Обращение и знаки препинания при нем правила. Знаки препинания при обращении: изучаем пунктуацию

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Цели урока:

  1. Образовательная
  • Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.
  • Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
  • Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.
  1. Развивающая
  • Развивать устную речь учащихся.
  • Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
  1. Воспитательная
  • Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.
  • Воспитывать любовь к родному языку, культуре.

Оборудование урока:

  • интерактивная доска;
  • презентация.

Учебник: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010

Раздаточный материал: учебник Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс., предложения с обращениями из сказки Л.А. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца», текст лингвистической задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе

Учителя русского языка и литературы

Верещака Екатерины Евгеньевны

Тема урока:

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Цели урока:

Образовательная

Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.

Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).

Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.

Развивающая

Развивать устную речь учащихся.

Воспитательная

Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.

Воспитывать любовь к родному языку, культуре.

Оборудование урока:

ПК;

интерактивная доска;

презентация.

Учебник: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010

Раздаточный материал: учебник Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс., предложения с обращениями из сказки Л.А. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца», текст лингвистической задачи.

Ход урока

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Евгеньевна. Вместо тетради мы воспользуемся рабочими листами, подпишите их. В рабочих листах вы можете делать необходимые пометки, выполнять задания. Отвечать на вопросы, делать выводы. Двадцать седьмое марта – Всемирный театра. Это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это ещё и праздник миллионов зрителей. Волшебные постановки на сцене, великолепные роли в кино подарил нам Леонид Алексеевич Филатов. А начнём урок с обращения Леонида Филатова к нам, зрителям.

Работа с текстом

Л.А. Филатов

Давайте определим основную мысль текста. Что хотел нам сказать Филатов?

Определить основную мысль текста.

Обратимся к этому тексту

Назовите номер предложения с однородными членами (знаки препинания расставлены).

Определение темы и целей урока.

Учитель: Запишите тему сегодняшнего урока. «Обращение и знаки препинания при нём». Нам сегодня с вами нужно многое успеть. Вспомнить, что такое обращение, мы должны научиться легко находить его в тексте, правильно ставить знаки препинания. А поможет нам в этом текст современной сказки Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца».

III. Актуализация опорных знаний. Объяснение нового. Закрепление.

Словарная работа.

Учитель: мы будем составлять кластер к определению обращения. Вы знаете, что это такое? А что же значит это слово «кластер»?

Кластер (англ.) – модель, схема, структура свойств определённого термина.

Работа с информационным кластером

Учитель: Наша задача вспомнить, объяснить и сделать выводы, заполняя кластер.

Учитель: Давайте вспомним, что называется обращением? (Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.)

Учитель: (слайд 10) Сравним два предложения и определим, какую синтаксическую функцию выполняет слово «Федот» в каждом из них.

Федот работы не боится.

(слайд 11) Федот – является главным членом предложения, подлежащим.

С возвращением, Федот!

Учитель: В данном предложении имя Федот не является членом, т.к. это обращение.

Учитель: Давайте распространим обращение во втором предложении и запишем его. (С возвращением, дорогой Федот!). Обращение стало распространённым. Это доказывает, что обращения бывают распространённые (несколько слов) и нераспространённые (одно слово) обращения.

Учитель: Как на письме выделяется обращение? (Запятой или восклицательным знаком.)

Учитель: (слайд 20) СКАЗАТЬ ОБ УЧЕБНИКЕ!!!

С какой интонацией в устной речи произносится обращение? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике (§ 55, стр. 167) (со звательной интонацией).

Исторический комментарий (слайд 21)

Интонация имеет такое название «звательная». Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж назывался – звательный, т.е. он употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез.

Учитель: В каком падеже стоит обращение в записанных вами предложениях? (И.п.)

Итак, чаще всего обращение в современном русском языке стоит в И.п. и произносится со звательной интонацией. В нашем предложении адресатом речи является Федот, лицо, названное по имени. А кто ещё может быть адресатом речи? В тексте Л.Филатова встречаются такие предложения. (Слайд)

Придумайте предложение с обращением, чтобы в качестве обращения выступали имя и отчество, род занятий, неодушевлённый предмет. Проговорите получившиеся предложения, интонационно выделяя обращения.

Учитель : давайте вспомним правила постановки знаков препинания при обращении.

Учитель: расставим знаки препинания в предложениях из текста. (слайд)

На тебя моя душа

Век глядел был не дыша…

Бабка Полно не греши,

Убери свои гроши!

Ну-ка станьте предо мною

Тит Кузьмич и Фрол Фомич!..

Учитель: (слайд 23) Итак, мы выявили следующие признаки обращения:

Учитель: Давайте вместе вспомним «волшебное» правило. (слайд 24) (физминутка)

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Итак, обращения в тексте помогают создать образ героя, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, а также их отношение друг к другу.

Работа с видеотекстом.

Учитель: П осмотрите фрагмент м/ф, внимательно вслушивайтесь в диалог героев. Ваша задача выписать предложения с обращениями. (Предложения выписывают учащиеся, выходя к доске; к первому предложению учитель строит схему к предложению с обращением, показывая все остальные, после учащиеся).

Не твори , Федот, разбой!

Вот тебе моя , папаша, политическая месть!

Что вы , братцы, я ж за вас потерял в атаке глаз!

Закрепление темы по вариантам.

Учитель: Заполните таблицу.

Взаимопроверка:

Итог урока.

Учитель: Итак, подведем итоги урока. Посмотрите еще раз на информационный кластер (ответы учащихся) .

Выставление и комментарий отметок.

Рефлексия.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на нашу общую классную тетрадь. В ней написана тема, но не хватает вашей оценки уроку. «!» - вам всё понятно, урок понравился. «?» - есть вопросы, что-то осталось непонятным. «…» - нет никаких эмоций.

Домашнее задание.

Учитель: Ребята, на каникулах в кругу семьи прочитайте сказку Л.А.Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» и выпишите 5 предложений с обращениями, составить к ним схемы.

Параграф 55 (стр. 166 – 168)

Творческое задание. Написать ответное слово Л.А. Филатову (по желанию)

Заключительное слово учителя.

Ребята, я была рада, что сегодня этот урок мы провели вместе, успехов вам в учебе. (слайд 39)

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя__________________________

Двадцать седьмое марта.

Тема:________________________________________

Работа с текстом

(1)Дорогие мои друзья, мы живём быстро. (2) Переживаем, когда впустую тратятся минуты, годы, жизнь. (3) Хочется многое успеть…

Л.А. Филатов

Определите основную мысль текста.

Назовите номер предложения с однородными членами (знаки препинания расставлены)

Укажите, чем осложнено первое предложение?

Работа с информационным кластером. Делая выводы, заполняй.

Кластер (англ.) – модель, схема свойств определённого термина.


Цель урока: Цель урока: 1. Систематизировать и обобщить знания об обращении. 2. Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания). 3. Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.






Запишите предложения. Укажите обращения. Какие они, распространённые или нераспространённые? Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Прощай, письмо любви! Прощай: она велела… Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли ты, старый, загадку?




АДРЕСАТ РЕЧИ: фамилия, имя, отчество лица фамилия, имя, отчество лица наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям кличка животного кличка животного неодушевлённые предметы неодушевлённые предметы









Домашнее задание. Задание на выбор: 1. Понаблюдайте, как обращаются учителя, работающие в вашем классе, к ученикам. Сделайте вывод: когда учителя обращаются к вам по имени, а в каких случаях – по фамилии? Свои выводы запишите. 2. Из произведений А.С. Пушкина или Н.В. Гоголя выписать 5-7 предложений с обращениями. С какой целью используются данные обращения в тексте?

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник Лопатин Владимир Владимирович

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ

§ 101. Обращение, т. е. слова и сочетания слов, называющие адресата речи, выделяется (или отделяется) запятыми . При усилении эмоциональности ставится восклицательный знак после обращения: Поздравляю, товарищи , с благополучным прибытием (Пауст.); - Не ходи, Володя , - проговорил Родион (Ч.); Откройся, мысль! Стань музыкою, слово , ударь в сердца, чтоб мир торжествовал! (Забол.); Я спрыгну сейчас, проводник (Б. Паст.); Стихни, ветер . Не лай, водяное стекло (Ее).

Несколько обращений разделяются запятыми или восклицательными знаками: «Милая моя, дорогая, мучение мое, тоска моя» , - прочитала она (Ч.); Прощай, мое счастье, мое недолгое счастье! (Купр.); Пролетарий! Бедный брат… Когда ты получишь сие письмо, я уже буду на отлете (Ч.); - Батюшка! Семен Яковлевич! - раздался вдруг… голос дамы (Дост.). Обращения, соединенные союзом и, не разделяются запятой: Рыдайте, кабацкие скрипки и арфы , над черною астрой с прическою «афро» (Возн.).

Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение: Дедушка, миленький , где ж ты был? (Расп.); - Миллер, голубчик , встаньте. На берегу огни! (Пауст.).

Части расчлененного обращения выделяются отдельно, каждая сама по себе: Услышь меня, хорошая , услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая! (Ис.).

Если обращение заканчивает вопросительное предложение, то после него ставится вопросительный знак: Слышите, Дмитрий Петрович ? Я приеду к вам в Москву (Ч.); Что с вами, синий свитерок ? (Возн.); Ты молилась ли на ночь, береза ? Вы молились ли на ночь, запрокинутые озера Сенеж, Свитязь и Нарочь ? Вы молились ли на ночь, соборы Покрова и Успенья ? (Возн.).

§ 102. Частицы о, ах, а и другие, стоящие перед обращениями, от них не отделяются: О мой милый, мой нежный, прекрасный сад (Ч.); Ах Надя, Наденька , мы были б счастливы… (Ок.); О любимые сердцем обманы, заблужденья младенческих лет! В день, когда зеленеют поляны, мне от вас избавления нет (Забол.); О солнце, раскаленное чрез меру , угасни, смилуйся над бедною землей! (Забол.); Смерть, а смерть , еще мне там дашь сказать одно словечко? (Тв.).

§ 103. Если же перед обращением оказывается междометие, то оно отделяется запятой или восклицательным знаком: Ах, поля мои, борозды милые , хороши вы в печали своей (Ес.); - Эй, три осьмушки под резьбу , иди возьми болт! - С того дня Захара Павловича звали прозвищем «Три Осьмушки под Резьбу» (Плат.). В качестве междометия может выступать и слово о (в значении ах ): О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств (Ес.).

Примечание. Омонимичные частицы и междометия (о, ах, а ) различаются следующим образом: частица имеет усилительное значение и от обращения интонационно не отделяется (не имеет самостоятельного ударения); напротив, междометия интонационно самостоятельны, ударны, после них имеется пауза. Ср.: О поле мое заветное , ты сейчас отдыхаешь после жатвы (Айтм.) - О, ветер! О, снежные бури! (Бл.).

Междометие эй (как призыв к вниманию) может и само выступать в качестве обращения: - Эй , берегись! Устроишь замыкание! (Возн.); - Эй , поосторожней там! - крикнул Степаxa (Крут.); - Куда? Ты что? Эй!.. (Шукш.); - Эй! Нельзя! - испугалась Фрося (Ток.).

§ 104. После обращений, представляющих собой самостоятельное предложение, ставится многоточие или восклицательный знак - одиночный или в сочетании с многоточием: - Миллер! - прошептал Шацкий (Пауст.); - Петь!.. - Лялька опять в окне (Шукш.); - Мать… А мать! - позвал он старуху свою (Шукш.).

В официальных письмах обращения принято выносить в отдельную строку , после обращения ставится восклицательный знак : Уважаемый товарищ (господин ) В. В. Иванов!; Уважаемые коллеги!

§ 105. Личные местоимения ты и вы обычно не выступают в роли обращений: они выполняют функцию подлежащего, если при них имеются глаголы-сказуемые: Если вы , читатель, любите осень, то знаете, что осенью вода в реках приобретает от холода яркий синий цвет (Пауст.) - местоимение вы - подлежащее (вы любите ), а читатель - пояснительный член предложения (вы , т. е. читатель).

Местоимения ты, вы могут выполнять функцию обращения в следующих случаях:

а) при наличии определительных конструкций - обособленных определений или определительных придаточных частей предложения: Вы, третья с краю, с копной на лбу , я вас не знаю. Я вас - люблю (Возн.); Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса, чьи шпоры весело звенели и голоса, и чьи глаза, как бриллианты, на сердце оставляли след , - очаровательные франты минувших лет (Цвет.); такие местоимения не являются подлежащими, при них нет глаголов-сказуемых;

б) при самостоятельном употреблении, обычно с междометиями эй, ну, эх, цыц и др. (в разговорной речи): - Цыц, ты! Она тебе больше не слуга (М. Г.); - Эй, ты! Ответь мне (Шукш.); - Ну, ты! Не перечь мне!

в) в сложных обращениях: Милый друг ты мой , не стыдись… (Фад.); Манюшка, милая ты моя (Шукш.).

§ 106. В качестве обращений могут использоваться описания признаков предмета, лица. Такие обращения выделяются как обычные обращения-наименования: - Эй, на шаланде! - сказал Рег (Грин); - Эй, кто там покрепче , давай сюда, к воротам! (П. Капица).

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 51. Знаки препинания при диалоге 1. Если реплики диалога даются каждая с абзаца, то перед ними ставится тире:- Значит, немец спокоен?- Тишина.- Ракеты?- Да, но не очень часто (Каз.).2. Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то каждая из них

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗН) автора БСЭ

§ 71. Альтернативные знаки препинания 1. При сложных подчинительных союзах запятая ставится один раз - или перед всем союзом, или, в зависимости от смысла, интонации, определенных лексических условий, перед второй частью (первая входит в состав главной части

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

§ 72. Вариативные знаки препинания Часто в печати встречается различное пунктуационное оформление аналогичных текстов. Выше, например, говорилось, что перед присоединительной конструкцией могут стоять разные знаки препинания: запятая, тире, точка, многоточие (см. § 24,

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

7.49. Знаки препинания при прямой речи Прямая речь может быть оформлена двумя способами – с помощью абзацного выделения каждой новой реплики и в подбор, в строку.При абзацном выделении реплик диалога перед репликой ставится тире; после предваряющих диалог слов автора

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

7.52. Знаки препинания отделяющие и выделяющие Набор пунктуационных знаков русского письма невелик: точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. В функции пунктуационного знака выступает также абзац – отступ от

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 1 автора Бурлака Андрей Петрович

§ 123. Знаки препинания при диалоге Если реплики диалога даются с нового абзаца, то перед ними ставится тире, например: – Родные есть? – Нет никого. Я один в мире. – Знаешь ли грамоту? – Да. – Знаешь ли какой-либо язык, кроме арамейского? – Знаю. Греческий (Булгаков). Если

Из книги автора

§ 123. Знаки препинания при диалоге 1. Если реплики диалога даются с нового абзаца, то перед ними ставится тире, например:- Значит, немец спокоен?- Тишина.- Ракеты!- Да, но не очень часто (Казакевич).2. Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Знаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка

Из книги автора

Знаки препинания в начале предложения § 4. В начале предложения для обозначения логического или содержательного разрыва в тексте, резкого перехода от одной мысли к другой (в начале абзаца), ставится многоточие:Но только стучали колеса в черной пустоте: Ка-тень-ка,

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ИМЕНИТЕЛЬНОМ ТЕМЫ § 23. Именительный падеж (именительный темы или представления) как синтаксическая структура, стоящая перед предложением, тему которого она представляет, отделяется знаками препинания, соответствующими концу предложения, - точкой,

Из книги автора

Знаки препинания при однородных приложениях § 42. Приложения (определения, выраженные именами существительными), не соединенные союзами, могут быть однородными и неоднородными.Приложения, стоящие перед определяемым словом и обозначающие близкие признаки предмета,

Из книги автора

Знаки препинания при вставках § 97. Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения) выделяются скобками или тире. Они содержат дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки к сказанному; разъясняют, толкуют основную часть высказывания: С 1851

Из книги автора

Знаки препинания при прямой речи § 133. Прямая речь, т. е. речь другого лица, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно, оформляется двумя способами.1. Если прямая речь идет в строку (в подбор), то она заключается в кавычки: «Я жалею, что не знала вашего отца, -

Из книги автора

Знаки препинания при цитатах § 140. Цитаты заключаются в кавычки и оформляются знаками препинания так же, как прямая речь (см. § 133-136):а) Марк Аврелий сказал: «Боль есть живое представление о боли: сделай усилие воли, чтобы изменить это представление, откинь его, перестань

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ Группа ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ появилась на свет в июне 1988 года как своеобразная реакция на смену музыкального курса в популярной питерской группе второй половины 80-х МЛАДШИЕ БРАТЬЯ – от мелодичной неоромантики и электропоп в сторону жесткого гитарного

Были времена, когда мы писали друг другу открытки, записки, письма и телеграммы. Сегодня все чаще шлем эсэмэски. Сообщения стали лаконичнее, но, по большому счету, суть от формы передачи информации не меняется.

Чаще всего невозможно, а порой просто невежливо игнорировать обращение, даже если вы шлете сообщение на конкретный телефонный номер. Обращение не формальность. Оно привлекает внимание слушающего или читающего, настраивает на диалог.

Но чтобы правильно употреблять обращение и знаки препинания при нем, нужно запомнить несколько правил.

Что такое обращение?

В самом термине «обращение» уже передана его суть. Это одно или несколько слов, привлекающих внимание адресата, заставляющих выслушать говорящего, побуждающих к действию и др. Обращение произносится с особенной, звательной интонацией и с паузой в конце:

«Петров! Встань и покинь класс!».

«Где твой дневник, Сережа?».

Обращение в большинстве случаев представлено словом, выраженным существительным, — это имя или фамилия человека.

«Смотри, Петя, не ошибись».

Также это может быть кличка животного:

«Шарик, ко мне!».

Обращением может выступать междометие или местоимение (чаще всего идущее вслед за междометием):

"Эй, вы! Да заканчивайте уже!".

Обращение может представлять собой неодушевленное существительное или даже географическое наименование (особенно такие обращения характерны для художественной речи):

Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?

(С. Есенин, «Не жалею, не зову, не плачу...»)

Обращение обособляется не только интонационно. Как не ошибиться при расстановке знаков препинания при обращении? Правила помогут разобраться в этом вопросе.

Обращения нераспространенные и междометные

Это обращения, выраженные одним словом:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...

(К.М. Симонов)

Или вот как ластится Лисица к Вороне в басне И.А. Крылова "Ворона и Лисица":

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица...

Роль обращений могут выполнять междометия:

"Эй! А пойди-ка сюда!".

Не следует путать обращения с междометиями. Последние, в отличие от обращений, придают сообщению дополнительный эмоциональный настрой и выражают отношение говорящего к собеседнику.

Междометия также выделены особой интонацией, а в письменной речи обособлены пунктуационно:

О, зачем я не птица, не ворон степной!

(Лермонтов)

Многие правила в русском языке имеют исключения, и их надо запоминать. Так и в случае с правильной постановки знаков препинания при обращениях и междометиях. Если обращению предшествует междометие «о», то запятую между междометием и обращением не ставим:

Не прав твой, о небо, святой приговор...

(Лермонтов)

Подсказкой в этом случае вам должна послужить интонация: обращение «о небо» звучит как одно целое.

А вот какой пример находим в пьесе-сказке Леонида Филатова «Про Федота-стрельца»:

Ай да ухарь! Ай да хват!

На сколькех же ты женат?

Али ты сосватал сразу

Цельный ткацкий комбинат?

В первых двух восклицаниях обращений нет. В них имеются междометия «ай да», выражающие удивление, в сочетании с существительным-определением. Первые два предложения синтаксически простые односоставные.

У тебя, Федот, жена

Хоть умна, да все ж одна!

Распространенные обращения

Это обращения, состоящие из двух или более слов:

«Приветствую тебя, дорогой мой друг!».

Внутри таких обращений знаков препинания не ставим.

Как частный случай — обращения с существительными могут объединяться с междометиями:

Ах ты, душечка, красна девица,

Мы пойдем с тобой, разгуляемся...

(Из русской народной песни)

Правило для постановки знаков препинания внутри такого обращения (то есть состоящего из определения, определяемого слова и местоимения) говорит о том, что запятые в большинстве случаев не нужны:

Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя?

(А.Н. Островский)

Если обращение, состоящее из нескольких слов, разрывается членами предложения, каждую из частей обращения следует обособить:

Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг!

(Э. Багрицкий)

Какие знаки препинания ставятся при обращении?

Само обращение может стоять в любом месте фразы по воле говорящего. Оно должно быть обособлено запятыми от слов, несущих основную информационную нагрузку в предложении.

«Гражданочка, успокойтесь, садитесь и давайте поговорим».

«В последнее время ты, Алеша, ровным счетом ничего не сделал».

«И тебе доброго пути, голубчик».

Более эмоциональное обращение может быть отделено восклицательным знаком:

«Граждане пассажиры! Просим вас не курить в салоне!».

Предложение может иметь не одно обращение. В таком случае они обособляются как однородные и согласно общим правилам:

«Давай-ка, Иванушка, соберись, сокол ты мой ясный, да отправляйся в путь».

Если обращению предшествует частица «о», то она отделяется запятой или восклицательным знаком. Она выделена той же звательной интонацией и, по сути, дублирует его, поэтому нуждается в обособлении:

О, кто-нибудь,

чужих людей соединенность

и разобщенность

близких душ!

(Е. Евтушенко)

Обратите внимание, что частицы «а» и «да», находящиеся между повторяющимися обращениями, запятыми не отделяем:

— Барин, а барин! — промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом...

(И.С. Тургенев)

Эмоции и знаки препинания

Рассмотрим особенности обращения и знаков препинания при нем.

Запятой обособляются обращения, если говорящий спокоен:

«Вот видишь ли, сынок, как бывает...».

И восклицательным знаком — если мы поздравляем кого-либо с праздником. Или побуждаем принять решение, предлагаем поторопиться. Или сообщаем о каком-либо экстраординарном событии.

«Дамы и господа! Позвольте представить вам нашего нового гостя...».

«Граждане! Товарищи! Голубчики! Да будьте же вы, наконец, людьми!».

Запятые передают спокойствие, восклицательный знак — эмоциональность и даже взвинченность. При этом суть сообщения не обязательно находится в прямой связи с настроением передающего его. Точка или запятая там, где был бы более уместен восклицательный знак, сообщит о равнодушии или иной эмоции, не характерной для события:

«Уважаемый Александр. Примите мои искренние поздравления с новым назначением».

Таким образом, у обращений на письме иногда возникает дополнительная смысловая нагрузка: знаки препинания при них и то, как подано сообщение, могут сказать порой больше, чем информация, которую оно несет.

Как уже указывалось выше, обращение может лишь формально выглядеть таковым и вовсе не нести никакой «обратительной» функции. В этом случае оно украшает речь, выражая отношение говорящего к предмету или явлению, привносит в текст необычные смысловые оттенки.

О времена, о нравы!

Став поговоркой, эта фраза лишь формально выглядит как обращение, но по смыслу, конечно, таковой не является.

Особые случаи

Не следует путать обращения с вводными словами и словосочетаниями. И те и другие не имеют предикативной основы, а значит, не могут быть членами предложения. Но вводные слова не привлекают внимание собеседника, в сообщении они несут другую функцию. Уточняя смысл сказанного, они дополняют, заостряют внимание на чем-либо:

«Таким образом, нам с вами необходимо принять во внимание существующую расстановку сил».

«Как вы понимаете, суть ситуации в следующем...».

Правило расстановки знаков препинания при обращениях и вводных словах требует обособления запятыми.

Обратите внимание, что предложение может содержать как вводные слова, так и обращение:

«Видите ли, Василий, сейчас совсем не то, что раньше. Иные у нас дела».

«Видите ли» — вводное словосочетание, «Василий» — обращение.

Междометия чаще всего не могут выступать членами предложения. Но иногда они приобретают несвойственные им синтаксические функции и «перерастают» в самостоятельные члены предложения:

«Порыбачили, накупались вволю, а потом айда по домам!».

«Разбежался и в воду ух!».

Междометия «айда» и «ух» в приведенных примерах выступают сказуемыми.

В иных случаях стоит подвергать сомнительные предложения с якобы имеющимися в них обращениями синтаксическому анализу. Тем более что некоторые слова, являясь членами предложения, могут брать на себя и функции обращения. Всем нам памятны такие примеры:

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

(Н.А. Некрасов)

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась...

(А.С. Пушкин)

«Выдь на Волгу» и «ты помнишь» — части сложных предложений, интонационно выполняющих роли обращений.

Мы рассказали об обращении и знаках препинания при нем. Важно правильно обособлять их от членов предложения, чтобы читатель смог понять суть информации, которую хочет донести до него автор.

Перейти на... Главная страница курса Урок 1. Русский язык в современном мире. Урок 2. Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Урок 3. Знаки препинания в сложном предложении. Урок 4. Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Урок 5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Урок 6. Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Урок 7. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Урок 8. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний. Урок 9. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Урок 10. Главные члены предложения. Подлежащее. Урок 11. Простое глагольное сказуемое. Урок 12. Составное глагольное сказуемое. Урок 13. Составное именное сказуемое. Урок 14. Тире между подлежащим и сказуемым. Урок 15. Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов предложения. Урок 16. Дополнение. Урок 17. Определение. Урок 18. Приложение. Знаки препинания при нём. Урок 19. Обстоятельство. Урок 20. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Урок 21. Двусоставное предложение. Повторение. Урок 22. Главный член односоставного предложения. Урок 23. Назывные предложения. Урок 24. Определенно-личные предложения. Урок 25. Неопределенно-личные предложения. Урок 26. Инструкция. Урок развития речи. Урок 27. Безличные предложения. Урок 28. Обобщенно-личные предложения. Урок 29. Рассуждение. Урок 30. Неполные предложения. Урок 31. Неполные предложения. Продолжение. Урок 32. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение. Урок 33. Понятие об осложненном предложении. Урок 34. Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах. Урок 35. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Урок 36. Однородные и неоднородные определения. Урок 37. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Урок 38. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Урок 39. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Урок 40. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Повторение. Урок 41. Обособленные члены предложения. Понятие об обособленности. Урок 42. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Урок 43. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Урок 44. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. Урок 45. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. Урок 46. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Урок 47. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. Повторение. Урок 48. Обращение. Назначение обращения. Распространенные обращения. Урок 50. Вводные и вставные конструкции. Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Урок 51. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Урок 52. Вставные слова, словосочетания и предложения. Урок 53. Междометия в предложении. Урок 54. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Урок 55. Повторение по теме «Вставные и вводные конструкции». Урок 56. Чужая речь. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Урок 57. Прямая и косвенная речь. Урок 58. Прямая и косвенная речь. Продолжение. Урок 59. Диалог. Рассказ. Урок 60. Цитата. Урок 61. Повторение