Никандров экспериментальная психология читать онлайн. Примечания

Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком...

От Masterweb

15.06.2017 16:11

15 лечебных цитат Натальи Бехтеревой

Внучка всемирно известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считала, что человеческий мозг - это живое существо, находящееся в нашем теле. Ей всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком. И, кажется, ей это удалось. Подробности в ее цитатах.

1. Фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции.

2. При эмоциональных расстройствах очень хороши прогулки, разного рода двигательная активность. Что может сделать с человеком плавание, движение в воде! После водных процедур становишься просто другим человеком.

3. Воспитанный баланс эмоций, разумная гордость и стойкость – важнейшие условия для полной реализации таланта.

4. Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавленны или перевозбуждены проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы. Особенно сейчас, в фазу растущего информационного потока.

5. Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами. Когда хотят впечатляюще оценить интеллект человека, нередко вспоминают эту «историческую легенду» – и чаще всего без имени героя (Юлия Цезаря) говорят: X (Y, Z) может одновременно слушать, писать, говорить. Почему-то я в такой вариант в прямом его смысле не поверила. И показалось мне, что здесь используется как бы обходной вариант – идет быстрое переключение с одной деятельности на другую при минимальных потерях информации и с удержанием в памяти ведущей линии во всех трех ситуациях. И, как я думаю сейчас, не очень «захватывающих», не очень эмоционально значимых. Если хотя бы одно из «дел» окажется доминирующим – в его пользу сломается вся система.

6. Я часто думаю о мозге так, будто он - отдельный организм, как бы «существо в существе». Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала такое чувство, будто нашла жемчужину.

7. Ещё одна тайна мозга - сны. Наибольшей загадкой мне кажется сам факт того, что мы спим. Мог бы мозг устроиться так, чтобы не спать? Думаю, да. Например, у дельфинов спят по очереди левое и правое полушария... Чем можно объяснить «сны с продолжением» и тому подобные странности? Допустим, вам не в первый раз снится какое-то очень хорошее, но незнакомое место - например, город. Скорее всего, «сказочные города» снов формируются в мозге под влиянием книг, кинофильмов, становятся как бы постоянным местом мечты. Нас тянет к чему-то ещё не испытанному, но очень хорошему... Или вещие сны - это получение информации извне, предвидение будущего или случайные совпадения?.. Я сама за две недели «до события» со всеми подробностями увидела во сне смерть моей матери.

8. Мне всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком.

9. Между прочим, вы знаете, что у вас в мозгу постоянно действует детектор ошибок? Он напоминает - «вы не выключили свет в ванной», обращает ваше внимание на неправильное выражение «синий лента» и предлагает другим отделам мозга его проанализировать, лента-то «синяя», но что кроется за ошибкой - ирония, незнание или небрежность чьей-то быстрой речи, выдающая волнение? Вы же человек, вам надо знать и понимать не один, а множество планов.


10. Оказывается, когда кто-то говорит «после всего пережитого я стал совсем другим», он совершенно прав - перестроилась вся работа его мозга, даже некоторые центры переместились. Мы видим, как люди мыслят, как вспыхивают огоньками отдельные активные клеточки, но еще не расшифровали код мышления и не в состоянии по картинке на экране прочитать, о чем вы думаете. Может быть, никогда и не расшифруем.

11. Я допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает. Мы видим многое, что не в состоянии объяснить. Я встречалась с Вангой - она читала прошлое, видела будущее. По данным Болгарской академии наук, число ее сбывшихся предвидений - 80 %. Как у нее это получалось?

12. Принято говорить, что у нас задействованы только 5-7 % мозговых клеток. Лично я на основе своих исследований склонна полагать, что у творчески мыслящего умного человек работают почти все 100 % - но не разом, а как огоньки елочной гирлянды - по очереди, группами, узорами.

13. Я выступала, читала лекции, занималась громадной организационной работой, но - не жила. Пока у меня не появилась очередная сверхзадача - доклад, который позволил оценить, сколько сделано в прошлом, и показал, что есть смысл в будущем. Без сверхзадачи человеческое существование лишено смысла. Животные рождаются, дают жизнь новым поколениям, потом функция размножения угасает, и наступает смерть. А мы - мы не умираем, пока у нас есть цель - дождаться внуков и правнуков, написать книгу, увидеть мир, заглянуть в Зазеркалье… Старости не существует, и ничего не заканчивается, пока вы сами этого не захотите.

15. Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность - то-то будем довольны! А запомнится навеки другое - как молодой и красивый папа играет на рояле старинный вальс «Осенний сон», а ты - кружишься, кружишься под музыку, словно лист на ветру…

Наталья Бехтерева всю жизнь посвятила изучению мозга. Незадолго до ухода в лучший мир она написала научную работу «Умные живут долго».опубликовано econet.ru

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Академик Наталья Бехтерева считала, что человеческий мозг - это живое существо, находящееся в нашем теле.

Внучка всемирно известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считала, что человеческий мозг - это живое существо, находящееся в нашем теле. Ей всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком. И, кажется, ей это удалось. Подробности в ее цитатах.

Наталья Бехтерева всю жизнь посвятила изучению мозга. Незадолго до ухода в лучший мир она написала научную работу «Умные живут долго». Идеи из этой работы вы можете прочитать в обзорах по книгам Нормана Дойджа «Пластичность мозга», Андре Алемана «Мозг на пенсии. Научный взгляд на преклонный возраст» и Дэниэля Амена «Великолепный мозг в любом возрасте».

Серьезно осложнила состояние НП и личная трагедия, произошедшая в 1990 году. Практически с интервалом в двенадцать часов умирают пасынок и муж. НП страшно тяжело переживала эти удары судьбы. Об этом она написала в своих известных книгах. Я не могу описать все это лучше. Тем не менее через какое-то время она возвращается к науке и опять – в новом качестве.

Практически все крупные исследователи мозга в какой-то момент переходили к тому, чтобы начать размышлять о его «сверхзаконах». Дело в том, что до настоящего времени мы еще очень мало знаем о законах работы мозга. Мозг хранит огромное количество тайн. Наши современные знания не позволяют объяснить некоторые феномены. Скажем, его быстродействие: он же эффективнее любого компьютера. Ну а скорость передачи информации между нейронами не скорость света, а 1400 метров в секунду. И самое главное: наши методы исследования, как правило, неадекватны. Мы работаем с помощью статистики и накопления сигнала, а мозг решает задачу с одного предъявления и ни о какой статистике не знает. И чем более тонкие явления мы исследуем, тем более очевидной становится эта неадекватность. Именно поэтому исследователи расширяют круг своих интересов и начинают интересоваться необъяснимыми или не воспроизводимыми феноменами.

НП заинтересовали проявления необычных способностей у людей. Она считала, что мы не можем априори отвергать такие феномены. И ее научная смелость позволила ей пойти на их проверку. Она всегда была неортодоксальна и неконформна. Она не стеснялась описывать свои наблюдения, но ее научные работы содержали только доказанные факты. А вот в беседах с журналистами она могла говорить и о своих ощущениях и мыслях.

НП, естественно, уже не ставит сама, руками, экспериментов, но она ведет ряд тем. Приходит не только в кабинет, но и в лабораторию. Контролирует ход исследования. Но в основном пишет. Пишет и пишет. Это и теоретические, и обобщающие статьи. Это и конкретные работы, например, по мозговой организации творчества. Это книги о мозге. Причем каждая работа – не просто описание определенных фактов, а очень глубокий подтекст места этого явления в науке о мозге. Введение и заключение в каждой статье – это практически самостоятельные теоретические работы Особняком стоят лекции НП на различных конференциях и конгрессах. По общему мнению, каждая лекция была явлением. На 33-м Международном конгрессе физиологических наук, на конгрессах Международного союза психофизиологов в Тессалониках, в Сицилии. Последнюю лекцию она прочитать не успела. Это 14-й конгресс Международного союза психофизиологов, который состоялся в Петербурге в сентябре 2008 года. Но и тут она победила! Лекция была написана незадолго до кончины, и ее успели издать и распространить среди ученых. Эту практически посмертную работу НП перепечатывают и «Московские новости», и «Российская газета». А суть ее, ни много ни мало, – «умные» живут дольше. Обосновывается, что постоянное напряжение мозга в процессе решения сложных задач продлевает нормальное функционирование не только мозга, но и всего организма. И сама НП этому свидетельство – практически перед самой смертью написать этапную работу.

Это очень важный пример. НП, несмотря на возраст и сопутствующие болезни, могла, когда надо, настолько мобилизовываться, что не было ощущения ни возраста, ни болезни. Это происходило при разных обстоятельствах: визитах высокопоставленных лиц в институт, лекциях, необходимости закончить важную работу. Кстати, до последних дней она никогда не читала лекции по бумажке, даже на английском языке.

Но это всегда было четко и без нарушения регламента, как будто бы у нее были внутренние часы. Помню одно из ее выступлений по телевизору. У нее было десять минут экранного времени. Я точно знаю, что написанного текста не было. Она уложилась в 9 минут 50 секунд, причем речь была размеренная и было видно, что нет ни торопливости, ни сокращений.

НП боролась со старостью и недугами. У меня создалось такое впечатление, что ее разговоры о недугах во многом были вежливой причиной, чтобы не делать чего-либо. Хотя болезни, конечно, были.

Сицилия, 1988 год. НП получает награду века по психофизиологии. И естественно, читает лекцию. И много плавает. Вообще плавать она не просто любила, она «жила» в воде. По дороге из Сицилии делаем остановку в Риме. У нас есть день в этом городе. НП все время говорит, как она устала, как она себя плохо чувствует и т. п. Тем не менее утром мы выходим на улицу, и у НП что-то включается. Она обошла половину Рима – и Ватикан, и Форум, и музеи. За ней было не угнаться.

2003 год. У НП тяжелая аритмия. Мысленно она уже готовится к страшному. Стоит вопрос о водителе ритма. Я почти насильно увожу ее в Москву, в Кардиоцентр, и там ее ставят на ноги. Это весна. А осенью она едет в Испанию купаться.

Она очень боялась примет старости. И мужественно их убирала. Одна из примет старости – запустение. До последних дней она делала ремонт в квартире. Квартира всегда в идеальном состоянии. Другая примета – одиночество. Ну уж чего не было, того не было. Каждый день к ней кто-то приходит. И это не просто разговор, а разговор за едой, за чаем, который надо еще и сервировать. Я удивлялся, как она выдерживает такой ритм общения.

Активность. Да не то слово! Бесконечное научное общение с «девочками» – четырьмя аспирантками. С зарубежными учеными. Непрерывная переписка. В восемьдесят два года она освоила компьютер и Интернет, но не игры, а поиск научной информации и почту. Она выписывала «Nature» и другие журналы и регулярно рассылала нам всем интересные сообщения.

Про НП говорили: живой классик. И это не пустые слова. Академик Российской академии наук и нескольких иностранных академий, лауреат самых престижных наград и премий. Она творила науку все это время у нас на глазах и практически до последнего своего дня продолжала активно работать. И генерировать идеи, увлекая ими своих молодых коллег. Они смотрели на нее с горящими глазами и работали, засиживаясь допоздна, проверяя эти гипотезы. В самом деле, что может быть заманчивей изучения самой высшей «человеческой» деятельности – творчества! Такую сложнейшую задачу поставила НП и наметила подходы ее решения. Для реализации этого плана потребуется как минимум пятилетка.

И сейчас, когда ее уже нет с нами, в ее работе и даже в ее жизни рано ставить точку. Задачи, которые она в последние несколько лет ставила перед собой и своими учениками, еще не решены. Но они решаются. Мы еще долго будем идти по оставленному ею абрису.

Никандров В.В. Экспериментальная психология
Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с.

ББК88 Н62

Рецензенты:

доктор психологических наук Е. П. Ильин (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена),

доктор психологических наук А. И. Худяков (Санкт-Петербургский государственный университет)

Печатается по решению

редакционно-издателъского совета

Санкт-Петербургского государственного университета

Никандров В. В.

Н 62 Экспериментальная психология. Учебное пособие. СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с. ISBN 5-9268-0217-2

Часть I ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ 14

Глава 3. ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 14

Глава 4. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 18

4.1. ОБЩАЯ СХЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 18

4.2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 18

4.3. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ 21

4.4. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 22

4.5. СБОР ДАННЫХ 23

4.5.1. Общее понятие о данных 23

4.5.2. Классификация данных 23

4.5.3. Процедура сбора данных 25

4.6. ОБРАБОТКА ДАННЫХ 25

4.6.1. Общее представление об обработке 25

4.6.2. Первичная обработка 27

4.6.3. Вторичная обработка 30

4.6.3.1. Общее представление о вторичной обработке 30

4.6.3.2. Меры центральной тенденции 32

4.6.3.3. Меры изменчивости (рассеивания, разброса) 32

4.6.3.4. Меры связи 33

4.6.3.5. Нормальное распределение 35

4.6.3.6. Некоторые методы статистического анализа данных при вторичной обработке 37

4.7. Интерпретация результатов 38

4.7.1. Интерпретация как теоретическая обработка эмпирической информации 38

4.7.2. Объяснение результатов 39

4.7.2.1. Общее представление об объяснении 39

4.7.2.2. Виды объяснения в психологии 40

4.7.3. Обобщение результатов 43

4.8. Выводы и включение результатов в систему знаний 44

Часть II МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 46

Раздел А 46

Общее представление о системе методов в психологии 46

Глава 6. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ 49

Раздел Б Неэмпирические методы 57

Глава 7. Организационные методы (подходы) 58

7.1. Сравнительный метод 58

7.2. Лонгитюдный метод 58

7.3. Комплексный метод 59

Глава 8. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 60

8.1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ 60

8.2. Качественные методы 65

Глава 9. Интерпретационные методы (подходы) 68

13.3. Классификация психологических тестов 146

13.4. Субъективные тесты 146

13.5. Объективные тесты 150

13.6. Проективные тесты 152

13.7. Компьютерное тестирование 156

13.8. Требования к построению и проверке тестовых методик 157

Глава 14. Моделирование в психологии 160

14.1. Определение 160

14.2. Немного истории 160

14.3. Понятие «МОДЕЛЬ» 161

14.3.1. Общее представление о модели 161

14.3.2. Функции моделей 162

14.3.3. Классификация моделей 162

14.4. Специфика моделирования в психологии 164

14.5. Основные направления моделирования в психологии 165

14.5.1. Моделирование психики 166

14.5.1.1. Общие сведения о моделировании психики 166

14.5.1.2. Моделирование физиологических основ психики 169

14.5.1.3. Моделирование психологических механизмов 179

14.5.2. Психологическое моделирование 179

Глава 15. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 181

15.1. Метод семантического дифференциала 181

15.2. Метод семантического радикала 181

15.3. Метод репертуарных решеток 182

Глава 16. ПСИХОМОТОРНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 183

16.1. Методы исследования свойств нервной системы 183

16.3. Методика миокинетической психодиагностики 188

Глава 17. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ 191

17.1. Социометрия 191

17.2. Групповая оценка личности 193

17.3. Референтометрия 194

17.4. Методика фидлера 194

Глава 18. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 196

18.1. Общее представление о психотерапии 196

18.2. Гипнотерапия 197

18.3. Аутогенная тренировка 198

18.4. Рациональная (разъяснительная) психотерапия 198

18.5. Игровая психотерапия 199

18.6. Психоэстетотерапия 200

18.7. Наркопсихотерапия 200

18.8. Телесная психотерапия 201

18.9. Социальная психотерапия 201

Глава 19. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ 203

Глава 20. БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 204

20.1. Общие сведения о системе биографических методов 204

20.2. Психобиография 205

20.3. Каузометрия 205

20.4. Формализованная биографическая анкета 205

20.5. Психологическая автобиография 206

Глава 21. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 208

21.1. Психофизиологические методы как объективные способы изучения психики 208

(обратно)

(обратно)

Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1983.

(обратно)

Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; Сост. Л.А. Карпенко. М., 1990.

(обратно)

(обратно)

Психологический словарь-справочник руководителя / Под ред. А.А. Крылова и В.П. Сочивко. Л., 1982.

(обратно)

Экспериментальная психология. Вып. 1, 2 / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1966.

(обратно)

(обратно)

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб., 1996.

(обратно)

(обратно)

Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2003.

(обратно)

Фехнер Г.Т. О формуле измерения ощущений // Проблемы и методы психофизики. М., 1974. С. 13–19.

(обратно)

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

(обратно)

Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М., 1982.

(обратно)

Немов Р.С. Психология. Кн. 3. М., 1995.

(обратно)

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

(обратно)

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

(обратно)

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

(обратно)

Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

(обратно)

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 2005.

(обратно)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

(обратно)

Цит. по: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

(обратно)

(обратно)

Роговин М.С, Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. М., 1988.

(обратно)

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

(обратно)

(обратно)

(обратно)

(обратно)

Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М., 1967.

(обратно)

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

(обратно)

Bales R.F. Personality and Interpersonal Behavior. N.Y., 1970.



(обратно)

Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. М., 1982.

(обратно)

Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.

(обратно)

Болтунов А.П. Педагогическая характеристика ребенка. М.; Л., 1926.

(обратно)

Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1, 2. М., 1982.

(обратно)

Цит. по: Дети-сироты. Консультирование и диагностика. М., 1998.

(обратно)

(обратно)

Лешли Д. Работать с маленькими детьми. М., 1991.

(обратно)

(обратно)

Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

(обратно)

Атватер И. Я вас слушаю... М., 1988.

(обратно)

Атватер И. Я вас слушаю... М., 1988.

(обратно)

Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1990.

(обратно)

Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2003.

(обратно)

Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1977.

(обратно)

(обратно)

(обратно)

Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

(обратно)

Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.

(обратно)

Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. М., 1994.

(обратно)

Михал В. Диагностическое интервью // Й. Шванцара и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978.



(обратно)

Цит. по: Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб., 2004.

(обратно)

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

(обратно)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 37.

(обратно)

Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб., 2002.

(обратно)

Фресс П. Экспериментальный метод // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. Вып. 1, 2. М., 1966.

(обратно)

Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. Вып. 1,2. М., 1966.

(обратно)

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

(обратно)

(обратно)

(обратно)

Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб., 2004.

(обратно)

(обратно)

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.

(обратно)

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. М., 2002.

(обратно)

Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб., 2002.

(обратно)

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.

(обратно)

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

(обратно)

Горбунова В.В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов н/Д., 2005.

(обратно)

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.

(обратно)

Стивенс С. Математика, измерение и психофизика. Т. 1 // Экспериментальная психология / Под ред. С. Стивенса. М., 1950.

(обратно)

Стивенс С. Математика, измерение и психофизика. Т. 1 // Экспериментальная психология. М., 1950.

(обратно)

БурлачукЛ.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

(обратно)

Мельников В.М., ЯмпольскийЛ.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.

(обратно)

Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Вып. 5. М., 1975.

(обратно)

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

(обратно)

Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 2000.

(обратно)

(обратно)

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.

(обратно)

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб., 1999.

(обратно)

Никандров В.В., Новочадов В.В. Метод тестирования в психологии. СПб., 2003.

(обратно)

(обратно)

Проективная психология / Под ред. Р. Римской, И. Кириллова. М., 2000.

(обратно)

Никандров В.В., Новочадов В.В. Метод тестирования в психологии. СПб., 2003.

(обратно)

Проективная психология / Под ред. Р. Римской, И. Кириллова. М., 2000.

(обратно)

Никандров В.В., Новочадов В.В. Метод тестирования в психологии. СПб., 2003.

(обратно)

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2001.

(обратно)

Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М., 1978.

(обратно)

Роговин М.С. Структурно-уровневые теории в психологии. Ярославль, 1977.

(обратно)

(обратно)

Никандров В.В. Экпериментальная психология. СПб., 2003.

(обратно)

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

(обратно)

Берталанфи Л. Общая теория систем – обзор проблем и результатов // Системные исследования. М., 1969.

(обратно)

Кузьмин В.П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологические основания // Вопросы философии. 1983. № 3. С. 18–29.

(обратно)

Ганзен В.А. Системный подход в психологии. Л., 1983.

(обратно)

Крылов А.А. Системный подход как основа исследований в инженерной психологии и психологии труда // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Ч. 1. Л., 1974. С. 5-11.

(обратно)

Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31–45.

(обратно)

Раппопорт А. Системный подход в психологии // Психологический журнал. 1994. № 3. С. 3-16.

(обратно)

Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.

(обратно)

Куликов Л.В. Психологическое исследование. СПб., 1994.

(обратно)

Цит. по: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.

(обратно)

· Введение в психологическое исследование

· Тема 1. Общие вопросы методологического обеспечения психологических исследований

· 1.1. Общее представление о методологии науки

· 1.2.Научное исследование

· 1.3. Основные общенаучные исследовательские методы

· 1.4. Классификация методов психологического исследования

· Тема 2. Метод наблюдения

· 2.1. Характеристика наблюдения как метода психологического исследования

· 2.2. Организация психологического наблюдения

· 2.3. Программа наблюдения

· 2.4. Использование наблюдения в психолого-педагогических исследованиях

· Тема 3. Вербально-коммуникативные методы

· 3.1. Общая характеристика вербально-коммуникативных методов

· 3.2. Беседа

· 3.3. Интервью

· 3.4. Анкетирование

· 3.5. Использование вербально-коммуникативных методов в психолого-педагогических исследованиях

· Тема 4. Метод эксперимента

· 4.1. Общая характеристика психологического эксперимента

· 4.2. Виды психологического эксперимента

· 4.4. Экспериментальные переменные и способы их контроля

· 4.5. Валидность и надежность эксперимента

· 4.6. Экспериментальные выборки

· 4.7. Экспериментальные планы

· 4.8. Корреляционные исследования

· Тема 5. Психологическое измерение

· 5.1. Элементы теории психологического измерения

· 5.2. Измерительные шкалы

· 5.3. Тестирование и теория измерений

· Тема 6. Психологическое тестирование

· 6.1. Общая характеристика психологического тестирования

· 6.2. Возникновение и развитие метода тестирования

· 6.3. Классификация психологических тестов

· 6.4. Стандартизация, надежность и валидность теста

· 6.5. Требования к разработке, проверке и адаптации тестовых методик

· Тема 7. Обработка данных психологических исследований

· 7.1. Общее представление об обработке данных

· 7.2. Первичная статистическая обработка данных

· 7.3. Вторичная статистическая обработка данных

· Тема 8. Интерпретация и представление результатов психологических исследований

· 8.1. Интерпретация и обобщение результатов исследования

· 8.2. Формы представления результатов исследования

· Приложения

· 1. Этические принципы проведения исследования на человеке (American Psychological Association, 1973)

· 2. Статистические приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .