Появление дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы

В давние времена не было ни личных автомобилей, ни общественного транспорта. Даже конных экипажей ещё не было, и люди ходили пешком из одного поселения в другое. Но им надо было знать, куда ведёт та или иная дорога. А ещё им важно было знать, какое расстояние осталось пройти до нужного места. Чтобы передать эту информацию, наши предки ставили на дорогах камни, особым образом надламывали ветки, делали зарубки на стволах деревьев.

А в Древнем Риме, ещё во времена императора Августа, появились знаки, которые либо требовали — «Уступи дорогу», либо предупреждали — «Это опасное место». Кроме того, римляне стали ставить вдоль самых важных дорог каменные столбы. На них высекали расстояние от данного столба до главной площади в Риме — Римского Форума.

Можно сказать, что это были первые дорожные знаки. Вспомни знаменитую картину В. М. Васнецова «Витязь на распутье». Сидит на своём коне у перекрёстка дорог сказочный богатырь и думает — куда ему поехать? А на камне высечена информация. Так что камень этот можно считать дорожным знаком.

Римская система обозначения расстояний позже распространилась и в других странах. В России в XVI веке, при царе Фёдоре Иоанновиче, на дороге, которая вела из Москвы в царское имение Коломенское, поставили верстовые столбы высотой в 4 метра. Отсюда и пошло выражение «верста коломенская».

При Петре I система верстовых столбов появилась на всех дорогах Российской империи. Столбы стали раскрашивать в чёрные и белые полосы. Так их было лучше видно в любое время суток. На них указывали расстояние от одного поселения до другого и название местности.

Но серьёзная необходимость в дорожных знаках возникла с появлением автомобилей. Высокая скорость, большой тормозной путь, плохое состояние дорог потребовали создания системы знаков, которые давали бы водителям и пешеходам нужную информацию. И сто с лишним лет назад, на конгрессе Международного туристского союза, было принято решение о том, что дорожные знаки должны быть во всём мире едиными по назначению и виду. А в 1900 году договорились, что на всех дорожных знаках должны быть не надписи, а символы — понятные и иностранным туристам, и неграмотным людям.

В 1903 году на улицах Парижа появились первые дорож-ные знаки. А ещё через 6 лет на Международной конференции в Париже договорились устанавливать дорожные знаки с правой стороны, по ходу движения, за 250 метров до начала опасного участка. Тогда же были установлены первые четыре дорожных знака. Они сохранились и до наших дней, хотя их внешний вид изменился. Эти знаки имеют такие названия: «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение равнозначных дорог» и «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».

В 1909 году первые дорожные знаки официально появились и в России.

Впоследствии были определены количество знаков, их форма и цвета.

Дорожные знаки являются неотъемлемой частью дорог и порядка на них. Сложно представить жизнь без них. И недавно я задумалась, откуда они взялись, кто и как их придумал.

Но обо всем по порядку.

Первые знаки

Существует много гипотез о самых первых указателях. Считается, что первобытные люди прокладывали маршруты через леса и на открытой местности, оставляя маленькие каменные кучки, делая зарубки на деревьях или надламывая ветки.

Не самый лучший вариант. Метки, ветки и камни не всегда можно разглядеть.

Следующий шаг

Далее люди решили ставить столбы со скульптурными головами богов, государственных деятелей и философов, чтобы они контрастировали с природными пейзажами. Со временем на указатели добавили надписи населенных пунктов.

Официально первая система дорожных знаков зародилась в Древнем Риме. На дорогах устанавливали цилиндрические мильные столбы. На них была информация о расстоянии от Римского форума, где находился золотой мильный столб. Поэтому «все дороги ведут в Рим».

Оттуда система мильных столбов распространилась повсюду. Хотя у нас указатели появились довольно поздно: только во времена Петра I.

Новый толчок

Первые правила дорожного движения в современном понимании появились в Португалии в 1686 году. На узких улочках Лиссабона устанавливали знаки приоритета, регулирующие транспортные потоки.

В широком масштабе дорожные знаки начали устанавливать для быстрых и тихих велосипедистов в 1870-х годах. Указатели не содержали информацию о расстоянии, а предупреждали, например, о крутых холмах.

С развитием автомобильной промышленности систему дорожных знаков решили пересмотреть. В 1895 году Итальянский Туристический Клуб закончил разработку первой. В 1903 году в Париже установили первые знаки.

Стандартизация не удалась

И тут началось. Кто во что горазд. В каждой стране были свои дорожные знаки. Однако автомобильное движение в другие государства стало привычным делом. Появилась острая необходимость введения знаков международного значения.

Так, в Париже в 1909 году «Международной конвенцией относительно передвижения автомобилей» приняты следующие дорожные знаки: «Неровная дорога», «Извилистая дорога», «Перекрёсток», «Пересечение с железной дорогой».

Начиная с 1926 года интенсивно разрабатывались международные дорожные знаки, их изменяли и дополняли. Но как ни крути, знаки в разных странах отличаются. На некоторых китайских или японских вообще ничего не понять без знания языка.

Кто же их придумал

Дорожные знаки не изобрели одномоментно. Они развивались и модифицировались на протяжении многих лет.

Понятные всем разные виды указателей разрабатывал не один человек. В этой работе задействовали автомобильных пользователей и правительственные комитеты, чтобы создать легко воспринимаемые знаки. В любом деле нужна фокус-группа, и ПДД не исключение.

Чуток юмора напоследок


Сегодня очень популярно наклеивать разных человечков, животных и другое на знаки, придавая им веселый и неординарный вид. Точно знаю, что таких много в Италии.

А в зависимости от местности знаки могут предостерегать о представителях дикой природы, которые выбегают на дорогу: о лосях, медведях, киви, крокодилах, пингвинах и других животных. Плюс есть смешные, типа «нельзя ходить в туалет по-большому в лесу», «репродуктивная зона, не мешайте кенгуру» или «нельзя охотится на касаток» в пустыне.

Такие дела. А вы замечали необычные знаки в других странах?

Вместе с установкой камней и специальных столбов, отражающих расстояние до конкретного населенного пункта или направления движения, началась история дорожных знаков. С развитием автомобильной промышленности их количество пришлось существенно увеличить. Современные содержат более сотни знаков, позволяющих автомобилистам определять очередность проезда, в нужное время замечать опасность и так далее.

О назначении дорожной символики

При интенсивном движении транспортных средств необходимо четкое регулирование потока, поэтому в основном акцент делается на этом. Хотя история дорожных знаков насчитывает всего чуть больше сотни лет, за данный промежуток времени было придумано более тысячи элементов. Менялись материалы изготовления, варианты представления и внешние характеристики, но суть оставалась всегда одна.

Выделяют следующие знаки:

  • предупреждающие;
  • запрещающие;
  • информационные;
  • сервисные;
  • определяющие приоритет проезда;
  • предоставляющие дополнительную информацию;
  • устанавливающие особые предписания.

При обозначении в каждом конкретном случае используются определенные цвета и геометрические фигуры. Это делается для упрощения восприятия знаков, а также их своевременного обнаружения при движении. Кроме того, однотипные элементы всегда проще запомнить.

Первая интернациональная унификация

С официальной историей появления дорожных знаков можно связать первую в мире унификацию, которая состоялась в 1909 году в столице Франции. В результате проделанной работы была создана специальная конвенция автомобильного передвижения в международном масштабе. Соглашение подписали 16 европейских стран. В их число вошла и Россия.

Современному водителю первый набор знаков может показаться неожиданным, так как количество автомобилей на то время не превышало 6 тысяч единиц. В основном по улицам передвигался гужевой и рельсовый транспорт. Машины стали влиять на формирование пунктов правил дорожного движения гораздо позже.

На рубеже столетий установкой знаков были озабочены активисты автомобильных сообществ и туристических организаций. Однако частная инициатива была временным явлением. Сначала проблемы унификации начали решаться на международном уровне, затем ими стали заниматься и государственные органы власти.

Делегация СССР в 1926 году посетила международную конференцию в Париже, где на повестку дня была вынесена новая конвенция. Советская история дорожных знаков была переплетена со многими государствами. Представленную конвенцию также подписали:

  • Германия.
  • Бельгия.
  • Куба.
  • Ирландия.
  • Дания.
  • Болгария.
  • Греция.
  • Финляндия.
  • Италия.
  • Чехословакия и другие страны мира.

Следующий документ был учрежден в 1931 году, согласно которому число знаков достигло 26 единиц. Однако через 6 лет их количество было сокращено, так как государственные органы сумели доказать, что многие из них рассеивают внимание людей, находящихся за рулем.

Срыв унификации в середине XX века

В истории дорожных знаков была и неудачная попытка приведения их к единой форме, которая случилась в 1949 году. Через некоторое время после Второй мировой войны в Женеве принималась очередная конвенция о нормах дорожного движения, а также составлялся протокол о сигналах и символике. Документация утверждалась на международном уровне при участии 80 государств.

Однако протокол о существующих дорожных знаках поддержали лишь 34 станы. Разработанная система не была одобрена мировыми державами - Великобританией, СССР и США. На тот период на дорогах применялись следующие типы систем знаков.

Отказываться от знаков, действующих на территории страны, британцы и американцы не были согласны. Поэтому в это время можно наблюдать их многообразие.

Подписание женевского протокола СССР после 1959 года

Изучая историю не отметить важный период для После подписания женевского протокола в 1959 году их количество увеличивается до 78 штук. Они становятся более привычными для современных автолюбителей.

Знак, без остановки, появился уже тогда, но надпись на нем была сделана на русском языке. Ее заключали в треугольник, который был вложен в круг. В то время появился знак, отменяющий все существующие ограничения. До этого на дорогах он не применялся. В качестве основного символа, запрещающего обгон, стала использоваться машина.

Венская конвенция: великое единение

Именно в Вене в 1968 году удалось найти компромисс между двумя системами - американской и европейской. При формировании современной истории возникновения дорожных знаков этот момент стал переломным. Участие в подписании конвенции принимало 68 государств.

Чтобы достичь компромисса с американцами, европейцы в устоявшуюся систему ввели восьмиугольный знак STOP. В международной системе он стал являться единственным текстовым элементом. Изначально подразумевалось, что буквы белого цвета непосредственно на красном фоне в обязательном порядке привлекут внимание проезжающих водителей.

В Советском Союзе аналогичный знак появился на дорогах в 1973 году после официального вступления в силу пунктов ГОСТ 10807-71. Дорожная символика в документации является достаточно узнаваемой для нынешних водителей. Венская конвенция сыграла важную роль в унификации системы знаков дорожного движения. Новый порядок начали признавать в СССР, Китае, США, Японии и Великобритании.

Такова история создания дорожных знаков. Именно с 1968 года современные автолюбители могут путешествовать по миру без каких-либо сложностей. Прочтение знаков на дорогах перестало вызывать затруднения у водителей. На образцы Венской конвенции стали равняться все страны. Однако на самом деле никому не запрещено использовать собственные аналоги, поэтому иногда все же попадаются непонятные дорожные знаки.

О публикациях ПДД в России и СССР

Примерно за два года до образования Советского Союза были выпущены первые правила дорожного движения. В названии документа подразумевалось передвижение по Москве и ее окрестностям. В рамках тех правил описывались наиболее важные вопросы. Современные документы сильно отличаются от тех, что были представлены впервые в 1920 году, но тогда удалось положить начало пути.

Вскоре начали выдаваться водительские удостоверения, а также определились скоростные рамки передвижения по дорогам страны. В 1940 году опубликовали общие правила, которые редактировались для определенного города. Единую документацию ПДД утвердили лишь в 1951 году.

В качестве заключения

В целом история создания ПДД и дорожных знаков очень интересна и поучительна. Она напоминает систему формирования государств и различных образований. По ним можно изучать историю различных стран мира. Новые пункты в правила будут вноситься всегда, так как технологии постоянно развиваются. Со временем появятся новые знаки. В России один из них начал использоваться совсем недавно. Он подразумевает ведение фотофиксации на дорогах. Вместе с ним были введены временные знаки с особыми символами на желтом фоне.

Статья опубликована 11.10.2017 19:59 Последняя правка произведена 11.10.2017 16:59

В давние времена не было ни личных автомобилей, ни общественного транспорта. Даже конных экипажей ещё не было, и люди ходили пешком из одного поселения в другое. Но им надо было знать, куда ведёт та или иная дорога. А ещё им важно было знать, какое расстояние осталось пройти до нужного места. Чтобы передать эту информацию, наши предки ставили на дорогах камни, особым образом надламывали ветки, делали зарубки на стволах деревьев.

А в Древнем Риме, ещё во времена императора Августа, появились знаки, которые либо требовали - «Уступи дорогу», либо предупреждали - «Это опасное место». Кроме того, римляне стали ставить вдоль самых важных дорог каменные столбы. На них высекали расстояние от данного столба до главной площади в Риме - Римского Форума.

Можно сказать, что это были первые дорожные знаки. Вспомни знаменитую картину В. М. Васнецова «Витязь на распутье». Сидит на своём коне у перекрёстка дорог сказочный богатырь и думает - куда ему поехать? А на камне высечена информация. Так что камень этот можно считать дорожным знаком.

Римская система обозначения расстояний позже распространилась и в других странах. В России в XVI веке, при царе Фёдоре Иоанновиче, на дороге, которая вела из Москвы в царское имение Коломенское, поставили верстовые столбы высотой в 4 метра. Отсюда и пошло выражение «верста коломенская».

При Петре I система верстовых столбов появилась на всех дорогах Российской империи. Столбы стали раскрашивать в чёрные и белые полосы. Так их было лучше видно в любое время суток. На них указывали расстояние от одного поселения до другого и название местности.

Но серьёзная необходимость в дорожных знаках возникла с появлением автомобилей. Высокая скорость, большой тормозной путь, плохое состояние дорог потребовали создания системы знаков, которые давали бы водителям и пешеходам нужную информацию. И сто с лишним лет назад, на конгрессе Международного туристского союза, было принято решение о том, что дорожные знаки должны быть во всём мире едиными по назначению и виду. А в 1900 году договорились, что на всех дорожных знаках должны быть не надписи, а символы - понятные и иностранным туристам, и неграмотным людям.

В 1903 году на улицах Парижа появились первые дорож­ные знаки. А ещё через 6 лет на Международной конференции в Париже договорились устанавливать дорожные знаки с правой стороны, по ходу движения, за 250 метров до начала опасного участка. Тогда же были установлены первые четыре дорожных знака. Они сохранились и до наших дней, хотя их внешний вид изменился. Эти знаки имеют такие названия: «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение равнозначных дорог» и «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».

В 1909 году первые дорожные знаки официально появились и в России.

Впоследствии были определены количество знаков, их форма и цвета.

Также можете почитать о компании, которая занимается ремонтом дорожных знаков.

Как только человек «придумал» дороги, ему понадобились дорожные знаки, например для того, чтобы обозначать маршруты. Для этих целей древние люди использовали все подручные средства: обломанные ветки, зарубки на коре деревьев, камни определенной формы, установленные вдоль дорог. Не самый информативный вариант, да и отломанную ветку не всегда сразу увидишь, поэтому люди задумались о том, как отделить знак от пейзажа. Так вдоль дорог начали ставить статуи, например греческие гермы – четырехгранные столбы, завершенные скульптурной головой Гермеса (отсюда, собственно, и название). Потом, с пятого века до нашей эры, на гермах начали появляться головы и других персонажей: Вакха, Пана, фавнов, государственных деятелей, философов и других. Когда появилась письменность, на камнях начали делать надписи, чаще всего названия населенных пунктов.

Настоящую систему дорожных указателей разработали в Древнем Риме в третьем веке до нашей эры. В центре Рима у храма Сатурна установили золотой мильный столб, от которого отсчитывались все дороги, расходившиеся во все концы великой империи. На важных дорогах римляне устанавливали мильные столбы цилиндрической формы, на которые наносились надписи с информацией о расстоянии от Римского форума. Система мильных столбов получила широкое распространение не только в Римской империи, ее применяли во многих странах, в том числе и в России, где впервые верстовые столбы установили по указу Федора Ивановича на дороге от Москвы до Коломенского. Позже, при Петре I, вышел указ «ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по верстам на перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит». Впрочем, простой цифры на столбе оказалось мало, и на них начали наносить дополнительную информацию: название местности, границы владений, расстояние.

Первые дорожные знаки в современном понимании появились в 1903 году во Франции. Толчком для пересмотра системы дорожного оповещения стало появление первых автомобилей и, соответственно, аварии, которые неизбежно случались то тут, то там. Автомобиль был быстрее конного экипажа и в случае опасности затормозить так быстро, как обычный конь, железный просто не мог. Кроме того, лошадь – живая, она сама способна среагировать, не дожидаясь решения кучера. Впрочем, аварии были довольно редким явлением, но вызывали огромный интерес общественности именно потому, что и были редкостью. Чтобы унять общественность, на улицах Парижа были установлены три дорожных знака: «крутой спуск», «опасный поворот», «неровная дорога».

Автомобильный транспорт, естественно, развивался не только во Франции, и каждая страна думала над тем, как обезопасить дорожное движение. Для обсуждения этой проблемы представители европейских стран собрались в 1906 году и разработали «Международную конвенцию относительно передвижения автомобилей». Конвенцией прописывались требования к самому автомобилю и основные правила дорожного движения, так же вводилось четыре дорожных знака: «неровная дорога», «извилистая дорога», «перекресток», «пересечение с железной дорогой». Устанавливать знаки следовало за 250 метров до опасного участка. Немного позже, после ратификации конвенции, дорожные знаки появились и в России, и, что характерно, автолюбители на них внимания не обращали.

Несмотря на конвенцию, каждая страна принялась придумывать свои знаки дорожного движения, что не мудрено: четырех знаков на все случаи жизни не хватит. Например, Япония и Китай ограничивались парой иероглифов, обозначавших какое-то правило, европейские страны были лишены возможности двумя знаками письменности выразить целое правило, поэтому придумывали символы и образы. В СССР был придуман человечек, переходящий пешеходный переход. Внутри страны со знаками было все понятно, но вот выезжающий за границу человек попадал в неприятную ситуацию, где из множества знаков знакомыми оказывались два-три. Чтобы облегчить жизнь водителям, в 1931 году в Женеве была принята «Конвенция о введении единообразия и сигнализации на дорогах», которую подписали СССР, большинство европейских стран и Япония. Хотя к полному единообразию дорожных знаков это не привело. Так, например, в довоенное время одновременно действовали две системы дорожных знаков: европейская, на основе той самой конвенции 1931 года, и англо-американская, в которой вместо символов использовались надписи, а сами знаки были квадратными или прямоугольными.

В 1949 году в Женеве была принята еще одна попытка создания единой мировой системы дорожных знаков, «Протокол о дорожных знаках и сигналах». За основу взяли европейскую систему, и совершенно не удивительно, что страны американского континента подписать сей документ отказались. Если в конвенции 31 года было прописано 26 дорожных знаков, то новый протокол предусматривал уже 51 знак: 22 предупреждающих, 18 запрещающих, 9 указательных и 2 предписывающих. В остальном, если какие-то ситуации этими знаками не предусматривались, страны опять были вольны придумать что-то свое.

На сегодняшний день только в России применяется больше двух с половиной сотен дорожных знаков, охватывающих практически все стороны дорожного движения, и система постоянно развивается и совершенствуется. Не обходилось и без забавных моментов: в какой-то момент из перечня куда-то пропал знак «неровная дорога», вернувшийся в строй только в 1961 году. По какой причине знак пропал, неизвестно, то ли дороги вдруг стали ровные, то ли состояние их было настолько печальным, что особого смысла ставить предупреждение не было.