старый закон: нет света без тени, нет красоты без уродства и нет белого без черного; поэтому и Абсолют может существовать только в двух богах… Именно поэтому учение сатанизма - ересь. И подлинно чистая, истинно философская религия - это вера в Люцифера, бога света, равнопоставленного Адонай (Христу). Но Люцифер, бог света и добра, борется за человечество против Адонай, бога тьмы и жестокости». )

Не вызывает ни малейшего сомнения утверждение об антихристианской сути учения тамплиеров, называвших себя рыцарями храма Соломонова.

Название ордена тамплиеров происходит от французского tample («храм»), но не имеет никакого отношения к христианству, поскольку подразумевает иудейский храм Соломона, на руинах которого была построена резиденция рыцарского ордена в Иерусалиме. Легенда о ритуальном убийстве главного строителя храма Хирама Абифа легла в основу мифологизированной церемонии посвящения в члены масонской ложи.

Обрядность и церемониал рыцарей-храмовников были восприняты пришедшими им на смену мистическими тайными обществами: масонскими ложами шотландского обряда, иллюминатами и прочими поборниками оккультных доктрин, преследовавшимися христианской церковью.
Несколько веков католицизм силами доминиканского ордена, монахи которого называли себя «псами Господними», относительно успешно противостоял многочисленным ересям, стремившимся расколоть тело христианской религии изнутри. Количество невинных жертв инквизиции при этом росло в геометрической прогрессии, что не могло не вызвать естественного желания простых верующих избавиться от постоянного страха за свою жизнь. Необходимость в реформировании церкви назрела сама собой, и появление протестантизма с исторической точки зрения выглядит чем-то вполне естественным. Но внутренняя борьба в пределах целостного организма, коим можно считать католическую це

Когда отсеченная голова последнего Капетинга, короля Людовика XVI, упала в подставленную для нее корзину, некий таинственный человек возвестил толпе, что Жак де Моле, великий магистр разгромленного четыреста с лишним лет назад Ордена Тамплиеров, наконец отмщен.

Non nobis, Domine, non nobis sed nomini tuo da gloriam
Не нам, Господи, не нам, но ради вящей славы имени Твоего (лат. )
Девиз тамплиеров

Великий магистр рыцарей Храма Жак де Моле и командор Нормандии Годфруа де Шарне были заживо сожжены на Камышовом острове Сены 18 марта 1314 года. Король Филипп IV Красивый наблюдал за казнью из летнего сада своего дворца, торжествуя победу, - ему удалось своей монаршей волей уничтожить величайший духовно-рыцарский орден, чьи командорства покрывали всю католическую Европу. Никто не обратил внимания на проклятье, которое бросил в лицо королю объятый пламенем храмо вник, - обычное дело для корчащегося в огне еретика проклинать своего мучителя. Жак де Моле предсказал Филиппу IV Красивому и Папе Клименту V скорую смерть, а заодно и незавидную долю королевским потомкам.

«Не пройдёт и года, как я призову вас на Суд Божий! Проклинаю вас! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!», - кричал он, свидетельствует французский хронист, современник тех событий Годфруа Парижский.


Жак де Моле на картине Француа Решара, 1806 год

Но очень скоро о последних словах великого магистра вспомнили. Понтифик умер мучительной смертью от воспаления кишок уже 20 апреля того же года, а 29 ноября от паралича после падения с лошади отдал Богу душу и король. Остальных участников заговора против тамплиеров тоже постигла незавидная участь: одним был уготован кинжал в подворотне, а других ждала виселица. Трое сыновей Филиппа IV, один за другим сменявшие друг друга на отцовском троне, правили бездарно и недолго - в 1328 году Карл IV Красивый умер, не оставив наследников, оказавшись последним представителем династии старших Капетингов. Трон наследовали младшие ветви рода Гуго Капета - сначала Валуа, а потом Бурбоны. Последний Бурбон, имевший право на французский престол, Людовик XVI 21 января 1893 года был казнен на гильотине как «гражданин Луи Капет».

Казнь Людовика XVI некоторые связывают
с проклятием последнего великого магистра тамплиеров

По официальной версии, Орден Тамплиеров был разгромлен из-за ереси - храмовников обвинили в поклонении некоему Бафомету, идолу, о котором до сих пор толком ничего не известно. Многие историки, ссылаясь на нарушения в судебном процессе и нестыковки в показаниях свидетелей и доносчиков, утверждают, что ересь была лишь надуманным поводом к действиям, а причину видят в колоссальном влиянии тамплиеров, которое не устраивало Филиппа IV и угрожало авторитету Климента V.

Рыцари Храма не скрывали своего недовольства политикой Папы Римского, при котором расцвела продажа и покупка церковных должностей и священных реликвий. Примечательно, что Данте в своей «Божественной Комедии» поместил Климента V в восьмой круг ада как святокупца. Да и ересь храмовников полностью доказать так и не удалось, а сожжение Жака де Моле и Годфруа де Шарне было аутодафе лишь по форме, но не по содержанию - духовные лица не передавали их в руки светской власти для вынесения смертного приговора - это была инициатива Филиппа VI.

Папа-святокупец Климент V

К моменту разгрома Орден Тамплиеров, основанный в 1119 году в Иерусалиме девятью рыцарями во главе с Гуго де Пейеном, насчитывал, по разным данным, от 15 тысяч до 30 тысяч рыцарей, сержантов, ополченцев и чернорабочих. Братство, основанное, как «нищие рыцари», быстро превратилось в богатейшую военную организацию, в руках которой были сосредоточены огромные средства, и которой принадлежали богатейшие земли. Прежних заветов придерживались в основном рыцари-монахи, которые составляли костяк ордена и определяли его политику. Рыцари-миряне же вовсю пользовались богатствами и влиянием ордена (именно такой тип храмовников показан в романе Вальтера Скотта «Айвенго» в образе главного отрицательного персонажа Бриана де Буагильбера). О былой нищете братства напоминала лишь печать, на которой были изображены два всадника на одной лошади. Будучи одновременно и светской, и духовной организацией, подчинявшейся только Папе Римскому, к началу XIV века орден стал «крупнейшим кредитором Европы». В число его должников входил и Филипп IV…

Печать тамплиеров служила напоминанием о том,
что у первых братьев на двоих была всего одна лошадь

Как же могло случиться, что столь мощная организация была сокрушена в одночасье? Во-первых, против тамплиеров выступили сам Папа Римский и сильнейший монарх Европы, к которым по разным причинам примкнули менее влиятельные политики. Во-вторых, устав ордена запрещал тамплиерам поднимать меч против единоверцев, если нет прямой угрозы жизнь - тюрьма не означала смерть. В-третьих, храмовники посчитали обвинения смехотворными и надеялись на заступничество Климента V, но того во главу Церкви фактически поставил Филипп IV Красивый, и Папа Римский закрыл глаза на действия французского короля. В-четвертых, далеко не все члены ордена были схвачены - этого физически невозможно было сделать, в том числе и потому, что у тамплиеров было достаточно весьма влиятельных покровителей. Многие французские тамплиеры попросту скрылись.

«В Испании существовали ордена рыцарей-монахов, созданные по образцу Храма: Калатрава, Алькантара, Сантьяго-Меченосец. Когда орден Храма был упразднен, тамплиерам разрешили вступить в эти ордена… В Португалии орден Храма был попросту преобразован в орден Христа, сохранивший на ряду с белым плащом и тамплиерский крест, под которым будут открывать мир великие мореплаватели… В Германии их не смогли даже арестовать, не то что допросить. На различных региональных соборах они были полностью оправданы», - пишет французский историк Луи Шарпантье.


На картине Альфредо Гамейро Роке «Отплытие Васко да Гама в Индию»
на парусах кораблей путешественника хорошо видны
кранные кресты тамплиеров

Как бы то ни было, Орден Тамплиеров прекратил свое существование в начале XIV века, но до сих пор остается самым известным и загадочным рыцарским братством. Его история тесно связана с легендой о Граале. Некоторые исследователи уверены, что первые девять братьев смогли обрести в подвалах Храма Господня некие тайные знания (в частности, называют Таблицы Закона), которые позволили тамплиерам не только возвыситься, но и дать мощнейший толчок развитию всей Западной цивилизации. В частности, именно храмовники заложили основы банковского дела. Они придумали расписки, которые позволяли сдать деньги на хранение в одном месте и получить их в другом. Это дало возможность европейцам передвигаться между городами, не боясь за сохранность своих богатств.

Кроме того, возвышение тамплиеров совпало со строительным бумом на Западе - величайшие произведения европейского зодчества были созданы в период существования ордена. Сами храмовники построили десятки аббатств и храмов, отличавшихся необычной готической архитектурой. Кроме того, считается, что они профинансировали строительство множества соборов, в том числе Шартрского. Якобы строительство подобных сооружений стало следствием обретения храмовниками божественных законов чисел, весов и мер. Самое интересное, что после исчезновения ордена массовое строительство подобных по величию сооружений прекратилось. Это дает повод связать тамплиеров с масонами - вольными каменщиками.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым:
он никогда не реставрировался и не перестраивался

Многие считают, что уцелевшие тамплиеры сохранили полученные в Святой земле божественные знания и передали их адептам всевозможных тайных обществ. Никаких прямых доказательств этому нет, зато подобные слухи стали благодатной почвой для различного рода гипотез и спекуляций. К примеру, некоторые причисляют к тамплиерам Жанну д’Арк, хотя вступление женщин в братство прямо запрещено уставом храмовников, который был разработан св. Бернаром Клервоским. Другие настаивают на том, что тамплиеры были еретиками и связались с дьяволом, и их деятельность носила разрушительный, а не созидательный характер. Соответственно, уцелевшие потомки и преемники тамплиеров продолжают строить козни человечеству.

В современной массовой культуре сложился скорее отрицательный образ храмовников, как жадных до наживы, высокомерных гордецов, справедливо поплатившихся за свои грехи. Как бы то ни было, до сих находятся люди, которые пытаются отыскать сокровища тамплиеров, будь то божественные знания или золото и драгоценные камни, спрятанные рыцарями Храма в своих тайниках.

Истории рыцарей, верных королю, прекрасной даме и воинскому долгу уже много веков вдохновляют мужчин на подвиги, а людей искусства - на творчество.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Ричард Львиное Сердце (1157-1199)

Ричард Львиное Сердце – единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе - «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.

Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.

Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.

После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом. Единственная крупная победа Ричарда в этой войне - взятие Жизора под Парижем в 1197 году.

Раймунд VI (1156-1222)

Граф Раймунд VI Тулузский был нетипичным рыцарем. Он прославился противоборством Ватикану. Один из крупнейших феодалов Лангедока в Южной Франции, он покровительствовал катарам, религию которых исповедовало во время его правления большинство населения Лангодека.

Папа Иннокентий II дважды отлучал Раймунда от церкви за отказ от подчинения, а в 1208 году призвал к походу на его земли, вошедшему в историю как Альбигойский крестовый поход. Раймунд сопротивления не оказал и в 1209 году публично покаялся.

Однако слишком жестокие, по его мнению, требования к Тулузе привели к очередному разладу с католической церковью. Два года, с 1211 по 1213 год ему удавалось удерживать Тулузу, но после поражения крестоносцам в Битве при Мюре Раймунд IV бежал в Англию, ко двору Иоанна Безземельного.

В 1214 году он снова официально покорился папе. В 1215 году Четвёртый Латеранский собор, на котором он присутствовал, лишил его прав на все земли, оставив только маркизат Прованс его сыну, будущему Раймунду VII.

Уильям Маршал (1146-1219)

Уильям Маршал был одним из немногих рыцарей, чью биографию издали практически сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Маршал стал знаменит не из-за ратных подвигах на войнах (хотя и в них он участвовал), а благодаря победам на рыцарских турнирах. Им он отдал целых шестнадцать лет жизни.

Архиепископ Кентерберийский называл Маршала величайшим рыцарем всех времен.

Уже в 70-летнем возрасте Маршал возглавил королевскую армию в походе на Францию. Его подпись стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения.

Эдуард Черный принц (1330-1376)

Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».

Бертран де Борн (1140-1215)

Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.

И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.

Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.

Готфрид Бульонский (1060-1100)

Чтобы стать одним из предводителей Первого крестового похода, Готфрид Бульонский продал все, что у него было и отказался от своих земель. Вершиной его военной карьеры стал штурм Иерусалима.

Готфрид Бульонский был избран первым королем царства крестоносцев на Святой земле, но отказался от такого титула, предпочтя ему титул барона и Защитника Гроба Господня.

Он оставил распоряжение короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае, если сам Готфрид погибнет – так была основана целая династия.

Будучи правителем, Готфрид позаботился о расширении пределов государства, налагал подати на эмиссаров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. По его инициативе было введено законоположение, которое получило название Иерусалимских Ассизи.

Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры. По другой версии, умер от холеры.

Жак де Моле (1244-1314)

Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421)

Бусико был одним из самых прославленных французских рыцарей. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании и стал одним из героев Столетней войны. Во время перемирия в 1390 году Бусико выступил на рыцарском турнире и занял на нем первое место.

Бусико был странствующим рыцарем и слагал стихи о своей доблести.

Его была настолько велика, что король Филипп VI сделал его маршалом Франции.

В знаменитой битве при Азенкуре Бусико попал в плен и умер в Англии через шесть лет.

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы. В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона - меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)

Уильям Уоллес - национальный герой Шотландии, одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии - Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Генри Перси (1364-1403)

За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.

За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Джон Хоквуд (ок. 1320-1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» - отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем - Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.

18 марта день казни Жака де Моле 22-го последнего Великого Магистра. Полный каббалистический круг совершенства от 0 до 22 был завершен!

Произошло это в 1314 году, т.е. 696 лет назад. Первые же массовые аресты тамплиеров во Франции произошли на семь лет раньше, в ночь на 13 октября 1307 года. Это и есть пятница, 13-е, которое давно считается несчастливым днём и в России.

Отчего же и Россия скорбит о тамплиерах? И имеет ли отношение к России казнь Жака де Моле? Ответ - «Да». Самое прямое. Под анафему Жака де Моле на вечные времена попали потомки Ярослава Мудрого по линии Анны Ярославны, ведь Филипп Красивый, отдавший приказ о казни Жака де Моле, это наследник Анны Русской от её первого брака с королем Франции Генрихом I. Прямые потомки Анны Русской правили Францией более двух с половиной веков, занимая трон одиннадцать раз, до 1382 года. Если же учитывать не прямых потомков, то они до сих пор управляют и Евросоюзом, и Британией. Идеологически Анна Ярославна влияла на политику Франции до самых последних дней французской монархии, т.к. на её Евангелии, на славянском языке, привезенном из Киева, как приданое от Руси, давали клятву монархи Франции, вступая на королевский престол (ныне Евангелие называется Реймсским, поскольку хранится в Реймсском соборе).

Жак де Моле, в свою очередь, продолжатель дела второго сына Анны Русской, от второго её брака - Гуго Великого графа Вермандуа, одного из вождей Крестового похода. Поэтому среди потомков Анны Русской был и Балдуин II, занимавший престол Латинской (Константинопольской) империи. С религиозной точки зрения, потомки Анны Русской от первого брака выступили против идей крестоносцев, защищаемых потомками Анны Русской от её второго брака. В данном случае просматривается определенное кровное противостояние. И все это напрямую связывает казнь Жака де Моле, а также и посланную им анафему, - с Россией и с Домом Ярослава Мудрого, к которому относятся: и Святославичи, и Всеволодовичи, и Даниловичи, и Мономаховичи, и Ольговичи, и Александр Невский.

С учетом такого родства логично выглядит легенда о том, что после смерти Жака Де Моле тамплиеры отправились на родину Анны Русской, вместе со всей тамплиерской казной и библиотекой тамплиеров, которая была, вероятно, не хуже Библиотеки Конгресса США - символа современного американского масонства.

Практически одновременно с исчезновением Тамплиеров после казни Жака де Моле в Европе исчез и, так называемый, институт «духовных Ярлов». Возник же этот институт Ярлов, в т.ч. на Ладоге, в годы правления Анны Ярославны и первых крестовых походов. А вышедший недавно в Европе фильм «Арн -Рыцарь - тамплиер» по мотивам книги «Путь в Иерусалим», совсем не случайно указывает на то, что «все дороги ведут» все-таки в Иерусалим, в храм Соломона, который держит в своих руках Никола Можайский.

И это ещё одна история, которая связывает Жака Де Моле с Россией. Касается она древней иконы Николы Можайского и Никольского Собора Можайского Кремля.

Существует гипотеза о том, что икона Николы Можайского- Охранителя Руси, одна из наиболее известных в России, написана сразу после казни Жака де Моле и имеет прямое отношение к тамплиерам, потому что сам Никола держит в одной руке Меч, а в другой руке - Храм Соломона (мечеть Омара) - символ тамплиеров. Нельзя не заметить и следующего, вот в этом, древнем описании иконы Николы Можайского:

«да у Николы ж чудотворца … не пелене деисус с новыми чудотворцы «серебряны 22 образа,… а на пелене крест сажен жемчугом…» («Материалы по истории Можайска»).

Упомянутые в этом описании 22 новых чудотворца символизируют либо 22 Великих Магистра, либо число 22, которое управляет миром. Это же число 22, также как число 555 присутствует в декоре Никольского Храма Можайского Кремля, посвященного Николе Можайскому.

Считается, что Никольский храм Можайского Кремля построен в честь 500-летия со дня казни Жака де Моле. Его строительство началось до войны 1812 года, а завершено уже после войны - в 1814 году.

Тот факт, что наиболее широко празднование 500-летия казни Жака де Моле было отмечено в России, в частности, - постройкой нового храма, в честь иконы Николы Можайского, отождествляемой в ряде гипотез с Магистром Жаком де Моле, повышает достоверность легенды о тамплиерах, расселившихся в 14 веке на территории Руси.

В.Куковенко, автор книги «Масонская архитектура и масоны Можайска» пишет о том, что «Вплоть до Великой Французской революции, как считали многие, проклятье магистра продолжало висеть над королевским домом Франции. Окутанные ореолом страдания, тайны, мистики и экзотики рыцарских времен, вошли тамплиеры в масонские ложи. Должно быть там же, среди европейских масонов и родилось продолжение легенды о великом магистре: в сумраке тюрьмы перед казнью Жак де Моле учредил четыре ложи: Неаполитанскую для Востока, Эдинбургскую для Запада, Стокгольмскую для Севера и Парижскую для Юга. И эти ложи сумели пронести через века обряды и тайны тамплиеров. И не только обряды, но и ненависть к врагам ордена.

21 января 1793 года состоялась казнь Людовика XVI несчастного потомка короля Филиппа Красивого. Когда голова монарха упала в корзину с опилкам, какой-то человек в черном вскочил на помост, омочил руки королевской кровью выкрикнул в толпу: «Жак де Моле! Ты отмщен!».

Особенно распространилось тамплиерство в масонских ложах Швеции, откуда оно попало в Россию. Предположительно масонскую Конституцию шведского обряда привез из Стокгольма в 1776 году действительный тайный советник, «бриллиантовый князь», А.Б.Куракин. Возможно, на год введения в России шведского обряда указывает южная сторона основного четырехугольника Новоникольского Собора (Можайск). Её размер в дюймах равен 1774…

Через несколько лет, в 1782 г., на общемасонском конвенте в Вильгельмсбадене Россия получила статус 8-й провинции Строгого наблюдения (шведской системы).

Увлечение русского дворянства масонством в скором времени приобрело характер массовой эпидемии и вылилось в формы, едва ли знакомые Западу. Стремление жить среди масонских тайн привело к тому, что строились даже усадьбы, до крайности насыщенные символикой вольных каменщиков. Наиболее яркий пример - подмосковное Царицыно…

В эти же годы и снова под Москвой, в Вяземах была построена усадьба Николая Михайловича Голицына (правнука Б.А.Голицына)- предводителя дворянства звенигородского уезда ». В конце XVII в., а точнее - в 1694 г. эта усадьба в Вязёмах была пожалована Петром I своему воспитателю, князю Борису Алексеевичу Голицыну "за спасение во время стрелецкого бунта" (усадьба Вязёмы находится в Одинцовском районе, рядом с платформой Голицыно, чуть в стороне от Можайского шоссе).

Архитектура усадьбы в Вязёмах несет на себе несомненную печать масонства. В главных зданиях сохранились ложи, на которых помещались буквы «J» и «M», как напоминание о Жаке де Моле…В 1812 году в этом дворце при отступлении русской армии ночевал Кутузов. Вслед за ним здесь остановился и Наполеон, и не тронута была ни одна вещь из обстановки и ни одна книга из библиотеки. Проявилась всемирная масонская солидарность?»

Может быть и масонская солидарность…

Но я полагаю, что Наполеону не имело смысла брать что-либо в усадьбе в Вязёмах, т.к. это в изобилии присутствовало во Франции. Он шел в Россию за чем-то, более сакральным, также как и в его египетском походе. В 1812 году во время нашествия Наполеона была похищена, к примеру, серебряная рака, в которой хранились мощи Святого князя Черниговского, привезенные христианами в Чернигов, после его казни в Орде и огненного столпа поднявшегося ночью над телом убитого князя Черниговского из Дома Ярослава Мудрого. Ценность для Наполеона представляли, похоже, тайны Дома Ярослава Мудрого, также как, впрочем, и для ханов Золотой Орды.

В.Куковенко в его книге упоминает ещё об одном масонском символе - «холме добродетели под солнцем истины» на северо-востоке от Можайского Кремля. «Первый такой холм в Дубовицах - подмосковном имени. … Следует обратить внимание на следующую деталь. Храм в Дубовицах был освящен 11 февраля 1704 года в присутствии Петра I . Неужели к 390 - летию гибели де Моле? Такое предположение не совсем фантастично. Некоторые исследователи и историки вполне определенно указывают на то, что Петр I был посвящен в масоны … это посвящение состоялось в Англии. К тому же Б.А.Голицын был очень близок к Петру и участвовал во всех начинаниях и причудах молодого царя… Заложение храма было освящено 22-го июля. Обращает на себя внимание и эта цифра 22. Слишком много событий в масонской истории отмечено этим числом… И, хотя церковь строилась в имении Голицына, Петр I в документах значится как «храмосоздатель»…»

Действительно, 22 июля - это день Марии Магдалины. Я уже делала на нем акцент в статье «Как Америка управляет Миром священным числом 22: Александрийско - Вашингтонская Ложа № 22 и Александрийский маяк» .

Однако, обращу внимание на то, что икона Николы Чудотворца с 22 «серебряными образами новых чудотворцев» появилась задолго до образования Соединенных Штатов Америки. Т.е. число 22 более древнее и влияло на судьбу России задолго до появления Вашингтонской Ложи № 22. Но случилось так, что в Америке глубже понимали сакральную суть этого числа и его священную женскую составляющую, потому что оно наиболее известно датами дней Марии Магдалины (22 июля), Марии Египетской (22 апреля) и Рождества Богородицы (22 сентября - осеннее равноденствие), а также датами - близкими к датам великих зачатий. Мужская составляющая числа 22 представлена Николиным днем 22 мая, который ранее был Ярилиным днем. В этот день в Киеве был установлен памятник Лыбеди и трем её братьям. Так что Никола Чудотворец связан с числом 22 днем Николы Вешнего.

С учетом названных выше имен, которые связаны с числом 22, невозможно сказать, что это число дьявольское и сатанистское, которым пользовались «плохие масоны».

Просто у масонов - последователей тамплиеров, более сильно проявлено поклонение матери Бога и женщинам, которые были рядом с Иисусом в годы его жизни.

Эту женскую тему в архитектуре Можайского Кремля В. Куковенко увидел в размерах часовни, построенной рядом с Никольской церковью. Её ширина 14,14 метра, что ближе всего в Log 1431. «Но что из себя может представлять число 1431 задается вопросом автор? Единственное примечательное событие - сожжение Жанны д’Арк. Хотя мне такие масонские легенды не известны, но не исключено, что её подвиг и трагическая кончина занимают важное место в посвящении степени «рыцарь королевской арки».

Но что может связывать Орлеанскую Деву и тамплиеров? Сделаем некоторые предположения. Согласно орденским уставам, посвящение любого благородного человека в рыцари Храма предусматривало, что его предки, братья и их потоки вместе с ним вступают в этот же орден. Это было как бы духовное приобщение, божественная благодать, распространяющаяся на многие поколения. Возможно, что масоны нашли документы о принадлежности предков Жанны д’Арк к тамплиерам. Это давало полное право и её считать рыцарем храма, тем более что обыкновенное рыцарское посвящение она приняла из рук Карла II. Как известно, женщин в орден Тамплиеров не принимали, но здесь, в виду исключительности её деяний, было допущено отступление от правил. Возможно, в честь неё и возникла степень «Рыцарь Арки», как намек на её родовое имя».

Гипотеза о том, что таким наследственны путем может возникнуть «квазиженское масонство» излагалась мною на примере Елены Рерих в статье «Женское масонство», «женское Евангелие», женщина - Верховный жрец и Глава церкви» . Дело в том, что Елена Рерих является прямой наследницей «Спасителя Отечества» Кутузова, известного масона, имевшего орденское имя «Зеленеющий лавр», и выигравшего битву при Бородино именно около Можайска. Что интересно, на столе у Рерих всегда стояла фигурка Жанны д’Арк, хотя она сама ощущала себя как Нефертари - жена фараона Рамзеса II.

Традицию строить часовни В. Куковенко воспринимает как масонскую, ссылаясь на историю тамплиеров. «Папа Иннокентий II в 1139 году издал буллу, в которой разрешал тамплиерам строить собственные часовни: «Мы вам предоставляем право возводить часовни во всех местах, имеющих отношение к ордену Храма, дабы вы и ваши близкие смогли бы там служить службы и быть там похороненными. Ибо непристойно и опасно для души, когда давшие обет братья, идя в церковь, должны смешиваться со сбродом грешников и мужами, посещавшими женщин».

Упоминание о подобного же рода важной особенности поклонников раннего христианства я встречала в книге «Последнее Евангелие». Усадебные и домовые церкви, молельные комнаты - все это признаки не желания «смешиваться со сбродом грешников».

Т.е. сами такие объекты указывают на то, что в их создании принял участие те, кто исповедует ранее христианство, а также посвященные или члены масонских лож.

Не могу тут не вспомнить часовню недалеко от Никольского храма в селе Николо-Березовке. Сама часовня как раз и была переделана позже в родом на две койки, где я появилась на свет.

Наличие часовни, а также легенды о подземных ходах под Никольской церковью, темный лик Николы Закамского, подобный темному лику Николы Можайского, а также темному лику Святого Мориса - Черного Волхва создает некую мистическую линию в направлении от Можайска в сторону реки Кама и этого села Николо-Березовка, в котором что-то таинственное и мистическое узрела английская принцесса Елизавета (Эалла-Лебедь) - сестра последней императрицы России. Опять же по мистическому совпадению Анна Русская королева Франции после смерти первого мужа удалилась именно в Санслис, главной достопримечательностью которого является церковь Святого Мориса - Черного Волхва.

Здесь Анна Ярославна вступила во второй союз с Валуа и здесь бы зачат её сын Гуго Великий Вермандуа - герой крестовых походов. («Баварские Лебеди Гогенцоллернов и Белые Орлы Цесаревича Георгия»)

Темный ликом Святой Маврикий (Морис) Фивейский в средние века был святым покровителем многих римских династий Европы, и позже - Римских императоров. В 926 году Анри I (919-936) даже уступил существующий швейцарский кантон Ааргуа (Aargua) в обмен на копье мученика Маврикия. Некоторые императоры были помазаны перед алтарем святого Маврикия в Соборе святого Петра в Риме. Меч святого Маврикия был последний раз использован при коронации австрийского императора Карла, как короля Венгрии в 1916. В Монастыре города Сен-Морис в Австрии всегда оставался главным центром почитания Фивейцев монахи каждый день вычитывают специальную службу этим святым, и празднует их день 22 сентября каждого года».

Здесь мы вновь встречается с числом 22,но уже в контексте Черного Волхва Святого Мориса.

Святого Мориса роднит с Николой Можайским, наряду с темным ликом и числом 22, также ещё и меч (копье), которое, судя по тому, что сказано выше, стоило дороже светских титулов.

И если В.Куковенко высказывает гипотезу о том, что Никола Можайский - это символ Жака де Моле. То я скорее склоняюсь к тому, что Никола Можайский - символ Черного Волхва, охраняющего священные династии.

Я думаю, что важное значение в этом мистическим ансамбле имеют церкви (соборы) Петра и Павла, которые строятся рядом с Никольскими храмами, либо рядом с Николой.

В данном случае, я скорее ориентируюсь на завещание своей крестной обращать внимание на то, что было на моей малой родине. Как я теперь знаю, Петр и Павел «шли вслед за Николой», а потому маленькая березовская церковь Петра и Павла «эхом» отдается в моей жизни. Вот и сейчас я пишу эти строки недалеко от Собора Петра и Павла, считающегося самым близким аналогом Никольского можайского храма.

И где же, в таком случае, Никольская церковь и Никола - задаю я себе вопрос. А Николай - Николай I утверждал проект этого Собора Петра и Павла в Петергофе.

В. Куковенко также описывает собор Петра и Павла, соседствующий с Никольской церковью в Можайске,… По мнению В.Куковенко автором проекта Можайского Кремля является В.И.Баженов. Он же является автором не сбывшегося проекта перестройки Кремля, подразумевающего его «модернизацию» путем включения образов Египетской пирамиды, называемой почему-то в книге языческой, а также Собора Петра и Павла, должного символизировать в его понимании, вероятно, несбывшееся пока чаяние «Москва - Третий Рим».

В.Куковенко также видит такую аналогию: Петр и Павел, с одной стороны, и Гуго де Пайансу вместе с Годфруа де Сент-Омеру, с другой стороны.

Архитектор В.И. Баженов среди его сотрудников особо выделял Ф.В.Каржавина. С семилетнего возраста он жил в Париже, в доме своего дяди Ерофея Никитича. Покровительствовал Каржавину Дмитрий Алексеевич Голицын (1734-1803 г.г.), посол России во Франции, друг Вольтера и Дидро. Федор выучил в Париже около дюжины языков. По прибытии в Россию в 1765 году преподавал в Московском университете и Троицко-Сергиевской Лавре.

Князья Голицыны упоминаются в книге В.Куковенко «Масонская архитектура масоны Можайска» ещё не однажды. Также, в частности, в связи с обетом Александра I, касающимся строительства Храма Христа Спасителя в Москве. Обет был дан императором после победы в Войне над Наполеоном. Работу над проектом курировал Александр Николаевич Голицын. Проект разрабатывал А.Л.Витберг. Император Александр был вдохновлен проектом, но вдруг неожиданно отказался от него.

1 августа 1822 года последовал высочайший рескрипт Александра I о запрещении всех лож в России. … Император умер спустя три года, три месяца три недели после обнародования рескрипта, почти в тот же день, когда умер Филипп Красивый. Смерть Филиппа пришлась на 29 ноября 1314 года.

Не случайно, как видим, Можайск стал центром русского масонства и продолжает оставаться им сейчас… коль скоро в Можайске родился А.В.Богданов - «главный масон» современной России, председатель центрального комитета Демократической партии России, Кандидат на должность Президента России на выборах 2008 года. Хотя его участие в выборах несколько удивительно, вообще-то, масоны в публичной политике не участвуют. Но вот Можайск в его биографии логичен.

Известно из истории Руси, что «Можайскую линию обороны» не смог преодолеть ни один «Дьявол-Захватчик», включая Гитлера. Знаменитое Бородинское сражение состоялось, опять же, близ Священного града Можайска… И по одному из преданий «в канун Бородинского сражения в палатку Кутузова заходил граф Сен-Жермен, Великий Учитель Востока и член Гималайской Общины. Он дал Кутузову нужные советы. А также некий перстень, посылаемый Братством доверенным людям».

Эта легенда воспроизводится в воспоминаниях о Елене Рерих, прямой наследнице «Спасителя Отечества» Кутузова по линии матери.

Надо сказать, что в 18 веке почти всё российское дворянство повально состояло в масонских ложах. Усадебные и домашние церкви, молельные комнаты - все это признаки исповедования концепции раннего христианства, распространившегося на Руси в 18 веке.

Если ориентироваться на символы Черного Волхва- Святого Мориса, Меч и Копье, а также число 22, то Никольский Собор Можайского Кремля символизировал Охрану истинной Царской династии, имеющей отношение к Риму и к крестоносцам, т.е. тамплиерам.

Задача адептов Можайского храма состояла в том, чтобы вернуть на престол священную династию, Охранителем которой является Никола Можайский и отлучить от власти всех тех, кто находится на престоле незаконно, включая проклятое потомство Филиппа Красивого, предавшего тамплиеров из-за скупости и нежелания возвращать долги.

Могу предположить, что Наполеон относился к той династии, которая не вписывалась в планы тамплиеров. И как бы он не пытался уничтожить в зачатке возрождающиеся очаги тамплиеров в России, и как бы пытался усилиться раритетами и мощами князей Дома Ярослава Мудрого, план его не удался.

Существует весьма спорное суждение о том, что все тамплиеры и масоны является антимонархистами, особенно после казни Жака де Моле. На самом деле они не выступали против монархии. Это монархия выступила против них, решив завладеть богатствами тамплиеров. Казнью Жака де Моле отметился в истории потомок Анны Русской - королевы Франции - Филипп красивый. По этой самой причине под проклятье Жака де Моле попали и потомки Ярослава Мудрого по линии Анны Ярославны. И если за кем-то гонялись ушедшие в подполье тамплиеры - то за проклятыми родами, всплывающими в лице монархов, а отнюдь не за всеми монархиями мира.

Можно даже предположить, что Наполеон пошел на Русь, будучи взволнованным строительством Никольского храма Можайского Кремля.

Быть может, он видел в этом угрозу своему императорскому статусу. Наполеон его, в конечном счете, и потерял в связи с этим походом.

Символично, что акт Капитуляции Франции перед Россией составлял и подписывал генерал-майор Михаил Орлов - сын Татьяны Ярославовой, чья фамилия созвучна имени Анны Ярославны королевы Франции.

Ярославы, Ярославны и Ярославовы в лице Михаила Орлова «щелкнули по носу» Наполеону и засвидетельствовали первенство России над Францией.

Совпадение? Если совпадение, то показательное…

Для кого-то это заговор Дьявола против власти, а для кого-то свержение Дьявола с престола …

Как видим, здесь очень сложная система взаимоотношений…

И высок риск начать бороться против тех, кого в действительности надо поддерживать.

Не вызывающим сомнения является лишь следующий вывод: Долги надо отдавать…

Слишком дорого обошлось потомкам Филиппа Красивого нежелание их предка платить по своим счетам…

Можно ли теперь им избавиться от этой вечной анафемы Жака де Моле?

Вот в чем вопрос …

И он даже важнее текущей конкуренции за престолы…