Понятие о жизненном пути личности психология. Жизненный путь человека как проблема в психологии — Логинова Н.А

Жизненный путь - индивидуальная история личности. Как отмечает Б.Г. Ананьев "субъективная картина жизненного пути строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах". Специфика жизненного пути состоит в его исторической природе, понимаемой как включенность жизни человека в исторический процесс. По этому поводу С.Л. Рубинштейн пишет: "Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам пишет историю".

И чтобы понять свой жизненный путь, человек должен рассмотреть и ответить на вопросы: "Кем я бы был? Что я сделал? Кем я стал?"

Как отмечает С.Л. Рубинштейн, было бы неправильно думать, что в своих делах, в продуктах своей деятельности, своего труда личность лишь выявляется, будучи до и помимо них уже готовой и оставаясь после них тем же, чем была. Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком. Конечно, чтобы сделать что-либо значительное, нужно иметь внутренние возможности для этого. Однако, эти возможности и потенции глохнут и отмирают, если они не реализуются; лишь по мере того, как личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, он через них растет и формируется.

Когда мы видим, как много самого себя вложил человек в то, что он сделал, мы чувствуем, что за делом стоит человек, личность которого представляет собой интерес. Таким образом, "в деятельности человека, в его делах практических и теоретических, - отмечает С.Л. Рубинштейн, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершенствуется". В этом ключ к пониманию развития личности - того, как она формируется, совершая свой жизненный путь.

Первой и наиболее крупной по своему теоретическому потенциалу была постановка проблемы жизненного пути Ш. Бюлер, которая предприняла попытку интегрировать биологическое, психологическое и историческое времена жизни в единой системе координат. Она наметила три аспекта изучения жизненного пути личности:

исследование объективных условий жизни, основных событий жизни и поведения в этих условиях (биолого-биографический аспект);

изучение истории становления и изменения ценностей, переживаний, эволюции внутреннего мира человека (историко-психологический аспект);

исследование истории творчества человека, продуктов и результатов его деятельности (психолого-социальный аспект).

Движущей силой развития личности является, по мнению Ш. Бюлер, врожденное стремление к самоосуществлению, самоисполнению - реализация "самого себя". Понятие самоосуществление близко по смыслу к понятию самореализации. Но самореализация является лишь началом самоосуществления.

Жизненный путь в концепции Ш. Бюлер рассматривается как процесс, состоящий из пяти жизненных циклов (фаз жизни). Каждая фаза жизни имеет в своей основе развитие целевых структур личности - самоопределение.

Первая фаза (от рождения до 16-20 лет) считается периодом предшествующим самоопределению, и как бы выносится за пределы жизненного пути.

Вторая (от 16-20 до 25-30 лет) - период проб человека в разных видах деятельности, поиска им спутника жизни, т.е. его попытка самоопределиться, спрогнозировать свое будущее.

Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) - период зрелости. В этот период его ожидания от жизни реальны, он трезво оценивает свои возможности, его самооценка отражает результаты жизненного пути как целого, первые итоги своей жизни и своих достижений.

Четвертая фаза (от 45-50 до 65-70 лет) - фаза стареющего организма. Завершается или близится к завершению профессиональная деятельность. Из семьи уходят взрослые дети, наступает биологическое увядание.

Усиливается склонность к мечтам, воспоминаниям, исчезает постановка перспективных целей жизни.

Пятая фаза (65-70 лет до смерти) - старость. Большинство людей оставляют свою профессиональную деятельность, внутренний мир стариков обращен к прошлому, о будущем они думают с тревогой, предчувствуя близкий конец.

Все циклы жизненного пути взаимосвязаны. Факт начала деятельности имеет фундаментальное значение для жизненного пути личности. Как отмечает Б.Г. Ананьев, развитие человека от рождения до зрелости совпадает со сменой воспитания, образования и обучения формирующейся личности и перспективно ориентировано на подготовку человека к самостоятельной жизни. В генетическом отношении эта подготовительная фаза очень важна, так как воспитание есть основная форма социального управления процессом формирования личности, субъекта познания и поведения. "В этот период формируется и готовность человека к самостоятельному труду, самоуправлению".

Наиболее детально разработанная и признанная в психологии периодизация жизненных циклов принадлежит Э. Эриксону, который выделяет в жизненном пути личности восемь стадий. Каждая стадия сопровождается кризисом, который является поворотным моментом в жизни, возникающим в результате достижения определенного уровня психического развития и изменения отношений с окружающими людьми и миром. Вследствие этого человек приобретает нечто новое, характерное для данного цикла развития личности. Сами эти личностные новообразования возникают не на пустом месте, их появление подготовлено на предшествующих стадиях развития личности.

Формируясь, личность приобретает не только достоинства, но и недостатки. В своей концепции личностного развития Э. Эриксон описывает лишь крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они встречаются редко, но зато вмещают возможные промежуточные варианты личностного развития человека.

В соответствии с теорией Э. Эриксона, основы личностного развития закладываются на первой стадии (стадии доверия - недоверия), которая длится от рождения до 18 месяцев. В этот период развивается социальное взаимодействие, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным - недоверие. Степень доверия зависит от проявляемой к ребенку заботы, ласки, внимания к его потребностям и т.д. Отсутствие любовной заботы, должного внимания и ухода вырабатывают недоверие, боязливость и подозрительность. Доверие-недоверие ребенок несет с собой в другие стадии развития, и на последующих стадиях ребенок может преодолевать первоначальную недоверчивость, но может и потерять доверие к другим.

Вторая стадия (автономии стыда) длится от полутора до трех-четырех лет. В этот период на основе развития моторных и психических способностей развивается самостоятельность ребенка. Он все стремится делать сам, проявляет активность. Главный позитивный результат развития на этой стадии - достижение чувства независимости. Но жизненная активность может быть и небезупречной, в результате чего ребенок сталкивается с неодобрением со стороны окружающих. Слишком строгий или непоследовательный внешний контроль заставляет ребенка усомниться в значимости своей личности, формируют застенчивость, сомнение в своих силах и чувство стыда.

Третья стадия (инициативы - вины) начинается примерно в четыре года (до 6 лет). В этот период у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Интенсивно развивается познавательная активность ребенка, любознательность. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществлять, способствуют развитию инициативы. Но если родители показывают ребенку, что его инициатива, любознательность нежелательна и вредна, игры бестолковы, вопросы назойливы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины и покорность в следующие стадии.

Четвертая стадия (трудолюбие или чувство неполноценности) длится примерно с шести до одиннадцати лет. В этот период ребенок включается в систематическую организованную деятельность, которую осуществляет самостоятельно. На протяжении этого периода ребенок пытается завоевать признание, заслужить одобрение, осуществляя учебную, трудовую деятельность. У него развивается трудолюбие. Но если у ребенка не формируется трудолюбие, то уровень развития навыков учебной, трудовой деятельности ниже, чем у других, низкий статус в ситуациях совместной деятельности способствует появлению чувства неадекватности, некомпетентности и неполноценности.

Пятая стадия (идентификация личности или ролевая неопределенность). При переходе на пятую стадию (12-18 лет) подросток созревает физиологически и психически, у него формируются новые взгляды на мир, новый подход к жизни и себе. Идет активный поиск себя, проигрывание различных ролей. В поисках личной идентичности человек решает, что является для него важным, вырабатывает нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан с осознанием собственной ценности и компетентности, развитием планов на будущее. Если человек успешно справляется с задачей психосоциальной идентификации, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. Неспособность к идентификации может привести к статусной неопределенности, путанице ролей, неуверенности в себе, проблемам в самоопределении.

Шестая стадия (близость-изоляция) начинается в 20 и завершается к 45 годам. Под близостью Э. Эриксон понимает не только физическую близость, но и способность заботиться о другом человеке, устанавливать доверительные отношения, любить. Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно человек прошел другие стадии. Социальные условия могут облегчить или затруднить достижение близости. Но если человек не достигает близости, уделом его становится одиночество - такое состояние человека, при котором ему не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.

Седьмая стадия (общечеловечность - самопоглощенность). Эта стадия охватывает период от 45 до 60 лет. Общечеловечностью Э. Эриксон называет способность человека интересоваться другими людьми, задумываться над жизнью грядущих поколений. Человек испытывает гордость за своих детей, удовлетворенность полноценной и разнообразной жизнью, он творчески работает над собой. Этот период отличается высокой продуктивностью в самых разных областях. Тот же, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредотачивается на самом себе, главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт.

Восьмая стадия (полнота жизни-отчаяние) переживается во время старения, после 60 лет. Это стадия достижения человеком цельности, ощущения им полноты и полезности прожитой жизни и осознание того, что жизнь прошла не зря. Смерть неизбежна, но не страшна.

Если человек не удовлетворен прожитой жизнью, осознает бессмысленность своего существования, то он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии.

Б.Г. Ананьев отмечал, что стремление выразить вехи жизненного пути личности в хронологических датах оправдано. Каждая фаза жизненного пути: подготовительная, старт, кульминация, финиш - характеризуют изменение субъекта деятельности, личности. Однако, условность средних величин кульминации не требует доказательств. Снижение продуктивности деятельности ученого, художника, инженера, писателя и т.д. может быть временным, и после снижения или творческого упадка наступает новый подъем, новая кульминация. Кроме того, существует определенная зависимость кульминации от старта, а старта от воспитания личности. В такой же мере можно предположить наличие связи между кульминацией и финишем.

Жизненная периодизация личности и ее жизненные структуры зависимы от самой личности, от ее возможностей и смысла жизни. Смысл жизни - это обобщение личностью своих задач, возможностей и места в жизни, т.е. концепция жизни человека.

Осуществление личностью своих жизненных планов, задач является самоактуализацией личности. Самоактуализация - это "полное использование талантов, способностей, возможностей и т.д." - отмечает А. Маслоу. Он писал: "Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничего не отнято". Он называет характеристики самоактуализировавшейся личности:

более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения к ней;

принятие себя, других, природы;

спонтанность, простота, естественность;

центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);

автономия, независимость от культуры и среды;

постоянная свежесть оценки;

чувство сопричастности, единения с другими;

более глубокие межличностные отношения;

различие средств и целей, добра и зла;

философское, невраждебное чувство юмора;

демократическая структура характера.

Самоактуализация, как отмечает А. Маслоу, - это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным.

Самоактуализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности и вместе с тем определяет ее.

Многие авторы считают, что самоактуализирующаяся личность - это человек, имеющий свободу творить себя и свою жизнь, превращая в праздник, в увлекательную игру самую рутинную деятельность. Э. Фромм определил свободу как способность совершать сознательный выбор. Одним из шагов к свободе является умение любить. Многие люди не знают, не понимают, что мы не можем любить других, пока не полюбим себя. А полюбить себя - это принять себя со всеми слабостями и недостатками. Такое же отношение должно быть и к другим людям. Мы же подвержены иллюзиям, что любить можно только за совершенство, поэтому любовь заменяется властью над человеком, стремлением исправлять других.

Таким образом, позитивный жизненный путь имеет стремящаяся к самоактуализации личность, для которой характерна вера в себя, в свое Я, адекватная самооценка своих качеств, высокий уровень самоуправления своими действиями и поступками. Началом пути к самоактуализации является развитие способности к самопознанию, самоуважению и уверенности в себе.

Личностью, как мы видели, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю.

В отличие от других живых существ человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создается преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу.

То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться в известном смысле и к каждому человеку. Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам имеет историю. Всякий человек имеет свою историю, поскольку развитие личности опосредовано результатом ее деятельности, аналогично тому как развитие человечества опосредуется продуктами общественной практики, посредством которых устанавливается историческая преемственность поколений. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? - что я сделал? - чем я стал? Было бы неправильно думать, что в своих делах, в продуктах своей деятельности, своего труда личность лишь выявляется, будучи до и помимо них уже готовой и оставаясь после них тем же, чем была. Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком. Конечно, правильно и то, что, чтобы сделать что-нибудь значительное, нужно иметь какие-то внутренние возможности для этого. Однако эти возможности и потенции человека глохнут и отмирают, если они не реализуются; лишь по мере того как личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, она через них растет и формируется. Между личностью и продуктами ее труда, между тем, что она есть, и тем, что она сделала, существует своеобразная диалектика. Вовсе не обязательно, чтобы человек исчерпал себя в том деле, которое он сделал; напротив, люди, в отношении которых мы чувствуем, что они исчерпали себя тем, что они сделали, обычно теряют для нас чисто личностный интерес. Тогда же, когда мы видим, что, как бы много самого себя человек ни вложил в то, что он сделал, он не исчерпал себя тем, что он совершил, мы чувствуем, что за делом стоит живой человек, личность которого представляет особый интерес. У таких людей бывает внутренне более свободное отношение к своему делу, к продуктам своей деятельности; не исчерпав себя в них, они сохраняют внутренние силы и возможности для новых достижений.

Речь, таким образом, идет не о том, чтобы свести историю человеческой жизни к ряду внешних дел. Меньше всего такое сведение приемлемо для психологии, для которой существенно внутреннее психическое содержание и психическое развитие личности; но суть дела в том, что само психическое развитие личности опосредовано ее практической и теоретической деятельностью, ее делами. Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается.

В этом ключ к пониманию развития личности - того, как она формируется, совершая свой жизненный путь. Ее психические способности не только предпосылка, но и результат ее поступков и деяний. В них она не только выявляется, но и формируется. Мысль ученого формируется по мере того, как он формулирует ее в своих трудах, мысль общественного, политического деятеля - в его делах. Если его дела рождаются из его мыслей, планов, замыслов, то и сами его мысли порождаются его делами. Сознание исторического деятеля формируется и развивается как осознание того, что через него и при его участии совершается, наподобие того когда резец скульптора из глыбы каменной высекает образ человеческий, он определяет не только черты изображаемого, но и художественное лицо самого скульптора. Стиль художника является выражением его индивидуальности, но и сама индивидуальность его как художника формируется в его работе над стилем произведений. Характер человека проявляется в его поступках, но в его поступках он и формируется; характер человека - и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и складывается. Смелый человек поступает смело и благородный ведет себя благородно; но, для того чтобы стать смелым, нужно совершить в своей жизни смелые дела, и чтобы стать действительно благородным, - совершить поступки, которые наложили бы на человека эту печать благородства. Дисциплинированный человек обычно ведет себя дисциплинированно, но как становится он дисциплинированным? Только подчиняя свое поведение изо дня в день, из часа в час неуклонной дисциплине.

Точно так же, чтобы овладеть высотами науки и искусства, нужны, конечно, известные способности. Но, реализуясь в какой-нибудь деятельности, способности не только выявляются в ней; они в ней же и формируются, и развиваются. Между способностями человека и продуктами его деятельности, его труда существует глубочайшая взаимосвязь и теснейшее взаимодействие. Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. Практика жизни дает на каждом шагу богатейший фактический материал, свидетельствующий о том, как на работе, в учебе и труде развертываются и отрабатываются способности людей.

Для человека не является случайным, внешним и психологически безразличным обстоятельством его биография, своего рода история его "жизненного пути". Недаром в биографию человека включают прежде всего, где и чему учился, где и как работал, что он сделал, его труды. Это значит, что в историю человека, которая должна охарактеризовать его, включают прежде всего, что в ходе обучения он освоил из результатов предшествующего исторического развития человечества и что сам он сделал для его дальнейшего продвижения - как он включился в преемственную связь исторического развития.

В тех случаях, когда, включаясь в историю человечества, отдельная личность совершает исторические дела, т.е. дела, которые входят не только в его личную историю, но и в историю общества, - в историю самой науки, а не только научного образования и умственного развития данного человека, в историю искусства, а не только эстетического воспитания и развития данной личности и т.д., - она становится исторической личностью в собственном смысле слова. Но свою историю имеет каждый человек, каждая человеческая личность. Всякий человек имеет историю, поскольку он включается в историю человечества. Можно даже сказать, что человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои "события" - узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека.

При этом все то, что делает человек, опосредовано его отношением к другим людям и потому насыщено общественным человеческим содержанием. В связи с этим дела, которые делает человек, обычно перерастают его, поскольку они являются общественными делами. Но вместе с тем и человек перерастает свое дело, поскольку его сознание является общественным сознанием. Оно определяется не только отношением человека к продуктам его собственной деятельности, оно формируется отношением ко всем областям исторически развивающейся человеческой практики, человеческой культуры. Через посредство объективных продуктов своего труда и творчества человек становится человеком, поскольку через продукцию своего труда, через все то, что он делает, человек всегда соотносится с человеком.

За каждой теорией всегда, в конечном счете, стоит какая-то идеология; за каждой психологической теорией - какая-то общая концепция человека, которая получает в ней более или менее специализированное преломление. Так, определенная концепция человеческой личности стояла за традиционной, сугубо созерцательной, интеллектуализированной психологией, в частности психологией ассоциативной, которая изображала психическую жизнь как плавное течение представлений, как протекающий целиком в одной плоскости процесс, урегулированный сцеплением ассоциаций наподобие бесперебойно работающей машины, в которой все части прилажены друг к другу; и точно так же своя концепция человека как машины или, вернее, придатка к машине лежит в основе поведенческой психологии.

Своя концепция человеческой личности стоит и за всеми построениями нашей психологии. Это реальный живой человек из плоти и крови; ему не чужды внутренние противоречия, у него имеются не только ощущения, представления, мысли, но также и потребности, и влечения; в его жизни бывают конфликты. Но сфера и реальная значимость высших ступеней сознания у него все ширятся и укрепляются. Эти высшие уровни сознательной жизни не надстраиваются внешним образом над низшими; они все глубже в них проникают и перестраивают их; потребности человека все в большей мере становятся подлинно человеческими потребностями; ничего не утрачивая в своей природной естественности, они сами, а не только надстраивающиеся над ними идеальные проявления человека, все в большей степени превращаются в проявления исторической, общественной, подлинно человеческой сущности человека.

Это развитие сознательности человека, ее рост и укоренение ее в нем совершаются в процессе реальной деятельности человека. Сознательность человека неразрывно связана с действительностью, а действенность - с сознательностью. Лишь благодаря тому, что человек, движимый своими потребностями и интересами, объективно предметно порождает все новые и все более совершенные продукты своего труда, в которых он себя объективирует, у него формируются и развиваются все новые области, все высшие уровни сознания. Через продукты своего труда и своего творчества, которые всегда являются продуктами общественного труда и общественного творчества, поскольку сам человек является общественным существом, развивается сознательная личность, ширится и крепится ее сознательная жизнь. Это в свернутом виде также цельная психологическая концепция. За ней, как ее реальный прототип, вырисовывается облик человека-творца, который, изменяя природу и перестраивая общество, изменяет свою собственную природу, который в своей общественной практике, порождая новые общественные отношения и в коллективном труде создавая новую культуру, выковывает новый, подлинно человеческий облик человека.

Характеризуя онтогенез психики человека, было бы упущением не рассмотреть вопрос о сто взаимосвязи с жизненным путем человека. Жизненный путь человека – это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например пред- дошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формирования личности стали определяющими характеристиками периодов роста и созревания индивида.

Исходный момент онтогенеза – зигота и весь процесс эмбриогенеза с его двумя фазами – эмбриона и плода. Переход филогении в онтогению и есть начало индивида. При этом начало индивида – не одномоментный акт его творения родительской парой; оно имеет более глубокие истоки в филогении и наследственности, передающиеся через родительскую пару. Кроме того, формирующийся индивид претерпевает ряд метаморфоз в утробный период жизни. Следовательно, индивид "начинается" задолго до рождения, и новорожденный ребенок приходит во внешнюю среду с определенной историей развития.

Известный зоопсихолог Н. А. Тих в ходе сопоставления детства животных и человека отмечает, что детство характеризуется накоплением массы тела или ростом, развитием отдельных органов и функций, осуществляющих приспособительную деятельность, половым созреванием, причем последнее определяет переход к зрелости. Детство человека содержит в себе все эти характеристики, но тем не менее переход к зрелости не определяется лишь половым созреванием. Говоря об индивидуальном развитии человека, следует отметить, что "основным содержанием детского возраста является наряду с сохранением его биологического назначения подготовка не к репродуктивной деятельности, а к участию в общетрудовой жизни. Поэтому вместе с усложнением последней период детскости удлиняется и часто выходит далеко за пределы полового созревания" . Зрелость – центральный момент в индивидуальном развитии, однако зрелость животного – это всегда лишь по- ловозрелость: воспроизведение себе подобных исчерпывает биологическое назначение. Между тем "в условиях жизни общества индивид приобретает ту или иную значимость не в зависимости от его репродуктивной деятельности (которая, конечно, необходима и важна), а в соответствии с той долей своего труда и творчества, которую он вносит в историческое развитие человечества" .

Наиболее показателен контраст старения и старости у животных и человека. Известно, что в животном мире с прекращением функции размножения индивид становится бесполезным для вида, и в этих условиях старость животного представляет "процесс постепенного умирания или жизни по инерции в силу сохранившихся инстинктов питания и самосохранения". Между тем после окончания репродуктивного периода "ценность человека в старости часто не снижается, а возрастает в той мере, в какой сохраняется и, может быть, возрастает его участие в жизни общества"

Как плохо жить человеку без понимания своего жизненного пути. Неизвестность и незнание правильного пути в жизни – прямая дорога в тупик. Это похоже на блуждание в густом тумане – идти и не видеть дороги. Рассеять туман на дороге жизни поможет нумерология.

Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути. (Фрэнсис Бэкон)

Прямая дорога – знать свой жизненный путь. Чтобы узнать свое призвание в жизни воспользуемся нумерологией. Начальными данными будут числа месяца, дня и года рождения. Сумма всех чисел даст нам важное число, которое определяет Жизненный путь. Это число путевой лист в дороге под названием Жизнь.

Этот путевой лист, где указан путь направления и указаны пределы возможных и невозможных отклонений. Именно это число пояснит нам, кто мы такие и даст ответ на вопрос: почему мы именно такие?

Жизненный путь – это то, с какой миссией мы посланы на планету Земля и, что нам здесь нужно сделать. Также прояснится наша внутренняя природа, способности, которыми мы обладаем.

Правило для определения жизненного пути: цифра Жизненного пути определяется сложением цифр дня, месяца и года рождения. Затем сокращаем все до одной цифры. Исключение: 22 и 11.

Числа 11 и 22 – Господствующие в нумерологии, которые нельзя сокращать, если только их колебания не затрудняют жизненный путь человека.

Число Жизненного пути (ЧДР) легко определить тремя способами сложения.

Наглядные примеры

Пример: 1. Дата рождения Льва Николаевича Толстого 09.09.1828

  1. 0+9+0+9+1+8+2+8=37=3+7+10= 1+0=1
  2. 1828+09+09=1846=1+8+4+6=19=1+9=10=1+0=1
  3. 1828=1+8+2+8=19=1+9=10=1+0=1; 0+9=9; 0+9=9; 1+9+9=19; 1+9=10=1+0=1

Разные способы сложения нужны для того, чтобы проверить, не кроются ли за 2, 4 и 6 двойные числа 11, 22 и 33, которые углубляют значение нашего числа.

Вот как сложно получается у гениального писателя Пушкина.

Пример 2. Дата рождения Александра Сергеевича Пушкина 06.06.1799

  1. 0+6+0+6+1+7+9+9= 38= 3+8=11
  2. 1799+ 06+06=1811; 1+8+1+1=11
  3. 1799=1+7+9+9=26=2+6=8 0+6=6; 0+6=6; 8+6+6=20=2+0+2

Как видите, что у Пушкина скрывается 11: Господствующее число. Если Господствующее число Вам не подходит, то есть альтернатива, как например, у Пушкина число 2.

Числовое значение Жизненного пути: 1-3

  1. Ключом здесь выступает – индивидуальность . Если у Вас 1, то Вы первый, созидатель и оригинал. Лидер, а не последователь. Вы преуспеете как умелец, менеджер или директор. Приказы не для Вас. Амбиции переполняют душу и у Вас очень активный жизненный путь.

Честность и лояльность – Ваши черты характера. Хорошее чувство юмора помогает в самых трудных ситуациях.

Самоуверенность и гордость, в придачу с силой воли, помогут завершить любое начатое дело.

Остерегайтесь отрицательных эмоций: высокомерия, эгоизма, а также хвастовства, лености и нестабильности.

  1. Сотрудничество. У Вас лучше получается творить в паре, в группе или команде. Двойка нуждается в сотрудничестве. Вы коммуникабельны, добры и не забываете других людей. Ваш успех – помогать другим без награды, тогда она Вас сама найдет. Только остерегайтесь стать волонтером.

Вы хороший дипломат и миротворец. Присутствует отличное ощущение такта. Любите семью – домашний очаг и родные очень важны в Вашей жизни. Пунктуальны в работе, придирчивы к мелочам. Вы застенчивы и часто предпочитаете не выходить из тени.

Нумерология предупреждает остерегаться негативных колебаний: чрезмерной восприимчивости, отказа от помощи другим, пугливости, неспособности рисковать и самоуничтожения. Обретите силу и мужество.

  1. Самовыражение. Вы счастливы, созидательны и многосторонняя личность. Энтузиаст по натуре, который энергичен, интеллектуален, оптимист – прирожденный лидер.

Обладаете отличным шестым чувством, и Вы добьетесь триумфа в ментальной работе.

Дружелюбны, а слово друзья для Вас не пустой звук. Вам хочется красоты, счастья и веселья для всех людей и для всего живого, что окружает Вас. Оригинальные идеи так и бьются ключом. Следуйте своим инстинктам – они правдивы.

Остерегайтесь: поспешности, некритичности, излишней болтливости, а также ревности, утраты самоуважения и нетерпимости.

ЧЗЖ для 4-9

По натуре Вы мастер, стремитесь к регулярности на работе и налаженности в доме. Детали имеют огромное значение в Вашей жизни – перебарщиваете с точностью.

Для Вас подойдет занятие интеллектуального направления, но также Вы хорошо можете работать руками. Трудолюб. Бережете деньги и обожаете свой дом. Вы работаете для получения денег, но забудьте об азартных играх.

Отрицательные эмоции, которых нужно остерегаться: стремление командовать, большая критичность, лень, нетерпимость, трудоголизм.

  1. Свобода. Вас невозможно контролировать, приходите и уходите когда захотите. Активность, неутомимость и разнообразие. Удача приходит в совместной работе с людьми. Новое просто влечет Вас: друзья, гардероб, незнакомые края. Однообразие быстро наводит скуку.

Коммуникабельны и легко заводите новых знакомых. Неоткрытые грани привлекают Вас, все хотите испытать сами. Порядок и дисциплина для Вас прежде всего.

Не идите на поводу у привычек. Ваши таланты находятся далеко от домашних хлопот и рабочих порядков.

Остерегайтесь безответственности, чрезмерного увлечения алкоголем, сексуальными играми и наркотиками.

  1. Ответственность. Учитесь служить другим, создавайте благо для других, при этом забудьте свои эгоистические намерения.

Вы обожаете комфорт, идеализм, музыкальные творение и красоту. По внешности Вы симпатичны, идеализм и справедливость у Вас в крови. Миротворец.

Закрываете глаза на промахи своих любимых. Думаете, что можете перевоспитать других. Много из вас вступают в брак, но есть люди, которые устанавливают непомерные критерии ко второй половине. Потому создают семью в позднем возрасте или вообще не создают.

Любите наслаждаться красивыми пейзажами. Справедливы. У Вас повышенная забота о людях, которые нуждаются в защите: дети, старики и больные.

Вам подходят профессии гуманитарного направления. Часто выбираете деятельность врача, учителя.

Остерегайтесь: бездушия, гордости и неразумности.

7. Мудрость. Вы постоянно учитесь. Знания для Вас все. Хотите открыть тайны Мироздания. Не доверяете другим, постоянно собираете информацию.

Это число одиночек, которые читают, размышляют и открывают. Вы должны познавать тайны из уст мировых мыслителей. Можете быть преподавателем или писателем. Учитесь, предавайте свои знания другим. Постигайте свое мастерство, и удача придет к Вам. Терпение одно из Ваших лучших качеств.

Остерегайтесь: меланхолии, алкоголя, лености и секретности.

  1. Движение . Тяжелый путь. По нумерологии триумф приходит при помощи знаний, равенства как духовного, так и материального.

С первого места устраните зарабатывание денег – это не главное в жизни. Научитесь работать больше для общего блага, тогда придет награда.

Лидерство Вам не чуждо. Управление и собственное дело Вам больше по душе. Манит большой бизнес, великие проекты.

Нумерология советует: научитесь твердости в принципах, закаляйте смелость и здравый смысл.

Вам может повезти в образовании, торговле, консалтинге. Интересуетесь метафизикой.

Остерегайтесь: скупости, эгоистических побуждений и расточительности.

  1. Сострадание. Терпимость и разумение – Ваши качества. Получите награду, когда поймете, что Ваше призвание служить людям. Старайтесь помочь им, вдохновляете их. Рискуете потерпеть поражение, если захотите власти.

У Вас развитый интеллект и проницательность. Ваши перспективы: благотворительность, труд в госпиталях. Вы делаете Мир лучше.

Вибрации, которых надо остерегаться: скупость, трусость и нерешительность.

Господствующие числа
  1. Вдохновение. По нумерологии от Вас многое ожидается. Жизненный путь сопряжен с Господствующим числом. Вы находитесь в эпицентре почтения.

Профессии, в которых можете преуспеть: посол, дипломат, министр, критик. Можете быть духовным советчиком. По жизни Вы философ, который верит в идеалы. Личные амбиции могут навредить, потому что Ваша цель передавать знания другим людям. Вы обязаны вести за собой других людей.

То как Вы живете вдохновляет других. Живите правильно. Вы можете стать актером, писателем, медиком, психологом – преуспеть в любой сфере, которая направленная на помощь другим.

Остерегайтесь: нечестности, хитрости, бесцельности.

Это сильное число и подходит не для всех людей. Если оно действует – значит, число Ваше. Если нет, то есть альтернатива -2. Не напрягайте Господствующие числа, не надо под них подстраивается.

  1. Универсальность. Число созидателей, создателей и архитекторов. Все кто рискуют во имя и блага других людей.

Мировые проблемы и глобальные предприятия – Ваши интересы. Лидерство и управление легко даются этому числу.

Можете работать учителем, в правительстве и общественных структурах. Все Ваши взгляды – универсальны, потому что Вы должны работать на общественное благо.

Остерегайтесь таких вибраций: нервозность, леность, хвастовства и безразличия. Если число не действует, то ему есть альтернатива – число 4.

Зная свой жизненный путь, мы можем определить для себя главные цели и уберечь себя от необдуманных проектов. Нумерология поможет Вам найти профессию – свой истинный путь в этом мире.

Здравствуйте, дорогие читатели. Хочу, для вас, написать серию статей касаемо нумерологии. Буду рада помочь тем людям, которым это необходимо. Думаю, вам будет интересно, вы откроете для себя много нового и интересного. Благодаря числам я очень много узнала о себе, детях, родителях, друзьях и знакомых. Цифры говорят нам о многом, все становится на свои места, ведь это некие подсказки, которые мы можем использовать в своей жизни. Если есть вопросы, касаемо себя или детей, то нумерология может дать на них ответы. Самое главное помнить, что в нумерологии нет плохих или хороших чисел, есть те качества, которые они показывают. Цифры это подсказка, с помощью которой можно диагностировать, но не оценивать человека. Отрицательных чисел в нумерологии нет.

Все цифры единичного ряда принадлежат числовому диапазону от 1 до 9 и наделены определенными свойствами, образами и понятиями.

ЧЖП - это сумма числа, месяца и даты рождения.

Что нам показывает?

Число жизненного пути показывает нам путь, которым человек идет всю жизнь, а также какой у него талант.

Например: 17 06 1956

1+7+6+1+9+5+6= 35

Сейчас я кратко расскажу о значениях каждого числа, где будут представлены положительные и отрицательные качества числа.

Если вы находитесь в минусе, то стоит поработать над собой, и стремится к положительным качествам числа.

ЧЖП 1

Если при расчете у вас получилась 1, то вы лидер, новатор, человек независимый, самостоятельный, амбициозный и активный. Вы сами справляетесь с любыми ситуациями в своей жизни, и более того, можете помочь другим.

Для вас важно всегда ставить перед собой цели и достигать их. 1 это лидеры, способные вести за собой.

Если вы ушли в минус, то скорее всего вы можете проявлять упрямство в некоторых вопросах. Вам могут быть присущи такие черты как: лень, эгоизм, нетерпение и пр.

ЧЖП 2

Если у вас при расчете получается 2, то вы, человек уравновешенный, чувственный, отзывчивый, общительный. Это баланс, гибкость, партнерство.

Двойкам очень важно партнерство, им нужно уметь поддерживать гармоничные отношения в любой ситуации и любых условиях. Больших успехов достигают в партнерстве.

Если же вы в минусе, то вам присущи такие качества как: стеснительность, нерешительность, жертвенность, занудство и пр.

ЧЖП 3

Если у вас получается 3, то вы прирожденный оптимист, окружающим с вами очень легко, вам присуща энергия творчества, радости, активности.

Человек с ЧЖП 3 обладает житейской мудростью, даром убеждения, и призван приносить радость и вдохновение в обществе. Элемент творчества вносят в любую деятельность.

Человеку необходимо получать от жизни радость и удовольствие.

Если же качества числа в минусе, то человеку может быть присуща поверхностная болтовня, жадность, суетливость, накопительство.

ЧЖП 4

Это стабильное число в нумерологии. Если у вас ЧЖП 4, то это говорит о надежности, стабильности, справедливости, четкости и ясности в поступках, говорит о дисциплине и порядке. Люди с ЧЖП 4 ответственные и надежные друзья.

Умеют достигать целей используя трудолюбие и упорство.

Если качества числа в минусе, то может быть некая самоуверенность, грубость, жесткость, контроль, лень, гордыня. Нередко консерватизм и боязнь перемен могут помешать продвижению по карьерной лестнице.

ЧЖП 5

Люди с ЧЖП 5 активны, любознательны, импульсивны, для них очень важно и необходимо движение, путешествия, смена впечатлений, смена деятельности. Очень важно не привязываться ни к людям, ни к ситуациям.

5 люди творчества, очень находчивы, свободолюбивы, умеют слышать и слушать. Вам нельзя останавливаться, необходимо расти. Работу лучше выбрать где возможен профессиональный рост.

Если 5 уходит в негатив, то это: безответственность, обидчивость, манипуляция, приукрашивание ситуаций.

ЧЖП 6

Характеристики этого числа, это: любовь, чувственность, ответственность, деликатность, отзывчивость. Для 6 важна семья, дом, карьера, все должно быть во время.

Любят украшать пространство вокруг себя, создавать комфорт и уют. Умеют находить общий язык с коллегами.

Если 6 уходит в минус, то обратите внимание на страхи, самобичевание, тревожность, гордыню, нужно срочно переходить в плюс.

ЧЖП 7

С людьми, у которых ЧЖП 7 комфортно и легко, они стараются любую ситуацию переводить в позитив, у них хорошо развита интуиция. Любят все анализировать. У них философский склад ума, они легки на подъем, но при этом быстро загораются, но и быстро гаснут. Поэтому, если человек с ЧЖП 7 предлагает выйти замуж, не раздумывайте долго.

Если говорить о отрицательных качествах, стоит отметить: зависть, коварство, эгоизм, мстительность, равнодушие.

ЧЖП 8

Люди с ЧЖП 8 наделены энергичностью, высокой самореализацией, трудолюбивы и настроены на достижение цели, как правило увлечены своим любимым делом.

Знают как привлечь деньги. Могут вести любой бизнес проект требующих организаторских качеств и качеств руководителя. Очень организованы, прозорливы, настроены на материальные блага.

Если 8 уходит в минус, то здесь стоит говорить о лени, самолюбовании, расточительстве, сарказме, консерватизме.

ЧЖП 9

Если при расчете получается 9, то вам присуща мудрость, отзывчивость, сострадание, щедрость души. 9 необходимо самопознание, самосовершенствование, их ключевые слова «служение людям». Могут дать хороший совет, а также имеют дар «целить словом».

Таким людям важно научиться отдавать не требуя взамен, сама Вселенная позаботится о них. Главное направление - это помощь людям.

В минусе это: страх будущего, страх смерти, нервозность, переменчивость, тревожность, панические атаки.

Управляющие числа в нумерологии

Далее у нас будут управляющие числа, 11, 22, 33… которые обладают высоким уровнем вибрации, чувствительностью, мудростью, знаниями, интуицией. Людям с таким числом необходимо раскрыть и понять свой потенциал.

Если этого не происходит, то человек живет по вибрации числа 2 (11), 4 (22), 6 (33)… и может быть недоволен жизнью, жизнь может не складываться так как хочется.

ЧЖП 11

Людям с ЧЖП 11 следует вдохновлять людей, вести переговоры. Это наставники, вдохновители, священники. Как правило хорошо развита интуиция, экстросенсорика, чувствительность.

В минусе это подавление людей, комплексы неполноценности, ложь, отсутствие цели, приземленность и пр.

ЧЖП 22

Хорошие организаторы, очень практичны, обладают врожденной харизмой, справедливы, правдивы. Не навязывают свою точку зрения, а учат и подсказывают.

Если в минусе, то присутствует желание наживы, чувство вины, гордыня.

ЧЖП 33

Прощение, эмоциональность, жертвенность, готовы всем дарить любовь. Если видят человека нуждающегося, то могут переживать, особенно если не могут ничем помочь.

Но сначала важно познать себя и исцелить себя, и раскрыть эти способности, тогда человек сможет приносить пользу, служить и помогать людям.

Что еще можно узнать по дате рождения?

2 Посмотреть в каком партнерском союзе находитесь. (Зеркало, Судьба, Карма)

3 Определить психотип.

4 Выявить проблемные точки, мешающие развитию личности.

5 Выявить потенциал: богатства, способность к руководству, энергетический потенциал.

6. Определить свой персональный год.

7. Понять ребенка и выявить таланты.

8. Понять свои ценности в жизни и откорректировать свой жизненный сценарий.

И многое другое.

Мой скайп: Алёна Кравченко alenyska-nusha


Жизненный путь

Число Жизненного Пути в нумерологии означает то, с чем Вы были посланы на Землю, то, что Вам надлежит делать, то, что заложено в Вашей натуре, те таланты, которые у вас есть, и то, что Вы в действительности представляете из себя. Это - Ваша суть, Ваша дорога по жизни. Если Вы с этим числом живете, имея положительное, оптимистичное отношение к жизни, вы успешно достигнете своей цели. Если живете пессимистично, могут возникнуть осложнения.
Жизненный Путь - это однозначное число, определяемое путем сложения всех чисел даты рождения. Заполните форму ниже и Вы узнаете какой Жизненный Путь символизирует Ваша дата рождения.
Но прежде обратите внимание вот на какой момент. В астрологии время рождения считается очень важным фактором при составлении гороскопа. В нумерологии же единственное, что необходимо учесть, не были ли Вы рождены от полуночи до часу ночи по летнему времени. Если кто-то был рожден в период между полуночью и часом ночи в тот период года, когда часы переводят на летнее время, то его дата рождения в действительности на один день раньше. В таком случае время необходимо уточнить, потому что это повлечет изменения даты рождения и всех остальных чисел, где необходимы точные данные.

Подпишитесь на новости

Психология жизненного пути

Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю (С.Л.Рубинштейн).Жизненный путь – это история индивидуального развития, жизнь человека как личности.

Жизненный путь человека – это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения (Б.Г.Ананьев). Жизненный путь является своеобразным портретом личности: в нем запечатлеваются ее мировоззрение и жизненная направленность, притязания и достижения, отношения к жизненным трудностям и способы их преодоления.

В психологической науке проблема целостного жизненного пути личности до сих пор является одной из наименее разработанных. Ученые по-разному подходят к самому феномену жизненного пути. Первые научные попытки описания жизненного пути представляют собой построение теории личности «во времени» в противовес чисто структурным определениям личности. А первым исследователем эволюции личности в реальном временном протекании стал французский ученый П.Жане. Именно П.Жане предпринял попытку связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат.

Другую концепцию личности в масштабе жизненного пути предлагает Ш.Бюлер, чей труд о человеческой жизни считается исходным для изучения жизненного цикла и генетических связей между его фазами. Ш.Бюлер, опираясь на собственную концепцию, установила закономерности в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций, в изменении объема жизненной активности в зависимости от возраста.

Главной движущей силой развития, по Бюлер, является врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению – всесторонней реализации «самого себя». Самоосуществление – итог жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым стремился человек осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию» (Ш.Бюлер). Самоосуществление, по Бюлер, может быть достигнуто путем целеустремленной жизни, благодаря творчеству, созиданию.

Понятие самоосуществления по смыслу близко понятию самореализации или самоактуализации. Но Бюлер считает, что самореализация является только моментом самоосуществления. Самоосуществление понимается как итог и как процесс, который в разные возрастные периоды может выступать по-разному: то как хорошее самочувствие (0-1,5 года); то как переживание завершения детства (12-18 лет); то как самореализация (25 (30) – 45 (50) лет); то как самозавершенность (65 (70) – 80 (85) лет).

Бюлер доказывает, что полнота, степень самоосуществления зависит от способности человека ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Эту способность Бюлер называет самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, т.е. чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Считая, что становление целевых структур является определяющим в индивидуальном развитии, Бюлер пытается понять его основные закономерности через изучение целей жизни личности. Обладание жизненными целями, по Бюлер, выступает и как условие сохранения психического здоровья.

На основе изучения сотен биографий самых разных людей, представителей различных социальных классов и групп – бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных и пр., Бюлер сформулировала идею о многофазности жизненного пути человека. Понятие фазы указывает на изменение направления развития, на прерывность в нем. Изучению в биографиях подвергались три аспекта: 1) внешний, объективный ход событий жизни; 2) история творческой деятельности человека и 3) возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.

Концепция жизненного цикла человека по Ш.Бюлер, заключается в следующем. Путем наложения линий развития по многим «измерениям» жизни (всего их было найдено 97) – в трудовой, профессиональной и семейной сферах, - были определены фазы жизненного цикла. По идее Бюлер, фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности – самоопределения. Таким образом, ею было обнаружено и описано 5 фаз жизни:

Первая фаза (возраст от рождения до 16-20 лет) считается периодом, предшествующим самоопределению, поскольку человек еще не имеет собственной семьи и профессиональной деятельности. Бюлер выносит его за пределы жизненного пути.

Во второй фазе (с 16-20 лет до 25-30 лет) человек пробует себя в разных видах деятельности, устанавливает контакты с представителями противоположного пола в поисках супруга (супруги). Эти пробы носят предварительный, диффузный характер, однако это и есть начало самоопределения. Особенностью внутреннего мира молодого человека являются надежды – эскизы возможных путей дальнейшей жизни. Иногда в преддверии выбора жизненных целей и путей их осуществления юноша испытывает растерянность, неуверенность и, в то же время, жажду великих дел.

Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) наступает тогда, когда человек находит свое призвание или просто постоянное профессиональное занятие, когда у него возникает собственная семья. Это пора зрелости и самый богатый период жизни. Зрелому человеку свойственны реалистичные ожидания от жизни, трезвая оценка своих возможностей, субъективное переживание этого возраста как апогея жизни. В зрелости человек ставит определенные жизненные цели и имеет результаты продвижения к ним. Благодаря этому, приблизительно к 40 годам, устанавливается самооценка личности, в которой находят отражение результаты жизненного пути и жизни, как решаемой задачи.

В четвертой фазе (от 45-50 до 65-70 лет) человек завершает свою профессиональную деятельность. Из его семьи уходят взрослые дети. Человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Для многих этот период – «трудный» возраст - вследствие биологического увядания, потери репродуктивной способности, сокращения будущего времени жизни. У стареющих людей, по наблюдениям Бюлер, усиливается склонность к мечтам, одиночеству, воспоминаниям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом имеющегося профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.

В пятой фазе (от 65-70 лет до смерти) большинство людей оставляет профессиональную деятельность. В этот период люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время. Ослабевают социальные связи. Внутренний мир стариков обращен к прошлому. Будущее воспринимается с тревогой, которую усиливает предчувствие близкого конца. Преобладает желание покоя. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая прошлую жизнь как нечто целое. Одни, вспоминая события собственной жизни, понимают, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были.

Проблемы жизненного пути в отечественной психологии

В отечественной психологии заслуга в постановке и разработке проблемы жизненного пути принадлежит С.Л.Рубинштейну и Б.Г.Ананьеву. Приведенное выше определение личности, по Ананьеву, как современника эпохи и сверстника поколения, указывает на зависимость жизненного пути от исторического времени, в котором живет человек. По выражению Ананьева, сама история – основной партнер в жизненной драме человека, а общественные события становятся вехами его биографии.

Неслучайно, для описания жизненного пути Б.Г.Ананьев предлагает понятие «события». События – основная «единица» всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны изменения в направлении развития личности, динамика этих изменений, реальная перестройка ценностной системы личности и ее характера.

События жизни – это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека (С.Л.Рубинштейн). Б.Г.Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. Н.А.Логинова добавляет третью группу – события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека.

События среды – это те события, которые происходят по независящим от самого субъекта причинам. Так, Великая Отечественная война или перестройка, за которой последовал распад Советского Союза, явились для многих людей переломным моментом их личной жизни, стали событиями их собственной биографии. К событиям среды можно также отнести разнообразные перемены в жизни и ближайшем окружении человека: назначение на новую должность, рождение или смерть ближайших родственников, поступки окружающих, непосредственно влияющие на жизнь конкретного человека. Наконец, к событиям среды относят роковые случаи, счастливые и несчастные, происходящие в жизни человека и разом нарушающие все его планы и ситуацию в целом.

События среды не являются однозначными по своим последствиям. Будучи непосредственным участником того или иного события среды каждый и воспринимает его особенным образом, и проявляет себя по отношению к данному событию неповторимо, уникально. Значение того или иного события среды в жизни человека, таким образом, может быть понято только с учетом позиции самого человека по отношению к данному событию. Хорошо известна историческая роль блокады Ленинграда и ее последствия. Естественно большинство людей, имевших возможность выехать из блокадного города, использовали ее.

Однако были и другие примеры. Так женщина, имея возможность выехать из блокадного города, осталась там с двумя дочерьми. «Я знала, - сказала она по прошествии лет, - что не будет в моей жизни более грандиозного события. Я могла стать непосредственной участницей чего-то невероятного. Я не могла пропустить такой случай».

Вторая группа событий – события поведения человека в окружающей среде, т.е. события-поступки. События-поступки не только служат для достижения конкретной цели, но часто открывают новую жизненную перспективу. Они в полной мере позволяют проявить отношения личности к происходящему в мире. Причем, для понимания личности, как правило, важен не сам факт поступка, а то, что человек хотел «сказать» им.

События-поступки имеют основу в сложившихся обстоятельствах, но вызревают в сфере переживаний, во внутреннем мире человека. Их смысл сводится к утверждению или отрицанию каких-либо ценностей.

Поиск, открытие, принятие или отвержение ценностей составляют духовную биографию личности, которая имеет свои узловые моменты – события внутренней жизни. Событиями внутренней жизни являются прочтение книги или просмотр спектакля и фильма, неслучайно ставших памятными; встреча с человеком, который оказал особое влияние в духовном плане, что повлияло на дальнейшее течение жизни; контакт с профессиональным психологом или психотерапевтом, который приводит к «обретению себя» и т.д. Событием внутренней жизни могут стать «походы в лес» или «размышления на кочке» (привожу реальные примеры таких событий), наполненные особым смыслом и переживаниями, которые человек проносит через всю свою жизнь. Очевидно, то, какие мы есть – не в последнюю очередь определяется такими событиями.

Для описания жизненного пути очень продуктивным является понятие жизненного выбора. Выбор – это поступок.

Жизненный выбор – поступок в масштабе жизни. Жизненный выбор – это переломный момент на жизненном пути, который имеет свою структуру и внутренние тенденции, свидетельствующие о направленности личности, способах ее взаимодействия с миром и уровне развития. Жизненный выбор вписывает человека в определенный социальный контекст, способствуя освоению конкретных отношений и видов деятельности, возникновению новых функций и форм активности, повышению инициативы и социальной ответственности. Жизненный выбор позволяет «увидеть», ради чего человек живет, к чему стремится, как достигает своих жизненных целей.

Выбирая место жительства, учебы или работы, спутника жизни или начальника, а так же, решаясь на рождение ребенка или развод и т.п., человек отстаивает свои жизненные ценности (не те, за которые мы платим, а те, ради которых живем). Таким образом, жизненные ценности (например, интересная работа, счастливая семейная жизнь, здоровье и пр.) выступают как содержательно-смысловая характеристика жизненного выбора.

Кроме того, совершая выбор, каждый из нас принимает решение, а затем реализует его. И своеобразие принятия решения по жизненно важному поводу, и реализация принятого решения (способов такой реализации – множество) – все это слагаемые жизненного выбора, его инструментальные характеристики. Исходя из понятия жизненного выбора и перефразируя Ж.-П.Сартра, можно предложить еще одно определение личности: «Личность – это ее выборы».