Презентации о подвиге г я седова. Покорение северного полюса

К 100-летию полярной экспедиции под руководством Георгия Яковлевича Седова.

Подготовила: ученица 6А класса Морозова Валерия

Гимназия №24

г. Магадан


Историческая справка

  • Время проведения экспедиции – 1912-1914 гг.
  • Цель экспедиции – достижение Северного полюса Земли.
  • Северный полюс на протяжении многих лет притягивал ученых и путешественников многих стран, попытки достигнуть его совершались неоднократно.
  • Покорение Северного полюса было не только важной научной задачей но и служило укреплению национального престижа страны.
  • Американцы Фредерик Кук (в 1908 г.) и Роберт Пири (в 1909 г.) заявили о покорении Северного полюса, однако их заявления подверглись сомнению и не были широко приняты общественностью.
  • Экспедиция финансировалась за счет частных пожертвований.

План экспедиции

  • Первоначальный план состоял в том, чтобы осенью 1912 года доставить участников экспедиции на корабле на остров Рудольфа – самый северный остров архипелага Земли Франца-Иосифа.
  • Далее Седов планировал совершить переход на собачьих упряжках по дрейфующим льдам до Северного полюса.
  • Общая длина возможного перехода по льдам на собачьих упряжках могла составить около 2500 км.

Состав экспедиции:

  • Георгий Яковлевич Седов – руководитель экспедиции
  • Николай Петрович Захаров – капитан шхуны
  • Николай Максимович Сахаров – штурман
  • Янис Зандерс и Мартиньш Зандерс – первый механик и второй механик, родные братья
  • Владимир Юльевич Визе и Михаил Алексеевич Павлов – научный штат экспедиции, недавние выпускники Петербургского университета (сокурсники и к тому же однокашники по гимназии)
  • П. Г. Кушаков – ветеринарный врач, выполнявший также обязанности судового врача
  • Николай Васильевич Пинегин – художник и фотограф, кинодокументалист

Седов Георгий Яковлевич

  • Российский гидрограф, полярный исследователь.
  • Выходец из рыбацкой семьи, офицер военно-морского флота, действительный член Русского географического общества, почётный член Русского астрономического общества.
  • До 1912 г. участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки Кары, Новой Земли, Карского моря, Каспийского моря, устья реки Колымы и морских подходов к ней, Крестовой губы

Владимир Юльевич Визе

  • Полярный исследователь, океанолог, член-корреспондент АН СССР (1933).
  • В 1912-1914 гг. Визе участвовал в экспедиции Георгия Яковлевича Седова.
  • Впоследствии участник и научный руководитель многих Советских арктических экспедиций.

Другие участники экспедиции

В.Ю. Визе, Г.Я Седов, П.Г. Кушаков, М.А. Павлов

(сидят на стульях, слева направо)

Подготовка экспедиции

  • На собранные средства 23 июля 1912 года Седов арендовал старую парусно-паровую шхуну «Святой великомученик Фока» бывший норвежский зверопромысловый барк «Гейзер» 1870 года постройки. Из-за спешки судно не удалось полностью отремонтировать, и экипаж беспокоила течь. «Святой великомученик Фока» был оборудован радиостанцией, однако Седову не удалось нанять радиста, из-за чего аппаратура оказалась бесполезной и была оставлена в Архангельске.
  • 19 августа 1912 года выяснилось, что грузоподъёмность «Фоки» не позволяет взять все необходимые экспедиции припасы. В результате после частичной разгрузки на берегу были оставлены часть продовольствия, топлива, питьевой воды и снаряжения.

Участник экспедиции В. Ю. Визе писал:

« Многое из заказанного снаряжения не было готово в срок… Наспех была набрана команда, профессиональных моряков в ней было мало. Наспех было закуплено продовольствие, причём архангельские купцы воспользовались спешкой и подсунули недоброкачественные продукты. Наспех в Архангельске были закуплены по сильно завышенной цене собаки – простые дворняжки. К счастью, вовремя подоспела свора прекрасных ездовых собак, заблаговременно закупленных в Западной Сибири.»


Начало экспедиции – 27 августа (14 августа по ст. ст.) 1912 года, Архангельск

Шхуна «Святой великомученик Фока». После выхода из Архангельска переименована Седовым в «Михаил Суворин», в честь одного из спонсоров экспедиции.


Первая зимовка

  • 15 сентября 1912 года на 77° с. ш. «Михаил Суворин» встретил непроходимые льды и не смог достигнуть Земли Франца-Иосифа .
  • По решению Седова, вопреки первоначальному плану построить из сруба зимовье, высадить полюсный отряд и вернуться в Архангельск судно осталось на зимовку на Новой Земле в бухте 76° с. ш. 60° в. д. около полуострова Панкратьева. У экипажа не было достаточно тёплой одежды.

Место первой зимовки


Первая зимовка

  • Во время зимовки у полуострова Панкратьева группа в составе В. Ю. Визе, М. А. Павлова и двух матросов пересекла Северный остров от места стоянки «Михаила Суворина» до залива Власьева на карской стороне. Был описан северо-восточный берег Новой Земли, выполнена важная научная работа.
  • Седов в сопровождении матроса А. Инютина впервые обогнул на санях северную оконечность острова, а также прошёл от Панкратьева полуострова до мыса Желания.

Место первой зимовки


Вторая навигация

  • 3 сентября 1913 года «Михаил Суворин» освободился ото льда и подошёл к мысу Флора острова Нортбрук (Земля Франца-Иосифа ) к базе Джексона. Члены экспедиции разобрали постройки базы на дрова.
  • Не пополнив припасов, 17 сентября экспедиция отправилась дальше, но уже 19 сентября остановилась на вторую зимовку в бухте острова Гукера (Земля Франца-Иосифа).
  • Во время зимовки судно не испытало сжатия льдов, и бухту назвали Тихая.

Архипелаг Земля Франца-Иосифа

Место второй зимовки

Остров Гукера


Вторая зимовка

  • Для второй зимовки не хватало топлива и продовольствия, сказывался неверно сформированный рацион питания экспедиции. Болезни среди экипажа усилились. Начиная с января, Седов почти не выходил из своей каюты. Внутренние помещения судна почти не отапливались и покрылись льдом.

В.Ю.Визе записал:

« Цинги избежали лишь семеро, употреблявших в пищу добытое охотой моржовое мясо, пивших горячую медвежью кровь. Большинство, в том числе и Седов, от подобной пищи отказывались».

« ..Главная наша пища - каша да каша. Самое неподходящее питание для полярных стран.»


Вторая зимовка

Георгий Яковлевич Седов на борту

экспедиционного судна


Вторая зимовка

«Михаил Суворин» во льдах

Побережье острова Гукера (современное фото)


Поход на полюс

  • 2 февраля 1914 года больной Седов вместе с матросами Г. И. Линником и А. И. Пустошным на трёх собачьих упряжках (имея всего 20 собак) вышли из бухты Тихой к полюсу.
  • Визе, Пинегин и Павлов проводили группу Седова до мыса Маркхема.

Матросы Г. И. Линник и А. И. Пустошный


Поход на полюс

Схема движения полюсной группы


Гибель Седова

  • По ходу движения прогрессировала болезнь Георгия Яковлевича, через неделю он не смог идти и приказал привязать себя к нартам, но продолжать поход.
  • 20 февраля 1914 года, на восемнадцатый день похода, Георгий Яковлевич скончался среди льдов возле острова Рудольфа.
  • Его спутники похоронили тело на острове Рудольфа – обернули в два парусиновых мешка, сделали крест из лыж и положили в могилу флаг, который Седов намеревался установить на Северном полюсе.
  • Затем они направились в обратный путь. Одна из собак – Фрам – осталась у могилы. Линник с Пустошным не смогли её поймать и оставили небольшой запас еды, в надежде, что пёс их догонит, но Фрам не вернулся.

Возвращение экспедиции

  • На обратном пути, 20 июля 1914 года, экипаж «Михаила Суворина» на старой базе Джексона на мысе Флора (остров Нортбрук, Земля Франца-Иосифа) случайно обнаружил и спас двух единственных выживших членов экспедиции Г. Л. Брусилова: штурмана В. И. Альбанова и матроса А. Э. Конрада.
  • На пути на юг «Михаил Суворин» испытывал жестокую нехватку топлива для паровой машины. Экипажу пришлось порубить на дрова мебель, палубные надстройки и даже переборки судна. Судно добралось до рыбацкого становища Рында на Мурмане 15 августа 1914 года в полуразрушенном состоянии.
  • Дальнейший путь в Архангельск члены экспедиции проделали на рейсовом пассажирском пароходе «Император Николай II» - за счёт капитана парохода, поскольку ни у кого из полярников не было денег.

Поиски экспедиции

  • К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции: Г. Я. Седова, Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять их поиски, были организованы несколько поисковых экспедиций.
  • Для поисков экспедиции Г.Я. Седова впервые в мировой истории использовалась полярная авиация: лётчик Ян Нагурский на гидросамолёте «Фарман МФ-11» исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении около 1060 км.

Гидросамолёт «Фарман МФ-11»

Ян Нагурский – первый

полярный лётчик


Названы в честь Г.Я. Седова:

посёлок Седово,

  • гидрографический ледокол «Георгий Седов», ледокольный пароход «Георгий Седов» и барк «Седов»,
  • Ростовское-на-Дону ордена «Знак Почёта» Мореходное училище,
  • ледник и мыс на острове Гукера (архипелаг Земля Франца-Иосифа),
  • остров в Баренцевом море,
  • мыс в Антарктиде, два залива и пик на Новой Земле,
  • самолёт авиакомпании Аэрофлот, бортовой номер VP-BKX,
  • улицы во многих городах России и Украины.

Список использованных ресурсов

  • Википедия - http://ru.wikipedia.org
  • Сайт Парусники - http://windgammers.narod.ru
  • Сайт Русского географического общества www.rgo.ru

«Лазарев» - Путь к южному полюсу. Лазарев был избран почетным членом Географического общества. За заслуги М.П. Лазарева через чин произвели в капитаны 2-го ранга. Обогнув мыс Горн, корабль 15 июля 1816 года вернулся в Кронштадт. Совершенные Лазаревым географические открытия имеют всемирно-историческое значение.

«Путешественники 19 века» - Камчатка. «Надежда» и «Нева». Река Амур. Иван Фёдорович Крузенштерн (1770-1846 гг.). Антарктида. Русские путешественники в первой половине XIX века. Япония. «Восток» и «Мирный». «Байкал». Ефим Васильевич Путятин (1804-1883 гг.). Сахалин. Ф.Ф.Беллинсгаузен (1778-1852 гг.) Лазарев. «Крейсер». Геннадий Иванович Невельской (1813-1876 гг.).

«Открытия» - Гуманизм явился важнейшей идеологической предпосылкой национализма. Адам Смит. Интенсивные торговые связи с Востоком. Герберт Спенсер. В истории Запада национальные государства всегда конфликтовали с католической церковью. Португальская колониальная система. Так, в 1640 г. была основана первая английская крепость в. Индии - форт св.

«Экспедиции» - Три плавания совершил Дж. М.В.Ломоносов не совершил ни одного путешествия в неизведанные страны. Залив Шелехова. ГДЕ? Великая Северная экспедиция - самая крупная исследовательская экспедиция в истории человечества. Ботик Петра I - дедушка русского флота. Корабль “Челюскин” во льдах. Корабль Петра I.

«Иван Фёдорович Крузенштерн» - Преподавательская деятельность. В 1811г. - преподаватель Морского кадетского корпуса. Сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна. И.Ф.Крузенштерн и «Надежда». Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846 гг.). И.Крузенштерн и М.Лисянский – «Колумбы русские». Первое кругосветное плавание. Скончался 24 августа 1846 года, на даче Асс, близ Таллина.

«Географические открытия» - Энрике Мореплаватель. Попробуйте предположить, каковы последствия Великих географических открытий? Выберите из предложенных вариантов, на ваш взгляд, правильные. О каких экспедициях идет речь в документах в рабочем листе. Почему географические открытия XY – XYI веков были названы великими? Путешествие Васко да Гамы вокруг Африки в Индию.


Георгий Яковлевич Седов родился в 1877 году на берегу Азовского моря в семье бедного рыбака на хуторе Кривая Коса (ныне поселок имени Г. Я. Седова). Мальчик с одиннадцати лет начал работать вместе с отцом и старшими братьями на рыбьих промыслах. Только в 14 лет отец разрешил ему учиться, и Седов поступил в приходскую школу. Георгий Яковлевич Седов (гг.), предпринял в 1912 году первую в России экспедицию к Северному полюсу.


Шестнадцати лет Г. Я. Седов устроился рабочим торгового склада помещика Фролова, затем приказчиком в его лавке. Однако юношу неудержимо тянуло к науке и к морю. Летом 1894 года без ведома родителей Г. Седов ушел в Ростов-на-Дону, чтобы поступить учиться. После полутора лет работы матросом на парусном боте, в сентябре 1895 года он был принят в Мореходные классы, а 14 марта 1899 года получил диплом штурмана дальнего плавания.


Осенью 1901 года Седов блестяще сдал экзамены за курс морского корпуса и был произведен в поручики запаса флота по морской части. В годах в должности помощника начальника гидрографической экспедиции он принимал участие в исследованиях Новой Земли, острова Вайгач и юго-западной части Карского моря. В это время у него возникла идея организации экспедиции к Северному полюсу. Однако осуществление ее пришлось отложить на многие годы. Служба забрасывает Г. Я. Седова на дальний Восток, на Каспийское море, а затем в устье Колымы (1909 год). В эти годы Седова избирают действительным членом Географического и Астрономического обществ.




Мемориальная доска на здании лоцвахты (набережная Седова, д. 30). В этом доме с конца июля по 27 августа 1912 года жили члены экспедиции Г. Я. Седова к Северному полюсу. Это была первая русская экспедиция к центру Северного Полярного бассейна. Для экспедиции было зафрахтовано старое, но хорошо сохранившееся судно «Святой мученик Фока». 27 августа 1912 года это судно поднялось по Северной Двине в центр Архангельска и отсюда взяло курс в море. На здании морского вокзала в честь этого события установлена мемориальная доска.


У Новой Земли судно встретило непроходимые для него льды и было вынуждено зазимовать у полуострова Панкратьева. К Земле Франца Иосифа экспедиция подошла только 13 сентября 1913 года и здесь стала на вторую зимовку. А 15 февраля 1914 года Г. Я. Седов уже больной, в сопровождении матросов Г. И. Линника и А. И. Пустошного на трех собачьих упряжках вышел к полюсу, до которого оставалось еще больше 900 километров.




Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде и ледокольный пароход "Георгий Седов". Именем Г. Я. Седова в городе Архангельске названа набережная.



Сегодня при упоминании фамилии Седов в лучшем случае большинство вспомнить о российском парусном судне, кто-то о том, что фамилия эта так или иначе связана с морем, но многие не смогут сказать ничего определенного. Память людей выборочна, особенно, если речь идет о событиях далекого прошлого. 5 марта 2014 года исполняется ровно 100 лет со дня смерти Георгия Седова, который был русским морским офицером, гидрографом, полярным исследователем. Он умер при попытке осуществить свою мечту – достичь Северного полюса.

Георгий Яковлевич Седов (1877-1914) являлся выходцем из обыкновенной рыбацкой семьи. Низкое происхождение не помешало ему самому писать свою судьбу. Он сумел стать офицером военно-морского флота (старший лейтенант), являлся почетным членом Русского астрономического общества и действительным членом Русского географического общества. Участник большого количества экспедиций, среди которых экспедиции по изучению Новой Земли, острова Вайгач, устья реки Кары, Карского моря, устья реки Колымы и морских подходов к этой реке, Крестовой губы, а также Каспийского моря. Во времена СССР деятельности и исследованиям Георгия Седова было уделено повышенное внимание. Свою роль в этом сыграло подходящее происхождение мореплавателя – он вышел из низших слоев общества.

Георгий Седов появился на свет 5 мая 1877 года в небольшом селе Кривая Коса (в настоящее время это поселок Седово, в Донецкой области). Поселок расположен на живописном берегу Азовского моря. Отец мальчика был рыбаком, уже с возраста 8 лет он начал брать своего сына на рыбный промысел в море. Семья жила достаточно бедно, отец часто пил и мог подолгу не появляться дома. По этой причине о получении образования Георгий мог лишь мечтать. В один момент он даже вынужден был стать батраком у зажиточного казака, работая у него дома за еду.

Лишь в 1891 году в возрасте 14 лет Георгий Седов поступил в церковно-приходскую школу, где, впрочем, продемонстрировал, что способности к обучению у него были. Трехлетний курс обучения он сумел закончить за 2 года. Уже тогда у него сформировалась мечта – стать капитаном. При этом юноша уже слышал о существовании в Таганроге и Ростове специальных мореходных школ. Поэтому недолго думая в 1894 году он ушел из дома, забрав документы и похвальные грамоты за учебу. А учился он, хотя и мало, но хорошо. Седов был первым учеником школы, неофициальным помощником преподавателя и получил после обучения похвальный лист.

В Ростове-на-Дону начальник училища, проведя собеседование с юношей и убедившись в его грамотности, пообещал зачислить Седова, но лишь на том условии, что молодой человек предоставит ему свидетельство о трехмесячном плавании на торговых судах. Для выполнения данного условия Седову пришлось устроиться на пароход матросом. После чего со всеми необходимыми рекомендациями и документами он вновь прибыл в училище и был в него зачислен. В 1898 году он с отличием заканчивает обучение в мореходной школе, получив образование штурмана.

Практически сразу же молодой моряк смог устроится помощником капитана на корабль «Султан». С этим торговым судном Георгия Седова связывало много разнообразных испытаний. Однажды, капитан корабля сильно заболел уже во время похода, молодому штурману пришлось взять командование «Султаном» на себя. Все это сопровождалось штормовой погодой, но, не смотря на сильный шторм, Седов сумел привести судно в порт назначения. Заняв на время пост капитана, он сумел получить незабываемый опыт. Походив некоторое время по разным морям, он решил продолжить свое обучение. В 1901 году Седов сумел экстерном сдать экзамены за полный курс Петербургского морского корпуса. Всего через год он получил чин поручика запаса и был прикомандирован к Главному гидрографическому управлению. Именно так начался его жизненный путь исследователя.

В апреле 1903 года Седов отправляется в Архангельск, в этой поездке ему удается принять непосредственное участие в экспедиции по исследованию берегов Карского моря и архипелага Новая Земля. Проведя в этих суровых краях около 6 месяцев, Георгий Седов просто влюбляется в Арктику на всю свою жизнь. На некоторое время его исследования были прерваны начавшейся русско-японская войной. Офицера отправили на службу на Дальний Восток, где он был назначен командиром миноноски (специальное минное судно, имеющее водоизмещение от 20 до 100 тонн). Однако и во время войны и после Седов мечтал вернуться назад, на север нашей страны. Вернуться обратно в Санкт-Петербург на прежнее место службы ему удалось лишь в 1908 году.

При этом первоначально Главное гидрографическое управление отправило его работать на Каспий, где он в течение года проводил исследования. После этого Седова заинтересовала проблема проходимости СМП – Северного морского пути. Заинтересованность эта была отмечена, и Георгий Седов был назначен старшим экспедиции, основной целью которой стало изучение устья реки Колыма и поиск в этом районе страны удобного фарватера для многочисленных торговых судов, которые следовали сюда из Архангельска. В течение года, пока продолжалась экспедиция, Седов не только смог описать и нанести на карту устье реке Колыма, но и провести исследования прилегающего морского побережья и его глубины у берега.

Вернувшись назад в столицу, Седов зачитал доклад об экспедиции в Географическом обществе, где выразил свое мнение о том, что низовья реки Колыма пригодны для ведения судоходства. Помимо этого Седов выступил с предложением нового метода определения географических координат. После данного выступления о Георгии Седове в Петербурге заговорили уже всерьез. Он смог стать членом Российского географического общества. Все это время его никак не могла покинуть мысль об организации экспедиции к Северному полюсу.


Георгий Седов в полярном костюме в Архангельске в 1912 году

При этом на тот момент оба полюса планеты уже были покорены исследователями. Попытки покорения Северного полюса предпринимались с середины XIX века, но удалось это сделать лишь 6 апреля 1909 года. Отличились американцы, Роберт Пири после многочисленных неудачных попыток сумел достичь Северного полюса, установив на нем американский флаг. В это же самое время другой американский исследователь Фредерик Кук также сообщил о том, что ему удалось достичь Северного полюса вместе со своей экспедицией. В настоящее время споры о том, кто же из двух американцев был первым, а также побывали ли их экспедиции на Северном полюсе, по-прежнему не затихают. В такой обстановке Российская империя, страна, которая претендовала на самые ведущие позиции в мире, не хотела оставаться в стороне. Необходимо было лишь найти смельчака, который реализовал бы этот проект.

Такой смельчак нашелся, им стал старший лейтенант Георгий Седов. Седова всегда удивлял тот факт, что никто из жителей России никогда даже не пытался покорить Северный полюс. И это при таком географическом расположении нашей страны. Государственная дума Российской империи одобрила предложенный план экспедиции, но правительство отказалось выделить на нее средства. В итоге деньги все же были собраны, но в ходе организованной частной кампании по их сбору. В том числе с помощью газеты «Новый мир» и ее владельца М. А. Суворина. Среди крупных частных инвесторов экспедиции был российский император Николай II, который лично выделил 10 тысяч рублей на нужды экспедиции. Всего удалось собрать более 40 тысяч рублей.

Помогли экспедиции и с судном. Зверопромышленник Дикин согласился передать во фрахт экспедиции парусно-паровое судно, носившее имя «Святой мученик Фока». Это был двухмачтовый корабль, построенный в Норвегии, судно отличалось развитым парусным вооружением и обладало дополнительной обшивкой бортов. Корабль имел все необходимое для мореходства в северных широтах. Старт экспедиции, хотя и со значительными трудностями, был дан 27 августа 1912 года.

Барк "Седов"

До архипелага Новая Земля экспедиция добралась вполне благополучно. Дальше ее путь шел к земле Франца Иосифа. При этом членам экспедиции пришлось остаться на зимовку на Новой Земле. Почти год шхуна «Святой мученик Фока» простояла скованная льдами. За это время команда корабля выполнила необходимый ремонт и в августе 1913 года продолжила свой дальнейший путь. На вторую зимовку корабль остановился на острове Гукера в бухте Тихой. Это были очень долгие и холодные дни. К этому моменту многие из команды экспедиции уже выступали против нее. Запасы угля были на исходе, для того чтобы согреться и приготовить пищу члены экспедиции жгли все, что попадалось им под руку. Часть членов экспедиции болела цингой, заболел и сам Георгий Седов, но отступать от своих планов он не хотел.

Отчасти это объяснялось и тем, что часть средств на экспедицию была получена им как кредиты, расплачиваться по ним Седову предстояло из гонораров за предоставленные материалы исследований. Поэтому 15 февраля 1914 года Георгий Седов с несколькими добровольцами на собачьих упряжках отправился к острову Рудольфа. Исследователь планировал пешком дойти до самой северной точки Земли, водрузив там российский флаг, и по велению льдов вернуться либо на Новую Землю, либо отправится в Гренландию.

Каждый день экспедиция проходила не больше 15 километров пути. Исследователям мешал сильнейший, пронизывающий до костей ветер, трещины и полыни во льду. При этом силы постепенно покидали российского исследователя, но Седов не сдавался. Спустя 3 недели пути его организм не выдержал истощения и болезни, и его сердце просто остановилось, это произошло 5 марта 1914 года. Похоронили Седова на острове Рудольфа – самом северном острове Земли Франца-Иосифа. После этого через несколько дней ценой неимоверных усилий матросы смогли добраться до своего судна «Святого мученика Фока», который вернулся из этой экспедиции в Архангельск в августе 1914 года. Проведенное медицинское исследование показало, что на борту корабля не осталось ни одного здорового человека. Несмотря на трагический финал Георгий Седов смог навсегда вписать своей имя в освоение Арктики.

Имя Георгия Седова было навсегда увековечено на географических картах. Его именем были названы архипелаг, мыс, залив, пик, а также отдельный поселок. В свое время под его именем ходил гидрографический ледокол и речной пассажирский пароход. При этом продолжает свою четырехмачтовый барк «Седов», на котором проходят обучение будущие мореходы. На сегодняшний день данный барк является самым крупным учебным парусным судном в мире.

Источник: http://murzim.ru/jenciklopedii/100_velikih_puteshestvennikov/4467-sedov-georgiy-yakovlevich.html

Седов Георгий Яковлевич

(1877 – 1914)

135 лет со дня рождения Г.Я.Седова, русского гидрографа и исследователя Арктики (2012 год)

Российский гидрограф и полярный исследователь. В 1912 году организовал экспедицию к Северному полюсу на судне "Святой Фока". Зимовал на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа. Пытался достигнуть полюса на собачьих упряжках. Умер близ острова Рудольфа.

Георгий Седов родился в семье азовского рыбака с Кривой Косы. В семье было девять детей. Отец ушел на заработки и пропал на годы. С семи лет пришлось Ерке рыбачить, ходить на поденщину в поле.

До четырнадцати лет он был неграмотен, а потом, когда вернулся отец, кончил за два года трехклассную церковноприходскую школу и... убежал из дома.

В двадцать один год Седов получил диплом штурмана дальнего плавания, в двадцать четыре экстерном сдал экзамен и был произведен в поручики по Адмиралтейству, направлен в гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана.

В экспедиционных плаваниях Седов зарекомендовал себя блестяще. Георгий Яковлевич становится помощником начальника экспедиции. Биографы утверждают, что еще в 1903 году он впервые задумался о достижении полюса, когда познакомился в Архангельске с участниками американской полюсной экспедиции Циглера - Фиала. Это вполне вероятно. Но начинается русско-японская война, и он подает рапорт об откомандировании его на Дальний Восток. Седов командует миноноской № 48, которая несет сторожевую вахту в Амурском заливе. А в 1906 году его назначают помощником лоцмейстера Николаевской-на-Амуре крепости.

В газете "Уссурийская жизнь" молодой гидрограф выступает со статьями, в которых подчеркивает "значение Северного океанского пути для России", призывает к его освоению.
В 1908-1910 годах Седов работал в экспедиции Каспийского моря, затем проводил на Колыме обследование устья реки, а на Новой Земле картировал Крестовую Губу, где был заложен Ольгинский поселок.

Летом 1910 года, как раз перед экспедицией на Новую Землю, Седов женился на Вере Валерьяновне Май-Маевской.

По ее воспоминаниям, вернувшись с Новой Земли, Седов начал постоянно говорить о полюсной экспедиции. Но его вновь посылают на Каспий. Только 9 (22) марта 1912 года он подает докладную записку начальнику Главного гидрографического управления генерал-лейтенанту А. И. Вилькицкому: "Горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись еще во времена Ломоносова и не угасли до сих пор. Амундсен желает, во что бы то ни стало оставить честь открытия за Норвегией и Северного полюса. Он хочет идти в 1913 году, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг..."

Газеты восторженно приняли идею Первой русской экспедиции к Северному полюсу. Седова поддержали А. И. Вилькицкий, морской министр России И. К. Григорович. Николай II отнесся к плану экспедиции с пониманием. Седову был предоставлен двухлетний отпуск с сохранением содержания, из капитанов по Адмиралтейству он был переведен во флот с чином старшего лейтенанта. Сменив серебряные погоны гидрографа на золотые, сын азовского рыбака был, можно сказать, введен в высший свет.
Однако вскоре Георгия Яковлевича поджидало горькое разочарование. Специально созданная при Гидрографическом управлении комиссия резко и во многом справедливо раскритиковала план экспедиции. К 1912 году Георгий Яковлевич много и успешно поработал на Севере, но он не знал зимней Арктики, не имел никакого опыта движения по дрейфующим льдам. Отсюда и проистекали все промахи разработанного им плана. У Каньи, например, была сотня собак и два вспомогательных отряда. У Пири - двести пятьдесят собак и четыре вспомогательных отряда. По плану Седова переход к полюсу должны были осуществить всего три человека с тридцатью девятью собаками.

К тому же, стремясь "опередить" Амундсена, Георгий Яковлевич намечал срок выхода экспедиции на 1 июля. Времени на подготовку было явно недостаточно.

В конце мая Седов подготовил новый, уточненный план экспедиции. Количество собак увеличивалось теперь до шестидесяти, а груз был уменьшен с 3,25 до 2,18 пуда на одну собаку (около 38 килограммов). Но дневной рацион собаки пришлось снизить с 1 до 0,6 фунта (приблизительно до 250 граммов). Так что и в новом плане были явно нереальные цифры. Весь поход к полюсу и обратно должен был теперь продолжаться 172 дня - без малого шесть месяцев!

Однако Седов верил в свои силы, в силы русского человека. "Кому же, как не нам, привыкшим к работе на морозе, заселившим Север, дойти и до полюса? И я говорю: полюс будет завоеван русскими..."

Комиссия отвергла планы Седова. Император пожаловал 10 тысяч рублей, но правительство отказалось выделить деньги на экспедицию.

Может быть, объявить подписку? В газетах печатаются объявления. Кто-то жертвует сто рублей, кто-то несколько копеек. Создан комитет по подготовке экспедиции, во главе которого становятся издатели.

Бесконечное число самых неожиданных, самых нелепых препятствий пришлось преодолеть Седову во время подготовки экспедиции. Судно "Святой мученик Фока" удалось, например, зафрахтовать только 10 июля.

26 августа "Святой Фока" переведен из Соломбальской гавани к Соборной пристани Архангельска, а уже на следующий день - торжественные проводы, молебен, берется шампанское...
По плану "Фока" должен был доставить отряд Седова на Землю Франца-Иосифа и вернуться в Архангельск. Однако из-за позднего выхода выполнить план не удалось. Судно было затерто льдами у северо-западного побережья Новой Земли.

Нелегкой была эта зимовка: не хватало теплой одежды (ею был обеспечен только полюсный отряд), не хватало многих необходимейших "мелочей". Из-за спешки при сборах никто не знал даже, что взято, а что так и не успели получить.

Выяснилось, что поставщики жестоко обманули Седова. Солонина оказалась гнилой, как и треска.

Несмотря ни на что, Георгий Яковлевич не терял бодрости духа и даже подумывал идти к полюсу с Новой Земли. Участники экспедиции проводили разнообразные наблюдения и совершили несколько санных походов, существенно уточнив карту Новой Земли. Сам Седов вместе с боцманом А. И. Инютиным прошел со съемкой около семисот километров и впервые закартировал северное побережье архипелага. Это путешествие было очень нелегким - Георгий Яковлевич обморозил несколько пальцев на ногах, похудел на 15 килограммов.

"На обратном пути жизнь наша была трудна, больше - мучительна, ужасна, - писал он жене. - Около одного большого ледника... оторвало сильным ветром лед вплотную и унесло в море. Образовалась полынья шириной сажен 200. Эта полынья благодаря большому морозу покрылась тонким слоем льда (1,5 вершка). Так как нам деваться некуда было - либо идти назад, либо жить по ту сторону полыньи, обойти нельзя, либо переправляться, я решился на последнее. Сам пошел вперед, пробивая палкой лед, и тем, выбирая себе дорогу, а матросу приказал точно следовать с нартой по моим следам. Я уже благополучно переходил на другую сторону и в душе радовался, что нам удается переправиться, как вдруг слышу крик. Оглянулся: вижу нарту, собак и человека болтающимися в воде. Я поторопился, как только можно было, на помощь, но, не дойдя до человека шагов 10, сам провалился по грудь. Матрос просит помощи, а я сам в ней нуждаюсь.
...Не было никакой надежды на спасение. Лед обламывался, не за что было хвататься. Дул резкий холодный ветер со снегом, морозу - 12,5°. Члены коченели. Но Господь, по-видимому, был к нам милостив. Мы выползли снова на лед, подобрались с большой осторожностью к собакам, вцепились в постромки обеими руками, и я крикнул на собак изо всей силы, как только мог: "Прррр..." (вперед). Собаки рванулись, и нарта выскочила на лед, а затем с большой осторожностью добрались до берега..."

В начале лета пять человек во главе с капитаном Н. П. Захаровым. Ушли на юг, чтобы добраться до ближайшего становища, а оттуда в Архангельск. На судне кончался уголь. Седов надеялся, что еще летом 1913 года комитет сумеет обеспечить доставку угля и других припасов на Землю Франца-Иосифа.

Когда "Фока" в 1912 году не вернулся, в России раздавались голоса, призывавшие к организации спасательной экспедиции. Ведь на "Фоке" не было 10 станции, и судьба его оставалась неизвестной. Предполагали худшее.

Седов был полон решимости, во что бы то ни стало продолжить плавание к берегам Земли Франца-Иосифа и оттуда идти к полюсу. Но прошло лето, а льды все еще держали "Фоку" в плену, точнее, уже не "Фоку", а "Михаила Суворина": во время зимовки Седов переименовал "Святого Фоку" в честь редактора газеты "Новое время".

Только 6 сентября подул восточный ветер, и судно вместе со льдами отнесло от берега...

Офицеры экспедиции посчитали достижение Земли Франца-Иосифа очень маловероятным и призывали Седова повернуть назад. Это был ультиматум, почти бунт на корабле.

Но Седов повел судно вперед! Несколько дней начальник экспедиции практически не сходил с мостика. Лавировали в тяжелых льдах, жгли в топке бревна, доски, старые ящики. И все-таки они пробились! "Больших трудов стоило старому дряхлому судну добраться до этих широт, тем более что на пути встретилось нам столько льду, сколько ни одна экспедиция, кажется, не встречала. На вторую зимовку судно встало в бухте Тихой на острове Гукера. Надвигалась полярная ночь. Условия жизни были на этот раз крайне тяжелыми: помещения едва отапливались, в каютах лежал лед, и одеяла по утрам нередко примерзали к переборкам. Многие продукты уже кончились.

Свежего мяса добыть удавалось редко. Пришлось есть и полутухлую солонину. В подборе пищевых рационов тоже сказались и спешка при подготовке и отсутствие опыта у Георгия Яковлевича.

Первая зимовка прошла относительно благополучно, но в бухте болели почти все, только трое оставались здоровыми. Кровоточили десны, многие жаловались на одышку, на странные "ревматические" боли, некоторые едва передвигались на опухших скрюченных ногах. Болен был и Георгий Яковлевич. Иногда он целыми днями не выходил из каюты. "Совсем разбиты ноги ревматизмом, - день за днем читаем мы в его дневнике. -Я по-прежнему слаб, кашляю отчаянно... Испытываю какое-то болезненное состояние... Опять ноги простудил, опять голени болят..."

Несмотря на болезнь, несмотря на то, что еще первой зимой большинство ездовых собак погибло, Седов продолжал подготовку к полюсному походу. Пожалуй, никто, кроме самого Георгия Яковлевича, не верил, что есть малейшие шансы на успех. Выход был назначен на 2 (15) февраля 1914 года. Вместе с Седовым шли два матроса - Григорий Васильевич Линник и Александр Матвеевич Пустотный.

Из дневника Седова: "2 февраля. С утра тихо, пасмурно, температур - 13.

В 12 часов при температуре - 20° под пушечные выстрелы отвалили от судна к полюсу. Провожали нас верст пять вся здоровая команда и офицеры. Сначала дорога была плохая, но зато собакам помогала команда, а затем дорога улучшилась, а в конце Гукера встретили огромные ропаки, через которые пришлось переправляться благодаря наступившей темноте с большим препятствием; нарты опрокидывались, и люди падали. Я с больными ногами полетел несколько раз...

3 февраля. В 9 снялись с лагеря. Дорога скверная. Выпало много снега, и нарты врезаются в него. Собаки еле тащат. Подвигаемся тихо, тормозом является также третья нарта, которая без человека. Холод собачий -35°, при этом ветерок прямо в лоб... Ноги мои поправляются, слава Богу.

4 февраля. В 9 снялись. В полдень чудная красная желанная заря. Дорога несколько лучше, снег утрамбовало. Собаки идут хорошо, хотя третий день ничего не едят, сало медвежье есть отказались, сегодня дали галет - съели!.. Сегодня было здорово холодно. Я шел в рубашке, сильно продрог. Спасаемся примусом, жжем керосину около двух фунтов в день...

5 февраля. ...В общем, сегодня дорога выпала отвратительная, много рыхлого снега и ропаков. К вечеру... было адски холодно, а я умудрился и сегодня шагать в рубашке, ибо в полушубке тяжело. Продрог снова, в особенности замерзла холка, спина, плечи. Кашляю, тяжело очень при большом морозе дышать на ходу, приходится глубоко втягивать в грудь холодный воздух; боюсь простудить легкие...

7 февраля. ...Сегодня термометр минимальный показал - 40°. Дорога была ужасно мучительна, ропаки и рыхлый глубокий снег. Страшно тяжело было идти, а в особенности мне, больному. Собаки, бедняжки, не знали, куда свои морды прятать... От двух до четырех была вьюга. Это окончательно нас убило, мы едва продвигались вперед. Я все время оттирал лицо и все-таки не усмотрел, как немного обморозил нос...

...10 февраля. В 9 двинулись дальше. Я до того оказался слаб, благодаря бронхиту, что не мог десяти шагов пройти вперед. Сидел опять на нарте. Адски промерз, так как был одет для ходу. Кажется, еще больше усилил простуду, ибо стала болеть грудь и все ниже в правой стороне, страшно лихорадит. Дорога была скверная, а я все-таки был вынужден управлять своей нартой, был настоящим мучеником. Сейчас в палатке при огне очень дурно себя чувствую. Ужасно боюсь, чтобы не получить воспаление легких. У Пустошного шла кровь ртом и носом. У Линника сильно мерзли ноги. Сегодня был особенно холодный день.

...13 февраля, 13-е число неудачное, как вообще. Снялись в 9 и пошли в тумане (идет снег). Дорога тяжелая, собаки еле везут, ничего не видно... В 5 часов остановились ночевать. Вечером пришел медведь к палатке, огромный, собаки его погнали. Я, несмотря на болезнь, пошел с Линником на собачий лай. Пройдя кое-как около двух верст, мы нашли медведя сидящим в лунке, окруженного собаками. Я несколько раз стрелял в него с аршинного расстояния, но ружье так замерзло, что не дало ни одного выстрела. Когда пошли мы, разочарованные, назад, то я уже двигаться не мог, так плохо себя чувствовал. Пришлось остаться с собаками сторожить медведя, а Линник пошел за нартой. Вскоре медведь выскочил из лунки и побежал... собака за ним. Часа через два меня нашла нарта и привезла, как труп, в палатку. Здоровье свое ухудшил, а тут еще нужно залезать в замерзший обледенелый мешок.

14 февраля. Сегодня в 9 часов потащились дальше Снег, туман, ничего не видать, собаки не везут - караул. Протащились около трёх-четырех верст и стали лагерем... Здоровье мое очень скверно, вчерашний медведь ухудшил его...

16 февраля... Болен я адски и никуда не гожусь. Сегодня опять мне будут растирать ноги спиртом. Питаюсь только одним компотом и водой, другого ничего душа не принимает.

Увидели выше гор впервые милое, родное солнце. Ах, как оно красиво и хорошо! При виде его в нас весь мир перевернулся. Привет тебе, чудеснейшее чудо природы! Посвети близким на родине, как мы ютимся в палатке, больные, удрученные, под 82° северной широты!"
Матросы похоронили Седова на острове Рудольфа, самом северном острове самого северного нашего архипелага. Вместо гроба - два парусиновых мешка, в изголовье - крест, сделанный из лыж. В могилу положили флаг, который Седов мечтал водрузить на полюсе.
24 февраля (9 марта) Линник и Пустошный двинулись в обратный путь. В упряжке оставалось 14 собак. Керосину - на 5 варок. Экономя горючее, они ели мерзлое сало, вместо чая пили холодную воду, растапливая снег дыханием. Через пять дней керосин кончился.
Утром 6(19) марта Линник и Пустошный вернулись на корабль.

Вечером все собрались вместе. Читали дневник Седова, потом Линник рассказывал о последних днях Георгия Яковлевича.

Именем Седова названы архипелаг и остров, мыс и пик, пролив, два залива, две бухты... Именем его назван поселок Седова (бывшая Кривая Коса), где он родился и где открыт музей Георгия Яковлевича Седова. Улица Седова есть в Москве и во многих других городах и поселках. Именем Седова называли и называют корабли. Так, например, в историю полярных путешествий вошел героический, длившийся 812 суток дрейф ледокольного парохода "Георгий Седов", который пересек Северный Ледовитый океан.