Основные социально психологические теории личности кратко. Теории личности

Понятие личности в социальной психологии.

В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности очень велик. Поэтому практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика и психология.

Личность - это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.

Личность формируется в результате взаимовлияния биологических (врожденных) характеристик психики индивида и его социального опыта. Поскольку человек уже с момента рождения оказывается в системе разнообразных социальных связей, практически невозможно разделить биологические и социальные детерминанты его будущей личности. Генетически обусловленные черты психики (пол, темперамент, природные задатки) определяют усвоение социального опыта.

В настоящее время сложился целый ряд подходов к понима­нию личности:

1) биологический;

2) социологический;

3) инди­видуально-психологический;

4) социально-психологический и др.

С точки зрения биологического подхода , развитие личности представляет собой развертывание генетической программы.

С точки зрения социологического подхода , личность представ­ляет собой продукт культурно-исторического развития. В социологии личность рассматривается не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как некий социальный тип, как деиндивидуализированная личность – продукт, носитель, выразитель общественных тенденций. Главная проблема социологического анализа личности - это проблема социальной типологии личности.

Психологический подход: Для общей психологии личность выступает как вся совокупность свойств человека, включая биологические свойства, которые обуславливают социальную значимость, поведения и деятельности человека.

В социальной психологии акцент, при изучении личности, ставится на ее социально обусловленные характеристики, на формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия и т.д.

Специфика социальной психологии личности связана, во-первых, с исследованием закономерностей и причин поведения личности в контексте реальной группы. В центре внимания социальной психологии личности находятся взаимоотношения человека с окружающими его людьми, оказывающие влияние на непрерывный процесс становления его личности.

Во-вторых, социальная психология личности выделяет специфический аспект рассмотрения проблем, традиционных для социальной психологии малой группы: проблем лидерства, эмоциональных связей между членами группы, их конформизма или самостоятельности, принятия ими ролевых позиций. Данный аспект предполагает анализ индивидуальных социально-психологических качеств личности.


В-третьих, социальная психология личности занимается вопросами социализации – усвоения и воспроизводства индивидом норм, ценностей и обычаев своего общества. При этом важно, через посредство каких групп и каким именно образом осуществляется социализация данной личности, от чего зависят особенности или, возможно, патология протекания этого процесса. Итоги социализации проявляются в деятельности, общении и самосознании (в том числе социальной идентичности) человека.

В-четвертых, социальная психология личности уделяет особое внимание происхождению и реализации социальных установок личности (аттитюдов) – т. е. готовности вести себя тем или иным образом в определенных ситуациях, связанных с общением.

В отечественной науке проблематику социальной психологии личности разрабатывают такие ученые, как А. Г. Асмолов, В. А. Богданов, Е. В. Шорохова, В. А. Ядов, Е. П. Белинская и др. Г. М .

Одним из отечественных ученых, кто рассматривал личность как объект исследования соц.психологии, был Платонов. Он выделял в структуре личности ее различные 4 подструктуры: 1) биологически обусловленная подструктура в которую входят типологические, возрастные, половые свойства личности, т.е. биопсихические (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики); 2) психологическая подструктура , включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли); 3) Индивидуальный социальный опыт личности, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимуществен­но в процессе обучения, имеет социальный характер; 4) подструктура направленности личности наиболее социаль­но обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности - убеждения). Эти подструктуры различаются по «удельному весу» социального и биологического содержаний.

По мнению Платонова , подструктуры эти различаются по «удельному весу» социального и биологического содержаний, именно по выбору этих подструктур как предмета анализа общая психология отличается от социальной.

Общая психология концен­трирует свое внимание на трех подструктурах :

*биологической (пол, возраст, темперамент),

*психологической (память, эмоции, мыш­ление) и

*социального опыта (знания, навыки, умения, привыч­ки), а на долю социальной психологии остается

*четвертая под­структура направленности (убеждения, мировоззрение, личност­ные смыслы, интересы).

Американский психолог Р. Кеттел указывает на три аспекта личности:

1)интересы;

2)способности;

3) темперамент.

Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как:

2)способности;

3) темперамент и характер.

А.Н. Сухов и А.А. Деркач отмечают, что социально-психоло­гическая структура личности включает:

* ментальность,

* ценно­стно-смысловую сферу,

* мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь),

* когнитивные харак­теристики (картины мира);

* «Я»-характеристики» («Я»-концепцик», «Я-образ», самоотношение, самооценку);

* локус контроля; соци­ально-психологическую компетентность личности;

* статусно-роле­вые характеристики личности;

* моциональные психические состо­яния, социальные чувства личности.

Социально-психологические теории личности

Сегодня существует множество различных социально-психологических теорий личности, которые предоставляют нам возможность говорить о ней как о индивидуальности и одновременно как о социально-психологическом явлении. В социальной психологии нет общей теории личности; это связано, в первую очередь, с историей развития самой социальной психологии, где к середине прошлого века образовалось четыре основных подхода к объяснению социального поведения личности: необихевиористский, когнитивистский, психоаналитический и интеракционистский. Все, кроме четвертого соответствуют общепсихологическим течениям, а последний имеет социологическое происхождение. Все они характеризуются общими теоретическими принципами анализа и интерпретации социального поведения личности и содержит ряд конкретных социально-психологических теорий личности, так называемых «теорий среднего ранга».

На сегодняшний день, к самым известным социально-психологическим теориям личности, в частности относятся: Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 363 с.

психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.);

поведенческую школу (бихевиоризм);

понимание личности с позиций гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс);

изучение личности в контексте экзистенциальной психологии;

трансакционный анализ личности (Э. Берн);

акмеологический подход к пониманию личности (О. Бодальов, А. Деркач, Л. Орбан-Лембрик и др.);

стратегию жизни личности К. Абульхановой-Славской;

социально-психологические концепции личности.

Рассмотрим вкратце основные положения данных теорий.

Психоанализ. Отец-основатель психоанализа Зигмунд Фрейд положил начало одного из глубочайших учений о человеческой индивидуальности. Психоанализ основан на двух доктринах:

Доктрина психического детерминизма. Это означает, что любое психологическое явление имеет причину;

Утверждение о том, что бессознательные процессы играют значительно более весомую роль в формировании мышления и поведения человека, нежели сознательные.

Фрейд считал, что именно в бессознательном скрыты основные личностные детерминанты, что именно здесь основной источник психической энергии, побуждения, инстинкты.

Швейцарский ученый Карл Юнг рассматривал личность как сложное структурное явление, основанное на идее о сосуществовании индивидуального несознательного с коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное содержит в себе архетипы, определенные формы представлений, которые в процессе индивидуальной жизни наполняются личными образными и эмоциональными содержаниями. Еще одна известная идея Юнга о интроверсии и экстраверсии. Юнг предложил типологию характера, согласно наличия преимущественных функций (мышления, чувств, интуиции) и личностной направленности на внутренний или внешний мир.

Также Юнг ввел такие понятия, как интроверсия и экстраверсия, для определения двух противоположных типов личности. Экстраверты обращены на окружающий мир, а интроверты фиксированы на собственном внутреннем мире. Исходя из этого, Юнг выделил восемь типологических групп, основанных на четырех типах ориентации (мышление, эмоции, ощущения, интуиция) и двух личностных установках (интроверсия и экстраверсия).

Бихевиоризм. Основой бихевиоризма являются теоретические взгляды американских психологов Д. Уотсона и Б. Скиннера. Уотсон предложил программу построения новой психологии, в основу которой он вкладывал не сознание, а поведение. Он утверждал, что любое поведение человека можно описать стимулом и реакцией. Стимул - это изменение внешней среды, реакция - ответ организма на изменение внешней среды. Скиннер расширил теорию условных рефлексов. Он выделил разнообразие операционных реакций, которые можно ослабить или усилить при помощи наказания или поощрения. Отрицательное подкрепление стимулов часто вызывает непредсказуемые последствия, в то время, как положительное подкрепление вызывает изменения в поведении обычно в желаемом направлении. Положительное подкрепление стимула формирует поведение индивида и повышает самооценку человека.

Для здоровья и роста нашему организму естественным образом присущи определенные позитивные силы и энергия. Центральным понятием для гуманистической психологии является самоактуализация. Основоположник гуманистической психологии американский психолог Карл Роджерс считал, что в каждом человеке присутствует стремление становиться компетентным и способным до такой степени, насколько это возможно для него биологически. Важнейшую роль в становлении и развитии личности играет представление индивида о самом себе - его «Я-концепция». К. Роджерс полагал, что индивид склонен поступать в соответствии с тем, что он сам о себе думает, тем более что он не может знать точно каков он «на самом деле». Не может быть какого-либо объективного образа самого себя, применяемый как некий эталон. Тем не менее, существует актуальный жизненный опыт, нередко противоречащий уже сформировавшейся «Я-концепции». К. Роджерсу назвал данное противоречие между представлением о себе и актуальным опытом - неконгруэнтностью. Такое противоречие может быть разрешено или посредством смены поведения, ведущего к изменению актуального опыта, или же посредством модификации представления человека о себе самом - его «Я-концепции». Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 1999. - 592 с.

Другим выдающимся основоположником гуманистической психологии был видный американский психолог А. Маслоу, который много потрудился над проблемами роста и развития личности. Маслоу считал, что сущность индивида исходно позитивна и направлена в сторону постоянного развития. Маслоу полагал, что психоанализ Фрейда преподносит нам болезненную часть психики, которую надо дополнить ее здоровой частью. Именно ему должны быть благодарны исследователи психологии личности за переориентацию внимания с исследования неврозов на изучение психологии здоровья, за конструктивную критику психоанализа, за убежденность в необходимости роста и развития. Поэтому его представление о само актуализации личности стало догмой для большого числа специалистов-психологов на десятилетия вперед.

Представители экзистенциального направления в психологии подвергают серьезной критике Фрейда и других сторонников психоанализа за то, что у них человек зависим от влечений, а представителей бихевиоризма -- за зависимость от окружающей среды и несвободу. В рамках экзистенциального направления, напротив, личность обладает свободой выбора, а каждая ситуация открывает для человека возможность найти свое наилучшее применение, и это является для человека смыслом. При этом экзистенционализм особое внимание уделяет рассмотрению проблемы связи человека с миром. С позиции последователей данной теории попытка понять человека отдельно от его мира является ошибкой. Не может существовать человека без мира, точно так же не существует и мира без человека. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 363 с.

Трансакционный анализ личности, основоположником которого является американский психолог Э. Берн, является методом групповой психотерапии, который базируется на своеобразном представлении о структуре человеческой психики. Берн пришел к заключению, что в каждом человеке можно найти три типа состояний собственного «Я»: родитель, взрослый, ребенок. При этом трансакцей называется единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на это обращение). Э. Берн считает, что «незрелых личностей» нет, а есть люди, в которых «ребенок» совершенно не кстати и неумело берет на себя функцию управления всей личностью, в то время как у них есть и хорошо структурированный «взрослый», которого нужно только обнаружить и привести в действие. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -- М.: Инфра-М, 1998. -- 525 с.

Э. Берн утверждает, что все три аспекта личности очень важны для функционирования и выживания, каждый из них заслуживает одинакового уважения, ведь каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Автор трансакционного анализа утверждает, что большинство людей в течении своей жизни в основном только играют и слишком мало времени отводят настоящей жизни, шире человеческим отношениям, которые и приносят чрезвычайное удовольствие.

Акмеологический подход к изучению личности представляют Б. Ананьев, Н. Кузьмина, О. Бодальов, А. Деркач, А. Кокорев, Л. Орбан-Лембрик, Ю. Панасюк и др. В частности, известный российский психолог Б. Ананьев (1907-1972 гг) обосновал необходимость создания новой науки - акмеологии (акме - вершина, высшая точка, лучшая пора в развитии человека), которая объединила усилия ученых разных областей знаний, которые исследуют человека, его развитие и становление, и сосредоточила свое внимание на изучении личностных, психофизиологических характеристик физически и психически зрелого взрослого человека, на выяснении объективных и субъективных факторов, которые позволяют индивидам как можно плодотворнее проявить себя в жизни. Проведенные социально-психологические исследования свидетельствуют, что зрелый человек не рождается, состояние зрелости не появляется у него неожиданно и сразу, на то, каким оно есть и будет, «работают» все предварительные этапы его развития. Таким образом, не сформированная в начале жизненного пути профессиональная культура трудно компенсируется в следующих этапах, что негативно влияет на личностное и профессиональное развитие индивида.

Психологи выделяют следующие характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наибольшей самореализации.

С позиции акмеологии показательной характеристикой зрелости является признание в группе социально-психологических свойств и качеств индивида. И если эта оценка достаточно высока, то социально-групповое признание не только компенсирует, но и оправдывает в глазах личности даже неудачи в сфере межличностных отношений. Отсутствие такого признания - одна из причин психологического дискомфорта человека, его неудовлетворенности своей деятельностью. В случае, если у человека нет признания ни на групповом, ни на личностном уровне, то эта ситуация порождает психологический кризис личности. При таких обстоятельствах можно говорить о том, что индивид как профессионал не состоялся. Неоспоримым является тот факт, что для общества и для самой личности чрезвычайно важно продолжить акме - наиболее активный творческий период жизни человека.

Абульханова-Славская К.А. конкретизируя понятие жизнедеятельности поиному решает проблему жизненного пути личности, исследуя особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляя качество личности как субъекта жизненного пути, обусловливающего жизненную позицию, линии и перспективы развития. Это позволило открыть новый угол зрения на определение личности, особенности высших функциональных личностных образований, осуществить переход от традиционного рассмотрения свойств личности к исследованию ее проявлений в контексте жизни, в процессе решения жизненных задач.

Основываясь на собственных эмпирических исследованиях, Абульханова-Славская разработала типологическую стратегию изучения личности. На ее основе осуществлено исследование высших, связанных с жизненным путем, личностных способностей - способности к организации времени, активности-инициативы, ответственности, интеграла притязаний, саморегуляции и удовлетворенности, сознания личности в целом. Помимо этого ею была создана концепция личностной организации времени жизни, обнаруживающую трехкомпонентную структуру и типологические особенности этой организации. Она также является автором концепции социального мышления, в частности социального мышления российской личности и менталитета. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 1999. - 592 с.

В социальной психологии личность рассматривается как социальный феномен, хотя признается и тот факт, что на ее формирование оказывают влияние и природные характеристики человека: пол, конституция, темперамент, наследственность и т. д. Поэтому социальные психологи в качестве базовых концепций для своих исследований, как правило, используют те теории, которые Г. Оллпорт отнес к разряду биосоциальных. Или же ими берутся промежуточные модели, в которых, по мнению С. Мэдди, содержится описание "ядра" и "периферии" личности.

Именно к такому, промежуточному, типу относится теория личности Уильяма Джеймса, которую американские социальные психологи традиционно рассматривают как исходный образец для создания теорий личности.

Джеймс дает предельно широкое определение личности. В Я человека он выделяет два аспекта: эмпирическое Я и чистое Я. Эмпирическое Я определяется им как "общий итог того, что человек может назвать своим" (Джеймс У., 1991). Сюда относятся:

1. материальное Я, включающее наше тело и нашу собственность;

2. социальное Я - "есть то, чем признают данного человека окружающие"; при этом каждый человек имеет столько социальных Я, "сколько существует отдельных групп или кружков, о мнении которых он заботится";

3. психическое Я представляет собой совокупность психических способностей и склонностей индивида.

4. Чистое, или духовное Я - это сфера самосознания, самооценки человека. В современной психологии она рассматривается как центральная часть личности и обозначается понятием Я-концепция (этот термин введен в научный оборот американским психологом Карлом Роджерсом, автором известной, нашедшей широкое применение концепции клиент-центрированной терапии).

Представление У. Джеймса о том, что в социальном Я человека представлено его социальное окружение, нашло дальнейшее развитие в социально-психологической теории. Социолог Чарльз Кули использовал понятие "зеркало личности", выдвинув идею, что самосознание индивида отражает оценки и мнения людей, с которыми он взаимодействует. Позднее эту мысль подхватили Джордж Герберт Мид и Гарри Стэк Салливан. Мид полагал, что самосознание человека является результатом его социальных взаимодействий, в ходе которых он учится смотреть на себя как бы со стороны, как на объект. Причем решающее значение для самосознания имеет мнение не отдельных людей, а "обобщенного другого" - коллективная установка организованного сообщества или социальной группы.



Сегодня эта концепция известна под названием "принцип отраженных оценок". Согласно ей, мы видим себя такими, какими нас видят другие люди. Только вот кто именно из других - вопрос. Ведь различные люди имеют о нас противоречащие одно другому мнения. Чье мнение окажется для нас значимым, зависит от многих факторов. Прежде всего, это связано с возрастом человека. Для детей, например, более значимым может быть мнение родителей, учителей. Для взрослых людей - это могут быть мнения и оценки супругов, друзей, коллег. Кроме того, разные люди в зависимости от пола и возраста полагаются на мнение различных других. Так, например, Джон Хоэлтер, опрашивая американских подростков - учащихся средней школы, установил, что девушки больше ориентируются на оценки своих сверстников, в то время как юноши полагаются на мнения своих родителей (Hoelter J., 1984).

Влияние других людей на формирование нашего Я и самосознания очевидно. Но в связи с этим возникает и проблема, на которую указывал Карл Юнг. В структуре психики он выделяет защитное образование, которое называет Персоной. Она-то и создает проблему истинного Я и ложного Я, или Я и не-Я (Harding M., 1973). По мнению Юнга, Персона, являясь своеобразной маской, которую человек надевает в ответ на требование общества, скрывает его истинное Я. Она представляет лишь то, чем человек кажется самому себе, или то, что он демонстрирует окружающим, а не его истинную сущность, не то, чем он является на самом деле. Юнг полагает, что Персона - это компромисс между индивидом и обществом. Ее цель - произвести соответствующее впечатление на других людей путем сокрытия своего подлинного лица. И очень часто случается так, что сам человек отождествляет свою сущность с Персоной. Тогда его Я становится тождественным Персоне, а личность предстает в виде отчужденного, неистинного существа, играющего социальную роль, навязанную обществом. Другими словами, человек отождествляет себя со своей маской. Ее он демонстрирует обществу, поскольку общество от него этого требует. В этом случае можно говорить об обезличивании человека, нивелировке его сущности и в целом о нереализовавшемся истинном Я. Срастание Я и Персоны означает, по Юнгу, омассовление индивида (Юнг К., 1993). Вспомним, как этот процесс описывается в психологии масс.

К.Г. Юнг указывает на реальную опасность, угрожающую самосознанию индивида. И сам Юнг, и его последовательница Эстер Хардинг приводят немало убедительных доказательств того, насколько типичной является ситуация, когда человек воспринимает в качестве своей сущности те социальные маски и оценки, которые навязывает ему социальное окружение. В этом случае Я-концепция и Персона индивида совпадают. Чтобы этого избежать человек не должен полагаться только на мнения и оценки окружающих, не должен идентифицироваться со своими социальными ролями, ему необходимо и самому активно участвовать в формировании Я-концепции путем самопознания, самоисследования, самоанализа.

Говоря в целом, отметим, что каждый из нас может стремиться как к самоактуализации, т. е. реализации имеющегося у каждого человека творческого, духовного потенциала (а именно это должно стать целью каждой личности, считают основатели гуманистического направления в психологии Абрахам Маслоу и Карл Роджерс), так и к тому, чтобы изо всех сил стараться соответствовать социальному стандарту.

"Выбирая собственную стезю, они (личности - авт.) возвышаются над массой, цепляющейся за коллективные страхи, убеждения, законы и методы. Совсем иная реакция у человека заурядного, остающегося в бессознательном состоянии из-за приверженности рутине. При возникновении новых обстоятельств, не предусмотренных старыми конвенциями, у него возникает паника. Неудивительно, что для избавления огорчений, одиночества и страха, человек впадает в конформизм, который ведет к появлению шаблонов в работе и досуге. Предписывается единообразие в выражении даже чувств, и требуется умение ладить со всеми" (Грановская Р., Никольская И., 1999, с. 121).

Но к чему бы мы ни стремились - к самоактуализации или к соответствию стандартам, как бы мы ни проявляли себя - творцами или исполнителями, вся наша деятельность, все поведение, если они осознаются, служат источником информации для создания Я-концепции. Из жизненного опыта мы узнаем о своих предпочтениях, склонностях, способностях, умениях. Все эти знания входят в наше самосознание.

Таким образом, имеется два источника формирования Я-концепции: мнения других людей и когнитивная активность самого человека. Позднее мы еще вернемся к этому вопросу и посмотрим, как работают оба эти фактора. Пока же более детально познакомимся с тем, что собой представляет Я-концепция. Начнем с попытки описания ее структуры.

Теории личности – это различные предположения, комплекс гипотез, совокупность концепций и подходов, объясняющих происхождение личности, детерминированность ее развития. Теория развития личности стремится не только истолковать ее суть, но и предвосхитить человеческое поведение. Она предоставляет исследователям и теоретикам возможность разобраться в природе человеческого субъекта, помогает отыскать ответы на вопросы риторического характера, которыми они постоянно задаются. Теории личности в психологии кратко можно представить семью основными концепциями, каждая из которых характеризуется собственными представлениями о личностной структуре и свойствах, имеет специфические методы их измерения. Отсюда можно вывести, что личность являет собой многомерную структуру и многоплановую систему психологических характеристик, обеспечивающих индивидуальность, временную и ситуативную константность человеческого поведения. Всего насчитывается около сорока подходов и концепций, направленных на изучение личности человеческого субъекта.

Теории личности в психологии

Считается, что человеческий изначально появляется на свет человеком. Данное утверждение на первый взгляд является истинным. Однако оно основывается исключительно на генетической обусловленности возникновения врожденных предпосылок для формирования человеческих качеств и признаков. Так, например, новорожденного крохи форма тела предполагает способность прямохождения, строение мозга обеспечивает возможность интеллектуального развития, конфигурация рук – перспективу применения орудий труда. Этим всем перечисленным новорожденный малыш разнится с детенышем животного. Таким образом, младенец изначально относится к человеческому роду и именуется индивидом, тогда как детеныш животного будет называться на протяжении всего существования исключительно особью.

Понятие «индивид» содержит родовую принадлежность человека. Младенца и взрослого человека, мудреца и олигофрена, аборигена, живущего в племени далеком от цивилизации, и высокообразованного жителя развитой страны можно считать индивидом. Другими словами, охарактеризовав человека индивидом – означает ничего конкретного о нем не сказать. Появляясь в этом мире в качестве индивида, человек приобретает специфическое социальное качество и становится личностью.

Индивид еще в детстве включается в сложившуюся исторически систему общественных взаимоотношений. Дальнейшее развитие субъекта в социуме образует такое переплетение взаимоотношений, которое создает его как личность – системное социальное свойство, приобретаемое человеческим субъектом в процессе коммуникативного взаимодействия и предметной деятельности, характеризующее степень и качество представленности социальных взаимодействий в индивиде.

Поскольку психология предложить единого определения личности не может, активно развиваются теории личности в зарубежной психологии и в отечественной науке, но наиболее значимыми из зарубежных концепций считаются:

— психодинамическая теория личности (основополагающий фактор развития личности – врожденные инстинкты);

— диспозициональная теория личности или теория черт, поскольку ее приверженцы были убеждены, что человеческие субъекты обладают некими диспозициями (предрасположенностями, чертами) к определенному поведенческому реагированию на различные «раздражители», проще говоря, последователи этого направления предполагали, что индивиды устойчивы в собственных мыслях, постоянны в действиях и чувствах не зависимо от событий, обстоятельств, жизненного опыта;

— феноменологическая (заключается в убеждении, что индивид стремиться к и характеризуется позитивной природой);

когнитивная теория личности (на человеческое поведение огромное влияние оказывают познавательные функции и интеллектуальные процессы);

— теория научения или поведенческая теория личности, основной тезис заключается в убеждении, что личность – это приобретенный индивидом опыт в процессе жизнедеятельности.

Все приведенные выше теории личности в зарубежной психологии пытаются ответить на самый важный вопрос современной психологической науки: что собой являет человек, какова его суть, что движет его развитием.

Каждый из перечисленных подходов представляет специфическое видение, отдельный фрагмент целой картины такого сложного и вместе с тем целостного механизма под названием личность.

Поведенческая теория личности основывается на убеждении, что среда является источником развития личности, что сама личность не содержит в себе ничего от психологического либо генетического наследования. Она является исключительно продуктом научения, а личностные свойства представляют собой обобщенные социальные навыки и поведенческие рефлексы.

Аналитическая теория личности, в свой черед, сформулированная Юнгом, базируется на убеждении, что врожденные психологические факторы обуславливают развитие личности. Индивид в наследство от родителей получает готовые первичные идеи, которые Юнг называл «архетипами».

В рамках отечественных изысканий в области психологической науки главенствующая роль в объяснении личности принадлежит деятельностному подходу, базисом которого является разработанный К. Марксом подтип предметной деятельности. Как принцип, объясняющий психические процессы, категория деятельности применяется при исследовании разнообразных областей психической действительности. Поскольку собственно в конкретной деятельности индивида и ее порождении объективное выражение находят не только психические явления и субъективное сознание индивида, но и общественное сознание.

Теории личности в отечественной психологии можно объединить общей главной задачей, которая заключалась в исследовании зависимости составных элементов сознания от характеристик раздражителей, вызывающих их. Позднее эта двухсоставная схема нашла свое отображение в формуле «стимул равняется реакции» (S-R), которую нельзя считать целиком верной, поскольку она исключает содержательный процесс, осуществляющий реальные связи индивида с предметной средой. Концепции научения не принимают во внимание ничего, что попадает под определение сознание, чувствование, воображение и воля. Процессы, реализовывающие жизнь субъектов в окружающей действительности, его социальное существование во всем разнообразии форм, являются деятельностью.

Наиболее известные теории личности в отечественной психологии связаны с научными изысканиями сторонников ученья Л.Выготского, в частности, Л. Божович и А. Леонтьев.

Концепция, предложенная отечественным психологом Л. Божович, охватывает период личностного формирования с раннего детства до юношеского этапа. Для описания личности Божович использует понятия, которые характеризуют внутренние черты и особенности индивидов. Она считала, что личностью становится человек, который достиг определенного уровня развития психических процессов, который обладает способностью воспринимать и переживать собственную «персону» как неделимое целое, отличное от окружающих людей и проявляющееся в понятии «Я». Другими словами, на таком уровне сформированности психических процессов человек способен воздействовать осознанно на окружающую реальность, модифицировать ее и изменять самого себя.

Божович, основываясь на дефиниции «социальная ситуация формирования» и принципе «ведущей деятельности», ранее введенных Л. Выготским, показала, каким образом в непростой динамике взаимодействия и деятельности ребенка на разных этапах его жизни вырабатывается определенный взгляд на окружающую действительность, который именуется внутренней позицией. Такая позиция считалась сторонниками этого подхода одной из самых значимых характеристик личности, предпосылкой ее развития.

Деятельностная теория личности, разработанная А. Леонтьевым, который продолжил развивать теории Л. Выготского и С. Рубинштейна, под личностью рассматривала продукт общественного развития, а базисом ее полагала совокупность социальных взаимоотношений индивида, осуществляемых его деятельностью. Именно посредством деятельности человек может воздействовать на вещи, природу или окружающих людей. По отношению к социуму он выступает в качестве личности, а к вещам – в качестве субъекта.

Таким образом, в соответствии с деятельностным аспектом описываемой концепции, в качестве составляющих личности, выступают отдельные характеристики или свойства личности. Сторонники данной концепции считали, личностные свойства образуются вследствие деятельности, осуществляемой всегда в определенном социально-историческом контексте. Личностные черты, в этой связи, рассматриваются в качестве социально (нормативно) детерминированных элементов. Так, к примеру, настойчивость вырабатывается в таких разновидностях деятельности, где индивид проявляет независимость.

— мотивы характеризуются иерархической структурой;

— мотивы характеризуются зависимостью от уровня, чем выше их уровень, тем менее значимыми и жизненно важными являются соответствующие потребности, следовательно, тем дольше можно их не реализовывать;

— пока потребности на нижних ступенях остаются неудовлетворенными, высшие остаются неинтересными;

— как только низшие потребности удовлетворены, они утрачивают свою мотивирующую силу.

Кроме того, Маслоу отмечает, что недостаток благ, преграда на пути удовлетворения физиологических потребностей, таких как еда, отдых, безопасность, ведет к трансформации этих потребностей в ведущие мотивы. И, наоборот, при удовлетворении базовых потребностей, индивид начинает стремиться реализовать высшие потребности. Другими словами, трудно стремиться к саморазвитию, когда желудок пуст.

К достоинствам рассматриваемого подхода к развитию личности можно отнести ориентированность на индивида как на деятельного строителя собственной жизни, имеющего неограниченные способности и потенциал. Недостатком можно считать индетерминизм, пренебрежение естественной предопределенностью человеческого бытия.

З.Фрейд предложил собственную интерпретацию личности, которая оказала огромное влияние на психотерапевтическую практику и теорию, психологическую науку, а также на культуру в целом.

Согласно воззрениям Фрейда активность индивида характеризуется зависимостью от инстинктивных (подсознательных побуждений), к которым относится, в первый черед, инстинкт самосохранения и половой инстинкт. При этом в социуме инстинкты обнаружить себя также свободно, как в мире животных, не могут, поскольку общество накладывает на индивида массу ограничений, подвергает его влечения жесткой «цензуре», что принуждает личность подавлять или тормозить их.

Таким образом, инстинктивные влечения оказываются вытесненными из осознанной жизни индивида, поскольку считаются недопустимыми, позорными, компрометирующими. Вследствие такого вытеснения они переходят в область бессознательного, другими словами, как бы «уходят в подполье». При этом они не исчезают, а сберегают свою активность, что позволяет им исподволь, из области бессознательного, управлять поведением субъекта, сублимируясь (трансформируясь) в различные вариации культуры человечества и продукты деятельности людей.

В области бессознательного подсознательные влечения соединяются в различные комплексы в зависимости от собственной природы. Эти комплексы согласно утверждению Фрейда, являются настоящей причиной личностной активности. Поэтому важной задачей психологической науки считается обнаружение бессознательных комплексов и содействие их раскрытию, осознанию, что приводит к преодолению внутриличностных противостояний (метод психоанализа). Ярким примером таких причин может служить Эдипов комплекс.

Достоинства рассматриваемой теории личности заключаются в изучении области бессознательного, использовании клинических методов, исследовании реальных проблем клиента. Недостатком можно считать метафоричность, субъективизм, ориентированность на прошлое.

Топологическая психология основана на принятом в математической науке термине «поле». Она объясняет личностное поведение тем, что разнообразные точки и зоны жизненного пространства, то есть поля, в которых пребывает, существует субъект, становятся мотивами его поведенческого реагирования вследствие того, что он ощущает потребность в них. При исчезновении потребности в них значение объекта утрачивается. Сторонником данной концепции был К.Левин. Он не видел в потребности предопределенности биологического характера, в отличие от приверженцев психоанализа. Мотивация обусловлена не врожденными свойствами индивида, а его взаимосогласованными действиями с полем, которое характеризуется наличием нескольких объектов по-разному притягательных.

Основные современные теории личности представлены двумя наиболее известными концепциями, помимо теории научения. Эти концепции связаны с именами Э. Берна и К. Платонова.

Суть концепции Платонова заключается в рассматривании личности как структуры, состоящей из отдельных компонентов, таких как: направленность, опыт, особенности психических функций, биопсихические свойства. Эти перечисленные составные части в процессе взаимодействия обуславливают человеческое поведение. Э. Берн же убежден, что человек одновременно объединяет в себе несколько типов поведенческого реагирования, каждый из которых включается вследствие воздействия определенных условий.

— психодинамическая теория личности, разработанная Фрейдом;

— индивидуальная теория личности, созданная на базисе психоаналитического ученья Адлером;

— аналитическая теория личности, сформированная Юнгом;

— эго-теория Эриксона, Фромма и Хорни;

— диспозициональный подход в исследовании личности, который включает структурную концепцию черт личности Кеттела, концепцию личностных типов Айзенка и исследования Олпорта под названием диспозициональная теория личности;

— научающе-бихевиоральный подход, введенный Скиннером;

— социально-когнитивная теория личности Роттера и Бандуры;

— феноменологическая теория формирования личности Роджерса и др.

Д. Зиглер и Л. Хьелл решили охватить в своей книге концепции формирования личности, которые внесли наиболее значимый вклад в современную психологию.

Они убеждены, что ученья о личности должны отражать основные тезисы теоретика о происхождении человека. Именно этим принципом авторы руководствовались при написании книги.

Также в труде описываются основные стратегии, применяемые учеными для изучения феноменов личности. Авторы изложили в книге практические способы применения корреляционного анализа, метода анамнеза, а также формальные эксперименты с целью возможности оценивания валидности теоретических предположений. Кроме того, они описали различные способы оценки (например, метод интервьюирования, проективные тесты), при помощи которых обычно собирают данные об индивиде. Знание этих способов позволит читателям постигнуть значение оценки в измерении различий субъектов.

Главным достоинством данного труда можно считать то, что при изложении каждого подхода авторами приводятся доводы «за» и аргументы «против».