Паустовский колотый сахар тема произведения. Рассказе К

Колотый сахар

Северным летом я приехал в городок Вознесенье, на Онежском озере.
Пароход пришел в полночь. Серебряная луна низко висела над озером. Она была ненужной здесь, на севере, потому что уже давно стояли белые ночи, полные бесцветного блеска. Длинные дни почти ничем не отличались от недолгих ночей: и день и ночь весь этот лесной низкорослый край терялся в сумерках.
Неверное лето всегда вызывает тревогу. Оно очень непрочно. Его небогатое тепло может внезапно иссякнуть. Поэтому на севере начинаешь ценить каждую едва ощутимую струю теплого воздуха, ценить скромное солнце, что превращает озера в зеркала, сияющие тихой водой. Солнце на севере не светит, а просвечивает как будто через толстое стекло. Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса, на дно озер, и все еще дышит оттуда запахом снега.
В садах отцвели березы. Белобрысые босые мальчишки сидели на дощатой пристани и удили корюшку. Все вокруг казалось белым, кроме черных больших поплавков. Мальчишки не спускали с них прищуренных глаз и шепотом просипи друг у друга дать покурить.
Вместе с мальчишками удил рыбу вихрастый веснушчатый милиционер.
– А ну, даваавай не курить на пристани! Давай не безобразничать!!! – покрикивал он изредка, и тотчас же несколько махорочных огоньков падали в белую воду, шипели и гасли.
Я пошел в город искать ночлег. За мной увязался толстый равнодушный человек, стриженный бобриком.
Он ехал на реку Ковжу по лесным делам. Он таскал с собой поседевший портфель со сводками и счетами. Говорил он косноязычно, как бесталанный хозяйственник: «лимитировать расходы на дорогу», «сделать засъемку», «организовать закуску», «перекрыть нормы по линии лесосплава»…
Небо выцветало от скуки от одного присутствия этого человека.
Мы шли по дощатым тротуарам, черемуха цвела в холодных ночных садах, за открытыми окнами горели неяркие лампы.
У калитки бревенчатого дома сидела на скамейке тихая светлоглазая девочка и баюкала тряпичную куклу. Я спросил ее, можно ли переночевать в их доме. Она молча кивнула и провела меня по скрипучей крутой лестнице в чистую горницу. Человек, стриженный бобриком» упрямо шел следом.
В горнице вязала за столом старуха в железных очках и сидел прислонившись к стене, худой пыльный старик с закрытыми глазами.
– Бабушка, – сказала девочка и показала на меня куклой, – вот заезжий просится ночевать.
Старуха встала и поклонилась мне в пояс.
– Ночуй, желанный, – сказала она нараспев. – Ночуй, будь гостем дорогим. Только тесно у нас, не взыщи, – придется на полу постелить.
– На низком уровне, значит, жизнь у вас организована, гражданка, – придирчиво сказал человек, стриженный бобриком.
Тогда старик открыл глаза – они были у него почти белые, как у слепого, – и медленно ответил:
– Такого, как ты, ни сон, ни ум не обогатят. Терпи – притерпишься.
– Имей в виду, гражданин, – сказал человек, стриженный бобриком, – с кем разговариваешь! Должно в милиции не сидел!
Старик молчал.
– Ох, батюшка, – жалобно пропела старуха, – не обижайся па странника! Бездомный он, бродячий старик, чего с него спрашивать?
Человек, стриженный бобриком, оживился.! лаза его сделались сверлящими и свинцовыми. Он тяжело хлопнул портфелем по столу.
– Безусловно чуждый старик, – сказал он с торжеством. – Надо соображать, кого в дом пускаете. Может, он беглец из концлагеря или подпольный монах? Сейчас мы выясним его личность. Как тебя звать? Откуда родом?
Старик усмехнулся. Девочка уронила куклу, и губы у нее задрожали. – Родом я отовсюду, – ответил спокойно старик. – Нигде нету для меня чужбины. А зовут меня Александр.
– Чем занимаешься?
– Сеятель я и собиратель, – так же спокойно ответил старик. – В юности хлеб сеял и хлеб собирал, нынче сею доброе слово и собираю иные чудесные слова. Только неграмотен я, – бот и приходится все на слух принимать, на память сбою полагаться.
Человек, стриженный бобриком, озадаченно помолчал.
– Документы есть?
– Есть то есть, только не для тебя они писаны, милый человек. Документы у меня дорогие.
– Ну, – сказал человек, стриженный бобриком, – мы найдем того, для кого они писаны.
И он ушел, хлопнув дверью.
– Сырой человек, неспелый, – сказал, помолчав, старик. – От таких бывает в жизни одна сyeтa.
Старуха поставила самовар. Она певуче сокрушалась, что нету у нее в доме ни кусочка сахару: забыла купить. Самовар ей жалобно подпевал. Девочка постелила на стол чистую суровую скатерть. От скатерти пахло ржаным хлебом.
За открытым окном блистала звезда. Она была туманной, очень большой, и странным казалось ее одиночество на громадном зеленеющем небе.
Ночное чаепитие меня не удивило, – давно я заметил, что северным летом люди долго не спят. И сейчас за окном, у калитки соседнего дома, стояли две девушки и, обнявшись, смотрели на тусклое озеро. Как всегда бывает белой ночью, лица девушек казались бледными от волнения, печальными и красивыми.
– Ленинградские это комсомолки, – сказала старуха. – Дочери капитанов. На лето всегда приезжают.
Старик сидел с закрытыми глазами и молчал, как будто прислушавался. Потом он открыл глаза и вздохнул.
– Ведет! – сказал он горестно. – Прости, бабушка, меня, дурака, за докуку.
Лестниц– скрипела. По ней тяжело подымались люди. Без стука вошел человек, стриженный бобриком. За ним шел вихрастый озабоченный милиционер – тот, что удил рыбу на пристани. Человек, стриженный бобриком, кивнул на старика.
– А ну, давай, дед, – сурово сказал милиционер, – давай выясняй свою личность! Налаживай документы!
– Личность моя простая, – ответил старик, – только рассказывать долго. Садись, слушай.
– Ты поскорей! – сказал милиционер. – Сидеть мне некогда, надо тебя в отделение представить.
– В отделение, родимый, мы завсегда с тобой успеем, в отделении разговор короткий, не с кем душу отвести. Мне седьмой десяток пошел, помру я не нынче завтра на чужом дворе. Значит, должен ты меня вытерпеть.
– Ну, давай, – согласился милиционер. – Только не путай!
– Зачем путать! Жизнь моя чистая, ее не запутаешь. Все мы, Федосьевы, были со стародавних времен ямщики да певуны. Дед мой Прохор был великий певец, по всему тракту от Пскова до Новгорода голос свой пропел, проплакал. Голос беречь надо, он не зря человеку даден, и дед мой берег, да не уберег – сорвался. Может, знаешь иль нет, жил у нас в Псковской губернии знаменитый земляк Александр Сергеевич, поэт Пушкин.
Милиционер усмехнулся:
– Еще бы не знать то!
– Из за него дед голос свой и сорвал. Встретились они на ярмарке, в Святогорском монастыре. Дед пел. Пушкин слушал. Потом пошли они в питейное заведение и просидели до ночи. Об чем гуторили, никому не известно, только дед вернулся веселый, как хмельной, хоть вина почти и не пил. Говорил потом бабке: «От слов и от смеха его я захмелел, Настюшка, – такой красоты слова – лучше всякой моей песни». Была у деда одна песня, очень ее Пушкин уважал.
Старик молчал и вдруг запел звенящим томительным голосом:
Эх, по белым полям, по широким.
Наши слезы снежком замело!
Девушки подошли к окну и, обнявшись, слушали. Милиционер осторожно сел на скамью.
– Да, – вздохнул старик, – многие времена прошли, умер дед столетним стариком и песню ту велел петь своим сыновьям и внукам. Однако не про то я говорю. Раз зимой будят деда ночью, стучат в оконце, велят запрягать по спешной казенной надобности. Вышел дед с крыльца, видит – полно жандармов, ходят, звенят тесаками. Ну, думает, опять везти каторжан. Однако нет никаких арестантов, а на санях черный гроб лежит, веревками увязан. Кого же это, думает, и в могилу, страдальца, в оковах везут, кого ж это царь и после смерти боится? Подошел к гробу, смахнул рукавицей снег с черной крышки и спрашивает жандарма: «Кого повезем?» – «Пушкина, – говорит жандарм. – Убили его в Петербуpre». Дед отступил на шаг, скинул шапку и поклонился гробу в пояс. «Ты, что ж, знаком ему, что ли?» – спрашивает жандарм. «Песни я ему пел». – «Ну, так теперь петь не будешь!» Ночь была тяжкая, крепкая, дыхание в груди замерзало. Подвязал дед бубенцы, чтобы не гремели, сел на облучок, поехал. Тихо кругом, только полозья свистят да слышно, тесаки стучат и стучат о гроб глухим стуком. Накипело у деда на сердце, от слез заболели глаза, собрал он весь свой голос и запел: Эх, по белым полям, по широким… Жандарм его бьет ножнами в спину, а дед не слышит, поет. Вернулся домой, лег, молчит: голос на морозе застудил. С той поры до самой смерти говорил сипло, одним шепотом. – От сердца, значит, пел, – пробормотал, сокрушаясь, милиционер. – Все, родимый, надо от сердца делать, – сказал старик. – А ты ко мне пристаешь, кто я да что. Песни я ною. Такое мое занятие. Хожу промеж людей и пою. Где какую новую песню услышу – запоминаю. К примеру, слово ты сказал – это одно, а слово это самое ты пропел – выходит, сердешный мой, другое, – оно долго в сердце дрожит. Песенную силу беречь надо. Какой народ петь не любит – плевый тот народ, нету у него правильного жизненного понятия. А об документе ты не тревожься, документ я тебе покажу. Старик вытащил трясущимися руками из за пазухи серую ладанку и достал оттуда бумажку. – На, читай! – Зачем мне читать! – обиделся милиционер. – Мне ее читать нет теперь надобности. Я тебя и так вижу. Сиди, дедушка, отдыхай. А вы, гражданин, – милиционер обернулся к человеку, стриженному бобриком, – лучше шли бы ночевать в дом колхозника, там вам способнее. Идемте, я вас доведу. Они вышли. Я взял бумажку у старика и прочел: «Дано это удостоверение Александру Федосьеву в том, что он является собирателем народных песен и сказок и получает за это пенсию от правительства Карельской республики. Всем местным властям предлагается оказывать ему всяческую помощь». – Эх, горе! – сказал старик. – Нету хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы. Мы пили чай. Девушки, обнявшись ушли к озеру, и в легком ночном сумраке белели их простые ситцевые платья. Тусклая луна опускалась в воду, и в саду среди берез печально крикнула ночная птица. Светлоглазая девочка вышла на улицу и снова сидела у калитки и баюкала тряпичную куклу. Я видел ее из окна. К ней подошел вихрастый милиционер и сунул ей в руку сверток с сахаром и баранки. – Давай отнеси дедушке, – сказал он и густо покраснел. – Скажи, гостинец. Мне самому некогда, надо на пост становиться. Он быстро ушел. Девочка принесла сверток с колотым сахаром и баранки. Старик засмеялся. – Жил бы я, – сказал он, вытирая слезящиеся глаза, – еще долгое время. Жалко помирать, уходить от ласковости людской, и и и как жалко! Как гляну на леса, на светлую воду, на ребят да на травы – пряно силы нет помирать. – А ты живи, желанный, – сказала старуха. – У тебя легкая жизнь, простая, таким только и жить. Днем я уехал из Вознесенья в Вытегру. Маленький пароход «Свирь» шел по каналу, задевая бортами за плакун траву, разросшуюся по берегам. Городок уходил в солнечный тусклый туман, в тишину и даль летнего дня, и низкорослые леса уже охватывали нас темным кругом. Северное лето стояло вокруг – неяркое, застенчивое, как светлоглазые здешние дети.

Рассказе К. Г. Паустовского «Колотый сахар». Апевалов Виталий Анатольевич, мкоу «Первомайская - страница №1/1

Художественная деталь в рассказе К.Г.Паустовского «Колотый сахар». Апевалов Виталий Анатольевич, МКОУ «Первомайская СОШ», Эртильский муниципальный район, Воронежская область. Рассказ «Колотый сахар» написан в 1938 году. Это было время массовых репрессий. Роль художника слова нивелировалась до проводника идей партии большевиков. Люди превратились в винтики сталинской системы. И всё же были и такие, которые сохранили внутреннюю свободу. Одним из них был К.Г.Паустовский. Анализ его произведения целесообразно начать с выявления особенностей композиции. Перед нами рассказ в рассказе. Обращаю внимание ребят на то, что Паустовский – мастер художественной детали. Портретные характеристики у него краткие, ёмкие, точные. В течение нескольких минут учащиеся делают записи в тетрадях. Вихрастый веснушчатый милиционер. Тихая светлоглазая девочка. Толстый равнодушный человек, стриженный бобриком. Он таскал с собой поседевший портфель со сводками и счётами. Худой пыльный старик с закрытыми глазами… Тогда старик открыл глаза – они были у него почти белые, как у слепого. Что вы можете сказать о милиционере? Как его характеризуют определения «вихрастый веснушчатый»? Милиционер вместе с мальчишками ловил корюшку. В нём самом проглядывает ещё мальчишеское. Наверняка он был таким же, как эти ребята, на которых изредка покрикивает, чтобы не курили. В бревенчатом доме перед нами уже «вихрастый озабоченный милиционер». Как объяснить произошедшую с ним перемену? Добродушие исчезло. Перед милиционером, возможно, находится враг советской власти. В конце рассказа определение «вихрастый» снова идёт без слова «веснушчатый». Как вы думаете, почему? Дело в том, что милиционер густо покраснел. Ему стыдно, ведь он незаслуженно обидел человека. Как автор относится к человеку, стриженному бобриком? Почему? Сама характеристика этого человека из разряда официально-делового стиля. Речь его изобилует канцеляризмами, он сравнивается с «бесталанным хозяйственником». Определения «толстый равнодушный» показательны. Такой уж точно не придёт на помощь в трудную минуту. «Поседевший портфель со сводками и счётами» выдаёт в нём человека, у которого «душа сухая». Он вечно пытается с кем-нибудь свести счёты. Все поступки этого персонажа вызывают отвращение у автора. Пресловутый портфель человек не носил, а таскал. Синоним выбран не случайно. Слова «увязался», «упрямо шёл следом» красноречиво демонстрируют его навязчивость. По словам автора, «небо выцветало от скуки от одного присутствия этого человека». Кто резко противопоставлен человеку, стриженному бобриком? Старик. Антонимическая пара «толстый – худой» нарочито подчёркивает полную противоположность этих двух людей. Определение «пыльный» связано со словом «дорога». Тот, кто много прошёл и видел, не может быть равнодушным. Почти белые глаза объяснены самим же стариком: «Жизнь моя чистая, её не запутаешь». Как характеризуют девочку определения «тихая светлоглазая»? Тихая, потому что баюкает куклу. Но не только поэтому. Когда человек, стриженный бобриком, начинает допрашивать старика, губы у девочки дрожат, а кукла выпадает из рук. Наверное, подобную сцену она уже видела. Недаром живёт с бабушкой. Где её родители, можно только догадываться. Светлоглазая – значит добрая, открытая. Девочка сразу же ведёт людей в чистую горницу. Гостеприимство она унаследовала от бабушки. Как возникает конфликтная ситуация? Оценивая поведение человека, стриженного бобриком, невольно вспоминаешь русские народные пословицы: «Не плюй в колодец – придётся из него напиться», «Посади свинью за стол, она и ноги на стол», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Вместо благодарности за гостеприимство от него исходит откровенное хамство. Слова старика дают исчерпывающую характеристику: «Такого, как ты, ни сон, ни ум не обогатят. Терпи – притерпишься». Сказочное выражение: «Утро вечера мудренее» - здесь явно не срабатывает. Больше подходит пословица: «Пьяный проспится – дурак никогда». Допрос, устроенный в чужом доме, - попытка показать свою значимость. «Сырой человек, неспелый, - скажет ему вслед старик. – От таких бывает в жизни одна суета». Вот почему в самом начале мы видим старика с закрытыми глазами. Они закрыты от житейской суеты. И вот уже милиционер сурово допрашивает старика. Попытаемся разобраться, как повлиял на дальнейшие события рассказ дедушки. О чём рассказывает Александр Федосьев? Он рассказывает о встрече своего деда с Александром Сергеевичем Пушкиным. Деду же пришлось и провожать опального поэта в последний путь. Почему сошлись великий поэт и простой ямщик? Ямщика привлекла в Пушкине изумительная красота русской речи. А поэт всегда старался поддержать талантливых людей. Как во время рассказа о великом поэте и простом ямщике изменяется отношение милиционера к старику? При упоминании о Пушкине официально-недоверчивое выражение лица милиционера сменяется ухмылкой: «Ещё бы не знать-то!» Поэт, известный с раннего детства, пробуждает добрые чувства. Звучит песня, которую оценил сам Пушкин, и «милиционер осторожно сел на скамью». Дед, несмотря на сильный мороз и удары жандарма ножнами в спину, провожает великого поэта в последний путь. С той поры голос он застудил. «От сердца, значит, пел», - сокрушается милиционер. Уже не нужны документы. Сразу становится понятно, кто есть кто. Появляется брезгливое отношение к провокатору: «А вы, гражданин, лучше шли бы ночевать в дом колхозника, там вам способнее». Между настоящим для автора временем и временами А.С.Пушкина можно провести параллели. Старик Александр Федосьев – его дед Прохор. Ямщик был великий певец, а внук, которого не зря назвали Александром, стал собирателем народных песен и сказок. Человек, стриженный бобриком – жандарм. Жандарм конвоировал увязанный верёвками гроб с телом Пушкина, бил в спину за песню деда Прохора. Человек, стриженный бобриком, клевещет на честного человека, ведёт себя в чужом доме как супостат. Как вы думаете, почему рассказ называется «Колотый сахар»? Милиционер просит, чтобы девочка отнесла дедушке свёрток с колотым сахаром и баранки. Он пытается хоть как-то загладить свою вину. «Подсластить» неприятное впечатление удаётся. Старик радуется, но не сахару с баранками, а тому, что милиционер осознал свою ошибку: «Жалко помирать, уходить от ласковости людской, и-и-и как жалко!» А как соотносится название «Колотый сахар» с рассказом деда Прохора, ведь здесь нет никакого упоминания о сахаре? Зато есть мороз, снег и песня-слеза. При слове «колотый» вспоминаются удары жандарма в спину деду Прохору. Какую роль в рассказе Паустовского играет пейзаж? Краски северного лета приглушённые. Дни сливаются с ночами. Но в этой мнимой умиротворённости сквозит некая настороженность. Недаром появляются слова «тревогу», «непрочно», «тепло может внезапно иссякнуть». Пейзаж словно предупреждает об опасности. Случай с человеком, стриженным бобриком, подтвердит возникшие опасения. А есть ли в жизни городка что-нибудь доброе, жизнеутверждающее? Это, прежде всего, старая женщина, не отказывающая в ночлеге людям, её внучка. Нельзя не упомянуть о двух девушках из Ленинграда. Они чувствуют красоту русской песни и, кажется, так же сочувственно слушают рассказ старика о деде Прохоре и Пушкине, как и другие.

Колотый сахар

Северным летом я приехал в городок Вознесенье, на Онежском озере.

Пароход пришел в полночь. Серебряная луна низко висела над озером. Она была ненужной здесь, на севере, потому что уже давно стояли белые ночи, полные бесцветного блеска. Длинные дни почти ничем не отличались от недолгих ночей: и день и ночь весь этот лесной низкорослый край терялся в сумерках.

Неверное лето всегда вызывает тревогу. Оно очень непрочно. Его небогатое тепло может внезапно иссякнуть. Поэтому на севере начинаешь ценить каждую едва ощутимую струю теплого воздуха, ценить скромное солнце, что превращает озера в зеркала, сияющие тихой водой. Солнце на севере не светит, а просвечивает как будто через толстое стекло. Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса, на дно озер, и все еще дышит оттуда запахом снега.

В садах отцвели березы. Белобрысые босые мальчишки сидели на дощатой пристани и удили корюшку. Все вокруг казалось белым, кроме черных больших поплавков. Мальчишки не спускали с них прищуренных глаз и шепотом просипи друг у друга дать покурить.

Вместе с мальчишками удил рыбу вихрастый веснушчатый милиционер.

– А ну, даваавай не курить на пристани! Давай не безобразничать!! – покрикивал он изредка, и тотчас же несколько махорочных огоньков падали в белую воду, шипели и гасли.

Я пошел в город искать ночлег. За мной увязался толстый равнодушный человек, стриженный бобриком.

Он ехал на реку Ковжу по лесным делам. Он таскал с собой поседевший портфель со сводками и счетами. Говорил он косноязычно, как бесталанный хозяйственник: «лимитировать расходы на дорогу», «сделать засъемку», «организовать закуску», «перекрыть нормы по линии лесосплава»…

Небо выцветало от скуки от одного присутствия этого человека.

Мы шли по дощатым тротуарам, черемуха цвела в холодных ночных садах, за открытыми окнами горели неяркие лампы.

У калитки бревенчатого дома сидела на скамейке тихая светлоглазая девочка и баюкала тряпичную куклу. Я спросил ее, можно ли переночевать в их доме. Она молча кивнула и провела меня по скрипучей крутой лестнице в чистую горницу. Человек, стриженный бобриком» упрямо шел следом.

В горнице вязала за столом старуха в железных очках и сидел прислонившись к стене, худой пыльный старик с закрытыми глазами.

– Бабушка, – сказала девочка и показала на меня куклой, – вот заезжий просится ночевать.

Старуха встала и поклонилась мне в пояс.

– Ночуй, желанный, – сказала она нараспев. – Ночуй, будь гостем дорогим. Только тесно у нас, не взыщи, – придется на полу постелить.

– На низком уровне, значит, жизнь у вас организована, гражданка, – придирчиво сказал человек, стриженный бобриком.

Тогда старик открыл глаза – они были у него почти белые, как у слепого, – и медленно ответил:

– Такого, как ты, ни сон, ни ум не обогатят. Терпи – притерпишься.

– Имей в виду, гражданин, – сказал человек, стриженный бобриком, – с кем разговариваешь! Должно в милиции не сидел!

Старик молчал.

– Ох, батюшка, – жалобно пропела старуха, – не обижайся па странника! Бездомный он, бродячий старик, чего с него спрашивать?

Человек, стриженный бобриком, оживился.! лаза его сделались сверлящими и свинцовыми. Он тяжело хлопнул портфелем по столу.

– Безусловно чуждый старик, – сказал он с торжеством. – Надо соображать, кого в дом пускаете. Может, он беглец из концлагеря или подпольный монах? Сейчас мы выясним его личность. Как тебя звать? Откуда родом?

Старик усмехнулся. Девочка уронила куклу, и губы у нее задрожали. – Родом я отовсюду, – ответил спокойно старик. – Нигде нету для меня чужбины. А зовут меня Александр.

– Чем занимаешься?

– Сеятель я и собиратель, – так же спокойно ответил старик. – В юности хлеб сеял и хлеб собирал, нынче сею доброе слово и собираю иные чудесные слова. Только неграмотен я, – бот и приходится все на слух принимать, на память сбою полагаться.

Человек, стриженный бобриком, озадаченно помолчал.

– Документы есть?

– Есть то есть, только не для тебя они писаны, милый человек. Документы у меня дорогие.

– Ну, – сказал человек, стриженный бобриком, – мы найдем того, для кого они писаны.

И он ушел, хлопнув дверью.

– Сырой человек, неспелый, – сказал, помолчав, старик. – От таких бывает в жизни одна сyeтa.

Старуха поставила самовар. Она певуче сокрушалась, что нету у нее в доме ни кусочка сахару: забыла купить. Самовар ей жалобно подпевал. Девочка постелила на стол чистую суровую скатерть. От скатерти пахло ржаным хлебом.

За открытым окном блистала звезда. Она была туманной, очень большой, и странным казалось ее одиночество на громадном зеленеющем небе.

Ночное чаепитие меня не удивило, – давно я заметил, что северным летом люди долго не спят. И сейчас за окном, у калитки соседнего дома, стояли две девушки и, обнявшись, смотрели на тусклое озеро. Как всегда бывает белой ночью, лица девушек казались бледными от волнения, печальными и красивыми.

– Ленинградские это комсомолки, – сказала старуха. – Дочери капитанов. На лето всегда приезжают.

Старик сидел с закрытыми глазами и молчал, как будто прислушавался. Потом он открыл глаза и вздохнул.

– Ведет! – сказал он горестно. – Прости, бабушка, меня, дурака, за докуку.

Лестниц– скрипела. По ней тяжело подымались люди. Без стука вошел человек, стриженный бобриком. За ним шел вихрастый озабоченный милиционер – тот, что удил рыбу на пристани. Человек, стриженный бобриком, кивнул на старика.

– А ну, давай, дед, – сурово сказал милиционер, – давай выясняй свою личность! Налаживай документы!

– Личность моя простая, – ответил старик, – только рассказывать долго. Садись, слушай.

– Ты поскорей! – сказал милиционер. – Сидеть мне некогда, надо тебя в отделение представить.

– В отделение, родимый, мы завсегда с тобой успеем, в отделении разговор короткий, не с кем душу отвести. Мне седьмой десяток пошел, помру я не нынче завтра на чужом дворе. Значит, должен ты меня вытерпеть.

– Ну, давай, – согласился милиционер. – Только не путай!

– Зачем путать! Жизнь моя чистая, ее не запутаешь. Все мы, Федосьевы, были со стародавних времен ямщики да певуны. Дед мой Прохор был великий певец, по всему тракту от Пскова до Новгорода голос свой пропел, проплакал. Голос беречь надо, он не зря человеку даден, и дед мой берег, да не уберег – сорвался. Может, знаешь иль нет, жил у нас в Псковской губернии знаменитый земляк Александр Сергеевич, поэт Пушкин.

Милиционер усмехнулся:

– Еще бы не знать то!

– Из за него дед голос свой и сорвал. Встретились они на ярмарке, в Святогорском монастыре. Дед пел. Пушкин слушал. Потом пошли они в питейное заведение и просидели до ночи. Об чем гуторили, никому не известно, только дед вернулся веселый, как хмельной, хоть вина почти и не пил. Говорил потом бабке: «От слов и от смеха его я захмелел, Настюшка, – такой красоты слова – лучше всякой моей песни». Была у деда одна песня, очень ее Пушкин уважал.

Старик молчал и вдруг запел звенящим томительным голосом:

Эх, по белым полям, по широким.

Наши слезы снежком замело!

Девушки подошли к окну и, обнявшись, слушали. Милиционер осторожно сел на скамью.

Рассказ К. Г. Паустовского «Колотый сахар» помещён в учебнике-хрестоматии (Автор-составитель Г. И. Беленький ) в разделе «Устное народное творчество» после исторических и лирических песен. Рассказ этот написан в 1938 году и относится к циклу “северных” рассказов и повестей, созданных Паустовским после ряда произведений, посвящённых югу нашей страны. Задушевность и лиризм, точность описаний, выразительно очерченные портреты героев, неожиданно разворачивающийся сюжет заставляют нас ощутить острое родство с историей своего отечества, задуматься над природой человеческого духа. Мы предлагаем учителю рассматривать рассказ «Колотый сахар» не просто как иллюстрацию к теме «Народные песни», а как произведение, достойное изучения на уроках литературы.

Готовясь к урокам, учителю в первую очередь необходимо подготовить выразительное чтение рассказа: именно от качества прочтения вслух зависит адекватность и живость восприятия и понимания. «Колотый сахар» занимает всего пять страниц. Композиция его многослойна: в кольце пейзажей северного лета, как в рамке, помещён рассказ о бытовом, казалось бы, происшествии в городке Вознесенье на Онежском озере - о ночёвке рассказчика в частном доме и о встрече со стариком - собирателем и исполнителем народных песен. Ситуация разворачивается неожиданно для читателей: милиционеру, пришедшему проверить документы “чуждого старика” (вспомним время создания рассказа), певец рассказывает о встрече своего деда Прохора с “земляком Александром Сергеевичем, поэтом Пушкиным”. Внутри бытового сюжета, как свеча в ладонях, раскрывается история, переносящая нас ещё на сто лет назад и обжигающая ощущением причастности к судьбе своего народа, к великой тайне творчества.

Каждый “слой” композиции отличается особой стилистикой, которую возможно донести до детей с помощью интонаций.

Северный летний пейзаж написан нежной акварелью, он вызывает ощущение лёгкой грусти и тревоги. Абзацы можно рассматривать как периоды, как строфы стихотворения в прозе. Короткие простые предложения гармонично чередуются со сложными, не громоздкими, легко членимыми на синтагмы предложениями: “Северное лето всегда вызывает тревогу. Оно очень непрочно. Его небогатое тепло может внезапно иссякнуть. Поэтому на севере начинаешь ценить каждую едва ощутимую струю тёплого воздуха, ценить скромное солнце, что превращает озёра в зеркала, сияющие тихой водой. Солнце на севере не светит, а просвечивает как будто через толстое стекло. Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса, на дно озёр, и всё ещё дышит оттуда запахом снега”.

Осмысляя рассказ, понимаешь, что описание хрупкости северного лета вызывает в сознании ощущение хрупкости культурных ценностей; осознаёшь значение исторической памяти народа и тревожишься за то, что её “небогатое тепло может внезапно иссякнуть”. Тонкое поэтичное описание обретает новый смысл; ощущаешь привкус горечи - от того, что за последние десятилетия так много мы потеряли.

Для чтения “пейзажных” абзацев выберем повествовательные интонации, окрашенные особой доверительностью и вместе с тем некоторой таинственностью.

“Бытовая” часть рассказа построена по законам повествования: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Каждый герой имеет яркую речевую характеристику. Читая, постараемся передать особенности речи каждого героя.

Первый, кого мы встречаем, - “вихрастый веснушчатый милиционер”. Автор не описывает нам его голоса, но мы представляем, что голос у него ломающийся, мальчишеский, отрывистый. Характерное для него слово - “давай”: “А ну, давай не курить на пристани!”, “А ну, давай, дед <…> давай выясняй свою личность!”, “Давай отнеси дедушке”. Глаголы, которые он употребляет, - повелительного наклонения. Но приказывает милиционер скорее по должности, в нём нет желания повелевать, подчинять себе других.

Второй герой - “толстый равнодушный человек, стриженный бобриком”. Он до конца рассказа так и не получит имени.

В доме, куда приходят рассказчик и человек, “стриженный бобриком”, - девочка с тряпичной куклой, старуха, которая вяжет в горнице (вспоминается Арина Родионовна), и “худой пыльный старик”. Девочка и старуха говорят “нараспев”, так, как до сих пор говорят коренные жители Русского Севера, окая и не понижая в конце предложения, а повышая голос и как бы протягивая два последних слога: “Ночуй, желанный…”.

Мы предлагаем учителю вспомнить занятия по диалектологии или фильм «Россия молодая», потренироваться и прочитать слова старухи - именно окая и выпевая: “Ночуй, будь гостем дорогим. Только тесно у нас, не взыщи, - придётся на полу постелить”. Поразительным контрастом прозвучат слова человека, “стриженного бобриком”, которые, по Паустовскому, произнесены “придирчиво”. Подберём интонации ворчливого, вечно недовольного человека, “бесталанного хозяйственника”, и прочитаем: “На низком уровне, значит, жизнь у вас организована, гражданка…”

Спокойно, задумчиво, с чуть заметной иронией звучит голос старика: “Такого, как ты, ни сон, ни ум не обогатят. Терпи - притерпишься”.

Беседа людей, собравшихся в доме старухи, богата интонациями и оттенками чувств. Диссонансом певучему голосу старухи и размеренному, непременно окающему говору старика звучит резкий голос человека, “стриженного бобриком”: он угрожает, торжествует, допрашивает старика, озадаченно молчит и продолжает несколько растерянно, затем опять наполняется угрозой. Старик продолжает говорить спокойно, словно взвешивая и оценивая человеческую сущность собеседника.

Человек, “стриженный бобриком”, бесцеремонно, без стука входит в чужой и приводит милиционера - выяснить личность “деда” и “представить в отделение” “чуждого старика”. Милиционеру-то и рассказывает старик о встрече своего деда Прохора, “великого певца”, с Пушкиным. Семейное предание о пении деда над гробом Пушкина звучит неспешно, в сказовой манере. Передадим горькое сожаление Прохора о смерти поэта и резкость слов жандарма: “«Песни я ему пел». - «Ну, так теперь петь не будешь!»” Песенный строй речи, нагнетание однородных определений, сказуемых и однородных простых предложений (в составе сложного) помогают подняться до кульминации: “Ночь была тяжкая, крепкая, дыханье в груди замерзало. Подвязал дед бубенцы, чтоб не гремели, сел на облучок, поехал. Тихо кругом, только полозья скрипят да слышно, как тесаки стучат и стучат о гроб глухим стуком. Накипело у деда на сердце, от слёз заболели глаза, собрал он весь свой голос и запел:

Эх, по белым полям, по широким…”

Разговор в горнице старухи продолжается, но меняется его характер. Милиционер сокрушается, слушая рассказ старика, обижается, что ему предлагают прочитать “документ”, сухо обращается к человеку, “стриженному бобриком”, а затем, густо краснея, передаёт девочке гостинец для дедушки - свёрток с колотым сахаром и баранки. Он не слышал, как старуха сокрушалась о том, что не успела купить сахару; ночью ему негде было купить гостинец - скорее всего, и сахар, и баранки он взял у себя дома. Подарок молодого милиционера - проявление той самой “ласковости людской”, от которой так не хочется уходить старику.

Завершается рассказ картиной северного лета, которая вновь напоминает нам о хрупкости тепла - тепла в природе и в жизни человеческой: “Городок уходил в солнечный тусклый туман, в тишину и даль летнего дня, и низкорослые леса уже охватывали нас тёмным кругом. Северное лето стояло вокруг - неяркое, застенчивое, как светлоглазые здешние дети”.

Подготовившись к выразительному чтению рассказа, идём на урок.

Урок 1. Историко-культурный контекст времени создания рассказа

I. Беседа.

Рассказ, который мы с вами сегодня будем читать, посвящён Русскому Северу. Так называют Архангельскую и Вологодскую область, где живёт коренное русское население. В древние времена заселили люди этот суровый край, долго хранили они и хранят до сих пор обычаи и нравы старины.

Покажем ученикам на географической карте Русский Север, Онежское озеро. Расскажем, что вплоть до восьмидесятых годов XX века автомобильных дорог было здесь мало. Основным был водный транспорт: небольшие корабли плавали по рекам и озёрам, перевозя людей и грузы.

Хорошо, если учитель сможет подготовить фотографии или репродукции картин, изображающих природу, бревенчатые дома и церкви Русского Севера.

Откройте учебник и найдите дату создания рассказа (1938 год). Что вы знаете об этом времени? Какие события происходили тогда в нашей стране?

Расскажем восьмиклассникам, что тридцатые годы XX века - трагическое время в истории нашей страны. Россия тогда была республикой Советского Союза, власть в стране принадлежала коммунистической партии, а фактически одному человеку - Сталину. Страна была охвачена энтузиазмом первых пятилеток, когда возводились новые заводы и гидроэлектростанции, когда комсомол был верным помощником партии. В то же время постоянно “разоблачались” новые “враги народа”, невинных людей ссылали в концлагеря (в рассказе: “Может, он беглец из концлагеря…”) и расстреливали. В стране нагнеталась всеобщая подозрительность. Главным считался пролетариат; “элементы”: зажиточное крестьянство, духовенство, интеллигенция.

II. Словарная работа.

Перед чтением рассказа объясним ученикам слова и выражения, которые обозначают уже ушедшие из нашей жизни реалии, как правило, непонятные современным детям. Можно опираться на знания, которые есть у детей.

Что такое “колотый сахар”? Как вы его себе представляете?

Стрижка бобриком - то же, что стрижка ёжиком: короткие, торчащие вверх волосы.

Человек, “стриженный бобриком”, подозревает, что старик - “подпольный монах”. Объясним, что монастыри при советской власти были закрыты, монахи подвергались преследованию.

Что такое комсомол? Люди какого возраста могли быть комсомольцами?

В рассказе говорится о двух ленинградских девушках-комсомолках, дочерях капитанов. Поможем ученикам представить этих девушек.

Дом колхозника - название гостиницы для крестьян-колхозников, приезжающих по делам в город.

Теперь ученики готовы слушать рассказ. Предложим им следить за чтением учителя по тексту.

III. Выразительное чтение рассказа учителем.

Закончив чтение, выдержим паузу, затем предложим ученикам рассказать о своих чувствах, ощущениях, впечатлениях от рассказа. Важно, чтобы они не сбивались на общие фразы, а рассказывали именно о личных переживаниях. Пусть это будет несколько слов, но они будут сказаны от сердца.

Домашнее задание

Выписать фразы, звучащие как пословицы (7–10 предложений).

Индивидуальное задание: подобрать репродукции северных пейзажей; нарисовать иллюстрацию; подобрать музыку, подходящую к рассказу.

Урок 2. Композиция рассказа. Изображение северной природы и быта городка Вознесенье. Герои рассказа, их портретные и речевые характеристики. Смысл предания . Значение песни в жизни человека и народа. Прославление добра и поэзии в рассказе.

I. Композиция рассказа.

Предложим восьмиклассникам подумать над композицией рассказа, выделим пейзажную, повествовательную части и семейное предание рода Федосьевых.

В виде какого образа можно представить себе композицию рассказа?

Можно предложить детям образ ореха: чашечка зелёных листиков - скорлупа - ядро. Возможно, ученики предложат свой образ. Можно зарисовать схему композиции рассказа.

II. Изображение северной природы и быта городка Вознесенье.

Каким вы представляете себе северное лето после прочтения рассказа? Почему?

Прочитаем четыре первых абзаца.

Отметим эпитеты и выражения: “серебряная луна”, “белые ночи, полные бесцветного блеска”, “от недолгих ночей”, “лесной низкорослый край”, “небогатое тепло”, “скромное солнце”, “всё вокруг казалось белым”.

Каким вы представляете себе городок Вознесенье?

Городок лежит на берегу большого озера. Вдоль улиц стоят старинные бревенчатые дома. Дороги земляные, по обочинам заросли травой. Вдоль домов положены дощатые тротуары, какие до сих пор сохранились в некоторых северных городах. Цветёт черёмуха в садах.

Что увидел рассказчик, войдя в дом? Какие старинные слова он употребляет?

“Скрипучая крутая лестница”, “чистая горница”. Девочка баюкает тряпичную куклу. Стол застилают чистой суровой (из толстых льняных ниток) скатертью, от которой пахнет ржаным хлебом. На столе поёт самовар.

В какую эпоху погружает нас описание горницы? Какие ассоциации связаны у нас со словом “горница”, с образом старухи, которая вяжет за столом?

Дети вспомнят, возможно, «Сказку о мёртвой царевне…» и строки, посвящённые Арине Родионовне:

…И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

III. Герои рассказа, их портретные и речевые характеристики.

Разделим класс на три группы, предложим им найти слова, характеризующие внешность, речь и поведение трёх героев: 1) милиционера; 2) старухи; 3) человека, “стриженного бобриком”. После пяти-семи минут самостоятельной работы ученики делятся своими наблюдениями.

Милиционер. “Вместе с мальчишками удил рыбу вихрастый веснушчатый милиционер”; “За ним шёл вихрастый озабоченный милиционер…” Он часто произносит слово “давай”: “А ну, давай, дед, - сурово сказал милиционер, - давай выясняй свою личность! Налаживай документы!” К деду он обращается сначала сурово, требует документы, но соглашается его “вытерпеть” и слушает рассказ деда. Рассказ трогает его до глубины души: “От сердца, значит, пел, - пробормотал, сокрушаясь, милиционер”. Он отказывается проверять документы деда: “Мне её (бумагу) читать нет теперь надобности. Я тебя и так вижу. Сиди, дедушка, отдыхай”. Отправив человека, “стриженного бобриком”, в Дом колхозника, он приносит деду гостинец: свёрток с колотым сахаром и баранки, который он сунул в руки девочке: “Давай отнеси дедушке, - сказал он и густо покраснел. - Скажи, гостинец. Мне самому некогда, надо на пост становиться”.

Старуха. “В горнице вязала за столом старуха в железных очках…”

“Старуха встала и поклонилась мне в пояс.

Ночуй, желанный, - сказала она нараспев. - Ночуй, будь гостем дорогим. Только тесно у нас, не взыщи, - придётся на полу постелить”.

“Старуха поставила самовар. Она певуче сокрушалась, что нету у неё в доме ни кусочка сахару: забыла купить. Самовар ей жалобно подпевал”.

Особенно ярко характеризует старуху обращение её к гостям - слово “желанный”: “А ты живи, желанный, - сказала старуха. - У тебя лёгкая жизнь, простая, таким только и жить”. Старуха и её дом воплощают в себе старинный жизненный уклад с его добротой, простотой и мудростью.

В конфликт с этим укладом, с доверием к миру и гостеприимством вступает позиция человека, “стриженного бобриком”. Автор характеризует его так: “За мной увязался толстый равнодушный человек, стриженный бобриком.

Он ехал на реку Ковжу по лесным делам. Он таскал с собой поседевший портфель со сводками и счетами. Говорил он косноязычно, как бесталанный хозяйственник: «лимитировать расходы на дорогу», «сделать засъёмку», «организовать закуску», «перекрыть нормы по линии лесосплава»…

Небо выцветало от скуки от одного присутствия этого человека”.

Мы понимаем, что этот человек и был именно бесталанным хозяйственником, почувствовавшим свою силу. Его портфель, набитый бумагами, становится символом власти бюрократии.

“Человек, стриженный бобриком, оживился. Глаза его сделались сверлящими и свинцовыми. Он тяжело хлопнул портфелем по столу.

Безусловно чуждый старик, - сказал он с торжеством”.

Он чувствует себя вправе судить и осуждать чужую жизнь, требовать у других отчёта и угрожать. После спокойного ответа старика он озадаченно молчит и решает вызвать представителя закона. Он входит в дверь без стука, ведёт себя бесцеремонно, грубо. Но во второй половине рассказа мы его не видим и не слышим, он как бы теряется, растворяется в доме. Лишь милиционер официально-отчуждённо обращается к нему: “А вы, гражданин, - милиционер обернулся к человеку, стриженному бобриком, - лучше шли бы ночевать в Дом колхозника, там вам способнее. Идёмте, я вас доведу”.

Дома вы выписывали фразы, которые звучат как пословицы. Прочитайте их.

Один ученик читает записи, сделанные дома, другие дополняют его.

“Такого, как ты, ни сон, ни ум не обогатят. Терпи - притерпишься”.

“Нигде нету для меня чужбины”.

“В юности хлеб сеял и хлеб собирал, нынче сею доброе слово и собираю иные чудесные слова”.

“Сырой человек, неспелый…” “От таких бывает в жизни одна суета”.

“Всё, родимый, надо от сердца делать”.

“Песенную силу беречь надо. Какой народ петь не любит - плёвый тот народ, нету у него правильного жизненного понятия”.

“Нету хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы”.

Кому принадлежат эти фразы?

“Худой пыльный старик с закрытыми глазами”.

“Пыльный” - не грязный. В памяти возникает выражение “пыль дорог”, и нам представляются босые пыльные ноги старика, странника, прошедшего большой путь.

Старуха называет странника “бездомным”, “бродячим стариком”: “чего с него спрашивать?” Сам старик иначе понимает свою миссию в жизни: “Сеятель я и собиратель”. “Родом я отовсюду”, - отвечает он на вопрос и гордо называет своё имя: “А зовут меня Александр”.

Старик - единственный человек из собравшихся в горнице, которому автор даёт имя. Старик произносит своё имя не в уменьшительной, не в народной форме, его нельзя назвать традиционно крестьянским. Мы осознаём значение имени старика позже, когда он рассказывает слушателям о знаменитом земляке.

Как вы думаете, в чём основное противоречие (конфликт) этой части рассказа?

Выслушаем ответы детей и поможем им осознать противоречия между талантом и бесталанностью, доверием и подозрительностью, свободой, открытостью к миру и страхом перед явлениями, которые нельзя запротоколировать и взять под контроль. Паустовский чётко обозначает основной конфликт времени. Как же разрешается этот конфликт? (Через обращение к историческим корням народа.)

IV. Смысл предания. Значение песни в жизни человека и народа. Прославление добра и поэзии в рассказе.

Обратимся к преданию, которое рассказывает дед слушателям. Его можно разделить на две части. Первая часть - встреча деда Прохора, “великого певца”, с Пушкиным - великим поэтом.

В чём вы видите смысл первой части?

Дед Прохор зачарован стихами поэта: “такой красоты слова - лучше всякой моей песни”. У подлинной, высокой поэзии нет сословных границ: её понимают и дворяне, и крестьяне. Два истинно талантливых человека, к какому бы сословию они ни принадлежали, всегда поймут и оценят красоту, как оценил дед Прохор стихи, а Пушкин - песни “ямщика и певуна”.

Перечитаем вторую часть. В ней чётко обозначено противоречие между властью, требующей подчинения, и творческой свободой человека: “Кого же это, думает, и в могилу, страдальца, в оковах везут, кого ж это царь и после смерти боится?” И торжествующе звучат слова жандарма: “Ну, так теперь петь не будешь!” (В принципе, это тот же конфликт, что и в диалоговой части рассказа, но как бы сконцентрированный, углублённый.)

Почему же дед Прохор начинает петь над гробом поэта? Он чувствует глубокое горе, он не хочет дать жандармам возможность торжествовать над свободой и красотой. Его пение над гробом Пушкина - протест против насилия и в то же время последняя дань великому русскому поэту. “Великим певцом” называет старик своего деда не только за красоту его песен, но и за величие и благородство его души.

Что говорит старик о значении песни в жизни человека и народа? Почему, по-вашему, так важно сохранить “песенную силу”?

В песне проявляется душа народа, но не только проявляется. Песня взращивает, развивает эту душу. А если душа “сухая”, тогда торжествует формализм и бюрократия, равнодушие и жестокость.

Предание о встрече деда Прохора с Пушкиным - это своего рода испытание, через которое проходят все слушатели. Как в ответ на это раскрываются их души? Что побеждает в этом рассказе?

Ученики приходят к выводу, что в рассказе побеждают добро и поэзия.

Ученики показывают иллюстрации или репродукции, которые они нарисовали или подобрали; слушаем музыкальные иллюстрации к рассказу.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Рассказ К. Г. Паустовского «Колотый сахар» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Оборудование 1. Словарь к уроку: Духовность, праведник, праведничество, характер. 2. Портрет А. И. Солженицына, иллюстрация к рассказу. 3. Магнитофон (запись финала рассказа). На доске записаны: проблемный вопрос “Можно ли Матрёну считать праведницей?” и ответы на него, в которых представлены различные точки зрения. “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша” (А. И. Солженицын). “...Вывод этот
    По горизонтали: 5. Французский писатель, современник М. Шолохова, высоко ценивший литературное творчество писателя. 6. Колхозник-бригадир в романе «Поднятая целина». 8. Воинское звание старшего брата Николая Стрельцова из романа «Они сражались за родину». 11. Возница из романа «Поднятая целина». 12. Пулемётчик с тачанки из рассказа «Шибалково семя». 16. Лейтенант, главный герой «Науки ненависти». 18. Имя одного из сыновей писателя. 19. Народный артист СССР, сыгравший роль Григория Мелехова. 20. Кулак из романа
    Жанр произведения - рассказ. Рассказ о путешествии, которое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудившийся на пять дней в тайге. Главный герой - мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи - мама, дед, отец, рыбаки. Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязанность, которую он сам себе придумал, - снабжать рыбаков кедровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов,
    По горизонтали: 5. “Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, дар бессмертный - речь” (стихотворение). 6. Стихотворение из поэтического сборника «Листопад». 9. Персонаж из рассказа «Митина любовь». 10. Действующее лицо рассказа «Генрих». 11. Автор исторического романа «Катастрофа», главный герой которого - И. Бунин. 14. Русский писатель, который сказал о литературном творчестве И. Бунина: “Так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо
    1. Вечное и "вещное" в изображении Бунина (на материале рассказа "Господин из Сан-Франциско"). 2. Предметная детализация и символика в рассказе "Господин из Сан-Франциско". 3. Проблема социального и космического зла в рассказе Бунина "Господин из Сан-Франциско". 4. Философия жизни и смерти в рассказах Бунина "Господин из Сан-Франциско" и "Легкое дыхание". 5. "Дар имени..." (употребление собственных имен в рассказах Бунина "Господин из Сан-Франциско" и "Легкое дыхание"). 6. "Лики любви" в цикле рассказов
    Особенности построения рассказа. (Мастерство Чехова проявилось уже в самой композиции рассказа. В основе произведения - одно событие: "безвестная" собака укусила за палец мастерового Хрюкина. Отношение к этому событию представителя власти городового Очумелова меняется шесть раз. Эти бесконечные превращения "хамелеона" Очумелова создают комический эффект в рассказе.) Умение вложить глубокий смысл в лаконичную форму. (На примере одного эпизода Чехов показал типичную черту современной действительности - приспособленчество, самоуправство властей и угодничество перед власть
    Место и значение пейзажа в рассказе. (Описанию природы в рассказе Тургенева отводится много места; природа здесь - одно из действующих лиц, и это отмечено названием рассказа. "Бежин луг" начинается и заканчивается описанием природы, и центральная его часть - рассказы мальчиков - тоже изображена на фоне описания летней ночи.) Прекрасный июльский день. (В начале рассказа Тургенев описывает июльский день, когда он, отправившись на охоту, заблудился. Автор - человек наблюдательный, хорошо знающий

Северным летом я приехал в городок Вознесенье, на Онежском озере.

Пароход пришел в полночь. Серебряная луна низко висела над озером. Она была ненужной здесь, на севере, потому что уже давно стояли белые ночи, полные бесцветного блеска. Длинные дни почти ничем не отличались от недолгих ночей: и день и ночь весь этот лесной низкорослый край терялся в сумерках.

Неверное лето всегда вызывает тревогу. Оно очень непрочно. Его небогатое тепло может внезапно иссякнуть. Поэтому на севере начинаешь ценить каждую едва ощутимую струю теплого воздуха, ценить скромное солнце, что превращает озера в зеркала, сияющие тихой водой. Солнце на севере не светит, а просвечивает как будто через толстое стекло. Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса, на дно озер, и все еще дышит оттуда запахом снега.

В садах отцвели березы. Белобрысые босые мальчишки сидели на дощатой пристани и удили корюшку. Все вокруг казалось белым, кроме черных больших поплавков. Мальчишки не спускали с них прищуренных глаз и шепотом просипи друг у друга дать покурить.

Вместе с мальчишками удил рыбу вихрастый веснушчатый милиционер.

– А ну, даваавай не курить на пристани! Давай не безобразничать!! – покрикивал он изредка, и тотчас же несколько махорочных огоньков падали в белую воду, шипели и гасли.

Я пошел в город искать ночлег. За мной увязался толстый равнодушный человек, стриженный бобриком.

Он ехал на реку Ковжу по лесным делам. Он таскал с собой поседевший портфель со сводками и счетами. Говорил он косноязычно, как бесталанный хозяйственник: «лимитировать расходы на дорогу», «сделать засъемку», «организовать закуску», «перекрыть нормы по линии лесосплава»…

Небо выцветало от скуки от одного присутствия этого человека.

Мы шли по дощатым тротуарам, черемуха цвела в холодных ночных садах, за открытыми окнами горели неяркие лампы.

У калитки бревенчатого дома сидела на скамейке тихая светлоглазая девочка и баюкала тряпичную куклу. Я спросил ее, можно ли переночевать в их доме. Она молча кивнула и провела меня по скрипучей крутой лестнице в чистую горницу. Человек, стриженный бобриком» упрямо шел следом.

В горнице вязала за столом старуха в железных очках и сидел прислонившись к стене, худой пыльный старик с закрытыми глазами.

– Бабушка, – сказала девочка и показала на меня куклой, – вот заезжий просится ночевать.

Старуха встала и поклонилась мне в пояс.

Ночуй, желанный, – сказала она нараспев. – Ночуй, будь гостем дорогим. Только тесно у нас, не взыщи, – придется на полу постелить.

– На низком уровне, значит, жизнь у вас организована, гражданка, – придирчиво сказал человек, стриженный бобриком.

Тогда старик открыл глаза – они были у него почти белые, как у слепого, – и медленно ответил:

– Такого, как ты, ни сон, ни ум не обогатят. Терпи – притерпишься.

– Имей в виду, гражданин, – сказал человек, стриженный бобриком, – с кем разговариваешь! Должно в милиции не сидел!

Старик молчал.

– Ох, батюшка, – жалобно пропела старуха, – не обижайся па странника! Бездомный он, бродячий старик, чего с него спрашивать?

Человек, стриженный бобриком, оживился.! лаза его сделались сверлящими и свинцовыми. Он тяжело хлопнул портфелем по столу.

– Безусловно чуждый старик, – сказал он с торжеством. – Надо соображать, кого в дом пускаете. Может, он беглец из концлагеря или подпольный монах? Сейчас мы выясним его личность. Как тебя звать? Откуда родом?

Старик усмехнулся. Девочка уронила куклу, и губы у нее задрожали. – Родом я отовсюду, – ответил спокойно старик. – Нигде нету для меня чужбины. А зовут меня Александр.

– Чем занимаешься?

– Сеятель я и собиратель, – так же спокойно ответил старик. – В юности хлеб сеял и хлеб собирал, нынче сею доброе слово и собираю иные чудесные слова. Только неграмотен я, – бот и приходится все на слух принимать, на память сбою полагаться.

Человек, стриженный бобриком, озадаченно помолчал.

– Документы есть?

– Есть-то есть, только не для тебя они писаны, милый человек. Документы у меня дорогие.

– Ну, – сказал человек, стриженный бобриком, – мы найдем того, для кого они писаны.

И он ушел, хлопнув дверью.

– Сырой человек, неспелый, – сказал, помолчав, старик. – От таких бывает в жизни одна сyeтa.

Старуха поставила самовар. Она певуче сокрушалась, что нету у нее в доме ни кусочка сахару: забыла купить. Самовар ей жалобно подпевал. Девочка постелила на стол чистую суровую скатерть. От скатерти пахло ржаным хлебом.

За открытым окном блистала звезда. Она была туманной, очень большой, и странным казалось ее одиночество на громадном зеленеющем небе.

Ночное чаепитие меня не удивило, – давно я заметил, что северным летом люди долго не спят. И сейчас за окном, у калитки соседнего дома, стояли две девушки и, обнявшись, смотрели на тусклое озеро. Как всегда бывает белой ночью, лица девушек казались бледными от волнения, печальными и красивыми.

– Ленинградские это комсомолки, – сказала старуха. – Дочери капитанов. На лето всегда приезжают.

Старик сидел с закрытыми глазами и молчал, как будто прислушавался. Потом он открыл глаза и вздохнул.

– Ведет! – сказал он горестно. – Прости, бабушка, меня, дурака, за докуку.

Лестниц– скрипела. По ней тяжело подымались люди. Без стука вошел человек, стриженный бобриком. За ним шел вихрастый озабоченный милиционер – тот, что удил рыбу на пристани. Человек, стриженный бобриком, кивнул на старика.

– А ну, давай, дед, – сурово сказал милиционер, – давай выясняй свою личность! Налаживай документы!

– Личность моя простая, – ответил старик, – только рассказывать долго. Садись, слушай.

– Ты поскорей! – сказал милиционер. – Сидеть мне некогда, надо тебя в отделение представить.

– В отделение, родимый, мы завсегда с тобой успеем, в отделении разговор короткий, не с кем душу отвести. Мне седьмой десяток пошел, помру я не нынче-завтра на чужом дворе. Значит, должен ты меня вытерпеть.

– Ну, давай, – согласился милиционер. – Только не путай!

– Зачем путать! Жизнь моя чистая, ее не запутаешь. Все мы, Федосьевы, были со стародавних времен ямщики да певуны. Дед мой Прохор был великий певец, по всему тракту от Пскова до Новгорода голос свой пропел, проплакал. Голос беречь надо, он не зря человеку даден, и дед мой берег, да не уберег – сорвался. Может, знаешь иль нет, жил у нас в Псковской губернии знаменитый земляк Александр Сергеевич, поэт Пушкин.

Милиционер усмехнулся:

– Еще бы не знать-то!

– Из-за него дед голос свой и сорвал. Встретились они на ярмарке, в Святогорском монастыре. Дед пел. Пушкин слушал. Потом пошли они в питейное заведение и просидели до ночи. Об чем гуторили, никому не известно, только дед вернулся веселый, как хмельной, хоть вина почти и не пил. Говорил потом бабке: «От слов и от смеха его я захмелел, Настюшка, – такой красоты слова – лучше всякой моей песни». Была у деда одна песня, очень ее Пушкин уважал.

Старик молчал и вдруг запел звенящим томительным голосом:

Эх, по белым полям, по широким.

Наши слезы снежком замело!

Девушки подошли к окну и, обнявшись, слушали. Милиционер осторожно сел на скамью.