«Образование - лучший страж свободы, чем развёрнутая армия» (ЕГЭ обществознание). Рекомендации в написании эссе по обществознанию Образование лучший страж свободы чем армия эссе
«Образование - лучший страж свободы, чем развёрнутая армия» (Э. Эверетт)
В выбранном мной высказывании затронута проблема роли образования как социального института в демократическом обществе. Актуальность данного вопроса заключается в том, что передача знаний последующим поколениям всегда была важна для человечества, а в современном обществе его роль лишь увеличилась, образование претерпевает ряд изменений, в связи с чем каждому человеку следует понимать его значение для общества.
Американский политик Эдвард Эверетт считал, что образование - «лучший страж свободы, чем развёрнутая армия». Иными словами, автор полагал, что качественное образование, формируя личность, закладывает в ней черты, необходимые для реализации человеческой свободы, в то время как силовые методы не способны обеспечивать свободу людей с той же эффективностью. Я полностью разделяю позицию Эверетта: свобода неразрывно связана с образованием человека, и ни одно общество не может отстаивать и реализо- вывать свои права при помощи оружия так, как общество, для которого образование является приоритетной ценностью.
Под образованием в общественных науках понимают целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений и навыков. Основной целью образования можно считать приобщение индивида к достижениям человечества, передача и сохранение культурного достояния общества. Получение образования происходит посредством обучения в соответствующих учреждениях (школах, вузах и т. д.) и самообразования, то есть самостоятельного приобретения знаний без помощи других лиц.
Значимость образования для общества обусловлена широким спектром общественных потребностей, удовлетворяемых данным институтом. Прежде всего, образование обеспечивает передачу культурных достижений, опыта, ценностей новым поколениям. При этом происходит социализация личности, усвоение ею социальных ролей, норм, а также развивается её интеллект и творческий потенциал. Наряду с этим образование связано с формированием социально-профессиональной структуры общества. Далеко не последнюю роль образование играет и в формировании мировоззрения человека, в частности научного: усваивая знания, человек формирует собственный взгляд на те или иные явления, мир в целом и самого себя.
Свобода личности неотделима от образования, посредством которого происходит всестороннее развитие личности. Так, его уровень влияет на политическую культуру общества: если для функционирования демократического государства необходимо понимание гражданами хода политического процесса, актуальных задач государства, осмысленный выбор кандидатов на государственные должности. Всё это составляет так называемую «культуру участия». При подданической же культуре население не заинтересовано в политике и не оказывает непосредственного влияния на политические решения. Сходным образом, образование является необходимым условием свободы человека в экономической, социальной и культурной сферах общества. Напротив, силовые методы не обеспечивают усвоения людьми таких ценностей, как свобода, права человека. Милитаризированное общество отличается нивелированием ценности личности, воспитанием стандартных моделей поведения, запрещением отступление от идеологии, приказаний и т. д.
Помимо теоретических доводов, можно привести и фактические примеры. Русский писатель-классик Иван Сергеевич Тургенев был человеком с блестящим образованием, которое получал как в России, так и за рубежом. Образование позволило Тургеневу в полной мере реализовать себя как писателя и добиться признания как в родной стране, так и во всём мире. Писатель стал одной из ключевых фигур русской литературы XIX века. Таким образом, образование позволяет раскрыть способности человека, позволяет ему преуспеть в творческом начале.
Иллюстрацией негативных последствий нивелирования ценности образования для свободы людей может служить Третий рейх. При этом режиме имели место неоднократные случаи массовых сжиганий книг. Кроме того, всему населению навязывалась одна модель мышления, в которой превалировал культ личности фюрера, антигуманные ценности, расизм. Запрещая для граждан свободомыслие, отступление от господствующей идеологии, свободное образование, государство испортило нравственный облик большого числа людей. Это говорит о необходимости обеспечения полноценного образования, а не искажённой, ограниченной пародии на него.
Таким образом, образование действительно является своеобразным фундаментом, на котором строится свобода личности и общества. Без всестороннего развития личности, формирования в ней ценностей и навыков, обеспечивающих реализацию и защиту своих прав, не может и идти речи о её свободе. Потому прав был Эверетт, утверждая, что оно является лучшим стражем свободы, нежели развёрнутая армия.
Рубрики
Самые читаемые
- У тебя в руках пособие, которое поможет тебе подготовиться к выполнению заданий Всероссийской провер... 16 060 просмотров
- Линия УМК «Английский в фокусе (5-9)». Сборник контрольных заданий включает контрольные задания в дв... 12 208 просмотров
- Книга содержит 10 вариантов типовых заданий ВПР по английскому языку для учащихся 11-х классов. Сбор... 1 просмотр
-
Учебник представляет собой разрезные карточки с тематическими зачетными заданиями по программе русск...
Олег Альбертович Донских написал доклад с анализом действительных образовательных результатов ЕГЭ. Поскольку подготовка ЕГЭ - это особый образовательный тренинг, которому с большей или меньшей интенсивностью подвергаются все выпускники российских школ, то стоит понять - чему полдготовка к ЕГЭ на самом деле учит? Здесь это показано.
Публикую здесь с разрешения автора, перепост привествуется.Донских О.А. О компетенциях и ЕГЭ
Наше образование переживает эпоху ЕГЭ и перехода к компетентностному подходу. По-видимому, в замысле реформаторов ЕГЭ и компетенции как-то связаны между собой, являясь ключевыми (хотя и не рядоположенными) элементами единого процесса. Настоящая статья является попыткой выяснить некоторые аспекты связи между ними на материале результатов ЕГЭ по обществознанию.
Очевидно, ЕГЭ должен продемонстрировать те компетенции, которые сформированы у выпускников наших средних общеобразовательных учреждений. Достаточно полно и объективно. Исходя из этой посылки, рассмотрим некоторые особенности ответов на задания экзамена.Если кратко отвечать на вопрос, что показывают результаты ЕГЭ по обществознанию, можно сделать следующее заключение: они демонстрируют отсутствие у значительного числа выпускников средней школы умений, необходимых для получения высшего профессионального образования, таких как: умение понять текст, выделить главную мысль, обобщить услышанное. И, главное, - умение самостоятельно работать, т.е. самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы. Иначе говоря, у выпускников средней школы напрочь отсутствует то, что можно обозначить как компетенцию учиться в ВУЗе. Сказанное легко показать на примерах, которые дают представление об отдельных аспектах названной компетенции (точнее - «недокомпетенции»).
Возьмем эссе, тот жанр, где наиболее полно раскрываются возможности выпускника.
Итак, выбрана тема: «Образование - лучший страж свободы, чем развернутая армия » (Э. Эверетт). И читаем вполне типичное рассуждение (с сохранением орфографии оригинала. Стоит заметить, что иногда эссе так безграмотно написаны с точки зрения русского языка, что не обращать на это внимания невозможно):
«Образование - лучший страж свободы.
Образованный, умный человек может сам за себя постоять, решить проблему мирным путем.
Проблема заключается в том, что «Образование - лучший страж свободы, чем развернутая армия?
Я думаю, что за в борьбе за свою свободу нужно применять свои знания, а непребегать к военным действиям.
Однажды я попал в неприятную ситуацию, в которой образование сыграла большую роль. Благодаря образованию этот конфликт был предотвращён.
Вот почему образование - лучший страж свободы ».
И еще одно:
«Образование действительно эта свобода. Каждому человеку нужна образование, потомучто в наше время без образования нельзя. Многие люди говорят что армия очень сурова и развернутая. Я например так не считаю. Когда я закончил девятый класс в вечерней школе, меня призвали в армию. За год службы я узнал очень много интересного. Я читал много книг и писали диктанты. Я считаю что человеку в наше время и образование нужно и служба в вооруженных силах ».
Понятно, что выбраны не самые лучшие эссе. Выбраны вполне типичные. А типичны они по тем признакам, которые совпадают в этих двух эссе. И эти признаки следующие:
1) Полное непонимание мысли автора высказывания. То, что Эверетт говорит об обществе как таковом и о роли образования в повышении уровня отношений в обществе, выпускники переводят в личный план.
2) Совершенно исчезла тема свободы в политическом смысле, выпускник говорит лишь о «борьбе за свою свободу», но от кого и почему, непонятно, разве что от личных врагов. Второй вообще про свободу забыл, хотя это ключевая тема выбранного им высказывания.
3) Пишущие не заботятся о смысловом единстве как конкретных высказываний, так и об общем смысле создаваемого ими текста.Что значит «армия очень сурова и развернутая»? Или глупости, вроде «нужно применять свои знания, а непребегать к военным действиям. Как можно «пребегать» к военным действиям в одиночку, автор, конечно, не думает. Так же как «войной» оказывается неприятный конфликт, в который он однажды попал. Развернутая армия оказывается одним человеком.«Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира » (Н.А.Бердяев).
«Мир состоит из нескольких миллиардов человек, и каждый человек по-своему индивидуальность и отдельный мир. Об этом сказано в высказывании Н.А.Бердяева. Я согласна с данным мнением автора. Ведь чтобы понять мир, нужно понять человека.
Ведь мир не состоит из дробных частей, сам мир состоит из маленьких миров. Каждый человек - это сам по себе маленький мир, который нужно долго и упорно изучать. В каждом человеке мы можем найти ответы на вечные вопросы, найти пути решения на свои проблемы. Ведь в каждом человеке есть свой собственный мир, в котором совмещены, казалось бы, несовместимые вовсе вещи. Нам нужно много времени, чтобы понять это, часть хорошего из этого мира взять себе.
Человеку нужно общение прежде всего для того, чтобы улучшать себя, брать все самое лучшее от общения. И применять это, чтобы разгадать загадку мира другого человека ».
Здесь вроде бы автор вначале действительно демонстрирует понимание Н.А.Бердяева, когда говорит о том, что для понимания мира нужно понять человека. С некоторой натяжкой с этим еще можно согласиться. Но дальнейшее изложение отрицает это первоначальное заблуждение. Дальше начинаются фразы, которые ни сами по себе, ни в целом не имеют никакого внятного смысла. Если нужно долго и упорно изучать самого себя, тогда при чем здесь общение, о котором потом идет речь? А в конце вообще идет совершенная белиберда: нужно общаться, чтобы улучшать себя и брать это лучшее, чтобы «разгадать загадку мира другого человека»… В дополнение к тому, что было обнаружено в предшествующих эссе, здесь встречается сакраментальная фраза - «я согласна/не согласна с мнением автора ». По мысли выпускника этой фразой демонстрируется собственное мнение. Да, выглядит это как рефлексия по поводу прочитанного. Но в ситуации, когда текст совершенно не понят, это смотрится не как рефлексия, а как случайная добавка. Ведь соглашаться или не соглашаться можно с тем, что понял.
И, наконец, еще один пример.
«Тоталитаризм - образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти » (А. Н. Круглов). «Я выбрала данную тему сочинения, так как за долгий курс истории с школе нираз с ней встречалась. В обществе существует три формы правления: авторитарная, тоталитарная и демократическая. В нашей Родине демократическая форма правления.
Тоталитаризм существовал при Сталине, где были единые законы, принудительное выполнение их, вне зависимости с соглашение граждан. Власть с помощью морали, то есть поучения, зарабатывала себе определенный статус в обществе. Власть не учитывала просьбы, прихоти и удобства общества. С моей точки зрения такая форма правления очень жестока и неправильная по отношению жителей. Власть должна существовать с обществом сообща, помогая ему в жизни ».
Здесь опять полное непонимание смысла высказывания. Непонимание того, что мораль и право в демократическом обществе представляют собой две разные формы общественного сознания. Мораль вообще понимается как «поучение» из фразы «читать мораль». И попутно несколько грубых ошибок: это касается единых законов как признака тоталитаризма, власть «зарабатывает статус», и др.
В связи с этими примерами (а умножить их не составляет никакого труда, поскольку большинство эссе в той или иной степени именно таковы) стоит поговорить об одной особенности представленного этими примерами мышления - полном отсутствии чувства непонимания. Еще Аристотель говорил, что философия (в данном случае рациональное мышление) начинается с удивления. Человек должен обнаружить какое-то несоответствие, невозможность чего-то существующего. Чувство непонимания растет из того же корня - это не может быть, а это есть! Сочетание каких-то мыслей, образов, которые представлены в тексте, не складываются в цельную картину. Но они должны складываться. И начинается поиск, человек пытается сложить мозаику. Он начинает задавать сам себе вопросы, отвечая на которые он надеется эту картину воспроизвести. Он должен придти к чувству понимания, ощутить, что все части высказывания комплементарны.
В приведенных примерах мы сталкиваемся с чем-то совершенно другим: вместо понимания присутствует набор ассоциаций. Вместо вдумывания в мысль известного мыслителя мы видим случайный ручеек сознания (потому что выражение «поток сознания» для этой умственной деятельности - слишком громко) без всякой попытки ответить хотя бы на какие-то вопросы. В результате дефицит понимания определяется полным отсутствием чувства непонимания.
Такое впечатление, что включается простенький ассоциативный механизм по поводу некоторых узнанных слов. Здесь уже не идет речь о выборе предмета, хотя составителями и предполагается выбор из шести дисциплин.
Сказанное в полной мере проявляется во время процедуры апелляции. Практически невозможно убедить выпускника, что он противоречит сам себе или что он совершенно не понял прочитанного. Он начинает объяснять, что он «имел в виду» именно то, о чем говорит учитель. А указание на очевидное противоречие парируется теми же пустыми ассоциативными рядами, которыми наполнено само эссе.
В результате становится совершенно очевидным, что ЕГЭ с его тестовой структурой работает на усиление ассоциативного мышления вместо того, чтобы заставлять учащихся видеть целостные картины определенных духовных областей. Некоторые ответы являются настолько дикими, что после них ни о каком знании предмета не может быть и речи. Но система выбора из нескольких вариантов всегда оставляет возможность угадать хотя бы какое-то количество правильных ответов, даже если совершенно не иметь представления о предмете.Еще одно задание, требующее умения определять и обобщать - задание С8, в котором требуется составление сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Очевидно, что для составления плана, необходимо представлять себе тему в целом, уметь разбить ее на составляющие и эти составляющие ранжировать. Вместо этого мы опять очень часто сталкиваемся со случайным набором слов.
Не занимая слишком много места, приведем лишь три плана по теме «Биологическое и социальное в человеке».
(В одном случае учащийся составил к данной теме универсальный план, который подходит ко всему, но его можно рассматривать все-таки больше как курьез:
«План:
-выявление проблемы.
Коментарий
-моя позиция
-мое мнение
-примеры
Заключение
-вывод ».)
А вот типичные вполне типичные ответы вроде бы по существу:
1. «1.Понятие человека
2.Признаки биологического в человеке
2.1.имеются органы
2.2.реагирует человек на неблагоприятные условия, т.к.
У него есть нервная система
3.Социальное в человеке
3.1.в процессе развития человека, появляются новые технологии
3.2.научился реализовывать свои потребности
4.Социальное и биологическое неразрывно связано ».2. «I Социальное в человеке.
1) Человек и общество
2) Семья
3) Образование
4) Работа
II Биологическое в человеке
1) Биологические потребности человека
2) Человек и природа
III Вывод»3. «I Общение 1 Друзья II Отдых: 1 Реабилитация
2 Родственники 2 УмиротворениеIII Семья: 1 Родители
2 Братья».Опять мы сталкиваемся с тем же уровнем работы с понятиями: вместо обобщения и логического раскрытия темы демонстрируется вполне случайный ассоциативный ряд. Так, в одном ряду оказываются «семья» и «образование», «новые технологии» и «потребности», «Общение», «отдых» и «семья». Т.е. в принципе не осознается ни разница в уровне обобщения, ни разнородность понятий.
Что можно сказать о подготовленности к получению высшего профессионального образования? Очевидно, что для того, чтобы учиться своей будущей профессии, необходимы такие умения и навыки, как умение самостоятельно работать, понимать сказанное, обобщать, т.е. те, без которых получать профессиональные знания невозможно. Ни одной из этих компетенций ЕГЭ не демонстрирует. Более того, сам способ его основной организации (выбор из нескольких вариантов) ведет в противоположном направлении.
Ребята, которые не могут четко понимать и обобщать сказанное и прочитанное, в принципе не способны писать конспект. Ведь для этого нужно внимательно слушать, обобщать и кратко записывать услышанное. Вместо того, чтобы выделять главное, они просто выхватывают из контекста вполне случайные куски. К сожалению, учитывая эту неспособность (некомпетентность), многие преподаватели уже давно не читают, а диктуют свои лекции. В тех же случаях, когда преподаватель рассказывает определенный материал, не указывая прямо на то, что нужно записать, конспекты в большинстве случаев выглядят очень убого. Это вполне случайные обрывки мыслей. И ребята выходят из положения либо пользуясь учебными пособиями, либо просто фотографируя лучшие конспекты. Не лучше ситуация со способностью обобщать: вместо обобщений идут случайные ассоциации, совершенно подобные вышеприведенным.
Еще хуже ситуация с возможностью самостоятельной работы как по поиску знаний, так и по сочинению соответствующих текстов. Поиск знаний ограничивается самыми простыми действиями с компьютером. На семинарах доклады делаются по каким-то вполне случайным отрывкам, которые выскочили в Интернете.
Совершенно теряется авторство письменных текстов. Вместо того, чтобы писать самостоятельно, ребята складывают куски найденных текстов и при этом уверены, что они делают серьезную самостоятельную работу.
Таким образом, ЕГЭ, с одной стороны, со всей очевидностью демонстрирует отсутствие компетенций, крайне необходимых для учебы в вузе, а, с другой стороны, вынуждает учителей избирать такие тактики работы с учениками, которые заведомо подрывают возможность формирования названных компетенций.Глава 3. Броня от всех бед
Знания - броня от всех бед.
Абу Абдаллах Джафар РудакиОбразование – это умение встречать жизненные ситуации.
Джон ГиббенОбразование - лучший страж свободы, чем развернутая армия.
Эдвард ЭвереттPraemonitus praemutus - Кто предупрежден, тот вооружен (лат).
Не принимайся без обучения за то, что следует делать научившись.
Изречения СекстаИсторию цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь.
Эдмонд АбуЗнания лучше, чем богатство, так как богатство нужно охранять, а знания охраняют тебя самого.
Имам АлиЗнание! С тобой человек свободен даже в оковах. С тобой счастлив даже под ударами превратной судьбы. Имея тебя, человек имеет все и не нуждается в остальном. Этот же человек, лишенный тебя, является слабым тростником, подвластным игре страстей, жертвой скуки, ползучим растением, не имеющим опоры на самом себе.
Клод Адриан ГельвецийПросвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце.
Иоганн Кристоф Фридрих ШиллерВсякое добро происходит от просвещенного разума.
И.И.ШуваловПросвещение имеет целью воспитание характера.
Герберт СпенсерДобродетель есть знание.
СократСчастье будущего человечества только в знании.
А.П.ЧеховНезнание - плохой способ избавится от беды.
Луций Анней СенекаДоказывать человеку необходимость знания - это все равно, что убеждать его в полезности зрения.
Максим ГорькийС буддийской точки зрения – основная причина наших проблем – неведение.
Далай-лама XIV. – 2005 г.Образование - самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны.
Н.Г.ЧернышевскийПочти все несчастья в жизни происходят от ложного представления о том, что с нами случается. Следовательно, глубокое знание людей и здравое суждение о событиях приближают нас к счастью.
СтендальЧтобы стать личностью, думаю, необходимо в первую очередь образование.
Валентин ПикульТы никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно.
Уильям БлейкОдносторонний специалист есть либо грубый эмпирик, либо ученый шарлатан.
Н.И.ПироговПравильно говорят, что порядочный человек - человек разносторонний.
Мишель де МонтеньНадо зацеплять всякое знание, которое встретится на пути.
В.И.ДальРебята, не зевайте, приобретайте навыки! Любые.
И.А.Наровлянский. – 2001.Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.И.ПисаревТот, кто собирает добрые наставления, подобен торговцу, который откладывает каждый медяк и в конце концов становится богачом.
Чень ЦзижуЕсли проследить биографию любого образованного человека - рабочего, крестьянина, специалиста, ученого, писателя, - то приоткроется замечательное свойство знаний. Накапливая их, реализуя в делах, человек без конца заново открывает себя, постигает собственные возможности, оказывается способным на решения и поступки, о которых прежде и не помышлял.
И.Петрянов-СоколовКаждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для себя куском знания, считайте бесплодно и невозвратно для вас потерянным.
К.С.СтаниславскийЗнания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.
Китайская пословицаЕсли в мозге не сеют злаков, он производит сорняки.
Джордж ГербертМного людей в конце недели вспоминает, сколько они должны заплатить по счетам. Но немного людей хотя бы один раз вспомнили, что за семь дней они внесли в область красоты и знания.
Н.К.РерихВ каком положении ты ни был, веди себя так, чтобы не прошло у тебя и часа без приобретения мудрости, ведь мудрости надо учиться и у невежд.
КабусКто мудр? – Тот, кто готов учиться у каждого, как сказано: «От всех, учивших меня, я набирался ума».
Талмуд. Трактат «Авот». Гл. 4: 1.Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными.
Шарль Луи МонтескьеЧтение для ума - то же, что физическое упражнение для тела.
Джозеф АддисонЧтение - вот лучшее учение.
А.С.Пушкин. 21 июдя 1822Повторное чтение уже прочитанных книг - самый надежный пробный камень образованности.
Фридрих ГеббельЛюди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени ДидроХлеб питает тело, а книга- разум.
ПословицаЧеловек есть то, что он ест, и то, что он читает.
ПословицаСкажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты.
Н.И.ПироговТрагедия непрочитанных книг - это страшная трагедия
Даниил ГранинНи искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.
ДемокритВся жизнь есть познание.
Андрей КутерницкийКроме того, многие (из числа людей, переживших клиническую смерть. – И.К.) подчеркивают важность приобретения знаний. Во время присмертных испытаний им было внушено, что знания приобретаются даже после жизни. Например, одна женщина, говорила, что она после «смерти» пользуется любой предоставляющейся возможностью, чтобы узнать что-то новое. А другой мой собеседник посоветовал: «Не прекращайте учиться в любом возрасте. Этот процесс, как я теперь понимаю, продолжается вечно».
Реймонд МудиДо смерти учись, до гроба исправляйся.
Русская пословицаПриобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью. И поняв, что пищей старости является мудрость, действуй так, чтобы старость не осталась без пищи.
Леонардо да ВинчиБлага юности - сила и красота, благо старости - рассвет разума.
ДемокритДля глупца старость - бремя, для невежды - зима, а для человека науки - золотая жатва.
Иоганн Вольфганг ГётеНаука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было две жизни, то и их бы не хватило вам.
И.П.ПавловУченый должен жить долго.
Н.В.Лазарев. - 1969 г.Для ученья нет старости.
Русская пословицаНе думай, чтобы ты уже был стар для того, чтобы учиться.
Н.В.ГогольСчастлив тот, кто может учиться в 70 лет.
Надя Крылофф - 1999 г.В сущности, старость наступает в тот момент, когда человек утратил способность учиться
Артуро ГрафВ молодости я удивлялся, что Катон начал изучать греческий язык в 80 лет. Теперь меня это уже не удивляет. Старые люди охотно берутся за выполнение задач, от которых отшатывается молодежь, боясь, что это займет у неё слишком много времени.
Сомерсет МоэмУчись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра.
Отто фон БисмаркПрямым учением просвещенный человек никогда сытости не имеет в познании своём, но не перестает никогда же учитися, хотя бы он и Мафусаилев век пережил.
Феофан ПрокоповичВсе люди в равной мере имеют право на образование и должны пользоваться плодами науки.
Фридрих ЭнгельсЯ решил посвятить свою жизнь борьбе против гнуснейшего вида неравенства - неравенства образования.
Н.А.РубакинЗнание существует для того, чтобы его распространять.
Ралф Уолд ЭмерсонТрудных наук нет. Есть только трудные изложения.
А.И.ГерценЧтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.
Анатоль ФрансПушкин в лицейские годы, совершенно безразличный к математике, увлекшись картами, начал усиленно интересоваться математическими дисциплинами, объясняющими философию случайностей. Особый интерес у него вызывала математическая теория вероятностей.
Николай СергеевМой издательский опыт и вся моя жизнь, проведенная среди книг, утвердили меня в мысли, что есть только два условия, которые обеспечивают успех книги:
- очень интересно,
- очень доступно.
И.Д.СытинВеликое искусство научиться многому - это взяться сразу за немногое.
Джон ЛоккНе стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой.
ДемокритБудучи многосторонне образованным, Николай Васильевич Лазарев, с другой стороны, возражал против траты сил и времени на приобретение бесполезных сведений. Например, говоря о медицинском образовании, он спросил, кому пригодилось подробное знание анатомии височной кости. Выяснилось, что никому из шести присутствующих выпускников медицинских институтов эти подробности никак не понадобились. И тут же он устроил шуточный опрос, кто что помнит. И пятеро назвали различные детали. И только один честно признался, что забыл все начисто. К нашему удивлению, Николай Васильевич похвалил именно его, сказав, что настоящему ученому для того, чтобы высоко подняться, необходимо освободиться от балласта.
А.Н.СтуковПолезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным.
Луций Анней СенекаМудр тот, кто знает не многое, а нужное.
ЭсхилМудрость людей пропорциональна не их опыту, а их способности к нему.
Джордж Бернард ШоуЕсли знания человека не упорядочены, то чем больше он знает, тем большей будет путаница в его мыслях.
Герберт СпенсерТолько система, конечно, разумная, выходящая из самой сути предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где хозяин ничего не отыщет.
К.Д.УшинскийСвои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле.
Луций Анней СенекаОпыт берет большую плату за учебу, но учит он лучше всех учителей.
Томас КарлейльНелепость изучать свет в качестве простого зрителя. Тот, кто хочет только наблюдать, ничего не наблюдает. Нужно самому упражняться в том, что хочешь изучить.
А.С.ГрибоедовПриобретать познания еще недостаточно для человека, надо уметь отдавать их в рост.
Иоганн Вольфганг ГётеКто учился наукам и не применяет их, похож на того, кто пахал, но не сеет.
Муслихаддин СаадиПольза от имеющихся знаний в их применении.
КонфуцийЕсли действовать не будешь, ни к чему ума палата.
Шота РуставелиЗнание – орудие, а не цель.
Л.Н.ТолстойЕсли благие дела человека превышают его мудрость, то она устойчива; если же мудрость его превышает его дела, то она неустойчива.
Талмуд. Трактат Авот. Гл. 3: 8.Знать недостаточно; мы должны применять знание. Желания недостаточно; мы должны действовать.
Брюс ЛиЦарствие небесное не дается лежащим на боку, а только трудящимся и скорби терпящим.
Преподобный ИосифНе умея держать в руке топор - дерева не отешешь,
а не зная языка хорошо - красиво и всем понятно - не напишешь.
Максим Горький
На сегодняшний день написание эссе является требованием не только для конкурсов, но и для многих образовательных программ, поэтому умение писать эссе необходимо как педагогам, так и их подопечным - учащимся, абитуриентам, студентам.
Жанр эссе предполагает свободу творчества: позволяет автору в свободной форме излагать мысли, выражать свою точку зрения, субъективно оценивать, оригинально освещать материал; это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого, часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. Уникальность этого жанра в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле. На первом плане эссе − личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку. В отношении объема и функции граничит, с одной стороны, с научной статьей и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой − с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвертый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы. Самое знаменитое (и, по мнению литературоведов, первое по
времени написания) произведение данного жанра трехтомное сочинение французского философа- скептика XVI в. Мишеля Монтеня (1533-1592) русскоязычным читателям известно под названием «Опыты». Для русской литературы жанр эссе не был характерен. Образцы эссеистического стиля
обнаруживаются среди русских писателей XIX века у А.С. Пушкина, А.И. Герцена, Ф.М.Достоевского, в начале XX века – В.И. Иванова, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, позднее
Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему. Для грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций.
− И. Эренбурга, Ю. Олеша, В. Шкловского, К. Паустовского».
Структура написания эссе:
1.Введение - определение основного вопроса эссе.
2.Основная часть - ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос. 3.Заключение - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе. Отметим наиболее приемлемую технику доказательства приведенных в эссе высказываний. 4.Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
Структура аргументации (доказательства).
Структура любого доказательства включает по меньшей мере три составляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения.
Тезис - это сужение, которое надо доказать.
Аргументы - это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.
Вывод - это мнение, основанное на анализе фактов.
Оценочные суждения - это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах. Элемент структуры %.
Критерии оценивания эссе
При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
раскрытие проблемы на теоретическом и бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования определений, терминологии;
аргументация своей позиции с опорой на факты или собственный опыт.
Требования, предъявляемые к эссе:
1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
Памятка при написании эссе
Прежде чем приступить к написанию эссе:
1) изучите теоретический материал;
2) уясните особенности заявленной темы эссе;
3) продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
4) выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
5) определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
6) составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.
При написании эссе:
1) напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
2) проанализируйте содержание написанного;
3) проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;
4) внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.
Алгоритм написания эссе.
Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:
а) интересна вам;
б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;
в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).
Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).
Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.
Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.
Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации.
Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).
Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.
Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).
Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.
Пример готового эссе по вышеизложенным критериям
“Образование лучший страж свободы, чем развёрнутая армия”
Э. Эверет
В своём высказывании автор противопоставляет способы социального контроля таких институтов как образование и армия. Эверет говорит о том, что образование как один из важнейших механизмов внутреннего социального контроля всегда будет более эффективен, чем механизмы внешнего контроля – “развёрнутая армия”.
Я частично согласен с позицией автора так как, армия хоть и уступает образованию из-за своих радикальных способов обеспечения безопасности и контроля, но всё же является не менее важным рычагом воздействия на общество.